cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Конспект урока 6 класс текст и его особенности: Конспект урока по русскому языку на тему «Текст и его особенности»

Текст и его признаки | План-конспект урока по русскому языку (6 класс):

Текст и его признаки

  1. О.Н.У.
  2. Актуализация знаний
  1. ОП на стр.12
  2. –Какие функциональные разновидности языка существуют? (разговорная речь, язык художественной литературы)

— Какие стили? (официально-деловой, научный, публицистический)

3) — Определите последовательность слов и объясните свой выбор.

На доске: словосочетание — слово –  звук – предложение.

— Давайте вспомним, какие разделы науки о языке изучают каждую единицу языка?

Дети: звук, — фонетика, слово – лексикология, словосочетание, предложение – синтаксис.

  1. Введение в тему

-Обратите внимание на цепочку, она не закончена. Как вы думаете, какая единица языка должна быть следующей? Почему она является завершающим в этой цепочке?

(В этой цепочке завершающим словом будет текст, потому что эта самая большая единица языка).

-Итак, скажите, пожалуйста, что мы с вами будем изучать сегодня на уроке и какие цели мы должны перед собой поставить?

(тема урока – текст и его признаки. Цель: дать понятие, что такое текст, выявить его основные признаки, узнать, какая наука изучает текст).

  1. Работа по теме урока

-Как приятно видеть людей, которые умеют связно и красиво говорить. Мы любуемся речью, когда не угадываем ее смысл, а понимаем его сразу.

 Долгое время лингвисты ограничивались изучением звуков, морфем, слов, словосочетаний, предложений. Но постепенно ученые стали исследовать более крупные отрезки речи: сочетание предложений, абзацы, и целые тексты.

 Так сложилась наука о тексте. Эта наука называется текстоведением (текст + ведать, знать).

 Изучая текст, лингвисты установили, что он имеет определенные законы построения, в нем есть такие особенности, которых нет у предложений.

 -Что такое текст? Как вы думаете? Давайте подберем слова, близкие по значению, к этому слову.

Текст (от лат. textum – ткань, связь, соединение). Как вы это понимаете? 

(Текст мы читаем и понимаем, о чем нам хотят рассказать).

— Молодцы! Давайте попробуем дать определение этому понятию и выясним, какими признаками он обладает.

Для этого проанализируем две записи (раздаточный материал у каждого на парте)

Две записи. Слева набор предложений, а справа текст.

К..тёнок разбил вазу. К..смонавты готовились к полёту. По телевизору была инт..ресная передача. А мама пошла в магазин.

Всё хорошо в природе, но в..да — красота всей природы. Вода ж..ва, она б..жит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и дв..жение всему ее окружающему.

 -Прежде чем мы начнем анализировать, я вас попрошу выписать все слова с пропущенными орфограммами, объяснить их написание и назвать вид орфограммы, к которому относятся все слова. Найдите лишнее слово и объясните, почему оно является таковым?

— Поработаем над записями. Можно ли назвать их текстами? Почему? Чем правая запись отличается от левой?

— Какой признак имеет текст?

— Что такое тема текста?

( Это то, о чем или о ком говорится в тексте).

— О чем говорится в тексте? Как описана вода? Найдите слова, которые ее описывают и характеризуют. Какая тема данного текста?

(В тексте говорится о воде).

— Молодцы! Вы все точно сказали. Зачем тот или иной текст создается? Любой текст выражает какую-то мысль, чтобы ее найти, надо задать вопрос: что этим текстом хотел сказать автор? К чему он нас призывает? Определите основную мысль данного текста.

Дети: Вода дает жизнь всему, что нас окружает. В ней содержится красота всей природы. Автор призывает нас любить и беречь природу и все, что нас окружает.

 Признаки текста. Первый признак: предложения тесно связаны между собой по смыслу, т.е. объединены общей темой и основной мыслью.

— Раскрыта ли тема и основная мысль данного текста? Значит текст завершен и закончен.

Вторым признаком текста является как раз завершенность и смысловая законченность.

— Давайте попробуем подобрать заголовок к нашему тексту.

— Какие вы молодцы! Я согласна с вами.  Какой вывод мы можем сделать?

( Заголовок выражает то, о чём говорится в тексте).

Третьим признаком текста является то, что у текста может быть заголовок, который отражает его тему или основную мысль. 

— Можно ли поменять местами предложения в тексте? Почему?

( Нельзя, смысл текста будет непонятным).

Четвертым признаком текста является логическая связь частей, определенная их последовательность.

— Кто попробует назвать все признаки текста?

-Теперь можно дать и определение понятию текст, так что же такое текст?

Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически, расположенных в определённом порядке, имеющих тему и основную мысль. (Запись в тетрадь)

-Где вы встречаетесь с текстом в вашей жизни? зачем вам нужно знать, что такое текст и как его построить? как вам понадобятся эти знания в жизни?

5. Закрепление изученного

  1. Работа с текстом.

-Прочитайте небольшой отрывок из сказки, название и автора которой вы назовете сами.

Ходит честной купец, дивуется; на все такие диковинки глаза у него разбежались, и не знает он, на что смотреть и кого слушать. Ходил он так много ли, мало ли времени – неведомо: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. И вдруг видит он, на пригорочке зеленом цветет цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером написать. У честного купца дух занимается; подходит он ко тому цветку; запах от цветка по всему саду ровно струя бежит; затряслись и руки и ноги у купца, и сказал он голосом радостным:

«Вот аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о каком просила меня дочь меньшая, любимая».

— Кто автор данного текста? Из какой это сказки? Что вы знаете об этом авторе?

(С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»)

-Докажите, что это текст. Найдите признаки текста.

— Озаглавьте этот текст так, чтобы в нем отразилась тема текста, затем основная мысль и запишите.

2) Проверим, как вы усвоили тему нашего урока: на ваших листочках есть 7 утверждений, рядом с ними поставьте  ДА/НЕТ.

1.         Текст состоит из предложений.          

2.         К тексту нельзя придумать заглавие.          

3.         Все предложения в тексте имеют границы.          

4.         Предложения в тексте не имеют последовательности.          

5.         В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.          

6.         Текст нельзя разделить на части          

7.         Предложения в тексте объединены общей темой и основной мыслью.

Проверка друг у друга по ключам.        

Ключи ДА, НЕТ, ДА, НЕТ, ДА, НЕТ, ДА.

6.Подведение итогов. Рефлексия

7. Д/задание Повторить признаки текста. Составить собственный текст на тему «Осень»

К..тёнок разбил вазу. К..смонавты готовились к полёту. По телевизору была инт..ресная передача. А мама пошла в магазин.

Всё хорошо в природе, но в..да — красота всей природы. Вода ж..ва, она б..жит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и дв. .жение всему ее окружающему.

К..тёнок разбил вазу. К..смонавты готовились к полёту. По телевизору была инт..ресная передача. А мама пошла в магазин.

Всё хорошо в природе, но в..да — красота всей природы. Вода ж..ва, она б..жит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и дв..жение всему ее окружающему.

К..тёнок разбил вазу. К..смонавты готовились к полёту. По телевизору была инт..ресная передача. А мама пошла в магазин.

Всё хорошо в природе, но в..да — красота всей природы. Вода ж..ва, она б..жит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и дв..жение всему ее окружающему.

К..тёнок разбил вазу. К..смонавты готовились к полёту. По телевизору была инт..ресная передача. А мама пошла в магазин.

Всё хорошо в природе, но в..да — красота всей природы. Вода ж..ва, она б..жит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и дв..жение всему ее окружающему.

К..тёнок разбил вазу. К..смонавты готовились к полёту. По телевизору была инт..ресная передача. А мама пошла в магазин.

Всё хорошо в природе, но в..да — красота всей природы. Вода ж..ва, она б..жит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и дв..жение всему ее окружающему.

К..тёнок разбил вазу. К..смонавты готовились к полёту. По телевизору была инт..ресная передача. А мама пошла в магазин.

Всё хорошо в природе, но в..да — красота всей природы. Вода ж..ва, она б..жит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и дв..жение всему ее окружающему.

К..тёнок разбил вазу. К..смонавты готовились к полёту. По телевизору была инт..ресная передача. А мама пошла в магазин.

Всё хорошо в природе, но в..да — красота всей природы. Вода ж..ва, она б..жит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и дв..жение всему ее окружающему.

К..тёнок разбил вазу. К..смонавты готовились к полёту. По телевизору была инт..ресная передача. А мама пошла в магазин.

Всё хорошо в природе, но в..да — красота всей природы. Вода ж..ва, она б..жит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и дв..жение всему ее окружающему.

К..тёнок разбил вазу. К..смонавты готовились к полёту. По телевизору была инт..ресная передача. А мама пошла в магазин.

Всё хорошо в природе, но в..да — красота всей природы. Вода ж..ва, она б..жит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и дв..жение всему ее окружающему.

К..тёнок разбил вазу. К..смонавты готовились к полёту. По телевизору была инт..ресная передача. А мама пошла в магазин.

Всё хорошо в природе, но в..да — красота всей природы. Вода ж..ва, она б..жит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и дв..жение всему ее окружающему.

К..тёнок разбил вазу. К..смонавты готовились к полёту. По телевизору была инт..ресная передача. А мама пошла в магазин.

Всё хорошо в природе, но в..да — красота всей природы. Вода ж..ва, она б..жит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и дв..жение всему ее окружающему.

К..тёнок разбил вазу. К..смонавты готовились к полёту. По телевизору была инт..ресная передача. А мама пошла в магазин.

Всё хорошо в природе, но в..да — красота всей природы. Вода ж..ва, она б..жит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и дв. .жение всему ее окружающему.

Ходит честной купец, дивуется; на все такие диковинки глаза у него разбежались, и не знает он, на что смотреть и кого слушать. Ходил он так много ли, мало ли времени – неведомо: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. И вдруг видит он, на пригорочке зеленом цветет цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером написать. У честного купца дух занимается; подходит он ко тому цветку; запах от цветка по всему саду ровно струя бежит; затряслись и руки и ноги у купца, и сказал он голосом радостным:

«Вот аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о каком просила меня дочь меньшая, любимая».

Ходит честной купец, дивуется; на все такие диковинки глаза у него разбежались, и не знает он, на что смотреть и кого слушать. Ходил он так много ли, мало ли времени – неведомо: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. И вдруг видит он, на пригорочке зеленом цветет цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером написать. У честного купца дух занимается; подходит он ко тому цветку; запах от цветка по всему саду ровно струя бежит; затряслись и руки и ноги у купца, и сказал он голосом радостным:

«Вот аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о каком просила меня дочь меньшая, любимая».

Ходит честной купец, дивуется; на все такие диковинки глаза у него разбежались, и не знает он, на что смотреть и кого слушать. Ходил он так много ли, мало ли времени – неведомо: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. И вдруг видит он, на пригорочке зеленом цветет цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером написать. У честного купца дух занимается; подходит он ко тому цветку; запах от цветка по всему саду ровно струя бежит; затряслись и руки и ноги у купца, и сказал он голосом радостным:

«Вот аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о каком просила меня дочь меньшая, любимая».

Ходит честной купец, дивуется; на все такие диковинки глаза у него разбежались, и не знает он, на что смотреть и кого слушать. Ходил он так много ли, мало ли времени – неведомо: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. И вдруг видит он, на пригорочке зеленом цветет цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером написать. У честного купца дух занимается; подходит он ко тому цветку; запах от цветка по всему саду ровно струя бежит; затряслись и руки и ноги у купца, и сказал он голосом радостным:

«Вот аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о каком просила меня дочь меньшая, любимая».

Ходит честной купец, дивуется; на все такие диковинки глаза у него разбежались, и не знает он, на что смотреть и кого слушать. Ходил он так много ли, мало ли времени – неведомо: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. И вдруг видит он, на пригорочке зеленом цветет цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером написать. У честного купца дух занимается; подходит он ко тому цветку; запах от цветка по всему саду ровно струя бежит; затряслись и руки и ноги у купца, и сказал он голосом радостным:

«Вот аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о каком просила меня дочь меньшая, любимая».

На ваших листочках есть 7 утверждений, рядом с ними поставьте  ДА/НЕТ.

1.         Текст состоит из предложений.          

2.         К тексту нельзя придумать заглавие.          

3.         Все предложения в тексте имеют границы.          

4.         Предложения в тексте не имеют последовательности.          

5.         В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.          

6.         Текст нельзя разделить на части          

7.         Предложения в тексте объединены общей темой и основной мыслью.

На ваших листочках есть 7 утверждений, рядом с ними поставьте  ДА/НЕТ.

1.         Текст состоит из предложений.          

2.         К тексту нельзя придумать заглавие.          

3.         Все предложения в тексте имеют границы.          

4.         Предложения в тексте не имеют последовательности.          

5.         В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.          

6.         Текст нельзя разделить на части          

7.         Предложения в тексте объединены общей темой и основной мыслью.

На ваших листочках есть 7 утверждений, рядом с ними поставьте  ДА/НЕТ.

1.         Текст состоит из предложений.          

2.         К тексту нельзя придумать заглавие.          

3.         Все предложения в тексте имеют границы.          

4.         Предложения в тексте не имеют последовательности.          

5.         В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.          

6.         Текст нельзя разделить на части          

7.         Предложения в тексте объединены общей темой и основной мыслью.

На ваших листочках есть 7 утверждений, рядом с ними поставьте  ДА/НЕТ.

1.         Текст состоит из предложений.          

2.         К тексту нельзя придумать заглавие.          

3.         Все предложения в тексте имеют границы.          

4.         Предложения в тексте не имеют последовательности.          

5.         В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.          

6.         Текст нельзя разделить на части          

7.         Предложения в тексте объединены общей темой и основной мыслью.

На ваших листочках есть 7 утверждений, рядом с ними поставьте  ДА/НЕТ.

1.         Текст состоит из предложений.          

2.         К тексту нельзя придумать заглавие.          

3.         Все предложения в тексте имеют границы.          

4.         Предложения в тексте не имеют последовательности.          

5.         В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.          

6.         Текст нельзя разделить на части          

7.         Предложения в тексте объединены общей темой и основной мыслью.

словосочетание  слово

 звук

 предложение

фонетика

лексикология

синтаксис

текст

текстоведение

Текст, его особенности 6 Класс

Урок 16

ТЕКСТ

Текст, его особенности

Цели: повторить изученное о тексте; развивать умения составлять и редактировать тексты; отрабатывать пунктуационные навыки.

Планируемые результаты: знание признаков текста; умения различать тексты по форме, виду и типу речи, озаглавливать текст, выявлять языковые и композиционные особенности текста.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Анализ контрольного диктанта и тестовой работы

  3. Проверка домашнего задания

(Задание 10 из рабочей тетради — чтение словосочетаний и предложений, составленных учащимися.)

  1. Самоопределение к деятельности

  • Что такое текст?

По каким признакам мы разделяем тексты?

(По форме, по видам речи, по типам речи.)

(Повторить изученное

Работа по теме урока

Работа по учебнику

  1. Чтение теоретического материала (с. 34),

беседа по прочитанному, комментарии учителя.

  • Что называется текстом? (Речевое высказывание, в котором предложения связаны общей темой, общей мыслью.)

  • Какими могут быть тексты по форме? (Устными и письменными.)

  • Как различаются тексты по виду речи? (Монологические и диалогические.)

  • На какие типы речи делятся тексты? (Описание, повествование, рассуждение.)

  • Каковы особенности каждого типа речи?

Описание можно сравнить с фотографией. Фотография фиксирует образы, предметы, которые мы можем описать.

Повествование — рассказ о каких-либо событиях в их временной последовательности. Этот рассказ можно представить как небольшой кинофильм, в котором картины постоянно меняются.

Рассуждение нельзя представить в образах, запечатлеть как картинки, фотографии, единичные или сменяющие друг друга. Если автор размышляет, объясняет что-либо, анализирует свои наблюдения, спорит с воображаемым собеседником, оценивает, выражает свои суждения, доказывает, делает выводы, значит, мы имеем дело с рассуждением. Рассуждение строится так: тезис (основная мысль) — аргументы (доказательство) — вывод.

Часто типы речи выступают вместе.

При затруднениях с определением стиля и типа речи надо, во-первых, представить, где бы вам мог встретиться такой текст: в художественной книге, в учебнике, в газете или журнале, в разговоре на улице, во-вторых, попробовать понять, с какой целью он написан, чего хотел автор: сообщить что-либо, рассказать о чём-то, описать что-либо, привлечь внимание читателя к каким- нибудь проблемам, научить чему-то, доказать что-то, выразить свои чувства, переживания. Представив себе речевую ситуацию (кто говорит, с кем, о чём, где и зачем), мы можем правильно определить стиль и тип речи.

Обсуждение задания рубрики

«Материалы для самостоятельных наблюдений» (с. 34).

  1. Упр. 60 — устное выполнение.

  2. Чтение теоретического материала (с. 35).

  1. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Упр. 61 — выразительное чтение текста, обсуждение, комментированное письмо.

Комментарии

Предложения первого абзаца связаны с помощью местоимения: вальдшнепыони (уточним по толковому словарю значение слова вальдшнепы). Предложения второго абзаца связаны по смыслу параллельной связью: фиксируются отдельные элементы, взгляд словно переводится с одного предмета на другой (мягкий воздухтонкий туманжёлтые полябурые сучья деревнеподвижное небо — липызолотые листьясырая земля).

Обратим внимание на устаревшую форму родительного падежа множественного числа: сучья дерев; современная форма: сучья деревьев.

Дополнительный вопрос

— К какому типу речи относится данный текст? Докажите.

(Это текст-описание. Текст можно представить как фото-

графию. Действия нет, описывается красота осеннего лесаот неба до земли.)

2. Упр. 62 — редактирование текста.

VII. Подведение итогов урока

Домашнее задание

Выполнить работу над ошибками.

Учебник: § 13, упр. 63

Рабочая тетрадь: задание 6

Урок 17

Тема и основная мысль текста.

Заглавие текста

Цели: формировать умение определять тему и основную мысль текста; развивать навыки анализа текста, монологической речи, орфографические и пунктуационные навыки.

Планируемые результаты: знание признаков текста; умения определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст, выявлять языковые и композиционные особенности текста, работать в парах.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

  1. Упр. 63 — обсуждение вопросов и заданий, фонетический и синтаксический разбор на доске.

Комментарии

В предложениях первого абзаца цепная связь. Средства связи второго предложения с первым, третьего со вторым, четвёртого с третьим, пятого с четвёртым — местоимения (много воробьевк ним, япередо мной, воробышек — какой, нарядныйэтого)’, шестое предложение связано с пятым и четвёртым подробным описанием, свёрнутым в предыдущих предложениях (нарядныйэтоговерх головки серенький…)’, седьмое предложение с шестым связано повтором (серенькийсеренькаясерые)’, восьмое с седьмым связано контекстным антонимом (потемнее: коричневатые, пёстренькиебелая).

Фонетический разбор: [гл’ижу].

Задание 6 из рабочей тетради — фронтальная проверка.

Комментарии

Тип текста — повествование.

Самоопределение к деятельности

  • Назовите обязательные признаки текста. (Наличие темы и основной мысли.)

  • Что мы подразумеваем под этими понятиями? (Ответы детей.)

  • Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?

  • Научиться определять тему текста и его основную мысль.

Работа по теме урока

  1. Работа по учебнику

Чтение теоретического материала (с. 37, 38),

беседа по прочитанному, комментарии учителя.

Что такое тема текста? (То, о чём говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. д.)

Каждый текст создаётся на определённую тему. Все его предложения объединены общей темой. Единство темы обеспечивает целостность текста независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают её.

Что такое основная мысль, идея текста?

(Это то главное, что хотел сказать автор текста.)

Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Например, в басне основная мысль, идея текста, как правило, даётся в виде конкретного высказывания. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст.

Какое значение имеет заглавие текста?

{Оно может выражать тему или основную мысль текста.)

Заглавие должно быть ёмким, кратким, точным. В заглавии содержится общий смысл текста. Важно кратко и точно его передать.

  1. Упр. 64 — выразительное чтение текста, обсуждение.

Какова тема текста? (Она выражена в заглавии«Гусь и журавль». )

Какова основная мысль текста? {Она выражена в последнем предложении текста: «Лучше знать что-нибудь одно, да хорошо, чем всё, да плохо».)

Произведения каких жанров напоминает этот текст? {Жанр текста близок к короткой сказке, притче, басне.)

Можно ли эту же мысль выразить, используя текст на другую тему? (Можно.)

Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 65 — письменное выполнение на доске и в тетрадях.

Упр. 66 — выразительное чтение текста, обсуждение.

Упр. 67 — выразительное чтение текста, обсуждение вопросов сначала в парах, затем коллективное.

Комментарии

В названии стихотворения А. Пушкина отражена тема текста. Автор передаёт грустное настроение, навеянное неизбежным осенним увяданием природы. Но последняя фраза стихотворения оптимистичная, она говорит о вечном изменении природы, вечном её обновлении: «…до сладостной весны!»

Варианты заглавия стихотворения: «Осенняя грусть», «До сладостной весны!»

Подведение итогов урока

  • Что называется темой текста?

  • Что такое основная мысль текста? Как её определить?

  • Какое значение имеет заголовок текста?

  • Каким должен быть заголовок?

Домашнее задание

Учебник: § 14, упр. 68.

Рабочая тетрадь: задание 12

Урок 18

Начальные и конечные предложения текста

Цели: показать значение в тексте начальных и конечных предложений; развивать творческие способности, навыки анализа текста, монологической речи, орфографические и пунктуационные навыки.

Планируемые результаты: понимание роли в тексте начальных и конечных предложений; умения создавать тексты, начинать и заканчивать созданные тексты.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

  1. Упр. 68 — чтение и анализ творческих работ.

  2. Задание 12 из рабочей тетради — обсуждение заглавия и основной мысли текста.

  1. Самоопределение к деятельности

Всем вам приходилось когда-либо писать сочинения, создавать тексты. Вспомните, какие вопросы вставали перед вами.

(Ответы детей.)

(Наверняка кто-то из учеников вспомнит о том, что нередко встают вопросы: как начать и как закончить сочинение?)

  1. Обычно мы пытаемся найти выход интуитивно, и на решение этой проблемы тратится много времени. Как же облегчить эту задачу? Что для этого нужно знать и понимать? (Нужно понимать роль начальных и конечных предложений в тексте, то, какую информацию они должны содержать.)

  2. Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? (Научиться создавать тексты, правильно их начинать и заканчивать.)

  1. Работа по теме урока

Беседа

Начальные и конечные предложения играют важную роль в композиции текстов. Они образуют некую рамку, внутри которой развивается текст.

Первое предложение часто служит завязкой, последнее — развязкой, выводом, обобщением.

Многое зависит от стиля и типа речи, но в любом случае начальные и конечные предложения очень значимы.

Первые дают толчок развитию текста, последние придают ему завершённость, и от обоих зависит цельность текста.

Задание

Попробуйте определить, какое из предложений начальное, а какое — конечное.

И стали они жить-поживать и добра наживать.

Жили-были старик со старухой.

Почему мы без труда ответили на вопрос?

( Мы легко можем определить, какие предложения начинают, а какие заканчивают тексты сказок. Мы знаем композицию сказки: обычно её обрамляют зачин и концовка.)

С другими текстами бывает сложнее, но в большинстве случаев начальное предложение от конечного мы отличим.

  1. Работа по учебнику

Комментарии

Мы догадались, о чём пойдёт речь в тексте, по начальному и конечному предложениям.

Первое, вопросительное, предложение задало тему, заинтересовало читателей; последнее — подвело итог, помогло понять основную мысль: традиция школьного об-

учения уходит корнями в глубокую древность, а значит, стрем л е ние учиться изначально присуще человеку.

Варианты заглавия текста: «Откуда пришла школа?», «История школы».

Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 70 — коллективное выполнение с комментированием.

Упр. 71 — самостоятельное выполнение с последующей проверкой.

Упр. 72 — творческая работа (устно).

Подведение итогов урока

— Какую роль в тексте играют начальные и конечные предложения?

— Как выбрать предложения, начинающие и заканчивающие текст?

Домашнее задание

Учебник: § 15, упр. 73.

Урок 19

Ключевые слова

Цели: учить находить в тексте ключевые слова; показать их значение в тексте; развивать творческие способности, навыки анализа текста, орфографические и пунктуационные навыки.

Планируемые результаты: понимание роли ключевых слов в тексте; умения анализировать созданные тексты, находить в них ключевые слова, работать в парах.

Ход урока

  1. Организационный момент

  1. Проверка домашнего задания

(Упр. 73 — чтение и анализ творческих работ.)

  1. Самоопределение к деятельности

(Чтение и обсуждение диалога на с. 42 учебника.) Ключевыми могут быть не только слова, но и словосочетания и предложения. Ключевые слова очень помогают при устном или письменном пересказе текста. Если мы правильно выделим ключевые слова, нам будет легко написать изложение, передать то главное, что хотел сказать автор.

Ключевые слова важны и для поиска информации. По ключевым словам мы можем обнаружить необходимый документ

при работе с компьютером, нужную информацию в Интернете. Именно по ключевым словам, введённым в поисковую строку, мы находим нужный нам документ или страницу с помощью поисковой системы.

  1. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 74 — выразительное чтение текста, запись ключевых слов с комментированием, пересказ текста по ключевым словам.

Упр. 75 — работа в парах с последующим коллективным обсуждением.

  1. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 77 — запись ответов на доске и в тетрадях после предварительного устного обсуждения.

Дополнительный вопрос

Можно ли обойтись меньшим количеством ключевых слов, для того чтобы определить названия произведений А.С. Пушкина? (Примерный ответ. Можно. В первом и третьем примерах прямо указывается на названия произведений: «Золотой петушок», «Руслан и Людмила». Во втором примере можно убрать одно или даже два любых слова, чтобы определить произведение: «Сказка о мёртвой царевне…»; для правильного ответа достаточно оставить только словосочетание королевич Елисей, так как этот герой хорошо известен.)

Упр. 76 — выразительное чтение текста, запись ключевых слов и обсуждение вопроса в парах.

Комментарии

Примерный набор ключевых слов: друг, собака, в лес, тревожный лай, мальчишки, птенец, жалобно пищал, сердито лаяла, проказники, оставили птенчика, спас птичью семью.

Тип речи — повествование.

Упр. 78 — самостоятельная творческая работа с последующим обсуждением.

Комментарии

Примерный набор ключевых слов: утро, девочка, стройная, гимнастика, светлые краски, солнечная комната, балкон, круглый стол, чистота, жизнерадостность.

VI. Подведение итогов урока

  • Что такое ключевые слова? (Это слова, наиболее важные, характерные для данного текста.)

  • Для чего нужны ключевые слова?

Домашнее задание

Учебник: § 16, упр. 79.

Урок 20

Основные признаки текста

Цели: познакомить с основными признаками текста; развивать навыки анализа текста, орфографические и пунктуационные навыки.

Планируемые результаты: знание основных признаков текста; умения анализировать текст с точки зрения его основных признаков, работать в парах.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

(Упр. 79 — чтение и анализ творческих работ.)

Самоопределение к деятельности

(Чтение и обсуждение диалога на с. 45 учебника.)

  • Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? (Вспомнить, что мы знаем о тексте: какие бывают тексты, как можно работать с текстом, каковы признаки текста.)

Работа по теме урока

Работа по учебнику

(Упр. 80 — работа со схемой (с. 45) на доске и в тетрадях.)

Комментарии

Проще всего найти признак, противоположный конечному предложению, — начальное предложение; поместим его на левый лепесток схемы. Начальное и конечное предложения придают тексту завершённость. Тема и основная мысль могут быть выражены в заглавии; запишем слово заглавие вверху слева. В оставшийся незаполненным лепесток впишем ключевые слова.

Мы знаем, что текст — высказывание, состоящее из предложений, которые связаны общим смыслом. Значит, текст может делиться, члениться на фрагменты — предложения и группы предложений. Несколько предложений, выражающих законченную мысль текста, называется микротемой. Микротемы составляют абзацы, отделяются отступами.

Предложения в тексте должны стоять в определённой последовательности. Значит, текстом предложения будут, только если они связаны по смыслу и грамматически. Все части текста должны отвечать теме, подчиняться раскрытию основной мысли, а значит, обладать смысловой цельностью.

Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 81 — работа в парах с последующим обсуждением. Комментарии

Это шуточное стихотворение построено как краткое и математически точное рассуждение. Оно обладает цельностью: предложения связаны общей темой, выраженной в заглавии («Бутерброд»), и основной мыслью (идеей), раскрытой в конечном предложении. Начальное и конечное предложения текста придают ему завершённость. Ключевые слова {математик, булка, масло, случайно сложил, изобрёл бутерброд) отражают суть текста.

Упр. 82 — выразительное чтение текста, обсуждение.

Подведение итогов урока

Расскажите о тексте по схеме.

Каковы отличительные черты, признаки текста? {Члени — мость, связность, завершённость, смысловая цельность.)

Домашнее задание

Учебник: § 17, упр. 83

Урок 21

Текст и стили речи

Цели: закреплять знания об изученных стилях речи; учить определять стили речи; развивать навыки анализа текста, самостоятельного поиска информации, орфографические навыки.

Планируемые результаты: знание основных признаков текста, стилей речи; умения анализировать текст, определять стили речи, работать с тестами, находить необходимую информацию в Интернете.

Ход урока

  1. Организационный момент

  1. Проверка домашнего задания

(Упр. 83 — чтение и анализ творческих работ. )

  1. Актуализация знаний

Тестовая работа

(См.: КИМы, тест 3 (задание С1).)

  1. Самоопределение к деятельности

(Чтение и обсуждение диалога на с. 47 учебника, текста доклада (упр. 84).)

Почему доклад Вани не понравился членам жюри? {Доклад — один из жанров научного стиля речи и должен отвечать требованиям этого стиля. А доклад Вани был сделан в разговорном стиле, поэтому докладом в полном смысле его назвать нельзя.)

Как избежать подобных ситуаций? {Чтобы не ошибиться с выбором стиля речи, необходимо учитывать ситуацию общения: понимать, где ты говоришь, о чём, с кем, с какой целью.)

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? {Вспомнить основные характеристики стилей речи, упражняться в определении стилей, в создании текстов, соответствующих определённому стилю речи.)

  1. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Обсуждение вопроса и задания рубрики «Материалы для самостоятельных наблюдений» (с. 46, 47).

Дополнительное задание

Кратко охарактеризуйте известные вам стили речи. {Примерный ответ. 1) Разговорный стиль — неофициальность, преобладание устной формы, эмоциональность, непосредственность, широкое использование разговорной лексики. 2) Научный стиль — официальность, преобладание письменной формы, подготовленность речи, логичность, объективность, точность, широкое использование специальной лексики. 3) Художественный стиль — эстетичность, образность, индивидуальность стиля, использование всех средств языка, стилистическая окрашенность лексики, использование тропов, фигур речи, звукописи.)

Упр. 85 — выразительное чтение текста, обсуждение, комментированное письмо.

  1. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 86 — выразительное чтение текста, обсуждение.

Упр. 87 — коллективное обсуждение. Подготовка к выполнению домашнего задания.

Комментарии

Стиль текста близок к научному, точнее — научно-популярный с элементами художественного стиля: есть оценочная лексика, использованы тропы, особые синтаксическое конструкции (.красивый шрифт, настоящий шедевр), ряды однородных членов.

  • Словарная работа

Запишите в орфографический словарик слова, данные в рамках на с. 47, 48, подчеркните орфограммы.

Составьте словосочетания с этими словами.

Интересна история одного из только что записанных слов — бордовый. Это слово заимствовано из французского языка в XVIII в.

Бордо — город на юго-западе Франции, в известном винодельческом регионе страны. Сорт изготавливаемого в Бордо вина, имеющего тёмно-красный оттенок, тоже получил название «бордо». Со временем так стали называть соответствующий цвет.

Примерно до середины XX в. правильным в русском языке считалось выражение цвет бордо, а сегодня более распространено выражение бордовый цвет. Прилагательное бордовый, ранее относимое к просторечиям, образовалось от слова бордо при помощи суффикса -ов-.

  1. Подведение итогов урока

Приведите примеры текстов разных стилей.

Может ли текст не принадлежать ни одному из стилей речи?

Домашнее задание

Учебник: § 18, упр. 87.

Источник:

Егорова Н.В.

Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. —

2-е изд., перераб. — М.: ВАКО, 2014. — 416 с. — (В помощь школьному учителю).

ISBN 978-5-408-01202-2

Пособие содержит поурочные разработки по русскому языку для 6 класса к УМК М.Т. Баранова и др. (М.: Просвещение), М.М. Разумовской и др. (М.: Дрофа), составленные в соответствии с требованиями ФГОС. Предложены словарные, объяснительные и контрольные диктанты, сочинения, изложения, все виды лингвистического разбора, практикумы, тесты, индивидуальные задания. Рассмотрены характерные ошибки. Даны рекомендации по подготовке к изложениям и сочинениям.

Предназначено для учителей, студентов педагогических вузов и колледжей.

Урок 6 | Уотсоны едут в Бирмингем — 1963 | Английский для 6-го класса

Цель


Представить объективное резюме документального текста.

Чтения и материалы


Мы участвуем в программе Amazon Associate. Это означает, что если вы используете эту ссылку для совершения покупки на Amazon, мы получаем небольшую часть выручки, которая поддерживает нашу некоммерческую миссию.

Fishtank Plus

Разблокируйте функции, чтобы оптимизировать время подготовки, планировать увлекательные уроки и следить за успеваемостью учащихся.

Целевая задача

Задания, которые представляют собой пик мышления урока — мастерство покажет, была ли достигнута цель

A628D5C3-5B97-4E03-B1EC-5AD5C66D8950

Написание подсказки

Кратко изложите эту статью из 5–6 предложений, включая все важные детали.

Пример ответа

Пример ответа на Целевое задание с ожидаемым от учащихся уровнем детализации.

А628Д5К3-5Б97-4E03-B1EC-5AD5C66D8950

Создайте бесплатную учетную запись или войдите, чтобы просмотреть образец ответа

Ключевые вопросы

Вопросы к тексту, которые помогут учащимся понять его

A628D5C3-5B97-4E03-B1EC-5AD5C66D8950

Закрыть Прочитанные вопросы

  • На какой вопрос пытается ответить эта статья? Напишите это своими словами.

  • Кратко изложите раздел «Теория первая: дивергенция» в 1–2 предложениях.

  • Кратко изложите раздел «Теория вторая: Окружающая среда» в 1–2 предложениях.

  • Кратко изложите раздел «Теория третья: преувеличение» в 1-2 предложениях.

  • Что имеет в виду автор, говоря: «Само их существование оказало глубокое влияние на вашу жизнь»?

Обсуждение вопросов

Запас слов

Литературные термины, текстовая лексика, идиомы и части слов, изучаемые вместе с текстом

A628D5C3-5B97-4E03-B1EC-5AD5C66D8950

Текстовый

глубокий

прил.

очень значительный или насыщенный

литературный термин

цель

прил.

не подвержен влиянию личных убеждений или мнений

Домашнее задание

Чтение и/или задание для выполнения дома в рамках подготовки к следующему уроку.

А628Д5К3-5Б97-4Э03-Б1ЭК-5АД5К66Д8950

Чтобы учащиеся были готовы к следующему уроку, попросите их выполнить домашнюю работу по следующему чтению. Используйте рекомендации из следующего урока, чтобы определить, какие дополнительные языковые или базовые знания могут понадобиться учащимся при самостоятельном изучении текста.

Во время чтения ответьте на следующие вопросы.

Enhanced Lesson Plan

Fishtank Plus Content


Enhanced Lesson Plan

Оживите свои самые увлекательные уроки с помощью надежного темпа и вспомогательных предложений, отвечающих потребностям каждого учащегося, а также ресурсов для улучшения планирования и проведения уроков.

Просмотреть образец

Узнать больше

Общие базовые стандарты


  • РИ.6.2 — определить центральную мысль текста и то, как она передается через отдельные детали; предоставить краткое изложение текста, отличное от личных мнений или суждений.

Поддерживающие стандарты

Стандарты, которые практикуются ежедневно, но не являются приоритетными стандартами подразделения

A628D5C3-5B97-4E03-B1EC-5AD5C66D8950

RI.6.1

RI.6.4

RI.6.10

SL.6.1

SL.6.6

W.6.2.a

W.6.2.B

W.6.9.B

W.6.10

ICON/Arrow /Права/большая копия

Урок 5

ИКОН/Стрелка/Право/Большой

Урок 7

Урок шестого класса.

69 учителям нравится этот урок

Печатный урок

Цель

Учащиеся смогут использовать элементы документальной литературы для подготовки к чтению научной статьи.

Большая идея

Как настроить мозг на научную литературу?

Автор урока

Tiffany Rose

Plainfield, IL

Уровень класса

Шестой класс

Субъекты

Английский / языковой искусство

НАПИЛЕСКА (АНАЛИЗ)

НЕВЕДНАЯ НАКРЕБНАЯ (Рединг)

.0006

Основная идея

Заключение

Нехудожественная литература

Стандарты

RI.6.2

Определить центральную мысль текста и то, как она передается через отдельные детали; предоставить краткое изложение текста, отличное от личных мнений или суждений.

Расширенный органайзер

7 минут

Чтобы помочь учащимся объединить свои вчерашние знания и подготовить их к сегодняшнему дню, я попрошу их провести мозговой штурм по списку особенностей текста, которые они видят в научно-популярных текстах. Я попрошу учеников поработать над этой частью со своими плечевыми партнерами. Обсуждая особенности текста с другим учащимся, они могут вспомнить больше, чем если бы работали самостоятельно. Я даю им три минуты, достаточно времени, чтобы составить список, и заставить себя думать о как можно большем количестве, но не слишком много времени, чтобы они могли отвлечься от задачи.

Затем я попрошу учащихся составить отчет и создать на доске большой список ответов Мозгового штурма. Это даст мне возможность прояснить любые функции, с которыми они не знакомы и нуждаются в визуальном представлении. Я использую учебник по общественным наукам, чтобы продемонстрировать любые функции, которые мне нужно показать.

Наконец, я спрошу учащихся, почему они считают эти особенности важными, и проведу дискуссию о важности этих особенностей для нашего чтения и понимания текста.


Особенности документального текста очень часто упускаются из виду при чтении. Большинство учащихся используют их не так, как следует, и могут упустить важные детали или информацию, которые углубят их понимание.

Инструкция

20 минут

Текстовые функции

Как только учащиеся поймут, насколько легко использовать функции и как они действительно улучшают чтение и понимание, я надеюсь, что они сделают это привычкой.

Чтобы попрактиковаться в этом навыке, я раздам ​​статью. Мне нравится использовать статьи, которые действительно интересны студентам. Одно место, куда я хожу за статьями, — это Scope Magazine. Статьи в журнале очень хорошо написаны и представляют большой интерес. Студентам очень нравится их читать.

Журнал Scope позволяет получить доступ к статьям в режиме онлайн и проецировать их, чтобы весь класс мог просмотреть статью. У этого также есть варианты для Вас, чтобы слушать статью, прочитанную вслух. Он-лайн также позволяет вам получить доступ к любым действиям, связанным со статьей. Я подписан на журнал, поэтому у меня есть выпуск для каждого ученика в классе.

Я раздаю статью каждому ученику и открываю первую страницу задания. Я хочу, чтобы учащиеся использовали свои знания об особенностях и применяли навыки в этой статье.

Статья, которую я использую, называется «Борьба с невидимыми убийцами». Эта статья о молодой девушке, которая побеждает очень опасный вирус.

Для начала я попрошу студентов поработать над раздаточным материалом «Перед чтением». Я попрошу учащихся работать с партнером над ответами на вопросы. Это вовлечет учащихся в работу и работу с текстом и функциями научно-популярного текста.

Пока студенты работают, я буду ходить по комнате и помогать всем ученикам, испытывающим затруднения. Наконец, примерно через 15 минут, мы обсудим их ответы. Мне нравится проецировать раздаточный материал на доску и заполнять его так, как будто я делаю это в первый раз. Это дает учащимся возможность исправить свою работу и увидеть, как я продумываю особенности. Это также определяет цель чтения, которое мы будем делать дальше.

Управляемая практика

25 минут

Следующим шагом в этом упражнении, который я хочу, чтобы учащиеся сделали, является чтение вопросов на странице «Во время чтения». Это поможет им понять, что мы будем искать при чтении, и на каких навыках важно сосредоточиться при чтении документальной литературы.

Затем я прочитаю текст вслух со студентами. Пока мы читаем, я буду призывать студентов аннотировать текст, отмечая все, что они считают важным. Это покажет мне, как они определяют важные детали в научной и художественной литературе.

Пока мы читаем, я часто останавливаюсь, чтобы ответить на вопросы «Во время чтения». Важно отметить, как вопросы помогают нам понять структуру и цель текста.

Я прочитаю весь текст вместе с учениками. После того, как мы закончили чтение, я всегда даю студентам возможность обсудить их первоначальную реакцию на текст. Я прошу учащихся ответить на следующие вопросы: «Что вам особенно запомнилось из текста?» «Как вы думаете, с какой целью автор написал статью?»

Я предложу учащимся подумать, а затем поделятся своими ответами: «Встань, подними руку, встань в пары».

Самостоятельный

15 минут

Наконец, при работе с научно-популярным текстом учащиеся должны уметь обобщать его. Обобщение — важный навык, над которым учащиеся работают с самого начала. Это не что-то новое, но хорошее напоминание и помогает им связать концепцию того, что важно знать, с этим уроком.

В последнем упражнении учащимся предлагается прочитать резюме, написанное для текста. Затем их просят вычеркнуть любые детали, которые не важны и не должны быть в резюме. Учащиеся ОБОЖАЮТ критиковать работу других, поэтому эта часть урока им действительно нравится.

Я прочитаю конспект вслух вместе со студентами, а затем спрошу их, что нужно для хорошего конспекта. Мы обсудим элементы хорошего резюме, подчеркнув, что в хорошем резюме есть только самые важные детали. Часто учащиеся просто пересказывают историю, когда их просят дать краткое изложение.

Чтобы мотивировать студентов, я раздам ​​им красные ручки, и они станут редакторами и будут удалять текст, который не является важным. Я также раздам ​​задание «После прочтения».


Наконец, если позволит время, я пройду это вместе с ними всем классом. Опять же, мне нравится, когда ученики подходят к доске и демонстрируют свою работу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *