Музыка 6 класс романс: Конспект урока по музыке «Романс и его разновидности» (6 класс)
Что такое романс, история романса
Что такое романс, история романса
В музыкальном искусстве существует камерный жанр, который по праву можно считать уникальным — его имя «романс». Эта вокальная миниатюра с момента своего появления пользовалась большой популярностью и отражала все значимые процессы, происходящие в жизни общества. В нашей стране у романса весьма непростая судьба — его запрещали, однако он вновь триумфально возвращался на концертные сцены. В нынешнее время романс продолжает радовать слушателей своей мелодичностью, задушевностью и сердечностью.
Что такое романс, историю создания жанра и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
Что такое романс?
Романс – это произведение, обычно лирического содержания, относится к камерно-вокальному жанру. Оно сочиняется для голоса и сопровождающего вокальную партию какого-либо аккомпанирующего инструмента.
Романс похож на песню, однако существуют некоторые отличия, которые делают его именно романсом.
- Романс более певуч и его мелодическая линия очень выразительна.
- В романсе значимым является всё. Содержание поэтического текста должно быть мелодичным, трогательным или иногда даже трагичным. Красивая и чувственная вокальная партия всегда тесно связана с текстом. Аккомпанемент романса является полноправным участником ансамбля.
- Форма романса так же как и у песни — строфическая, то есть куплетная, тем не менее, здесь возможны различного рода расширения, а это говорит о том, что музыкальные периоды романса могут быть как с чётным, так и с нечётным количеством тактов.
- В романсе обычно не бывает припева.
Популярные романсы
«Соловей» — музыка А. Алябьева, слова А. Дельвига. Романс, который относится к шедеврам камерно-вокального жанра, Александр Алябьев написал его, будучи в заточении по ложному обвинению в убийстве в 1825 году. Благодаря душевной и удивительно выразительной мелодии эта вокальная миниатюра завоевала необычайную популярность во всём мире.
В музыкальном подлиннике романса нет виртуозных вокальных пассажей, они были впоследствии добавлены исполнителями.«Соловей» — слушать
«Я помню чудное мгновенье» — музыка М. Глинки, слова А. Пушкина. Эту жемчужину, являющуюся классическим образцом русского романса, Михаил Иванович Глинка посвятил Екатерине Керн, к которой питал глубокие чувства. В свою очередь, на создание великолепной поэтической основы романса Александра Сергеевича Пушкина вдохновила мать Екатерины – Анна Керн. Мелодия романса изящна, проникновенна и певуча, она выразительно раскрывает романтические чувства лирического героя.
«Я помню чудное мгновенье» — слушать
«Средь шумного бала» музыка П.И. Чайковского, слова А.К. Толстого. Написанная в жанре вальса, эта вокальная композиция гениального русского композитора сразу приобрела большую популярность. Романс, имеющий красивую мелодическую линию, очень выразителен и лиричен, но самое главное, он написан так удобно, что его легко можно исполнить в домашнем музицировании.
«Средь шумного бала» — слушать
«Гори, гори, моя звезда…» — музыка П. Булахова, слова В. Чуевского. Признанный во всём мире русский романс, который имеет большое количество аранжировок, как эстрадных, так и «академических». Несмотря на то, что композиция была сочинена в середине позапрошлого века, после революции она попала под запрет, так как пользовалась большой популярностью у белогвардейских офицеров.
«Гори, гори, моя звезда…» — слушать
«Очи чёрные» музыка Ф. Германа, слова Е. Гребёнки. Этот известный во всём мире романс переведён на многие языки. Популярность композиции связана с тем, что речь в ней идёт о страстной любви, сводящей с ума людей. Сопротивляться ей бесполезно, так как такая любовь необъяснима, и она сильнее смерти.
«Очи чёрные» — слушать
История романса
История романса берёт начало в далёком Средневековье. Приблизительно в XIII, а может быть и в XIV веке по дорогам солнечной Испании странствовали поэты, которые сочиняли и пели песни, существенно отличающиеся от общепринятых в то время церковных хоралов, исполняемых на латыни. Во-первых, свои тексты испанские трубадуры слагали на темы, наполненные любовно-лирическим содержанием, например, в них повествовалось о подвигах храбрых рыцарей во имя возвышенной любви к прекрасным дамам. Во-вторых, эти песни исполнялись на «romance», как тогда назывался испанский язык и, в-третьих, они отличались особой напевностью. Постепенно такие мелодичные стихи под музыку получили распространение в соседних с Испанией странах. Там трубадуры тоже сочиняли так называемые «светские» стихи — баллады, рассказывающие о важных исторических событиях, о подвигах народных героев, и, несомненно, среди их поэтических творений важное место занимала любовная лирика. Всё это менестрели на испанский лад стали украшать изящными мелодиями и пропевать под музыкальное сопровождение какого-либо инструмента, называя свои песни романсами. Прошло не одно столетие, и термин «романс» прочно укоренился в разных странах, обозначая как напевное стихотворение лирического характера, так и произведение, характеризующий жанр вокальной музыки.
Процветание романса пришлось на вторую половину XVIII века, когда творили такие великие поэты как И. Гёте, Г. Гейне, Ф. Шиллер. Их полные лиризма произведения, отражающие глубокие чувства и душевные порывы, многие композиторы охотно использовали в качестве литературной основы для своих камерно-вокальных композиций. Например, выдающийся австрийский композитор Франц Шуберт, заложивший основы музыкального романтизма, 60 своих вокальных произведений написал на слова Гёте и 40 на слова Шиллера. Шуберт передал эстафету другим композиторам XIX века и в Европе сформировались романсовые школы яркими представителями которых в Австрии и Германии являлись И. Брамс, Р. Шуман, и Х. Вольф, а во Франции — Г. Берлиоз, Ж. Бизе, Ш. Гуно и Ж. Массне. Композиторы-романтики в своём творчестве явно отдавали предпочтение жанру романса, так как именно в нём они могли обращаться к внутреннему миру человека, отображать его душевные переживания.
Важно отметить, что в XIX веке жанр романса получил интенсивное развитие в России, а во второй половине столетия и в таких странах как Польша, Чехия, Норвегия и Финляндия. Он был ярко представлен в творчестве Б. Сметаны, А. Дворжака, К. Шимановского, Я. Сибелиуса, Э. Грига.
В XX веке в развитие жанра вокальной миниатюры внесли весомый вклад такие замечательные западноевропейские композиторы как К. Дебюсси, А. Шёнберг, М. Равель, М. де Фалья, Ф. Пуленк, Д. Мийо.
Романс в России
На вопрос, когда «романс» попал в Россию, сейчас никто ответить не может, но искусствоведы предполагают, что это случилось во второй половине XVIII века. Однако то, что он прибыл в нашу страну из Франции, это достоверно известно, так как изначально термином «романс» именовалось вокальное произведение лирического содержания, написанное на поэтический текст на французском языке. Необходимо отметить, что в тот период русские композиторы писали довольно много вокальных миниатюр именно на стихи французских авторов. Правда подобные произведения сочинялись и на русском языке, но назывались они «российской песней».
Прижившись на благодатной почве «романс» стал быстро срастаться с русской культурой, и вскоре этим словом стали уже называться лирические, чувственные, любовные песни, причём создаваемые не только композиторами, но и просто музыкантами-любителями. В те времена повсеместно отмечалось значительное проявление интереса к любительскому музицированию и песенному сочинительству.
Важно упомянуть, что наряду с классическим романсом, являвшимся плодом творений профессиональных композиторов и подразделявшимся на различные жанровые варианты, среди которых элегии, баллады и баркаролы, в городах и пригородах России, где процветала своя субкультура, развивались и другие разновидности романса, такие как городской (бытовой), «жестокий» и цыганский. Они пользовались признанием и бытовали как фольклор, то есть их сочиняли авторы из народа. Наибольшую популярность такого рода композиции приобрели в первой четверти XX века. Именно в это время Борисом Фоминым, Яковым Фельдманом и Марией Пуаре были написаны такие шедевры, которыми впоследствии восхищался весь мир, среди них «Дорогой длинною», «Я ехала домой», «Ямщик не гони лошадей».
Среди известных исполнителей русского романса необходимо особо отметить А. Вертинского, А. Вяльцеву, Н. Плевицкую, В. Панину, П. Лещенко, А. Баянову, И. Юрьеву, Т. Церетели, В. Козина, Н. Сличенко, В. Баглаенко, В. Пономарёву, Н. Брегвадзе, В. Агафонова, О. Погудина.
Интересные факты
- Важно отметить, что в Германии название романс не прижилось, там подобные произведения назывались на немецкий манер – Lied. Во Франции изначально название «romance» употреблялся вместе с названием «chanson», а затем Г. Берлиоз жанр камерно-вокального произведения обозначил термином «melodie».
- Словом «романс» композиторы называют не только вокальные произведения. Большое признание приобрели и инструментальные произведения с таким наименованием Д. Шостаковича, Г. Свиридова, А. Хачатуряна. Это чувственные, наполненные большой искренностью и мелодически очень красивые музыкальные сочинения.
- Одна из разновидностей русского романса – «городской», который также называют бытовым романсом, в России с момента своего появления пользовался большой популярностью. Считается, что именно «городской романс» лег в основу таких распространённых в нашей стране песенных жанров, как авторская песня, русский шансон и блатная песня.
- Популярный русский романс «Дорогой длинною», музыку к которому написал Борис Фомин, иностранцы впервые услышали в исполнении знаменитого эстрадного артиста Александра Вертинского. Композиция так понравилась европейцам, что спустя некоторое время Юджин Раскин сочинил к ней слова на английском языке. Сингл записали и осенью 1968 года в Британии его признали хитом №1. В нынешнее время версии этого русского романса существуют почти на тридцати как европейских, так и азиатских языках.
- Авторами знаменитого русского романса «Ямщик, не гони лошадей» были обрусевший немец Николай фон Риттер и еврейский музыкант Яков Фельдман. Написанная в 1915 году композиция впервые была исполнена популярной в то время певицей Агриппиной Гранской. Успех, а затем и растущая популярность романса были настолько ошеломляющими, что в следующем году на сюжет этого вокального произведения был снят немой фильм. Однако признание композиции было недолгим, свершилась революция и новыми властями романс был признан идеологически чуждым, а поэтому его запретили и изгнали со сцены.
- Помимо популярных разновидностей русского романса, таких как классический, городской, жестокий и цыганский существовали ещё и другие подвиды этого жанра, например: казачий, белогвардейский, актёрский, салонный, дворянский, иронический и романс – ответ.
- Эльдар Рязанов своей экранизации пьесы Александра Островского «Бесприданница» не случайно дал название «Жестокий романс» ведь излюбленными темами подобного вокального жанра был трагический исход. Разумеется, в музыкальном оформлении фильма очень много романсов, которые написал выдающийся композитор Андрей Петров. Среди вокальных композиций фильма особо следует отметить «А напоследок я скажу» на слова Б. Ахмадулиной, «Под лаской плюшевого пледа» на слова Марины Цветаевой, «Мохнатый шмель» — на слова Р. Киплинга, в переводе Т. Кружкова.
В настоящее время интерес к романсу не угасает. Мелодии, получившие признание в далекие времена и сейчас пользуются большой популярностью. Сегодня мы часто слушаем, наслаждаясь их очарованием и первозданной свежестью в концертных залах, телевизионных программах и радиопередачах. Романс не собирается отступать, он наоборот ненавязчиво увлекает всё больше людей разного возраста в свой прекрасный мир неподдельных чувств, мудрых мыслей и настоящих страстей.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Романсы
Конспект урока музыки в 6 классе «Старинный русский романс»
Урок № 1
Тема: «Старинный русский романс»
Цель урока: понимание музыкального образа как живого обобщенного представления о действительности, выраженного в музыкальных интонациях.
Задачи урока: 1) постижение эмоционально – образного строя русской музыки на основе знакомства с жанром романса;
2) развитие чувства стиля, позволяющего распознавать национальную принадлежность произведений;
3) расширение образных ассоциаций музыки с литературой, живописью.
Музыкально – художественный материал: 1) Б.Шереметев «Я Вас любил»;
2) А.Гурилев «Колокольчик»;
3) «Не ставьте двоек» муз. В.Богданова, сл. Б.Аскаровой.
Ход урока
1. Организация начала урока.
Учитель приветствует ребят, поздравляет с началом нового учебного года. Дает рекомендации по ведению творческих тетрадей. Кратко знакомит учащихся с учебником по музыке.
2. Введение в тему урока.
Чтение вступительной статьи учебника. Рассматривание картины В.Васнецова «Баян».
-Что мы видим на картине? Как одеты люди? Что вы можете о них рассказать?
(Обратить внимание ребят на человека с вытянутой рукой. Он отличается от других. Это баян (певец — сказитель). В его руках – гусли – русский музыкальный инструмент.)
— Не случайно эта картина помещена на первой странице учебника. Она напоминает нам об истоках русской музыки.
В Древней Руси основным источником распространения музыки были баяны. Они ходили по городам, селам и передавали из уст в уста песни, сказания. Сначала песни баян напоминали разговор. Но со временем они стали более мелодичными, песенными. Так появился песенный жанр или вокальная музыка на Руси.
В 1-м триместре мы будем с вами знакомиться с вокальными жанрами музыки. И сегодня на уроке у нас в гостях – старинный русский романс. Именно так звучит тема нашего сегодняшнего урока.
3. Объяснение нового материала.
Смысловое чтение статьи учебника (с. 8-9).
Запись в тетрадях темы урока и определение романса.
— Чем отличается романс от песни? (романс рассказывает о чувствах главного героя)
Слушание. Б.Шереметев «Я вас любил».
-О чем этот романс? Какие чувства мы испытываем вместе с композитором? (несчастная любовь)
Смысловое чтение текста романса.
-Что значит быть счастливым в любви? Может ли безответная любовь рождать светлые чувства? Какие чувства переплетаются в музыке романса? (волнение, сомнение, нежность, благодарность)
-К каким средствам музыкальной выразительности обращается композитор? Что помогает ему передать чувства героя романса?
Смысловое чтение слов романса А.Гурилева «Колокольчик».
Беседа о содержании. (Проникновенный поэтический образ дальней дороги связан с воспоминаниями о дорогом прошлом, волнующем героя романса).
Моделирование музыки.
Слушание. А.Гурилев «Колокольчик».
Анализ средств музыкальной выразительности.
— Что же помогает нам в музыке почувствовать образ дороги, безостановочного движения, проникнуться грустью, навеянной дорогими воспоминаниями? (Мелодия близка естественной речи, а потому звучит просто и искренне. Ритмическая ровность, поступенное движение придают ей характер задумчивой созерцательности. Вальсовое движение аккомпанемента)
— В чем проявляются романсовые интонации? (Широта мелодии, ее распевность, протяженность, открытость)
Сравнение двух романсов.
( Сходство в том, что они написаны композиторами, творчество которых известно благодаря сочинению именно романсов.
Различие. Романс «Я Вас любил» отражает вкусы и интересы светского общества, а романс «Колокольчик» был популярен среди простых людей.)
Записи в тетрадях: 1. Борис Шереметев, слова А.Пушкина «Я
Вас любил»
2. Александр Гурилев, слова Ивана Макарова
«Колокольчик»
Повторное слушание романса по выбору учащихся.
4. Вокально – хоровая работа.
— Сейчас я вам сыграю мелодию еще одного романса. О каких чувствах он мог бы нам рассказать?
Играю мелодию песни «Не ставьте двоек». Ответы ребят.
Разучивание первого куплета.
5. Обобщение темы урока.
6. Домашнее задание: рассмотреть картину в учебнике Прянишникова «Жестокие романсы». Ответить на вопрос: «Что означает выражение «жестокие романсы»? Почему романс иногда называют жестоким?» (рвет душу, навевает воспоминания, иногда не самые приятные).
Александр Пушкин «Я Вас любил»
Я Вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
Иван Макаров «Колокольчик»
Однозвучно гремит колокольчик,
И дорога пылится слегка,
И уныло по ровному полю
Заливается песнь ямщика,
Заливается песнь ямщика.
Столько чувства в той песне унылой.
Столько грусти в напеве родном,
Что в груди моей, хладной, остылой,
Разгорелося сердце огнем.
Разгорелося сердце огнем!
И припомнил я ночи другие,
И родные поля и леса,
И на очи, давно уж сухие,
Набежала, как искра, слеза.
Набежала, как искра, слеза.
Однозвучно гремит колокольчик,
Издали отдаваясь слегка…
И замолк мой ямщик, а дорога
Предо мной далека, далека.
Предо мной далека, далека!
Романтические ноты – Sheetmusic2print
Аве Мария, D 839 — Фа мажор
Шуберт, Франц
Голос (5/6: Низкий) и фортепиано
Обычная цена 8 долларов 95 8,95 $
Аве Мария, D 839 — Соль мажор
Шуберт, Франц
Голос (4/6: средне-низкий) и фортепиано
Обычная цена 8 долларов 95 8,95 $
Аве Мария, D 839 — ля-бемоль мажор
Шуберт, Франц
Голос (3/6: средний-высокий) и фортепиано
Обычная цена 8 долларов 95 8,95 $
Аве Мария, D 839 — латынь — си-бемоль мажор
Шуберт, Франц
Тембр (2/6 : High) и фортепиано
Обычная цена 8 долларов 95 8,95 $
Аве Мария, D 839 — Ми-бемоль мажор
Шуберт, Франц
Голос (6/6: самый низкий) и фортепиано
Обычная цена 8 долларов 95 8,95 $
Panis Angelicus — фа мажор
Franck, César
Голос (3/6: Medium-High) и фортепиано
Обычная цена 6 долларов 95 6,95 $
Аве Мария, D 839
Шуберт, Франц
Скрипка и фортепиано
Обычная цена 8 долларов 95 $8,95
Свадебный хор
Вагнер, Рихард
Фортепиано
Обычная цена 6 долларов 95 6,95 $
Panis Angelicus — соль мажор
Franck, César
Голос (2/6: высокие) и фортепиано
Обычная цена $6 95 6,95 $
Auf Flügeln des Gesanges, Op. 34, № 2
Мендельсон, Феликс
Скрипка и фортепиано
Обычная цена 8 долларов 95 8,95 $
Свадебный марш, соч. 61
Мендельсон, Феликс
Фортепиано
Обычная цена 8 долларов 95 8,95 $
Сонатина ля минор, соч. 76, № 5 (3/3)
Гурлитт, Корнелиус
Фортепиано
Обычная цена $3 95 $3,95
Le Cygne
Сен-Санс, Камилла
Альт и фортепиано
Обычная цена $7 95 7,95 $
Panis Angelicus — A Major
Franck, César
Голос (1/6: Высшая) и фортепиано
Обычная цена $5 95 $5,95
Сонатина соль мажор, соч. 57, № 4 (1/2)
Биль, Альберт
Фортепиано
Обычная цена 4 доллара 95 $4,95
Концерт № 3 до минор, соч. 12 (1/3)
Зейтц, Фридрих
Альт и фортепиано
Обычная цена 6 долларов 95 6,95 $
Прелюдия ми минор, соч. 28, № 4, КТ 169
Шопен, Фредерик
Фортепиано
Обычная цена 4 доллара 95 $4,95
Аве Мария, D 839
Шуберт, Франц
Виолончель и фортепиано
Обычная цена 8 долларов 95 8,95 $
Аве Мария, д 839
Шуберт, Франц
Альт и фортепиано
Обычная цена 8 долларов 95 8,95 $
Je crois entender encore
Бизе, Жорж
Голос (2/6: высокие) и фортепиано
Обычная цена 4 доллара 95 $4,95
Весна, соч. 74, № 2
Шопен, Фредерик
Фортепиано
Обычная цена $3 95 $3,95
Воздушные вариации на тему Вейгля, соч. 89, № 5
Данкла, Шарль
Альт и фортепиано
Обычная цена 10 долларов 95 $10,95
Сонатина ля минор, соч. 94, № 4 (1/3)
Биль, Альберт
Фортепиано
Обычная цена $5 95 $5,95
Полька фа мажор, соч. 123, Suite 1, № 6
Данкла, Шарль
Скрипка и фортепиано
Обычная цена $5 95 $5,95
С9. Периоды и композиторы
Написано Викторией Уильямс LmusTCL
Вероятно, вам придется угадать композитора или период времени одной из партитур на экзамене по теории музыки в шестом классе.
Обычно у вас будет выбор из четырех вариантов, и иногда вам придется объяснять свой выбор.
Выдержки, выбранные для экзамена, всегда будут типичными своей эпохи – вас не обманет произведение, написанное в Новое время, но по стилю классическое!
Вам не нужно будет различать композиторов одной и той же эпохи . Нужно только знать, какие композиторы из какой эпохи, и каковы характеристики музыки той эпохи , а не индивидуальные особенности самих композиторов.
Периоды
Музыкальные периоды обычно разбиваются на столетние отрезки (на экзамене). Мы можем дать этим периодам имена:
.- 16:00-17:00 — Барокко
- 17:00-18:00 — Классический
- 18:00-19:00 — Романтика
- 1900-2000 – Современный
Примечание: музыкальные эпохи обычно не определяются с помощью этих конкретных дат, но для целей экзамена полезно думать о них именно так.
Композиторы
Вот некоторые из самых известных композиторов каждой эпохи:
- Барокко – Бах, Перселл, Гендель
- Классика – Моцарт, Шуберт, Гайдн, Клементи, Бетховен
- Романтик – Рахманинов, Эльгар, Шопен, Мендельсон, Дворжак, Вагнер, Берлиоз, Верди, Чайковский, Лист
- Модерн – Равель, Дебюсси, Ирландия, Шостакович, Гершвин, Бриттен, Штокхаузен
В то время как некоторые композиторы (например, Моцарт) были плодовиты и писали во многих разных жанрах, другие композиторы сосредоточились только на нескольких типах сочинений. Это полезно знать:
- Шопен, Лист и Рахманинов – фортепианная музыка или фортепиано с оркестром
- Штраус – вальсы
- Верди и Вагнер – опера
- Шуберт – Песня (песни для голоса и фортепиано)
Лучший способ узнать о стилях каждого из этих композиторов — это послушать их. Воспользуйтесь веб-сайтом, например Youtube, и постарайтесь критически слушать подборку музыки каждой эпохи. Во время прослушивания подумайте о следующих критериях. Каждый из них более подробно объясняется ниже.
- Инструменты
- Текстура
- Гармония
- Выражение
- Форма
Инструменты
Иногда можно легко определить период, проверив, на каких инструментах играют.
- Кларнет не существовал во времена барокко
- Фортепианная музыка во времена барокко почти не существовала
- Клавесин использовался во времена барокко, но стал менее популярным в более поздние эпохи
В целом размер оркестра был намного меньше во времена барокко и классицизма, а наибольшим – в эпоху романтизма.
Текстура
«Текстура» в музыке относится к тому, как инструменты сочетаются друг с другом в ансамбле.
В эпоху барокко каждый инструмент/голос часто имел одинаковый вес, а отдельные мелодии причудливо переплетались друг с другом, создавая гармоничное звучание. Каждая часть будет довольно независимый . Это называется контрапунктом . Можно сказать, что музыка имеет «контрапунктическую текстуру».
Следующее произведение Баха (написано для «клавира», что означает «клавишный инструмент» — либо клавесин, либо клавикорд).
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.
Хотя это сочинение только для одного инструмента, Бах использует контрапунктический стиль, сочиняя отдельные музыкальные нити, которые переплетаются. Мелодия начинается с ноты А в правой руке. В B левая рука играет аналогичную мелодию, но на квинту ниже. В C добавляется третья часть, играющая те же ноты, что и в A, но на октаву ниже. В этот момент правая рука должна играть две верхние партии, а левая рука начинает третью партию. Такой тип композиции называется «фуга».
Другим распространенным контрапунктическим жанром эпохи барокко является вокальное произведение, называемое «хоралом». Все гармонизации и фигурные басовые упражнения на экзамене по теории музыки в шестом классе основаны на стиле хорала.
Это пример Букстехуде из его гармонизации «Wie soll ich dich empfangen» для двух сопрано, баса и «континуо» (клавишной). Обратите внимание, как голосовые партии входят одна за другой, с одной и той же мелодией (одна с интервалом в квинту) так же, как и в приведенной выше фуге.
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.
Не вся музыка эпохи барокко была контрапунктической по текстуре, но если вы видите музыку, написанную таким образом, вполне вероятно, что она была написана композитором эпохи барокко.
В классическую эпоху фактура музыки в целом менее «сложна», чем в эпоху барокко. Музыка эпохи Классицизма стремится звучать легко, ясно и изящно. Вместо того, чтобы быть в основном «контрапунктической», в то время музыка была в основном «гомофонической».
Homophonic (что буквально означает «звучащие вместе») обычно означает наличие единой мелодии с аккомпанементом, основанным на аккордах. (Сравните это с «контрапунктической» музыкой, в которой несколько мелодий сплетены вместе.)
Это часть Квинтета Моцарта для кларнета (для кларнета и струнного квартета). Обратите внимание, что мелодия почти полностью принадлежит партии кларнета, а струнные служат аккомпанементом.
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.
В эпоху романтизма текстуры стали толще, богаче и сочнее. Романтическая музыка также чаще включает в себя резко контрастирующие части — например, полноценную оркестровую часть, за которой следуют, например, только деревянные духовые инструменты и виолончели. Вот еще один квинтет для кларнета, на этот раз Брамса.
Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.
Обратите внимание, насколько богаче стала текстура. Вместо простой мелодии и аккомпанемента части более сложные. У кларнета есть мелодия, но первая скрипка имитирует ее с полутора долей смещения. Вторая скрипка, альт и виолончель имеют сложный аккомпанемент quaver (8-я нота) / триоли, который будет звучать намного тяжелее, чем crotchets (четвертные ноты) в квинтете Моцарта.
Пьеса размером 3/4, но вместо, скажем, трех четвертных нот или, скажем, шести четвертей (восьмых нот) в такте, происходит огромное количество ритмических движений. Только в первом такте ноты воспроизводятся в 11 разных случаях — каждая доля делится на триоли, но вторые две доли также делятся на обычные четверти (восьмые ноты). Это заставляет текстуру звучать плотный .
Музыка современной эпохи на самом деле не определяется текстурой – современные композиторы склонны очень экспериментировать и использовать всевозможные текстуры.
Гармония
В музыке барокко и классической музыки произведения обычно писались в одной тональности на протяжении длительного времени. Модуляция обычно проводилась только для 90 299 родственных тональностей 90 300, относительных мажорных или минорных, доминантных или иногда субдоминантных.
В романтической музыке композиторы путешествовали более чем по дальние клавиши при модуляции. Они по-прежнему использовали бы опорный аккорд (аккорд, который существует в обеих тональностях), чтобы перевести музыку в новую тональность, но не чувствовали себя ограниченными тесно связанными тональностями.
Романтическая музыка имеет тенденцию использовать более мелодичный хроматизм (добавление бемолей или диезов к музыке, потому что «это звучит красиво», а не только для целей модуляции).
В современной музыке многие композиторы отказались от диатонической системы , которая представляет собой систему, использующую мажорную и минорную гаммы в качестве основы для произведения. Некоторые композиторы экспериментировали с построением произведений на основе других типов гаммы. Например, Дебюсси использовал пентатоника (5-нотная шкала, которую вы получаете, играя только черные ноты на фортепиано).
Вы можете объяснить свой выбор на экзамене по теории музыки в шестом классе, сказав, что «гармонический язык типичен для эпохи X».
Выражение
Каждая музыкальная эпоха органично развивалась из предыдущей, и будут совпадения. Однако мы можем приблизительно определить каждую эпоху следующим образом.
Музыка барокко
- Отмечен темпом, орнаментом и минимальной артикуляционной маркировкой.
- Обычно не маркируются «выразительными» указаниями, написанными словами.
- Динамика часто меняется резко. Одна часть будет тихой, следующая — громкой, без крещендо между ними.
- Настроение произведения останется неизменным.
- Мелодии часто длинные и энергичные.
Классическая музыка
- Направления выражения иногда используются, но не интенсивно.
- Динамика может быть постепенной, с длинным крещендо или убыванием.
- Настроение произведения может значительно меняться по мере его развития.
- Мелодии короче, чем в музыке барокко.
Романтическая музыка
- Инструкции по выражению многочисленны и описательны, включая детальную артикуляцию (стаккато, акценты, форцандо и т. д.)
- Динамика меняется часто, либо постепенно, либо внезапно.
- Настроение произведения более драматическое, например, трагедия, комедия или роман.
- Мелодии чаще лиричны, песенны.
Современная музыка
- Направления выражения могут быть невероятно точными и не ограничиваться «традиционными» итальянскими терминами.
- Динамика может доходить до крайностей или использоваться для спецэффектов.
- Настроение произведения и типы используемых мелодий полностью открыты воображению композитора. Они могут быть атональными (не построенными из нот, соответствующих диатонической или модальной гамме), диссонантными (резкими аккордами), модальными (основанными на очень старой системе звукорядов) или вообще чем-то другим.
Вот краткое изложение подсказок, которые помогут вам ответить на этот вопрос.
Барокко | Классический | Романтика | Современный |
Клавесин | Клавесин | Клавесин | Клавесин |
Контрапункт | Гомофон, светлый | Гомофонический, плотный | Что угодно |
Множество украшений | Некоторые украшения | Несколько украшений | Несколько украшений |
Связанная модуляция | Связанная модуляция | Модуляция от пивота | Любая модуляция |
Несколько цветов | Некоторые цвета | Много цветов | Много цветов |
Обычно диатонический, иногда модальный | Всегда диатонический | Всегда диатонический | Иногда диатонический |
Константа настроения | Настроение меняется | Настроение драматическое и разнообразное | Что угодно |
Малый оркестр | Средний оркестр | Большой оркестр | Средний оркестр |
Несколько (де)крещендо | Много (де)крещендо | Много (де)крещендо | Что угодно |
Долгие энергичные мелодии | Короткие элегантные мелодии | Песенные мелодии | Что угодно |
Несколько направлений экспрессии | Некоторые направления экспрессии | Многие направления экспрессии | Очень точные направления экспрессии |
На самом деле редко можно найти произведение в стиле модерн на экзамене по теории музыки в шестом классе, хотя время от времени оно все же встречается. Главный признак того, что произведение является современным, заключается в том, что оно не соответствует ни одной из других категорий, особенно по своей гармонии.
Хотя большое количество современных произведений являются диатоническими, как и в другие эпохи, на экзамене вам обычно будет представлена недиатоническая пьеса, если это модерн.
Обоснование вашего выбора
Если вам нужно обосновать свой выбор эпохи/композитора, вы можете использовать некоторые из следующих фраз, в зависимости от отрывка. (Вы можете заменить слова в скобках любыми подходящими):
| гармонический язык | характерно для | (Бах) |
Отсутствие | украшения |
Дополнительная помощь
Довольно часто отрывок, который вам нужно идентифицировать, взят из известного музыкального произведения.