cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Герой в мире художественного слова урок 6 класс – План-конспект урока (6 класс) по теме: Урок литературы по теме «Герой художественного произведения» | скачать бесплатно

Конспект урока по литературе в 6 классе «Художественное произведение. Содержание и форма, автор и герой»

Художественное произведение. Содержание и форма, автор и герой.

Цель: привлечь внимание учащихся к необходимости изучения художественной литературы и заинтересовать их особенностями курса; выявить уровень литературного развития учащихся; восстановить в памяти теоретические сведения о содержании и форме в литературе, показать сходство и различие между автором и его героями; пробудить возвышенное отношение к искусству слова.

Оборудование: выставка читательских дневников, учебник.

Ход урока

  1. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности.

  2. Постановка цели и задач урока.

  3. Работа над темой урока.

  1. Слово учителя.

— Максим Горький говорил: «Цель литературы – помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нём стремление к истине… уметь найти хорошее в людях, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать всё для того, чтобы люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты».

  • Выскажите своё мнение по поводу этих слов.

  • В прошлом году мы с вами ознакомились с тремя родами литературы. Назовите их.

От того, к какому роду литературы относится произведение, во многом зависит его форма и содержание. Василий Жуковский писал: «Поэт в облаках и зовёт в облака, а проза приглашает подойти земною тропинкою к семейному дому, встречает у дверей с хлебом и солью и, сажая гостя на почётное место, заводит с ним разговор радушный…».

  1. Практическая работа.

  • По отрывку догадайтесь, какова форма (стихотворная, прозаическая, драматическая) и содержание произведения (о чём оно).

  • Что наш язык земной пред дивною природой?

  • С какой небрежною и легкою свободой

  • Она рассыпала повсюду красоту

  • И разновидное с единством согласила!

  • Но где, какая кисть ее изобразила?

  • Едва-едва одну ее черту

  • С усилием поймать удастся вдохновенью…

  • Но льзя ли в мертвое живое передать?

  • Кто мог создание в словах пересоздать?

  • Невыразимое подвластно ль выраженью?..

  • Святые таинства, лишь сердце знает вас.

  • Не часто ли в величественный час

  • Вечернего земли преображенья —

  • Когда душа смятенная полна

  • Пророчеством великого виденья

  • И в беспредельное унесена,-

  • Спирается в груди болезненное чувство,

  • Хотим прекрасное в полете удержать,

  • Ненареченному хотим названье дать —

  • И обессиленно безмолвствует искусство?

(В.А. Жуковский)

Медведь. Не знаете ли вы, что сегодня будут представлять?

Заяц. Сейчас погляжу. У меня с собой афиша. Ну-ка, что там написано? «Город Мастеров, или Сказка о двух горбунах».

Медведь. О двух горбунах? Значит, о людях. Зачем же, в таком случае, нас сюда позвали?

Лев. Ну что тут удивительного? Ведь это сказка – не так ли? А какая же сказка обходится без нас, зверей?

(Т.Г. Габбе).

«В Мещорском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но всё же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен – так же, как картины Левитана. Но в нём, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и всё незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы».

(К.Г. Паустовский)

3. Выразительное чтение вступительной статьи учебника. Ответы на вопросы к статье. Стр. 3-5.

4. Беседа.

  • Кто такой автор?

  • Как можно заменить слово ГЕРОЙ произведения? (Персонаж)

  • Что роднит автора и его героя?

  • Что такое композиция произведения? КОМПОЗИЦИЯ (от лат. Сompositio, сочинение, составление) — построение, структура художественного произведения: отбор и последовательность элементов и изобразительных приемов

    произведения, создающих художественное целое в соответствии с авторским замыслом.

5. Викторина: выявление уровня литературного развития учащихся.

Из каких произведений эти отрывки?

  1. «У сильного всегда бессильный виноват…» (Волк и Ягненок)

  2. Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: Богатыри – не вы! (Бородино)

  3. Через день вся Почтовая улица, заросшая гусиной травой, уже знала, что Карл Петрович лечит зайца, обгоревшего на страшном лесном пожаре и спасшего какого-то старика». (Заячьи лапы).

Чей портрет?

  1. Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива… (Мачеха из сказки «О мёртвой царевне и о семи богатырях»)

  1. «Через 2 дня…как заправдавский провожатый, шагал по берегу речки вверх… В резиновых сапогах и брезентовой куртке, он держался рядом с отцом, приноравливаясь к его шагу…» (Васютка «Васюткино озеро»).

  2. «Прижав к груди заснувшую игрушку, седой мальчишка на лафете спал». (Мальчишка из стихотворения К.Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете»).

Кто говорит?

  1. Да ну тебя! Дьявол! На вас не напасёшься, на христарадников! Вот твой хлеб! Иди, копай…

  2. (Филька из сказки Паустовского «Тёплый хлеб»).

  3. Ну и мальчишка! Казалось бы, пора мне привыкнуть к его фокусам. Или мало он выкидывал со мной всяких штук? Могла бы на этот раз быть умнее. Но, видно, нет хуже дурака, чем старый дурень».

(Тётушка из повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера»)

  1. Ну, как вам сказать. Вы очень своенравный человек. Что бы я ни сказала, вы говорите: неверно. Что бы ни написала, вы говорите: не так. А я люблю, когда со мной соглашаются!»

(Королева из сказки С.Я. Маршака «12 месяцев»)

  1. Рефлексия.

Подводя итог нашего урока, мне хотелось бы вас ознакомить с правиламитворческого читателя.

  1. Размышляйте над художественными текстами.

  2. Пробуйте голосом «оживить» прочитанное.

  3. Сравнивайте литературные произведения с произведениями других видов искусства.

  4. Заботьтесь о точности, ясности и выразительности ваших мыслей.

  1. Домашнее задание: Стр.3 — 5, пересказ. Ответ на вопрос «Как я выбираю книгу для чтения». Письменно.

multiurok.ru

Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема «Героический эпос русского народа»

18.09.17 год. Литература. 7 класс. ( 5 урок)

Тема: Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей разбойник». Черты характера Ильи Муромца.

Цель: выявить характерные черты былинного героя Ильи Муромца, художественную идею былины, особенности поэтики былин; формировать навыки выразительного чтения, коммуникативных умений, лексической работы, самостоятельной исследовательской работы с текстом, работы с терминами и иллюстрациями; воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.

Задачи:

Планируемые результаты:

Личностные: формирование у учащихся ценностного отношения к наследию УНТ;

Метапредметные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов задач формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность;

Предметные: формирование у учащихся этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания. Ответить на вопросы.

3. Целеполагание.

Теория литературы: былины

— Как вы думаете, почему возникло именно такое название: былина? (От слова «быль»: то что было).

— То есть былина построена на реальном историческом материале.

— Что такое былина? (…). Запишем определение (проектор):

Былины — это героические песни, возникшие как выражение исторического сознания в восточнославянскую эпоху, ставящие перед собой цель возвеличить социальные и нравственно-этические идеалы народа.

— В прошлом году мы подробно изучали другой жанр фольклора – сказку. Чем отличается былина от сказки?

— Составим таблицу (проектор):

Отличия былин от сказок

Сказка

Былина

1. Существует в устной форме.

2. Известна с древнейших времен.

3. Фантастический рассказ в прозе волшебного или бытового характера.

4. Главная черта – вымысел.

5. Способ исполнения – сказывание.

3. Рассказ об исторической реальности в обобщенных образах в песенно-стихотворной форме.

4. Главная черта – описание подвигов богатырей.

5. Способ исполнения – пение или речитатив.

Беседа.

Герои былин – богатыри

— Назовите автора картин, которые вы видите на экране (проектор). (Это Васнецов).

— Как звали былинных богатырей, изображенных на картине «Богатыри»? (Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович).

— Вот они, знаменитые три богатыря русских, три воина на могучих конях. Стоят они на страже русских границ. Старший — самый сильный и мудрый, — Илья Муромец. Средний — Добрыня Никитич. Он искусен не только в воинском ремесле, но и в науках, и в игре шахматной. Если нужно какое дело миром уладить – лучше Добрыни никто не справится. И богатырской силы и храбрости ему не занимать: одолел самого Змея Горыныча! Забаву Путятишну, племянницу князя Владимира, вызволил из змеевых пещер. Младший — Алеша Попович, победитель Тугарина Змеевича. У Алеши главное – смекалка да хитрость. Веселый человек Алеша, потому и любят его товарищи. Правда, порой ему достается от них за рискованные проделки, но до ссоры дело не доходит.

4. Изучение нового материала.

Илья Муромец – народный герой (инд. зад. – пересказ карточки + презентация)

Илья Муромец — самый известный, но в то же время самый загадочный герой русского эпоса. Трудно найти такого человека в России, который бы не слышал о богатыре из древнего города Мурома.

В селе Карачарове, что под Муромом, если верить былинам, родился знаменитый богатырь Илья Муромец. Карачаровцы рассказывали об Илье Муромце попросту, как о своем знакомом, родственнике. Здесь, мол, родился, в том колодце воду испил, по этому оврагу на коне проскакал. «Во славном во городе во Муроме, во селе Карачарове» сидел силач Муромский, а фамилия у него Гущин, Илья Иванович Гущин. Жил богатырь в густых дремучих лесах, среди болот — отсюда и фамилия. Мать былинного героя – Ефросинья Яковлевна, отец – Иван Тимофеевич. Сидел Илья дома тридцать лет, болен был, но вот пришли «калики перехожие» — старцы, попросили напиться, Илья подал им, и началась совсем другая история – богатырская служба: «Вставай-ка, Илья Муромец, на резвые ноги, отворяй ворота широкие, как одно на небе красно солнышко, так один на Руси Илья Муромец».

В Муроме в 1999 году установили памятник легендарному богатырю. Это символ не только физической, но и высокой нравственной силы. Для многих современных людей бывает откровением тот факт, что популярный герой эпоса почитается святым Русской Православной Церковью. Илья — бесстрашный воин и мудрец. Всегда готовый защитить слабого, помочь доброму человеку и мечом, и советом. За его подвиги, за его служение родине и людям Илья Муромец был официально канонизирован, т.е. причислен к лику святых в 1643 году.

По церковному календарю день памяти Ильи Муромца 19 декабря по старому стилю или 1 января по новому стилю. Кстати, именно 1 января 1999 года на родине героя, в селе Карачарове, торжественно установили икону преподобного Ильи Муромца (со вставленным в неё ковчежцем с частицей мощей богатыря), с 28 января по март икона мироточила, как будто плакала.

Предполагается, что родился богатырь в 1145 году, а мощи хранятся в Антониевой пещере Киево-Печерской Лавры, рядом с погребением первого летописца Нестора.

Исследование останков, проведенное ещё в советское время, показало, что жил удалой молодец лет 40-45, что росту был, по тем временам, высокого, под 180 см., что у него из-за редкого заболевания произошло утолщение костей, отсюда, мол, и великая сила.

Из богатырей ушел Илья Муромец в монахи, а погиб в 1203 году, защищая Киев от набегов половцев. Принял он смерть, судя по ранам, от удара копья или кинжала в сердце, в последний момент защищая себя левой рукой. Есть много версий о жизни Ильи Муромца, о его исцелении, о его сражениях. Где сражался Илья Муромец с Соловьем-разбойником? Одни говорят, что за Окой, другие — в Черниговских лесах.

б)Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

— Напомню, что былины рассказывают об историческом прошлом. Значит, в них должны упоминаться какие-то реальные исторические факты, места. Найдите такие упоминания в тексте былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». (Муром, Карачарово, Киев, Чернигов, князь Владимир киевский, Куликово поле).

— В былине ни слова не говорится о том, что Илья Муромец отличался от других людей небывалой силой, великим мужеством, изумительной находчивостью, умением моментально принимать верные решения. И тем не менее мы с первых строк понимаем, что герой обладает всеми этими качествами. Как удалось внушить нам такую уверенность? (Илья Муромец на протяжении былины совершает немало подвигов и поступков, характеризующих его: сражается под Черниговом, бьется с Соловьем-разбойником, достойно ведет себя на пиру у князя Владимира).

— Прочитайте отрывки, где рассказывается о снаряжении Ильи Муромца. (Богатое убранство коня (стр. 72):

Брал коня он за повода шелковые…

…Да й которое седелко изукрашено,

Разноцветным каменьем усажено,

Драгоценными шелками изушивано,

Да й червонным золотом обивано

тяжелое вооружение (стр. 72):

Да й берет с собой тут саблю вострую,

Свое длинное копье он муржамецкое,

Да й берет он палицу тяжелую,

А которая весом в девяносто пуд;

Брал он свой-от тугой лук разрывчатый,

Да й набрал он много стрелочек каленыих…)

— Какую «заповедь великую» он кладет себе, выходя из храма? Прочитайте отрывок (Стр. 72: Не съезжаться, не слетаться во чистом поли,

Да не делать бою-драки-кроволития)

— Зачем же тогда берет он с собой столько оружия? (Время неспокойное, оружие нужно не для нападения, а для защиты).

— Виноват ли Илья Муромец в том, что нарушил свою «заповедь великую»? Как это получилось? Прочитайте отрывок. (Илья Муромец не виноват, он поступил правильно, потому что он богатырь и должен защищать родину; около Чернигова он увидел, что город в осаде, поэтому не смог проехать мимо (стр. 73):

Усмотрел под городом Черниговом,

Нагнано там силушки черным-черно,

Аи черным-черно, как черна ворона, —

Хочут мужиков черниговских да всех повырубить,

Хочут церкви Божии да на дым спустить.

Так тут старый казак да Илья Муромец,

Илья Муромец да сын Иванович,

Нарушает заповедь великую:

Да й просил себе он Бога на помочь,

Да й Пречисту Пресвятую Богородицу,

Приспускал коня он богатырского

А на тую ль рать – силу великую;

Стал конем топтать, а копьем колоть,

Из лука стрелять, рубить он силушку поганую;

Потоптал всю силушку й поганую).

5. Физминутка.

Организует смену деятельности.

Сейчас мы будем приседать

И колени разминать

Ноги до конца сгибать,

Раз – два – три – четыре — пять! (Приседания.)

Напоследок пошагаем,

Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.) 

6. Закрепление материала.

Беседа по вопросам.

— Как и почему отнеслись к Илье Муромцу черниговские мужики? (Они оказали ему почет, предложили быть воеводой в Чернигове).

— Почему же Илья Муромец не соглашается? Ведь воевода – это очень почетная должность. (Илья Муромец – богатырь, он защищает Русь от нападений, а ему предлагают защищать один только город. Он не может согласиться на эту, пусть и почетную, должность).

— На вопрос о прямой дороге до Киева черниговские мужики рассказывают, что по ней уже давно никто не ездит. Почему? (На ней уже 30 лет сидит Соловей-разбойник, который убивает людей, проходящих мимо).

— Почему черниговские мужики только сообщают Илье Муромцу об этом, но не отговаривают его ехать по этой дороге? (Илья Муромец только что победил целую армию под городом Черниговом, поэтому, возможно, справится и с Соловьем-разбойником. Не черниговским мужикам советовать богатырю, что тому делать).

— Но ведь есть же еще «окольная дорожка»! Почему же Илья Муромец выбирает «прямоезжую»? (Во-первых, «окольная дорожка» в два раза длинней, а Илья Муромец собирался «попасть к обедне в стольный Киев-град». А во-вторых, Илья Муромец – богатырь, кому как не ему сразиться с Соловьем-разбойником! Ведь богатыри – защита родины от врагов).

— Прочитайте, как встретил Илью Муромца Соловей-разбойник. (Стр. 75:

Как завидел его й Соловей-разбойничек,

Засвистел тут Соловей по-соловьиному,

Закричал, собака, й по-звериному,

Зашипел, проклятый, по-змеиному…).

— Великая сила и мощь Ильи Муромца оказалась неожиданностью для Соловья-разбойника. Илья Муромец легко справился с ним.

— Почему Илья Муромец с охотой рассказывает киевскому князю Владимиру о своей победе над «рать-силой великой» под Черниговом, но ни словом не упоминает о пленении Соловья-разбойника? (Он не считает это подвигом, чем-то замечательным. Вот победа над целым войском – это дело, достойное богатыря).

— Зачем князь Владимир спрашивает у Ильи Муромца, какой дорогой тот ехал из Чернигова в Киев? (Князь впервые видит Илью Муромца, он хочет получше узнать этого человека, поэтому задает вопрос, который покажет честность или лживость богатыря).

— Почему князь Владимир не верит Илье Муромцу, что тот ехал «прямоезжею дорожкой»? (Князь прекрасно знает, что

…прямоезжая ль дорожка заколодела,

Заколодела ль дорожка, замуравела,

Замуравела ль дорожка ровно й тридцать лет…)

— Почему Соловей-разбойник отказывается свистеть, когда его просит князь Владимир? Прочитайте слова Соловья-разбойника и объясните их. (Стр. 80 – 81:

Аи же ты, князь Владимир стольно-киевский!

Не у тя я сегодня ведь ел да пил,

Не тебя ведь я й хочу послушати:

А сегодня я-то в поле ел и пил

А у старого казака Илья Муромца,

А его я могу й послушати)

Соловей-разбойник оказывает уважение богатырю: признает лишь слово Ильи Муромца, который его победил. 30 лет киевский князь Владимир ничего не мог с ним сделать, значит он слаб и не ему приказывать Соловью-разбойнику. Но есть еще одна причина: Соловей-разбойник боится Илью Муромца, поэтому хочет от него услышать, что ему можно засвистеть).

— Почему Илья Муромец казнит покорившегося ему Соловья-разбойника? Может быть, можно было с ним договориться? (Нет, Соловей – разбойник, как только он почувствует слабость Ильи Муромца, тут же примется за старое. Илья Муромец это понимает, поэтому казнит его).

б) Теория литературы: гипербола

— Что реально, а что преувеличено в образе Ильи Муромца? (У него всего слишком: слишком тяжелое вооружение, слишком дорогое убранство коня, слишком много силы и ума).

— Образ Ильи Муромца нарисован с помощью гиперболы, художественного средства.

— Прочитайте статью учебника «Гипербола» (стр. 85).

— Запишем определение:

Гипербола – выразительное средство лексики, художественное преувеличение.

Например: мальчик-с-пальчик.

7. Итог урока. Выводы

— Какими чертами обладает Илья Муромец, богатырь русский? (Он очень силен, мужественен, бесстрашен, умен и находчив, в то же время он простодушен, скромен и очень честен, глубоко верит в Бога, почитает своих родителей).

— Какого древнегреческого героя напоминает нам Илья Муромец? (Геракла и немного Прометея).

— Вспомните, мы говорили, что древние греки наделяли героев своих мифов теми чертами, которые они ценили в людях больше всего. Можем ли мы сказать, что былинные богатыри – это идеал человека для древних русичей? (Да, это идеальные представления о нравственности).

— Что же ценили наши предки в людях? (Запись в тетради)

Древние русичи ценили в людях мужество, бесстрашие, физическую силу, ум, находчивость и в то же время простодушие, скромность, честность, веру в Бога, уважение к родителям.

8. Домашнее задание.

Подготовиться к сочинению-рассказу на тему «Добро побеждает зло» (стилизация под былину, библейскую притчу, миф).

multiurok.ru

Герой- подросток в мире художественного слова.

Урок1
Герой художественного произведения.

Цели:

1. Актуализировать знания по литературе, полученных в 5 классе и самостоятельно.

2. Формировать умения творческого пересказа.

3. Формировать умения давать отзыв о прочитанном по предложенным вопросам.

Оборудование:стенд с правильными ответами на задания предыдущего урока, иллюстрации к произведениям, прочитанным в 5 классе, герои которых – подростки.

Ход урока

пояснить суть вопросов другим учащимся.

Ход урока

Урок начинается до звонка. Вход в класс – импровизированный турникет, входной билет – разгаданная загадка, которую выбирают из предложенных экспертом (см. Приложение к уроку). Рассаживаются по отдельным столам по 4–5 человек, всего 7 «городов»-столов, группы формируются сразу для экономии времени на уроке.

I. Организационная вступительная беседа.

Учитель. Мы с вами в стране с красивым звучным названием – Литература. Как в любом государстве, в ней действуют свои законы, соблюдаются свои традиции. Мы с вами знаем многих из «коренных» жителей этой страны и, путешествуя сегодня по городам этого государства, вспомним своих старых знакомых, чтобы в дальнейшем, на последующих уроках литературы, мы смогли легко завязать знакомство и подружиться с другими обитателями этой огромной и интересной страны. Прочитайте названия городов, где нам суждено сегодня побывать, они перечислены в ваших путевых листах. Порядок посещения – на ваше усмотрение, только не создавайте «заторов на дороге»!

Образец «Маршрутного листа».

Внешняя сторона

Басня

Лирика

Посло-
вицы

Герои

Крылатые

слова

Сказка

Сочини-ка

Отметка
о посещении

Отметка
о посещении

Отметка
о посещении

Отметка
о посещении

Отметка
о посещении

Отметка
о посещении

Отметка
о посещении

Оборотная сторона «Маршрутного листа»

II. Групповая работа.

Задания приведены в нескольких вариантах, выбор – на усмотрение учителя.

С т а н ц и я «Басни».

Задание 1.

Герои басен И. А. Крылова «перепутались». Наведите порядок, соединив линями героев одной басни.

џ Ворона

џ Стрекоза

џ Зеркало

џ Орел

џ Мышь

џ Листы

џ Кукушка

џ Осел

џ Обезьяна

џ Лисица

џ Крыса

џ Муравей

џ Соловей

џ Петух

џ Корни

џ Пчела

Задание 2.

Прочитайте «басню». Вы заметили, что её герои «перемешаны»? Определите, из каких трех басен И. А. Крылова они взяты.

1) Однажды Лебедь, Рак да Щука,

Проказница Мартышка,

Осел, Козел

Да Косолапый Мишка

Везти с поклажей воз взялись.

И вместе все в него впряглись.

Достали нот, баса, альта, две скрипки –

И сели на лужок под липки, –

Пленять своим искусством свет.

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт.

www.prodlenka.org

Знакомство с учебником. «В дорогу зовущие». Художественное произведение и автор.

Тема: Знакомство с учебником. «В дорогу зовущие». Художественное произведение и автор.

Цель: подготовить учащихся к восприятию нового курса литературы, дать представление о художественной литературе как особой форме познания действительности.
Ход урока.
      I. Знакомство с учебником «Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях». Авторы-составители: В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Под редакцией В. Я. Коровиной / 15-е издание, переработанное. М.: «Просвещение», 2008.
            Продолжая работу, начатую в 5 классе, назовем автора, редактора, художников-оформителей и авторов иллюстраций, рассмотрим репродукции на обложке и форзацах учебника.
      Предложим школьникам вспомнить, что такое обложка, форзац, титульный лист, выходные данные, и показать это на примере учебника.
      — Чем отличается учебник 6 класса от учебника 5 класса?
      Обратим внимание, какие приложения есть в книге, что изменилось по сравнению с учебником 5 класса, что осталось прежним.
      Предложим детям назвать фамилии авторов, произведения которых они уже изучали в школе.
      — Какие это были произведения?
      Спросим, есть ли среди имен авторов такие, произведения которых дети читали самостоятельно.
      Выделим границы разделов: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература», «Произведения русских писателей XVIII века», «Произведения русских писателей XIX века», «Произведения русских писателей XX века». Новым будет раздел «Из литературы народов России». В конце второй части — большой раздел «Из зарубежной литературы», который включает «Мифы Древней Греции».
      — Какие разделы будут новыми по сравнению с предыдущим годом? Произведения каких авторов вам хотелось бы прочитать?
            II. «В дорогу зовущие»
      Чтение статьи учебника «В дорогу зовущие» (с. 3—4). Беседа по вопросам 1, 4—5 (с. 5 учебника).
      III. Художественное произведение и автор
      Обратимся к теоретическому вопросу: художественное произведение и автор. Основное содержание беседы отразим в тетрадях по литературе.
      Предложим ученикам подумать, что такое художественное произведение.
      Художественное произведение — это произведение искусства, сказанное писателем или поэтом «слово о мире» (М. М. Бахтин).
      Чтобы дать детям представление о единстве объективного и субъективного в произведении, об отражении в нем одновременно и реальности, и авторского понимания этой реальности, предложим им рассмотреть переплет учебника с фрагментом репродукции картины И. И. Левитана «После дождя. Плес» (можно использовать большую репродукцию любого другого пейзажа).
      — Если бы вы стояли на том самом месте, где стоял художник, с фотоаппаратом в руках и сфотографировали Волгу и город Плес, какой получилась бы фотография? Была бы она похожа на картину? Что отличало бы фотографию от картины И. И. Левитана?
      Дети отвечают, что с помощью фотографии мы сможем более точно и подробно передать увиденный пейзаж, но не сможем отразить свое впечатление и настроение, которое эта картина вызывает у нас.
      — С чем можно сравнить художественное произведение? Это фотография, которая точно отображает мир, или живописное полотно, в котором выражены настроения и мысли автора?
      К определению художественного произведения (см. выше) добавим запись о том, что в художественном произведении отражается окружающая действительность и личность автора.
      — Кто такой автор?
       Автор — это создатель литературного произведения. В произведении автор высказывает свои мысли и чувства, дает свою оценку реальности.
      — Для чего автор создает свои произведения? Какова роль читателя художественного произведения? Если бы вы были авторами, для каких читателей вы хотели бы писать?
      В ходе ответов на эти вопросы важно привести учеников к мысли об активной роли читателя. Если читатель переживает вместе с героями произведения, цитирует фразы из него, отождествляет себя с одним из героев, это значит, что в произведении находит выражение не только личность автора, но и личность читателя. Функция самовыражения при соприкосновении с искусством особенно ярко видна, когда нам кажется, что автор произведения сказал о том, что мы давно думали и чувствовали, но не могли объяснить.
      Предложим ученикам связать этот тезис со своим читательским опытом:
      — Было ли у вас когда-нибудь чувство, что вы уже думали и чувствовали то, что пишет автор, но не находили слов, чтобы сказать об этом? При чтении каких произведений у вас возникало это чувство?
      Материал для учителя
      При изучении конкретных художественных произведений ученики уже в 6 классе встретятся с различными значениями слова автор, связанными друг с другом, но при этом относительно самостоятельными. В одних случаях мы будем говорить об авторе как о человеке реальном, в других случаях будем иметь в виду автора как носителя идейной концепции художественного произведения. В художественном произведении воплощается не вся полнота личности автора, а лишь некоторые ее грани, и эти два значения слова автор не тождественны друг другу. Реальный человек, писатель может отличаться от автора художественного произведения, т. е. носителя идейной концепции.
      Грин, например, предстает перед шестиклассниками как человек, непоколебимо мечтающий о светлом, хотя вся жизнь его была одним тяжелейшим испытанием.
      При работе с программными произведениями 6 класса мы встречаемся еще с двумя понятиями: повествователь эпического произведения и образ автора.
      Повествователь
 — это особый художественный образ, созданный автором для ведения повествования. В одних случаях он может выражать авторскую позицию, в других — совершенно иные мысли и эмоции.
      Яркий образ повествователя создается в пушкинских «Повестях Белкина», в «Левше» Н. С. Лескова, в рассказах А. П. Платонова, в «Кладовой солнца» М. М. Пришвина и в других произведениях.
      Образ автора — это особая эстетическая категория, образ творца данного произведения. Это специфический художественный прием, который выявляет своеобразие данного произведения.
      Этот теоретический материал, конечно, не следует давать детям на первом уроке, но в дальнейшем при анализе конкретных произведений учителю необходимо самому осознавать различие этих понятий и предлагать ученикам корректную терминологию.
      Автор — это человек, у которого есть имя и фамилия, мы можем назвать годы его жизни и места, в которых он жил.
      Но существуют произведения, говоря о которых невозможно назвать имя автора. Что это за произведения?
      Ученики называют сказки, загадки, мифы, другие произведения устного народного творчества.
      В «Кратком словаре литературоведческих терминов» (ч. 2, с. 306) найдем слово эпиграф и прочитаем его определение.
      Домашнее задание.
      Подготовить исполнение нескольких обрядовых песен (для детей, которые занимаются в фольклорных ансамблях, или для тех, в чьих семьях еще живы фольклорные традиции).

 

xn—-8sbhepth3ca.xn--p1ai

Урок по литературе в 6 классе на тему «Героический эпос русского народа»

Героический эпос русского народа

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Теория литературы: былина, гипербола

1. Героический эпос русского народа

— На прошлом уроке мы изучали «Калевалу» — героический эпос финского народа. Сегодня я предлагаю вашему вниманию героический эпос русского народа – былины.

— Вспомните, что такое героический эпос? (Это фольклорные произведения, рассказывающие о героях, их нравственных чувствах).

— Едва ли найдется такой жанр в фольклоре, о котором было бы написано статей и книг больше, чем о былинах. Это объясняется, прежде всего, высокими художественными достоинствами эпоса.

— Издавна люди преклонялись перед теми своими собратьями, которые, обладая недюжинными способностями и незаурядным умом, использовали эти качества, служа родной стране, родному народу. О них слагались песни, стихи, сказы. В русском народном творчестве появились богатыри — Святогор, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. В их образы сказители из народа вложили свои мысли о том, каким должен быть человек. Произведения о них стали называться былинами.

2. Теория литературы: былины

— Как вы думаете, почему возникло именно такое название: былина? (От слова «быль»: то что было).

— То есть былина построена на реальном историческом материале.

— Что такое былина? (…). Запишем определение (проектор):

Былины — это героические песни, возникшие как выражение исторического сознания в восточнославянскую эпоху, ставящие перед собой цель возвеличить социальные и нравственно-этические идеалы народа.

— В прошлом году мы подробно изучали другой жанр фольклора – сказку. Чем отличается былина от сказки?

— Составим таблицу (проектор):

Отличия былин от сказок

Былина

1. Существует в устной форме.

2. Известна с древнейших времен.

3. Фантастический рассказ в прозе волшебного или бытового характера.

4. Главная черта – вымысел.

5. Способ исполнения – сказывание.

3. Рассказ об исторической реальности в обобщенных образах в песенно-стихотворной форме.

4. Главная черта – описание подвигов богатырей.

5. Способ исполнения – пение или речитатив.

3. Герои былин – богатыри

— Назовите автора картин, которые вы видите на экране (проектор). (Это Васнецов).

— Как звали былинных богатырей, изображенных на картине «Богатыри»? (Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович).

— Вот они, знаменитые три богатыря русских, три воина на могучих конях. Стоят они на страже русских границ. Старший — самый сильный и мудрый, — Илья Муромец. Средний — Добрыня Никитич. Он искусен не только в воинском ремесле, но и в науках, и в игре шахматной. Если нужно какое дело миром уладить – лучше Добрыни никто не справится. И богатырской силы и храбрости ему не занимать: одолел самого Змея Горыныча! Забаву Путятишну, племянницу князя Владимира, вызволил из змеевых пещер. Младший — Алеша Попович, победитель Тугарина Змеевича. У Алеши главное – смекалка да хитрость. Веселый человек Алеша, потому и любят его товарищи. Правда, порой ему достается от них за рискованные проделки, но до ссоры дело не доходит.

4. Илья Муромец – народный герой (инд. зад. – пересказ карточки + презентация)

Илья Муромец — самый известный, но в то же время самый загадочный герой русского эпоса. Трудно найти такого человека в России, который бы не слышал о богатыре из древнего города Мурома.

В селе Карачарове, что под Муромом, если верить былинам, родился знаменитый богатырь Илья Муромец. Карачаровцы рассказывали об Илье Муромце попросту, как о своем знакомом, родственнике. Здесь, мол, родился, в том колодце воду испил, по этому оврагу на коне проскакал. «Во славном во городе во Муроме, во селе Карачарове» сидел силач Муромский, а фамилия у него Гущин, Илья Иванович Гущин. Жил богатырь в густых дремучих лесах, среди болот — отсюда и фамилия. Мать былинного героя – Ефросинья Яковлевна, отец – Иван Тимофеевич. Сидел Илья дома тридцать лет, болен был, но вот пришли «калики перехожие» — старцы, попросили напиться, Илья подал им, и началась совсем другая история – богатырская служба: «Вставай-ка, Илья Муромец, на резвые ноги, отворяй ворота широкие, как одно на небе красно солнышко, так один на Руси Илья Муромец».

В Муроме в 1999 году установили памятник легендарному богатырю. Это символ не только физической, но и высокой нравственной силы. Для многих современных людей бывает откровением тот факт, что популярный герой эпоса почитается святым Русской Православной Церковью. Илья — бесстрашный воин и мудрец. Всегда готовый защитить слабого, помочь доброму человеку и мечом, и советом. За его подвиги, за его служение родине и людям Илья Муромец был официально канонизирован, т.е. причислен к лику святых в 1643 году.

По церковному календарю день памяти Ильи Муромца 19 декабря по старому стилю или 1 января по новому стилю. Кстати, именно 1 января 1999 года на родине героя, в селе Карачарове, торжественно установили икону преподобного Ильи Муромца (со вставленным в неё ковчежцем с частицей мощей богатыря), с 28 января по март икона мироточила, как будто плакала.

Предполагается, что родился богатырь в 1145 году, а мощи хранятся в Антониевой пещере Киево-Печерской Лавры, рядом с погребением первого летописца Нестора.

Исследование останков, проведенное ещё в советское время, показало, что жил удалой молодец лет 40-45, что росту был, по тем временам, высокого, под 180 см., что у него из-за редкого заболевания произошло утолщение костей, отсюда, мол, и великая сила.

Из богатырей ушел Илья Муромец в монахи, а погиб в 1203 году, защищая Киев от набегов половцев. Принял он смерть, судя по ранам, от удара копья или кинжала в сердце, в последний момент защищая себя левой рукой. Есть много версий о жизни Ильи Муромца, о его исцелении, о его сражениях. Где сражался Илья Муромец с Соловьем-разбойником? Одни говорят, что за Окой, другие — в Черниговских лесах.

5. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

— Напомню, что былины рассказывают об историческом прошлом. Значит, в них должны упоминаться какие-то реальные исторические факты, места. Найдите такие упоминания в тексте былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». (Муром, Карачарово, Киев, Чернигов, князь Владимир киевский, Куликово поле).

— В былине ни слова не говорится о том, что Илья Муромец отличался от других людей небывалой силой, великим мужеством, изумительной находчивостью, умением моментально принимать верные решения. И тем не менее мы с первых строк понимаем, что герой обладает всеми этими качествами. Как удалось внушить нам такую уверенность? (Илья Муромец на протяжении былины совершает немало подвигов и поступков, характеризующих его: сражается под Черниговом, бьется с Соловьем-разбойником, достойно ведет себя на пиру у князя Владимира).

— Прочитайте отрывки, где рассказывается о снаряжении Ильи Муромца. (Богатое убранство коня (стр. 72):

Брал коня он за повода шелковые…

…Да й которое седелко изукрашено,

Разноцветным каменьем усажено,

Драгоценными шелками изушивано,

Да й червонным золотом обивано

тяжелое вооружение (стр. 72):

Да й берет с собой тут саблю вострую,

Свое длинное копье он муржамецкое,

Да й берет он палицу тяжелую,

А которая весом в девяносто пуд;

Брал он свой-от тугой лук разрывчатый,

Да й набрал он много стрелочек каленыих…)

— Какую «заповедь великую» он кладет себе, выходя из храма? Прочитайте отрывок (Стр. 72: Не съезжаться, не слетаться во чистом поли,

Да не делать бою-драки-кроволития)

— Зачем же тогда берет он с собой столько оружия? (Время неспокойное, оружие нужно не для нападения, а для защиты).

— Виноват ли Илья Муромец в том, что нарушил свою «заповедь великую»? Как это получилось? Прочитайте отрывок. (Илья Муромец не виноват, он поступил правильно, потому что он богатырь и должен защищать родину; около Чернигова он увидел, что город в осаде, поэтому не смог проехать мимо (стр. 73):

Усмотрел под городом Черниговом,

Нагнано там силушки черным-черно,

Аи черным-черно, как черна ворона, —

Хочут мужиков черниговских да всех повырубить,

Хочут церкви Божии да на дым спустить.

Так тут старый казак да Илья Муромец,

Илья Муромец да сын Иванович,

Нарушает заповедь великую:

Да й просил себе он Бога на помочь,

Да й Пречисту Пресвятую Богородицу,

Приспускал коня он богатырского

А на тую ль рать – силу великую;

Стал конем топтать, а копьем колоть,

Из лука стрелять, рубить он силушку поганую;

Потоптал всю силушку й поганую).

— Как и почему отнеслись к Илье Муромцу черниговские мужики? (Они оказали ему почет, предложили быть воеводой в Чернигове).

— Почему же Илья Муромец не соглашается? Ведь воевода – это очень почетная должность. (Илья Муромец – богатырь, он защищает Русь от нападений, а ему предлагают защищать один только город. Он не может согласиться на эту, пусть и почетную, должность).

— На вопрос о прямой дороге до Киева черниговские мужики рассказывают, что по ней уже давно никто не ездит. Почему? (На ней уже 30 лет сидит Соловей-разбойник, который убивает людей, проходящих мимо).

— Почему черниговские мужики только сообщают Илье Муромцу об этом, но не отговаривают его ехать по этой дороге? (Илья Муромец только что победил целую армию под городом Черниговом, поэтому, возможно, справится и с Соловьем-разбойником. Не черниговским мужикам советовать богатырю, что тому делать).

— Но ведь есть же еще «окольная дорожка»! Почему же Илья Муромец выбирает «прямоезжую»? (Во-первых, «окольная дорожка» в два раза длинней, а Илья Муромец собирался «попасть к обедне в стольный Киев-град». А во-вторых, Илья Муромец – богатырь, кому как не ему сразиться с Соловьем-разбойником! Ведь богатыри – защита родины от врагов).

— Прочитайте, как встретил Илью Муромца Соловей-разбойник. (Стр. 75:

Как завидел его й Соловей-разбойничек,

Засвистел тут Соловей по-соловьиному,

Закричал, собака, й по-звериному,

Зашипел, проклятый, по-змеиному…).

— Великая сила и мощь Ильи Муромца оказалась неожиданностью для Соловья-разбойника. Илья Муромец легко справился с ним.

— Почему Илья Муромец с охотой рассказывает киевскому князю Владимиру о своей победе над «рать-силой великой» под Черниговом, но ни словом не упоминает о пленении Соловья-разбойника? (Он не считает это подвигом, чем-то замечательным. Вот победа над целым войском – это дело, достойное богатыря).

— Зачем князь Владимир спрашивает у Ильи Муромца, какой дорогой тот ехал из Чернигова в Киев? (Князь впервые видит Илью Муромца, он хочет получше узнать этого человека, поэтому задает вопрос, который покажет честность или лживость богатыря).

— Почему князь Владимир не верит Илье Муромцу, что тот ехал «прямоезжею дорожкой»? (Князь прекрасно знает, что

…прямоезжая ль дорожка заколодела,

Заколодела ль дорожка, замуравела,

Замуравела ль дорожка ровно й тридцать лет…)

— Почему Соловей-разбойник отказывается свистеть, когда его просит князь Владимир? Прочитайте слова Соловья-разбойника и объясните их. (Стр. 80 – 81:

Аи же ты, князь Владимир стольно-киевский!

Не у тя я сегодня ведь ел да пил,

Не тебя ведь я й хочу послушати:

А сегодня я-то в поле ел и пил

А у старого казака Илья Муромца,

А его я могу й послушати)

Соловей-разбойник оказывает уважение богатырю: признает лишь слово Ильи Муромца, который его победил. 30 лет киевский князь Владимир ничего не мог с ним сделать, значит он слаб и не ему приказывать Соловью-разбойнику. Но есть еще одна причина: Соловей-разбойник боится Илью Муромца, поэтому хочет от него услышать, что ему можно засвистеть).

— Почему Илья Муромец казнит покорившегося ему Соловья-разбойника? Может быть, можно было с ним договориться? (Нет, Соловей – разбойник, как только он почувствует слабость Ильи Муромца, тут же примется за старое. Илья Муромец это понимает, поэтому казнит его).

6. Теория литературы: гипербола

— Что реально, а что преувеличено в образе Ильи Муромца? (У него всего слишком: слишком тяжелое вооружение, слишком дорогое убранство коня, слишком много силы и ума).

— Образ Ильи Муромца нарисован с помощью гиперболы, художественного средства.

— Прочитайте статью учебника «Гипербола» (стр. 85).

— Запишем определение:

Гипербола – выразительное средство лексики, художественное преувеличение.

Например: мальчик-с-пальчик.

6. Выводы

— Какими чертами обладает Илья Муромец, богатырь русский? (Он очень силен, мужественен, бесстрашен, умен и находчив, в то же время он простодушен, скромен и очень честен, глубоко верит в Бога, почитает своих родителей).

— Какого древнегреческого героя напоминает нам Илья Муромец? (Геракла и немного Прометея).

— Вспомните, мы говорили, что древние греки наделяли героев своих мифов теми чертами, которые они ценили в людях больше всего. Можем ли мы сказать, что былинные богатыри – это идеал человека для древних русичей? (Да, это идеальные представления о нравственности).

— Что же ценили наши предки в людях? (Запись в тетради)

Древние русичи ценили в людях мужество, бесстрашие, физическую силу, ум, находчивость и в то же время простодушие, скромность, честность, веру в Бога, уважение к родителям.

7. Д/з: подготовиться к сочинению-рассказу на тему «Добро побеждает зло» (стилизация под былину, библейскую притчу, миф).

На перспективу: перечитать роман Д.Дефо «Робинзон Крузо»

infourok.ru

Урок по теме герой художественного произведения 6 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Семецкая средняя общеобразовательная школа» Почепского района Брянской области
Урок литературы в 6 классе по теме
«Герой художественного произведения. «Путешествие в страну Литературию».
Шныптева Елена Леонидовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Семецкая СОШ»
Почепского района
Брянской области
2015
Литература 6 класс.
Урок № 1 (по программе).
Тема: Герой художественного произведения. «Путешествие в страну Литературию».
Цель урока: актуализировать знания по литературе, полученные в 5 классе и самостоятельно; дать понятие о герое художественного произведения как организаторе событий сюжета.
* Задачи: формирование умений применять полученные знания в нестандартной ситуации; вырабатывать умение работать в группе; выявить представления учащихся о герое-подростке на страницах художественных произведений.
*Оборудование: маршрутный лист для команды, распечатанные задания.
*Организация: урок требует предварительной подготовки (подготовка учеников-экспертов с выполненными готовыми заданиями по каждой станции, чтобы они смогли проконсультировать других учащихся; подготовка загадок каждым экспертом для начала игры; деление учащихся на группы ).
*Форма урока: заочное путешествие.
Ход урока.
I.Введение в урок. Целеполагание.
Музыкальное оформление (звучит мелодия песни «Голубой вагон»)
-Ребята, что мы сейчас будем делать? Чем займёмся?
-А вы любите путешествовать?
-Где вы отдыхали летом?
-Зачем люди отправляются в путешествия?
-Мы отправляемся в волшебную страну с красивым названием Литературия. В ней действуют свои законы и традиции. Мы с вами уже знакомы со многими коренными жителями этой страны и, путешествуя по ней сегодня, вспомним старых знакомых, чтобы на следующих уроках смогли легко завязать знакомство и с другими её обитателями. Прочитайте названия станций, где мы побываем. Они перечислены в маршрутных листах.
II. Групповая работа по повторению.
1 станция «Литературная цепочка»
В логической цепочке убрать лишнее слово, назвать произведение.
*дуб, златая цепь, кот, сапоги;
*каморка, плащ, стул, дубовая кровать;
*Атлант, яблоки, Геракл, Зевс.
2 станция «Басни»
Прочитайте басню. Вы заметили, что её герои перемешались. Определите, из каких трёх басен И.А.Крылова они взяты.
Однажды Лебедь, Рак да Щука,
Проказница Мартышка,
Осёл, Козёл
Да Косолапый Мишка
Везти с поклажей воз взялись.
И вместе все в него впряглись.
На ту беду Лиса близёхонько бежала.
Ребята совещаются и дают ответы после выполнения заданий на ка

educontest.net

Конспект урока литературы 6 класс по теме А.С. Грин «Алые паруса». Герои повести, их верность мечте и идеалу, деятельный характер натур, незаурядность и сила духа.

Конспект урока литературы для 6 класса

Тема : А.С. Грин «Алые паруса». Герои повести, их верность мечте и идеалу, деятельный характер натур, незаурядность и сила духа.

Цели урока:

-показать А.Грина как писателя- романтика,; проследить путь к мечте  главных героев произведения «Алые паруса» Ассоль и Грэя;подвести к пониманию основной мысли произведения и внутреннего мира героев;

-формирование умения самостоятельно мыслить, делать выводы и обобщать, интерпретировать прочитанное.

воспитание высоких нравственных чувств, целеустремленности; любви к ближнему, веры в добро, любовь и мечту; формирование интереса к творчеству А. Грина.

Оборудование: мультимедийный проектор, отрывки фильма «Алые паруса»,

аудиозаписи Э. Григ “Утро” из Первой сюиты к драме “Пер Гюнт”, Энио Морриконе

« Одинокий пастух», песня В.Ланцберга «Алые паруса»

Отнимите у человека мечту и надежду, и он будет

несчастнейшим существом на свете.

И. Кант.

Открывателем новых стран был А. С. Грин не на морях и океанах,

а в той области, которая отвлечённо называется «душой человека».

М. Шагинян.

Если любовь к А.Грину сохраняется в зрелые годы,

значит, человек уберег свое сердце от постарения.

Ю. Нагиби

Ход урока

I. Организационный момент

— Ребята, поприветствуйте друг друга глазками, улыбнитесь. У каждого из вас сейчас своё настроение: кто-то возбужден, кто-то огорчен, а у кого-то хорошее настроение. Давайте отвлечемся, оставим все проблемы в стороне. Соединим ладошки, передадим стоящему товарищу рядом хорошее настроение, добрые намерения по отношению друг к другу. Теперь у всех хорошее настроение.
II. Актуализация знаний

1.Проверка домашнего задания
— А что такое счастье? Наверное, ответить каждый может по-своему. Домашним заданием было написать мини-сочинение «Что такое счастье?» (несколько учеников читают свои сочинения).

Для Александра Степановича Грина очень важно сделать человека счастливым. Об этом он писал в своих произведениях. Самая большая награда для человека — принести счастье другому человеку. Так сделал Грэй для Ассоль. В пленительной повести «Алые паруса», которую Грин начал писать в Петрограде, 1920 году, когда после тифа бродил по городу и каждую ночь искал ночлега у случайных людей. Сам Грин назвал своё произведение феерией.

А что такое феерия?

Словарная работа:

Феерия – театральное представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов, волшебное сказочное зрелище.

 В самом деле, мир повести похож на волшебную сказку, которая становится явью, похожей на сказку. Но это скорее не сказка, а некая условная действительность, созданная авторской фантазией.

Что же напоминает нам о сказке в повести?

(Перед нами мир любви и мечты; увлекательный мир сказки, фантастики, из которого не хочется уходить; мир, который учит надеяться, верить и ждать, любить, творить счастье своими руками; уникальный мир фантастики, чего-то волшебного, сказочного, где всегда добро побеждает зло. Грин вкладывает в слово «феерия» особый смысл. Ассоль и Грэй сами творят чудо.)

  1. Работа над темой урока.

    1. Восприятие мечты

Мечту. В толковом словаре, слово «мечта» помечено как многозначное:

Мечта — 1. Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое.

2. Предмет желаний, стремлений.

Мечта — что-то светлое, что делает краше нашу жизнь.

Мечта — полет человека, который не должен прерваться.

Мечта — цель, к которой нужно идти.

Грин

мечтал о море — отправился в Одессу. Судьба уготовила путь разбойника, он мечтал о светлом будущем народа.

Ассоль

верила, несмотря ни на что.

Грей

сделал всё, чтобы мечта сбылась

    1. Ассоль и жители Каперны

Иммунуил Кант говорил, что отнимите у человека мечту и надежду, и он будет несчастнейшим существом на свете.

Эгль: «У вас не рассказывают сказок. У вас не поют песен. А если рассказывают и поют, то, знаешь, эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества, эти грубые, грязные, как немытые ноги, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом».

Лонгрен: «Много придётся увидеть тебе не алых, а грязных и хищных парусов: издали — нарядных и белых, вблизи — рваных и наглых».

Чего ему не моглипростить?

«Лонгрен молчал. Если бы он кричал, злорадствовал, его бы поняли, но он поступил иначе, чем поступили они, — поступил внушительно и непонятно и этим поставил себя выше других».

(Зачитать от слов «играл, дети знали Ассоль, если она приближалась к ним…» до «… она перестала, наконец, оскорбляться»).

Здесь целесообразно посмотреть фрагмент к/ф. «Алые паруса». Этот момент достаточно ярко демонстрирует смысл произведения.

    1. Понимание любви

Она была чужая. Маленькая девочка не могла понять, почему её не любят.

«Разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не умеют».

Как вы понимаете слово «любовь»?

Обратимся к толковому словарю:

Любовь — 1. Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

2. Склонность, пристрастие к чему-либо.

Могли ли они быть самоотверженными, т. е. жертвующими своими интересами ради других?

Нет, случай с Мери. Не было окрыляющего чувства, которое заставляет человека мечтать.

Смерть Мери — жителям города не простил. Не хотел будить Ассоль, когда та спала. Слушал дочь, не перебивая, без улыбки, боясь обидеть любимого человека своим недоверием.

  • Какое предсказание услышала Ассоль? Чем для Ассоль стали алые паруса?

  • (Чтение стихотворения «Предсказание Эгля» Н.Матвеевой,

муз.сопровождение Э.Григ “Утро” из Первой сюиты к драме “Пер Гюнт”)

Подойди ко мне, я в твоих глазах вижу капли слёз.

В мире много зла, но не надо все принимать всерьёз.

Ты не верь земле, чёрствой и сухой, – верь волне морей.

Пусть она скользит, дразнит и грозит – больше правдыв ней.

Пробегут года быстрой чередой, как в ручье вода.

Видишь тот обрыв и простор морской – посмотри туда.

Там, в дали морской, ты увидишь блеск алых парусов.

С берегов крутых ровно в пять часов ты завидишь их.

Это будет бриг из далёких стран, из других широт.

Ровно в пять часов от его бортов шлюпка отойдёт,

И прекрасный принц, сказочный герой, наречённый твой,

Весел и умён, строен и высок, ступит на песок.

Слушай, он затем только приплывёт, чтоб тебя спасти.

Если он тебя сразу не найдёт, ты его прости!

Ступит на песок – радость на лице сильная, как боль,– Скажет: «Добрый день!»

Спросит он: «А где тут Живёт Ассоль?»

Не грусти, не плачь. Ясных глаз не прячь, слёзы с них сотри.

Верь моим словам, чаще по утрам на море смотри.

Верь волне морей. Верь судьбе своей. Час наступит твой.

Ты увидишь блеск алых парусов – это за тобой.

    1. Вера в мечту

Нужна ли человеку мечта?

А. Грин написал такие строки:        

Мечта разыскивает путь,-

Закрыты все пути;

Мечта разыскивает путь,-

Намечены пути,-

Мечта разыскивает путь,-

Открыты ВСЕ пути.          

Нет! Иначе они не стали бы дразнить и оскорблять Ассоль. Не кричали бы, что Лонгрен с дочерью одичали или повредились в рассудке. Не пытались бы её задеть, указывая на несуществующие алые паруса.

Вера! Вера в исполнение своей мечты. Она верила, несмотря ни на что. Все эти годы она ждала свои алые паруса.

Нет! Для них Ассоль по-прежнему «полоумная». Именно так отвечает Меннерс на вопрос Грея.

На этот вопрос ответил угольщик. Парадокс — человек, которого покрывала рабочая грязь, сумел сохранить чистой душу. Он, один из немногих, кто смог понять Ассоль.

(Чтение от слов «Она говорит, как большая, но причудлив ее разговор. Прислушиваешься — как будто все то же самое, что мы с вами сказали бы, а у нее то же, да не совсем так…)

Оказывается, Ассоль видит во всем красоту и старается показать ее другим. Да, только люди слепы, а чтобы скрыть свою слепоту, обвиняют девушку, не скрывающую своего видения.

Грин награждает Ассоль за ее веру. И в один из дней она дождалась свои алые паруса.

5.«Иди к мечте своей, и час наступит твой…»

  • Какие поступки Грэя, совершенный в детстве, характеризуют его как рыцаря, защитника слабых и беззащитных?

— Чтобы «пережить чужое страдание», он намеренно обварил себе руку
— Разбил свою фарфоровую копилку и подарил бесприданнице Бетси деньги «от имени Робин Гуда». И это конечно, говорит о том, что Грэй – рыцарь

Чтение отрывка под музыку Энио Морриконе « Одинокий пастух»

«Никакая профессия, кроме этой не могла бы так удачно сплавить в одно целое все сокровища мира, сохранив неприкосновенным тончайший узор каждого отдельного счастья.

Опасность, риск, власть природы, свет далекой страны, чудесная неизвестность, мелькающая любовь, цветущая свиданием и разлукой; увлекательное кипение встреч лиц, событий, безмерное разнообразие жизни…»
Нельзя удержаться то восхищения, читая эти строки! Какой язык! Как необычайны эпитеты!

6.Анализ последней главы

Грин в последней главе, мне кажется, кричит: «Люди! Посмотрите, есть алые паруса, есть свет, который они несут! Поймите, наконец, что жить так нельзя!

Нет! « Яд забирался им в голову. Как только появилась Ассоль, все смолкли, все со страхом отошли от нее, и она одна осталась среди пустоты знойного песка».

Просмотр фрагмента фильма (встреча Ассоль и Грея)

Последний абзац произведения.

« Когда на другой день стало светать, корабль был далеко от Каперны…

Он сидел, тихо возил смычком, заставляя струны говорить волшебным» неземным голосом и думал о счастье».

Да, впервые появляются радужные эпитеты, звучит слово « счастье», но это уже все далеко от Каперны.

  1. Закрепление изученного материала.

  1. Беседа с учащимися

  • Случайно ли они встретились в жизни?
    Чем близки эти герои?

    Во-первых, как мы уже сказали, они оба были одиноки в детстве, лишены общения со сверстниками.
    Во-вторых, они понимают и любят все живое на земле, близки к природе.
    В-третьих, Ассоль и Грей добры и бескорыстны.
    В-четвертых, они трудолюбивы, и наконец

  • Как вы думаете, только ли ради этой прекрасной истории написал свое произведение А. Грин?

    Нет, не только, наверное, ради ключевых строк повести о чудесах, которые делаются «своими руками… Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное, нужное слово.

  • Как вы понимаете эти слова? Согласитесь ли с ними? Улыбка, прощение… — это чудеса во все времена?
    Уметь мечтать – это замечательное душевное качество, а уметь мечту превратить в действительность – это величайший человеческий талант.

Вывод: Произведение Грина подтверждает главное: романтическое и реалистическое тесно сближаются и переплетаются. Одно является продолжением другого и наоборот. Одно не существует без другого. И в этом нет ничего удивительного. Автор настойчиво и последовательно готовит читателя к тому, что «чудесное не есть случайное, а вполне закономерное явление в реальной жизни».
Автор убеждает нас, читателей, что если труд будет одухотворен мечтой – он станет творчеством. Говорящая символика цвета перерастает в метафору XXI века – «алые паруса».

2. Ответить на вопросы по феерии “Алые паруса” (взаимопроверка)

1. А как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов? (Тревога)

2. Кто помог Ассоль не озлобиться против людей, остаться доброй девочкой? (Лонгрен)

3. Чем похожи судьбы Ассоль и Грэя? (Одиночество)

4.Один из главных героев произведения. (Грэй)

5. Ассоль жила больше в мире…. (Мечты)

6. Что помогло ей осуществить свою мечту? (Искренность, открытость, душевность, мечтательность, доброта…)

V. Итог урока.

— Что же общего между портретом Ассоль, феерией, стихами, музыкой Грига?

(Их объединяет вера в мечту, любовь, чудо, дружбу).

— Уметь мечтать – это замечательное душевное качество, а уметь мечту превратить в действительность – это величайший человеческий талант.

— Давайте прочитаем ключевые строки повести: “…я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и у тебя… Но есть и не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и – вовремя сказанное нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем”.

— Вот что еще сказал известный русский писатель Даниил Гранин: “Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве”.

Пусть символом сбывшейся мечты навсегда для вас останутся алые паруса.

А завершим урок сегодня когда-то популярной песней В. Ланцберга «Алые паруса»

(просмотр видеоклипа)

VI.Домашнее задание:

Подготовиться к написанию сочинения «Нужна ли человеку мечта?»

План:

I. Мечтать — значит стремиться в будущее.

II. Нужна ли человеку мечта?

  • Мечты Ассоль и Грэя.

  • Каким было бы детство Ассоль и Грэя без мечты?

  • Какой  бы стала в будущем Ассоль  без мечты?

  • Кем бы стал Грэй без мечты?

  • Мечты ведут к счастью.

III. Мечты и действительность.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *