Басня как эпический жанр урок в 6 классе – Конспект урока по литературе для 6 класса «Басня как эпический жанр литературы. Мораль. Аллегоричность басен. И.И.Дмитриев «Муха»
Конспект урока по литературе для 6 класса «Басня как эпический жанр литературы. Мораль. Аллегоричность басен. И.И.Дмитриев «Муха»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения
«Ульяновская средняя общеобразовательная школа»
С.Ульяновское Яшалтинского района Респулики Калмыкия
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ДЛЯ 6 КЛАССА НА ТЕМУ:
«БАСНЯ КАК ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ. МОРАЛЬ. АЛЛЕГОРИЧНОСТЬ БАСЕН. И. И. ДМИТРИЕВ «МУХА»
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ДРЕЙ Е.Д.
Цели: дать понятие басни; вывести художественные особенности басни как эпического жанра; подчеркнуть общечеловеческие нравственные ценности, утверждаемые в баснях.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Я хочу напомнить вам одно хорошо знакомое произведение:
Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела,
Оглянуться не успела…
Правильно, это всем известная басня И. А. Крылова. Мы приступаем к изучению нового жанра – басни.
– Как вы думаете, басня – это фольклорное или литературное произведение?
– Какое фольклорное произведение она напоминает? (Сказку о животных или бытовую сказку.)
– К какому роду литературы вы отнесли бы басню? (К эпическому.)
II. Объяснение нового материала.
Одним из старейших жанров (ganre – (фр.) вид) литературы является басня. Она широко представлена в литературе разных народов планеты. Так, в Древней Греции басенным творчеством занимались писатели Гесиод и талантливый горбатый Эзоп, много позже во Франции появится такой острослов, как Лафонтен, которого будут преследовать французские власти за его смелые и «колкие» произведения.
Знаменитые баснописцы жили и в Древней Греции, и в Древнем Риме, во все века. Вот, например, басня немецкого поэта XVII в. Лессинга:
«Осел повстречался с голодным волком.
– Пожалей меня, – сказал осел, дрожа, – я бедное больное животное. Посмотри, какая у меня колючка в ноге.
– Мне и впрямь тебя жаль, – отвечал ему Волк. – И долг моей совести избавить тебя от этой боли.
Не успел он произнести эти слова, как бросился на Осла и съел.
У сильных свое понятие о совести».
– Есть ли в этой басне сюжет?
– Есть ли персонажи, литературный конфликт?
– Вам эта басня напомнила что-то знакомое, не так ли?
– А кто рассказывает эту басню, слышен ли голос повествователя, как он проявляется?
Учитель. Вот мы уже и начали исследование художественного своеобразия басни как жанра.
– Еще одна басня Лессинга: «Ворон и лиса».
«Ворон унес в когтях кусок отравленного мяса, который обозленный садовник подложил кошкам своего соседа.
И только он сел на ветку старого дуба, чтобы склевать свою добычу, как снизу подкралась Лиса и крикнула ему:
– Будь благословенна, о птица Юпитера!
– За кого ты меня принимаешь? – спросил Ворон.
– За кого я тебя принимаю? – удивилась Лиса. – А разве ты не тот могучий орел, посланец Зевса, который, что ни день, слетает на этот дуб, чтобы накормить меня, ничтожную? Зачем ты прикидываешься? Разве я не вижу в победоносных когтях твоих того дара, который твой бог вновь послал мне за мои молитвы?!
Ворон был удивлен и немало обрадован, что его принимают за орла.
«Уж не буду, – подумал он, – выводить Лису из этого заблуждения». И, с глупым великодушием выпустив из когтей свою добычу, он гордо поднялся в воздух и улетел.
Лиса со злорадным смехом поймала мясо и тут же сожрала его. Но скоро радость ее сменилась болью.
Яд подействовал, и она издохла.
Пусть бы и вам никогда не добыть своей лестью ничего, кроме яда, проклятые подхалимы!»
– Где мораль в этой басне?
– Найдите аллегорические образы. Какие человеческие качества воплощают звери?
В России в жанре басни писали: М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. И. Хемницер, И. И. Дмитриев, И. А. Крылов. В наши дни известны басни С. Михалкова, Л. Филатова и других писателей.
III. Чтение статьи учебника о русских баснях.
Запись в тетрадь определения басни, понятий «мораль», «олицетворение», «аллегория».
IV. Знакомство со статьей учебника о жизни и творчестве
И. И. Дмитриева.
V. Чтение и анализ басни «Муха».
Вопросы 1, 2 на с. 31 учебника.
Домашнее задание: выучить басню наизусть.
infourok.ru
Конспект урока по литературе для 6 класса Басня как эпический жанр литературы. Мораль. Аллегоричность басен. И.И.Дмитриев Муха
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения«Ульяновская средняя общеобразовательная школа»
С.Ульяновское Яшалтинского района Респулики Калмыкия
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ДЛЯ 6 КЛАССА НА ТЕМУ:
«БАСНЯ КАК ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ. МОРАЛЬ. АЛЛЕГОРИЧНОСТЬ БАСЕН. И. И. ДМИТРИЕВ «МУХА»
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ДРЕЙ Е.Д.
Цели: дать понятие басни; вывести художественные особенности басни как эпического жанра; подчеркнуть общечеловеческие нравственные ценности, утверждаемые в баснях.
I. Вступительное слово учителя.
Я хочу напомнить вам одно хорошо знакомое произведение:
Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела,
Оглянуться не успела…
Правильно, это всем известная басня И. А. Крылова. Мы приступаем к изучению нового жанра – басни.
– Как вы думаете, басня – это фольклорное или литературное произведение?
– Какое фольклорное произведение она напоминает? (Сказку о животных или бытовую сказку.)
– К какому роду литературы вы отнесли бы басню? (К эпическому.)
II. Объяснение нового материала.
Одним из старейших жанров (ganre – (фр.) вид) литературы является басня. Она широко представлена в литературе разных народов планеты. Так, в Древней Греции басенным творчеством занимались писатели Гесиод и талантливый горбатый Эзоп, много позже во Франции появится такой острослов, как Лафонтен, которого будут преследовать французские власти за его смелые и «колкие» произведения.
«Осел повстречался с голодным волком.
– Пожалей меня, – сказал осел, дрожа, – я бедное больное животное. Посмотри, какая у меня колючка в ноге.
– Мне и впрямь тебя жаль, – отвечал ему Волк. – И долг моей совести избавить тебя от этой боли.
Не успел он произнести эти слова, как бросился на Осла и съел.
У сильных свое понятие о совести».
– Есть ли в этой басне сюжет?
– Есть ли персонажи, литературный конфликт?
Вам эта басня напомнила что-то знакомое, не так ли?
– А кто рассказывает эту басню, слышен ли голос повествователя, как он проявляется?
Учитель. Вот мы уже и начали исследование художественного своеобразия басни как жанра.
– Еще одна басня Лессинга: «Ворон и лиса».
«Ворон унес в когтях кусок отравленного мяса, который обозленный садовник подложил кошкам своего соседа.
И только он сел на ветку старого дуба, чтобы склевать свою добычу, как снизу подкралась Лиса и крикнула ему:
– Будь благословенна, о птица Юпитера!
– За кого ты меня принимаешь? – спросил Ворон.
– За кого я тебя принимаю? – удивилась Лиса. – А разве ты не тот могучий орел, посланец Зевса, который, что ни день, слетает на этот дуб, чтобы накормить меня, ничтожную? Зачем ты прикидываешься? Разве я не вижу в победоносных когтях т
weburok.com
Урок 8 БАСНЯ КАК ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ. МОРАЛЬ. АЛЛЕГОРИЧНОСТЬ БАСЕН. И. И. ДМИТРИЕВ «МУХА»* | Поурочные планы по русской литературе 6 класс
Урок 8 БАСНЯ КАК ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ. МОРАЛЬ. АЛЛЕГОРИЧНОСТЬ БАСЕН. И. И. ДМИТРИЕВ «МУХА»*
01.02.2012 34282 2617Урок 8 БАСНЯ КАК ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ. МОРАЛЬ. АЛЛЕГОРИЧНОСТЬ БАСЕН. И. И. ДМИТРИЕВ «МУХА»
Цели: дать понятие басни; вывести художественные особенности басни как эпического жанра; подчеркнуть общечеловеческие нравственные ценности, утверждаемые в баснях.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Я хочу напомнить вам одно хорошо знакомое произведение:
Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела,
Оглянуться не успела…
Правильно, это всем известная басня И. А. Крылова. Мы приступаем к изучению нового жанра – басни.
– Как вы думаете, басня – это фольклорное или литературное произведение?
– Какое фольклорное произведение она напоминает? (Сказку о животных или бытовую сказку.)
– К какому роду литературы вы отнесли бы басню? (К эпическому.)
II. Объяснение нового материала.
Одним из старейших жанров (ganre – (фр.) вид) литературы является басня. Она широко представлена в литературе разных народов планеты. Так, в Древней Греции басенным творчеством занимались писатели Гесиод и талантливый горбатый Эзоп, много позже во Франции появится такой острослов, как Лафонтен, которого будут преследовать французские власти за его смелые и «колкие» произведения.
Знаменитые баснописцы жили и в Древней Греции, и в Древнем Риме, во все века. Вот, например, басня немецкого поэта XVII в. Лессинга:
«Осел повстречался с голодным волком.
– Пожалей меня, – сказал осел, дрожа, – я бедное больное животное. Посмотри, какая у меня колючка в ноге.
– Мне и впрямь тебя жаль, – отвечал ему Волк. – И долг моей совести избавить тебя от этой боли.
Не успел он произнести эти слова, как бросился на Осла и съел.
У сильных свое понятие о совести».
– Есть ли в этой басне сюжет?
– Есть ли персонажи, литературный конфликт?
– Вам эта басня напомнила что-то знакомое, не так ли?
– А кто рассказывает эту басню, слышен ли голос повествователя, как он проявляется?
Учитель. Вот мы уже и начали исследование художественного своеобразия басни как жанра.
– Еще одна басня Лессинга: «Ворон и лиса».
«Ворон унес в когтях кусок отравленного мяса, который обозленный садовник подложил кошкам своего соседа.
И только он сел на ветку старого дуба, чтобы склевать свою добычу, как снизу подкралась Лиса и крикнула ему:
– Будь благословенна, о птица Юпитера!
– За кого ты меня принимаешь? – спросил Ворон.
– За кого я тебя принимаю? – удивилась Лиса. – А разве ты не тот могучий орел, посланец Зевса, который, что ни день, слетает на этот дуб, чтобы накормить меня, ничтожную? Зачем ты прикидываешься? Разве я не вижу в победоносных когтях твоих того дара, который твой бог вновь послал мне за мои молитвы?!
Ворон был удивлен и немало обрадован, что его принимают за орла.
«Уж не буду, – подумал он, – выводить Лису из этого заблуждения». И, с глупым великодушием выпустив из когтей свою добычу, он гордо поднялся в воздух и улетел.
Лиса со злорадным смехом поймала мясо и тут же сожрала его. Но скоро радость ее сменилась болью.
Яд подействовал, и она издохла.
Пусть бы и вам никогда не добыть своей лестью ничего, кроме яда, проклятые подхалимы!»
– Где мораль в этой басне?
– Найдите аллегорические образы. Какие человеческие качества воплощают звери?
В России в жанре басни писали: М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. И. Хемницер, И. И. Дмитриев, И. А. Крылов. В наши дни известны басни С. Михалкова, Л. Филатова и других писателей.
III. Чтение статьи учебника о русских баснях.
Запись в тетрадь определения басни, понятий «мораль», «олицетворение», «аллегория».
IV. Знакомство
со статьей учебника
о жизни и творчестве
И. И. Дмитриева.
V. Чтение и анализ басни «Муха».
Вопросы 1, 2 на с. 31 учебника.
Домашнее задание: выучить басню наизусть.
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
tak-to-ent.net
Презентация к уроку литературы в 6 классе «История басни».
БАСНЯ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР
Рассказ и цель – вот в чём сущность басни; сатира и ирония – вот её главные качества.(В.Г.Белинский)
Басня – короткий рассказ в прозаической или поэтической форме, содержащий нравоучение Композиция басни
- Повествование;
- Мораль.
Особенности басни
а) мораль; б) аллегорический (иносказательный) смысл; в) типичность описываемой ситуации; г) характеры-персонажи; д) осмеяние человеческих пороков и недостатков.
- Мораль – поучительный вывод, в котором заключается главная мысль басни.
- Аллегория – иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты.
- Героями басни выступают животные, растения, люди, являющиеся носителями одной характерной черты:
- Лиса-хитрость, лицемерие
- Волк – грубость, жестокость
- Свинья – невежество
- Осел – глупость
- Муравей – трудолюбие
- Ягненок – слабость и беззащитность
История развития басни
1 этап
Первые басни появились в Древней Греции в VI веке до н.э. Басня рассматривается как форма протеста против высших слоев общества.
Эзоп ( 6 век до н.э.). Древнегреческий баснописец, полулегенда, полумиф. Изображался невысоким, горбатым, шепелявым, отталкивающим своей безобразной внешностью. Был рабом Иадмона. Убит в Дельфах Создал «эзопов язык», язык иносказаний, чтобы иметь возможность высказываться, высмеивая человеческие пороки: жадность, глупость, самодовольство, обман, лень, корыстолюбие, коварство. Ему приписывались сюжеты почти всех созданных в античности басен.
—
Басни Эзопа Сюжеты заимствовались многими баснописцами (Федром, Ж.Лафонтеном, И.А.Крыловым)
Лиса и виноград
Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!» Так и у людей: иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства..
Воры и петух
Воры залезли в дом, но ничего не нашли там, кроме петуха; схватили его и пошли вон. Петух увидел, что его зарежут, и стал умолять о пощаде: он-де птица полезная и ночью будит людей на работу. Но воры сказали: «Вот за это мы тебя и зарежем, раз ты будишь людей и не даешь нам воровать».
Путник и гадюка
Путник шел зимой по дороге и увидел змею, которая погибала от стужи. Пожалел он ее, поднял, спрятал за пазуху и стал отогревать. Пока змея была замерзшая, она лежала спокойно, а как только отогрелась –ужалила его в живот. Почувствовав смерть, сказал путник: «Поделом мне: зачем я спас умирающую тварь, когда ее и живую-то надо было убить?»
Федр (I век до н.э.)
Родом из Македонии,
раб императора Августа. Древнеримский баснописец. Первым перевел басни Эзопа в поэтической форме
Жан де Лафонтен
(1621-1695 )
французский поэт, писатель, прославленный баснописец, член Французской академии . создал новый жанр, заимствуя. В 1668 году издал первые шесть книг басен под заглавием: «Басни Эзопа, переложенные на стихи гном де Лафонтеном», куда вошли знаменитые, переложенные басни Крылова «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей».
В 1680 завершил издание двенадцати книг басен.
2 этап XVI-XVII — распространение басни в Западной Европе.
Басня Ж. де Лафонтена (сюжет заимствован из Эзопа)
Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец
(Разное говорят),
Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой
Виноград, такой зримо зрелый,
В румяной кожице!
Наш любезник был бы рад им полакомиться,
Да не мог до него дотянуться
И сказал: «Он зелен —
Пусть им кормится всякий сброд!»
Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать.
3 этап (18-19 вв.)
- Возникает как стихотворный жанр в конце XVIII – начале XIX века .
- Традиции античной басни осмысляются через западноевропейский опыт.
- 50-60 годы – басни появляются в журнальных публикациях, позже выходят отдельные сборники (В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков, М.М. Херасков, В.И. Майков, Д.И. Фонвизин и др.)
Басня становится более легкой; композиция свободной; используется стихотворная форма; введены авторские отступления; использование диалогов, речевых характеристик, контраста. Басни напоминают драму: есть экспозиция, завязка, кульминация и развязка; есть диалоги и обрисовка персонажей через их поступки и речь.
Денис Иванович Фонвизин
- 1744 или 1745 — 1792гг.)
- Родился 3 апреля (14-го по новому стилю) в Москве в богатой дворянской семье. Получил прекрасное домашнее образование.
- «Басни нравоучительные с изъяснениями господина Гольберга» — первое печатное и дошедшее до нас художественное произведение (1761 г.)
- Лисица- кознодей
Иван Иванович Дмитриев
- 1760 – 1837
- В молодости – гвардейский офицер, в старости – министр юстиции
- «Русский Лафонтен», написано им 80 басен
- Три льва
Иван Андреевич Крылов (русский баснописец)
- 1769-1844г
- Грамоте выучился дома, французским языком занимался в семействе состоятельных знакомых
- B 1809 г. выходит первое отдельное издание 23 басен, завоевавшее И. А. Крылову почетное место в русской литературе
- Ворона и лисица
И.А.Крылов стал подлинным создателем русской классической басни с ее реалистичностью и психологизмом . Его творческое наследие – более 200 басен в 9 томах. Новаторство Крылова-баснописца заключалось в типичности образов, в динамическом развитии действия, живости диалогов. Благодаря Крылову оживали старые сюжеты и басни Лафонтена, Эзопа, Федра. В своем творчестве И.А. Крылов смог осветить все проблемы и события своей эпохи, и вместе с тем он сделал свои басни вневременными.
Текст басни И.А. Крылова (сюжет заимствован из Эзопа)
Голодная кума Лиса залезла в сад;
В нем кисти винограду рделись.
У кумушки глаза и зубы загорелись,
А кисти сочные, как яхонты, горят;
Лишь то беда, висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.
Пробившись попусту час целой,
Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен — ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь
После И.А.Крылова почти на протяжении столетия в России не было басен как стихотворного поэтического жанра, хотя и предпринимались отдельные попытки. К басне на разных этапах творчества обращались Д. Бедный и С. Михалков.
Демьян Бедный ( Ефим Алексеевич Придворов )
- 1833-1945 гг.
- русский советский писатель, поэт, публицист и общественный деятель.
- Первая книга «Басни» была издана в 1913.
4 этап (20 век)
С.В.Михалков, В.Кривин продолжали в своем творчестве традиции Крылова-сатирика
Сергей Владимирович Михалков
- 1913-2009 гг.
- Советский русский писатель,поэт, баснописец, драматург, публицист, военный корреспондент, сценарист, общественный деятель.
- 1945 г. начинает работать в жанре басни (современное содержание)
- Седой осел
Почему же жанр басни актуален на протяжении многих веков и до настоящего времени?
Басня жива, потому что живы характеры и обстоятельства, которые она отображает.
Басня актуальна, потому что человеческая натура не меняется, ей по-прежнему свойственны те же слабости, недостатки, пороки, что и много веков назад.
kopilkaurokov.ru
«Басня как эпический жанр. Притча и басня»
Разделы: Литература
Цели:
1. Познакомить учащихся с отличительными признаками басни, её строением
2. Развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, творческое воображение
3. Воспитывать толерантность, честность, негативное отношение к порочным поступкам
Задачи:
1. Сформулировать определение жанра басни
2. Определить жанровые особенности басни
3. Сопоставить жанр басни с жанром притчи, выявить их сходство и различие
Ход урока
- К какому жанру мы отнесём это произведение: к лирическому, лироэпическому или эпическому?
- Как называется этот жанр? Докажите с помощью конспекта предыдущего урока.
- Вывод: прочитанное произведение — не притча. Что это за жанр? (Ответить с помощью определения притчи)
- Формулировка темы урока, определение задачи
- О чём пойдёт речь на уроке? Как будет звучать тема?
- С чем перепутали басню?
- Какую задачу нам необходимо решить в связи с этим? Чему научимся на уроке?
- Запись темы урока
- Новый материал
- Формулировка определения жанра басни
- Давайте попробуем самостоятельно (в парах) сформулировать определение жанра басни. Что нам нужно вспомнить для выполнения этой работы? (структуру определения научного понятия, см. Приложение 2)
Один ученик работает со справочной литературой (“Словарь юного литературоведа”)
Запись любого определения в тетради (наиболее понятного)
- Отличие басни от притчи
- Вернёмся к задаче нашего урока. С помощью каких материалов мы можем её решить? Каким образом мы это сделаем?
Запись в тетрадях: “Отличие басни от притчи”
Анализ жанровых отличий притчи (записываем только те пункты, которые не относятся к басне, предварительно их сформулировав)
- Однозначная трактовка
- Цель написания – нравоучение, воспитание
- Отсутствие тайны, загадочности
- Явное нравоучение
- Рефлексия
- Можно ли считать басней следующий текст: “Жил-был пёс. Он был очень злой. Басня направлена против человека злого”? Почему? (нет сюжета, морали) А такой текст: “Однажды один человек пошёл в столовую и отравился колбасой. Басня направлена против нерадивых работников общепита”?
- Диагностика усвоения материала
- Представление результатов работы (группа, работавшая с построением басни)
- Работа с листом самооценки “Оценка за урок” (см. Приложение1)
- Домашнее задание
- Рефлексия содержания учебного материала (см. Приложение2)
Работа в группах+индивидуальная работа (см. Приложение 1)
15.03.2012
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Мотивационный. 1.Организационный момент. Вводная игра 2.Проверка домашнего задания Актуализация знаний 3.Повторение 4.Постановка темы и цели урока. Введение в тему. 5.Организация познавательной деятельности 1.Изложение новой темы 2.Работа по теме 3.Анализ басен 4.Закрепление новой темы 6.Обобщение по теме. 7.Рефлексия | Приветствие . Игра «Снежный ком» Поиграем в «снежки», так как вчера наступил первый день зимы.(Закидывает детей «снежками») Предлагает поймать по одному «снежку» и прочитать ,что там внутри написано. Предлагает вспомнить домашнее задание. Задает обобщающие вопросы.( Человек должен бороться за свое счастье, верить в себя, близких. У баллады счастливый конец. Мы рады за нашу героиню) Повторение теории литературы ( по группам). «Эпос»,»Лирика», «Драма». Просмотр отрывка из мультфильма «Стрекоза и муравей». -Вопросы по увиденному. -Догадались о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Предлагает записать число и тему урока. Предлагает подумать к какому же жанру можно отнести басню? Предлагает открыть учебники на стр.82-83. -Что же такое басня? -Что такое мораль? -Что такое аллегория? -Что такое олицетворение? Контролирует и проверяет работу в группах -Какой баснописец известен вам с детства? Жанр басни известен с древних времён. Сообщение об Эзопе. Давайте послушаем его басни и попытаемся раскрыть их смысл Дать понятие об «эзоповом языке» Знакомство с Жаном де Лафонтеном. Послушаем басни Ж.де Лафонтена Сообщение о И.А.Крылове -Попробуем проследить как менялся облик басен на протяжении веков, что нового внесли баснописцы в это древнее произведение.(Вывешивает на доске таблицу с именами баснописцев ) Предлагает учащимся найти общее и различное в этих трех баснях Читает басни Эзопа,Лафонтена и Крылова Предлагает сравнить свои ответы со слайдами Предлагает прочитать общие выводы по этим басням. Наводящие вопросы по теме урока. Предлагает провести небольшую викторину. | Учащиеся кидают друг в друга «снежки» Дети разворачивают и читают названия групп. Рассаживаются по группам. Ученики рассказывают наизусть отрывок из баллады В.А.Жуковского (Выставляют баллы) Ответы учащихся (выставляют себе баллы) Учащиеся вспоминают теорию, приводят примеры из прочитанных произведений.(выставляютбаллы) Вспоминают ,что такое басня, какие басни читали в начальных классах. Ответы учащихся Учащиеся записывают число и тему урока, определяют цель урока. Предлагают варианты ответов Учащиеся читают статью о басне Работа в группах. Учащиеся отражают свои знания на постерах. (Выставляют баллы) Выступают с ответами Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Записывают в тетрадях (Эзоп –древнегреческий мудрец и баснописец) Ученица читает басню «Ворон и лисица». «Лисица и виноград» Записывают выражение Записывают в тетрадях Читают басни( 2 ученика) Вспоминают его басню «Ворона и лисица» Слушают басни Ученики выполняют задание на листах, пользуясь планом сравнительного анализа заполняют таблицу. Защита работ. Читают обобщение по слайдам. Ответы учащихся Ученики отвечают на вопросы викторины | Бумажные «снежки» Названия групп Иллюстрация «Гадающая Светлана» Оценочные листы Слайд 3 Отрывок из мультфильма Слайд Слайд Слайд Учебник Слайд Постеры Слайд Слайд Слайд Слайд Слайды Слайд Слайд Слайды Слайд |
kopilkaurokov.ru
Уроки литературы в 6 классе по теме «Русские басни»
Тема:
Басня как эпический жанр литературы. Мораль. Аллегоричность басен. И.И.Дмитриев «Муха»
Цель:
Познакомить с жанром басни, творчеством И.Дмитриева.
ХОД УРОКА:
Тема урока. (слайд 1). Русская басня.
Работа по теме урока.
Слайд 2.
Басня выросла из фольклора, имеет прочные корни в сказках, пословицах, поговорках.
Слайд 3
Басни легендарного Эзопа созданы в Древней Греции в V–VI веках до нашей эры.
Слайд 4
Каждая басня нас поучает – это ее главная мысль. Поучение в басне называется моралью.
Слайд 5
Действующие лица басни – животные.
Слайд 6
С самого возникновения басня высмеивает недостатки и человеческие пороки: алчность, хвастливость, лживость, скупость, недобросовестность, лень.
Слайд 7
Русская басня насчитывает более двух столетий. Первый баснописец Руси Антиох Кантемир.
Слайд 8
Затем к басне обратились Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков, Пушкин, Хемницер и другие писатели.
Слайд 9
Самый известный русский баснописец – И.А.Крылов.
Слайд 10
А мы сегодня познакомимся ещё с одним русским баснописцем – Иваном Ивановичем Дмитриевым.
Слайд 11
Иван Иванович родился 21 сентября 1760 года в дворянской семье. Учился сначала дома, потом в пансионах в городе Казани и Симбирске. А в 14 лет был определён в Петербург в полковую школу.
Слайд 12
Дослужился до чина полковника. В 1796 году (36 лет) вышел в отставку и занялся литературным трудом.
Участвовал в издании «Московского журнала». Стал знаменитым. Писал сказки, песни, басни.
Слайд 13
Большой популярностью пользовались его лирические песни.
(слушаем песню «Стонет сизый голубочек»)
Слайд 14
И всё-таки центральное место в творчестве Дмитриева занимают басни. Им написано 80 басен.
Слайд 15
Чтение басни учителем.
Сюжет взял из крестьянской сельской жизни. Тяжёл труд в деревне, а пахота земли особенно тягостна. Раньше крестьяне вспахивали землю на лошадях или на быках.
После трудового дня уставший и обессилевший бык в басне Дмитриева идёт домой.
— Прочитаем ещё раз басню и найдём слово, с помощью которого баснописец говорит о том, что бык действительно очень устал. (тащился)
— На рогах у быка сидела муха, которая, конечно же, ничего не делала, но видела, как тяжело приходится быку вскапывать землю. Но именно муха приписывает себе равные с быком заслуги: она, мол, тоже работала, тоже пахала. И даже гордо хвастается перед другой мухой своими мнимыми трудовыми подвигами, не имея на то никаких оснований.
— прочитаем басню ещё раз и найдём слова, которые подчёркивают хвастовство мухи ( поднявши нос)
— Слова мухи «Мы пахали» стали крылатыми и вошли в нашу речь: так стали говорить о всяком человеке, который стремится, не прилагая никаких усилий, присвоить себе чужие труды.
— И хоть басня о физическом (крестьянском) труде, она имеет в виду всякую трудовую деятельность – физическую или умственную.
— В ней порицаются люди, которые, будучи бездельниками, мнят себя великими тружениками.
Слайд 16
Домашнее задание: выучить басню наизусть.
Тема: И.А.Крылов. Басня «Осёл и Соловей».
Цель: познакомить с основными этапами жизни и творчества баснописца.
Ход урока:
— О чём мы говорили вами на прошлом уроке?
— Где зародилась басня? (В Древней Греции)
1 слайд
— Как звали первого древнегреческого баснописца? (Эзоп)
— Как называется поучение в басне? (Мораль)
— Кто является действующими лицами басни? (животные)
— Что высмеивает басня? (пороки людей: алчность, хвастливость, лживость, скупость, недобросовестность, лень)
— Что высмеивает басня «Муха»?
2 слайд
— Как звали первого русского баснописца? (Антиох Кантемир)
3 слайд
— Самый известный русский баснописец? (Крылов)
— Именно о нём мы и будем сегодня говорить (тему записать в тетрадь)
4 слайд
— А с каким писателем познакомились на прошлом уроке? (И.И.Дмитриев)
5 слайд
— Какую басню Дмитриева читали? (Муха)
— Прочитайте наизусть.
6 слайд
— Ну а сегодня нас ждёт встреча с дедушкой Крыловым, как ласково его называют читатели.
— Детство Ивана Андреевича прошло в бедности. Отец рано умер, поэтому и без того скудные доходы семьи стали ещё меньше. Учиться маленькому Ванюше приходилось самостоятельно. Читать и писать его научил отец, за что он был ему очень благодарен.
После смерти отца заботы о воспитании и образовании сына взяла на себя мать. Ей пришлось отпустить сына в чужой дом, в богатую и культурную семью Львовых. Там он жил в качестве слуги. Денег не платили – вместо этого он учился вместе с детьми Львовых.
Работать начал с 8 лет – переписчиком, потому что нужно было содержать мать и брата.
Несмотря ни на что, Иван Андреевич добился большой известности как писатель.
— А сейчас давайте посмотрим, насколько хорошо вы помните басни Крылова.
Разделимся на три команды – каждый ряд – команда.
1 конкурс
Найди пару.
Каждая команда получает карточку с именами героев басен. Задание: найти и вписать пару.
СЛОН
МОСЬКА
СТРЕКОЗА
МУРАВЕЙ
ЗЕРКАЛО
ОБЕЗЬЯНА
ВОРОНА
ЛИСИЦА
КУКУШКА
ПЕТУХ
Петух, муравей, моська, лисица, обезьяна.
2 конкурс
Восстанови басню
ВОРОНА И ЛИСИЦА
Вороне где-то ___________ послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать-было совсем уж собралась,
Да _________________, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр,— Лисицу сыр пленил.
_______________ к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,
И говорит так __________, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за ____________, что за глазки!
Рассказывать, так, _________, сказки!
3 конкурс
Картинная галерея.
7 слайд
Свинья под дубом
8 слайд
Стрекоза и Муравей
9 слайд
Лебедь, рак и щука
— А сегодня мы с вами будем читать басню
10 слайд
Осёл и Соловей
Чтение басни учителем.
— Если мы будем читать басню по ролям, сколько чтецов нам понадобится? (два: осёл и рассказчик)
— А сколько в басне действует героев? (три: осёл, соловей, рассказчик)
— Почему же Соловей в басне ничего не говорит?
— На этот вопрос мы попробуем ответить с вами в конце нашего разговора.
— Каким вы представляете себе осла как животное? (упрямый, медлительный, выполняющий тяжёлую работа)
— А каков соловей? (маленькая изящная птичка, прекрасно поющая)
— А осёл умеет петь? (нет, он только кричит)
_ Давайте послушаем и того и другого
11 слайд
Пение соловья
12 слайд
Крик осла
13 слайд
— Так кто же собирается « судить»? (тот, кто очень далёк от искусства, умеет только кричать)
— Найдите и прочитайте, какими глаголами Крылов передаёт пение соловья (защёлкал, засвистал, тянул, переливался, ослабевал, отдавался, рассыпался)
— Какое впечатление произвёл Соловей своим пением на всё окружающее? (Затихли ветерки…пастушке улыбался)
— Какова оценка, данная Соловьём?
У А.С.Пушкина есть стихотворение «Сапожник»:
Картину раз высматривал сапожник
И в обуви ошибку указал;
Взяв тотчас кисть, исправился художник.
Вот, подбочась, сапожник продолжал:
«Мне кажется, лицо немного криво…
А эта грудь не слишком ли нага?..»
Тут Апеллес прервал нетерпеливо:
«Суди, дружок, не выше сапога!»
— Какая мысль объединяет эти произведения? (не суди о том, в чём не разбираешься)
— Какова мораль басни?
14 слайд
Домашнее задание: выразительно читать басню.
Тема: Басни Крылова «Листы и корни», «Ларчик».
Ход урока:
15 слайд
Выразительное чтение басни «Осёл и Соловей»
16 слайд
Сегодня у нас ещё две басни. Первая называется «Листы и корни»
Чтение басни учителем
— Сколько действующих лиц в басне? (три: рассказчик, листы и корни)
— С кем разговаривают листы? ( с ветром)
— Что же они говорят?
— Проще говоря, что делают листы? (хвастаются)
— Что на это отвечают корни?
— Корни ругают листы? (нет: красуйтесь в добрый час! Да только помните…они предупреждают, напоминают)
— Как вы думаете, чему учит эта басня?
— Рассмотрим иллюстрацию Трутовского.
— Что изображено?
— В басне Крылов противопоставляет два понятия: верх и низ, пишет о тех, кто работает и о тех, кто пользуется чужими трудами.
Листья и корни составляющие одного дерева. В басне скрыт глубокий смысл: часто тот, кто на виду, производит важное впечатление, кажется, что именно его роль является ключевой. На самом деле главное действующее лицо не спешит демонстрировать (показывать) себя, иногда из-за скромности.
Мораль басни: без участия скромных, трудолюбивых людей не делается ни одно дело.
17 слайд
Ещё одна басня – «Ларчик»
— Чтение учителем
— В центре басни два действующих лица – кто они?
18 слайд
Механики мудрец (учёный человек) и сам ларец
— Ларчик был красивый? (выполнен искусным мастером)
— Почему механики мудрец стал говорить о том, что он его легко откроет? (ему стало завидно и он решил доказать, что тоже кое-что умеет)
19 слайд
— Почему все смеялись исподтишка?
20 слайд
— Найдите и прочитайте, как трудился над ларчиком мудрец.
Как вы думаете, в каких строчках заключена мораль басни?
21 слайд
А ларчик просто открывался.
Кого высмеивает Крылов? (хвастливых людей)
22 слайд
Домашнее задание: выразительно читать басни.
infourok.ru