cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Конспект урока музыки 6 класс портрет в музыке и живописи – План-конспект урока по музыке (6 класс) на тему: Портрет в музыке и живописи | скачать бесплатно

Конспек бинарного урока «Портрет в музыке и живописи» 6 класс

Конспект бинарного урока №4(6 класс)

Тема урок :«Портрет в музыке и живописи»

Оглянись на предков наших, на героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом, слава им борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Тип урока: бинарный урок

Форма урока: художественная галерея

Цель: осознание учащимися родства между двумя видами искусства музыкой и живописью посредством портрета.

Задачи:

• познакомить учащихся с «музыкальным портретом», созданным С.С. Прокофьевым и портретами, созданными художником Джорджем Доу;

• развивать музыкальное, образно-ассоциативное мышление учащихся через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состоянии души человека;

• воспитывать интерес к человеку, умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; способствовать формированию интереса к истории своего Отечества.

Оборудование:

Видеоряд: портрет композитора С.С. Прокофьева. Презентация к уроку. Таблица «Средства художественной выразительности музыки». Слова – характеристики. Карточка с названием литературного и музыкального произведения: «Война и Мир», ария Кутузова.

Аудиоряд: ария Кутузова из оперы «Война и мир» С.С. Прокофьева. «Военный марш» из музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А.Пушкина «Метель».

Репертуар: рус. н. песня «Солдатушки, бравы ребятушки», хор «Славься!» из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки.

Материал для учащихся: текст арии Кутузова из оперы «Война и мир» С.С. Прокофьева. Таблица средств музыкальной выразительности. Бумага формата А3 с эскизами портретов, выполненных на предыдущем уроке, цветная пастель.

Ход урока

I. Повторение домашнего задания и постановка познавательной задачи.

Учитель называет тему урока, его цель.

Показ слайда. 1.

Показ слайда. 2.

Показ слайда. 3

Зачитывает эпиграф урока.

Учитель музыки:

— Вспомните, какую тему вы изучаете на предмете изобразительного искусства?

(парадный портрет)

— А какую тему мы сейчас изучаем по музыке?

(Мир образов вокальной и инструментальной музыки.)

— Тема нашего урока называется «Роль цвета в портрете», мы установим родство между двумя видами искусства музыкой и живописью посредством портрета.

Эпитетом нашего урока будут эти слова …

— С какой песней вы познакомились на прошлом уроке?

-Как она называется ?

-Солдатушки, бравы ребятушки «

Предложить учащимся исполнить рус. нар. песню «Солдатушки, бравы ребятушки» (исполнение детей , вокально-хоровая работа )

— Важным событием в истории нашей страны стала триумфальная победа русской армии над армией Наполеона в 1812 году Портрет великого полководца Михаила Илларионовича Кутузова и других героев Отечественной войны вы увидите в нашей художественной галерее.

— Жанр портрета есть во всех видах искусства. На уроке музыки с первых классов мы знакомились с различными портретами. Среди них есть музыкальные образы – портреты защитников Отечества. Назовите их.

( Портрет богатырей из Симфонии №2 А. Бородина. Александр Невский из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». Иван Сусанин из оперы М. Глинки «Иван Сусанин»).

II. Изучение нового материала.

— Сегодня мы обратимся к музыке русского композитора С. Прокофьева, к его опере «Война и мир». Именно в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов композитор обращается к великой эпопее Льва Толстого «Война и мир», чтобы создать не менее грандиозное творение – оперный спектакль.

— Знаете ли вы о чем этот роман?

(он связан с героической эпопеей Отечественной воны 1812 года, великой победой русского народа)

— Любопытно, что в первых изданиях название романа писалось со старославянским Ъ (ять) –«Война и Миръ», и это имело особый смысл. Слово Миръ в русском языке означало не только «состояние без войны», планету,Землю. Оно означало также – люди. Вспомните выражения «С миру по нитке», «Пойти по миру». Таким образом, название романа Л.Н. Толстого могло читаться как «Война и Люди», и в этом смысле понятие «Миръ» на страницах книги охватывало жизнь нескольких русских семей, личностей, от которых зависели судьбы России и Европы. Одним из ярких образов той Отечественной войны – Михаил Илларионович Кутузов.

— Из множества фрагментов романа, где появляется Кутузов, для его главной музыкальной характеристики С. Прокофьев выбрал тот момент, когда маршал принимает решение отступить и сдать Москву Наполеону.

— Как вы полагаете, какое художественное решение этой сцены нашел композитор? Какие музыкальные средства понадобились композитору, чтобы создать портрет великого полководца? Кутузов остается один на один со своими нелегкими раздумьями. Какую форму высказывания выбрали бы Вы – арию, песню? Что ближе в данный момент характеру героя и ситуации?

(Ария. Ария – основная характеристика главных героев опере. Это развернутый монолог героя, в котором музыка переедет разные душевные состояния, в ней могут чередоваться различные мелодии и интонации.)

— Произнесенных Кутузовым слов в тексте у Толстого не очень много, всего несколько фраз, а ария – это развернутый монолог. Где же взять слова?

( их надо придумать, для этого пишут либретто)

— Перед вами текст арии Кутузова из оперы. Прочитайте его.

— Сколько частей в тексте?

— Какие интонации преобладают в стихотворном тексте.

— Одинаковы ли они?

— Какая музыкальная форма может раскрыть этот текст? (трехчастная).

— Итак, как вы себе представляете Арию Кутузова? Какими средствами выразительности Вы бы воспользовались, чтобы передать образ, характер, чтобы слушатели поверили музыке и увидели портрет полководца?

— Кого мы прежде всего хотим показать: русского полководца или просто человека?

( и то, и другое)

— Какие характерные черты у русской музыки?

(песенность, широта, распевность)

Опираясь на текст арии и на таблицу средств художественной выразительности музыки, нарисуйте словами музыку.

Средства музыкальной выразительности:

Лад Мажор, минор, переменный

Ритм Ровный, пунктирный

Темп Быстрый, медленный, умеренный

Динамика p (тихо), ƒ (громко), mp (не очень тихо), mƒ (не очень громко)

Тембр Голос исполнителя: сопрано, меццо-сопрано, контральто; тенор, баритон, бас.

Регистр Высокий, средний, низкий

Звуковедение Отрывистое ( …….), плавное (͡ )

— Слушаем арию Кутузова – портрет, который нарисовал С. Прокофьев.

— Какие интонации вы услышали в музыке С. Прокофьева?

Совпал ли наш музыкальный портрет Кутузова с композиторским?

-Что нового для себя вы открыли в музыке автора?

(напевная, лирическая мелодия звучит по-особому торжественно, величаво, возвышенно)

Учащиеся, стоя движением рук, показывают движение интонации последней музыкальной фразы вверх.

— Героический полководец привлекал не только композиторов, но и, конечно, художников.

Учитель ИЗО:

Совершенно верно! К образу Михаила Илларионовича Кутузова обращались многие художники. Одним из таких художников был Джордж Доу. Английский художник Джордж Доу (1781-1829) был известен в Европе как модный портретист. В 1818 г. он присутствовал на Конгрессе глав государств Священного союза в Ахене, где был представлен Александру I. Русский император пригласил художника в Россию работать над парадными портретами героев войны 1812 года для Военной галереи Зимнего дворца. Приехав в Петербург весной 1819 г., Джордж Доу прожил в столице 10 лет. За это время самим художником совместно с его русскими учениками для галереи было выполнено 333 портрета. Все в портретах этого мастера: цветовое решение, композиция, тщательно подобранные, великолепно написанные аксессуары, парадная одежда — способствует созданию настроения торжественности и приподнятости.

На прошлом уроке мы с вами начали вести разговор о парадном портрете. Посмотрите на репродукции работ Джорджа Доу и определите характерные черты парадного портрета.

-Мужественность, ощущение значительности, необычности, торжественности изображения; портретируемый изображался на фоне пейзажа или архитектурного пейзажа.

-Парадный портрет отличается от остальных портретов разных направлений и стилей тем, что парадному присущи особая торжественность и выразительность. В России после войны 1812 года были распространены парадные портреты военных – в полном боевом обмундировании.

Практическая работа

(Звучит музыка.)

Во время практической работы учитель делает целевые обходы.

1. Контроль организации рабочего места.

2. Контроль правильности выполнения приемов работы.

3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

4. Контроль объема и качества выполняемой работы.

Проводится выставка работ учащихся. Дети дают словесную характеристику парадного портрета.

III. Обобщение.

Учитель музыки обращает внимание детей на художественную галерею портретов, среди которых есть и музыкальный.

— Что общего в этих портретах, а в чем различие?

(изобразили их разные виды искусства, каждый своими средствами, но по настроению, характеру, интонациям схожи)

— Какой можно сделать вывод? (напомнить тему и цель урока).

— Наш урок был посвящен славным героям прошлого. И мы долго будем гордиться подвигами наших героев, и прославлять их.

Учащиеся читают эпиграф к уроку. Учитель предлагает исполнить хор «Славься!» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки

IV. Итог.

Учителя подводят итоги урока, оценивают работу детей.

V. Домашнее задание.

По ИЗО:

Найти репродукции парадных портретов героев войны 1812 года, выполненные русскими художниками.

По музыке:

Найти в Интернете информацию о том, в каких оперных театрах мира осуществлялись (осуществляются) постановки оперы «Война и мир» С. Прокофьева. Перечислите имена исполнителей партии Кутузова.

Слайд. 4 –

портрет С. Прокофьева.

Записать на доске Ъ (ять) и слово «Миръ».

Работа с таблицей средств художественной выразительности.

Дети высказывают свое мнение, учитель вывешивает на доске слова, предложенные детьми.

Слушание арии Кутузова в фонозаписи.

2 ученика выкладывают слова-характеристики на доске, дети контролируют с места.

Динамическая пауза.

Слайд . 5.

Слайд . 6.

Слайд . 7. Кутузов

Слайд . 8. Багратион

Слайд . 9. Давыдов

Слай.10. Орлов-Денисов

Слайд . 11. Раевский

Слайд . 12. Кульнев

Слайд . 13. Влодек

Слайд . 14. Аксессуары

Слайд . 15. Задание

Учащиеся, работая в паре, раскрашивают портрет-заготовку.

Анализ работ детьми.

Слайд . 16.

Слайд . 17.

Учащиеся исполняют хор «Славься!» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.

Слайд . 18. (д/з по ИЗО)

Слайд 19. (д/з по музыке)

infourok.ru

Конспект урока музыки: «Портрет в музыке и в живописи».

МБОУ УСОШ №4

Конспект урока музыки в 6 классе по учебнику «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е. Д. Критской.

Тема урока: «Портрет в музыке и живописи». «Картинная галерея».

Подготовила

учитель музыки:

Щукина Л.Н.

г. Удомля

2015г.

Тема урока: «Портрет в музыке и живописи». «Картинная галерея».

Цель: Развитие общих музыкальных способностей учащихся, образного, ассоциативного мышления, творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов.

Задачи урока:

М. И. Глинки, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева;

  • Развивать образное восприятие и самостоятельность мышления;

  • Формировать готовность строить логическое рассуждение и делать выводы;

  • Развивать вокально-хоровые навыки выразительного творческого исполнения.

Тип урока: расширение и углубление темы.

Планируемые результаты изучения:

Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения.

Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.

Музыкальный материал:

М. Глинка, ст. А.С. Пушкина. «Я помню чудное мгновенье». М. Глинка. «Вальс-фантазия». «Вальс» из балета П.И. Чайковского «Спящая красавица», «Вальс» из балета С.С. Прокофьева «Золушка».

Художественный материал:

Владимир Боровиковский «Портрет М. Лопухиной», Петр Соколов «Портрет жены художника Юлии Соколовой», П. Орлов «Женщина в сиреневом платье».

Ход урока.

I. Организационная часть.

Музыкальное приветствие.

II. Основная часть.

Повторить основные моменты предыдущего урока. Ответить на вопросы: О каком жанре вокальной музыке мы говорили на прошлом уроке? Что такое романс? Что такое музыкальный образ? Какой музыкальный образ мы разбирали на прошлом уроке? О творчестве какого композитора шла речь? Назовите произведения о которых шла речь на прошлом уроке. Кому были посвящены эти произведения?

1. Актуализация знаний.

(Слайд 3)

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Николай Заболоцкий.

Как вы думаете, о каком жанре изобразительного искусства сегодня пойдет речь?

О портрете.

А как вы думаете, какое еще искусство может нарисовать портрет?

2. Формулирование темы урока.

— Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

(Слайд 4) Тема сегодняшнего урока: «Портрет в музыке и живописи».

Планирование деятельности.

— Давайте составим план, работы на уроке. Прочитайте, что получилось. (Слайд 5) В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?

  • послушать произведение М. Глинки «Вальс-фантазия» и определить средства музыкальной выразительности, которые использует композитор в произведении;

  • послушать знакомые вальсы, сравнить и охарактеризовать их;

  • рассмотреть женские портреты русских художников, современников

А. Пушкина и М. Глинки.

3. Работа над новым материалом.

(Слайд 6) Слушание романса М. Глинки «Я помню чудное мгновенье», «Вальса-фантазии». Вспомните, кому М. Глинка посвятил эти произведения?

(Ответы уч-ся) — Екатерины Ермолаевны Керн.

— Эти произведения автобиографичны, они отражают жизненные события самого композитора. Музыка в произведениях звучит как взволнованная речь. Интонации «вопросов» и «ответов» делают музыку необычайно выразительной, говорящей. Музыка раскрывает не только образ самого композитора, но и образ той, кому посвящены эти произведения.

Сегодня мы обратимся к знакомым вальсам и попробуем дать характеристику каждому из них.

Слушание и беседа по характеру.

(Слайд 7) С. Прокофьев «Вальс» из балета «Золушка»

(Слайд 8) П. Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица»

(Слайд 9) Ф. Шопен «Вальс»

(ответы уч-ся)

(Слайд 10)

От красок шумно и светло,

Картины воздух обступили,

Я музыку сюда бы ввёл,

Чтобы они заговорили.

С. Тюрин

Рассмотреть репродукции картин. (Слайд 11,12,13)

IV. Подведение итогов.

— Что самое главное необходимо запомнить с урока?

(ответы уч-ся)

-Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать?

Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).

kopilkaurokov.ru

Презентация к уроку по музыке (6 класс) на тему: Портрет в музыке и живописи. 6 класс 4 урок 1 четверть урок музыки

Слайд 1

6 класс 4 урок 1 четверть

Слайд 2

Мечта. В волшебной сени Мне милую яви, Мой свет, мой добрый гений, Предмет моей любви… А.С. Пушкин Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Н. Заболоцкий. Как вы думаете, о каком жанре изобразительного искусства сегодня пойдет речь? Какое еще искусство может нарисовать портрет?

Слайд 3

От красок шумно и светло Я музыку сюда бы ввел, Картины воздух обступили Чтобы они заговорили… С.Тюрин

Слайд 4

Поэзии и музыке созвучны полотна русских живописцев рубежа XVII – XIX веков. Атмосфера портретов переносит нас в мир России Пушкинской эпохи. Считается, что портрет – самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. XVIII век в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др. Их женские портреты также чисты и прозрачны, как музыка и стихи романсов. Умные и благородные лица тех, кому посвящали свои поэтические и музыкальные посвящения, запечатлели художники.

Слайд 5

Благодаря «портретным гармониям» русского художника Федора Степановича Рокотова образовался особый эмоциональный словарь для выражения впечатлений зрителя: « полумерцание , полугорение красок», «зыбкость, воздушность», «загадочность и таинственность», «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «затаенность душевных проявлений» и т.п. Кроме технических живописных новшеств, художник открывает новые возможности камерного, интимного портрета в выражении душевного мира человека, как главного критерия его достоинства. Нередко считают, что Рокотов наделял модели своей собственной одухотворенностью. Ф.С. Рокотов (1735-1808)

Слайд 6

Ф.С.Рокотов Портрет Струйской Прозрачный, как будто сотканный из воздуха и света портрет Струйской – самая известная работа кисти Федора Степановича Рокотова .

Слайд 7

Особое место в творчестве художника Ф.С. Рокотова занимает портрет А. Струйской (1772). Именно прекрасные глаза героини портрета послужили источником вдохновения для создания известного стихотворения Николая Заболоцкого: Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза – как два тумана, Полуулыбка, полуплач , Ее глаза – как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг , полуиспуг , Безумной нежности припадок. Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза.

Слайд 8

Этот стих является ярким примером поэтизации образа средствами живописи. Воздушная, прозрачная манера письма создает ощущение легкости тканей и бездонности фона. С помощью света Рокотов мастерски выделяет лицо и одновременно объединяет всю композицию портрета в единое целое. Не случайно этот портрет часто называют «русской Джокондой». Многие исследователи творчества Рокотова отмечают, что взгляд Струйской на портрете как бы направлен внутрь, молодая женщина задумалась о чем-то важном для нее, очень значимом. Именно этот взгляд одухотворяет все лицо Александры Петровны, делает его особенно прекрасным, отражает богатый духовный мир этой женщины, ее глубокий ум. Видео из интернета

Слайд 9

Глинка — Вальс-фантазия — Mikhail Glinka — Waltz Fantasia ( Walse Fantasie ) Видео из интернета

Слайд 10

Рассмотрите женские портреты русских художников, современников А.С. Пушкина и М.И.Глинки. — Какие черты своих героинь стремились подчеркнуть художники? — Какой из женских образов, запечатлённых в портретах русских художников, по-вашему, наиболее созвучен романсу М. И.Глинки? А вальсу?

Слайд 11

Н. Пушкина ( Ланская ) Княжна Голицына Портрет неизвестной в белом платье Амалия Крюденер

Слайд 12

Мария Лопухина П. Соколов Александра Григорьевна Муравьева Юлия Соколова

Слайд 13

На этом портрете изображена Мария Ивановна Лопухина́, из графского рода Толстых. Эта красивая молодая женщина через год после свадьбы скончалась от чахотки. Художник использовал принцип натюрморта – окружение помогает раскрыть образ. Боровиковский показывает не общественное положение Лопухиной, а личные черты её характера: живой ум, ироничность, нежность, сознание своей женской привлекательности. Гармоничное слияние человека с природой характерно для живописи конца XVIII в. Лопухина изображена на фоне пейзажа, он перекликается с обликом молодой женщины: её чуть склонённая фигура повторяет форму склоненных колосьев, берёзы отражаются в платье, голубые васильки перекликаются с шёлковым поясом, а нежно-лиловая шаль — с поникшими бутонами роз. Через сто лет русский поэт Я. Полонский написал об этом портрете: Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье – тень любви, и мысли – тень печали, Но красоту её Боровиковский спас. Так часть души ее от нас не улетела, И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, молчать. В. Л. Боровиковский Портрет М. И. Лопухиной

Слайд 14

Своё понимание красоты в искусстве М.И. Глинка выразил словами: «Все искусства, а следовательно и музыка, требуют: Чувства… — это получается от вдохновения свыше. Формы. Forme значит красота, т.е. соразмерность частей для составления стройного целого… Чувство и форма – это душа и тело. Первое – дар высшей благодати, второе приобретается трудом…»

Слайд 15

Модест Петрович Мусоргский Илья Ефимович Репин Илья Ефимович Репин

Слайд 16

«Протодьякон» Илья Ефимович Репин Отрывок из оперы «Борис Годунов» «Песнь Варлаама » М.П. Мусоргского Видео из интернета

Слайд 17

Художник Композитор Краски Рисунок Колорит Контраст Звуки Мелодия Лад Динамика

Слайд 18

Домашнее задание: — найти женский портрет одного из художников и подобрать к нему музыкальное и литературное произведения с указанием названий и авторов каждого из них.

nsportal.ru

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. 6-й класс

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели и задачи урока:

  • Воспитательные: воспитание нравственно-эмоциональной сферы, способности к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные, литературные и художественные образы, воспитание человека высокой культуры.
  • Развивающие: развитие познавательного интереса, творческих способностей учащихся, формирование их духовных потребностей, литературных, художественных и музыкальных вкусов через организацию творческой учебной деятельности.
  • Образовательные: формирование у учащихся целостного восприятия музыкально-художественного образа вокальной и инструментальной музыки. Совершенствование навыков прочтения музыкального, художественного и литературного текста.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: фронтальная

Методы урока: словесный, наглядно-слуховой, анализ

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
  3. Этап усвоения новых знаний.
  4. Этап закрепления новых знаний.

Оборудование: аудиозапись, музыкальный центр, мультимедийный центр «Hitachi», фортепиано, раздаточный материал (карточки «Средства музыкальной выразительности», «Портрет в искусстве России (Репродукции портретов)»

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Вступление.

Звучит фортепианное вступление к романсу «Я помню вальса звук прелестный…» (Приложение №1. Слайд 1.)

Учитель читает стихи Листова

Я помню вальса звук прелестный
Весенней ночью в поздний час.
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась.
Да, то был вальс прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс.
Теперь зима, и те же ели
Покрыты сумраком стоят.
А под окном шумят метели
И звуки вальса не звучат.
Где ж этот вальс старинный, томный,
Где ж этот дивный вальс.

Приложение №2 . Видео фрагмент исполнения романса «Я помню вальса звук прелестный..» М.Магомаевым и Т. Синявской

Презентация Слайд 2

Учитель:

Мир чарующих звуков романсов русских композиторов передает палитру человеческих чувств и переживаний. В романсах запечатлены прекрасные качества души русского человека, его устремленность к истине, добру, красоте и любви.

Презентация. Слайд 3

Ученики читают строки Пушкина со слайда:

Мечта в волшебной сени
Мне милую яви,
Мой свет, мой добрый гений,
Предмет моей любви…
А.С.Пушкин

Учитель: Тема урока сегодня, ребята, «Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи»

Учитель: Скажите, пожалуйста, ребята, к какому виду искусства относится портрет?

(Портрет – это жанр изобразительного искусства.)

Презентация. Слайд №4 (портреты)

Учащиеся читают стихи со слайда на фоне проецируемых портретов:

От красок шумно и светло,
Картины воздух обступили,
Я музыку сюда бы ввел,
Чтобы они заговорил
С.Тюрин

Учитель: считается, что портрет – самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. XVIIIвек в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф.Рокотов, Д.Левицкий, О.Кипренский, К.Брюллов, И.Репин, М.Врубель и др.

Благодаря «портретным гармониям» русского художника Федора Степановича Рокотова (1735-1808) образовался особый эмоциональный словарь для выражения впечатлений зрителя: «полумерцание, полугорение красок», «зыбкость, воздушность», «загадочность и таинственность», «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «затаенность душевных проявлений» и т.п.

Кроме технических живописных новшеств, художник открывает новые возможности камерного, интимного портрета в выражении душевного мира человека, как главного критерия его достоинства. Нередко считают, что Рокотов наделял модели своей собственной одухотворенностью.

Презентация Слайд №5 Ф.Рокотов. Портрет А.Струйской

Особое место в творчестве художника занимает портрет А.Струйской (1772) Именно прекрасные глаза героини портрета послужили источником вдохновения для создания известного стихотворения Николая Заболоцкого:

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок.
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Он является ярким примером поэтизации образа средствами живописи. Воздушная, прозрачная манера письма создает ощущение легкости тканей и бездонности фона. С помощью света Рокотов мастерски выделяет лицо и одновременно объединяет всю композицию портрета в единое целое. Не случайно этот портрет часто называют «русской Джокондой».

Презентация Слайд №6

Учитель : Расскажите, пожалуйста, об образах тех героинь на портретах, которые представляют вам светских красавиц 18 века (портреты……………). Какие средства выразительности использует художник?

Учитель:

А может ли музыка нарисовать портрет?

Приложение №3

Звучит «Вальс-фантазия» Глинки для симфонического оркестра. Слайд №4 (музыкальный фрагмент)

Учитель: Знакома ли вам эта музыка?

Ученики: (это вальс)

Учитель: Это «Вальс – фантазия» М.И.Глинки. Он глубоко автобиографичен. Этот вальс отражает жизненные события, происходившие непосредственно с композитором. Сочинение появилось на свет как фортепианная пьеса. В результате большой популярности этой пьесы, композитор оркестровал ее. Существует две авторские редакции 1845 и 1856 годов.

«Вальс-фантазия» — это необычная для того времени в танцевальной музыке драматическая поэма.

Как звучит музыка этого вальса?

Ученики: музыка звучит как взволнованная речь.

Учитель: Как обычно в вальсе строится музыкальная фраза?

(Обычно на симметричных фразах по четным тактам 2, 4, 8 ).

Учитель: А как здесь строятся фразы (по 3 такта), поэтому музыка воспринимается как взволнованная речь

Учитель:

Свое понимание красоты в искусстве Глинка выразил словами: « Все искусства, а, следовательно, и музыка, требуют свыше:

  1. Чувства… — это получается от вдохновения свыше
  2. Формы. Forme значит красота, т.е. соразмерность частей для составления стройного целого… Чувство и форма – это душа и тело. Первое – дар высшей благодати, второе приобретается трудом…»
    Учитель: удивительное произведение русской симфонической музыки «Вальс-фантазия», как и романс «Я помню чудное мгновенье», были сочинены Глинкой под влиянием глубокого чувства к Екатерине Ермолаевне Керн.
    Учитель: Ребята, постарайтесь ответить на несколько вопросов: 1)почему композитор дал своему произведению название «Вальс-фантазия»?
  3. В какой обстановке наиболее приемлемо звучание «Вальса-фантазии» — на балу, балетной сцене, в симфоническом концерте? Почему?
  4. Это просто танец, или в музыке Глинки слышится нечто большее?
  5. К какой области музыки можно отнести это сочинение («легкой» или «серьезной»)?

Презентация Слайд №7,

Презентация Слайд №8

Учитель: точно как и Пушкин посвятил свое стихотворение ее матери Анне Петровне Керн.

Приложение №8 Слайд №9

«Тригорское. Гостиная в доме Прасковьи Александровны Осиповой». Здесь впервые через 3 года после смерти Пушкина, Глинка исполнил свой романс.

Приложение №4

Звучит фортепианное вступление к романсу «Я помню чудное мгновенье…»

Ученики читают стихи:

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,

Презентация Слайд №10

Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Презентация Слайд №11 «Аллея Керн»

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

Презентация Слайд №12, 13

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Презентация Слайд №14

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь

Презентация Слайд №15

И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Учитель: на сколько разделов можно разбить данное стихотворение? И определите образный смысл каждого из шести четверостиший (встреча, воспоминание. Забвение, уныние, новое свидание и порыв вдохновения и счастья)

Учитель: А теперь давайте в полном объеме прослушает романс М.И.Глинки на стихи А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»

Приложение №5 Слайд №16

Какие характеристики можно дать этой музыке? (Это исповедь сердца, это скрытая от чужих глаз «дневниковая запись» переживаний, раздумий, отчаяния и восторга.

Прослеживая за развитием музыкального и поэтического образов, необходимо обращать внимание на выразительность мелодии – ее оттенки, необычность ритма, ладовой окрас, а также на особенности фортепианного сопровождения.

Трехчастная форма, в которой написан романс, имеет свои особенности – реприза в ней не буквальная, а видоизмененная. С чем же связаны эти изменения? Вторая половина репризы – выражение радости, восторга («И сердце бьется в упоенье), кульминация всего романса, обобщение и завершение главной музыкальной мысли. Пусть учащиеся попытаются самостоятельно ответить на такие вопросы:

  • Какие изменения произвел Глинка в стихотворении Пушкина? С какой целью?
  • Какими чертами обладает мелодика романса на разных этапах его драматургического развития?
  • какими средствами музыкальной выразительности композитор подчеркивает оттенки пушкинского текста?

В конце урока можно предложить учащимся домашнее задание в виде отзыва — рисунка, или отзыва в стихах или прозе.

Презентация Слайд №18 , 19

Дополнительный материал

Федор Степанович Рокотов, «Портрет А. П. Струйской»

Федор Степанович Рокотов – выдающийся русский художник-портретист. Известно, что по происхождению Рокотов был крепостным крестьянином, но получил вольную. Художник учился в Академии художеств в Петербурге у таких известных мастеров своего времени, как Токке, Ротари, Антропов. Но, как считали многие ценители искусства, он сумел превзойти своих учителей. В 1756 г. Рокотов переехал в Москву, т. к. его не устраивал показной блеск петербургской жизни, ее суетность и несерьезность. В 60-е гг. художник стал академиком живописи. Рокотов был настолько известен и популярен, что даже удостоился чести писать портрет наследника престола, великого князя Петра Федоровича.

Несмотря на свое происхождение, Рокотов был человеком очень образованным и интеллигентным, что, в частности, объясняется окружением художника, которое состояло из образованных людей, многие из них были связаны с Московским университетом, который в то время являлся чем-то вроде просветительского центра России. Безусловно, общение с такими людьми оказало огромное влияние на художника и нашло отражение в его творчестве. Может быть, именно поэтому многие работы Рокотова несут на себе отпечаток высокой духовности и интеллигентности.

Ф. С. Рокотовым были написаны портреты поэта В. И. Майкова, А. И. Воронцова, В. Е. Новосильцевой, П. Н. Ланской, портрет неизвестной в розовом платье и др. В портретах Рокотова впервые в истории русской живописи были с большим мастерством переданы внутренний мир человека, его мысли, чувства, переживания. Особой прелестью отличаются женские портреты художника и, в частности, портрет А. П. Струйской, который приковывает внимание зрителя необычайной одухотворенностью лица молодой девушки. Особенно необычны в этом портрете глаза – живые, немного лукавые и загадочные. Именно прекрасные глаза героини портрета послужили источником вдохновения для создания известного стихотворения Николая Заболоцкого:

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок.
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Учитель: Найдите в тексте стихотворения эпитеты, метафоры, сравнения. Какими образом они усиливают восприятие образа А.Струйской?

Для художественной манеры Рокотова характерно неприятие всего внешне эффектного. Отсюда такая искренность, одухотворенность и вместе с тем некоторая приглушенность чувств героев. Большую роль в работах художника играет свет. Геро

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Разработка урока музыки по теме «Музыкальный портрет»(6 класс)

Музыкальное занятие в 5-м классе. Тема: «Музыкальный портрет».

Засорина Елена Геннадьевна, учитель музыки I квалификационной категории МОУ СОШ№4,г. Асино. Томской обл.

Тема учебного занятия: «Можем ли мы увидеть музыку?».

Место занятия в учебном процессе: Тема «Портреты в музыке», 6урок. Раздел посвящен углублению представлений о многогранных связях музыки и живописи.

Форма занятия: урок погружения в новую тему с применением ИКТ

Формы и способы применения ИКТ на данном уроке:

Этап урока

Форма использования ИКТ

Цель

Организационный

Слайд №1

Создание рабочего настроя.

Актуализация знаний

Демонстрационная презентация

Коррекция опорных представлений и вхождение в новую тему.

Объяснение нового материала

Демонстрационная презентация

Использование наглядности, повышение мотивации для восприятия материала.

Обобщение

Демонстрационная презентация

Постановка проблемного вопроса для закрепления пройденного материала.

Конспект урока

Тема урока: «Портреты в музыке»

Цели урока:

обучаюшие:

  1. развитие умения сравнивать, сопоставлять,

  2. формировать мыслительные навыки – обобщение, умение вслушиваться и доказывать

  3. Продолжать работу по формированию представлений о средствах выразительности музыки (темп, размер, динамические оттенки).

  1. Продолжать развивать навыки хорового пения.

коррекционная:

  1. воздействие на чувства, эмоции детей, пробуждение их воображения, побуждение к творчеству на основе совокупного восприятия художественных и музыкальных образов;

  1. создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся

  2. развитие импровизации в доступных для детей формах

  3. создать атмосферу творчества, при которой учащиеся самореализуются, самотворят.

воспитательная:

  1. воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку

  2. воспитание грамотного слушателя

  3. расширение круга музыкальных образов; воспитание мотивированной готовности обучающихся к познанию музыкального искусства, развитие творческих способностей.

.

Тип урока: Изучение нового материала

Методы:

  1. словесно-индуктивный (беседа, диалог)

  2. наглядно — дедуктивный (сравнение)

  3. частично — поисковый (импровизация)

  4. моделирование

  5. пластическое интонирование

  6. графическое иллюстрирование

Оборудование урока:

  1. медиапроектор, экран

  2. компьютер

  3. презентация POWER POINT

  4. синтезатор, ноты

  5. «Сиротка»; «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»; « Баба-Яга» из музыкальной сюиты « Картинки с выставки». М. П. Мусоргский

  6. ВИА «Ариэль» песня «Баба-Яга»,

  7. «Сказки гуляют по свету» М. Пляцковского,

Е. Птичкина.

  1. иллюстрации по теме.

I. Организационный момент.

Музыкальное приветствие (в тональности до мажор).

У: «Здравствуйте, ребята!»

Д: «Здравствуйте, учитель!»

II. Объявление темы и задач урока.

Я рада видеть вас на уроке. Сегодня, мы продолжим работу по теме четверти «Можем ли мы увидеть музыку». Тема нашего урока: «Музыкальный портрет». Слайд№1 На прошлом уроке мы с вами уже говорили о музыкальном портрете. Давайте вспомним, что такое музыкальный портрет? Слайд№2

III. Ход урока.

У: Итак, сегодня мы продолжаем изучение темы «Портрет в музыке».

Слайд№3

Перед вами портрет русского композитора М. П. Мусоргского. Наиболее самобытным талантом обладал Модест Петрович Мусоргский. Родился он в 1839 г.

Слайд №4.

Детство композитора прошло в селе на Псковщине среди русской природы, народных песен, сказок и преданий под присмотром любящей няньки-песенницы и рассказчицы. Став взрослым, М.П.Мусоргский остался верным своему народу и своим взглядам на жизнь. Чтобы освободить крепостных крестьян, он отказался от откупных платежей и остался без всяких средств к существованию. Вся жизнь его была великим трудовым подвигом. В 1881 году, очень больной, гениальный композитор, который прославил на весь мир русское искусство и русского человека, остался без крыши над головой. Друзьям с трудом удалось поместить его в военный госпиталь. М.П.Мусоргский создал множество национально ярких музыкальных образов, в которых раскрывает неповторимость русского характера.

Слайд№5.

(Слушание произведения «Сиротка»)

Слайд№6.

-Какие чувства вызывает у вас песня « Сиротка» М.П.Мусоргского?

-Какие интонации вы слышите?

-Соответствуют слова музыкальной интонации?

Слайд№7

Одна из основных особенностей музыки М.П.Мусоргского – мелодия, построенная на интонациях человеческой речи. «Моя музыка должна быть художественной передачей человеческого языка во всех наитончайших нюансах»,- эти слова писал М.Мусоргский.

Слайд№8

-Какую картину можно представить, слушая песню М.П.Мусоргского

« Сиротка»?

Слайд№9

Вглядитесь в картину В.Е.Перова «Чаепитие в Мытищах». Есть ли что-нибудь общее между картиной и музыкой?

Слайд№10

  1. Что изображено на картине?

  2. На что зритель обращает внимание?

  3. Какова цветовая гамма картины?

  4. Какое настроение создаёт картина у зрителя?

Слайд№11

Для ответа вы можете использовать следующие слова и выражения: (дети выбирают слова для описания картины)

Мусоргский творец разных музыкальных портретов.

Мы уже слушали фрагмент из оперы, в котором музыка даёт представление музыкального портрета героя. Как называется этот фрагмент и из какой он оперы?

Слайд№12 (Просмотр видеоролика)

Д: «Песня Варлаама»» из оперы «Борис Годунов».

У: Правильно. А что такое «опера»? (На экране появляется термин «опера», пояснение термина).

Слайд№13

Д: Опера – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют. (На экране появляется пояснение термина).

У: Верно. А как описывает музыка Варлаама? Подумайте, какими словами можно охарактеризовать главную интонацию мелодии?

Найдите в словах и в мелодии «Песни Варлаама» черты, которые сближают её с народными песнями.

У: –выберите подходящую характеристику

Слайд№14

Д: (Молодецкая, мощная, могучая, добрая, нежная, светлая, залихватская, буйная, густая, яркая –.) ( На экране появляются слова).

У:Беглый монах Варлаам не про себя поёт песню. Как же характер исполнения и характер музыкального языка выдают норов, характер и даже внешний вид этого человека?

Д: Варлаам поет громко, сильно, резко, в низком регистре. Музыка в «Песне Варлаама» живая, яркая и громкая.

У:Каким вы представляете себе Варлаама, поющего такую песню?

Как наши ручки будут двигаться под эту музыку? (Пластическое интонирование: рука в воздухе рисует отрывистые линии).

Д: Характер залихватский, резкий, грубый, яркий. Музыка напоминает резкий взмах руки. И в музыкальном, и в живописном портрете чувствуется образ властного, жестокого, с разбойничным норовом и богатырско -кабацким размахом человека.

У: Молодцы! А сейчас вы услышите пьесу, музыка которой рисует нам облик сказочного персонажа. Пьесу сочинил этот же композитор.

Теперь слушаем музыку. Закройте глаза и представьте эту героиню.

Слайд№15

(Звучит пьеса «Баба-Яга» М. П. Мусоргский).

  1. Можно ли увидеть музыкальную картинку Мусоргского?

  2. Какие музыкальные краски использовал композитор, чтобы создать фантастический образ Бабы-Яги

(регистровые, динамичные, темповые, мелодичные)?

  1. Какой вы себе представляете Бабу-Ягу?

У: Как вы думаете, этот персонаж положительный или отрицательный, добрый или злой?

Д: Злой, недобрый.

У: Совершенно верно. Какой вы ее увидели? Каков ее характер?

Слайд№16(такой вы представляли себе Бабу-Ягу?)

У:Чем Баба-Яга занимается: она сидит в своей избушке или, может быть, она летит на метле или в ступе? ( На экране появляется изображение Бабы-Яги, которая сидит в избушке и летит в ступе).

Д: Баба-Яга злая, коварная, жестокая.

У: А как вы это поняли?

Д: Звуки короткие, острые, злые, резкие, обрывающиеся.

У: А все ли звуки звучали ровненько или, может быть, композитор выделяет какие-то звуки?

Д: Выделяет. ( На экране появляется термин «акцент»).

Слайд№17

Д: Да, конечно, мы слышим более громкие звуки. Модест Петрович использует в пьесе прием – акцентирование звуков. Ребятки, акцент – это ударение в музыке. ( На экране появляется объяснение термина, запись термина в тетрадь).

У: Как использует акценты композитор? Как можно графически изобразить эту музыку? (Работа у доски – графическое иллюстрирование).

У: Как вы поняли, что она летит? Каков темп музыки?

Д: Темп быстрый, живой, не останавливается.

У: Интересная музыка, не правда ли? Она нравится всем, кто ее слушает

Вот как описал музыку пьесы Д.Б.Кабалевский:

«Ни одного простого, натурального звука – то повизгивание на самых высоких нотах, то злобное бурчание в самых глубоких басах. Мелодия какая-то скрученная – сначала топчется на месте, потом движется, подскакивая или внезапно как-то нарочно преувеличенно хромает. Вообще, всё это получается каким-то совсем недобрым… Баба-Яга просто-таки выглядывает из этой музыки, словно нарисованная на картинке…»

А теперь давайте на миг превратимся в танцоров балета. Что такое балет, я думаю, вы прекрасно помните. Но все-таки давайте вслух проговорим определение. Кто хочет напомнить? ( На экране появляется термин «балет» и его объяснение).

Слайд№18

Д: Балет – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица танцуют.

У: Верно. Содержание балета танцоры передают через мимику, пластику, движения рук, ног, танцевальные движения. Какие жесты, движения руками мы могли бы использовать, чтобы еще полнее раскрыть образ Бабы-Яги?

Какими должны быть движения наших рук: плавными или резкими? И как мы при этом будем держать ладошку: округло, сожмем в кулачок или может быть лучше растопырить пальчики? Как вы думаете? Давайте попробуем смоделировать!

Слайд№19

(Моделирование и пластическое интонирование).

Д: Движения должны быть короткими, острыми, резкими. Ладошку лучше растопырить, так как Баба-Яга должна всех напугать.

У: Давайте попросим наши ручки поработать. Не забывайте: руки должны быть выразительными! Прошу вас встать.

(Пластическое интонирование).

У: Всем спасибо! Молодцы! Вам удалось понять и передать характер Бабы-Яги. Присаживайтесь!

Пьеса «Баба-яга» изображает полет на метле всем известной злой колдуньи, которой няньки пугают детей. В этой пьесе композитор очень натурально, почти зримо рисует эту сцену: слышатся броски, толчки, удары, баба-яга разгоняется и летит с посвистом и гиканьем как и положено нечистой силе. В средней части показан зачарованный лес: звуки дрожат, шуршат, слышится таинственный стук – несколькими штрихами показана ночная природа.

У: Музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения можем представить то, о чём нам рассказывает композитор.

Как вы думаете, ребятки, а Баба-Яга может быть смешной? Оказывается, и такое бывает.

Может быть, кто-то из вас встречал в сказках или мультфильмах смешную Бабу-Ягу?

Вот, оказывается, какой разной может быть Баба-Яга: и злой и веселой, и коварной и смешной. Ребята, давайте посмотрим, как себе представил образ Бабы-Яги композитор Ю. Мажаров и поэт Т. Ефимов в своей песни про «Бабу-Ягу», которую замечательно исполнил ВИА Ариэль.

Слайд№20.

Попробуйте зарисовать в ваших рабочих тетрадях небольшие наброски карандашом или ручкой, что вы увидели, слушая эту песню?

У: Каким образом еще можно выразить свои чувства на уроке музыки?

Д: Песней.

У: Вот сейчас мы с вами и попробуем спеть.

Слайд№21 Слуховая разминка

Сначала настроим на работу наш музыкальный слух:

  1. Я сыграю несколько звуков, вы должны определить сколько?

  1. Сейчас вы должны определить плавное движение мелодии я вам сыграю или мелодию со скачками?

Слайд№22 Дыхательная разминка

А сейчас приведем в готовность наши легкие.

  1. а) Упражнение. Изобразим ветер. Для этого нужно набрать по- больше воздуха в легкие через нос и выдувать его со звуком «Ш ш» (выполняется несколько раз)

  2.    б) Упражнение. А теперь согреем наши ладошки теплым воздухом со звуком «Ха».

Слайд№23 Артикуляционная разминка

  1. а) Упражнение. Кончиком языка прокалываем 4 стороны лица: слева, справа, сверху, снизу.

  2. б) Упражнение. Поднимаем рот вверх, изображая радость, затем вниз, изображая обиду. Затем поочередно радость и обиду.

Слайд№24 Голосовая разминка

  1. Настраиваем свои инструменты – голос и уши. Пропеваем один звук «М».

  2. Распевка:
    а) «М -а»
    б) «Ма – мо — му»
    в) Упражнение на развитие диафрагмы    «Стаккато»

У: Тогда давайте споем все вместе споем песню « Сказки гуляют по свету» из кинофильма «Оленья охота»
Слова М. Пляцковского
Музыка Е. Птичкина

( Жестом руки учитель просит учащихся встать,

дети исполняют песню «Сказки гуляют по свету», во время которой на экране появляется изображение сказочных персонажей).

Слайд№25,26,27,28,29,30.

Рефлексия.

— Ребята, мы слушали различные по характеру музыкальные произведения. Учились определять их характер, настроение.

— Какое произведение вам понравился больше? Почему?

У: Вот как по-разному раскрыли нам музыкальные портреты композиторы. А кроме этого, что еще нового вы узнали?

Д: Мы узнали про ударение в музыке.

У: Да, мы узнали, что такое акцент в музыке. Ребятки, кто запомнил?

Д: Акцент – это ударение в музыке.

У: Верно. Вы все правильно запомнили. Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали! (Поощрение учащихся, выставление оценок).

Всем спасибо за урок! До свидания!

Ход урока

Название
этапа урока

Деятельность
учителя

Деятельность
ученика

Использование
ЦОР
Слайд №

Прогнозируемый
результат

Организационный

Настрой на урок.

Объявление темы.

Настраиваются на восприятие новой темы.

Слайд №1

Создание рабочего настроя

Актуализация знаний и коррекция опорных представлений

Вступительная беседа по вопросу: назвать фамилию композитора.

Проблемная ситуация: определить
на слух и назвать произведение

Отвечают на вопросы учи-
теля.

Определяют на слух жанр звучащего произведения.

Слайд №2

Слайд №3

Коррекция опорных представлений.

Отрабатывается умение слушать и слышать музыку, определять жанр.

Дает краткие сведения о композиторе и произведении.

 

Отрабатывается умение слушать и слышать музыку, определять ее
характер.

Предлагает прослушать, «Картинки с выставки» «Баба-Яга» М.П.Мусоргский.

Внимательно слушают музыку; определяют  характер и жанр .

 

1-е прослушивание. Определить характер музыки.

Слушают учителя, пытаются определить настроение.

 

2-е прослушивание. Выполнять движения руками под музыку.

 

Выполняют движения руками под музыку

 

Умение выполнять движения в соответствии с характером музыки

Организованное     осмысление нового     материала

Предлагает прослушать «Ариэль» «Баба-Яга».

Отвечают на вопросы: музыка шуточная , веселая.

Слайд №18

Умение определять характер музыки.

Обобщение

Предлагает сравнить два разнохарактерных портрета и сопоставить их с картинками.

Отвечают на наводящие вопросы.

Слайд №17,18.

Рефлексия. Умение давать сравнительную характеристику.

Закрепление первичного осознания материала. Пение.

Песня «Сказки гуляют по свету» муз.

С помощью учителя определяют жанры песни и вальса. Говорят о содержании. Разучивают песню.

Слайд№23-28. 

Развитие вокально-интонационных навыков.

Подведение итогов.

Вопрос: какие произведения звучали на уроке?

Отвечают на вопросы.

Слайды №

Закрепление пройденного материала.

 Методическая часть

Цель использования презентации — повышение мотивации учеников к изучению музыкальных жанров, активизация познавательной деятельности на уроке и расширение кругозора.

Учителем используются следующие методы и приемы:

· Через вводную беседу организован процесс повторения корректировки опорных представлений о музыкальных портретах. (слайды №2-3).

· Для расширения кругозора использовались слайды с портретом композитора (слайды № 2).

· Организованы проблемные ситуации и игровые моменты для активизации учебного процесса.

Слайд

Что показывает

Как показывает

Для чего

1

Тема урока

Картинка с настройкой анимации

Для создания настроя на урок.

2

«Портреты в музыке»

Картинка с настройкой анимации

Для наглядности, корректировки опорных представлений. Активизация познавательной деятельности.

3

Организованное     осмысление нового     материала

Слайд с настройкой анимации, текста и звуком.

Научить образно мыслить при прослушивании.
Для формирования навыков: думать и мыслить при прослушивании.

4

Вопрос и фотографии

Слайд с вопросом, иллюстрацией, фотографий, настройкой анимации.

Проблемная ситуация. Умение определять характер музыки, анализировать.
Активизация детей на этапе обобщения.

5

Портрет М. П. Мусоргского

Иллюстрация портрета и высказывания композитора.

Для визуального запоминания портрета композитора и расширения кругозора учеников.

6

Вопрос на воображение.

Слайд с вопросом, настройкой анимации.

Проблемная ситуация. Научить мысленно вообразить (нарисовать образно) картину.

7

Просмотр репродукции картины В.Е. Репина.

Слайд с иллюстрацией.

Для визуального запоминания, расширения кругозора учеников. Научить описывать произведение искусства.

Осуществление комплексного подхода к уроку через межпредметные связи (музыка, изобразительное искусство).

8

Вопрос на размышление

Слайд с вопросами.

Для закрепления произведения в сознании учащихся, с целью формирования у школьников ассоциативного мышления. Способствует созданию атмосферы творческой активности, заинтересованности (словесно- иллюстративная, поисковая). Развивать умение высказывать свое отношение к написанному автором.

9

Угадай-ка. Слайд- подсказка, как правильно составить предложение

Слайд с вопросами и ответами.

Применение различных видов творческой деятельности: разрабатывать серии творческих заданий и находить наиболее эффективные формы их постановки перед учащимися. Развивать культуру речи на уроке.

10

Слайд с видеороликом «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»

Просмотр ролика с видеозаписью фрагмента из оперного спектакля.

Закрепление пройденного материала. Визуальное запоминание музыкально-театрального действия.

11

Актуализация знаний

Слайд с определением. Отвечая на вопрос, дают объяснение термина «опера».

Закрепление пройденного материала. Визуальное запоминание определения.

12

Подбор слов характеризующих музыкальный портрет героя.

Слайд с подборкой слов соответствующих данному характеру музыкального портрета героя.

Расширить словарный запас в описании музыкальных портретов.

Развивать интеллектуально-познавательные способности.

13

Слайд с анимацией и вопросами на освоение музыкального произведения.

Слайд с вопросами на образное, ассоциативное мышление и воображение.

Побудить учащихся к самостоятельному приобретению знаний в области музыки; помочь проявить собственную эрудицию и сообразительность, а так же творческие способности;

14

Пластическое интонирование повторяя за учителем.

Слайд с соответствующим характерным изображением.

Повысить интерес к знаниям, научить умело импровизировать в неожиданных ситуациях, помочь выполнять движения в соответствии с характером музыки. Здоровьесберегающие технологии – ритмические движения под музыку.

15

Обыграй песню с пластическим интонированием (работа в парах) самостоятельно.

Слайд с текстом и изображением музыкального образа.

Воспитание коммуникативных качеств, воздействие на чувства, эмоции детей, пробуждение их воображения, побуждение к творчеству на основе совокупного восприятия художественных и музыкальных образов;

16

Слуховая разминка

Слайд с анимацией и описанием работ.

Заложить основы творческих музыкальных способностей, практических умений и навыков в процессе слушания.

17

Дыхательная разминка

Слайд с описанием практических упражнений. Наглядность, показ, повторение, объяснение.

Заложить основы творческих музыкальных способностей, практических умений и навыков в процессе дыхательных упражнений.

18

Артикуляционная разминка

Слайд с смайликами описанием вокально-технических упражнений.

Развитие данного умения связано с четким пропеванием текста песен, выделением отдельных слов, имеющих особую смысловую нагрузку. Дикция напрямую связана с работой артикуляционного аппарата.

19

Голосовая разминка

Слайд с анимацией и описанием распевок на постепенное согревание связок.

Максимальный настрой и разогрев голосовых связок, бережное отношение к голосовому аппарату.

20

Пение. Исполнение песни.

Слайд с текстом песни и зарисовками музыкально-сказочных героев .

Развитие художественно-исполнительских и вокально-интонационных навыков.

21

Благодарность за урок

Надпись «Молодцы» с настройкой анимации

Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от урока. Успех  —  это  то, что  можно «моделировать», это способность быть счастливым и доставлять счастье окружающим.

infourok.ru

Урок в 6 классе «Портрет музыки и живописи»

Организационный момент.

Определение новой темы посредством игры

Приветствие учителя и учеников

Проверка домашнего задания

Назвать тему урока

Анализ литературного произведения

Метод музыкальных обобщений

Метод проблемного изложения материала

У.: Ну что, сегодня наступил еще один прекрасный день и еще один интересный урок для вас. Начнем с проверки домашнего задания. Предыдущая тема урока была «Песня-романс. Мир чарующих звуков». Открываем тетради (педагог проверяет готовность домашнего задания).

У.: Хорошо. Те, кто не справился, задание остается на следующий урок. А теперь давайте начнем с того что вам предстоит отгадать тему урока. Она состоит из трех слов и вот первое задание: вы должны как можно внимательнее прослушать стихотворение и ответить, о чем оно. «Под сенью звезд, под вальс Шопена,

В прозрачном мире тишины,

Взлететь с мелодией за стены,

Коснувшись неба и луны.

Ловить комету жадным взглядом

И слушать дальние миры,

И ощутить бескрайность рядом

Под звук божественной игры…»

И кто же мне ответит, о чем это стихотворение?

Уч.: о музыке!

У.: верно ребята, молодцы, итак, наше первое слово – это музыка.

Следующим заданием, вам предстоит выбрать из всех прозвучавших фамилий лишнюю. Слушаем внимательно: «Варламов, Кабалевский, Федотов, Лист, Григ». Какая из фамилий здесь лишняя?

Уч.: Федотов!

У.: Молодцы! А почему, кто мне скажет?

Уч.: потому что все остальные фамилии — это композиторы.

У.: хорошо, а кто же тогда такой Павел Андреевич Федотов? Не знаете? Это великий русский живописец. Запомните эту фамилию, и второе слово у нас – это живопись! Слушайте третье задание, вам нужно отгадать загадку: «Угрюм частенько, порою светел он бывает, он чей-то прадед, может дед, со стен застывший взор бросает» Что это ребята?

Уч.: портрет!

У.: Какие умнички! Совершенно верно! И таким образом темой нашего урока сегодня является «Портрет музыки и живописи». Ребята, скажите мне, что же такое искусство? Назовите мне виды искусства.

Уч.: искусство – это выражение человеческих эмоций, деятельность человека, проявляющаяся в творчестве. Виды искусства это ИЗО, архитектура, кино, портрет, театр и т.д.

У.: Очень хорошо, молодцы! Все верно! А к какому виду искусства вы бы отнесли портрет? И что это вообще такое «портрет»?

Уч.: портрет — это изображение человека не в полный рост, портрет можно отнести к такому виду искусства как ИЗО

У: Великолепно, молодцы! А скажите мне пожалуйста, что нам передает портрет?

Уч.: эмоции, чувства, человеческие переживания, тревогу, скорбь, радость, тоску

У.: Очень хорошо, ребята. Мы с вами разобрались что такое портрет, а также что автор передает с помощью этого жанра. Тогда еще один вопрос, а можно ли описать портрет музыки? Как вы думаете? И что он будет нести в себе?

Уч.: конечно, он передает настроение, то чем живет композитор, что он чувствует и его отношение к жизни.

У.: Совершенно верно, ребята, очень хороший ответ.

Введение нового материала

Слушание Ф. Шопен «Револю-

ционный этюд»

Описание картины

«Охота» П.А Федотов

Познаватель-

ная

деятельность

Творческая деятельность

Метод наглядно-слуховой;

эмоциональной драматургии;

Метод содержатель-ного анализа инструмен-тального произведения

Метод наглядно-образный, наглядно-практический

У.: Давайте сейчас попробуем описать портрет музыки замечательного польского композитора Ф. Шопена. Я не буду вам говорить название произведения, попробуте сами определить его и еще постарайтесь как можно глубже описать то, что хотел передать композитор этой музыкой, какие чувства он испытывал, когда создавал такой шедевр (слушание).

Итак, ребята, кто расскажет мне о своих впечатлениях о данном произведении?

Уч.: она решительная, смелая, тревожная, твердая, настойчивая, упорная, стремительная, взволнованная и т.п.

У.: Отлично! А тогда скажите мне, какое же название подходит к этому произведению?

Уч.: похожий на что-то тревожное, страшное…

У.: похожа эта музыка на бунт, восстание людей?

Уч.: да!

 У.: Верно! Это произведение называется «Революционный этюд». Как вы думаете, откуда появилось желание у композитора для написания такой музыки?

Уч.: наверное, это происходило вокруг него…

У.: Да, ребята, в Польше происходили восстания людей, шла борьба за жизнь. Фредерик Шопен, живя в другой стране, испытывая глубокое понимание и отчаяние, выразил все свои чувства в музыкальном произведении. Глубокая, трагичная и душераздирающая музыка, давайте еще раз прослушаем ее.

А теперь вам предстоит еще более интересное и занимательное задание. Мы с вами поделимся на 2 команды и посоревнуемся, какая команда напишет больше всего слов, характеризующих данную картину (не показываю). Какая команда напишет большее количество слов, та и победила. У вас есть 5 минут и время пошло!

Итак, на счет 3 все заканчивают писать. Все, время вышло, подсчитываем результаты и побеждает команда номер 1! Ура! Ну ребята, давайте дадим шанс второй команде. Я задам им еще один вопрос и если они не отвечают, то остаются проигравшими, а если отвечают – побеждает дружба! Итак, вопрос: назовите мне 4 любые фамилии художников.

Уч.: Айвазовский, Шишкин, Репин, Левитан, Рубенс и т.д.

У.: Умники ребята, я вас поздравляю, у нас победила дружба, давайте поаплодируем друг другу!

Подведение итога урока

Краткий обзор пройденного материала

Метод музыкальных обобщений

У.: наш урок подходит к концу, давайте вспомним, что нового вы сегодня узнали и запомнили?

Уч.: у нас была новая тема «Портрет музыки и живописи», мы разобрались что такое портрет, что такое искусство, какие виды искусства бывают, что описывает портрет и портрет музыки. Прослушали Революционный этюд Фридерика Шопена и характеризовали картину «Охота» П.А Федотова. Узнали что такое романс, прослушали «Мне кажется» Травердиева.

У.: Молодцы, очень хорошо.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. 6-й класс

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (20,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели и задачи урока:

  • Образовательные: формирование у учащихся целостного восприятия музыкально-художественного образа вокальной и инструментальной музыки. Совершенствование навыков прочтения музыкального, художественного и литературного текста.
  • Развивающие: развитие познавательного интереса, творческих способностей учащихся, формирование их духовных потребностей, литературных, художественных и музыкальных вкусов через организацию творческой учебной деятельности.
  • Воспитательные: воспитание нравственно-эмоциональной сферы, способности к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные, литературные и художественные образы, воспитание человека высокой культуры.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: фронтальная.

Методы урока: словесный, наглядно-слуховой, анализ.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
  3. Этап усвоения новых знаний.
  4. Этап закрепления новых знаний.

Оборудование: аудиозапись, музыкальный центр, мультимедийный центр, фортепиано, раздаточный материал (карточки «Средства музыкальной выразительности»), презентация «Два музыкальных посвящения».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Музыкальное приветствие. (Слайд 1.)

2. Вступление. (Слайд 2.)

Звучит музыка к романсу «Я помню вальса звук прелестный…»

Прочитать стихи Листова:

Я помню вальса звук прелестный
Весенней ночью в поздний час.
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась.
Да, то был вальс прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс.
Теперь зима, и те же ели
Покрыты сумраком стоят.
А под окном шумят метели
И звуки вальса не звучат.
Где ж этот вальс старинный, томный,
Где ж этот дивный вальс.

(Слайд 3.) Слушание романса «Я помню вальса звук прелестный..» Н. Листова.

Приложение 1

Приложение 2

Мир чарующих звуков романсов русских композиторов передает палитру человеческих чувств и переживаний. В романсах запечатлены прекрасные качества души русского человека, его устремленность к истине, добру, красоте и любви.

(Слайд 4) Ученики читают строки Пушкина со слайда:

Мечта в волшебной сени
Мне милую яви,
Мой свет, мой добрый гений,
Предмет моей любви…
А.С.Пушкин

Тема урока сегодня, ребята, «Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи».

Скажите, пожалуйста, ребята, к какому виду искусства относится портрет?

(Портрет – это жанр изобразительного искусства.)

(Слайд №5) Учащиеся читают стихи со слайда на фоне проецируемых портретов:

От красок шумно и светло,
Картины воздух обступили,
Я музыку сюда бы ввел,
Чтобы они заговорили
С.Тюрин

Считается, что портрет – самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. XVIIIвек в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф.Рокотов, Д.Левицкий, О.Кипренский, К.Брюллов, И.Репин, М.Врубель и др.

Благодаря «портретным гармониям» русского художника Федора Степановича Рокотова (1735-1808) образовался особый эмоциональный словарь для выражения впечатлений зрителя: «полумерцание, полугорение красок», «зыбкость, воздушность», «загадочность и таинственность», «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «затаенность душевных проявлений» и т.п.

(Слайд №6) Ф.Рокотов. Портрет А.Струйской

Особое место в творчестве художника занимает портрет А.Струйской (1772) Именно прекрасные глаза героини портрета послужили источником вдохновения для создания известного стихотворения Николая Заболоцкого:

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок.
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

С помощью света Рокотов мастерски выделяет лицо и одновременно объединяет всю композицию портрета в единое целое. Не случайно этот портрет часто называют «русской Джокондой».

(Слайд №7) А может ли музыка нарисовать портрет?

Звучит «Вальс-фантазия» М.И. Глинки для симфонического оркестра (музыкальный фрагмент).

Знакома ли вам эта музыка? (это вальс)

Это «Вальс-фантазия» М.И.Глинки. Он глубоко автобиографичен. Этот вальс отражает жизненные события, происходившие непосредственно с композитором. Сочинение появилось на свет как фортепианная пьеса. В результате большой популярности этой пьесы, композитор оркестровал ее. Существует две авторские редакции 1845 и 1856 годов.

«Вальс-фантазия» — это необычная для того времени в танцевальной музыке драматическая поэма.

Как звучит музыка этого вальса? (музыка звучит как взволнованная речь).

Свое понимание красоты в искусстве Глинка выразил словами: «Все искусства, а, следовательно, и музыка, требуют свыше:

  1. Чувства… — это получается от вдохновения свыше.
  2. Формы. Forme значит красота, т.е. соразмерность частей для составления стройного целого… Чувство и форма – это душа и тело. Первое – дар высшей благодати, второе приобретается трудом…»
  3. Удивительное произведение русской симфонической музыки «Вальс-фантазия», как и романс «Я помню чудное мгновенье», были сочинены Глинкой под влиянием глубокого чувства к Екатерине Ермолаевне Керн.
    Ребята, постарайтесь ответить на несколько вопросов: 1)почему композитор дал своему произведению название «Вальс-фантазия»?
  4. В какой обстановке наиболее приемлемо звучание «Вальса-фантазии» — на балу, балетной сцене, в симфоническом концерте? Почему?
  5. Это просто танец, или в музыке Глинки слышится нечто большее?
  6. К какой области музыки можно отнести это сочинение («легкой» или «серьезной»)?

(Слайд №8) Точно как и Пушкин посвятил свое стихотворение ее матери Анне Петровне Керн.

(Слайд №9) «Тригорское. Гостиная в доме Прасковьи Александровны Осиповой». Здесь впервые через 3 года после смерти Пушкина, Глинка исполнил свой романс.

Звучит фортепианное вступление к романсу «Я помню чудное мгновенье…»

Ученики читают стихи:

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
(Слайд №10)
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
(Слайд №11)
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
(Слайд №12)
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

На сколько разделов можно разбить данное стихотворение?

Определите образный смысл каждого из шести четверостиший (встреча, воспоминание. Забвение, уныние, новое свидание и порыв вдохновения и счастья).

(Слайд №13) А теперь давайте в полном объеме прослушаем романс М.И.Глинки на стихи А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»
Какие характеристики можно дать этой музыке? (Это исповедь сердца, это скрытая от чужих глаз «дневниковая запись» переживаний, раздумий, отчаяния и восторга).

(Слайды №14-15) Итог урока: музыка романса «Я помню чудное мгновенье» и «Вальса-фантазии» — взволнованная речь, по которой можно узнать почерк композитора.

Она раскрывает образ М.И. Глинки, но и образ той, кому посвящены произведения.

(Слайд №16).

Дополнительный материал:

Федор Степанович Рокотов, «Портрет А.П. Струйской»

Федор Степанович Рокотов – выдающийся русский художник-портретист. Известно, что по происхождению Рокотов был крепостным крестьянином, но получил вольную. Художник учился в Академии художеств в Петербурге у таких известных мастеров своего времени, как Токке, Ротари, Антропов. Но, как считали многие ценители искусства, он сумел превзойти своих учителей. В 1756 г. Рокотов переехал в Москву, т.к. его не устраивал показной блеск петербургской жизни, ее суетность и несерьезность. В 60-е гг. художник стал академиком живописи. Рокотов был настолько известен и популярен, что даже удостоился чести писать портрет наследника престола, великого князя Петра Федоровича.

Несмотря на свое происхождение, Рокотов был человеком очень образованным и интеллигентным, что, в частности, объясняется окружением художника, которое состояло из образованных людей, многие из них были связаны с Московским университетом, который в то время являлся чем-то вроде просветительского центра России. Безусловно, общение с такими людьми оказало огромное влияние на художника и нашло отражение в его творчестве. Может быть, именно поэтому многие работы Рокотова несут на себе отпечаток высокой духовности и интеллигентности.

Ф.С. Рокотовым были написаны портреты поэта В. И. Майкова, А. И. Воронцова, В. Е. Новосильцевой, П. Н. Ланской, портрет неизвестной в розовом платье и др. В портретах Рокотова впервые в истории русской живописи были с большим мастерством переданы внутренний мир человека, его мысли, чувства, переживания. Особой прелестью отличаются женские портреты художника и, в частности, портрет А. П. Струйской, который приковывает внимание зрителя необычайной одухотворенностью лица молодой девушки. Особенно необычны в этом портрете глаза – живые, немного лукавые и загадочные. Именно прекрасные глаза героини портрета послужили источником вдохновения для создания известного стихотворения Николая Заболоцкого:

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок.
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Большую роль в работах художника играет свет. Герои его портретов словно выступают из тени, при этом освещаются отдельные фрагменты лица, шеи, одежды. Другие же фрагменты так и остаются в тени. Возникает впечатление, что на модель направлен неяркий поток света, в лучах которого мерцают матовая кожа лица и шелк одежды. Идеалом человеческой красоты для художника являлась красота не внешняя, а внутренняя. В его понимании истинную красоту человеку придает высокая духовность, заключенная в материальной оболочке, которая служит лишь отражением этой внутренней духовности.

Ф.С. Рокотов является, наряду с Д.Г. Левицким и В.Л. Боровиковским, величайшим русским художником-портретистом XVIII в. Многие его портреты хранятся в Третьяковской галерее, а также в других музеях России и зарубежья.

Источники информации.

  1. jivopis.org — Русская и мировая живопись, великие произведения.

1.11.2017

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *