cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Презентация текст его особенности 6 класс русский язык – Презентация к уроку по русскому языку (5, 6 класс) на тему: Текст и его признаки | скачать бесплатно

Презентация для урока русского языка в 6 классе «Тема и основная мысль текста»

Презентация к уроку русского языка в 6 классе

Тема и основная мысль текста

Подготовила учитель русского языка и литературы

Андрюнина Екатерина Геннадьевна

Орфоэпическая разминка

Запишите слова и поставьте в них ударение

Баловать, кухонный, намерение, средствами, звонит, красивее, шарфы, торты, жалюзи.

Проверьте!

  • БаловАть, кУхонный, намЕрение, срЕдствами, звонИт, красИвее, шАрфы, тОрты, жалюзИ.

Тема и основная мысль текста

Тема текста –  это то, о чём говорится в тексте, что описывается, о чём развёртывается рассуждение, это смысловое ядро текста.

Например, темой текста могут быть «Событие, которое волнует всех», «Телевидение» и т.д. В формулировке темы содержание текста отражается в самом общем виде. Тема не указывает на позицию автора или основную мысль текста. Чтобы определить тему текста, надо в самом сжатом виде ответить на вопрос: «О чём этот текст? Про что в нём говорится?» Текст может включать несколько микротем , т.е. составных частей общей темы.

Основная мысль –  это определённая идея, замысел речевого произведения, то, ради чего оно создаётся. Основная мысль передаёт авторскую позицию, оценку изображаемого.

Например, основная мысль текста может быть такой: «Литературный язык нуждается в защите и охране», «Настоящая демократия невозможна без личной ответственности каждого» и др.

Задания. Определить тему и основную мысль текста

1. Что касается красоты, то она различна для каждого возраста. Красота

юности заключается в обладании телом, способным переносить труды, будут ли они заключаться в беге или в силе, и в обладании наружностью, своим видом доставляющей наслаждение…

Красота зрелого возраста заключается в обладании телом, способным

переносить военные труды, и наружностью приятной и, вместе с тем,

внушительной.

Красота старца заключается в обладании силами, достаточными для выполнения необходимых работ, и в беспечальном существовании благодаря отсутствию всего того, что позорит старость.

 

(Аристотель)

Темой текста является:

 

1) старость;

2) красота и безобразие;

3) добродетель;

4) красота всех возрастов.

 

Какова основная мысль текста?

 

1) Красивыми бывают лишь юные.

2) Всё в жизни относительно.

3) У каждого возраста своя красота.

4) Красота тела с возрастом уходит.

2. Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчет своих сомнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнается и совсем теряет свою крошечную способность относиться критически к своим поступкам и к своей особе. Напротив того, человек с сильным умом и твердою волею, получая себе заслуженную дань уважения, испытывает глубокую и вместе спокойную радость, которая удваивает его бдительность над собою, его внимательность к чистоте своей личности и его непоколебимую решительность идти вперед по тому же неизменному пути правильного расчета.

(Д. Писарев)

Темой текста является:

 

1) лесть;

2) реакция на лесть;

3) тщеславие;

4) путь правильного расчёта­­.

 

Какова основная мысль текста?

 

1) Все люди тщеславны.

2) Надо быть сильным человеком.

3) Уважении надо заслужить.

4) Только пустой и слабый человек зазнается после лестного отзыва.

3. Молодость есть прелестная эпоха бытия нашего! Сердце, в полноте жизни, творит для себя будущее, какое ему мило; все кажется возможным, все близким. Любовь и слава, два идола чувствительных душ, стоят за флером перед нами и подымают руку, чтобы осыпать нас дарами своими. Сердце бьется в восхитительном ожидании, теряется в желаниях, в выборе счастья и наслаждается возможным еще более, нежели действительным.

(Н.Карамзин)

Темой текста является:

1) молодость;

2) любовь и слава;

3) ожидание счастья;

4) будущее.

 

Какова основная мысль текста?

 

1) Молодость – прекрасная пора.

2) Любовь и слава – идолы чувственных душ.

3) Любовь возможна лишь в молодые годы.

4) В молодости возможное лучше, чем действительное.

4. Есть по обращению два сорта людей. Одни — с тобою очевидно такие же, какие они со всеми. Приятны они или нет, это дело вкуса, но они не опасны; другие боятся тебя оскорбить, огорчить, обеспокоить, или даже обласкать. Они говорят без увлечения, очень внимательны к тебе, часто льстят. Эти люди большей частью приятны. Бойся их. С этими людьми происходят самые необыкновенные превращения и большей частью превращения в противоположности — из учтивого делается грубый, из льстивого — оскорбительный, из доброго — злой…

(Л.Н. Толстой)

Темой текста является:

  1) грубость;

2) типы людей «по обращению»;

3) приятные люди;

4) превращения в противоположное.

Какова основная мысль текста?

  1) Люди могут превращаться из учтивых в грубых.

2) Люди часто льстят.

3) Следует опасаться льстецов.

4) Следует опасаться приятных людей.

 

Подведем итог урока

Что такое текст?

Как определить тему текста?

Что мы называем основной мыслью текста?

kopilkaurokov.ru

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему:Текст, его особенности

Урок 16. Текст, его особенности

Цели: повторить изученное о тексте; развивать умения составлять и редактировать тексты; отрабатывать пунктуационные навыки.

Планируемые результаты: знание признаков текста; умения различать тексты по форме, виду и типу речи, озаглавливать текст, выявлять языковые и композиционные особенности текста.

Ход урока

Организационный момент

Анализ контрольного диктанта и тестовой работы

III. Проверка домашнего задания

(Задание 10 из рабочей тетради — чтение словосочетаний и предложений, составленных учащимися.)

IV. Самоопределение к деятельности

Что такое текст?

По каким признакам мы разделяем тексты? (По форме, по видам речи, по типам речи.)

Что мы будем повторять сегодня на уроке? Какие задачи поставим перед собой? (Повторить изученное о тексте, о типах речи, о средствах связи между предложениями текста.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

1. Чтение теоретического материала (с. 34), беседа по прочитанному, комментарии учителя.

2. Обсуждение задания рубрики «Материалы для самостоя-
п’ньных наблюдений» (с. 34).

Упр. 60 — устное выполнение.

Чтение теоретического материала (с. 35).

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Упр. 61 — выразительное чтение текста, обсуждение, ком-н’птированное письмо. Комментарии

Предложения первого абзаца связаны с помощью местоимении: вальдшнепы — они (уточним по толковому словарю значение I юна вальдшнепы). Предложения второго абзаца связаны по смыс-iv параллельной связью: фиксируются отдельные элементы, и н ляд словно переводится с одного предмета на другой (мягкий нтдух — тонкий туман — жёлтые поля — бурые сучья дерев — неподвижное небо — липы — золотые листья — сырая земля).

Обратим внимание на устаревшую форму родительного паде-| .1 множественного числа: сучья дерев; современная форма: сучья деревьев.

Дополнительный вопрос

— К какому типу речи относится данный текст? Докажите. (Это текст-описание. Текст можно представить как фото графию. Действия нет, описывается красота осеннего леса -от неба до земли.) 2. Упр. 62 — редактирование текста.

VII. Подведение итогов урока

— По каким признакам различаются тексты?

— Как связываются предложения в тексте?

Домашнее задание

Выполнить работу над ошибками.

Учебник: § 13, упр. 63.

Рабочая тетрадь: задание 6.

infourok.ru

Текст, его особенности 6 Класс

Урок 16

ТЕКСТ

Текст, его особенности

Цели: повторить изученное о тексте; развивать умения составлять и редактировать тексты; отрабатывать пунктуационные навыки.

Планируемые результаты: знание признаков текста; умения различать тексты по форме, виду и типу речи, озаглавливать текст, выявлять языковые и композиционные особенности текста.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Анализ контрольного диктанта и тестовой работы

  3. Проверка домашнего задания

(Задание 10 из рабочей тетради — чтение словосочетаний и предложений, составленных учащимися.)

  1. Самоопределение к деятельности

По каким признакам мы разделяем тексты?

(По форме, по видам речи, по типам речи.)

(Повторить изученное

Работа по теме урока

Работа по учебнику

  1. Чтение теоретического материала (с. 34),

беседа по прочитанному, комментарии учителя.

  • Что называется текстом? (Речевое высказывание, в котором предложения связаны общей темой, общей мыслью.)

  • Какими могут быть тексты по форме? (Устными и письменными.)

  • Как различаются тексты по виду речи? (Монологические и диалогические.)

  • На какие типы речи делятся тексты? (Описание, повествование, рассуждение.)

  • Каковы особенности каждого типа речи?

Описание можно сравнить с фотографией. Фотография фиксирует образы, предметы, которые мы можем описать.

Повествование — рассказ о каких-либо событиях в их временной последовательности. Этот рассказ можно представить как небольшой кинофильм, в котором картины постоянно меняются.

Рассуждение нельзя представить в образах, запечатлеть как картинки, фотографии, единичные или сменяющие друг друга. Если автор размышляет, объясняет что-либо, анализирует свои наблюдения, спорит с воображаемым собеседником, оценивает, выражает свои суждения, доказывает, делает выводы, значит, мы имеем дело с рассуждением. Рассуждение строится так: тезис (основная мысль) — аргументы (доказательство) — вывод.

Часто типы речи выступают вместе.

При затруднениях с определением стиля и типа речи надо, во-первых, представить, где бы вам мог встретиться такой текст: в художественной книге, в учебнике, в газете или журнале, в разговоре на улице, во-вторых, попробовать понять, с какой целью он написан, чего хотел автор: сообщить что-либо, рассказать о чём-то, описать что-либо, привлечь внимание читателя к каким- нибудь проблемам, научить чему-то, доказать что-то, выразить свои чувства, переживания. Представив себе речевую ситуацию (кто говорит, с кем, о чём, где и зачем), мы можем правильно определить стиль и тип речи.

Обсуждение задания рубрики

«Материалы для самостоятельных наблюдений» (с. 34).

  1. Упр. 60 — устное выполнение.

  2. Чтение теоретического материала (с. 35).

  1. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Упр. 61 — выразительное чтение текста, обсуждение, комментированное письмо.

Комментарии

Предложения первого абзаца связаны с помощью местоимения: вальдшнепыони (уточним по толковому словарю значение слова вальдшнепы). Предложения второго абзаца связаны по смыслу параллельной связью: фиксируются отдельные элементы, взгляд словно переводится с одного предмета на другой (мягкий воздухтонкий туманжёлтые полябурые сучья деревнеподвижное небо — липызолотые листьясырая земля).

Обратим внимание на устаревшую форму родительного падежа множественного числа: сучья дерев; современная форма: сучья деревьев.

Дополнительный вопрос

— К какому типу речи относится данный текст? Докажите.

(Это текст-описание. Текст можно представить как фото-

графию. Действия нет, описывается красота осеннего лесаот неба до земли.)

2. Упр. 62 — редактирование текста.

VII. Подведение итогов урока

Домашнее задание

Выполнить работу над ошибками.

Учебник: § 13, упр. 63

Рабочая тетрадь: задание 6

Урок 17

Тема и основная мысль текста.

Заглавие текста

Цели: формировать умение определять тему и основную мысль текста; развивать навыки анализа текста, монологической речи, орфографические и пунктуационные навыки.

Планируемые результаты: знание признаков текста; умения определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст, выявлять языковые и композиционные особенности текста, работать в парах.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

  1. Упр. 63 — обсуждение вопросов и заданий, фонетический и синтаксический разбор на доске.

Комментарии

В предложениях первого абзаца цепная связь. Средства связи второго предложения с первым, третьего со вторым, четвёртого с третьим, пятого с четвёртым — местоимения (много воробьевк ним, япередо мной, воробышек — какой, нарядныйэтого)’, шестое предложение связано с пятым и четвёртым подробным описанием, свёрнутым в предыдущих предложениях (нарядныйэтоговерх головки серенький…)’, седьмое предложение с шестым связано повтором (серенькийсеренькаясерые)’, восьмое с седьмым связано контекстным антонимом (потемнее: коричневатые, пёстренькиебелая).

Фонетический разбор: [гл’ижу].

Задание 6 из рабочей тетради — фронтальная проверка.

Комментарии

Тип текста — повествование.

Самоопределение к деятельности

  • Назовите обязательные признаки текста. (Наличие темы и основной мысли.)

  • Что мы подразумеваем под этими понятиями? (Ответы детей.)

  • Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?

  • Научиться определять тему текста и его основную мысль.

Работа по теме урока

  1. Работа по учебнику

Чтение теоретического материала (с. 37, 38),

беседа по прочитанному, комментарии учителя.

Что такое тема текста? (То, о чём говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. д.)

Каждый текст создаётся на определённую тему. Все его предложения объединены общей темой. Единство темы обеспечивает целостность текста независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают её.

Что такое основная мысль, идея текста?

(Это то главное, что хотел сказать автор текста.)

Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Например, в басне основная мысль, идея текста, как правило, даётся в виде конкретного высказывания. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст.

Какое значение имеет заглавие текста?

{Оно может выражать тему или основную мысль текста.)

Заглавие должно быть ёмким, кратким, точным. В заглавии содержится общий смысл текста. Важно кратко и точно его передать.

  1. Упр. 64 — выразительное чтение текста, обсуждение.

Какова тема текста? (Она выражена в заглавии«Гусь и журавль».)

Какова основная мысль текста? {Она выражена в последнем предложении текста: «Лучше знать что-нибудь одно, да хорошо, чем всё, да плохо».)

Произведения каких жанров напоминает этот текст? {Жанр текста близок к короткой сказке, притче, басне.)

Можно ли эту же мысль выразить, используя текст на другую тему? (Можно.)

Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 65 — письменное выполнение на доске и в тетрадях.

Упр. 66 — выразительное чтение текста, обсуждение.

Упр. 67 — выразительное чтение текста, обсуждение вопросов сначала в парах, затем коллективное.

Комментарии

В названии стихотворения А. Пушкина отражена тема текста. Автор передаёт грустное настроение, навеянное неизбежным осенним увяданием природы. Но последняя фраза стихотворения оптимистичная, она говорит о вечном изменении природы, вечном её обновлении: «…до сладостной весны!»

Варианты заглавия стихотворения: «Осенняя грусть», «До сладостной весны!»

Подведение итогов урока

  • Что называется темой текста?

  • Что такое основная мысль текста? Как её определить?

  • Какое значение имеет заголовок текста?

  • Каким должен быть заголовок?

Домашнее задание

Учебник: § 14, упр. 68.

Рабочая тетрадь: задание 12

Урок 18

Начальные и конечные предложения текста

Цели: показать значение в тексте начальных и конечных предложений; развивать творческие способности, навыки анализа текста, монологической речи, орфографические и пунктуационные навыки.

Планируемые результаты: понимание роли в тексте начальных и конечных предложений; умения создавать тексты, начинать и заканчивать созданные тексты.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

  1. Упр. 68 — чтение и анализ творческих работ.

  2. Задание 12 из рабочей тетради — обсуждение заглавия и основной мысли текста.

  1. Самоопределение к деятельности

Всем вам приходилось когда-либо писать сочинения, создавать тексты. Вспомните, какие вопросы вставали перед вами.

(Ответы детей.)

(Наверняка кто-то из учеников вспомнит о том, что нередко встают вопросы: как начать и как закончить сочинение?)

  1. Обычно мы пытаемся найти выход интуитивно, и на решение этой проблемы тратится много времени. Как же облегчить эту задачу? Что для этого нужно знать и понимать? (Нужно понимать роль начальных и конечных предложений в тексте, то, какую информацию они должны содержать.)

  2. Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? (Научиться создавать тексты, правильно их начинать и заканчивать.)

  1. Работа по теме урока

Беседа

Начальные и конечные предложения играют важную роль в композиции текстов. Они образуют некую рамку, внутри которой развивается текст.

Первое предложение часто служит завязкой, последнее — развязкой, выводом, обобщением.

Многое зависит от стиля и типа речи, но в любом случае начальные и конечные предложения очень значимы.

Первые дают толчок развитию текста, последние придают ему завершённость, и от обоих зависит цельность текста.

Задание

Попробуйте определить, какое из предложений начальное, а какое — конечное.

И стали они жить-поживать и добра наживать.

Жили-были старик со старухой.

Почему мы без труда ответили на вопрос?

( Мы легко можем определить, какие предложения начинают, а какие заканчивают тексты сказок. Мы знаем композицию сказки: обычно её обрамляют зачин и концовка.)

С другими текстами бывает сложнее, но в большинстве случаев начальное предложение от конечного мы отличим.

  1. Работа по учебнику

  • Обсуждение вопроса рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений» (с. 39).

  • Упр. 69 — выразительное чтение текста, обсуждение.

Комментарии

Мы догадались, о чём пойдёт речь в тексте, по начальному и конечному предложениям.

Первое, вопросительное, предложение задало тему, заинтересовало читателей; последнее — подвело итог, помогло понять основную мысль: традиция школьного об-

учения уходит корнями в глубокую древность, а значит, стрем л е ние учиться изначально присуще человеку.

Варианты заглавия текста: «Откуда пришла школа?», «История школы».

Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 70 — коллективное выполнение с комментированием.

Упр. 71 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

Упр. 72 — творческая работа (устно).

Подведение итогов урока

— Какую роль в тексте играют начальные и конечные предложения?

— Как выбрать предложения, начинающие и заканчивающие текст?

Домашнее задание

Учебник: § 15, упр. 73.

Урок 19

Ключевые слова

Цели: учить находить в тексте ключевые слова; показать их значение в тексте; развивать творческие способности, навыки анализа текста, орфографические и пунктуационные навыки.

Планируемые результаты: понимание роли ключевых слов в тексте; умения анализировать созданные тексты, находить в них ключевые слова, работать в парах.

Ход урока

  1. Организационный момент

  1. Проверка домашнего задания

(Упр. 73 — чтение и анализ творческих работ.)

  1. Самоопределение к деятельности

(Чтение и обсуждение диалога на с. 42 учебника.) Ключевыми могут быть не только слова, но и словосочетания и предложения. Ключевые слова очень помогают при устном или письменном пересказе текста. Если мы правильно выделим ключевые слова, нам будет легко написать изложение, передать то главное, что хотел сказать автор.

Ключевые слова важны и для поиска информации. По ключевым словам мы можем обнаружить необходимый документ

при работе с компьютером, нужную информацию в Интернете. Именно по ключевым словам, введённым в поисковую строку, мы находим нужный нам документ или страницу с помощью поисковой системы.

  • Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? {На конкретных примерах проследить, какова роль ключевых слов в тексте, научиться находить в тексте ключевые слова.)

  1. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 74 — выразительное чтение текста, запись ключевых слов с комментированием, пересказ текста по ключевым словам.

Упр. 75 — работа в парах с последующим коллективным обсуждением.

  1. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 77 — запись ответов на доске и в тетрадях после предварительного устного обсуждения.

Дополнительный вопрос

Можно ли обойтись меньшим количеством ключевых слов, для того чтобы определить названия произведений А.С. Пушкина? (Примерный ответ. Можно. В первом и третьем примерах прямо указывается на названия произведений: «Золотой петушок», «Руслан и Людмила». Во втором примере можно убрать одно или даже два любых слова, чтобы определить произведение: «Сказка о мёртвой царевне…»; для правильного ответа достаточно оставить только словосочетание королевич Елисей, так как этот герой хорошо известен.)

Упр. 76 — выразительное чтение текста, запись ключевых слов и обсуждение вопроса в парах.

Комментарии

Примерный набор ключевых слов: друг, собака, в лес, тревожный лай, мальчишки, птенец, жалобно пищал, сердито лаяла, проказники, оставили птенчика, спас птичью семью.

Тип речи — повествование.

Упр. 78 — самостоятельная творческая работа с последующим обсуждением.

Комментарии

Примерный набор ключевых слов: утро, девочка, стройная, гимнастика, светлые краски, солнечная комната, балкон, круглый стол, чистота, жизнерадостность.

VI. Подведение итогов урока

  • Что такое ключевые слова? (Это слова, наиболее важные, характерные для данного текста.)

  • Для чего нужны ключевые слова?

Домашнее задание

Учебник: § 16, упр. 79.

Урок 20

Основные признаки текста

Цели: познакомить с основными признаками текста; развивать навыки анализа текста, орфографические и пунктуационные навыки.

Планируемые результаты: знание основных признаков текста; умения анализировать текст с точки зрения его основных признаков, работать в парах.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 79 — чтение и анализ творческих работ.)

Самоопределение к деятельности

(Чтение и обсуждение диалога на с. 45 учебника.)

  • Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? (Вспомнить, что мы знаем о тексте: какие бывают тексты, как можно работать с текстом, каковы признаки текста.)

Работа по теме урока

Работа по учебнику

(Упр. 80 — работа со схемой (с. 45) на доске и в тетрадях.)

Комментарии

Проще всего найти признак, противоположный конечному предложению, — начальное предложение; поместим его на левый лепесток схемы. Начальное и конечное предложения придают тексту завершённость. Тема и основная мысль могут быть выражены в заглавии; запишем слово заглавие вверху слева. В оставшийся незаполненным лепесток впишем ключевые слова.

Мы знаем, что текст — высказывание, состоящее из предложений, которые связаны общим смыслом. Значит, текст может делиться, члениться на фрагменты — предложения и группы предложений. Несколько предложений, выражающих законченную мысль текста, называется микротемой. Микротемы составляют абзацы, отделяются отступами.

Предложения в тексте должны стоять в определённой последовательности. Значит, текстом предложения будут, только если они связаны по смыслу и грамматически. Все части текста должны отвечать теме, подчиняться раскрытию основной мысли, а значит, обладать смысловой цельностью.

Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 81 — работа в парах с последующим обсуждением. Комментарии

Это шуточное стихотворение построено как краткое и математически точное рассуждение. Оно обладает цельностью: предложения связаны общей темой, выраженной в заглавии («Бутерброд»), и основной мыслью (идеей), раскрытой в конечном предложении. Начальное и конечное предложения текста придают ему завершённость. Ключевые слова {математик, булка, масло, случайно сложил, изобрёл бутерброд) отражают суть текста.

Упр. 82 — выразительное чтение текста, обсуждение.

Подведение итогов урока

Расскажите о тексте по схеме.

Каковы отличительные черты, признаки текста? {Члени — мость, связность, завершённость, смысловая цельность.)

Домашнее задание

Учебник: § 17, упр. 83

Урок 21

Текст и стили речи

Цели: закреплять знания об изученных стилях речи; учить определять стили речи; развивать навыки анализа текста, самостоятельного поиска информации, орфографические навыки.

Планируемые результаты: знание основных признаков текста, стилей речи; умения анализировать текст, определять стили речи, работать с тестами, находить необходимую информацию в Интернете.

Ход урока

  1. Организационный момент

  1. Проверка домашнего задания

(Упр. 83 — чтение и анализ творческих работ.)

  1. Актуализация знаний

Тестовая работа

(См.: КИМы, тест 3 (задание С1).)

  1. Самоопределение к деятельности

(Чтение и обсуждение диалога на с. 47 учебника, текста доклада (упр. 84).)

Почему доклад Вани не понравился членам жюри? {Доклад — один из жанров научного стиля речи и должен отвечать требованиям этого стиля. А доклад Вани был сделан в разговорном стиле, поэтому докладом в полном смысле его назвать нельзя.)

Как избежать подобных ситуаций? {Чтобы не ошибиться с выбором стиля речи, необходимо учитывать ситуацию общения: понимать, где ты говоришь, о чём, с кем, с какой целью.)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? {Вспомнить основные характеристики стилей речи, упражняться в определении стилей, в создании текстов, соответствующих определённому стилю речи.)

  1. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Обсуждение вопроса и задания рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений» (с. 46, 47).

Дополнительное задание

Кратко охарактеризуйте известные вам стили речи. {Примерный ответ. 1) Разговорный стиль — неофициальность, преобладание устной формы, эмоциональность, непосредственность, широкое использование разговорной лексики. 2) Научный стиль — официальность, преобладание письменной формы, подготовленность речи, логичность, объективность, точность, широкое использование специальной лексики. 3) Художественный стиль — эстетичность, образность, индивидуальность стиля, использование всех средств языка, стилистическая окрашенность лексики, использование тропов, фигур речи, звукописи.)

Упр. 85 — выразительное чтение текста, обсуждение, комментированное письмо.

  1. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 86 — выразительное чтение текста, обсуждение.

Упр. 87 — коллективное обсуждение. Подготовка к выполнению домашнего задания.

Комментарии

Стиль текста близок к научному, точнее — научно-популярный с элементами художественного стиля: есть оценочная лексика, использованы тропы, особые синтаксическое конструкции (.красивый шрифт, настоящий шедевр), ряды однородных членов.

Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 47, 48, подчеркните орфограммы.

Составьте словосочетания с этими словами.

Интересна история одного из только что записанных слов — бордовый. Это слово заимствовано из французского языка в XVIII в.

Бордо — город на юго-западе Франции, в известном винодельческом регионе страны. Сорт изготавливаемого в Бордо вина, имеющего тёмно-красный оттенок, тоже получил название «бордо». Со временем так стали называть соответствующий цвет.

Примерно до середины XX в. правильным в русском языке считалось выражение цвет бордо, а сегодня более распространено выражение бордовый цвет. Прилагательное бордовый, ранее относимое к просторечиям, образовалось от слова бордо при помощи суффикса -ов-.

  1. Подведение итогов урока

Приведите примеры текстов разных стилей.

Может ли текст не принадлежать ни одному из стилей речи?

Домашнее задание

Учебник: § 18, упр. 87.

Источник:

Егорова Н.В.

Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. —

2-е изд., перераб. — М.: ВАКО, 2014. — 416 с. — (В помощь школьному учителю).

ISBN 978-5-408-01202-2

Пособие содержит поурочные разработки по русскому языку для 6 класса к УМК М.Т. Баранова и др. (М.: Просвещение), М.М. Разумовской и др. (М.: Дрофа), составленные в соответствии с требованиями ФГОС. Предложены словарные, объяснительные и контрольные диктанты, сочинения, изложения, все виды лингвистического разбора, практикумы, тесты, индивидуальные задания. Рассмотрены характерные ошибки. Даны рекомендации по подготовке к изложениям и сочинениям.

Предназначено для учителей, студентов педагогических вузов и колледжей.

doc4web.ru

«Текст, его особенности» — Русский язык

Тема: Текст, его особенности.

Класс:

Дата: 21 сентября 2016.

Цели: повторить изученное о тексте; развивать умения со­ставлять и редактировать тексты; отрабатывать пунктуационные навыки.

Планируемые результаты: знание признаков текста; умения различать тексты по форме, виду и типу речи, озаглавливать текст, выявлять языковые и композиционные особенности текста.

Ход урока

Организационный момент

Работа по теме урока

Работа по учебнику

Чтение теоретического материала (с. 34),

беседа по прочи­танному, комментарии учителя.

  • Что называется текстом? (Речевое высказывание, в котором предложения связаны общей темой, общей мыслью.)

  • Какими могут быть тексты по форме? (Устными и письмен­ными.)

  • Как различаются тексты по виду речи? (Монологические и диалогические.)

  • На какие типы речи делятся тексты? (Описание, повество­вание, рассуждение.)

  • Каковы особенности каждого типа речи?

Описание можно сравнить с фотографией. Фотография фик­сирует образы, предметы, которые мы можем описать.

Повествование — рассказ о каких-либо событиях в их вре­менной последовательности. Этот рассказ можно представить как небольшой кинофильм, в котором картины постоянно ме­няются.

Рассуждение нельзя представить в образах, запечатлеть как картинки, фотографии, единичные или сменяющие друг друга. Если автор размышляет, объясняет что-либо, анализирует свои наблюдения, спорит с воображаемым собеседником, оценивает, выражает свои суждения, доказывает, делает выводы, значит, мы имеем дело с рассуждением. Рассуждение строится так: тезис (ос­новная мысль) — аргументы (доказательство) — вывод.

Часто типы речи выступают вместе.

При затруднениях с определением стиля и типа речи надо, во-первых, представить, где бы вам мог встретиться такой текст: в художественной книге, в учебнике, в газете или журнале, в раз­говоре на улице, во-вторых, попробовать понять, с какой целью он написан, чего хотел автор: сообщить что-либо, рассказать о чём-то, описать что-либо, привлечь внимание читателя к каким- нибудь проблемам, научить чему-то, доказать что-то, выразить свои чувства, переживания. Представив себе речевую ситуацию (кто говорит, с кем, о чём, где и зачем), мы можем правильно определить стиль и тип речи.

Обсуждение задания рубрики

«Материалы для самостоя­тельных наблюдений» (с. 34).

Упр. 60 — устное выполнение.

Чтение теоретического материала (с. 35).

Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Упр. 61 — выразительное чтение текста, обсуждение, ком­ментированное письмо.

Комментарии

Предложения первого абзаца связаны с помощью местоиме­ния:вальдшнепы — они (уточним по толковому словарю значение слова вальдшнепы). Предложения второго абзаца связаны по смыс­лу параллельной связью: фиксируются отдельные элементы, взгляд словно переводится с одного предмета на другой (мягкий воздух — тонкий туман — жёлтые поля — бурые сучья дерев —непо­движное небо — липы — золотые листья — сырая земля).

Обратим внимание на устаревшую форму родительного паде­жа множественного числа: сучья дерев; современная форма: сучья деревьев.

Дополнительный вопрос

— К какому типу речи относится данный текст? Докажите.

(Это текст-описание. Текст можно представить как фото-

графию. Действия нет, описывается красота осеннего леса —от неба до земли.)

Упр. 62 — редактирование текста.

Подведение итогов урока

Домашнее задание

Выполнить работу над ошибками.

Учебник: § 13, упр. 63

Рабочая тетрадь: задание 6

Тема: Тема и основная мысль текста.

Класс: 6Б

Дата:

Заглавие текста

Цели: формировать умение определять тему и основную мысль текста; развивать навыки анализа текста, монологической речи, орфографические и пунктуационные навыки.

Планируемые результаты: знание признаков текста; умения определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст, выявлять языковые и композиционные особенности текста, ра­ботать в парах.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Упр. 63 — обсуждение вопросов и заданий, фонетический и синтаксический разбор на доске.

Комментарии

В предложениях первого абзаца цепная связь. Средства связи второго предложения с первым, третьего со вторым, четвёртого с третьим, пятого с четвёртым — местоимения (много воробьев — к ним, я — передо мной, воробышек — какой, нарядный — этого)’,шестое предложение связано с пятым и четвёртым подробным описанием, свёрнутым в предыдущих предложениях (нарядный —этого — верх головки серенький…)’, седьмое предложение с шестым связано повтором (серенький — серенькая — серые)’,восьмое с седь­мым связано контекстным антонимом (потемнее: коричневатые, пёстренькие — белая).

Фонетический разбор: [гл’ижу].

Самоопределение к деятельности

  • Назовите обязательные признаки текста. (Наличие темы и основной мысли.)

  • Что мы подразумеваем под этими понятиями? (Ответы детей.)

  • Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?

  • Научиться определять тему текста и его основную мысль.

Работа по теме урока

Работа по учебнику

Чтение теоретического материала (с. 37, 38),

беседа по про­читанному, комментарии учителя.

Что такое тема текста? (То, о чём говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. д.)

Каждый текст создаётся на определённую тему. Все его пред­ложения объединены общей темой. Единство темы обеспечивает целостность текста независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают её.

Что такое основная мысль, идея текста?

(Это то главное, что хотел сказать автор текста.)

Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Например, в басне основная мысль, идея текста, как правило, даётся в виде конкретного высказывания. Но чаще всего основную мысль нуж­но сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст.

Какое значение имеет заглавие текста?

{Оно может выра­жать тему или основную мысль текста.)

Заглавие должно быть ёмким, кратким, точным. В заглавии содержится общий смысл текста. Важно кратко и точно его пе­редать.

Упр. 64 — выразительное чтение текста, обсуждение.

Какова тема текста? (Она выражена в заглавии — «Гусь и жу­равль».)

Какова основная мысль текста? {Она выражена в последнем предложении текста: «Лучше знать что-нибудь одно, да хо­рошо, чем всё, да плохо».)

Произведения каких жанров напоминает этот текст? {Жанр текста близок к короткой сказке, притче, басне.)

Можно ли эту же мысль выразить, используя текст на дру­гую тему? (Можно.)

Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 65 — письменное выполнение на доске и в тетрадях.

Упр. 66 — выразительное чтение текста, обсуждение.

Упр. 67 — выразительное чтение текста, обсуждение вопро­сов сначала в парах, затем коллективное.

Комментарии

В названии стихотворения А. Пушкина отражена тема тек­ста. Автор передаёт грустное настроение, навеянное неизбежным осенним увяданием природы. Но последняя фраза стихотворения оптимистичная, она говорит о вечном изменении природы, веч­ном её обновлении: «…до сладостной весны!»

Варианты заглавия стихотворения: «Осенняя грусть», «До сла­достной весны!»

Подведение итогов урока

  • Что называется темой текста?

  • Что такое основная мысль текста? Как её определить?

  • Какое значение имеет заголовок текста?

  • Каким должен быть заголовок?

Домашнее задание

Учебник: § 14, упр. 68.

Рабочая тетрадь: задание 12

Урок 18

Класс: 6Б

Дата:

Начальные и конечные предложения текста

Цели: показать значение в тексте начальных и конечных пред­ложений; развивать творческие способности, навыки анализа тек­ста, монологической речи, орфографические и пунктуационные навыки.

Планируемые результаты: понимание роли в тексте началь­ных и конечных предложений; умения создавать тексты, начинать и заканчивать созданные тексты.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Упр. 68 — чтение и анализ творческих работ.

Задание 12 из рабочей тетради — обсуждение заглавия и ос­новной мысли текста.

Самоопределение к деятельности

Всем вам приходилось когда-либо писать сочинения, со­здавать тексты. Вспомните, какие вопросы вставали перед вами.

(Ответы детей.)

(Наверняка кто-то из учеников вспомнит о том, что нередко встают вопросы: как начать и как закончить сочинение?

  1. Обычно мы пытаемся найти выход интуитивно, и на ре­шение этой проблемы тратится много времени. Как же об­легчить эту задачу? Что для этого нужно знать и понимать? (Нужно понимать роль начальных и конечных предложений в тексте, то, какую информацию они должны содержать.)

  2. Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? (Научить­ся создавать тексты, правильно их начинать и заканчивать.)

Работа по теме урока

Беседа

Начальные и конечные предложения играют важную роль в композиции текстов. Они образуют некую рамку, внутри ко­торой развивается текст.

Первое предложение часто служит за­вязкой, последнее — развязкой, выводом, обобщением.

Многое зависит от стиля и типа речи, но в любом случае начальные и ко­нечные предложения очень значимы.

Первые дают толчок раз­витию текста, последние придают ему завершённость, и от обоих зависит цельность текста.

Задание

Попробуйте определить, какое из предложений начальное, а какое — конечное.

И стали они жить-поживать и добра наживать.

Жили-были старик со старухой.

Почему мы без труда ответили на вопрос?

( Мы легко можем определить, какие предложения начинают, а какие заканчи­вают тексты сказок. Мы знаем композицию сказки: обычно её обрамляют зачин и концовка.)

С другими текстами бывает сложнее, но в большинстве случа­ев начальное предложение от конечного мы отличим.

Работа по учебнику

  • Обсуждение вопроса рубрики «Материалы для самостоя­тельных наблюдений» (с. 39).

  • Упр. 69 — выразительное чтение текста, обсуждение.

Комментарии

Мы догадались, о чём пойдёт речь в тексте, по начальному и конечному предложениям.

Первое, вопросительное, предложе­ние задало тему, заинтересовало читателей; последнее — подвело итог, помогло понять основную мысль: традиция школьного об-

учения уходит корнями в глубокую древность, а значит, стрем л е ние учиться изначально присуще человеку.

Варианты заглавия текста: «Откуда пришла школа?», «Исто­рия школы».

Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 70 — коллективное выполнение с комментированием.

Упр. 71 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

Упр. 72 — творческая работа (устно).

Подведение итогов урока

— Какую роль в тексте играют начальные и конечные пред­ложения?

— Как выбрать предложения, начинающие и заканчивающие текст?

Домашнее задание

Учебник: § 15, упр. 73.

Тема: Ключевые слова

Класс: 6Б

Дата:

Цели: учить находить в тексте ключевые слова; показать их значение в тексте; развивать творческие способности, навыки анализа текста, орфографические и пунктуационные навыки.

Планируемые результаты: понимание роли ключевых слов в тексте; умения анализировать созданные тексты, находить в них ключевые слова, работать в парах.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 73 — чтение и анализ творческих работ.)

Самоопределение к деятельности

(Чтение и обсуждение диалога на с. 42 учебника.) Ключевыми могут быть не только слова, но и словосочета­ния и предложения. Ключевые слова очень помогают при устном или письменном пересказе текста. Если мы правильно выделим ключевые слова, нам будет легко написать изложение, передать то главное, что хотел сказать автор.

Ключевые слова важны и для поиска информации. По клю­чевым словам мы можем обнаружить необходимый документ

при работе с компьютером, нужную информацию в Интернете.Именно по ключевым словам, введённым в поисковую строку, мы находим нужный нам документ или страницу с помощью по­исковой системы.

  • Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? {На конкретных примерах проследить, какова роль ключевых слов в тексте, научиться находить в тексте ключевые слова.)

Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 74 — выразительное чтение текста, запись ключевых слов с комментированием, пересказ текста по ключевым словам.

Упр. 75 — работа в парах с последующим коллективным об­суждением.

Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 77 — запись ответов на доске и в тетрадях после пред­варительного устного обсуждения.

Дополнительный вопрос

Можно ли обойтись меньшим количеством ключевых слов, для того чтобы определить названия произведений А.С. Пушкина? (Примерный ответ. Можно. В первом и третьем примерах прямо указывается на названия произ­ведений: «Золотой петушок», «Руслан и Людмила». Во вто­ром примере можно убрать одно или даже два любых слова, чтобы определить произведение: «Сказка о мёртвой царев­не…»; для правильного ответа достаточно оставить только словосочетание королевич Елисей, так как этот герой хорошо известен.)

Упр. 76 — выразительное чтение текста, запись ключевых слов и обсуждение вопроса в парах.

Комментарии

Примерный набор ключевых слов: друг, собака, в лес, тре­вожный лай, мальчишки, птенец, жалобно пищал, сердито лаяла, проказники, оставили птенчика, спас птичью семью.

Тип речи — повествование.

Упр. 78 — самостоятельная творческая работа с последу­ющим обсуждением.

Комментарии

Примерный набор ключевых слов: утро, девочка, стройная, гимнастика, светлые краски, солнечная комната, балкон, круглый стол, чистота, жизнерадостность.

Подведение итогов урока

  • Что такое ключевые слова? (Это слова, наиболее важные, характерные для данного текста.)

  • Для чего нужны ключевые слова?

Домашнее задание

Учебник: § 16, упр. 79.

Тема: Основные признаки текста

Дата:

Класс: 6Б

Цели: познакомить с основными признаками текста; разви­вать навыки анализа текста, орфографические и пунктуационные навыки.

Планируемые результаты: знание основных признаков текста; умения анализировать текст с точки зрения его основных призна­ков, работать в парах.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 79 — чтение и анализ творческих работ.)

Самоопределение к деятельности

(Чтение и обсуждение диалога на с. 45 учебника.)

Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? (Вспо­мнить, что мы знаем о тексте: какие бывают тексты, как можно работать с текстом, каковы признаки текста.)

Работа по теме урока

Работа по учебнику

(Упр. 80 — работа со схемой (с. 45) на доске и в тетрадях.)

Комментарии

Проще всего найти признак, противоположный конечному предложению, — начальное предложение; поместим его на левый лепесток схемы. Начальное и конечное предложения придают тексту завершённость. Тема и основная мысль могут быть выра­жены в заглавии; запишем слово заглавие вверху слева. В остав­шийся незаполненным лепесток впишем ключевые слова.

Мы знаем, что текст — высказывание, состоящее из предло­жений, которые связаны общим смыслом. Значит, текст может делиться, члениться на фрагменты — предложения и группы пред­ложений. Несколько предложений, выражающих законченную мысль текста, называется микротемой. Микротемы составляют абзацы, отделяются отступами.

Предложения в тексте должны стоять в определённой после­довательности. Значит, текстом предложения будут, только если они связаны по смыслу и грамматически. Все части текста должны отвечать теме, подчиняться раскрытию основной мысли, а значит, обладать смысловой цельностью.

Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 81 — работа в парах с последующим обсуждением. Комментарии

Это шуточное стихотворение построено как краткое и мате­матически точное рассуждение. Оно обладает цельностью: пред­ложения связаны общей темой, выраженной в заглавии («Бу­терброд»), и основной мыслью (идеей), раскрытой в конечном предложении. Начальное и конечное предложения текста при­дают ему завершённость. Ключевые слова {математик, булка, масло, случайно сложил, изобрёл бутерброд) отражают суть текста.

Упр. 82 — выразительное чтение текста, обсуждение.

Подведение итогов урока

Расскажите о тексте по схеме.

Каковы отличительные черты, признаки текста? {Члени — мость, связность, завершённость, смысловая цельность.)

Домашнее задание

Учебник: § 17, упр. 83

Тема: Текст и стили речи

Класс: 6Б

Дата:

Цели: закреплять знания об изученных стилях речи; учить определять стили речи; развивать навыки анализа текста, само­стоятельного поиска информации, орфографические навыки.

Планируемые результаты: знание основных признаков тек­ста, стилей речи; умения анализировать текст, определять стили речи, работать с тестами, находить необходимую информацию в Интернете.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 83 — чтение и анализ творческих работ.)

Самоопределение к деятельности

(Чтение и обсуждение диалога на с. 47 учебника, текста до­клада (упр. 84).)

Почему доклад Вани не понравился членам жюри? {До­клад — один из жанров научного стиля речи и должен отве­чать требованиям этого стиля. А доклад Вани был сделан в разговорном стиле, поэтому докладом в полном смысле его назвать нельзя.)

Как избежать подобных ситуаций? {Чтобы не ошибиться с выбором стиля речи, необходимо учитывать ситуацию обще­ния: понимать, где ты говоришь, о чём, с кем, с какой целью.)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?{Вспомнить основные характеристики стилей речи, упраж­няться в определении стилей, в создании текстов, соответ­ствующих определённому стилю речи.)

Работа по теме урока

Работа по учебнику

Обсуждение вопроса и задания рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений» (с. 46, 47).

Дополнительное задание

Кратко охарактеризуйте известные вам стили речи. {При­мерный ответ. 1) Разговорный стиль — неофициальность, преобладание устной формы, эмоциональность, непосред­ственность, широкое использование разговорной лексики. 2) Научный стиль —официальность, преобладание пись­менной формы, подготовленность речи, логичность, объек­тивность, точность, широкое использование специальной лексики. 3)Художественный стиль — эстетичность, образ­ность, индивидуальность стиля, использование всех средств языка, стилистическая окрашенность лексики, использо­вание тропов, фигур речи, звукописи.)

Упр. 85 — выразительное чтение текста, обсуждение, ком­ментированное письмо.

Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 86 — выразительное чтение текста, обсуждение.

Упр. 87 — коллективное обсуждение. Подготовка к выпол­нению домашнего задания.

Комментарии

Стиль текста близок к научному, точнее — научно-популяр­ный с элементами художественного стиля: есть оценочная лек­сика, использованы тропы, особые синтаксическое конструкции (.красивый шрифт, настоящий шедевр), ряды однородных членов.

Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 47, 48, подчеркните орфограммы.

Составьте словосочетания с этими словами.

Интересна история одного из только что записанных слов —бордовый. Это слово заимствовано из французского языка в XVIII в.

Бордо — город на юго-западе Франции, в известном вино­дельческом регионе страны. Сорт изготавливаемого в Бордо вина, имеющего тёмно-красный оттенок, тоже получил название «бор­до». Со временем так стали называть соответствующий цвет.

Примерно до середины XX в. правильным в русском языке считалось выражение цвет бордо, а сегодня более распространено выражение бордовый цвет. Прилагательное бордовый, ранее отно­симое к просторечиям, образовалось от слова бордо при помощи суффикса -ов-.

  1. Подведение итогов урока

Приведите примеры текстов разных стилей.

Может ли текст не принадлежать ни одному из стилей речи?

Домашнее задание

Учебник: § 18, упр. 87.

multiurok.ru

Презентация «Текст и его особенности»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Шестнадцатое сентября Классная работа Текст и его особенности
Булычева Я.С.

Слайд 2

Что такое текст?
По каким признакам мы разделяем тексты?
Что мы будем повторять сегодня на уроке ?
Какие задачи поставим перед собой?

Слайд 3

Работа с учебником
Стр. 34
Что называется текстом?
Какими могут быть тексты по форме?
Как различаются тексты по виду речи?
На какие типы речи делятся тексты?
Каковы особенности каждого типа речи?

Слайд 4

 Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки. Тигры – хищные животные.
Описание

Слайд 5

Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца. Тигры очень способные артисты!
Повествова-ние

Слайд 6

Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может, потому что человек их не боится? Или потому что дрессировщик заботится о них? А как вы думаете?
Рассуждение

Слайд 7

При затруднениях с определением стиля и типа речи надо, во-первых, представить, где бы вам мог встретиться такой текст: в художественной книге, в учебнике, в газете или журнале, в раз­говоре на улице, во-вторых, попробовать понять, с какой целью он написан, чего хотел автор: сообщить что-либо, рассказать о чём-то, описать что-либо, привлечь внимание читателя к каким-нибудь проблемам, научить чему-то, доказать что-то, выразить свои чувства, переживания. Представив себе речевую ситуацию (кто говорит, с кем, о чём, где и зачем), мы можем правильно определить стиль и тип речи.

Слайд 8

Работа с учебником
Упр. 61
К какому типу речи относится данный текст? Докажите.

Слайд 9

По каким признакам различаются тексты? Как связываются предложения в тексте?

lusana.ru

Текст, его особенности (урок русского языка в 6 классе)

БОУ г. Омска «Гимназия №139»

Кумпинь Светлана Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Текст, его особенности

6 класс

(повторение и систематизация материала в начале года

по программе М.Т.Баранова)

Цель: углубить общее понятие о типах речи, их отличительных чертах, отработать навыки различения текстов разных типов речи, совершенствовать умение пользоваться разными типами речи в различных ситуациях, учить художественному видению окружающего мира, чувствовать красоту слова, сохранять традиции прошлого.

Учащиеся должны

знатьтипы речи, особенности каждого типа;

уметьопределять типы речи, их черты, составлять тексты разных типов речи, употреблять их в разных стилях речи.

Оборудование урока: презентация «Русские народные художественные промыслы», иллюстрации с изображением предметов народных промыслов: богородские и городецкие игрушки, палехская лаковая живопись, жостовская лаковая живопись; выставка дымковской игрушки, хохломской посуды и гжельской керамики; музыка – русские народные инструменты, рожечники, плясовые наигрыши.

*В скобках даны ответы учащихся.

Ход урока

Определение целей урока учащимися.

— Исходя из темы определите цель нашего урока. Что мы знаем по этой теме? (3 типа речи: описание, повествование, рассуждение — и их особенности) Что умеем? (определять типы речи, различать их, составлять тексты определенного типа) Почему так важна эта тема? (необходимо знать, какой тип речи уместен в определенной ситуации)

— Мы совершим с вами увлекательную заочную экскурсию на выставку изделий народного декоративно-прикладного искусства. С некоторыми его видами (какими?) вы знакомились на уроках литературы и русского языка, мировой художественной культуры.

На уроке будем говорить о дымковской и деревянной резной игрушках, о хохломской посуде и гжельской керамике, палехских шкатулках, жостовских подносах.

— Как вы думаете, какие типы речи нам будут необходимы? (рассказать о зарождении этого промысла — повествование; представить изделие – описание; почему так ценится – рассуждение).

— Как и полагается, на любой экскурсии должен быть экскурсовод. Мы внимательно выслушаем рассказы о народных промыслах. Наша задача – оценить рассказ (по памятке – см. приложение №1), аргументировать свою отметку, обратить внимание, как держались выступающие, как общались с аудиторией; эмоционально ли было выступление, какие типы речи прозвучали в рассказе; по ходу рассказа можете делать записи.

2. Итак, 1 зал познакомит нас с деревянной резной игрушкой. Задача экскурсовода – рассказать эмоционально, заинтересовать слушателя, показать умение работать с презентацией, предметом.

www.prodlenka.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *