cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Урок 5 класс основа слова и окончание: Конспект урока по русскому языку на тему «Окончание и основа слова» (5 класс)

Урок русского языка в 5 классе «Окончание и основа слова»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 5» г. Брянска

Окончание и основа слова

( Урок русского языка в 5 классе)

подготовила

учитель русского языка и литературы

Радькова Юлия Николаевна


Брянск-2017

Цель урока: углубление знаний о морфемах, об окончании как формообразующей морфеме, развитие умений работать со схемой, моделью.

Тип урока — урок актуализации изученного в начальной школе.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные – осознают способы словоизменения, различают нулевое окончание; определяют окончание с выделением его основных признаков, основу; графически обозначают окончание и основу; объясняют грамматическое значение окончаний.

Метапредметные – осознают цель учебной деятельности и могут ее пояснить; умеют самостоятельно организовывать свою деятельность по достижению цели; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные – сознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию.

Регулятивные: проявление инициативности, управление своей деятельностью, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Методы обучения – наблюдение над языком, частично-поисковый метод

Ход урока

1.Четвёртое лишнее.

— Запишите слова, выделите в них корень и на этом основании найдите «лишнее» в каждом ряду слово. Подчеркните его.

1) Лесной, перелесок, колесо, лесник.

2) Водопровод, водитель, водный, наводнение.

3) Сгорел, горный, горка, пригорок.

4) Светить, светлячок, просвет, святой,

— Как называются все оставшиеся в одном ряду слова?

Однокоренные.

— Образуйте и запишите 3 формы слова от первого слова в каждой группе.

Лесной – лесная, лесное, лесные.

Водопровод – водопроводы, водопроводу, водопровода.

Сгорел – сгореть, сгорят, сгорим.

— Как образуются формы одного и того же слова?

С помощью окончания.

— Выделите в записанных формах окончания.

— Как называется оставшаяся часть слова без окончания?

— Сделайте вывод о теме сегодняшнего урока.

2.Формулирование темы урока.

— Каковы будут цели нашей работы?

3.Определение целей урока.

4.Работа по теме урока.

— Выборочное письмо.

— Прочитайте про себя стихотворение В.Берестова «Кошкин сынок» (распечатка). Значение каких слов вам непонятно?

Был у кошки сын приёмный –

Не котёнок, а щенок,

Очень милый, очень скромный,

Очень ласковый сынок.

Без воды и без мочала

Кошка сына умывала;

Вместо губки, вместо мыла

Языком сыночка мыла.

Быстро лижет язычок

Шею, спинку и бочок.

Кошка-мать –

Животное

Очень чистоплотное.

— Выразительно прочитайте стихотворение вслух. Какова тема и основная мысль данного стихотворения?

Тема – кошкин сынок, основная мысль – кошка-мать — животное очень чистоплотное.

— Выпишите из стихотворения формы одного и того же слова, выделите в них основу и окончание.

У кошки (Р.п.) – кошка (И.п.), сын (И.п.) – сына (В.п.), язычком (Т.п.) – язычок (И.п.)

— Вспомните, какое окончание называется нулевым?

Окончание, которое «пропадает» в какой-либо форме слова.

— Физ.пауза

Раз — подняться, потянуться,

Два — согнуться, разогнуться.

Три — в ладоши три хлопка,

Раз, два, три.

Головою три кивка

Раз, два, три.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим.

— Вернёмся к стихотворению Валентина Берестова. Выпишите из текста слова, соответствующие схемам:

За доской 1) _____ — ый (приёмный, милый, скромный, ласковый)

2) _____ (сынок, котёнок, щенок, язычок, бочок, мать)

3) ______ л -а (умывала, мыла)

— Найдите среди выписанных слов однокоренные, выделите в них корень.

4. Рефлексия

— Чтобы проверить, достигли ли мы цели, которую ставили перед собой в начале урока, проведем с вами цифровой диктант «Верные и неверные высказывания». Код диктанта такой: 1 – ДА, 0 – НЕТ. Готовы?

1) Окончание – это словообразующая морфема. (0)

2) Основа – это часть слова без окончания. (1)

3) Основа – это формообразующая морфема. (0)

4) Окончание, пропадающее при изменении слова в какой-то его форме, называется нулевым. (1)

5. Д/З: упражнения 85, 90.

Использованная литература

Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1. [ Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын ]. -7-е изд.-М.: Просвещение, 2016.-127 с.

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»

Урок русского языка в 5 классе на тему «Значимые части слова»

Урок русского языка. 5 класс

Тема: «Состав слова.  Основа и окончание»

Цель:  дать понятие о морфемах, продолжить работу над изучением значимых частей               слова, их особенностей,  развивать навыки разбора слова по составу, повторить понятие об однородных членах предложения, продолжить работу над изучением словарных слов, развивать навыки составления устных высказываний, воспитывать интерес  к изучению русского языка.

Учебник:  «Русский язык 5 класс» Авторы: А.Н. Рудяков, Т.Я. Фролова и др., К., «Грамота», 2013

                                                  ХОД УРОКА

І Организационный момент. Сообщение  темы и цели урока.

ІІ Актуализация опорных знаний.

  1. Словарная работа. Слайд №1:

  1. Задание: записать слова в тетрадь, подчеркнуть выделенные буквы, устно составить предложение с одним из данных слов.
  2. Слайд №2. Вставить пропущенные буквы, поставить знаки препинания, подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.

 

  1. Слово учителя. Сегодня, ребята, мы начинаем изучать новую тему. Но прежде, чем мы приступим к её изучению, попробуйте вставить в данный  текст  пропущенные слова. Думаю, тогда мы сможем определить, что мы будем изучать на этом и следующих уроках. Слайд №3:

ІІ Работа над изучением  новой темы. Организационные вопросы. Делим класс на 3 команды, каждая из которых выполняет задание учителя.  Кто первым и правильно выполнит задание, тот получает фишку. В конце урока определяется команда-победитель и лучшие игроки.

  1. Работа с учебником. (Стр.138) Дать понятие о морфемах и морфемике. Составляем опорный конспект в тетради.
  2. Работа с учебником. Знакомство с морфемами. (Стр. 138) Составляем опорный конспект:

 

 

 

 

 

1.Как вы думаете, почему корень слова, суффикс и приставку называют значимыми частями слова?  Ответ найдите в учебнике на стр.

140.

2. Работа в группах. Заполните таблицу: (слайд №4).  Укажите, какие из данных морфем словообразующие, а какие – формообразующие.

 

 

  1. Конкурс капитанов. Выписать в два столбика однокоренные слова и формы одного и того же слова

Вода, водяной, воде, водица, воды, водный, подводный, воду.

Пока капитаны работают самостоятельно, в комондах проводится игра «Эстафета» На первую парту даётся лист с заданием: составить с помощью приставки новое слово и передать следующим членам команды. Кто быстрее и больше составит слов, тот и побеждает

Задание: образовать с помощью приставок новые слова  от слова Лить

 

  1. Работа с учебником. Основа слова и окончание (стр. 142-143).
  2. Работа в командах. Кто быстрее? (указать, в каких словах нет окончания)

 

  1. Найдите ответ в учебнике на вопрос: какое окончание называется нулевым? (стр. 143) Задание для команд:

 

ІІІ Подведение итогов.

  1. Подсчитать фишки. Определить победителя.
  2. Продолжи предложение:

— Я повторил…

— Я научился…

— я узнал…

ІV  Оценивание.

V   Домашнее задание : выучить правила в параграфе 32, выполнить  упражнение№365

Изучение слов в старших классах начальной школы

| 9 комментариев | Рубрики: Чтение, Центры чтения

Изучение слов и обучение правописанию в старших начальных классах определенно изменилось с тех пор, как я учился в школе. В этом посте будет представлен общий обзор того, как я преподаю изучение слов и правописание в классе 5-го класса.

Изучение слов: где взять правила, шаблоны, слова и т. д.?

Во-первых, я всегда начинаю с правила или принципа правописания. Я получаю свои принципы отовсюду, но в основном от

Континуум грамотности Фаунтаса и Пиннелла, а также из потребностей моих собственных учеников, основанных на их орфографических ошибках в письме.

Вот несколько примеров правил и принципов, которые я использую в 5-м классе для изучения слов:

  • Некоторые слова удваивают согласную при добавлении суффиксов.
  • В некоторых словах есть гласные, контролируемые r, которые издают определенные звуки.
  • Некоторые слова содержат одинаковые корневые слова (мы часто делаем это с разными корнями).
  • Некоторые слова имеют одинаковые префиксы (мы делаем это часто с разными префиксами).
  • Некоторые слова имеют одинаковые суффиксы (мы делаем это часто с разными суффиксами).

Вот пример принципа, который мы недавно завершили. Принцип был , некоторые слова имеют суффиксы, которые звучат так же, как , и основное внимание уделялось словам, оканчивающимся на -tion, -sion и -cian.

У меня всегда есть несколько слов-примеров, уже написанных на схеме. Мы со студентами читаем и обсуждаем принцип. Затем они помогают мне генерировать дополнительные слова для добавления в список. У меня есть список слов в почтовой заметке, чтобы помочь мне направить студентов, если они изо всех сил пытаются подобрать слова для мозгового штурма. Мы также обсуждаем каждое слово и говорим о значении любого из сложных слов.

Иногда мы делаем перерыв в словах, основанных на принципах, и я предлагаю своим ученикам выбирать слова на основе их собственных орфографических ошибок и личных списков слов. Вы можете узнать больше о том, как я организую и управляю тем, что учащиеся ведут личные списки правописания, в этом посте.

Выбор слов

Рядом с некоторыми словами вы заметите звездочку. Это для моих студентов ESS/ELL. Они знают, что нужно сначала выбрать эти слова, а затем добавить еще несколько слов из своего списка или выбрать только эти слова (в зависимости от ученика).

Остальные учащиеся выбирают 15 слов из списка, исходя из своих навыков правописания. Примечание. В начале года мы уделяем некоторое время обсуждению правописания слов, которые подходят каждому орфографу, и для некоторых учащихся это сложно.

После того, как учащиеся выберут свои слова (записав их в свою папку Word Work), они проверят их на точность у партнера, а затем принесут их мне, чтобы проверить на точность. В это время у меня за задним столом сидит небольшая группа студентов, которым нужна помощь в выборе слов.

Занятия по изучению слов

Теперь, когда у учащихся есть выбранные слова для правописания, мы готовы к практике. У меня всегда есть список действий, которые охватывают две недели и которые ученики выполняют с одним и тем же списком слов. В прошлом у меня были студенты, выполняющие эти задания в центре изучения слов. Однако за последние пару лет я перешел к тому, чтобы они практиковали всю группу в течение 15 минут.

Действия, которые ученики выполняют со словами, различаются, и я меняю их примерно раз в два месяца.

Вот мой текущий список ежедневных заданий по работе со словами, которые учащиеся должны выполнить с выбранными ими словами:

Как вы, возможно, заметили, я попытался интегрировать некоторые общие основные стандарты в некоторые из вариантов (День 4 и День 6). ). Я также оставил день выбора учителя, чтобы выбрать занятие, которое больше подходило для слов той недели. Например, если мы используем префиксы, учащиеся могут обвести префикс и подчеркнуть основное слово. Для принципа, изложенного в этом посте, я бы предложил учащимся работать с партнерами, чтобы рассортировать слова по группам на основе написания префикса.

Я также добавил учащиеся на выбор, чтобы они могли выполнить забавное задание со своими словами (создание слов, радужные слова и т. д.). Выбор студента также служит отличным встроенным днем ​​макияжа. Если учащийся слишком сильно отстает в своих ежедневных заданиях, он проигрывает этот день.

Еще одно занятие по изучению слов, которое не показано в этом списке, но является одним из моих любимых занятий, — это установление связей между словами. Подробнее об этой деятельности по изучению слов можно прочитать здесь.

И все! Без суеты, и я люблю использовать одни и те же слова в течение 10 дней вместо недели. В понедельник требуется больше времени, чтобы мы сначала ввели новый набор слов для написания и проверили их правильность, но после этого это занимает всего около 10-15 минут учебного времени.

Я хотел бы услышать, как вы изучаете слова/орфографию в классе. Дай мне знать в комментариях!

 

9 комментариев | Рубрики: Чтение, Центры чтения

Хотите БЕСПЛАТНО читать плакаты со словарем для 4-5 классов?

Бесплатные плакаты со словарем для чтения для 4-5 классов! Введите свою информацию, чтобы получить эти бесплатные постеры прямо на вашу электронную почту.

Имя Адрес электронной почты

Вводя свои данные, вы соглашаетесь получать от меня сообщения по электронной почте. Согласно моей политике конфиденциальности, вы можете отказаться от подписки в любое время.

Вам также могут понравиться эти публикации

Взаимодействие с читателями

Добро пожаловать, друзья! Я Дженнифер Финдли: учитель, мать и заядлый читатель. Я считаю, что с правильными ресурсами, мышлением и стратегиями все учащиеся могут достичь высокого уровня и научиться любить учиться. Моя цель — предоставить ресурсы и стратегии, которые вдохновят вас и помогут сделать это убеждение реальностью для ваших учеников. Узнайте больше обо мне.

5 класс Корни, основы слов, префиксы и суффиксы

  • Описание

    Слова 5 класса 5, префиксы и суффиксы

  • Источник

    Используется в разделе Getty Images License

  • разрешение

    RMS164 / istock / getty Images Plus

  • 6 9000 2

    9292. 5 класс элементарные корни или основные слова? К базовым словам могут добавляться префиксы и суффиксы для образования новых слов. В этой статье вы найдете примеры базовых слов, префиксов и суффиксов. Для большей практики мы также предоставляем рабочий лист префикса 5-го класса и рабочий лист суффикса 5-го класса.

    Корни, базовые слова, префиксы и суффиксы

    Прежде чем продолжить, давайте начнем с определений некоторых ключевых терминов.

    • Корнем может быть любая часть слова, придающая ему значение. Это первый строительный блок слова.
    • Базовое слово — это слово, к которому могут добавляться префиксы или суффиксы.
    • Префикс — это буква или набор букв, добавляемых к началу слова.
    • Суффикс — это буква или набор букв, добавляемых в конце слова.

    Давайте рассмотрим несколько примеров базовых слов с добавленными префиксами и суффиксами. Обратите внимание, что перечислены не все возможные словосочетания.

    • Согласие — согласие, несогласие, согласие
    • Верить — правдоподобный, верующий, невероятный
    • Заботиться — осторожный, беззаботный, небрежный
    • Решать — решение, нерешительность, решительный Друг — без друзей, дружелюбный, недружественный, подружиться
    • Happy — счастье, несчастье, несчастье, более счастливый, самый счастливый
    • Love — прекрасный, прекрасный, самый прекрасный, нелюбимый, любовник, прекрасный
    • Use — пригодный, пользовательский, бесполезный, неправильное использование, используемый
    • View — обзор, предварительный просмотр, просмотрщик , просмотр, обзор

    Рабочие листы по базовым словам для 5-го класса

    Здесь представлены рабочие листы для базовых слов для 5-го класса и то, как они работают с префиксами и суффиксами.

    Рабочий лист префикса

    Указания: Напишите основное слово на предоставленном бланке.

    1. Antithesis __________
    2. Disappear __________
    3. Enslave _________
    4. Impossible __________
    5. Misspell _________
    6. Nonfiction _________
    7. Outweigh __________
    8. Submarine _________
    9. Surtax _________
    10. Unfair _________

    Answers:

    1. Thesis
    2. Внешний вид
    3. Раб
    4. Возможный
    5. Заклинание
    6. Вымысел
    7. Взвешивание
    8. Морской
    9. Налоговый
    10. Справедливый

    Рабочий лист префикса

    Нажмите, чтобы посмотреть и скачать

    Рабочий лист суффикса

    Указания: Напишите основное слово на предоставленном бланке.

    1. Описание _________
    2. Воспитание _________
    3. Возбудимость _________
    4. Взрыв _________
    5. Воображаемое _________
    6. Доброта _________
    7. Расслабление _________
    8. Replacement _________
    9. Thankful _________
    10. Written _________

    Answers:

    1. Describe
    2. Educate
    3. Excite
    4. Explode
    5. Imagine
    6. Kind
    7. Relax
    8. Replace
    9. Thank
    10. Write

    Рабочий лист суффикса

    Нажмите, чтобы посмотреть и скачать

    Начало, середина и конец

    Понимание отношений между корнями, префиксами, базовыми словами и суффиксами является важным навыком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *