cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Презентация текст и стили речи 6 класс – Презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме: Типы и стили речи | скачать бесплатно

Презентация "Типы и стили речи", 6 класс

Презентация по русскому языку на тему "Типы и стили речи" (6 класс).

Содержание

1.Стили речи.2.Типы речи.

Характеристика стилей речи:

Разговорный. Общение(разговорные слова, неполные предложения,диалог )

НАУЧНЫЙ-сообщение(термины)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ – воздействие (образные слова)

ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ (сообщение)(особые слова и обороты)

Разговорный стиль

Особенности разговорного стиля

Цель - общение

Cфера употребления – общение с близкими и хорошо знакомыми людьми,сфера бытовых отношений и устная форма профессиональных.

Стилевые черты

- Мы не всегда знаем, о чём будем говорить. - Мы не знаем , какие слова подберём. - Мы должны видеть и слышать участника разговора.

Языковые средства: ограничен состав книжных слов,много просторечныхслов,большое количество междометий, частиц, наличие неполных и короткихпредложений, богатство интонаций.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

Сфера употребления – язык художественной литературы.

Цель использования – создание художественного образа,эмоционально – эстетическое воздействие.

Языковые средства : 1.Эпитеты, сравнения, метафоры, гипербола и т. д. 2.Стилистические фигуры ( фигуры речи) : анафора, антитеза ,бессоюзие ,градация ,инверсия ,параллелизм ,риторический вопрос ,обращение ,умолчание ,эллипсис, эпифора.

Художественный стиль отличается образностью,широким использованием изобразительно –выразительных средств языка.

Художественный стиль речи

1. Предназначен для создания художественных, поэтических образов , эмоционально – эстетическоговоздействия , и все языковые средства , включаемыев художественное произведение, подчиняются задачам данного стиля.

2.Основная функция – эстетическая.

3.К средствам

художественной выразительности

относятся РИТМ , РИФМА , ИНТОНАЦИЯ, ЗВУКОПИСЬ

4.Характерная особенность – соединение различныхстилей речи , совмещение слов «высоких» и «низких»,присутствие разговорной лексики ,иногда – просторечий , диалектизмов, профессионализмов.

ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ

Сфера употребления - используется в официальной обстановке ( сфера законодательства , делопроизводства,административно – правовой деятельности ).

Цель: сообщение, информирование.

Основные жанры: законы, приказы ,постановлениярезолюции, протоколы, акты ,справки , инструкции,объявления, деловые бумаги (заявление, рапорт ,докладная…)

Особенности языка:1.Официально – деловая лексика2.Устойчивые , стандартизированные обороты речи3.Точность,не допускающая иного толкования.

Официально – деловой стиль речи.

Сфера употребления – правовые , служебные , производственные отношения.

Цель использования – сообщение, информирование.

Основные черты: 1.Точность, не допускающая иного толкования.2.Неличный характер. 3.Стандартизованность,стереотипностьпостроения текста.4.Долженствующе-предписывающий характер.

Языковые особенности.1.Лексика – широкое употребление стандартных оборотов речи, специальной терминологии.2.Синтаксис – осложнённые простые предложения.3.Типы речи – почти отсутствуют повествование и описание.4.Все документы лишены эмоциональности, отсутствуют изобразительныесредства языка.

Схема научного стиля речи

Речевая ситуация :

ЦЕЛЬ - СООБЩЕНИЕ,ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ

Стилевые черты: логичность изложения, отвлечённость и обобщённость,точность , доказательность, неэмоциональность и объективность

Стилистический эксперимент

Задание

Типы речи

Повествование

Описание

Рассуждение

Типы речи . Повествование.

Повествование – это рассказ, сообщение о каком – то событии в его временной последовательности.

Композиционные особенности: 1. Произведения повествовательного типа могут начинаться сразу с завязки и даже с развязки действия (т.е. событие может передаваться в прямой , хронологической последовательности и в обратной , когда мы сначала узнаём о развязке , а потом уже о самом дейcтвии).

2. Выразительная и изобразительная сила повествования заключается в наглядном представлении действия.

3. Особая роль принадлежит глаголам, обозначающим последовательно сменяющие друг друга события ,по-могают развёртыванию повествования.

ПОВЕСТВОВАНИЕ – это рассказ , сообщение о каком-то событии в его временной последовательности.

Главное – порядок протекания действия и развитие сюжета

Выразительная и изобразительная сила повествования заключается прежде всего в наглядном представлении действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.

Особая роль принадлежит ГЛАГОЛАМ , особенно формам прошедшего времени совершенного вида (они, обозначая последовательность событий, помогают развёртыванию повествования ).

К тексту – повествованию можно поставить вопрос ЧТО ПРОИЗОШЛО?

Метод фотографирования – НЕСКОЛЬКО ФОТОГРАФИЙ.

Повествование и его структура

Вступление

Завязка

Развязка

КУЛЬМИНАЦИЯ

Заключение

Описание и его структура

Описание – словесное изображение какого - либо явления действитель –ности путём перечисления и раскрытия его основных признаков.

Цель описания – сделать так , чтобы читатель (слушатель)увидел предмет описания, представил его в своём сознании.

Композиция описания:1.Общее представление о предмете.2.Отдельные признаки предмета. (описание деталей, частей)3.Авторская оценка, вывод ,заключение .

Языковые особенности:1. Широкое использование слов, обозначающих качества , свойства предметов. 2. Употребление глаголов несовершенного вида в форме прошедшего времени,а для особой наглядности ,изобразительности – в форме настоящего времени.3. Важную роль играют определения , назывные и неполные предложения .

Объекты описания в зависимости от ситуации и целей могут быть самые разные

Рассуждение и его структура

Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой – либо мысли .

Рассуждение – очень важный тип речи: чтобы убедить в чём – то, надо уметь рассуждать , доказывать , логически мыслить , делать обоснованные выводы . Это умение необходимо ,чтобы опровергнуть точку зрения оппонента , с которым вы не согласны.

Композиция1. Тезис ( высказывается какая – то мысль )2. Аргументы( доказательства или опровержение этой мысли). а)… б)… в)…

Убедительные, сопровождаемые примерами

3. Вывод ( заключение )

Рассуждение и его характерные особенности

Важно, чтобы

а) тезис был доказуемым и чётко сформулированнымб) аргументы были убедительными, их должно быть достаточно для доказательства вашего тезисав) между тезисом и аргументами, а также отдельными аргументами устанавливалась логическая и грам - матическая связьг) каждый аргумент подтверждал именно выдвинутый вами тезис , а не что – то другое ( факт – самое бес – спорное доказательство).д) для грамматической связи между аргументами , а также между тезисом и аргументами использовались вводные слова: во – первых , во – вторых , наконец , итак , следовательно , таким образом

Жанровые формы рассуждения

Письмо

Статья

infourok.ru

Урок русского языка в 6 классе «Текст и стили речи»

Урок русского языка в 6 классе

«Текст и стили речи»

УМК: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Цели деятельности учителя: совершенствовать умение определять стили речи, производить анализ текста

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цели деятельности ученика:

-пользоваться учебником, словарем, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;

-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;

Планируемые результаты:

Предметные: знать особенности стилей речи, сферу употребления, типичную ситуацию речевого общения, понимать важность опознавания различных стилей.

Метапредметные:

Познавательные УУД - самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;

Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.

Личностные – уважительное отношение к русскому языку, осознание его эстетической ценности, адекватная самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и незнания, стремление к речевому самосовершенствованию, развитию творческих способностей.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания

1.Оргмомент. Мотивация

Слово учителя

Проверка домашнего задания

Личностные результаты:

1.интерес к изучению русского языка.

2.Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей

2.Актуализация знаний, пробное действие

Учитель: Запишите число, классная работа

1)Сравните:

А)Лена, ты просто не представляешь, какая у нас соседка. Она уже немолода и малость плохо слышит. Все бы это ничего. Но она включает утром в своей гостиной телевизор на всю ивановскую. Слушает из кухни, когда в кастрюлях все булькает и на сковородках шкварчит! 

Б) Как известно, в мире существует много явлений, как химических, так и физических.
 Мы знаем, что физические явления -это явления, в результате которых не образуется новое вещество, а происходит изменение формы или агрегатногго состояния. Соответственно химические явления- это те явления, в результате которых это изменение происходит.

В) Прекрасна – и особенно в эту зиму – была Батуринская усадьба. Каменные столбы въезда во двор, снежно-сахарный двор, изрезанный по сугробам полозьями, тишина, солнце, в остром морозном воздухе сладкий запах чада из кухонь, что-то уютное, домашнее в следах, пробитых от поварской к дому, от людской к варку, конюшне и прочим службам, окружающим двор... 

2) Запишите тему урока

«Текст и стили речи»

Познавательные УУД

1.Анализировать, сравнивать, группировать

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

3.Выявление места и причины затруднения

Слово учителя:

-Докажите, что это разные тексты.

-Чем они еще различаются? (стилем).

-Что вы знаете о стилях речи?

-Можно ли убрать из нашей жизни какой-то или оставить один из них, а остальные убрать? Почему?

Познавательные УУД

1.Анализировать, сравнивать, группировать

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

4.Формулирование цели и построение проекта выхода из затруднения

Учитель: Определите цели урока.

-Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке.

Составьте план (проект) урока.

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

2. Определять цель урока

3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

5. Открытие нового знания

(реализация построенного проекта)

1.Учитель: что обозначает слово «стиль»?

(можно провести аукцион этого слова, то есть выслушать все толкования данного слова, выбрать лучший ответ, записать его в тетради и сравнить с эталоном – из словаря)

-все ли стили речи здесь представлены:

-каких нет?

2.Работа с учебником

1) чтение и анализ п.18, выводы

- в чем особенность стилей речи,

- какова сфера употребления каждого?

- какую решают типичную речевую ситуацию?

- так можно убрать какой-то из них?

3. Составление кластера или схемы ( если таблица, то определить, сколько колонок и какие заполняем на уроке)

Познавательные УУД:1.Выделять главное, свертывать информацию до ключевых слов.

2.Анализировать , сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

3.Пользоваться разными видами чтения, опираясь на механизмы и приемы читательской деятельности

6.Развитие учебно-языковых и речевых умений, творческая и практическая деятельность

1. Синтаксический разбор предложения

-А что ты там делаешь? –спросила Машка.

-построить схему, объяснить орфограммы;

- к тексту какого стиля можно отнести предложение?

-могли бы вы употребить его в других стилях речи?

2.определение стилевой принадлежности текста

А) упр.84

Б)упр.85(работа с орфограммами)и словарными словами (бордовый, типография, искусство- дать лексическое толкование слов)

3.Самостоятельная работа в парах (составление текста определенного стиля), ориентироваться на схему или таблицу, составленную ранее

4. Проверка самостоятельной работы (дети читают вслух), комментирование каждой работы

5 Выставление оценок

Регулятивные УУД

1.Искать пути решения проблемы

2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные УУД

1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль

7.Итоги. Рефлексия

Устный рассказ (Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? и т.д.)

Дайте оценку вашей работе на уроке.

Коммуникативные УУД

1.Строить связное монологическое высказывание

Регулятивные УУД

Соотнести цели и результаты своей деятельности

8.Домашнее задание

П.18, упр.87 или составить небольшой рассказ о стилях речи (по выбору)

infourok.ru

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему:Текст и стили речи

Урок 21. Текст и стили речи

Цели: закреплять знания об изученных стилях речи- учить определять стили речи; развивать навыки анализа текста само - юятельного поиска информации, орфографические навыки

Планируемые результаты: знание основных признаков текста

Ход урока I Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Упр. 83 — чтение и анализ творческих работ.) ill. Актуализация знаний Тестовая работа

(См.: КИМы, тест 3 (задание С1).) IV. Самоопределение к деятельности

(Чтение и обсуждение диалога на с. 47 учебника, текста доклада (упр. 84).)

Почему доклад Вани не понравился членам жюри? {Доклад — один из жанров научного стиля речи и должен отвечать требованиям этого стиля. А доклад Вани был сделан в разговорном стиле, поэтому докладом в полном смысле его назвать нельзя.)

Как избежать подобных ситуаций? (Чтобы не ошибиться с выбором стиля речи, необходимо учитывать ситуацию общения: понимать, где ты говоришь, о чём, с кем, с какой целью.)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке.' (Вспомнить основные характеристики стилей речи, упражняться в определении стилей, в создании текстов, соответствующих определённому стилю речи.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

1. Обсуждение вопроса и задания рубрики «Материалы для
самостоятельных наблюдений» (с. 46, 47).

Дополнительное задание

Кратко охарактеризуйте известные вам стили речи. (При мерный ответ. 1) Разговорный стиль — неофициальность, преобладание устной формы, эмоциональность, непосредственность, широкое использование разговорной лексики. 2) Научный стиль — официальность, преобладание письменной формы, подготовленность речи, логичность, объективность, точность, широкое использование специально! лексики. 3) Художественный стиль — эстетичность, образность, индивидуальность стиля, использование всех среден языка, стилистическая окрашенность лексики, использование тропов, фигур речи, звукописи.)

2. Упр. 85 — выразительное чтение текста, обсуждение, ком-
ментированное письмо.

VI. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику

Упр. 86 — выразительное чтение текста, обсуждение.

Упр. 87 — коллективное обсуждение. Подготовка к выпол нению домашнего задания.

Комментарии

Стиль текста близок к научному, точнее — научно-популяр ный с элементами художественного стиля: есть оценочная лек гика, использованы тропы, особые синтаксическое конструкции [красивый шрифт, настоящий шедевр), ряды однородных членов.

2. Словарная работа

Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 47, 48, подчеркните орфограммы.

Составьте словосочетания с этими словами.

3. Занимательная лингвистика

Интересна история одного из только что записанных слов — нордовый. Это слово заимствовано из французского языка I XVIII в.

Бордо — город на юго-западе Франции, в известном вино-иельческом регионе страны. Сорт изготавливаемого в Бордо вина, имеющего тёмно-красный оттенок, тоже получил название «бордо». Со временем так стали называть соответствующий цвет.

Примерно до середины XX в. правильным в русском языке считалось выражение цвет бордо, а сегодня более распространено ныражение бордовый цвет. Прилагательное бордовый, ранее относимое к просторечиям, образовалось от слова бордо при помощи суффикса -ое-.

VII. Подведение итогов урока

Приведите примеры текстов разных стилей.

- Может ли текст не принадлежать ни одному из стилей речи? Домашнее задание

Учебник: § 18, упр. 87.

infourok.ru

Презентация по русскому языку по теме "Стили речи"

  • Определите стиль речи:

А)публицистический

Б)научный

В)официально-деловой

Г)художественный (или литературный)

Д) разговорный

Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В. Исследования также показали, что объект необратимо изменяет свою молекулярную структуру под воздействием температуры свыше 300 К. При механическом воздействии на объект с силой до 1000 Н видимых изменений в структуре не наблюдается.

Сидорович плохо спал ночью, то и дело, просыпаясь под раскаты грома и сверкание молний. Это была одна из тех ужасных ночей, когда хочется закутаться под одеяло, высунув нос для притока воздуха, и представлять что ты в шалаше в дикой степи за сотни километров до ближайшего города.

Вдруг откуда ни возьмись Сидоровичу по уху проехалась ладонь спавшей рядом жены:

– Спи уже, путешественник хренов, – простонала она, сонно причмокивая языком.

Сидорович обиженно отвернулся, надувшись. Он думал о Тайге…

2. Определите стиль речи:

А)публицистический

Б)научный

В)официально-деловой

Г)художественный (или литературный)

Д) разговорный

Я, Иванов Иван Иванович, выражаю свои искреннюю благодарность сотрудникам компании ООО «Пример», в частности, Сидорову С.С. и Пупкову В.В. за высокий уровень качества обслуживания и оперативное урегулирование всех спорных моментов прямо на месте и прошу поощрить их в соответствием с условиями коллективного договора ООО «Пример».

3. Определите стиль речи:

А)публицистический

Б)научный

В)официально-деловой

Г)художественный (или литературный)

Д) разговорный

4. Определите стиль речи:

А)публицистический

Б)научный

В)официально-деловой

Г)художественный (или литературный)

Д) разговорный

Вы когда нибудь задумывалить о том, что было бы, если бы Земля поменялась местами с Юпитером? Я серьезно! Возникли бы Новые Васюки на его кольцах? Конечно нет! Они же из газа! Неужели вы хоть на минуту купились на такую откровенную чушь? В жизни не поверю! А если бы луна упала в Тихий Океан, на сколько бы поднялся его уровень? Вы, наверное, думаете, что я – редкий зануда, но, если я не задам эти вопросы, то кто?

Ученым лаборатории Х удалось совершить нечто! После долгих стараний они все-таки вывели животное, которое сочетает в себе черты внешности и характера как кошки, так и собаки. Этот зверь одновременно верный и своенравный. Он способен защитить своего хозяина, но сделает это не открыто, а хитро, выждав нужный момент. С полной уверенностью можно сказать, что такие животные станут самыми лучшими друзьями в каждой семье.

5. Определите стиль речи:

А)публицистический

Б)научный

В)официально-деловой

Г)художественный (или литературный)

Д) разговорный

Рубрика «Я познаю мир»!

6.

Когда мы говорим о самых больших животных в мире, часто сразу же вспоминаем и высочайшее животное, обитающее на суше - жирафа. Его рост – порядка 5-6 метров, 2 метра из которых - это его шея.

Крупнейшей рептилией считается морской крокодил (он же называется гребнистым, а также ноздреватым). Половозрелый самец имеет вес до 1 тонны при длине порядка 5,5 м.

7.

Гигантскую зеленую анаконду называют крупнейшей ящерицей/змеей. По максимуму она имеет длину 7,5 м, а вес – около 250 кг. Среди местных племен распространены легенды про встречи с более крупными экземплярами.

8.

Японского краба-паука называют крупнейшим членистоногим.

При весе 19 кг размах ног краба достигает 3,8 метров.

9.

10 . Проверочная работа.

  • О каком стиле текста идет речь?

Иногда в … тексте автор передает свои чувства и эмоции, чтобы сформировать у читателя нужное отношение к тем или иным описываемым объектам. Это отношение может быть как положительным, так и отрицательным.

2 . О каком стиле текста идет речь?

текст – это итог, результат или отчет об исследовательской деятельности, который создается для круга лиц, обладающих соответствующей квалификацией для его восприятия и оценки.

3. О каком стиле текста идет речь?

стиль – это стиль речи, служащий для непосредственного общения людей между собой. Его основная функция – коммуникативная (обмен информацией).

4. О каком стиле текста идет речь?

стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка и широко применяется в различных сферах общественной жизни: в газетах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений. Сюда же следует добавить политическую литературу для массового читателя и документальное кино.

11. Проведите соответствие:

А)  короткая форма переработки текста

Б) передача общего впечатления от предмета (явления, лица), а затем раскрытие отдельных его признаков

В) рассказ о каком-нибудь событии (эпизоде, случае из жизни), которое развертывается во времени

Г) предложения, связанные между собой по смыслу

Д) основа доказательства

Е) самостоятельное размышление, отстаивание своей точки зрение

Ж) слово в тексте, способное в совокупности с другими ключевыми словами представлять текст

З) предмет (суть) какого-либо рассуждения или изложения

И)  это системы речевых средств, которые используются при общении в зависимости от сферы направленности общения или сферы профессиональной деятельности.

Й) реализация авторского замысла

1. Текст

2. Тема

3. Основная мысль

4. Стиль речи

5. План текста

6. Ключевые слова

7.Сочинение-описание

8.Сочинение-рассуждение

9.Сочинение-повествование

10.Аргумент

Домашнее задание.

Порассуждайте над вопросами.

Приведите несколько аргументов «за» и «против».

Выразите свою точку зрения.

Команда 1 – Спорт полезен для человека…

Команда 2 – Здоровое питание способствует многому…

Команда 3 – Человек – самый хищный зверь…

Команда 4 – Родина может без человека, а человек – нет…

Команда 5 – Знания – путевка в «Жизнь»…

Команда 6 – Отношения человека и природы…

videouroki.net

План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему: Урок 6 класс Стили речи

Урок 3. Стили речи.

Стили речи — это системы речевых средств, исторически сложившихся и социально закрепленных, которые используются при общении в зависимости от сферы направленности общения или сферы профессиональной деятельности.

Стили речи.

Стили речи

С какой целью употребляем?

Где употребляется?

(сфера употребления)

Жанры речи

Языковые средства

Разговорный

Общение, обмен мыслями

Общение в быту, беседы.

Беседа, разговор, записка, частные письма

Разговорная лексика

Официально-деловой

Сообщение, информация

Общение людей с учреждениями, переписка

Законы, приказы, постановления, протоколы, справки, объявления, деловые бумаги

Официально-деловая лексика, устойчивые обороты речи.

Научный

Сообщение, объяснение научных трудов.

Научно-исследовательская деятельность.

Научная статья, научная работа, доклад, учебники

Термины, профессионализмы

Публицистический

Воздействие на слушателей, для агитации и пропаганды в газетах, журналах, по радио и телевидении

Агитационно-массовая, общественно-политическая  деятельность

Статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, судебная речь, выступление.

Обращения, слова высокого стиля.

Художественный

Воздействие с помощью образов на чувства и мысли читателей.

Словесно-художественное творчество

Драма

Проза

поэзия

Все богатства лексики

 

2.Назовите стиль по характеристике. Пользуйтесь таблицей.

– Обмен мыслями, просторечная лексика (разговорный)

– Передача научной информации, термины (научный)

– Передача деловой информации, деловые бумаги (официально-деловой)

– Средства массовой информации, эмоциональность (публицистический)

– Художественная литература (художественный)

Работа на доске и в тетрадях.(распределить слова)

Общеупотребительная

Книжная

Разговорная

Верх

Вершина

Макушка

Препятствие

Преграда

помеха

Бояться

Опасаться

трусить

прогнать

Изгнать

выставить

волноваться

Тревожиться

психовать

лицо

лик

морда(просторечное)

 

Определить стиль речи.Задание для группы № 1:“Ну что, Лёшка, рассказать тебе о нашем городе? Много памятников архитектуры, а не так давно был построен Ледовый Дворец. Мы туда с ребятами ходим кататься на коньках, так здорово! Также можно отдохнуть в Парке Мира или погонять на роликах у Вечного Огня. В общем, классно у нас в городе, приезжай – увидишь”.

Задание для группы № 2:Коломна территориально и юридически квалифицируется как часть Подмосковья. В городе и районе проживают немногим более 143 тысяч человек. За последние годы бурно развивается жилищное строительство, уменьшилась детская смертность, наблюдается положительная динамика в плане деторождения. Администрация города Коломны делает всё возможное для динамического развития города и повышения уровня благосостояния граждан.

Задание для группы № 3:Коломна – древний город, основанный в 12 веке. Согласно летописным сведениям, он появился всего лишь на 30 лет позднее Москвы.Само слово “Коломна” относится к финно-угорским племенам, жившим здесь до прихода славян. На их наречии это слово означало “место около кладбища”.Другие данные свидетельствуют о том, что слово Коломна имеет “географическое” происхождение – ведь есть и река Коломенка, и село Коломенское.

Задание для группы № 4:Коломна – город, основанный в 1177 году. Летописные сведения свидетельствуют о детерминации финно-угорской группы языков в названии этого города.Лингвистический анализ, проведённый исследователями и учёными – языковедами, подтверждает эту гипотезу.Развивая свои исторические традиции, город по праву входит в пятёрку самых динамично развивающихся субъектов Подмосковья.

Задание для группы № 5:Трудно найти в Подмосковье такой же красивый город, как Коломна. Живописные устья рек, своеобразный ландшафт позволяют в полной мере насладиться красотами этого хранилища традиций древности.Словно невидимые стражи города, при въезде в него гостей встречают монументальные стелы, а когда проезжаешь мимо Маринкиной башни, кажется, что ещё немного, и появится Дмитрий Донской.Подобно большой птице, распахнул свои объятья недавно выстроенный Ледовый Дворец спорта.

Какие нарушения лексических норм вы обнаружили в тексте. Исправьте.Киев... основан в 6-7 веках как центр племени полян. В русских летописях известен с 860 года. В 9-нач. 12 веков столица Киевской Руси. В 1240 году разрушен вредными монголо-татарами. В 1362 году сразу захвачен Литвой,в 1569 году-Польшей. С 1654 года в составе России. Ну а теперича он столица Украины.

nsportal.ru

План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему: Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

 Тема урока: Развитие речи.  Стили речи. Официально-деловой стиль.

Цели урока  

  1. Обучающие: повторить известные сведения о стилях, познакомить с официально-деловым стилем;
  2. Воспитательные:

формировать умение работать и мыслить самостоятельно;

вызвать стремление к активной практической деятельности на уроке;

воспитывать потребность в правильной и грамотной речи;

  1. Развивающие: развивать способность анализировать текст, развитие речи.

Оформление урока. Раздаточный материал с текстами.

Ход урока

  1. Сообщение темы и цели урока.

- Какие стили речи вы знаете?

- Где чаще всего встречается каждый стиль?

2. Задание.  Работа с текстами.

- Определите, в каком стиле написаны тексты?

          1. Я очень люблю эти простые цветы – веселые колокольчики. По всему зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветет мышиный горошек. А выше всех, всех веселее – лиловые колокольчики. От легкого дыхания теплого летнего ветерка колышутся, звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя.

       2. Колокольчик раскидистый – двухлетнее растение с тонким ребристым стеблем, с сидячими на нем ланцетовидными листьями и прикорневыми листьями лопатовидной формы. Цветы фиолетовые. Чашечка из пяти ланцето-шиловидных чашелистиков.

- В каком стиле описание более точное, но сухое? А в каком более образное и эмоциональное?

- Где можно встретить данные тексты?

       3. Моя искренность поразила Пугачева. «Так и быть, - сказал он, ударяя меня по плечу. – Казнить так казнить, миловать, так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай, что хочешь. Завтра приходи со мной проститься, а теперь ступай себе спать, и меня уж дрёма клонит». Я оставил Пугачёва и вышел на улицу.

3. Новая тема.  Сегодня познакомимся с официально-деловым стилем.

   Читаем §11. Стр. 21.   – Где используется официально – деловой стиль?

- Для чего используется? (для составления государственных документов и деловых бумаг)

- Что характерно для официально – делового стиля? (предельная точность изложения)

- Какие специальные слова, обороты речи используют?

Вывод. Для официально - делового стиля характерна предельная точность, деловой тон изложения, тон приказа, распоряжения.

- Послушайте текст, написанный в официально – деловом стиле.

           Каждый учащийся обязан настойчиво овладевать знаниями, прилежно учиться, старательно выполнять все учебные и трудовые задания, хорошо вести себя на уроках. Аккуратно посещать школу, не опаздывать на уроки и другие занятия. Соблюдать установленный режим дня и правила личной гигиены.

   - Докажите, что это официально-деловой стиль.

        Документы оформляются по особым стандартам.

  1. Упр. 51 (устно). Пишем заявление по образцу.
  2. Вывод по уроку. Обобщение по теме, выставление оценок.                                  

           

Д/З §11, упр. 50

nsportal.ru

Презентация на тему Официально-деловой стиль речи (6 класс)

Презентацию на тему Официально-деловой стиль речи (6 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Русский язык. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 8 слайдов.

Слайд 1

Официально-деловой стиль речи

Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.

Слайд 2

Поэтическая пятиминутка

Я стою и вслух слагаю строчки – Как чеканит время пятачки, Как брусника спелая на кочке Открывает нежные зрачки. А вверху за сонными лесами, Далеко от вянущей земли, Облака плывут под парусами, Словно в синем море корабли. М. Исаковский

Слайд 3

О чем этот текст? Назовите основные орфограммы, встретившиеся вам в этом тексте. Назовите речевые выразительные средства, которые вы встретили в этом тексте.

Слайд 4

Беседа по теме урока

Посмотрите на заглавие сегодняшнего урока. Что вы можете сказать по этой теме? Что такое стиль? Когда мы употребляем это слово? Каково происхождение слова «стиль»? Какие стили речи вы знаете? К какому стилю речи вы отнесли бы записанные строчки стихотворения? Если каждый стиль имеет свои характерные признаки, то назовите признаки научного стиля; художественного.

Слайд 5

Толковый словарь

Официальный - 1. Правительственный должностной (официальное лицо). 2. С соблюдением всех правил, формальностей (официальное приглашение). Официальный стиль – стиль деловых бумаг: заявлений, справок, протоколов, автобиографий и т.д.

Слайд 6

Документ – 1. Деловая бумага, подтверждающая какой-нибудь факт, право на что-нибудь. 2. Письменное свидетельство о чем-нибудь. Для официально-делового стиля присуща строгость, отсутствие эмоциональности, разговорности.

Слайд 7

Составим заявление

Прочитайте заявление упр. 51. Составьте и запишите заявление: 1 вариант: о возврате книг в библиотеку; 2 вариант: о переводе в другую спортивную секцию.

Слайд 8

Заявление в библиотеку

Заведующей школьной библиотекой ученика 6 класса «В» Петрова Васи заявление. Прошу Вас выдать мне иллюстрации русских народных сказок для проведения Праздника сказки. 20 сентября 2015 г. В.Петров

Заявление в спортсекцию

Тренеру футбольной спортивной секции Иванову И.И. ученика 6 класса «В» Петрова Василия заявление. Прошу Вас перевести меня в другую спортсекцию, так как занятия в школе заканчиваются в 14 часов, а тренировки в спортсекции начинаются в 13 часов 50 минут, и я не успеваю к началу тренировки. 20 сентября 2015 г. В.Петров

prezentacii.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *