Изложение шорох листьев 6 класс – Урок развития речи в 6 классе (по УМК В.В. Бабайцевой). Подготовка к изложению, близкому к тексту, по отрывку из очерка К.Г. Паустовского «Жёлтый свет».
Урок развития речи в 6 классе (по УМК В.В. Бабайцевой). Подготовка к изложению, близкому к тексту, по отрывку из очерка К.Г. Паустовского «Жёлтый свет».
Урок развития речи в 6 классе (по УМК В.В. Бабайцевой).
Подготовка к изложению, близкому к тексту, по отрывку из очерка
К.Г. Паустовского «Жёлтый свет».
Цели урока:
1) формирование умения подробно излагать текст;
2) развитие познавательных умений и мыслительных навыков, устной и письменной речи учащихся, орфографической и пунктуационной зоркости;
3) воспитание внимательного и бережного отношения к родной природе (умение всматриваться и вслушиваться в неё).
Задачи урока:
1) формирование навыков выразительного чтения;
2) развитие умения составлять сложный план текста, отражающий не только тему, но и основную мысль текста;
3) создание условий, способствующих развитию коммуникативной компетентности учащихся;
4) развитие умения анализировать языковой материал.
Оборудование: презентация к уроку, учебник Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 6 класс.
Ход урока:
1. Организационный момент. Определение темы и целей урока.
Добрый день! Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем готовиться к изложению по отрывку из очерка К.Г. Паустовского «Жёлтый свет». Дома вы готовили выразительное чтение отрывка «Шорох листьев» и составляли сложный план данного текста.
— Посмотрите на обложку книги писателя. А как вы думаете, почему очерк К.Г. Паустовского назван «Желтый свет»? (ответы учащихся) (Слайд №1)
2. Выразительное чтение текста (подготовленным учеником или учителем)
Определение темы и идеи текста.
— Ребята, давайте определим тему и идею текста. Докажите свою точку зрения, обращаясь к тексту. (Слайд №2)
(Тема текста — шорох листьев в воздухе. «Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука»
Идея текста — показать, что удивительное рядом, стоит лишь присмотреться и прислушаться. «Впервые я услыхал шелест падающего листа — неясный звук, похожий на детский шёпот».)
— Как можно озаглавить текст? (Шорох листьев)
3. Беседа по тексту. Роль сравнений в тексте. (Слайды №3-6)
Почему писатель следил за опадающими листьями? («…чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю…»)
Где чаще всего мы слышим шуршание листьев? («Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека»)
Почему шорох листьев в воздухе автору казался неправдоподобным? («Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава»). Найдите сравнение. Для чего автор его использует? (показать неправдоподобность шуршания листа в воздухе).
Почему ему не удавалось услышать шелест падающего листа? («Нужно было время, чтоб слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли»)
Где можно было увидеть листья? («Они были всюду. …Мы спали на них и насквозь пропитались их запахом»). С помощью какого сравнения автору удаётся показать, что листьев было много? («…приходилось идти по листьям, как по глубокому снегу».)
Что значит «оглохшие и немые осенние ночи»? («…когда безветрие стоит над чёрным лесистым краем…»).
Когда удалось услышать шелест падающего листа? (Тихой безветренной ночью)
С чем сравнивает автор шелест листа в воздухе? («…шелест падающего листа – неясный звук, похожий на детский шёпот»). Почему? (Шелест листа в воздухе очень чистый, тонкий и неясный).
4.Составление сложного плана текста.
(Слайды №7-8)Обсуждение и корректировка (ребята составляли план дома)
1. «Пристально следил за опадающими листьями».
2. «Шорох листьев в воздухе казался мне неправдоподобным».
3. «Я был … неправ»: «нужно было время, чтобы слух отдохнул от скрежета городских улиц».
4. «Как-то поздним вечером я вышел в сад к колодцу».
5. «Листья были повсюду»:
а) «чёрный хлеб из пекарни приносили с … листьями»;
б) «по дорожкам сада было трудно ходить»;
в) «мы насквозь пропитались запахом листьев».
6. «Бывают осенние ночи, оглохшие и немые…»:
а) «была такая ночь»;
б) «я посмотрел на клён».
7. «Впервые я услыхал шелест падающего листа…».
5. Пересказ по плану.
6.Словарно-орфографическая и пунктуационная работа (Слайды №9-11)
1.Словарная работа:
К..росиновый, ф..нарь, к..рманы, ра..трёпа..ный, ш..рох, ш..пот, с..кунда, прист..льно.
2.Пунктуационная работа
Задание. Списать, вставляя пропущенные буквы. Расставить знаки препинания, объяснить их постановку, начертить схемы.
Я был конечно неправ.
Я поставил на сруб тусклый к..росиновый ф..нарь и достал воды.
Лист..я мы нах..дили в к..рманах св..их д..ждевых пл..щей в кепках в волосах (в)сюду.
Ф..нарь осв..щал к..лодец старый клён под забором и растрёпа..ный ветром куст настурц..и на пож..лтевш..й клумбе.
3.Объяснительный диктант
Отд..ляет..ся от ветк.., падающ.. лист..я, только на земл.., ш..рох в воздух.., скреж..т улиц.., (на)сквозь проп..тались зап..х..м, над л..систым кра..м, к..л..тушка стор..жа, с д..р..венской ..кол..ц.., такая ноч.., осв..щал к..лодец, клён под з..бором, растрёпа..ный ветром, отделился от ветк.., шелест листа, де..кий ш..пот.
7.Повторное чтение текста. (Слайд№ 12)Написание текста изложения на втором уроке.
Домашнее задание:
Подготовить выразительное чтение стихотворения о золотой осени, нарисовать иллюстрации или сделать фотографии (на выбор) (Слайд №13)
infourok.ru
Подготовка к изложению, близкому к тексту, по отрывку из очерка К.Г. Паустовского «Жёлтый свет»
Данные об автореАвтор(ы):
Малина Ольга СергеевнаМесто работы, должность:
г.Воронеж, МБОУ гимназия №9, учитель русского языка и литературыРегион:
Воронежская область Характеристики урока (занятия)Целевая аудитория:
Административный работникЦелевая аудитория:
ТьюторЦелевая аудитория:
Учитель (преподаватель)Класс(ы):
6 классПредмет(ы):
Русский языкЦель урока:
1) формирование умения подробно излагать текст;
2) развитие познавательных умений и мыслительных навыков, устной и письменной речи учащихся, орфографической и пунктуационной зоркости;
3) воспитание внимательного и бережного отношения к родной природе (умение всматриваться и вслушиваться).
Задачи урока:
1) формирование навыков выразительного чтения;
2) развитие умения составлять план текста, отражающий не только тему, но и основную мысль текста;
3) создание условий, способствующих развитию коммуникативной компетентности учащихся;
4) развитие умения анализировать языковой материал.
Учащихся в классе (аудитории):
27Используемые учебники и учебные пособия:
- Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 6 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений.-М. Дрофа, 2013.
Используемое оборудование:
- Презентация к уроку;
Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 6 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений.-М. Дрофа, 2013.
Краткое описание:
Данный урок по развитию речи разработан для подготоки учащихся к написанию изложения, близкого к тексту, по отрывку из очерка К.Г. Паустовского «Жёлтый свет» (отрывок «Шорох листьев»). Работа построена следующим образом: 1. Выразительное чтение текста. 2. Определение темы и идеи. 3. Беседа по вопросам, помогающим акцентировать внимание учащихся на главные смысловые части текста. Определение тропов их роли в тексте. 4. Составление сложного плана текста. 5. Пересказ по плану. 6. Орфографическая и пунктуационная работа для предупреждения ошибок при написании изложения. 7. Повторное чтение текста.Урок развития речи в 6 классе (по УМК В.В. Бабайцевой).
Подготовка к изложению, близкому к тексту, по отрывку из очерка
К.Г. Паустовского «Жёлтый свет».
Цели урока:
1) формирование умения подробно излагать текст;
2) развитие познавательных умений и мыслительных навыков, устной и письменной речи учащихся, орфографической и пунктуационной зоркости;
3) воспитание внимательного и бережного отношения к родной природе (умение всматриваться и вслушиваться в неё).
Задачи урока:
1) формирование навыков выразительного чтения;
2) развитие умения составлять сложный план текста, отражающий не только тему, но и основную мысль текста;
3) создание условий, способствующих развитию коммуникативной компетентности учащихся;
4) развитие умения анализировать языковой материал.
Оборудование:презентация к уроку, учебник Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 6 класс.
Ход урока:
1. Организационный момент. Определение темы и целей урока.
Добрый день! Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем готовиться к изложению по отрывку из очерка К.Г. Паустовского «Жёлтый свет». Дома вы готовили выразительное чтение отрывка «Шорох листьев» и составляли сложный план данного текста.
— Посмотрите на обложку книги писателя. А как вы думаете, почему очерк К.Г. Паустовского назван «Желтый свет»? (ответы учащихся) (Слайд №1)
2. Выразительное чтение текста(подготовленным учеником или учителем)
Определение темы и идеи текста.
— Ребята, давайте определим тему и идею текста. Докажите свою точку зрения, обращаясь к тексту. (Слайд №2)
(Тема текста— шорох листьев в воздухе. «Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука»
Идея текста— показать, что удивительное рядом, стоит лишь присмотреться и прислушаться. «Впервые я услыхал шелест падающего листа — неясный звук, похожий на детский шёпот».)
— Как можно озаглавить этот текст? (Шорох листьев)
3. Беседа по тексту. Роль сравнений в тексте. (Слайды №3-6)
- Почему писатель следил за опадающими листьями? («…чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю…»)
- Где чаще всего мы слышим шуршание листьев? («Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека»)
- Почему шорох листьев в воздухе автору казался неправдоподобным? («Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава»). Найдите сравнение. Для чего автор его использует? (показать неправдоподобность шуршания листа в воздухе).
- Почему ему не удавалось услышать шелест падающего листа? («Нужно было время, чтоб слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли»)
- Где можно было увидеть листья? («Они были всюду. …Мы спали на них и насквозь пропитались их запахом»). С помощью какого сравнения автору удаётся показать, что листьев было много? («…приходилось идти по листьям, как по глубокому снегу».)
- Что значит «оглохшие и немые осенние ночи»? («…когда безветрие стоит над чёрным лесистым краем…»).
- Когда удалось услышать шелест падающего листа? (Тихой безветренной ночью)
- С чем сравнивает автор шелест листа в воздухе? («…шелест падающего листа – неясный звук, похожий на детский шёпот»). Почему? (Шелест листа в воздухе очень чистый, тонкий и неясный).
4.Составление сложного плана текста. (Слайды №7-8)
Обсуждение и корректировка (ребята составляли план дома)
1. «Пристально следил за опадающими листьями».
2. «Шорох листьев в воздухе казался мне неправдоподобным».
3. «Я был … неправ»: «нужно было время, чтобы слух отдохнул от скрежета городских улиц».
4. «Как-то поздним вечером я вышел в сад к колодцу».
5. «Листья были повсюду»:
а) «чёрный хлеб из пекарни приносили с … листьями»;
б) «по дорожкам сада было трудно ходить»;
в) «мы насквозь пропитались запахом листьев».
6. «Бывают осенние ночи, оглохшие и немые…»:
а) «была такая ночь»;
б) «я посмотрел на клён».
7. «Впервые я услыхал шелест падающего листа…».
5. Пересказ по плану.
6.Словарно-орфографическая и пунктуационная работа (Слайды №9-11)
1.Словарная работа:
К..росиновый, ф..нарь, к..рманы, ра..трёпа..ный, ш..рох, ш..пот, с..кунда, прист..льно.
2.Пунктуационная работа
Задание.Списать, вставляя пропущенные буквы. Расставить знаки препинания, объяснить их постановку, начертить схемы.
- Я был конечно неправ.
- Я поставил на сруб тусклый к..росиновый ф..нарь и достал воды.
- Лист..я мы нах..дили в к..рманах св..их д..ждевых пл..щей в кепках в волосах (в)сюду.
- Ф..нарь осв..щал к..лодец старый клён под забором и растрёпа..ный ветром куст настурц..и на пож..лтевш..й клумбе.
3.Объяснительный диктант
Отд..ляет..ся от ветк.., падающ.. лист..я, только на земл.., ш..рох в воздух.., скреж..т улиц.., (на)сквозь проп..тались зап..х..м, над л..систым кра..м, к..л..тушка стор..жа, с д..р..венской ..кол..ц.., такая ноч.., осв..щал к..лодец, клён под з..бором, растрёпа..ный ветром, отделился от ветк.., шелест листа, де..кий ш..пот.
7.Повторное чтение текста. (Слайд№ 12)
Написание текста изложения на втором уроке.
Домашнее задание:
Подготовить выразительное чтение стихотворения о золотой осени, нарисовать иллюстрации или сделать фотографии (на выбор) (Слайд №13)
Прикрепленный файл | Size |
---|---|
Урок развития речи в 6 классе.docx | 23.19 KB |
Подготовка к изложению по тексту Паустовского Шорох листьев.pptx | 1.55 MB |
www.openclass.ru
Изложение Шорох листьев 6 класс
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ Очерк «Желтый свет».Написан в 1938 году в деревне Солотча Рязанской области. Рязанская область – Мещёрский край – это та «обыкновенная земля», обладала для писателя большой притягательной силой и которую он воспел в «Мещёрской стороне». Внимательно прочитайте текст, выясните значение непонятных слов Почему писатель стал следить за опадающими листьями? Писать стал наблюдать за опадающими листьями потому, что шорох листьев в воздухе, о чем он читал в старинных книгах, казался ему неправдоподобным. Когда автору удалось услышать шелест падающего листа? Шелест падающего листа автору удалось услышать в результате длительных, терпеливых наблюдений и лишь тогда, когда слух, отупевший от скрежета городских улиц, отдохнул и смог уловить очень чистые и точные звуки осенней земли, когда над черным лесистым краем стояло безветрие, ночь была оглохшая и немая, когда фонарь освещал колодец и старый клен под забором. Какое открытие удалось сделать автору? Шорох листьев в воздухе – не выдумка авторов старинных книг, а реальность, его можно услышать. Чему учит история этого открытия? Открытие, которое сделал автор, на первый взгляд маленькое, но выводы из истории этого открытия значительны:Если в чем-то сомневаешься – проверяй! Сомнение – нередко толчок к открытию.Открытие – результат длительных и терпеливых наблюдений.Не бойся признавать свои ошибки! Определите тему текста. Как я услыхал впервые шелест падающего листа. Определите основную мысль текста. Любое, даже маленькое открытие – результат длительных и терпеливых наблюдений. План: Я пристально следил за опадающими листьями.Шорох листьев казался мне неправдоподобным.Я был неправ.Как-то поздним вечером я вышел в сад, к колодцу.Листья были повсюду.Фонарь освещал колодец, старый клен и куст настурции.Я услыхал шелест падающего листа, похожий на детский шёпот. Прочитайте ряды синонимов, понаблюдайте, какие слова из каждого ряда и в каких контекстах употреблены автором: Шорох, шуршание, шелест;Безветрие, тишь, затишье, штиль;Мгновение, миг, момент, минутка. Объясните орфограммы в словах: шорохшёпот словарное словопроверочное слово: шепчет Запомните правописание слов:никогданигде Вставьте пропущенные буквы: К..росиновыйФ..нарьК..рманыРастрёпа..ый КеросиновыйФонарьКарманыРастрёпанный Домашнее задание: Упр. 18 («Русская речь»), пересказ
univerfiles.com
Изложение «Шорох листьев» | Универсальный образовательный портал UniverFiles.com
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ Очерк «Желтый свет».Написан в 1938 году в деревне Солотча Рязанской области. Рязанская область – Мещёрский край – это та «обыкновенная земля», обладала для писателя большой притягательной силой и которую он воспел в «Мещёрской стороне». Внимательно прочитайте текст, выясните значение непонятных слов Почему писатель стал следить за опадающими листьями? Писать стал наблюдать за опадающими листьями потому, что шорох листьев в воздухе, о чем он читал в старинных книгах, казался ему неправдоподобным. Когда автору удалось услышать шелест падающего листа? Шелест падающего листа автору удалось услышать в результате длительных, терпеливых наблюдений и лишь тогда, когда слух, отупевший от скрежета городских улиц, отдохнул и смог уловить очень чистые и точные звуки осенней земли, когда над черным лесистым краем стояло безветрие, ночь была оглохшая и немая, когда фонарь освещал колодец и старый клен под забором. Какое открытие удалось сделать автору? Шорох листьев в воздухе – не выдумка авторов старинных книг, а реальность, его можно услышать. Чему учит история этого открытия? Открытие, которое сделал автор, на первый взгляд маленькое, но выводы из истории этого открытия значительны:Если в чем-то сомневаешься – проверяй! Сомнение – нередко толчок к открытию.Открытие – результат длительных и терпеливых наблюдений.Не бойся признавать свои ошибки! Определите тему текста. Как я услыхал впервые шелест падающего листа. Определите основную мысль текста. Любое, даже маленькое открытие – результат длительных и терпеливых наблюдений. План: Я пристально следил за опадающими листьями.Шорох листьев казался мне неправдоподобным.Я был неправ.Как-то поздним вечером я вышел в сад, к колодцу.Листья были повсюду.Фонарь освещал колодец, старый клен и куст настурции.Я услыхал шелест падающего листа, похожий на детский шёпот. Прочитайте ряды синонимов, понаблюдайте, какие слова из каждого ряда и в каких контекстах употреблены автором: Шорох, шуршание, шелест;Безветрие, тишь, затишье, штиль;Мгновение, миг, момент, минутка. Объясните орфограммы в словах: шорохшёпот словарное словопроверочное слово: шепчет Запомните правописание слов:никогданигде Вставьте пропущенные буквы: К..росиновыйФ..нарьК..рманыРастрёпа..ый КеросиновыйФонарьКарманыРастрёпанный Домашнее задание: Упр. 18 («Русская речь»), пересказ
univerfiles.com
Вариант i часть а — стр. 3
Вариант I
Часть А
1. В каком слове буква я обозначает два звука?
А) яма в) пять
б) ряд г) пекарня
2. Укажите правильную фонетическую транскрипцию слова просьба.
А) [проз’ба] в) [просьба]
б) [прос’ба] г) [просба]
3. Укажите слово, в котором все согласные звуки твёрдые.
А) природа в) метель
б) поездка г) красота
4. В какой приставке нужно писать букву с?
А) бе..жалостный поступок в) ра..резать штору
б) ра..жигать костер г) бе..шумные шаги
5. В каком слове нужно писать после шипящего мягкий знак?
А) туч.. в) мыш..
б) грач.. г) врач..
6. В каком слове на месте пропуска нужно писать мягкий знак?
А) Друзья радостно встречают..ся после разлуки.
Б) Радостно встречат..ся с друзьями после разлуки.
7. Укажите группу слов, в которой правильно приведены синонимы к слову смелость.
А) отвага, храбрый, мужество, бесстрашие, гордость;
б) отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный;
в) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие;
8. Укажите пары антонимов.
А) смелый – грубый в) щедрый – скупой
б) мудрость – глупый г) благородный – подлый
9. Подберите синоним к фразеологизму Бить баклуши.
А) усердно трудиться в) стараться угодить
б) ничего не делать г) запомнить
10. В каком слове нужно писать в корне букву о?
а) предл..гать в) р..сли
б) подр..сти г) прил..гательное
11. В каком слове нужно писать в корне букву ё?
а) ш..колад в) ш..в
б) ж..лудь г) крыж..вник
12. В каком слове нужно писать букву ы после ц?
а) ц..фра в) улиц..
б) лекц..я г) революц..я
13. В корне какого слова нужно писать гласную и?
а) зам..реть в) б..ру
б) зап..реть г) забл..стать
14. В каком слове нужно писать приставку пре-?
А) пр..крепить в) пр..интересное
б) пр..дорожный г) пр..сесть
15. Найди и обведи номер строки, в которой все слова являются однокоренными.
А) ежиха, ёж, ежевика в) дом, дома, домик
б) коса, накосить, косынка г) грибной, гриб, грибница
16. Определите лексическое значение слова изморось.
А) похожий на иней осадок, образующийся в туманную, морозную погоду на ветвях деревьев, проводах…;
б) морозные узоры на стекле;
в) очень мелкий дождь.
Часть В.
Из данного предложения выпишите слово, которое имеет омонимы.
Говядину можно тушить с овощами.
_______________________________
Каким способом образовано существительное волейболист?
______________________________________________
Каково значение фразеологизма Обвести вокруг пальца?
Вариант II
Часть А
1. В каком слове буква е обозначает два звука?
А) поел в) мерка
б) сел г) пекарня
2. Укажите правильную фонетическую транскрипцию слова косьба.
А) [каз’ба] в) [косьба]
б) [кос’ба] г) [косба]
3. Укажите слово, в котором все согласные звуки мягкие.
А) привет в) сияние
б) вечер г) дождь
4. В какой приставке нужно писать букву с?
А) бе..жалостный поступок в) ра..бить вазу
б) бе..звучный плач г) бе..сонная ночь
5. В каком слове нужно писать после шипящего мягкий знак?
А) с круч.. в) доч..
б) рощ.. г) врач..
6. В каком слове на месте пропуска нужно писать мягкий знак?
А) Вращает..ся колесо машины.
Б) Начинает вращат..ся колесо машины.
7. Укажите группу слов, в которой правильно приведены синонимы к слову жестокий.
А) беспощадный, бессердечный, безжалостный, слабовольный;
б) слабовольный, бесчеловечный, безжалостный;
в) бессердечный, безжалостный, беспощадный, бесчеловечный ;
8. Укажите пары антонимов.
А) угрюмый – веселиться в) робкий – смелый
б) гигант – карлик г) скромный – хитрый
9. Подберите синоним к фразеологизму Сломя голову.
А) медленно в) быстро
б) необдуманно г) неохотно
10. В каком слове нужно писать в корне букву о?
а) выр..щивать в) подр..сли
б) подр..сти г) нал..гать
11. В каком слове нужно писать в корне букву ё?
а) ш..рох в) обж..ра
б) ч..рный г) крыж..вник
12. В каком слове нужно писать букву ы после ц?
а) ц..ркуль в) птиц..
б) лекц..я г) революц..я
13. В корне какого слова нужно писать гласную е?
а) расст..лать в) пот..рать
б) забл..стать г) соб..рите
14. В каком слове нужно писать приставку при-?
А) пр..милый в) пр..вязать
б) пр..ломить г) пр..уменьшение
15. Найди и обведи номер строки, в которой все слова являются однокоренными.
А) вода, водяной, воды в) лиса, лисий, лесной
б) снег, снежный, снега г) боль, больной, заболеть
16. Определите лексическое значение слова изморозь.
А) похожий на иней осадок, образующийся в туманную, морозную погоду на ветвях деревьев, проводах…;
б) мелкий снежок;
в) очень мелкий дождь.
Часть В.
Из данного предложения выпишите слово, которое имеет омонимы.
Рысь – осторожное и ловкое животное.
Каким способом образовано существительное пригород?
________________________________________________________________
Каково значение фразеологизма Держать язык за зубами?
Контрольный диктант с дополнительным заданием
по теме «Имя существительное»
Кодификатор
№ умения | Проверяемое умение | № задания |
Морфологический разбор имен существительных | 1 | |
Морфемный разбор имен существительных | 2 | |
Словообразовательный разбор имен существительных | 4 | |
Определение падежа имен существительных | 3 |
Диктант.
У певчих птиц птенчики родятся совсем беспомощными: слепыми, голенькими. Если бы родители не грели и не кормили их, они погибли бы.
Но скоро у птенцов на тельце вырастает пух. Потом у них под кожицей темнеет: там начинают расти синеватые трубочки – стволья перьев… Птенцы еще слепые, только и умеют, что рот разевать да пищать. Но вот их глазки открываются, трубочки на концах лопаются, из них выходят мягкие кисточки. Кисточки растут, и птенцы оперяются. У них еще коротенькие крылышки и хвостик, но они уже выходят из гнезда. Силенок у них только-только, чтобы перепорхнуть с ветки на ветку.
Другое дело – утки и куры. Птенцы у них родятся зрячими и хорошо одетыми. Маленький рябчонок только обсохнет после выхода из яйца – и уже вскакивает на ножки, бежит за матерью. Утенок сразу после рожденья лезет в воду, плавает… (По В. Бианки). (133 слова).
Дополнительные задания.
Морфологический разбор:
I вариант – птенчики,
II вариант – глазки.
Морфемный разбор:
I вариант – силенок, трубочки,
II вариант – косточки, рябчонок.
3. Определить падеж существительных во 2 абзаце.
4. Выписать 3 существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сделать словообразовательный разбор.
Контрольное сочинение
по картине В.М.Васнецова «Богатыри»
Кодификатор
№ умения | Проверяемое умение | № задания |
Умение употреблять в письменной речи имена существительные | 1 | |
Уместное употребление синонимов | 2 | |
Использование средств художественной выразительности (эпитеты, сравнения) | 3 |
Контрольное изложение «Шорох листьев»
Кодификатор
№ умения | Проверяемое умение | № задания |
Умение составлять сложный план текста изложения | 1 | |
Умение писать изложение, близкое к тексту, от первого лица | 2 | |
Сохранение в тексте изложения характерных для художественного стиля языковых средств | 3 |
Шорох листьев
Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю, но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.
Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтоб слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.
Как-то поздним вечером я вышел в сад к колодцу. Я поставил на сруб тусклый керосиновый фонарь «летучую мышь» и достал воды. В ведре плавали листья. Они были всюду. От них нигде нельзя было избавиться. Черный хлеб из пекарни приносили с прилипшими к нему мокрыми листьями. Ветер бросал горсти листьев на стол, на койку, на пол, на книги, а по дорожкам сада было трудно ходить: приходилось идти по листьям, как по глубокому снегу. Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах – всюду. Мы спали на них и насквозь пропитались их запахом.
Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым краем и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.
Была такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клен под забором и растрепанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.
Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услышал шелест падающего листа – неясный звук, похожий на детский шепот.
(К.Г. Паустовский)
Контрольный диктант с дополнительным заданием
по теме «Глагол»
Кодификатор
№ умения | Проверяемое умение | № задания |
Морфологический разбор глагола | 2 | |
Морфемный разбор глагола | 3 | |
Синтаксический разбор предложения | 1 | |
Правописание безударных личных окончаний глаголов | Текст диктанта | |
Написание мягкого знака в глаголах | Текст диктанта |
Диктант
Компас
Не раз Митраша спрашивал отца: «Всю жизнь ты ходишь по лесу, и тебе лес известен весь, как ладонь. Зачем же тебе ещё нужна эта стрелка?»
«Видишь, Дмитрий Павлович, в лесу эта стрелка тебе добрее матери. Бывает, небо закроется тучами, и по солнцу в лесу ты определиться не можешь. Пойдёшь наугад – ошибёшься, заблудишься, заголодаешь. Вот тогда взгляни только на стрелку, и она укажет тебе, где твой дом. Пойдёшь прямо по стрелке домой, и тебя там покормят. Стрелка эта тебе верней друга. Бывает, друг твой изменит тебе, а стрелка неизменна всегда, как её ни верти, всё на север глядит», — отвечал отец. Осмотрев чудесную вещь, Митраша запер компас, чтобы стрелка в пути не дрожала.
(По М.Пришвину.)
Дополнительные задания.
Синтаксический разбор:
I вариант: 2-е предл. 2-ого абзаца;
II вариант: 5-е предл. 2-ого абзаца.
Морфологический разбор:
I вариант: взгляни;
II вариант: верти.
Морфемный разбор:
I вариант: запер, заблудишься;
II вариант: отвечал, заголодаешь.
Контрольное тестирование
по теме «Имя прилагательное»
Кодификатор
№ умения | Проверяемое умение | № задания |
Определить признаки прилагательного | 1 | |
Написание гласных в окончаниях прилагательных | 2 | |
Определить род прилагательных | 3 | |
Определить падеж прилагательных | 4 | |
Определить разряд прилагательных | 5 | |
Определить морфемное строение прилагательного | 6, 17 | |
Определить синтаксическую роль прилагательного | 7 | |
Написание НЕ с прилагательными | 8,9 | |
Написание суффиксов прилагательных | 10,11,12 | |
Слитное, раздельное, дефисное написание прилагательных | 13 | |
Степени сравнения прилагательных | 14, 16 | |
Употребление прилагательных в речи | 15 | |
Способы образования прилагательных | 18 | |
Полная и краткая форма прилагательных | 19, 20 | |
Определение частеречной принадлежности | 21 |
Вариант I
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает:
А) Предмет.
Б) Признак.
В) Действие.
2. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
А) Строг..м хозяином, о летн..й ночи.
Б) На горяч..м песке, с крайн..м защитником.
В) С новогодн..ми подарками, в горяч..м сиропе.
Г) Могуч..го дуба, о хорош..й песне.
3. Найдите прилагательные и укажите их род в следующих предложениях:
Я снова здесь, в семье родной! Мой край, задумчивый и нежный!
Выберите строку, в которой дан правильный ответ.
А) Родной (ср.р.), задумчивый (м.р.), нежный (м.р.).
Б) Родной (ж.р.), задумчивый (м.р.), нежный (м.р.).
В) Родной (ж.р.), нежный (м.р.).
Г) Мой (м.р), нежный (ср.р.)
4. Определите падеж прилагательных в следующих строках:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой,
Что кинул он в краю родном?
Выберите правильный ответ:
А) Одинокий (им.п.), голубом (пр.п.), далекой (дат.п.), родном (пр.п.).
Б) Одинокий (им.п.), голубом (род.п.), далекой (пр.п.), родном (пр.п.).
В) Одинокий (им.п.), голубом (пр.п.), далекой (тв.п.), родном (тв.п.).
Г) Одинокий (им.п.), голубом (пр.п.), далекой (пр.п.), родном (пр.п.).
5. Найдите притяжательное прилагательное.
А) Заячий след.
Б) Гусиная походка.
В) Тончайшая нить.
Г) Медвежья услуга.
6. Какое прилагательное состоит из следующих морфем: корень,
суффикс, суффикс.
А) Приветливее.
Б) Приветливей.
В) Невежливый.
Г) Далекой.
7. Каким членом предложения является прилагательное дороже в
предложении Здоровье дороже золота.?
А) Подлежащим.
Б) Сказуемым.
В) Определением.
Г) Дополнением.
8. Найдите группу прилагательных, которые с не пишутся всегда слитно.
А) Неугомонный, неопрятный, неряшливый, неуклюж.
Б) Ненавистный, нерешительный, неопрятный, невесел.
В) Нелепый, неряшливый, нещадный, несчастен.
Г) Нещадный, неугомонный, ненавистный, нелжив.
9. Как нужно писать не с прилагательными в следующих предложениях?
1. Далеко (не) веселая песня слышалась вдали.
2. У него (не) добрый, а злой взгляд.
Выберите правильный ответ.
А) В обоих случаях слитно.
Б) В обоих случаях раздельно.
gigabaza.ru
ОГЛАВЛЕНИЕ: |
Альбомы |
Эфиры |
Концерты |
Книги |
Фильмы |
Странствия |
Вши-лист |
Да, Паустовский великолепен. «Мещёрский певец», или как-то так… 🙂 Вот эти его тихие мещерские рассказы, как ни странно, гораздо более «патриотичный» эффект имеют чем, его ранние «революционные» произведения, да и вообще… по сравнению со многим из советской литературы. Так что у меня обратный эффект как раз 🙂 А про природу хорошо написать — это же всегда будет патриотично. Это ведь… родное! Очень люблю Паустовского. Благодаря ему заинтересовался Мещёрой. А осенью в Тарусе побывал на его могиле. Да, я тоже думаю там побывать! Обязательно. Нашел даже интервью с дочерью Паустовского! — Галина Алексеевна, и напоследок. Вот эта много раз описанная история о встрече Паустовского с Марлен Дитрих, ставшая легендой, так забронзовела, что хочется узнать, что в ней правда? — В ней нет ничего необычного. Константин Георгиевич хотел пойти на ее концерт в Дом литераторов, но врачи — к тому времени у него было несколько инфарктов и тяжелая астма — его не пускали. И, кроме того, он только что вернулся из больницы. Но его любимый домашний врач, Виктор Абрамович Коневский, сказал: «Ну хорошо, я пойду с вами». После концерта Марлен Дитрих задали несколько вопросов: «Знаете ли вы русскую литературу?», «Какой у вас любимый писатель?»… Она сказала: «Я люблю Паустовского, и особенно его рассказ «Телеграмма». Когда она это сказала, то по залу пошел шумок: «Паустовский здесь, Паустовский здесь…» Переводчик ей это перевел, и она стала смотреть в зал, думая, что писатель сейчас поднимется. А Паустовский — я могу рассказать много историй, каким он был застенчивым человеком, — не вставал. Тогда зал стал аплодировать, как бы подталкивая его выйти на сцену… Константин Георгиевич вышел на сцену, и, не говоря ни слова, Марлен встала перед ним на колени в своем вечернем платье, расшитом камнями. Платье было таким узким, что нитки стали лопаться и камни посыпались по сцене. Люди на сцене, думая, что это драгоценные камни, бросились их собирать, чтобы отдать ей. А Марлен в своем узком платье стояла на коленях и не могла подняться. Доктор подбежал к сцене и сказал ему: «Ни в коем случае не поднимайте». Паустовский несколько мгновений стоял в растерянности. Марлен, наконец, помогли подняться, Паустовский поцеловал ей руку, и неловкость исчезла. Потом Дитрих прислала ему три свои фотографии на память. Одна из них висит у нас в Тарусе. Да уж, небось… Ай да сукин сын, практически! да он просто лексический гений — это однозначно!.. Кстати ведь, Нобелевскую по литературе изначально хотели ему дать, а не Шолохову. ух ты — не знал такого факта!!! впрочем, умалять достоинства шолохова тоже не собираюсь)))) а мне его «Книга о жизни» (воспоминания о 20-х годах) несколько лет назад шибко приглянулась. Да, ее тоже думаю прочесть.
Прекрасное но очень сложное написание для 6 класса А почему для шестого? 🙂 |
the-slider04.livejournal.com
изложение | Открытый класс
Используемые ЦОР:
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Краснобаковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида Нижегородской области
Изложение по предложенному учителем плану «Осень».
План конспект урока.
Из опыта работы учителя
МОУ Краснобаковской специальной (коррекционной) школы-интерната 8 вида
Овсянниковой А. И.
Красные Баки
2012 г.
Тема урока
Изложение по предложенному учителем плану «Осень».
Цель урока
Формировать умение передавать содержание текста в письменной форме по готовому плану.
Задачи урока
Образовательные: учить детей последовательно, в соответствии с планом воспроизводить текст, точно употреблять слова в речи, избегать повторов одних и тех же слов.
Коррекционно-развивающие: развивать умение анализировать происходящие в природе изменения, обогащать словарный запас, развивать орфографическую зоркость.
Воспитательные: воспитывать у детей интерес, любовь, бережное отношение к природе; способствовать развитию наблюдательности.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Предварительная беседа.
(На доску вывешивается картина «Золотая осень»).
— Пришла без краски и без кисти
И перекрасила все листья.
Кто это? (Осень).
— Какое сейчас время года?
— Назовите осенние месяцы.
— По каким изменениям в природе мы определяем, что наступила осень?
(При помощи картины).
3.Сообщение темы, задач урока.
4.Чтение текста изложения учителем.
Осень.
Наступила дождливая осень. Стоит ненастная погода. Подул резкий осенний ветер.
Закружились в воздухе и полетели разноцветные листья. Начался листопад.
Ночь теперь длинная, а день короткий.
Улетают на юг последние птицы.
В деревне убирают урожай картофеля, капусты, яблок.
5.Словарная работа: резкий ветер, листопад, урожай.
6.Беседа по содержанию текста.
— Какие осенние изменения в природе описаны в тексте?
— Что такое листопад?
— Какие осенью день и ночь?
— Куда улетают птицы осенью?
— Чем заняты люди в деревне осенью?
7. Знакомство с планом изложения. (План записан на доске).
План.
1).Изменения в природе осенью.
2).Листопад.
3).День и ночь осенью.
4).Отлет птиц.
5).Сбор урожая.
8.Чтение текста учителем по частям с последующим пересказом учащимися каждой части по плану. (Учитель помогает в выборе слов, построении предложений; из нескольких вариантов, предложенных учащимися, выбирается лучший вариант).
9. Чтение текста учителем.
10.Орфографическая подготовка: ненастная, резкий, осенний, листопад, длинная, картофель, капуста.
11. Физкультминутка.
12.Письменное изложение текста обучающимися по плану. (Для Iуровня).
Задание для обучающихся IIуровня: записать ответы на вопросы.
— Какое время года наступило?
— Какая стоит погода?
— Что происходит с листьями на деревьях?
— Какие осенью день и ночь?
— Что делают птицы осенью?
-Чем заняты крестьяне осенью?
Задание для обучающихся IIIуровня: дополнить предложения пропущенными словами и записать.
Наступила (какая?) … осень. Стоит (какая?) … погода. Закружились и полетели с деревьев (что?) … . Начался (что?) … . Ночь теперь (какая?) … . День (какой?) … . Крестьяне убирают (что?) … .
13.Итоги урока.
Зачитывание и анализ 2-3 работ обучающихся.
Список литературы
1 Б.Б.Белявский, Г.С.Кунцова «Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школы». М. 1993 г.
2 В.И.Воробьева, С.К.Тивикова «Сочинения по картинам в начальных классах». М. «Издательство АСТ» 2002 г.
3 Л.А.Псарева, О.Е.Жиренко «Поурочные разработки по русскому языку в 3 классе». М. «Вако» 2005 г.
4 Г.Н.Сычева «Изложения во 2-4 классах». Ростов-на-Дону «Баро пресс» 2003 г.
5 М.В.Соловейчик, М.А.Козлова «Я иду на урок в начальную школу». М. «Первое сентября» 2000 г.
6 В.В.Воронкова, Е.Д.Переяслова «Русский язык». Учебник для 5 класса вспомогательной школы. М. «Просвещение» 1992 г.
.
www.openclass.ru