cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Военные походы фараонов 5 класс технологическая карта: Технологическая карта урока «Военные походы фараонов»

Технологическая карта урока «Военные походы фараонов» 5 класс ФГОС ООО | План-конспект урока по истории (5 класс) по теме:

Технологическая карта урока

Предмет      история           Класс    5

Базовый учебник:     Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.

Тема урока    «Военные походы фараонов»

Цель урока:   подведение учащихся к пониманию причин и последствий военных походов фараонов Древнего Египта.

Задачи урока:

          1. Обеспечить достижение предметных результатов обучения

              Сформировать знания

  • о причинах, характере и последствиях военных походов фараонов Древнего Египта,
  • о том, что у различных общественных групп существуют, характерные только для них, интересы
  • о  связи изучаемого материала с реальной жизнью.

    Сформировать умения

  • научить распознавать интересы различных общественных групп,
  • использовать документы и произведения искусства как исторический источник,
  • работать с картами атласа,
  • работать в группе.

        2. Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения: создать условия (учебные ситуации)

             для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.

    3. Обеспечить достижение личностных результатов обучения:

  • сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым на уроке объектам,
  • совершенствовать навыки групповой работы,
  • помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений,
  • создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности.

4.Обеспечить социализацию обучающихся: приобретение опыта совместной деятельности и общения со сверстниками .

Тип урока:   изучение нового материала

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер,  иллюстративный материал по теме «Древний Египет», настенная карта.

Формы работы:  групповая, фронтальная, индивидуальная.

Планируемые результаты:

Предметные:

—  выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей…

— усвоение основных дат по теме

— понимание причин военных походов фараонов

— формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Древнеегипетского государства

Личностные:

— понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира;

— формирование устойчивого познавательного интереса к истории древнего мира

Метапредметные:

— способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

— выработка умений работать с учебной информацией;

— готовность к сотрудничеству с соучениками;

— формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;

— стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.

Мотивационный.

1.1. Актуализация знаний

 — Какую большую тему мы изучаем?

 — Вспомним (приложение 1,2)что мы знаем о населении Древнего Египта и их занятиях

1.2. Формулировка темы урока

— Определите тему урока с помощью карт и иллюстраций. Демонстрация карт «Древний Египет» и «Военные походы фараонов».Иллюстрации «Портрет Тутмоса III», изображение войска фараона.

— Как вы думаете,  о чём мы с вами будем говорить?

Учитель обращает внимание учащихся на то, что с одной картой они уже знакомы- «Древний Египет» и просит сравнить с картой «Военные походы фараонов». Какие новые условные обозначения появились на карте?

Учитель фиксирует правильность работы с картой (работают ли учащиеся с легендой карты).

Правильным будет ответ – На карте появились завоевательные походы фараонов, отмеченные стрелками.

Что было сделано неправильно при работе с картой(Нет работы с легендой карты)

Сегодня на уроке мы будем работать с картой №2.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

Учитель: «Совершенно верно, тема сегодняшнего урока…

Подумайте, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы во всем разобраться?

«Мозговой штурм»:  Запись  предположений учащихся на доске —  формирование «корзины  идей»

Учитель помогает:

Что необходимо, чтобы фараон мог отправиться в военный поход?

Может ли карта рассказать нам как выглядело войско фараона?

С чем мы должны работать, чтобы иметь достоверные сведения?

1.3. Целеполагание и определение путей достижения цели

— Определите цель нашего урока.

— Создает условия для актуализации знаний обучающихся

— Организует  проблемную ситуацию;

— Организует мыслительную деятельность обучающихся, ведёт беседу с классом, обеспечивает самостоятельный выбор различных вариантов ответов, создаёт условия для формулирования темы урока,

— Способствует появлению интереса к теме урока, формированию позитивного отношения обучающихся к изучаемым  объектам

— Создает учебную ситуацию целеполагания.

— Побуждает обучающихся формулировать цели урока.

— Структурирует предложенные формулировки.

  • Отвечают на поставленные вопросы;
  • Актуализируют свои знания  о населении Древнего Египта;

— В результате анализа предлагают свои варианты формулировки темы;

— Определяют тему урока;

— Формулируют цели урока,

предлагают пути их достижения, составляют план урока

Р: — целеполагание,

— планирование,

— прогнозирование,

— волевая саморегуляция,

— выдвигают версии, определяют проблему. 

П:   — самостоятельное выделение познавательной цели,

— выбор оптимальных способов решения задач,

— умение строить речевое высказывание,

— самостоятельное выделение познавательной цели

— сравнивают объекты, анализируют, обобщают, доказывают и делают выводы.

К: — умение слушать и вступать в диалог,

— участие в коллективном обсуждении проблем,

— умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,

— владение монологической и диалогической речью

2.

Операциональный

2.1. Изучение нового материала (открытие нового)

Сообщение по первому вопросу (в объеме материала учебника). Основу войска составляли пешие воины. Кто они?

Учитель предлагает прочесть первый абзац п.1 учебника стр. 46 и найти ответ на вопрос

Учитель просит рассмотреть рисунок «Египетское войско» и записать в тетради чем были вооружены пешие воины?

Учитель предлагает проверить все ли вооружение выписали учащиеся.

А что  изображено на этом рисунке? (изображение колесницы)

Как она выглядит?

Мог ли рядовой воин иметь колесницу?

Учитель предлагает прочесть  п.2, начиная со

2 абзаца и выяснить какую роль играла колесница в войске фараона, подобрав ряд глаголов

Учитель предлагает подумать – какую роль играло войско в египетском государстве?

Учитель проводит аналогию с современным государством – какую роль армия играет сегодня в государстве?

2. Работа с историческим источником. Учитель зачитывает документ о том, как проходила битва у города Мегиддо, потом задает вопросы классу (Из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма Амона-Ра в Фивах – Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 44-45.)

Вопросы:

•        Для чего фараоны совершали военные походы в другие страны?

•         Что захватывали в качестве добычи в таких походах войны Египта?

•        Какой характер носили войны?

Запись в тетради (причины и характер военных походов)

3. Работа с картой. Учитель просит внимательно посмотреть на легенду карты и ответить на вопросы:

•        Каким знаком обозначены походы египетских фараонов? (стрелочки)

•        В какие страны были совершены военные походы египетских фараонов? (Нубия, Ливия, Палестина, Сирия, Финикия, территория Синайского п-ова)

•        Где находится город Мегиддо? (на территории Палестины).

  1. Все географические названия учитель показывает на карте и просит учеников сравнить карту на доске с картой учебника и показать, как и он, все географические названия.  Направление походов ( учебник  с.47 – работа с картой, составление схемы)

                                                                                                                           

ЮГ

-Нубия              ЗАПАД-Ливия                        СЕВЕРО-ВОСТОК –                          

                                                            Палестина

                                                                         Сирия, Финикия

 2.2. Работа в группах.

Работа в группах (ученики, работая в группах, изучают 3 – 5 вопросы плана самостоятельно).

Каждой группа работает с вопросами на карточках, для этого использует текст и иллюстрации учебника (1 группа работает с п. 3, 2 группа – п. 4, 3 группа – п. 5). Карточки с вопросами смотри в Приложении 2.

Ответы на вопросы командиров групп (назначают сами; командиры записывают участников группы, активность работы и отвечают). Ответы на вопросы всех команд ученики кратко записывают в тетрадь.

2.3. Закрепление изученного материала

Учащимся предлагается на основе полученных знаний закончить схему, дописав недостающее, тем самым подведя итог

ЦЕЛЬ ПОХОДОВ

…………    ……  ……….

-Были ли равны в правах участники военных походов, почему вы так думаете?

— Почему успешные военные походы привели в итоге к ослаблению Египта?

— Организует работу учащихся с учебником и с информацией из презентации по плану урока.

— Ведёт беседу с классом, организует мыслительную деятельность обучающихся.

— Знакомит с понятиями

Читают, находят ответ на вопрос, отвечают – «Каждого 10-го юношу забирали в армию на долгие годы».

Рассматривают рисунок, записывают в тетради: копье, топорик, лук и стрелы, щит

Слушают и сверяют свои записи в тетради.

Рассматривают рисунок, отвечают – колесница

Учащиеся описывают колесницу

Дают аргументирован ный ответ

Читают, находят ответ на вопрос, отвечают:  мчались, вносили беспорядок в ряды врагов, преследовали врага

Предполагаемый ответ учащихся: совершало военные походы

Учащиеся отвечают – Охраняет границы, защищает

— Организует работу учащихся с учебником, с атласом

— Создает учебную ситуацию для проявления поисковой активности

— Создает учебную ситуацию для развития познавательных УУД и коммуникативных УУД в процессе выполнения групповой работы

— Предлагает найти ответ на вопрос, используя все полученные на уроке знания

— Осуществляют поиск информации;

— Ведут записи в тетради, используя учебник и презентацию урока.

— Осуществляют поиск информации и ее преобразование

— Узнают и запоминают существующие понятия

— Осуществляют поиск информации по картам атласа

— Работают с текстом учебника, с атласом и анализируют  данные

— Оформляют схему

— Разрешают возникшее затруднение путем поиска информации

— Объясняют и отвечают на вопросы и задачи, используя все введенные на уроке понятия.

П: — поиск информации,

— умение строить речевое высказывание,

— контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

— смысловое чтение,

— анализ объектов с целью выделения признаков, синтез,

сравнение

— установление причинно-следственных связей,

— доказательство

К: — сотрудничество с учителем и сверстниками

— участие в коллективном обсуждении проблем,

— умение слушать и вступать в диалог,

— умение выражать свои мысли,

— владение монологической и диалогической речью

Р: — волевая саморегуляция,

— работают по плану, сверяясь с целью;

— определяют проблему, выбирают средства достижения, планируют деятельность

3.

Рефлексивно-оценочный этап

3.1 Подведение итогов.

— Учитель обращает внимание на вопросы, поставленные в начале урока: Куда? Зачем? Каковы результаты? И просит ответить на них, используя свои записи в тетрадях.

Что мы с вами делали, чтобы получить ответы на эти вопросы, подберите ряд глаголов (работали с источниками, с картой, текстом учебника, составляли схему, рассматривали рисунки, работали в парах)

 Вернемся к целям урока. Все ли достигнуты теперь?

— Как думаете, что еще можно узнать о военных походах египтян из дополнительной литературы?

3.2. Рефлексия.

-Проанализируйте результаты своей работы. Что выполнено верно? Над чем еще предстоит поработать?

3.3. Инструкция к выполнению домашнего задания.

§ 9, учить термины по истории Древнего Египта. 

1.Ответьте на вопросы – Как было устроено войско фараона? Какова судьба пленников?

2.Найдите территорию Египетского царства при Тутмосе III, сделайте вывод. Подсчитайте, сколько приблизительно лет прошло от образования единого государства в Древнем Египте до времени фараона Тутмоса III.

3. Опишите рисунок «Войско фараона в походе». Предположите куда и с какими целями движется войско.

Учащиеся выбирают домашнее задание по уровням сложности.

— Создает учебную ситуацию, обеспечивающую анализ обучающимися результатов своей деятельности и оценку качества усвоения.

— Создает учебную ситуацию, обеспечивающую рефлексию содержания результатов, действий по достижению результатов,  эмоционального состояния.

— Обеспечивает понимание практический значимости полученных знаний и умений

— Проводят анализ достигнутых результатов путем сравнения с целями урока.

— Осуществляют рефлексию учебной деятельности

Р: — оценка достижения планируемых результатов,

— коррекция планов и способов действий в соответствии с оценкой,

— волевая саморегуляция

П: — рефлексия способов и условий действий,

— контроль и оценка способов и результатов действий

К: — сотрудничество с учителем и сверстниками,

— участие в коллективном обсуждении проблем,

— умение слушать и вступать в диалог,

— умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,

— владение монологической и диалогической речью

Приложение 1

Карточка для устного ответа на вопрос по изученной теме

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Занятия жителей Древнего Египта».

Для этого вспомни и ответь на вопросы:

•        Какие занятия существовали у древних египтян?

•        Как жили и чем занимались древнеегипетские земледельцы?

•        Как жили и чем занимались древнеегипетские ремесленники?

•        Как жили и чем занимались древнеегипетские писцы?

•        Как жили и чем занимались древнеегипетские вельможи?

•        Как становились рабами? Как жили и чем занимались рабы?

Сделай вывод, а равны ли были жители Древнего Египта?

Приложение 2

Индивидуальная работа по карточкам – задания на карточках

1. В древнеегипетском поучении отец наставляет сына: «Обрати своё сердце к книгам. Нет ничего выше книг. Если у писца есть должность в столице, он не будет там нуждаться. Должность писца лучше всех других должностей. Смотри: нет должности, где нет начальника. Только у писца нет начальника, он сам начальник над другими людьми».

Ответь на вопросы:

1. Чему учит отец сына?

2. Как, по его мнению, можно стать писцом?

3. Почему должность писца в Египте считалась очень почетной?

2. Прочитай отрывок из стихотворения В. Брюсова «Египетский раб» и ответь на вопросы.

Я – раб царя. С восхода до заката

Среди других совершаю тяжелый труд.

И кус глиной – единственная плата

За стон, за пот, за тысячи минут.

Я – раб царя, и жребий мой безвестен;

Как тень зари исчезну без следа.

Меня с земли судьба сотрет, как плесень;

Но след не минет скорбного труда,

И простоит близ озера Мерида

Века веков святая пирамида.

Ответь на вопросы:

1.  О чем идет речь в этом стихотворении?

2.  Что прославлял его автор?

3.  Почему раб так говорит о пирамиде в последней строчке?

4.  Какие выводы о жизни рабов в Египте можно сделать, прочитав это стихотворение?

Приложение 3

Памятка для учеников «Характеристика устного ответа по истории»

1. Внимательно выслушай ответ своего одноклассника.

2. Обрати внимание, по существу вопроса отвечал твой одноклассник.

3. Правильно ли воспроизведены в ответе факты, даты, названия событий, географических объектов, имена, фамилии.

4. Дополни или исправь ответ одноклассника.

5. Есть ли вывод в конце выступления, если нет, сделай его сам.

6. Попробуй оценить ответ.

Оценка «5» — ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь правильная и хорошая (четко, громко, понятно).

Оценка «4» — в изложении материала допущены незначительные ошибки и неточности. Речь правильная и хорошая (четко, громко, понятно).

Оценка «3» — в усвоении и изложении материала есть существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся, использование учебника), в ответе есть существенные ошибки. Речь нечеткая, несвязная, прерывистая, непонятная.

Оценка «2» — основное содержание материала по вопросу не раскрыто, существенные и множественные ошибки в содержании ответа, отказ отвечать.

Приложение 4

Карточки с вопросами для работы в группах

1 группа (вопросы по пункту 3):

•  Какие племена были соседями египтян?

•  Какие богатства прельщали фараонов Египта в соседних странах?

•  Какой фараон и когда совершил самые крупные завоевания?

Сделайте вывод об итогах военных походов фараонов Египта?

2 группа (вопросы по пункту 4):

•  С какой добычей возвращались египетские войска домой?

•  Как появлялись рабы в египетском государстве, как обращались с рабами?

•  Почему пленники считались главной добычей на войне?

Сделайте вывод о том, какой характер носили военные походы фараонов?

3 группа (вопросы по пункту 5):

•  Как жил простой воин?

•  Как жила семья война?

•  Как вы думаете, как делились богатства, захваченные во время военных походов?

Рефлексия

Были ли равны в правах участники военных походов, почему вы так думаете?

Приложение 5

В правой колонке подчеркни свой ответ из предложенных вариантов.

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал

5. Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

6.Домашнее задание мне кажется

легким / трудным

интересным / неинтересным

Анализ конспекта урока.

Тема:    «Военные походы фараонов»

Тип урока и его структура:  формирование новых знаний

Место урока: в теме «Древний Восток» — 4 час, в узкой теме «Древний Египет» — 4 час.

Цель:    подведение учащихся к пониманию причин и последствий военных походов фараонов Древнего Египта

Цель  личностно значима, реальна, конкретна. Достигается через решение задач урока, поставленные вопросы, учебные ситуации, применение жизненного опыта обучающихся.  Цель достигнута во всех аспектах.

Формы работы:  Фронтальная — на этапе целеполагания

Групповая – на этапе работы с новым материалом  (т.к. ведущий вид деятельности подростков – общение, построение отношений со сверстниками)

Индивидуальная —  на этапе рефлексии.

Метод:   Проблемно – исследовательский.

Время:  Рационально распределено на все этапы урока.

Рефлексия:  Проведена.

Проведенный урок соответствует требованиям ФГОС. Это характеризуется:

1. Наличие системно-деятельностного подхода.

  • Присутствуют необходимые компоненты учебной деятельности: ценностно-смысловой, операционально-познавательный, рефлексивно-оценочный, что обеспечивает ее целостность.
  • При отборе содержания и формулировании заданий учитываются возрастные особенности, уровень достигнутых на предыдущем этапе предметных и метапредметных результатов обучения. Урок направлен на развитие УУД.
  • Большое внимание уделяется развитию теоретического мышления обучающихся: операциям анализа, синтеза, сравнения, классификации, установлению причинно-следственных связей, доказательству, работе с понятиями
  • На уроке неоднократно создается учебная ситуация, направленная на разрешение возникшего затруднения или проблемы, совместно с учителем или самостоятельно организуется поиск способа решения учебной задачи.
  • В целом форма представления заданий предполагает самостоятельность обучающихся при формулировке целей урока, планировании, осуществлении учебной деятельности, контроле и оценке полученных результатов.
  • Роль педагога сводится к роли организатора познавательного процесс. Общение учителя и обучающихся происходит в форме диалога.
  • Структура и содержание урока предполагает использования различных форм обучения с преобладанием групповой, предполагающей совместную деятельность, распределение ролей, эффективную коммуникацию.

2. Направленность на формирование универсальных учебных действий.

Предметное содержание урока насыщено деятельностью обучающихся по формированию УУД: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных. Связь содержания заданий и разновидностей формируемых УУД отражена в конспекте урока.

3. Технологичность структуры урока.

Урок имеет четкую логичную структуру. Цель и задачи урока сформулированы диагностично. Компоненты содержания соответствуют цели и задачам, деятельность учителя и обучающихся направлена на их достижение.

4. Оптимальный отбор содержания.

Содержание урока оптимально для изучения данной темы. Материал характеризуется научностью, доступностью, практической направленностью, оптимальным объемом. В представленном конспекте заложена возможность сместить акценты при изучении темы, сократив одни содержательные элементы и усилив другие в зависимости от уровня подготовки обучающихся, особенностей класса, обеспеченности ОУ средствами обучения.

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения «Военные походы фараонов» | Методическая разработка по истории (5 класс):

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения

Урок истории в 5 классе по теме: «Военные походы фараонов»

Этап технологии развивающего обучения

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Умения

Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку. Визуальный контроль.

Приветствие учителя. Включение в работу. Готовность рабочего места ученика.

  1. Естественное действие

1. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания: предлагает учащимся охарактеризовать жизнь египетского вельможи, используя прием «10 слов» (см. Приложение 1).

Во время ответа учащихся выводит называемые ими слова или словосочетания на экран проектора.

Проводит устный контроль.

Формулирует тему урока: «Военные походы фараонов», контролирует запись темы в тетради.

Фронтально называют слова и словосочетания по теме.

По желанию кто-либо из учеников составляет связный рассказ, опираясь на слова и словосочетания, набранные учителем на экране.

Предметные: 

-знать особенности жизни и быта египетских вельмож, круг их обязанностей, особенности их взаимоотношений с фараоном.

Коммуникативные:

— с достаточной полнотой формулировать свои мысли,

 — корректно взаимодействовать  с другими людьми.

Познавательные:

-создавать «информационную конструкцию», восстанавливать её.

2.Самоопределение к деятельности

Предлагает назвать источники богатства и могущества фараона  Древнего Египта

Организует обсуждение вопросов:

« Какой должна быть армия правителя Египта для того, чтобы его походы в другие страны были успешны?»

« В какие страны совершали походы фараоны Древнего Египта и что привозили в качестве военной добычи?»

«Что несли походы фараонов разным группам населения Древнего Египта? (самому фараону, его вельможам, солдатам его армии, покоренным народам)?»

Формирует практикоориентированное задание:

составить в тетради перечень из терминов, используя прием «10 слов» с помощью которого учащиеся смогут составить связный рассказ о военных походах фараонов и их завоеваниях.

Предлагают ответы:

налоги, которые платят жители страны, завоевательные походы в другие страны.

Во время обсуждения осознают недостаточность своих знаний по теме. Формулируют цель изучения темы для себя.

Личностные:

-определять потребность в освоении учебной темы. Проявлять способность сочувствовать.

Коммуникативные:

-участвовать в диалоге,

-с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Регулятивные: 

-принимать и сохранять учебное задание,

— определять лично значимую цель в рамках учебной темы.

  1. Освоение информации по проблеме

1.Учебно-познавательная деятельность (обучение)

Рассказ с использование компьютерной презентации «Военные походы фараонов».

  1. Устройство древнеегипетской армии.

Пехота — вооружение, особенности действий в бою.

Предлагает учащимся во время рассказа подписать на изображении египетского пехотинца его обмундирование и виды оружия (Приложение 2).

Визуальный и письменный контроль.

Колесничное войско — строение древнеегипетской колесницы, количество воинов в ней.

Вопрос  учащимся: в чем, по- вашему, преимущества в бою колесницы перед пехотинцами?

  1. Военные походы фараона Тутмоса III.

Организует  самостоятельную работу учащихся с учебником: «Рассмотрите карту на стр.47 учебника и прочитайте текст п.3 и первый абзац п.4 параграфа 9.

 В какие страны совершали военные походы египетские фараоны?

Что становилось добычей их войска?

Какова была судьба жителей покоренных стран?

Фронтальная работа.

Устный контроль

3.Результаты военных походов фараонов (на примере походов Тутмоса III).

Основная часть военной добычи и новые владения — самому фараону.

Часть добычи — военачальникам и вельможам.

Рядовым воинам — тяготы военного похода и риск погибнуть в бою.

Покоренным народам — нищета, рабство и гибель.

Воспринимают рассказ учителя.

Заполняют на изображении воина-пехотинца виды его обмундирования и оружия.

Отвечают на вопросы учителя.

Работают с текстом учебника.

Отвечают на вопросы учителя.

Предметные: знать основные виды оружия и обмундирования египетского пехотинца, строение колесницы и принципы её применения в бою, страны в которые совершали походы фараоны и виды добычи, которые они привозили.

Личностные:

-осознавать эмоционально-ценностное отношение к содержанию изучаемой темы;

— проявлять отношение к основным моральным нормам.

Познавательные:

— уметь найти и выделить необходимую информацию,

— уметь устанавливать причинно-следственные связи,

— аргументировать ответ

Коммуникативные:

— адекватно участвовать в диалоге,

-отстаивать свое мнение,

С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

2.Учебно-познавательная деятельность (диагностика освоения содержания темы)

Диагностика освоения содержания темы.

Предлагает учащимся самостоятельно выполнить задания на контурной карте, используя карту в учебнике, текст на стр.48-49 и слайд презентации (см. Приложение 3)

Визуальный контроль, письменный контроль.

Выполняют диагностическое задание.

Представляют учителю результаты своей работы для проверки.

Регулятивные:

— принимать и сохранять учебное задание,

— контролировать выполнение результата,

— преодолевать затруднения.

  1. Улучшенное действие

Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Предлагает учащимся письменно в тетради составить перечень основных терминов по теме урока, используя прием «10 слов»

Письменный контроль.

Выполняют практикоориентированное задание в тетради.

Регулятивные:

— принимать и сохранять учебное задание,

— контролировать выполнение результатов.

  1. Рефлексивная деятельность

Рефлексия

Предлагает учащимся на карточке нарисовать смайлик своего настроения, по желанию объяснить, что больше всего запомнилось на уроке

Самоанализ, самооценка — оценка своей работы на уроке, отношения к уроку

Личностные: проявлять желание к самооценке, открытость самооценки

Коммуникативные: полно и аргументировано выражать свои мысли

Регулятивные: оценивать свою деятельность на уроке

Домашнее задание

Формулирует домашнее задание: §9 читать, отвечать на вопросы к параграфу устно.

Письменное задание по выбору:

1 уровень сложности. Составить таблицу в тетради «Что привозили египтяне из военных походов»

Страна

Военная добыча

2 уровень сложности.

Составить письменно рассказ, используя термины, записанные на уроке.

Задание для учащихся с ОВЗ: раскрасить рисунок египетского пехотинца.

Воспринимают домашнее задание, выбирают подходящий для себя уровень, уточняют форму выполнения.

Регулятивные:

— оценивать собственные возможности для выполнения задания,

— принимать и сохранять учебное задание.

Приложение 1.

ЗАДАНИЕ КЛАССУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМА «10 СЛОВ» ПО ТЕМЕ «ЖИЗНЬ ЕГИПЕТСКОГО ВЕЛЬМОЖИ»

1.Назвать 10 терминов (слов или словосочетаний), раскрывающих заданную тему.

2. Устно или письменно составить рассказ из 10 предложений с использованием этих терминов.

Возможные ответы учащихся.        

ЖИЗНЬ  ЕГИПЕТСКОГО  ВЕЛЬМОЖИ

1.Вельможа

2.Египет

3.Страна мертвых

4.Фруктовый сад

5.Фрески

6.Гробницы

7. Фараон

8.Роскошная жизнь

9.Трон

10.Рабство

Приложение 2

Приложение 3

Древнеегипетское военное дело — Энциклопедия всемирной истории

Палитра Нармера, древнеегипетская церемониальная гравюра, изображает великого царя Нармера (ок. 3150 г. до н. э.), побеждающего своих врагов при поддержке и одобрении своих богов. Это произведение, датируемое ок. 3200-3000 гг. до н.э., первоначально считалось точным историческим описанием объединения Египта под властью Нармера, первого царя Первой династии Египта.

Недавние поправки в исследованиях, однако, теперь интерпретируют артефакт как символическое изображение этого исторического события и утверждают, что Нармер (также известный как Менес) мог или не мог объединить страну силой, но что концепция короля как могущественного воин был важной культурной ценностью, поэтому Нармера изображали завоевателем.

Великие цари Месопотамии, особенно ассирийские правители, оставили после себя множество записей о своих военных победах, взятых в плен, разрушенных городах, но на протяжении большей части ранней истории Египта таких записей не существует. Египтяне считали свою землю самой совершенной в мире и были заинтересованы не столько в завоевании, сколько в сохранении того, что имели. Все ранние записи о египетских войнах связаны с гражданскими беспорядками, а не с завоеванием других земель, и это будет парадигмой от раннего династического периода в Египте (ок. 3150–2613 гг. До н.э.) до времен Среднего царства (2040 г.). -1782 г. до н.э.), когда короли 12-й династии содержали постоянную армию, которую они вели в военные походы за пределы своих границ.

YouTube Следите за нами на YouTube!

Развитие профессиональной войны

Хотя современные ученые расходятся во мнениях относительно того, объединил ли Нармер Египет путем завоевания, нет никаких сомнений в том, что военная сила под командованием сильного лидера была необходима, чтобы скрепить страну.

На протяжении раннего династического периода в Египте есть свидетельства беспорядков, возможно, даже разделения страны в какой-то момент, и гражданских войн между фракциями, борющимися за трон.

В период Нового царства Египет расширил свою империю и постоянно находился в состоянии войны. Тутмос III руководил как минимум 17 различными кампаниями за 20 лет.

Во времена Древнего царства (ок. 2613–2181 гг. до н. э.) центральное правительство полагалось на региональных губернаторов ( номархов ), которые поставляли людей для армии. Номарх собирал солдат в своем регионе и отправлял их к королю. Каждый батальон нес штандарты с тотемом своего района ( ном ), и их лояльность была со своей общиной, своими братьями по оружию и своим номархом . Об эффективности этого раннего ополчения свидетельствуют успешные кампании монархов Старого Царства в Нубии, Сирии и Палестине, направленные на обеспечение безопасности границ, подавление восстаний или захват ресурсов для короны.

Солдаты сражались за короля и свою страну, но они были не столько единой египетской армией, сколько группой более мелких воинских частей, сражающихся за общую цель. Призывники часто дополнялись нубийскими наемниками, которые имели такую ​​же степень лояльности к королю, пока им платили.

Рост могущества отдельных номархов был одним из факторов, способствовавших краху Древнего царства и началу Первого промежуточного периода Египта (ок. 2181–2040 гг. до н. э.). Центральное правительство в Мемфисе больше не имело значения, поскольку номарх каждого округа взяли на себя управление своим регионом, построили храмы в свою честь, а не в честь короля, и использовали свою милицию в своих целях. Возможно, в попытке вернуть часть утраченного престижа цари Мемфиса перенесли свою столицу в город Гераклеополь, который располагался ближе к центру. Однако они были не более эффективны на новом месте, чем на старом, и были свергнуты Ментухотепом II (ок. 2061–2010 гг. До н.э.

) из Фив, положившим начало периоду Среднего царства Египта.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Нармер побеждает своих врагов

Неизвестно (общественное достояние)

Вполне вероятно, что Ментухотеп II возглавил армию рекрутов из Фив, но, возможно, он уже мобилизовал профессиональные боевые силы в своем районе. Также вполне возможно, что ядро ​​профессиональных солдат, сражавшихся на стороне царя, существовало еще в додинастический период Египта (ок. 6000–3150 гг. до н. э.), но доказательства этого неясны. Большинство ученых сходятся во мнении, что это был преемник Ментухотепа II Аменемхет I (ок. 19 г. до н. э.).91-1962 г. до н.э.), который создал первую постоянную армию в Египте. Это имело бы большой смысл, потому что отняло бы власть у отдельных

номархов и передало бы ее в руки короля. Король теперь имел прямое управление армией, которая была верна ему и стране в целом, а не разным номархам и их регионам.

Армии и оружие в Старом Королевстве

Оружием Додинастического и Раннединастического периодов были прежде всего булавы, кинжалы и копья. Ко времени Древнего Царства лук и стрелы, среди прочего оружия, были добавлены, как объясняет историк Маргарет Бансон:

Солдаты Старого Королевства изображались в тюбетейках и с клановыми или номыми тотемами. Они использовали булавы с деревянными головками или каменными головками грушевидной формы. Луки и стрелы были стандартным снаряжением, с кремневыми наконечниками с квадратными наконечниками и кожаными колчанами. Некоторые щиты, сделанные из шкур, использовались, но не повсеместно. Большинство солдат были босыми, одетыми в простые килты или голыми. (168)

Египтяне использовали простой одноарочный лук, который было трудно натянуть, он имел малую дальность и ненадежную точность. Все солдаты были из низшего сословия крестьян и мало обучены. Маловероятно, хотя и возможно, что у них был опыт обращения с луком на охоте. Крестьянство в Египте не владело землей, и охота была запрещена без согласия землевладельца из высшего сословия. Кроме того, египетская диета была в основном вегетарианской, а охота была королевским видом спорта. Тем не менее, с лучниками, стреляющими в массовом порядке с близкого расстояния это оружие могло быть очень эффективным. После залпа или двух стрел солдаты сближались со своими противниками, используя ручное оружие. Египетский флот в то время использовался только для перевозки войск, а не для боя с противником.

Египетские солдаты

Σταύρος (CC BY)

Война Среднего Царства

Ко времени Среднего царства в войсках были медные топоры и мечи. Длинное бронзовое копье стало стандартным, как и кожаные доспехи поверх коротких килтов. Армия была лучше организована с «военным министром и главнокомандующим армией или чиновником, который работал в этом качестве» (Bunson, 169).). Эти профессиональные войска были хорошо обучены, и в качестве авангарда использовались элитные «ударные отряды». Офицеры отвечали за неустановленное количество людей в своих подразделениях и подчинялись командиру, который затем докладывал по цепочке командования; точно неясно, каковы были индивидуальные обязанности или как они были известны, но военная жизнь в то время предлагала гораздо больше возможностей, чем в прошлом. Историк Марк ван де Мироп пишет:

.

Хотя наши знания о вооруженных силах в Поднебесной очень ограничены, кажется, что их роль в обществе была намного выше, чем в Старом Королевстве. Армия была хорошо организована, и во времена 12-й династии ее ядро ​​составляли профессиональные солдаты. Они служили в течение длительных периодов времени и регулярно находились за границей. Армия предоставила амбициозным людям возможность сделать карьеру. Основная масса войск по-прежнему комплектовалась из населения провинций и участвовала только в отдельных походах. Сколько войск было задействовано и как долго они служили, остается неизвестным. (112)

Вооруженные силы Среднего царства достигли своего апогея во время правления царя-воина Сенусерта III (ок. 1878–1860 гг. до н. э.), который был образцом для более позднего легендарного завоевателя Сесостриса, прославленного греческими писателями. Сенусерт III вел своих людей в крупных кампаниях в Нубии и Палестине, упразднил позицию

номарха и взял более прямой контроль над регионами, из которых пришли его солдаты, и закрепил границы Египта с помощью укреплений с людьми.

Египетская боевая колесница

Неизвестно (общественное достояние)

Пожертвования гиксосов

Цари 12-й династии, такие как Сенусерт III, были сильными правителями, которые внесли большой вклад в стабильность Египта, но 13-я династия была слабее и не смогла сохранить эффективное центральное правительство. Гиксосы, семитский народ, иммигрировавший из Сирии и Палестины, поселились в Нижнем Египте в Аварисе и со временем накопили достаточно богатства, чтобы обладать политической властью. Возвышение гиксосов знаменует собой начало Второго промежуточного периода в Египте (ок. 1782–1570 гг. до н. э.), когда страна была разделена между гиксосами на севере, египтянами в середине и нубийцами на юге. Эта ситуация продолжалась, когда трое были заняты торговлей и непростым миром, пока египетский царь в Фивах Секененра Таа (ок. 1580 г. до н.э.) не почувствовал вызов Апепи, царя гиксосов в Аварисе, и не атаковал. Гиксосы были окончательно изгнаны из Египта Яхмосом I (ок. 1570-1544 гг. до н.э.) из Фив, и это событие знаменует собой начало Нового Царства Египта.

Египетский бронзовый меч

Гийом Бланшар (CC BY-SA)

Египетская армия во время Второго промежуточного периода в основном состояла из меджаев, нубийских воинов, сражавшихся в качестве наемников. Меджаи служили разведчиками, легкой пехотой и, наконец, кавалерийскими частями. До прихода гиксосов лошадь была неизвестна в Египте, как и колесница. Хотя более поздние египетские и греческие писатели охарактеризовали время гиксосов как темный век хаоса и разрушения, иностранные цари привнесли в культуру ряд значительных нововведений, особенно в отношении войны и оружия.

Египтолог Барбара Уоттерсон отмечает:

Гиксосы, выходцы из Западной Азии, познакомили египтян с народами и культурой этого региона, как никогда прежде, и познакомили их с конной боевой колесницей; составному луку из дерева, укрепленному полосками сухожилий и рога, более эластичному оружию с большей дальностью стрельбы, чем их собственный простой лук; к мечу в форме симитара, называемому Хопеш, и к бронзовому кинжалу с узким лезвием, отлитым за одно целое с хвостовиком. Египтяне превратили это оружие в короткий меч. (60)

Египет никогда прежде не подвергался вторжению и оккупации иностранной державой, и правители Нового царства (1570–1069 гг. до н. э.) хотели убедиться, что это никогда не повторится. Поэтому ранние цари этого периода уделяли особое внимание расширению границ страны для создания буферных зон и тем самым создали Египетскую империю.

Армия Империи

Период Нового Царства наиболее известен современной публике с некоторыми из самых известных правителей (Хатшепсут, Тутмос III, Сети I, Рамсес II). Это был период, когда Египет достиг своего пика престижа, власти и богатства. Ван де Миеруп пишет:

Новое Царство Египет был империалистическим государством: страна аннексировала территории за пределами своих традиционных границ и контролировала их в своих интересах. Эта политика уходит своими корнями в более ранние периоды, когда военные завоевания были обычной частью королевских обязанностей, но достигла пика в Новом Царстве, когда Египет находился в почти постоянном состоянии войны. (157)

Статуя царя Тутмоса III

Усама Шукир Мухаммед Амин (Авторское право)

Империя Нового Царства начинается с преследования Яхмосом I гиксосов из Египта, через Палестину и Сирию, но на самом деле начинается с правления Аменхотепа I (ок. 1541–1520 гг. до н. э.), который расширил южные границы до Нубии. Тутмос I (1520-149 гг.2 г. до н.э.) пошел дальше и провел кампанию через Палестину и Сирию в Месопотамию, достигнув реки Евфрат. Королева Хатшепсут (1479-1458 гг. до н.э.) отправила экспедиции в Нубию и Сирию и организовала торговую миссию в Пунт, включавшую военный эскорт. Однако Тутмос III (1458–1425 гг. до н. э.) считается величайшим царем-воином раннего Нового Царства, завоевавшим Ливию, расширившимся в Нубию и захватившим регионы по всему Леванту. Тутмос III, возглавив не менее 17 различных кампаний за 20 лет, установил Египетскую империю на пике своего расцвета, и для этого требовалась профессиональная армия. Бансон пишет:

Армия больше не была конфедерацией рекрутов гномов, а представляла собой первоклассную военную силу. Король был главнокомандующим, но визирь и другие административные подразделения занимались тыловыми и резервными делами … Армия была разделена на подразделения, как колесницы, так и пехоту. Каждая дивизия насчитывала около 5000 человек. Эти подразделения носили имена главных божеств нации. (170)

При этой новой организации цепочка подчинения в дивизии, от низшей до высшей ступени, была строго иерархической. В каждой дивизии был офицер, возглавлявший 50 солдат, который подчинялся старшему офицеру, отвечавшему за 250 человек. Этот офицер, в свою очередь, подчинялся капитану, который подчинялся командиру взвода. Над командиром войск стоял войсковой надзиратель, военачальник гарнизона, подчинявшийся надсмотрщику укреплений, вышестоящий начальник фортов, в которых стояла дивизия, подчинявшийся командиру-лейтенанту. Лейтенант-командир подчинялся генералу, ответственному перед египетским визирем и фараоном.

Рамсес II в битве при Кадеше

Пещерный каттум (CC BY-SA)

Важным аспектом этой новой армии была запряженная лошадьми колесница, представленная гиксосами. Ван де Миеруп отмечает, что «возничие были обученными бойцами, а также людьми состоятельными, которые сами обеспечивали себя снаряжением. Они получали большие награды, чем другие солдаты, и имели высокий социальный статус» (158). Египтяне модифицировали колесницу гиксосов, сделав ее легче, маневреннее и быстрее. В каждой колеснице было по два человека, возница и воин. Они носили чешуйчатую броню на верхней части тела и легкий килт внизу. Водитель был хорошо обученным возничим, который управлял транспортным средством, в то время как воин, вооруженный луком, стрелами и копьем, сражался с врагом. Силы колесниц были разделены на эскадроны из 12 колесниц и 24 человек с тринадцатым в качестве командира эскадрильи.

Именно эта армия превратила Египет в империю и позволила процветать фараонам, таким как Аменхотеп III (1386–1353 гг. до н. э.), под чьим правлением в Египте царил беспрецедентный мир и процветание. Нельзя сказать, что во время его правления не было конфликтов, но армия держала подобные неприятности вдали от границ страны. Это также армия Рамсеса II (1279–1213 гг. до н. э.), которая вступила в бой с хеттами в 1274 г. до н. э. в знаменитой битве при Кадеше.

Рамсес II перенес столицу Египта из Фив в новый город, построенный им на месте бывшего Авариса в Нижнем Египте, Пер-Рамсес («Город Рамсеса»). Как обычно, этот фараон не жалел средств, чтобы украсить свою новую столицу украшениями и памятниками, храмами богов и красивыми зданиями, но, как объясняет египтолог Тоби Уилкинсон, в Пер-Рамсесе происходило нечто большее, чем архитектурные достижения и религиозные праздники:

В то время как придворные писцы и поэты восхваляли Пер-Рамсес как великую королевскую резиденцию, полную изобилия и радости, у этого самого амбициозного из королевских проектов была и более угрожающая сторона. Одним из крупнейших зданий был огромный завод по выплавке бронзы, сотни рабочих которого целыми днями занимались изготовлением оружия. Современные высокотемпературные печи обогревались дутьевыми трубами, работающими от сильфонов. Когда расплавленный металл вытек, потные рабочие заливали его в формы для изготовления щитов и мечей. В грязных, жарких и опасных условиях люди фараона изготавливали оружие для армии фараона. Еще одна большая часть города была отдана под конюшни, площадки для упражнений и ремонтные работы для корпуса царских колесниц . .. Короче говоря, Пер-Рамсес был не столько куполом для удовольствий, сколько военно-промышленным комплексом. (314)

Рамсес II начал свою кампанию против хеттов в Кадеше из Пер-Рамсеса, ехав на своей колеснице во главе четырех отрядов по 20 000 человек. Согласно его надписям, битва была сокрушительной победой египтян, но его противник, Муваталли II из Хеттской империи, утверждал то же самое на своей стороне. Современные ученые пришли к выводу, что битва при Кадеше была скорее ничьей, чем победой любой из сторон, но Рамсес записал подробности своей великой победы и прочитал их по всей стране, а конфликт привел к первому в мире мирному договору, подписанному между египтянами и Хеттские империи в 1258 г. до н.э.

Хеттская боевая колесница

Карен Барретт-Уилт (CC BY-NC-SA)

ВМС Египта

Помимо армии и колесницы существовал третий род войск — флот. Как уже отмечалось, в Древнем королевстве флот использовался в основном для перевозки пехоты. Даже во Второй промежуточный период Камосе использовал флот просто как транспорт, чтобы переправить свои войска вниз по Нилу для разграбления Авариса. Однако в Новом царстве флот стал более престижным, поскольку иностранные захватчики угрожали процветанию Египта с моря.

Наиболее задокументированные и наиболее решительные из этих захватчиков известны как Народы Моря, загадочная группа, которую еще предстоит точно идентифицировать. Похоже, они были коалицией разных этнических групп, которые беспокоили побережья Средиземного моря между ок. 1276-1178 гг. до н.э., и они, возможно, сыграли значительную роль в крахе бронзового века. Рамсес II, его преемник Меренптах (1213-1203 гг. до н.э.) и Рамсес III (1186-1155 гг. до н.э.) сражались с народами моря во время их правления.

Рамсес II, у которого была очень эффективная разведывательная сеть, узнал о грядущем вторжении вовремя, чтобы разместить свой флот вдоль побережья в устье Нила. Затем он разместил небольшой флот на оборонительной позиции, чтобы заманить корабли Народов Моря в ловушку. Как только они заняли позицию, он выпустил с бортов свои более многочисленные и крупные корабли и уничтожил своего противника.

Это сражение, как и многие другие сражения египетского флота, велось на море сухопутными войсками. Хотя солдаты были обучены воевать на воде, они не были моряками. Египтяне не были мореплавателями, и их флот свидетельствует об этом. Корабли часто были невероятно большими, с экипажем около 250 человек. Меньшие корабли имели экипаж из 50 человек, из которых 20 были делегированы на греблю, парусный спорт, маневрирование судна, а 30 — на боевые действия. Хотя Рамсес II подчеркивал свою победу в морском сражении, на самом деле это была сухопутная битва на воде. Египетские корабли сблизились с кораблями народов моря, что позволило взять на абордаж, а затем потопить вражеские корабли; сами корабли не вели боя.

Модель египетского военного корабля

Дерор ави (CC BY)

То же самое относится и к помолвке Рамсеса III с Народами Моря. Он применил уловку своего предшественника, заманив народы моря в ловушку, а затем полагался на партизанскую войну, чтобы уничтожить их. Меренптах полностью избежал морского сражения и встретил врага на суше у Пи-йера, где его армия Нового Царства уничтожила более 6000 вражеских солдат.

Истинная ценность египетского флота заключалась в устрашении потенциальных захватчиков и быстрой переброске сухопутных войск. Тутмос III успешно использовал военно-морской флот в ряде кампаний, и бывшие грузовые корабли часто призывались и превращались в военно-морские суда для походов вверх или вниз по Нилу. Корабли будут оснащены фальшбортом для защиты экипажа от приближающихся ракет, а иногда также будут улучшены для маневренности.

Упадок египетской армии

Рамсес III был последним действующим фараоном Нового Царства, и после его смерти великие военные успехи все больше и больше уходили в прошлое. Пришедшие за ним фараоны оказались недостаточно сильны, чтобы удержать империю, и она начала разваливаться. Фактором, способствовавшим этому упадку, было решение Рамсеса II построить Пер-Рамсес и перенести туда свою столицу из Фив. В Фивах находился великий храм Амона в Карнаке, и жрецы Амона не только там, но и по всему Египту были очень могущественны. Когда столица переместилась в Пер-Рамсес, жрецы в Фивах обнаружили, что у них гораздо больше свободы, чтобы накопить еще больше богатства и власти, чем прежде. Ко времени правления Рамсеса XI (1107–1077 гг. до н. э.) страна была разделена между его правлением от Пер-Рамсеса и правлением жрецов Амона в Фивах.

С этого разделения начинается эпоха, известная как Третий промежуточный период Египта (ок. 1069–525 гг. до н. э.). Какой бы мощью Египет ни обладал на море, его затмили греческие и финикийские флоты того времени, которые были намного быстрее, лучше оснащены и укомплектованы опытными мореплавателями. Египет вступил в так называемый железный век II в c. 1000 г. до н.э., когда они начали производить железные инструменты и оружие. Однако для ковки железа требовался древесный уголь из обожженной древесины, а в Египте было мало деревьев. В 671 г. до н. э. в страну вторгся ассирийский царь Асархаддон, который со своей профессиональной армией, вооруженной железным оружием, уничтожил египетскую армию, сжег город Мемфис и вернул царских пленников в Ниневию. В 666 г. до н.э. его сын Ашшурбанипал вторгся в Египет и завоевал земли вплоть до Фив. Опять же, железное оружие, лучшие доспехи и тактика ассирийцев оказались лучше египетских вооруженных сил.

Сцена ассирийской битвы

Усама Шукир Мухаммед Амин (Авторское право)

Поздний период Древнего Египта (525–332 гг. до н. э.) начинается после ассирийских вторжений, отмеченных ослаблением власти египетских правителей и непрекращающимися войнами. Египетские королевские особы сражались друг с другом за господство, используя греческих наемников, которые так же легко сражались за одну сторону, как и за другую. В конце концов, многие из этих греческих солдат полностью прекратили сражаться и просто поселились с семьями в Египте.

К этому времени египетские военные приобрели железное оружие и создали сильную кавалерию, но этих нововведений было недостаточно, чтобы поднять ее до уровня эффективности и мощи, которые она имела раньше. Железо было очень дорогим, потому что все необходимые элементы приходилось импортировать.

Персы вторглись в 525 г. до н.э. и разбили египетский гарнизон в Пелусии, но это не имело ничего общего с превосходящей военной мощью. Персидский полководец Камбиз II знал о большом почитании египтянами животных вообще и кошек в частности. Он приказал своим людям собрать как можно больше животных и погнать их перед армией. Кроме того, он приказал своим солдатам нарисовать на своих щитах изображение богини Бастет, одного из самых популярных из всех египетских божеств. Затем он двинулся по городу с животными перед собой, заявив, что будет швырять кошек через стены, если не получит немедленной капитуляции. Египтяне, опасаясь за безопасность животных (а также за свою собственную, если они оскорбят Бастет), сложили оружие и сдались. Говорят, что после этого Камбиз II с презрением бросил кошек из мешка в лица египтян.

Александр Македонский захватил Египет у персов в 331 г. до н. э., а после его смерти он перешел под власть его полководца Птолемея, который стал Птолемеем I Египетским (323–283 гг. до н. э.). Династия Птолемеев была македонско-греческими правителями, которые использовали военную тактику и вооружение своей страны. История древних египетских войн по существу заканчивается Новым царством. Какие бы инновации и прогресс в вооружении не были сделаны после 1069 г. до н.э., они больше не имели большого значения для египетских вооруженных сил, потому что у них больше не было сильного центрального правительства, поддерживающего их.

Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Древний Египет | История, правительство, культура, карта и факты

Сфинкс и Великая пирамида Хуфу

Смотреть все медиа

Дата:
3000 г. до н.э. — 332
Основные события:
Битва при Кадеше
Ключевые люди:
Моисей Эхнатон Плотин Рамзес II Тутмос III
Связанные темы:
Египетское искусство древнеегипетская религия иероглифическое письмо Библиотека Александрии египтология
Похожие места:
Египет Византийская империя древний Рим Ханаан Александрийский маяк

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Каким другим термином называются цари Египта?

Египетских царей обычно называют фараонами, согласно Библии. Термин фараон происходит от египетского per ʿaa («великое поместье») и от обозначения королевского дворца как учреждения. Этот термин все чаще использовался примерно с 1400 г. до н.э. как способ обозначения живого царя.

Какие два типа письма существовали в Древнем Египте?

Двумя основными типами письменности в Древнем Египте были иероглифы, которые использовались для памятников и выставок, и курсивная форма, известная как иератическая, изобретенная примерно в то же время в позднем додинастическом Египте (около 3000 г. до н.э.).

Какой фараон, вероятно, построил первую настоящую пирамиду?

Снефру был первым царем Древнего Египта из 4-й династии (ок. 2575–ок. 2465 до н. э.). Вероятно, он построил ступенчатую пирамиду Майдума, а затем модифицировал ее, чтобы сформировать первую настоящую пирамиду.

Кто первым из царей объединил Верхний и Нижний Египет?

Менес был легендарным первым царем объединенного Египта. Согласно традиции, он объединил Верхний и Нижний Египет в единую централизованную монархию и основал первую династию Древнего Египта. Менесу также приписывают ирригационные работы и основание столицы Мемфиса.

Кто открыл гробницу Тутанхамона?

Гробница Тутанхамона была обнаружена Говардом Картером в 1922.

Путешествуйте вниз по Нилу, чтобы открыть для себя важные древние египетские культурные памятники, такие как пирамиды Гизы

Посмотреть все видео к этой статье

древний Египет , цивилизация в северо-восточной Африке, которая восходит к 4-му тысячелетию до нашей эры. Его многочисленные достижения, сохранившиеся в его искусстве и памятниках, сохраняют очарование, которое продолжает расти по мере того, как археологические находки раскрывают его секреты. Эта статья посвящена Египту от его предыстории до его объединения при Менесе (Нармере) в 3-м тысячелетии до н.э., иногда используемом в качестве точки отсчета для происхождения Египта, и до исламского завоевания в 7-м веке н. э. Для последующей истории через современный период, см. Египет.

Введение в древнюю египетскую цивилизацию

Жизнь в Древнем Египте

Древний Египет можно представить как оазис в пустыне на северо-востоке Африки, зависящий от ежегодного разлива реки Нил для поддержки своего сельскохозяйственного населения. Главное богатство страны происходило из плодородной поймы долины Нила, где река протекает между полосами известняковых холмов, и дельты Нила, в которой она разветвляется на несколько рукавов к северу от современного Каира. Между поймой и холмами находится переменная полоса низкой пустыни, которая поддерживала определенное количество дичи. Нил был единственной транспортной артерией Египта.

Первый порог в Асуане, где русло реки превращается в пороги полосой гранита, был единственной четко определенной границей страны в пределах населенного пункта. К югу лежал гораздо менее гостеприимный район Нубии, в котором река текла по невысоким холмам из песчаника, которые в большинстве регионов оставляли лишь очень узкую полосу обрабатываемой земли. Нубия была важна для периодической экспансии Египта на юг и для доступа к продуктам с дальнего юга. К западу от Нила находилась засушливая Сахара, разбитая цепью оазисов на расстоянии от 125 до 185 миль (от 200 до 300 км) от реки и лишенная всех других ресурсов, за исключением нескольких полезных ископаемых. Восточная пустыня, между Нилом и Красным морем, была более важной, так как она поддерживала небольшое кочевое население и пустынную дичь, содержала многочисленные месторождения полезных ископаемых, в том числе золота, и была путем к Красному морю.

На северо-востоке находился Суэцкий перешеек. Он предлагал основной путь для контакта с Синаем, откуда поступала бирюза и, возможно, медь, и с Юго-Западной Азией, важнейшей областью культурного взаимодействия Египта, откуда были получены стимулы для технического развития и сорта сельскохозяйственных культур. Иммигранты и, в конечном счете, захватчики пересекли перешеек в Египет, привлеченные стабильностью и процветанием страны. С конца 2-го тысячелетия до н. э. вдоль восточного побережья Средиземного моря совершались многочисленные нападения с суши и моря.

Викторина «Британника»

Популярная викторина: 18 вещей, которые нужно знать о Древнем Египте

Сначала через Средиземное море осуществлялись относительно небольшие культурные контакты, но с самого начала Египет поддерживал торговые отношения с ливанским портом Библос (современный Джабайль). Египту требовалось немного импорта для поддержания базового уровня жизни, но хорошая древесина была необходима и недоступна внутри страны, поэтому ее обычно получали из Ливана. Минералы, такие как обсидиан и лазурит, были импортированы из Анатолии и Афганистана.

Сельское хозяйство сосредоточено на выращивании зерновых культур, главным образом полбы ( Triticum dicoccum ) и ячменя ( Hordeum vulgare ). Плодородие земли и общая предсказуемость затопления обеспечивали очень высокую урожайность с одного однолетнего урожая. Эта продуктивность позволяла хранить большие излишки на случай неурожая, а также составляла главную основу египетского богатства, которое до создания крупных империй в I тысячелетии до н. э. было величайшим из всех государств древнего Ближнего Востока.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

Орошение в бассейне было достигнуто простыми средствами, и выращивание нескольких культур стало возможным только в гораздо более поздние времена, за исключением, возможно, прибрежной зоны Аль-Файюм. По мере того, как река откладывала аллювиальный ил, поднимая уровень поймы, а земли были освобождены от болот, площади, пригодные для возделывания в долине и дельте Нила, увеличивались, в то время как скотоводство медленно сокращалось. Помимо зерновых культур большое значение имели фрукты и овощи, последние орошались круглый год на небольших участках. Рыба также была жизненно важна для диеты. Папирус, который в изобилии рос на болотах, собирали в диком виде и в более поздние времена культивировали. Возможно, его использовали в качестве пищевой культуры, и, конечно же, из него делали веревки, циновки и сандалии. Прежде всего, он предоставил характерный египетский письменный материал, который вместе с зерновыми был главным экспортным товаром страны в поздний период египетской, а затем греко-римской эпохи.

Крупный рогатый скот, возможно, был одомашнен в северо-восточной Африке. Египтяне держали многих в качестве тягловых животных и для производства различных продуктов, проявляя некоторый интерес к породам и особям, который и по сей день встречается в Судане и Восточной Африке. Осел, который был основным транспортным животным (верблюд не получил широкого распространения до римских времен), вероятно, был приручен в этом регионе. Аборигенная египетская порода овец вымерла во 2-м тысячелетии до нашей эры и была заменена азиатской породой. Овцы были в первую очередь источником мяса; их шерсть использовалась редко. Коз было больше, чем овец. Свиней также разводили и ели. Уток и гусей держали в пищу, и многие из огромного количества диких и перелетных птиц, найденных в Египте, были отловлены и пойманы в ловушку. Элита охотилась на пустынную дичь, в основном на различные виды антилоп и горных козлов; охота на львов и диких быков была королевской привилегией. Среди домашних животных были собаки, которых также использовали для охоты, кошки и обезьяны. Кроме того, египтяне проявляли большой интерес и знали о большинстве видов млекопитающих, птиц, рептилий и рыб в их среде обитания.

Большинство египтян, вероятно, произошли от поселенцев, переселившихся в долину Нила в доисторические времена, когда рост населения происходил за счет естественного плодородия. В разные периоды здесь были иммигранты из Нубии, Ливии и особенно Ближнего Востока. Они имели историческое значение и, возможно, способствовали росту населения, но их количество неизвестно. Большинство людей жили в деревнях и городах в долине и дельте Нила. Жилища, как правило, строились из сырцового кирпича и давно исчезли из-под поднимающегося уровня грунтовых вод или из-под современных городских построек, тем самым стирая свидетельства поселений. В древности, как и сейчас, наиболее предпочтительным местом для поселений было небольшое возвышение у берега реки, где транспорт и вода были легко доступны, а затопление маловероятно. До 1-го тысячелетия до нашей эры Египет не был урбанизирован в такой степени, как Месопотамия. Вместо этого несколько центров, особенно Мемфис и Фивы, привлекали население и особенно элиту, в то время как остальные люди были относительно равномерно распределены по земле. По оценкам, численность населения увеличилась с 1 до 1,5 миллионов в 3-м тысячелетии до нашей эры и, возможно, вдвое больше в конце 2-го тысячелетия и 1-м тысячелетии до нашей эры. (Гораздо более высокие уровни населения были достигнуты в греко-римские времена.)

Почти все люди занимались сельским хозяйством и, вероятно, были привязаны к земле. Теоретически вся земля принадлежала королю, хотя на практике живущих на ней нельзя было легко переселить, а некоторые категории земель можно было покупать и продавать. Земля была закреплена за высокопоставленными чиновниками, чтобы обеспечить им доход, и большинство участков требовали уплаты значительных взносов государству, которое было сильно заинтересовано в том, чтобы земля оставалась в сельскохозяйственном использовании. Заброшенные земли были возвращены в государственную собственность и переданы под возделывание. Люди, которые жили на земле и обрабатывали ее, не могли покинуть ее и были обязаны ее обрабатывать, но они не были рабами; большинство платило часть своей продукции крупным чиновникам. Появились свободные граждане, которые работали на земле от своего имени; термины, применяемые к ним, изначально имели тенденцию относиться к бедным людям, но эти земледельцы, вероятно, не были бедными. Рабство никогда не было обычным явлением, оно ограничивалось пленниками и иностранцами или людьми, которые из-за бедности или долгов были вынуждены продавать себя на службу. Рабы иногда даже женились на членах семей своих владельцев, так что в долгосрочной перспективе те, кто принадлежал к домашнему хозяйству, имели тенденцию ассимилироваться в свободное общество. В Новом царстве (примерно с 1539 г.до 1075 г. до н.э.) большое количество пленных рабов было приобретено крупными государственными учреждениями или включено в состав армии. Карательное обращение с иностранными рабами или местными беглецами от их обязательств включало принудительные работы, изгнание (например, в оазисы западной пустыни) или обязательное участие в опасных горнодобывающих экспедициях. Даже ненаказуемая работа, такая как разработка карьеров в пустыне, была опасной. Официальный отчет одной экспедиции показывает уровень смертности более 10 процентов.

Точно так же, как египтяне оптимизировали сельскохозяйственное производство с помощью простых средств, их ремесла и методы, многие из которых пришли из Азии, были доведены до невероятного уровня совершенства. Самое поразительное техническое достижение египтян, массивное каменное строительство, также использовало потенциал централизованного государства для мобилизации огромной рабочей силы, которая стала доступной благодаря эффективным методам ведения сельского хозяйства. Некоторые из задействованных технических и организационных навыков были замечательными. Строительство великих пирамид 4-й династии ( с. 2575– г. 2465 г. до н.э.) еще предстоит полностью объяснить, и это будет серьезной проблемой по сей день. Эта затрата навыков контрастирует с редкими свидетельствами преимущественно неолитического образа жизни сельского населения того времени, в то время как использование кремневых орудий сохранялось даже в городской среде, по крайней мере, до конца 2-го тысячелетия до нашей эры. Соответственно, металла было мало, большая его часть использовалась для престижа, а не для повседневных целей.

В городских и элитных контекстах египетским идеалом была нуклеарная семья, но на земле и даже внутри центральной правящей группы есть свидетельства существования расширенных семей. Египтяне были моногамны, и выбор партнеров для брака, для которого не известны никакие формальные церемонии или юридические санкции, не следовал установленному образцу. Близкородственные браки не практиковались в династический период, за исключением случайных браков брата и сестры в королевской семье, и эта практика могла быть открыта только для королей или наследников престола. Теоретически развестись было легко, но дорого. Правовой статус женщин лишь немногим уступает статусу мужчин. Они могли владеть и распоряжаться имуществом по собственному праву, а также инициировать развод и другие судебные разбирательства. Они почти никогда не занимали административные должности, но все чаще участвовали в религиозных культах в качестве жриц или «певчих». Замужние женщины носили титул «хозяйки дома», точное значение которого неизвестно. Ниже по социальной лестнице они, вероятно, работали не только в доме, но и на земле.

Неравномерное распределение богатства, труда и техники было связано лишь с частично городским характером общества, особенно в 3-м тысячелетии до н.э. Ресурсы страны не направлялись в многочисленные провинциальные города, а вместо этого с большим эффектом концентрировались вокруг столицы — которая сама представляла собой рассредоточенную вереницу поселений, а не города — и сосредоточивались на центральной фигуре общества, короле. В 3-м и начале 2-го тысячелетий идеал элиты, выражавшийся в убранстве частных гробниц, был поместным и сельским.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *