cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Презентация на тему человек личность 6 класс по обществознанию: Презентация и конспект по теме «Человек

Содержание

Человек — личность (6 класс)

Похожие презентации:

Человек — личность (6 класс)

Человек — личность

Быть личностью

Индивид, индивидуальность, личность

Как стать личностью

От индивида к личности

Индивид, индивдульность, личность

Что такое личность

Человек — личность

Человек — личность. Что такое личность?

ProPowerPoint.Ru
УСТНО:
1. 1. §1 (стр.8-9) – читать, запоминать
информацию, выполнять задания в
тексте, учить термины
2. Просмотреть ПРЕЗЕНТАЦИЮ к уроку,
вспомнить то, что было рассмотрено на
уроке
3. ПИСЬМЕННО:
• Выполните задание «В КЛАССЕ И ДОМА»
№ 1 на стр. 16
ProPowerPoint.Ru

3. ЛИЧНОСТЬ

1. ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА
совокупность
качеств
……….. человека,
которые
Оцените свой
приобретаются в ответ:
процессе жизни Без ошибок +++,
обществе
в ……………….,
1 ошибка ++деятельности 2 ошибки +-в …………………
общении с
и …………. .
Более 2 ошибок —другими людьми
ProPowerPoint.Ru

4. 2. ЗАДАНИЕ: Верны ли следующие суждения:

A. Личностью человек становится в
результате накопления социального
опыта и преодоления трудностей.
B. Человек рождается личностью.
1. Верно
Верно только
толькоАА
2. Верно только В
3. Верны оба суждения
4. Оба суждения неверны
Оцените
свой ответ +/-
ProPowerPoint.Ru

5. 3. Задание: Определите черты сходства и отличия человека от животного

Оцените свой ответ:
без ошибок +++, 1 ошибка ++,
2 ошибки +, более 2 ошибок 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Способность мыслить
Способность к воспроизводству
Способность создавать орудия труда
Наличие развитого мозга
Наличие инстинктов и рефлексов
Целенаправленная деятельность
Приспособляемость к окружающей среде
Членораздельная речь
Способность к коллективным действиям
Сходство
Отличие
2, 3, 5, 7, 9
1,4,6,8
ProPowerPoint. Ru

6. 4. ЗАДАНИЕ:

1.
2.
3.
4.
Предшествуют друг другу;
Связаны друг
Связаны
другс сдругом;
другом;
Противостоят друг другу;
Независимы друг от друга.
Оцените свой ответ +/-
ProPowerPoint.Ru
A.
A. Личность
Личность формируется
формируется под
под влиянием
влиянием
социального
социального окружения.
окружения.
B.
B. Сознание
Сознание свойственно
свойственно не
не только человеку,
но
но и
и другим
другим живым
живым организмам
организмам
1.
1. Верно
Верно только
только А
А
2.
2. Верно
Верно только
только В
В
3.
3. Верны
Верны оба
обасуждения
суждения
4.
4. Оба
Оба суждения
суждения неверны
неверны
Оцените свой ответ +/-
ProPowerPoint.Ru

8. Составь предложение из «рассыпавшихся слов»

Рождается,
существо,
Человек
рождается
как как,
социальное,
как, а, человек,
существо
биологическое,
развивается
абиологическое,
развивается, как
социальное
! БОНУС!:)
Верно составлено предложение
меняет один ваш – на +
ProPowerPoint. Ru

9. Оценим знание материала

Подсчитаем общее количество
«ПЛЮСОВ»:
9б – 8,
8б – 7.
7б – 6,
6б – 5,
5б – 4,
4б – 3,
3, 2, 1, 0б — 2
ProPowerPoint.Ru

10. Выскажите своё мнение по поводу высказывания французского психолога Анри Пьерона

Индивид — это единичный
представитель человеческого рода
ProPowerPoint.Ru

11. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – неповторимые, уникальные черты человека

ProPowerPoint.Ru

12. Задание:

• Опишите свои индивидуальные,
неповторимые, уникальные черты
Постарайтесь сделать это так, чтобы
остальные одноклассники узнали тебя не сразу.
• Опишите индивидуальные, неповторимые,
уникальные черты одного из своих
одноклассников. Постарайтесь сделать это
так, чтобы остальные одноклассники узнали
этого человека как можно быстрее.
• Кого тебе легче было описывать – себя или
другого человека? Предположи – почему?
ProPowerPoint.Ru

13. «Картинная галерея»

РАЗВИВАЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ЗОРКОСТЬ И СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
ProPowerPoint. Ru

14. Сильная личность – какая она?

ProPowerPoint.Ru
УСТНО:
1. §1 – читать, запоминать информацию, выполнять
задания в тексте, учить термины
2. Просмотреть ПРЕЗЕНТАЦИЮ к уроку, вспомнить то,
что было рассмотрено на уроке
ПИСЬМЕННО (на выбор):
• Составьте подробный словесный портрет своего
друга или члена семьи, указав и черты
индивидуальности, и его личностные характеристики
ИЛИ
• Подготовьте материал для рассказа о человеке,
которого можно назвать сильной личностью
ИЛИ
• *Объясните смысл высказывания: «Гениальным
человека делает природа, а великим – общество»
ProPowerPoint.Ru

English     Русский Правила

Человек — личность — презентация онлайн

Похожие презентации:

Что такое личность

Человек — личность. Что такое личность?

Индивид, индивидуальность, личность

Человек — личность (6 класс)

Как стать личностью

Быть личностью

От индивида к личности

Индивид, индивдульность, личность

Человек — личность

Социализация личности

1.

ЧЕЛОВЕК — ЛИЧНОСТЬЧЕЛОВЕК ЛИЧНОСТЬ
ЛИЧНОСТЬ – это
совокупность
качеств человека,
которые
приобретаются в
процессе жизни в
обществе, в
деятельности и
общении с другими
людьми
КАЧЕСТВА
ЛИЧНОСТЬ
ДОБРЫЙ, ВЕЖЛИВЫЙ,
ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ, СОЦИАЛЬНЫЕ
РОЛИ
ДОЧЬ,
СЕСТРА,
ВНУЧКА,
НАСТОЙЧИВЫЙ,ОТВЕТСТВЕННЫЙ
ПОДРУГА,ПОКУПАТЕЛЬ,
И Т.Д.
ПАССАЖИР, УЧЕНИЦА И Т.Д.
Личность обладает СОЗНАНИЕМ
СОЗНАНИЕ –это отношение человека к миру,
понимание того, что он делает, как живет, о чем
мечтает.
Сознание свойственно только человеку, поэтому и
личностью становится ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕК

5. Личность способна к деятельности

УЧЕБНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

6. Чтобы деятельность протекала успешно, человек приобретет необходимые умения и навыки

Какие
навыки и
качества
нужны для
отличной
учебы ?

7. Индивидуальность –неповторимые, уникальные черты человека

Черты индивидуальности проявляются во
всем: в деятельности, поведении, эмоциях и
чувствах

8.

Удалось ли художнику передать индивидуальность каждого персонажа картины? В чем это проявилось?В.А. Серов. Петр I

9. Сильная личность – какая она?

Валерий
Брумель 1965 года попал в
3 октября
автомобильную
советский легкоатлет (прыжки
в высоту),
аварию
и
заслуженныйсложнейший
мастер спорта СССР
(1961).
получил
перелом
Олимпийский чемпион (1964), серебряный
ноги.
призёр Олимпийских игр (1960). Чемпион
Европы
(1962 г.,
2,16
м). Чемпион СССР
(1961—
Перенёс
29
операций,
затем
1963). начал тренироваться.
снова
Установил 6 рекордов мира (последний в
В 1970
году прыгнул
на 2,09
1963).
Чаще Брумеля
никто из мужчин
не м.
устанавливал мировых рекордов в прыжках в
высоту.
В 1961-63 признан лучшим спортсменом мира.

10. Сильная личность – какая она?

Воспитанники Нижнеломовского
детского дома-интерната для
детей с физическими
недостатками (Пензенская
область) Виктор Кочкин и Даниил
Анастасьин покорили зрителей и
строгое жюри шоу «Минута
славы» исполняя сложнейший
брейк-данс

11.

Задание №1 Составь предложение из рассыпавшихся словРождается, существо, как, социальное, как,
человек, биологическое, развивается.
Человек рождается как биологическое существо,
развивается — как социальное.

12. Задание №2 выбери верное суждение. Устно объясни свой выбор.

А. Понятие индивид и индивидуальность
означают одно и тоже.
Б. Без общества индивид не может стать
индивидуальностью.
1. Верно только А.
2. Верно только Б.
3. Верны оба суждения.
4. Оба суждения неверны.

English     Русский Правила

Личность | Определение, типы, природа и факты

Маргарет Мид

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Зигмунд Фрейд Карен Хорни Вильгельм Райх Гарольд Лассуэлл Уильям Шелдон
Похожие темы:
психологическое развитие эго пятифакторная модель личности расстройство личности высокомерие

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

личность , характерный способ мышления, чувств и поведения. Личность охватывает настроения, отношения и мнения и наиболее ярко проявляется во взаимодействии с другими людьми. Он включает в себя черты поведения, как врожденные, так и приобретенные, которые отличают одного человека от другого и которые можно наблюдать в отношениях людей к окружающей среде и к социальной группе.

Термин «личность» определялся по-разному, но как психологическое понятие развилось два основных значения. Первый относится к устойчивым различиям, существующим между людьми: в этом смысле изучение личности сосредоточено на классификации и объяснении относительно устойчивых психологических характеристик человека. Второе значение подчеркивает те качества, которые делают всех людей одинаковыми и отличают психологического человека от других видов; оно направляет теоретика личности на поиск тех закономерностей среди всех людей, которые определяют природу человека, а также факторы, влияющие на течение жизни. Эта двойственность может помочь объяснить два направления, по которым пошли исследования личности: с одной стороны, изучение все более специфических качеств людей, а с другой — поиск организованной совокупности психологических функций, подчеркивающей взаимодействие между органическими и психологические события внутри людей и те социальные и биологические события, которые их окружают.

Двойственное определение личности переплетается с большинством тем, обсуждаемых ниже. Однако следует подчеркнуть, что ни одно из определений личности не нашло всеобщего признания в данной области.

Можно сказать, что изучение личности берет свое начало в фундаментальной идее о том, что люди отличаются своими характерными индивидуальными образцами поведения — особыми способами, которыми они ходят, разговаривают, обставляют свои жилища или выражают свои побуждения. Каким бы ни было поведение, персонологи — так называются те, кто систематически изучает личность, — изучают, чем люди отличаются в способах самовыражения, и пытаются определить причины этих различий. Хотя другие области психологии изучают многие из тех же функций и процессов, таких как внимание, мышление или мотивация, персонолог уделяет особое внимание тому, как эти различные процессы сочетаются друг с другом и становятся интегрированными, чтобы придать каждому человеку отличительную идентичность или личность. Систематическое психологическое изучение личности возникло из ряда различных источников, включая тематические исследования в психиатрии, посвященные жизни в бедственном положении, из философии, изучающей природу человека, а также из физиологии, антропологии и социальной психологии.

Можно сказать, что систематическое изучение личности как узнаваемой и отдельной дисциплины в рамках психологии началось в 1930-х годах с публикации в Соединенных Штатах двух учебников: «Психология личности», (1937) Росса Стагнера и «Личность»: «Психологическая интерпретация » (1937) Гордона У. Олпорта, за которой последовали « исследования личности » Генри А. Мюррея (1938), содержащие ряд экспериментальных и клинических исследований, а также комплексный и всеобъемлющий текст Гарднера Мерфи,

Личность: биосоциальный подход к происхождению и структуре (1947). Тем не менее, персонология может проследить свое происхождение от древних греков, которые предложили своего рода биохимическую теорию личности.

Теории физиологических типов

Идея о том, что люди попадают в определенные категории типов личности в зависимости от телесных характеристик, заинтриговала многих современных психологов, а также их коллег в древности. Однако идея о том, что люди должны относиться к тому или иному жесткому классу личности, в значительной степени отвергалась. Здесь рассматриваются два основных набора теорий: гуморальная и морфологическая.

Гуморальные теории

Возможно, самая старая из известных теорий личности содержится в космологических трудах греческого философа и физиолога Эмпедокла и в родственных рассуждениях врача Гиппократа. Космические элементы Эмпедокла — воздух (со связанными с ним качествами, теплый и влажный), земля (холодная и сухая), огонь (теплый и сухой) и вода (холодная и влажная) — были связаны со здоровьем и соответствовали (в вышеуказанном порядке ) к физическим юморам Гиппократа, которые были связаны с вариациями темперамента: кровь (сангвинический темперамент), черная желчь (меланхолик), желтая желчь (холерик) и флегма (флегматик). Эта теория, согласно которой химия тела определяет темперамент, существует в той или иной форме уже более 2500 лет. Согласно этим ранним теоретикам, эмоциональная стабильность, а также общее состояние здоровья зависят от надлежащего баланса между четырьмя телесными соками; избыток одного может вызвать особое телесное заболевание или преувеличенную черту личности.

Таким образом, человек с избытком крови должен иметь сангвинический темперамент, то есть быть оптимистом, восторженным и возбудимым. Считалось, что слишком много черной желчи (темная кровь, возможно, смешанная с другими выделениями) вызывает меланхолический темперамент. Избыток желтой желчи (выделяемой печенью) приводит к гневу, раздражительности и «желтушному» взгляду на жизнь. Считалось, что обилие мокроты (выделяемой в дыхательных путях) делает людей флегматичными, апатичными и сдержанными. По мере развития биологической науки эти примитивные представления о химии тела были заменены более сложными идеями и современными исследованиями гормонов, нейротрансмиттеров и веществ, вырабатываемых в центральной нервной системе, таких как эндорфины.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Морфологические (тип телосложения) теории

К биохимическим теориям относятся те, которые различают типы личности на основе телосложения (соматотипа). Такую морфологическую теорию разработал немецкий психиатр Эрнст Кречмер. В своей книге Телосложение и характер , впервые опубликованной в 1921 году, он писал, что среди его пациентов больным шизофренией часто были свойственны хилый, довольно слабое (астеническое) телосложение, а также мускулистое (атлетическое) телосложение, в то время как невысокий, округлое (пикническое) телосложение часто встречалось у больных маниакально-депрессивным психозом. Кречмер расширил свои выводы и утверждения в теории, которая связывает телосложение и личность у всех людей, и написал, что худощавое и тонкое телосложение связано с интроверсией, в то время как люди с округлыми, более тяжелыми и короткими телами, как правило, циклотимичны, то есть капризны, но часто экстравертны. и веселый.

Несмотря на ранние надежды на то, что типы телосложения могут быть полезны для классификации характеристик личности или выявления психических синдромов, отношения, наблюдаемые Кречмером, не нашли убедительного подтверждения эмпирическими исследованиями. В 1930-х годах более сложные исследования, проведенные Уильямом Х. Шелдоном в Соединенных Штатах, разработали систему для присвоения людям трехзначного номера соматотипа, где каждая цифра находится в диапазоне от 1 до 7. Каждая из трех цифр относится к одному из трех Шелдона. компоненты телосложения: первый к мягкому, круглому эндоморфу, второй к квадратному, мускулистому мезоморфу; а третий — линейному, тонкокостному эктоморфу. Таким образом, у крайнего эндоморфа будет 711, у крайнего эктоморфа — 117, а у среднего человека — 444. Затем Шелдон разработал список черт из 20 пунктов, в котором различались три отдельные категории поведения или темперамента. Трехзначная шкала темперамента, по-видимому, была в значительной степени связана с профилем соматотипа, связь, которая не впечатлила персонологов.

Также в 1930-х годах исследования личности начали рассматривать более широкий социальный контекст, в котором жил человек. Американский антрополог Маргарет Мид изучила модели сотрудничества и конкуренции в 13 примитивных обществах и смогла задокументировать большие различия в таком поведении в разных обществах. В своей книге «Пол и темперамент в трех первобытных обществах » (1935) она показала, что мужественность не обязательно выражается через агрессивность, а женственность не обязательно выражается через пассивность и уступчивость. Эти продемонстрированные вариации подняли вопросы об относительной роли биологии, обучения и культурного давления в характеристиках личности.

16.1 Черты личности – Введение в психологию

Глава 16. Личность

Эдвард Динер; Ричард Э. Лукас; и Джорден А. Каммингс

Черты личности отражают характерные модели мыслей, чувств и поведения людей. Черты личности подразумевают постоянство и стабильность: от человека с высокими показателями по определенной черте, такой как экстраверсия, ожидается, что он будет общительным в различных ситуациях и в течение долгого времени. Таким образом, психология черт основывается на идее, что люди отличаются друг от друга с точки зрения того, на каком уровне они находятся, в наборе базовых параметров черт, которые сохраняются с течением времени и в различных ситуациях. Наиболее широко используемая система признаков называется пятифакторной моделью. Эта система включает в себя пять общих черт, которые можно запомнить с помощью аббревиатуры ОКЕАН: открытость, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм. Каждую из основных черт из «большой пятерки» можно разделить на аспекты, чтобы дать более детальный анализ чьей-либо личности. Кроме того, некоторые теоретики черт утверждают, что есть и другие черты, которые не могут быть полностью отражены в пятифакторной модели. Критики концепции черт утверждают, что люди не действуют последовательно от одной ситуации к другой и что на них очень сильно влияют ситуационные силы. Таким образом, одна из основных дискуссий в этой области касается относительной силы черт людей по сравнению с ситуациями, в которых они оказываются, как предикторов их поведения.

Цели обучения

  1. Перечислите и опишите черты личности «Большой пятерки» («ОКЕАН»), составляющие Пятифакторную модель личности.
  2. Опишите, как фасетный подход расширяет широкие черты личности.
  3. Объясните критику концепции черт личности.
  4. Опишите, как черты личности могут проявляться в повседневном поведении.
  5. Опишите каждую из личностных черт Большой пятерки, а также нижний и верхний предел измерения.
  6. Приведите примеры каждой из личностных черт Большой пятерки, включая как низкие, так и высокие примеры.
  7. Опишите дебаты о человеке и ситуации и то, как ситуационные факторы могут усложнить попытки определить и измерить личностные черты.
Рисунок 16.1 «Вы интроверт»? В популярной культуре принято говорить об интровертах или экстравертах, как будто это точные описания, означающие одно и то же для всех. Но исследования показывают, что эти и другие черты весьма разнообразны у разных людей.

Когда мы наблюдаем за окружающими нас людьми, первое, что бросается в глаза, это то, насколько они отличаются друг от друга. Некоторые люди очень разговорчивы, а другие очень тихи.

Некоторые активны, тогда как другие домоседы. Одни сильно переживают, другие почти никогда не тревожатся. Каждый раз, когда мы используем одно из этих слов, таких как «разговорчивый», «тихий», «активный» или «беспокойный», для описания окружающих нас людей, мы говорим о личности человека характерных способностях, которые люди отличаются друг от друга. Психологи личности пытаются описать и понять эти различия.

Несмотря на то, что есть много способов думать о личности людей, Гордон Олпорт и другие «персонологи» утверждали, что лучше всего мы можем понять различия между людьми, поняв их личностные черты. Черты личности  отражают основные параметры, по которым люди различаются (Matthews, Deary, & Whiteman, 2003). По мнению специалистов по психологии черт, существует ограниченное количество этих измерений (таких как экстраверсия, добросовестность или доброжелательность), и каждый человек находится где-то в каждом измерении, а это означает, что он может быть низким, средним или высоким по какой-либо конкретной черте.

Важной особенностью черт личности является то, что они отражают непрерывные распределения , а не отдельные типы личности. Это означает, что когда психологи личности говорят об интровертах и ​​экстравертах, они на самом деле не имеют в виду два различных типа людей, полностью и качественно отличающихся друг от друга. Вместо этого они говорят о людях, которые набирают относительно низкие или относительно высокие баллы по непрерывному распределению. На самом деле, когда личностные психологи измеряют такие черты, как Экстраверсия , они обычно обнаруживают, что большинство людей набирают где-то средний балл, а меньшие числа показывают более экстремальные уровни. На рис. 16.2 показано распределение баллов экстраверсии по результатам опроса тысяч людей. Как видите, большинство людей сообщают об умеренной, но не чрезвычайной экстравертности, и лишь немногие сообщают об очень высоких или очень низких показателях.

Рисунок 16.2. Распределение показателей экстраверсии в выборке. Более высокие столбцы означают, что больше людей имеют показатели этого уровня. На этом рисунке показано, что большинство людей находятся ближе к середине шкалы экстраверсии, и меньше людей с высокой экстравертностью или высокой интровертностью.

Есть три критерия, характеризующие черты личности: (1) постоянство, (2) стабильность и (3) индивидуальные различия.

  1. Чтобы иметь черту характера, люди должны быть в определенной степени последовательны в разных ситуациях в своем поведении, связанном с этой чертой. Например, если они разговорчивы дома, они, как правило, болтливы и на работе.
  2. Люди с чертой также несколько стабильны с течением времени в поведении, связанном с этой чертой. Если они разговорчивы, например, в 30 лет, они будут склонны к разговорчивости и в 40 лет.
  3. Люди отличаются друг от друга поведением, связанным с этой чертой. Использование речи не является чертой личности, равно как и хождение на двух ногах — практически все люди занимаются этим, и индивидуальных различий почти нет. Но люди различаются по тому, как часто они говорят и насколько они активны, и, таким образом, такие черты личности, как болтливость и уровень активности, существуют.

Задача подхода, основанного на чертах, состояла в том, чтобы обнаружить основные черты, по которым все люди различаются. Ученые на протяжении многих десятилетий вырабатывали сотни новых признаков, так что вскоре их было сложно уследить и осмыслить. Например, один психолог может сосредоточиться на индивидуальных различиях в «дружелюбии», тогда как другой может сосредоточиться на тесно связанном понятии «общительность». Ученые начали искать способы систематически сократить количество черт и обнаружить основные черты, которые описывают большинство различий между людьми.

Способ, которым Гордон Олпорт и его коллега Генри Одберт подошли к этому, заключался в поиске в словаре всех дескрипторов личности (Allport & Odbert, 1936). Их подход основывался на лексической гипотезе , которая гласит, что все важные характеристики личности должны отражаться в языке, который мы используем для описания других людей. Следовательно, если мы хотим понять фундаментальные различия людей друг от друга, мы можем обратиться к словам, которые люди используют для описания друг друга. Итак, если мы хотим знать, какие слова люди используют для описания друг друга, где мы должны искать? Олпорт и Одберт заглянули в самое очевидное место — в словарь. В частности, они взяли все дескрипторы личности, которые смогли найти в словаре (они начали с почти 18 000 слов, но быстро сократили этот список до более приемлемого числа), а затем использовали статистические методы, чтобы определить, какие слова «сочетаются». Другими словами, если бы каждый, кто говорил, что он «дружелюбен», также говорил, что он «общителен», то это могло бы означать, что психологам личности потребовалась бы только одна черта, чтобы уловить индивидуальные различия в этих характеристиках. Статистические методы использовались, чтобы определить, может ли небольшое количество параметров лежать в основе всех тысяч слов, которые мы используем для описания людей.

Пятифакторная модель личности

Исследования, в которых использовался лексический подход, показали, что многие дескрипторы личности, найденные в словаре, действительно перекрываются. Другими словами, многие слова, которые мы используем для описания людей, являются синонимами. Таким образом, если мы хотим узнать, что представляет собой человек, нам не обязательно спрашивать, насколько он общителен, насколько он дружелюбен и общителен. Вместо этого, поскольку общительные люди, как правило, дружелюбны и общительны, мы можем обобщить это личностное измерение одним термином. Кого-то, кто общителен, дружелюбен и общителен, обычно называют «экстравертом». Как только мы узнаем, что она экстраверт, мы можем предположить, что она общительна, дружелюбна и общительна.

Статистические методы (в частности, методика, называемая факторным анализом ) помогли определить, лежит ли небольшое количество измерений в основе разнообразия слов, выявленного такими людьми, как Олпорт и Одберт. Наиболее широко принятой системой, возникшей в результате этого подхода, была «Большая пятерка» или «Пятифакторная модель » (Goldberg, 1990; McCrae & John, 1992; McCrae & Costa, 1987). «Большая пятерка» включает пять основных характеристик, показанных на рисунке 16.3 ниже. Чтобы запомнить эти пять слов, используйте аббревиатуру OCEAN (O для 9).0025 Открытость ; C для Добросовестность ; E для Экстраверсия ; A для Приятности ; N означает Нейротизм ). На рис. 16.4 представлены описания людей с высокими и низкими баллами по каждой из этих характеристик.

Рисунок 16.3. Описание личностных черт «большой пятерки». Это означает, что отношение человека к одной черте очень мало говорит об его отношении к другим чертам Большой пятерки. Например, у человека может быть чрезвычайно высокая экстраверсия и высокий или низкий уровень невротизма. Точно так же у человека может быть низкая Приятность и высокая или низкая Сознательность. Таким образом, в пятифакторной модели вам нужно пять баллов, чтобы описать большую часть личности человека.

В приложении к этому модулю мы представляем короткую шкалу для оценки пятифакторной модели личности (Donnellan, Oswald, Baird, & Lucas, 2006). Вы можете пройти этот тест, чтобы узнать, где вы находитесь с точки зрения результатов Большой пятерки. Джон Джонсон также создал полезный веб-сайт, на котором есть шкалы индивидуальности, которыми может пользоваться широкая публика: http://www.personal.psu.edu/j5j/IPIP/ipipneo120.htm. Увидев свои баллы, вы можете сами решить, считаете ли вы такие тесты действительными.

Черты важны и интересны, потому что они описывают устойчивые модели поведения, сохраняющиеся в течение длительного периода времени (Caspi, Roberts, & Shiner, 2005). Важно отметить, что эти стабильные паттерны могут иметь далеко идущие последствия для многих сфер нашей жизни (Roberts, Kuncel, Shiner, Caspi, & Goldberg, 2007). Например, подумайте о факторах, определяющих успех в колледже. Если бы вас попросили угадать, какие факторы влияют на хорошие оценки в колледже, вы могли бы предположить что-то вроде интеллекта. Это предположение было бы правильным, но мы знаем гораздо больше о том, кто, скорее всего, преуспеет. В частности, исследователи личности также обнаружили, что такие черты личности, как добросовестность, играют важную роль в колледже и за его пределами, вероятно, потому, что очень добросовестные люди усердно учатся, выполняют свою работу вовремя и меньше отвлекаются на второстепенные действия, которые отнимают время от школьных занятий. . Кроме того, добросовестные люди часто более здоровы, чем люди с низким уровнем совести, потому что они с большей вероятностью придерживаются здорового питания, занимаются спортом и соблюдают основные меры безопасности, такие как ношение ремней безопасности или велосипедных шлемов. В долгосрочной перспективе эта последовательная модель поведения может привести к существенным различиям в здоровье и долголетии. Таким образом, черты личности — это не просто полезный способ описать людей, которых вы знаете; на самом деле они помогают психологам предсказать, насколько хорошим работником будет тот или иной человек, как долго он или она проживет, а также виды работ и занятий, которые ему будут нравиться. Таким образом, растет интерес к психологии личности среди психологов, которые работают в прикладных условиях, таких как психология здоровья или организационная психология.

Рис. 16.5 Аспекты черт

Итак, как вы себя чувствуете, когда вам говорят, что всю вашу личность можно описать всего пятью личностными чертами? Как вы думаете, отражают ли эти пять показателей сложность ваших собственных и чужих характерных паттернов мыслей, чувств и поведения? Большинство людей, вероятно, сказали бы «нет», указав на какое-то исключение в своем поведении, которое идет вразрез с общей моделью, которую могут увидеть другие. Например, вы можете знать теплых и дружелюбных людей, которым легко разговаривать с незнакомцами на вечеринке, но которые боятся выступать перед другими или выступать перед большой группой людей. Тот факт, что существуют разные способы быть экстравертным или добросовестным, показывает, что есть смысл рассматривать единицы личности более низкого уровня, которые более специфичны, чем черты Большой пятерки. Эти более специфические единицы личности более низкого уровня часто называют граней .

Чтобы дать вам представление о том, на что похожи эти узкие единицы, на рис. 16.5 показаны аспекты каждой из черт Большой пятерки. Важно отметить, что, хотя исследователи личности в целом согласны с ценностью черт Большой пятерки как способа обобщить личность, общепринятого списка аспектов, которые следует изучать, не существует. Представленный здесь список, основанный на работе исследователей Пола Косты и Джеффа Маккрея, таким образом, отражает только один возможный список из многих. Однако это должно дать вам представление о некоторых аспектах, составляющих каждую из пятифакторных моделей.

Аспекты могут быть полезны, потому что они дают более конкретное описание того, на что похож человек. Например, если мы возьмем нашего друга, который любит вечеринки, но ненавидит публичные выступления, мы можем сказать, что этот человек имеет высокие баллы по аспектам экстраверсии «общительность» и «теплота», но более низкие баллы по таким аспектам, как «напористость» или «волнение». -Ищу.» Этот точный профиль баллов по аспектам не только обеспечивает лучшее описание, но и может позволить нам лучше предсказать, как этот друг будет справляться с различными видами деятельности (например, работами, требующими публичных выступлений, по сравнению с работами, предполагающими общение один на один). взаимодействие с клиентами; Паунонен и Эштон, 2001). Поскольку различные аспекты такой широкой, глобальной черты, как экстраверсия, имеют тенденцию сочетаться (те, кто общителен, часто, но не всегда напористы), широкая черта часто дает полезную информацию о том, на что похож человек. Но когда мы действительно хотим узнать человека, баллы по аспектам существенно дополняют наши знания.

Несмотря на популярность пятифакторной модели, это, безусловно, не единственная существующая модель. Некоторые предполагают, что существует более пяти основных черт или, возможно, даже меньше. Например, в одной из первых комплексных моделей, предложенных Гансом Айзенком, наиболее важными являются экстраверсия и нейротизм. Айзенк полагал, что, объединяя отношение людей к этим двум основным чертам, мы можем объяснить многие из личностных различий, которые мы наблюдаем у людей (Айзенк, 19).81). Так, например, невротический интроверт будет застенчивым и нервным, в то время как стабильный интроверт может избегать социальных ситуаций и предпочитать уединенную деятельность, но он может делать это спокойно, уравновешенно и с небольшим беспокойством или эмоциями. Интересно, что Айзенк попытался связать эти два основных аспекта с глубинными различиями в биологии людей. Например, он предположил, что интроверты испытывают слишком сильную сенсорную стимуляцию и возбуждение, из-за чего им хочется искать тихую обстановку и менее стимулирующую среду. Совсем недавно Джеффри Грей предположил, что эти две широкие черты связаны с фундаментальными системами вознаграждения и избегания в мозге: экстраверты могут быть мотивированы искать вознаграждение и, таким образом, проявлять напористое, стремящееся к вознаграждению поведение, в то время как люди с высоким невротизмом могут быть мотивированы избегать наказания и, таким образом, могут испытывать тревогу в результате повышенного осознания угроз в окружающем мире (Грей, 19 лет). 81. С тех пор эта модель была обновлена; см. Gray & McNaughton, 2000). Эти ранние теории привели к растущему интересу к выявлению физиологических основ индивидуальных различий, которые мы наблюдаем.

Еще одна версия Большой пятерки — модель HEXACO признаков (Ashton & Lee, 2007). Эта модель похожа на «Большую пятерку», но в ней постулируются слегка отличающиеся версии некоторых черт, и ее сторонники утверждают, что в пятифакторной модели был исключен один важный класс индивидуальных различий. HEXACO добавляет Честность-Смирение как шестое измерение личности. Люди с высоким уровнем этой черты искренни, справедливы и скромны, тогда как люди с низким уровнем этой черты склонны к манипулированию, нарциссизму и эгоцентризму. Таким образом, теоретики черт согласны с тем, что черты личности важны для понимания поведения, но до сих пор ведутся споры о точном количестве и составе наиболее важных черт.

Есть и другие важные черты, которые не учитываются во всеобъемлющих моделях, таких как Большая пятерка. Хотя эти пять факторов отражают многое из того, что важно для личности, исследователи предложили и другие черты, которые отражают интересные аспекты нашего поведения. На рис. 16.6 ниже мы представляем лишь некоторые из сотен других характеристик, которые изучались персонологами.

Рис. 16.6 Другие черты помимо тех, что входят в «большую пятерку»

Не все из вышеперечисленных черт в настоящее время популярны среди ученых, однако каждая из них пользовалась популярностью в прошлом. Хотя Пятифакторная модель была объектом более тщательного исследования, чем некоторые из вышеперечисленных черт, эти дополнительные характеристики личности дают хорошее представление о широком спектре поведения и установок, которые могут охватывать черты.

Рис. 16.7. То, как люди себя ведут, лишь отчасти является продуктом их естественной личности. Ситуации также влияют на поведение человека. Например, являетесь ли вы «другим человеком» в качестве ученика в классе по сравнению с тем, когда вы являетесь членом сплоченной социальной группы?

Идеи, описанные в этом модуле, возможно, покажутся вам знакомыми, если не очевидными. Когда нас просят подумать о наших друзьях, врагах, членах семьи и коллегах, первое, что приходит на ум, — это их личностные характеристики. Мы можем подумать о том, каким добрым и отзывчивым был наш первый учитель, каким безответственным и небрежным был наш брат или каким требовательным и оскорбительным был наш первый начальник. Каждый из этих дескрипторов отражает личностную черту, и большинство из нас обычно думает, что описания, которые мы используем для отдельных людей, точно отражают их «характерный образец мыслей, чувств и поведения», или, другими словами, их личность.

Но что, если эта идея была ошибочной? Что, если бы наша вера в личностные качества была иллюзией и люди не постоянны от одной ситуации к другой? Эта возможность потрясла основы психологии личности в конце 1960-х годов, когда Уолтер Мишель опубликовал книгу под названием « Личность и оценка » (1968). В этой книге Мишель предположил, что если внимательно посмотреть на поведение людей в самых разных ситуациях, последовательность на самом деле не так уж впечатляет. Другими словами, дети, списывающие контрольные в школе, могут твердо следовать всем правилам игры и никогда не солгать своим родителям. Другими словами, предположил он, возможно, не существует какой-либо общей черты честности, которая связывала бы эти, казалось бы, родственные виды поведения. Кроме того, Мишель предположил, что наблюдатели могут верить в существование широких личностных качеств, таких как честность, хотя на самом деле это убеждение является иллюзией. Дебаты, последовавшие за публикацией книги Мишеля, были названы «девятым раундом».0025 дебаты между человеком и ситуацией , потому что сила личности противопоставляется силе ситуационных факторов как детерминант поведения, которое демонстрируют люди.

Из-за выводов, на которые обратил внимание Мишель, многие психологи сосредоточились на альтернативной перспективе черт. Мишель считал, что вместо того, чтобы изучать широкие, не связанные с контекстом описания, такие как термины черт, которые мы описали до сих пор, психологи должны сосредоточиться на характерных реакциях людей на конкретные ситуации. Например, несмотря на то, что может не быть общего и общего признака честности, некоторые дети могут быть особенно склонны к списыванию на тесте, когда риск быть пойманным низок, а вознаграждение за списывание высокое. Другие могут быть мотивированы чувством риска, связанным с мошенничеством, и могут делать это, даже когда вознаграждение не очень велико. Таким образом, само поведение является результатом уникальной оценки ребенком рисков и вознаграждений, присутствующих в данный момент, наряду с его оценкой своих способностей и ценностей. Из-за этого один и тот же ребенок может вести себя по-разному в разных ситуациях. Таким образом, Мишель считал, что специфическое поведение определяется взаимодействием между очень специфическими, психологически значимыми особенностями ситуации, в которой оказались люди, уникальным способом восприятия этой ситуации человеком и его или ее способностями справляться с ней. Мишель и другие утверждали, что именно эти социально-когнитивные процессы лежат в основе реакций людей на конкретные ситуации, которые обеспечивают некоторую согласованность, когда ситуационные характеристики одинаковы. Если это так, то изучение этих широких черт может быть более плодотворным, чем каталогизация и измерение узких, не зависящих от контекста черт, таких как экстраверсия или невротизм.

В годы после публикации книги Мишеля (1968) бушевали споры о том, действительно ли существует личность, и если да, то как ее следует изучать. И, как это часто бывает, оказывается, что можно было бы достичь более умеренной золотой середины, чем то, что предлагали ситуационисты. Безусловно верно, как указал Мишель, что поведение человека в одной конкретной ситуации не является хорошим показателем того, как этот человек будет вести себя в совершенно другой конкретной ситуации. Кто-то, кто очень разговорчив на одной конкретной вечеринке, иногда может быть сдержан, чтобы говорить во время урока, и может даже вести себя как тихоня на другой вечеринке. Но это не означает, что личности не существует, и не означает, что поведение людей полностью определяется ситуативными факторами. Действительно, исследования, проведенные после дебатов о человеке и ситуации, показывают, что в среднем влияние «ситуации» примерно такое же, как и влияние личностных качеств. Однако также верно и то, что если психологи оценивают широкий спектр поведения во многих различных ситуациях, выявляются общие тенденции. Черты личности дают представление о том, как люди будут действовать в среднем, но часто они не так хорошо предсказывают, как человек будет действовать в конкретной ситуации в определенный момент времени. Таким образом, чтобы наилучшим образом уловить широкие черты, необходимо оценить совокупность вариантов поведения, усредненных по времени и по разным типам ситуаций. Большинство современных исследователей личности согласны с тем, что есть место как для широких личностных черт, так и для более узких единиц, подобных тем, которые изучал Уолтер Мишель.

 

(Donnellan, Oswald, Baird, & Lucas, 2006)

Инструкции: Ниже приведены фразы, описывающие поведение людей. Пожалуйста, используйте оценочную шкалу ниже, чтобы описать, насколько точно каждое утверждение описывает вас. Опишите себя таким, какой вы есть сейчас, а не таким, каким вы хотели бы быть в будущем. Опишите себя так, как вы честно видите себя по отношению к другим знакомым вам людям того же пола, что и вы, и примерно того же возраста. Пожалуйста, внимательно прочитайте каждое утверждение и поставьте рядом с ним цифру от 1 до 5, чтобы описать, насколько точно это утверждение описывает вас.

1 = Очень неточно

2 = Умеренно неточно

3 = Ни неточно, ни точно

4 = Средне точно

5 = Очень точно

  1. _______ Am the life of the party 90 (Am the life of the party)
  2. _______ Сочувствовать чувствам других (A)
  3. _______ Выполняйте работу по дому немедленно (C)
  4. _______ Имеют частые перепады настроения (N)
  5. _______ Иметь живое воображение (O)
  6. _______Не говори много (Э)
  7. _______ Меня не интересуют проблемы других людей (A)
  8. _______ Часто забывают положить вещи на место (C)
  9. _______ Большую часть времени я расслаблен (N)
  10. ______ Меня не интересуют абстрактные идеи (O)
  11. ______ Общайтесь с разными людьми на вечеринках (E)
  12. ______ Чувствовать эмоции других (A)
  13. ______ Аналогично заказу (С)
  14. ______ Легко расстраиваться (N)
  15. ______ Имеют трудности с пониманием абстрактных идей (O)
  16. ______ Держите на заднем плане (E)
  17. ______ Не особо интересуюсь другими (A)
  18. ______ Навести беспорядок (C)
  19. ______ Редко бывает синим (N)
  20. ______ Плохое воображение (O)

Подсчет очков: Первое, что вы должны сделать, это поменять местами слова, написанные в противоположном направлении. Для этого вычтите число, которое вы поставили для этого пункта, из 6. Таким образом, если вы поставите, например, 4, оно станет 2. Вычеркните балл, который вы поставили, когда брали весы, и поставьте новое число. в представлении вашего балла вычитается из числа 6.

Пункты, которые нужно поменять местами следующим образом: 6, 7, 8, 9, 10, 15, 16, 17, 18, 19, 20

Далее вам нужно сложить баллы по каждой из пяти шкал ОКЕАН ( включая обратные номера, где это уместно). Каждая оценка ОКЕАНА будет суммой четырех пунктов. Поместите сумму рядом с каждой шкалой ниже.

__________ Открытость: Добавить пункты 5, 10, 15, 20

__________ Добросовестность: Добавить пункты 3, 8, 13, 18

__________ Экстраверсия: Добавить пункты 1, 6, 11, 16

__________ Доброжелательность: Добавить пункты 2 , 7, 12, 17

__________ Нейротизм: Добавьте пункты 4, 9,14, 19

Сравните свои баллы с приведенными ниже нормами, чтобы увидеть, где вы находитесь по каждой шкале. Если у вас мало черты, это означает, что вы противоположны ярлыку черты. Например, низкий уровень Экстраверсии означает Интроверсию, низкий уровень Открытости означает Конвенциональность, а низкий уровень Приятности означает Напористость.

19–20 Чрезвычайно высокий, 17–18 Очень высокий, 14–16 Высокий,

11–13 Ни высокий, ни низкий; посередине, 8–10 Низкая, 6–7 Очень низкая, 4–5 Крайне низкая

 


Авторство изображений

Рисунок 16.1: Нгуен Хунг Ву, https://goo.gl/qKJUAC, CC BY 2.0, https://goo.gl/BRvSA7

Рисунок 16.7: UO Education, https://goo.gl/ylgV9T, CC BY-NC 2.0, https://goo.gl/VnKlK8

Ссылки

Allport, GW, & Odbert, HS (1936). Названия черт: психолексическое исследование. Психологические монографии, 47 , 211.

Эштон, М.К., и Ли, К. (2007). Эмпирические, теоретические и практические преимущества модели структуры личности HEXACO. Личностный и социально-психологический обзор, 11 , 150–166.

Каспи, А., Робертс, Б.В., и Шайнер, Р.Л. (2005). Развитие личности: стабильность и изменение. Ежегодные обзоры психологии, 56 , 453–484.

Доннеллан, М.Б., Освальд, Ф.Л., Бэрд, Б.М., и Лукас, Р.Э. (2006). Шкалы мини-IPIP: крошечные, но эффективные измерения Большой пятерки личностных факторов. Психологическая оценка, 18 , 192–203.

Айзенк, Х. Дж. (1981). Модель личности . Нью-Йорк: Springer Verlag.

Голдберг, Л. Р. (1990). Альтернативное описание личности: личностные черты Большой пятерки. Журнал личности и социальной психологии, 59 , 1216–1229.

Грей, Дж. А. (1981). Критика теории личности Айзенка. В HJ Eysenck (Ed.), A Model for Personality  (стр. 246–276). Нью-Йорк: Springer Verlag.

Грей, Дж. А. и Макнотон, Н. (2000). Нейропсихология тревоги: исследование функций септо-гиппокампальной системы (второе издание) .Oxford: Oxford University Press.

Мэтьюз, Г., Дири, И.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *