Образы русской народной и духовной музыки 6 класс презентация: Презентация урока 6 класса по теме «Образы народной и духовной музыки»
Тема урока: образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт (19 слайдов)
Слайд 1
Тема урока:
Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт».
Коноплева С.Ю.,
учитель музыки
Слайд 2
В каких двух направлениях развивалось музыкальное искусство Древней Руси? 2.В какой опере Н.А. Римского-Корсакова мы встречаемся с «Пляской скоморохов»? 3. Назовите отличительные черты церковного песнопения в древности?
Слайд 3
«Есть музыка, которая к нам идёт, и другая, которая требует чтобы мы шли к ней»
Слайд 4
Слайд 5
Система записи церковной музыки
Запись музыки велась с помощью специальных знаков (по-русски «знамя», «крюк»). Отсюда и название – знаменный распев, знаменная нотация. Одноголосное унисонное акапельное исполнение мужского хора.
Слайд 6
Появление трёхголосия
К 16 веку в церковной культуре усиливаются идеи Троицы. В музыке это выражается в постепенном отходе от одноголосного унисонного пения и появлении трёхголосия. Оно получило название «строчное трёхголосие»: три голоса – три строки, главный голос (путь) – средняя строка, крайние (верхники и нижники) – сопровождающие.
Слайд 7
Слайд 8
ЧЕСНОКОВ, ПАВЕЛ ГРИГОРЬЕВИЧ (1877–1944), русский композитор, хоровой дирижер, автор широко исполняемых духовных композиций
Перу композитора принадлежат около 360 песнопений, 18 произведений для смешанного хора a cappella, 21 произведение для женского хора с фортепиано, 20 детских песен, 21 романс.
Характерным качеством исполнительского облика хоров, руководимых Чесноковым, являлся легкий, красивый, полетный звук.
Слайд 9
Послушай «Да исправиться молитва моя»
П. Чеснокова.
— Чем молитвы отличаются от
знаменного распева?
Слайд 10
Духовная музыка – одна
из важнейших частей церковной
службы. Музыка соединяясь со словом Божьим выступает носителем духовности.
В музыке первостепенное значение
придается не слову и интонации, а тому внутреннему содержанию, которое скрыто за ними.
Слайд 11
Духовный концерт
Появился в XVIII веке.
Создателем жанра был Максим Созонтович Березовский (1745 – 1777) – с детства отличался удивительной музыкальностью, владел игрой на разных инструментах, как талантливый композитор был отправлен на учёбу в Болонскую филармоническую Академию за государственный счёт, автор многих инструментальных, оперных произведений и многочисленных духовных концертов.
Был незаслуженно забыт и, спустя много лет после своей смерти, вновь открыт новым поколениям слушателей.
Слайд 12
Портретных изображений М.С.Березовского не сохранилось.
Слайд 13
«Не отвержи мене во время старости»
Считается одним из самых значительных произведений в этом жанре.
Сочинён Березовским в возрасте 16-18 лет (!).
Написан на слова 70-го псалма Давида из «Ветхого Завета».
Вот его современный перевод:
Не отвергни меня во время старости, когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня. Ибо враги мои говорят против меня, и подстерегающие душу мою советуются между собой, говоря: «Бог оставил его; преследуйте и схватите его, ибо нет избавляющего». Боже! не удаляйся от меня; Боже мой! поспеши на помощь мне.
Слайд 14
Духовный концерт М. Березовский
Какой характер мелодии?
Как она развивается?
Что выражает?
Слайд 15
Духовный концерт М. Березовский
Слайд 16
«Есть музыка, которая к нам идёт, и другая, которая требует чтобы мы шли к ней»
Слайд 17
Домашнее задание: написать мини-сочинение по пониманию народной мудрости: «Дорога до кабака далека, да легка, дорога к храму близка, да идти склизко»
Слайд 18
Слайд 19
Дорогу осилит идущий!
Спасибо за урок!
Образы русской народной и духовной музыки
Презентация на тему: «Образы русской народной и духовной музыки» .
Подготовила: уч. 6 класса МБОУ «Политехнический лицей» Мартикян Полина.
С момента крещения Руси в конце X века русская музыка разделилась на две части:
Народная
Церковная (духовная)
Ярким примером народной музыкальной культуры того времени было явление — скоморошество . Основной репертуар скоморохов составляли
С самого начала своего развития русская духовная музыка складывалось как искусство вокальное. Только голос поющего человека признавался единственным «музыкальным инструментом», достойным доносить Слово Божие. Строго выдержанное одноголосие без инструментального сопровождения стало одним из основных признаков древнерусского певческого искусства.
В противовес народной музыке, основанной на языческих мотивах и образе жизни, русская духовная музыка воздействовала в первую очередь на чувства и мысли верующих людей, была обращена к высоким материям.
Для записи церковных песнопений использовались не ноты, а особые знаки — «знáмена» (иначе – «крюки»).
Отсюда происходит название «знаменное пение», «знаменный распев».
Знаменный распев на протяжении семи веков (XI – XVII) был основой всей древнерусской церковной музыки. В практике церковного пения долгое время бытовала устная традиция. Лишь в XV-XVII веках все виды церковных песнопений были «положены на знамя». С середины XV века в древнерусском церковно-певческом искусстве в полной мере проявляются черты национальной самобытности. Начинается эпоха его расцвета.
В XV веке появились более сложные приёмы: повтор, сокращение и расширение попевок.
Эволюция церковного пения на Руси была тесно связана с деятельностью русских распевщиков . При создании песнопений распевщики при переводе греческих текстов на церковно-славянский язык распевали текст (отсюда и пошло слово « распев » или «
Исторические свидетельства говорят о высочайшем профессиональном уровне древнерусских распевщиков. Старейшими среди них были братья новгородцы Савва и Василий Роговы (XVI век).
В середине XVI века знаменный распев достиг расцвета. В это время возникает множество мелодических вариантов одного и того же песнопения, что значительно расширило объем певческого репертуара. Свой собственный распев имел каждый крупный монастырь. Особенно славились распевы Киево-Печерской и Троице-Сергиевой лавры.
Новым явлением в певческом искусстве второй половины XVI века стало также троестрочное пение. Свое название троестрочие получило от системы записи: три голоса фиксировались по строкам разными цветами (красным и черным) и сводились в разноцветную партитуру. Главным голосом был «путь», который обычно пел каноническую мелодию знаменного распева. «Путь» помещался в средний голос и обрамлялся «верхом» и «низом».
Троестрочное пение не считалось отступлением от одноголосной традиции. В свете учения о Святой Троице в нем раскрывалась идея триединого ангелоподобного пения, когда три голоса плавно текут то параллельно друг другу, то вливаясь один в другой, то расходясь.
В XVI веке певческое искусство впервые выходит за пределы церкви. Об этом свидетельствует возникновение жанра под названием «стих покаянный». Стихи покаянные бытовали вне храма, не были связаны с конкретным богослужебным чином, а в их стилистике сказалось влияние народных песен.
XVII в. стал веком перемен в русской духовной музыке. В начале появляется немало авторских и местных распевов (Киевский, Смоленский, Кирилловский и др.). Во второй половине XVII в. русские музыканты знакомятся с музыкальной культурой Западной Европы. Происходит «диалог двух культур» — «старой», связанной с суровым сдержанным знаменным пением и «новым» — многоголосым, отличающимся энергией, красочностью, ощущением света и огромного пространства.
В XVIII веке в русской музыкальной культуре произошли большие перемены, выработались новый стиль и новые музыкально-хоровые формы. Одним из жанров, достаточно новым по форме, но органично вошедшим в православную культурную традицию, стал духовный концерт . Именно с жанром духовного концерта связаны имена знаменитых русских композиторов XVIII века — Д.С. Бортнянского, М.С. Березовского, А.Л. Веделя, П. Чайковского, С. Рахманинова, П. Чеснокова, М. Глинки и другими.
2
3
4
1
1. М. Глинка, 2. С. Рахманинов, 3. П. Чайковский, 4. П. Чесноков.
Так, например, выдающийся композитор и новатор в духовной хоровой музыке Максим Созонтович Березовский (1745-1777г.г) стал автором множества камерных инструментальных сочинений и духовных концертов, которые являются выдающимися образцами мирового хорового искусства 18-го века. Особенно широко известен его концерт «Не отвержи мене во время старости».
М.С. Березовский
А его коллега и земляк, также, выдающийся композитор 18-го века — Дмитрий Степанович Бортнянский (1751 – 1825 г. г) считается Мастером духовной хоровой музыки и одним из основателей русской классической музыки в целом. Его хоровые концерты нередко выходили за рамки, предписанные церковными правилами. В них можно услышать маршевые, танцевальные ритмы, влияние оперной музыки, а в медленных частях порой возникает сходство с жанром лирической «российской песни».
Таким образом, в XVIII-XX веках известные русские
композиторы продолжили и донесли до современников
традиции древнерусского пения – как значимую часть
русской культуры в целом.
Д.С. Бортнянский
Источники использованные в подготовке презентации:
- Образовательный портал «Слово»: http://www.portal-slovo.ru/art/36094.php?ELEMENT_ID=36094&SHOWALL_1=1
- Сайт « Musike » :http://musike.ru/rml/medieval
- Энциклопедия «Крогосвет»: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/muzyka/RUSSKAYA_DUHOVNAYA_MUZIKA.html
Народная музыка | Определение, история, исполнители, песни, инструменты и факты
песни напечатаны на развороте
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Боб Дилан Брюс Кокберн Баффи Сент-Мари Вуди Гатри Пит Сигер
- Похожие темы:
- Фольклорный фестиваль в Ньюпорте мариачи скиффл валленато Народная песня
Просмотреть весь соответствующий контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
народная музыка , тип традиционной и обычно сельской музыки, которая первоначально передавалась через семьи и другие небольшие социальные группы. Как правило, народная музыка, как и народная литература, живет в устной традиции; это изучается через слушание, а не через чтение. Он функционален в том смысле, что он связан с другими видами деятельности, и по происхождению он в основном сельский. Полезность этого понятия варьируется от культуры к культуре, но наиболее удобна для обозначения типа музыки Европы и Америки.
Термин народная музыка и его эквиваленты в других языках обозначают множество различных видов музыки; значение термина варьируется в зависимости от части мира, социального класса и периода истории. При определении того, является ли песня или музыкальное произведение народной музыкой, большинство исполнителей, участников и энтузиастов, вероятно, согласились бы с определенными критериями, вытекающими из моделей передачи, социальной функции, происхождения и исполнения.
Основные традиции народной музыки передаются устно или на слух, т. е. они усваиваются посредством слуха, а не чтения слов или нот, обычно в неформальных, небольших социальных сетях родственников или друзей, а не в таких учреждениях, как школа или церковь. В 20-м веке передача через записи и средства массовой информации стала заменять большую часть личного обучения. По сравнению с художественной музыкой, приносящей эстетическое наслаждение, и популярной музыкой, выполняющей (часто наряду с социальными танцами) функцию развлечения, народная музыка чаще ассоциируется с другими видами деятельности, такими как календарные или жизненные ритуалы, работа, игры, инкультурация и народная религия; народная музыка также чаще носит интерактивный, чем презентационный характер.
Эта концепция применима к культурам, в которых также существует городская, технически более сложная музыкальная традиция, поддерживаемая и для небольшой социальной, экономической и интеллектуальной элиты в городах, при дворах или урбанизированных культурах. Как правило, «народная музыка» относится к музыке, которую понимают широкие слои населения, особенно низшие социально-экономические классы, и с которой они идентифицируют себя. В этом отношении это сельский аналог городской популярной музыки, хотя распространение этой музыки в основном зависит от средств массовой информации — звукозаписей, радио, телевидения и, в некоторой степени, Интернета.
Традиционно исполнители народной музыки были любителями, и некоторые народные песни были известны буквально всем членам общины; но специалисты — инструменталисты и певцы повествований — были важны для народных сообществ. В ХХ веке резко расширилась роль профессионалов как исполнителей и носителей народных традиций. Народная музыка в том виде, в каком она, как считается, существовала в прежние времена, может обсуждаться отдельно от периодов возрождения, таких как европейский национализм 19 века, и возрождения 20 века, незадолго до и после Второй мировой войны, которые были мотивированы политическими целями. . В контексте популярной музыки исполнение «народной музыки» можно отличить по использованию песен политического содержания и использованию традиционных инструментов и акустических гитар. С другой стороны музыкального спектра границы между народной музыкой и художественной музыкой были размыты, начиная с 19-го века.века, когда композиторы-искусствоведы ввели в городскую музыкальную культуру песни из фольклора.
Термины, используемые для народной музыки в разных культурах, освещают аспекты концепции. Английский термин и его французские и итальянские аналоги, musique populaire и musica popolare , указывают на то, что это музыка, связанная с социальным классом, «народом». Немецкий Volksmusik («народная музыка») сочетает понятие класса с объединением этнической группы, как и термин хинди 9.0029 log git («народная музыка») в Индии. Чешский, как и некоторые другие славянские языки, использует термин narod («нация») и его родственники, указывая на то, что народная музыка является музыкальным объединителем всех чехов. И наоборот, персидский термин mūsīqī-ye mahalli («региональная музыка») подчеркивает различия в стиле и репертуаре народной музыки в разных регионах Ирана. Термин народная музыка также, возможно, неразумно, использовался для традиционной художественной музыки азиатских и африканских культур, чтобы отличить их от западной классической системы.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Типичная концепция народной музыки 21-го века исходит из представлений о природе музыки и музыкальной жизни в деревенских культурах Европы с 18-го по 19-й век; но на эту традиционную народную музыкальную культуру сильно повлиял подъем индустриального общества и городов, а также националистические движения, начавшиеся в 19 веке. И угроза народной культуре, и рост национализма стимулировали движения за возрождение и сохранение, лидерами которых были ученые музыканты, поэты и ученые. В 20-м веке дальнейшее возрождение связывало народную музыку с политическими и социальными движениями и стирало музыкальные различия между народной, художественной и популярной музыкой. Тем не менее, живые остатки традиционной культуры народной музыки сохранились и в 19 в.Западная Европа 19-го века и Восточная Европа до 20-го века; это основания для следующей характеристики.
Балалайка — Русистика — Колледж Макалестер
Балалайка — мелодическое слово. Это слово с ритмом, динамикой, тоном. Оно слетает с языка, как лирика, и завершается звучным последним слогом (торжествующим -ка), как финальная развязка песни. Балалайка, как следует из названия, является русским народным инструментом. Разработанный в современном виде в 19музыкальным вундеркиндом Василием Васильевичем Андреевым, современная балалайка бывает пяти размеров: контрабас, бас, секунда, прима и пикколо, и обычно имеет либо три, либо шесть струн, объединенных в две группы. Он настроен на чистую кварту (Е-Е-А) и играется либо указательным пальцем, либо медиатором (Википедия, 2009). Треугольный корпус инструмента обычно изготавливается из твердой древесины и может быть простым или очень декоративным со вставками из более темного дерева, ручной росписью и / или резным звуковым отверстием в центре.
Хотя ее происхождение часто оспаривается, балалайка действительно напоминает многие восточноазиатские струнные инструменты, такие как домбра и танбур . До 1500-х годов шуты или бродячие менестрели, называемые скоморохами , играли на балалайке как форму восстания, сопровождая свои мелодии текстами, высмеивающими политику и Русскую православную церковь (Википедия). Из-за этого церковь пыталась истребить русскую народную музыку и ее радикальные основы в 1600-х годах. Поэтому неудивительно, что первым письменным документом о балалайке является запись об аресте от 1688 года. Однако усилия церкви не увенчались успехом, и народная музыка процветала в 1700-х годах (Findeizen). Образовались крепостные оркестры, по всей России возникла новая потребность в учителях музыки. Народная музыка распространилась по всей России (Пастух), а сама балалайка стала настолько популярной среди низших и средних классов в этот период, что, казалось, в каждом доме была хотя бы одна (Рогозин).
На протяжении 1800-х годов балалайка оставалась обычным явлением, и отношение к ней соответствовало растущему революционному духу в России. В 1890-х годах (то есть в годы, предшествовавшие русской революции) в России произошли два важных события. Первым был быстрый промышленный рост, а это означало, что на опасных фабриках работало больше людей за низкую заработную плату, чем когда-либо прежде, а вторым было освобождение крепостных. С современной точки зрения этот, казалось бы, благожелательный поступок должен был вызвать у царя большую поддержку. Однако. в то время как царь требовал, чтобы крепостные были освобождены и их владельцы отдали им часть своей земли, количество земли, которое должны были дать крепостным, никогда не позволяло им быть чем-то большим, чем натуральными фермерами. Кроме того, владельцы могли выбирать, какую землю отдать освободившимся крестьянам. Земля, которую они выбирали, часто была худшей землей, которой они владели, что делало даже самую маргинальную жизнь почти невозможной. По мере того как росло недовольство рабочих плохими условиями на фабриках, росло и разочарование крестьян неудачной реформой (Чунг). В низах нарастало недовольство, набирал популярность коммунизм. Назревала революция.
Новое подрывное отношение как пролетариата, так и крестьянства можно увидеть в их трактовке балалайки в искусстве. Например, на стеклянной бутылке 1890-х годов, которая в настоящее время выставлена в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, Россия, изображен крестьянин, играющий на балалайке. Это прекрасный объект, который открыто прославляет простого человека, символизируемого балалайкой (которая была повседневным инструментом). Обожествление крестьянского класса с помощью этого объекта показывает новую направленность и расширение прав и возможностей бывших крепостных. А поскольку бутылка объединяет крестьян (средоточие искусства) и пролетариат (создателей и предполагаемых потребителей искусства), бутылка также может быть прочитана как предтеча коммунизма, который снова объединит эти две группы под властью скрещенные серп и молот. Флакон хоть и эстетичен, но целенаправленно утилитарен. Пролетариат и крестьяне, объединенные как зарождающиеся коммунисты, сочли бы его художественно привлекательным из-за его функционального характера. Ожидалось, что будущие потребители украсят свои дома этими бутылками, покрывая их стены символами единственной коммунистической группы пролетариата и крестьянства. Благодаря своему появлению в этой бутылке балалайка была бы еще сильнее связана с коммунизмом и коллаборационизмом рабочих и крестьян.
История балалайки во многом похожа на историю американского банджо. Как и балалайка, банджо — народный инструмент с неясным происхождением. Он также струнный и ладовый, что противоречит церковным учениям. В середине 1700-х годов в Соединенных Штатах господствовали евангельские христиане. Поскольку эти люди считали танец греховным, они не доверяли банджо, чья грязная музыка могла вызвать танец или что-то похуже. Самая важная параллель между банджо и балалайкой заключалась в их роли в революции. С 1600-х по 1800-е годы банджо было обычным символом американского рабства. Идея довольного раба, бренчащего на своем банджо, олицетворяла точку зрения, выступающую за рабство. Рабы были довольны своей жизнью — вы только посмотрите, как они танцевали и играли на своих банджо! Однако этот образ представлял собой парадокс. Как можно было признать человеческие эмоции рабов (например, счастье) и человеческие таланты (например, способность создавать музыку) и при этом отказать им в их человечности (Эпштейн, 19 лет). 75)? Вопрос о человечности рабов превратился в дискуссию, затем в гражданскую войну, затем в революцию, в ходе которой целый класс людей возвысился от собственности до человека.
Хотя история балалайки отличается от истории банджо тем, что балалайка была символом единства (объединения крестьян и рабочих), а банджо — символом конфликта (разногласия аболиционистов со сторонниками рабства), эти две истории не совпадают. переплетать. Физическое сходство и несогласие с установленной религией связывают эти два инструмента, но их наибольшее сходство заключается в принадлежности обоих инструментов к революции и перестройке общества. Может быть, через революцию в музыке человек достигнет большей гармонии, а диссонанс исчезнет, как стеклянные бутылки.
– Katie Soo, ноябрь 2009 г.
Дополнительные изображения
Примечание : Первая из этих двух балалайок очень богато украшена ручной росписью на корпусе инструмента и замысловато вырезанным грифом. Второй очень простой без какой-либо живописи или резьбы. Их контрастные стили показывают большое разнообразие уровней украшения балалайки.
- Балалайка №1: Создатель неизвестен. Балалайка . 19 век. Музей изящных искусств, Бостон. Музей изящных искусств , Бостон . Веб. 5 ноября 2009 г.
- Балалайка №2: Создатель неизвестен. Балалайка . 19 век. Музей изящных искусств, Бостон. Музей изящных искусств , Бостон . Веб. 5 ноября 2009 г.
Библиография
- Балалайка . Википедия: бесплатная энциклопедия, 3 ноября 2009 г. Интернет. 5 ноября 2009 г.
- Белинский Дмитрий. Балалайка — Русский музыкальный инструмент . Квартет «Сказ», 2007. Интернет. 15 декабря 2009 г.
- Чанг, ТК. Русские революции 1905-1917 гг. 2007. Интернет. 15 декабря 2009 г.
- Коллекция: Бутылка в виде крестьянина. Государственный Эрмитаж, 2006.