6 класс строение семени презентация – Презентация по биологии на тему «Строение семян» (6 класс)
Презентация к уроку по биологии (6 класс) на тему: Строение семян.
Тема урока : «Строение семян»
Цели урока
изучить строение семян, выявить особенности строения семян однодольных и двудольных растений, выяснить значение семян для растений как органа его размножения и распространения.
Задачи урока
Образовательные:
- знать строение семян, распознавать и описывать по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений, называть значение семян.
Развивающие:
- анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать по предложенным критериям семена двудольных и однодольных растений; устанавливать соответствие между частями семени и органами проростка; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
Воспитательные:
- осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Ход урока.
Учитель: -Здравствуйте, ребята! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Я желаю вам хорошо поработать на уроке и взаимного уважения друг к другу.
Итак,продолжим знакомство с Покрытосеменными. На прошлом уроке мы говорили с вами о цветковых растениях. Давайте вспомним:
Какие же растения называют покрытосеменными и за что они получили такое название?у которых образуется цветок;покрытосеменные – так как семена развиваются внутри плода. т.е. они защищены (покрыты) (слайд №2)
Какие жизненные формы растений вы знаете? (деревья, кустарники, травы)(слайд №3)
Каково значение покрытосеменных в природе и жизни человека? (слайд №4)
Все покрытосеменные, несмотря на свое многообразие, имеют общий план строения. Их органы подразделяют на вегетативные и репродуктивные. Вегетативные (от латинского слова «вегетативус» — растительный) органысоставляюттелорастения и осуществляютегоосновныефункции, включая вегетативное размножение. К ним относят корень и побег. Репродуктивные, или генеративные (от латинского слова «генераре» — производить), органы, связанные с половым размножением растений. К ним относят цветок, плод и семя. (слайд №5)
А сейчас, ребята, послушайте стихотворение и угадайте: что у меня в руке и о чём мыс Вами будем говорить на этом уроке?
У меня в руке будущая жизнь
Будущий побег и могучий корень.
Дружно прорастут в глубину и ввысь,
Лишь вода дождей землю всю напоит.
А пока гостит осень на дворе,
А пока зима вьюгою всё воет
Спит и дышитжизнь у меня в руке.
Будущий побег и могучий корень. (слайд №6)
Предполагаемый ответ учеников(Осеменах)
Учитель: Где находится будущий побег и могучий корень?
Ученики: В семенах.
Учитель: Правильно в семенах. А почему про семя говорится, что это будущая жизнь?
Ученик: Так как из семян появляется новое растение.
— Как же появляются молодые растения? Весной, когда земля освобождается от снега, многие люди торопятся поскорее посеять разные овощные культуры и цветы на грядках и клумбах. Чтоонисеют?Конечноже,семена.В землю на небольшуюглубинузакапываютсухое, небольшое (а иногда и совсем крошечное) семя. Обычно через 2-3 недели на том месте, где под слоем земли находилось семя, появляется маленькое зеленое растеньице – проросток. Чудо? Нет. Оказывается, в каждом семени спрятано будущее растение. (слайд №7)
(слайд №8) – тема урока
(слайд №9) – целиурока
Сегодня мы как раз поговорим о семени, из которого вырастает растение. Тема нашогоурока «Строениесемяндвудольных и однодольнихрастений».Запишитетемуурока в тетрадях.Мызаглянемвнутрьсемени и познакомимся с егостроением, узнаем, чемотличаются по строениюсеменадвудольных и однодольнихрастений, выполнимлабораторнуюработу.
К сегодняшнему уроку вы должны были принести из дома различные семена и продукты, изготовленные из семян. Какие семена вы принесли? Как и где их используют? Ответьте на вопрос: «Для чего необходимо изучать семена?» Вывод: семена важная часть растений. Семена многих растений употребляются в пищу (фасоль, горох, пшеница, кукуруза). Часть семян обладает лекарственными свойствами – кукурузные рыльца выводят камни из почек, семена тыквы помогают при глистных инвазиях, семена моркови – мочегонное средство, семена льна используются в парфюмерии для завивки. С помощью семян происходит размножение растений. Таким образом, семена играют важную роль в жизни растений, животных и человека.
А теперь, ребята, давайте послушаем интересныесообщения про семена, которые вы приготовили дома (сообщенияучащихся):
1. Самые крупные семена двулопастной формы у пальмы.
Родом с Сейшельских островов. Их длина 30-45 см, вес до 15 кг в 30 млн. раз тяжелее ,чем у березы. Созревает семя в течение 7-10 лет, а прорастает 1-1,5 года. Молодое растение получает питательные вещества от него в течение 3-5 лет. Обычно семена не имеют периода покоя, при хранении быстро теряют всхожесть. (слайд №10)
2. Самые мелкие, меньше мм., семена у орхидей, 50 000 таких семянвесят 0,1 г. Оченьмелкиесемена у белозера(отдельноесемявесит 0,00003 г), у осины – 50 000 семян весят – 4 г. Такие семена как пылинки подхватываются и разносятся ветром. Но мелкие семена имеют и маленький зародыш – у орхидей он состоитиз 30 клеток, мало запас них питательных веществ, поэтому для прорастания требует идеальных условий и бістротеряютвсхожесть. Так семена грушанки и орхідей прорастают только с помощью микоризных грибов, а семенаосины и тополя уже через несколько часов теряют всхожесть. (слайд №11)
3. У подавляющего большинства цветковых растений созревшие семена не способны сразу прорастать. Они находятся в состоянии так называемого покоя. Обычный случай вынужденного покоя- это сухие семена.Унекоторых растений сухие семена сохраняютв схожесть в течение нескольких лет, а иногда в течение десятков и даже сотен лет. Если подсушенные семена хранить в герметических условиях, при температуре близкой к абсолютному нулю они сохраняют жизнедеятельность практически бесконечно.
4.Наибольшая долговечность свойственна “твердым семенам”. Так удалось прораститьсемена лотоса, пролежавшие в торфянике Манжурииболее 1000 лет. Еще большую долговечность обнаружили семена люпина, извлеченные из льдов (занесенных с почвой) Аляски – их возраст 10 000 лет. (слайд №12)
5.Есть семена лекарственные. (слайд №13)
а) Семена пшеницы богаты витаминами – В1, В2, РР, а проростки пшеницы содержат необходимый для организма витамин Е.
Заряд бодрости и энергии несут в себе проросшие семена пшеницы, регулируют обмен углеводов, белковый обмен, а также образование жирных кислот.
б) Льняное семя толченое применяется при заболеваниях кишечника.
в) Семя укропа огородного применяется при желчекаменной болезни.
г) Настой семян укропа применяют не только при болезнях печени, но и для возбуждения аппетита, как мочегонное средство при судорогах, одышке и как успокаивающее средство.
д) Семена петрушки обладают мочегонным действием, выгоняют соли из организма. усиливают тонус мускулатуры кишечника и мочевого пузыря.
6. А еще семена могут быть эталоном веса, например, ювелирных изделий, бриллиантов – караты. Слово «карат» происходит от названия семени растения цератонии. С помощью этих семян люди в древности проверяли весы. Семечки цератонии малы и неотличимы друг от друга по весу. Один карат эквивалентен 0,2г. (слайд №14)
Молодцы! Хорошо постарались, интересная информация.
Ребята, но все ли семена, несмотря на разнообразие, имеют сходное строение? Каким образом мы это можем узнать? (учащиеся предполагают план работы)
Итак, сегодня мы с вами должны выяснить, какое строение имеет семя? Все ли семена имеют одинаковое строение или они чем – то отличаются?
Для этого вы отправитесь в лабораторию, где проведете исследовательскую работу. Делимся на группы, у каждой группы на столах есть всё необходимое для выполнения работы: задания, опорные схемы и рисунки, необходимый набор семян. После выполнения заданий и их оформления по одному представителю от каждой группы выступят с докладами.
Выполнение лабораторнойработы «Изучениестроениясемяндвудольных и однодольнихрастений»(слайд №15)
Физкультминутка
Ветер веет над полями
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
Выступление представителей от каждой группы:
1 Группа – строение семени фасоли (слайд №17).
2 Группа – строение зерновки пшеницы (слайд №18).
3 Группа — Каковы особенности строения семян других однодольных и двудольных растений (слайд №19,20).
А теперь, ребята, давайте сравним изученные семена(слайд №21) Итак, что же у них общего? (Общее в строении семян то, что семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ и зародыш).
А чем они различаются? (Различаются: в семени фасоли, гороха две семядоли, в которых находятся запасные питательные вещества, а в семени пшеницы, кукурузы одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме, кожура срастается с околоплодником, поэтому ее невозможно отделить).
Те растения, которые имеют в зародыше одну семядолю, называются однодольными. Например – пшеница, лук, лилия(слайд №22)
Те растения, которые имеют в зародыше две семядоли, называются двудольными. Например – яблоко, огурец, слива, томат(слайд №23).
Итак, мы с вами выяснили, что: (слайд №24)
1. Семя состоит из: семенной кожуры, зародыша и содержит запас питательного вещества.
2. Зародыш – зачаток будущего растения. Он состоит из: зародышевых корешка, стебелька, почечки и семядоли.
3. Семядоли – это первые листья зародыша растения.
4. Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными – это пшеница, кукуруза, овес, лук и др.
5.
1.Работа со схемами строение семени фасоли (слайд №25,26)и зерновки пшеницы(слайд №27,28).
Растения, имеющие в зародыше две семядоли, называют двудольными – это фасоль, капуста, яблоня, горох, томат.
2. Выполнение теста «Верю – не верю» с последующей взаимопроверкой(слайд №29,30).
Заполнение анкеты «Оцените урок»(слайд №31).
(слайд №32)
Изучить §18, выполнить задания и ответить на вопросы после параграфа, прорастить семена для эксперимента.
Задание-эксперимент:
— Можно ли в домашних условиях вырастить из проросших семян полноценное растение, способное зацвести и дать плоды?
Ребятам нужно высадить проросшие семена в почву в цветочные горшки, ухаживать за растениями. При выполнении данной работы ребята обязательно ведут дневник наблюдений, отмечая в нем все изменения, происходящие с растениями.
nsportal.ru
Презентация к уроку по биологии (6 класс) по теме: Презентация к уроку биологии в 6 классе по теме «Семя. Внешнее и внутреннее строение»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку биологии в 6 классе по теме «Органы цветковых растений».Презентация к конспекту урока….
Конспект урока и презентация к уроку биологии в 6 классе по теме «Условия прорастания семян»Материал содержит конспект урока и презентацию по биологии для учащихся 6 класса по теме «Условия прорастания семян». Урок составлен на основе учебника В.В. Пасечника «Бактерии. Грибы. Растения»…
урок биологии в 8 классе на тему «Внешнее и внутреннее строение рыб»Особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с образом жизни в водной среде;формирование представления о системах органов позвоночных….
Презентация к уроку биологии в 6 классе по программе VIII вида «Гранит и его свойства»Основные цели и задачи: • 1.сформировать у детей представление о составе гранита; • 2.расширить имеющиеся у обучающихся знания о свойствах гранита; • 3. показать значение и использование гранита в хоз…
Презентация к уроку биологии в 5 классе по теме: «Живое и неживое: каковы особенности биологических систем?» к учебнику В.А.Самкова, Д.И.Рокотова «Биология» 5 классПрезентация к уроку биологии в 5 классе по теме: «Живое и неживое: каковы особенности биологических систем?» к учебнику В.А.Самкова, Д.И.Рокотова «Биология» 5 класс…
Презентация к уроку биологии в 6 классе на тему «Внешнее строение листа»Презентация к уроку биологии в 6 классе…
фрагмента урока по биологии в 7 классе по теме «Внешнее и внутреннее строение земноводных»В данном фрагменте урока содержится инструкция по проведению основной части учебного занятия по изучению земноводных….
nsportal.ru
Презентация к уроку «Строение семени»
Презенация может быть использована при изучении темы «Строение семени» по учебнику Н.И Сонина 6 класс. В презентации наглядно показаны особенности строения семян растений, отличительные признаки семян растений, относящихся к классам Однодольных и Двудольных. Большое внимание уделяется условиям прорастания семян, практическому значениюдля человека и животных. Учащиеся знакомятся с видами семян, способами их распространения. Предусмотренно проведение лабораторной работы «Строение семени фасоли», что позволит практически закрепить материал по теме.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку «Строение семени» »
Строение семени
1. Пшеница. 2. Ромашка
3. Люпин
4. Клевер
5. Горох
1
2
3
4
5
СТРОЕНИЕ СЕМЕНИ
Цветковые
растения
Однодольные
Двудольные
Пшеница,
кукуруза, тюльпан
Яблоня,
фасоль, горох
- 1. Зародышевый корешок
2
- 2. Зародышевый побег
1
- Работать за столом следует аккуратно.
- Не делать резких движений.
- Осторожно пользоваться колющим инструментом (иглой). Пальцами держать объект так, что бы не уколоться.
- Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.
- После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.
Лабораторная работа № 4
Тема : Изучение строения семени фасоли.
Цель : изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.
Оборудование : лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, салфетка.
- Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму.
- Найдите рубчик и семявход.
- Пользуясь препаровальной иглой, снимите с семени кожуру (семя предварительно намочить, чтобы оно набухло).
- Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевый корень, стебель, почку.
- Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.
- Зарисуйте семя и подпишите его части.
- Сделайте вывод.
Зародышевый стебелёк
Зародышевый корешок
Кожура
Семядоли
- Вода : Зародыш семени может потреблять питательные вещества только в растворённом виде.
- Кислород воздуха : При прорастании семян зародыш интенсивно дышит, требуется постоянный приток кислорода.
- Запасные питательные вещества
- Тепло : Для прорастания, разным растениям необходимо разное количество тепла. Растения, семенам которых при прорастании требуется высокая температура, называют теплолюбивыми, а прорастающие при низких температурах, называют холодостойкими.
1,5–2 мм 2–4 см 4–5 см
Мелкие семена Средние семена Крупные семена
Мак Огурцы Тыква
Репа Морковь Горох
Салат Томаты Кабачки
Лук Редис Бобы
Значение семян в природе
Значение семян в жизни человека
1. Размножение растений
- Пищевой продукт
2. Расселение растений
А. ветром
Б. водой
В. Животными
Г. Саморазбрасывание
А. Зерновые: пшеница, рис, кукуруза, гречиха и др.
Б. Бобовые: горох, фасоль, соя, бобы и др.
В. Масличные: подсолнечник, лен, хлопок, арахис и др.
Г. Тонизирующие: кофе, какао
Д. пряности: перец, тмин, ваниль
2. Материал для селекции
Спасибо за работу.
Презентацию подготовила учитель биологии МБОУ СОШ
р.п Сура Казаринова Л.В
kopilkaurokov.ruОрганизационная информация | ||
Тема урока | Строение семян | |
Предмет | Биология | |
Класс | 6 класс | |
Автор урока (ФИО, должность) | Четвернина Августина Львовна, учитель химии и биологии | |
Образовательное учреждение | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Бучальская средняя общеобразовательная школа Кимовского района Тульской области | |
Методическая информация | ||
Тип урока | комбинированный урок с выполнением лабораторной работы. | |
Цели урока | изучить строение семян, выявить особенности строения семян однодольных и двудольных растений, выяснить значение семян для растений как органа его размножения и распространения. | |
Задачи урока | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
| |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Формы представления учебной задачи:наглядный образ (презентация), рисунок, схема, слушание, чтение Технологии формирования УУД 1) проблемно-диалогическая технология 2) организация учебного сотрудничества 3) технология оценки образовательныхдостижений 4) информационно-коммуникативные технологии Методы:
Организационные формы: фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая работа | |
Время реализации урока | 45 минут | |
Планируемые результаты (универсальные учебные действия), которые актуализируют/приобретут/ закрепят/ обучающиеся в ходе урока | Предметные универсальные действия — знать строение семян, — распознавать и описывать по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений, — называть значение семян. Личностные универсальные учебные действия — осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; — устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; — оценивать собственный вклад в работу группы Метапредметные универсальные учебные действия
Обучающийся научится: — самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; — участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
— работать с учебником; — находить отличия; — работать с информационными текстами; — объяснять значения новых слов; — сравнивать и выделять признаки;
— обсуждать в рабочей группе информацию; — слушать товарища и обосновывать свое мнение; — выражать свои мысли и идеи. | |
Термины и понятия | растения двудольные и однодольные, кожура, семядоли, корешок, стебелек, почечка, эндосперм, околоплодник, зародыш. | |
Необходимое оборудование и материалы | сухие и набухшие семена фасоли и пшеницы, препаровальные иглы, ручная лупа, модель зерновки пшеницы, микроскоп, компьютер, проектор, интерактивная доска; подготовить заранее: замочить семена фасоли и пшеницы (за 2-3 дня) | |
Дидактическое обеспечение урока | авторская презентация “Строение семян”, выполненная в программе PowerPoint; сообщения по теме; карточки с заданиями для групповой работы. | |
Список учебной и дополнительной литературы | Список литературы: 1. Биология: Ботаника. 6 класс. Книга для учителя.-М. «Первое сентября», 2002 (Я иду на урок). 2. Биология. 6-9 классы. Конспекты уроков: семинары, конференции, формирование ключевых компетенций / авт.-сост. И.Н. Фасевич и др. Волгоград. Учитель. 2009. 3. Биология. Живой организм.Опорные конспекты. М., Классикс Стиль, 2003. 4. Биология в таблицах и схемах. Издание 2-е СПб, ООО «Виктория плюс», 2004. 5. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения». Пособие для учителя. Н.В. Дубинина, В.В. Пасечник. М., Дрофа, 2002. 6. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника. Авт.-сост. Н.И. Галушкова. Волгоград, Учитель, 2005. 7. Пасечник В.В. Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения: Учебник дляобщеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009. 8. Пасечник В.В. Биология: бактерии, грибы, растения. 6 класс. Рабочая тетрадь. В.В. Пасечник, Т.А. Снисаренко. М. Дрофа, 2005. | |
Ход и содержание урока. Деятельность учителя и учеников. | ||
1. Мотивация и актуализация знаний. Цель этапа: включение учащихся в деятельность, актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений | Учитель: -Здравствуйте, ребята! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Я желаю вам хорошо поработать на уроке и взаимного уважения друг к другу. Итак, продолжим знакомство с Покрытосеменными. На прошлом уроке мы говорили с вами о цветковых растениях. Давайте вспомним: Какие же растения называют покрытосеменными и за что они получили такое название? у которых образуется цветок; покрытосеменные – так как семена развиваются внутри плода. т.е. они защищены (покрыты) (слайд №2) Какие жизненные формы растений вы знаете? (деревья, кустарники, травы)(слайд №3) Каково значение покрытосеменных в природе и жизни человека? (слайд №4) Все покрытосеменные, несмотря на свое многообразие, имеют общий план строения. Их органы подразделяют на вегетативные и репродуктивные. Вегетативные (от латинского слова «вегетативус» — растительный) органы составляют тело растения и осуществляют его основные функции, включая вегетативное размножение. К ним относят корень и побег. Репродуктивные, или генеративные (от латинского слова «генераре» — производить), органы, связанные с половым размножением растений. К ним относят цветок, плод и семя. (слайд №5) | |
2 . Создание проблемной ситуации. Цель этапа: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения. | А сейчас, ребята, послушайте стихотворение и угадайте: что у меня в руке и о чём мыс Вами будем говорить на этом уроке? У меня в руке будущая жизнь Будущий побег и могучий корень. Дружно прорастут в глубину и ввысь, Лишь вода дождей землю всю напоит. А пока гостит осень на дворе, А пока зима вьюгою всё воет Спит и дышит жизнь у меня в руке. Будущий побег и могучий корень. (слайд №6) Предполагаемый ответ учеников (О семенах) Учитель: Где находится будущий побег и могучий корень? Ученики: В семенах. Учитель: Правильно в семенах. А почему про семя говорится, что это будущая жизнь? Ученик: Так как из семян появляется новое растение. — Как же появляются молодые растения? Весной, когда земля освобождается от снега, многие люди торопятся поскорее посеять разные овощные культуры и цветы на грядках и клумбах. Что они сеют? Конечно же, семена. В землю на небольшую глубину закапывают сухое, небольшое (а иногда и совсем крошечное) семя. Обычно через 2-3 недели на том месте, где под слоем земли находилось семя, появляется маленькое зеленое растеньице – проросток. Чудо? Нет. Оказывается, в каждом семени спрятано будущее растение. (слайд №7) (слайд №8) – тема урока (слайд №9) – цели урока Сегодня мы как раз поговорим о семени, из которого вырастает растение. Тема нашого урока «Строение семян двудольных и однодольних растений». Запишите тему урока в тетрадях. Мы заглянем внутрь семени и познакомимся с его строением, узнаем, чем отличаются по строению семена двудольных и однодольних растений, выполним лабораторную работу. К сегодняшнему уроку вы должны были принести из дома различные семена и продукты, изготовленные из семян. Какие семена вы принесли? Как и где их используют? Ответьте на вопрос: «Для чего необходимо изучать семена?» Вывод: семена важная часть растений. Семена многих растений употребляются в пищу (фасоль, горох, пшеница, кукуруза). Часть семян обладает лекарственными свойствами – кукурузные рыльца выводят камни из почек, семена тыквы помогают при глистных инвазиях, семена моркови – мочегонное средство, семена льна используются в парфюмерии для завивки. С помощью семян происходит размножение растений. Таким образом, семена играют важную роль в жизни растений, животных и человека. А теперь, ребята, давайте послушаем интересные сообщения про семена, которые вы приготовили дома (сообщения учащихся): 1. Самые крупные семена двулопастной формы у пальмы. Родом с Сейшельских островов. Их длина 30-45 см, вес до 15 кг в 30 млн. раз тяжелее ,чем у березы. Созревает семя в течение 7-10 лет, а прорастает 1-1,5 года. Молодое растение получает питательные вещества от него в течение 3-5 лет. Обычно семена не имеют периода покоя, при хранении быстро теряют всхожесть. (слайд №10) 2. Самые мелкие, меньше мм., семена у орхидей, 50 000 таких семян весят 0,1 г. Очень мелкие семена у белозера (отдельное семя весит 0,00003 г), у осины – 50 000 семян весят – 4 г. Такие семена как пылинки подхватываются и разносятся ветром. Но мелкие семена имеют и маленький зародыш – у орхидей он состоитиз 30 клеток, мало запасних питательных веществ, поэтому для прорастания требует идеальных условий и бістро теряют всхожесть.Так семена грушанки и орхидей прорастают только с помощью микоризных грибов, а семена осины и тополя уже через несколько часов теряют всхожесть. (слайд №11) 3. У подавляющего большинства цветковых растений созревшие семена не способны сразу прорастать. Они находятся в состоянии так называемого покоя. Обычный случай вынужденного покоя- это сухие семена.У некоторых растений сухие семена сохраняют всхожесть в течение нескольких лет, а иногда в течение десятков и даже сотен лет. Если подсушенные семена хранить в герметических условиях, при температуре близкой к абсолютному нулю они сохраняют жизнедеятельность практически бесконечно. 4.Наибольшая долговечность свойственна “твердым семенам”. Так удалось прорастить семена лотоса, пролежавшие в торфянике Манжурии более 1000 лет. Еще большую долговечность обнаружили семена люпина, извлеченные из льдов (занесенных с почвой) Аляски – их возраст 10 000 лет. (слайд №12) 5.Есть семена лекарственные. (слайд №13) а) Семена пшеницы богаты витаминами – В1, В2, РР, а проростки пшеницы содержат необходимый для организма витамин Е. Заряд бодрости и энергии несут в себе проросшие семена пшеницы, регулируют обмен углеводов, белковый обмен, а также образование жирных кислот. б) Льняное семя толченое применяется при заболеваниях кишечника. в) Семя укропа огородного применяется при желчекаменной болезни. г) Настой семян укропа применяют не только при болезнях печени, но и для возбуждения аппетита, как мочегонное средство при судорогах, одышке и как успокаивающее средство. д) Семена петрушки обладают мочегонным действием, выгоняют соли из организма. усиливают тонус мускулатуры кишечника и мочевого пузыря. 6. А еще семена могут быть эталоном веса, например, ювелирных изделий, бриллиантов – караты. Слово «карат» происходит от названия семени растения цератонии. С помощью этих семян люди в древности проверяли весы. Семечки цератонии малы и неотличимы друг от друга по весу. Один карат эквивалентен 0,2г. (слайд №14) Молодцы! Хорошо постарались, интересная информация. | |
3. “Открытие нового знания”. Цель этапа: формирование основтеоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения. | Ребята, но все ли семена, несмотря на разнообразие, имеют сходное строение? Каким образом мы это можем узнать? (учащиеся предполагают план работы) Итак, сегодня мы с вами должны выяснить, какое строение имеет семя? Все ли семена имеют одинаковое строение или они чем – то отличаются? Для этого вы отправитесь в лабораторию, где проведете исследовательскую работу.Делимся на группы, у каждой группы на столах есть всё необходимое для выполнения работы: задания, опорные схемы и рисунки, необходимый набор семян. После выполнения заданий и их оформления по одному представителю от каждой группы выступят с докладами. Выполнение лабораторной работы «Изучение строения семян двудольных и однодольних растений» (слайд №15) | |
Физкультминутка (слайд №16) | Ветер веет над полями Ветер веет над полями, И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.) Облако плывет над нами, Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.) Ветер пыль над полем носит. Наклоняются колосья — Вправо-влево, взад-вперёд, А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.) Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.) Там немного отдохнём. (Дети садятся.) | |
Выступление представителей от каждой группы: 1 Группа – строение семени фасоли(слайд №17). 2 Группа – строение зерновки пшеницы(слайд №18). 3 Группа — Каковы особенности строения семян других однодольных и двудольных растений(слайд №19,20). Обсуждение. | ||
4. Планирование. Цель этапа: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал | А теперь, ребята, давайте сравним изученные семена(слайд №21) Итак, что же у них общего? (Общее в строении семян то, что семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ и зародыш). А чем они различаются? (Различаются: в семени фасоли, гороха две семядоли, в которых находятся запасные питательные вещества, а в семени пшеницы, кукурузы одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме, кожура срастается с околоплодником, поэтому ее невозможно отделить). Те растения, которые имеют в зародыше одну семядолю, называются однодольными. Например – пшеница, лук, лилия (слайд №22) Те растения, которые имеют в зародыше две семядоли, называются двудольными. Например – яблоко, огурец, слива, томат (слайд №23). Итак, мы с вами выяснили, что: (слайд №24) 1. Семя состоит из: семенной кожуры, зародыша и содержит запас питательного вещества. 2. Зародыш – зачаток будущего растения. Он состоит из: зародышевых корешка, стебелька, почечки и семядоли. 3. Семядоли – это первые листья зародыша растения. 4. Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными – это пшеница, кукуруза, овес, лук и др. 5. Растения, имеющие в зародыше две семядоли, называют двудольными – это фасоль, капуста, яблоня, горох, томат. | |
6. Применение нового знания. Цель этапа: применить знания в новой ситуации,работа с самопроверкой, самооценкой и взаимооценкой. | 1.Работа со схемами строение семени фасоли (слайд №25,26) и зерновки пшеницы (слайд №27,28). 2. Выполнение теста «Верю – не верю» с последующей взаимопроверкой(слайд №29,30). | |
7. Рефлексия. Цель этапа: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. | Заполнение анкеты «Оцените урок»(слайд №31). | |
8.Домашнее задание | (слайд №32). Изучить §18, выполнить задания и ответить на вопросы после параграфа, прорастить семена для эксперимента. Задание-эксперимент: — Можно ли в домашних условиях вырастить из проросших семян полноценное растение, способное зацвести и дать плоды? Ребятам нужно высадить проросшие семена в почву в цветочные горшки, ухаживать за растениями. При выполнении данной работы ребята обязательно ведут дневник наблюдений, отмечая в нем все изменения, происходящие с растениями.
| |
nsportal.ru
Презентация — Строение семян
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
В землю ляжет, чтобы встать И до солнышка достать.
Отгадаем загадку:
Это семя
Слайд 2
Строение семян
Автор Белоусова М.И., г.Туринск, Свердловская область
Слайд 3
РАЗМИНКА
Повторим плоды
Повторим плоды
Слайд 4
На сучках висят шары, Посинели от жары.
Отгадай загадку
Какой это плод?
Сочный, односемянный, костянка
Слайд 5
Отгадай загадку
Сам алый, сахарный, Кафтан зеленый, бархатный
Какой это плод?
Сочный, многосемянный, ягода
Слайд 6
Отгадай загадку
Домик маленький, зеленый Был в руках у Люсеньки. Расколола — и упали На ладонь ей бусинки.
Какой это плод?
Сухой, многосемянный, боб
Слайд 7
Найди лишнее
плод
подсолнечника
плод
пшеницы
плод
мака
Это
многосемянный
плод
Слайд 8
Найди лишнее
плод
персика
плод
вишни
плод
гороха
Это
многосемянный
плод
Слайд 9
тыква
капуста
арбуз
Найди лишнее
Это не плод
Слайд 10
В каждом, даже самом крошечном, зерне,
скрыт зародыш будущего растения Альберт Великий
Слайд 11
Что такое семя?
Семя – орган, предназначенный для размножения и распространения семенных растений.
Слайд 12
Самые маленькие семена у орхидеи, меньше 1 мм, 50 тысяч таких семян весят 0,1г.
Слайд 13
Почему мы говорим: » Маковой росинки во рту не было».
Очень мелкие семена у мака.
Слайд 14
Самые крупные семена, семена сейшельской пальмы. Их длина 30-45 см, вес до 15 кг.
Слайд 15
Зародыш
Рассмотрим
строение семени фасоли
Внешнее строение
Внутреннее строение
Микропиле (пора)
Слайд 16
Записываем схему в тетради
Слайд 17
кожура
эндосперм
семядоля 1
почечка
стебелек
корешок
Строение семени пшеницы
Семя пшеницы
Чем семя пшеницы
отличается
от семени фасоли ?
З
А
Р
О
Д
Ы
ш
кожура
эндосперм
зародыш
Слайд 18
Физкульт
минутка!
Слайд 19
Сравним семена
Название
растений Из чего состоит
семя?
Что входит в состав зародыша? Где находятся питательные вещества?
Пшеница Из кожуры, сросшейся с околоплодником,
эндосперма и зародыша Зародышевый корешок, стебелек,
почечка и одна семядоля В эндосперме
Фасоль Из кожуры и зародыша Зародышевый корешок, стебелек,
почечка и две семядоли
В двух семядолях
Запомните!
Слайд 20
Цветковые растения ,имеющие зародыш семени с одной семядолей, называют однодольными, а с двумя — двудольными.
Семя кукурузы
Семя фасоли
семядоли
Слайд 21
Выполняем
Лабораторную работу
«Строение семени фасоли»
Слайд 22
Подумайте !
Слайд 23
Сравним !
Семя фасоли
Семя пшеницы
Слайд 24
Верны ли данные утверждения
Семя – орган размножения
Внутри плода всегда находится одно семя
У семян фасоли есть эндосперм
Зародыш фасоли состоит из корешка, стебелечка и почечки
5. Питательные вещества у семени пшеницы находятся в семядоле
За правильный ответ
Ошибки в предложениях 2,3,4,5
,2 семядолей
Слайд 25
Молодцы !
Слайд 26
«Вот тебе ячменное зерно, это не простое зерно, не из тех, что крестьяне сеют в поле или бросают курам; посади его в цветочный горшок – увидишь, что будет…»
(Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»)
А какое отношение эта сказка имеет к биологии?
А еще, в каких сказках идет речь об овощах, семенах и
плодах? Это будет вашим домашним заданием.
Из какой сказки эти слова?
Слайд 27
§ 10
Слайд 28
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!
lusana.ru
Урок биологии в 6-м классе «Семя и его строение»
Разделы: Биология
Л.р. № 4 Строение семян двудольных и однодольных растений».
Цель урока:
- сформировать у учащихся знания о внутреннем и внешнем строении семян;
- познакомить учащихся с особенностями строения семян двудольных и однодольных растений;
- продолжить работу над развитием наблюдательности, через работу с наглядным материалом;
- продолжить формирование умений работать с натуральными объектами;
- развивать личностные качества: умение самостоятельно работать с лабораторным оборудованием, умение работать быстро и аккуратно;
- воспитывать внутреннюю мотивацию к учению, через интересный, познавательный подбор содержания учебного материала.
Оборудование: таблицы: “Строение семян двудольных и однодольных растений”, “Прорастание семян” коллекции семян, лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, инструкция по ТБ, чёрный ящик, презентация к уроку, интерактивная доска.
План урока
Этапы урока |
Время, мин |
Приемы и методы |
1. Организационный момент урока. Постановка учебной проблемы. | 1-2 | Сообщение учителя. |
2. Изучение нового материала. | 15-20 | Рассказ учителя, демонстрация, беседа. Записи в тетради |
3. Совершенствование знаний и умений. Подведение итогов. | 15-20 | Лабораторная работа, взаимоконтроль, составление синквейна. |
4. Домашнее задание. | 1-3 | Запись на доске. |
Ход урока
2. Я начну сегодняшний урок с загадки: перед вами чёрный ящик, попробуйте отгадать, что в нём находится, используя описания? (слайд (см. презентацию))
- Это орган растения, который ему жизненно необходим.
- Этот орган появляется в определённый период жизни растения.
- С помощью него растения могут распространяться по Земле.
Это семя. (слайд)
Итак, сегодня на уроке мы начинаем изучать семена. Наш первый урок будет посвящён, в первую очередь, строению семян, кроме того, мы узнаем, что происходит при прорастании семян.
(ученики записывают в тетради число и тему) (слайд)
Свою жизнь цветковое растение начинает с семени. Если семя попадает в благоприятные условия, оно начинает прорастать. Первым появляется корешок, а затем маленький побег. Это маленькое растение называют проростком. Спустя какое-то время у молодого растения появляются листья, цветки, плоды и, конечно же, семена. Семя считают органом полового размножения и расселения растений. (слайд)
(вопрос учащимся)
Какой вид размножения растений кроме полового вам известен? (вегетативное)
Форма, величина, окраска семян различных растений очень разнообразны (страница учебника 39-40). (слайд) Обычно семя снаружи покрыто внешней оболочкой-кожурой. Толщина, твёрдость, окраска её у семян различных растений неодинакова. Поверхность также разнородна, она может быть гладкой, иметь неровности в виде шипиков, волосков. (Можно предложить учащимся самим ответить на вопрос: Какова роль этих видоизменений в строении оболочки?). Все эти приспособления служат для лучшего распространения, расселения семян.
На кожуре семени имеется небольшое пятнышко-рубчик, это место прикрепления незрелого семени к стенке плода. Рядом с рубчиком находится крохотное отверстие-семявход. Через семявход в семя проникает вода, после чего семя набухает и прорастает. Под кожурой находится зародыш, который даёт начало новому растению.
В зародыше выделяют две основные части: зародышевый побег и зародышевый корешок. В свою очередь зародышевый побег состоит из: зародышевой почечки, зародышевого стебелька и семядолей. Зародыш семени может содержать одну или две семядоли (слайд). Цветковые растения, имеющие зародыш семени с одной семядолей получили названия однодольные (пшеница, кукуруза, тюльпан), а с двумя двудольными (яблоня, фасоль, горох).
В состоянии покоя семена могут находиться до 3-5 лет, а иногда и более. При попадании семени в благоприятные условия (увлажнённая почва, определённая температура, достаточное количество воздуха) оно может прорасти. Прорастанию предшествует набухание, т.к. через семявход в семя поступает вода. Набухают все семена, но прорасти могут только те, в которых живой зародыш. Результатом прорастания семени является маленькое растение, которое, как мы уже знаем, называют проростком (демонстрация проростка) (слайд). Первым из семени, как я уже говорил, выходит зародышевый корешок.
(вопрос учащимся)
Почему именно корешок? (закрепляет растение в почве).
Затем появляется зародышевый побег.
Если у проростка фасоли удалить семядоли, то он погибнет. Причиной гибели послужит отсутствие питательных веществ. Следовательно, семядоли выполняют функции органа, запасающего питательные вещества, которыми питается вначале прорастающий зародыш. Но в некоторых семенах запасные питательные вещества находятся не в семядолях, а располагаются в специальной ткани-эндосперме, которая окружает зародыш.
(физминутка)
Сейчас вам предстоит выполнить лабораторную работу по изучению строения семени фасоли. У вас на столах есть необходимое оборудование, инструкция выполнения работы есть в учебнике на странице 44 и у вас на столах в специальных бланках (прилагается). Результаты работы вы заносите в этот бланк. Но, прежде чем приступить к работе, вспомним ТБ (смотри бланк по технике безопасности).
Инструкция по технике безопасности
при выполнении лабораторной работы (у каждого учащегося на столе) (слайд).
- Работать за столом следует аккуратно.
- Не делать резких движений.
- Осторожно пользоваться колющим инструментом (иглой). Пальцами держать объект так, что бы не уколоться.
- Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.
- После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.
Лабораторная работа № 4 (слайд).
Тема: Изучение строения семени фасоли.
Цель:
-изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.
Оборудование: лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, салфетка.
ХОД РАБОТЫ (слайд)
- Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму.
- Найдите рубчик и семявход.
- Пользуясь препаровальной иглой, снимите с семени кожуру (семя предварительно намочить, чтобы оно набухло).
- Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевый корень, стебель, почку.
- Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.
- Зарисуйте семя и подпишите его части.
- Вывод.
3. Итак, мы сегодня познакомились с понятием семя, узнали, какое строение оно имеет. Вы сами смогли на практике изучить строение семени.
Ну, а сейчас, проверим, как вы усвоили сегодняшний урок-сыграем в игру “верю–не верю”: прочитав предложения, определите, правильное оно или нет. Если предложение правильное, тогда в карточке поставьте “+”, если оно не верное, поставьте “-”.
“Верю – не верю” (слайд)
Фамилия, имя |
+/- |
|
+ — + + — — + — |
Задание проверил(а): | Оценка: |
А теперь, поменяйтесь работами с соседом или соседкой, проверьте и оцените: (каждый “+” оцените в 1 балл).
Покажи части семени фасоли (игра) (слайд).
- Зародышевый корешок.
- Кожура.
- Семядоли.
- Зародышевый стебелёк.
Подведение итогов работы: (составление синквейна) (слайд).
Пример синквейна:
Выставление оценок.
5. Домашнее задание: (слайд)
Лабораторная работа № 4.
Тема:
Изучение строения семени фасоли.Цель:
-изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.
Оборудование:
лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, салфетка.ХОД РАБОТЫ
- Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму.
- Найдите рубчик и семявход.
- Пользуясь препаровальной иглой, снимите с семени кожуру (семя предварительно намочить, чтобы оно набухло).
- Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевый корень, стебель, почку.
- Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.
- Зарисуйте семя и подпишите его части.
- Вывод.
11.02.2008
urok.1sept.ru
Презентация «Строение семян» — Биология
Просмотр содержимого документа
«Презентация «Строение семян»»
- Строение семян класса двудольных растений
2. Растения класса двудольных растений
3. Строение семян класса однодольных растений
4. Растения класса однодольных растений
5. Значение семян в жизни растений
Лабораторная работа
Изучение семян двудольных и
однодольных растений
Задания и вопросы
Результат
Рассмотрите семена фасоли
Попробуйте снять семенную кожуру
Найдите семядоли. Сколько их?
Пользуясь лупой, найдите корешок, стебелёк и почечку
с листочками
Что содержится в семядолях?
СТРОЕНИЕ СЕМЯН КЛАССА ДВУДОЛЬНЫХ РАСТЕНИЙ
КОЖУРА
ЗАРОДЫШ
2е
2е
семядоли
СТЕБЕЛЁК
ПОЧЕЧКА С ЛИСТОЧКАМИ
КОРЕШОК
РАСТЕНИЯ
В СЕМЕНИ
КОТОРЫХ ДВЕ СЕМЯДОЛИ
НАЗЫВАЮТСЯ
ДВУДОЛЬНЫМИ
РАСТЕНИЯМИ
Подсол
нечник
Боб
Томат
Тыква
Яблоня
Морковь
Астра Дуб
Задания и вопросы
Результат
Рассмотрите зерновку пшеницы
Попробуйте снять кожуру
Почему кожура не снимается?
Разломите зерновку.
Где находятся питательные вещества?
Рассмотрите зародыш
СТРОЕНИЕ СЕМЯН КЛАССА однодольных РАСТЕНИЙ
эндосперм
ЗАРОДЫШ
КОЖУРА
срослись
1
семядоля
СТЕБЕЛЁК
ПОЧЕЧКА С ЛИСТОЧКАМИ
КОРЕШОК
РАСТЕНИЯ В
СЕМЕНИ
КОТОРЫХ ОДНА
СЕМЯДОЛЯ
НАЗЫВАЮТСЯ
ОДНОДОЛЬНЫМИ
РАСТЕНИЯМИ
Пшеница
Рожь Овёс Просо
Кукуруза Лук Ландыш Частуха
Семена – важнейшее достижение в эволюции растений.
Семя состоит из небольшого, но сформировавшегося
растения и запаса питательных веществ на первое
время, пока зародыш не прорастёт.
Семя защищает это крохотное растение от
неблагоприятных условий.
Семя обеспечивает возможность распространяться с
помощью воды, ветра, животных.
ВЫВОД :
Семя – это
зачаточное
растение
multiurok.ru