cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Цвет основы цветоведения презентация изо 6 класс – Презентация «Цвет. Основы цветоведения. 6 класс.

Презентация «Цвет. Основы цветоведения. 6 класс.

Цель урока: расширить понятие о цвете в живописи, основах цветоведения: цветовом круге, основных, составных, теплых и холодных цветах, контрасте и нюансе, насыщенности цвета и его светлоте; учить применять полученные знания в практической работе; развивать цветочувствительность, образное мышление, наблюдательность; совершенствовать навыки работы красками; прививать интерес и любовь к изобразительному искусству.

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Цвет. Основы цветоведения. 6 класс.»

Цвет. Основы цветоведения.

Фантазийное изображение сказочного царства в сближенной цветовой гамме. «Изумрудный город», «Царство Снежной королевы». 6 класс.

Огарок Аурелия Семеновна

учитель изобразительного искусства

ДОШ I-III ступеней № 97

Цель урока: расширить понятие о цвете в живописи, основах цветоведения: цветовом круге, основных, составных, теплых и холодных цветах, контрасте и нюансе, насыщенности цвета и его светлоте; учить применять полученные знания в практической работе; развивать цветочувствительность, образное мышление, наблюдательность; совершенствовать навыки работы красками; прививать интерес и любовь к изобразительному искусству.

Как называется вид изобразительного искусства, главным выразительным средством которого является ЦВЕТ?

ЖИВОПИСЬ

ЦВЕТОВЕДЕНИЕ – наука о свойствах цвета

ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ ЦВЕТОВОГО СПЕКТРА

  • В 1676 году физик Исаак Ньютон с помощью трёхгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр, который содержал 7 цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый (радуга).
  • Если разложить эти цвета в горизонтальную цветовую линию, то получим картинку цветового спектра,  которую способен увидеть  человеческий глаз. За границей красного и фиолетового лежат невидимые человеческим глазом цвета — инфракрасный и ультрафиолет.

Назовите три ОСНОВНЫХ цвета, их еще называют первичными

Как называются цвета, которые получаются при смешивании основных?

СОСТАВНЫЕ (вторичные) цвета

Получение третичных цветов при смешивании основных и составных

Цветовой круг – геометрический порядок цветов

Назовите ТЕПЛЫЕ и ХОЛОДНЫЕ цвета

ХРОМОС (греч.) — ЦВЕТ

ХРОМАТИЧЕСКИЕ (цветные) цвета – цвет + тон

АХРОМАТИЧЕСКИЕ (бесцветные) цвета — только тон

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ цвета – самые большие цветовые контрасты

На каком фоне дополнительные цвета и белый с черным выглядят ярче? Друг на друге или на нейтральном сером?

Насыщенность цвета и его светлота

  • СБЛИЖЕННЫЕ ЦВЕТА – находятся в цветовом круге друг рядом с другом, или получены их смешиванием.
  • НЮАНС  — это едва уловимый переход, оттенок в цвете.
  • КОНТРАСТНЫЕ ЦВЕТА  — находятся в цветовом круге друг напротив друга, полная противоположность.

Картина может быть написана в контрастной цветовой гамме или в нюансной, сближенной.

В какой цветовой гамме выполнены следующие картины?

Поль Синьяк. Порт в Марселе. 1906

Винсент Ван Гог. Звездная ночь. 1889

Винсент Ван Гог. Подсолнухи. 1888

Красный буй. Поль Синьяк. 1895

Красные рыбы. Анри Матисс. 1912

Изумрудный город

Дворец Снежной королевы

Дворец Снежной королевы

Розовый город

Розовый дворец

Страна золотого солнца

Используемые ресурсы:

  • http://maxlozovski.com/articles/kak-podobrat-cvet/ Статья «Построение цветового круга и сочетание цветов».
  • http://impressionnisme.narod.ru/SINYAK/biograph_sinyak.htm — Поль Синьяк «Красный буй».
  • http://impressionnisme.narod.ru/SINYAK/biograph_sinyak.htm — Поль Синьяк «Порт в Марселе».
  • http://www.newpaintart.ru/artists/m/matisse_h/goldfish.php — Анри Матисс «Красные рыбы».
  • http://www.bibliotekar.ru/Kvangog/9.htm — Винсент Ван Гог «Подсолнухи».
  • http://www.bibliotekar.ru/Kvangog/9.htm
    — Винсент Ван Гог «Звездная ночь».
  • http://rus-img2.com/izumrudnyy-gorod-risunki — Изумрудный город.
  • http://vospitatel.com.ua/zaniatia/izo/zamok-snejnoi-korolevy.html — Дворец Снежной королевы.
  • http://smittik.livejournal.com/146602.html?page=1 — Дворец Снежной королевы.
  • http://allpolus.com/projects-proshow-producer/457460-gorod-zolotoy-materialy-dlya-proshow-producer.html — Розовый город.
  • http://ru.clipartlogo.com/premium/detail/pink-princess-castle_60457384.html — Розовый дворец.
  • http://vseskazki.su/avtorskie-skazki/n-nosov-rasskazi/neznajka-v-solnechnom-gorode.html?start=8 – Солнечный город.
  • http://rus-img2.com/solnechnyy-gorod — Солнечный город.

kopilkaurokov.ru

План-конспект урока (изобразительное искусство, 6 класс) по теме: Цвет.Основы цветоведения

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Набережные Челны Республики Татарстан

«Лицей-интернат № 84 имени Гали Акыша»

        План-конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе

Тема урока: « Цвет. Основы цветоведения»

Выполнила: Юнусова Надежда Владимировна (учитель ИЗО)

г. Набережные Челны

2013 год

Цель:  познакомить учащихся с основами цветоведения.

Задачи: 1. дать понятия цветового круга, основных, составных цветов,  дополнительного цвета.

  2. холодного и теплого цветов; светлоты, цветового контраста,   насыщенности цвета.

3. научить получать новые цвета через смешивание красок.

4. воспитывать художественный вкус.

5. развивать творческую фантазию.        

Оборудование: интерактивное оборудование (проектор, интерактивная доска), презентация, наглядный материал – картинки, картинки на диске,   альбомные  листы, краски, карандаши, ластик.

Словарь: основные цвета, составные цвета, дополнительный цвет, холодный и теплые цвета, цветовой контраст, светлота, насыщенность цвета.

План урока 1. Организационный момент.

                     2. Введение в тему, анализ наглядного пособия.

                     3. Практическая часть.        

                     4. Подведение итогов, обсуждение работ.

                     5. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

      Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку (художественные принадлежности), объявление темы и цели урока

  1. Введение в тему, анализ наглядного пособия.     

     Что такое цвет, какова его природа? Что представляет собой окраска предметов? Почему одни предметы синие, другие красные, а третьи зеленые? Оказывается, всему причиной является солнце, вернее, его световые лучи, которые озаряют все на своем пути.

В темноте мы не видим никаких цветов. Когда в глаз попадают лучи солнечного или электрического света — световые волны, у нас возникает ощущение цвета.  

Цвет — одно из самых выразительных средств в искусстве. Он сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей. Восприятие цвета человеком сложилось естественно, в условиях окружающей природы, и при всех индивидуальных особенностях есть научно обоснованные общие закономерности восприятия цветов. Например, красный цвет — это символ Солнца, огня, крови, жизни. Он обычно связывается с радостью, красотой, добром, теплом; но он же означает тревогу, опасность, тревогу для жизни. Белый цвет чаще всего символизирует свежесть, чистоту, молодость; но может означать покой, безжизненность и даже траур у некоторых народов. Черный цвет с точки зрения физики — пустота, отсутствие света и цвета; его традиционный смысл — все «ночное», недоброе, враждебное человеку, горе и смерть.

1.Сведения о цветоведении.

— Цветоведение — наука о цвете — изучает многие вопросы, с которыми должен быть знаком художник, имеющий дело с красками.

2. Свойства цвета.

— Цвета видимых нами предметов определяются их способностью отражать только какую-то часть падающего на них «белого» света, то есть какую-то часть спектра, и поглощать другую его часть. Это явление называется избирательным поглощением. Например, зеленое тело отражает только зеленую часть спектра, а остальные лучи поглощает. Если на это тело посмотреть через красное стекло, оно покажется нам черным, так как красное стекло в свою очередь поглотило отраженные телом зеленые лучи (а остальные были поглощены самим телом).

Все спектральные цвета плюс недостающие в солнечном спектре пурпурные (промежуточные между крайними красными и фиолетовым) составляют так называемую хроматическую («цветную») шкалу цветов. Белые предметы отражают весь спектр, а черные, наоборот, весь спектр поглощают. Если взять белую и черную краски и смешать их в разных пропорциях, получится большой ряд серых тонов, от чисто-белого до черного. Это будет другая шкала цветов — ахроматическая («бесцветная»).

3. Основные понятия в цветоведении.

— Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по одному признаку — по светлоте (светло-серый или темно-серый). Хроматические цвета, кроме отличия по светлоте, характеризуются еще двумя главными признаками — цветовым тоном и насыщенностью.

Хроматические цвета условно делят на теплые и холодные. К теплым относятся желто-красная часть спектра, а к холодным — сине-голубая. Свое наименование теплых и холодных эти группы цветов получили: одни — по ассоциации с цветом солнца и огня, другие — по ассоциации с цветом неба, воды и льда. Фиолетовый и зеленый цвета занимают промежуточное положение и в различных конкретных случаях, в зависимости от сочетания, могут быть отнесены то к теплым, то к холодным.

Рассмотрите цветовой круг на представленном рисунке. Ко всякому хроматическому цвету можно подобрать другой такой цвет, который в смеси с первым даст ахроматический цвет (практически близкий к черному). Такие пары цветов называются дополнительными. Так, к малиново-красному дополнительным будет зелено-голубой, к желто-зеленому — пурпурно-фиолетовый и т. д. Практически пары таких дополнительных цветов в цветовом круге лежат диаметрально противоположно.

4. Основные и составные цвета.

—  В изобразительном искусстве три цвета: желтый, красный и синий — принято считать основными. Если говорить о красках, то это краплак, желтый кадмий и берлинская лазурь.

Смешение любых двух из этих цветов даст дополнительный к третьему: желтый и синий дадут зеленый (дополнительный к красному), синий и красный — фиолетовый (дополнительный к желтому), красный и желтый — оранжевый (дополнительный к синему).

Цвета, составленные из основных, называются составными.

5.Понятие о цветовом контрасте.

— Замечено, что если ахроматическое (серое) пятно окружить хроматическим фоном (например, зеленым), то на сером возникнет очень заметный хроматический оттенок, в данном случае красный. В самом деле, проселочная дорога, бегущая по зеленому лугу, всегда воспринимается как сиренево-розоватая. Такие пары цветов (цвет фона и цвет возникающего хроматического оттенка на сером) называются контрастными. В цветовом круге они помещаются почти друг против друга, немного не совпадая с дополнительными. Их отличие от дополнительных мало ощутимо, и практически им можно пренебречь.

Контрастные цвета, помещенные в непосредственном соседстве, зрительно усиливают друг друга по насыщенности. Чтобы один цвет в окружении другого не изменялся, надо к данному цвету добавить немного цвета окружающего. Это относится и к ахроматическому цвету. Например, чтобы серое пятно в окружении зеленого фона не казалось розоватым, а воспринималось как чисто-серое, надо в серый добавить немного зеленого. Резко снижает контрастное воздействие цветов введение контура. Пятно, имеющее четкий контур, почти не испытывает влияния цветового контраста.

При соседстве не контрастных, а близких цветов, например желтого или желто-зеленого, зеленого и зелено-голубого, возникает, наоборот, впечатление уменьшения насыщенности обоих.

Понимание закона цветовых контрастов позволяет добиваться впечатления цвета там, где его фактически нет, то есть на нейтральных серых пятнах, и изменять оттенок любого хроматического цвета, зрительно повышая или понижая его насыщенность.

3. Практическая работа.

Задание:выполните фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой, используя вариативные возможности цвета (работа красками).

Примерные темы: «Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна Золотого солнца» и др.

 4. Подведение итогов.

1.Выставка работ учащихся. Показать наиболее удачные работы и обобщить полученные знания.

5.Домашнее задание: прочитать сказки, внимательно рассмотреть иллюстрации к ним, касающиеся различных изображений царств, волшебных городов, сказочных построек и т. п.

 


Список использованной литературы

  1. Каменева Е.С. Какого цвета радуга.- М.: Детская литература, 2005.
  2. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя. –М: Просвещение, Учебная литература,1995.
  3.  Сокольникова Н.М. Основы Живописи. – Обнинск, Титул, 1996.

nsportal.ru

Презентация «Цвет. Основы цветоведения» 6 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Выберите из предложенных вам цветных полосок такие, с помощью которых вы могли бы передать настроение этого музыкального произведения

2 слайд Описание слайда:

«Живопись самое прекрасное из всех искусств; в ней объединяются все ощущения, при виде её каждый может по воле своего воображения создать роман, с помощью одного только взгляда наполнить душу самыми глубокими воспоминаниями; и никаких усилий со стороны памяти – всё схвачено в одно мгновение» Поль Гоген

3 слайд Описание слайда:

И.Э. Грабарь «Осень. Рябина и берёзы»

4 слайд Описание слайда:

Ван Гог «Звёздное небо»

5 слайд
Описание слайда:

Тема урока: «Цвет. Основы цветоведения»

6 слайд Описание слайда:

Радуга – отображение гармонии Вселенной

7 слайд Описание слайда:

Дополнительные цвета

8 слайд Описание слайда:

З.К. Церетели «Цветы» И.И.Левитан «Источник»

9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда:

Творческое задание Изобрази сказочный мир цветной страны, используя множество оттенков выбранного вами цвета. Темы. 1. «Изумрудный город» 2. «Царство снежной королевы» 3. «Розовая страна» 4. «Страна золотого солнца»

11 слайд Описание слайда:

Спасибо всем за работу! «В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить!» Сократ

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-326217

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Презентация к теме:»Цвет.Основы цветоведения» 6 класс.

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация к теме:»Цвет.Основы цветоведения» 6 класс.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

ЦВЕТ.Основы цветоведения. Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщанность цвета и его светлота.

2 слайд Описание слайда:

Основные цвета — цвета, смешивая которые можно получить все остальные цвета и оттенки

3 слайд Описание слайда:

Составные цвета-цвета которые можно получить путем смешивания между собой основного цвета.

4 слайд Описание слайда:

Дополнительные цвета. Дополнительными цветами называются те, которые находятся на цветовом круге друг напротив друга.

5 слайд Описание слайда:

Родственные цвета — это последовательность из трёх стоящих друг за другом цветов.

6 слайд Описание слайда:

Контрастные цвета. По-другому они называются комплиментарные («дополняющие»). Эти цвета находятся точно друг напротив друга в цветовом круге.

7 слайд Описание слайда:

Насыщенность цвета. Насыщенность – степень выраженности цветового тона. Насыщенность любого тона уменьшается от добавления к нему ахроматического цвета – белого, черного или серого. При добавлении белого и более светлого серого уменьшается насыщенность и увеличивается светлота, при добавлении черного и более темного серого уменьшается насыщенность и светлота.

8 слайд Описание слайда:

Насыщенность и светлота.

9 слайд Описание слайда:

Светлота цвета.

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-224871

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Конспект урока 6 класс изо «Цвет. основы цветоведения»

План-конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе (возраст 12 – 13 лет)

Разработала: педагог-организатор, учитель ИЗО

МБОУ Тонкинской СОШ Игнатьева Н.В.

Тема урока: « Цвет. Основы цветоведения»

Цель: познакомить учащихся с основами цветоведения и выполнить творческую работу по этой теме.

Задачи:  

Обучающая:

 1. Ознакомление с понятием цветоведения —  как наука о  цвете;                       

2. Разбор понятия цветового круга, основных, составных цветов, дополни­тельного цвета, холодного и теплого цветов; светлоты, цветового контраста, насыщенности цвета.    

3.  Развитие умения в получении новых цветов через смешивание красок.

Развивающая:

1. Развитие наблюдательности;     

2. Развитие умения выражать свои творческие замыслы;

3. Развитие умения находить гармонические цветовые  

 сочетания;  

4. Развитие творческой фантазии.                                  

Воспитывающая:

  1. Воспитание художественного вкуса;

Тип урока: комбинированный

Оборудование для учителя: интерактивное оборудование (проектор, интерактивная доска), презентация, наглядный материал – таблица «Цветовой круг», картинки на диске.

Оборудование для учащихся: альбом, краски, карандаши, ластик, кисти, палитра, учебник.

Словарь: цвет, основные цвета, цветоведение, составные цвета, дополнитель­ный цвет, холодный и теплые цвета, цветовой контраст, светло­та, насыщенность цвета.

План урока: 1. Организационный момент.(2 мин.)

2. Беседа учителя: введение в тему, анализ наглядного пособия.(15 мин.)

3. Физкультминутка(1 мин.)

4. Творческая работа.(20 мин.)

5. Подведение итогов, обсуждение работ(5 мин.)

6. Домашнее задание(2 мин.)

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку (художественные принадлежности), объявление темы и цели урока. (Слайд 1)

  1. Введение в тему, анализ наглядного пособия.

Скажи, скажи, художник,

Какого цвета дождик,

Какого цвета ветер,

Скажи, какого цвета вечер?

Скажи, какого цвета

Зима, весна и лето?

Ромашку сделай белой,

Гвоздику сделай красной,

Лилию- оранжевой,

Желтым одуванчик.

И мы увидим тоже:

Какого цвета дождик,

Какого цвета ветер,

Какого цвета вечер,

Поймем какого цвета

Огромная планета!

— Прослушав это стихотворение подумайте и скажите о чем мы с вами будем сегодня на уроке разговаривать?

— О цвете.

— Что такое цвет, какова его природа? Что представляет собой окраска предметов? Почему одни предметы синие, другие красные, а третьи зеленые?

Оказывается, всему причиной является солнце, вернее, его световые лучи, которые озаряют все на своем пути.

В темноте мы не видим никаких цветов. Когда в глаз попадают лучи солнечного или электрического света — световые волны, у нас возникает ощущение цвета.

Цвет – одно из самых выразительных средств в искусстве. (Слайд 2)

Цвет одно из самых выразительных средств в искусстве. Он сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей. Восприятие цвета человеком сложилось естественно, в ус­ловиях окружающей природы, и при всех индивидуальных особен­ностях есть научно обоснованные общие закономерности воспри­ятия цветов. Например, красный цвет — это символ Солнца, огня, крови, жизни. Он обычно связывается с радостью, красотой, доб­ром, теплом; но он же означает тревогу, опасность, тревогу для жизни. Белый цвет чаще всего символизирует свежесть, чистоту, молодость; но может означать покой, безжизненность и даже траур у некоторых народов. Черный цвет с точки зрения физики — пусто­та, отсутствие света и цвета; его традиционный смысл — все «ноч­ное», недоброе, враждебное человеку, горе и смерть.

Цветоведение – наука о цвете. (Слайд 3)

— Ребята, видим ли мы в темноте цвета?

— Нет.

— Нет. Только когда в глаза попадают лучи солнечного или электрического света – световые волны, у нас возникает ощущение цвета.

Свет- это частный случай электромагнитного излучения.

Свет распространяется волнами, которые отражаются или поглощаются поверхностью предметов. Световые волны не имеют цвета, цвет возникает только при восприятии этих волн человеческим глазом. Короткие волны дают ощущение красных и желтых цветов, а более длинные – синих и фиолетовых. (Слайд 4)

Все спектральные цвета (Слайд 6) плюс недостающие в солнечном спек­тре пурпурные (промежуточные между крайними красными и фио­летовым) составляют так называемую хроматическую («цветную») шкалу цветов. Белые предметы отражают весь спектр, а черные, наоборот, весь спектр поглощают. Если взять белую и черную краски и смешать их в разных пропорциях, получится большой ряд серых тонов, от чисто-белого до черного. Это будет другая шкала цветов — ахроматическая («бесцветная»). (Слайд 5)

Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по одному признаку — по светлоте (светло-серый или тем­но-серый). Хроматические цвета, кроме отличия по светлоте, ха­рактеризуются еще двумя главными признаками — цветовым тоном и насыщенностью. (Слайд 17) Цветовой тон определяется названием цвета и зависит от его места в цветовом круге. (Слайд 18) Насыщенностьэто изменение насыщенности ахроматических цветов при добавлении серой краски. (Слайд 19) Светлота – это более светлый цвет чем предыдущий. Светлота изменяется при добавлении белого цвета. (Слайд 20)

Хроматические цвета условно делят на теплые и холодные. (Слайд 9) К теплым относятся желто-красная часть спектра, а к холодным — си­не-голубая. Свое наименование теплых и холодных эти группы цветов получили: одни — по ассоциации с цветом солнца и огня, другие — по ассоциации с цветом неба, воды и льда. Фиолетовый и зеленый цвета занимают промежуточное положение и в различных конкретных случаях, в зависимости от сочетания, могут быть отне­сены то к теплым, то к холодным. Примеры: Так, испанский художник П. Пикассо одно время работал с холодными цветами, а в другой период – с тёплыми (так называемые розовый и голубой периоды в его творчестве) Одни художники пишут красками тёплого оттенка (Рембрант, Рубенс, Д. Левицский, Тициан, В. Тропинин) другие отдают предпочтение холодным цветам ( Эль Греко, В, Борисов-Мусатов)

Цветовая гармония.

Для простоты и наглядности был придуман цветовой круг. Из смешения трёх основных цветов рождается всё цветовое богатство мира.

В теории цвета цветовой круг содержит в себе все цвета, видимые человеком, от фиолетового до красного. Цветовой круг показывает, как цвета связаны между собой, и позволяет определять по определённым правилам гармоничное сочетание этих цветов. (Слайд 7) Цветовой круг получается, если полосу спектра вообразить в виде гибкой пластины и согнуть ее в окружность. (Слайд 8)

Рассмотрите цветовой круг на представленном рисунке. Ко всякому хроматическому цвету можно подобрать другой та­кой цвет, который в смеси с первым даст ахроматический цвет (практически близкий к черному). Такие пары цветов называются дополнительными. Так, к малиново-красному дополнительным бу­дет зелено-голубой, к желто-зеленому — пурпурно-фиолетовый и т. д. Практически пары таких дополнительных цветов в цветовом круге лежат диаметрально противоположно. (Слайд 10)

Цвета (желтый, красный, синий) которые невозможно получить смешиванием каких-либо красок называют основными. (Слайд 11)

Цвета которые можно получить от смешивания основных красок, их называют составными. (Слайд 11)

Игра: Три цвета, три цвета, три цвета,

Ребята, не мало ли это?

А где зеленый, оранжевый взять?

А если нам краски по парам смешать?

Из синей и красной

Получим мы цвет…

А синий мы с желтой смешаем?

Какой мы цвет получаем?

А красный плюс желтый, для всех не секрет,

Дадут нам конечно … цвет. (Слайд 12)

Что такое насыщенность и светлота.

Цвета расположенные в цветовом круге напротив друг друга, т.е. отстоящие на 180 градусов, являются контрастными. Они взаимно подчеркивают яркость друг друга, усиливают ее. Подобные пары цветов очень часто использовались в одежде скоморохов, эти сочетания максимально броски и навязчивы. (Слайд 13)

Понятие о цветовом контрасте.

Контраст-сопоставление двух противоположных качеств, способствующее их усилению. (Слайд 14)

— Замечено, что если ахроматическое (серое) пятно окружить хроматическим фоном (например, зеленым), то на сером возникнет очень заметный хроматический оттенок, в данном слу­чае красный. В самом деле, проселочная дорога, бегущая по зеле­ному лугу, всегда воспринимается как сиренево-розоватая. Такие пары цветов (цвет фона и цвет возникающего хроматического от­тенка на сером) называются контрастными. В цветовом круге они помещаются почти друг против друга, немного не совпадая с до­полнительными. Их отличие от дополнительных мало ощутимо, и практически им можно пренебречь.

Контрастные цвета, помещенные в непосредственном соседст­ве, зрительно усиливают друг друга по насыщенности. Чтобы один цвет в окружении другого не изменялся, надо к данному цвету до­бавить немного цвета окружающего. Это относится и к ахромати­ческому цвету. Например, чтобы серое пятно в окружении зеленого фона не казалось розоватым, а воспринималось как чисто-серое, надо в серый добавить немного зеленого. Резко снижает контраст­ное воздействие цветов введение контура. Пятно, имеющее четкий контур, почти не испытывает влияния цветового контраста.

При соседстве не контрастных, а близких цветов, например желтого или желто-зеленого, зеленого и зелено-голубого, возника­ет, наоборот, впечатление уменьшения насыщенности обоих.

Понимание закона цветовых контрастов позволяет добиваться впечатления цвета там, где его фактически нет, то есть на ней­тральных серых пятнах, и изменять оттенок любого хроматическо­го цвета, зрительно повышая или понижая его насыщенность. Для художников, работающих в области живописи и декоративно прикладного искусства, большое значение психофизиологического воздействия цвета на человека, обусловленного законами его восприятия. (Слайд 15) Цвет очень сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей , например:

  • Зеленый цвет —  вызывает покой, доброту, умиротворение, приятное настроение;

  • Желтый цвет — теплый, веселый, бодрящий, привлекательный;

  • Оранжевый цвет — радостный, добрый, пламенный;

  • Красный цвет – цвет Солнца, огня, жизни, согревает, возбуждает , и одновременно устрашает, вызывает тревогу;

  • Синий —  вызывает чувство холода, тоски ,серьезности, печали;

  • Фиолетовый  – соединяет чувства синего и красного, полон жизни в то же время тоски;

  • Белый – символизирует свежесть, чистоту, молодость ном ожжет означать покой, безжизненность,  и даже траур у некоторых народов;

  • Черный  – отсутствие цвета и света, все «ночное», недоброе, враждебное человеку, горе  и смерть.

Сближенные (родственные) цвета — это те цвета, которые в спектре находятся рядом. (Слайд 16)

3. Физкультминутка (Слайд 21)

4. Творческая работа. (Слайд 22)

Задание: I вариант

Нарисуйте цветок.

Раскрасьте его красками теплой цветовой гаммы.

II вариант

Нарисуйте цветок.

Раскрасьте его красками холодной цветовой гаммы.

 5. Подведение итогов. (Слайд 23)

1.Выставка работ учащихся. Показать наиболее удачные работы и обобщить полученные знания.

При подведении итогов урока подчеркиваем, как дети смогли передать красоту цветов, используя тёплые и холодные хроматические цвета, как проявили свою наблюдательность и графические навыки, отмечаем разнообразие оттенков цветов, которое получается от смешения красок.

6.Домашнее задание: в альбоме гуашью изобразить ахроматический ряд (10 полос) (Слайд 5)

 

infourok.ru

Цвет. Основы цветоведения. 6-й класс

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: Познакомить учащихся с основами цветоведения, дать понятие цветового круга, основных, составных цветов и дополнительного цвета; холодного и тёплого цветов, насыщенности цвета, находить гармоничные цветовые сочетания.

Основные задачи урока:

  1. Формирование представлений о воздействии цвета на эмоциональную сферу человека.
  2. Развитие культуры зрительного восприятия.
  3. Знакомство с теоретическими основами живописи.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд: Приложение 1. Презентация «Цвет. Основы цветоведения»

Ход урока.

Организационный момент.

Приветствие.

Учитель.

Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер?
Скажи какого цвета
Зима, весна, и лето?

Как выдумаете о чём мы сегодня будем говорить? О цвете, тайне цвета и какую роль он играет в нашей жизни.

Цвет – одно из самых выразительных средств в искусстве.

Цветоведение – наука о цвете.

Ребята, видим ли мы в темноте цвета? Нет. Только когда в глаза попадают лучи солнечного или электрического света – световые волны, у нас возникает ощущение цвета.

Что такое цвет? Цвет-дитя света. Смотри Приложение 1 Слайд 2

Свет- это частный случай электромагнитного излучения.

Свет распространяется волнами, которые отражаются или поглощаются поверхностью предметов. Световые волны не имеют цвета, цвет возникает только при восприятии этих волн человеческим глазом. Короткие волны дают ощущение красных и

желтых цветов, а более длинные – синих и фиолетовых.

Цвета (желтый, красный, синий) которые невозможно получить смешиванием каких-либо красок называют основными. Смотри Приложение 1 Слайд 3

Цвета которые можно получить от смешивания основных красок, их называют составными

Для простоты и наглядности был придуман цветовой круг. Из смешения трёх основных цветов рождается всё цветовое богатство мира.

Проведя в цветовом круге диаметр через середину жёлтого цвета, можно определить, что противоположенный конец диаметра пройдёт через середину фиолетового цвета Напротив оранжевого расположен синий цвет. Таким образом, легко определить пары цветов которые называют дополнительными. Cмотри: Приложение слайд 4

Что такое насыщенность и светлота смотри Приложение слайд 5

Из смешения трёх основных цветов рождается всё цветовое богатство мира.

Цветовая гармония.

В теории цвета цветовой круг содержит в себе все цвета, видимые человеком, от фиолетового до красного. Цветовой круг показывает, как цвета связаны между собой, и позволяет определять по определённым правилам гармоничное сочетание этих цветов.

Черный, белый и серый не обозначены на цветовом круге, так как, строго говоря, они не являются цветами

В цветовых схемах приведены гармоничные сочетания цветов. См. Приложение 1 слайды 6-13

Типы цветовых гармоний:

1. Двухцветная.

Диаметрально удалённая пара. контрастное сочетание. Цвета расположены друг против друга Жёлтый и фиолетовый.
Предельно удалённые пары.

2. Трёхцветная.

Классическая триада
Контрастная триада.
Аналогичная триада.

3. Четырёхцветная.

Четыре гармоничных цвета и т. д.

Не применяйте цвета в равных количествах. Сделайте лучше один цвет фоном, а другой пусть будет просто акцентом на нём.

Психологическое воздействие цвета на человека.

См приложение 1 слайды 14-15

Цветовой круг обычно делят на две части – теплую и холодную. См приложение 1 слайды 16

Тёплые цвета: красные, жёлтые, оранжевые и все другие, в которых есть частичка этих цветов .Тёплые цвета напоминают цвет солнца, огня, которые в природе дают тепло.

Холодные цвета: синие, голубые, зелёные, сине-фиолетовые, сине-зелёные и цвета, которые можно получить от смешения с названными цветами.

Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем-то действительно холодным – льдом, снегом, водой, лунным светом и т. д.

Интересно, что тёплые цвета наилучшим образом сочетаются с чёрным цветом, холодные цвета наилучшим образом сочетаются с белым цветом.

В творчестве любого художника есть периоды, когда он отдаёт предпочтение той или иной цветовой гамме. Смотри приложение 1 Слайды 17-21

Ещё примеры: Так, испанский художник П. Пикассо одно время работал с холодными цветами, а в другой период – с тёплыми (так называемые розовый и голубой периоды в его творчестве) Одни художники пишут красками тёплого оттенка (Рембрант, Рубенс, Д. Левицский, Тициан, В. Тропинин) другие отдают предпочтение холодным цветам ( Эль Греко, В, Борисов-Мусатов)

Искусство живописи – искусство цветовых и световых отношений. Работая красками , необходимо учитывать влияние цветов друг на друга, то есть писать цветовыми отношениями. Правильно найденные в картине цветовые отношения помогают видеть красоту окружающего мира и красоту самого произведения.

Знание системы цветовых построений необходимо не только для успешной работы художника См приложение 1 слайды 17-21,.

но и для успешной работы дизайнера интерьера и дизайнера одежды.

См приложение 1 слайды 22-25

Символика цвета. См приложение 1 слайды 26

Вывод: Итак, мы выяснили, что цвет имеет огромное значение в жизни человека, он может оказывать влияние на наше настроение, самочувствие и люди научились пользоваться этим.

Практическая работа:

учебные и игровые задания на понимание свойств цвета.

Полезно выполнить задание на разные оттенки цвета.

Нарисовать полосу, разделить её на клетки, закрасить крайние клетки основными цветами, например синим и жёлтым, а клетки между ними закрасить разными оттенками, полученные путём смешивания заданных цветов.

Можно выполнить и игровое задание – придумать сказочный мир цветной страны (Изумрудный город, Шоколадный замок, Солнечный город и др.)

3.01.2012

urok.1sept.ru

Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 6 класс) по теме: «Цвет в искусстве.Основы цветоведения»

Слайд 1

Цвет в искусстве. Основы цветоведения Составила: учитель изобразительного искусства МБОУ « СОШ №24», г. Братск. Невидимова Елена Анатольевна

Слайд 2

Цвет — одно из самых выразительных средств в искусстве. Он сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей. Восприятие цвета человеком сложилось естественно, в ус­ловиях окружающей природы, и при всех индивидуальных особен­ностях есть научно обоснованные общие закономерности воспри­ятия цветов. Например, красный цвет — это символ Солнца, огня, крови, жизни. Он обычно связывается с радостью, красотой, доб­ром, теплом; но он же означает тревогу, опасность, тревогу для жизни. Белый цвет чаще всего символизирует свежесть, чистоту, молодость; но может означать покой, безжизненность и даже траур у некоторых народов. Черный цвет с точки зрения физики — пусто­та, отсутствие света и цвета; его традиционный смысл — все «ноч­ное», недоброе, враждебное человеку, горе и смерть. У цвета много секретов. Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми из них. Художник должен организовать всю стихию цвета, чтобы достичь необходимого по его замыслу воздействия, чтобы полностью раскрыть смысл произведения. Как он этого до­бивается, узнаем из материала урока.

Слайд 3

Радуга Последовательность цветов спектра легко запомнить, следуя поговорке : К аждый О хотник Ж елает З нать Г де С идит Ф азан

Слайд 4

— Цветоведение — наука о цвете — изучает многие вопросы, с которыми должен быть знаком художник, имеющий дело с красками. Вам, наверное, известно, что «белый» солнечный цвет на самом деле очень сложен и состоит из многих цветов. При прохождении тонкого солнечного луча через стеклянную призму он разлагается, образуя так называемый спектр, то есть беспрерыв­ный ряд цветов, где они располагаются в таком порядке: красный, оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, зелено-голубой, го­лубой, синий, фиолетовый. Между ними нет резких границ: желто-зеленый незаметно переходит в зеленый и т. д.

Слайд 6

Основные цвета Основными цветами называются цвета, которые нельзя получить путём смешивания других.

Слайд 7

Составные цвета Составные цвета – цвета , получаемые путём попарног о смешивания основных цветов. ? ? ? Зелёный Оранжевый Фиолетовый

Слайд 8

Цветовой круг Цветовой круг можно расширить, добавляя в него цвета, полученные смешением основных и составных цветов

Слайд 9

Живопись – это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль

Слайд 10

Колорит – это система соотношений цветовых тонов и их оттенков, образующих определённое единство

Слайд 13

Основные характеристики цвета Светлота Цветовой тон Насыщенность цвета С. Ткачев. На солнышке В.Борисов-Мусатов . Весна В. Борисов-Мусатов . Водоем

Слайд 14

Родственные цвета М. Асламазян Праздничный натюрморт

Слайд 15

И. Остроухов. Золотая осень

Слайд 16

К. Моне. Скалы в Бель-Иль .

Слайд 17

П. Сезан . Пейзаж Л Эстака

Слайд 18

А. Куинджи. Эльбрус

Слайд 19

Клод Моне. Руанский собор 1.В свете восходящего солнца. 2.Утром. 3.Вечером 1 2 3

Слайд 22

Практическая работа Составить гармонию холодных пятен «В царстве Снежной королевы» Составить гармонию теплых пятен «В Солнечном городе»

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *