cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Особенности строения корня растения 6 класс таблица – Заполните таблицу «Особенности строения корня растения»

Содержание

«Строение и функции зон корня»

Разделы: Биология


Тип – урок-путешествие.

Форма – закрепление пройденного материала и изучение нового.

Цели урока для учителя.

  1. Закрепить знания о строение корневой системы, изучить клеточное строение и функции корня.
  2. Развить логическое мышление, закрепить навыки работы с книгой.
  3. Развить коммуникативное общение, умение оценивать свои успехи и успехи других учащихся.

Цели урока для учащихся.

  1. Знать клеточное строение корня и его функции.
  2. Уметь определять ткани корня растения.

Оборудование.

  • таблицы “Зоны корня”, таблицы с разными видами тканей,
  • “Карта путешествия по корневой системе”,
  • микроскопы с готовыми препаратами тканей растений,
  • “Схема основных тканей растений”,
  • оценочные листы на каждой парте,
  • алгоритмы заполнения таблицы,
  • карточками с заданиями по новому материалу,
  • тесты для проверки полученных знаний,
  • гербарии растений.

Рисунок 1. Карта “Путешествие по корневой системе”

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие

2. Сообщение цели урока

Учитель. Ребята, согласны ли вы провести урок в форме путешествия? Ведь любое путешествие – это познание нового и интересного. Мы с вами уже знаем немного о корне. Ведь знания помогают нам правильно выращивать растения. Каждому из нас приходится заниматься растениями, и каждый должен знать, что сила растения кроется в корне. Имея ещё более глубокие знания о корне, мы сможем более эффективно ухаживать за ними. Что мы ещё недостаточно хорошо знаем о корне? Какие новые сведения о корне мы можем получить на уроке?

(Эту часть можно провести в форме беседы. Учитель должен подвести детей к цели урока, чтобы цель назвали сами учащиеся).

3. Основная часть урока

Запись в тетради темы урока.

Учитель. Узнать больше о корне мы сможем, отправившись в путешествие при помощи карты “Путешествие по корневой системе (смотри рисунок 1).

На всем пути вам будут встречаться различные препятствия, вам необходимо их преодолеть и набрать как можно больше баллов, чтобы получить звание “Великого путешественника по корневой системе”. Правильно оценить свою работу и работу твоих товарищей поможет оценочный лист (смотри приложение 1).

1 этап. Путешествие по корневой системе определенного растения.

Учащиеся выполняют лабораторную работу “Стержневая и мочковатая корневая системы”. По гербарию определяют тип и особенности корневой системы, данные заносят в таблицу [1, с. 91].

Таблица №1. Стержневая и мочковатая корневая системы.

Название растения Тип корневой системы Особенности строения корневой системы
Одуванчик лекарственный Стержневая корневая система Хорошо виден главный корень

Слабые учащиеся получают гербарии знакомых растений, сильные – гербарии растений, не произрастающих в данной местности.

Выполнение – 3-5 мин. Учащиеся проверяют выполнение работы у соседа по парте и выставляют оценку при помощи оценочного листа

Учитель. Кто желает поделиться своими впечатлениями? (Ответ одного учащегося по определению типа корневой системы).

Привал.

Учитель. Для дальнейшего путешествия нам необходимо отдохнуть, сделать привал. На привале мы вспомним интересные данные о тканях, которые нам понадобятся для дальнейшего путешествия.

Учащиеся слушают сообщение ученика “Ткани растения”.

Учитель. Итак, что такое ткань? Как вы думаете, какие ткани мы не встретим в корне?

Учащиеся дают определение “ткани”, говорят, что в корне нельзя встретить фотосинтезирующую ткань.

Учитель. Молодцы! Можно смело отправляться в путь. Не забывайте оценивать свою работу.

2 этап. Путешествие внутри корня.

Учитель. Сейчас мы спустимся вниз по корню. Как вы думаете, одинаковые ли клетки в корне встречаются нам на пути? Изучим их. Для того, чтобы быстрее получить необходимую и интересную информацию, мы разделимся на группы. Каждая группа будет изучать свой участок корня, его ткани и функции. Вам также предлагается посмотреть препараты тканей растений, выяснить их строение.

  • 1 группа (сильные учащиеся), изучают зоны корневого чехлика, деления и растяжения [1, с. 92-93].
  • 2 группа (средние по способностям учащиеся), изучают зону всасывания [1, с. 93-94].
  • 3 группа (средние по способностям учащиеся), изучают зону проведения [1, с. 94-95].
  • 4 группа (слабые по способностям учащиеся), расшифровывают слова. Необходимо вставить пропущенные гласные буквы в слова данной темы при помощи учебника (смотри приложение 2).

Данные заносятся в таблицу.

Таблица №2. Клеточное строение корня

Зоны корня

Ткани

Особенности строения клеток

Функции

1. Корневой чехлик Покровная Клетки мелкие с толстой оболочкой Защита от повреждения
2. Зона деления Образовательная Клетки мелкие с тонкой оболочкой Рост корня
3. Зона растяжения Образовательная Вытянутые клетки с тонкой оболочкой Рост корня
4. Зона всасывания Всасывающая Корневой волосок Всасывание растворенных веществ
5. Зона проведения Проводящая Клетки вытянутые (сосуды, ситовидные трубки) Перемещение веществ
Все зоны Механическая Клетки с толстой оболочкой Опора органа

2 и 3 группа получают алгоритм заполнения таблицы (смотри приложение 3).

Выполнение – 10 мин.

Учитель. Все справились со своим заданием. Сейчас нам необходимо собрать данные о клеточном строении корня в единую картину, также вам необходимо оценить каждого учащегося своей группы.

(Выступление одного человека от группы).

Учитель. Хорошо! Прекрасно справились и с этим задание. Мы исследовали клеточное строение корня, можно возвращаться назад, но корень не хочет выпускать нас. Мы должны выполнить его условия – ответить на его вопросы.

3 этап. Привал. Закрепление изученного материала.

Учитель. Перед выполнением необходимо устроить привал, собраться с силами, мыслями. Попробуем вместе ответить на несколько вопросов. Не забывайте оценивать свою работу.

Вопросы для закрепления нового материала.

  1. Сколько всего зон имеет корень? Назовите их.
  2. Сколько разных видов тканей входит в состав корня? Назовите и покажите по таблице.
  3. Дайте определение ткани. Каких тканей нет в корне?
  4. Почему растения при пересадке болеют?
  5. У семени фасоли, которое проращивалось на свету, части побега вскоре стали зелеными, корень сохранил свою первоначальную окраску. Почему так произошло? Выскажите свои предположения.

Учитель. Все собрались с мыслями, силами для преодоления последнего препятствия? Хорошо! Сейчас каждый попытается ответить на вопросы корня.

4 этап. Выполнение бланкового теста по двум дифференцированным вариантам.

(Время выполнения 6 мин, смотри приложение 4).

Самопроверка теста при помощи таблицы ответов (смотри приложение 5).

4. Подведение итогов

Вот и закончилось наше путешествие. Что мы узнали?

  • Корень имеет несколько зон, выполняющих несколько функций.
  • Функции корня зависят от клеток корня.

Сейчас подсчитайте, пожалуйста, общее количество баллов.

У кого получилось 20 баллов? Молодцы, вам присваивается звание “Великий путешественник по корневой системе”. Вы будете нашими проводниками в следующих путешествиях по корневой системе, корню.

Теперь найдем свою оценку за урок (количество баллов разделите на четыре).

5. Домашнее задание

Учитель. Вам просто необходимо поделиться своими впечатлениями о путешествии. Свои впечатления вы можете отобразить в кроссворде, синквейне, рисунках, можно подобрать пословицы, загадки о корне.

Литература

  1. Пасечник В.В. Биология. 6кл. Бактерии, грибы, растения. – М.: Дрофа, 1997.

2.03.2005

urok.1sept.ru

Органы цветковых растений — Сонин 6 класс (ответы)

35. Дайте определение

Орган — это обособленная часть тела, состоящая из тканей и клеток и выполняющая определенные функции


36. Рассмотрите рисунок. Подпишите названия органов цветкового растения, обозначенных цифрами

1. цветок

2. стебель

3. плод

4. лист

5. корень


37. Заполните таблицу «Органы цветкового растения»

Название органаФункции
Цветок размножение
Стебель вынос листоев к свету, опора, транспорт веществ
Плод защита и распространение
Лист дыхание и фотосинтез, у некоторых: защита и опора
Корень укрепление растения в почве, минеральное питание, поглощение воды, запас веществ


38. Выполните задания

1) Корневую систему с хорошо развитым главным корнем называют

стержневой

2) Нарисуйте схему этой системы

3) Корневую систему с недоразвитым или рано отмирающим главным корнем называют

мочковатой

4) Нарисуйте схему этой системы


39. Напишите, у каких растений:

а) стержневая корневая система

у двудольных (горох, дуб, абрикос)

б) мочковатая корневая система

рис, пшеница, лук


40. Рассмотрите рисунок. Подпишите виды корней, обозначенные цифрами

1) Придаточные

2) Боковые

3) Главный



41. Заполните таблицу «Особенности строения корня растения»

Зоны корняОсобенности строенияЗначение для растения
Проведения древесина и луб транспорт минеральных веществ из корня в листья и органических веществ обратно
Всасывания клетки образуют корневые волоски всасывание минеральных веществ
Роста клетки способны делиться образование новых клеток
Зона деления клетки способны вытягиваться рост корня
Корневой чехлик окружает зону деления

защищает зону деления от механического воздействия


42. Рассмотрите рисунок. Назовите видоизменения корней, изображенные на рисунке. Заполните таблицу

Видоизмененный кореньФункцииРастения
1. корнеплод запасание питательных веществ редис, морковь, свекла
2. корневый клубни запасание питательных веществ георгины
3. корни-прицепки поднимает растения со слабым стеблем плющ
4. дыхательные корни снабжают кислородом подземные части растения болотный киппарис
5. ходульные корни снабжают кислородом подземные части растения баньян

43. Рассмотрите рисунок. Подпишите части побега, ообзначенные цифрами

1. лист

2. стебель

3. узел

4. междоузлие



44. Рассмотрите рисунок. Подпиите части стебля, обозначенные цифрами

1. сердцевина

2. древесина

3. камбий

4. кора

5. пробка


45. Заполните таблицу «Строение стебля»

Часть стебляТип тканиФункции
пробка покровная защита, опора
луб образовательная транспорт органических веществ
камбий проводящая образование новых клеток
древесина проводящая транспорт минеральных веществ
сердцевина основная запасающая

46. Дайте определение

Почка — это зачаточный побег



47. Зарисуйте листовую и цветочную почки и подпишите их части


48. Рассмотрите рисунок. Какой лист изображен на рисунке. Подпишите части листа, обозначенные цифрами

1. черешок

2. лист


49. Рассмотрите рисунок. Какими цифрами обозначены простые и сложные листья? Впишите цифры в соответствующие строки

Простые листья: 1, 2, 4, 6, 7, 8,

Сложные листья: 3, 5, 9, 10



50. Дополните предложения

В листе происходят сложные процессы дыхания, образования питательных веществ и испарения воды. У некоторых растений листья выполняют несвойственные им функции: колючки кактуса — защиту, усики гороха — опору


51. Зарисуйте внутреннее строение листа и подпишите его части


52. Рассмотрите рисунок. Подпишите части цветка, обозначенные цифрами

1. Рыльце

2. Столбик

3. Завязь

4. Цветоножка

5. Цветолистик

6. лепесток

7. Тычиночная нить

8. Пыльник

9. Тычинка



53. Рассмотрите рисунки цветков. Найдите на них цветоножку, цветоложе, чашелистики, лепестки, тычинки, пестики (с завязью, столбиком и рыльцем) и раскрасьте каждую часть цветка одним цветом (например, чашечки зеленым, венчики — желтым, и т.д.)


54. Зарисуйте схему строения обоеполого и раздельнополого цветков


55. Дайте определение

Соцветие — это группа мелких цветков



56. В чем заключается биологическое значение соцветий?

Соцветия необходимы растениям для привлечения насекомых. то повышает вероятность опыления насекомыми


57. Заполните таблицу «Типы соцветий»


58. Заполните схему «Классификация плодов»

Плоды
Сухие Сочные
Односемянные Односемянные

Примеры:

ясень, одуванчик, подсолнечник

Примеры:

персик, вишня, малина

Многосемянные Многосемянные

Примеры:

горох, арахис, дурман

Примеры:

томат, крыжовник, арбуз



59. Рассмотрите рисунок. Подпишите части зерновки кукурузы и семени фасоли, обозначенные цифрами

1. Почечка

2. Стебелек

3. Корешок

4. Семядоли

5. Эндосперм


60. Напишите, какие растения относят к однодольным, а какие — к двудольным

Однодольные: кукуруза, пшеница, лук

Двудольные: капуста, горох, одуванчик


61. Заполните схему «Органы покрытосеменных растений»

ОРГАНЫ
вегетативные генеративные
корень побег

цветок

плод

семя

лист стебель почки

pobio.ru

Тема 4. Органы цветковых растений (Страницы 16,17,18,19,20,21,22,23,24,25,26,27,28,29)

Главная › 6 класс › Биология › Рабочая тетрадь по биологии С белкой Сонин 6 класс 20. Дайте определение.

Орган – это часть тела, выполняющая определённые функции.



21. Рассмотрите рисунок. Подпишите названия органов цветкового растения, обозначенных цифрами.


22. Заполните таблицу «Органы цветкового растения».


23. Нарисуйте схемы корневой и мочковатой корневых систем.



24. Напишите у каких растений:

а) стержневая корневая система – люпин, фасоль, одуванчик.
б) мочковатая корневая система – рис, пшеница, лук.


25. Рассмотрите рисунок. Подпишите виды корней, обозначенных цифрами.


26. Заполните таблицу «Особенности строения корня растений».



27. Рассмотрите рисунки. Назовите видоизменения корней, изображенных на рисунке. Заполните таблицу.


28. Рассмотрите рисунок. Подпишите части побега, обозначенные цифрами.


29. Рассмотрите рисунок. Подпишите части стебля, обозначенные цифрами.

1 – сердцевина
2 – древесина
3 – камбий
4 – кора
5 – пробка

30. Заполните таблицу «Строение стебля».


31. Дайте определение

Почка – это зачаточный побег.


32. Зарисуйте листовую и цветочную почки и подпишите их структуры.



33. Рассмотрите рисунок. Подпишите его части. Какой лсит изображен на рисунке?Простой.


34. Зарисуйте внутреннее строение листа и обозначьте его части.


35. Дополните предложения.

В листе происходят сложные процессы дыхания, образования питательных веществ, испарения воды.
У некоторых растений листья видоизменяются и выполняют несвойственные им функции: колючки кактуса – защитную, усики гороха – опорную.



36. Рассмотрите рисунки на стр.24. Какими цифрами обозначены простые и сложные листья? Впишите цифры в соответствующие строки.

  • Простые листья: 1, 2, 4, 6, 7, 8.
  • Сложные листья: 3, 5, 9, 10.

37. Рассмотрите рисунок. Подпишите части цветка, обозначенные цифрами.


38. Рассмотрите рисунки цветков. Найдите на них цветоножку, цветоложе, шелистики, лепестки, тычинки, пестикии закрасьте каждую часть цветка одним цветом.



39. Зарисуйте схемы строения однополого и раздельнополого цветков.


40. Дайте определение.

Соцветие – это группа соцветий.


41. В чем заключается иологическое значение соцветий?

Соцветия необходимы растениям для привлечения насекомых. Это повышает вероятность опыления насекомыми.



42. Заполните таблицу «Типы соцветий».


43. Заполните схему «Классификация плодов».


44. Рассмотрите рисунки. Подпишите части зерновки кукурузы и семени фасоли, обозначенные цифрами.



45. Напишите, какие растения односят к двудольным, а какие — к однодольным.

Однодольные: лук, ирис, пшеница, пальмы, камыш, осока, орхидеи.
Двудольные: помидоры, дуб, яблоня.


46. Заполните схему «Органы покрытосеменных растений».


Тема 3. Ткани растений и животных — стр. 14-16Лабораторная работа «Строение семян» — стр. 29-31

Сохраните или поделитесь с одноклассниками:

dourokov.ru

Строение корня растения. Особенности строения корня

Живые организмы изучает наука биология. Строение корня растения рассматривается в одном из разделов ботаники.

Корень является осевым вегетативным органом растения. Для него характерен неограниченный верхушечный рост и радиальная симметрия. Особенности строения корня зависят от многих факторов. Это эволюционное происхождение растения, его принадлежность к тому или иному классу, среда обитания. В качестве основных функций корня можно назвать укрепление растения в почве, участие в вегетативном размножении, запас и синтез органических питательных веществ. Но самая важная функция, обеспечивающая жизнедеятельность растительного организма, — почвенное питание, которое осуществляется в процессе активного всасывания из субстрата воды, содержащей растворенные минеральные соли.

Типы корней

Внешнее строение корня во многом обусловлено тем, к какому типу он относится.

  • Главный корень. Его образование происходит из зародышевого корешка, когда семя растения начинает прорастать.
  • Придаточные корни. Они могут появляться на различных частях растения (стебель, листья).
  • Боковые корни. Именно они образуют разветвления, начинаясь от ранее появившихся корней (главного или придаточных).

Виды корневых систем

Корневая система — общность всех корней, которые имеются у растения. При этом внешний вид этой совокупности у различных растений может сильно варьироваться. Причиной тому служит наличие или отсутствие, а также разная степень развития и выраженности различных типов корней.

В зависимости от этого фактора различают несколько типов корневых систем.

  • Стержневая корневая система. Название говорит само за себя. Главный корень выступает в роли стержня. Он хорошо выражен по размеру и длине. Строение корня по данному типу характерно для двудольных растений. Это щавель, морковь, фасоль и пр.
  • Мочковатая корневая система. Для данного типа характерны свои особенности. Внешнее строение корня, являющегося главным, ничем не отличается от такового у боковых. Он не выделяется в общей массе. Образовавшись из зародышевого корешка, он растет совсем недолго. Мочковая корневая система характерна для однодольных растений. Это хлебные злаки, чеснок, тюльпан и пр.
  • Корневая система смешанного типа. Ее строение соединяет в себе особенности двух, описанных выше, типов. Главный корень хорошо развит и выделяется на общем фоне. Но при этом сильно развиты и придаточные корни. Характерна для помидора, капусты.

Историческое развитие корня

Если рассуждать с точки зрения филогенетического развития корня, то его появление произошло гораздо позже, чем образование стебля и листа. Скорее всего, толчком для этого послужил выход растений на сушу. Для того чтобы закрепиться в твердом субстрате, представителям древней флоры требовалось что-то, что может послужить опорой. В процессе эволюции сначала образовались корнеподобные подземные веточки. Позже они дали начало развитию корневой системы.

Корневой чехлик

Формирование и развитие корневой системы осуществляется в течение всей жизни растения. Строение корня растения не предусматривает наличия листьев и почек. Его рост осуществляется за счет увеличения в длину. В точке роста он покрыт корневым чехликом.

Процесс роста связан с делением клеток образовательной ткани. Именно она находится под корневым чехликом, выполняющим функцию защиты нежных делящихся клеток от повреждений. Сам чехлик – это совокупность тонкостенных живых клеток, в которых постоянно происходит процесс обновления. То есть, при продвижении корня в почве застарелые клетки постепенно слущиваются, а на их месте нарастают новые. Также расположенные снаружи клетки чехлика выделяют особую слизь. Она облегчает продвижение корня в твердом почвенном субстрате.

Общеизвестно, что в зависимости от среды обитания строение растений сильно различается. Например, водные растения не имеют корневого чехлика. В процессе эволюции у них образовалось другое приспособление – водяной кармашек.

Строение корня растения: зона деления, зона роста

Клетки, появившись из образовательной ткани, со временем начинают дифференцироваться. Таким образом формируются зоны корня.

Зона деления. Она представлена клетками образовательной ткани, которые впоследствии и дают начало всем остальным типам клеток. Размер зоны – 1 мм.

Зона роста. Представлена гладким участком, длина которого составляет от 6 до 9 мм. Следует сразу за зоной деления. Для клеток характерен интенсивный рост, в ходе которого они сильно вытягиваются в длину, и постепенная дифференциация. Следует заметить, что процесс деления в данной зоне почти не осуществляется.

Зона всасывания

Этот участок корня протяженностью несколько сантиметров также часто называют зоной корневых волосков. Это название отражает особенности строения корня на данном участке. Там имеются выросты клеток кожицы, размер которых может варьироваться от 1 мм до 20 мм. Это и есть корневые волоски.

Зона всасывания – это место, где осуществляется активное поглощение воды, в которой содержатся растворенные минеральные вещества. Деятельность клеток корневых волосков, в данном случае, можно сравнить с работой насосов. Этот процесс очень энергозатратный. Поэтому в клетках зоны всасывания содержится большое количество митохондрий.

Очень важно обратить внимание еще на одну особенность корневых волосков. Они способны выделять особую слизь, содержащую угольную, яблочную и лимонную кислоты. Слизь способствует растворению минеральных солей в воде. Частицы почвы благодаря слизи словно приклеиваются к корневым волоскам, облегчая процесс всасывания питательных веществ.

Строение корневого волоска

Увеличение площади зоны всасывания происходит именно за счет корневых волосков. Например, их количество у ржи достигает 14 миллиардов, образуя суммарную длину до 10 000 километров.

Внешний вид корневых волосков делает их похожими на белый пушок. Живут они недолго – от 10 до 20 дней. На формирование новых у растительного организма уходит совсем немного времени. Например, образование корневых волосков у молодых сеянцев яблони осуществляется за 30-40 часов. Тот участок, где произошло отмирание этих необычных выростов, еще в течение некоторого времени может всасывать воду, а потом его покрывает пробка, и эта способность теряется.

Если говорить о строении оболочки волоска, то, прежде всего, следует выделить ее тонкость. Эта особенность помогает волоску поглощать питательные вещества. Клетка его почти полностью занята вакуолью, окруженной тонким слоем цитоплазмы. Ядро располагается в верхней части. Пространство вблизи клетки представляет собой особый слизистый чехол, способствующий склеиванию корневых волосков с мелкими частичками почвенного субстрата. Благодаря этому гидрофильность почвы повышается.

Поперечное строение корня в зоне всасывания

Зону корневых волосков также часто называют зоной дифференциации (специализации). Это не случайно. Именно здесь на поперечном разрезе можно увидеть определенную слоистость. Она обусловлена разграничением слоев внутри корня.

Таблица «Строение корня на поперечном срезе» представлена ниже.

СлойСтроение, функции
РизодермаОдин слой клеток покровной ткани, которые способны образовывать корневые волоски.
Первичная кораНесколько слоев клеток основной ткани, которые участвуют в транспортировке питательных веществ от корневых волосков к центральному осевому цилиндру.
ПерициклКлетки образовательной ткани, которые участвуют в первичном образовании боковых и придаточных корней.
Центральный осевой цилиндрПроводящие ткани (луб, древесина), образующие в своей совокупности радиальный проводящий пучок.

Следует отметить, что внутри коры тоже имеется разграничение. Ее наружный слой называется экзодерма, внутренний – эндодерма, а между ними находится основная паренхима. Именно в этом промежуточном слое происходит процесс направления растворов питательных веществ в сосуды древесины. Также, в паренхиме синтезируются некоторые жизненно важные для растения органические вещества. Таким образом, внутреннее строение корня позволяет в полном объеме оценить значимость и важность функций, которые выполняет каждый из слоев.

Зона проведения

Располагается над зоной всасывания. Самый большой по длине и наиболее прочный участок корня. Именно здесь происходит передвижение важных для жизнедеятельности растительного организма веществ. Это возможно благодаря хорошему развитию проводящих тканей в этой зоне. Внутреннее строение корня в зоне проведения обуславливает его способность транспортировать вещества в обоих направлениях. По восходящему току (вверх) идет передвижение воды с растворенными в ней минеральными соединениями. А вниз доставляются органические соединения, которые участвуют в жизнедеятельности клеток корня. Зона проведения – это место образования боковых корней.

Строение корня проростка фасоли четко иллюстрирует основные этапы процесса формирования корня растений.

Особенности строения корня растения: соотношение наземной и подземной частей

Для многих растений характерно такое развитие корневой системы, которое приводит к ее преобладанию над наземной частью. Примером может служить кочанная капуста, корень которой в глубину может вырасти на 1,5 метра. Ширина его может составлять до 1, 2 метра.

Корневая система яблони настолько разрастается, что занимает пространство, диаметр которого может достигать 12 метров.

А у растения люцерна высота наземной части не превышает 60 см. Тогда как длина корня может составлять более 2 метров.

Все растения, обитающие в местностях с песчаными и скалистыми почвами, имеют очень длинные корни. Это обусловлено тем, что в таких почвах вода и органические вещества находятся очень глубоко. В процессе эволюции растения долго приспосабливались к таким условиям, постепенно менялось строение корня. В результате чего они стали достигать той глубины, где растительный организм может запастись необходимыми для роста и развития веществами. Так, например, корень верблюжьей колючки может в глубину составлять 20 метров.

Корневые волоски у пшеницы ветвятся настолько сильно, что их суммарная длина может достигать 20 км. Однако, это не предельная величина. Неограниченный верхушечный рост корней в отсутствие сильной конкуренции с другими растениями может увеличить это значение еще в несколько раз.

Видоизменения корней

Строение корня некоторых растений может меняться, образуя так называемые видоизменения. Это своего рода приспособления растительных организмов в конкретных условиях обитания. Ниже представлено описание некоторых видоизменений.

Корневые клубни характерны для георгина, чистяка и некоторых других растений. Образуются за счет утолщения придаточных и боковых корней.

Плющ и кампсис тоже отличаются особенностями строения этих вегетативных органов. У них имеются так называемые корни-прицепки, которые позволяют им цепляться за рядом стоящие растения и другие опоры, находящиеся в их досягаемости.

Воздушные корни, отличающиеся большой длиной и всасывающие воду, имеются у монстеры и орхидеи.

Растущие вертикально вверх дыхательные корни участвуют в выполнении функции дыхания. Имеются у кипариса болотного, ивы ломкой.

У некоторых представителей флоры, образующих обособленную группу растений-паразитов, имеются приспособления, помогающие проникать в стебель хозяина. Это так называемые корни-присоски. Характерны для омелы белой, повилики.

У таких овощных культур, как морковь, свекла, редис, имеются корнеплоды, которые образовались за счет разрастания главного корня, внутри которого запасаются питательные вещества.

Таким образом, особенности строения корня растения, приводящие к образованию видоизменений, зависят от многих факторов. Основными являются среда обитания и эволюционное развитие.

fb.ru

Ответ §4. Органы цветковых растений

20) Дайте определение

  

Ответ: Орган – это часть тела, выполняющая определенные функции.

 

21) Рассмотрите рисунок. Подпишите названия органов цветкового растения, обозначенных цифрами

 

 

  • Ответ:

    1 – цветок

    2 – стебель

    3 – лист

    4 – корень

    5 – плод

 

22) Заполните таблицу «Органы цветкового растения»

 

  • Ответ:

    Орган

    Функции

    Цветок

    Орган размножения

    Стебель

    Транспортирует органические вещества вниз и неорганические вещества вверх

    Лист

    Осуществляет процессы дыхания и фотосинтеза

    Корень

    Закрепляет растение в почве, всасывает минеральные вещества

    Плод

    Защитная «оболочка» оплодотворенным семенем

 

23) Нарисуйте схемы стержневой и мочковатой корневых систем

 

  • Ответ:

     

 

24) Напишите, у каких растений:

 

  • Ответ: а) стержневая корневая система – фасоль, одуванчик, люпин и др.

    б) мочковатая корневая система – рис, пшеница, лук и др.

 

25) Рассмотрите рисунок. Подпишите виды корней, обозначенные цифрами

 

 

  • Ответ:

    1- придаточный корень

    2 – боковые корни

    3 – гланый корень

 

26) Заполните таблицу «Особенности строения корня растения»

 

  • Ответ:

    Зоны корня

    Особенности строения

    Значение для растения

    Проведения

    Древесина и луб

    Транспортировка минеральных веществ из корня в листья и органы веществ обратно

    Всасывания

    Клетки образуют корневые волоски

    Всасывание минеральных веществ

    Роста

    Клетки способны делиться

    Образование новых клеток

    Зона деления

    Летки способны вытягиваться

    Рост корня

    Корневой чехлик

    Окружает зону деления

    Защищает зону деления от механического воздействия

 

27) Рассмотрите рисунки. Назовите видоизменения корней, изображенные на рисунке. Заполните таблицу.

 

 

  • Ответ:

    Видоизмененный корень

    Функции

    Растения

    1) Корнеплод

    Запасание питательных веществ

    Редис, морковь, свекла

    2) Корневые клубни

    Запасание питательных веществ

    Георгины

    3) Корни — прицепка

    Поднимает растения со слабым стеблем

    Плющ

    4) Дыхательные корни

    Снабжают кислородом подземные части растения

    Болотный киппарис

    5) Ходульные корни

    Снабжают кислородом подземные части растения

    Баньян

 

28) Рассмотрите рисунок. Подпишите части побега, обозначенные цифрами

 

 

 

29) Рассмотрите рисунок. Подпишите части стебля, обозначенные цифрами

 

 

 

30) Заполните таблицу «Строение стебля»

 

  • Ответ:

    Часть стебля

    Тип ткани

    Функции

    Пробка

    Покровная

    Защита от механических повреждений, проникновения болезнетворных организмов, высыхания, механическая опора

    Луб

    Проводящая

    Транспортировка органических веществ

    Камбий

    Образовательная

    Образование новых клеток

    Древесина

    Проводящая

    Транспортировка минеральных веществ

    Сердцевина

    Ткань

    Запасающая

 

31) Дайте определение

  

Ответ: Почка – это зачаточный побег.

 

32) Зарисуйте листовую и цветочную почки и подпишите их структуры

 

  • Ответ:

     

 

33) Рассмотрите рисунок. Подпишите его части. Какой лист изображен на рисунке?

 

 

 

34) Зарисуйте внутреннее строение листа и обозначьте его части

 

  • Ответ:

     

 

35) Дополните предложения

 

  • Ответ: В листе происходят сложные процессы дыхания, образования питательных веществ, испарения воды. У некоторых растений листья видоизменяются и выполняют несвойственные им функции: колючки кактуса — защитная функция, усики гороха – опорная функция.

 

36) Рассмотрите рисунки на с. 24. Какими цифрами обозначены простые и сложные листья? Впишите цифры в соответствующие строки.

 

 

37) Рассмотрите рисунок. Подпишите части цветка, обозначенные цифрами

 

 

  • Ответ:

    1 – рыльце

    2 – столбик

    3 – завязь с семяпочками

    4 – лепестки

    5 – цветоножка

    6 – чашелистик

    7 – лепестки

    8 – тычиночная нить

    9 – пыльник

    10 – тычинка

     

 

38) Рассмотрите рисунки цветков. Найдите на них цветоножку, цветоложе, чашелистики, лепестки, тычинки, пестики (с завязью, столбиком и рыльцем) и раскрасьте каждую часть цветка одним цветом (например, чашечки — зеленым, венчики – жёлтым и т.д.

 

  • Ответ:

     

 

39) Зарисуйте схемы строения обоеполого и раздельнополого цветков

 

  • Ответ:

     

 

40) Дайте определение

 

 

41) В чем заключается биологическое значение соцветии?

 

 

42) Заполните таблицу «Типы соцветий»

 

  • Ответ:

 

43) Заполните схему «Классификация плодов» 

 

  • Ответ:

    Плоды

    Сухие

    Сочные

    Односемянные

    Многосемянные

    Односемянные

    Многосемянные

    Примеры:

    Ясень

    Одуванчик

    Подсолнечник

    Примеры:

    Горох

    Арахис

    Дурман

    Примеры:

    Персик

    Вишня

    Малина

    Примеры:

    Томат

    Крыжовник

    Арбуз

 

44) Рассмотрите рисунки. Подпишите части зерновки кукурузы и семени фасоли, обозначенные цифрами

 

 

  • Ответ:

    1 – почечка

    2 – стебелек

    3 – корешок

    4 – семядоли

    5 – эндосперм

 

45) Напишите, какие растения относят к двудольным, а какие – к однодольным

 

  • Ответ:

    Однодольные: лук, ирис, пшеница, рис, камыш, осока, орхидеи, пальмы.

    Двудольные: помидоры, дуб, яблоня.

 

46) Заполните схему «Органы покрытосеменных растений»

 

  • Ответ:

    Органы

    Вегетативные

    Генеративные

    Корень

    Побег

    Цветок

    Плод

    Семена

    Стебель

    Листья

    Почки

     

                 

 

Лабораторная работа

 

«Строение семян»

 

1) Рассмотрите и опишите внешний вид семян фасоли. Сделайте рисунок.

 

  • Ответ:

     

 

2) С помощью препаровального ножа снимите семенную кожуру. Каково её значение для семени?

 

 

3) Рассмотрите строение зародыша. Сделайте рисунок семени, подпишите его основные части.

 

  • Ответ:

     

 

4) Рассмотрите и опишите внешний вид зерновки пшеницы. Сделайте рисунок.

 

  • Ответ:

     

 

5) Препаровальной иглой попытайтесь снять покров зерновки

 

6) Пользуясь рисунком учебника и готовым препаратом «Зерновка пшеницы. Продольный разрез», который вы можете рассмотреть с помощью лупы, сделайте рисунок «Строение зерновки пшеницы», подпишите основные части зерновки.

 

  • Ответ:

     

 

7) Сравните строение семени фасоли и зерновки пшеницы. Найдите черты сходства и различия. Заполните таблицу.

 

  • Ответ:


tetrab.ru

роста, растяжения, всасывания, проводящая. Строение корня

На продольном разрезе различают следующие зоны корня (участки корня растения):

  • Зона роста с корневым чехликом;
  • зона растяжения и начала дифференцировки клеток;
  • зона всасывания;
  • проводящая зона.

Зоны корня

Рисунок: зоны корня растения

Роста

Зона роста (зона деления) корня занимает кончик длиной 2-3 мм. Это зона активно делящихся клеток, меристема корня. Все ткани корня возникают из этой образовательной ткани.

Зона роста покрыта корневым чехликом, который защищает ее от повреждений и облегчает продвижение корня в почве. Клетки чехлика обладают повышенным тургором. По мере углубления корня в почве они стираются, наружный слой их слущивается, а изнутри нарастают новые клетки за счет меристемы корня.

Растяжения

В зоне растяжения клетки сильно увеличиваются в продольном направлении и становятся цилиндрическими. В них появляются большие вакуоли. Совокупный рост клеток этой зоны создает силу, благодаря которой корень углубляется в почву.

Эта зона также невелика и занимает несколько миллиметров. В верхней ее части клетки начинают специализироваться, превращаясь окончательно в зоне всасывания в сосуды, трахеиды и другие виды клеток корня.

Всасывания

Зона всасывания корня имеет длину от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров. Поверхность ее защищена покровной тканью — кожицей с корневыми волосками. Под кожицей находится кора корня, окружающая его центральную часть с проводящей системой.

Корневые волоски и корневой чехлик развиты у наземных растений; у водных и растений-паразитов они отсутствуют. На поперечном срезе через всасывающую зону видно первичное строение корня.

Проводящая

Проводящая зона — вся остальная часть корня, начиная от всасывающей и до стебля растения. Этот участок имеет более плотную покровную ткань, утолщен, число сосудов и ситовидных трубок увеличено за счет деятельности камбия.

Зона проведения корня — посредник между всасывающей зоной и надземной частью растения.

Сводная таблица строения и функций зон корня

Название зоныОсобенности строенияФункции
Зона деленияМелкие живые клетки, быстро делятсяНачало всех остальных зон и тканей корня
Зона ростаКлетки растут и увеличиваются в размерахОбеспечивает основной рост корня
Зона всасыванияНаружный слой, представлен клетками с корневыми волоскамиОбеспечивает всасывание воды с растворенными в ней полезными веществами
Зона проведенияХорошо развиты проводящие тканиТранспортная

Внутреннее строение корня растения

Наружная покровная ткань корня — кожица — отличается от кожицы стебля и листа наличием корневых волосков, отсутствием устьиц и кутикулы, легкой проницаемостью для воды, поглощающей способностью.

Клетки кожицы располагаются в один слой. Многие из них имеют корневые волоски — удлиненные цилиндрические выросты внешней стенки клеток кожицы, длиной от 0,15мм до 1см при поперечнике в сотые доли миллиметра. Ядро клетки переходит в корневой волосок и располагается обычно на самом его конце.

В цитоплазме корневого волоска кроме ядра содержатся вакуоли с клеточным соком, бесцветные пластиды. Поверхность волосков покрыта слизистым веществом, склеивающим их с частичками почвы.

Корневые волоски недолговечны. Формируются они за 30-40 часов, живут 10-20 дней, затем отмирают. На смену их на молодом участке корня образуются новые, а участок с отмершими волосками становится проводящей зоной. Количество корневых волосков на 1мм2 достигает нескольких сотен (например, у кукурузы — 425, у гороха — 230). Благодаря их наличию всасывающая поверхность корня увеличивается в десятки раз.

Кора корня, прилегающая к кожице изнутри, состоит из расположенных в несколько рядов клеток основной ткани. Клетки коры имеют разные размеры. Непосредственно под кожей они крупные, а в слоях, лежащих глубже, — более мелкие.

Самый внутренний слой коры (энтодерма), облегающий центральную часть корня (центральный цилиндр) с проводящей системой, состоит из одного ряда плотно уложенных клеток. Наружные их стенки (со стороны коры) тонкие, а боковые и внутренние — утолщены и непроницаемы для воды и газов.

Между толстостенными клетками есть небольшое число тонкостенных, расположенных против сосудов центрального цилиндра. Это пропускные клетки, они проводят воду из коры корня в сосуды центрального цилиндра.

Центральный цилиндр занимает срединную часть стебля и состоит из различных тканей. Наружный его слой, примыкающий изнутри к энтодерме, состоит из тонкостенных паренхимных клеток и называется перициклом, или корнеродным слоем.

Клетки перицикла (вторичная образовательная ткань) периодически делятся и дают начало боковым корням, паренхиме корня, придаточным почкам корнеотпрысковых растений, камбию.

Далее, к центру осевого цилиндра, располагается закрытый сосудисто-волокнистый пучок, в котором чередуются участки флоэмы и ксилемы, расположенные радиально. Центр осевого цилиндра корня у большинства видов растений занят одним крупным или несколькими мелкими сосудами. У некоторых видов центр занят клетками основной ткани (паренхимы), заполняющей также промежутки между флоэмными и ксилемными участками.

animals-world.ru

Строение и функции корня

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ

(КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ II ВИДА № 48 г. РОСТОВА-НА-ДОНУ

Разработка урока биологии

«Строение и функции корня»

для 6 класса

Учитель биологии и химии Высшей категории: Головатенко Н.В.

Разработка урока биологии

«Строение и функции корня»

для 6 класса

Место урока в теме: это первый урок в теме «Строение покрытосеменных растений». На предыдущих уроках учащиеся изучили строение семян двудольных и однодольных растений, сформировали знания о признаках двудольных и однодольных растений, о зародыше семени как зачаточном организме.

Тема урока: Строение и функции корня.

Цели урока:

Образовательная: закрепить имеющиеся знания учащихся о видах корней и типах корневых систем; систематизировать понятие «корень»; сформировать представление о зонах корня и особенностях их тканевого и клеточного строения в связи с выполняемыми функциями; познакомить учащихся с видоизменениями корней, подвести к представлению о приспособленности растений к условиям существования.

Развивающая: способствовать формированию у учащихся умения разъяснять особенности строения зон корня; создать условия для развития практических умений по распознаванию и определению зон корня и видоизменений корней; активизировать логическое мышление, умение анализировать результаты своей деятельности и делать обоснованные выводы.

Воспитательная: активизировать познавательный интерес учащихся к теме урока; способствовать развитию кругозора и углублению знаний об окружающем мире.

Оборудование: семена и проростки фасоли с развитыми корнями, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник (Пасечник В. В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения. М.: Дрофа, 2005).

Тип урока: изучение нового материала

Методы и приемы:

словесные (эвристическая беседа, рассказ)

наглядные (демонстрация рисунков, схем, таблиц, фрагментов видеофильмов, натуральных объектов)

практические (работа с натуральными объектами, с текстом учебника)

Литература:

1С Репетитор. Ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, общая биология. Для абитуриентов, старшеклассников и учителей.

Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6-9 класс. Министерство образования Российской Федерации. ГУ РЦ ЭМТО; Кирилл и Мефодий;, 2003.

Гуленкова М.А, Дмитриева Т.А. Дидактические материалы по биологии: 6 кл.: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2003.

Лебедев С. Н. Уроки биологии с применением информационных технологий. 6 класс. – М.: Глобус, 2008.

Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения. М.: Дрофа, 2002г.

Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: книга для учащихся, учителей и родителей. М.: Аст – Пресс», 1998.

    ПЛАН УРОКА

    Организационный момент

    Речевая зарядка

    Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока

    Актуализация знаний

    Постановка целей урока

      Изучение нового материала

      Формирование понятия «корень»

      Изучение зон корня

      Зарядка для глаз

      Изучение видоизменений корней

        Домашнее задание

        Закрепление

        Итог урока.

        Ход урока.

        1. Организационный момент

        (Учитель дает установку на урок, проверяет готовность класса к уроку и посещаемость)

        2.Речевая зарядка.

        3. Подготовка к активной деятельности на основном этапе урока

        -Обратите внимание, что лежит на ваших столах?

        -Семена и проростки фасоли.

        а) Актуализация знаний

        Рассмотрим вначале семя.

        Что такое семя?

        Семя – зачаток будущего растения.

        Из чего состоит семя?

        Семя состоит из семенной кожуры и зародыша.

        Попробуйте снять семенную кожуру с семени фасоли.

        (Пробуют, но не получается)

        Каково значение семенной кожуры для зародыша?

        Защита зародыша.

        Какие части различают в зародыше?

        Зародыш состоит из зародышевых корешка, стебелька, почечки и семядоли.

        Найдите сколько семядолей у семени фасоли?

        У семени фасоли 2 семядоли.

        К каким растениям относится фасоль по количеству семядолей?

        По количеству семядолей фасоль относится к двудольным растениям.

        Приведите примеры двудольных растений.

        Подсолнечник, бобы и т. д.

        А сколько еще может быть семядолей в семени растений и как называются такие растения?

        Бывают семена с одной семядолей. Эти растения называются однодольными.

        Приведите примеры однодольных растений.

        Пшеница, рожь и т.д.

        Теперь определим последовательность прорастания семени.

        Вначале появляется корень из зародышевого корешка, затем стебель

        из зародышевого стебелька и листья из семядолей.

        Итак, первым появляется корень из зародышевого корешка.

        А какой корень формируется из зародышевого корешка?

        Из зародышевого корешка формируется главный корень.

        -А какие корни появляются позже?

        Позже от главного корня образуются боковые корни,

        а от зеленых частей растений придаточные.

        -Что образует совокупность всех корней растения?

        Совокупность всех корней растения образует корневую систему.

        -Перечислите типы корневых систем.

        Стержневая и мочковая корневая система.

        Существует ли связь между типом корневом системы и

        количеством семядолей в семени растения?

        Да, существует. Для однодольных растений характерна

        мочковатая корневая система, а для двудольных – стержневая.

        б) постановка целей урока

        Итак, мы логично подошли к теме сегодняшнего урока.

        Что мы сегодня будем изучать?

        Корень.

        Что конкретно мы должны сегодня узнать?

        Что такое корень, строение и функции корня.

        (Записывают дату и тему урока в классных тетрадях)

        А еще в конце урока мы ответим с Вами на вопрос:

        может ли растение обойтись без корня?

        3. Изучение нового материала

        а) формирование понятия «корень»

        Давайте посмотрим, как происходит рост корня в ускоренной записи.

        Итак, давайте же выясним, что же такое есть корень?

        (Запись в тетради определение понятия «корень»)

        б) изучение зон корня

        Корень не однороден по своему строению, поэтому выделяют зоны корня.

        Сколько зон выделяют в строении корня?

        В строении корня выделяют 4 зоны: деления, роста, всасывания и проведения

        Из каких тканей и клеток состоит каждая зона?

        (Работают со схемой в тетради)

        Строение корня обеспечивает его функции

        Какие функции выполняет корень?

        У корней растений есть еще одна очень интересная особенность: они могут принимать различные формы. В таких случаях мы говорим о видоизменениях корней. Изменение внешнего вида корня связано обычно с выполнением им какой-либо дополнительной (необычной) функции.

        (Работа с текстом учебника (§21, стр. 98)

        3. Домашнее задание

        4. Закрепление

        Вопросы:

        Корни растения, живущего на деревьях, поглощающие дождевую воду.

        Корни, образовавшиеся в результате утолщения боковых или придаточных корней.

        Придаточные корни растения, живущего на стволах тропических растений, дорастающие до земли.

        Главные корни, в которых запасаются питательные вещества.

        Придаточные корни, позволяющие прикрепляться к опоре (стене, стволу).

        Корни растений топких берегов рек, растущие вверх, достигая поверхности почвы.

        Ответы:

        1. Корнеплоды

        2. Корневые клубни

        3. Корни-прицепки

        4. Дыхательные корни

        5. Воздушные корни

        6. Корни подпорки.

        5. Итог урока.

        Итак, что мы сегодня изучили на уроке?

        Сегодня на уроке мы изучили понятие «корень», строение и функции корня.

        Как мы это изучали?

        Смотрели презентацию, заполняли таблицу, выполняли задания и т.д.

        Вернемся поставленному вопросу в начале урока: может ли растение жить без корня? Почему?

        (отвечают)

        Согласны ли Вы с тем, что «Как ни тонок, неприметен под землёю корешок, но не может жить на свете без него любой цветок»?

        Да.

        (Выставление оценок активным обучающимся)

        Наш урок подошёл к концу. До-свидания.

        xn--j1ahfl.xn--p1ai

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *