Басня как эпический жанр урок в 6 классе: Конспект урока по литературе для 6 класса «Басня как эпический жанр литературы. Мораль. Аллегоричность басен. И.И.Дмитриев «Муха»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения
«Ульяновская средняя общеобразовательная школа»
С.Ульяновское Яшалтинского района Респулики Калмыкия
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ДЛЯ 6 КЛАССА НА ТЕМУ:
«БАСНЯ КАК ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ. МОРАЛЬ. АЛЛЕГОРИЧНОСТЬ БАСЕН. И. И. ДМИТРИЕВ «МУХА»
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ДРЕЙ Е.Д.
Цели: дать понятие басни; вывести художественные особенности басни как эпического жанра; подчеркнуть общечеловеческие нравственные ценности, утверждаемые в баснях.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела,
Оглянуться не успела…
Правильно, это всем известная басня И. А. Крылова. Мы приступаем к изучению нового жанра – басни.
– Как вы думаете, басня – это фольклорное или литературное произведение?
– Какое фольклорное произведение она напоминает? (Сказку о животных или бытовую сказку.)
– К какому роду литературы вы отнесли бы басню? (К эпическому.)
II. Объяснение нового материала.
Одним из старейших жанров (ganre – (фр.) вид) литературы является басня. Она широко представлена в литературе разных народов планеты. Так, в Древней Греции басенным творчеством занимались писатели Гесиод и талантливый горбатый Эзоп, много позже во Франции появится такой острослов, как Лафонтен, которого будут преследовать французские власти за его смелые и «колкие» произведения.
Знаменитые баснописцы жили и в Древней Греции, и в Древнем Риме, во все века. Вот, например, басня немецкого поэта XVII в. Лессинга:
«Осел повстречался с голодным волком.
– Пожалей меня, – сказал осел, дрожа, – я бедное больное животное. Посмотри, какая у меня колючка в ноге.
– Мне и впрямь тебя жаль, – отвечал ему Волк. – И долг моей совести избавить тебя от этой боли.
Не успел он произнести эти слова, как бросился на Осла и съел.
У сильных свое понятие о совести».
– Есть ли в этой басне сюжет?
– Есть ли персонажи, литературный конфликт?
– Вам эта басня напомнила что-то знакомое, не так ли?
– А кто рассказывает эту басню, слышен ли голос повествователя, как он проявляется?
Учитель. Вот мы уже и начали исследование художественного своеобразия басни как жанра.
– Еще одна басня Лессинга: «Ворон и лиса».
«Ворон унес в когтях кусок отравленного мяса, который обозленный садовник подложил кошкам своего соседа.
И только он сел на ветку старого дуба, чтобы склевать свою добычу, как снизу подкралась Лиса и крикнула ему:
– Будь благословенна, о птица Юпитера!
– За кого ты меня принимаешь? – спросил Ворон.
– За кого я тебя принимаю? – удивилась Лиса. – А разве ты не тот могучий орел, посланец Зевса, который, что ни день, слетает на этот дуб, чтобы накормить меня, ничтожную? Зачем ты прикидываешься? Разве я не вижу в победоносных когтях твоих того дара, который твой бог вновь послал мне за мои молитвы?!
Ворон был удивлен и немало обрадован, что его принимают за орла.«Уж не буду, – подумал он, – выводить Лису из этого заблуждения». И, с глупым великодушием выпустив из когтей свою добычу, он гордо поднялся в воздух и улетел.
Лиса со злорадным смехом поймала мясо и тут же сожрала его. Но скоро радость ее сменилась болью.
Яд подействовал, и она издохла.
Пусть бы и вам никогда не добыть своей лестью ничего, кроме яда, проклятые подхалимы!»
– Где мораль в этой басне?
– Найдите аллегорические образы. Какие человеческие качества воплощают звери?
В России в жанре басни писали: М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. И. Хемницер, И. И. Дмитриев, И. А. Крылов. В наши дни известны басни С. Михалкова, Л. Филатова и других писателей.
III. Чтение статьи учебника о русских баснях.
Запись в тетрадь определения басни, понятий «мораль», «олицетворение», «аллегория».
IV. Знакомство со статьей учебника о жизни и творчестве
И. И. Дмитриева.
V. Чтение и анализ басни «Муха».
Вопросы 1, 2 на с. 31 учебника.
Домашнее задание: выучить басню наизусть.
«Басня как эпический жанр. Притча и басня»
Цели:
1. Познакомить учащихся с отличительными признаками басни, её строением
2. Развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, творческое воображение
3. Воспитывать толерантность, честность, негативное отношение к порочным поступкам
Задачи:
1. Сформулировать определение жанра басни
2. Определить жанровые особенности басни
3. Сопоставить жанр басни с жанром притчи, выявить их сходство и различие
Ход урока
- К какому жанру мы отнесём это произведение: к лирическому, лироэпическому или эпическому?
- Как называется этот жанр? Докажите с помощью конспекта предыдущего урока.
- Вывод: прочитанное произведение — не притча. Что это за жанр? (Ответить с помощью определения притчи)
- Формулировка темы урока, определение задачи
- О чём пойдёт речь на уроке? Как будет звучать тема?
- С чем перепутали басню?
- Какую задачу нам необходимо решить в связи с этим? Чему научимся на уроке?
- Запись темы урока
- Новый материал
- Формулировка определения жанра басни
- Давайте попробуем самостоятельно (в парах) сформулировать определение жанра басни. Что нам нужно вспомнить для выполнения этой работы? (структуру определения научного понятия, см. Приложение 2)
Один ученик работает со справочной литературой (“Словарь юного литературоведа”)
Запись любого определения в тетради (наиболее понятного)
- Отличие басни от притчи
- Вернёмся к задаче нашего урока. С помощью каких материалов мы можем её решить? Каким образом мы это сделаем?
Запись в тетрадях: “Отличие басни от притчи”
Анализ жанровых отличий притчи (записываем только те пункты, которые не относятся к басне, предварительно их сформулировав)
- Однозначная трактовка
- Цель написания – нравоучение, воспитание
- Отсутствие тайны, загадочности
- Явное нравоучение
- Рефлексия
- Можно ли считать басней следующий текст: “Жил-был пёс. Он был очень злой. Басня направлена против человека злого”? Почему? (нет сюжета, морали) А такой текст: “Однажды один человек пошёл в столовую и отравился колбасой. Басня направлена против нерадивых работников общепита”?
- Диагностика усвоения материала
- Представление результатов работы (группа, работавшая с построением басни)
- Работа с листом самооценки “Оценка за урок” (см. Приложение1)
- Домашнее задание
- Рефлексия содержания учебного материала (см. Приложение2)
Работа в группах+индивидуальная работа (см. Приложение 1)
Тема урока: « Жанровое разнообразие русской литературы. Басня как эпический жанр. И.А. Крылов »
Тип урока. Урок изучения нового материала
Задачи:
Познакомить учащихся с родами и жанрами литературы; формировать умения различать и соотносить роды и жанры литературы;
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством баснописца И.А.Крылова
Воспитывать художественный и эстетический вкус, любовь к книге и чтению.
Ход урока
Организационный момент.
Мотивация учащихся.
Прочитайте отрывки из различных жанров и поробуйте определить, к какому из них оно относится
1. « Василисе помогала её куколка. Без этого где бы девочке сладить со всею работою! Зато Василиса сама, бывало, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, как все улягутся, она запрётся в чуланчике, где жила, и потчует её, приговаривая:
– На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости; злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?»
(Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»)
2. Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
( «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
3. Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
( «Чародейкою Зимою)
4. Канцлер (низко кланяясь). Благодарю вас, ваше величество. А теперь позволю себе попросить вас начертать…
Королева. Опять начертать!
Канцлер. Только вашу высочайшую резолюцию на этом ходатайстве.
Королева (нетерпеливо). Что же я должна написать?
Канцлер. Одно из двух, ваше величество: либо «казнить», либо «помиловать».
Королева (про себя). По-ми-ло-вать… Каз-нить… Лучше напишу «казнить» — это короче.
( «Двенадцать месяцев»)
5. Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
( «Светлана»)
6. Из того ли-то из города из Мурома,
Из того села да с Карачарова,
Выезжал удаленькой дородный добрый молодец,
Он стоял заутреню во Муроме,
А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град,
Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А й черным-черно, как черна ворона;
Так пехотою никто тут не прохаживат,
На добром кони никто тут не проезживат,
Птица черной ворон не пролетыват.
Серый зверь да не прорыскиват.
А подъехал как ко силушке великоей,
Он как стал-то эту силу великую,
Стал конём топтать да копьём колоть,
А й побил он эту силу великую.
Ён подъехал-то под славный под Чернигов-град,
Выходили мужички да тут черниговски
И отворяли-то врата во Чернигов-град,
А й зовут его в Чернигов воеводою.
(Былина «Илья Муромец и соловей-разбойник»)
7. Моя прекрасная Людмила,
По солнцу бегая с утра,
Устала, слезы осушила,
В душе подумала: пора!
На травку села, оглянулась —
И вдруг над нею сень шатра,
Шумя, с прохладой развернулась;
Обед роскошный перед ней;
Прибор из яркого кристалла;
И в тишине из-за ветвей
Незрима арфа заиграла.
Дивится пленная княжна,
Но втайне думает она:
«Вдали от милого, в неволе,
Зачем мне жить на свете боле?
О ты, чья гибельная страсть
Меня терзает и лелеет,
Мне не страшна злодея власть:
Людмила умереть умеет!
( «Руслан и Людмила»)
8. Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою.
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое, светлое небо к себе?..
( «Море»)
Все ли у вас получилось?
Актуализация опорных знаний.
Литература – это искусство слова. На протяжении веков создавались и создаются самые разнообразные произведения.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с жанрами литературы. Будьте внимательны при изучении новой темы. Знания, которые вы получите сегодня, пригодятся вам на последующих уроках литературы.
В эпическом произведении автор (рассказчик) повествует о людях, о событиях, о поступках, в которых проявляются характеры героев, и при этом выражает свое отношение к ним.
В лирических произведениях средствами языка поэт выражает чувства и мысли, вызванные явлениями жизни, поэтому здесь большую роль играет описание и рассуждение. Язык в лирическом произведении особенный, емкий, эмоциональный. Выразительности языка способствует стихотворная речь. Главное свойство стихов – ритм, речь разделена на строки, сходные по звучанию.
Драматическое произведение – это литературно – художественное произведение, предназначенное для исполнения на сцене и построенное по законам сценического искусства. Текст драматического произведения включает особые структурные элементы: реплики действующих лиц, ремарки.
В драматических произведениях основная форма словесного выражения – диалог и монолог. Здесь отсутствует рассказчик, герои сами высказывают все, что необходимо для понимания их характеров и происходящих событий.
Сегодня мы поближе познакомимся с таким жанром литературы, как басня.
Басня – эпическое произведение, краткий аллегорический нравоучительный рассказ. В басне широко используется разговорный язык. С помощью повествования, монологов и диалогов изображается динамическая юмористическая сценка. Нередко в басне есть нравственный вывод, созданный средствами рассуждения. Язык басен краткий, меткий, отточенный. Многие выражения стали пословицами.
Впервые басню мы находим в древнейших памятниках письменности
Египта, Индии, Древней Греции. За шесть веков до нашей эры был создан
прозаический сборник басен древнегреческого баснописца Эзопа. Этот сборник обошел весь мир. В 17 веке блестяще разработал басню как жанр выдающийся французский поэт-баснописец Лафонтен.
На русской земле басню мы встречаем в древнейших памятниках
письменности, начиная с летописей. “Притча Эзопова” — первая нецерковная
печатная книга (при Петре I в 1700 г.) Далее, в XYIII веке, жизнь басни
продолжили Кантемир и Сумароков. Она сделалась в это время самой
распространенной, не уступая даже оде. Позже продолжил традиции баснописцев Дмитриев. Это он, прочитав в 1806 г. переводы басен Крылова, скажет: “Это ваш род, вы нашли его”.
Иван Андреевич Крылов
Детство Ивана Андреевича Крылова прошло в бедности. Отец, на службе получивший дворянство, рано ушел из жизни, после чего скудные доходы семьи стали еще меньше. Учиться маленькому Ванюше приходилось самостоятельно. Желание читать в мальчишке росло. Позднее он с благодарностью вспоминал отца, который научил его читать и писать. Образ матери сохранился в памяти мальчика на всю жизнь – именно она, из-за нехватки средств, составила план его образования и чем могла поддерживала сына. С 8 лет Крылов работал переписчиком, нужно было содержать мать и брата.
Став взрослым, Крылов пробует писать в жанре трагедии. Эти произведения писателя не имели успеха. Но комедии («Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей»), выпуск журналов («Почта духов», «Зритель») и первые басни («Дуб и трость», «Разборчивая невеста») принесли успех молодому поэту, слава которого начала расти.
Уже при жизни писатель добился большой известности. В 1838 г. в Петербурге был широко отпразднован 70-й день рождения писателя и 50-летие его творческой деятельности.
В возрасте 75 лет Иван Андреевич Крылов скончался от паралича легких, что явилось следствием пневмонии (воспаления легких).
Физминутка
Подведение итогов
А) У каждого из вас часть из названия басни Крылова. Давайте попробуем с вами угадать, какая именно.
«Ворона и Лисица»
«Стрекоза и Муравей»
«Лебедь, Рак и Щука»
«Слон и Моська»
Б) К какой басне подходит иллюстрация
В) Кроссворд
6. Рефлексия
7. Домашнее задание
Прочитать сказку
Дополнительно: нарисовать иллюстрацию
Урок 8 БАСНЯ КАК ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ. МОРАЛЬ. АЛЛЕГОРИЧНОСТЬ БАСЕН. И. И. ДМИТРИЕВ «МУХА»*
01.02.2012 36083 2897Урок 8 БАСНЯ КАК ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ. МОРАЛЬ. АЛЛЕГОРИЧНОСТЬ БАСЕН. И. И. ДМИТРИЕВ «МУХА»*
Цели: дать понятие басни; вывести художественные особенности басни как эпического жанра; подчеркнуть общечеловеческие нравственные ценности, утверждаемые в баснях.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Я хочу напомнить вам одно хорошо знакомое произведение:
Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела,
Оглянуться не успела…
Правильно, это всем известная басня И. А. Крылова. Мы приступаем к изучению нового жанра – басни.
– Как вы думаете, басня – это фольклорное или литературное произведение?
– Какое фольклорное произведение она напоминает? (Сказку о животных или бытовую сказку.)
– К какому роду литературы вы отнесли бы басню? (К эпическому.)
II. Объяснение нового материала.
Одним из старейших жанров (ganre – (фр.) вид) литературы является басня. Она широко представлена в литературе разных народов планеты. Так, в Древней Греции басенным творчеством занимались писатели Гесиод и талантливый горбатый Эзоп, много позже во Франции появится такой острослов, как Лафонтен, которого будут преследовать французские власти за его смелые и «колкие» произведения.
Знаменитые баснописцы жили и в Древней Греции, и в Древнем Риме, во все века. Вот, например, басня немецкого поэта XVII в. Лессинга:
«Осел повстречался с голодным волком.
– Пожалей меня, – сказал осел, дрожа, – я бедное больное животное. Посмотри, какая у меня колючка в ноге.
– Мне и впрямь тебя жаль, – отвечал ему Волк. – И долг моей совести избавить тебя от этой боли.
Не успел он произнести эти слова, как бросился на Осла и съел.
У сильных свое понятие о совести».
– Есть ли в этой басне сюжет?
– Есть ли персонажи, литературный конфликт?
– Вам эта басня напомнила что-то знакомое, не так ли?
– А кто рассказывает эту басню, слышен ли голос повествователя, как он проявляется?
Учитель. Вот мы уже и начали исследование художественного своеобразия басни как жанра.
– Еще одна басня Лессинга: «Ворон и лиса».
«Ворон унес в когтях кусок отравленного мяса, который обозленный садовник подложил кошкам своего соседа.
И только он сел на ветку старого дуба, чтобы склевать свою добычу, как снизу подкралась Лиса и крикнула ему:
– Будь благословенна, о птица Юпитера!
– За кого ты меня принимаешь? – спросил Ворон.
– За кого я тебя принимаю? – удивилась Лиса. – А разве ты не тот могучий орел, посланец Зевса, который, что ни день, слетает на этот дуб, чтобы накормить меня, ничтожную? Зачем ты прикидываешься? Разве я не вижу в победоносных когтях твоих того дара, который твой бог вновь послал мне за мои молитвы?!
Ворон был удивлен и немало обрадован, что его принимают за орла.
«Уж не буду, – подумал он, – выводить Лису из этого заблуждения». И, с глупым великодушием выпустив из когтей свою добычу, он гордо поднялся в воздух и улетел.
Лиса со злорадным смехом поймала мясо и тут же сожрала его. Но скоро радость ее сменилась болью.
Яд подействовал, и она издохла.
Пусть бы и вам никогда не добыть своей лестью ничего, кроме яда, проклятые подхалимы!»
– Где мораль в этой басне?
– Найдите аллегорические образы. Какие человеческие качества воплощают звери?
В России в жанре басни писали: М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. И. Хемницер, И. И. Дмитриев, И. А. Крылов. В наши дни известны басни С. Михалкова, Л. Филатова и других писателей.
III. Чтение статьи учебника о русских баснях.
Запись в тетрадь определения басни, понятий «мораль», «олицетворение», «аллегория».
IV. Знакомство
со статьей учебника
о жизни и творчестве
И. И. Дмитриева.
V. Чтение и анализ басни «Муха».
Вопросы 1, 2 на с. 31 учебника.
Домашнее задание: выучить басню наизусть.
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
Тема: И.А. Крылов. Заключительный урок. Особенности жанра басни. (слайд1)
Цели: Формирование прочных теоретических знаний о басне и практического применения в процессе интерпретации басни разных авторов.
Обучение навыкам анализа художественных произведений на основе целостного восприятия и выразительного чтения.
Показать самобытность русского баснописца, национальный характер его произведений.
Ход урока:
1.Чтение центона учителем:
Зубастой Щуке в ум пришло
За кошачье приняться ремесло.
Да призадумалась. А сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близёхонько бежала.
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Отколь такой берётся голосок?
И чист, и нежен, и высок»,
По частью, близко тут Журавль случился.
Он костью чуть не подавился.
-Из строк какого автора я прочитала произведение? (И.А. Крылов)
-Как называется такое произведение? (Центон)
-А что такое центон? ( У древних римлян одеяло из цветных лоскутков. Желая выразить своё уважение к какому-нибудь знаменитому поэту, они составляли из его строк стихотворения, которое называли центонами.)
Выражая своё уважение к знаменитому поэту, мы проводим заключительный урок, на котором подведём итоги нашей работе по изучению особенностей жанра басен.
Когда мы слышим слово «басня», то сразу вспоминаем И.А. Крылова, однако история басни начинается не с него. Басня — один из древнейших жанров искусства. Миф и басня появились в глубокой древности, когда человек искал ответ на вопрос, как вести себя в этом огромном мире. В древнегреческой литературе прославился баснописец Эзоп, живший в 7 веке до нашей эры.
2. Доклад об Эзопе.(слайд 2)
Эзоп сочинял басни, потому что был раб, и говорить прямо то, что он думал, было для него опасно. Это был его иносказательный, «эзоповский язык». Рабом он был от природы: во- первых он был варвар, во- вторых урод. Он был фригиец, из Малой Азии, а фригийцы, по твёрдому греческому убеждению, только и годились, чтобы быть рабами. А вид его был такой: голова как котёл, нос курносый, губы толстые, руки короткие, спина горбатая, брюхо вспученное. Зато боги наградили его даром слова, острым умом и искусством сочинять басни. На острове Самосее жил простак-философ Ксанф. Увидел он трёх рабов на продаже: двое были красавцы, а третий – Эзоп. Спросил он: «Что умеете делать?» Первый и второй сказали: «Всё». А Эзоп сказал: «Ничего». «Как так?» «Да вот мои товарищи всё уже умеют, мне ничего не оставили». «Хочешь, я куплю тебя?» «А тебе не всё равно, чего я хочу? Купи меня в советники, тогда и спрашивай». «Ты всегда такой разговорчивый?» «За говорящих птиц тоже платят». «Да ты ведь не птица, ты урод». «Бочки в погребе тоже уродливы, а вино в них на славу». Подивился Ксанф и купил Эзопа.
Талантливый баснописец погиб, но его басни живут среди нас в переводе и обработке других баснописцев.
3.Доклад о других баснописцах. (слайд 3,4,5)
К басенному жанру обращались многие: греческий поэт Бабрий, римский поэт Федр, а по-новому раскрыл этот жанр талантливый французский писатель Лафонтен, он заключил басню в стихотворную форму. В эпоху просвещения басня стала средством борьбы за гражданские права. Немецкий драматург Лессинг считал, что басня не игрушка, а глубокое философское размышление, работа ума и сознания.
Русская литература обратилась к басне в 18 веке. Утвердил этот жанр в русской поэзии Александр Петрович Сумароков. Он смело вводит в свои произведения народные выражения, пословицы, поговорки. «Что составляет истинную награду писателю? — спрашивал Сумароков и отвечал: — Убедительная надежда передать всю душу свою потомству и после смерти жить своим творением».
Назидательные басни писали Иван Иванович Хемницер и Иван Иванович Дмитриев. Высшего своего расцвета басня достигла в творчестве Ивана Андреевича Крылова.
Басни древних поэтов своей значимостью всегда привлекали внимание русских баснописцев, в частности Крылов брал древние сюжеты и обрабатывал их.
Древняя Греция (6 в. До н.э.) – Эзоп (слайд 6)
Древний Рим (1в.) — Федр
Франция (17в.)- Лафонтен
Германия(19в.)- И.А. Крылов
4.Доклад о Крылове. (слайд 7)
Иван Андреевич Крылов родился в 6о-х годах 18 столетия в Москве. Отец, Андрей Прохорович, был бедный армейский офицер, по обязанности службы часто переменявший место жительства. О матери Крылов вспоминает так: «Она была простая женщина, без всякого образования, но умная от природы и исполненная высоких добродетелей». Жизнь Крылова сложилась так, что ему даже не пришлось даже учиться в школе. Стремление к образованию было таким сильным, что он самостоятельно овладел языками, математикой и стал высокообразованным человеком. В 1775 году Крыловы переехали в Тверь. Там маленький Крылов познакомился с народной речью, которая стала главной особенностью его творчества. Будущий баснописец любил бывать среди простого народа, сидеть на берегу Волги и слушать речи прачек, а потом рассказывать знакомым запомнившиеся ему поговорки и анекдоты. Первый памятник писателю в Росси, созданный на собранные народом деньги, был памятник Ивану Андреевичу Крылову. Он поставлен в Петербурге в Летнем саду. С 70-х годов начинается рассвет русской басни. В роли баснописца пробует себя и Крылов.
5.-Так что же такое басня? (Эпический жанр с нравоучительным смыслом).
-А теперь по группам сравним басни Эзопа, Лафонтена, Крылова. Перечислим основные особенности жанра басни.
1группа «Ворон и Лисица» (Эзоп, Лафонтен, Крылов). Инсценировка.
2группа «Старик и смерть», «Смерть и бедствующий», «Крестьянин и смерть». Чтение.
3группа «Лисица и виноград». Инсценировка.
Особенности:
1. Часто в басне действуют животные. Этим басня похожа на сказку о животных. Поступки животных напоминают поступки людей. Иногда в баснях действуют люди.
2. Басня изображает короткое событие поучительного характера.
3. В басне часто высмеивают поступки героев.
4. В конце и в начале басне часто бывает мораль.
Делаем вывод: (слайд 8)
Б.- жанр сатирической поэзии, небольшое произведение, преимущественно стихотворное, нравоучительного характера.
-К кому же обращена басенная мораль? К конкретным героям басенного сюжета?
Нет. Смысл басни предельно обобщён. Речь в ней идёт не о конкретном животном или человеке, а любом человеке, что и отмечено в выводе – морали.
Каким художественным приёмом пользуется автор?
Иносказание (аллегория). В басне аллегорически изображаются человеческие поступки и социальные отношения.
-А что такое эзопов язык?
Художественный приём, основанный на вынужденном иносказании.
6. Особенности басен Крылова. (слайд 9)
1. Определить, чем отличаются друг от друга басни с одним и тем же сюжетом.
2. Указать, что в них общее.
3.Выделить типичные русские слова и выражения, пословицы и поговорки в баснях Крылова. (слайд 10)
1группа.(ответ)
Крылов традиционно изображая лису хитрой, изворотливой и находчивой, как и в народных сказках, делает и Ворону особой женского пола, что позволяет Лисице сделать много комплиментов её красоте. При этом финальный эпитет- царь- птица – свидетельствует более о внешних достоинствах, нежели о возможностях стать «царём над птицами»(об уме вороны и лисицы ни разу не вспоминает), как у Эзопа и Лафонтена.
Лексика полна народных выражений: всё не впрок; взгромоздясь; близёхонько; плутовка; голубушка и т.д.
Мораль направлена против льстецов, а не против глупцов, как у Эзопа и Лафонтена.
2группа.(ответ)
Мораль находится в середине текста. Мы встречаем знакомую по народным сказкам кумушку Лису, хитрую, но не всегда удачливую.
Много народных высказываний: кумушка; как яхонты; отколь; хоть видит око, да зуб неймёт и т.д. Крыловская басня иллюстрирует пословицу: «Видит око, да зуб неймёт».
У Эзопа мораль: бессильный человек винит обстоятельства. Лафонтен. Наоборот, осуждает праздные сетования, жалобы- поэтому гордый отказ ему понятней.
3группа.(ответ)
В тексте Лафонтена приведены сразу две басни и три точки зрения: автора, Мецената и Эзопа. Они несколько отличны друг от друга. Крылов же следует за мыслью Эзопа. Очень узнаваемы проблемы русского крестьянства: барщина, оброк. Лексика тоже узнаваема: валежник, лачужка, вязанка, тошно и т. д.
Крыловские обвинения направлены не столько против человека, сколько против всего несправедливого уклада. Басня Крылова, как и басни его предшественников, носит философский, а не социальный характер.
7.-Возвращаемся к вопросу, в чём особенности художественного мира басни, кто населяет этот мир.
Предлагаются несколько заданий на закрепления:
1. Можно ли считать баснями следующие тексты:
«Жил-был пёс. Он был очень злой. Басня направлена против человека злого»
«Однажды один человек пошёл в столовую и отравился колбасой. Басня направлена против нерадивых работников общепита»
2. «Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: они ещё зелёные».
Попробуйте сами восстановить мораль («Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства»).
3. Согласитесь или опровергните утверждение, доказав свою точку зрения, согласен с тем, что под лисой в басне «Лиса и виноград» может подразумеваться человек. Но это всё равно не я , потому что я не люблю виноград.
4. Выберите правильные утверждения: (слайд 11)
— басня- художественное произведение с условными персонажами;
— в басне используется аллегория, которая представляет собой уподобление неживых предметов живым;
— басня- нравоучительный жанр, она воспитывает на отрицательном примере;
— басня состоит из двух частей: басенного сюжета и признания в любви;
— в басне под животными подразумевается люди, а под людьми- животные(в этом суть иносказания)
-порок-антоним слову «недостаток»
5. Соедините стрелками героев басен Крылова и те качества и понятия, которые они олицетворяют: (слайд 12)
Волк и Ягнёнок Льстивые друзья
Волк на псарне Неблагодарный человек
Стрекоза и Муравей Несоизмеримость
Слон и Моська Легкомыслие и серьёзность
Лебедь, Щука и Рак Коварный человек
Свинья под Дубом Хищник и жертва
Кукушка и Петух Несговорчивые друзья
-Какие человеческие пороки высмеиваются в баснях?
Глупость, невежество, коварство, легкомыслие, неблагодарность, назойливость, несговорчивость, неумение, эгоизм, льстивость.
Строки крыловских басен давно уже стали пословицами и поговорками, крылатыми выражениями, приведите примеры («Вороне где – то бог послал кусочек сыра», «Ах, Моська, знать, она сильна, коль лает на слона».
6. Произнесите вторую часть выражений, которые вошли в нашу речь:
-А ларчик (просто открывался).
-Кукушка хвалит петуха за то, (что хвалит он кукушку)
-А вы, друзья, что не садитесь, (всё в музыканты не годитесь).
-Слона – то я и (не приметил).
-Недаром говорится, что (дело мастера боится).
-Ах, Моська, знать, она сильна, (что лает на Слона)
-У сильного всегда (бессильный виноват)
-А Васька слушает (да ест)
-Как счастье многие находят лишь тем, что (хорошо на задних лапках ходят).
-Худые песни соловья (в гостях у кошки).
7. Из слов «Крылов» и «басня» составьте как можно больше разных слов. Затем напишите ассоциации, которые у вас получились в связи с полученными словами. (слайд 13)
Крылов
Крыло-свобода
Лов-охотник
Вор-берёт то, что плохо лежит
Рыл-искал
Крыл-ругал
Вол — грузный, тяжёлый
Кол — прямой, честный;
Волк — ищет, чем бы поживиться; санитар
Ров-яма, ловушка
Басня
Я — каждый из нас
Басня — очищение, жар
Бас — громкий
Баян — певец, сказитель
Посмотрев на эти слова, получившие слева и справа, связав эти слова по смыслу между собой, мы получаем целую картину.
-Кто такой Крылов?
-Каков смысл его творчества?
-Что такое басня?
Кто может стать её героем?
-Для чего создаются басни?
8. Обсуждая результаты работы, мы рисуем «портрет басни»
Основные жанровые признаки: (слайд 14)
Басня — художественное произведение с условными персонажами.
Цель басни — назвать порок, воспитать на отрицательном примере. Она состоит из собственного сюжета и нравоучительного вывода- морали.
Основной художественный приём – иносказание.
Нередко носителем людского порока в баснях становится животное, обладающее в глазах большинства людей тем или иным свойством (лисица — хитростью, волк –жадностью, медведь – ленью и т. д.)
Смысл басни обобщён. Ей свойственна аллегория, возводящая простой и понятный сюжет (ситуацию) к философскому обобщению.
9. Домашнее задание: составить центон, используя строки любимых басен Крылова или сочинить басню на тему, актуальную для его автора или его ровесников.
10.-Почему басням суждена долгая жизнь?
Басни обладают чудодейственной силой, так как заключают в себе мудрые, незыблемые истины, почерпнутые художником из «моря житейского». Именно поэтому басни обретают необычайную сюжетную гибкость и являются каждый раз со свежим, неожиданным содержанием в разные эпохи, обретая второе рождение.
11. Итог:
Что вы знали до сегодняшнего урока? Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
Уроки литературы в 6 классе по теме «Русские басни»
Тема:
Басня как эпический жанр литературы. Мораль. Аллегоричность басен. И.И.Дмитриев «Муха»
Цель:
Познакомить с жанром басни, творчеством И.Дмитриева.
ХОД УРОКА:
Тема урока. (слайд 1). Русская басня.
Работа по теме урока.
Слайд 2.
Басня выросла из фольклора, имеет прочные корни в сказках, пословицах, поговорках.
Слайд 3
Басни легендарного Эзопа созданы в Древней Греции в V–VI веках до нашей эры.
Слайд 4
Каждая басня нас поучает – это ее главная мысль. Поучение в басне называется моралью.
Слайд 5
Действующие лица басни – животные.
Слайд 6
С самого возникновения басня высмеивает недостатки и человеческие пороки: алчность, хвастливость, лживость, скупость, недобросовестность, лень.
Слайд 7
Русская басня насчитывает более двух столетий. Первый баснописец Руси Антиох Кантемир.
Слайд 8
Затем к басне обратились Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков, Пушкин, Хемницер и другие писатели.
Слайд 9
Самый известный русский баснописец – И.А.Крылов.
Слайд 10
А мы сегодня познакомимся ещё с одним русским баснописцем – Иваном Ивановичем Дмитриевым.
Слайд 11
Иван Иванович родился 21 сентября 1760 года в дворянской семье. Учился сначала дома, потом в пансионах в городе Казани и Симбирске. А в 14 лет был определён в Петербург в полковую школу.
Слайд 12
Дослужился до чина полковника. В 1796 году (36 лет) вышел в отставку и занялся литературным трудом.
Участвовал в издании «Московского журнала». Стал знаменитым. Писал сказки, песни, басни.
Слайд 13
Большой популярностью пользовались его лирические песни.
(слушаем песню «Стонет сизый голубочек»)
Слайд 14
И всё-таки центральное место в творчестве Дмитриева занимают басни. Им написано 80 басен.
Слайд 15
Чтение басни учителем.
Сюжет взял из крестьянской сельской жизни. Тяжёл труд в деревне, а пахота земли особенно тягостна. Раньше крестьяне вспахивали землю на лошадях или на быках.
После трудового дня уставший и обессилевший бык в басне Дмитриева идёт домой.
— Прочитаем ещё раз басню и найдём слово, с помощью которого баснописец говорит о том, что бык действительно очень устал. (тащился)
— На рогах у быка сидела муха, которая, конечно же, ничего не делала, но видела, как тяжело приходится быку вскапывать землю. Но именно муха приписывает себе равные с быком заслуги: она, мол, тоже работала, тоже пахала. И даже гордо хвастается перед другой мухой своими мнимыми трудовыми подвигами, не имея на то никаких оснований.
— прочитаем басню ещё раз и найдём слова, которые подчёркивают хвастовство мухи ( поднявши нос)
— Слова мухи «Мы пахали» стали крылатыми и вошли в нашу речь: так стали говорить о всяком человеке, который стремится, не прилагая никаких усилий, присвоить себе чужие труды.
— И хоть басня о физическом (крестьянском) труде, она имеет в виду всякую трудовую деятельность – физическую или умственную.
— В ней порицаются люди, которые, будучи бездельниками, мнят себя великими тружениками.
Слайд 16
Домашнее задание: выучить басню наизусть.
Тема: И.А.Крылов. Басня «Осёл и Соловей».
Цель: познакомить с основными этапами жизни и творчества баснописца.
Ход урока:
— О чём мы говорили вами на прошлом уроке?
— Где зародилась басня? (В Древней Греции)
1 слайд
— Как звали первого древнегреческого баснописца? (Эзоп)
— Как называется поучение в басне? (Мораль)
— Кто является действующими лицами басни? (животные)
— Что высмеивает басня? (пороки людей: алчность, хвастливость, лживость, скупость, недобросовестность, лень)
— Что высмеивает басня «Муха»?
2 слайд
— Как звали первого русского баснописца? (Антиох Кантемир)
3 слайд
— Самый известный русский баснописец? (Крылов)
— Именно о нём мы и будем сегодня говорить (тему записать в тетрадь)
4 слайд
— А с каким писателем познакомились на прошлом уроке? (И.И.Дмитриев)
5 слайд
— Какую басню Дмитриева читали? (Муха)
— Прочитайте наизусть.
6 слайд
— Ну а сегодня нас ждёт встреча с дедушкой Крыловым, как ласково его называют читатели.
— Детство Ивана Андреевича прошло в бедности. Отец рано умер, поэтому и без того скудные доходы семьи стали ещё меньше. Учиться маленькому Ванюше приходилось самостоятельно. Читать и писать его научил отец, за что он был ему очень благодарен.
После смерти отца заботы о воспитании и образовании сына взяла на себя мать. Ей пришлось отпустить сына в чужой дом, в богатую и культурную семью Львовых. Там он жил в качестве слуги. Денег не платили – вместо этого он учился вместе с детьми Львовых.
Работать начал с 8 лет – переписчиком, потому что нужно было содержать мать и брата.
Несмотря ни на что, Иван Андреевич добился большой известности как писатель.
— А сейчас давайте посмотрим, насколько хорошо вы помните басни Крылова.
Разделимся на три команды – каждый ряд – команда.
1 конкурс
Найди пару.
Каждая команда получает карточку с именами героев басен. Задание: найти и вписать пару.
СЛОН
МОСЬКА
СТРЕКОЗА
МУРАВЕЙ
ЗЕРКАЛО
ОБЕЗЬЯНА
ВОРОНА
ЛИСИЦА
КУКУШКА
ПЕТУХ
Петух, муравей, моська, лисица, обезьяна.
2 конкурс
Восстанови басню
ВОРОНА И ЛИСИЦА
Вороне где-то ___________ послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать-было совсем уж собралась,
Да _________________, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр,— Лисицу сыр пленил.
_______________ к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,
И говорит так __________, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за ____________, что за глазки!
Рассказывать, так, _________, сказки!
3 конкурс
Картинная галерея.
7 слайд
Свинья под дубом
8 слайд
Стрекоза и Муравей
9 слайд
Лебедь, рак и щука
— А сегодня мы с вами будем читать басню
10 слайд
Осёл и Соловей
Чтение басни учителем.
— Если мы будем читать басню по ролям, сколько чтецов нам понадобится? (два: осёл и рассказчик)
— А сколько в басне действует героев? (три: осёл, соловей, рассказчик)
— Почему же Соловей в басне ничего не говорит?
— На этот вопрос мы попробуем ответить с вами в конце нашего разговора.
— Каким вы представляете себе осла как животное? (упрямый, медлительный, выполняющий тяжёлую работа)
— А каков соловей? (маленькая изящная птичка, прекрасно поющая)
— А осёл умеет петь? (нет, он только кричит)
_ Давайте послушаем и того и другого
11 слайд
Пение соловья
12 слайд
Крик осла
13 слайд
— Так кто же собирается « судить»? (тот, кто очень далёк от искусства, умеет только кричать)
— Найдите и прочитайте, какими глаголами Крылов передаёт пение соловья (защёлкал, засвистал, тянул, переливался, ослабевал, отдавался, рассыпался)
— Какое впечатление произвёл Соловей своим пением на всё окружающее? (Затихли ветерки…пастушке улыбался)
— Какова оценка, данная Соловьём?
У А.С.Пушкина есть стихотворение «Сапожник»:
Картину раз высматривал сапожник
И в обуви ошибку указал;
Взяв тотчас кисть, исправился художник.
Вот, подбочась, сапожник продолжал:
«Мне кажется, лицо немного криво…
А эта грудь не слишком ли нага?..»
Тут Апеллес прервал нетерпеливо:
«Суди, дружок, не выше сапога!»
— Какая мысль объединяет эти произведения? (не суди о том, в чём не разбираешься)
— Какова мораль басни?
14 слайд
Домашнее задание: выразительно читать басню.
Тема: Басни Крылова «Листы и корни», «Ларчик».
Ход урока:
15 слайд
Выразительное чтение басни «Осёл и Соловей»
16 слайд
Сегодня у нас ещё две басни. Первая называется «Листы и корни»
Чтение басни учителем
— Сколько действующих лиц в басне? (три: рассказчик, листы и корни)
— С кем разговаривают листы? ( с ветром)
— Что же они говорят?
— Проще говоря, что делают листы? (хвастаются)
— Что на это отвечают корни?
— Корни ругают листы? (нет: красуйтесь в добрый час! Да только помните…они предупреждают, напоминают)
— Как вы думаете, чему учит эта басня?
— Рассмотрим иллюстрацию Трутовского.
— Что изображено?
— В басне Крылов противопоставляет два понятия: верх и низ, пишет о тех, кто работает и о тех, кто пользуется чужими трудами.
Листья и корни составляющие одного дерева. В басне скрыт глубокий смысл: часто тот, кто на виду, производит важное впечатление, кажется, что именно его роль является ключевой. На самом деле главное действующее лицо не спешит демонстрировать (показывать) себя, иногда из-за скромности.
Мораль басни: без участия скромных, трудолюбивых людей не делается ни одно дело.
17 слайд
Ещё одна басня – «Ларчик»
— Чтение учителем
— В центре басни два действующих лица – кто они?
18 слайд
Механики мудрец (учёный человек) и сам ларец
— Ларчик был красивый? (выполнен искусным мастером)
— Почему механики мудрец стал говорить о том, что он его легко откроет? (ему стало завидно и он решил доказать, что тоже кое-что умеет)
19 слайд
— Почему все смеялись исподтишка?
20 слайд
— Найдите и прочитайте, как трудился над ларчиком мудрец.
Как вы думаете, в каких строчках заключена мораль басни?
21 слайд
А ларчик просто открывался.
Кого высмеивает Крылов? (хвастливых людей)
22 слайд
Домашнее задание: выразительно читать басни.
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ 1. Басня как эпический жанр литературы. Басни Эзопа. Иван Дмитриев. Басня «Муха» (презентация).ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Басня — один из старейших жанров литературы.
2 слайд Описание слайда:Басня — небольшое произведение, часто в стихотворной форме, построенное на иносказании (аллегории) и содержащее нравоучение (мораль).
3 слайд Описание слайда:Аллегория — одна из форм иносказания, когда конкретный образ используется для выражения отвлечённого понятия или суждения.
4 слайд Описание слайда:Мораль — логический, поучительный вывод из чего-нибудь.
5 слайд Описание слайда:Басня, как и мифы, появилась в глубокой древности.
6 слайд Описание слайда:Belyshev Особое место в становлении и развитии этого жанра принадлежит Древней Греции.
7 слайд Описание слайда:Учёные считают, что первая басня создана Гесиодом (VIII-VII вв. до н.э.) — это притча о соловье и ястребе.
8 слайд Описание слайда:По преданиям, основоположником басни считают популярного древнегреческого поэта Эзопа, который жил в VI веке до нашей эры.
9 слайд Описание слайда:Своими короткими поучительными рассказами он пытался повлиять на людей.
10 слайд Описание слайда:Эзопа ложно обвинили в воровстве и сбросили в море со скалы.
11 слайд Описание слайда:Эзоп погиб, но его басни живут среди нас в переводе и обработке других баснописцев. shakko
12 слайд Описание слайда:Эзоп создал около 426-ти басен.
13 слайд Описание слайда:Эзоповы басни отличаются краткостью и лаконичностью, мораль его произведений проста, но от этого она не теряет своей ценности.
14 слайд Описание слайда:Эзопов язык — речь, которая изобилует иносказаниями, намёками, недомолвками и другими приёмами речи для сокрытия прямого смысла.
15 слайд Описание слайда:Жан де Лафонтен (1621–1695 гг.) В XVII в. древний жанр был возвеличен французским писателем Жаном де Лафонтеном.
16 слайд Описание слайда:Басня под пером Лафонтена стала самым любимым жанром литературы XVII-XVIII веков.
17 слайд Описание слайда: 18 слайд Описание слайда:Готхольд Эфраим Лессинг (1729–1781 гг.) Ни на одном виде стихотворений я не сосредотачивал своего внимания больше, чем на басне. Мне нравилось пребывать на этой общей меже поэзии и морали.
19 слайд Описание слайда:Александр Петрович Сумароков (1717–1777 гг.) Русская литература обратилась к басне в XVIII веке. Утвердил этот жанр в русской поэзии Александр Петрович Сумароков.
20 слайд Описание слайда:Александр Петрович Сумароков (1717–1777 гг.) Склад басни должен быть шутливым.
21 слайд Описание слайда:Иван Иванович Дмитриев (1760–1837 гг.) Родился Иван Иванович в селе Богородском Казанской губернии в имении отца Ивана Гавриловича.
22 слайд Описание слайда:Дмитриев получил домашнее образование, несколько лет обучался в частном пансионе в Симбирске.
23 слайд Описание слайда:Весной 1774 года Иван отправился в Петербург на службу в лейб-гвардии Семёновский полк.
24 слайд Описание слайда:В 1795 году в Московской университетской типографии вышло первое издание стихотворений Дмитриева под заглавием «И мои безделки».
25 слайд Описание слайда:Иван Иванович Дмитриев (1760–1837 гг.) В 1796 году Иван Иванович получил чин капитана гвардии и взял годовой отпуск с намерением выйти в отставку. Однако был неожиданно арестован по обвинению в подготовке покушения на Павла I.
26 слайд Описание слайда:В конце 1799 года Дмитриев добился отставки, поселился в Москве и целиком отдался литературной работе.
27 слайд Описание слайда:В 1806 году вернулся на службу, исполняя сенаторские обязанности в Москве. В 1810 году был назначен членом Государственного совета и министром юстиции.
28 слайд Описание слайда:По окончании Отечественной войны в 1814 году Дмитриев попросил об отставке и уехал в Москву.
29 слайд Описание слайда:Скончался Иван Иванович Дмитриев в Москве в 1837 году. Похоронен на Донском кладбище в Москве.
30 слайд Описание слайда:Иван Иванович Дмитриев (1760–1837 гг.) Перу поэта принадлежат 80 басен. На родине Ивана Ивановича Дмитриева называли «русским Лафонтеном».
31 слайд Описание слайда:Басня «Муха» — непреходящий символ деликатной басни Ивана Дмитриева.
32 слайд Описание слайда:Иван Иванович Дмитриев (1760–1837 гг.) Вы не раз слышали выражение «мы пахали». Это фраза из басни Ивана Дмитриева «Муха».
33 слайд Описание слайда:Начало басни повествует о Мухе, сидящей на роге у быка, который после праведных трудов с плугом тащится на покой.
34 слайд Описание слайда:По пути домой Муха встречает свою сестру, и на её вопрос «Откуда ты?» высокомерно заявляет: «Откуда? — мы пахали».
35 слайд Описание слайда:Иван Иванович Дмитриев (1760–1837 гг.) Автор не уточняет, где была Муха во время пахоты. Она не преминула гордо сообщить о сопричастности к делу.
36 слайд Описание слайда:Нередко приходится слышать о том, что кто-то, не имеющий никакого отношения к делу, примазывается к чужим трудовым победам.
37 слайд Описание слайда:Сталкиваясь с бездельниками, присваивающими себе результаты чужого труда, примазывающимися к славе других, люди вспоминают крылатое выражение: «Мы пахали».
38 слайд Описание слайда:Бык с плугом на покой тащился по трудах; А Муха у него сидела на рогах, И Муху же они дорогой повстречали. «Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос. А та, поднявши нос, В ответ ей говорит: «Откуда? — мы пахали!» От басни завсегда Нечаянно дойдешь до были. Случалось ли подчас вам слышать, господа: «Мы сбили! Мы решили!»
39 слайд Описание слайда:Ответ Мухи — «Мы пахали» — стал крылатым выражением.
40 слайд Описание слайда:Басни всегда обладают поучительным концом, который в полной мере раскрывает ошибку, сделанную героем.
41 слайд Описание слайда:Басни полезно читать как детям, так и взрослым, ведь они помогают помнить о простых, но мудрых истинах жизни.
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель русского языка и литературы
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-262488
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Определениеи примеры Fable
Определение Fable
Слово fable происходит от латинского слова fibula , что означает «история», и производного от слова fari , что означает «говорить». Басня — это литературный прием, который можно определить как краткую и краткую историю, призванную дать моральный урок в конце.
В литературе это описывается как дидактический урок, полученный из какой-то истории о животных. В прозе и стихах басня описывается с помощью растений, животных, сил природы и неодушевленных предметов, давая им человеческие качества, в которых они демонстрируют моральный урок в конце.
Особенности басни
- Басня предназначена для того, чтобы рассказать моральную историю.
- Басни часто используют животных в качестве главных героев. Они представлены с антропоморфными характеристиками , , такими как способность говорить и рассуждать.
- Басни олицетворяют животных персонажей.
Примеры басни в литературе
Пример # 1: Лиса и ворона (Из басен Эзопа)
«Ворона сидела на ветке дерева с куском сыра в клюве, когда Фокс заметил ее и заставил остроумие работать, чтобы найти какой-то способ получить сыр.Подойдя и стоя под деревом, он поднял голову и сказал: «Какую благородную птицу я вижу над собой! Ее красота не имеет себе равных… «Конечно, сыр пришел, и Фокс, схватив его, сказал:« У вас есть голос, мадам, я вижу: вам нужен ум ».
Эзоп, вероятно, самый известный автор известных примеров басни. Эзоповские басни подчеркивают социальную коммуникацию людей, и, следовательно, нравы, которые он рисует, связаны с реалиями жизни. В этом отрывке Эзоп дает моральный урок, что льстецам нельзя доверять.
Пример № 2: Скотный двор (Джордж Оруэлл)
«Итак, товарищи, какова природа нашей жизни? Давайте посмотрим правде в глаза: наша жизнь несчастна, трудна и коротка. Мы рождены, нам дают столько пищи, сколько мы будем дышать в наших телах … и в тот самый момент, когда наша полезность подошла к концу … Ни одно животное в Англии не знает значения счастья или отдыха после того, как ему исполнится год. , Ни одно животное в Англии не является бесплатным. Жизнь животного — это страдание и рабство … »
Здесь старый майор разговаривает с другими животными.Он представлен как история развития и возникновения советского коммунизма, через сказку о животных. Он советует животным бороться с людьми, говоря им, что восстание — единственный реальный выход из их жалкой ситуации.
Пример № 3: Изморозь древнего моряка (С. Т. Колридж)
Первый голос
«Но скажи мне, скажи мне! говорите снова,
Твой мягкий ответ обновляется —
Что заставляет этот корабль двигаться так быстро?
Что делает океан?Второй голос
«Еще как раб перед своим господином,
В океане нет взрыва…
До луны брошено -…
Видите! видеть! (Я плакала), она больше не цепляется…«Без ветра, без прилива,
Она уравновешивается с вертикальным килем!»
Голоса в этом стихотворении объясняют движущийся корабль без волн и ветра.На работе есть сверхъестественная сила. Эта литературная пьеса является одним из хорошо написанных примеров басни, которые учат о покаянии, искуплении и грехе. Убийство птицы символизирует первородный грех.
Пример № 4: Путешествия Гулливера (Джонатан Свифт)
«Я пытался подняться, но не мог пошевелиться: поскольку, как мне показалось, я лежал на спине, я обнаружил, что мои руки и ноги были сильно крепится с каждой стороны к земле; и мои длинные и густые волосы были уложены таким же образом … Через некоторое время я почувствовал, как что-то живое, двигающееся на левой ноге, которая мягко продвигается вперед по моей груди, почти доходило до моего подбородка … »
Путешествия Гулливера — это смесь политической аллегории, моральной басни, фиктивной утопии и социальной анатомии.В этом отрывке капитан Гулливер достигает неизвестного места среди странных существ, говорящих на незнакомом языке. Это тип современной басни, призванной насытить политические пороки.
Функция Fable
Цель написания басен — передать моральный урок и послание. Басни также дают читателям возможность смеяться над глупостями людей, и их можно использовать для целей сатиры и критики. Они очень помогают в обучении детей хорошим урокам, основанным на примерах.Однако в литературе басни используются в дидактических целях на гораздо более широком уровне.
.«Кузнечик и Сова»: Басня Aesop
Обратите внимание: этот материал был создан для использования в классе, но его можно легко модифицировать для использования на дому.
ВВЕДЕНИЕ
Этот урок дает студентам возможность сделать выводы, используя одну из приятных басен Эзопа. Студенты будут использовать таблицу для записи своих выводов, когда они читают.
ЗАДАЧИ
Учащиеся:
- используют детали истории, предварительные знания и логическое мышление, чтобы делать выводы о персонажах и событиях истории.
- подтверждают выводы, основанные на текстах историй и реальной жизни.
- сделать выводы, чтобы понять и оценить историю.
ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВРЕМЕНИ
Этот урок можно разделить на два или три небольших урока, каждый продолжительностью около 15-20 минут.
МАТЕРИАЛЫ
ПРОЦЕДУРЫ
- Ввести словарный запас: вкусно, отблеск, насекомое, шумно, грубо . Попросите студентов заполнить словарный запас.
- Подчеркните, что сделать заключение в истории — значит понять что-то о персонаже или событии. Чтобы прийти к заключению, читатели используют подсказки в словах или искусстве, а также то, что они уже знают.
- Проиллюстрируйте концепцию с помощью пантомимы. Попросите добровольца сделать пантомиму, пытаясь поцарапать место на спине, говоря: «Я не могу достать!» Спросите студентов, что происходит и почему.
- Обдумайте одну или несколько других ситуаций и попросите студентов рассказать, что вы делаете и как они пришли к такому выводу.
- Раздайте таблицу выводов чертежей и басню Кузнечик и Сову. Прочитайте первые четыре строки басни вместе. Спросите: Что издает этот «визг»? Откуда вы знаете? Помогите студентам написать ответы на своих графиках. Обсудите, как они сформировали свои выводы.
- Предложите учащимся прочитать оставшуюся часть басни и заполнить таблицу «Выводы к рисунку», ответив на следующие вопросы:
- Как Сова относится к пению Грассхоппера?
- Почему у Совы блеск в глазах?
- Что делал Сова перед тем, как лечь спать?
- В классе обсудите ответы на диаграммах учеников.Обсудите, почему выводы важны для процесса чтения.
ОЦЕНКА
Используйте рубрику «Руководство по подсчету баллов», таблицы учащихся и их вклад в обсуждение в классе, чтобы оценить понимание учащимися выводных выводов.
- Предложите студентам перечитать историю, которую вы недавно изучали. Студенты могут работать самостоятельно или в небольших группах, чтобы написать выводы, используя таблицу выводов.
- Попросите студентов исследовать сов или кузнечиков. Студенты могут использовать Интернет для поиска информации. Призовите их представить свои выводы классу.
- Студенты могут пересказать любимые басни. Когда мораль не указана, помогите студентам сделать вывод, чтобы написать один.
СТАНДАРТНАЯ КОРРЕЛЯЦИЯ
- Учащиеся читают широкий спектр литературы разных периодов во многих жанрах, чтобы понять многие аспекты человеческого опыта.
- Учащиеся применяют широкий спектр стратегий для понимания, интерпретации, оценки и оценки текстов. Они опираются на свой предыдущий опыт, свои взаимодействия с другими читателями и писателями, свои знания о значении слов и других текстов, а также стратегии идентификации.
- Студенты используют различные технологические и информационные ресурсы для сбора и синтеза информации и передачи знаний.
Библиотека Конгресса Эзоп Басни
Библиотека Конгресса Эзопа Басни- Лягушки и Бык
- Колокольчик
- Городская мышь и деревенская мышь
- Лиса и виноград
- Волк и Журавль
- Лев и Мышь
- Комнат и Бык
- Платан
- Сова и Кузнечик
- Дуб & Тростник
- Ворон и Кувшин
- Две козы
- Кабан и Лиса
- Цапля
- Лис и аист
- Олень и его отражение
- петух и лиса
- Лиса и Коза
- Лиса и леопард
- Лягушка и Мышь
- Волк в овечьей шкуре
- Орел и Жук
- Мать и Волк
- Заяц и черепаха
- Пес и его отражение
- Лис и ворона
- Муравей и Голубь
- Человек и Сатир
- Заяц и его уши
- Рыбак и Рыбка
- Волк и Малыш
- Черепаха и утки
- Молодой Краб и Его Мать
- Собака, Петух и Лиса
- Орел и Галка
- Мальчик и Фундуки
- Геркулес и Вагонер
- Малыш и Волк
- Пучок палочек
- Задница и его водитель
- Волы и Колеса
- Пастушок и Волк
- Фермер & Аист
- Овцы и Свиньи
- Путешественники и кошелек
- Лев и Задница
- Лягушки, которые хотели короля
- Волк и его тень
- Крыса и Слон
- Мальчики и лягушки
- Муравьи и Кузнечик
- Жопа, несущая образ
- Ворон и Лебедь
- Жопа и нагрузка соли
- Лев и Комнат
- Прыжок на Родос
- петух и драгоценный камень
- Обезьяна и верблюд
- жопа, лиса и лев
- Птицы, звери и летучая мышь
- Лев, Медведь и Лиса
- Волк и Ягненок
- Волк и Овца
- Зайцы и лягушки
- Путешественники и море
- Волк и Лев
- Павлин
- Мыши и ласки
- The Wolf & The Lean Dog
- Лис и лев
- Собака и ужин его хозяина
- Тщеславная галка и его заимствованные перья
- Обезьяна и Дельфин
- Волк и Задница
- Обезьяна и Кот
- Собаки и лисы
- Собаки и шкуры
- Кролик, Ласка и Кот
- Медведь и пчелы
- Собака в яслях
- Волк и Коза
- жопа и кузнечики
- Мул
- Кот, Петух и Мышонок
- Волк и Пастух
- Павлин и Журавль
- Фермер и журавли
- Фермер и его сыновья
- Два горшка
- гусь и золотое яйцо
- Боевые Быки и Лягушка
- Мышь и Ласка
- Фермер и Змея
- Больной олень
- Гоатерд и Дикие Козы
- Тротуар и Ласточка
- Кот и Птицы
- Пес и Устрица
- Астролог
- Три вола и лев
- Меркурий и Лесник
- Лис и Краб
- Змей и Орел
- Бык и Коза
- Старый Лев и Лиса
- Человек & Лев
- жопа и болонка
- Доярка и Её Ведро
- Волк и Пастух
- Гоатерд и Коза
- Скупой
- Волк и Домашняя Собака
- Лиса и Ежик
- Летучая мышь и ласки
- жаба шарлатана
- Лис без хвоста
- Озорная собака
- Роза и бабочка
- Кот и Лиса
- Мальчик и Крапива
- Старый Лев
- Лиса и Фазаны
- Два Путешественника и Медведь
- Дикобраз & Змеи
- Лиса и Обезьяна
- Мухи и Мед
- Орел и Воздушный змей
- Олень, Овца и Волк
- Животные и чума
- Пастух и лев
- Пчелы и осы и шершень
- Жаворонок и ее молодые
- Кот и Старая Крыса
- Задница и его тень
- Мельник, его сын и осел
- Волк, Малыш и Козел
- Ласточка и ворона
- Юпитер и Обезьяна
- Лев, Задница и Лиса
- Львиная доля
- Крот и его мать
- Северный Ветер и Солнце
- Волки и Овцы
- петух и лиса
- Жопа в львиной шкуре
- Боевые петухи и орел
Презентация на тему: «ДЕМО УРОК MS DIMPLE, KV AFS, WADSAR. Басня Что такое басня? Басня — это история, часто с животными как персонажами, которая передает мораль». — Стенограмма презентации:
1
ДЕМО УРОК MS DIMPLE, KV AFS, WADSAR
2
басня
3
Что такое басня? Басня — это история, часто с животными в качестве персонажей, которая передает мораль.
4
Муравей и крикет
5
6
AESOPAESOP
7
Эзоп Эзоп был греческим народным героем, который предположительно жил в 6 веке до нашей эры.Он приобрел отличную репутацию рассказчика сказок о животных. Через эти многочисленные басни Эзоп показал мудрое и глупое поведение людей и преподал урок в форме морали. О жизни Эзопа известно немногое. Считается, что Эзоп родился во Фракии, Греция, как раб.
9
НЕВЕРОЯТНЫЕ СЛОВА Привычный — используется, привычный Дрожащий — дрожащий глоток — немножко лежи — спасай, храни — поспешно — торопись — вызов
10
Заполните таблицу, чтобы описать персонажей муравья и сверчка.Используйте слова, данные, чтобы помочь вам. игривый трудолюбивый ласидилиджент безответственный
11
ЗАДАНИЕ Расскажите историю о муравье и крикете примерно в 50 словах. Какую мораль или сообщение это передает?