cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Конспект урока прометей 6 класс – Конспект урока «Миф о Прометее» 6 класс скачать

Урок литературы в 6 классе по теме «Прометей»

6 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 3.

Тема. «Прометей».

Цель:

  • выявить символическое значение похищения огня Прометеем как обретения человечеством привилегии богов – способности к «самостоянию» и творчеству; значение Прометея в мировой художественной культуре;

  • развивать навыки составления тезисного плана произведений, выразительного чтения, работы с иллюстрациями;

  • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Вступительное слово учителя.

Древнейшее из дошедшего до нас о Прометее – это миф Гесиода. О Прометее говорится как в «Теогонии», так и в крестьянской поэме-наставлении «Труды и дни».

Сюжет о Прометее таков: по неизвестной причине боги и люди, собравшись в Меконе, решили мирно разойтись. Люди принесли первую жертву, дабы установить новые отношения с богами. В связи с этим событием впервые упоминается Прометей. Он заколол быка и разделил тушу на две части. Покровительствуя человеку и одновременно стремясь перехитрить Зевса, Прометей покрыл кости слоем жира, а мясо и потроха спрятал в желудок. Зевс выбрал для богов худшую часть, оставив людям мясо и потроха. Хитрость Прометея настроила Зевса против людей, и он лишил их огня. Но хитрец Прометей похитил огонь с небес. Разгневанный бог покарал и людей, и их покровителя. Прометей был прикован к скале, и орёл каждый день клевал его «бессмертную печень», которая за ночь опять вырастала. Освобождает Прометея Геракл, сын Зевса, дабы ещё больше упрочить свою славу.

Таким образом, Прометей отнюдь не предстаёт благодетелем человечества, а, напротив, повинен в его нынешнем упадке. Последствие его хитрости – разрыв между богами и смертными. Затем, похитив огонь, Прометей ещё больше разгневал Зевса, наславшего на человечество Пандору, женщину, ставшую причиной множества скорбей, тревог и злосчастий. Для Гесиода миф о Пандоре служит объяснением вторжения в мироздание «зла» как мести Зевса человеку.

В учебнике дан миф о Прометее из трагедии Эсхила «Прометей прикованный» в пересказе Николая Альбертовича Куна.

Прометей Эсхила выступает как первооткрыватель всех благ цивилизации: он не только научил людей обращаться с огнём, но также открыл им счёт и письмо, науку строительства жилья и кораблей, приручения диких животных и добычи полезных ископаемых и т.д. Прометей предстаёт не только как олицетворение цивилизации, но также как ведущий знаток мира.

3.Сообщение подготовленного ученика об Эсхиле.

Эсхил (525 – 456 до н.э.) – древнегреческий трагик, «отец трагедии». До Эсхила трагедия представляла собой диалог актёра с хором, при этом лирические партии решительно преобладали. Эсхил ввёл второго актёра, что позволило существенно драматизировать действие и уменьшить объём партий хора.

Начало деятельности Эсхила как драматурга относится к 500 г. до н.э. Однако только через 14 лет (484 г. до н.э.) он добился победы в состязаниях драматургов. В последующие годы Эсхил ещё 12 раз побеждал своих соперников. В 70-60-х гг. он был самым популярным в Греции трагическим поэтом.

Наиболее знаменитым произведением о Прометее является «Прометей прикованный» Эсхила. Известно, что эта трагедия входила в состав тетралогии, наряду с драмами «Освобождённый Прометей», «Прометей-Огненосец», а также ещё одной не известной нам драмы. Однако сохранилась только драма «Прометей прикованный» о наказании Прометея. По ходу действия актёр даёт пространные географические описания, содержащие основные сведения о мире, известные в тот период. Монументальность образу придаёт провидческое начало. Прометей знает об уготованных Зевсом страданиях, но сознательно идёт навстречу великой опасности ради людей.

4. Анализ мифа «Прометей».

4. 1.Обращение к домашнему заданию. Проверка цитатного плана мифа о Прометее.

4.2.Беседа.

— Какими качествами наделил Прометея Эсхил?

Поэт наделил титана пламенным сознанием справедливости. В великой борьбе богов-олимпийцев и титанов Прометей взял сторону Зевса и помогал ему советом и службой. Но когда Зевс хочет уничтожить человеческий род, Прометей противостоит ему и теперь за своё человеколюбие несёт жестокое наказание от царя богов, отрицающего всякий долг благодарности.

— Что подарил людям Прометей?

— Выразительное чтение мифа от слов «С горы Мосхи, на Лемносе, из горна своего друга Гефеста похитил Прометей огонь для людей» до слов «Этим и прогневал он Зевса, за это и покарал его громовержец».

— Составьте ассоциативный ряд со словом «огонь».

Огонь – жар, пламя, огонь творчества, жар души…

— Что символизирует кража огня в мифе о Прометее?

Кража огня означала начало простирающегося до необозримости человеческого творчества. Творящий человек – вот подлинный бог. Прометей даровал людям способность к «самостоянию». А это привилегия богов. Прометей становится художником-создателем человека, а это значит: человек уже соотнесён с божественным порядком, против которого он способен пойти и от которого может потерпеть крушение. Он препоручен самому себе и наделён сознанием своих знаний и умений.

— Какова художественная идея мифа об орле, терзающем печень Прометея?

Настоящему творчеству близка мука, вызываемая противоречием между всемогуществом в воображении и бессилием в действительности. Эта мука присуща Прометею – он не только героический создатель своего собственного мира, он ещё и тот, чью плоть постоянно терзает Зевсов орёл. Современный человек часто ощущает подобные страдания как исходящие не от бога, но от самого себя же. Так Прометей становится символом мучения человечества собственной совестью, символом трагедии сознания.

4.3. Сообщение подготовленного ученика об образе Прометея в искусстве.

«Убить меня всё же не смогут!» — восклицает в завершении трагедии Прометей, унаследовавший от матери дар пророчества. Фраза оказалась действительно провидческой: благородный образ богоборческого героя был увековечен не только в литературе (Кальдерон, Ломоносов, Вольтер, Гёте, Шелли, Байрон, Кафка и др.), но и в музыке (Лист, Бетховен, Скрябин), в изобразительном искусстве, начиная с греческой вазописи и помпейских фресок и затем в полотнах Рубенса, Тициана, Карраччи, Пьеро диКозимо и др.

4.4. Обращение к репродукциям картин Г.Ф.Фюгера «Прометей несёт людям огонь» и П.П.Рубенса «Прометей прикованный».

4.5. Слово учителя.

В русской литературе образ Прометея впервые появляется у М.В.Ломоносова в стихотворном «Письме о пользе стекла…» (1752). Здесь Прометей показан как титан науки, ставший жертвой людского невежества. Прометей, по Ломоносову, одарил людей не огнём как таковым: он дал им увеличительное стекло, концентрирующее солнечные лучи и превращающие их в пламя. Однако «невежд свирепых полк/ На знатны вымыслы сложил неправый толк». Образ Прометея часто возникает в русской поэзии 19 века (в творчестве Баратынского, Кюхельбекера, Бенедиктова, Полонского и др.), где он символизирует идею свободы, олицетворяет собой подвиг, столь же возвышенный, столь и безрассудный.

4.6.Выразительное чтение фрагмента из «Письма о пользе стекла…» М.В.Ломоносова.

Взирая в древности народы изумленны,

Что греет, топит, льёт и светит огнь возжженный,

Иные божеску ему давали честь;

Иные, знать хотя, кто с неба мог принесть,

Представили в своем мечтанье Прометея,

Что, многи на земли художества умея,

Различные казал искусством чудеса:

За то Минервою был взят на небеса;

Похитил с солнца огнь и смертным отдал в руки.

Зевес воздвиг свой гнев, воздвиг ужасны звуки.

Предерзкого к горе великой приковал

И сильному орлу на растерзанье дал.

Он сердце завсегда коварное терзает,

На коем снова плоть на муку вырастает.

Там слышен страшный стон, там тяжка цепь звучит;

И кровь, чрез камни вниз текущая, шумит…

IV. Подведение итогов урока.

— Каково символическое значение образа Прометея?

Прометей на века стал символом самопожертвования, примером борца за благо людей, за их право свободно мыслить и достойно жить.

V. Домашнее задание.

1.Прочитать миф «Яблоки Гесперид». Составить его тезисный план.

2.Групповое задание.

Оформить стенд «Героимифов».

3.Индивидуальное задание.

Подготовить сообщение оГеракле.

infourok.ru

Миф «Прометей» (конспект урока литературы в 6 классе, в соответствии с ФГОС)

Конспект урока литературы для 6 класса.

Составила: Климова Александра Владимировна

Тема: Миф «Прометей».

Цель:

  • выявить символическое значение похищения огня Прометеем как обретения человечеством привилегии богов – способности к «самостоянию» и творчеству; значение Прометея в мировой художественной культуре;

  • развивать навыки составления тезисного плана произведений, выразительного чтения, работы с иллюстрациями;

  • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.

УМК: Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт. – сост. Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013 (ФГОС. Инновационная школа)

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Вступительное слово учителя.

Древнейшее из дошедшего до нас о Прометее – это миф Гесиода. О Прометее говорится как в «Теогонии», так и в крестьянской поэме-наставлении «Труды и дни».

Сюжет о Прометее таков: по неизвестной причине боги и люди, собравшись в Меконе, решили мирно разойтись. Люди принесли первую жертву, дабы установить новые отношения с богами. В связи с этим событием впервые упоминается Прометей. Он заколол быка и разделил тушу на две части. Покровительствуя человеку и одновременно стремясь перехитрить Зевса, Прометей покрыл кости слоем жира, а мясо и потроха спрятал в желудок. Зевс выбрал для богов худшую часть, оставив людям мясо и потроха. Хитрость Прометея настроила Зевса против людей, и он лишил их огня. Но хитрец Прометей похитил огонь с небес. Разгневанный бог покарал и людей, и их покровителя. Прометей был прикован к скале, и орёл каждый день клевал его «бессмертную печень», которая за ночь опять вырастала. Освобождает Прометея Геракл, сын Зевса, дабы ещё больше упрочить свою славу.

Таким образом, Прометей отнюдь не предстаёт благодетелем человечества, а, напротив, повинен в его нынешнем упадке. Последствие его хитрости – разрыв между богами и смертными. Затем, похитив огонь, Прометей ещё больше разгневал Зевса, наславшего на человечество Пандору, женщину, ставшую причиной множества скорбей, тревог и злосчастий. Для Гесиода миф о Пандоре служит объяснением вторжения в мироздание «зла» как мести Зевса человеку.

В учебнике дан миф о Прометее из трагедии Эсхила «Прометей прикованный» в пересказе Николая Альбертовича Куна.

Прометей Эсхила выступает как первооткрыватель всех благ цивилизации: он не только научил людей обращаться с огнём, но также открыл им счёт и письмо, науку строительства жилья и кораблей, приручения диких животных и добычи полезных ископаемых и т.д. Прометей предстаёт не только как олицетворение цивилизации, но также как ведущий знаток мира.

3.Сообщение подготовленного ученика об Эсхиле.

Эсхил (525 – 456 до н.э.) – древнегреческий трагик, «отец трагедии». До Эсхила трагедия представляла собой диалог актёра с хором, при этом лирические партии решительно преобладали. Эсхил ввёл второго актёра, что позволило существенно драматизировать действие и уменьшить объём партий хора.

Начало деятельности Эсхила как драматурга относится к 500 г. до н.э. Однако только через 14 лет (484 г. до н.э.) он добился победы в состязаниях драматургов. В последующие годы Эсхил ещё 12 раз побеждал своих соперников. В 70-60-х гг. он был самым популярным в Греции трагическим поэтом.

Наиболее знаменитым произведением о Прометее является «Прометей прикованный» Эсхила. Известно, что эта трагедия входила в состав тетралогии, наряду с драмами «Освобождённый Прометей», «Прометей-Огненосец», а также ещё одной не известной нам драмы. Однако сохранилась только драма «Прометей прикованный» о наказании Прометея. По ходу действия актёр даёт пространные географические описания, содержащие основные сведения о мире, известные в тот период. Монументальность образу придаёт провидческое начало. Прометей знает об уготованных Зевсом страданиях, но сознательно идёт навстречу великой опасности ради людей.

4. Анализ мифа «Прометей».

4. 1.Обращение к домашнему заданию. Проверка цитатного плана мифа о Прометее.

4.2.Беседа.

— Какими качествами наделил Прометея Эсхил?

Поэт наделил титана пламенным сознанием справедливости. В великой борьбе богов-олимпийцев и титанов Прометей взял сторону Зевса и помогал ему советом и службой. Но когда Зевс хочет уничтожить человеческий род, Прометей противостоит ему и теперь за своё человеколюбие несёт жестокое наказание от царя богов, отрицающего всякий долг благодарности.

— Что подарил людям Прометей?

— Выразительное чтение мифа от слов «С горы Мосхи, на Лемносе, из горна своего друга Гефеста похитил Прометей огонь для людей» до слов «Этим и прогневал он Зевса, за это и покарал его громовержец».

— Составьте ассоциативный ряд со словом «огонь».

Огонь – жар, пламя, огонь творчества, жар души

— Что символизирует кража огня в мифе о Прометее?

Кража огня означала начало простирающегося до необозримости человеческого творчества. Творящий человек – вот подлинный бог. Прометей даровал людям способность к «самостоянию». А это привилегия богов. Прометей становится художником-создателем человека, а это значит: человек уже соотнесён с божественным порядком, против которого он способен пойти и от которого может потерпеть крушение. Он препоручен самому себе и наделён сознанием своих знаний и умений.

— Какова художественная идея мифа об орле, терзающем печень Прометея?

Настоящему творчеству близка мука, вызываемая противоречием между всемогуществом в воображении и бессилием в действительности. Эта мука присуща Прометею – он не только героический создатель своего собственного мира, он ещё и тот, чью плоть постоянно терзает Зевсов орёл. Современный человек часто ощущает подобные страдания как исходящие не от бога, но от самого себя же. Так Прометей становится символом мучения человечества собственной совестью, символом трагедии сознания.

4.3. Сообщение подготовленного ученика об образе Прометея в искусстве.

«Убить меня всё же не смогут!» — восклицает в завершении трагедии Прометей, унаследовавший от матери дар пророчества. Фраза оказалась действительно провидческой: благородный образ богоборческого героя был увековечен не только в литературе (Кальдерон, Ломоносов, Вольтер, Гёте, Шелли, Байрон, Кафка и др.), но и в музыке (Лист, Бетховен, Скрябин), в изобразительном искусстве, начиная с греческой вазописи и помпейских фресок и затем в полотнах Рубенса, Тициана, Карраччи, Пьеро ди Козимо и др.

4.4. Обращение к репродукциям картин Г.Ф.Фюгера «Прометей несёт людям огонь» и П.П.Рубенса «Прометей прикованный».

4.5. Слово учителя.

В русской литературе образ Прометея впервые появляется у М.В.Ломоносова в стихотворном «Письме о пользе стекла…» (1752). Здесь Прометей показан как титан науки, ставший жертвой людского невежества. Прометей, по Ломоносову, одарил людей не огнём как таковым: он дал им увеличительное стекло, концентрирующее солнечные лучи и превращающие их в пламя. Однако «невежд свирепых полк/ На знатны вымыслы сложил неправый толк». Образ Прометея часто возникает в русской поэзии 19 века (в творчестве Баратынского, Кюхельбекера, Бенедиктова, Полонского и др.), где он символизирует идею свободы, олицетворяет собой подвиг, столь же возвышенный, столь и безрассудный.

IV. Подведение итогов урока.

— Каково символическое значение образа Прометея?

Прометей на века стал символом самопожертвования, примером борца за благо людей, за их право свободно мыслить и достойно жить.

V. Домашнее задание.

1.Прочитать миф «Яблоки Гесперид». Составить его тезисный план.

2.Групповое задание.

Оформить стенд «Герои мифов».

3.Индивидуальное задание.

Подготовить сообщение о Геракле.

Использованная литература:

Уроки литературы. К учебнику «Литература. 6 класс» (авт. – сост. Г.С.Меркин): методическое пособие /Ф.Е.Соловьева; под ред. Г.С.Меркина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012

3

kopilkaurokov.ru

Конспект урока литературы для 6 класса «Прометей»

Конспект урока литературы для 6 класса

«Прометей»

Цель:

  • выявить символическое значение похищения огня Прометеем как обретения человечеством привилегии богов – способности к «самостоянию» и творчеству; значение Прометея в мировой художественной культуре;

  • развивать навыки составления тезисного плана произведений, выразительного чтения, работы с иллюстрациями;

  • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.

УМК: Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт. – сост. Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013 (ФГОС. Инновационная школа)

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Вступительное слово учителя.

Древнейшее из дошедшего до нас о Прометее – это миф Гесиода. О Прометее говорится как в «Теогонии», так и в крестьянской поэме-наставлении «Труды и дни».

Сюжет о Прометее таков: по неизвестной причине боги и люди, собравшись в Меконе, решили мирно разойтись. Люди принесли первую жертву, дабы установить новые отношения с богами. В связи с этим событием впервые упоминается Прометей. Он заколол быка и разделил тушу на две части. Покровительствуя человеку и одновременно стремясь перехитрить Зевса, Прометей покрыл кости слоем жира, а мясо и потроха спрятал в желудок. Зевс выбрал для богов худшую часть, оставив людям мясо и потроха. Хитрость Прометея настроила Зевса против людей, и он лишил их огня. Но хитрец Прометей похитил огонь с небес. Разгневанный бог покарал и людей, и их покровителя. Прометей был прикован к скале, и орёл каждый день клевал его «бессмертную печень», которая за ночь опять вырастала. Освобождает Прометея Геракл, сын Зевса, дабы ещё больше упрочить свою славу.

Таким образом, Прометей отнюдь не предстаёт благодетелем человечества, а, напротив, повинен в его нынешнем упадке. Последствие его хитрости – разрыв между богами и смертными. Затем, похитив огонь, Прометей ещё больше разгневал Зевса, наславшего на человечество Пандору, женщину, ставшую причиной множества скорбей, тревог и злосчастий. Для Гесиода миф о Пандоре служит объяснением вторжения в мироздание «зла» как мести Зевса человеку.

В учебнике дан миф о Прометее из трагедии Эсхила «Прометей прикованный» в пересказе Николая Альбертовича Куна.

Прометей Эсхила выступает как первооткрыватель всех благ цивилизации: он не только научил людей обращаться с огнём, но также открыл им счёт и письмо, науку строительства жилья и кораблей, приручения диких животных и добычи полезных ископаемых и т.д. Прометей предстаёт не только как олицетворение цивилизации, но также как ведущий знаток мира.

3.Сообщение подготовленного ученика об Эсхиле.

Эсхил (525 – 456 до н.э.) – древнегреческий трагик, «отец трагедии». До Эсхила трагедия представляла собой диалог актёра с хором, при этом лирические партии решительно преобладали. Эсхил ввёл второго актёра, что позволило существенно драматизировать действие и уменьшить объём партий хора.

Начало деятельности Эсхила как драматурга относится к 500 г. до н.э. Однако только через 14 лет (484 г. до н.э.) он добился победы в состязаниях драматургов. В последующие годы Эсхил ещё 12 раз побеждал своих соперников. В 70-60-х гг. он был самым популярным в Греции трагическим поэтом.

Наиболее знаменитым произведением о Прометее является «Прометей прикованный» Эсхила. Известно, что эта трагедия входила в состав тетралогии, наряду с драмами «Освобождённый Прометей», «Прометей-Огненосец», а также ещё одной не известной нам драмы. Однако сохранилась только драма «Прометей прикованный» о наказании Прометея. По ходу действия актёр даёт пространные географические описания, содержащие основные сведения о мире, известные в тот период. Монументальность образу придаёт провидческое начало. Прометей знает об уготованных Зевсом страданиях, но сознательно идёт навстречу великой опасности ради людей.

4. Анализ мифа «Прометей».

4. 1.Обращение к домашнему заданию. Проверка цитатного плана мифа о Прометее.

4.2.Беседа.

— Какими качествами наделил Прометея Эсхил?

Поэт наделил титана пламенным сознанием справедливости. В великой борьбе богов-олимпийцев и титанов Прометей взял сторону Зевса и помогал ему советом и службой. Но когда Зевс хочет уничтожить человеческий род, Прометей противостоит ему и теперь за своё человеколюбие несёт жестокое наказание от царя богов, отрицающего всякий долг благодарности.

— Что подарил людям Прометей?

— Выразительное чтение мифа от слов «С горы Мосхи, на Лемносе, из горна своего друга Гефеста похитил Прометей огонь для людей» до слов «Этим и прогневал он Зевса, за это и покарал его громовержец».

— Составьте ассоциативный ряд со словом «огонь».

Огонь – жар, пламя, огонь творчества, жар души

— Что символизирует кража огня в мифе о Прометее?

Кража огня означала начало простирающегося до необозримости человеческого творчества. Творящий человек – вот подлинный бог. Прометей даровал людям способность к «самостоянию». А это привилегия богов. Прометей становится художником-создателем человека, а это значит: человек уже соотнесён с божественным порядком, против которого он способен пойти и от которого может потерпеть крушение. Он препоручен самому себе и наделён сознанием своих знаний и умений.

— Какова художественная идея мифа об орле, терзающем печень Прометея?

Настоящему творчеству близка мука, вызываемая противоречием между всемогуществом в воображении и бессилием в действительности. Эта мука присуща Прометею – он не только героический создатель своего собственного мира, он ещё и тот, чью плоть постоянно терзает Зевсов орёл. Современный человек часто ощущает подобные страдания как исходящие не от бога, но от самого себя же. Так Прометей становится символом мучения человечества собственной совестью, символом трагедии сознания.

4.3. Сообщение подготовленного ученика об образе Прометея в искусстве.

«Убить меня всё же не смогут!» — восклицает в завершении трагедии Прометей, унаследовавший от матери дар пророчества. Фраза оказалась действительно провидческой: благородный образ богоборческого героя был увековечен не только в литературе (Кальдерон, Ломоносов, Вольтер, Гёте, Шелли, Байрон, Кафка и др.), но и в музыке (Лист, Бетховен, Скрябин), в изобразительном искусстве, начиная с греческой вазописи и помпейских фресок и затем в полотнах Рубенса, Тициана, Карраччи, Пьеро ди Козимо и др.

4.4. Обращение к репродукциям картин Г.Ф.Фюгера «Прометей несёт людям огонь» и П.П.Рубенса «Прометей прикованный».

4.5. Слово учителя.

В русской литературе образ Прометея впервые появляется у М.В.Ломоносова в стихотворном «Письме о пользе стекла…» (1752). Здесь Прометей показан как титан науки, ставший жертвой людского невежества. Прометей, по Ломоносову, одарил людей не огнём как таковым: он дал им увеличительное стекло, концентрирующее солнечные лучи и превращающие их в пламя. Однако «невежд свирепых полк/ На знатны вымыслы сложил неправый толк». Образ Прометея часто возникает в русской поэзии 19 века (в творчестве Баратынского, Кюхельбекера, Бенедиктова, Полонского и др.), где он символизирует идею свободы, олицетворяет собой подвиг, столь же возвышенный, столь и безрассудный.

IV. Подведение итогов урока.

— Каково символическое значение образа Прометея?

Прометей на века стал символом самопожертвования, примером борца за благо людей, за их право свободно мыслить и достойно жить.

V. Домашнее задание.

1.Прочитать миф «Яблоки Гесперид». Составить его тезисный план.

2.Групповое задание.

Оформить стенд «Герои мифов».

3.Индивидуальное задание.

Подготовить сообщение о Геракле.

Использованная литература:

Уроки литературы. К учебнику «Литература. 6 класс» (авт. – сост. Г.С.Меркин): методическое пособие /Ф.Е.Соловьева; под ред. Г.С.Меркина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012

3

doc4web.ru

Урок в 6 классе по теме «Прометей»

6 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 3.

Тема. «Прометей».

Цель:

  • выявить символическое значение похищения огня Прометеем как обретения человечеством привилегии богов – способности к «самостоянию» и творчеству; значение Прометея в мировой художественной культуре;

  • развивать навыки составления тезисного плана произведений, выразительного чтения, работы с иллюстрациями;

  • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Вступительное слово учителя.

Древнейшее из дошедшего до нас о Прометее – это миф Гесиода. О Прометее говорится как в «Теогонии», так и в крестьянской поэме-наставлении «Труды и дни».

Сюжет о Прометее таков: по неизвестной причине боги и люди, собравшись в Меконе, решили мирно разойтись. Люди принесли первую жертву, дабы установить новые отношения с богами. В связи с этим событием впервые упоминается Прометей. Он заколол быка и разделил тушу на две части. Покровительствуя человеку и одновременно стремясь перехитрить Зевса, Прометей покрыл кости слоем жира, а мясо и потроха спрятал в желудок. Зевс выбрал для богов худшую часть, оставив людям мясо и потроха. Хитрость Прометея настроила Зевса против людей, и он лишил их огня. Но хитрец Прометей похитил огонь с небес. Разгневанный бог покарал и людей, и их покровителя. Прометей был прикован к скале, и орёл каждый день клевал его «бессмертную печень», которая за ночь опять вырастала. Освобождает Прометея Геракл, сын Зевса, дабы ещё больше упрочить свою славу.

Таким образом, Прометей отнюдь не предстаёт благодетелем человечества, а, напротив, повинен в его нынешнем упадке. Последствие его хитрости – разрыв между богами и смертными. Затем, похитив огонь, Прометей ещё больше разгневал Зевса, наславшего на человечество Пандору, женщину, ставшую причиной множества скорбей, тревог и злосчастий. Для Гесиода миф о Пандоре служит объяснением вторжения в мироздание «зла» как мести Зевса человеку.

В учебнике дан миф о Прометее из трагедии Эсхила «Прометей прикованный» в пересказе Николая Альбертовича Куна.

Прометей Эсхила выступает как первооткрыватель всех благ цивилизации: он не только научил людей обращаться с огнём, но также открыл им счёт и письмо, науку строительства жилья и кораблей, приручения диких животных и добычи полезных ископаемых и т.д. Прометей предстаёт не только как олицетворение цивилизации, но также как ведущий знаток мира.

3.Сообщение подготовленного ученика об Эсхиле.

Эсхил (525 – 456 до н.э.) – древнегреческий трагик, «отец трагедии». До Эсхила трагедия представляла собой диалог актёра с хором, при этом лирические партии решительно преобладали. Эсхил ввёл второго актёра, что позволило существенно драматизировать действие и уменьшить объём партий хора.

Начало деятельности Эсхила как драматурга относится к 500 г. до н.э. Однако только через 14 лет (484 г. до н.э.) он добился победы в состязаниях драматургов. В последующие годы Эсхил ещё 12 раз побеждал своих соперников. В 70-60-х гг. он был самым популярным в Греции трагическим поэтом.

Наиболее знаменитым произведением о Прометее является «Прометей прикованный» Эсхила. Известно, что эта трагедия входила в состав тетралогии, наряду с драмами «Освобождённый Прометей», «Прометей-Огненосец», а также ещё одной не известной нам драмы. Однако сохранилась только драма «Прометей прикованный» о наказании Прометея. По ходу действия актёр даёт пространные географические описания, содержащие основные сведения о мире, известные в тот период. Монументальность образу придаёт провидческое начало. Прометей знает об уготованных Зевсом страданиях, но сознательно идёт навстречу великой опасности ради людей.

4. Анализ мифа «Прометей».

4. 1. Обращение к домашнему заданию. Проверка цитатного плана мифа о Прометее.

4.2.Беседа.

— Какими качествами наделил Прометея Эсхил?

Поэт наделил титана пламенным сознанием справедливости. В великой борьбе богов-олимпийцев и титанов Прометей взял сторону Зевса и помогал ему советом и службой. Но когда Зевс хочет уничтожить человеческий род, Прометей противостоит ему и теперь за своё человеколюбие несёт жестокое наказание от царя богов, отрицающего всякий долг благодарности.

— Что подарил людям Прометей?

— Выразительное чтение мифа от слов «С горы Мосхи, на Лемносе, из горна своего друга Гефеста похитил Прометей огонь для людей» до слов «Этим и прогневал он Зевса, за это и покарал его громовержец».

— Составьте ассоциативный ряд со словом «огонь».

Огонь – жар, пламя, огонь творчества, жар души…

— Что символизирует кража огня в мифе о Прометее?

Кража огня означала начало простирающегося до необозримости человеческого творчества. Творящий человек – вот подлинный бог. Прометей даровал людям способность к «самостоянию». А это привилегия богов. Прометей становится художником-создателем человека, а это значит: человек уже соотнесён с божественным порядком, против которого он способен пойти и от которого может потерпеть крушение. Он препоручен самому себе и наделён сознанием своих знаний и умений.

— Какова художественная идея мифа об орле, терзающем печень Прометея?

Настоящему творчеству близка мука, вызываемая противоречием между всемогуществом в воображении и бессилием в действительности. Эта мука присуща Прометею – он не только героический создатель своего собственного мира, он ещё и тот, чью плоть постоянно терзает Зевсов орёл. Современный человек часто ощущает подобные страдания как исходящие не от бога, но от самого себя же. Так Прометей становится символом мучения человечества собственной совестью, символом трагедии сознания.

4.3. Сообщение подготовленного ученика об образе Прометея в искусстве.

«Убить меня всё же не смогут!» — восклицает в завершении трагедии Прометей, унаследовавший от матери дар пророчества. Фраза оказалась действительно провидческой: благородный образ богоборческого героя был увековечен не только в литературе (Кальдерон, Ломоносов, Вольтер, Гёте, Шелли, Байрон, Кафка и др.), но и в музыке (Лист, Бетховен, Скрябин), в изобразительном искусстве, начиная с греческой вазописи и помпейских фресок и затем в полотнах Рубенса, Тициана, Карраччи, Пьеро ди Козимо и др.

4.4. Обращение к репродукциям картин Г.Ф.Фюгера «Прометей несёт людям огонь» и П.П.Рубенса «Прометей прикованный».

4.5. Слово учителя.

В русской литературе образ Прометея впервые появляется у М.В.Ломоносова в стихотворном «Письме о пользе стекла…» (1752). Здесь Прометей показан как титан науки, ставший жертвой людского невежества. Прометей, по Ломоносову, одарил людей не огнём как таковым: он дал им увеличительное стекло, концентрирующее солнечные лучи и превращающие их в пламя. Однако «невежд свирепых полк/ На знатны вымыслы сложил неправый толк». Образ Прометея часто возникает в русской поэзии 19 века (в творчестве Баратынского, Кюхельбекера, Бенедиктова, Полонского и др.), где он символизирует идею свободы, олицетворяет собой подвиг, столь же возвышенный, столь и безрассудный.

4.6.Выразительное чтение фрагмента из «Письма о пользе стекла…» М.В.Ломоносова.

Взирая в древности народы изумленны,

Что греет, топит, льёт и светит огнь возжженный,

Иные божеску ему давали честь;

Иные, знать хотя, кто с неба мог принесть,

Представили в своем мечтанье Прометея,

Что, многи на земли художества умея,

Различные казал искусством чудеса:

За то Минервою был взят на небеса;

Похитил с солнца огнь и смертным отдал в руки.

Зевес воздвиг свой гнев, воздвиг ужасны звуки.

Предерзкого к горе великой приковал

И сильному орлу на растерзанье дал.

Он сердце завсегда коварное терзает,

На коем снова плоть на муку вырастает.

Там слышен страшный стон, там тяжка цепь звучит;

И кровь, чрез камни вниз текущая, шумит…

IV. Подведение итогов урока.

— Каково символическое значение образа Прометея?

Прометей на века стал символом самопожертвования, примером борца за благо людей, за их право свободно мыслить и достойно жить.

V. Домашнее задание.

1.Прочитать миф «Яблоки Гесперид». Составить его тезисный план.

infourok.ru

Урок 3. «Прометей». — Литература

6 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 3.

Тема. «Прометей».

Цель:

  • выявить символическое значение похищения огня Прометеем как обретения человечеством привилегии богов – способности к «самостоянию» и творчеству; значение Прометея в мировой художественной культуре;

  • развивать навыки составления тезисного плана произведений, выразительного чтения, работы с иллюстрациями;

  • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Вступительное слово учителя.

Древнейшее из дошедшего до нас о Прометее – это миф Гесиода. О Прометее говорится как в «Теогонии», так и в крестьянской поэме-наставлении «Труды и дни».

Сюжет о Прометее таков: по неизвестной причине боги и люди, собравшись в Меконе, решили мирно разойтись. Люди принесли первую жертву, дабы установить новые отношения с богами. В связи с этим событием впервые упоминается Прометей. Он заколол быка и разделил тушу на две части. Покровительствуя человеку и одновременно стремясь перехитрить Зевса, Прометей покрыл кости слоем жира, а мясо и потроха спрятал в желудок. Зевс выбрал для богов худшую часть, оставив людям мясо и потроха. Хитрость Прометея настроила Зевса против людей, и он лишил их огня. Но хитрец Прометей похитил огонь с небес. Разгневанный бог покарал и людей, и их покровителя. Прометей был прикован к скале, и орёл каждый день клевал его «бессмертную печень», которая за ночь опять вырастала. Освобождает Прометея Геракл, сын Зевса, дабы ещё больше упрочить свою славу.

Таким образом, Прометей отнюдь не предстаёт благодетелем человечества, а, напротив, повинен в его нынешнем упадке. Последствие его хитрости – разрыв между богами и смертными. Затем, похитив огонь, Прометей ещё больше разгневал Зевса, наславшего на человечество Пандору, женщину, ставшую причиной множества скорбей, тревог и злосчастий. Для Гесиода миф о Пандоре служит объяснением вторжения в мироздание «зла» как мести Зевса человеку.

В учебнике дан миф о Прометее из трагедии Эсхила «Прометей прикованный» в пересказе Николая Альбертовича Куна.

Прометей Эсхила выступает как первооткрыватель всех благ цивилизации: он не только научил людей обращаться с огнём, но также открыл им счёт и письмо, науку строительства жилья и кораблей, приручения диких животных и добычи полезных ископаемых и т.д. Прометей предстаёт не только как олицетворение цивилизации, но также как ведущий знаток мира.

3.Сообщение подготовленного ученика об Эсхиле.

Эсхил (525 – 456 до н.э.) – древнегреческий трагик, «отец трагедии». До Эсхила трагедия представляла собой диалог актёра с хором, при этом лирические партии решительно преобладали. Эсхил ввёл второго актёра, что позволило существенно драматизировать действие и уменьшить объём партий хора.

Начало деятельности Эсхила как драматурга относится к 500 г. до н.э. Однако только через 14 лет (484 г. до н.э.) он добился победы в состязаниях драматургов. В последующие годы Эсхил ещё 12 раз побеждал своих соперников. В 70-60-х гг. он был самым популярным в Греции трагическим поэтом.

Наиболее знаменитым произведением о Прометее является «Прометей прикованный» Эсхила. Известно, что эта трагедия входила в состав тетралогии, наряду с драмами «Освобождённый Прометей», «Прометей-Огненосец», а также ещё одной не известной нам драмы. Однако сохранилась только драма «Прометей прикованный» о наказании Прометея. По ходу действия актёр даёт пространные географические описания, содержащие основные сведения о мире, известные в тот период. Монументальность образу придаёт провидческое начало. Прометей знает об уготованных Зевсом страданиях, но сознательно идёт навстречу великой опасности ради людей.

4. Анализ мифа «Прометей».

4. 1. Обращение к домашнему заданию. Проверка цитатного плана мифа о Прометее.

4.2.Беседа.

— Какими качествами наделил Прометея Эсхил?

Поэт наделил титана пламенным сознанием справедливости. В великой борьбе богов-олимпийцев и титанов Прометей взял сторону Зевса и помогал ему советом и службой. Но когда Зевс хочет уничтожить человеческий род, Прометей противостоит ему и теперь за своё человеколюбие несёт жестокое наказание от царя богов, отрицающего всякий долг благодарности.

— Что подарил людям Прометей?

— Выразительное чтение мифа от слов «С горы Мосхи, на Лемносе, из горна своего друга Гефеста похитил Прометей огонь для людей» до слов «Этим и прогневал он Зевса, за это и покарал его громовержец».

— Составьте ассоциативный ряд со словом «огонь».

Огонь – жар, пламя, огонь творчества, жар души…

— Что символизирует кража огня в мифе о Прометее?

Кража огня означала начало простирающегося до необозримости человеческого творчества. Творящий человек – вот подлинный бог. Прометей даровал людям способность к «самостоянию». А это привилегия богов. Прометей становится художником-создателем человека, а это значит: человек уже соотнесён с божественным порядком, против которого он способен пойти и от которого может потерпеть крушение. Он препоручен самому себе и наделён сознанием своих знаний и умений.

— Какова художественная идея мифа об орле, терзающем печень Прометея?

Настоящему творчеству близка мука, вызываемая противоречием между всемогуществом в воображении и бессилием в действительности. Эта мука присуща Прометею – он не только героический создатель своего собственного мира, он ещё и тот, чью плоть постоянно терзает Зевсов орёл. Современный человек часто ощущает подобные страдания как исходящие не от бога, но от самого себя же. Так Прометей становится символом мучения человечества собственной совестью, символом трагедии сознания.

4.3. Сообщение подготовленного ученика об образе Прометея в искусстве.

«Убить меня всё же не смогут!» — восклицает в завершении трагедии Прометей, унаследовавший от матери дар пророчества. Фраза оказалась действительно провидческой: благородный образ богоборческого героя был увековечен не только в литературе (Кальдерон, Ломоносов, Вольтер, Гёте, Шелли, Байрон, Кафка и др.), но и в музыке (Лист, Бетховен, Скрябин), в изобразительном искусстве, начиная с греческой вазописи и помпейских фресок и затем в полотнах Рубенса, Тициана, Карраччи, Пьеро ди Козимо и др.

4.4. Обращение к репродукциям картин Г.Ф.Фюгера «Прометей несёт людям огонь» и П.П.Рубенса «Прометей прикованный».

4.5. Слово учителя.

В русской литературе образ Прометея впервые появляется у М.В.Ломоносова в стихотворном «Письме о пользе стекла…» (1752). Здесь Прометей показан как титан науки, ставший жертвой людского невежества. Прометей, по Ломоносову, одарил людей не огнём как таковым: он дал им увеличительное стекло, концентрирующее солнечные лучи и превращающие их в пламя. Однако «невежд свирепых полк/ На знатны вымыслы сложил неправый толк». Образ Прометея часто возникает в русской поэзии 19 века (в творчестве Баратынского, Кюхельбекера, Бенедиктова, Полонского и др.), где он символизирует идею свободы, олицетворяет собой подвиг, столь же возвышенный, столь и безрассудный.

4.6.Выразительное чтение фрагмента из «Письма о пользе стекла…» М.В.Ломоносова.

Взирая в древности народы изумленны,

Что греет, топит, льёт и светит огнь возжженный,

Иные божеску ему давали честь;

Иные, знать хотя, кто с неба мог принесть,

Представили в своем мечтанье Прометея,

Что, многи на земли художества умея,

Различные казал искусством чудеса:

За то Минервою был взят на небеса;

Похитил с солнца огнь и смертным отдал в руки.

Зевес воздвиг свой гнев, воздвиг ужасны звуки.

Предерзкого к горе великой приковал

И сильному орлу на растерзанье дал.

Он сердце завсегда коварное терзает,

На коем снова плоть на муку вырастает.

Там слышен страшный стон, там тяжка цепь звучит;

И кровь, чрез камни вниз текущая, шумит…

IV. Подведение итогов урока.

— Каково символическое значение образа Прометея?

Прометей на века стал символом самопожертвования, примером борца за благо людей, за их право свободно мыслить и достойно жить.

V. Домашнее задание.

1.Прочитать миф «Яблоки Гесперид». Составить его тезисный план.

2.Групповое задание.

Оформить стенд «Герои мифов».

3.Индивидуальное задание.

Подготовить сообщение о Геракле.

4

multiurok.ru

План-конспект урока по литературе (6 класс) по теме: Интегрированный урок (история, георгафия, литература) для учащихся 6-7 классов на тему: «Мифы Древней Греции. Титан Прометей.»

Урок составила учитель МОУ СОШ №52

Города Уфы республики Башкортостан

Христенко Алла Анатольевна

        Интегрированный урок (география, история, литература).

Тема урока: Из греческой мифологии. Герои. Прометей.

Цель: Ознакомить с современной Грецией, ее флагом и гербом, с мифами Древней Греции,  героями и титанами. Рассказать о возникновении мира, животных и людей. Как воевали боги и люди, кто людям  помогал в борьбе за существование.

        Развивать навыки правильного литературного чтения, умение мыслить, сопоставлять, рассуждать, наблюдать, высказывать свои суждения по прочитанному или виденному, как устно, так и письменно.

Воспитывать детей мыслящих, имеющих свою точку зрения и отстаивающих ее. Прививать любовь к истории, как к науке о прошлом разных стран, любознательность и любопытство. Прививать желание читать и познавать.

Материал, использованный на уроке: матерчатая драпировка серого цвета, цепи, музыка В. А. Моцарта «Реквием», Г. Ф. Генделя «Сарабанда», О. Фельцмана «Огонь Прометея», костюмы, сделанные руками детей, гром и молния, записанные на синтезаторе.

Урок ведется с использованием презентации.

        Ход урока.

     Каждый раз, когда мы устаем, то стараемся мысленно куда-нибудь уехать, отдохнуть морально и физически. Обычно, мы делаем экскурс в прошлое, соединяя его с современным. Странствуем по островам, континентам, странам, городам, конечно, предварительно подготовившись. Как же без подготовки?

     Сегодня, отдыхая от расчетов и подсчетов, совершим увлекательное путешествие в Грецию.  (слайд 2)

 Греческий полуостров, находящийся на юго-востоке Европы, занимает площадь 131.944 кв.км. Греция расположена в южной части Балканского полуострова и на прилегающих к нему и к побережью Малой Азии островах. Она граничит с Албанией, Югославией, Болгарией и Турцией и омывается тремя морями: Средиземным, Ионическим и Эгейским. В состав Греции входит около тысячи островов, на которые приходится почти 20% всей страны.

        Географическое положение Греции уникально. Страна находится на стыке Запада и Востока, соединяя Европу, Азию и Африку. Греция не имеет сухопутных границ с государствами ЕС. (слайд 3)

        У каждой страны есть свои символы – это гимн, флаг и герб. Общей эмблемой на всех флагах Греции со времён войны за независимость (1821 г.) был белый крест, символ христианской веры. В 1822 г. греческое правительство утвердило военный и торговый флаги с греческим крестом. Военная символика, используемая с 1833 г., соответствует современному национальному флагу. Девять полос соответствуют числу географических областей страны, а также девяти слогам, из которых состоит лозунг борцов за независимость. «Eleutheria i Thanatos» («Свобода или смерть»). Кроме того, число «9» издавна считается у греков священным.

Синий цвет означает чистое небо над Грецией и напоминает о том, что Бог благословил греческий народ на борьбу за независимость, несмотря на все невзгоды. Белый цвет означает чистый и святой характер борьбы за свободу против турецкой тирании.

        Герб Греции является государственным символом Греции, состоит и двух основных элементов — геральдического синего щита с белым крестом (фрагмент флага), а вокруг щита — лавровый венок. Щит с крестом символизирует воинскую славу и в то же время главную греческую религию — православие. Лавровый венок символизирует древнюю историю Греции, ведь такими венками награждали победителей древних Олимпийских игр.

        Для всех, кто хотя бы отчасти интересуется историей, не секрет, что корни развития любой области мирового искусства находятся на греческой земле. Невозможно найти что-то, будь то музыка, литература, театр или юриспруденция, не несущее на себе отпечаток истории Древней Греции.

Сейчас  современная Греция притягивает к себе людей со всего мира так же страстно, как и тысячи лет тому назад. Греция – это солнце, море, отдых, увлекательные странствия и экскурсии по островам Греции, ее удивительная, уникальная архитектура, соединяющая прошлое и нынешнее время во едино, и превращаясь в сказочный мир Богов, титанов и героев, мир мифов и легенд.

Как вы уже догадываетесь, тема урока на сегодня: Мифы Древней Греции, ее герои.  Титан Прометей. (слайд№4)

Мы уже знакомились с вами с Древней Грецией, ее обычаями, традициями, песнями, богами и героями. Изучали жизнь людей, их ремесла, ведение войн, их праздники и будни. Сегодня мы, прогуливаясь по современной Греции, посетим  страну мифов и легенд о героях- полубогах. Что же такое миф? (слайд 5, 6)

Тихо звучит музыка Вольфганга Амадея Моцарта «Реквием», ре минор, KV 626.        Читает учитель.

        -Мифы – это предание о богах и героях-полубогах. Мифы рассказывают о начале и конце мира, о жизни и смерти. Они объясняют, как и зачем зародилась жизнь на Земле.

  Греческая мифология – это комплекс мифов и легенд, принадлежащих древним грекам, касающиеся их богов и героев, природы мироздания, происхождения и значения своего собственного культа и ритуальной практики. Мифы древней Греции были частью религии в этом государстве. Современные ученые с интересом относятся к мифам и изучают их с целью пролить свет на религиозные и политические институты Древней Греции, на древнюю греческую цивилизацию, и приобщиться к пониманию природы мифотворчества.

Греческая мифология, закрепленная в литературном виде большой коллекцией книг и сохранившихся летописей, а также (слайд 7, 8) в изобразительном искусстве – в форме вазописи, фресок, картин, памятников и т.д., сегодня интересует население и как интересное чтиво, и как предмет изучения. Греческий миф объясняет происхождение мира и подробности жизни и приключений широкого круга богов, богинь, героев, героинь, и других мифологических существ. Эти произведения первоначально были распространены в устно-поэтической редакции, сегодня мифы древней Греции известны в основном из греческой литературы.

   Самые старые из известных греческих литературных источников — эпические поэмы Илиада и Одиссея, сосредоточившие внимание на событиях, связанных с Троянской войной. (слайд 9, 10) Поэмы Гомера содержат мнения по поводу генезиса мира, рассказывают о последовательности божественных правителей, данных о человеческом возрасте, происхождении человеческого горя, и происхождении практики жертвоприношения. Мифы древней Греции также находят отражение в стихах Гомера, и других поэтов, в работах трагиков в пятом веке до нашей эры, в трудах ученых и поэтов эллинистической эпохи и в текстах времен Римской империи, таких писателей как Плутарх и Павсаний.

-Ныне живущие люди, мифы слушают и читают, восхищаясь отважными героями и титанами. Путешествуя, мы уже знакомились с героями Древней Греции. Разговаривали с Гераклом, Персеем, Ахиллесом, Ясоном, Одиссеем и другими героями , прославившимися своими подвигами и прославившими свою страну. А сейчас мы посмотрим маленький спектакль и постараемся вспомнить еще одного титана-героя, героя-полубога.

Включается музыка Георга Фридриха Генделя. «Сарабанда». Музыка сначала звучит очень тихо, постепенно набирая темп и громкость (1 минута). Темп снижается, музыка становится тише и тише, и становится еле слышной. За это время ученики старшеклассники занимают свои места на импровизированной сцене, у доски. С потолка свисает материя серого цвета (импровизация скалы). У ее подножия стоит человек полураздетый, в набедренной повязке и в цепях. Свет в классе частично выключается, остается лишь одна лампа (создается полумрак). Возле человека в цепях сидит Океанида в голубой тоге и внимательно смотрит на него. Музыка совсем не выключается, а звучит очень тихо. Звучит голос Океаниды, обращенной к титану:

— О, герой, поведай мне, за что покарал тебя Великий Зевс.

Титан громко и четко повествует о том, за что покаран, за что страдает:

— С горы Мосхи, на Лемносе, из горна своего друга Гефеста похитил я огонь для людей. Я научил людей искусствам, дал им знания, научил их счету, чтению и письму. Я познакомил их с металлами, научил добывать их из недр земли и обрабатывать. Я смирил дикого быка и надел на него ярмо, чтобы могли пользоваться люди силой быков, обрабатывая свои поля. Я впряг коня в колесницу и сделал его послушным человеку. Я построил первый корабль, оснастил его и распустил на нем льняной парус, чтобы быстро нес человека корабль по безбрежному морю. Раньше люди не знали лекарств, не умели лечить болезни, я открыл им силу лекарств. Я научил их всему, что облегчает горести жизни и делает ее счастливее и радостнее. Этим и прогневал я Зевса, за это и покарал он меня. Но я знаю великую тайну о падении власти Зевса. Но никакая сила, никакие угрозы, никакие муки не исторгнут из уст моих этой тайны.

— Попроси прощения у великого, о герой. Склоняется же мудрый пред неумолимым роком. Раскрой ему тайну и он простит тебя.

-На все готов я. (Поднимает голову вверх, обращаясь к невидимому Зевсу). Как не мучь ты меня, громовержец Зевс, но все же настанет день, когда и тебя повергнут в ничтожество. Лишишься ты царства и свергнут будешь во мрак. Исполнятся тогда проклятия отца твоего Крона! Никто из богов не знает, как предотвратить от тебя эту злую судьбу! Лишь я знаю! Вот сидишь ты теперь, могучий, на светлом Олимпе и мечешь громы и молнии, но они тебе не помогут, они бессильны против неизбежного рока. О, повергнутый во прах, узнаешь ты, какая разница между властью и рабством!

-(Океанида, простирая к титану руки) Безумный! Как не страшишься ты грозить царю богов и людей, Зевсу! Ведь еще тяжкие муки пошлет он тебе! Подумай о судьбе своей, пожалей себя!

— Не боюсь я. Я все сделал правильно. Я помог людям.

На этом сценка заканчивается. Музыка делается громче и под ее сопровождение актеры тихо уходят. В классе включается свет. Музыка постепенно умолкает совсем. Урок продолжается. Учитель первым берет слово.

        -Узнали ли вы великого греческого героя, помогавшему людям и терпевшему за это страшные муки, но не сдавшемуся грозному богу Зевсу и не покорившемуся ему? (Ответы учеников). Правильно, это Прометей, про которого много сложено песен, мифов и легенд. Ему посвящены фильмы и мультфильмы. Нашего героя должны знать, как взрослые, так и самые маленькие. Ведь это он отворил нам глаза, дал возможность увидеть мир во всем своем многообразии, красоте и величии. Впервые про Прометея написал Эсхил, древнегреческий драматург, приблизительно в 443-444 году до нашей эры.(слайд 11). Непокорностью Прометея, Эсхил старается передать нам дух революции, заставляет нас не терпеть тиранию и насилие, а бороться с нею. Он верил, что добро и вера в лучшее всегда победит, нужно только не останавливаться, а всегда идти вперед, чего бы нам это не стоило. Правда всегда на нашей стороне.

Прочитаем, что же про Великого Прометея пишут современные писатели, опираясь на древние сказания. (Слайд  12, 13, 14, 15)

Чтение цепочкой по абзацам. Роль Зевса и Прометея учитель распределяет заранее. После окончания чтения, разбираются картинки на слайдах. Ученики рассказывают, что на них изображено, зачитывают боковые сноски.

Учитель:

-Но на этом не заканчивается история героя. Откройте свои учебники на странице 25 и найдите слова: «Наконец и великий герой, которому суждено освободить Прометея, во время своих странствий приходит сюда, на край земли». Прочитайте отрывок…(Читает один ученик- громко, четко и выразительно, остальные ученики следят).

Подведение итогов и литературные зарисовки Прометея, как героя, давшему человеку знания.

-Как в сказке, все заканчивается хорошо. Злодей наказан, добро восторжествовало. Наверно, чтоб жить было легче и лучше, и существуют такие легенды, где всегда зло наказывается добром. (слайд 16)  

Посмотрите внимательно на прикованного Прометея и отметьте про себя его бунтарский характер и непокорный вид. Это видно даже на рисунке. А Прометей, несущий людям огонь! Он смотрит на гору Олимп, где царствует Великий Зевс, и, поднимая огонь, делает ему вызов. Он, зная, что будет покаран и, очень жестоко, все равно делится с людьми сокровенными тайнами бытия, собственно, и делает их настоящими разумными людьми, так как они постигают смысл жизни.

        А теперь, представьте себе, что вы оказались в джунглях или на необитаемом острове. И там встретили аборигенов, абсолютно ничего не умеющих делать. Они совсем не знают цивилизации и живут племенем, самым обыкновенным первобытным племенем. Кое-что в рюкзаке у вас есть. А дальше самое интересное: вы должны дома хорошенько обдумать сложившуюся ситуацию и попробовать пожить с этими людьми несколько лет. Вашим фантазиям границ не установлено. Опишите вашу жизнь с первобытными людьми, покажите изменения в их жизни после вашего появления у них…Из ваших рукописей мы создадим книгу и вместе ее назовем.

        Ну, пора  возвращаться домой. Садитесь  поудобнее, и подведем итоги нашего путешествия. Где же мы побывали и что увидели интересного? Что можете рассказать о флаге и гербе современной Греции? Кто символизирует свободу и независимость Греции, какой из мифологических героев подходит на роль бунтаря?  Кто впервые написал о Прометее? За что был так жестоко наказан герой Прометей? Кто освободил Прометея?

        Каким же должен быть современный человек? Какими качествами должен он обладать, имея в качестве учителя такого героя? (Дети отвечают, учитель записывает слова на доске). Давайте повернем время на неделю назад. И вспомним, что хорошего вы сделали, а что плохого. Какие из добродетелей, перечисленных на доске, присущи вам. И,  постарайтесь, как можно больше отдавать людям, я имею в виду, – мысли,  доброту, тепло, сочувствие, помощь и т.д.  Ведь добро всегда возвращается, как и зло. Зло всегда порождает еще большее зло, а добро увеличивает добро. И еще, запомните такую заповедь: « Относись к людям так, как хотел бы, чтоб относились к тебе».

Тихо звучит музыка из песни Эдуарда Хиля  «Огонь Прометея», учитель громко читает наизусть.

        

Человек на земле, как цветок по зиме,
Без тепла он не может ни дня,
Пусть тебе не знаком, поделись с ним табаком,
Пригласи посидеть у огня.

И согретый тобой, пронесёт тот огонь
Новый друг сквозь года и дожди,
Всем, кому тяжело, он отдаст своё тепло,
Тот огонь, что зажёг ты в груди.

Не грусти человек, коль недолог твой век,
Знай, что ты не напрасно сгорел.
Ветер след твой не стёр, коль души твоей костёр
Хоть кого-то лишь раз обогрел.

Дари огонь, как Прометей, дари огонь, как Прометей,
И для людей ты не жалей огня души своей.

        Слова — Н. Олев

        Композитор – О. Фельцман

nsportal.ru

Урок 3. «Прометей». — Литература

6 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 3.

Тема. «Прометей».

Цель:

  • выявить символическое значение похищения огня Прометеем как обретения человечеством привилегии богов – способности к «самостоянию» и творчеству; значение Прометея в мировой художественной культуре;

  • развивать навыки составления тезисного плана произведений, выразительного чтения, работы с иллюстрациями;

  • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Вступительное слово учителя.

Древнейшее из дошедшего до нас о Прометее – это миф Гесиода. О Прометее говорится как в «Теогонии», так и в крестьянской поэме-наставлении «Труды и дни».

Сюжет о Прометее таков: по неизвестной причине боги и люди, собравшись в Меконе, решили мирно разойтись. Люди принесли первую жертву, дабы установить новые отношения с богами. В связи с этим событием впервые упоминается Прометей. Он заколол быка и разделил тушу на две части. Покровительствуя человеку и одновременно стремясь перехитрить Зевса, Прометей покрыл кости слоем жира, а мясо и потроха спрятал в желудок. Зевс выбрал для богов худшую часть, оставив людям мясо и потроха. Хитрость Прометея настроила Зевса против людей, и он лишил их огня. Но хитрец Прометей похитил огонь с небес. Разгневанный бог покарал и людей, и их покровителя. Прометей был прикован к скале, и орёл каждый день клевал его «бессмертную печень», которая за ночь опять вырастала. Освобождает Прометея Геракл, сын Зевса, дабы ещё больше упрочить свою славу.

Таким образом, Прометей отнюдь не предстаёт благодетелем человечества, а, напротив, повинен в его нынешнем упадке. Последствие его хитрости – разрыв между богами и смертными. Затем, похитив огонь, Прометей ещё больше разгневал Зевса, наславшего на человечество Пандору, женщину, ставшую причиной множества скорбей, тревог и злосчастий. Для Гесиода миф о Пандоре служит объяснением вторжения в мироздание «зла» как мести Зевса человеку.

В учебнике дан миф о Прометее из трагедии Эсхила «Прометей прикованный» в пересказе Николая Альбертовича Куна.

Прометей Эсхила выступает как первооткрыватель всех благ цивилизации: он не только научил людей обращаться с огнём, но также открыл им счёт и письмо, науку строительства жилья и кораблей, приручения диких животных и добычи полезных ископаемых и т.д. Прометей предстаёт не только как олицетворение цивилизации, но также как ведущий знаток мира.

3.Сообщение подготовленного ученика об Эсхиле.

Эсхил (525 – 456 до н.э.) – древнегреческий трагик, «отец трагедии». До Эсхила трагедия представляла собой диалог актёра с хором, при этом лирические партии решительно преобладали. Эсхил ввёл второго актёра, что позволило существенно драматизировать действие и уменьшить объём партий хора.

Начало деятельности Эсхила как драматурга относится к 500 г. до н.э. Однако только через 14 лет (484 г. до н.э.) он добился победы в состязаниях драматургов. В последующие годы Эсхил ещё 12 раз побеждал своих соперников. В 70-60-х гг. он был самым популярным в Греции трагическим поэтом.

Наиболее знаменитым произведением о Прометее является «Прометей прикованный» Эсхила. Известно, что эта трагедия входила в состав тетралогии, наряду с драмами «Освобождённый Прометей», «Прометей-Огненосец», а также ещё одной не известной нам драмы. Однако сохранилась только драма «Прометей прикованный» о наказании Прометея. По ходу действия актёр даёт пространные географические описания, содержащие основные сведения о мире, известные в тот период. Монументальность образу придаёт провидческое начало. Прометей знает об уготованных Зевсом страданиях, но сознательно идёт навстречу великой опасности ради людей.

4. Анализ мифа «Прометей».

4. 1. Обращение к домашнему заданию. Проверка цитатного плана мифа о Прометее.

4.2.Беседа.

— Какими качествами наделил Прометея Эсхил?

Поэт наделил титана пламенным сознанием справедливости. В великой борьбе богов-олимпийцев и титанов Прометей взял сторону Зевса и помогал ему советом и службой. Но когда Зевс хочет уничтожить человеческий род, Прометей противостоит ему и теперь за своё человеколюбие несёт жестокое наказание от царя богов, отрицающего всякий долг благодарности.

— Что подарил людям Прометей?

— Выразительное чтение мифа от слов «С горы Мосхи, на Лемносе, из горна своего друга Гефеста похитил Прометей огонь для людей» до слов «Этим и прогневал он Зевса, за это и покарал его громовержец».

— Составьте ассоциативный ряд со словом «огонь».

Огонь – жар, пламя, огонь творчества, жар души…

— Что символизирует кража огня в мифе о Прометее?

Кража огня означала начало простирающегося до необозримости человеческого творчества. Творящий человек – вот подлинный бог. Прометей даровал людям способность к «самостоянию». А это привилегия богов. Прометей становится художником-создателем человека, а это значит: человек уже соотнесён с божественным порядком, против которого он способен пойти и от которого может потерпеть крушение. Он препоручен самому себе и наделён сознанием своих знаний и умений.

— Какова художественная идея мифа об орле, терзающем печень Прометея?

Настоящему творчеству близка мука, вызываемая противоречием между всемогуществом в воображении и бессилием в действительности. Эта мука присуща Прометею – он не только героический создатель своего собственного мира, он ещё и тот, чью плоть постоянно терзает Зевсов орёл. Современный человек часто ощущает подобные страдания как исходящие не от бога, но от самого себя же. Так Прометей становится символом мучения человечества собственной совестью, символом трагедии сознания.

4.3. Сообщение подготовленного ученика об образе Прометея в искусстве.

«Убить меня всё же не смогут!» — восклицает в завершении трагедии Прометей, унаследовавший от матери дар пророчества. Фраза оказалась действительно провидческой: благородный образ богоборческого героя был увековечен не только в литературе (Кальдерон, Ломоносов, Вольтер, Гёте, Шелли, Байрон, Кафка и др.), но и в музыке (Лист, Бетховен, Скрябин), в изобразительном искусстве, начиная с греческой вазописи и помпейских фресок и затем в полотнах Рубенса, Тициана, Карраччи, Пьеро ди Козимо и др.

4.4. Обращение к репродукциям картин Г.Ф.Фюгера «Прометей несёт людям огонь» и П.П.Рубенса «Прометей прикованный».

4.5. Слово учителя.

В русской литературе образ Прометея впервые появляется у М.В.Ломоносова в стихотворном «Письме о пользе стекла…» (1752). Здесь Прометей показан как титан науки, ставший жертвой людского невежества. Прометей, по Ломоносову, одарил людей не огнём как таковым: он дал им увеличительное стекло, концентрирующее солнечные лучи и превращающие их в пламя. Однако «невежд свирепых полк/ На знатны вымыслы сложил неправый толк». Образ Прометея часто возникает в русской поэзии 19 века (в творчестве Баратынского, Кюхельбекера, Бенедиктова, Полонского и др.), где он символизирует идею свободы, олицетворяет собой подвиг, столь же возвышенный, столь и безрассудный.

4.6.Выразительное чтение фрагмента из «Письма о пользе стекла…» М.В.Ломоносова.

Взирая в древности народы изумленны,

Что греет, топит, льёт и светит огнь возжженный,

Иные божеску ему давали честь;

Иные, знать хотя, кто с неба мог принесть,

Представили в своем мечтанье Прометея,

Что, многи на земли художества умея,

Различные казал искусством чудеса:

За то Минервою был взят на небеса;

Похитил с солнца огнь и смертным отдал в руки.

Зевес воздвиг свой гнев, воздвиг ужасны звуки.

Предерзкого к горе великой приковал

И сильному орлу на растерзанье дал.

Он сердце завсегда коварное терзает,

На коем снова плоть на муку вырастает.

Там слышен страшный стон, там тяжка цепь звучит;

И кровь, чрез камни вниз текущая, шумит…

IV. Подведение итогов урока.

— Каково символическое значение образа Прометея?

Прометей на века стал символом самопожертвования, примером борца за благо людей, за их право свободно мыслить и достойно жить.

V. Домашнее задание.

1.Прочитать миф «Яблоки Гесперид». Составить его тезисный план.

2.Групповое задание.

Оформить стенд «Герои мифов».

3.Индивидуальное задание.

Подготовить сообщение о Геракле.

4

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *