cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Урок в 5 классе словосочетание – Разработка урока русского языка по теме «Словосочетание». 5-й класс

Разработка урока русского языка по теме «Словосочетание». 5-й класс

Разделы: Русский язык


Тип урока: Урок первичного усвоения новых знаний.

Цели урока:

  • дать понятие словосочетания;
  • научить отличать словосочетания от слова;
  • сформировать умение вычленять словосочетания из предложений;
  • находить главное и зависимое слово;
  • различать именные и глагольные словосочетания;
  • воспитывать любовь к родной природе, слову.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка усвоения изученного материала. Слайд №2.

– На прошлом уроке вы познакомились с такими понятиями, как синтаксис и пунктуация. Сейчас я хочу проверить, как вы усвоили пройденный материал.

– Что такое синтаксис?

– Что такое пунктуация?

– Какие знаки препинания вы знаете?

(Точка, запятая, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие, двоеточие, тире, точка с запятой, скобки, кавычки).

Задание. Слайды № 3-4.

Перед вами тексты (распечатаны). Разделите его на предложения, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

Пришла осенняя пора ст…ит ненас…ная погода вчера п…дул х …лодный ветер он срывает лист…я с д…ревьев и разносит их по роще по дорогам.

III. Знакомство с новой темой. Слайд № 5-6.

– Посмотрите на изображение. Что вы видите на нем?

Назовите предметы и запишите слова, обозначающие их, в правый столбик.

(Вода, береза, река, трава, листья, небо и т.д.)

– Что вы можете сказать о том, какая вода, трава, какие березы, листья?

– Запишите рядом со словами, какая вода, река, березы и т.д.

 Слайд № 7

– Посмотрите внимательно! Где более точно, конкретно говорится о воде, березах, траве, листьях?

Чистая вода
Стройная береза
Тихая река
Зеленая трава
Желтые листья
Голубое небо

Перед вами словосочетания.

Термин словосочетание по своему происхождению связан со словом

чета (слав.) – два

Словосочетание всегда состоит из двух частей.

– Каких же?

Обратимся к учебнику.

– Как связаны слова в словосочетании?

Слайд № 8. Запомни!

Словосочетанием не являются:

– Сочетание подлежащего и сказуемого .

– Однородные члены предложения.

Наступила хмурая, дождливая осень.
Наступила осень.
Хмурая, дождливая.

Физкультминутка.

Руки на пояс поставьте вначале,
Влево и вправо качните плечами.
Вы дотянитесь мизинцем до пятки,
Если достали, все в полном порядке.

IV. Закрепление. Слайд № 9.

1. На интерактивной доске выписать словосочетания из данного текста в два столбика: именные и глагольные.

Усталый день склонился к ночи,
Затихла шумная волна,
Погасло солнце, и над миром
Плывет задумчиво луна.

(С. Есенин).

2. Работа в группах.

Задание.

На листах записаны слова, которые нужно преобразовать в словосочетания. Согласуйте в роде, числе, падеже.

Кто быстрее и без ошибок?

1 группа.

Сверкали в (трава)
На (ясный) небо
Родной (края)
Зовет к (ты)
Смотрит (громкий)

2 группа.

(Маленький) мышь
(Раскидистая) тополь
Подошли к (река)
(Развести) костром
Вкусный (книга)

3 группа.

Клубились на (горизонт)
Виднеться в (туман)
Под моим (окно)
Шум (река)
Квадратные (шарик)

Проверка. Слайд № 10, 11.

– Из каких слов не удалось составить словосочетания? Почему?

3. Работа со стихотворениями.

Слайд № 12.

Однако, писатели и поэты, создавая свои произведения, сочетали такие слова, которые называли какие-либо явления, не существующие в действительности.

Прочитайте отрывки из стихотворений, выделите словосочетания. Подумайте о том, употребляем ли мы такие выражения в повседневной речи, какова роль этих словосочетаний в стихотворении.

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны

Льет печально свет она. (А.С.Пушкин.)

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой. (С.А.Есенин)

Учитель: Словосочетание типа “существительное + прилагательное” может употребляться как в прямом значении (сообщать не только конкретные сведения о предмете, например, лесная поляна, сломанные ветки – здесь зависимое слово прилагательное), так и в переносном (передавать чувства, отношение автора к описываемому предмету, явлению: печальные поляны, пушистые ветки, снежная кайма – здесь зависимое слово прилагательное, которое называют эпитетом). Поэты и писатели часто пользуются выразительностью переносного значения слова и создают специальные средства художественной изобразительности: метафору, олицетворение, эпитет и др. Об этом подробнее мы поговорим на уроках литературы.

4. Работа с учебником. Упр. 128.

V. Рефлексия. Слайд № 13.

1. Вопросы:

– В каком разделе науки изучаются словосочетания? Приведите примеры словосочетаний.

– Что такое словосочетание?

– Из каких частей состоит словосочетание?

– Что не является словосочетанием?

2. Тестирование. Слайд № 14, 15.

1) Какие пары слов не являются словосочетаниями?

1) ходить и наблюдать;
2) на лесной поляне;
3) ходить по лесу;
4) наступила осень.

2) Укажите глагольное словосочетание.

1)красная рябина;
2)поздняя осень;
3)птичьи голоса;
4)любоваться пейзажем.

Ключ. 1) – 1,4. 2) – 4.

Домашнеее задание. Слайд № 16.

Выписать из басни И.А. Крылова “Ворона и Лисица” 8 словосочетаний: 4 именных и 4 глагольных.

Презентация

8.07.2013

urok.1sept.ru

Урок русского языка на тему «Словосочетание» (5 класс)

Урок русского языка в 5 классе по теме «Словосочетание»

Планируемые результаты

Предметные: умеют вычленять словосочетания из предложений;

знают,как находить главное и зависимое слово;

понимают,как различать именные и глагольные словосочетания.

Метапредметные:

овладевают умением

работать с новой информацией по теме; различать, классифицировать; слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания; работать в статичных и мигрирующих группах.

Личностные: демонстрируют положительное отношение к учебной деятельности, умение высказать свою точку зрения по проблеме, сотрудничество, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Тип урока. Урок изучения нового материала.

Ход урока

Учитель настраивает обучающихся на урок, говорит о готовности продуктивно сотрудничать со школьниками .

Предлагает послушать притчу ,обращая внимания на приемы слушания ( слайд№1), для того чтобы получить ответы на вопросы:

Как вы понимаете основную мысль притчи?

Как она нам поможет на уроке?

Личностные УУД: универсальные учебные действия

обеспечивают . установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом,

Познавательные УУД: универсальные учебные действия осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

-Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. ”О, мои подданные!” — обратился он к ним, — у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит ее. Повел он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. ”Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем”. Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть ее. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул ее и — о, чудо! — она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась. Тогда султан сказал: ”Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы”.

Обсуждение притчи в парах по предложенным вопросам. Выслушиваются ответы школьников.

Познавательные УУД: универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные УУД: контроль и оценка

Работа с деформированным текстом.

Учитель. Перед вами лежит запись.

Пришла осенняя пора ст…ит ненас…ная погода вчера п…дул х …лодный ветер он срывает лист…я с д…ревьев и разносит их по роще по дорогам.

Поработайте в парах и аргументированно ответьте : текст или нет перед вами? Что не так? Чего не хватает?

( Нет , это еще не текст , так как нет деления на предложения, не хватает знаков препинания в конце предложений, хотя можно определить тему.)

Учитель предлагает парам определить предложения, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания.

Самопроверка и оценивание.

Восстановленный текст на слайде№2. Как его можно озаглавить?

-Осень.

-Холодная осень.

-Какое из названий более точное?

-Холодная осень, т.к.в нем отражается не только время года, но и дается качественная характеристика.

Познавательные УУД: универсальные учебныедействия: поиск и выделение необходимой информации, моделирование учебной ситуации

Регулятивные: УУД: способность организовать самостоятельную деятельность.

Личностные: УУД: стремление к речевому самосовершенствованию.

Учитель. А вот обратите внимание на « Золотую осень» И. Левитана. Слайд№3

Что вы видите на этой репродукции? Опишите ее в нескольких предложениях.

Назовите предметы и запишите слова, обозначающие их, в правый столбик.

(Вода, березы, река, трава, листья, небо и т.д.)

– Что вы можете сказать о том, какая вода, трава, какие березы, листья?

– Запишите рядом со словами, какая вода, река, березы и т.д?

Чистая вода

Стройная береза

Тихая река

Зеленая трава

Желтые листья

Голубое небо

Посмотрите внимательно! Где более точно, конкретно говорится о воде, березах, траве, листьях? Как называется такое явление?

-Словосочетание. Это и есть тема нашего урока. Слайд № 4

Чтобы немного расслабиться, поменяйте привычное для себя место, создайте другие пары. (Работа в переменных парах).

Познавательные УУД:   смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текста

Коммуникативные УУД: управление поведением партнера.

Регулятивные УУД :определение степени успешности своей работы и работы партнера .

Обратимся к информационному тексту, чтобы успешно усвоить его содержание, вспомните приемы изучающего чтения. Они еще раз представлены вам на слайде №5. Вам необходимо промаркировать это текст.

Информационный текст:

1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода.

2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога . Например: поход в лес, синяя птица.

3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.

4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.

5. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным.

Знаки для маркировки текста:

«V» — это я знал

«+» — новое для меня

«-» — думал иначе

«?» — есть вопросы

Что новое вы открыли для себя? Понятно оно для вас?

Дети говорят п .№5 (Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным. )

Познавательные УУД : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Как вы думаете ,какова же цель нашего урока?

-Отработать именные и глагольные словосочетания.

Вот давайте и начнем.

Познавательные УУД: умение находить словосочетания в предложении; уметь правильно употреблять определять главное и зависимое слово. Владение операцией , классификация.

Коммуникативные УУД: :умение адекватно реагировать на трудности, 

Личностные УУД: способность к сотрудничеству, желание помочь товарищу, самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Слайд №6. Представлен текст. Задание. Из данного текста выписать словосочетания в два столбика: именные и глагольные. Взаимопроверка.

Усталый день склонился к ночи,

Затихла шумная волна,

Погасло солнце, и над миром

Плывет задумчиво луна.

(С. Есенин).

Объясните товарищу его ошибки, если таковые имеются. ( Чаще всего выделяют как словосочетание грамматическую основу предложения.)

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками ,умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов .

Регулятивные УУД: умение ставить цели; определять степень успешности своей работы и работы коллектива.

Познавательные УУД: умение правильно согласовывать главное и зависимое слово в роде, числе, падеже.

Личностные УУД: самоопределение в группе.

Работа в группах.

Задание.

На листах записаны слова, которые нужно преобразовать в словосочетания.

Согласуйте в роде, числе, падеже. Обозначьте в словосочетаниях главное слово.

Кто быстрее и без ошибок?

1 группа.

Сверкали в (трава)

На (ясный) небо

Родной (края)

Зовет к (ты)

Смотрит (громкий)

2 группа.

(Маленький) мышь

(Раскидистая) тополь

Подошли к (река)

(Развести) костром

Вкусный (книга)

3 группа.

Клубились на (горизонт)

Виднеться в (туман)

Под моим (окно)

Шум (река)

Квадратные (шарик)

Проверка. Слайд № 7, 8.

– Из каких слов не удалось составить словосочетания? Почему?

Слайд № 9.

Личностные УУД: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

Однако, писатели и поэты, создавая свои произведения, сочетали такие слова, которые называли какие-либо явления, не существующие в действительности.

Прочитайте отрывки из стихотворений, выделите словосочетания. Подумайте о том, употребляем ли мы такие выражения в повседневной речи, какова роль этих словосочетаний в стихотворении.

Работа со стихотворными текстами.

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

(А.С.Пушкин.)

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

(С.А.Есенин)

Учитель: Словосочетание типа “существительное + прилагательное” может употребляться как в прямом значении (сообщать не только конкретные сведения о предмете, например, лесная поляна, сломанные ветки – здесь зависимое слово прилагательное), так и в переносном (передавать чувства, отношение автора к описываемому предмету, явлению: печальные поляны, пушистые ветки, снежная кайма – здесь зависимое слово прилагательное, которое называют эпитетом). Поэты и писатели часто пользуются выразительностью переносного значения слова и создают специальные средства художественной изобразительности: метафору, олицетворение, эпитет и др. Об этом подробнее мы поговорим на уроках литературы.

Познавательные УУД: рефлексия деятельности, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные УУД: самоопределение в собственной учебной деятельности.

Итак, что же нового о словосочетании мы сегодня узнали? ( Бывают именные и глагольные.)

Что поняли? ( По главному слову определяется тип словосочетания, подлежащее, сказуемое и однородные члены предложения не являются словосочетаниями, словосочетания помогают ярче представить какую-либо картину ).

В чем убедились? (Нужно верить в себя, и тогда все получиться.)

Я уверена ,что у вас получится выполнить тестовые задания.

2. Тестирование. Слайд № 9

1) Какие пары слов не являются словосочетаниями?

1) ходить и наблюдать;

2) на лесной поляне;

3) ходить по лесу;

4) наступила осень.

2) Укажите глагольное словосочетание.

1)красная рябина;

2)поздняя осень;

3)птичьи голоса;

4)любоваться пейзажем.

Самопроверка Ключ. 1) – 1,4. 2) – 4.

Личностные УУД:оценивание усваиваемого содержания, оценивание собственных сил для выбора задания

Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Домашнеее задание. ( по выбору)

  1. Выпишите из упр. №132 вначале словосочетания , а затем слова. Обозначьте в словосочетаниях главное слово.

  2. Выпишите из литературных произведений о природе 8 словосочетаний: 4 именных и 4 глагольных. Обозначьте в словосочетаниях главное слово и укажите, какой частью речи выражено зависимое слово.

  3. Попробуйте написать сочинение-миниатюру об осени в нашем городе, в котором бы употреблялись слова в переносном значении.

infourok.ru

Урок русского языка на тему «Словосочетание» 5 класс

Урока русского языка в 5 классе

в соответствии с требованиями ФГОС

учителя русского языка и литературы

Шамьяновой Эвелины Андреевной

Тема урока: Словосочетание. Строение словосочетаний.

Класс: 5 класс

Предмет: русский язык (УМК Ладыженской Т.А.)

Тип урока: урок закрепления

Цели урока: Образовательные: 1) закрепить у учащихся представление о словосочетании; о видах словосочетаний;

2) сформировать знания о строении словосочетания 3) тренировать умения находить словосочетания в предложении.

Воспитывать культуру поведения во время работы в группе.

Формировать УУД:

— личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности;

— регулятивные УУД: оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем;

коммуникативные УУД: тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения, аргументировать ее, работать в парах и группах;

— познавательные УУД: систематизировать материал, сравнивать и рассуждать, , находить нужную информацию,

Ход урока

I.Организационный момент

— Добрый день, ребята! Послушайте притчу. (Приложение 1)

— Как вы понимаете основную мысль притчи?

— Как она нам поможет на уроке?

II.Актуализация знаний

1. О каких  разделах  науки  о  языке  мы уже говорили с вами на прошлых  уроках?        

  2.Какие  единицы речи  изучает  синтаксис?

 3.Какую  единицу  синтаксиса  мы  называем  словосочетанием?

 4.Из каких  частей  состоит  словосочетание?

III.Работа по теме урока

— Сегодня на уроке мы закрепим с вами знания по теме «Словосочетание».

1.Задание. У вас на столах карточки. Допишите предложения.

Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой грамматически и по _________________.
В словосочетании различаются _____________________ часть и зависимая.
От ____________________ слова к _______________________ ставится вопрос.
В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания бывают______________________ и __________________________

2 задание. На доске набор слов.Выпишите из предложенного набора слов словосочетания,, укажите главные и зависимые слова.

Не читаю, я читаю, читаю брошюру, интересная брошюра, в начале брошюры, прочитал в брошюре, брошюра и журнал, в брошюре.

3 задание. Самостоятельная работа.

Работа с текстом .

Прочитайте текст.

Выше и выше над лесом солнце. Вышла на край леса старая лосиха с длинноногим новорождённым лосёнком. Учится бегать сынок. Спотыкаются о высокие кочки его длинные ноги.

Ласково пригревает в редком лесу весеннее солнышко. Задремала на солнышке старая лосиха. Чутко слышит она каждый шорох, каждый тревожный звук. Беззаботно резвится у её ног лосёнок. Знает он, что ни серому волку, ни злой рыси не даст его в обиду чуткая и сильная мать. По И. Соколову-Микитову.

Как можно охарактеризовать лосёнка? Запишите 2-3 словосочетания с главным словом «лосёнок. Разберите одно из них.

4 задание. Работа с картиной.

Ребята, перед вами картина, составьте как можно больше словосочетаний к данной картине за отведённое время (2мин.) Побеждает тот, кто больше составит словосочетаний.

5 задание.

— Распределите словосочетания в два столбика:

Освещала комнату, безболезненный укол, Кощей Бессмертный, выпал снег, сдружился с девочкой, бесценный дар, бесчестный поступок, хороший рассказчик, безвкусно одетый, сшибли с ног, воскликнул артист, иззябнуть на ветру.

IV.Итог урока

Выставление оценок.

Домашнее задание : индивидуальные карточки.

Рефлексия

— Я предлагаю вам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит вас ответить на несколько вопросов:
— Я съел бы еще этого…
— Больше всего мне понравилось…
— Я почти переварил…
— Я переел…
— Пожалуйста, добавьте…
Ученики пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.

Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

Приложение 1.

Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. ”О, мои подданные!” — обратился он к ним, — у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит ее. Повел он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. ”Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем”. Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть ее. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул ее и — о, чудо! — она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась. Тогда султан сказал: ”Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы”.

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Словосочетание. Урок русского языка в 5 классе

Работа в парах

Распределите номера вопросов по колонкам таблицы

1. Что такое словосочетание?

2.  Как связаны слова в словосочетании?

3. Из каких частей состоит словосочетание?

4. Какие сочетания слов не являются словосочетаниями?

5. Какие бывают виды словосочетаний по главному слову.

Я знал (а)

Хочу узнать

Задание №1

Составьте из данных пар слов словосочетания. Запишите их. От главного слова к зависимому поставьте вопрос. Как связаны слова в словосочетании? Определите вид словосочетания.

                                                                  что?

Образец: рисуешь картина – рисуешь картин у  (глаг.+ сущ.) — глагольное

Пом..гаешь друг; пр..сить, помощь; смелая, г..рой; уча(?)ствовать, к..нцерт; отправят(?)ся, п..ход; б..льшая, двор.

Задание №2

Озаглавить текст. Из первых двух предложений выписать все словосочетания, определить вид словосочетания по главному слову.

Наступила поздняя осень, выпал снег. Белой пеленой покрыл он вязкие болота, долины и лесистые сопки. Справа от дороги лес поредел. Сквозь голые деревья видно далеко вокруг. Только местами на ветвях дуба ещё держатся багровые листья.

По Е. Спангенбергу


Маркировка текста

Знаки для маркировки текста:

«V» — это я знал

«+» — новое для меня

«-»- думал иначе

«?» — есть вопросы

Информационный текст «Словосочетание»

  1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например:

                                           какое ?                                    откуда?

                    голубое    небо,              приехать с юга

Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет.

  1. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. От главного к зависимому ставится вопрос.  Например, в словосочетании добрый характер главное слово – характер, зависимое – добрый;

                                    какой ?

                        добрый    характер                        (над главным словом ставим крестик)

  1. Смысловая связь между словами в словосочетании выражается с помощью вопроса. Например:

                                                  чем?

 

                                    рубить топором

  1. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога.  Например:

                          где?                                                 какого?

            жить    в     лесу                солнечного     дня

  1. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения. Например:

 Птицы зашумели. Тихо и спокойно шёл дождь.

  1. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Например:

ласковое      солнце (прил. + сущ.)

грустный    человек (прил. + сущ.)

Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным. Например:

долго работать(нареч. + глаг.)

Если главное слово наречие – наречным. Например:

крайне        неохотно  (нареч. + нареч.)

вдали  от    дома (нареч. + сущ.)

nsportal.ru

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Урок ФГОС по теме «Словосочетание» в 5 классе

                           Конспект урока русского языка

в 5 классе по теме: «Словосочетания».

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование у обучающихся умений реализации нового способа действия: работа с учебником, раздаточным материалом, работа с информационным текстом.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов :формирование знаний о словосочетании.

Планируемые результаты:

Личностные: 

обучающийся научится   готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Предметные:

обучающийся научится   отличать словосочетания от предложений,

 обучающийся получит возможность научиться определять в них главное и зависимое слова, тип подчинительной связи. 

 Метапредметные УУД :

  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей;

Регулятивные УУД : 

обучающийся научится   целеполаганию и осуществить контроль и самоконтроль,

обучающийся получит возможность самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи. 

 Познавательные УУД : обучающий научится проводить сравнение и классификацию изученных объектов

 обучающийся получит возможность строить логические рассуждения.

Коммуникативные УУД : 

обучающийся научится  приобретать опыт работы в группе, действовать с учётом позиции другого,  согласовывать свои действия;

обучающийся получит возможность научиться формулировать  собственное мнение, задавать вопросы.

Предметно- образовательная среда: лист самооценки, компьютер, учебник, карточки,  эталоны заданий и упражнений, компьютер,

                             Ход урока

I.Мотивация к учебной деятельности.

Учитель. Доброе утро, ребята!

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, солнце золотое.

Здравствуй, матушка – земля,

Здравствуйте, мои друзья.

С каким настроением вы пришли сегодня  в школу?

Ученики. Получить новые знания.

Учитель. Все  готовы  получить новые знания?

Ученик. Готовы.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Проверка домашнего задания.

Учитель. Тогда проверим домашнее задание.

Те, кто выполнил упражнение 77 учебника из параграфа 15,  проверьте свою работу по эталону, который проецируется на экране.

 Учитель. Те учащиеся, которые выполнили задание на карточке , проверьте свои ответы по эталону на листочках. Те, кто выполнил  упражнение 79  учебника, подойдите ко мне.

                                    Эталон к упражнению 77.

Безобразники, хулиганы, я вам покажу, где раки зимуют, крокодилы несчастные, зелёные, чтобы вам пусто было.

                                     

                                              Эталон к карточке

 1. Помогать (кому?) другу; попросить (что?) помощь; участвовать (где?) в походе, восхищаться (чем?) подвигом; познакомиться (с кем?) с соседом; дописать (что?) письмо; покрасить (что?) стену; отзываться (как?)  похвалой; читать(как?) громко; отдавать (что?) книгу; объединиться (во что?) в группы.

2. В последнем словосочетании «объединиться в группы» зависимое слово «группы» является именем существительным.

3. Отдавать – дать; объединиться – единый.               

                         

     Эталон к  упражнению 79

Что может произойти, если не будет знаков препинания?

По-моему, если не будет знаков препинания, станет скучной и однообразной и наша жизнь. Это же мы видим и в тексте А.Каневского.

Во-первых, без точек мы не видели бы границы предложений. Во-вторых, потеряв запятые, мы перестали бы строить сложные предложения. В-третьих, мы перестали бы различать повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения. Мы забыли бы, что такое интонация. Исчезла бы выразительность нашей речи. Без пауз и каких-либо границ между словами наша речь стала бы нечленораздельной. Люди перестали бы друг друга понимать.

Вот что произошло бы, не будь у нас знаков препинания!    

 Учитель. Ребята! Поднимите руки, кто выполнил упражнение 77  без ошибок. У кого какие недочеты?

Ученик. Я не  поставил запятую  после слова «хулиганы».

Учитель. Ребята! Поднимите руки, кто выполнил задание на карточке без ошибок?  У кого какие ошибки?

Ученик. А у меня ошибка в  определении главного слова в сочетании  «попросить помощь».

Ученик. Я неправильно поставил вопрос в последнем словосочетании.

Ученик. У меня получился неполный ответ.

Ученик. Я подобрал проверочное слово неправильно.

Учитель. А как вы справились заданием упражнения 79?

 Ученик. У меня получился неполный ответ.

  Учитель. Ребята, на ваших столах лежат карточки для самооценки. Оцените свою работу на этом этапе урока.

Лист самооценки ученика_____Ф.И._____________      по теме «Словосочетание»

Задания

Оценка ученика

Оценка учителя

1.Проверка домашнего задания

 

2.Работа в парах

3.Работа в группе

4.Самостоятельная работа

5.Тестовые задания

Учитель. Итак, на каком уровне усвоена тема и выполнено домашнее задание?

Ученики. Мне кажется, на  удовлетворительном уровне, потому что мы еще допускаем ошибки.

Учитель. Что нужно делать дальше?

Ученики. Нам надо потренироваться. 

III. Выявление места и причины затруднения.

Учитель.  Тогда посмотрите на доску. Там написаны  два  предложения.

Из этих предложений выпишите все словосочетания.

  1. На ветвях деревьев сидели красногрудые и золотисто-зеленые попугаи и кричали странными голосами.
  2. Росли на широких улицах высокие тополя и тенистые каштаны.

Учитель. Сопоставьте свои ответы с эталоном. Оцените свою работу на этом этапе урока на листах самооценки.

                           Эталон к заданию

               

Сидели на ветвях , красногрудые попугаи, золотисто-зеленые попугаи, на ветвях деревьев, странными голосами, росли на улицах, высокие тополя, на широких улицах, тенистые каштаны

Учитель. Какие затруднения вы испытывали?

Ученик. У меня из первого предложения подлежащее и сказуемое неправильно взяты как словосочетание.

 Ученик. У меня «сидели и кричали»  неправильно выбрано.

Учитель. А вы можете объяснить, почему так случилось? Какова же проблема?

Ученик. Мы не можем определять словосочетания.

Ученики. У нас не хватает знаний.

 IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель. Какова цель нашей дальнейшей работы?

Учитель.  Научиться определять словосочетания.

Учитель.  Как сформулировать тему?

Ученики. Словосочетание.

Учитель. Какой метод предлагаете ?

Ученики.  Работу с учебником. 

V .Реализация построения проекта.

Учитель.  Тогда откройте учебники и прочитайте  параграф 16 .

Учитель. Что вы узнали из 16  параграфа учебника?

Ученик. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. От главного к зависимому ставится вопрос.  Например, в словосочетании добрый характер главное слово – характер, зависимое – добрый. 

Ученик. Смысловая связь между словами в словосочетании выражается с помощью вопроса. Например: рубить топором (чем?)

Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога.  Например:

    Жить (где?) в лесу, солнечного (какого?) дня            

Ученик. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения, однородные члены предложения и  сочетания слов самостоятельной и служебной части речи  . Например:

Птицы зашумели. Тихо и спокойно шёл дождь. Около леса.

Ученик. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Например:

Ласковое солнце (прил.+ сущ.), грустный человек (прил. + сущ.)

Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным. Например: долго работать (нареч.+глаг.)

Учитель.

Теперь мы можем объяснить , почему мы допустили ошибки в начале урока?.

Ученик. Мы не знали словосочетания, подлежащее и сказуемое отметили как словосочетание.

Ученик. И однородные члены ,оказывается, тоже не являются словосочетаниями.

Учитель. Какой можно сделать вывод?

Ученик. Мы выполнили поставленную задачу.

Ученик. Теперь мы знаем, что такое словосочетание. 

 Учитель. Давайте сделаем физкультминутку.

Физкультминутка. Используется видеоролик.

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

Учитель. Каков следующий шаг нашей деятельности?

Ученик. Нам нужно закрепить знания о словосочетаниях..

Учитель. Тогда выполняем задание, которое проецируется  на доске , при этом проговаривая вслух выполняемые шаги и их обоснование.

Задание : распределите словосочетания   в зависимости от вида .

Возраст деревьев, чистые воды,  лежат на полу, изобразил на картине, краски осени, пение птиц, дружно работать, бег лошади, поздравить друга, гордиться дедом, объединить усилия, страстное желание, изучаешь грамматику, участник войны.

                                      Эталон к заданию

Именные                                               Глагольные

Возраст деревьев                                 лежат на полу

Чистые воды                                        изобразил на картине

Краски осени                                        дружно работать

Бег лошади                                           поздравить друга

Пение птиц                                             гордиться дедом

Участник войны                                  изучаешь грамматику

Страстное желание                             объединить усилия

Учитель. Оцените свои работы на листах самооценки.

Учитель. Давайте продолжим закрепление. Поработаем в группах.

Задание. Из текста выберите  словосочетания и распределите в две группы.

Учитель. Проверьте свои ответы с эталоном, который проецируется на доске.

                                 Эталон к заданию

1.Деревянный дом, пушистый снег, проливной дождь, дом из кирпича, ручка двери.

2.Бежать быстро,  летает над морем, читать громко, восхищались подвигом, объединяться в группы.

                                                               

Учитель. Какие затруднения испытывали здесь?

Ученик.  У нас возник спор при определении словосочетания из третьего предложения.

Учитель. Оцените свою работу на листах самооценки.

Учитель. Следующая  наша работа . Поработаем в парах.

Задание. Из текста упражнения 81 учебника найдите все словосочетания, определите главное и зависимое слово, поставьте вопрос к зависимому слову.

                                                Эталон   к упражнению 81

                                                                   

             Что?                              Кого?                Какие?                          Чего?                

                                                                                                                                                            

Примерять джинсы, примирять друзей, стройные березки, водитель автобуса,

 

         Во что?                Что?                     Куда?                  Чего?                                            

                                       

играть в футбол, спиши задание, спешить домой, оглавление книги.

Учитель. Какие вы испытывали затруднения при выполнении заданий?

Ученик. Было затруднение при определении главного слова в двух словосочетаниях.

Ученик. Я поставил другой вопрос от главного слова к зависимому в словосочетании «играть в футбол».

Учитель. Оцените свою работу на этом этапе урока.

 VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Учитель. Как проверить, усвоена новая тема или нет?

Ученик. Нужно поработать самостоятельно.

Учитель. А теперь вы сможете  работать самостоятельно?

Ученики. Да. 

Учитель. Для самостоятельной работы я подготовила следующее задание. Поработаем по карточке.

Задание. Из текста, который у вас на карточках, выпишите все словосочетания и определите их вид.

                 Эталон для проверки  самостоятельной работы

Бежал быстро – глагольное,

чахлая рябина –именное,

 по редкому лесу – именное,

 по сосновому лесу – именное,  

против ветра – глагольное,

мокнет под дождем – глагольное,

болтливые воды- именное,

белые облака- именное,

проходят чередой- глагольное,

таяли в тучах- глагольное,

тихо плыли- глагольное.

                 

Учитель. У кого возникли трудности? В чем причина затруднения?

Ученик.  У меня ошибка в одном словосочетании.

Ученик. Я неправильно отметил вид одного словосочетания.

Учитель. Для учащихся, допустивших ошибки, предоставляем возможность их исправить.

 Учитель.  Оцените, пожалуйста, свою работу на данном этапе урока.

  VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель. Достаточно  ли мы с вами выполнили задания? Давайте проверим свои знания.

Учитель. Тогда мы поработаем по индивидуальным карточкам.

Задание. Составьте словосочетания «сущ.+прил.», «глагол+ наречие», «сущ.+ сущ.»  из данных слов, которые даны в ваших карточках.

                                       Эталон к карточкам

Ясное солнышко, ясный месяц, царские палаты, сырая земля, веселый разговор, пернатые гости, кричат громко, заповедник для птиц, сидят спокойно, белые облака.

Учитель.  Проверьте свои ответы по эталону.

Учитель. Учащимся было дано задание выписать словосочетания из предложений. При выполнении задания были допущены ошибки. Найдите их.

1.Тёплый ветер пролетает над полями и поднимает цветочную пыль.

а) тёплый ветер;

б) пролетает над полями;

в) пролетает и поднимает;

г) пролетает ветер;

д) поднимает пыль;

е) цветочную пыль.

2. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнёздами.

а) весенние ветерки;

б) пахнули травой;

в) ветерки пахнули;

г) травой и гнёздами;

д) свежей травой;

е) птичьими гнёздами;

ж) весенними гнёздами.

3. Дорога к станции вилась по тропинке и спускалась в сырые ложбинки.

а) дорога к станции;

б) вилась к станции;

в) вилась и спускалась;

г) вилась в ложбинки;

д) дорога вилась;

е) вилась по тропинке;

ж) в сырые ложбинки;

з) в ложбинки.

Учитель. Правильно ли вы отметили ошибки учащихся? Проверьте свою работу.

                     Ответ: 1 – в, г. 2 – в, г . 3 – в, д, з.

Учитель. Итак, как вы справились  с этим заданием?

Ученик. У меня во втором предложении не указаны  подлежащее и сказуемое как  ошибка.

Учитель. Молодцы!

IX. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель. Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите.

Ученик. Урок был посвящен словосочетанию. Мы можем определять словосочетания.

Ученик. Теперь знаем какие бывают словосочетания.

Знаем, какие сочетания слов не являются словосочетаниями.

Учитель. Оцените свою деятельность на уроке.

Домашнее задание:

Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности.

1Кто научился определять словосочетания ,  но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. №90 из  параграфа 16.

2. Кто научился определять словосочетания,  но не уверен, что самостоятельно сможет отличить  виды словосочетаний, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 92.

 3. Кто научился определять словосочетания  и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и придумайте 5-6 словосочетаний глагольных и именных.

4. Задания для умников и умниц!

Составьте небольшой рассказ на тему «Мое любимое произведение» и отметьте в них 5-6 словосочетаний и определите их вид.

nsportal.ru

Разработка урока в 5 классе «Словосочетание» (ФГОС)

Разработка урока учителя русского языка и литературы Ивановой Е.Н. «ОШ №11» ЕМР РТ.

Тема: Словосочетание (урок-экскурсия по осеннему лесу).

Класс: 5

Дата: 16.10.2015

Цели :   продолжить работу над словосочетанием; различать глагольные, именные словосочетания; строить словосочетания по схемам;

повторять знания учащихся за курс начальной школы; 

развивать творческие способности учащихся;

прививать любовь к родному языку к родной природе.

Оборудование: кабинет украшен веточками деревьев, листьями, на партах раздаточный материал; на доске – эпиграф к уроку; проектор и экран для показа слайдов.

                                              Ходурока:                                                                                                                                                                                      

1.    Организационный момент.

-Здравствуйте! Присаживайтесь. Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

2.    Слово учителя.                                          

Наш сегодняшний урок мне хочется начать с «Осени»  итальянского композитора Антонио Вивальди.

Прослушайте фрагмент песни и ответьте на вопрос :

— Какие мысли и чувства вызвала у вас музыка?

     3.  Сообщение темы и целей урока.

Предлагаю вам совершить прогулку по осеннему лесу , полюбоваться красотой родной природы, её богатством и щедростью, а также повторим те сведения о русском языке , с которыми вы познакомились в начальной школе, продолжим работу над словосочетанием.

4.    Работа с эпиграфом.                               

Обратите внимание на эпиграф урока, давайте его запишем.

                                                                                             Люблю я пышное

                                                                                              природы увяданье.

                                                                                                           А.С.Пушкин

5. Орфографическая разминка.                             

Начнем нашу прогулку с орфографической разминки, которая называется «Урожайная полянка».

Я вам загадываю загадку, а вы записываете отгадку и выделяете орфограммы.

1.    И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом … (картошка)

2.    Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. (капуста)

3.    Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели. (лук)

4.    Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это… (перец)

5.   Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (помидоры)

6.    Что это за рысачок
Завалился на бочок?
Сам упитанный, салатный.
Верно, детки… (кабачок)

7.    Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный… (баклажан)

8.    Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.(морковь)

9.    Вертится Антошка на одной ножке,
Где солнце стоит, туда он и глядит.

10.                     Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я?  (подсолнух)

                                                                                                 СВЁКЛА

5.    Работа над словом.

Ребята, обратите внимание на слово свёкла.

— Как мы произносим это слово?

— А как наши бабушки называют свёклу?

— А вы любите кушать свёклу?

Свёклу нужно употреблять в пищу. Она содержит много витаминов, углеводов, кальций. Потребление свёклы плодотворно влияет на наши кости и зубы, а кто плохо ест, у того и кариес образуется, и тот плохо растет.

А так же  свёкла очищает организм, защищает от рака.

Осень – ещё и грибная пора.     

6.    Синтаксическая разминка.

     Подберезовики и опята красовались на полянке.

— Ребята, а в чем синтаксическая особенность этого предложения?

Нарисуем схему этого предложения.

7.    Физ.разминка.

А теперь тихо встали..

Утром дети в лес пошли 
(шаги с высоким подниманием ног)
И в лесу грибы нашли 
(размеренное приседание),
Наклонялись, собирали 
(наклоны вперёд),
По дороге растеряли 
(ритмичное разведение рук в стороны).

Молодцы. Тихо садитесь.

8.    Повторение и закрепление изученного материала.

— Вспомните, что вы знаете о словосочетании?

— Какие бывают словосочетания по главному слову?

На партах лежат карточки со стихотворением А.С.Пушкина. Прочитайте его (выразительное чтение).

 1 вариант

Уж небо осенью дышало…

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

2 вариант

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

Задание .

( Выписать по 4 словосочетания из стихотворений согласно схемам)

 Сущ., + сущ.,                      сущ., + прил.,                             гл., + сущ.,

— Какие словосочетания могут быть в речи средством выразительности?

— Как называют такие прилагательные, которые ярко, образно передают чувства?

Составьте словосочетания, используя слова в скобках. Запишите только те, которые придадут речи образность, выразительность.

9.    Поэтическая полянка.

                                 

Из предложенных словосочетаний дома нужно было сочинить стихотворение об осени или написать мини-сочинение, нарисовать картину.

Проверка работ.

10.          Итог урока.

— Ребята, что значит пышное природы увяданье?

11.  Домашнее задание. Оценки за урок.

 

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Словосочетание

Урок русского языка по теме «Словосочетание», 5 класс.

Тип урока: Урок первичного усвоения новых знаний.

Цели урока:

  • дать понятие словосочетания;
  • научить отличать словосочетания от слова;
  • сформировать умение вычленять словосочетания из предложений;
  • находить главное и зависимое слово;

1.Приветствие детей. Поприветствуем друг друга, улыбнёмся, поздороваемся с гостями и пожелаем всем хорошего настроения.

2. Вхождение в тему (открываем тетради…)

—  Взгляните в окно на то, какая погода на улице: осень, хмурое небо, дождь, слякоть. А я предлагаю всем нам отправиться в лето, на море. (Слайд №1)

    —  Посмотрите на экран, скажите, что вы видите на слайде? Давайте запишем эти слова: Солнце, море, пляж, погода, отдых.

     —  А теперь давайте подберем к ним имена прилагательные, глаголы, которые помогут нам описать все увиденное. (Синее море, яркое солнце, отдых на море, лежать на пляже, тихая погода, плавать в море, белые облака). Итак, что мы с вами сделали? (Составили словосочетания).

    — Давайте попробуем определить тему нашего урока. (Словосочетание). (Слайд № 2)

3. Установка учебной проблемы

В слове «словосочетание» есть приставка СО и корень ЧЕТ. Значит, словосочетание — это когда «вместе» «пара» слов

Перед вами пары слов. Можно ли сказать, что перед нами словосочетания? (Нет)

— Сконструируйте из каждой пары словосочетание.

золотой, листья

улетать, юг

по,из

пилить, вода

— Какие результаты вы получили? С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания? С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?

(Последние  пары слов никак не объединяются в словосочетания.  Слова не подходят друг к другу по смыслу).

-А что скажете про первые  пары? (Они подходят по смыслу, но их приходится изменять. )

4.Этап целеполагания

Мы столкнулись с тем, что не всегда два расположенных рядом слова образуют словосочетание. Попробуйте сформулировать основные задачи, которые нам предстоит решить на уроке.

Что будем узнавать Чему научимся, что будем делать

Что такое сл-соч.

(Выяснить, какие сочетания слов могут образовывать словосочетания? Как правильно сконструировать словосочетание?)

Чему научимся, что будем делать

Как вы думаете, что может стать результатом нашей работы?

А поможет нам найти ответы, конечно, учебник, и у вас на столах лежат желтые листы —  это информационные тексты.

Итак, читаем информацию и отвечаем на вопрос: что такое сл-соч.

Работа в группах!

5. Этап осмысления новых сведений, выведения способов их практического применения.

1) Работа в группах.

Задание для 1 группы: » Найди пару«

Рассмотрите таблицу.

ГРУСТНЫЙ

ВПЕРЕД

ЧУДЕСНАЯ

ГРОМКО

СМЕЯТЬСЯ

О ПРИРОДЕ

ГОВОРИТЬ

ВЗГЛЯД

МЧАТЬСЯ

СКАЗКА

Подберите к каждому слову из первого столбика походящую по смыслу пару из второго столбика.

Сделайте вывод: Как устанавливается смысловая связь между словами в словосочетании?

Задание для 2 группы: «Лингвистический конструктор».

Прочитайте пары слов.

ПРЫГАТЬ, ПАРАШЮТ

НОВЫЙ, БРОШЮРА

СТРЕМИТЬСЯ, ПОБЕДА

ВСТРЕТИТЬ, ГЕРОЙ

СЕРЬЕЗНЫЙ, БЕСЕДА

Сконструируйте из каждой пары слов словосочетание.

Сделайте вывод: Что необходимо сделать, чтобы сконструировать словосочетание?

Задание для 3 группы: «Наведи порядок»

Прочитайте словосочетания. Распределите их в два столбика.

ЗИМНЯЯ ВЬЮГА,ОХОТНИК УВИДЕЛ , УСТНЫЙ ОТВЕТ, МАМА УЛЫБАЕТСЯ, ОН ПРИЕХАЛ , ЗНАЛ ДАВНО.

По какому признаку вам удалось разделить словосочетания на 2 группы? Расскажите о своих выводах.

2) Обсуждение полученных результатов.

-Предлагаю группам рассказать , что у них получилось в ходе исследования. (см. слайды)

Вывод 1 группы:

-Смысловая связь между словами в словосочетании устанавливается с помощью вопроса, который можно задать от одного слова к другому.

Вывод 2 группы:

-Чтобы сконструировать словосочетания, приходится менять окончания, добавлять предлоги.

Дополнение учителя: То есть, мы используем для связи слов определенные грамматические правила, а значит, устанавливаем грамматическую связь между словами.

Вывод 3 группы: в одной группе словосочетания, А В ДРУГОЙ – ГРАМ.ОСНОВА

Какой вывод делает 3 гр.(см . слайд)

— Обобщим информацию, которую мы получили о словосочетании в ходе наших исследований.

(Словосочетание — это два слова, между которыми существует смысловая и грамматическая связь. Слова в словосочетании могут быть выражены существительными, прилагательными, глаголами, наречиями. Предлоги могут использоваться для связи слов).Гр. основа не явл-ся сл-соч.

ФИЗМИНУТА!!!

 3) Работа с материалом учебника.

— Достаточно ли полным получилось наше определение? Предлагаю обратиться к нашему учебнику. Изучите определение, данное в учебнике. Выясните, какая ещё важная информация о словосочетании не была нами получена в ходе самостоятельных наблюдений.

(В словосочетании одно из слов является главным, другое зависимым. От главного к зависимому можно задать вопрос).

4) Составление опорной схемы.

-Теперь самое время составить схему, которая поможет дать полное и безошибочное определение словосочетания.

(Вместе с учащимися составляем опорную схему. 2-3 ученика пробуют, опираясь на неё, рассказать о словосочетании.

6. Этап закрепления новых знаний и первоначальной отработки способов действия с ними.

А)-Потренируемся устанавливать смысловую и грамматическую связь в различных словосочетаниях. Поучимся находить главное и зависимое слово.

Читать книгу

Выполним упражнение из учебника № 271 с.84 (по 1 сл-соч.) укажите в словосочетании главное и зависимое слово

Б) поработаем с предложением, найдем сл-соч. Алгоритм действия!

В) работа с текстом (см. слайд 13)

Г) отвечаем на поставленные вопросы

7. Этап контроля.

Тест с самооценкой (см. слайд)

8.Дом. задание: 1. правило, упр.272

                            2. правило, упр 272 + задание

9. Рефлексия деятельности (см. слайд)

10.оценки.

Урок закончен. Всем спасибо.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *