cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Басня как эпический жанр урок в 6 классе: Конспект урока по литературе для 6 класса «Басня как эпический жанр литературы. Мораль. Аллегоричность басен. И.И.Дмитриев «Муха»

Конспект урока по литературе для 6 класса «Басня как эпический жанр литературы. Мораль. Аллегоричность басен. И.И.Дмитриев «Муха»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения

«Ульяновская средняя общеобразовательная школа»

С.Ульяновское Яшалтинского района Респулики Калмыкия

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ 6 КЛАССА НА ТЕМУ:

«БАСНЯ КАК ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ. МОРАЛЬ. АЛЛЕГОРИЧНОСТЬ БАСЕН. И. И. ДМИТРИЕВ «МУХА»

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ДРЕЙ Е.Д.

Цели: дать понятие басни; вывести художественные особенности басни как эпического жанра; подчеркнуть общечеловеческие нравственные ценности, утверждаемые в баснях.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Я хочу напомнить вам одно хорошо знакомое произведение:

Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела,

Оглянуться не успела…

Правильно, это всем известная басня И. А. Крылова. Мы приступаем к изучению нового жанра – басни.

– Как вы думаете, басня – это фольклорное или литературное произведение?

– Какое фольклорное произведение она напоминает? (Сказку о животных или бытовую сказку.)

– К какому роду литературы вы отнесли бы басню? (К эпическому.)

II. Объяснение нового материала.

Одним из старейших жанров (ganre – (фр.) вид) литературы является басня. Она широко представлена в литературе разных народов планеты. Так, в Древней Греции басенным творчеством занимались писатели Гесиод и талантливый горбатый Эзоп, много позже во Франции появится такой острослов, как Лафонтен, которого будут преследовать французские власти за его смелые и «колкие» произведения.

Знаменитые баснописцы жили и в Древней Греции, и в Древнем Риме, во все века. Вот, например, басня немецкого поэта XVII в. Лессинга:

«Осел повстречался с голодным волком.

Пожалей меня, – сказал осел, дрожа, – я бедное больное животное. Посмотри, какая у меня колючка в ноге.

Мне и впрямь тебя жаль, – отвечал ему Волк. – И долг моей совести избавить тебя от этой боли.

Не успел он произнести эти слова, как бросился на Осла и съел.

У сильных свое понятие о совести».

– Есть ли в этой басне сюжет?

– Есть ли персонажи, литературный конфликт?

– Вам эта басня напомнила что-то знакомое, не так ли?

– А кто рассказывает эту басню, слышен ли голос повествователя, как он проявляется?

Учитель. Вот мы уже и начали исследование художественного своеобразия басни как жанра.

– Еще одна басня Лессинга: «Ворон и лиса».

«Ворон унес в когтях кусок отравленного мяса, который обозленный садовник подложил кошкам своего соседа.

И только он сел на ветку старого дуба, чтобы склевать свою добычу, как снизу подкралась Лиса и крикнула ему:

Будь благословенна, о птица Юпитера!

За кого ты меня принимаешь? – спросил Ворон.

За кого я тебя принимаю? – удивилась Лиса. – А разве ты не тот могучий орел, посланец Зевса, который, что ни день, слетает на этот дуб, чтобы накормить меня, ничтожную? Зачем ты прикидываешься? Разве я не вижу в победоносных когтях твоих того дара, который твой бог вновь послал мне за мои молитвы?!

Ворон был удивлен и немало обрадован, что его принимают за орла.

«Уж не буду, – подумал он, – выводить Лису из этого заблуждения». И, с глупым великодушием выпустив из когтей свою добычу, он гордо поднялся в воздух и улетел.

Лиса со злорадным смехом поймала мясо и тут же сожрала его. Но скоро радость ее сменилась болью.

Яд подействовал, и она издохла.

Пусть бы и вам никогда не добыть своей лестью ничего, кроме яда, проклятые подхалимы!»

– Где мораль в этой басне?

– Найдите аллегорические образы. Какие человеческие качества воплощают звери?

В России в жанре басни писали: М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. И. Хемницер, И. И. Дмитриев, И. А. Крылов. В наши дни известны басни С. Михалкова, Л. Филатова и других писателей.

III. Чтение статьи учебника о русских баснях.

Запись в тетрадь определения басни, понятий «мораль», «олицетворение», «аллегория».

IV. Знакомство со статьей учебника о жизни и творчестве
И. И. Дмитриева
.

V. Чтение и анализ басни «Муха».

Вопросы 1, 2 на с. 31 учебника.

Домашнее задание: выучить басню наизусть.

«Басня как эпический жанр. Притча и басня»

Цели:

1. Познакомить учащихся с отличительными признаками басни, её строением

2. Развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, творческое воображение

3. Воспитывать толерантность, честность, негативное отношение к порочным поступкам

Задачи:

1. Сформулировать определение жанра басни

2. Определить жанровые особенности басни

3. Сопоставить жанр басни с жанром притчи, выявить их сходство и различие

Ход урока

  • Организационный момент
  • (лирические жанры, лироэпические жанры, эпические жанры)
  • Вызов
  • Чтение басни Эзопа “Муравей и горлица” подготовленным учеником
  • Фронтальный опрос с предварительным обсуждением ответов:
    • К какому жанру мы отнесём это произведение: к лирическому, лироэпическому или эпическому?
    • Как называется этот жанр? Докажите с помощью конспекта предыдущего урока.
    • Вывод: прочитанное произведение — не притча. Что это за жанр? (Ответить с помощью определения притчи)
      1. Формулировка темы урока, определение задачи
    • О чём пойдёт речь на уроке? Как будет звучать тема?
    • С чем перепутали басню?
    • Какую задачу нам необходимо решить в связи с этим? Чему научимся на уроке?
    • Запись темы урока
      1. Новый материал
    1. Формулировка определения жанра басни
    • Давайте попробуем самостоятельно (в парах) сформулировать определение жанра басни. Что нам нужно вспомнить для выполнения этой работы? (структуру определения научного понятия, см. Приложение 2)

    Один ученик работает со справочной литературой (“Словарь юного литературоведа”)

    Запись любого определения в тетради (наиболее понятного)

    1. Отличие басни от притчи
    • Вернёмся к задаче нашего урока. С помощью каких материалов мы можем её решить? Каким образом мы это сделаем?

    Запись в тетрадях: “Отличие басни от притчи”

    Анализ жанровых отличий притчи (записываем только те пункты, которые не относятся к басне, предварительно их сформулировав)

    • Однозначная трактовка
    • Цель написания – нравоучение, воспитание
    • Отсутствие тайны, загадочности
    • Явное нравоучение
    1. Рефлексия
    • Можно ли считать басней следующий текст: “Жил-был пёс. Он был очень злой. Басня направлена против человека злого”? Почему? (нет сюжета, морали) А такой текст: “Однажды один человек пошёл в столовую и отравился колбасой. Басня направлена против нерадивых работников общепита”?
      1. Диагностика усвоения материала
      2. Работа в группах+индивидуальная работа (см. Приложение 1)

      3. Представление результатов работы
      4. (группа, работавшая с построением басни)
      5. Работа с листом самооценки “Оценка за урок” (см. Приложение1)
      6. Домашнее задание
      7. Рефлексия содержания учебного материала (см. Приложение2)
    Урок по русской литературе в 6 классе «Жанровое разнообразие русской литературы. Басня как эпический жанр. И.А. Крылов «

    Тема урока: « Жанровое разнообразие русской литературы. Басня как эпический жанр. И.А. Крылов »

    Тип урока. Урок изучения нового материала

    Задачи:

    1. Познакомить учащихся с родами и жанрами литературы; формировать умения различать и соотносить роды и жанры литературы;

    2. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством баснописца И.А.Крылова

    3. Воспитывать художественный и эстетический вкус, любовь к книге и чтению.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    2. Мотивация учащихся.

    Прочитайте отрывки из различных жанров и поробуйте определить, к какому из них оно относится

    1. « Василисе помогала её куколка. Без этого где бы девочке сладить со всею работою! Зато Василиса сама, бывало, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, как все улягутся, она запрётся в чуланчике, где жила, и потчует её, приговаривая:

    – На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости; злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?»

    (Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»)

    2. Правду молвить, молодица

    Уж и впрямь была царица:

    Высока, стройна, бела,

    И умом и всем взяла;

    Но зато горда, ломлива,

    Своенравна и ревнива.

    Ей в приданое дано

    Было зеркальце одно;

    Свойство зеркальце имело:

    Говорить оно умело.

    ( «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

    3. Чародейкою Зимою

    Околдован, лес стоит –

    И под снежной бахромою,

    Неподвижною, немою,

    Чудной жизнью он блестит.

    ( «Чародейкою Зимою)

    4. Канцлер (низко кланяясь). Благодарю вас, ваше величество. А теперь позволю себе попросить вас начертать…

    Королева. Опять начертать!

    Канцлер. Только вашу высочайшую резолюцию на этом ходатайстве.

    Королева (нетерпеливо). Что же я должна написать?

    Канцлер. Одно из двух, ваше величество: либо «казнить», либо «помиловать».

    Королева (про себя). По-ми-ло-вать… Каз-нить… Лучше напишу «казнить» — это короче.

    ( «Двенадцать месяцев»)

    5. Раз в крещенский вечерок

    Девушки гадали:

    За ворота башмачок,

    Сняв с ноги, бросали;

    Снег пололи; под окном

    Слушали; кормили

    Счетным курицу зерном;

    Ярый воск топили;

    В чашу с чистою водой

    Клали перстень золотой,

    Серьги изумрудны;

    Расстилали белый плат

    И над чашей пели в лад

    Песенки подблюдны.

    ( «Светлана»)

    6. Из того ли-то из города из Мурома, 
    Из того села да с Карачарова, 
    Выезжал удаленькой дородный добрый молодец, 
    Он стоял заутреню во Муроме, 
    А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град, 
    Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову. 
    У того ли города Чернигова 
    Нагнано-то силушки черным-черно, 
    А й черным-черно, как черна ворона; 
    Так пехотою никто тут не прохаживат, 
    На добром кони никто тут не проезживат, 
    Птица черной ворон не пролетыват. 
    Серый зверь да не прорыскиват. 
    А подъехал как ко силушке великоей, 
    Он как стал-то эту силу великую, 
    Стал конём топтать да копьём колоть, 
    А й побил он эту силу великую. 
    Ён подъехал-то под славный под Чернигов-град, 
    Выходили мужички да тут черниговски 
    И отворяли-то врата во Чернигов-град, 
    А й зовут его в Чернигов воеводою.

    (Былина «Илья Муромец и соловей-разбойник»)

    7. Моя прекрасная Людмила,

    По солнцу бегая с утра,

    Устала, слезы осушила,

    В душе подумала: пора!

    На травку села, оглянулась —

    И вдруг над нею сень шатра,

    Шумя, с прохладой развернулась;

    Обед роскошный перед ней;

    Прибор из яркого кристалла;

    И в тишине из-за ветвей

    Незрима арфа заиграла.

    Дивится пленная княжна,

    Но втайне думает она:

    «Вдали от милого, в неволе,

    Зачем мне жить на свете боле?

    О ты, чья гибельная страсть

    Меня терзает и лелеет,

    Мне не страшна злодея власть:

    Людмила умереть умеет!

    ( «Руслан и Людмила»)

    8. Безмолвное море, лазурное море,

    Стою очарован над бездной твоей.

    Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

    Тревожною думой наполнено ты.

    Безмолвное море, лазурное море,

    Открой мне глубокую тайну твою.

    Что движет твое необъятное лоно?

    Чем дышит твоя напряженная грудь?

    Иль тянет тебя из земныя неволи

    Далекое, светлое небо к себе?..

    ( «Море»)

    Все ли у вас получилось?

    1. Актуализация опорных знаний.

    Литература – это искусство слова. На протяжении веков создавались и создаются самые разнообразные произведения.

    Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с жанрами литературы. Будьте внимательны при изучении новой темы. Знания, которые вы получите сегодня, пригодятся вам на последующих уроках литературы.

    В эпическом произведении автор (рассказчик) повествует о людях, о событиях, о поступках, в которых проявляются характеры героев, и при этом выражает свое отношение к ним.

    В лирических произведениях средствами языка поэт выражает чувства и мысли, вызванные явлениями жизни, поэтому здесь большую роль играет описание и рассуждение. Язык в лирическом произведении особенный, емкий, эмоциональный. Выразительности языка способствует стихотворная речь. Главное свойство стихов – ритм, речь разделена на строки, сходные по звучанию.

    Драматическое произведение – это литературно – художественное произведение, предназначенное для исполнения на сцене и построенное по законам сценического искусства. Текст драматического произведения включает особые структурные элементы: реплики действующих лиц, ремарки.

    В драматических произведениях основная форма словесного выражения – диалог и монолог. Здесь отсутствует рассказчик, герои сами высказывают все, что необходимо для понимания их характеров и происходящих событий. 

    Сегодня мы поближе познакомимся с таким жанром литературы, как басня.

    Басня – эпическое произведение, краткий аллегорический нравоучительный рассказ. В басне широко используется разговорный язык. С помощью повествования, монологов и диалогов изображается динамическая юмористическая сценка. Нередко в басне есть нравственный вывод, созданный средствами рассуждения. Язык басен краткий, меткий, отточенный. Многие выражения стали пословицами.

    Впервые басню мы находим в древнейших памятниках письменности

    Египта, Индии, Древней Греции. За шесть веков до нашей эры был создан

    прозаический сборник басен древнегреческого баснописца Эзопа. Этот сборник обошел весь мир. В 17 веке блестяще разработал басню как жанр выдающийся французский поэт-баснописец Лафонтен.

    На русской земле басню мы встречаем в древнейших памятниках

    письменности, начиная с летописей. “Притча Эзопова” — первая нецерковная

    печатная книга (при Петре I в 1700 г.) Далее, в XYIII веке, жизнь басни

    продолжили Кантемир и Сумароков. Она сделалась в это время самой

    распространенной, не уступая даже оде. Позже продолжил традиции баснописцев Дмитриев. Это он, прочитав в 1806 г. переводы басен Крылова, скажет: “Это ваш род, вы нашли его”.

    Иван Андреевич Крылов

    Детство Ивана Андреевича Крылова прошло в бедности. Отец, на службе получивший дворянство, рано ушел из жизни, после чего скудные доходы семьи стали еще меньше. Учиться маленькому Ванюше приходилось самостоятельно. Желание читать в мальчишке росло. Позднее он с благодарностью вспоминал отца, который научил его читать и писать. Образ матери сохранился в памяти мальчика на всю жизнь – именно она, из-за нехватки средств, составила план его образования и чем могла поддерживала сына. С 8 лет Крылов работал переписчиком, нужно было содержать мать и брата.

    Став взрослым, Крылов пробует писать в жанре трагедии. Эти произведения писателя не имели успеха. Но комедии («Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей»), выпуск журналов («Почта духов», «Зритель») и первые басни («Дуб и трость», «Разборчивая невеста») принесли успех молодому поэту, слава которого начала расти.

    Уже при жизни писатель добился большой известности. В 1838 г. в Петербурге был широко отпразднован 70-й день рождения писателя и 50-летие его творческой деятельности.

    В возрасте 75 лет Иван Андреевич Крылов скончался от паралича легких, что явилось следствием пневмонии (воспаления легких).

    1. Физминутка

    2. Подведение итогов

    А) У каждого из вас часть из названия басни Крылова. Давайте попробуем с вами угадать, какая именно.

    «Ворона и Лисица»

    «Стрекоза и Муравей»

    «Лебедь, Рак и Щука»

    «Слон и Моська»

    Б) К какой басне подходит иллюстрация

    В) Кроссворд

    6. Рефлексия

    7. Домашнее задание

    Прочитать сказку

    Дополнительно: нарисовать иллюстрацию

    Урок 8 БАСНЯ КАК ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ. МОРАЛЬ. АЛЛЕГОРИЧНОСТЬ БАСЕН. И. И. ДМИТРИЕВ «МУХА»* | Поурочные планы по русской литературе 6 класс

    Урок 8 БАСНЯ КАК ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ. МОРАЛЬ. АЛЛЕГОРИЧНОСТЬ БАСЕН. И. И. ДМИТРИЕВ «МУХА»*