Не с существительными 6 класс словарный диктант: Не с именами существительными Словарный диктант
Не с именами существительными Словарный диктант
Устать с непривычки; пришел в негодность; нерешительность характера; домашние неурядицы; явная неприязнь; не точность, а приблизительность расчета; не решительность, а робость; сказать неправду; возможны всякие неурядицы; явная нелепость; рассказывал небылицы; неразбериха; не правда, а ложь; не приятель, а настоящий друг; не внимание, а рассеянность.
Предупредительный диктант
1) Ненастье приостановило продвижение отряда. 2) Не ловкость, а расчет и выдержка помогли скалолазу избежать беды. 3) Не погода, а усталость заставила нас сделать привал. 4) Непогода принесла новые неприятности. 5) Это была явная неправда. 6) Не правду, а явную ложь почувствовал он в его ответе. 7) В решении задачи была допущена неточность. 8) В его движениях была видна не решительность, а робость. 9) Неприятель штурмовал крепость. 10) Незнакомец не расслышал вопроса.
Буквы ч и щ в суффиксах
Предупредительный диктант
Опытный переводчик; компьютерщик; переносчик; перебежчик; наборщик типографии; газетчик; грузчик; интересный рассказчик; сборщик налогов; бурильщик; аккуратный переписчик; забастовщик; болельщик «Спартака»; веселый барабанщик; доменщик; корабельный сигнальщик; речной бакенщик; злостный прогульщик; застрельщик в делах; разносчик газет; разведчики земных недр.
Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик
Объяснительный диктант
Кривой клювик; жесткий сухарик; построить шалашик; шелковый платочек; кусочек пирога; удобный диванчик; теплый дождичек; золотой ключик; твердый орешек; желтый песочек; аккуратный сверточек; душистый горошек; яркий зонтик; дубовый листик; заросший овражек; маленький садик; зеленый стебелечек; ароматный цветочек; забавный котеночек; серенький комочек; маленький ящичек; прибрежные кустики; осколочек вазы; красивый карманчик; острый ножичек; положить в мешочек; озорной внучек; зажечь фонарик; прелестный букетик; забавный хвостик; кудрявый барашек; редкий ельничек.
Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных Словарный диктант
Ветхая одежонка; маленькая ручонка; клочок неба; прелестная собачонка; узкая речонка; веселая девчонка; глоточек воды; дубовый сучок; пучок шерсти; кудрявый барашек; мягкая игрушечка; стручок перца; хрустальный башмачок; мягкая подушечка; зеленый горошек; кленовый листочек; серенький мышонок; маленький добрячок; рыболовный крючок; хитренький зайчонок; шелковый лоскуточек; уютный палисадничек; белый снежок; интересная книжонка.
Контрольные диктанты
I
Лучик солнца блеснул из-за леса, коснулся верхушек деревьев, отыскал в листве шарики зеленых яблочек. Дрожь света пробежала по саду, и заискрились алмазами росинки на придорожной траве. Разгорелось солнце, и словно пламенем вспыхнули густые ветки деревьев. Первая пчелка зазвенела в теплом воздухе притихшего утра. За ней метнулась другая, третья. Синяя стрекоза присела на улей, но пчелы равнодушны к беззаботной попрыгунье. У них нет времени. Они делают круги над пасекой, выбирают направление и улетают в леса, в луга. Все больше оживляются ульи, и вот уже кружатся бесконечными клубами воздушной пряжи сборщики нектара. У края дороги растет подсолнух. Он привлекает к себе пчел, но больше всего любят они цветы липы. В ясную погоду семья этих трудолюбивых непосед собирает до пяти килограммов меда. (119 слов)
(На основе книги Д. Зуева «Времена года»)
Не с существительными.
Упражнения. Правила. ТекстНе с существительными
СЛИТНО | |
если существительное не употребляется без не | если не с существительным образует новое слово |
невидаль
| неправда (ложь)
|
| ЗАПОМНИ: можно заменить существительное с не синонимом или добавить слово ОТСУТСТВИЕ… |
1.Зашумела, разгулялась в поле непогода.
2. Невежда так же в ослепленье бранит науку и ученье.
4.Нетерпение увидеть вновь места, где я провёл лучшие свои годы, так сильно овладело мной, что я поминутно погонял ямщика.
5. Знайка всё с полуслова понимает, а незнайка только рот разевает.
6.Всё внимание батальона было обращено на неприятеля.
7.Олег вслух выражал нетерпение, когда же, наконец, увидит мать, бабушку.
8.Страшно было попасть в неволю.
9. Слышно было, что пел непрофессионал.
10.ждал лентяя неуспех.
11.Обманщику мы дружно выразили недоверие.
РАЗДЕЛЬНО | ||
если имеется противопоставление | если подразумевается противопоставление | если отрицание усиливается словами ничуть, (и другими с ни), отнюдь, вовсе, далеко |
Не счастье помогает нам на экзаменах, а знания. Не погода помешала отцу приехать, а болезнь | Не счастье помогает нам на экзаменах. | Лиса ничуть не друг птицам. |
| ЗАПОМНИ: можно заменить существительное с не синонимом или добавить слово ОТСУТСТВИЕ… |
|
1.Не профессионал выполнил работу, а дилетант.
2.Волк из лесу в деревню забежал, не в гости, но живот спасая.
3.Кабы не клин, да не мох, никто бы плотнику не помог.
4.Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи, мороз-воевода дозором обходит владенья свои.
5.Не друг, а просто случайный прохожий помог нам.
6.Не любовь к этим местам, а просто привязанность была причиной возвращения.
8. Не правду он сказал, а ложь.
9.Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.
10.Слепой слепому не поводырь.
11. Добрая пословица не в бровь, а в глаз.
Задания к отдельным предложениям:
— Прочти правила.
-Переформулируй правила.
-Найди сходства и различия объектов.
-Объясни примеры с помощью правил.
-Докажи, что примеры правильные.
екст по Н.Тихонову
Моё далёкое детство было мало похоже на ваше детство. Но я до сих пор помню, как, научившись читать, бросился в этот прекрасный мир. Я смеялся над книгой от радости и плакал при НЕВЗГОДАХ людей, страдающих от НЕСПРВЕДЛИВОСТИ, от НЕРАВЕНСТВА, от угнетения.
Я любил книги, где были герои, боровшиеся с НЕПРАВДОЙ.
Даже если они погибали в борьбе, мне не было грустно, потому что они правильно вели себя, борясь с НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬЮ на земле.
Я не знал в детстве таких хороших книг, как те, что лежат перед вами. Вы должны полюбить их, потому что они очень интересны и содержательны.
Задания к тексту.
— Испытывали ли вы подобные чувства при чтении книг. Если да, то каких?
-Найдите 5 существительных с НЕ, выпишите их.
— Объясни причины слитного или раздельного написания существительных с не.
Текст по Н.Тихонову
Моё далёкое детство было мало похоже на ваше детство. Но я до сих пор помню, как, научившись читать, бросился в этот прекрасный мир. Я смеялся над книгой от радости и плакал при невзгодах людей, страдающих от несправедливости, от неравенства, от угнетения.
Я любил книги, где были герои, боровшиеся с неправдой.
Даже если они погибали в борьбе, мне не было грустно, потому что они правильно вели себя, борясь с несправедливостью на земле.
Я не знал в детстве таких хороших книг, как те, что лежат перед вами. Вы должны полюбить их, потому что они очень интересны и содержательны.
Текст по Н.Тихонову
Моё далёкое детство было мало похоже на ваше детство. Но я до сих пор помню, как, научившись читать, бросился в этот прекрасный мир. Я смеялся над книгой от радости и плакал при НЕВЗГОДАХ людей, страдающих от НЕСПРВЕДЛИВОСТИ, от НЕРАВЕНСТВА, от угнетения.
Я любил книги, где были герои, боровшиеся с НЕПРАВДОЙ.
Даже если они погибали в борьбе, мне не было грустно, потому что они правильно вели себя, борясь с НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬЮ на земле.
Я не знал в детстве таких хороших книг, как те, что лежат перед вами. Вы должны полюбить их, потому что они очень интересны и содержательны.
Задания к тексту.
— Испытывали ли вы подобные чувства при чтении книг. Если да, то каких?
-Найдите 5 существительных с НЕ, выпишите их.
— Объясни причины слитного или раздельного написания существительных с не.
ОТВЕТ
Моё далёкое детство было мало похоже на ваше детство. Но я до сих пор помню, как, научившись читать, бросился в этот прекрасный мир. Я смеялся над книгой от радости и плакал при НЕВЗГОДАХ людей, страдающих от НЕСПРВЕДЛИВОСТИ, от НЕРАВЕНСТВА, от угнетения.
Я любил книги, где были герои, боровшиеся с НЕПРАВДОЙ.
Даже если они погибали в борьбе, мне не было грустно, потому что они правильно вели себя, борясь с НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬЮ на земле.
Я не знал в детстве таких хороших книг, как те, что лежат перед вами. Вы должны полюбить их, потому что они очень интересны и содержательны.
Базовый словарь правописания
Авторы: Стив Грэм, Карен Р. Харрис, Конни Лойначан
Этот список был создан, чтобы помочь учителям узнать, какие слова правописания следует преподавать детям в 1–5 классах. Список содержит 850 слов, на долю которых приходится 80 процентов слов, которые дети используют в своих письмах — те, которые им нужны для правильного написания.
Этот список был составлен, чтобы помочь преподавателям узнать, какие слова правописания следует учить детей. Список содержит 850 слов, на долю которых приходится 80 процентов слов, которые дети используют в своих письмах — те, которые им нужны для правильного написания.
Овладение этим относительно небольшим набором слов дает высокую отдачу. Например, 1000 самых распространенных слов используются в 13 раз чаще, чем следующие 1000 слов. Это также дает учителям гибкость в планировании обучения правописанию, предоставляя возможность дать детям «основы», дополняя их другими словами, относящимися к правописанию, относящимися к занятиям в классе.
Уровень оценки для каждого слова определялся на основе сложности, закономерности появления в письме у детей в разных классах и места в классе в текущих списках словарного запаса и материалах по правописанию.
Слова, которые дети с трудом пишут правильно, отмечены звездочкой.
Класс 1 | |||
---|---|---|---|
а | жир | нравится* | сб
|
Наверх
Класс 2 | |||
---|---|---|---|
о* | отец* | жизни | набор |
Наверх
Класс 3 | |||
---|---|---|---|
способен | даже | ум | правописание |
Наверх
Класс 4 | |||
---|---|---|---|
через | во время | гора | уверен* |
Наверх
5 класс | |||
---|---|---|---|
хотя | разное* | планета | вдруг
|
Вернуться к началу
Грэм, С. , Харрис, К.Р. и Лойначан, К. (1993). Основной орфографический словарь. Журнал образовательных исследований 86 (6) 363-368.
Переиздания
Вы можете распечатать копии для некоммерческого использования или ограниченное количество для образовательных целей, при условии, что будут указаны Reading Rockets и автор(ы). Для коммерческого использования, пожалуйста, свяжитесь с указанным автором или издателем.
Смежные темы
Раннее развитие грамотности
Правописание и изучение слов
Словарный запас
Письмо
Новое и популярное
Взлом кода: как и почему начальная школа Биг-Хорна пошла ва-банк со структурированной грамотностью с и иллюстраторы, которых должен знать каждый
Новая модель обучения высокочастотным словам
7 отличных способов поощрения письма вашего ребенка
Скрининг, диагностика и мониторинг прогресса беглости речи: подробности
Фонематические упражнения для дошкольников или начальных классов
Наши блоги по обучению грамоте
Какая модель чтения лучше всего направит наши усилия по улучшению школы?
Детские и образовательные материалы
Знакомьтесь: Али Каманда и Хорхе Редмонд, авторы книги Black Boy, Black Boy: Celebrating the Power of You
Получить виджет |
Подписаться
Слова, оканчивающиеся на -tion, -sion, -cian — как правильно писать
Произнесите эти слова вслух : действие, размещение, допуск, разрешение, особняк, электрик, политик, станция.
Вы заметили, что окончания -tion, -sion, -cian все имеют звук «шунь»?
Окончания звучат почти одинаково, но пишутся по-разному, поэтому трудно вспомнить, какое использовать. Хорошие орфографы знают, что выглядит правильно, поэтому вам просто нужно выучить самые популярные слова.
Но некоторые слова на -sion имеют более мягкий звук «жун»: телевидение, взрыв, столкновение
-tion окончание наиболее распространено и является всеми существительными
действие, состояние, завершение, отношение, размещение, дополнение , внимание, общение, конкуренция, состояние, приглашение, нация, должность, защита, продвижение, модерация, население, упоминание, решение, призвание, предложение, станция, занятие, революция, неприятие, расположение.
окончания -sion звук «zhun»
Не так много существительных имеют — sion окончаний. Они часто образуются от глаголов, оканчивающихся на -d, -de, -se, -t. столкнуться — столкновение, осмыслить — постижение, влить — вливание, убедить — убеждение, взорвать — взрыв, телевизовать — телевидение. Также пенсия, убеждение, повод, приостановление, решение.
-ssion окончания
Когда слова оканчиваются на — ss просто добавить – ion :
обсудить — обсуждение, исповедь — исповедь, одержимость — одержимость, обладание, выражение, спад, профессия, шествие.
Также миссия, страсть, сессия
-mit to -ssion
accept — допуск, разрешение — разрешение,
commit — поручение, remit — освобождение
-cian окончания
Есть несколько существительных с окончанием — cian , и они обычно означают занятия или работу: оптик, политик, музыкант , косметолог, диетолог, электрик, техник, статистик, врач, фокусник…
-tian
Есть только несколько окончаний -tian, и они обычно означают место происхождения или веру: марсианское, далматинское, христианское, фаустовское, хорватское
Для более подробного ознакомления с правилами для них см.
мой курс правил правописанияпроверка правописания для заполнения пропусков
запишите эти предложения. Можете ли вы угадать слово? Нажмите на игрока ниже.
1. Она _____ и сидит на _____.
2. Его _____ — _____.
3. Не _____ _____.
4. _____ его _____ опирается на _____, что у него хорошие _____ навыки.
5. Это _____ состоит из слов, оканчивающихся на «избегать», и я _____ могу вам помочь.
6. У меня есть _____ на вечеринке в известном _____ _____, но _____ только к _____.
Ответы на орфографический тест
Она политик и участвует в телевидении .
Его профессия это оптик .
Не упоминать конкурс .
решение о его повышении основывается на условии у него хорошие коммуникативные навыки.