cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Музыка 6 класс конспект урока музыкальный образ и мастерство исполнителя – План-конспект урока по музыке (6 класс) на тему: 6 класс — Урок № 5 — Музыкальный образ и мастерство исполнителя. | скачать бесплатно

5 урок музыки в 6 классе «Музыкальный образ и мастерство исполнителя»

Урок музыки 6 класс 5 урок.

Тема: «Музыкальный образ и мастерство исполнителя»

Цель: Знакомство с жанрами р.н.п. Трудовые песни и их особенности Знакомство с секретами мастерства Ф.Шаляпина

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить ребят с жанром трудовой песни и ее особенностью

  • Голос «бас»- низкий мужской голос

  • Постичь секреты вокального мастерства Ф.Шаляпина

Развивающие:

  • Знакомство с техникой дыхания, звукообразования

  • Учить петь выразительно, образно, с душой

  • Учиться петь на 2 голоса

  • Сопровождать свое пение на музыкальных инструментах

Воспитательные:

  • Учить уважать разные точки зрения Выдвигать свою точку зрения

  • Воспитывать ценителей большого искусства

  • Прививать любовь и уважение к народной музыке, к традициям

  • Воспитание патриотических чувств и гордости за свой народ, его неисчерпаемый талант.

Коммуникативные:

  • Оценивать правильность выполнения действия по заданным внешним и внутренним критериям

  • Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и характера ошибок

Методы: словесный, наглядно- практический, проблемного изложения, самоконтроля

Новизна идей: внедрение ФГОСов на уроке музыки в начальной школе, метапредметные связи ( музыка, ИЗО, литература) Воздействие разными видами искусства на восприятие и органы чувств ребенка Применение разнообразных форм работы: индивидуальной, групповой, работа в парах для достижения поставленных целей и задач

Ценность урока

В уроке использованы современные технологии. Применены разнообразные формы работы: индивидуальная, групповая, работа в парах и всем вместе. Учащиеся приобретают навыки творчества, владением собственным голосом, постигают тайны вокального мастерства. На уроке использована

вокалотерапия, дыхательная разминка. Голос является индикатором здоровья человека. Ученые доказали, что многие певцы являются долгожителями. Хорошая веселая народная песня заряжает организм положительной энергией, дает ощущение счастья. А это в учебном процессе очень важно. Урок выполняет цели и задачи, поставленные перед современным образованием: подготовка грамотной, духовно богатой Личности, ценителей высокохудожественного искусства. Он учит самосовершенствованию и саморазвитию личности. Результатом этого урока является творческий и исследовательский опыт учащихся: кроссворды, презентации, доклады, стихи, песни, рисунки.

Тип урока: урок комплексного применения ЗУН.

Комбинированный урок

Вид урока: размышление и усвоение новых знаний

Оборудование: Ноутбук, диапроектор, экран, детские музыкальные

инструменты, карточки с заданием, кроссворд «Жанры

русской народной песни»

Музыкальный материал: «Эй, ухнем» р.н.п, «Вдоль по Питерской» р.н.п,«Во кузнице» р.н.п. и таблица с 2-х голосьем и текстом песни.

Ход урока:

1Организация класса Музыкальное приветствие

2Введение в тему урока

  1. «Эй, ухнем» в исполнении Ф.И.Шаляпина

Определите жанр русской народной песни?

4 Освоение новых знаний

Определите тему нашего урока?

— Мы будем говорить об исполнительском мастерстве Шаляпина.

Правильно, мы поговорим сегодня о «секретах» исполнительского мастерства.

— Какой жанр прозвучал на уроке?

— Песня – жанр вокальной музыки.

— Какую музыку мы называем вокальной?

— Музыку, предназначенную для голоса.

— Сегодня мы поговорим о знаменитом певце – Ф. Шалапине.

«Мозговой штурм» — Что я знаю о Шаляпине?

Дополнение – сообщение учащегося о голосе великого певца

Известный музыкальный критик Ю. Энгель писал в 1889 г. о голосе Шаляпина (из сб.“Шаляпин”, т.2, М. 1958):

«Голос певца один из самых симпатичных по тембру, какие нам приходилось слышать. Он силен и ровен, хотя по самой своей природе (бас-баритон, высокий бас) звучит на очень низких нотах менее полно, устойчиво и сильно, чем на верхних,… на верху он способен к могучему подъему, к редкому блеску и размаху… Но что представляет характернейшую особенность этого голоса, что возвышает его над десятками других таких или даже лучших по материалу голосов, — это его… внутренняя гибкость и проникновенность».

Шаляпин Фёдор Иванович (1873— 1938), певец.

Родился 13 февраля 1873 г. в Казани в семье мелкого служащего. Сын крестьянина Вятской губернии Ивана Яковлевича Шаляпина (1837—1901), представителя древнего вятского рода Шаляпиных (Шелепиных). Мать Шаляпина — крестьянка из деревни Дудинцы Кумёнской волости (Кумёнский район Кировской области), Евдокия Михайловна (в девичестве Прозорова). Иван Яковлевич и Евдокия Михайловна повенчались 27 января 1863 года в Преображенской церкви села Вожгалы. Рано начал трудиться: работал резчиком по дереву, переписчиком бумаг, был подмастерьем у сапожника.

В детстве Шаляпин был певчим. Мальчиком его отдали на обучение сапожному делу к сапожникам Н. А. Тонкову, затем В. А. Андрееву. Получил начальное образование в частной школе Ведерниковой, затем учился в Четвёртом приходском училище в Казани, позже — в Шестом начальном училище. В мае 1885 года Шаляпин закончил училище, получив высший балл — 5.

В сентябре 1885 году отец устраивает Федора Шаляпина учителем в открывшееся ремесленное училище в Арске. «Мне думалось, — вспоминал Шаляпин, — что я еду в какую-то прекрасную страну, и тихо радовался, что уезжаю из Суконной слободы, где жизнь становилась всё тяжелее для меня»

С юных лет обладал уникальными вокальными данными. Пел в архиерейском хоре, подрабатывал статистом в оперном театре, пытался играть и в драматической труппе.

Началом своей артистической карьеры сам Шаляпин считал 1889 год, когда он поступил в драматическую труппу В. Б. Серебрякова, вначале на должность статиста. 29 марта 1890 года состоялось первое выступление Шаляпина — он исполнил партию Зарецкого в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин» в постановке Казанского общества любителей сценического искусства. Весь май и начало июня 1890 года Шаляпин был хористом опереточной антрепризы В. Б. Серебрякова.

19 сентября 1890 года Шаляпин прибывает из Казани в Уфу и начинает работать в хоре опереточной труппы под руководством С. Я. Семёнова-Самарского.

Дебют Шаляпина как оперного певца состоялся 18 декабря 1890 г. на сцене Городского театра в Уфе — он исполнил партию Стольника в опере польского композитора С. Монюшко «Галька», заменив случайно заболевшего артиста. Этот дебют выдвинул 17-летнего Шаляпина, которому изредка стали поручать небольшие оперные партии — например, Феррандо в «Трубадуре». Однажды, выступая в партии Стольника, Шаляпин упал на сцене, сев мимо стула — с тех пор он всю жизнь зорко следил за креслами на сцене, опасаясь вновь промахнуться.

В следующем году Шаляпин выступил в партии Неизвестного в «Аскольдовой могиле» Верстовского.

  1. Партия Неизвестного в «Аскольдовой могиле» Верстовского

Ему было предложено место в Уфимском земстве, однако начинающий певец примкнул к приехавшей в Уфу малороссийской труппе Г. И. Деркача. Странствования с ней привели его в Тифлис, где ему впервые удалось серьёзно заняться своим голосом, благодаря певцу Дмитрию Усатову. Усатов не только одобрил голос Шаляпина, но, ввиду отсутствия у последнего материальных средств, стал бесплатно давать ему уроки пения и вообще принял в нём большое участие. Он же устроил Шаляпина в тифлисскую оперу Людвигова-Форкатти и Любимова. Шаляпин прожил в Тифлисе целый год, исполняя в опере первые басовые партии.

В 1894 г. Фёдор Иванович приехал в Петербург и начал петь в частной опере Панаева. 5 апреля 1895 г. он дебютировал в Мариинском театре в опере Ш. Гуно «Фауст», исполнив партию Мефистофеля.

  1. Партия Мефистофеля в опере Ш. Гуно «Фауст»

Но настоящая слава и признание пришли к певцу на сцене Московской частной русской оперы, где Шаляпин по приглашению С. И. Мамонтова работал в 1896—1899 гг.

Его бас великолепно подходил для классических партий русского оперного репертуара: Иван Сусанин («Жизнь за царя» М. И. Глинки), Борис Годунов («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Иван Грозный («Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова).

В 1901 г. по инициативе С. П. Дягилева Фёдор Иванович выехал в заграничное турне. 3 марта он с триумфом выступил на сцене миланского театра Ла Скала в заглавной партии в опере итальянского композитора А. Бойто «Мефистофель». С 1907 г. Шаляпин регулярно участвовал в Русских сезонах за границей, организованных Дягилевым в Париже. Он много пел в опере и концертировал, но никогда не отказывался выступать перед простой публикой, занимался благотворительностью.

В 1918 г. певцу присвоили звание народного артиста Республики.

  1. Песня Галицкого из оперы «Князь Игорь»

В 1922 г. Шаляпин эмигрировал.

За границей он продолжал создавать яркие оперные образы и вёл большую концертную деятельность. Сделал множество записей, в конце 20-х гг. снялся в первом звуковом фильме «Дон Кихот».

Каждый оперный образ Шаляпин выстраивал не только как певец, но также как актёр и режиссёр. Он был первым русским певцом, который получил мировое признание.

Умер 12 апреля 1938 г. в Париже.

В 1984 г. прах певца был перенесён на Новодевичье кладбище в Москве

Более всех композиторов Шаляпин любил М. П. Мусоргского, хотя никогда его не видел и об этом часто жалел, что он умер раньше, чем Шаляпин появился в Петербурге. Мы знаем, что Шаляпин был не только великим певцом, но и великим актером. Глядя на портреты его в ролях, трудно поверить. Что это один и тот же человек, что все это один Шаляпин.

  1. «Вдоль по Питерской» р.н.п.в исполнении Ф.Шаляпин

Стихотворение В.Бокова «Шаляпин» (индивидуальное задание на дом)

«Когда я слушаю Шаляпина,

Восторг и радость с ним деля,

Я говорю:- О, как талантами

Богата русская земля!

И мало мне сказать, что нравится

Его неповторимый бас,

Мне через голос открывается

Черта существенная в нас.

Веселость, удаль, бесшабашность,

Большой распев больших широт

И одобрение:- Шагайте!

За горизонтом счастье ждет!

О, как Шаляпин всем нам дорог!

В нем нота каждая крепка.

Не он поет- поет пригорок,

Не он поет- поет река.

Поет народ, поет Россия,

Поют ручьи, поют овсы,

Поют- звенят дожди косые,

Поют шмелиные басы.

Светясь от солнечных накрапин,

Поет листва, а с ней и синь.

Поет земля, поет Шаляпин,

Он у земли – любимый сын!»

  1. «Рондо Фарлафа» в исполнении Ф. Шаляпина Опера «Руслан и Людмила»

  2. Ария Сусанина Шаляпин

— Определите характерные особенности свойства голоса вы услышали? (мощь, сила, бархатистость)

Божественная красота голоса Шаляпина покоряла слушателей всех стран. Его высокий бас, поставленный от природы, с бархатистым, мягким тембром, звучал полнокровно, мощно и обладал богатейшей палитрой вокальных интонаций.

— Какое чувство вызывает у слушателя каждое исполнение?

— Можно ли говорить о правде чувства в этом исполнении?

— Как вы понимаете слова Шаляпина: «Только правдивое – прекрасно», «Двух правд чувства не бывает. Единственно правильным путем к красоте я поэтому признал для себя – правду»

— Что нужно для того, чтобы получилось правдивое исполнение?

— Нужно прочувствовать то, о чем поешь

  1. «Песня Варяжского гостя». Опера «Садко»

— Каким вы представляете образ этого героя?

— Какие интонации мы слышим в музыке: величавость, размеренность, уверенность, красота

  1. Очи черные

6.Рефлексия и обобщение

Ученые доказали, что великие певцы являются долгожителями Так пойте больше! Пойте везде! Пойте от души и для души! Здоровья вам!

7. Д/З— Подготовить сообщение о детстве Шаляпина, кто спас его от голода и нищеты, дал дорогу в жизнь.

— Совершенствовать свое вокальное мастерство, работать над дыханием, дикцией, образом песни «Во кузнице»

— Опишите в тетрадях свое отношение к творчеству Ф.И.Шаляпина

— Зарисуйте Шаляпина в любой роли

До новых встреч, Друзья!

infourok.ru

Конспект урока «Музыкальный образ и мастерство исполнителя» 6 класс

Урок № 6

Дата:

Тема: Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: формирование представлений учащихся о взаимосвязи мастерства исполнителя и воплощении образа на примере творчества великого русского певца Ф.И. Шаляпина.

Задачи:

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

  • познакомить учащихся с творчеством Ф. И. Шаляпина, закрепить знания о певческих голосах, жанрах вокальной музыки;

  • закреплять представления о многообразии исполнительских трактовок;

  • способствовать пониманию жанрово-стилевых особенностей трактовки музыкальных сочинений одним исполнителем; осознанию исполнительской деятельности как средства коммуникации

  • формировать певческие навыки

  • способствовать постижению музыкального образа через анализ выразительных и изобразительных средств музыки

учащихся (мелодический, тембровый и ритмический слух),

  • развивать музыкальное мышление, способность размышлять о музыке, об особенностях её воплощения, давать обобщенную характеристику исполнительского мастерства

  • воспитывать му-зыкальный вкус, устойчивый интерес к классическому музыкальному наследию.

  • воспитывать патриотизм, интерес к русскому исполнительскому искусству

УМК, ТСО: фонохрестоматия; запись песни, ноутбук; экран; мультимедиа-проектор; электронное фортепиано.

Методы: метод обобщения через жанр, метод интонационно-стилевого постижения музыки, метод тождества, беседа.

Основные понятия: опера, ария, музыкальный образ, бас

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие проверка уровня готовности к уроку.

  2. Проверка д.з. Актуализация знаний.

Музыкальная викторина ( 6 А, 6 В)

3.Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.

1.С каким произведением русского композитора С. Рахманинова мы познакомились на прошлом уроке? Романс «Сирень». Звучал ли он в викторине?

К какой музыке мы его отнесем, вокальной или инструментальной?

2. Что хотел передать композитор в романсе «Сирень»?

Благодаря чему мы — слушатели, понимаем содержание муз. произведения- (любого, не обязательно романса), и переживаем его вместе с певцом? (выразительности самой музыки и выразительности исполнения) .

Кажется, что под звуки романса «Сирень» можно войти в просыпающийся сиреневый сад и вернуться оттуда с прекрасным букетом.- Слайд

Давайте проанализируем какой путь проходит любое муз. произведение. Кто его создает? Композитор. Слайд Чтобы музыку узнали — кто нужен, кто воплощает замысел композитора в жизнь? Исполнитель. Именно благодаря ему музыка доходит до слушателя. И музыка становится настоящей музыкой только тогда, когда она исполнена и услышана. Каждое музыкальное произведение – это отношение композитора к жизни, это воплощение различных музыкальных образов. Что такое музыкальный образ? это живое обобщенное представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях. Но чтобы произведение тронуло слушателя, заставило задуматься, как должен его исполнять музыкант, певец? Выразительно!

Слушая выразительное пение исполнителя, переживаешь и живешь вместе с ним. Хорошее, осмысленное, выразительное исполнение всегда трогает струны человеческой души. Исполнитель должен обладать мастерством, любить свое дело. «Ноты — это простая запись, нужно их сделать музыкой, как хотел композитор».- говорил великий русский певец Федор Иванович Шаляпин (1873-1938).

Цель нашего урока- узнать, как исполнитель воплощает музыкальный образ — замысел композитора в своем исполнении.

Тема урока- запись в тетрадь.

Работа над темой урока. Первичное усвоение новых знаний. Сегодня мы обратимся к творчеству Ф.И. Шаляпина, знаменитого оперного певца, исполнение которого — мастерство высочайшего уровня. Божественная красота голоса Шаляпина покоряла слушателей всех стран. Его голос, поставленный от природы, с бархатистым, мягким тембром, звучал полнокровно, мощно и обладал богатейшей палитрой вокальных интонаций.

Федор Иванович Шаляпин родился 13 ноября 1873 года в Казани.Уже в детском возрасте Федор обладал красивым голосом (дискант) и часто подпевал матери, «подлаживая голоса». С девяти лет пел в церковных хорах, пытался научиться играть на скрипке, много читал, но вынужден работать учеником сапожника, токаря, столяра, переплетчика, переписчика. Он поступил в драматическую труппу В. Б. Серебрякова в 1889 г. на должность статиста. Неуемная тяга к театру приводила его в различные актерские труппы, с которыми он кочевал по городам Поволжья, Кавказа, Средней Азии, часто работая грузчиком, часто голодая и ночуя на скамейках. В Уфе 18 декабря 1890 года он впервые спел сольную партию. Успех окончательно укрепил решение посвятить себя театру. В 1896 году Шаляпин был приглашен С. Мамонтовым в Московскую частную оперу, где занял ведущее положение и во всей полноте раскрыл свой талант, создав за годы работы в этом театре целую галерею незабываемых образов в русских операх. Шаляпин был не только выдающимся оперным певцом, но и живописцем, графиком, скульптором. Не случайно, что свой грим Шаляпин не доверял никому. Он всегда знал, что ему необходимо для создания изобразительного образа. Шаляпин не только певец ,но и выдающийся артист, мастер перевоплощения и художественного слова. Высокий, статный, с выразительными чертами лица, с пронзительным взглядом, Шаляпин производил неизгладимое впечатление в своих лучших ролях (Иван Сусанин, Борис Годунов, Иван Грозный, Дон Кихот). Шаляпин потрясал зрителей неистовым темпераментом, выпевал каждую ноту, находил очень точные и искренние интонации для каждого слова песни, был абсолютно органичен и достоверен на сцене. Слайд №5

Давайте обратимся к музыкальным образам, которые воплотил Шаляпин в своем исполнении.

Ария Ивана Сусанина. Знакома ли музыка? Это фрагмент из оперы

М. Глинки «Иван Сусанин». Как называется сольный номер в опере? Ария. Это звучала Ария Ивана Сусанина. Кто такой Иван Сусанин? Какой подвиг он совершил? Слайд №6 Это было в 1612 г., в Смутное время для России. Поляки заняли Москву и борьба с ними приобрела всенародный характер. Они были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Поляки хотели утвердить на Российском престоле сына польского короля, будущего же царя Михаила хотели захватить. Костромской крестьянин, Иван Сусанин, завел польский отряд в непроходимый лес, не показав дорогу к Михаилу. Он совершает этот подвиг, веря в то, что закончится Смутное время в России и придет заря спасения. При этом сам он погиб. Когда Сусанин завел поляков в лес, понял, что близка его гибель. И он поет свою последнюю Арию, мысленно прощаясь со своими детьми, прощаясь с жизнью..

1.Как исполнял Арию Ф. Шаляпин? Каким настроением проникнута музыка?

2. Какие чувства и мысли передает певец? Размышление о жизни и боль в душе ,ведь в последние минуты жизни у человека перед глазами вся его жизнь.

3.А можно ли сказать что это исполнение Ф. Шаляпина — музыкальный портрет Сусанина? Как вы думаете, какой человек этот герой? Смелый, сильный, мужественный. Слышен ли в пении страх или неуверенность? Нет.

4.Как можно охарактеризовать голос певца? Низкий, очень красивый тембр, бархатистость, голос очень сильный, слышна мощь. А как называется низкий мужской голос? Бас.У Шаляпина был высокий бас

5.Что можете сказать о мелодии? Она очень широкая, выразительная, напевная, протяжная . Уверенное звуковедение. Какую песню напоминает ария? Русскую народную. Музыка Глинки очень близка к народной песне.

6.В каком темпе поет певец? Очень сдержанно, осмысливая каждое свое слово

5. Первичная проверка понимания. Можно ли сказать, что певец очень правдиво показал своим исполнением последние минуты жизни Ивана Сусанина? Правдиво ли он воплотил образ, созданный композитором? Да. Благодаря чему? Выразительности, интонации, благодаря знанию своего дела, любви и преданности ему, благодаря исполнительскому мастерству.

Слайд № 7 Есть такое выражение «Правда чувства». «Только правдивое — прекрасно» — так говорил Ф.И. Шаляпин. Это высочайшее мастерство исполнителя, выразительность, глубина – умение пережить состояние героя и передать его слушателю.

Чувство бесконечной любви к жизни, к Родине слышится в этой прощальной арии. Бесконечная преданность своему народу, патриотизм – это главное, что хотел нам сказать композитор в своей опере.

Ребята, а как вы думаете, нужно ли учиться быть хорошим слушателем, чтобы не просто слушать музыку, а слышать ее? Этому и посвящены наши уроки. Какое главное правило при прослушивании музыки? Тишина и внимательность. Не только артисту, певцу а также и слушателю необходимо воспитывать в себе тонкость чувствования, восприимчивость к прекрасному в жизни и в искусстве. Только настоящий слушатель может в полной мере понять воплощённый исполнителем замысел композитора.

Важно учиться даже не на большой сцене, а на уроке музыки быть хорошим исполнителем музыки, хотя бы простой песни. На уроках звучит разная музыка, и серьезная и более легкая для восприятия.

Вокально-хоровая работа. Дыхательная гимнастика . «М» — по три звука вверх- вниз. «Я пою»

Слайд №8 Знакомство с песней «До чего дошел прогресс» Е. Крылатова.

6. Подведение итогов. Рефлексия. О каком великом русском певце узнали на уроке? Какая музыка, звучащая на уроке особенно запомнилась? О чем заставила задуматься Ария И. Сусанина, исполненная Ф.Шаляпиным?

7. Домашнее задание. Учебник с 26-27 изучить материал о творчестве Ф. Шаляпина. Слушать в его исполнении арию Сусанина. Песня 1 куплет наизусть.

multiurok.ru

Конспект по музыке в 6 классе «Музыкальный образ и мастерство исполнителя»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

лицей №21 г.Иваново

учитель музыки Тарасова Надежда Николаевна.

Урок музыки в 6 классе.

«Музыкальный образ и мастерство исполнителя».

(УЧЕБНИК стр.26-27.)

Работа над новым материалом. Слайд №1.

Тема нашего урока называется «Музыкальный образ и мастерство исполнителя». Запишите.

Слайд №2. Урок наш начну с эпиграфа на стр.26 учебника: «Мира восторг беспредельный. Сердцу певучему дан…» А.Блок.

Но сначала давайте послушаем музыкальный фрагмент, и ответьте на вопрос:

  • Что это звучит?

  • Самостоятельное произведение или фрагмент какой-то крупной формы?

  • Какие чувства переданы в музыке? Слайд №3.

Звучит «Ария Сусанина» (фрагмент)

(Это фрагмент из оперы «Иван Сусанин», его Ария. Композитор М.И.Глинка. Трагично, медленно, очень грустно, скорбно, безысходность.) доп.щелчок.

Совершенно верно. Эта ария прозвучала в исполнении низкого мужского голоса — бас. Исполнителем партии Сусанина стал низкий бас Ивана Петрова (портрет на слайде).

А сейчас мы услышим партию Сусанина в исполнении Фёдора Шаляпина. Слайд №4.

Запишите в тетрадь: «Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки в исполнении Ф.И.Шаляпина.

Звучит ария Сусанина.

  • Что можете сказать, два разных исполнителя, два разных человека, как звучала ария?

(Скорбно, трагично, тембры голосов несколько отличаются друг от друга, голос Шаляпин выше…)

Годы жизни:1873, Казань — 12 апреля 1938, Париж. 

Это русский оперный и камерный певец (высокий бас), в разное время солист Большого и 

Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, первый народный артист Республики, художественный руководитель Мариинского театра. Имеет репутацию артиста, соединившего в своём творчестве «прирождённую музыкальность, яркие вокальные данные, необыкновенное актёрское мастерство». Занимался также живописью, графикой и скульптурой, снимался в кино. Оказал большое влияние на мировое оперное искусство.

Известный музыкальный критик Ю. Энгель писал в 1889 г. о голосе Шаляпина:
«Голос певца один из самых симпатичных по тембру, какие нам приходилось слышать. Он силен и ровен, хотя по самой своей природе (бас-баритон, высокий бас) звучит на очень низких нотах менее полно, устойчиво и сильно, чем на верхних,… на верху он способен к могучему подъёму, к редкому блеску и размаху… Но что представляет характернейшую особенность этого голоса, что возвышает его над десятками других таких или даже лучших по материалу голосов, — это его… внутренняя гибкость и проникновенность».

Запишите в тетради:

Фёдор Иванович Шаляпин (1873-1938) – великий артист, русский исполнитель, который обладал уникальным тембром голоса — высокий бас — баритон.

А сейчас, давайте послушаем ещё один музыкальный фрагмент в исполнении Шаляпина – Рондо Фарлафа. Из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки. Слайд №6.

Звучит «Рондо Фарлафа» в исполнении Ф. Шаляпина

(Мощь, сила, бархатистость…)

  • Как благодаря этим свойствам создаётся образ оперного персонажа? (Самонадеенность, уверенность в себе….)

  • Можем ли мы по краскам звучания почувствовать характер героя, представить себе его внешний облик? (Да, возможно такой крупный, усатый, средних лет….)

Божественная красота голоса Шаляпина покоряла слушателей всех стран. Его высокий бас, поставленный от природы, с бархатистым, мягким тембром, звучал полнокровно, мощно и обладал богатейшей палитрой вокальных интонаций.

Запишите: Рондо Фарлафа. Из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки.

А сейчас прочитаем в учебнике текст и отрывок из воспоминаний Ф.Шаляпина на стр.26-27. (Чтение страниц учебника.)

  • Что значит «правда чувства»? (Искренние, естественные, простые, человеческие.)

  • Какое чувство вызывает у слушателя каждое исполнение? (Показ иллюстрации Шаляпин в образе)

  • Можно ли говорить о правде чувства в этом исполнении?

  • Как вы понимаете слова Шаляпина: «Только правдивое – прекрасно», «Двух правд чувства не бывает. Единственно правильным путем к красоте я поэтому признал для себя – правду»

  • Что нужно для того, чтобы получилось правдивое исполнение? (Нужно прочувствовать то, о чем поёшь.)

Слайд №7. А теперь, давайте послушаем тоже Рондо Фарлафа, но уже в исполнении Алексея Кривченя.

Звучит Рондо Фарлафа в исполнении Кривченя. (есть видеофайл)

  • Какие чувства возникли? Сравните. (Очень похожи персонажи этих исполнителей, но манера исполнения несколько изменена. Но портреты героев одинаковые возникают…)

Вы согласитесь, что у каждого исполнителя возникает свой образ оперного персонажа и каждый правдиво его передаёт. Но одним слушателям ближе исполнение Шаляпина, а другим – Кривчени.

  • И тут важно не только артисту и певцу воспитывать в себе тонкость чувствования, восприимчивость к прекрасному в жизни и искусству, но и кому? (Слушателю!)

Потому что, только настоящий слушатель может в полной мере понять воплощённый исполнителем замысел композитора.

Слайд №8. Вернёмся к эпиграфу. «Мира восторг беспредельный. Сердцу певучему дан…» А.Блок.

  • Как вы его понимаете? (Только тот, кто чувствует, может понять, передать – это и есть великие артисты…)

Рассмотрите рисунок В.Мешкова «Шаляпин на репетиции». Стр.26, Слайд №9.

  • Какие впечатления у вас вызывает этот рисунок?

  • Каким показан здесь певец? (Сосредоточен, серьёзный, вникающий…)

Ну и последнее музыкальное произведение в исполнении Ф.И.Шаляпина. Слайд №10.

Звучит «Песня Варяжского гостя» из оперы-былины «Садко» Римский-Корсаков.

  • Каким вы представляете образ этого героя? доп.щелчок – показ образа.

  • Какие интонации мы слышим в музыке? (Величавость, размеренность, уверенность, красота.)

Запишите название фрагмента в тетрадь.

Рассмотрите на стр.27 фотографии Ф.Шаляпина в ролях оперных персонажей. Охарактеризуйте образы, созданные певцом в песнях и ариях из опер.

(Очень разные образы – смелый, честный Иван Сусанин, трусливый Фарлаф, важный Варяжский гость — и всё это один исполнитель, который вживается в образ, передаёт чувства героя очень точно, правдоподобно.)

Итог урока: Слайд №12.

Как «Это не театральные маски, а человеческие жизни, воскрешаемые на каждом спектакле».

  • Как вы понимаете слова Шаляпина? (На сцене актёры, но они переживают всё то, что пережили когда то настоящие герои, которые жили….)

  • С какими образами, созданными великим певцом мы сегодня познакомились? (Иван Сусанин, Фарлаф, Варяжский гость.)

  • Каким по тембру голосом он обладал? (Высокий бас – баритон.)

infourok.ru

Конспект урока «Музыкальный образ и мастерство исполнителя» 6 класс

Урок № 6

Дата:

Тема: Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: формирование представлений учащихся о взаимосвязи мастерства исполнителя и воплощении образа на примере творчества великого русского певца Ф.И. Шаляпина.

Задачи:

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

  • познакомить учащихся с творчеством Ф. И. Шаляпина, закрепить знания о певческих голосах, жанрах вокальной музыки;

  • закреплять представления о многообразии исполнительских трактовок;

  • способствовать пониманию жанрово-стилевых особенностей трактовки музыкальных сочинений одним исполнителем; осознанию исполнительской деятельности как средства коммуникации

  • формировать певческие навыки

  • способствовать постижению музыкального образа через анализ выразительных и изобразительных средств музыки

учащихся (мелодический, тембровый и ритмический слух),

  • развивать музыкальное мышление, способность размышлять о музыке, об особенностях её воплощения, давать обобщенную характеристику исполнительского мастерства

  • воспитывать му-зыкальный вкус, устойчивый интерес к классическому музыкальному наследию.

  • воспитывать патриотизм, интерес к русскому исполнительскому искусству

УМК, ТСО: фонохрестоматия; запись песни, ноутбук; экран; мультимедиа-проектор; электронное фортепиано.

Методы: метод обобщения через жанр, метод интонационно-стилевого постижения музыки, метод тождества, беседа.

Основные понятия: опера, ария, музыкальный образ, бас

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие проверка уровня готовности к уроку.

  2. Проверка д.з. Актуализация знаний.

Музыкальная викторина ( 6 А, 6 В)

3.Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.

1.С каким произведением русского композитора С. Рахманинова мы познакомились на прошлом уроке? Романс «Сирень». Звучал ли он в викторине?

К какой музыке мы его отнесем, вокальной или инструментальной?

2. Что хотел передать композитор в романсе «Сирень»?

Благодаря чему мы — слушатели, понимаем содержание муз. произведения- (любого, не обязательно романса), и переживаем его вместе с певцом? (выразительности самой музыки и выразительности исполнения) .

Кажется, что под звуки романса «Сирень» можно войти в просыпающийся сиреневый сад и вернуться оттуда с прекрасным букетом.- Слайд

Давайте проанализируем какой путь проходит любое муз. произведение. Кто его создает? Композитор. Слайд Чтобы музыку узнали — кто нужен, кто воплощает замысел композитора в жизнь? Исполнитель. Именно благодаря ему музыка доходит до слушателя. И музыка становится настоящей музыкой только тогда, когда она исполнена и услышана. Каждое музыкальное произведение – это отношение композитора к жизни, это воплощение различных музыкальных образов. Что такое музыкальный образ? это живое обобщенное представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях. Но чтобы произведение тронуло слушателя, заставило задуматься, как должен его исполнять музыкант, певец? Выразительно!

Слушая выразительное пение исполнителя, переживаешь и живешь вместе с ним. Хорошее, осмысленное, выразительное исполнение всегда трогает струны человеческой души. Исполнитель должен обладать мастерством, любить свое дело. «Ноты — это простая запись, нужно их сделать музыкой, как хотел композитор».- говорил великий русский певец Федор Иванович Шаляпин (1873-1938).

Цель нашего урока- узнать, как исполнитель воплощает музыкальный образ — замысел композитора в своем исполнении.

Тема урока- запись в тетрадь.

Работа над темой урока. Первичное усвоение новых знаний. Сегодня мы обратимся к творчеству Ф.И. Шаляпина, знаменитого оперного певца, исполнение которого — мастерство высочайшего уровня. Божественная красота голоса Шаляпина покоряла слушателей всех стран. Его голос, поставленный от природы, с бархатистым, мягким тембром, звучал полнокровно, мощно и обладал богатейшей палитрой вокальных интонаций.

Федор Иванович Шаляпин родился 13 ноября 1873 года в Казани.Уже в детском возрасте Федор обладал красивым голосом (дискант) и часто подпевал матери, «подлаживая голоса». С девяти лет пел в церковных хорах, пытался научиться играть на скрипке, много читал, но вынужден работать учеником сапожника, токаря, столяра, переплетчика, переписчика. Он поступил в драматическую труппу В. Б. Серебрякова в 1889 г. на должность статиста. Неуемная тяга к театру приводила его в различные актерские труппы, с которыми он кочевал по городам Поволжья, Кавказа, Средней Азии, часто работая грузчиком, часто голодая и ночуя на скамейках. В Уфе 18 декабря 1890 года он впервые спел сольную партию. Успех окончательно укрепил решение посвятить себя театру. В 1896 году Шаляпин был приглашен С. Мамонтовым в Московскую частную оперу, где занял ведущее положение и во всей полноте раскрыл свой талант, создав за годы работы в этом театре целую галерею незабываемых образов в русских операх. Шаляпин был не только выдающимся оперным певцом, но и живописцем, графиком, скульптором. Не случайно, что свой грим Шаляпин не доверял никому. Он всегда знал, что ему необходимо для создания изобразительного образа. Шаляпин не только певец ,но и выдающийся артист, мастер перевоплощения и художественного слова. Высокий, статный, с выразительными чертами лица, с пронзительным взглядом, Шаляпин производил неизгладимое впечатление в своих лучших ролях (Иван Сусанин, Борис Годунов, Иван Грозный, Дон Кихот). Шаляпин потрясал зрителей неистовым темпераментом, выпевал каждую ноту, находил очень точные и искренние интонации для каждого слова песни, был абсолютно органичен и достоверен на сцене. Слайд №5

Давайте обратимся к музыкальным образам, которые воплотил Шаляпин в своем исполнении.

Ария Ивана Сусанина. Знакома ли музыка? Это фрагмент из оперы

М. Глинки «Иван Сусанин». Как называется сольный номер в опере? Ария. Это звучала Ария Ивана Сусанина. Кто такой Иван Сусанин? Какой подвиг он совершил? Слайд №6 Это было в 1612 г., в Смутное время для России. Поляки заняли Москву и борьба с ними приобрела всенародный характер. Они были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Поляки хотели утвердить на Российском престоле сына польского короля, будущего же царя Михаила хотели захватить. Костромской крестьянин, Иван Сусанин, завел польский отряд в непроходимый лес, не показав дорогу к Михаилу. Он совершает этот подвиг, веря в то, что закончится Смутное время в России и придет заря спасения. При этом сам он погиб. Когда Сусанин завел поляков в лес, понял, что близка его гибель. И он поет свою последнюю Арию, мысленно прощаясь со своими детьми, прощаясь с жизнью..

1.Как исполнял Арию Ф. Шаляпин? Каким настроением проникнута музыка?

2. Какие чувства и мысли передает певец? Размышление о жизни и боль в душе ,ведь в последние минуты жизни у человека перед глазами вся его жизнь.

3.А можно ли сказать что это исполнение Ф. Шаляпина — музыкальный портрет Сусанина? Как вы думаете, какой человек этот герой? Смелый, сильный, мужественный. Слышен ли в пении страх или неуверенность? Нет.

4.Как можно охарактеризовать голос певца? Низкий, очень красивый тембр, бархатистость, голос очень сильный, слышна мощь. А как называется низкий мужской голос? Бас.У Шаляпина был высокий бас

5.Что можете сказать о мелодии? Она очень широкая, выразительная, напевная, протяжная . Уверенное звуковедение. Какую песню напоминает ария? Русскую народную. Музыка Глинки очень близка к народной песне.

6.В каком темпе поет певец? Очень сдержанно, осмысливая каждое свое слово

5. Первичная проверка понимания. Можно ли сказать, что певец очень правдиво показал своим исполнением последние минуты жизни Ивана Сусанина? Правдиво ли он воплотил образ, созданный композитором? Да. Благодаря чему? Выразительности, интонации, благодаря знанию своего дела, любви и преданности ему, благодаря исполнительскому мастерству.

Слайд № 7 Есть такое выражение «Правда чувства». «Только правдивое — прекрасно» — так говорил Ф.И. Шаляпин. Это высочайшее мастерство исполнителя, выразительность, глубина – умение пережить состояние героя и передать его слушателю.

Чувство бесконечной любви к жизни, к Родине слышится в этой прощальной арии. Бесконечная преданность своему народу, патриотизм – это главное, что хотел нам сказать композитор в своей опере.

Ребята, а как вы думаете, нужно ли учиться быть хорошим слушателем, чтобы не просто слушать музыку, а слышать ее? Этому и посвящены наши уроки. Какое главное правило при прослушивании музыки? Тишина и внимательность. Не только артисту, певцу а также и слушателю необходимо воспитывать в себе тонкость чувствования, восприимчивость к прекрасному в жизни и в искусстве. Только настоящий слушатель может в полной мере понять воплощённый исполнителем замысел композитора.

Важно учиться даже не на большой сцене, а на уроке музыки быть хорошим исполнителем музыки, хотя бы простой песни. На уроках звучит разная музыка, и серьезная и более легкая для восприятия.

Вокально-хоровая работа. Дыхательная гимнастика . «М» — по три звука вверх- вниз. «Я пою»

Слайд №8 Знакомство с песней «До чего дошел прогресс» Е. Крылатова.

6. Подведение итогов. Рефлексия. О каком великом русском певце узнали на уроке? Какая музыка, звучащая на уроке особенно запомнилась? О чем заставила задуматься Ария И. Сусанина, исполненная Ф.Шаляпиным?

7. Домашнее задание. Учебник с 26-27 изучить материал о творчестве Ф. Шаляпина. Слушать в его исполнении арию Сусанина. Песня 1 куплет наизусть.

multiurok.ru

Конспект урока «Мастерство исполнителя», 6 класс.

Инфоурок › Музыка ›Конспекты›Конспект урока «Мастерство исполнителя», 6 класс.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда:

Штрихи биографии Фёдор Шаляпин родился 13 февраля 1873 г. в Казани в крестьянской семье.  Отец, Иван Яковлевич, работал писцом, а мать, Авдотья Михайловна, надрывалась на поденщине, чтобы прокормить сыновей. Часто питались объедками.  Родители рано отдали Федю учиться ремеслу сапожника и токаря.   Федор пел в церковном хоре и любил посещать балаган, где выступал скоморох Яшка и мечтал «стать как он».  Ф.И.Шаляпин у флигеля дома Лисицыных в Казани, где он родился. Фото 1912г.  Дом не сохранился 

3 слайд Описание слайда:

На пути к сцене В 12 лет мальчик впервые попал в театр и понял, что театр — это несравненно интереснее балагана. В казанском увеселительном хоре Серебрякова произошла его встреча с М. Горьким, которого в хор приняли, а Шаляпина нет. Позже они подружатся на всю жизнь.  В 17 лет Фёдора взяли в труппу уфимской оперетки, где он впервые спел сольную партию. Начались годы скитания с различными театральными труппами по России.

4 слайд Описание слайда:

На пути к сцене Странствования привели Фёдора в Тифлис. Увидев в дверях оборванца, профессор пения Усатов не пришёл в восторг, но услышав голос Шаляпина, стал учить его пению и хорошим манерам. Затем была работа в Москве, а в 1895 г. Шаляпин был принят в Мариинский театр, где с успехом дебютировал в роли Мефистофеля (опера «Фауст»)

5 слайд Описание слайда:

В опере Саввы Мамонтова В 1896 г. Савва Мамонтов пригласил Шаляпина в Московскую частную оперу, где во всей полноте раскрылся талант певца. За годы работы в этом театре им создана галерея незабываемых образов русских опер:  Иван Грозный в «Псковитянке» Н. Римского-Корсакова; Борис Годунов в одноименной опере М. Мусоргского. 

6 слайд Описание слайда:

На пути к совершенству Ряд оперных партий в театре певец подготовил с тогда ещё начинающим дирижёром и композитором С. Рахманиновым, посвятившем певцу романсы: «Судьба», «Ты знал его» .

7 слайд Описание слайда:

Признание В мамонтовском театре Шаляпин встретил, а затем женился на итальянской балерине Иоле Торнаги. Шаляпин стал Народным артистом Республики, ведущим солистом Большого и Мариинского театров, с триумфальным успехом гастролировал за рубежом. НО! Из американских гастролей 1921г. певец не вернулся, оставшись там со второй женой Марией.

8 слайд Описание слайда:

Творчество Ф. И. Шаляпина Певца привлекали характеры сильных людей, охваченных идеей и страстью, переживающих глубокую душевную драму, а также яркие острокомедийные образы. В репертуаре Шаляпина было около 70 оперных партий.

9 слайд Описание слайда:

Последние годы жизни 12 апреля 1938 года  он скончался в Париже на руках жены в возрасте 65лет.   До конца своей жизни Шаляпин оставался русским гражданином – он не принял иностранного подданства, мечтал быть похороненным на родине. Его желание исполнилось, прах певца был перевезен в Москву и 29 октября 1984 года захоронен на Новодевичьем кладбище Памятник Ф. И. Шаляпину в Казани

10 слайд Описание слайда:

Музей Дом-музей Ф.И.Шаляпину в Москве Дом-музей Ф.И.Шаляпину в Санкт -Петербурге

11 слайд Описание слайда:

Проверь себя 1. Почему, на ваш взгляд урок носит название «Музыкальный образ и мастерство исполнителя»? 2. Что особенно запомнилось из биографических зарисовок о великом певце? 3. Чем песня в опере отличается от песни как самостоятельного жанра? 4. Рассмотрите фото и определите роли оперных персонажей Ф. Шаляпина.

12 слайд Описание слайда:

«Моцарт и Сальери» «Руслан и Людмила» «Фауст» «Иван Сусанин» «Псковитянка» «Борис Годунов» Шаляпин и его образы

13 слайд Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Курс профессиональной переподготовки

Учитель музыки

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель (Музыкальный руководитель)

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

infourok.ru

Урок музыки в 6 классе «Музыкальный образ и мастерство исполнителя»

Урок музыки в 6б классе

Раздел: Мир образов вокальной и инструментальной музыки

Тема: Музыкальный образ и мастерство исполнителя

Цель: Познакомить с творчеством великого русского певца Ф.И.Шаляпина

Задачи:

1.На примере творчества исполнителя обобщить понятие мастерство исполнителя, знания о певческом голосе (бас), жанрах вокальной музыки;

2.Развивать умение размышлять о музыке, об особенностях её воплощения, давать обобщенную характеристику исполнительского мастерства, совершенствовать вокальные навыки;

3.воспитывать чувство патриотизма, интерес к русскому исполнительскому искусству, духовно-нравственные качества личности.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Вид: урок — портрет

Материал для слушания

М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила» в исполнении Ф. Шаляпина М.И.Глинка «Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин».

Н.А.Римский-Корсаков «Песня варяжского гостя» из оперы «Садко» в исполнении Ф. Шаляпина

Ход урока

1.Организация урока.

2. Актуализация знаний.

Внимательно послушайте произведение, определите:

А) название и автора.

Б) музыкальный образ: лирический, эпический, драматичекий

В) К какому жанру относится: вокальная или инструментальная?

1.М.Глинка- «Вальс –фантазия» ,лирический образ, инструментальный жанр

2. С.Рахманинов- романс «Сирень»- лирический образ, вокальный жанр

Назовите исполнителей романса (проверка дом.задания)

3.Открытие новых знаний.

М.И.Глинка «Ария Ивана Сусанина»

Что такое ария? (сольный номер в опере)

К какому жанру? ( вокальная музыка)

Какой тип голоса исполнял? (низкий мужской голос –бас)

Кто-нибудь может назвать исполнителя? (Ф.И.Шаляпин)

4.Постановка целей и темы урока.

Кто дагадался, о чём сегодня будет наш разговор? (о творчестве Ф.Шаляпина)

Правильно, о его мастерстве исполнителя .

Итак, тема урока «Музыкальный образ и мастерство исполнителя».

Ребята, и это не случайно, 1 ноября ему исполнилось бы 144 года.

5.Освоение новых знаний.

Эпиграфом к уроку сегодня будут следующие слова:

«Мира восторг беспредельный

Сердцу певучему дан…»

А. Блок

-Как вы думаете, каким поэтическим смыслом наполнил А. Блок эти слова?

 

Мозговой штурм: Что вы знаете о Фёдоре Ивановиче Шаляпине?

В течение урока давайте попробуем составить логическую цепочку, которая поможет вам рассказать об этом замечательном мастере.

Итак, первое словосочетание- Фёдор Шаляпин –

Кто он? Фёдор Шаляпин?

Биографическая справка.

Фёдор Иванович Шаляпин родился 1 ноября 1873 года в Казани, в бедной семье крестьянина из деревни Сырцово Вятской губернии Ивана Яковлевича Шаляпина. Мать, Евдокия Михайловна, родом из деревни Дудинской той же губернии. Уже в детском возрасте Фёдор обладал красивым голосом (дискант) и часто подпевал матери, «подлаживая голоса». С детства у Феди Шаляпина была мечта.

Как вы думаете какая?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим видеоролик.

Видеоролик Избранники России. Шаляпин.

О чём мечтал Шаляпин?

Божественная красота голоса Шаляпина покоряла слушателей всех стран.

Какой же он голос Ф.Шаляпина?

Продолжите логическую цепочку:

Фёдор Шаляпин — великий русский певец-

Давайте проведём небольшое исследование.

Вы сейчас будете слушать фрагменты оперных партий. Свои наблюдения будете записывать в таблицу.

Слушание. Песня Варяжского гостя.

-Из какого музыкального произведения? (опера «Садко»)

-Кто композитор? (Н.А.Римский-Корсаков)

-Какой характер исполнения? Подберите прилагательные?

— Какой музыкальный образ?

-Расскажите, какого героя вы представляете? Опишите его внешний облик?

Что помогло вам представить его? ( мастерство исполнителя, голос)

Шаляпин был не только великим певцом, но и великим актёром.

Продолжите логическую цепочку:

Фёдор Шаляпин — великий русский певец- актёр

И хотя мы никогда не видели, как играет Шаляпин, мы понимаем это, глядя на его портреты в ролях. Посмотрите видеоролик и попробуйте ответить:

-Какое чувство вызывает у слушателя каждое исполнение?

Видеоролик «О, если б я мог»

Трудно поверить, что это один и тот же человек, что это всё — Шаляпин.

Прочитайте отрывок из воспоминаний Ф.Шаляпина и постарайтесь объяснить, что такое «правда чувств».

Работа с учебником, С. 26.

Что такое « правда чувств»?

Что нужно для того, чтобы получилось правдивое исполнение?

Нужно прочувствовать то, о чем поешь…

Можно сказать, что правдивое исполнение-это мастерство исполнителя?

В настоящее время мы знаем огромное количество исполнителей оперных партий. И каждый прекрасен.

— Но в чём главное отличие мастерства Шаляпина от других исполнителей? В его необычайном голосе.

Высокий бас, поставленный от природы, с бархатистым, мягким тембром, звучал полнокровно, мощно и обладал богатейшей палитрой вокальных интонаций.

Продолжите логическую цепочку:

Фёдор Шаляпин — великий русский певец- актёр — «бархатистый» бас

Чтобы в этом убедиться, давайте послушаем фрагмент из оперы в разном исполнении.

Слушание Рондо Фарлафа в исполнении Шаляпина,

и Алексея Кривченя.

-Из какого музыкального произведения?

-Кто композитор?

-Кто такой Фарлаф?

-Какой показан герой?

-Какой характер исполнения?

-Какой музыкальный образ?

-Чьё исполнение вам больше понравилось? (оба)

Партия

Музыкальное произведение

Исполнитель

Характер исполнения

(прилагательные)

Музыкальный образ

Ария Сусанина

М.И.Глинка

опера

«Иван Сусанин»

Ф.И.Шаляпин

Распевное звучание

Эпический,

драматический

Песня Варяжского гостя

Н.А.Римский –Корсаков

опера «Садко»

Ф.И.Шаляпин

Энергичное уверенное пение

Суровое мужественное

Эпический,

героический

Рондо Фарлафа

М.И.Глинка

опера «Руслан и Людмила»

Ф.И.Шаляпин

Быстрое и отчётливое пение

(скороговорка)

Хвастовство,

трусость

Комический,

Образ «мужественного» героя

Картинная галерея

Голосом Шаляпина, его мастерством восхищались художники, писали картины, главным героем, которых был Ф.И.Шаляпин.

Вот одна из них. Борис Михайлович Кустодиев -«Портрет Фёдора Шаляпина».

Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным».

Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем «над горами». Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Первоначальное название картины — «Новый город», в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Сейчас артист на прогулке, ему еще предстоит покорить своим талантом этот пока не знакомый город. Однако этот город и знаком ему — по своим типичным чертам, по облику и быту русской жизни, которая была так близка Ф. Шаляпину. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние.

Сам Борис Кустодиев был восхищен Федором Шаляпиным, но, однако подметил, добродушно подтрунивая, такие индивидуальные черты прославленного певца, как самовлюбленность, стремление щегольнуть дорогой одеждой.

Великолепная шуба Федора Шаляпина нарочно распахнута, чтобы показать, что она вся — а не только воротник и шапка — на бобровом меху; мизинец холеной руки отставлен, чтобы был виден перстень с драгоценным камнем. На ногах модные ботинки на пуговках — серая замша и черный лак… Ходить в них по снежным склонам трудно, и Шаляпин опирается на дорогую трость. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Все это, однако, барство показное, которое не заслоняет размаха широкой натуры великого певца, в котором сильно выразилась творческая стихия русского народа.

Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов — за широту, размах и «русский дух».

Сейчас Кустодиевский «Портрет Ф. И. Шаляпина» находится в Париже, а в Русском музее выставлен портрет-повторение 1922 года.

Закрепление пройденного.

1.Где родился Ф.Шаляпин? (в Казани)

2.Назовите тип голоса Шаляпина? (бас)

3.Кем был Шаляпин?

4.Что такое мастерство исполнителя?

5.Послушайте фрагменты и определите название, произведение, автора, ответ запишите.

Рефлексия

На уроке было всё понятно – красный цвет

Есть вопросы?- синий цвет

Ничего не поняли- зелёный цвет.

«Когда я слушаю Шаляпина,

Восторг и радость с ним деля,

Я говорю:- О, как талантами

Богата русская земля!

И мало мне сказать, что нравится

Его неповторимый бас,

Мне через голос открывается

Черта существенная в нас.

Веселость, удаль, бесшабашность,

Большой распев больших широт

И одобрение:- Шагайте!

За горизонтом счастье ждет!

О, как Шаляпин всем нам дорог!

В нем нота каждая крепка.

Не он поет- поет пригорок,

Не он поет- поет река.

Поет народ, поет Россия,

Поют ручьи, поют овсы,

Поют- звенят дожди косые,

Поют шмелиные басы.

Светясь от солнечных накрапин,

Поет листва, а с ней и синь.

Поет земля, поет Шаляпин,

Он у земли – любимый сын!»

Ф.И. Шаляпин русский певец, актёр, несмотря на то, что он последние годы прожил в Париже, умер там, он оставался душой в России. Мой дом- Россия говорил Шаляпин.

Я предлагаю вам закончить урок песней «Мой дом – Россия!»

Песня «Мой дом – Россия»

Домашнее задание

В каких операх и какие роли сыграл Шаляпин.

Рондо Фарлафа из оперы  М. И. Глинки «Руслан и Людмила»

Ф. И. Шаляпин исполнял в опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила» партии Руслана и Фарлафа, и именно во второй роли он, по словам А. Гозенпуда, достиг вершины, превзойдя своих знаменитых предшественников.

Дерзость, хвастовство, безудержная наглость, опьянение собственным «мужеством», зависть и злоба, трусость, сластолюбие, вся низость натуры Фарлафа раскрывались Шаляпиным в исполнении рондо без карикатурного преувеличения, без подчёркивания и нажима. Здесь певец достигал вершины вокального исполнительства, с виртуозной лёгкостью побеждая технические трудности.

Слушание: М. Глинка. Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила», в исполнении Ф. Шаляпина.


Песня варяжского гостя из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко»

Песня Варяжского гостя в исполнении Шаляпина — суровая, воинственная и мужественная: «О скалы грозные дробятся с рёвом волны». Тембр низкого мужского голоса и густая звучность духовых, преимущественно медных инструментов, хорошо гармонирует со всем обликом Варяга — отважного воина и морехода.

Партия Варяжского гостя таит в себе огромные художественные возможности, позволяющие создать яркий сценический образ.

(Арии) Варяжский гость( «варяги» скандинавские викинги) – о Скандинавии, Индийский гость – об Индии, а Веденецкий гость – об итальянском городе Венеции.

Первым ведёт рассказ Варяжский гость. (Песня Варяжского гостя)

Вопрос: Что можно сказать о характере музыки? (Суровая, мужественная, величественная музыка, мощная, могучая, гордая.)

Вопрос: Как называется низкий мужской голос? (БАС.)

Песня Варяжского Гостя из оперы «Садко»

О скалы грозные дробятся с ревом волны

И, с белой пеною крутясь, бегут назад.

Но твёрдо серые утесы выносят волн напор

Над морем стоя.

От скал тех каменных у нас, варягов, кости,

От той волны морской в нас кровь-руда пошла.

А мысли тайны от туманов,

Мы в море родились умрём на море.

Мечи булатны, стрелы остры у варягов,

Наносят смерть они без промаха врагу,

Отважны люди стран полночных,

Велик их Один-бог, угрюмо море

Форма рондо — музыкальная форма, которая построена на повторности. Эта форма основана на многократном (не менее трёх раз) повторении главной темы, чередующейся с эпизодами различного содержания.

В опере «Руслан и Людмила» Михаил Иванович Глинка использует форму рондо для характеристики одного из персонажей – Фарлафа. В арии Фарлафа наиболее полно раскрыты характерные черты его образа – трусость и бахвальство.

… Крикун надменный,

В пирах никем непобеждённый,

Но воин скромный средь мечей…

Так характеризует Фарлафа Пушкин.

Фарлаф вместе с Русланом отправляется на поиски Людмилы. Однако «храбрый спаситель», завидя опасность, предпочитает спасаться бегством.

Фарлаф…

Со страха скорчась, обмирал

И, верной смерти ожидая,

Коня ещё быстрее гнал.

Так точно заяц торопливый,

Прижавши уши боязливо,

По кочкам, полем, сквозь леса

Скачками мчится ото пса.

Большая ария Фарлафа написана в форме рондо (отсюда и идёт её название): основная тема звучит несколько раз, чередуясь с двумя эпизодами.

Какими же выразительными средствами нарисовал Глинка музыкальный портрет Фарлафа?

Обычно хвастунишка много и быстро говорит – и композитор выбирает для арии очень быстрый темп. Вокальную партию он насыщает виртуозными приёмами, например частым повтором одних и тех же звуков. Это производит впечатление захлёбывающейся скороговорки. И слушатель невольно подсмеивается над таким «героем». Ведь выражение юмора вполне доступно музыке.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

План-конспект урока по музыке (6 класс) на тему: План-конспект урока музыки в 6 классе по теме «Музыкальный образ»

План

  урока  по  теме: «Музыкальный  образ».

6  класс.  

Цель:  знакомство  с  музыкальными  образами  произведений «Времена   года» П.И.Чайковского  и  А.Вивальди.

Задачи:  обучающая- характеристика и сравнение музыкальных образов произведений  П.Чайковского и А.Вивальди;

развивающая-развитие вокально-хоровых навыков, образного мышления;

воспитывающая- воспитание любви и уважения  к природе, к человеческим чувствам.

Ход  урока:

На экране портреты П.И.Чайковского, Ю.Антонова, А.Вивальди.

— Кто из изображённых людей вам знаком? (П.Чайковский, Ю.Антонов) — А кто знает, чей третий портрет? ( А.Вивальди)

— Как вы думаете, с чьей музыкой  мы сегодня будем знакомиться?

— Верно, с музыкой итальянского композитора Антонио Вивальди.

  1. «Живёт на свете красота» — Ю.Антонов, сл. М.Пляцковского- разучивание  до  конца, исполнение.

Красоту окружающего мира  воспевали и воспевают сейчас разные     композиторы.

  1. «Март. Песня жаворонка»- П.Чайковского, «Весна»- А.Вивальди-

слушание.

Предварительно кратко рассказать об А.Вивальди.

— Сколько музыкальных образов?

-Какой или какие?

— Что это, зарисовка картины природы  или состояние души?

-Похожи образы этих произведений или нет?

-Какая весна, ранняя или поздняя, спокойная или бурная?

Сравнить с репродукциями .

Весна бывает разная и красота бывает разная: внешняя и внутренняя; — что такое красота внутренняя?(красота души)

— Природа учит нас гармонии, чуткости, вниманию, доброте.

— В 19 веке русский писатель Ф.И.Достоевский сказал: «Красота

спасёт мир…», а затем завершил мысль: «…ах, кабы она добра была — тогда б всё было спасено».

-А какое вокальное произведение  о  доброте мы  учили?

         3. «Дорога добра»- М.Минкова- исполнение (фоногр.)

         4. Рефлексия.

— Можем ли мы научиться чему-то у музыки, звучавшей сегодня на уроке?

— Да.

— Чему? Какие будем развивать в себе качества? (чувство доброты, внимания,

умение размышлять, быть хорошими верными друзьями, помогать, если потребуется помощь и идти по жизни дорогой добра).

— Хорошо, уверена, что именно так и будет.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *