Диктант лексика 6 класс – Контрольный диктант в 6 классе на тему «Лексика».
Словарные диктанты (6 класс)
Словарные диктанты
Диктант 1. Тема «Лексика и фразеология»
Поражать воображение, исчезает вдали, неизвестный солдат, изобретение книгопечатания, палитра и мольберт художника, поласкать ребёнка, работать спустя рукава, антонимы и синонимы, медвежья услуга, экономить средства, бордовая свёкла, обедаем на террасе, диалектные слова, жаргонное выражение, бить баклуши, особенности профессии, архаизмы и историзмы, ракетная техника, атмосфера Венеры, тришкин кафтан, реформа календаря.
Диктант 2. Тема «Словообразование»
Натирает паркет, легкоатлетические состязания, растительный мир, просьба о помощи, командир корабля, роскошь интерьера, богатырская мощь, шедевр архитектуры, бесцельное существование, подражать чужим голосам, сгореть от стыда, номер квартиры, ошеломить противника, растереть краски, это тебя касается, утренняя заря, генерал-лейтенант, искусство живописи, аккуратно разложить салфетки, вежливое обхождение, ракета-носитель, резчик по кости, великолепное зрелище.
Диктант 3. Тема «Гласные в приставках»
Преподаватель математики, сверхинтересный фильм, непреодолимая преграда, приоткрыть дверь, примерять пальто, телефон приятеля, приклеить почтовую марку, пренеприятное известие, не прикоснуться к пище, прекрати притворяться, обыграть в шахматы, притормози у будки, собака сыщика, презирать негодяя, предыдущая глава, принять к сведению, изыскивать средства, пристанционный буфет, примирять спорщиков.
Диктант 4. Тема «Имя существительное»
Троллейбусное депо, в пламени свечи, спросил об имени и фамилии, вождь племени, маляр-штукатур, злостный курильщик, нога в стремени, обходчик путей, страховой агент, заявление Анастасии Никитичны, зачинщики беспорядков, факты истории, с полным выменем, договорённость о продолжении, очки миссис Хадсон, лихой извозчик, писатель-деревенщик.
Диктант 5. Тема «Правописание гласных в суффиксах существительных»
Кусочек, зайчонок, кирпичик, горошек, мешочек, девчонка, пальчик, ларёчек, носочек, сачок, галчонок, ларчик, ноченька, каблучок, ежонок, кружочек, мышонок, овражек, корешок, сухарик, лодчонка, родничок, личико, песочек, бочонок, творожок, порожек, старичок, фонарик.
Диктант 6. Тема «Имя прилагательное»
Счастливого пути, о раннем взрослении, нисколько не нужный, гигантский скачок, серо-зелёный оттенок, свежего воздуха, искусный мастер; не далёк, а близок; заячья избушка, зловещим предзнаменованием, неряшливая одежда, похож на отца, дальневосточное направление, юго-западный ветер, нездоровый румянец, садово-огородные культуры, легче лёгкого, громадный айсберг, талантливый пианист; не горький, а сладкий; далеко не глупый.
Ветреный вечер, костяная нога, ключевой водицей, клюквенный морс, кольцевая автодорога, истинная дружба, французские фильмы, кухонная утварь, ослиное упрямство, в ежовых рукавицах, орлиный взгляд, парчовое одеяние, иссиня-чёрные волосы, стеклянная посуда, отечественная продукция, январские концерты, юная девушка, ткацкий станок, безветренный день, современное оборудование, кожаная курточка, свиное сало, чугунная сковорода, индусские обычаи.
Диктант 8. Тема «Имя числительное»
Столетний дуб, шестьдесят километров, пятиэтажный дом, двенадцать минут, восемнадцатая квартира, до девяноста градусов, в полутора миллиметрах, двести шестьдесят восемь миллионов, семью девятыми объёма, полтораста коробок, к обеим сторонам, тридцать шесть шагов, миллиард человек, прибыть в одиннадцать часов, семнадцать тысяч четыреста экземпляров, с семерыми щенками, пятьюдесятью четырьмя годами, шестнадцати сантиметров, полутораста тоннами, к двумстам сорока шести прибавить восемьдесят, восемьюстами тринадцатью центнерами, десятеро школьников, в две тысячи девятом году.
Диктант 9. Тема «Местоимение»
Скучаю по вас, никакой, кого-нибудь нарисуй, ни с чем, зайти к нему, ничто, кое с кем, спросил его, забрал у неё, что-либо слышал, самого лучшего, сколько-нибудь, некто в чёрном, несколько страниц, кое-кто придёт, чего-то не хватает, некого винить, никому не скажу, не с чем сравнить, их мнение, другого учебника.
Диктант 10. Тема «Глагол»
Напишешь строчку, не могу дозвониться, поскорее выйдите из вагона, сжигает бумаги, лучше подготовиться, развеваться на ветру, посеял бы, начинать сначала, не ешьте на ходу, поскользнуться на льду, пользоваться биноклем, рассчитаем время, записывать на диктофон, изредка посещает, грохочет по мостовой, приготовьте яичницу, ему нездоровится, позвонит в квартиру, попробовать салат, предостеречь от опасности, прогоним грустные мысли, приклеим объявление, крутит педали велосипеда.
Диктант 11. Контрольный словарный диктант
Перочинный ножик, растаяли в апреле, за тридевять земель, ракета-носитель, румяные щёчки, январского холода, собачья жизнь, в июле тысяча четыреста девяносто восьмого года, кое у кого, в приключенческой повести, мягко стелет, восемнадцать солдат, неразборчивый почерк, догоним троллейбус, дачная терраса, незнакомый шестиклассник, сваришь триста граммов фасоли, участницы состязаний, куличики из песка, атмосфера доверия, тёмно-бордовая кофточка, циферблат наручных часов, коллекция бирюзы, искусный рассказчик, натирает паркет, выставите оценки, ничуть не резкий, в тридцать шестой квартире, подражает известному артисту, свежий творожок, превращается в карету, свиной пятачок, пробираться сквозь бурелом, прийти в негодование, изысканный орнамент, дозвонишься Марии Юрьевне, соколиная охота, одесский юмор, о старинной рукописи, расцвет искусства.
infourok.ru
Словарные диктанты для 6 класса ( тематические)
6 класс. Тематические словарные диктанты
1. СПОРТ
Акваланг, альпинистский, арбитр, волейбол, гимнастика, дистанция, мотокросс, пенальти, пьедестал, соревнование, состязание, спортсмен, трамплин, тренер, тренироваться, триумф, туристский, тяжёлоатлет, чемпион, шахматы, экспедиция.
2. ИСКУССТВО
Акварель, аккорд, амфитеатр, аплодисменты, архитектура, галерея, гамма, гирлянда, изобразить, искусный, искусство, колонна, колорит, мольберт, орнамент, палитра, партер, силуэт, труппа, фасад, фейерверк, фонтан.
3. КУЛИНАРИЯ
Баклажан, вермишель, ветчина, винегрет, деликатес, калач, кастрюля, колпак, конфорка, кочан, макароны, маргарин, мороженое, пастила, пирожное, посуда, салат, салфетка, сервиз, сервировка, тарелка, фасоль.
4. ЛИТЕРАТУРА И ЯЗЫК
Баллада, брошюра, грамматика, грамотный, драма, драматический, классика, классический, лингвистика, метафора, морфология, новелла, олицетворение, орфография, псевдоним, синоним, синтаксис, словообразование, словосочетание, стихосложение, трагедия, трагический, хрестоматия, экземпляр, эпиграф, эпитет.
5. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ
Вице-премьер, генерал, Государственная Дума, государство, демократия, диктатор, командир, коррупция, лейтенант, министр, митинг, общественно-политический, оратор, офицер, президент, премьер-министр, резиденция, республика, реформа, солдат, тиран, трибуна, экс-президент.
6. ДОСУГ и УВЛЕЧЕНИЯ
Аттракцион, дизайн, картина, кинофильм, коллаж, коллекция, костюм, кристалл, лауреат, миниатюра, наслаждение, панорама, парашют, привычка, путешественник, саквояж, сеанс, сувенир, Третьяковская галерея, упоение, хореография, шкатулка, экспонат.
7. ПРОФЕССИИ, РОД ЗАНЯТИЙ
Адвокат, балерина, бухгалтер, велосипедист, виолончелист, десантник, директор, дирижёр, диспетчер, дрессировщик, жонглёр, инженер,
кинолог, комендант, маляр, отоларинголог, почтальон, пресс-секретарь, профессор, стоматолог, фармацевт, филолог, философ, философский.
8. НАУКА И ТЕХНИКА
Арматура, астрономия, бетон, гараж, готовальня, диапазон, калибр, конвейер, котлован, лаборатория, метрополитен, обсерватория, педаль,
проект, проектировать, проекция, пропеллер, ракета, светофор, семафор, стандарт, телевидение, типография, тоннель, троллейбус.
9. БЫТ
Бахрома, галантерея, гардероб, дезинфекция, жалюзи, интерьер, искусственный, калитка, карниз , керамика, комфорт, конверт, корзина, кошелёк, кроссовки, линолеум, паркет, перила, пианино, пиджак, предмет, стеллаж, терраса, территория, шелуха.
10. ПРИРОДА
Аномалия, атмосфера, гармония, георгин, гиппопотам, иней, катастрофа, каштан, колибри, крыжовник, метеостанция, молекула, оранжерея,
папоротник, пелена, прогноз, сирень, террариум, ураган, хамелеон, шимпанзе, шпинат, эволюция.
11. ЧЕЛОВЕК
Авторитет, биография, выразить, гримаса, дисциплина, надменный, негативный, недосягаемый, обаяние, объективный, оптимист, пессимист,
подражать, психология, румяный, сентиментальный, симпатичный, сочувствовать, субъективный, темперамент, тревога, фантазия, юный.
12. ЭКОНОМИКА
Баланс, бизнесмен, бюджет, декларация, делегация, иждивенец, инвестиция, кампания (мероприятие), квитанция, комбинат, компания (группа людей), конвейер, констатировать, корпорация, ликвидация, отрасль, официальный, предприниматель, прогноз, промышленность, сертификат, тенденция, учреждение, экономить.
13. МИР ВОКРУГ НАС
Абсолютный, аромат, багровый, багряный, бирюзовый, болото, бордовый, бриллиант, великолепный, вереница, волокно, габарит, гербарий, гибрид, горизонт, дефект, диапазон, зелёный, изжелта-красный, имитация, информационный, иссиня-чёрный, облако, ориентироваться.
14. ИСТОРИЯ
Богатырь, ботфорты, боярин, Великая Отечественная война, веретено, ветеран, военачальник, Древняя Русь, еретик, каланча, карета, кафтан, коврижка, кокошник, колодец, коромысло, кочевник, мавзолей, мемориал, обелиск, оккупация, оккупировать, сарафан, тысячелетие,
хронология.
15. ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА
Абитуриент, алгоритм, аналогия, балл, гимназия, диаметр, директор, дискуссия, досконально, иллюстрация, канцелярия, колледж, меридиан, параллельный, периметр, полемика, преподаватель, принцип, профессор, трансформировать, трафарет, университет, факультет, экзамен, экзаменатор, экзаменационный, энциклопедия.
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
16. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ и ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ
Двести, триста, четыреста, девяносто, полтораста, миллиард, миллион, триллион, центнер, километр, килограмм, миллиграмм, миллиметр,
пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, тонна.
17. ПРЕ- и ПРИ-
Пребывать где-то, презирать предателя, призирать сироту, прекратить, преобразовать, преодолеть, препятствие, претензия, претендовать,
претворить мечту, планы, прибывать куда-то, привет, привыкать, пригласить, приготовить, прийти, приказать, приключение, прилежный, пример.
18. ПРЕ- и ПРИ-
Примерять платье, примирять врагов, приобрести, присмотреться, приспособить, присутствовать, притворить дверь, притвориться больным, причина, прекословить, преступление, предатель, притерпеться к трудностям, непреходящие ценности, приходящий почтальон, престарелый, ) прискорбный, прикорнуть.
19. Н и НН в существительных и прилагательных
Бессонница, бешеный, вареник, ветреный (день, человек), ветряной (двигатель, оспа, мельница), временный, глубинный, гостиная, деревянный, жизненный, искренний, истинный, клюквенный, кожаный, лиственница, масляный (пятно, краска), нефтяной, овчинный.
20. Н и НН в существительных и прилагательных
Племянник, пьяный, румяный, свиной, серебряный, смышлёный, старинный, стеклянный, странник, юный, приданое невесты, маринованный,
мороженое, гостиница, избранник, оловянный, перочинный.
21. СЛОЖНЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Бетономешалка, бортмеханик, ванька-встанька, вертихвостка, восьмистишие, времяпрепровождение, выставка-продажа, генерал-полковник,
диван-кровать, доберман-пинчер, жар-птица, жертвоприношение, жизнеописание, землевладение, землепроходец, иван-да-марья, имя-отчество, канцтовары, кафе-закусочная, конференц-зал, купля-продажа, макрофотосъёмка, матч-реванш, мать-и-мачеха, местожительство, микроклимат, музей-квартира.
22. СЛОЖНЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Ничегонеделанье, обороноспособность, плащ-палатка, погранзастава, правда-истина, пресс-конференция, программа-минимум, путепровод,
рок-н-ролл, себестоимость, семидесятипятилетие, семядоля, сорвиголова, социал-демократ, старожил, стоп-кран, театр-студия, товарооборот, хлеб-соль, царь-девица, школа-интернат, юго-восток, яхт-клуб, яхтсмен.
23. СЛОЖНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ И ПОХОЖИЕ НА НИХ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
Белоснежный, бензозаправочный, ближневосточный, быстрорастворимый, бюджетно-финансовый, вагоностроительный, весенне-полевой, взаимовыгодный, вице-президентский, внутривидовой, военно-морской, высокоинтеллектуальный, высокопоставленное (лицо), вышеназванный,
вышеприведённый, газетно-журнальный, глубокоуважаемый, горнодобывающий, дикорастущий, жаропонижающий, жилищно-бытовой.
24. СЛОЖНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ И ПОХОЖИЕ НА НИХ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
Изжелта-зелёный, информационно-рекламный, кашеобразный, кисло-сладкий, конно-спортивный, крупнокалиберный, куполообразный, латиноамериканский, летне-осенний, лечебно-профилактический, лимонно-жёлтый, мертвенно-бледный, монголо-татарский, морально устойчивый, народно-поэтический, народнохозяйственный, научно-исследовательский, научно-популярный, низкокачественный, общеобразовательный, общественно полезный, общественно-политический, официально-деловой.
25. НЕ и НИ
Ничуть, нисколько, несколько, ни разу (никогда), не раз (много раз), не с кем, ни с кем, ни о чём, не о чем, никакой, некоторый, никогда, некогда, нигде, негде, неоткуда, незачем, ни в какую, не надо, не нужно, не слишком, не очень, не вполне, не стыдно, во что бы то ни стало, как бы то ни было, не к спеху, не по вкусу, некуда, никуда.
26. О-Ё-Е после шипящих
1.
В корне с О: жокей, жонглёр, изжога, капюшон, крыжовник, мажорный, ожог (сущ.), под-жог (сущ.), обжёг (глагол), прожорливый, чопорный, шов, шокировать, шоколад, шомпол, шорник, шорох, шорты, шоссе, Шотландия, но шотландский, шофёр, харчо.
2.
В корне с Ё: бечёвка, зажжённый, дешёвый, жёваный, жёлоб, жёлудь, зачёт, кошёлка, не в счёт, недочёт, никчёмный, печёнка, причёска, пшёнка, решётка, счёт, тяжёлый, чёлка, чёлн, чётный, чёткий, шёпот, щёголь, щётка.
27. Непроизносимые и сомнительные согласные
Агентство, безвкусный, безмолвствовать, бескорыстный, беспристрастный, бесчестный, бесчувствен-ный, блеснуть, взгрустнулось, гигантский, горестный, да здравствует, доблестный, добросовестный, должностной, жизнерадостный, захолустный, искусный, комендантский, лаборантский, ландшафт, масштаб, неистовство, объездчик, окрестность, опасность, парламентский, перебежчик, перекрёстный.
28. Непроизносимые и сомнительные согласные
Переписчик, переплётчик, перехлестнуть, песчаный, поверхностно, подписчик, под уздцы, поздний, по-прежнему, попутчик, постный, потчевать, почерк, праздник, предвестник, предчувствие, прелест-ный, разведчик, разослать (от слать), разостлать (от стлать), редкостный, рентген, ресница, ровесник, рыбацкий, сверстник, светский, словесный, совестливый, совместный, страстный, сумасшедший, съе-стной, тростник, тягостный, тяжеловесный, уездный, упразднить, участвовать, хрустнуть, частный, шествовать (идти), шефствовать (быть шефом), шотландский, яростный, яство.
29. Слова с двойными согласными
Аккомпанемент, аккомпанировать, аккорд, аккордеон, аккумулятор, аккуратный, аллегория, аннотация, антенна, аппарат, аппетит, аппликация, артиллерия, ассистент, ассортимент, аттестат, аттракцион, балл, баллада, баллон, бассейн, бессонница, бриллиант, вилла, вожжи, выжженный, гамма, гиппопотам, горилла, грамм, грамматика, грипп, группа, диаграмма, дискуссия, дрессированный, дрожжи, жужжать, иллюзия, иллюминация, иллюстрация, иммунитет, интеллект, искусство, касса, каллиграфия, кассета, классика, коллега, коллектив, коллекция, колонна, колосс (великан).
30. Слова с двойными согласными
Комиссия, комментарий, компресс, компромисс, конгресс, коралл, корректный, корреспондент, корро-зия, коттедж, кристалл, кросс, кроссворд, массаж, массив, металл, металлический, миссия, нарцисс, новелла, оккупация, параллель, пассажир, перрон, пессимизм, пресса, программа, прогресс, пропеллер, профессия, процесс, режиссёр, саванна, стеллаж, сумма, суффикс, телеграмма, теннис, терраса, терри-тория, тонна, трасса, троллейбус, труппа, тоннель, холл, целлофан, шасси, шоссе, экспресс, эффект.
infourok.ru
Контрольные работы по русскому языку в 6 классе
Контрольная работа №1. Диктант по теме «Повторение»(входная диагностика)
Были ли вы снежной зимой в молодом лесу? Конечно, не были: туда и войти невозможно. Теперь через дорожку в ту и другую сторону лежат согнутые деревья, и так низко, что только зайцу под ними и пробежать. Вот что случилось с деревьями: березка вершинкой своей, как ладонью, забирала падающий снег, и такой от этого вырос ком, что вершинка стала гнуться. В оттепель падал опять снег и прилипал к тому кому. Вершина с тем огромным комом все гнулась и, наконец, погрузилась в снег и примерзла до самой весны. Под этой аркой проходили звери и люди изредка на лыжах. Но я знаю одно простое волшебное средство, чтобы идти по такой дорожке и не сгибать спину. Я выламываю себе хорошую, увесистую палочку и стоит мне только этой палочкой хорошенько стукнуть по склоненному дереву, как снег валится вниз, дерево прыгает вверх и уступает мне дорогу. (По М. Пришвину)
Грамматическое задание
Вариант I
1. Записать транскрипцию первого предложения.
2. Сделать фонетический разбор слова медленно.
3. Сделать морфологический разбор слова примерзла.
Вариант II
1. Записать транскрипцию последнего предложения.
2. Сделать фонетический разбор слова деревьев.
3. Сделать морфологический разбор слова волшебное.
Контрольная работа №2. Диктант по теме «Лексика и фразеология»
Снег давно сбежал с полей. От края разбитой дороги до ближней деревеньки стелется рожь. Она освещена восходящим лучом солнца. На синем небе не видно туч, беловатые облака плывут в северо-западном направлении.
В вышине звучит переливчатая песенка жаворонка. В лесной чащобе воркует горлинка в заботе о постройке нового гнезда для птенцов. В свежей зелени уже жужжат труженицы-пчёлки. В каждой бороздке слышатся шёпот и шорох. В самой тоненькой веточке, в самом нежном стебельке движется свежий сок. По соломинке, как по лестнице, шествует жучок, важно расправляет свои крылышки. Над камышом мелководной речонки кружатся бирюзовые стрекозы. На опушке берёзовой рощи в рыхлом почерневшем снегу блистает молодая поросль кустов.
Контрольная работа №3. Диктант с грамматическим заданием по теме «Словообразование и орфография»
Прошло шесть месяцев. Стояла белая зима с жестокою тишиной безоблачных морозов, плотным, скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях, бледно-изумрудным небом, шапками дыма над трубами, клубами пара из мгновенно раскрытых дверей, свежими лицами людей и хлопотливым бегом продрогших лошадок. Январский день уже приближался к концу. Вечерний холод ещё сильнее стискивал недвижимый воздух, и быстро гасла кровавая заря. В окнах марьинского дома зажигались огни. Прокофьич, в черном фраке и белых перчатках, с особенной торжественностью накрывал стол на семь приборов. (И. С. Тургенев)
Грамматическое задание
1. Найти слова с чередованием в корне. Выписать эти слова, объяснить графически орфограмму, подобрать однокоренные слова.
2. Сделать морфемный разбор слов: вечерний, безоблачных, продрогших, хлопотливым, приближался, торжественность.
3. Сделать словообразовательный разбор слов: январский, раскрытые, приближаться, изумрудное, торжественность.
4. Сделать синтаксический разбор предложения, начертить схему.
Вариант I
Вечерний холод ещё сильнее стискивал недвижимый воздух, и быстро гасла кровавая заря.
Вариант II
Стояла белая зима с жестокою тишиной безоблачных морозов, плотным, скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях, бледно-изумрудным небом, шапками дым над трубами, клубами пара из мгновенно раскрытых дверей, свежими лицами людей и хлопотливым бегом продрогших лошадок.
Контрольная работа №4. Диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное»
В траве клубника была ещё зелена, зато необыкновенно крупна; на открытых же местах она уже поспевала. Из скошенных рядов мы с отцом набрали по большой кисти таких ягод, из которых иные попадались крупнее обыкновенного ореха; многие из них хотя ещё не покраснели, но были уже мягки и вкусны.
Мне так было весело на сенокосе, что не хотелось даже ехать домой, хотя отец уже звал меня.
Из лесного оврага, на дне которого, тихо журча, бежал маленький родничок, неслось воркованье диких голубей, или горлинок, слышался также кошачий крик и заунывный стон иволги; звуки эти были так различны, противоположны, что я долго не хотел верить, что это кричит одна и та же миловидная, жёлтенькая птичка.
(С.Аксаков)
Грамматическое задание
Вариант I
1. Сделать синтаксический разбор 3-го предложения.
2. Найти слова с орфограммами, которые изучались в разделе «Имя существительное». Составить словосочетания и предложения с этими словами.
Вариант II
1. Сделать синтаксический разбор 1-го предложения.
2. Найти слова с орфограммами, которые изучались в разделе «Имя существительное». Составить словосочетания и предложения с этими словами.
Контрольная работа №5. Диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное»
Панорама Москвы
На север перед вами, в самом отдалении на краю синего небосклона, немного правее Петровского замка, чернеет романтическая Марьина роща, и перед нею лежит слой пестрых кровель, пересеченных кое-где пыльной зеленью бульваров. Они устроены на древнем городском валу, на крутой горе, усыпанной низкими домиками, среди которых изредка лишь проглядывает широкая белая стена какого-нибудь боярского дома, возвышается фантастическая громада — Сухарева башня. Она гордо взирает на окрестности, будто знает, что имя Петра начертано на ее мшистом челе!
Ближе к центру города здания принимают вид более стройный, европейский; проглядывают богатые колоннады, широкие дворы, обнесенные чугунными решетками, бесчисленные главы церквей, шпицы колоколен с ржавыми крестами и пестрыми раскрашенными карнизами. (По М. Ю. Лермонтову)
Грамматическое задание
Вариант I
1. Выписать все имена прилагательные. Объяснить в каждом постановку одной или двух букв Н.
2. Сделать морфологический разбор любых четырех имен прилагательных.
3. Сделать фонетический разбор слова европейский.
Вариант II
1. Выписать все имена прилагательные. Объяснить написание суффикса -к- или -ск-.
2. Сделать морфологический разбор любых четырех имен существительных.
3. Построить словообразовательную цепочку к слову раскрашивать.
Контрольная работа №6. Диктант по теме Имя числительное»
Все числительные из этого диктанта выписаны на доске в столбик цифрами. Учитель диктует предложения, а если в нем попадается имя числительное, которое есть на доске, учащиеся должны сами с доски переписать его в тетрадь словами.
Больше всего осадков на Земле выпадает в южных предгорьях Гималаев, в не большом индийском городе Черапунджа, что находится в штате Ассам, на горном массиве, высота которого 1 313 метров. Черапунджа является местом паломничества туристов, которых сюда привлекают дожди. Здесь ежегодно выпадает более 12 000 миллиметров осадков, что составляет более 10 000 000 ведер воды на один гектар. Местность Черапунджа расположена рядом с подножием высоких гор с крутыми склонами. Теплые юго-западные муссонные ветры, переполненные влагой, сталкиваются с препятствием, поднимаются вверх, охлаждаются и выпадают дождем на землю.
Также самыми мокрыми местами на Земле являются Гавайские острова и колумбийское местечко Тупунендо, в котором за год выпадает 11 770 миллиметров осадков! А на гавайском острове Кауай дожди идут 350 дней в году. (Из энциклопедии «Я познаю мир».)
Контрольная работа №7. Диктант по теме «Местоимение»
(Текст диктанта учитель выбирает на свое усмотрение.)
Был всего девятый час, но небо до такой степени закрылось тучами, что на улицах сделалось совершенно темно. Сверху темная, безграничная бездна, прорезываемая молниями, кругом воздух, наполненный крутящимися атомами пыли. Все это представляло неизобразимый хаос, который сочетался с грозным силуэтом пожара. Видно было, как вдали копошатся люди. Казалось, они бессознательно толкутся на одном месте, они мечутся в тоске и отчаянии. Видно было, как кружатся в воздухе оторванные ветром, зажженные клочки соломы. Казалось, перед глазами совершается какое-то фантастическое зрелище. Постепенно одно за другим занимались деревянные строения и словно таяли.
В одном месте пожар уже в полном разгаре, все строения объял огонь, и с каждой минутой размеры его уменьшаются, и силуэт принимает какие-то узорчатые формы. Из клубов дыма вынырнул огненный язык, потом исчез, потом опять вынырнул.
Припоминалось тут все, что когда-нибудь было дорого. (М. Е. Салтыков-Щедрин)
Между тем перед глазами расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, тянущуюся вправо от дороги до самого горизонта и исчезающую в лиловатой дали. Солнце уже выглянуло из-за города и тихо, без хлопот, принялось за свою работу. Сначала далеко впереди, около курганчиков и ветряной мельницы, похожей на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса. Через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы. Полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам. И вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.
Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля — все, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь умытое росою и обласканное солнцем, оживало. Стадо куропаток, испуганное бричкою, вспорхнуло и полетело к холмам. Кузнечики, сверчки и медведки затянули монотонную музыку. (А. П. Чехов)
Контрольная работа №8. Диктант по теме «Глагол»
(Текст диктанта учитель выбирает на свое усмотрение.)
Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя; ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой веселостию; боясь какой-нибудь знакомой встречи, она, казалось, не шла, а летела. Приближаясь к роще, стоящей на рубеже отцовского владения, Лиза пошла тише. Здесь она должна была ожидать Алексея. Сердце ее сильно билось, само не зная почему. Но боязнь, сопровождающая молодые наши проказы, составляет и главную их прелесть. Лиза вошла в сумрак рощи. Глухой, перекатный шум ее приветствовал девушку. Веселость ее притихла. Мало-помалу предалась она сладкой мечтательности. Она думала… но можно ли с точностию определить, о чем думает семнадцатилетняя барышня, одна, в роще, в шестом часу весеннего утра? Итак, она шла, задумавшись, по дороге, осененной с обеих сторон высокими деревьями, как вдруг прекрасная легавая собака залаяла на нее. (По А. С. Пушкину)
Со своей стороны Алексей был в восхищении, целый день думал он о новой своей знакомой; ночью образ смуглой красавицы и во сне преследовал его воображение. Заря едва занималась, как он уже был одет. Не дав себе времени зарядить ружье, вышел он в поле с верным своим псом и побежал к месту обещанной встречи. Около получаса прошло в несносном ожидании для него; наконец он увидел меж кустарника мелькнувший синий сарафан и бросился на встречу милой Акулины. Она улыбнулась восторгу его благодарности; но Алексей тотчас заметил на ее лице следы уныния и беспокойства. Он хотел узнать тому причину. Лиза призналась, что поступок ее казался ей легкомысленным, что она в нем раскаивалась, что на сей раз не хотела она не сдержать данного слова, но что это свидание будет уже последним и что она просит его прекратить знакомство, которое ни к чему доброму не может их довести. (По А. С. Пушкину)
Итоговая контрольная работа №9. Диктант
(Текст диктанта учитель выбирает на свое усмотрение.)
На другой же день приступила она к исполнению своего плана, послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок, с помощью Насти скроила себе рубашку и сарафан. Засадила за шитье всю девичью, и к вечеру все было готово. Лиза примерила обнову и призналась пред зеркалом, что никогда еще так мила самой себе не казалась. Она повторила свою роль, на ходу низко кланялась и несколько раз потом качала головою, наподобие глиняных котов, говорила на крестьянском наречии, смеялась, закрываясь рукавом, и заслужила полное одобрение Насти. Одно затрудняло ее: она попробовала было пройти по двору босая, но дерн колол ее нежные ноги, а песок и камушки показались ей нестерпимы. Настя и тут ей помогла. Она сняла мерку с Лизиной ноги, сбегала в поле к Трофиму-пастуху и заказала ему пару лаптей по той мерке. На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. Весь дом еще спал. Настя за воротами ожидала пастуха. Заиграл рожок, и деревенское стадо потянулось мимо барского двора. Трофим, проходя перед Настей, отдал ей маленькие пестрые лапти и получил от нее полтину в награждение. Лиза тихонько нарядилась крестьянкою, шепотом дала Насте свои наставления касательно мисс Жаксон, вышла на заднее крыльцо и через огород побежала в поле. (По А. С. Пушкину)
Я откланялся. Урядник привез меня в избу, стоявшую на высоком берегу реки, на самом краю крепости. Половина избы занята была семьею Семена Кузова, другую отвели мне. Она состояла из одной горницы, довольно опрятной, разделенной надвое перегородкой. Савельич стал в ней распоряжаться. Я стал глядеть в узенькое окошко. Передо мною простиралась печальная степь. Наискось стояло несколько избушек. По улице бродило несколько куриц. Старуха, стоя на крыльце с корытом, кликала свиней, которые отвечали ей дружелюбным хрюканьем. И вот в какой стороне осужден я был проводить мою молодость! Тоска взяла меня. Я отошел от окошка и лег спать без ужина, несмотря на увещания Савельича, который повторял с сокрушением: Господи владыка! Ничего кушать не изволит! Что скажет барыня, коли дитя занеможет? (По А. С. Пушкину)
infourok.ru
Наталия Егорова — Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 6 класс
Контрольный диктант
У костра
Я принял людей, которые сидели вокруг огня, за гуртовщиков, но ошибся. Это просто были крестьянские ребятишки из соседней деревни, которые стерегли табун. В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют на ночь кормиться в поле. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков.
Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. Они спросили, откуда я, помолчали, посторонились. Мы немного поговорили. Я прилёг под обглоданный кустик и стал глядеть кругом. Мальчики сидели вокруг огня; тут же сидели и собаки, которым так было захотелось меня съесть. Они ещё долго не могли примириться с моим присутствием, изредка рычали, а потом слегка визжали, как бы сожалея о невозможности исполнить своё желание.
(114 слов)
(По И. Тургеневу)
Грамматические задания
I вариант
1. Сделать фонетический разбор слова «ошибся» (1-й абзац).
2. Сделать морфемный разбор слова «стерегли» (1-й абзац).
II вариант
1. Сделать фонетический разбор слова «летнюю» (1-й абзац).
2. Сделать морфемный разбор слова «спросили» (2-й абзац).
Приложение 2
Систематический курс русского языка
Словарные диктанты
Диктант 1. Тема «Лексика и фразеология»
Поражать воображение, исчезает вдали, неизвестный солдат, изобретение книгопечатания, палитра и мольберт художника, поласкать ребёнка, работать спустя рукава, антонимы и синонимы, медвежья услуга, экономить средства, бордовая свёкла, обедаем на террасе, диалектные слова, жаргонное выражение, бить баклуши, особенности профессии, архаизмы и историзмы, ракетная техника, атмосфера Венеры, тришкин кафтан, реформа календаря.
Диктант 2. Тема «Словообразование»
Натирает паркет, легкоатлетические состязания, растительный мир, просьба о помощи, командир корабля, роскошь интерьера, богатырская мощь, шедевр архитектуры, бесцельное существование, подражать чужим голосам, сгореть от стыда, номер квартиры, ошеломить противника, растереть краски, это тебя касается, утренняя заря, генерал-лейтенант, искусство живописи, аккуратно разложить салфетки, вежливое обхождение, ракета-носитель, резчик по кости, великолепное зрелище.
Диктант 3. Тема «Гласные в приставках»
Преподаватель математики, сверхинтересный фильм, непреодолимая преграда, приоткрыть дверь, примерять пальто, телефон приятеля, приклеить почтовую марку, пренеприятное известие, не прикоснуться к пище, прекрати притворяться, обыграть в шахматы, притормози у будки, собака сыщика, презирать негодяя, предыдущая глава, принять к сведению, изыскивать средства, пристанционный буфет, примирять спорщиков.
Диктант 4. Тема «Имя существительное»
Троллейбусное депо, в пламени свечи, спросил об имени и фамилии, вождь племени, маляр-штукатур, злостный курильщик, нога в стремени, обходчик путей, страховой агент, заявление Анастасии Никитичны, зачинщики беспорядков, факты истории, с полным выменем, договорённость о продолжении, очки миссис Хадсон, лихой извозчик, писатель-деревенщик.
Диктант 5. Тема «Правописание гласных в суффиксах существительных»
Кусочек, зайчонок, кирпичик, горошек, мешочек, девчонка, пальчик, ларёчек, носочек, сачок, галчонок, ларчик, дурачок, ноченька, каблучок, ежонок, кружочек, мышонок, овражек, корешок, сухарик, лодчонка, родничок, личико, песочек, бочонок, творожок, порожек, старичок, фонарик.
Диктант 6. Тема «Имя прилагательное»
Счастливого пути, о раннем взрослении, нисколько не нужный, гигантский скачок, серо-зелёный оттенок, свежего воздуха, искусный мастер; не далёк, а близок; заячья избушка, зловещим предзнаменованием, неряшливая одежда, похож на отца, дальневосточное направление, юго-западный ветер, нездоровый румянец, садово-огородные культуры, легче лёгкого, громадный айсберг, талантливый пианист; не горький, а сладкий; далеко не глупый.
Диктант 7. Тема «Правописание суффиксов прилагательных»
Ветреный вечер, костяная нога, ключевой водицей, клюквенный морс, кольцевая автодорога, истинная дружба, французские фильмы, кухонная утварь, ослиное упрямство, в ежовых рукавицах, орлиный взгляд, парчовое одеяние, иссиня-чёрные волосы, стеклянная посуда, отечественная продукция, январские концерты, юная девушка, ткацкий станок, безветренный день, современное оборудование, кожаная курточка, свиное сало, чугунная сковорода, индусские обычаи.
Диктант 8. Тема «Имя числительное»
Столетний дуб, шестьдесят километров, пятиэтажный дом, двенадцать минут, восемнадцатая квартира, до девяноста градусов, в полутора миллиметрах, двести шестьдесят восемь миллионов, семью девятыми объёма, полтораста коробок, к обеим сторонам, тридцать шесть шагов, миллиард человек, прибыть в одиннадцать часов, семнадцать тысяч четыреста экземпляров, с семерыми щенками, пятьюдесятью четырьмя годами, шестнадцати сантиметров, полутораста тоннами, к двумстам сорока шести прибавить восемьдесят, восемьюстами тринадцатью центнерами, десятеро школьников, в две тысячи девятом году.
Диктант 9. Тема «Местоимение»
Скучаю по вас, никакой, кого-нибудь нарисуй, ни с чем, зайти к нему, ничто, кое с кем, спросил его, забрал у неё, что-либо слышал, самого лучшего, сколько-нибудь, некто в чёрном, несколько страниц, кое-кто придёт, чего-то не хватает, некого винить, никому не скажу, не с чем сравнить, их мнение, другого учебника.
Диктант 10. Тема «Глагол»
Напишешь строчку, не могу дозвониться, поскорее выйдите из вагона, сжигает бумаги, лучше подготовиться, развеваться на ветру, посеял бы, начинать сначала, не ешьте на ходу, поскользнуться на льду, пользоваться биноклем, рассчитаем время, записывать на диктофон, изредка посещает, грохочет по мостовой, приготовьте яичницу, ему нездоровится, позвонит в квартиру, попробовать салат, предостеречь от опасности, прогоним грустные мысли, приклеим объявление, крутит педали велосипеда.
Диктант 11. Контрольный словарный диктант
Перочинный ножик, растаяли в апреле, за тридевять земель, ракета-носитель, румяные щёчки, январского холода, собачья жизнь, в июле тысяча четыреста девяносто восьмого года, кое у кого, в приключенческой повести, мягко стелет, восемнадцать солдат, неразборчивый почерк, догоним троллейбус, дачная терраса, незнакомый пятиклассник, сваришь триста граммов фасоли, участницы состязаний, куличики из песка, атмосфера доверия, тёмно-бордовая кофточка, циферблат наручных часов, коллекция бирюзы, искусный рассказчик, натирает паркет, выставите оценки, ничуть не резкий, в тридцать шестой квартире, подражает известному артисту, свежий творожок, превращается в карету, свиной пятачок, пробираться сквозь бурелом, прийти в негодование, изысканный орнамент, дозвонишься Марии Юрьевне, соколиная охота, одесский юмор, о старинной рукописи, расцвет искусства.
profilib.org
Диктанты для 6 класса
Словарный диктант «Повторение»
В задании по математике, зачерпывает ковшом, к синему морю, гонится за зайцем, покрывается инеем, хорошего настроения, побываешь в Софии, отливает глянцем, в зимнем уборе, танцуешь на палубе, на этикетке шампуня, вертится на языке, открывает ключом.
Словарный диктант «Лексика»
Антресоль, палисадник, притолока, образа, соха, истома, ранение, кафтан, армяк, тулуп, сюртук, казакин, сусальное золото, шорник, ямщик, бурлак, извозчик, кучер, половой, батальная картина, околоток, аллегория, басня, загадка, поговорка, композиция, олицетворение, прозаическая речь, мифы, сказка, пословица.
Контрольный диктант по теме Фразеологизмы
Зимний день
Короток зимний день. Быстро вянет неяркий закат, тухнут розовые снега. Блеснут в последний раз золотом окна домов, ало посветят крыши колокольни, и ползут на город и реку сумерки.
Небо черно и чисто, зеленовато горят редкие мелкие звёзды. Снег под ногами сверкает, колет глаза, скрипит. Всё кругом сковано морозом, неподвижно, мёртво. Только поднимается прямо к чёрному небу прозрачный дымок из трубы сторожки. Далеко внизу, на набережной, горят фонари, но самих фонарей не видно, одни редкие светлые пятна на снегу. Изредка проезжают машины, призрачный свет из фар скользит по крышам, по дороге, дрожит далеко по реке, и отчётливо слышен высокий звук моторов.
Город спит, засыпан снегом, и даже в темноте всё смутно светится: улицы, овраги, дворы, сады.
Контрольный диктант « Словообразование. Орфография. Культура речи»
В мае
Дайте мне руку, любезный читатель, и поедемте вместе со мной. Погода прекрасная. Кротко синеет майское небо, гладкие молодые листья ракит блестят, широкая ровная дорога вся покрыта той мелкой травкой, которую так охотно щиплют овцы. Жаворонки сотнями понимаются, поют в вышине.
Бежит жеребёнок с куцым хвостиком и взъерошенной гривкой, бежит на неверных ножках вслед за матерью; слышится его тонкое ржанье. Мы въезжаем в берёзовую рощу. Крепкий запах приятно стесняет дыхание.
Из-за круглых вершин яблонь и сирени виднеется тесовая крыша. Ямщик поворачивает, въезжает в раскрытые ворота, и мы останавливаемся перед крылечком тёмного домика.
Грамматическое задание
Сделать морфемный и словообразовательный разбор слова:
–синеет; 2.- неверных
Подчеркнуть грамматическую основу предложений
Первое предложение второго абзаца; 2- последнее предложение
Словарный диктант « Словообразование»
Великолепный интерьер, блестящий паркет, пригласить прийти в квартиру, приказать прекратить стрельбу, горячий привет, приобрести салфетки, присмотреться к предметам искусства, претворить мечту в жизнь, преобразование в стране, присутствовать на премьере, ютиться в каморке, примерять костюм, пребывать на отдыхе, не привык к поражению, советы пригодились, примирять спорщиков, широкий карниз, превратить в лягушку, презирать опасность, генерал-лейтенант, бахрома скатерти, преодолеть препятствия, причина снегопада, срочная телеграмма.
Сделать морфемный разбор слова: стрельбу, спорщиков
Сделать словообразовательный разбор слова: генерал-лейтенант, снегопад.
Словарный диктант « Имя существительное»
Старичок-боровичок помог Никите найти Марью Моревну. Волшебница бросила чудесный порошок в огонь, и пламя вспыхнуло с новой силой. Крепость Орешек была возведена новгородцами в ХIVвеке на небольшом острове в Ладожском озере, где берёт своё начало Нева. Конкурс «Русский медвежонок»-языкознание для всех»- младший брат популярного международного математического конкурса «Кенгуру – математика для всех». Сидевший возле окна попутчик начал клевать носом.
Контрольный диктант «Имя существительное»
В августе дед пошёл охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Старому охотнику попался светло-серый зайчонок с рваным левым ухом.
Дед выстрелил в него из старого ружья, но промахнулся. Заяц стремительно удирал в лес. Старик пошёл дальше, но вдруг встревожился, потому что с юга сильно потянуло гарью. Дед понял, что начался лесной пожар, огонь идёт прямо на него. Старик побежал по кочкам, падал, дым выедал ему глаза, а сзади уже разрастался гул, слышался шорох пламени, виднелась огненная заря.
Смерть настигала деда, касалась его, и в это время из-под ног у него выскочил заяц. Заяц бежал медленно и еле-еле волочил задние лапы.
Дед побежал за зайцем, который вывел старика из огня на равнину. Но у зверька обгорели задние лапы и живот. Дед подобрал своего обгоревшего спасителя, принёс домой, вылечил и оставил у себя.
Наверное, многие из вас, ребята, читали этот рассказ.
Подчеркнуть грамматические основы. Схемами объяснить постановку знаков препинания.
Сделать морфологический разбор 2 слов (на выбор)
Словарный диктант «Имя прилагательное»
Военно-морской флот, голубоглазый малыш, северо-восточный ветер, древнерусская летопись, горько-солёный вкус, русско-французский словарь, в чёрной-чёрной комнате, двухметровый баскетболист, бледнолицый брат.
Контрольный диктант «Имя прилагательное»
Улетают журавлик
В золотые осенние дни собираются отлёту журавли. Перед дальней дорогой покружили они над рекой, над родным болотом. Собрались в стройные косяки, потянулись в далёкие тёплые страны. Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли.
В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых.
Ещё до рассвета проснулись чуткие журавли.
Чуть брезжит над рекой, над лесными чёрными макушками ранняя зорька. Тёмным и мрачным кажется в эту пору глухой лес. В этот ранний час в лесу просыпаются птицы, бегут по берегу проворные кулики.
Скоро взойдёт над рекой и лесом весёлое солнце.
Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.
До свидания, журавли! До радостной встречи весною!
1.Сделать морфологический разбор 3-х слов.
Словарный диктант «Имя числительное»
Двести миллионов, алюминиевая посуда, эвкалиптовая роща, четыреста экземпляров, пятидесятиметровый бассейн, восьмидесятая квартира, о полутора килограммах, более сорока гектаров, шестьсот одиннадцать километров, девяносто миллиардов, гараж на триста мест, пятнадцатый центнер.
Обозначить количественные и порядковые числительные, разряды количественных числительных.
Контрольный диктант «Имя числительное»
Я пошёл в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал. У нас в деревне была только начальная школа. Поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр…
Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь. Голод в тот год ещё не отпустил. А нас у матери было трое, я самый старший. Весной я глотал сам и заставлял глотать сестрёнку глазки проросшей картошки и зёрен овса и ржи, чтобы развести посадки в животе. Тогда не придётся всё время думать о еде. Всё лето мы старательно поливали свои семена чистой ангарской водичкой, но урожая почему-то не дождались. А может быть, он был настолько мал, что мы его не почувствовали.
Подчеркните числительные как члены предложения
Определите разряд числительных, просклоняйте собирательное числительное.
Контрольный диктат «Местоимение»
Канарейка
Эту певчую птичку можно увидеть у нас только в клетках. Она прижилась у человека и радует его чудесным пением во все времена года. Почему же канарейка, а не какая-нибудь весёлка, например?
Родина птицы – Канарские острова. Дикие предки канареек не отличались разнообразием форм, окраски и оперения. Местные жители держали их в неволе ради пения. В конце xv века Канарские острова были завоёваны Испанией. Мореплаватели обратили внимание на мелодично поющих птичек и стали привозили их в Европу. В аристократических кругах возникла мода на канареек. Англичане сумели вывести канареек самых разных расцветок, например оранжево-красную с тёмно-зелёными крыльями, гигантских манчестерских. В России разведение канареек стало любимым развлечением тульских мастеровых людей.
Выпишите местоимения, распределите их по разрядам.
Контрольная работа «Глагол»
Какая бывает роса на трава
Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все эти алмазы блестят и переливаются на солнце разными цветами. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.
Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листу и не мочат его.
Когда неосторожно сорвёшь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнёт мимо стебля. Бывало, сорвёшь такую чашечку, потихоньку поднесёшь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.
Указать спряжение глаголов
Словарный диктант «Глагол»
Снимаете видеокамерой, знаешь сызмальства, кисть маляра, поскользнуться на льду, недоумевать по поводу обвинений, сжигаешь письмо, ураган неистовствует, начинай сначала, попробовать салат из фасоли, сельдерея и зелени, бригада штукатуров, запомнил бы, работает на конвейере, ненавидеть ложь и предательство, нажимаешь на педали, записывать в блокнот, негодовать против рабства, приготовьтесь к контрольной, фуражка почтальона, выкрутите лампочку.
infourok.ru
Тематические диктанты 6 класс
Контрольные диктанты для 6 класса
Имя числительное.
Русский средневековый город во многом отличался от западноевропейского. Он всегда строился свободно и просторно. Иностранцев поражала Москва. Они считали, что она по размерам превосходит крупнейшие города Европы.
Обширные дворы, бескрайние огороды, необъятные пустыри делали ее похожей на большую деревню. В западноевропейских городах небольшие каменные дома тесно лепились друг к другу и создавали непрерывную стенку. Из-за тесноты они вырастали в два-три этажа. Любой средневековый русский город можно назвать деревянным. Богатейшие запасы лесов на Руси давали прекрасный строительный материал. Но главная угроза деревянных построек — пожары. Долгое время даже главная площадь Москвы в память о страшном пожаре 1493 года называлась Пожар.
Первый каменный жилой дом появился в Москве в середине XV века. (110 слов)
(По книге Ю. Рябцева «Путешествие в Древнюю Русь»)
II
Большинство памятников древнерусского зодчества — церкви. Они дают нам представление о русской средневековой архитектуре.
В древние времена на Руси строили в основном из дерева. Даже в первом десятилетии XIX века Москва была на две трети деревянной.
Первая каменная постройка на Руси появилась в конце X века. Это была знаменитая Десятинская церковь в Киеве. До наших дней она не сохранилась.
Любое каменное сооружение Средневековья походило на неприступную крепость, а в случае необходимости и заменяло ее. Даже небольшие щелевидные оконца напоминали бойницы.
В 1240 году татары ворвались в Киев. Население города оказало яростное сопротивление, но не смогло преодолеть натиск врага. Последние защитники города укрылись за стенами церкви. Татары подкатили стенобитные машины и разрушили храм. Под его обломками погибли мужественные защитники города. (118 слов)
(По книге Ю. Рябцева «Путешествие в Древнюю Русь»)
III
Озеро Асаль стало известно европейцам с недавнего времени. Это самый соленый водоем на планете. Его вода в 10 раз солонее океанской. Это самая низкая точка Африканского континента — 155 метров ниже уровня моря. 2Летняя температура воздуха здесь иногда превышает 50 градусов.
Асаль — одно из самых негостеприимных мест на Земле. На окружающих его холмах из лавы растет только случайно попавшая сюда колючка. Здесь не поют птицы, даже ящерица не пробежит по берегу. Но это место обладает необыкновенной красотой. У озера не обрывистые, а пологие берега. Они покрыты блистающими на солнце соляными корочками разных цветов: бледно-зелеными, темно-синими, фиолетовыми. На берегу попадаются крупные образования из соли. Они похожи на стеклянные капустные кочаны. (111 слов)
(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы»)
IV
Глубина озера Байкал — 1640 метров. Оно самое глубокое на планете. В нем содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна — Ангара.
Совсем недавно жители прибрежных селений преспокойно пили воду прямо из озера. Сейчас оно страдает от промышленных отходов.
Окрестности Байкала одеваются в зимний наряд раньше самого озера. Уже в октябре зима заковывает скалистые берега в сверкающие белоснежные доспехи и превращает ели и гигантские сибирские кедры в блестящие ледяные фигуры.
Январские морозы покрывают озеро толстым льдом. Местами его толщина достигает двух метров. Он похож на неровное одеяло.
Летом даже в безветренный день может вдруг налететь шквалистый ветер, и тогда озеро становится неласковым морем. (113 слов)
(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы»)
Местоимение.
Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.
По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь желтые корзинки ее цветка.
Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.
Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их. (118 слов)
Глагол.
I
Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки.
Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далекие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что слышал возню ежей.
Ежи — полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму. (108 слов)
(По И. Соколову-Микитову)
II
С каждым километром пути озеро становится длиннее и ýже. На его стеклянной поверхности гаснет неяркий свет заката. Легкий ветерок едва касается глади озера и рябит воду, шуршит темно-зелеными камышовыми зарослями. Водяные струи кажутся то серебряными, то золотистыми. Они тихо бьются о невысокий песчаный берег.
В прибрежных кустах завозился утиный выводок. Раздается негромкий гусиный гогот и другие птичьи голоса.
Вот показалась низкая деревянная избушка. Лодка причаливает к берегу. Из избушки выходит хозяин, помогает нам выгрузиться, приглашает в дом. Гостеприимный хозяин расспрашивает нас о дальнейшем маршруте, предлагает остаться на ночлег.
Наступает теплая летняя ночь. Усталость дает себя чувствовать. Добираемся до сарая, где приятно пахнет свежим сеном. Засыпаем там крепким, здоровым сном. (109 слов)
III
Зимой зайцы кормятся корой деревьев. За ночь они протаптывают глубокий след в снегу. Если бы заяц ходил прямо, то его сразу поймали бы. Трусость спасает косого. Он бесстрашно ходит ночью по полям и лесам и прокладывает прямые следы. Когда же приходит утро, он от страха мечется из стороны в сторону. Проскачет вперед, испугается чего-то и отбежит назад по своему следу. Услышит какой-нибудь шорох — со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет дальше от прежнего следа. Стукнет что-нибудь — косой опять повернется назад и направится в сторону. Когда светлеет, он ложится в снег.
Утром охотники разбирают заячьи следы, путаются в них и удивляются хитрости косого. А он и не думает хитрить. Он просто всего боится. (110 слов)
Контрольный диктант с грамматическим заданием в 6 классе за 1 четверть.
Каждый знает, что ель издавна самое распространенное в наших местах дерево. В противоположность сухолюбивой и светолюбивой сосне, ель обычно растет во влажных низменных местах. В густой тени елового леса растут лишь немногие растения.
У людей ель пользуется особенной любовью. Недаром в новогодние зимние дни устраивают для детей праздничные елки, а возле украшенной ели разгуливает Дед Мороз с длинной бородой.
Но особенно хороша ель в лесу на свободе. Сказочным кажется дерево, украшенное снегом, отражающее на ветвях своих лунный свет.
В урожайные годы, когда еловыми шишками увешаны ветви елей, остаются зимовать в лесу белки. Забравшись на сучок дерева, держа в передних лапках шишку, они поедают смолистые семечки.
Весною из спелых шишек ели ветер разносит крылатые легкие семена. Из разлетевшихся семян вырастает молодняк. Сквозь его зеленую колючую чащобу трудно пробраться. Лишь немногие из этих молодых деревцев выживают. Сильные побеждают, затеняя слабых. Молодой лес разрастается.
(И.Соколов- Микитин)
Задание:
Найти слова с чередованием в корне.
Составить с этими словами предложения.
Сделать морфологический разбор существительных: молодняк, дерево, свободе, шишек, ель, семена.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ЛЕКСИКА»(для учащихся 6 класса)
ЗАМЕНИТЬ УСТАРЕВШИЕ СЛОВА СИНОНИМАМИ ИЗ СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫКА
Очи- чело- ланиты- уста-
Перст- тщетно- баталия- светлица-
Глаголет- брадобрей- кушак- десница-
ОПРЕДЕЛИТЬ СЛОВО ПО ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОМУ ЗНАЧЕНИЮ
1)Цвет фиалки и сирени-
2) очень большой-
3)Заранее намеченный путь следования-
4)мысленно представить себе что- нибудь-
5)желтый с красноватым оттенком-
6)знаки для обозначения букв-
7)слова, употребляемые жителями только донной местности-
8)слова, вышедшие из употребления-
ВЫПИСАТЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ РЫБАКА
Снасть, клуб, стамеска, рентген, лексика, спиннинг, насадка, инъекция, флора, змея, рыба, мотыль.
НАЙДИ ДИАЛЕКТИЗМ В РЯДУ СЛОВ
1)сигарета, папироска, сигара, цигарка
2)выводок, цыплята, детник
3)филин, сова, гугай
4)полотенце, утирка, рушник
5.ВСПОМНИ 3 ЖАРГОНИЗМА И СОСТАВЬ С НИМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ЗАМЕНИ ИНОЯЗЫЧНЫЕ СЛОВА РУССКИМИ
1)В моем сочинении много дефектов.
2)Наша футбольная команда потерпела фиаско.
3)После долгих дебатов мы пришли к единому мнению.
4)Во время интервала между уроками в класс вошел директор.
5)Мер города после инцидента подал в отставку.
6)Хозяин решил презентовать гостю старые часы.
ПОДОБРАТЬ К ФРАЗЕОЛОГИЗМАМ СИНОНИМИЧНЫЕ
Бить баклуши-
Прикусить язык-
ПОДОБРАТЬ К ФРАЗЕОЛОГИЗМАМ АНТОНИМИЧНЫЕ
Жить душа в душу-
Спустя рукава-
ОБЪЯСНИТЬ ЗНАЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
1)волчий аппетит-
2)зарубить себе на носу-
3)держать язык за зубами-
4)как снег на ногу-
5)водить за нос-
ПРИДУМАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ЛЮБЫМ ФРАЗЕОЛОГИЗМОМ.
infourok.ru
Тексты контрольных диктантов по русскому языку для 5-6 классов
5 класс
Контрольная работа
Стартовый срез
Тема: Повторение изученного в начальных классах..
Цели: Проверить знания, умения и навыки учащихся на начало учебного года,
проконтролировать орфографические и пунктуационные умения и
навыки.
Должны знать: деление слов на слоги, перенос слова, ударение,
род имён существительных.
Должны уметь: делить слова на слоги и ставить ударение, находить
имена существительные, подбирать к существительным
прилагательные, определять род.
Летом
Лето мы провели с братом на реке. Каждый день ходили купаться и ловить рыбу. Как бодро мы чувствовали себя!
Хорошо летом на берегу реки! Качается над травой колокольчик. Краснеет земляника. Воздух наполнен ароматом цветов. Впереди чернеет лес. Щебечут птицы. Греет жаркое солнце. Плывут облака. Время летит быстро. Пора уходить, но не хочется.
( 52 слова)
Грамматические задания
Разделить слова 1,2-го предложений на слоги, расставить ударения.
Выписать существительные
Подобрать к существительным прилагательные, определить род:
лето –
солнце –
облака –
лес –
земляника –
4. Впиши существительные, где букв больше, чем звуков.
5 класс
Контрольная работа
1-я четверть
Тема: Фонетика. Звуки и буквы. Лексика. Синонимы. Антонимы.
Цели: Проверить знания и умения учащихся по теме «Лексика».
проконтролировать орфографические и пунктуационные знания.
Должны знать: лексику русского языка, лексическое значение слова,
синонимы и антонимы, звуки и буквы.
Должны уметь: подбирать синонимы и антонимы к словам,
производить фонетический разбор слова.
В осеннем парке
Стоят осенние дни. Высокие кедры не сменили своей зелёной окраски.
Не сменила её и колючая ёлка. Сквозь тонкие прутья кустов виднеется озеро.
Дикие утки готовятся к отлету. Осторожная кошка выходит на скользкие
ступени, ведущие к воде. Она макает лапку и пьёт воду.
По широким дорожкам парка прогуливаются люди. Каждый хочет погулять
в последнюю тёплую неделю года.
(52 слова)
Грамматические задания
Подобрать антонимы:
высокие –
тонкие –
тёплую –
Подобрать синонимы:
не сменили –
окраска –
погулять –
произвести фонетический разбор слова :
— осень
5 класс
Контрольная работа
1-ое полугодие
Тема: Состав слова.
Морфология. Имя существительное.
Цели: Проверить знания, умения и навыки по теме «Состав слова»,
«Имя существительное как часть речи».
Должны знать: состав слова, основу и окончание, приставку и суффикс,
однокоренные слова и формы слова,
собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлён-
ные имена существительные
Должны уметь: производить морфемный разбор, различать однокоренные
слова и формы одного и того же слова, отличать одушевлён-
ные и неодушевлённые, собственные и нарицательные
существительные, определять число и род.
Из детства Суворова
В детстве Саша был очень слабым мальчиком. Но у него было сильное
желание стать хорошим солдатом. Саша стал закалять себя.
Ранним утром он обливался холодной водой. Часто под дождём он скакал
на лошади. Зимой любил лыжи и коньки. Домой он возвращался уставший,
но счастливый.
Он считал, что солдат должен привыкать ко всему.
( 52 слова )
Грамматические задания
Разобрать по составу слова: домой, холодный, сильное.
Подобрать однокоренные слова : — вода, лыжи
Выписать из текста 2 одушевлённых, 2 неодушевлённых существительных
Выписать 1 собственное, 1 нарицательное существительное
Определить число существительных:
лыжи –
коньки –
солдат –
Определить род существительных:
мальчик –
вода –
детство-
5 класс
Контрольная работа
3-я четверть
Тема: Имя прилагательное. Глагол.
Цели: Проверить знания и умения учащихся по теме «Имя прилагательное»
«Глагол»
Должны знать: имя прилагательное, множественное число прилагательных,
неопределённую форму глагола, время глагола.
Должны уметь: различать прилагательные мужского, женского и среднего
рода, различать время глагола,
Степь
Степь – это огромная равнина, покрытая густыми травами. Весной степь
зелёная. В это время здесь цветёт много красных тюльпанов и других цветов.
Летом степь выгорает, трава становится жёлтой. Ветер гонит по степи сухие листья и растения. В степи много разных животных. Здесь живут суслики, лисицы, волки. Над степью летают хищные птицы.
Хороша природа родной степи. Я люблю казахскую степь.
(58 слов)
Грамматические задания
Выписать прилагательные во множественном числе.
Определить род прилагательных:
огромная равнина, зелёная степь, красный тюльпан, сухое растение
Данные глаголы поставить в неопределённой форме:
выгорает –
гонит –
летают –
Привести примеры глаголов настоящего, прошедшего и будущего
времени.
5 класс
Годовая контрольная работа
4-ая четверть
Тема: Повторение изученного за курс 5-го класса.
Главные и второстепенные члены предложения.
Цели: Проверить соответствие знаний , умений и навыков требованиям
государственного стандарта.
Должны знать: главные и второстепенные члены предложения
Должны уметь: находить главные и второстепенные члены предложения
Дождь
Поднялась за рекой большая тёмная туча, накрыла полнеба. Загромыхал гром.
Пронёсся по лесным макушкам сильный вихрь. Зашумели, закачались деревья, закружились над поляной листья.
Упали первые тяжёлые капли. Сверкнула молния, ударил гром. Капля за каплей хлынул тёплый дождь.
Приятно прятаться под густой елью в лесу. Хлещет дождь, сверкает молния, а под елью уютно и сухо. Спокойно бегают по усыпанной сухой хвоей земле проворные муравьи.
( 63 слова)
Грамматические задания
1. Просклонять существительное: — туча
Синтаксический разбор предложений:
1-ый вариант – Упали первые тяжёлые капли.
2-ой вариант – Поднялась за рекой большая тёмная туча.
6 класс
Контрольный диктант (стартовый срез)
Тема: Повторение изученного в 5-ом классе.
Цель: Выявить степень соответствия знаний, умений, навыков по материалам пройденного в 5 классе требованиям госстандарта.
Должны знать: имя существительное, глаголы, члены предложения
Должны уметь: находить имена существительные, делить на слоги,
употреблять глаголы неопределенной формы,
находить главные и второстепенные члены предложения.
Летом
Хороши летние деньки. Дует свежий ветерок. Плещут голубые волны в реке. На берегу шумят густые камыши. Над нашей рекой в синем небе летают чайки. А в воде блестят чешуей щуки и ерши.
Хороша летом березовая роща! В ней весело поют чижи и разные птицы,
прыгают веселые кузнечики, летают бабочки. Кругом красиво!
Смотришь на эту красоту и не можешь налюбоваться.
(59 слов)
Грамматические задания
Выписать из первого абзаца имена существительные и разделить на слоги.
Образовать неопределённую форму: дует, шумят, летают, блестят
3. Произвести синтаксический разбор
1 вариант – 3-е предложение
2 вариант – 4-е предложение
6 класс
Контрольная работа
1-ая четверть
Тема: Лексика. Словообразование.
Синонимы. Антонимы.
Цели: Проверить соответствие знаний, умений и навыков требованиям
госстандарта.
Должны знать: лексическое значение слова, синонимы, антонимы,
состав слова.
Должны уметь: подбирать синонимы, антонимы, находить и выделять
корень, приставку, суффикс и окончание.
О погоде
Многие явления в природе помогают предсказать погоду. Вот дым от костра поднимается к небу, стелется туманом по траве. Ты смотришь на дым и уже знаешь, какая будет погода завтра.
В ясные дни горизонт кажется близким. После заката долго держится у горизонта серебряная полоса. Звезды слабо мерцают после восхода солнца. В сумерках рыба играет, плещется на поверхности воды. Перед ненастьем ветер усиливается, направление его меняется.
(60 слов)
Грамматические задания
1.Разобрать по составу слова: серебряная, восхода, помогают
2. Подобрать антонимы к словам: поднимается –
завтра –
близким –
слабо –
3. Подобрать синонимы к словам: смотришь –
мерцают –
ненастье –
4. Синтаксический разбор предложения: Звёзды слабо мерцают после
восхода солнца.
6 класс
Контрольная работа
1-е полугодие (2-я четверть)
Тема: Словообразование. Сложные слова.
Главные члены предложения.
Цель: Выявить степень соответствия знаний, умений и навыков по теме «Состав слова. Словообразование», «Главные члены предложения» требованиям Госстандарта.
Должны знать: состав слова, сложные слова, главные члены предложения.
Должны уметь: производить морфемный анализ, находить сложные слова,
главные члены предложения.
Зима в горах
Хороши снежные зимы в горах. Глубокие сугробы сверкают на солнце. По крутому сверкающему склону несутся горнолыжники в разноцветных спортивных костюмах. Кругом пестреют флажки, слышна веселая музыка. Лыжники собрались у невысокой деревянной трибуны и ждут начала соревнований.
Но вот звук колокольчика возвестил о начале гонок. Фотограф разместился возле ёлки. Журналисты с микрофоном в руке начали радиопередачу. Любители спортивных зрелищ приветствуют участников. Интересная будет радиопередача.
(60 слов)
Грамматические задания
Выписать сложные слова.
Произвести морфемный разбор: снежные, лыжники, колокольчика.
Подчеркнуть главные члены 2-го,3-го,5-го предложений.
6 класс
Контрольная работа
3-я четверть
Тема: Глагол-сказуемое .Виды глагола. Время глагола.
Второстепенные члены предложения.
Цели: Проверить знания, умения и навыки по теме «Глагол» требованиям
госстандарта.
Должны знать: вид глаголы, время глагола, второстепенные член предложения
Должны уметь: образовывать видовые пары, находить глаголы настоящего,
прошедшего, будущего времени, производить синтаксический
разбор простого предложения.
Степь
Снег в степи начинает таять в первой половине апреля. Талые воды задерживаются в небольших впадинах и образуют круглые озера. В солнечные дни эти озера блестят в степи, как блюдца на большой зеленой скатерти. В жаркие летние дни горячий воздух над степью как будто трепещет.
В дождливые годы травы в степи растут высокие и густые. Пробежит в них резвый жеребенок – и не увидишь его. Овраги зарастают ковылем. В густых зарослях ковыля гнездятся жаворонки. С восходом солнца поднимаются они высоко в небо.
(65 слов)
Грамматические задания
1. Определить вид и время данных глаголов:
задерживаются –
образуют –
блестят –
трепещет –
пробежит –
не увидишь –
Синтаксический разбор предложения: В густых зарослях ковыля гнездятся
жаворонки.
6 класс
Годовая контрольная работа
4-ая четверть
Тема: Повторение изученного за курс 6-го класса.
Определение. Однородные члены предложения.
Цели: Проверить соответствие знаний, умений и навыков требованиям
госстандарта, степень усвоения изученных тем.
Должны знать: способ выражения определения, однородные члены
предложения.
Должны уметь: производить синтаксический разбор предложения,
выделять однородные члены предложения.
Гроза в горах
Мы сидели в юрте пастуха. Вдруг грянул гром. Крупные капли дождя застучали по юрте. Разразилась сильная гроза. Дождь всё усиливался, и через пять минут перешёл в ливень. Подул холодный ветер. На полу юрты появилась вода. Мы вышли из юрты и увидели красивое зрелище.
Поток с шумом падал с горы. Берега подмывались, и куски земли падали в воду. Мы долго смотрели на бурный горный поток.
(65 слов)
Грамматические задания
В 5-ом и 8-ом предложениях подчеркнуть однородные члены .
Найти и подчеркнуть определения в 3-м, 4-ом, 6-ом, 8-ом предложениях
Произвести синтаксический разбор:
1 вариант – 3-е предложение
2 вариант – последнее предложение
infourok.ru