Входной контроль 5 класс русский язык фгос диктант: Входной диктант по русскому языку 5 класс
Входной диктант по русскому языку 5 класс
Категория «Русский язык»
Входной диктанты 5 класс
Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся на начало учебного года.
Категория «Диктанты»
Входной диктант «В лесу»
Мы идём по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встаёт солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно. Мы входим в зелёную чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льётся через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу. В этой местности живут пушистые белки. Вот зверёк прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку. Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъём ведёт в гору. Там конец нашего пути. Объём слов: 89
Диктанты 5 класс / Входной диктант 5 класс
Задание
- 122 136
Категория «Диктанты»
Входной диктант «Небесная книга»
Вы умеете читать небесную книгу? Слова в обычной книге составляются из букв, а звезды в небе образуют разные созвездия.
Диктанты 5 класс / Входной диктант 5 класс
Задание
- 36 893
Категория «Диктанты»
Входной диктант «Гроза»
Я ехал с охоты вечером. Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса. Надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака. Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника. Я подвигался вперед с трудом. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям.
Сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями. Я поехал шагом и скоро вынужден был остановиться и приютиться к широкому кусту. Я терпеливо ожидал конца ненастья. Вдруг на дороге почудилась мне высокая фигура. Неизвестный словно вырос из-под земли. Объём слов: 86Диктанты 5 класс / Входной диктант 5 класс
Задание
- 60 403
Категория «Диктанты»
Входной диктант «Наступление весны»
С каждым днём весна наступает. Оживает, голубеет небо. Тёплый ветер гонит по нему воздушные корабли. Высоко над землей купаются в лучах солнца жаворонки. Радостной трелью льются их песни высоты. Приятно прогуляться в весенний лес погожим деньком. Извилистая тропка петляет между деревьев. Пахнет весенними почками. Как хорошо и легко дышится! Вот вертится на кленовой веточке маленькая птичка. Спешит по своим делам колючий ёж. Быстро спускается по стволу ели шустрая белочка. Звонкой дробью отмечает приход весны дятел.
Диктанты 5 класс / Входной диктант 5 класс
Задание
- 40 412
Категория «Диктанты»
Входной диктант «На опушке леса»
На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьёт подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далекий путь. Поэты и художники прославляют красоту нашей родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах. Низкий берег покрыт зеленым ковром лугов и кустарниками. На лугу пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов. Откос на берегу Волги очень красив. Местные жители любят проводить здесь выходные дни. Они любуются окрестностями, ловят рыбу, купаются. Объём слов: 88
Диктанты 5 класс / Входной диктант 5 класс
Задание
- 48 215
Входной диктант 5 класс по русскому языку » Рустьюторс
Трудно представить себе море без маяка. Маяк помогает кораблям не сбиться с пути, не натолкнуться на мель. Его свет показывает морякам путь в порт. С помощью маяка капитан может определить свое положение в море. Маяк предупреждает об опасных рифах и скалах.
Знаешь ли ты, когда был построен первый маяк? Первые маяки появились тогда, когда люди стали выходить в море. Это были небольшие башни. На вершине такой башни стояла корзина из металла с горящим деревом или углем.
Сегодня маяки очень изменились. Но, как и прежде, свет маяка показывает морякам дорогу домой. (91)
Всем деревьям подарила весна праздничный цветочный наряд. Кому яркий, а кому скромный. Самой первой украсилась верба пушистыми барашками.
Черемуха из всех своих сестер и братьев самая заметная. Она будто снегом усыпана. Стоит в своем пышном белоснежном платье на лесной опушке, как невеста. Молоденькая елка принарядилась. Словно к Новому году приготовилась. Украсила свои веточки яркими желтыми цветами- фонариками. Смолистая молоденькая сосенка украсила себя шишечками. У дуба цветы маленькие, незаметные. Зачем дубу украшения? Он дерево видное, могучее. (76)
Май — месяц зеленого наряда. Ярким зеленым ковром сочных трав оделись поля, луга, рощи. В изумрудную листву наряжаются березки и пахучие тополя. Играют ветры молодой листвой. Трепещут на ветру круглые листочки осинок. Шумит зеленый лес. Вся природа празднует весну.
В лесу закурчавилась зеленью молодая вершина дуба. Ярко зазеленела высокая липа. Бузина распушилась метелочками пахучих цветов. Под деревьями показались нежные цветочки ландышей. Заросли черемухи одеты белой пеной душистых цветов.
С утра до позднего вечера звенит птичий хор в зеленых рощах. (80)
По Г. Яковлеву.
Наконец заканчивается долгая зима. Заметно прибавились дни. Ярче стали солнечные лучи. Солнышко уже сильно греет в полдень. Потемнела белая пелена снега, почернели дороги. Вода показалась на улице, потекли звонкие ручьи. Во дворе появились лужи.
Март уже на исходе, апрель во дворе. Из теплых стран возвращаются птицы. Грачи прилетели первыми. Они заняли свои летние квартиры. Птицы сразу взялись за работу. Они поправляют свои старые гнезда. Для этого грачи ломают крепкими носами верхние побеги ветвей деревьев. Гнездо должно быть уютным и надежным. (82)
Улыбнулось солнце. От его улыбки ожило все кругом. Земля дышит теплом. Вылезли на свет божьи коровки, муравьи. Загудел полосатый шмель, ищет на обед медовый цветок. Пятнистые божьи коровки проверяют на деревьях молодые листья. Не завелась ли тля? Трудятся муравьи, строят муравейник. Тащат сухие травинки, кусочки коры, хвойные иголки.
Полным ходом идет работа. Прыгают драчливые воробьи, чистят свои перья. Пушистая черная кошка вывела котят погреться на солнышке. Играют малыши на мягкой травке. Все живое радо веселому солнышку. (78)
Весеннее небо голубое и чистое. Солнце светит и греет. Веет весенним теплом. На солнечной стороне тает снег. На крыше висит длинная сосулька. С ее конца падают капельки. Воробьи весело чирикают. Они чистят свои перья и купаются в лужице теплой воды. На ветку березы взлетела ворона. Она вытягивает шею и хрипло кричит. Молодая галка ищет место для гнезда. На дальней изгороди сороки вертят головами, качают хвостиками и трещат. Вот слышишь нежную песенку овсянки. Ее голос звенит, как маленький колокольчик. (80)
Солнце светило ярко, празднично, победно. Легкие белые облака летели по синему небу. Трава налилась зеленью. Золотились поля пшеницы. В небо взлетели жаворонки и запели песнь солнцу. Прохладный воздух наливался теплом, запахом трав. Зазвенели комары и стали плести в воздухе тонкое кружево. Коровы мычали, просились на улицу. Весело прокричал петух. Ему ответили хлопотливые куры.
Люди любовались синью неба, зеленью травы. Стало тепло. На пруду раскрывались белые и желтые кувшинки. Люди смотрели на солнце и радовались. (75)
По 3. Воскресенской.
Шел охотник с ружьем по густому лесу. Забрел на маленькую полянку. А на краю полянки стеной стоят кусты. Вдруг под кустами зашевелилась трава. Из высокой травы вышел котенок. Да какой забавный! Сам рыжий, ушки острые, хвост короткий, лапки толстые и крепкие.
Захотел охотник взять котенка. Как мог малыш заблудиться в дремучем лесу? Вдруг из кустов выглянула мама котенка. Большая и грозная рысь. Испугался охотник. Побежал он со всех ног с полянки. Это был не котенок, а рысенок. (79)
Сережа сидел на берегу речки. Он в первый раз на рыбалке. Мальчик надел на крючок червячка и далеко забросил удочку. Не клюет!
Вдруг леску потянуло вниз. Сережа поднялся и рванул удочку на себя. Так и есть! | Попалась рыбка! Она была маленькая и такая красивая. Мальчик взял рыбку в руки. Она сильно била хвостом и словно молила о пощаде. Сережа пожалел рыбку и выпустил ее в воду. Плыви к своей рыбьей семье! Мальчик шел с рыбалки счастливый. На сердце было радостно и светло. (84)
Солнце освещает моховое болото. По краям его окружает частый березняк. Земля в низинах покрылась зеленым мхом. На буграх кусты брусники, черники. На болоте дозревает крупная клюква.
В воздухе стоит запах трав. С деревьев опадают желтые листья. По ночам холодные росы покрывают землю. А утром вся трава и кусты в искрах от росы. В каждой травинке вспыхивает луч солнца. Это грустное прощание природы с теплом и светом. Скоро зима закует болото в свои снежные оковы. (79)
Человек попал под дождь и остался сухим без зонтика и плаща. Такое может быть только в сказке. Нет, не в сказке, а в пустыне. Целыми днями там палит солнце. Оно накаляет песок. Воздух в пустыне горячий и сухой. Облака в небе появляются очень редко. Еще реже выпадают осадки.
Во время дождя капли влаги не успевают долететь до земли. Они испаряются, тают в знойном воздухе. Вы видите, как идет дождь, стоите под ним, но промокнуть не можете. Ведь это дождь сухой. (83)
Ранней весной на проталинах среди снега появляются зеленые побеги. Они не боятся снега и холода. По виду они похожи на всходы огурцов.
Так начинает расти красивое крепкое дерево клен. Это дерево хорошо нам известно. Осенью его крупные листья окрашиваются в желтые и багряные цвета. Как красив осенний букет из кленовых листьев!
Клен не только красив. У него твердая и крепкая древесина. Много красивых и прочных вещей можно смастерить из клена. Особенно славятся деревянные музыкальные духовые инструменты. (77)
По Б. Александрову.
На солнечной поляне живет могучий дуб. Зимой возле старого дерева видны следы зверей. Это следы спутников дуба. Белки, мыши, кабаны любят зрелые золотистые желуди. Лоси обгрызают кору и тонкие ветки. Они вредят молодым деревцам.
Липу в зимнем лесу можно узнать по темному цвету коры. Весной ее легко отличить от других деревьев по клейким желтым почкам. В стволе молодой липы можно найти дупло пестрого дятла. В трещинах старых толстых лип живут различные мелкие птицы. Здесь встретишь воробьев, галок, летучих мышей. (83)
В лесу нет дерева красивее клена. Это дерево с широкими листьями и гладким
чистым стволом. Прочна его древесина. Клен растет рядом с могучим дубом и кудрявой березкой. Кленовые ветви крепкие и тугие. Вот лучами яркого солнца осветилась его вершина. Приятно в ясные теплые дни отдыхать под ветвистым кленом. По земле снуют шустрые муравьи. Порхают над цветами бабочки.
Клены сажают и для украшения городов. Семена клена летят далеко. Упадет семечко в мягкую почву, на другой год вылезет из земли тоненький кленик. (82) По И. Соколову-Микитову.
Люди знают много легенд о дельфинах. Они рассказывают о доброте и уме этих В животных. Ты тоже слышал много рассказов о любви дельфинов к людям.
Дельфинов легко приручать. Они любят играть в мяч. Гонят его по поверхности воды и бросают в сетку. Дельфины ловко прыгают через обруч. При виде трюков этих животных зрители приходят в восторг.
Дельфины живут очень дружно. С нежной заботой относятся они друг к другу. Дельфины не думают об опасности и мчатся по первому зову на помощь товарищу. (81)
По И. Орловской.
Свое гнездо иволга прячет среди буйной летней зелени. Оно похоже на гамак и крепко привязано к развилке ветки.
Легко узнать гнездо сороки. Большой шар висит в колючем кустарнике, на ветке ели, сосны, в ивняке.
Дрозд вьет гнездо на прочной основе. Его домик часто встретишь в середине пенька, в развилке толстых стволов, иногда и на земле. На опушке леса, в парке может гнездиться пеночка.
Много интересного можешь узнать о пернатых друзьях и их повадках. Учись наблюдать за жизнью зверей и птиц. И ты откроешь много тайн. (88)
По Г. Гуляевой.
Наступила ранняя весна. Лес наполнился чудесными звуками. Звонко щебечут сойки на сучьях деревьев. Радостно поют птицы. Журчат между кустами веселые ручейки. Теплый ветер пробегает по верхушкам деревьев.
Душистой смолой запахли набухшие почки. Скоро побегут от кочки к кочке хлопотливые муравьи. Вылетит первый шмель за сладким соком. Белыми подснежниками покроются лесные поляны. Зеленые стрелки молодой травы пойдут из земли. Зацветет на опушке черемуха. Загудят, замашут тяжелыми крыльями майские жуки? Хорошо весной в лесу! (75)
Дети поймали маленького жучка. Головка у него черная, крылья красные. На крыльях темные пятнышки. Это божья коровка.
Жучок сложил свои маленькие ножки, спрятал усики. Жив ли он? Жив! Он только прикинулся мертвым.
Дети разглядели божью коровку и на листок посадили. Выпустил жучок лапки, поднял свои твердые верхние крылья. Затем распустил легкие вторые крылышки. Взмахнула божья коровка крыльями, поднялась в небо и улетела.
Божьи коровки — полезные жучки. Они поедают вредных насекомых. (72)
По Г. Скребицкому.
Поднимается в небо холодное тусклое солнце. Спит под снежным покрывалом зимний лес. Я выхожу на лесную поляну. Как тихо вокруг! Зимой не услышишь пения птиц.
Но что это вдруг зашумело? Целая стайка птичек пронеслась над поляной. Да ведь это клесты!
Клесты — природные северяне. Им не страшны сильные морозы. Они с шумом облепили еловые ветки и стали вытаскивать из шишек вкусные семена. Я глядел на веселую стайку и думал о весне. Скоро весна! Спасибо вам, птички, за вашу радость и веселье. (81)
По Г. Скребицкому.
Самое прекрасное в мире — смотреть, как рождается день!
В небе вспыхнул первый луч утреннего солнца. Ночная тьма тихонько прячется
н ущелья гор и глубокие трещины камней. А седые вершины улыбаются своей ласковой улыбкой. Волны моря высоко поднимают белые головы. Они кланяются солнцу.
Доброе солнце смеется. Шаловливо покачиваются цветы. Они гордо улыбаются и тянутся к солнцу. Его лучи горят в каплях росы. А над цветами уже кружатся золотые пчелы и осы. Новый день пришел. (74)
По М. Горькому.
Березы землю украшают. Везде ты можешь встретить это прекрасное дерево. И в густом лесу березки стройные стоят. И на болоте они растут. И на песке они не вянут.
Было место совсем гиблое. Пришли туда белоствольные березки. Сразу похорошело кругом. Шелковистые листья березок нежно шелестят. Птицы на ветках гнезда вьют. От белых стволов свет над всей землей разливается.
Любит человек березки. У дома своего сажает. Песни о них поет. В стихах прославляет. Вокруг стройной березки девушки хороводы водят. (79)
По Э. Шиму.
Утром я пошел ловить рыбу. Вышел из дому рано. Рыба хорошо клюет до восхода солнца. Река была близко. Я быстро дошел до места и удобно устроился.
К берегу подплыла стайка рыбок. Я закинул удочку и стал ждать.
Вдруг вода внизу помутнела. Со дна вынырнула огромная щука. Она смело подплыла к рыбкам и ловко схватила одну из них. Не успел я крикнуть, как проворная хищница легко проглотила добычу. Щука вильнула длинным хвостом и уплыла обратно на дно. (78)
По Л. Варковицкой.
Однажды весной вода отрезала зайку на маленьком островке от суши. Он сидел на узкой полоске земли. Лапки у него были в холодной воде. Робкий зайка боялся прыгнуть. Малыш забрался на березовое бревно. Вдруг оно поплыло. Зайку обдувало прохладным ветерком. Он совсем замерз.
Утром бревно доплыло до берега. Из чащи леса вышли дети и заметили зайчика. Девочка взяла мокрого зверька. У нее на руках зайка зябко съежился. Ребята отнесли его домой. Они спасли зайчишку. Через неделю дети отпустили малыша в лес. (82)
Зеленый луг блестит на солнце. По всей окрестности льются запахи цветов и трав. Вот голубые колокольчики качают головками. Вьется душистый горошек с розовыми цветочками. Сладким медом пахнет пушистый клевер. Белеют крупные ромашки с желтой серединкой. Они похожи на маленькие солнышки.
Ползают по былинкам жучки с пестрыми спинками. Пролетают над цветами легкие бабочки с яркими крылышками. Гудят над лугом полосатые неуклюжие шмели. В густой траве прыгают большие зеленые кузнечики. Льются над землей звонкие голоса птиц. Все живое радуется летнему теплу. (81)
По А. Добронравовой.
Утро. Дождь больше не моросит. В сыром лесу тепло и тихо. Идешь к опушке леса. Сядешь на старый пень и слушаешь голоса птиц.
С поля доносится чириканье воробьев. Птицы ищут червяков на свежей пашне. С вышины льется звонкая песня жаворонка.
Несколько минут полной тишины. Только по вершинам сосен и елей пролетит ветерок.
Вдруг в стороне слышишь новую песенку. Это зяблик. Скоро его песня зазвучит в садах, рощах, лесах. Свежие звуки оживят окрестную землю после зимней тишины.
Прилетели зяблики. Лес оживает. (82)
По Д. Кайгородову.
Почему новый российский законопроект о языке вызвал критику с Кавказа?
Большинство людей на Кавказе считают, что столкнулись с культурным натиском, приравнивая законопроект к политике бывшего российского императора Николая II, который хотел, чтобы русский язык был приоритетнее других родных языков.
Молодые люди сдают ежегодный тест по русскому языку «Тотальный диктант» в Чеченском государственном педагогическом институте в Грозном, Чечня (14 апреля 2018 г.). (Елена Афонина/ТАСС/Getty Images)Представьте, что вы оказались в преимущественно горном регионе, где говорят на разных языках. Между Каспийским и Черным морями находится несколько языковых горячих точек — Кавказ, также известный как «гора языков».
На севере находится западная часть Евразийской степи, на юге — холмистая местность северной Месопотамии. Это место всегда имело уникальную структуру и социально-политическое устройство, в котором этнические группы, нации и языки процветали и перемещались между Азией и Европой.
Семнадцатилетняя Фатима родилась в Дагестане, малоизвестной республике России, окруженной горами на Северном Кавказе, где проживает 36 национальностей, в том числе аварцы.
«Древняя легенда гласит: когда Бог раздавал людям языки, он доставал их из своего волшебного мешка. Наконец, добравшись до Кавказа, он просто перетряхнул все, что было в мешке, по горам, — говорит Фатима, заливаясь смехом.
Осетинский, талышский, абхазский, убыхский, чеченский, ингушский, сванский и аварский – это лишь некоторые из языков коренных народов Кавказа. В этой части мира говорят более чем на 40 языках и сотнях диалектов. Однако в общей сложности более 131 языка на территории Российской Федерации отнесены ЮНЕСКО к исчезающим видам.
Президент России Владимир Путин выступает с речью на церемонии открытия памятника царю Александру III, отцу последнего царя Романовых Николая II, в Ялте, Крым (18 ноября 2017 г.). (Алексей Дружинин/AFP/Getty Images)Фатима — одна из немногих студентов, пытающихся привлечь внимание к тому, что их язык вымирает из-за давления сообщества на интеграцию с российским государством. 19 июняВ 2018 году Федеральное собрание России приняло законопроект об изучении родных языков и региональных национальных языков в школах. Законопроект, кроме русского, сделал обучение на 34 из 35 государственных языков России необязательным. Еще до первого чтения законопроект вызвал широкий общественный резонанс.
Фатима плавно и спонтанно, с оттенком гордости, исходящей от ее тона, читает на аварском языке стихотворение известного дагестанского поэта Рамсула Гамзатова:
«Пусть другие языки лечат других людей»
По-своему,
Но если завтра умрет аварский (язык)
Я лучше умру сегодня!»
Для нее стихи Гамзатова отражают богатство мировоззрения, присущее билингвам. Культурное и языковое сознание глубоко укоренилось в личности Фатимы благодаря стихам и песням, которые читала ее бабушка.
«Мне повезло, что я выросла и на аварском, и на русском языках. У нас не должно быть двойственности или противоречий между этими двумя языками.
Однако с этим законом русский язык не только стал официальным, но и приобрел статус «родного» (языка), заставив нас чувствовать себя менее аварцами», — говорит Фатима, подчеркивая свой страх потерять свою дагестанскую культуру.«У нас захватывающая география, полная гор. Вы когда-нибудь думали, что горы формируют человеческие языки и то, как мы говорим?» — неожиданно спрашивает Фатима возбужденным тоном.
По ее словам, причиной такого разнообразия являются горы, изолирующие население в отдаленных долинах, порождающие разные языки. Изрезанный ландшафт, высокие пики и полноводные реки, обозначающие «Гору языков», дали региону блестящее и сложное лингвистическое наследие.
Школьница на уроке в селе Корода Гунибского района Дагестана (4 октября 2017 г.). (Владимир Смирнов/ТАСС/Getty Images)«Вы только представьте, мы не можем понять соседние горные селения из-за географической изоляции и формирования разноязыковых семей», — говорит Фатима.
Некоторые политологи и лингвисты расценили этот законопроект как политику русификации. Целых 87 лингвистов из разных университетов Швеции, Финляндии, Норвегии и Италии обратились в Государственную Думу с требованием отклонить законопроект. Президент России утверждал, что неправильно заставлять кого-то учить чужой язык и что русский язык является «духовным каркасом» страны, который «ничем нельзя заменить». Отмена обязательных уроков родного языка Владимиром Путиным была воспринята как шаг к «построению единой идентичности в российском обществе» в стране, преимущественно в Кавказских горах.
Иллюстрация, изображающая российского императора Александра III, идущего на священнодействие 1 января 1893 г. После акватинты Шарля Мореля. (Стефано Бьянкетти/Corbis/Getty Images)В прошлом году Фатима изучала аварский язык по пять-шесть часов в неделю. Согласно новому постановлению, она может изучать язык максимум один час в неделю.
«Этот закон представляет угрозу этому языковому разнообразию, — говорит она, и ее слова выдают разочарование. — Как они могут ограничивать наше образование и лишать нас возможности изучать родной язык?»
С завоеванием Кавказа русскими в середине XIX века отдельные этнические группы, такие как черкесы, ингуши и чеченцы, при Александре III подверглись процессу культурной ассимиляции, эта политика, также известная как русификация, была направлена на то, чтобы заставить их отказаться от культуры и языка неевреев. — русские общины в пользу русской. Путем изменения этнической самоидентификации и идентичности политика русификации пыталась установить единый национальный образ и перестроить местные социальные структуры.
С созданием Советского Союза мало что изменилось. Хотя считалось, что Советы обладают относительным лингвистическим «либерализмом», они приступили к своему собственному типу языковой русификации. В 1917 году советские власти решили отменить использование арабского алфавита в родных языках Средней Азии, Кавказа и в Поволжье Татарстана, заменив его кириллицей. Постепенно в 1920-х годах обучение русскому языку усилилось, а в 1919 году оно стало обязательным языком обучения.38. Большинство вузов требуют, чтобы нерусские сдавали вступительные экзамены по русскому языку и литературе, поэтому стимул к изучению русского языка постепенно возрастал.
Местные жители воспринимают новый закон как возрождение русификации. Это создало напряженность не только на Кавказе, но и в других федеральных землях России. Первое введение этого закона произошло в Башкортостане и Татарстане, в результате чего были уволены учителя татарского языка, что сделало язык очень чувствительной политической проблемой. Все автономные округа положительно отреагировали на законопроект о языке, кроме Татарстана.
Пейзаж долины реки в Дагестане, Россия. (ТРТМир)Фаузия Байрамова, татарстанская активистка, писательница и лидер татарского национального движения, входит в число критиков, жалующихся на то, что новый закон представляет собой серьезную угрозу татарской идентичности. Она предупредила, что законопроект поставит под угрозу их язык и историю. Она предполагает, что это часть ошибочной попытки просто «сделать всех русскими».
«Мы все являемся свидетелями культурного геноцида, потому что язык поддерживает жизнь народов. Сегодня мы не сможем этого заметить, так как у нас есть поколение, которое говорит, читает и пишет на татарском языке. Однако представьте, что будет через 10 лет. Новое поколение больше не сможет выражаться на своем родном языке», — говорит Байрамова TRT World, ее голос полон гнева и разочарования.
По ее словам, Путин продолжает рассматривать нерусское население как потенциальную угрозу авторитету Кремля и так называемой «стабильности». Языки национальных меньшинств на Северном Кавказе уже находились под угрозой, но последний закон открыл двери для еще большего подавления и ограничения на полное выражение своей идентичности.
«Мы как национальная интеллигенция Татарстана осознаем, что теряем. Школы являются единственными учреждениями, в которых систематически обучают родным языкам этнических групп. С этим законом татары потеряют все: национальное телевидение, национальную литературу, национальный театр — потому что все работает с языком», — рассуждает Байрамова.
Кремль все чаще разрабатывает программу культурной гомогенизации, отказываясь от поддержки учебной программы с этническим и региональным образованием, языками меньшинств и их историей. По словам Байрамовой, Кремль намерен использовать свободный выбор преподавания языка как средство ассимиляции для продвижения своей программы национального строительства.
Генеральная Ассамблея ООН объявила 2019 год Международным годом языков коренных народов, в список которых включены чеченский и несколько других кавказских языков. Однако на момент внесения нового законопроекта в Думу против него не проголосовал ни один северокавказский представитель. Северный Кавказ всегда находился под усиленным контролем безопасности, так как каждое действие против решения Кремля рассматривается как «сепаратистское» или «угроза». Большинство представителей этого региона были выбраны за их лояльность Кремлю и сохранение «стабильности» в регионе. Как комментирует Байрамова: «Чеченцы, ингуши и дагестанцы обманывают себя. Они полагают, что дома будет достаточно говорить на родном языке. Однако постепенно язык вымрет».
С другой стороны, министр связи Чечни Джамбулат Умаров говорит TRT World, что в законе нет ничего плохого, и его должны соблюдать все студенты.
«Не сомневаюсь, что народы Российской Федерации имели, имеют и будут иметь право и желание изучать свои языки. Понятно, почему люди не хотят учить язык, ведь наши субъекты многонациональны, а представители других национальностей не хотят изучать дополнительные языки коренных народов субъекта. Это их право. Закон не нарушает прав народов Российской Федерации. Они лишь подтверждают свою приверженность руководству Российской Федерации демократическим принципам», — говорит Умаров.
Понимание отношения и политики российского правительства в отношении групп этнических меньшинств стало критически важным после аннексии Крыма Россией и ее кампании гибридной войны. Усилия России по влиянию и реинтеграции всех национальностей под общим языком и историей побуждают нас задаться вопросом, стремится ли Москва вернуться к политике русификации царской эпохи.
Источник: TRT World
Тотальный диктант: популярное русскоязычное мероприятие противостоит захвату государства
НИНА РОЖАНОВСКАЯ
Среди всех летних новостей и опасений один небольшой инцидент остался практически незамеченным всеми, кроме русскоязычных энтузиастов. Однако этот инцидент многое говорит о сложных отношениях между гражданским обществом и российским государством.
В конце июля по жалобе частного лица Новосибирское управление Минюста России инициировало внеплановую проверку деятельности некоммерческой организации «Тотальный диктант», которая проводит ежегодную орфографическую и пунктуационную проверку для всех желающих свое владение русским языком. Фонду дали неделю на то, чтобы представить все свои документы за весь год, со 2 августа 2020 года по 1 августа 2021 года, и, по-видимому, аудиторам потребовалось всего десять дней, чтобы просмотреть 5000 страниц и выявить некоторые незначительные нарушения, которые Фонд планирует исправить.
Эта внеплановая проверка привлекла больше внимания, чем обычная проверка деятельности НПО. Тотальный диктант — широко разрекламированное мероприятие, которое уже стало любимой традицией для многих в России и за ее пределами. Несмотря на глобальную пандемию, в апреле 2021 года в нем приняли участие более 675 000 человек, офлайн-диктанты были организованы в 732 городах и 39 странах, а к онлайн-сессиям присоединились полмиллиона человек. Эта явно популярная инициатива долгое время пользовалась государственной поддержкой, и некоторые комментаторы рассматривают августовский аудит как признак того, что она «впала в немилость» и что ее будущее теперь неопределенно по политическим причинам. Но как такая безобидная вещь, как проверка правописания, становится политической?
Проект Тотальный диктант был задуман в 2004 году в сибирском городе Новосибирске, где студенты Новосибирского государственного университета провели самое первое мероприятие такого рода, из которого оно выросло до международного уровня. Несмотря на эволюцию проекта, он сохраняет большую часть своего первоначального юмора. Для участников это ежегодное мероприятие стало забавным способом продемонстрировать свое мастерство владения запятыми и немыми буквами, а для организаторов — лингвистов и волонтеров — служит благородной цели — напомнить русскоязычным о красоте и сложности их языка. Формат имеет смысл, потому что диктант является стандартным упражнением в программе русской средней школы, когда учитель диктует текст, часто короткий отрывок из русской классической литературы, а ученики записывают его, чтобы попрактиковаться в орфографии и пунктуации. особенно сложно в случае с Россией.
Команда проекта творчески подошла к тому, чтобы превратить диктант в развлекательное упражнение и сделать обучение грамоте модным. Начиная с 2010 года тексты пишутся специально для «Тотального диктанта», а хедлайнерами мероприятия выступают известные и титулованные писатели, такие как Дмитрий Быков, Дина Рубина, Леонид Юзефович и Гузель Яхина. Но личность хедлайнера может вызывать разногласия. В 2013 году выбор Дины Рубиной вызвал негативную реакцию со стороны консервативных кругов, и губернатор Ульяновской области дошел до того, что заменил ее текст на текст другого писателя, сославшись на израильское гражданство Рубиной и использование «ненормативной лексики» в своих книгах. . Однако разногласия 2013 года меркнут по сравнению с 2021 годом, когда разногласия по поводу автора поставили под угрозу весь проект.
В ноябре 2020 года Россотрудничество, российское агентство культурного обмена, отказалось от поддержки предстоящего Тотального диктанта и предложения зарубежных диктовок — решение, связанное с политическими взглядами Дмитрия Глуховского, который был выбран в качестве новый хедлайнер. Тем не менее, проект пошел по плану, и Глуховский, популярный автор и критик российского политического режима, написал и лично продиктовал свой материал в апреле 2021 года. Однако на этом беды не закончились, и Фонд президентских грантов, оказывала финансовую поддержку инициативе четыре года подряд, но в 2022 году решила не делать этого. Глава фонда «Тотальный диктант» Ольга Ребковец расценила это решение как политическое и также связала его с фигурой Глуховского. Кроме того, весной 2021 года Новосибирский государственный университет, в котором раньше размещался Тотальный диктант как организация, обратился с просьбой о переезде фонда. Смена юридического адреса до сих пор не оформлена, что побудило Минюст идентифицировать его как несоответствие в ходе августовской проверки.
Трактовать эти недавние неприятности как череду неудачных совпадений потребовало бы полного игнорирования контекста, а именно продолжающихся посягательств на академические свободы в России, атак на независимые СМИ и попыток государства подорвать или кооптировать гражданские инициативы всех видов. Еще в 2016 году известный журналист, писатель и критик российского политического режима Дмитрий Быков уже беспокоился о возможном присвоении Тотального диктанта государством. Ведь такое присвоение случалось и раньше, и совсем рядом. Группа журналистов в сибирском городе Томске также воплотила в жизнь инициативу широких масс, которая переросла в общероссийскую, а затем и в международную — «Бессмертный полк». Чрезвычайно популярный и не соответствующий официальному историческому нарративу, он в конечном итоге был кооптирован российским государством, так что теперь есть две версии одного и того же проекта, и то, что должно было стать способом представить семейные истории и личные истории. отчеты о жертвах во время Второй мировой войны стали частью официального празднования Дня Победы. Независимо от того, подвергается ли Тотальный диктант таким же рискам или нет, государство уже использует свой бренд, создавая Победный диктант и Географический диктант.
Хотя язык и не обязательно является столь спорным, как наследие Второй мировой войны, он также может быть предметом споров. Например, разногласия по поводу феминистских ценностей переплетаются с непрекращающимися спорами об использовании в русском языке гендерно-зависимых названий должностей, а в Интернете происходят столкновения по поводу того, следует ли реформировать определенные грамматические нормы русского языка, поскольку люди в Украине и Беларуси могут найти их оскорбительными. Но, как и «Бессмертный полк», «Тотальный диктант» обладает большим консолидирующим потенциалом, что делает его таким привлекательным как для истинных языковых энтузиастов, так и для государственных структур, которые хотели бы в полной мере использовать его как инструмент «мягкой силы». Эта инициатива охватывает авторов, пишущих на русском языке, независимо от их гражданства, и привлекает людей далеко за пределами России, в том числе тех, для кого русский язык является иностранным. Это напоминание о том, что, несмотря на то, что последние поправки в конституцию провозгласили русский язык «государствообразующим народом», он не является собственностью ни российского государства, ни даже этнических русских, не может быть монополизирован или национализирован.
Ценность и значение Тотального диктанта трудно понять с первого взгляда, но его популярность говорит сама за себя. Увы, как выразился Дмитрий Быков, «в России любая деятельность, не имеющая одобрения властей, является преступной». Последствия приглашения Дмитрия Глуховского в качестве хедлайнера выглядят как попытка некой высшей инстанции провести четкие границы, в рамках которых проект может продолжаться спокойно. Хедлайнер следующего года Марина Степнова была объявлена 8 сентября, в Международный день грамотности. Степнова, автор Женщины Лазаря , никоим образом не кажется спорным и может означать возвращение к обычным делам. Но если проект вскоре столкнется с новым давлением, следует помнить, что неповиновение не обязательно является проигрышной стратегией. В конце концов, даже первоначальный «Бессмертный полк» до сих пор существует и выполняет свою миссию, несмотря на то, что идею взяло на себя государство.
Пока интернет-комментаторы шутят о скором превращении Тотального диктанта в «Тоталитарный диктант», команда проекта работает над тем, чтобы обеспечить его будущее.