cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Вставить пропущенные буквы 5 класс русский язык – Карточки по орфографии (5 класс)

Проверочные задания (русский язык, конец III четверти, 5 класс ФГОС)

Бе…пробудный, во…кликнуть, и…тыкать, ра…косый, бе…выездный, ни…падать, бе…порядок, в…колыхнуть, бе…аконный, бе…лесье, в…бесить, …дравствуй, …жать, бе…трашный, ра…клевать, бе…дарный, и…кусный, …дание, бе…спокойный, бе…жалостный, бе…домный, бе…крайний, бе…деятельный, бе…звучный, бе…конечный, бе…сердечный, бе…славный.

Упражнение 2 К данным словам подберите и запишите антонимы с приставками

 на –З,-С.

Сильный ож..г
Печ..т пирог
Хорош.. отдохнул
Потухшей свеч..й
Больш..й дом
Размеж..вывать
Вчерашняя ноч..вка
Улич..нный в измене
Просч..т в решении
Резиновым мяч..м
Тяж..лая ноша
Ч..порный
Хитрый ч..рт

Поч..тная грамота
Ч..тные числа
Плюшевый медвеж..нок
Ж..лтый утёнок

Упражнение 7 . Вставьте пропущенные в словах буквы (выбор приготовьтесь объяснить устно)

Разж..г костёр, реш..тка на окне, модная прич..ска, короткая ч..лка, деревянная щ..тка, упряжные ш..ры, рой пч..л, весёлая чеч..тка, ч..рный квадрат, таинственный ш..пот, ч..ткая линия, еле слышный ш..рох, молочный ш..колад, сильный ш..к, сожж..нный хворост.

Смешная девч..нка, серый мыш..нок, тюремная реш..тка, стремительный скач..к, парч..вая шаль, ч..порная дама, лесная чащ..ба, ож..г руки, ож..г руку, детская руч..нка, зелёный крыж..вник, камыш..вые заросли, еж..вые рукавицы, жж..ный сахар, корч..вка пней, окруж..нное преследователями убежище, ноч..вка в лесу, вооруж..нный всадник.

Упражнение 8 Вставьте пропущенные в словах буквы (выбор приготовьтесь объяснить устно)

Тонкая ж_рдочка, деш_вый товар,  спелый ж_лудь,  длинная беч_вка,  завитая ч_лка, красивый ш_лк, ч_рствый хлеб, тяж_лая ноша, ч_рная кош_лка, легкий ч_лн,  ж_сткая щ_тка, чугунная реш_тка, кривой ш_в, щ_лкать,  ч_порный вельможа,  тихий ш_рох,  спелый крыж_вник, городские трущ_бы, полуш_пот, ш_ковая терапия, ож_г руку, ож_г руки, ж_нглер, ш_фер, мокрое ш_ссе.

Буквы И-Ы после Ц в разных частях слова

Упражнение 9 Вставьте пропущенные в словах буквы (выбор приготовьтесь объяснить устно)

Крепкие мышц…, ц…ганёнок, дефиц..т, ц…кнуть на шалунов, участвовать в демонстрац…и,цариц…н, надвигающийся ц…клон, вкусные леденц…, опасная провокац…я, куц…й хвост, ваши сверстниц…, сильная фиксац…я, ц…ганский танец, постоянная дезинформац…я, идти на ц…почках, братья-близнец…, обратная нумерац…я, остров Сиц…лия, ц…пки на руках, ц…стерна молока, сестриц…на книга, чертить ц…ркулем, зимние месяц…,  добрые традиц_и, ц…кнуть зубом, ц…рковые артисты.


Упражнение 10

Замените синонимами лексическое значение слов (в словах должна содержаться орфограмма «Буквы и-ы после ц»):

  1. Основной Закон государства –

  2. точная выдержка из какого-либо текста –

  3. прикрикнуть на кого-либо с угрозой –  

  4. инструмент для вычерчивания окружности –  

  5. систематическое собрание каких-нибудь предметов –

  6. плодовые растения, к которым принадлежат лимоны,   апельсины, мандарины –

  7. бурное движение атмосферы, которое сопровождается осадками, облачностью —

  8. хранилище для жидкостей –

  9. птенец курицы –

  10. Процесс восстановления, возвращения первоначального облика предметам старины –

Упражнение 11 Вставьте нужную букву и недостающие знаки препинания

В свои висячие дворц… летят хозяева скворц… .
Любовалась ц..плятами курица: что ни ц..пленок, то – умница!
В ц…рке были дрессированные собаки и кошки.
Из-за недостатка витаминов моряки болели ц…нгой.

Отец привез детям гостинц… .

Из Древней Грец…и пришли к нам многие виды спорта. 

Дрозды и скворц… налетали на рябины так  что ветки трещали. 

Безударная гласная в корне слова

Упражнение 12. Выбери нужную букву ( у всех слов есть проверочные)

1)б(а,о)снописец, близл(е,и)жащий, бомбом(е,и)тание,б(а,о)соножки, в(е,и)рховодить;

2) в(е,и)рхолаз, видоизм(е,и)нение, в(е,и)ноделие, водол(е,и)чебница, водохр(а,о)нилище;

3) в(а,о)сьмичасовой, громког(а,о)воритель, грязел(е,и)чебница, к(а,о)согор;

4) дев(и,е,я)тиклассник, д(е,и)сятилетка, д(а,о)бродушный, домовл(а,о)делец, др(а,о)восек;

5) домоупр(а,о)вление, древонас(а,о)ждение, живоп(е,и)сь, зв(е,и)роводческий, звонког(а,о)лосый;

6) звукопогл(а,о)щение, здравоохр(а,о)нение, з(е,и)мледелец, землетр(е,и,я)сение, к(а,о)шевар;

7) землеч(е,и)рпалка, густонас(е,и)лённый, з(е,и)рнохранилище, зн(а,о)меносец, л(е,и)доруб;

8) кр(а,о)еведческий, кр(а,о)воостанавливающий, л(е,и)гковесный, л(е,и)дорез, л(е,и)совод;

9) л(е,и)соруб, л(е,и)стопад, м(а,о)лолетний, местор(а,о)ждение, м(е,и)ноносец;

10) многос(е,и)мейный, м(а,о)реходство, м(е,и,я)сорубка, н(е,и)склон, н(а,о)сорог;

11) н(е,и)боскрёб, (а,о)бщежитие, (а,о)вцеводческий, (а,о)вощеводство, (а,о)гнетушитель;

12) одновр(е,и)менный, п(а,о)ровоз, п(е,и)рочистка, п(е,и)шеход, пл(а,о)тёжеспособный;

13) п(е,и)рочинный, пл(а,о)доводство, пч(е,и)ловодство, п(е,и,я)тиклассник, р(а,о)зноцветный;

14) с(а,о)довод, с(а,о)мовар, св(е,и)толечение, с(е,и)новал, с(а,о)молёт;

15) ск(а,о)товодческий, сн(е,и)гопад, с(а,о)лнцепёк, сн(а,о)повязалка, с(а,о)мочувствие;

16) ср(е,и)днерусский, ст(а,о)лелитейный, ст(е,и)нобитный, т(е,и)плоход, т(а,о)лстокожий;

17) ч(а,е,и)питие, ч(е,и)рнозём, (е,и,я)сновидец, бл(а,о)женство, вд(а,о)хновение;

18) ч(е,и)рноморец, в(а,о)пиющий, восп(е,и)вать,  восп(е,и)тание, впеч(а,е,и)тляющий;

19) гр(а,о)жданин, гум(а,о)нист, д(а,о)рование, дов(е,и)рительный, д(а,о)лжностной;

20) др(а,о)матический, зам(а,о)скированный, изд(е,и)вательство

Лексика

Упражнение 13 Определи значение фразеологизмов

  быльем поросло

к разбитому корыту

во всю ивановскую

задним умом

косая сажень в плечах

зарывать талант в землю

как  с гуся вода

от горшка два (три) вершка

как   на маланьину свадьбу

семи пядей во лбу

одним миром мазаны

стрелянный воробей

тряхнуть стариной

собаку съел

Упражнение 14 Отгадайте пословицы по двум ключевым словам.

  1. Свет – тьма;____________________________________________________________________________________________

  2. Труд – лень; _____________________________________________________________________________________________

  3. Встречают – провожают; ___________________________________________________________________________

  4. Погибай – выручай._____________________________________________________________________________________

Упражнение 15 От прилагательных образуй имена существительные, которые называют людей богатый -__________________ хитрый — ____________________

счастливый -_______________ грубый -_____________________крепкий -__________________ весёлый -____________________

Суффиксы –ИК-, -ЕК-

Упражнение 16

У гном..ка был ключ..к,. Он открывал чуланч..к,. В котором находились. Станоч..к и кирпич..к,

Платоч..к и футлярч..к, Горош..к и огурч..к, Бараш..к и бананч..к.

Упражнение 17

В каком слове пропущена буква И? 1) звоноч…к, 2) денёч…к, 3) калач…к, 4) ножич…к

В каком слове пропущена буква Е? 1) молоточ…к, 2) бубенч…к, 3) карандаш…к, 4) чертёж…к

В каком слове пропущена буква Е? 1) велосипед…к, 2) халат…к, 3) бегемот…к, 4) бережоч…к

В каком слове пропущена не такая буква, как в трёх остальных? 1) рисуноч…к, 2) манеж…к, 3) песоч…к, 4) полушубоч…к

В каком слове пишется не такая гласная, как в трёх остальных? 1) салат…к ; 2) клубоч..к, 3) карниз…к, 4) паркет…к

В каком слове нет суффикса –ЕК? 1) козлёноч…к, 2) телёноч…к, 3) ребёноч…к, 4)кирпич…к

В каком слове один суффикс? 1) чайничек, 2) подарочек, 3) огонечек, 4) чулочек

В каком слове нет суффикса –ИК? 1) ящик, 2) прыщик, 3) клещик 4) борщик

В каком слове есть суффикс –ИК-? 1) финик, 2) веник, 3) блокнотик, 4) дворник

В каком слове есть суффикс – ИК? 1) супчик, 2) укропчик, 3) перчик, 4) помидорчик

Морфологические признаки существительного

Упражнение 18 В каком ряду все существительные являются неодушевленными?

infourok.ru

Контрольная работа по орфографии 5 класс

Проверочная работа по орфографии.

Вариант 1.

  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные, поставьте ударение. 

Кл..вать, к..локольчик, д..рога, в..дитель, в..черний, м..лчать, выс..та, ст..ловый, пож..лтеть, з..мляной.

  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Ш..колад, ж..лтый, ч..рствый, ш..фёр, деш..вый, тяж..лый, крыж..вник, ж..сткий, ж..рнов, ш..пот.

  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы (где нужно), объясните их написание.

Редкос…ный экспонат; прелес…ная девушка; че…ствовать героев; бесхитрос…ные слова, лес…ный отзыв,   вирус…ная инфекция, парус…ный спорт, трос…никовые заросли, кризис…ная ситуация, безвкус…ная пища, опытный наез…ник, че…ствовать гостя, чу…ствовать усталость.

  1. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы, запиши слова в алфавитном порядке.

И(л,лл)юминация, кла(с,сс)ный, ми(л.лл)ион, профе(с,сс)ия, ю(н,нн)ат, ра(с,сс)каз, ба(с,сс)ейн, ро(с,сс)ийский, а(л,лл)ея, те(р,рр)аса, иску(с,сс)тво, гра(м,мм)атика, те(р,рр)итория.

  1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания. Подчеркните орфограммы.

Мы шли по б..льшой д..роге а они к..сили в м..л..дом б..рёзовом л..су 4. Они к..сили и пели и весь б..рёзовый лес, ещё полный цв..тов и зап..хов, звуч(?)но откл..кался им.

Кругом нас были п..ля глуш(?). было пр..дв..чернее время июн(?)ского дня. Старая б..льшая д..рога, заросшая кудрявой муравой, ух..дила в беск..нечную даль. Со(?)нце скл..нялось на запа.. стало зах..дить в красивые лё..кие ..блака.

Проверочная работа по орфографии.

Вариант 2.

1. Спишите, вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные, поставьте ударение.

Х..лода, мол..ко, ш..рокий, ж..вой, пч..линый, г..лодный, в..дяной, вес..литься, р..беть, осв..жить. 

2. Спишите, вставьте пропущенные буквы. 

Ш..в, обж..ра, беч..вка, ж..кей, ч..рный, ж..лудь, ч..рточка, реш..тка, ш..ссе, щ..чки. 

3. Спишите, вставьте пропущенные буквы (где нужно), объясните их написание. 

Чес…ный ответ, интерес…ная книга, злос…ный нарушитель; встреча ровес…ников; прекрас…ное настроение; окрес…ные леса; чудес…ный день; дружба сверс…ников; интерес…ный собеседник; уча…ствовать в турнире; громоз…кий шкаф; безопас…ность движения; искус…ная мастерица.

4. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы, запиши слова в алфавитном порядке. 

Ко(л,лл)екция, програ(м,мм)а, жу(ж,жж)ание, иску(с,сс)ный, ра(с,сс)тояние, су(ф,фф)икс, а(к,кк)уратный, ко(м,мм)ентарий, тра(с,сс)а,ю(н,нн)ость, и(л,лл)юстрация, па(с,сс)ажир, ва(н,нн)а.

 

  1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания. Подчеркните орфограммы. 

Мы шли по б..льшой д..роге а они к..сили в м..л..дом б..рёзовом л..су 4. Они к..сили и пели и весь б..рёзовый лес, ещё полный цв..тов и зап..хов, звуч(?)но откл..кался им.

Кругом нас были п..ля глуш(?). было пр..дв..чернее время июн(?)ского дня. Старая б..льшая д..рога, заросшая кудрявой муравой, ух..дила в беск..нечную даль. Со(?)нце скл..нялось на запа.. стало зах..дить в красивые лё..кие ..блака.

infourok.ru

Контрольная работа по русскому языку для 5 класса. Орфография.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.

ВАРИАНТ № 1

ЗАДАНИЕ №1. Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы,

обозначьте причину выбора.

Зам…рать от восторга, уб…ру комнату, выб…рать книги, проб…раться сквозь чащу, это не пол…гается, предпол…гаемые события, вьющееся р…стение, зар…ли тростником, зап…рла в стол, выт…р очки, выт…рать стёкла, отл…жить на завтра, непроходимые зар…сли, слабый р…сточек, быстро заг…реть, яркие з…рницы; бе…покойный сон, и…правленная ошибка, бе…заботный смех, ра…пиленное бревна, крепкое …доровье, ра…гадать шараду, бе…ценный совет, во…хождение на гору, чере…чур горячая вода, ра…кидать вещи.

ЗАДАНИЕ № 2. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

С…грать вальс, раз…скивать друзей, спорт…нвентарь, пр…бывать в город, пр…соединиться к демонстрации, пр…бывать в неволе, пр…мыкающий к школе сад, одолеть пр…грады, пр…брежные камыши, пр…мерить пальто, пр…забавный анекдот, пр…градить дорогу, пр…кусить язык, пр…встать со стула, пр…вокзальный буфет, пр…неприятный разговор, пр…везти вовремя, пр…вскочить от неожиданности, не пр…небрегать советами товарища, сломанный пр…ёмник, пр…спокойно ушёл, музыка пр…утихла.

ЗАДАНИЕ №3. Спишите текст, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. В выделенных предложениях подчеркните грамматические основы.

Бе…жалостное половодье пр…нуждает лесных зверей искать высокие места. Когда уровень воды р…стёт пол…жение зверей становит (?) ся опас…ным.

Лисы взб…раются на деревья и сидят там до пр…кращения половодья. Зайцы сп…саются от воды бегством. Они соб…рают (?)ся большими группами на бугорках которые (не) затопила вода. (З,С) десь зайцам удаст(?)ся пр…одолеть капризы весны. Мышей можно от…скать даже в птичьих гнёздах. Лесники пр…л…гают все усилия для сп…сения животных. За день они п…р…возят бе…счётное количество зверей.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.

ВАРИАНТ № 2

ЗАДАНИЕ №1. Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы, обозначьте причину выбора.

Заг…рать на солнце, соб…рать камешки, разг…релся спор, к…снулся вопроса, рука к…салась перил, обг…ревшая свеча, выр…щенный урожай, распол…житься на отдых, средний возр…ст, южные р…стения, нелюдимый р…стовщик, предл…гать маршрут, алая з…ря, переб…раешь грибы, выт…реть посуду, уд…рал без оглядки, зап…рались задвижкою, переб…рает листья, ра…битое окно, бе…шумно подойти, берегите …доровье, ра…пахнкть окно, бе…звёздная ночь, ра…бросанные вещи, во…глас удивления, …держать обещание, и…целять от недуга.

ЗАДАНИЕ № 2. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Под…грать на гитаре, раз…грать сцену, контр…гра, пр…светлый образ, пр…удивительная история, пр…ручить животное, пр…щурить глаза, пр…школьный участок, пр…глушить звук, пр…морский бульвар, пр…зирать труса, пр…строить веранду, пр…близиться к цели, пр…щурить глаза, пр…везти вовремя, пр…бывать к месту назначения, пр…тоненькие ножки, пр…дать форму шара, пр…обретённый дом, пр…ходящая няня, включить радиопр…ёмник, пр…стегнуть значок, пр…мчался первым, пр…жала к себе.

ЗАДАНИЕ №3. Спишите текст, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. В выделенных предложениях подчеркните грамматические основы.

Бе…жалостное половодье пр…нуждает лесных зверей искать высокие места. Когда уровень воды р…стёт пол…жение зверей становит (?) ся опас…ным.

Кругом ра…ст…лается вода. На острове зам…рли в ужасе зайцы. Среди ушастых зверей пр…мечаешь хищ(?)ников: лисицу барсука. Беда всех пр…мирила. Появление лодки пр…водит зверей в сост…яние бе…покойства. Зайцы к…дают(?)ся в бе…цветную воду, но быстро возвр…щают(?)ся. Они смешно пр…ж…маются к борту лодки и покорно ждут своей участи.

infourok.ru

Тренажёр по русскому языку (5 класс) по теме: Тренировочные задания по русскому языку, 5 класс

Фамилия, имя _________________________________________________

Лексика (практикум)

1 вариант.

1. Выберите правильный вариант ответа окончания фразы «Лексика – это…»

а) раздел науки о языке, в котором изучаются части речи;

б) раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка;

в) раздел науки о языке, в котором изучается строение слова.

2.Многозначными называются слова, которые         имеют __________________________________________________.

3.Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению ______________________.

4. Антонимы – это слова _____________________________________________________________________________.

5. Прямое значение слова – это ________________________________________________________________________.

6. Многозначные слова – это слова:

а) имеющие лексическое и грамматическое значение;

б) имеющие несколько лексических значений;

в) употребляемые многими людьми.

7.   Толковый словарь – это словарь, в котором:

а) разъясняется написание слов;       б) разъясняется значение слов;    в) раскрывается строение слов русского языка.

8.  Фразеологизмы – это:

а) слова, которые употребляются в словосочетании;

б) слова, которые употребляются в разговорной речи.

в) устойчивые сочетания слов, лексическое значение которых равно одному слову;

9. Определи, в каком ряду все словосочетания даны в переносном значении

а) ветер воет, горит костер, сушить весла;

б) золотые украшения, гора урожая, холодный взгляд;

в) море новостей, плакал лес, горячее сердце.

10. Определите, в каких примерах выделенные слова имеют переносное значение:

а) строить дом;      б) убить время;     в) тяжёлый характер      г) часы бегут       д) мягкое кресло;   е) острый нож

11. Укажите группу слов, в которой правильно приведены синонимы к слову  смелость:

а) отвага, храбрый, мужество, бесстрашие, гордость;

б) отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный;

в) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие;

г) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие, гордость.

12. Выберите пары антонимов:

а) смелый – грубый;         б) мудрость – глупый;           в) щедрый – скупой;       г) рассеянность – сосредоточенность;

д) благородный – подлый           е) отзывчивый – вспыльчивый.

13. Укажите лексическое значение слова негодование:

а) сомнение, удивление             б) тяжёлое переживание, несчастье;              в) суровость, безжалостность

г) возмущение, крайнее недовольство;                 д) неверие во что-то.

14. Установите соответствие:

1. цвет фиалки и сирени 

а. диалектизмы

2. намеченный путь следования                                          

б. вообразить

3. мысленно представить себе что-нибудь

в. лиловый

4. очень большой 

г. буквы

5. слова, употребляемые жителями одной местности

д. громадный

6. знаки для обозначения звуков 

е. маршрут

 _________________________________________________________________________________________________

15. На месте пропуска запиши слова-синонимы к заимствованным словам:

фейерверк — ____________________         яхта — __________________           автограф — _______________________

16. Объясните значение фразеологизмов словами-синонимами, придумай предложения с ними.

Не разлить водой___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

Сквозь землю провалиться____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

Бить баклуши  ______________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

От горшка два вершка  ___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________

17. Какое слово является однозначным?

а) кисть            б) фауна                в) игла                г) трубить

18. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?

а) золотое кольцо                 б) тёмная ночь                в) серебряные волосы             г) идёт по дороге

19. В каком предложении есть антонимы? Подчеркните их.

а) Рана заживёт, а рубец останется.                                  б) Пришлось долго, терпеливо ждать.

в) Метель метёт, а вьюга плачет.                                       г) Ученье в счастье  украшает, а в несчастье утешает.

20. В каком предложении есть синонимы? Подчеркните их.

а) Жара стояла неделю, и зной измучил путников.                     б) Дерево ценят по плодам, а человека – по делам.

в) В каждой бочке мёда есть ложка дёгтя.                                    г) Яблоки не кислые, а сладкие.

21. Укажите фразеологизмы – синонимы к словосочетанию ОЧЕНЬ         БЫСТРО.
а)    как с гуся         вода
б)    хоть пруд         пруди
в)    пуд соли         съесть
г)    сломя         голову
д)    вытягиваться в         струнку
е)    во весь         дух

Списать текст, вставить пропущенные буквы, знаки препинания. Выполнить задания к тексту.

ГРОЗА

  1. Со…нце выгл…нуло в п…следний раз осв…тило мрач(?)ную стор…ну г…ризонта и скрылось. 2. Вся окрес…ность вдруг изменяет(?)ся и принимает мрач(?)ный вид. 3. Вот задр…жала осиновая рощ… . 4. Листья ст…новят(?)ся мутного цвета. 5. В…рхушки д…ревьев к…чают(?)ся, и пуч(?)ки сухой травы л…тят через д…рогу. 6. Стриж… и ласточ(?)ки пр…л…тают ни…ко над з…млей. 7. Вспыхивает молния, осл…пляет зрение и осв…щает нас. 8. Над самой г…л…вой раздает(?)ся оглушительный гул, который заст…вляет нас тр…петать. 

9. Но вот молния осв…щает мес…ность шире и бл…днее. 10. Туча разд…ляет(?)ся на в…лнистые обл…ка, св…тлеет. 11. Сквозь ее большие края в…днеется ясная лазурь.

1. Произвести фонетический разбор слова листья.

2. Выполнить морфемный разбор выделенных слов.

3.   Выделите грамматические основы в 1,3,4 предложениях текста

Фамилия, имя _________________________________________________

Лексика (практикум)

2 вариант.

1.Лексика – это раздел науки о языке, в котором         изучается  ___________________________________________________________________________________________________.

2.Слова, имеющие несколько лексических значений,         называются ________________________________________.

3. Переносное значение слова –         это ___________________________________________________________________________________________________.

4. Синонимы – это слова _____________________________________________________________________________.

5. Слова, противоположные по лексическому значению, называются ________________________________________.

6. Однозначные слова – это слова:

а) одинаковые по значению, но разные по смыслу;                  б) употребляемые одним человеком;

в) имеющие одно лексическое значение.

7. Лексическое значение слова разъясняется в:

а) орфографическом словаре;                 б) толковом словаре                 в) словообразовательном словаре.

8.  Фразеологизмы – это:

а) слова, которые употребляются в словосочетании;

б) слова, которые употребляются в разговорной речи.

в) устойчивые сочетания слов, лексическое значение которых равно одному слову;

9. Определи, в каком ряду все словосочетания даны в переносном значении

а) волк воет, золотые руки, красить краской;

б) мягкий взгляд, седые сопки, черствый человек;

в) море цветов, красное платье, твердая земля.

10. Определите, в каких примерах выделенные слова имеют прямое значение:

а) твёрдая воля         б) бегут ручьи          в) горят костры       г) зерно пшеницы       д) золотое кольцо      е) ледяной взгляд

11. Выберите группу слов, в которой правильно указаны синонимы к слову  жестокий:

а) беспощадный, бессердечный, безжалостный, слабовольный;

б) беспощадность, бессердечность, безжалостность, бесчеловечность;

в) слабовольный, бесчеловечный, безжалостный;

г) бесчеловечность, безжалостность, слабовольность;

д) бессердечный, безжалостный, беспощадный, бесчеловечный.

12. Укажите пары антонимов.

а) угрюмый – веселиться        б) гигант – карлик           в) робкий – смелый         г) холодный – вспыльчивый              д) благородный – подлость                 е) скромный — хитрый

13. Укажите лексическое значение слова негодование:

а) сомнение, удивление             б) тяжёлое переживание, несчастье;              в) суровость, безжалостность

г) возмущение, крайнее недовольство;                 д) неверие во что-то.

14. Установите соответствие:

1. горячий кофе

а. прямое значение

б. переносное значение

2. горячий характер 

3. сладкое яблоко

4. сладкая мечта

5. свежий хлеб

6. свежий воротничок

 __________________________________________________________________________________________

15.  На месте пропуска запиши слова-синонимы к заимствованным словам:

офис — __________________      трасса — _________________            иллюстрация — ____________________

16. Объясните значение фразеологизмов словами-синонимами, придумай предложения с ними.

На краю света _____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Чуть свет __________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

От горшка два вершка _______________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Показать, где раки зимуют ____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________17. Какое слово является однозначным?                                                                                                 

а) блондин       б) челнок               в) число              г) серебряный

18.  Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?

а) читает письмо                 б) ветер воет                в) старинная крепость             г) хлебный магазин

19. В каком предложении есть антонимы? Подчеркните их.

а) Хлеб мягкий, свежий                                                        б) Ищи не дом, а соседей

в) Дерево держится корнями, а человек – друзьями.         г) Корень учения горек, а плод его сладок

20. В каком предложении есть синонимы? Подчеркните их.

а) Лиса живёт хитростью, а заяц — прыткостью.                     б) Сова спит днём, а охотится ночью.

в) В поэтической речи глаза часто называют очами.             г) Эскалаторы движутся вверх и вниз.

21.Укажите фразеологизмы – синонимы к словам УГОЖДАТЬ,         ЛЬСТИТЬ.
а)    бередить         душу
б)    невзирая  на         лица
в)    играть в         кошки-мышки
г)    рассыпаться мелким         бесом
д)    переворачивать вверх         тормашками
е)    извиваться         ужом

Списать текст, вставить пропущенные буквы, знаки препинания. Выполнить задания к тексту.

ГРОЗА

  1. Со…нце выгл…нуло в п…следний раз осв…тило мрач(?)ную стор…ну г…ризонта и скрылось. 2. Вся окрес…ность вдруг изменяет(?)ся и принимает мрач(?)ный вид. 3. Вот задр…жала осиновая рощ… . 4. Листья ст…новят(?)ся мутного цвета. 5. В…рхушки д…ревьев к…чают(?)ся, и пуч(?)ки сухой травы л…тят через д…рогу. 6. Стриж… и ласточ(?)ки пр…л…тают ни…ко над з…млей. 7. Вспыхивает молния, осл…пляет зрение и осв…щает нас. 8. Над самой г…л…вой раздает(?)ся оглушительный гул, который заст…вляет нас тр…петать. 

9. Но вот молния осв…щает мес…ность шире и бл…днее. 10. Туча разд…ляет(?)ся на в…лнистые обл…ка, св…тлеет. 11. Сквозь ее большие края в…днеется ясная лазурь.

1. Произвести фонетический разбор слова листья.

2. Выполнить морфемный разбор выделенных слов.

3. Выделите грамматические основы в 1,3,4 предложениях текста

        

nsportal.ru

Тест по русскому языку (5 класс) на тему: карточки по русскому языку 5 класс

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ

1. Звуки и буквы.

Прочитайте слова, укажите случаи озвончения и оглушения согласных. Определите условия, при которых озвончаются и оглушаются согласные.

Отблеск, отдых, сбежать, сделать, сдобный, сжечь, косьба, молотьба, узкий, низкий, робкий, снег, образ, нож.

Придумайте или выпишите из орфографического словаря по пять слов, в которых перед б, г, д, ж звук с озвончается; в которых перед звуком д звук т озвончается, в которых звук д оглушается.

3.        Звуки и буквы.

Выпишите слова, в которых произношение согласных не совпадает с написанием (буквы не совпадают со звуками). Эти согласные подчеркните.

Здание, сбор, стон, отголосок, откормить, мягкий, изредка, кормушка, кормежка, сбрасывать, просьба.

     Сделайте фонетический разбор выделенного слова.

4.        Звуки и буквы.

Запишите слова в 2 столбика: 1) буквы е, ё, ю, я обозначают один звук;       2) буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.

Поле, подъезд, день, белье, ружье, юла, имя, ёж, лён, тюль, яблоко, поляна, пиявка, поёт, уют, люк, полёт.

     Определите род выделенного слова.

5. Звуки и буквы.

Прочитайте и скажите, какими звуками различаются слова в каждой паре.

Лук — люк, труд — прут, угол — уголь, кот — рот, точка — дочка, ключ — клич, лес — лис, гора — кора, вал — вол.

6. Звуки и буквы.

Придумайте и запишите по три слова, в которых: а) количество букв и звуков одинаково; б) звуков больше, чем букв; в) букв больше, чем звуков.

7. Звуки и буквы.

Скажите, какой особенностью обладает звучание каждой пары слов; разберите звуковой состав слов и установите сходство и различие между ними.

Лен — ноль, шей — ешь, лед — толь, овин — нива, муж — шум; сел — съел, полю — полью, суди — судьи.

8. Звуки и буквы.

Спишите слова, над каждым из них поставьте ударение. В квадратных скобках обозначьте звуки, при произношении которых вы можете ошибиться.

Образец: кафе [фэ], депо [д’].

Кашне, модель, свитер, теннис, партер, шоссе, что, конечно, тема, скворечник, яичница, фонетика, музей, текст, чтобы, ателье, скучный.

9. Алфавит.

Запишите слова в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы.

Квартал, километр, алфавит, в..рота, м..г..зин, т..рты, д..суг, м..л..дежь, ц..мент, щавель, ф..рфор, п..ртфель, с.нтиметр, силос, предмет, углубить, столяр.

       Расставьте ударения.

10. Различение орфограмм в словах.

Прочитайте. Сколько видов орфограмм здесь представлено? Спишите, группируя слова по орфограммам.

Те(н,нн)ис, во(?)зал, ма(т,ч)ч, ко(л,лл)екция, про(б,п)ка, сколь(з,с)кий, профе(с,сс)ия, по(?)черк, шо(с,сс)е, лес(?)ница, рю(?)зак, окрес(?)ность, фу(д,т)бол, хо(к,кк)ей, мес(?)ность, ю(б,п)ка.

11. Различение орфограмм в словах.

На какие правила пропущены буквы в данных ниже словах. Распределите слова по столбикам в зависимости от орфограммы.

Б..нокль, в..гон, стр..на, г..рбарий, г..родок, правление, г..мнастика, разв..зать, пов..рнуть, к..рзина, к.стюм, д.лина, ф..олетовый, с..лют.

12. Части слова.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте приставки и объясните их правописание.

Н.. ступила весна. Солнце с..гнало снег с полей. В п..ж..лтевшей прошлогодней тра..ке приглядывали свежие ярко-з.леные ст..бельки. На деревьях раскрывались почки и выпускали м.лоденькие листочки.

13. Части слова.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите корень в словах. Назовите самые маленькие корни и корни-великаны.

Бывать, заб..вать, д..вать, н.. д..вать, смывать, вянуть, т..нуть, за., вить.

Б..р..здить,     в.хелить,     говорить,     г. л..дать,    д..р..вянный, ж.лезный, интересный, л..карство, бесконечный.

        Найдите слова, значение которых можно определить, только вставив пропущенную букву (например, с..деть (сидеть на стуле; волосы стали седеть).

14. Части слова.

Спишите, укажите, в какой части слова пропущены буквы. Обозначьте графически вставленные орфограммы.

Ч..хол, ра..дать, прол..вать, д..ллыть, и..жарить, лес(?)ница, ш..рстка, бе..вкусный, г..рой, бесцветный, в дорог.., свеж..го, расщедриться, под крыльц..м.

Фиолетовый, под(?)езд, г..тара, пр..хлада.

15. Части слова.

Спишите текст. Найдите слова с орфограммой «Буквы ы, и после ц» и обозначьте ее графически. Разберите эти слова по составу.

Есть слова, где ц в начале,

Где — в средине, где — в конце. Цапля ход..т по б..лоту,

Ждут в гн..зде ее птенц…

Цирк откроется в су(б,бб)оту, Вот приехали борц…  

В цех явились на р..боту М.лодые кузнец…

В каждой строчке буква ц, Словно камушек в кольце.. . И в ц..плятах на крыльце , Тоже есть две буквы ц.

(Л. Дьяконов.)

16. Части слова.

Выпишите слова в следующей последовательности: 1) основа слова равна корню; 2) в основу входят корень и суффикс; 3)в основу входят все значимые части слова.

Цв.ты и лист(?)я прин.ли кр..сноватый .ттенок. Вдру.. брызнули з.л.тые лучи, и с.лнце п..к..залось над горизонтом.

(К. Г. Паустовский.)

•     Каким словарем вы воспользуетесь в случае затруднения при распределении слов по группам?

17 Части слова.

Выразительно прочитайте тексты. Определите, в каком из них употребляются однокоренные слова, а в каком — формы слова.

Спишите, докажите, используя условные обозначения, правильность своего ответа.

I. Эту сказку ты прочтё,. Тихо, тихо, тихо… Жили-были серый еж

И его еж..ха. Серый еж был очень тих И еж..ха тоже, И р..бенок был у них — Очень тихий еж..к. Всей семьей идут гулять Ноч(?)ю вдоль д..рожек Еж-отец, еж..ха-мать И р..бенок еж..ик.

(С. Маршак.)


II. Два щ..нка щ..ка к щ..ке щ..плют  щ..тку в уголке. Да у щ..тки п.ловой Палка есть над г.ловой. Палка щёлк щ..нков с плеча, Два щ..нка ушли в..рча.

(С. Михалков.)

Сделайте фонетический разбор выделенною слова.

18. Однокоренные слова.

Расположите однокоренные слова в соответствии с последовательностью их образования друг от друга.

Образец: человек — человечный — человечность.

1) Колючка, колоть, колючий; 2) следовать, след, последовать, непоследовательный,     последовательный,     непоследовательность;

  1. размораживать, мороз, морозить, размораживание, разморозить;
  2. преподнести, нести, поднести, преподнесение.

      Сделайте словообразовательный разбор выделенного слова.

19. Однокоренные слова.

От какого слова образована каждая группа слов? Запишите те слова, которые образованы суффиксальным способом, разберите их по составу.

  1. Снегоуборка,   снежок,   снежинка,   подснежник,   снегурка, снегопад, снежный.
  2. Полукруг, кружок, круговой, кружить, круговорот, округ,

круглый.

  1. Голосить, голосовать, подголосок, голосистый, голосище, голосок.
  2. Носатый, носовой, носок, носик, переносица, носишко.

20. Части речи.

Спишите текст. Укажите известные вам самостоятельные части речи. Предлоги заключите в кружки, союзы — в прямоугольники.

С добрым утром!

Задр..мали звезды з..л..тые, Задр..жало зеркало затона, Брезж.лг свет на заводи речные И румян..т сетку небосклона.

Улыбнулись сонные б..резки, Растрепали шелковые косы. 111..л..стят зеленые сережки, И г..рят с.ребряные росы.

(С. Есенин.)

      Выпишите слова с пропусками,  обозначая условия выбора вставленных бук».

21. Части речи.

Выпишите из текста последовательно имена существительные, имена прилагательные, глаголы, ставя их в начальную форму.

Высоко поднялся и белеет Полумесяц в бледных небесах. Сумрак ночи прячется в лесах. Из долин зеленых утром веет…

Выйди в небо, солнце, без ненастья, Возродися в блеске и тепле, Возвести опять по всей земле, Что вся жизнь — день радости и счастья! (И. А. Бунин)

Сделайте морфологический разбор выделенных слов.

22. Части речи.

Спишите текст, указывая в скобках после существительных и прилагательных род, число, после глаголов — вид, время, спряжение.

Осеннее утро

Листик за листиком падают с липы на крышу. День открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке вместе с перелетными птичками.

Стоиш(?) на берегу, ладонь к сердцу приложиш(?) и вместе с птичками и листьями куда-то летиш(?).

Так долго день пробуждает(?)ся, что, когда солнце выйдет, у нас уже и обед. Мы радуемся хорошему теплому дню, но уже больше не ждем летящей паутинки бабьего лета.

(По М. М. Пришвину.)

      Назовите виды орфограмм в словах со скобками.

23. Словосочетание.

Образуйте словосочетания, запишите их; назовите словосочетания, в которых зависимое слово с главным связывается предлогом и окончанием.

Теплая, ветер; привязать, дерево; скакать, трава; звонкое, смех; свежая, линь; лежать, песок; заглянуть, щелка; встретить, друг; встретиться, друг.

24. Словосочетание.

Прочитайте текст, выпишите по пять словосочетаний: «глагол + существительное», «существительное + прилагательное».

Каждому дереву своя цена! Нанесет ветерком, и за версту ус лышишь, как цветет липа! Незримая река медового аромата льется от нее по яркому июльскому разнотравью.

В тихую погоду несметное количество пчел слетается сюда на работу. Старое дерево гудит пчелами, мелькающими среди цветов и листьев. С одной липы больше собирается меда, чем с гектара цветов гречихи.

(В. Солоухин.)

25. Словосочетание.

Прочитайте. Какие из данных пар слов не являются словосочетаниями? Почему?

Выйти на улицу, утро и вечер, начать заниматься, бежать и остановиться, голубое озеро; ранний рассвет; подойти к озеру; деревья и кусты; прохладный ветерок; остановиться и ждать.

26.Словосочетание.

Прочитайте предложения. Выпишите из них словосочетания с глаголами вынести, ездить, сообщить. На какой вопрос отвечает существительное с предлогом, в каком падеже оно стоит?

На лето цветы в вазонах вынесли во двор. Каждое лето мы всей семьей ездим отдыхать к бабушке. Учитель музыки ездит к нам из города. Мы с другом любим ездить в ближний лес за грибами. Костя спешил сообщить товарищам об увиденном. Ребята решили рассказать об увиденном тренеру.

27. Предложение.

Спишите, определяя границы предложений. Расставьте знаки препинания.

Дятел

Кто это барабанит в лесу так громко что это за барабанщик такой вот он прилетел на сосну когтями в кору вцепился хвостом снизу подперся и застучал клювом как он только не устанет

(По Е. Чарушину.)

    Выделенное слово разберите по составу.

28. Предложение.

Прочитайте предложения. Подумайте, являются ли они текстом? Переставьте их так, чтобы у вас получился текст. Озаглавьте его. При создании текста следите за тем, чтобы в рядом стоящих предложениях не повторялись одни и те же слова. Обратите внимание и запомните произношение выделенных слов.

Шли долго и очень устали. Мы пошли на экскурсию. На берегу реки росло много разных деревьев. Вдруг едет грузовик: мы попросили шофёра подвезти нас к реке. Мы с девочками побежали за хворостом для костра. Когда мы возвращались с вязанкой хвороста, то увидели вербу. Я сказала: «Наверное, нет красивее этой вербы». Она была очень красивая. Ее ветви свисали к самой воде.

  1. Найдите сложные предложения и выделите в них грамматические основы.
  2. Сделайте синтаксический разбор 3-го предложения.

29. Предложение.

Найдите и исправьте ошибки в предложениях.

1) Я хочу рассказать за новую книгу. 2) В этом рассказе рассказывается про жизнь лесных животных. 3) В автобусе водитель просил оплатить за проезд. 4) Скажите, или вы знаете правила уличного движения. 5) Дерево отражалося в воде. 6) Мой друг всегда готов выручить меня с беды. 7) Хоть и очень интересно в спортивном лагере, я в конце смены скучаю за домом.

30.        Предложение

Озаглавьте текст, определите его основную мысль. Спишите, расставляя знаки препинания.

Наша жизнь тесно связана с природой. Природа дает нам пи-_     одежду жилище. Из земли мы добываем ископаемые на полях выращиваем урожай. В лесу заготовляем древесину пушнину ягоды грибы.

Природа украшает нашу жизнь. Она несет нам много радости. С каким удовольствием слушаем мы пение птиц журчание ручейка! Как любуемся простором полей зеркальной гладью рек. Хороша наша природа!

(По 3. Клепининой.)

•        Из второго абзаца выпишите словосочетания «существительное + существительное» и «существительное + прилагательное» и определите в них падеж зависимых слов.

31.        Прямая речь.

Спишите, расставляя знаки препинания.

Сыновья

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой Мой сыночек ловок да силен, никто с ним не сладит. А мой поет, как соловей говорит другая. А третья молчит. Что же ты про своего сына не скажешь спрашивают ее соседки. Ничего в нем особенного нету отвечает им женщина.

Набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок — за ними. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один колесом ходит. Другой песню поет соловьем заливается. А третий к матери подбежал взял у нее ведра тяжелые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка Каковы наши сыновья?

А где же они? Я только одного сына вижу! ответил им старик.

(По В. Осеевой.)

•        Постройте схему последнего предложения.

32. Прямая речь.

Выпишите из текста предложения с прямой речью. Расставьте знаки препинания.

На берегу реки

Юра и Толя шли неподалеку от берега реки. Толя сказал Интересно, как это совершаются подвиги Я очень хотел бы совершить какой-нибудь подвиг. А я об этом даже не думаю… ответил Юра.

С реки донеслись отчаянные крики о помощи. Оба мальчика помчались на зов. Юра на ходу сбросил туфли отшвырнул в сторону книги и бросился в воду. Л Толя бегал по берегу и кричал Кто звал? Кто кричал? Кто тонет?

Между тем Юра с трудом вытащил на берег плачущего малыша.

(По В. Осеевой.) •     Сделайте фонетический разбор выделенного слова.

33. Прямая речь.

Спишите, расставляя знаки препинания. Постройте схемы предложений.

1) Константин Георгиевич Паустовский писал Для всего, что существу..т в природе, в русском языке есть в..ликое множество хороших слов и названий. 2) Обращаться с языком кое-как — значит и мысл.лъ кое-как: неточно приблизительно неверно говорил Алексей Николаевич Толстой.

•     Какие правила надо вспомнить, чтобы вставить пропущенные буквы?

34. Диалог.

Запишите тексты рассказов с учетом знаков препинания при диалоге.

I.        У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя
пришла к чижу. Пора тебе, чиж, петь. Пусти меня на волю, на воле
буду весь день петь.

(Л. Н. Толстой.)

II.        Старик сажал яблони. Ему сказали Зачем тебе эти яблони?
Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка. Ста
рик сказал Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут.

(Л. Н. Толстой.)

35.        Диалог.

Спишите, расставляя знаки препинания.

В одной из древних легенд рассказывается, как однажды бас-писец Эзоп встретил в поле путешественника, который спросил у его, далеко ли до ближайшей деревни.

Иди сказал ему Эзоп.

Я и сам знаю, что нужно идти, но скажи мне, когда я приду туда.

Иди настаивал Эзоп.

Наверное, это сумасшедший подумал путешественник и пошел дальше.

Через несколько минут Эзоп крикнул ему:

Ты будешь там через два часа.

Почему же ты не ответил сразу на мой вопрос?

Потому что я не знал, как ты ходишь ответил Эзоп.

•        Найдите в тексте одушевленные существительные и подчеркните их как
члены предложения.

37.        Диалог.

Запишите текст в форме диалога. Расставьте знаки препинания.

Увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку Вот уха будет сладка!

Вдруг щука говорит ему человечьим голосом Емеля отпусти . меня в воду, я тебе пригожусь.

А Емеля смеется На что ты мне пригодишься? Нет, понесу те-бя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.

Щука взмолилась опять Емеля Емеля опусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.

Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.

•        Найдите в тексте обращения и расскажите о них.

nsportal.ru

Материал по русскому языку (5 класс) на тему: Проверочная словарно-орфографическая работа по русскому языку в 5 классе

Проверочная словарно-орфографическая работа

  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы.
  2. Укажите склонение, падеж, род, число выделенных имён существительных.
  3. Составьте предложение со словом помощь.

В…ёт(?)ся реч(?)ка, под…езд дома, (не)поехал на г…строли, нагр…ждение поб…дителей, побл…годарите за помощ…, (не)навидеть в…йну,обв…нять в в…ровстве, в…зти в в..гоне, гл…деть на г…роя, разр…дить обст…новку, изв…стить о приезд… , …нтонимы, с…нонимы, с…нтаксис, м…рфология, м…рфемика, ф…нетика.

——————————————————————————————————————-

Проверочная словарно-орфографическая работа

  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы.
  2. Укажите склонение, падеж, род, число выделенных имён существительных.
  3. Составьте предложение со словом помощь.

В…ёт(?)ся реч(?)ка, под…езд дома, (не)поехал на г…строли, нагр…ждение поб…дителей, побл…годарите за помощ…, (не)навидеть в…йну,обв…нять в в…ровстве, в…зти в в..гоне, гл…деть на г…роя, разр…дить обст…новку, изв…стить о приезд… , …нтонимы, с…нонимы, с…нтаксис, м…рфология, м…рфемика, ф…нетика.

—————————————————————————————————

Проверочная словарно-орфографическая работа

  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы.
  2. Укажите склонение, падеж, род, число выделенных имён существительных.
  3. Составьте предложение со словом помощь.

В…ёт(?)ся реч(?)ка, под…езд дома, (не)поехал на г…строли, нагр…ждение поб…дителей, побл…годарите за помощ…, (не)навидеть в…йну,обв…нять в в…ровстве, в…зти в в..гоне, гл…деть на г…роя, разр…дить обст…новку, изв…стить о приезд… , …нтонимы, с…нонимы, с…нтаксис, м…рфология, м…рфемика, ф…нетика.

—————————————————————————————————

Проверочная словарно-орфографическая работа

  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы.
  2. Укажите склонение, падеж, род, число выделенных имён существительных.
  3. Составьте предложение со словом помощь.

В…ёт(?)ся реч(?)ка, под…езд дома, (не)поехал на г…строли, нагр…ждение поб…дителей, побл…годарите за помощ…, (не)навидеть в…йну,обв…нять в в…ровстве, в…зти в в..гоне, гл…деть на г…роя, разр…дить обст…новку, изв…стить о приезд… , …нтонимы, с…нонимы, с…нтаксис, м…рфология, м…рфемика, ф…нетика.

nsportal.ru

Проверочная работа по русскому языку для учащихся 5 класса.

Проверочная работа по русскому языку для 5 класса (второе полугодие).

Блок 1.

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Ольха.

Первой из д..ревьев зацв..тает ольха. Дли(н/нн)ые сере(ш/ж)ки ее покачиваю(т/ть)ся от ветра, над ними п..днимаются облачка ж..лтой пыльцы. Пыльца очень ле..кая, долго держ..тся в воздухе и переноси(т/ть)ся на большие ра(с/сс)тояния.

Ольху можно встретить во влажных м..стах по берегам рек и озер в л..сах. С..мена ольхи любят чечетки и чижи. Они стайками пос..щают ольховые зар..сли и кормятся с..менами.

Ольху считают сорной п..родой, в парках ее вырубают выжигают.

Однако ..павшие листья ольхи быстро разл..гаются и дают хороший перегной, который требуется с..дам и ог..родам. В народе говорят Где ольха, там и трава.

Ш..шки, кору и лист..я ольхи с успехом прим..няют от многих б..лезней.

Блок 2.

Прочитайте текст и выполните задания 1- 10

На опушке.

1.На опушке молодого леса есть пруд. 2.Из него бьёт подземный ключ. 3.Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. 4. Отсюда она направляется в далекий путь. 5.Наши поэты и художники прославляли красоту родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.

6. Низкий берег покрыт кустарниками и зеленым ковром лугов. 7.На лугу пестреют цветочки. 8.Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. 9.Полной грудью вдыхаешь аромат лугов. 10. Откос на набережной реки очень красив. 11. Местные жители любят проводить тут выходные дни. 12. Они любуются окрестностями, занимаются рыбной ловлей, купаются.

Выполните языковые разборы

    Фонетический разбор: ключ (предложение 2)

    Морфемный разбор: вдыхаешь (предложение 9)

    Морфологический разбор: пруд (предложение 1)

    Синтаксический разбор предложения: Местные жители любят проводить тут выходные дни.


       

      Из предложений 1-3 выпишите собственное имя существительное. Запишите ответ.

      Подберите синоним к слову к слову «аромат» (предложение 9). Запишите ответ.

      Подберите антонимы к словам далекий (предложение 4), низкий (предложение 6).

      Из предложений 4-5 выпишите имена существительные во множественном числе. Запишите ответ.

      Из предложения 12 выпишите

      грамматическую основу.

        Запишите ответ.

        Из предложений 10-11 выпишите краткое имя прилагательное. Запишите ответ.

        Среди предложений 6-8 найдите предложение с однородными членами. Запишите номер предложения.

        Определите, какой тип речи представлен в предложениях 6-7. Запишите ответ.

        Определите значение слова ключ (предложение 2)


           


           

          Ответы

          Блок 1.

          Ольха.

          Первой из деревьев зацветает ольха. Длинные сережки ее покачиваются от ветра, над ними поднимаются облачка желтой пыльцы. Пыльца очень легкая, долго держится в воздухе и переносится на большие расстояния.

          Ольху можно встретить во влажных местах, по берегам рек и озер, в лесах. Семена ольхи любят чечетки и чижи. Они стайками посещают ольховые заросли и кормятся семенами.

          Ольху считают сорной породой, в парках ее вырубают, выжигают.

          Однако опавшие листья ольхи быстро разлагаются и дают хороший перегной, который требуется садам и огородам. В народе говорят: «Где ольха, там и трава».

          Шишки, кору и листья ольхи с успехом применяют от многих болезней.


           

          Блок 2

          2. Волга

          3. запах

          4. близкий, высокий

          5. поэты, художники, сказках, песнях, картинах

          6. Они любуются, занимаются, купаются

          7. красив

          8. 6

          9. описание

          10. вытекающий из земли источник, родник


           

          Пояснение для учителя.

          Блок 1. Максимально 5 баллов

          5 баллов- без ошибок.

          4 балла 2 орфографические ошибки и 2 пунктуационные

          3 балла 5 орфографических ошибок и 3 пунктуационные

          2 бала от 6 орфографических ошибок

          Блок 2.Задание 1 оценивается в 12 баллов ( по 3 балла за каждый разбор)

          Задания 2- 20 оцениваются по 1 баллу за каждое задание.

          Оценки:

          «5»- 24-26 балла

          «4»- 19- 23 (если в блоке 1 набрано 3 балла)

          «3»-13-18

          «2»- ниже 13 баллов

          xn--j1ahfl.xn--p1ai

          Добавить комментарий

          Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *