cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

6 класс островский снегурочка – Конспект урока по литературе в 6 классе на тему: А.Н.Островский «Снегурочка».

Содержание

Открытый урок в 6 классе. Тема. Весенняя сказка А.Н.Островского «Снегурочка». Особенности пьесы.

10

Открытый урок в 6 классе.

Тема.

Весенняя сказка А.Н.Островского «Снегурочка».

Особенности пьесы.

Учитель русского языка и литературы.

Изосимова И.В.

Тема. Весенняя сказка А.Н.Островского «Снегурочка». Особенности пьесы. (1 час).

Цели: раскрыть особенности произведения и основной нравственный конфликт, определить жизненные ценности берендеев, выявить уровень знаний содержания и понимания учащимися пьесы.

Образовательная: : продолжить обучение анализу поэтического текста отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы.

Развивающая: развивать умения и навыки работы в группе.

Воспитательная: воспитание эстетического чувства прекрасного при соприкосновении с живописью известных художников, музыкой П.И. Чайковского и Н.А.Римского-Корсакова.

Воспитание чувства ответственности за порученное дело.

Ход урока.

Организационный момент. Целеполагание. Деление на группы, которые сообщают свои названия и девиз.

Слово учителя.

Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Сегодня на уроке мы продолжим изучение пьесы Островского «Снегурочка». Слайд 1.Тема урока «Весенняя сказка А.Н.Островского «Снегурочка». Особенности пьесы». Эпиграф: «Снегурочка» — сказка, мечта, национальное предание, рассказанное в великолепных стихах Островского…

К.С.Станиславский.

Слайд 2. Мы работаем по технологии БИС, карта «Универсальный урок».

Слайд 3.Цель нашего занятия: раскрыть особенности произведения и основной нравственный конфликт, определить жизненные ценности берендеев, выявить уровень знаний содержания и понимания пьесы.

В течение урока будет звучать музыка Петра Ильича Чайковского.

Слайд 4. Итак, произведение “Снегурочка” — это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости. Пьеса Островского представляет собой удивительно красивый сплав фольклора и литературы. Используя мотивы народной сказки о снежной девушке, обогатив их научными данными о жизни, драматург создал самобытную «весеннюю сказку», полную тайн, великолепия персонажей, переданных музыкальным слогом и по-настоящему русским языком.

Ребята, класс мы с вами разделили на 3 группы. В каждой группе есть критик, практик и вдохновитель. Сейчас каждая группа представит себя.

Слайд 5. 1 группа. «Берендеи». Где любовь да совет, там и рай, там и свет; а ссоры да споры, там только лишь вздоры.

Слайд 6. 2 группа. «Снегурочка». «Пусть гибну я, любви одно мгновенье Дороже мне годов тоски и слез…»

Слайд 7.

3 группа. «Лель». Через красивое — к человечному.Василий Александрович Сухомлинский .

Слайд 8. 2.Опорные слова. (30 сек на запоминание, 30 сек на воспроизведение)

Многослойность, многожанровость, вечные сюжеты, синтез, нравственность, конфликт.

Слайд 9.

( подведение итогов)С данной работой справились лучше….

Слово критику группы..( остальные критики проводят саморефлексию).

Слово учителя. Ребята, еще раз обратим внимание на опорные слова и определим значение слов «нравственность», «конфликт».

Общие вопросы к группам: 1.Что вы понимаете под словом «нравственность»?

Нравственность (Словарь Ушакова) — совокупность норм, определяющих поведения человека в обществе.

Вопрос 2. Какого человека мы можем назвать высоконравственным?

3.Что такое конфликт?

Проверим Слайд 10.

Конфликт («Современный толковый словарь» изд. «Большая Советская Энциклопедия»)

определяется как столкновение сторон, мнений, сил.

Слово учителя. А сейчас, ребята, проверим знание вами само текста пьесы и поговорим об основном нравственном конфликте произведения. Перекрестный опрос.

3.Перекрестный опрос. Слайд 11.

Вопросы.

1.Каковы истоки пьесы Островского «Снегурочка»?

2.Что вы знаете о Снегурочке из произведений фольклора?

3.Как объясняет Весна причину несчастий берендеев?

4.В чём суть конфликта между Весной и Морозом?

5.В чем привлекательность людского мира для Снегурочки?

6.Чем отличается Снегурочка от Купавы?

7. Почему Бог Ярило гневается на берендеев?

8.Какое событие в жизни людей совпадает с появлением Снегурочки в Берендеевой слободке?

9. Что вы знаете о семье, в которой стала жить Снегурочка?

10.Какие нравственные законы жизни провозгласил царь Берендей? ( правда, совесть, свобода чувства).

11. Кто является самым почетным жителем в стране берендеев?

12.Какую роль выполняет Лель в произведении?

13. Какие чувства вызывает песенное творчество Леля у Купавы и у Снегурочки?

14. Почему Мизгирь является разрушающим началом в жизни уравновешенных берендеев?

15. В чем видит причины несчастий своих жителей царь Берендей?

16. Почему Снегурочке полюбить может помочь только чудо, волшебство?

17.Как изменилась Снегурочка полюбив?

18. Какое наказание выбирает царь для Мизгиря?

19.Почему гибнет Мизгирь?

20.Как относятся к гибели Снегурочки берендеи?

21. Почему при грустном финале сказка названа «весенней»?

Слово учителя. Слайд 12.

Нерушима гармония извечных и суровых законов природы, согласно которым должно протекать человеческое бытие.

Итак, подведем итоги. Причина всех несчастий страны берендеев — в людском эгоизме, в потере людского родства, в утрате любви и чувства красоты:

В сердцах людей заметил я остуду

Немалую; горячности любовной

Не вижу я давно у берендеев,

Исчезло в них служенье красоте.

И в этих словах мудрого царя раскрывается глубинный смысл пьесы, где этическая красота человека определяется взаимосвязью с природой и другими людьми.

Слайд 13. А заключительные слова Берендея: «Изгоним же последний стужи след из наших душ и обратимся к Солнцу» раскрывают идейную основу всей пьесы, в них высказана мечта

А. Островского о мире, свободном от холодных, расчетливых людей. Драматург утверждает право человека на полноценную духовную жизнь, выражает мечту о создании новых форм взаимоотношений между людьми, а свобода в любви, высокая её оценка, признание за нею лучших нравственных качеств, облагораживающих человека, является значительным условием создания счастливого государства.

Давайте обратим внимание на нашу матрицу. Больше всего плюсов набрала команда….

Слово критику…(остальные критики проводят саморефлексию).

Рассказ учителя. Новая тема « Особенности пьесы Островского «Снегурочка».

( слайд фильм).

Ребята, по ходу моего рассказа вам необходимо будет заполнить таблицу «Известное, специальное, новое».

Слайд 14- 21.

Проверка таблицы «Известное, специальное, новое».

известное

специальное

новое

Русская народная сказка, старинные календарные обряды, песни.

многослойное произведение

берендеи(XI—XIIIвв.)

тюркские кочевники в южнорусских степях

Лирическая «весенняя» пьеса-сказка,

драма

многожанровое произведение

«феерия»

пьеса-маска

праздничное сказочное представление

объединение самых разных текстов: литературного, танцевального, политического- относительно свободное творчество.

прекрасная девушка-снегурушка приходит в мир и гибнет от солнечного луча.

вечный сюжет русского фольклора

1862 год собиратель И.А. Худяков

1826-1871 А.Н.Афанасьев

сборник «Русские народные сказки»

1865-1869 А.Н.Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу»

опубликовал сказку

опубликовал сказку

исследовал сказку

основой является мир, свобода, совесть, гармония с природой, служение красоте человеческих отношений,справедливые законы.

сказочное царство берендеев

мечта драматурга о социальном будущем, о мирной жизни народа, свободного от власти произвола и насилия, о том, что добро надо делать собственными руками.

Славянские божества: Весна — Красна, Солнце — Ярило, Леший, Лель (сын богини красоты и любви Лады, то же, что греческий Эрос или римский Амур)- общаются с реальными людьми: Мизгирем (паук, тарантул), Купавой (

«водяная лилия, цветочная почка» (В.И.Даль) )

Синтез реального и фантастического

Дед Мороз- Велес, Варун, Студенец, Трескун, Морозко ( ночь, луна, звезды, зима, мороз, воды, мир умерших).

Снегурочка- Богиня любви Лада.

1. противоборство Холода и Тепла, Мороза и Ярилы. 2. царство берендеев- Мизгирь

два главных, самостоятельных, но объединенных в единое целое конфликта.

конфликт в области нравственных отношений:

богатство- бедность, любовь- холодность, Снегурочка- берендеи.

Задание по проверке таблицы:

2 группа называет «специальное» (по ходу работы идет дополнение),

Проверка Слайд 22

2. 3 группа называет «известное», Проверка Слайд 23.

3. 1 группа называет «новое».

Проверка Слайд 24.

С данной работой справились лучше….

Слово критику группы..( остальные критики проводят саморефлексию).

Проверка каждой особенности Слайд 25-30.

Слово учителя

Образы « Снегурочки» вдохновляли и вдохновляют поэтов, писателей, художников и композиторов к созданию своих великих произведений.

Слайд 31

В течение урока мы слушаем музыку Чайковского и Слайд 32. смотрим картины, созданные Васнецовым. Слайд 33-34. Так Н А Римский – Корсаков писал: «В зиму 1879-1880 года я прочитал «Снегурочку», и точно прозрел на её удивительную красоту. Мне сразу захотелось написать оперу на этот сюжет, и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя всё более влюблённым в сказку А.Н.Островского». Борис Владимирович Асафьев писал о «Снегурочке»: «Вдохновение Римского-Корсакова теплится ровным светом, но в иные моменты музыка углубляется для постижения лишь слышимых тайников и истоков жизни, о которых слово, будучи связано явью, невольно ДОЛЖНО молчать…». «Кажется, в опере звучит вся могучая стихия русской природы, духи и силы которой являются неотъемлемой частью жизни и самих людей – обитателей Берендеева царства»

Слайд 35. Прослушивание музыкальной сцены таяния Снегурочки из оперы Н. А. Римского-Корсакова.

Сейчас мы прослушаем отрывок из оперы Н.А. Римского-Корсакова, сцену таяния Снегурочки. Вы должны составить тесты……..

Составление тестов.

Звучание какого инструмента передает чувства таящей Снегурочки:

1.Арфа,

Скрипка,

Валторна.

Как сам Н. А. Римский – Корсаков определил ведущую тему, характеризующую Снегурочку в данном ариозо:

Горячая,

Теплая,

«холодная».

Н. А. Римский – Корсаков так определил тему Снегурочки: «Первая тема, изящная и легкая, «холодная»; томление неясной печали нежной».

3. На что, по мнению Н. А. Римского – Корсакова, похожи переливы звуков арфы в теме таяния Снегурочки

1. перекличку птиц,

2. весенний ручеёк,

3. охапку таящего снега.

4.Что воспевает Снегурочка в своем последнем ариозо?

1. приход Весны,

2.свой уход из жизни,

3. великую силу человеческой любви.

5.Какое ощущение оставляет музыка в сцене таяния Снегурочки?

1. красоты, негодования от силы злого Солнца,

2. чарующей красоты, трепета, дрожания воздуха, льющейся струи света,

3. дрожания воздуха от прощания Мороза со своей дочерью Снегурочкой.

С данной работой справились лучше….

Слово критику группы..( остальные критики проводят саморефлексию).

Учитель:

Сцена таяния Снегурочки — один из трогательнейших эпизодов в мировой опере. В своем последнем ариозо она воспевает великую силу человеческой любви. Слышится трогательное прощание с жизнью, и одновременно восхищение этой жизнью.

Эссе (56 слов за 5 минут). Слайд36.

— В заключении урока мы пишем эссе по выбранной и изученной вами раннее теме.

В вашей работе должно быть 56 слов, больше можно, меньше нельзя.

1 группа. «Берендеи». Где любовь да совет, там и рай, там и свет; а ссоры да споры, там только лишь вздоры (образ Берендеева царства).

2 группа. «Снегурочка». Образ Снегурочки Н. А. Римского-Корсакова в моем восприятии.

3 группа. «Лель». Лель – сын Солнца и певец любви.

С данной работой справились лучше….

Слово критику группы..( остальные критики проводят саморефлексию).

Домашняя работа. Слайд37.

Придумать и записать «страшную» историю о каком- нибудь представителе низщей славянской мифологии (русалке,водяном, лешем, домовом).

Слайд37.

Вывод. Итак, дорогие ребята, спектакль окончен. Занавес опустился. Торжествует незыблемость мудрых законов природы, могущество любви. А. Н Островский прославляет свободу человека, мир искусства, радость, которую доставляет приобщение к красоте и творчеству.

Эссе.

Где любовь да совет, там и рай, там и свет; а ссоры да споры, там только

лишь вздоры (образ Берендеева царства).

В весенней сказке «Снегурочка» изображено царство берендеев, где люди живут по законам совести и чести, стараются не вызвать гнев богов. Берендеи не знают губительных распрей и кровавых войн. Ценится красота окружающего мира, красота девушек, цветов, песен. Царствует здесь Берендей, который символизирует народную мудрость. Берендей- художник и поэт, «отец земли своей», слуга народа, доступный всем. Он воплощает в себе мудрость и простоту, справедливость и доброту, любовь к людям и целомудрие, царскую власть и наивную скромность. Царь прожил на свете немало, поэтому знает очень многое. Его не беспокоят деньги и власть. Берендей волнуется о своем народе, ему кажется, что в сердцах людей появляется что-то недоброе: сердца стали холодными, в них появилось тщеславие, к чужим нарядам зависть. Он уверен: если в стране действуют справедливые законы, вершится народный суд, страна может достичь благополучия, а значит, человек в такой стране счастлив и по — настоящему свободен в проявлении своих чувств. Заслугой царя является счастливая жизнь народа.

Царство добрых берендеев — упрёк современному обществу, в котором господствуют эгоизм и расчёт.

Лель – сын солнца и певец любви.

В стране берендеев одним из самых популярных людей является Лель. Лель — это сын Солнца и богини красоты и любви Лады. Он похож на Амура. Лель- пастух, певец. В нем живут «палящие лучи» Солнца. Он разжигает сердца берендеев своими песнями, за которые просит лишь поцелуй или цветок.

Перед обаянием Леля не могут устоять ни берендейки, ни сама царица. Одна Снегурочка со своим холодным сердцем не понимает просьб Леля, поэтому, спев песню и увидев других девушек, зовущих его, бросает уже увядший цветок Снегурочки и убегает к новым забавам. Восхищенный пением Леля, царь предлагает ему выбрать девушку, которая наградит его поцелуем. Снегурочка хочет, чтоб Лель выбрал её, но Лель выбирает Купаву. Ему не жаль плачущую Снегурочку, потому что ее слезы «ревнивые», вызванные завистью к Купаве. Именно безоглядной и горячей любви такой девушки как Купава

ждало его сердце, и певец готов повести её утром встречать Солнце. Лель в сказке Островского олицетворяет молодость, пылкость, горячность.

Эссе

Образ Снегурочки Н. А. Римского-Корсакова в моем восприятии.

Снегурочка – это милое, полное поэзии, трогающее своей чистотой и наивностью дитя, в котором соединились противоположные черты ее родителей: властного Мороза и красавицы Весны. Каждое ее появление в эпизодах оперы вызывает у меня невольную улыбку нежного сочувствия. Мелодия меняется от изящной и легкой, «холодной», передающей томление неясной печали нежной до лирически проникновенной и

по-человечески теплой.

Меня поразила сцена таяния Снегурочки. Незащищенность снежной девушки, ее обреченность кажутся особенно трагичными. И все-таки в музыке нет мрака и горечи. Прозрачно звучит у скрипки основная мелодия. Чудесное, таинственное ощущение рождает тема Снегурочки. Звучит она трогательно и светло, как прощание с обретенной любовью и с жизнью. Наконец, и эта мелодия, становясь все прозрачней, воздушней, медленно исчезает, истаивает, как и сама Снегурочка. Музыка оставляет ощущение чарующей красоты, трепета, дрожания воздуха, льющейся струи света.

Солнечная музыка Н.А. Римского-Корсакова к весенней сказке А.Н. Островского вызывает положительные эмоции. Она словно пронизана благоуханием весны, теплом и светом, согрета песенными народными мотивами.

kopilkaurokov.ru

Открытый урок в 6 классе

6 класс дата _______

Герои «весенней сказки» А.Н. Островского «Снегурочка».

Цели:

  1. Обучающие: познакомить с пьесой А.Н. Островского; раскрыть особенности произведения и основной нравственный конфликт пьесы; выстроить систему образов; в выразительном чтении передать авторское отношение к персонажам.

  2. Развивающие: развитие читательских умений по средствам изучения особенностей поэтической манеры автора; формирование умений находить в авторском творчестве фольклорные элементы; развитие навыков выразительного чтения и ассоциативного мышления учащихся; развивать умения и навыки работы в группе.

  3. Воспитательные: пробудить интерес к личности и творчеству А.Н. Островского; воспитание эстетического чувства прекрасного; воспитание чувства ответственности за порученное дело.

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оформление урока: презентация, портрет А.Н. Островского, иллюстрации к сказке, нарисованные учащимися, аудиозапись музыки П.И. Чайковского и оперы Н.А. Римского-Корсакова, раздаточный материал.

Ход урока

  1. Оргмомент. Эмоциональный настрой. Деление на группы.

Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Сегодня на уроке мы будем знакомиться с произведением А.Н. Островского «Снегурочка». Это пьеса, а сам Островский дал ей авторское определение — «весенняя сказка».

  1. Вступительное слово учителя.

А.Н. Островский – замечательный русский драматург, создатель 47 пьес, которые до сих пор не сходят со сцен многих театров. Среди них одна из самых популярных – «Снегурочка». Драматург работал над ней весной 1873 года, и сразу после окончания работы она была поставлена на сцене. «Снегурочка» — это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости. Пьеса Островского представляет собой удивительно красивый сплав фольклора и литературы. Используя мотивы народной сказки о снежной девушке, обогатив их научными данными о жизни, драматург создал самобытную «весеннюю сказку», полную тайн, великолепия персонажей, переданных музыкальным слогом и по-настоящему русским языком.

  1. Знакомство с биографией А.Н. Островского.

А сейчас я предлагаю познакомиться с личностью автора сказки.

Выступает ученик, получивший опережающее задание подготовить рассказ о жизни драматурга.

Выступивший ученик получает цветочек.

  1. Погружение в сказку. Слово учителя.

А.Н. Островский – удивительный человек: добрый, внимательный к людям и окружающему миру. Он горячо любил свою родину. Умел видеть прекрасное во всем, что его окружало. Мечтал о счастье народа, о честной, бескорыстной любви, дарящей человеку жизненную силу. Его духовный мир теплый, яркий, пестрый. Кажется, он соткан из многообразия разноцветных нитей. Приближаясь к Островскому, понимаешь, как прекрасна жизнь. Итак, отправимся в художественный мир «весенней сказки», в царство Берендея и познакомимся с духовным миром художника, нарисовавшего это царство.

  1. Мозговой штурм

За каждый правильный ответ группа получает цветочек.

  • Что такое сказка? (сказка – это устно-поэтический рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях).

  • К какому разряду сказок можно отнести сказку «Снегурочка»?

  • Где происходит действие сказки? (в стране, которой правит царь Берендей. Название «берендеи» Островский нашел в летописи. Это говорит о реальном существовании их. Но в отличие от реально существовавших его берендеи ведут не кочевой образ жизни, а оседлый образ жизни, свойственный большинству племен, населявших среднюю полосу славянских земель).

  • К какому времени относится действие сказки? (действие пьесы происходит в доисторические времена, о которых нам известно из легенд и преданий).

  • Какой временной промежуток охватывает действие сказки? (действие пьесы охватывает три месяца – с конца марта по конец июня).

  • Какие народные праздники, обряды упоминаются автором в произведении? (в прологе пьесы упоминается Масленица, а в конце 4 действия возникает Ярило – на празднестве в свою честь).

Подведем итоги этапа.

  1. Работа по теме урока.

— Постановка цели урока.

Исходя из названия нашей темы, этапа мозгового штур+ма, что вы можете сказать о том, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке, что будем изучать?

(будем говорить о героях пьесы, давать им характеристики, построим систему образов)

— Словесное рисование.

Я знаю, ребята, что все вы любите рисовать. Предлагаю вам сейчас нарисовать сказку. Только вместо кистей и красок нужно использовать слова. Расскажите об образах, которые возникали у вас при чтении сказки. Используйте в речи изобразительно-выразительные средства.

Каждый выступивший получает цветочек.

— Предварительный опрос.

Назовите героев пьесы.

Имена всех героев на отдельных листах заготовлены заранее. При произнесении листы с именами крепятся к доске в том порядке, как были названы.

Да, героев в сказке много. Каждый из них выполняет свою функцию. Поэтому нам необходимо их сгруппировать, для того, чтобы дать характеристику и понять основную мысль произведения.

Сейчас я предлагаю вам поработать в группах.

Работа в группах.

Каждая группа получает карточку. На этой карточке даны отрывки из пьесы. Вы определяете, кому принадлежат эти реплики, и даете название своей группе.

1 группа – «Семья Снегурочки».

2 группа – «Любовь».

3 группа – «Снегурочка».

— Задание группам.

1 группа: перечислите героев сказки; поделите лист на две равные части. Назовите родителей Снегурочки. В первой половине квадрата запишите имя отца и качества, свойственные ему, во второй — имя матери, качества, свойственные ей.

Закрасьте каждую половину тем цветом, с которым ассоциируется характер родителей Снегурочки.

Какие качества характера переняла дочь от родителей?

 (Снегурочка олицетворяет сердечную стужу. Она долго жила в полном одиночестве. Одновременно,  как и отец Мороз, девушка  настойчива, это помогает ей достичь самой главной цели: научиться любить. Стремление дарить тепло и нежность любимым  –  характерные черты матери Весны. В её душе идёт противоборство Тепла и Холода)

2 группа: перечислите героев сказки. Запишите имена героев,  к которым Снегурочка проявляет внимание.

Кого из них Снегурочка любит по-настоящему?

— Кто из женихов , по вашему мнению, является предателем? Почему? С каким цветом у вас ассоциируется данный сектор? Закрасьте его.

(Мизгирь — предатель. Ослеплённый красотой девушки, Мезгирь не считается с её мнением, просьбами и вопреки всему предстаёт с невестой перед народом, Мизгирь предал Купаву- свою невесту. Леля можно тоже назвать предателем. Он отверг любовь девушки, бросил цветок ,который она ему подарила).

3 группа: перечислите героев сказки. Ответьте на вопросы.

— Способна ли любить героиня? Что Снегурочка говорит о себе?

— Хочет ли она быть как все? Почему ей нельзя любить?

— Изменилась ли Снегурочка в финале? Какой она стала?

— Кого она винит в том ,что Лель её покинул?

(Снегурочка – сама доброта и нежность, но чувства её пока дремлют и не воспринимают окружающий мир. И лишь открыв людям сердце, она ощущает счастье  и сгорает от него же)

  1. Презентации групп.

Группы демонстрируют свои работы.

После выступления в каждой группе идет оценивание, саморефлексию.

— С данной работой справились лучше …

Вывод:

  1. Подведение итогов.

Нерушима гармония извечных и суровых законов природы, согласно которым должно протекать человеческое бытие.

Итак, подведем итоги.

Причина всех несчастий страны берендеев – в людском эгоизме, в потере людского родства, в утрате любви и чувства красоты:

В сердцах людей заметил я остуду

Немалую; горячности любовной

Не вижу я давно у берендеев,

Исчезло в них служенье красоте.

В этих словах мудрого царя раскрывается глубинный смысл пьесы, где этическая красота человека определяется взаимностью с природой и другими людьми.

А заключительные слова Берендея: «Изгоним же последний стужи след из наших душ и обратимся к Солнцу» раскроют идейную основу всей пьесы, в них высказана мечта Островского о мире, свободном от холодных, расчетливых людей.

  1. Домашнее задание.

Написать эссе на тему «Образ … в моем восприятии».

  1. Рефлексия.

Если вам понравился урок, похлопайте в ладоши.

Вы аплодируете себе, друг другу, сегодняшнему дню.

multiurok.ru

Тест по пьесе Островского «Снегурочка» (6 класс)

Тест по пьесе Островского «Снегурочка»

  1. Островский определил жанр своего произведения:

А) комедия б) весенняя сказка в) трагедия

2. Взаимоотношения Мороза и Весны основаны:

А) на любви и уважении друг к другу

Б) на ненависти и неприятии друг друга

В) на неравноправии: Мороз ущемляет права Весны и не дает ей воли

3. В пьесе Весна, обращаясь к Морозу, говорит: 
На свете все живое 
Должно любить. 
Снегурочку в неволе 
Не даст тебе томить родная мать, 
выражая свое желание:

А)  поскорей отдать дочь замуж

Б) освободить дочь от власти жестокого отца

В) выпустить дочь на волю, к людям, на встречу счастью и любви

4. Названные родители Снегурочки — Бобыли:

а)  бездуховны, стремятся к наживе, материальному благополучию
б)  проявляют смирение, взаимопонимание и уважение к людям
 в) непокорны, свободолюбивы

5. Гибель Снегурочки и Мизгиря — это:

 а) символическое окончание зимы в царстве Берендея
 б) трагедия для берендеев
 в) несчастный случай

6. Полюбить Снегурочка смогла, когда:

а)  встретила Мизгиря, и он внушил ей это чувство
б)  ее мать Весна помогла дочери
в) Лель спел ей песню о любви

7. Кто не является героем ?

А) Леший. Б) Баба Яга В) Бобыль Бакула.

8. Чьи песни Снегурочке милее,

чем песни матери-Весны?

А) Леля Б) берендеев В) Ярилы

9. На какую горку приглашает поиграть

Купава Снегурочку?

А) на снежную горку

Б) на веселую горку

В) на красную горку

10. Страдающая Купава обратилась за помощью

А) к Яриле Б) к Берендею В) к Морозу

11. Что дала Весна Снегурочке, чтобы та обрела любовь?

А) цветок Б) кольцо В) венок

12. Кого полюбила Снегурочка?

А) Мизгиря Б) Леля В) Лешего

13. Кем приходился Мороз Снегурочке?

А) дедом Б) мужем В) отцом

infourok.ru

А.Н. Островский «Снегурочка» 6 класс

Предмет: Русская литература

Тему урока: А.Н. Островский. «Снегурочка» (в сокращении).

Герои весенней сказки Островского. Пролог: спор Весны и Мороза.

Конфликт в душе Снегурочки: «любовь» и «сердечная остуда» (гибельность безграничной

любви и холодная чистота одиночества). Образы славян­ской мифологии в произведении.

Цели и задачи:

  • формирование знаний по изучаемой теме;

  • развитие устной связной речи учащихся;

  • расширение кругозора и словарного запаса учащихся;

  • привитие чувства любви и сострадания к окружающим;

  • воспитание чувства сплоченности и единения;

  • развитие индивидуальных способностей учащихся

ожидаемый результат: научиться понимать и осмысливать изучаемый текст, умение делать определенные выводы

оборудование: класс, учебник, тетрадь, маркеры, бумага, клей и т. Д.

ход урока:

  1. Оргмомент: приветствие, дежурство, тема урока, цели и задачи

Лирическое отступление: отрывок стихотворения о зиме

Вот север , тучи нагоняя ,

Дохнул, завыл — и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

Игра «Красивые прилагательные» ( к 1 существительному подобрать прилагательные и чтобы они не повторялись). Взять за основу «ДРУЖНЫЙ И ЧЕСТНЫЙ», «СПРАВЕДЛИВЫЙ И СПЛОЧЕННЫЙ»

Поделить на группы при помощи «школьных принадлежностей»

  1. Проверка пройденного материала:

— расставить правильно отрывки в порядке очередности их изложения; (зачитать и объяснить)

— продолжить и кратко пересказать, что произошло дальше;

— объяснить значение выражений: «Шуба овечкина, а душа человечкина»» и «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…»

Критерии оценивания: индивидуальный: выполнил и прочитал Д/З до конца – 5 баллов;

Прочитал больше половины – 4 балла

Помню только то, что изучали в классе – 3 балла

не читал совсем – 2 балла

по группам: выразительность чтения – 1балл

связность речи при пересказе – 1 балл

хорошее знание текста – 1 балл

понимание и осмысление смысла данных выражений – 1 балл

умение работать в группе – 1 балл

  1. Изучение нового материала:

Работа по группам: 1 группа — краткие сведения об Александре Николаевиче Островском; 2 группа – история создания пьесы «Снегурочка»

Чтение сказки по ролям – весь класс (отрывок) – чтение по группам

Нарисовать или написать сведения противоположной группы

Критерии оценивания:

По группам: четкость изложения полученной информации – 1 балл

Использование графического, табличного или художественного изображения при объяснении – 1 балл;

Развитие связной речи ученика – 1 балл

Аккуратность и грамотность при выполнении задания – 1 балл

Индивидуальное оценивание

Очень хорошо читаю и выразительно – 3 балла

Очень хорошо читаю, но не выразительно – 2 балла

Читаю не очень хорошо, но выразительно – 2 балла

Читаю очень плохо – 1 балл

  1. Закрепление материала: работа с классом:

Вопрос – Ответ: за каждый правильный ответ – 1 балл (звездочка)

Прибавить к листу самооценивания

В группе: активно работал в группе и отвечал у доски – 4 балла

активно работал в группе, но не отвечал у доски – 3 балла

Не работал в группе, был пассивным – 0 баллов

Собери Снегурочку – 1 балл, тот кто быстрее

  1. Домашнее задание: читать пересказывать стр

Оценить урок 4 прилагательных от каждой группы.

Оставшееся время – показать мультфильм

multiurok.ru

Тест по литературе (6 класс) на тему: Онлайн — тест. Литература 6 класс. А.Н. Островский. Пьеса «Снегурочка».

          Тест А.Н. Островский « Снегурочка»                    Вариант 1

1. Островский определил жанр своего произведения:

1. комедия;

 2. весенняя сказка;

 3. трагедия.

2. Композитор, автор оперы «Снегурочка»:

 1. Н.А. Римский-Корсаков;  

2. А.П.Бородин;  

3. П.И.Чайковский.

3. Взаимоотношения Мороза и Весны основаны:

1. на любви и уважении друг к другу;

  2. на ненависти и неприятии друг друга;

 3. на неравноправии: Мороз ущемляет права Весны и не дает ей воли.

4. В пьесе Весна, обращаясь к Морозу, говорит:

На свете все живое
Должно любить.
Снегурочку в неволе
Не даст тебе томить родная мать, 
выражая свое желание: 

1. поскорей отдать дочь замуж;  

2.  освободить дочь от власти жестокого отца
3.  выпустить дочь на волю, к людям, навстречу счастью и любви.

5. Названные родители Снегурочки — Бобыли:

1. бездуховны, стремятся к наживе, материальному благополучию;  2. проявляют взаимопонимание и уважение к людям;  

 3. непокорны, свободолюбивы.

6. Увлеченный холодной красотой Снегурочки, Мизгирь забывает о Купаве, любящей его горячо и искренне, потому что:

1. не любил Купаву и все в жизни, в том числе любовь, счастье, мерил деньгами
2. Снегурочка была красивей Купавы;

3. не хотел жениться на бедной девушке.

7. Взволнованный неблагополучием в своем царстве, Берендей говорит: 
…Наше лето,
Короткое, год от году короче
Становится, а весны холодней —
Туманные, сырые, точно осень…
так он объясняет ставшую закономерной холодность, отчужденность людей в Берендеевом царстве. Такой художественный прием называется:

1. антитезой;

 2. гиперболой;  

3. аллегорией.

8. Гибель Снегурочки и Мизгиря — это:

1. символическое окончание зимы в царстве Берендея;

 2. трагедия для берендеев;  

 3. несчастный случай.

9. Полюбить Снегурочка смогла, когда:

 1.встретила Мизгиря, и он внушил ей это чувство
2. ее мать Весна помогла дочери;  

 3. Лель спел ей песню о любви.

          Тест А.Н. Островский « Снегурочка».                                                            Вариант 1

                            Ответы

1 —   2 (весенняя сказка)

2  — 1 (Римский – Корсаков)

3  — 3 (на неравноправии)

4  — 3 (выпустить дочь на волю, к людям)

5   — 1 (бобыли   бездуховны,  стремятся

          к наживе, материальному благополучию)

6  — 1 (не  любил  Купаву,  всё в жизни и любовь

          мерил деньгами)

7  — 3 (аллегорией)

8  — 1 (символическое окончание зимы   в царстве Берендея)

9  — 2 (её мать Весна помогла дочери)

nsportal.ru

Конспект урока «А.Н.Островский «Снегурочка»

КГУ «Макашевская средняя школа»

с.Макашевка

Тайыншинский район

Северо-Казахстанская область

Республика Казахстан

Котвицкая Светлана Александровна

учитель русского языка и литературы

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ

Тема: А.Н. Островский «Снегурочка».

УМК: «Русская словесность» под редакцией Л.С.Рыгаловой, Л.Ф.Туниянц

Цель:

— познакомить учащихся с творчеством А.Н. Островского, его пьесой-сказкой «Снегурочка»; отработать навыки выразительного чтения;

— развивать образное, ассоциативное мышление, память и речь;

— воспитывать постоянство чувств, верность слову, бережное отношение к чувствам других людей.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация

1. Беседа.

— Каким вы представляете себе Царство Берендея?

— Какой эпизод пьесы-сказки вам запомнился? К какому эпизоду захотелось нарисовать иллюстрацию?

— Какой вы себе представляете Снегурочку?

— Где ещё вы встречались со Снегурочкой? Сравните её с героинями русских народных сказок.

— Какие чувства вызвала у вас эта сказка?

2. Словарная работа.

Вспомните значение слов драма, пьеса, сказка, конфликт. При необходимости воспользуйтесь словарем литературоведческих терминов.

III. Формирование новых понятий и способов действия.

1. Слово учителя.

Лирическая пьеса «Снегурочка» — произведение, которое вместило в себя народную сказку о девушке-снегурочке, народное предание о древнем племени берендеев, старинные календарные обряды, песни, поэтому «Снегурочка» — многоуровневое, многожанровое произведение.

Станиславский писал: «Снегурочка» – сказка, мечта, национальное предание, написанное, рассказанное в великолепных звучных стихах Островского».

Жизнь Берендеева царства проста и мудра, как и сама природа. Царь берендеев – блюститель мира и справедливости. Любовь для него – благое чувство, великий дар природы, перед которым надо преклоняться. Он уверен, что свет «правдой и совестью только держится».

Заключение браков в стране берендеев – важное для всего народа дело. Обман девушки, оскорбление доверчивой девичьей души – государственное преступление. Вместе с тем любовь прекрасна и сильна только свободной. Судить преступника, нарушившего святость любовных обетов, Берендей приглашает весь народ.

Во время работы над «Снегурочкой» Островский консультировался с историками, археологами, знатоками старинного быта, обрядов, что нашло свое отражение в пьесе. Четвертое действие заканчивается встречей Солнца – Ярилы. Праздник солнца – это старинный календарный обряд, который проводился в средней России на Петров день – 29 июня. Народный летний праздник сопровождался играми, хороводами, песнями.

Лирическая песенная основа обряда привела Островского к мысли, что музыкальное сопровождение должно органически сочетаться с драматическим действием. Работая над пьесой, он по частям посылал ее текст Чайковскому, который написал музыку. В 1880 году Римский-Корсаков попросил у Островского разрешения воспользоваться текстом «Снегурочки» для оперы.

2. Беседа.

– Где происходит действие пьесы? Как вы это узнали?

– Кто герои пьесы? Опишите их.

– Какую роль играют описания природы?

– Как встречает Весну земля берендеев? Найдите и зачитайте.

– Где проходит детство Снегурочки?

– Почему Снегурочка хочет уйти к людям? Разве её не любят отец и мать?

– В чём суть конфликта между Весной и Морозом?

– С радостью ли Мороз отпускает Снегурочку к людям? От чего он предостерегает Снегурочку?

– Как Островский рисует картины народной жизни?

– Расскажите о масленице.

– Как берендеи воспринимают появление Снегурочки?

– Что вы можете рассказать о новой семье Снегурочки?

– Кто такой Лель? Что в нём привлекает Снегурочку?

– Почему Лель бросает цветок, подаренный Снегурочкой, и убегает к другим девушкам?

– Чем отличается Снегурочка от Купавы? На чьей стороне ваши симпатии?

– Почему срывается помолвка между Мизгирём и Купавой?

– Итак, какой предстаёт Снегурочка в начале пьесы?

3. Выразительное чтение по ролям.

Учащиеся читают по ролям диалог Мороза и Весны из пролога пьесы.

IV. Применение. Формирование умений и навыков.

1. Работа с текстом.

— Выпишите из текста пролога эпитеты. Есть ли среди них постоянные эпитеты, характерные для фольклорных произведений? Приведите примеры.

2. Устное словесное рисование.

— Какой вы представляете себе декорацию пролога пьесы? Опишите ее подробно.

V. Этап информации о домашнем задании

1. Составьте устный рассказ об одном из героев, используя примеры из текста.

2. Выберите материал о Берендее, его отношении к народу.

VI. Этап рефлексии

www.metod-kopilka.ru

«Весенняя сказка А.Н.Островского «Снегурочка» Фольклорные традиции и новаторство писателя»

Фольклорные традиции и новаторство писателя»

(Форма урока — защита презентаций)

Оборудование урока: портрет писателя, иллюстрации к русской народной сказке «Снегурочка», мультимедийная презентация.

Задачи урока:

  • Формирование умений находить в авторском творчестве фольклорные элементы.

  • Углубление знаний учащихся по теории литературы (Традиция, новаторство, обряд, сказка).

  • Развитие навыков выразительного чтения и ассоциативного мышления учащихся.

  • Пробуждение интереса к личности и творчеству А.Н. Островского.

  • Воспитание интереса к исследовательской работе.

Ход урока

Выступления учащихся ( защита презентаций )

Биографы

1.Целью нашего исследования было изучение истории создания сказки «Снегурочка» и постановки пьесы.

2.(слайд с портретом А.Н.Островского)

Колумб Замоскворечья – так называли Александра Николаевича Островского.Он родился в апреле 1823 года в Москве, в Замоскворечье – районе, где традиционно селились купцы и чиновники.

Островского по праву считают основоположником русского национального театра.Он автор 47 пьес, которые до сих пор не сходят со сцены многих театров.

3.(слайд — обложки книг)

Одной из самых популярных пьес Островского является пьеса – сказка «Снегурочка». «Весенняя сказка» — так назвал её автор.

4.( слайд — Барский дом)

С имением Щелыково связана история создания многих пьес, в том числе и пьесы «Снегурочка».В 1873году под влиянием русской народной сказки из сборника А.Н.Афанасьева (собирателя фольклора) Островский пишет пьесу «Снегурочка».В ней снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы.

5.(слайд — П.И.Чайковский)

Почти сразу после создания пьеса была поставлена на сцене.

«Это одно из любимых моих детищ. Пьеса Островского мне понравилась, и я в три недели без всякого усилия написал музыку»Пётр Ильич Чайковский свой замысел определил так: «В этой музыке должно быть заметно радостное, весеннее настроение».

6.(слайд — Р- Корсаков)

В 1881 году композитором Римским – Корсаковым была написана опера «Снегурочка»Как говорил сам композитор: «Ни одно сочинение до сих пор не давалось мне с такой лёгкостью и скоростью , как «Снегурочка»

Музыка Н.А.Римского – Корсакова пронизана благоуханием весны, теплом и светом, согрета песенными народными мотивами.

7.(Костюмы 2 слайда)

Эскизы костюмов к пьесе — сказке «Снегурочка» были созданы известным художником Виктором Михайловичем Васнецовым.

8.(слайд — Вывод)

Итак, «Снегурочка» Островского, написанная драматургом в 1873 году на сюжет народных сказок о девушке – Снегурушке была задумана как веселое представление для праздничных спектаклей.

Фольклористы

(слайд — фольклорные мотивы в сказке)

1.Обратившись к содержанию пьесы – сказки, мы должны были определить, какие жанры УНТ ввел в сказку драматург, обработав их литературно.

Итак, в пьесе – сказке «Снегурочка» А.И.Островский широко использовал материал народных сказок, поверий, обычаев, календарных обрядов, связанных с весной – светлым и радостным временем года.

(слайд – сказка)

2. Остановимся поподробней на некоторых жанрах устного народного творчества, которые использовал Островский. Как уже было сказано, пьеса «Снегурочка» была навеяна историей — сказкой о девушке, слепленной из снега и растаявшей от яркого пламени костра, через который она прыгнула.

(слайд- легенда)

3. В основе сказки лежит легенда о Берендеях. Действие в сказке происходит в стране берендеев в доисторическое время.

По преданию, в древние времена жило счастливое племя берендеев, которым управлял мудрый и добрый царь Берендей. Вотчиной Берендеева царства считают Переславль – Залесский, в 20 км от него есть поселок Берендеево, есть и Берендеево болото.

(слайд- Обряды)

4.А.Н.Островский в пьесе широко использует обрядовую мифологию.

Сюжет сказки «Снегурочка»представляет собой последовательную цепочку обрядов: берендеи провожают Масленицу, выходят встречать Солнце, участвуют в свадебном обряде, в котором показаны три момента свадебного обряда – девичник, сватовство, день свадьбы.

5.(слайд — Масленица)

Обратимся к обряду Масленица. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. Главные традиционные атрибуты народного празднования масленицы – блины и гуляния. Ритуал проводов Масленицы заключается в сожжении чучела Масленицы.

( предлагаем вашему вниманию фрагмент «Проводы Масленицы» из мультипликационного фильма «Снегурочка». Музыка из оперы Римского –Корсакова.) (фрагмент фильма)

6.(слайд — Пословицы)

В пьесе – сказке встречаются пословицы и поговорки. Они придают речи героев выразительность, яркость, образность. Народная мудрость звучит в пословицах и поговорках, встречающихся в сказке.

7.(слайд — Народные песни)

На вопрос отца – Мороза: «Что магнит тебя покинуть терем родительский, и что у берендеев завидного нашла?»

Снегурочка отвечает: «Людские песни. Без песен жизнь не в радость».

Мудрая простота народных песен окрашивает сказку весенними тонами расцветающей природы.

В свою сказку Островский включил подлинную фольклорную песню «А мы просо сеяли..» (фрагмент фильма)

9. Вывод:

Итак, лирическая пьеса – сказка Островского «Снегурочка»- произведение, которое вместило в себя народную сказку о девушке – Снегурочке, народное представление о древнем племени берендеев, старинные календарные обряды, песни. Таким образом, Островский сохранил традиции устного народного творчества, включив перечисленные жанры устного народного творчества в свою сказку.

Литературоведы

(слайд – традиции и новаторство)

1.Определить, в чем проявилось новаторство писателя при создании сказки – вот цель нашего исследования.

Если традицией является передача и сохранение обычаев и нравов, то новаторство – это обновление и привнесение чего-то нового в создаваемое произведение.

(слайд — таблица — Отличие сказки от пьесы)

2.Так что же нового привнёс автор в созданное произведение?

Во-первых, Островский наполнил сказку – пьесу новым содержанием. В его сказке, в отличие от русской народной, Снегурочка – Дочь Мороза и Весны, и тает она от любви.

(слайд — Таблица с героями)

3.Во-вторых, наряду с вымышленными сказочными героями в сказке присутствуют реальные персонажи: Лель, Купава, Берендей, Мизгирь, Бобыль, и др.

(слайд — Образ Снегурочки)

4.В сказке самым примечательным является Образ Снегурочки. Он привлекает внимание читателя. Снегурочка Островского – сама доброта и нежность. И лишь открыв свое сердце людям, испытав дар любви, ощутив счастье, сгорает в этом огне восторженная. Снегурочка погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярила.

Обратимся к финальной сцене сказки…(инсценировка)

После слов царя Берендея :

Включить фрагмент фильма – щёлкнуть на образ Снегурочки)

(слайд- Вывод)

5. Итак, новаторство писателя заключается в том, что

1) Писатель придумал новый сюжет для старой сказки.

2) Наполнил мотив гибели новым содержанием.

3) Образ Снегурочки превращается в символ всепобеждающей любви, символ победы любви, победы жизни над смертью.

Слово учителя:

Да, Островский мотив гибели Снегурочки наполнил новым содержанием: Снегурочку губит не солнце, а любовь , которой она так жаждала. Сохрани она холодное сердце, гибель бы ей не грозила, Но жить бесчувственной она не хочет и не желает быть причиной гибели Мизгиря.

Проблемный вопрос группам:

Согласны, что образ Снегурочки прекрасен?

Но почему же тогда царь Берендей называет её кончину чудесной, и берендеев не тревожит её гибель и гибель Мизгиря?

Ваши мысли?

(ответы каждой группы)

Заключительное слово учителя:

Печальный финал любви Снегурочки берендеи не восприняли как трагедию. Берендеи поняли, что жить без любви невозможно. Живя в полном согласии с природой, нужно понимать , что смерть Снегурочки закономерна, так как снег весной тает, но при этом он питает новую жизнь. И так из века в век- закон природы.

Так что же такое «Снегурочка» Островского?

«Снегурочка» — это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы , молодости.

Произведение основано на народных сказках, песнях, преданиях и легендах.

Островский только соединил сказки, легенды и песни воедино и придал народному творчеству весьма своеобразный колорит.

Домашнее задание: «Чему научила меня сказка-пьеса «Снегурочка»?

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *