cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Урок 5 класс наша родина россия – План-конспект урока по обществознанию (5 класс) по теме: «Наша Родина — Россия» | скачать бесплатно

Разработка урока по теме «Наша Родина -Россия» 5 класс

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Презентация.

(СЛАЙД № 1)

Звучит стихотворение Виталия Бакалдина. (читает учитель)

В жизни нам дана
Родина одна.
У меня она —
вишня у окна.
Прямо у дверей
золото полей,
дума вековая стройных тополей.
Здесь моя тропа
пролегла в хлеба, здесь моя судьба —
радость и борьба, здесь взращённый мной
колос налитой —
гордость и отрада жизни молодой.
От тебя вдали
в пламени, в пыли
годы нас вели
вглубь чужой земли,
но всегда со мной
в стороне иной был в трудах-походах
ты, мой край родной.
Видно, так и быть,
здесь мне век прожить,
до конца дружить,
до конца любить,
здесь мои друзья,
здесь моя семья,
большего не скажешь —
здесь земля моя.

2. Повторение изученного.

(СЛАЙД №2)

— Что вы представляете, когда слышите слово “РОДИНА” ?

— В какой стране мы живем? (в России)

— Найдите и отметь его в таблице.

— Можем ли мы называть Россию своей Родиной? ( да)

— А как называется край в котором мы живем? (Краснодарский)

— Найдите и отметь его в таблице.

— Как по другому называют Краснодарский край? (Кубань)

— Найдите и отметь его в таблице.

— Почему его так называют? (По названию реки Кубань)

— Местное население ещё в давние времена пыталось защитить свои земли от наводнений, и в 60-е годы было решено строить КРАСНОДАРСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ, или как его ещё называют ……..(КУБАНСКОЕ МОРЕ)

3. Основная часть урока. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проблемной ситуации.

( СЛАЙД № 3)

— О нашей родной Кубани композиторы сочиняют музыку, поэты пишут стихи, художники картины.

— И сегодня ребята мы послушаем стихотворение, которое приготовила Саша Концевич. Оно посвящено нашему родному краю, городу. Стихотворение написано учеником нашей школы Предвечным Ильей, которое в 2003 году стал победителем городского конкурса юных поэтов “Я – гражданин России”

Мой любимый город Краснодар,
Ты растешь, и я расту с тобою.
Словно мне ты предназначен в дар,
Окружен твоею я любовью.

Все вокруг мне милое, родное
Ивушки, березки за окном
Пенье птиц над быстрою рекою.
Смех друзей, улыбка мамы, Отчий дом.

— Ивушки, березки за окном, смех друзей, улыбка мамы. Отчий дом…

О чем говорил автор? ( о Родине)

(СЛАЙД № 4)

— Да ребята Россию мы называем Родиной — это наша большая Родина. Кроме большой Родины у каждого человека есть и малая Родина.

— А как вы думаете, что такое малая Родина? (высказывания ребят)

Малая Родина — это место где находится ваш дом, ваши родители, где вы растёте, учитесь, играете с друзьями.

— И сегодня на уроке мы поговорим о нашей малой Родине.

(СЛАЙД № 5)

— Составьте из букв слово и мы узнаем как называется наша малая родина.

(Дети складывают из букв слово КАЛИНИНО)

2. — Да вы правильно отгадали, нашей малой Родиной является поселок Калинино.

— Найдите и отметь его в таблице.

(СЛАЙД № 6)

— И о нём слагали поэты стихи, сочиняли песни композиторы. Сейчас мы прослушаем одну из песен , которую сочинила учитель музыки нашей школы Тананко Надежда Викторовна.

Маленькой поселок —
Домики, сады.
Рос счастливый ты.
Детский сад и школа,
Добрый отчий дом.
Ты о них, веселый,
Не забудь потом.
Об отцах и дедах

Память сохраним.
Жизнь за наше детство
Отдали они.
Возле старой школы
Плачет тихий сквер –
В маленьком поселке
Памяти пример.

Родина большая
Громко позовет.
Но в душе пусть тихо
Малая живет .
Маленькой поселок —
Домики, сады.
Рос счастливый ты.

— Понравилась вам песня, ребята?

— А почему в песне говорится о садах? (окружают наш посёлок)

(СЛАЙД № 7)

— Да, действительно вокруг нашего поселка сады и поля. В конце 19 века, узнав о богатых и плодородных землях Кубани, сюда начали приезжать люди со всех уголков России. Они стали строить свои дома на окраине города, возделывать землю, сажать сады. И постепенно наш посёлок со всех сторон стал утопать в садах и потому его первое название “Новые Сады”.

Наш посёлок всегда считался частью города ЕКАТЕРИНОДАРА. Но он резко отличался от всего города, потому что был окружён садами и полями, а люди, жившие здесь, обрабатывали их. И тогда жители “САДОВ” решили отделиться от города и создать свой сельский совет. С этой просьбой они обратились к всенародному старосте Михаилу Ивановичу Калинину. Калинин помог им. И в честь него посёлок, стали называть Калининским, а со временем переименовали в посёлок Калинино

— Посмотрите на план нашего поселка. (учитель показывает улицы на плане, дети находят их на своих планах) В “Новых садах” было всего две улицы Крайняя и Средняя. Улица Крайняя сейчас называется Российской . А улица Средняя сейчас называется 1Мая. С одной стороны были сады в которых росли яблони, вишни, сливы, на плане мы видим, что на их месте сейчас строят дома, но часть садов всё же осталась. А с другой стороны посёлка находятся поля, где и до сих пор выращивают клубнику, горох, помидоры, свеклу, кабачки ит.д.

3.- А теперь положите перед собой планы нашего посёлка и приготовьте цветные карандаши. Сейчас вы сами отметите на них улицы, поля и сады.

— Вспомните, какая улица раньше называлась Крайней? (Российская).

— Найдите её на своих планах и заштрихуйте ее жёлтым цветом.

— Какая улица раньше называлась Средняя? (1 мая)

— Найдите её и заштрихуйте синим цветом.

— Вспомните, что находится вокруг нашего посёлка? (сады, поля)

— Давайте отметим сады и заштрихуем их зелёным цветом.

— А с другой стороны посёлка Калинино простирается море полей.

— Заштрихуем поля

коричневым цветом.

— Кто живет в нашем поселке , найдите и отметьте свой дом, нарисовав домик.

— Как называется улица, на которой находится наша школа? (Уссурийская).

— Найдите улицу Уссурийскую и заштрихуйте её красным цветом.

— Отметьте на ней нашу школу оранжевым цветом.

(СЛАЙД № 8)

ФИЗМИНУТКА. Ребята, мы с вами много сделали, а теперь давайте отдохнём и посмотрим как вы запомнили названия старые и новые. Если я буду произносить старое название – вы будите топать, если новое – хлопать. Будьте внимательны. И так, встали , приготовили ладошки.

РОССИЙСКАЯ — КРАЙНЯЯ

СРЕДНЯЯ – 1 МАЯ

КАЛИНИНО – НОВЫЕ САДЫ

ЕКАТЕРИНОДАР – КРАСНОДАР

4. — Молодцы. И так мы с вами отметили на планах школу. Раньше в нашем посёлке школы не было вообще. А садовчане очень хотели, чтобы их дети были грамотными.

И они дважды обращались в городскую думу с просьбой открыть на садах школу.

(СЛАЙД № 9)

И вот, наконец, в 1903 году школа была открыта. Это были две маленькие хатки, покрытые камышом.

(СЛАЙД № 10)

Через несколько лет на улице школьной построили, другое небольшое здание, более новое уже из кирпича..

-Посмотрите ребята, вот так выглядела наша школа в те давние времена.

— Сколько этажей в ней было? (1 этаж)

— Но и это здание было очень маленьким, так как посёлок с каждым годом рос, и учеников становилось всё больше и больше. Поэтому в 1972 году была построена новая школа. В этом здании вы учитесь сейчас, (обратите внимание на макет нашей школы)

— Ребята, а чем здание нашей школы отличается оттого старого здания? (Был 1 этаж теперь 2, главный вход, крыльцо теперь большое, окна раньше были маленькие, теперь большие , у школы большая спортивная площадка)

(СЛАЙД № 11)

Иванова В.В

Многие выпускники закончили институты и вернулись в стены родной школы учителями:

  • Иванова т.Ф.

  • Волкова Н.В.

  • Боева И.В.

  • Иванова В.В.

3. Рефлексия учебной деятельности на уроке ( итог урока)

(СЛАЙД № 12)

— А сейчас давайте вспомним, о чём мы говорили на уроке, в этом нам поможет стихотворение, написанное преподавателем нашей школы Александровой Ириной Александровной, но текст деформирован, некоторые слова в нем пропущены и если вы правильно ответите на вопросы, то текст будет восстановлен и мы сможем его прочитать.

  • Как называется наш край? (Краснодарский)

  • Как мы называем наш посёлок Калинино? (Малой родиной)

  • Как называется главный город Кубани? ( Краснодар)

  • Как раньше назывался наш посёлок? (Сады)

А теперь давайте прочитаем стихотворение.

Краснодарский край родной-
Дивный, чудный, неземной!
Ты живёшь в нём и растёшь-
Малой Родиной зовёшь
Главный город на Кубани-
Славный, добрый Краснодар
Ты живёшь в нём и растёшь-

Малой Родиной зовёшь
Дивный есть посёлок в крае
Раньше звался он “Сады”
Ты живёшь в нём и растёшь-
Малой Родиной зовёшь
(СЛАЙД № 13)

4. Домашнее задание:

— Узнай у своих родителей и расскажи, учились ли они в нашей школе. Кто был их учителями, чем интересна была их школьная жизнь

infourok.ru

Открытый урок Россия наша Родина 5 класс

Конспект открытого урока по обществознанию

для учащихся 5 класса по теме

«Наша Родина – Россия»

Цели: познакомить с понятием Родина; объяснить, что значит быть патриотом и почему русский язык является государственным в Российской Федерации; учить называть субъекты Российской Федерации, их права, опираясь на учебный материал; раскрыть значение понятий 

федерация, патриотизм, патриот.

Планируемые результаты

Предметные:

Научиться основным нравственным и правовым понятиям, нормам и правилам, понимать их роль как решающих регуляторов общественной жизни, уметь применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций; расширять оценочную деятельность

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных решений.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Личностные УУД:

Осознание самого себя частью своей Родины – России; формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного анализа

Методы и формы обучения:

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Технология: Кейс-технология

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, в парах

1.Организационный этап.

Приветствие учащихся.

Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу. Кому вы с утра подарили свою улыбку, значит, вы любите и уважаете этих людей.

А теперь оглянитесь, вы видите, что у нас на уроке присутствуют гости. Я думаю, что вы сегодня продемонстрируете отличную работу на уроке и подарите хорошее настроение нашим гостям. Но они не просто гости, они будут вместе снами работать.

Садитесь. Итак, мы начинаем урок.

2. Актуализация знаний

Просмотрите видеоклип.

О чем это стихотворение А. Прокофьева «Родимая страна» и попробуйте определить, о чём сегодня мы будем говорить на уроке.

На широком просторе

Предрассветной порой

Встали алые зори

Над родимой страной.

С каждым годом всё краше

Дорогие края…

Лучше Родины нашей

Нет на свете, друзья!

Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (о России как о нашей Родине)

Значит тема нашего сегодняшнего урока? (Наша Родина — Россия).

Откройте тетради и запишите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока.

Ученики записывают тему урока: Наша Родина – Россия.

Вопросы классу:

-Что такое Родина?

— А что для вас значит Родина?

Общий вывод: Общим домом для россиян, является Россия, на территории которой проживает многонациональное население — семья народов.

Актуализация знаний уч-ся о Родине:

Вспомни!

Как называлась наша страна в прошлом? Как называется сейчас?

В разное время наше государство называлось по-разному. 

 Как сегодня называется наше государство?

Сегодня наше государство называется Россия или Российская Федерация. (Учащиеся записывают в тетрадь)

Что такое «федерация»?

Федерация (от лат.) = союз, объединение. 

Следовательно, Россия представляет собой союз, она что-то объединяет.

Что объединяет? Давайте посмотрим на карту.

Части Российской Федерации называются субъектами.

Субъекты Российской Федерации:

края,

области,

республики,

города федерального значения Москва, Севастополь и Санкт- Петербург,

автономные округа. 

Что значит любить Родину? За что её нужно любить? Как понимаешь пословицу: «Плоха птица, которой родное гнездо не мило»?

Постановка целей урока.

Формулируется главный вопрос урока: Почему Россия является нашей Родиной?

После урока вы сможете

— объяснить понятия «Федерация», «Родина», «патриот»;

— показать на карте территорию России;

— продолжить формирование умений работы с текстом, аргументировать свой ответ, делать выводы;

— сформулировать свое мнение о чувствах гражданственности и патриотизма

1.Наша Родина – Россия, Российская Федерация.

Исследование информации. Российская Федерация.

Работа с текстом. (приложение 1)

Учитель организовывает работу с текстом.- рассказ К. Д. Ушинского

«Наше Отечество»:

Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

Вопросы классу (слайд №8)

— Что такое «Родина»?

— Почему человек тоскует по Родине?

— Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, красоту и многообразие родного края, дом, поле, лес, ….)

– Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного древнего рода. Итак, как вы поняли что же такое Родина?

( ответы обучающихся РОДИНА – это наш общий ДОМ!)

Задание№1 Запишите определение слова «Родина» в тетрадь.

 РОДИНА – 1.Отечество, родная страна.

2.Место рождения, происхождения кого — чего-нибудь.

Родители – отец и мать, у которых рождаются дети.

Родич – родственник, член рода.

Родня – родственники.

Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.

А теперь назовите слова-ассоциации к слову Родина .( семья, родной дом, школа, одноклассники…)

Родина – это и отечество, страна, и место рождения человека.

Народ – нация, народность, жители страны.

У всех этих слов какой общий корень? (РОД)

Задание №2. Правильно произнесите слова, расставляя ударение.

Российская Федерация, субъект Федерации, Родина, Отечество, патриот.

Задание №3. Объясни значение понятий.

Федерация – это………………..

Субъект федерации – это …………………

Родина – это………………….

Патриот – это …………………….

Задание №4.  Объясни, почему слова написаны с заглавной буквы?

Россия,

Москва,

Дагестан,

Родина.

 3. Основной этап урока

Работа с картой с. 94-95

— Посмотрите на карту России. Что вы можете сказать о России по карте? Что вы видите на карте?

— Разными цветами на карте обозначены республики, области, федеральные округа, автономные округа и области, края. Это субъекты Российской Федерации.

Работа со словарем – найдите определение «субъект»

Работа в тетради: субъект РФ  – это государственное образование в составе федерации –коррекция – повтор определения, запоминание

— Ребята, как вы думаете, различаются ли чем – то субъекты  Российской

Федерации?(стр. 92 учебник, ответы детей)

-Несмотря на то, что субъекты РФ различаются по площади, все они имеют

равные права. А теперь давайте с вами найдем в учебнике (стр.92) права

субъектов РФ и зачитаем их:

1.Право иметь свою территорию.

2.Право иметь свои органы власти и управления.

3.Право иметь свой герб и флаг.

4.Право обучать детей на родном языке.

— Итак, делаем вывод, что все субъекты равны в правах.

— Ребята, мы много читали, писали, пора и отдохнуть (физкультминутка)

(включить фонограмму –Звуки природы -соловей) ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

— Итак, продолжим урок. Рассмотрите карту Российской Федерации на стр. 94-95 учебника и карту на доске:

Укажите границы Российской Федерации.

Найдите столицу России.

Найдите и назовите 3 республик.

Найдите и назовите 3 краев.

Найдите и назовите 5 областей.

Найдите и назовите 3автономных округа.

Назовите субъект, в котором проживаем мы.

— И закрепим наше знание о субъектах. На доске вы видите табличку «Субъекты федерации», выберите карточки, которые относятся к этому понятию,  и прикрепите на доске.

Проверка – лишнее слово «район» — Небольшая административно-территориальная единица внутри области или внутри крупного города.

— Ребята, как вы думаете, только ли русские считают Россию своей Родиной? (нет)

— Не только русские люди считают Россию своей Родиной, ее просторы населяют более 100 народностей. Таким образом, Россия – государство не только федеративное, но и многонациональное, т.е.  в его составе много различных национальностей.

Работа со словарем: Национальность – принадлежность  человека к тому или иному народу. Нация – все население страны, народ.– коррекция – повтор определения, запоминание

— Итак, в России много разных национальностей (русские, украинцы, татары, марийцы, алтайцы, буряты и т.д.), но все они составляют одну нацию – россияне.

— Ребята, перед вами лежат карточки, работаем по заданию.(взаимопроверка)ПРИЛОЖЕНИЕ №4

2) Итак,  Россия – многонациональное государство. У каждой национальности своя культура, обычаи и свой язык. Представьте на мгновенье, что люди каждой национальности, проживающие на территории нашей страны,  будут разговаривать только на своем, национальном языке.  

— Как вы думаете,  сможет ли в таком случае существовать единое государство?(люди не смогут жить в едином государстве, т.к. они не будут понимать друг друга)

— Поэтому общим языком для всех россиян, независимо от их национальности является русский язык – он государственный язык РФ.

4. Практическая работа:

Давайте с вами немного поиграем. Когда я шла к вам на урок, все слова в пословице перепутались. Помогите мне, пожалуйста, её восстановить. Что же у нас получилось? Плоха та птица, которой родное гнездо не мило. Как вы понимаете эту пословицу? Исходя из этой пословицы, ответьте на вопрос: что такое Родина? Что вы можете назвать своей Родиной?

Учитель каждому раздаёт конверты с пословицами, школьники выполняют задание.

Игра «Собери пословицы»:

Соотнесите начало пословиц и поговорок с их продолжением.

Объясните, как вы понимаете.

Обобщение изученного на уроке:

— проверь себя, поспорим.

Должен ли человек любить Родину? Почему?

Родина у человека одна, как и родная мать. 

Часто эти два слова звучат рядом – Родина-мать. 

Скажите, а как дети должны относиться к своей матери?

(любить её, уважать, защищать, поддерживать и т.д.) Вот так и люди должны относиться к своей Родине.

А как называют человека, который любит свою Родину, который готов на подвиг ради нее? (Патриот). .

Молодцы, вы работали хорошо!

5. Итог урока:

Продолжите одну из фраз:

— сегодня я узнал(а)…

— было интересно…

— было трудно…

— меня удивило…

— мне захотелось…

Прочитать §11, стр. 92-95, по желанию дополнительное задание: написать письмо сверстнику, живущему далеко и рассказать ему о своей малой Родине.

multiurok.ru

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе «Наша Родина

ФИО (полностью)

Аскерова Наталья Александровна

Место работы

МКОУ СОШ №9, г. Россошь Воронежской области

Должность

учитель истории и обществознания

Предмет

обществознание

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Наша Родина – Россия. Обобщающий урок по разделу Родина.

Базовый учебник

Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. «Обществознание». Москва «Просвещение» 2012г

  1. Цель урока: формирование у учащихся регулятивных, познавательных и личностных умений, расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

9. Задачи:

— личностные:

овладение навыками самоорганизации;
— умение ставить перед собой цель, планировать деятельность;
— освоение техники ведения диалога; закрепление представлений у учащихся о России как о многонациональной стране с многовековыми культурными традициями;
формирование чувства гордости за свою страну, любви к родине; воспитывать в себе высокие нравственные начала, способствовать формированию у учащихся гражданственности;

-метапредметные

— развитие творческой деятельности;
— развитие навыков осознанного высказывания своей мысли во внешней речи; умение слушать собеседника и вести диалог, уважительно относится к точке зрения других людей;

— предметные формирование представления понятий «Родина», «Российская Федерация», «Субъекты Российской Федерации», «государственный язык», «Конституция», «гражданин», «народ», «столица», «государственная символика», «патриот».

  1. Тип урока повторительно-обобщающий урок

  2. Формы работы учащихся беседа, работа со схемой, с картой, с тетрадями, с учебником, творческие задания, участие в учебном диалоге, фронтальная деятельность.

  3. Необходимое техническое оборудование: Учебник Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. «Обществознание», карта России, фотографии с видами просторов России, раздаточный материал с вопросами

  4. Структура и ход урока

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Видеоролик «Москва»

— Какое впечатление произвел на вас этот сюжет?

— О чем повествует автор стихотворения?

— С каким чувством автор говорит о Родине?

— Как, по- вашему, достаточно ли родится в том, или ином месте, чтобы считать его Родиной?

— В чем вы видите противоречие, какой возникает вопрос?

— Что нам сегодня предстоит изучить?

Записывает на доске: «Наша Родина — Россия»

Смотрят

Высказывают свое мнение

О Родине.

С любовью, с нежностью

Да, потому, что где человек родился, там и его Родина

нет, потому, что Родина – это не только земля, это еще и люди, культура, язык, народ.

Формулируют вопрос (учебную

проблему) в разных вариантах (понятие Родина – это место , где ты родился или более широкое понятие?)

Что такое Родина? Чем для нас является Россия?

Регулятивные умения

Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической.

5 мин

Этап актуализации и пробного учебного действия.

— Давайте с вами вспомним, что мы

уже знаем по этой проблеме.

Фиксирует на доске

Знаем:

  1. Живем в России.

  2. Большая Родина.

  3. Малая Родина это Россошь

— Что нам надо узнать, чтобы найти

решение проблемы?

Фиксирует на доске:

Надо узнать:

  1. Что значит любить свою Родину?

  2. За что человек любит свою Родину?

Знаем:

  1. Что мы живем в России.

  2. Что есть большая и малая Родина.

  3. Что малая Родина это Балаково

Надо узнать:

  1. Что значит любить свою Родину?

  2. За что человек любит свою Родину?

Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации

3 мин

Этап выявления места и причины затруднения.

– Какие у вас есть предположения,

версии решения проблемы?

— Какие ассоциации у вас возникают со словом Родина

Скорее всего, дети могут выдвинуть такие версии:

Родина – это страна;

Родина – это народ;

Родина — это культура.

Выдвигать версии

2 мин

Этап построения проекта выхода из затруднения.

— Как же мы будем решать нашу проблему?

Обратитесь к учебнику, параграф 11, какие новые понятия характеризует автор. (Учитель обращает внимание учащихся, что эти слова выделены)

Фиксирует на доске план:

    1. Российская Федерация.

    2. Субъекты Российской Федерации.

    3. Государственный язык.

    4. Гражданин России.

    5. Народ и гражданство.

    6. Патриотизм

Нужно составить план.

  1. Российская Федерация.

  2. Субъекты Российской Федерации.

  3. Государственный язык.

  4. Гражданин России.

  5. Народ и гражданство.

  6. Патриотизм

Регулятивные умения

Логические умения

4 мин

Этап реализации построенного проекта.

По ходу урока заполняем схему (Приложение 1)«Родина». Положите ее перед собой.

— Назовите однокоренные слова к слову Родина.

Какое ключевое слово лежит в корне слова Родина?

Что же мы включаем в понятие – Родина?

Записывает в схему, слово страна. А что значит страна?

— то есть страна как территория (фиксирует в схеме)

— Иногда в новостях говорят, Россия заключила торговый договор. В этом случае о стране говорят тоже как о территории?

— Совершенно верно, государство, как форму организации власти. (фиксирует в схеме)

— Как называлось наше государство в разные периоды истории?

— А как называется наше государство в наши дни?

-Что же такое федерация? Найдите определение в учебнике

Возможные ответы детей: родной, родня, родственник.

— род

В понятие Родина мы включаем родную страну

Это территория на земле, где проживают люди.

Нет, имеют в виду — государство.

Русь, СССР, Россия.

Российская федерация.

Федерация – это союзное государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования (области, округа, республики)

Логические умения.

Познавательные умения.

Анализировать, т. е выделять главное

5 мин

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

— Рассмотрите карту России. Какая наша страна большая и красивая. Определите по карте, из каких частей состоит Российская Федерация?

— Найдите в учебнике, каким термином автор называет эти части нашего государства.

— Запишите в тетрадь определение субъекта РФ.

— Как вы понимаете, что это означает? Используйте при ответе учебник.

То есть каждый субъект РФ является равноправным членом федерации, ее полноправным участником.

— Найдите в учебнике, какими правами пользуются субъекты РФ?

— Что еще включается в понятие Родина?

Без чего или кого никакое государство не может существовать?

— Совершенно верно, (фиксирует в схеме), а как называется народ населяющий Россию?

Верно, просторы России населяют более 100 народностей. Веками люди разных национальностей вместе осваивали бескрайние российские просторы, строили города, защищали от врагов свою страну.

— По словарю в учебнике определите, что такое национальность и нация?

— Продолжите фразу: таким образом, мы можем сделать вывод, что Россия – государство не только федеративное, но и … потому, что…,а вместе они составляют…

— Мы знаем, что у каждой национальности своя культура, обычаи и свой язык. Представьте на мгновенье, что люди каждой национальности, проживающие на территории нашей страны, будут разговаривать только на своем, национальном языке.

— Как вы думаете, сможет ли в таком случае существовать единое государство?

— Как найти выход из этой ситуации?

Какой язык был избран в качестве общего в нашей стране и почему?

Совершенно верно общим языком для всех россиян, независимо от их национальности является русский язык – он государственный язык РФ.

-А что это значит – государственный язык? Найдите информацию в учебнике.

— А общий государственный язык, как и общая история, общая культура и традиции, общая Родина сближает народы Российской Федерации, делая их одной семьей.

Но самое большое богатство нашей Родины – это ее люди! Любящие сыны и дочери России!

— А как называется человек, любящий свою Отчизну?

Прочитайте и прокомментируйте отрывок документа, можно ли считать автора письма патриотом и почему?

см. приложение 3.

Слово патриот греческого происхождения. Так древние греки именовали соотечественников, людей имевших одну Родину.

Родина у каждого человека одна, как и мать, Поэтому эти слова часто звучат рядом Родина – мать.

— А за что же люди любят свою Родину?

Ответ на этот вопрос кажется легким, но ответить на него полно совсем не просто.

— За что люди любят свою мать?

То же можно сказать и о Родине – это земля, где мы родились, которая нас вскормила и взрастила, она, как и мать такая же родная и любимая. И хотя на свете есть страны гораздо богаче и возможно красивее, чем Россия, настоящий патриот не станет ворчать и жаловаться или уезжать в поисках лучшей жизни, по принципу: «где хорошо, там и Родина». Он постарается сделать все от него зависящее, чтобы сделать жизнь у себя на Родине лучше, достойнее.

Рассматривают карту и по карте называют: Области, республики, края.

Автор называет их субъектами РФ.

Субъект РФ – это государственное образование в составе федерации.

Это означает, что каждый субъект РФ вносит посильный вклад в развитие и процветание государства, заботится о его настоящем и будущем. Каждый имеет свои законы, в которых отражены его полномочия, права и обязанности, но все законы, принимаемые в субъектах РФ не могут противоречить Основному Закону государства – Конституции РФ. У каждого равные права с другими.

Субъекты РФ имеют право иметь свою территорию, свои органы власти и управления, свой герб, обучать детей на родном языке

Ни одно государство не может существовать без народа.

Варианты ответов детей (русские, татары, армяне, цыгане, евреи, украинцы)

Национальность – принадлежность человека к тому или иному народу.

Нация – все население страны, согражданство, народ.

многонациональное, потому, что в его составе много различных национальностей, а вместе они составляют одну нацию — россияне.

Нет, т.к. люди не будут понимать друг друга, они не смогут вместе жить.

Нужно придумать или выбрать общий язык.

Русский язык, потому, что на нем говорит большинство населения

Это значит, что на русском языке пишутся официальные государственные документы, на нем ведутся государственные переговоры, его изучают во всех школах РФ.

Человек любящий свою Родину называется патриотом.

Да, автора можно назвать патриотом, так как он пожертвовал всем для защиты своей Родины, и счастьем, и возможностью воспитывать своих детей, и даже жизнью

Чаще всего дети затрудняются ответить на этот вопрос.

За то, что дала нам жизнь, вырастила и воспитала, всегда рядом, всегда любит, никогда не предаст, всегда такая родная и любимая

Анализировать, используя карту как источник знаний

Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя) достоверную информацию

Познавательные умения

Регулятивные, познавательные умения

15 мин

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

— Прокомментируйте  следующие отрывки (Приложение 4):

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу;
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

А. С. Пушкин

В ком нет любви к стране родной, Те сердцем нищие калеки.

Т. Г. Шевченко

Варианты учащихся:

Пушкин А.С. говорит о любви к Родине, к своим корням, своим предкам.

Шевченко Т.Г имеет в виду, что человек, считающий себя гражданином, и просто хорошим человеком не может не любить свою Родину.

Умение анализировать текст и делать выводы

3 мин

Этап включения в систему знаний и повторения.

-Составьте синквейн (тему выбирают учащиеся) на тему: «Родина», «Россия», «Патриот»

— Давайте посмотрим, что у нас получилось (дети зачитывают синквейны и проводят самооценку)

Составляют синквейн

Вариант:

Родина.

Любимая, родная.

Живет, цветет, развивается.

Родина – Отчий, единственный дом

Россия

Регулятивные, логические и личностные умения

5 мин

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Какую цель поставили в начале урока? Выполнили цель?
— Решили проблему?
— Что для вас было важным?
— Что для вас явилось новым?
Что для вас было трудным?

Что такое Родина? Чем для нас является Россия?

Мнения учащихся.

3 мин

Приложение 1.1 записывается на доске, по ходу урока

Приложение 1

Приложение 1.2 раздается на парты, заполняется по ходу урока

Приложение 1

Приложение 2

Стихотворение С.Орлова «Родное».

Я узнал, что у меня есть огромная страна.

И тропинка, и  лесок, в поле каждый колосок,

Речка, небо голубое — это всё моё родное!

Это Родина моя, всех люблю на свете я!

Приложение 3

Прочитайте и прокомментируйте отрывок документа, можно ли считать автора письма патриотом и почему?

До сих пор хранит штурман Черноморского пароходства Дмитрий Никитин письмо из сорок пятого года, письмо отца, которому не суждено было увидеть своего ребенка… «Будущему сыну Дмитрию или дочери Светлане. Я прошу тебя, мой дорогой ребенок, извини меня за то, что я не смог воспитать тебя, ибо любовь к Родине — самое высокое, несравнимое чувство, которому отдал я свою жизнь». Эти слова торопливой рукой вывел солдат, знавший, что отправляется в свой последний бой…
По Р. С. Поярковой. Чувство Родины, 1987

Приложение 4

Прокомментируйте  следующие отрывки:

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу;
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

А. С. Пушкин

В ком нет любви к стране родной, Те сердцем нищие калеки.

Т. Г. Шевченко

infourok.ru

Наша Родина – Россия. Видеоурок. Обществознание 5 Класс

Тема: Родина

Урок: Наша Родина – Россия

Сегодня, ребята, как следует из названия нашего урока, мы поговорим о Родине.  Но разговор будет не патетический. Мы постараемся не использовать пафосных, красивых  слов, а попытаемся разобрать наше государство с той точки зрения, какое оно есть.

 Какое оно — наше государство? Если вы видели Конституцию Российской Федерации (основной закон нашей страны), то из самого названия уже следует то, какое наше государство. Это федерация. Федерация – это форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства — члены федерации — имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы. Возможно, это новое слово для вас, или кто-то уже с ним встречался. Само слово «федерация» означает союз. То есть  наша страна – это добровольное объединение очень многих народов.

Российская Федерация  – это достаточно молодое государство, ему всего 20 лет. Но это не значит, что всего 20 лет существуют все те  народы,  которые объединены в РФ. Этих народов много. В вашем учебнике говорится, что их более 100, но в действительности их гораздо более 100. Потому что уже только в одном субъекте РФ – республике Дагестан — таких народов насчитывается более 100. И это только в одном субъекте. А в масштабах всей России – это более значительная сумма.

Рис. 1. Карта народов РФ (Источник)

Наше государство имеет долгий исторический путь. Вы изучали историю нашей страны и уже знаете, что сначала у нас было Древнерусское государство (Русские княжества), потом – Русское государство (Российская империя), далее была Российская республика в составе СССР, а теперь мы живем  в Российской Федерации. Так или иначе, государство здесь было всегда. Люди издавна умели создать некую объединительную систему, чтобы решать общие проблемы. Сейчас мы имеем то образование, которое имеем. Хорошее или плохое, достойное или не очень? Ответ на этот вопрос связан с тем, насколько глубоко мы понимаем тот союз, ради которого живем. А насколько хорошо вы понимаете этот союз?

Вот смотрите, Российская Федерация – это союз, состоящий из субъектов Федерации. Что такое субъект? Субъект – это полноправный участник. То есть наше государство состоит из разных государственных территориальных образований, которые называются края, области, автономные округи,  республики, каждый из которых является полноправным членом этого содружества. Получается, что наше государство – это некое объединение, которое было создано, чтобы на равных условиях сплотить самых разных людей. Хорошо это или плохо? В любом случае вряд ли это будут правильные вопросы, ведь к таким вещам подобные сложные вопросы плохо применимы. Для чего нужен союз? Для того, чтобы люди, входящие в него, чувствовали свою защищенность. Потому что, когда мы вместе, мы сильнее. Но с другой стороны, если мы вместе, это не значит, что мы сливаемся во что-то единое, нет. Вот именно поэтому каждый субъект Российской Федерации вправе иметь собственные символы: герб, флаг, гимн.

 

Рис. 2. Флаг республики Ингушетия (Источник)

 У национальных субъектов в России есть право вести образование на национальном языке. То есть  дети в национальных республиках, национальных областях имеют право воспитываться на своем родном языке. Но это не означает, что мы хотим быть разными в этом союзе. Мы по-прежнему одна страна, мы – это общее образование, один союз, одна республика. Но забывать свою идентичность (свою особенность), забывать свои корни, конечно же,  нельзя.

Россия – очень многонациональное государство – так сложилось исторически. И, быть может, это главное достоинство и главное богатство нашей страны – мы очень разнообразны. Мало того, что Россия по сути лежит в двух измерениях – в Европе и в Азии, такое национальное разнообразие позволяет нам создать полиэтническую культуру, то есть культуру, которая  состоит  из различных культур разных народов. В итоге Россия имеет совершенно уникальную культуру. Мы имеем возможность праздновать праздники разных народов: русские, калмыцкие, татарские праздники, чеченские и еврейские и т.д.

 

Рис. 3. Татарский праздник Сабантуй (Источник)

Мы имеем уникальную кухню, которая составлена из кухонь самых разных народов. Мы все ее пробовали, знаем ее достоинства. Мы богатая страна. Мы богаты именно тем, что здесь живут самые разные люди. Очень страшно, когда в России поднимается национальный вопрос, чтобы узнать, кто и над кем здесь главенствует. Ведь здесь никто ни над кем не главенствует, потому что мы – россияне, мы объединились для того, чтобы делать общее, нужное нам всем дело.

Между тем у нас также есть что-то нас объединяющее, те принципы, которые могут сплотить  народы. Одним из таких элементов является русский язык. Русский язык – это язык общенационального общения. Сам по себе русский язык это и есть наше богатство, подлинное сокровище. Это не только мировой язык, это один из шести языков на планете,  признанных для использования ООН, один из языков, на которых оглашается Нобелевская премия, язык классической русской литературы.

Но это еще и государственный язык нашего народа. На нем пишутся все официальные документы в нашей стране, ведутся переговоры независимо от  национальностей, которые проживают на нашей территории. Русский язык – это то объединительное начало, которое сплачивает всю нашу страну. Помимо этого существуют и другие факторы. Одним из факторов, который также помогает сплотить народы в нашей стране, является патриотизм – чувство долга. Но это уже тема нашего следующего урока. 

  

Рис. 5. Русская литература (Источник)

Россия — по-настоящему многонациональная страна. Что значит «многонациональная»? Это значит, что мы стараемся сохранить уникальную культуру тех народов,  которые проживают в нашем государстве. Так было всегда. Еще в дореволюционной России, где царский режим все-таки выделял русский народ как основной, здесь титульным считался народ, который исповедовал православную веру. И если ты крестился по православному обряду, ты считался коренным жителем. При этом уничтожения или ассимиляции (поглощения) культур других народов не было. Были, конечно,  какие-то перегибы, но в основном  народы, проживавшие на территории России, сохранили свою культуру, свои традиции, обычаи.

Это продолжается и сейчас. При этом мы настолько грамотно иногда подходим к вопросу сохранения чужой уникальности, что заставляем весь мир смотреть на наше государство с оглядкой на нашу специфику. Допустим,  есть очень интересный факт. Компания Microsoft выпускает операционную  систему Windows на разных языках. И вот возник вопрос, предположим, что нужно выпускать Windows  на татарском языке. Казалось бы, кто будет пользоваться такой программой. Ведь все жители Татарстана знают русский язык. И зачем тогда создавать такие проблемы, ведь создание такого продукта на национальном языке требует серьезных материальных затрат, научных, технических вложений и т.д. Но, тем не менее, когда Татарстан обратился с таким предложением к компании Microsoft, и ему пошли на встречу, оказалось, что более, чем в 120 странах мира люди загрузили себе программы на татарском языке. И это не было какой-то специальной акцией, чтобы создать видимость необходимости подобного шага. Нет, люди действительно хотели такой продукт. И когда он был создан, им воспользовались.

Россия – это уникальная данность. Поэтому  давайте попытаемся сберечь ее для будущих поколений.

 

Список рекомендованной литературы

1. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. — Просвещение, 2004.

2. Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. — 12-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2009. — 184 с.

3.  Барабанов В.В., Насонова И.П. / Под ред. Бордовского Г.А. Обществознание 6 класс, 2007.

4.  Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание. 6 класс.  — Дрофа, 2013.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

1. Что такое государство (Источник).

2. Публичная историческая библиотека (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

1. Выполните задание «В классе и дома» на страницах 172-173. Учебник: Виноградова Н.Ф.,  Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. —  Просвещение, 2004.

2. Расскажите, какие культурные традиции республик РФ вам нравятся больше всего.

3. *Подумайте, важно ли каждой республике сохранять свою культуру? Обоснуйте свою точку зрения.

interneturok.ru

Открытый урок по обществознанию в 5 классе по теме: «Наша Родина-Россия»

МКОУ «Половневская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области

Открытый урок по обществознанию

в 5 классе по теме:

«Наша Родина-Россия»

Учитель обществознания

Никифорова Л.А.

2015 г.

Цели: познакомить с понятием Родина; объяснить, что значит быть патриотом и почему русский язык является государственным в Российской Федерации; учить называть субъекты Российской Федерации, их права, опираясь на учебный материал; раскрыть значение понятий федерация, патриотизм, патриот.

Планируемые результаты: предметные: учащиеся освоят основные нравственные и правовые понятия, нормы и правила; научатся понимать роль основных нравственных и правовых понятий как решающих регуляторов общественной жизни, применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций; расширять оценочную деятельность; метапредметные УУД: обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; личностные УУД: осознание самого себя частью своей Родины – России; формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования.

Оборудование: пакет с рабочим материалом для работы в группах; проектор; мультимедийная презентация; магнитофон; запись песни С. Коноплянникова «Шестая рота»; «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.

Тип урока: открытие нового знания.

Ход урока

  1. Организационный момент (проверка готовности учащихся к уроку, эмоциональный настрой)

  2. Мотивационно-целевой этап

Поэтесса М.И. Алигер написала следующие строки:

Родину себе не выбирают.

Начиная видеть и дышать,

Родину на свете получают

Непреложно, как отца и мать.

Родина! И радости, и горе

Неразрывно слиты были с ней.

Родина! В любви, бою и споре

Ты была союзницей моей.

Родина! Нежнее первой ласки

Научила ты меня беречь

Золотые пушкинские сказки

Гоголя пленительную речь.

Я люблю раскатистые грозы,

Хрусткий и накатанный мороз,

Клейкие живительные слезы

Утренних сияющих берез,

Безыменных реченек излуки,

Тихие вечерние поля.

Я к тебе протягиваю руки,

Родина единая моя.

— В чем смысл стихотворения?

— Какие мысли возникли у вас при его прослушивании? (Ответы учеников.)

Используя знания, полученные в начальной школе, ответьте на следующие вопросы:

— Как называлась наша страна в прошлом?

— Как она называется сейчас?

— В чем особенности нашей страны? (Ответы учеников).

Вместе с детьми формулируем тему урока: «Наша Родина – Россия».

— Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке.

— Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить? (Ответы учеников.)

Проблемный вопрос: Что значит многонациональная страна и из чего состоит Российская Федерация?

  1. Изучение нового материала.

1. Российская Федерация. Наше Отечество, наша Родина, Родина-мать… Отечеством мы зовем нашу страну потому, что здесь жили наши отцы и деды. Родиной мы зовем ее потому, что здесь родились, здесь говорят на родном для нас языке и все здесь для нас родное. Матерью мы зовем ее потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами и, как мать, защищает и бережет нас от врагов.

Для знакомства с нашей необъятной страной мы совершим экскурсию, используя карту на стр. 94-95 учебника и дополнительный материал. В ходе этой экскурсии вы будете выступать в роли экскурсоводов – специалистов в определенной сфере: географов, этнографов, политологов. (ученики делятся на группы и получают дополнительный материал.)

— Работа с картой и рассказы учеников о территории России, ее нации – россиянах и народностях, субъектах России.

— Работа с тетрадью: записать определение понятий «федерация», «субъект» и количество субъектов в РФ.

2. Русский язык – государственный

— Что такое язык?

Найти определение понятия «язык» в «Толковом словаре» В. И. Даля (было задано на дом одному из учеников): «Язык – словесная речь человека, по народностям; словарь и природная грамматика; совокупность всех слов народа и верное их сочетание».

— Для чего нужен язык?

— Докажите, что язык важен для человека. Приведите примеры пословиц и поговорок о языке, речи.

— О красоте и богатстве русского языка писали многие русские писатели и поэты. Прочитайте указанные высказывания и вспомните другие вам выражения о русском языке.

В ст. 68 Конституции РФ 1993 года закреплено, что государственный язык – русский. Что это означает:

— на русском языке составляются государственные документы;

-на нем Россия ведет переговоры с другими государствами;

— его изучают во всех школах.

— Почему именно русский язык утвержден государственным? (Ответы учеников).

IV. Закрепление изученного материала

— Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

Выполним тесты.

  1. Словосочетание Российская Федерация означает, что наша страна:

а) является самым большим по территории государством в мире;

б) имеет президента;

в) разделена на части, каждая из которых имеет свои особености;

г) населена в основном русскими.

2) К нации можно отнести следующую группу:

а) калмыки б) россияне в) осетины г) русские

3) К одному из народов России относятся:

а) уральцы б) татары в) москвичи г) кавказцы

4) Наиболее важным для признания людей представителями одной гражданской нации является:

а) высокий уровень экономического развития;

б) единая религия;

в) сотрудничество народов в рамках одного государства;

г) общая мода и стиль одежды.

V. Подведение итогов уроков. Рефлексия.

Продолжите одну из фраз:

— сегодня я узнал(а)…

— было интересно…

— было трудно…

— меня удивило…

— мне захотелось…

Выставление оценок за работу на уроке.

VI. Домашнее задание

Прочитать §11, стр. 92-95, по желанию дополнительное задание: написать письмо сверстнику, живущему далеко и рассказать ему о своей малой Родине.

infourok.ru

Конспект урока по обществознанию в 5 классе. Наша Родина — Россия.

Тема урока в 5 классе по обществознанию: «Наша Родина – Россия».

Цели урока:

  • Выяснить какое значение имеет многонациональный состав Российской Федерации  для её граждан, для государства

  • Формировать представления о многонациональном характере нашего государства как результате объективного исторического развития. На конкретных фактах выяснить, как складывается многонациональная культура.

  • Продолжить работу над формированием умения делать выводы на основе фактов.

  • Воспитывать уважительное, толерантное отношение к людям иной нации, религии, взглядам.

Универсальные учебные действия:

1. Личностные УУД

  • Представление о территории и границах России.

  • Образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников.

2. Познавательные УУД

  • Знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России

3. Коммуникативные УУД

  • Объяснять смысл понятия «субъект РФ».

  • Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа.

  • Характеризовать особенности России как многонационального государства.

  • Объяснять значение русского языка как государственного.

  • Приводить примеры проявлений патриотизма.

Россия, Российская Федерация; субъекты Федерации; многонациональный народ; единый народ; национальность, нация; толерантность; многонациональная культура

— учебник обществознания 5 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова

-Рабочая тетрадь по обществознанию 5 класс под редакцией Л.Ф. Ивановой, Я.В. Хотеенкова

— тексты стихотворений

— распечатка текста на парту: Рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество»

— распечатка текста на парту: «Юные патриоты»

— политическая карта России

— игровые элементы для игры «Собери пословицы»

  1. Наша Родина – Россия, Российская Федерация..

  2. Русский язык – государственный. Субъекты Федерации.

  3. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

1.Взаимное приветствие учителя и учащихся;

2.Мотивация к уроку: (слайд №6)

Работа со стихотворением: послушайте стихотворение А. Прокофьева «Родимая страна» и попробуйте определить, о чём сегодня мы будем говорить на уроке.

На широком просторе

Предрассветной порой

Встали алые зори

Над родимой страной.

 

С каждым годом всё краше

Дорогие края…

Лучше Родины нашей

Нет на свете, друзья!

Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (о России как о нашей Родине)

Значит тема нашего сегодняшнего урока? (Наша Родина — Россия).

Откройте тетради и запишите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока.

Вопросы классу:

-Что такое Родина?

— А что для вас значит Родина?

Общий вывод: Общим домом для россиян, является Россия, на территории которой проживает многонациональное население — семья народов.

Вспомни!

Как называлась наша страна в прошлом? Как называется сейчас? Какие войны нашей страны назывались Отечественными? Какие стихи о Родине ты помнишь наизусть? Какие пословицы о Родине знаешь?

Подумай!

Что значит любить Родину? За что её нужно любить? Как понимаешь пословицу: «Плоха птица, которой родное гнездо не мило»?

Формулируется главный вопрос урока: Почему Россия является нашей Родиной?

После урока вы сможете

— объяснить понятия «Федерация», «Родина», «патриот»;

— показать на карте территорию России;

— продолжить формирование умений работы с текстом, аргументировать свой ответ, делать выводы;

— сформулировать свое мнение о чувствах гражданственности и патриотизма

1.Наша Родина – Россия, Российская Федерация.

Учитель организовывает работу с текстом.- рассказ К. Д. Ушинского

«Наше Отечество»:

Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

— Что такое «Родина»?

— Почему человек тоскует по Родине?

— Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, красоту и многообразие родного края, дом, поле, лес, ….)

– Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного древнего рода. Итак, как вы поняли что же такое Родина?

( ответы обучающихся РОДИНА – это наш общий ДОМ!)

Запишите определение слова «Родина» в тетрадь.

 РОДИНА – 1.Отечество, родная страна.

2.Место рождения, происхождения кого — чего-нибудь.

Родители – отец и мать, у которых рождаются дети.

Родич – родственник, член рода.

Родня – родственники.

Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.

А теперь назовите слова-ассоциации к слову Родина .( семья, родной дом, школа, одноклассники…)

Родина – это и отечество, страна, и место рождения человека.

Народ – нация, народность, жители страны.

У всех этих слов какой общий корень? (РОД)

Учитель: Россия – официальное название – Российская Федерация (слайд №9)

— Столица — Москва

— Россия – самое крупное государство на земном шаре.

— Население 148 мл. человек.

— Россия – страна многонациональная, а значит, многоязыковая. Учёные – лингвисты насчитывают в России 150 языков.

— Глава государства – Президент Российской Федерации

— У каждой страны есть свои особые знаки отличия, которые означают суверенитет (независимость) государства и подчёркивают значимые страницы нашей родины, государства. Это герб, флаг и гимн. Подробнее с символами нашей страны мы познакомимся на следующем уроке.

Ребята. вы знаете ,что история нашей страны имеет немало печальных страничек. Россия всегда была лакомым куском для недобрый соседей. русский народ не раз поднимался на защиту своей страны. В памяти народной остались имена героев . не пожалевших своих жизней в борьбе с врагами Родины. Как мы называем таких людей?

( Защитники Родины, Отечества)

  • 2.Русский язык – государственный

  • А теперь назовите мне синонимы к слову «Россия» (страна, Родина, государство)

  • А что такое государство? Сейчас я вам предлагаю нарисовать государство. Ваши ассоциации с этим словом (народ, границы, герб, закон, армия, флаг, кремль и т.д.). Рассмотрим их. Из этого следует выделить признаки государства.

Запишем их:

  • Наличие публичной власти

  • Взимание налогов

  • Разделение на отельные территории

  • Наличие границ

  • Независимость от других государств

  • Наличие законов

Для того, чтобы изучить устройство нашего государства давайте посмотрим на карту. Откройте в учебнике страницу 94. Перед вами карта. Обратите внимание на её название. (по просьбе учителя один из учеников зачитывает вслух название карты: Российская Федерация).

Наше государство называется Россия или Российская Федерация.

Слово федерация означает «союз, объединение». Следовательно, Россия представляет собой союз, она что-то объединяет. Давайте обратимся к главному закону нашей страны – Конституции РФ. Статья 5 пункт 1 Конституции РФ гласит:

«Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации»

Итак, что же такое субъект Федерации? Давайте запишем понятие. (слай №10, 11)

3.Субъект Федерации – части федеративного государства (республики, области, края, города)

Несмотря на то, что субъекты РФ различаются по площади, все они имеют равные права.

Давайте с вами запишем права субъектов РФ:

  1. Право иметь свою территорию.

Работа с картой. Задание:

-Покажите наиболее крупные города.

-В каком субъекте РФ живём мы?

— Столица России?

Запишите определение слова «федерация»: государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования (штаты, земли, а в России — области, края, республики)

Вопрос к ученикам: Ребята, а в каком субъекте РФ живем мы с вами? (ответы детей)

  1. Право иметь свой герб и флаг.

  2. Право обучать детей на родном языке.

Давайте разберемся: является ли русский язык родным для всех людей, которые живут в Российской Федерации?

— Нет, т.к. Россия – это многонациональное государство; народы, проживающие в России, говорят более чем на 100 языках. (слайд №12)

Обратимся к статье 68 пунктам 1,3 Конституции РФ.

1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

З. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития

Русский язык является государственным языком: (с.93) (СЛАЙД №13)

  1. Составляются документы;

  2. На русском языке Россия ведет переговоры между субъектами;

  3. Русский язык изучают во всех школах.

(слайд №14)

1.От доброго слова язык не усохнет.

2.Каков разум, таковы и речи.

3.Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.

4.Что написано пером, того не вырубишь топором.

Учитель: Какой мы можем с вами сделать вывод? (ответы детей).

А теперь ответим на вопрос № 4 на стр.98 из рубрики « Проверим себя»

  • 3.Что значит быть патриотом.

  • Ребята а кто такие патриоты?

  • Давайте проверим (просмотр слайда №15, 16)

Чтение и анализ текста : «Юные патриоты»

Примеры героического проявления патриотизма широко известны. Многие юные патриоты участвовали в войнах.

В войне 1812 года два сына генерала Н. Н. Раевского участвовали совсем юными ( одному было 17,другому 10 лет).

Старший, Александр Николаевич (1795 – 1868), был награждён за Бородинское сражение орденом Св. Владимира, а за сражение под Красным в ноябре 1812 года – золотой шпагой. Принимал участие в Заграничном походе русской армии 1813 – 1814 годов. Был близок с А. С. Пушкиным, привлекался к следствию по делу декабристов. Был выслан из столицы, служил чиновником особых поручений в Новороссии.

Младший, Николай Николаевич (1801 – 1843), был зачислен на военную службу в 10 летнем возрасте, участвовал вместе с братом Александром в знаменитом бою при Салтановке, где его отец, став во главе Смоленского пехотного полка, упорно отстаивал мост от французов. Атакующий неприятель в четыре раза превосходил смельчаков. В том же ,1812 году Н. Раевский за отличие произведен в подпоручики, затем принимал участие в освобождении Европы, отличился при взятии Парижа и награждён орденом Св. Владимира 4 степени. Его также высоко ценил А. С. Пушкин. Член Государственного Совета. Был близко знаком со многими декабристами. Дружбой с Н.Н. Раневским гордился А.С .Пушкин. Являлся двоюродным братом Дениса Давыдова.

Проблемные вопросы:

В чём проявилась у героев любовь к Родине?

А каких героев знаете вы?

Запись в тетради: определение слова «патриот»

Вопросы:

-К чему призывает этот плакат?

-Почему такой призыв звучит от имени Родины?

— Почему понятия «мать» и «родина» близки по значению?

Давайте с вами немного поиграем. Когда я шла к вам на урок, все слова в пословице перепутались. Помогите мне, пожалуйста, её восстановить. Что же у нас получилось? Плоха та птица, которой родное гнездо не мило. Как вы понимаете эту пословицу? Исходя из этой пословицы, ответьте на вопрос: что такое Родина? Что вы можете назвать своей Родиной?

Учитель каждому раздаёт конверты с пословицами, школьники выполняют задание.

  1. Соотнесите начало пословиц и поговорок с их продолжением.

  2. Объясните, как вы понимаете.

  • Обобщение изученного на уроке: (слайд №19, 20, 21)- проверь себя, поспорим.

Должен ли человек любить Родину? Почему?

Родина у человека одна, как и родная мать. 

Часто эти два слова звучат рядом – Родина-мать. 

Скажите, а как дети должны относиться к своей матери?

(любить её, уважать, защищать, поддерживать и т.д.) Вот так и люди должны относиться к своей Родине.

А как называют человека, который любит свою Родину, который готов на подвиг ради нее? (Патриот). .

Молодцы, вы работали хорошо!

Давайте подведём итог урока.

Что мы сегодня узнали о России? (Ответы учащихся)

Россия

  • Является федерацией

  • Состоит из субъектов

  • Субъекты обладают равными правами

  • Русский язык является государственным

  • Является многонациональным государством

  • Является нашей Родиной

Итак, мы возвращаемся с вами к нашему основному вопросу:

Почему Россия является вашей Родиной? (Ответы учеников)

На листочках напишите, что вы больше всего запомнили на уроке, что понравилось, а что нет, т. е. изложите свои впечатления.

Оценивание. Учитель имеет возможность оценить индивидуальные ответы учеников

1Степень аргументированности

2Логичность

3Грамотное использование понятий, терминов

6. Домашнее задание:

п.11,вопросы № 1-4, с.98

задание №5 –для сильных уч-ся: написать на отдельном листе письмо другу о своей Родине.

Учитель: Всем спасибо.

Приложение 1

рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество»:

Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

 

Вопросы классу:

— Что такое «Родина»?

— Почему человек тоскует по Родине?

— Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, красоту и многообразие родного края, дом, поле, лес, ….)

kopilkaurokov.ru

Открытый урок Россия наша Родина 5 класс

Конспект открытого урока по обществознанию

для учащихся 5 класса по теме

«Наша Родина – Россия»

Цели: познакомить с понятием Родина; объяснить, что значит быть патриотом и почему русский язык является государственным в Российской Федерации; учить называть субъекты Российской Федерации, их права, опираясь на учебный материал; раскрыть значение понятий федерация, патриотизм, патриот.

Планируемые результаты

Предметные:

Научиться основным нравственным и правовым понятиям, нормам и правилам, понимать их роль как решающих регуляторов общественной жизни, уметь применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций; расширять оценочную деятельность

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных решений.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

Личностные УУД:

Осознание самого себя частью своей Родины – России; формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного анализа

Методы и формы обучения:

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Технология: Кейс-технология

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, в парах

1.Организационный этап.

Приветствие учащихся.

Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу. Кому вы с утра подарили свою улыбку, значит, вы любите и уважаете этих людей.

А теперь оглянитесь, вы видите, что у нас на уроке присутствуют гости. Я думаю, что вы сегодня продемонстрируете отличную работу на уроке и подарите хорошее настроение нашим гостям. Но они не просто гости, они будут вместе снами работать.

Садитесь. Итак, мы начинаем урок.

2. Актуализация знаний

Просмотрите видеоклип.

О чем это стихотворение А. Прокофьева «Родимая страна» и попробуйте определить, о чём сегодня мы будем говорить на уроке.

На широком просторе

Предрассветной порой

Встали алые зори

Над родимой страной.

С каждым годом всё краше

Дорогие края…

Лучше Родины нашей

Нет на свете, друзья!

Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (о России как о нашей Родине)

Значит тема нашего сегодняшнего урока? (Наша Родина — Россия).

Откройте тетради и запишите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока.

Ученики записывают тему урока: Наша Родина – Россия.

Вопросы классу:

-Что такое Родина?

— А что для вас значит Родина?

Общий вывод: Общим домом для россиян, является Россия, на территории которой проживает многонациональное население — семья народов.

Актуализация знаний уч-ся о Родине:

Вспомни!

Как называлась наша страна в прошлом? Как называется сейчас?

В разное время наше государство называлось по-разному. 

 Как сегодня называется наше государство?

Сегодня наше государство называется Россия или Российская Федерация. (Учащиеся записывают в тетрадь)

Что такое «федерация»?

Федерация (от лат.) = союз, объединение. 

Следовательно, Россия представляет собой союз, она что-то объединяет.

Что объединяет? Давайте посмотрим на карту.

Части Российской Федерации называются субъектами.

Субъекты Российской Федерации:

края,

области,

республики,

города федерального значения Москва, Севастополь и Санкт- Петербург,

автономные округа. 

Что значит любить Родину? За что её нужно любить? Как понимаешь пословицу: «Плоха птица, которой родное гнездо не мило»?

Постановка целей урока.

Формулируется главный вопрос урока: Почему Россия является нашей Родиной?

После урока вы сможете

— объяснить понятия «Федерация», «Родина», «патриот»;

— показать на карте территорию России;

— продолжить формирование умений работы с текстом, аргументировать свой ответ, делать выводы;

— сформулировать свое мнение о чувствах гражданственности и патриотизма

1.Наша Родина – Россия, Российская Федерация.

Исследование информации. Российская Федерация.

Работа с текстом. (приложение 1)

Учитель организовывает работу с текстом.- рассказ К. Д. Ушинского

«Наше Отечество»:

Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы наши и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

Вопросы классу (слайд №8)

— Что такое «Родина»?

— Почему человек тоскует по Родине?

— Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, красоту и многообразие родного края, дом, поле, лес, ….)

– Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного древнего рода. Итак, как вы поняли что же такое Родина?

( ответы обучающихся РОДИНА – это наш общий ДОМ!)

Задание№1 Запишите определение слова «Родина» в тетрадь.

 РОДИНА – 1.Отечество, родная страна.

2.Место рождения, происхождения кого — чего-нибудь.

Родители – отец и мать, у которых рождаются дети.

Родич – родственник, член рода.

Родня – родственники.

Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её.

А теперь назовите слова-ассоциации к слову Родина .( семья, родной дом, школа, одноклассники…)

Родина – это и отечество, страна, и место рождения человека.

Народ – нация, народность, жители страны.

У всех этих слов какой общий корень? (РОД)

Задание №2. Правильно произнесите слова, расставляя ударение.

Российская Федерация, субъект Федерации, Родина, Отечество, патриот.

Задание №3. Объясни значение понятий.

Федерация – это………………..

Субъект федерации – это …………………

Родина – это………………….

Патриот – это …………………….

Задание №4.  Объясни, почему слова написаны с заглавной буквы?

Россия,

Москва,

Дагестан,

Родина.

 3. Основной этап урока

Работа с картой с. 94-95

— Посмотрите на карту России. Что вы можете сказать о России по карте? Что вы видите на карте?

— Разными цветами на карте обозначены республики, области, федеральные округа, автономные округа и области, края. Это субъекты Российской Федерации.

Работа со словарем – найдите определение «субъект»

Работа в тетради: субъект РФ  – это государственное образование в составе федерации –коррекция – повтор определения, запоминание

— Ребята, как вы думаете, различаются ли чем – то субъекты  Российской

Федерации?(стр. 92 учебник, ответы детей)

-Несмотря на то, что субъекты РФ различаются по площади, все они имеют

равные права. А теперь давайте с вами найдем в учебнике (стр.92) права

субъектов РФ и зачитаем их:

1.Право иметь свою территорию.

2.Право иметь свои органы власти и управления.

3.Право иметь свой герб и флаг.

4.Право обучать детей на родном языке.

— Итак, делаем вывод, что все субъекты равны в правах.

— Ребята, мы много читали, писали, пора и отдохнуть (физкультминутка)

(включить фонограмму –Звуки природы -соловей) ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

— Итак, продолжим урок. Рассмотрите карту Российской Федерации на стр. 94-95 учебника и карту на доске:

Укажите границы Российской Федерации.

Найдите столицу России.

Найдите и назовите 3 республик.

Найдите и назовите 3 краев.

Найдите и назовите 5 областей.

Найдите и назовите 3автономных округа.

Назовите субъект, в котором проживаем мы.

— И закрепим наше знание о субъектах. На доске вы видите табличку «Субъекты федерации», выберите карточки, которые относятся к этому понятию,  и прикрепите на доске.

Проверка – лишнее слово «район» — Небольшая административно-территориальная единица внутри области или внутри крупного города.

— Ребята, как вы думаете, только ли русские считают Россию своей Родиной? (нет)

— Не только русские люди считают Россию своей Родиной, ее просторы населяют более 100 народностей. Таким образом, Россия – государство не только федеративное, но и многонациональное, т.е.  в его составе много различных национальностей.

Работа со словарем: Национальность – принадлежность  человека к тому или иному народу. Нация – все население страны, народ.– коррекция – повтор определения, запоминание

— Итак, в России много разных национальностей (русские, украинцы, татары, марийцы, алтайцы, буряты и т.д.), но все они составляют одну нацию – россияне.

— Ребята, перед вами лежат карточки, работаем по заданию.(взаимопроверка)ПРИЛОЖЕНИЕ №4

2) Итак,  Россия – многонациональное государство. У каждой национальности своя культура, обычаи и свой язык. Представьте на мгновенье, что люди каждой национальности, проживающие на территории нашей страны,  будут разговаривать только на своем, национальном языке.  

— Как вы думаете,  сможет ли в таком случае существовать единое государство?(люди не смогут жить в едином государстве, т.к. они не будут понимать друг друга)

— Поэтому общим языком для всех россиян, независимо от их национальности является русский язык – он государственный язык РФ.

4. Практическая работа:

Давайте с вами немного поиграем. Когда я шла к вам на урок, все слова в пословице перепутались. Помогите мне, пожалуйста, её восстановить. Что же у нас получилось? Плоха та птица, которой родное гнездо не мило. Как вы понимаете эту пословицу? Исходя из этой пословицы, ответьте на вопрос: что такое Родина? Что вы можете назвать своей Родиной?

Учитель каждому раздаёт конверты с пословицами, школьники выполняют задание.

Игра «Собери пословицы»:

Соотнесите начало пословиц и поговорок с их продолжением.

Объясните, как вы понимаете.

Обобщение изученного на уроке:

— проверь себя, поспорим.

Должен ли человек любить Родину? Почему?

Родина у человека одна, как и родная мать. 

Часто эти два слова звучат рядом – Родина-мать. 

Скажите, а как дети должны относиться к своей матери?

(любить её, уважать, защищать, поддерживать и т.д.) Вот так и люди должны относиться к своей Родине.

А как называют человека, который любит свою Родину, который готов на подвиг ради нее? (Патриот). .

Молодцы, вы работали хорошо!

5. Итог урока:

Продолжите одну из фраз:

— сегодня я узнал(а)…

— было интересно…

— было трудно…

— меня удивило…

— мне захотелось…

Прочитать §11, стр. 92-95, по желанию дополнительное задание: написать письмо сверстнику, живущему далеко и рассказать ему о своей малой Родине.

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *