cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Таблица как люди открывали землю 5 класс география – План-конспект урока по географии (5 класс) на тему: Технологическая карта урока в 5 классе по географии » Как люди открывали Землю»

План-конспект урока по географии (5 класс) на тему: Технологическая карта урока в 5 классе по географии » Как люди открывали Землю»

Технологическая карта урока

Учебный предмет: география

Класс: 5а, 5б, 5в, 5г

Учитель: Шутова Галина Николаевна

УМК: «Полярная звезда» А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина. География. 5 – 6 классы

№ урока: 2, 3

Тема урока: Как люди открывали Землю

Цель урока: Выяснить, что знали о нашем мире древние, как люди открывали материки

Задачи: 

Обучающая: 

— раскрыть значение открытий  путешественников.

Развивающая: 

— установить значимость открытий путешественников и землепроходцев

Воспитательная: 

— способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в группе, коллективе.

Планируемые результаты:

Личностные: 

— осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные:

— умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи,

— умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации,

— умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе,

— умение высказывать суждения, подтверждая их фактами,

— умение овладевать элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.

Предметные: 

— называть имена путешественников и землепроходцев, уметь определять пути следования.

Универсальные учебные действия:

Личностные: 

— осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: 

— планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: 

— извлекать информацию об исторических личностях, внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: 

— умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, в парах.

Техническое оборудование: атласы

Структура и ход урока:

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика        

Личностные результаты        

Предметные результаты        

Метапредметные результаты

1

Органи-зация на урок        

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.        

Приветствие учителя, подготовка к уроку.        

Активно включаться в общение, осознанное построение речевого высказыва-ния в устной форме.

Формирование системы знаний об открытиях путешественников и землепроходцев.        

Использовать устную речь для аргументиро-ванного ответа.

2

Провер-ка домашнего задания

Проверяет знания учащихся по предыдущей теме:

1)Зачем нам нужна география?

2)Какие задачи решает география и с помощью каких методов?

Демонстрируют знания по пройденному материалу

Развитие мотивов учебной деятельности

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий и умение их применять в различных жизненных ситуациях

Формирование умений делать умозаключения

Умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; выбирать наиболее эффективные способы решения познаватель-ных и учебных задач

3

Актуализация темы

Рассказать о первых представлениях о Земле.

-Назовите имена известных вам исследователей и путешественников

Демонстрируют знания. Формулиру-ют название темы урока

Формирова-ние навыков коммуникативной компетентности

Готовность к самообразованию

Поиск и выделение необходимой информации

Осознанное построение речевого высказыва-ния в устной форме

Формирование умений работы с текстом учебника

Ставить учебные задачи, выбирать наиболее эффективные способы их решения

Уметь работать с различными источниками информации, классифици-ровать и обобщать Делать выводы, умозаключе-ния

Получать информацию в результате смыслового прочтения текста.

4

Изуче-ние нового материа-ла

1 . Беседа с элементами самостоятельной деятельности (по группам) с использованием учебника.

Используя текст учебника на стр.10-15, составьте таблицу (по вариантам)

1 вариант – с. 10-12

2 вариант – с. 13-14

3 вариант – с. 14-15

(Подводит к выводу  о значении открытий путешественников и землепроходцев)

Работают с текстом учебника, запоминают имена путешествен-ников,

оценивают

их вклад в открытия новых земель,  анализируют предстоящую деятельность.

Решают проблему, демонстрируя знания

Узнают интересные факты о путешествиях

Заполняют таблицу.

Формули-руют вывод

Готовность к самообразованию и саморазви-тию

Формирова-ние умений давать аргументированный ответ.

Формирова-ние навыков коммуникативной компетентности.

Формирова-ние умений самостоятельной работы.

Применение умений и знаний при выполнении учебных и познавательных задач

Работать в группах по решению общей задачи

Общаться и взаимодейст-вовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомо-щи, дружбы и толерантно-сти

Аргументирование своего ответа

5

Физминутка (здоро-вьесберегающий компонент)

«Игра на внимание» (Верное утверждение-руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой+хлопок.) 1.Х. Колумб-открытие Америки.

2.Ф.Ф.Белинсгаузен-открытие Индии.

3.Ерофей Хабаров-основание первых русских поселений на берегах Амура.

4.Иван Москвитин вышел к берегам Охотского моря.

5.Ермак Тимофеевич-открытие Антарктиды.

Играют, демонстрируя свои творческие таланты и знания по новой теме. (К)

Формирова-ние здорового образа жизни.

Технически правильно выполнять двигательные действия.

6

Закрепление знаний

Выполните задание 3 и 4 на стр.15 учебника.

Выполняют задания, демонстрируя знания.

Обменивают-ся полученной информацией.

Саморегуля-ция, самооценивание.

Построение речевого высказыва-ния в устной форме.

Использовать устную речь для аргументир-ванного ответа.

7

Рефлек-сия

1.У знаменитого французского путешественника Мишеля Песселя  спросили, зачем он отправляется в тяжелые и опасные путешествия, ведь  на Земле уже всё открыто. Он ответил: « Во-первых еще не всё. Во-вторых, вы открываете  новые земли для себя. И наконец, путешествие-это открытие себя». А как вы считаете?

Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей(Р).

Формули-руют ответ, применяя полученные знания (Р).

Мотивация на обучение, саморегуля-ция.

Использование умений и знаний при выполнении заданий.        

Использовать разнообраз-ные источники информации.

8

Домаш-нее

задание

Комментирует

Д/з урока 2: §2, сообщения по выбору

Д\з урока 3: §3,

Задания на с. 15-18 в «Мой тренажёр»

Записывают

домашнее задание

Мотивация на обучение, саморегуля-ция

Использование умений и знаний при выполнении задании

Использовать разнообраз-ные источники информации

Таблица «Как люди открывали Землю»

Имя путешественника или учёного

Годы  или век открытия

Сделанное открытие

Аристотель

IV в. до н. э.

Вывод о шарообразности Земли

Эратосфен

III – II вв. до н. э.

Впервые употребил термин «географика», сумел достаточно точно высчитать размеры Земли и составить одну из первых карт

Птолемей

II – I вв. до н. э.

Составил более совершенную карту мира

Испанец Х. Колумб

1492 г.

Искал морской путь в Индию через запад, а открыл Америку

Португалец Васко да Гама

1498 г.

Обойдя мыс Доброй Надежды (который и открыли), вдоль африканского побережья добрался до Индии

Португалец Фернан Магеллан

1519 г.

Пройдя вдоль восточного берега Южной Америки, обогнул её через пролив (названный Магеллановым) и вышел в океан, который назвал Тихим; совершил первое кругосветное плавание

Таблица «Открытия XVI – XX веков.

Имя путешественника

Годы  или век открытия

Сделанное открытие

Голландец Абел Тасман

1644 г.

Доказал, что Австралия – материк

Англичанин Джеймс Кук

1770 г.

Объявил восточное побережье Австралии британским владением, неоднократно пересекал южный полярный круг

Русские Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев

1820 г.

Открыли Антарктиду и прилегающие острова

Ермак Тимофеевич

1581 г.

Перешёл Уральские горы и положил начало открытиям в Сибири

Иван Москвитин

1639 г.

Вышел к берегам Охотского моря и основал город Охотск

Семён Дежнёв

1648 г.

Первым из европейцев прошёл проливом между Азией и Америкой

Витус Беринг

В середине XVIII в.

Вторично отрыл пролив между Азией и Америкой

Василий Поярков

1644 г.

Разведал путь из бассейна Лены на Зею и прошёл по Амуру

Ерофей Хабаров

1650 г.

Основал первые русские укрепления на берегах Амура

Великая Северная экспедиция

1733 г.

Исследовали всё северное побережье России от устья Печоры до Камчатки

Американец Роберт Пири

1909 г.

Достиг Северного полюса_______________

Достиг Южного полюса

Поднял норвежский флаг на Южном полюсе

Норвежец Руал Амундсен

1911 г.

nsportal.ru

Как человек открывал Землю. Видеоурок. Природоведение 5 Класс

В ходе этого урока мы ознакомимся с особенностями первых карт, узнаем, как были открыты материки Америка, Антарктида и Австралия.

Тема: Человек на Земле

Урок: Как человек открывал Землю

Одна из древнейших карт принадлежит греческому ученому Гекатею (Рис. 1).

Рис. 1

Она относится к 4-5 векам до н.э. На ней мы видим Ливию (современную Африку), Европу и Азию.

В 450 году до н. э. Геродот внес много коррективов в существовавшее представление о мире (рис. 2).

Рис. 2

Он одним из первых попытался описать страны, например, о Египте он писал, что эта страна находится в низменности, с одной стороны окружена аравийскими горами, а с другой стороны – пустынями.

Человечеству понадобились века, чтобы узнать, как выглядела наша планета на самом деле.

Рис. 3. Северная и Южная Америка (Источник)

Можно сказать, что эта часть света была открыта по ошибке. В 15 веке всех европейских путешественников интересовали страны Азии: Индия и Китай, славившиеся несметными богатствами.

Но путь к ним был очень длительным, так как надо было плыть вокруг Африки.

Христофор Колумб (рис. 4), зная о шарообразности нашей планеты, решил отрыть более короткий путь до Индии и отправился из Европы на запад.

Рис. 4

Для этого он собрал команду и экспедицию с 3 кораблями: «Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья» с 90 участниками. В 1492 году один из матросов корабля увидел землю. Колумб думал, что он приехал в Индию, поэтому местных жителей назвал индейцами.

Рис. 5

Долгое время считалось, что далеко на Юге существовала неведомая южная земля, которая богата золотом и алмазами. В 16 веке был отрыт остов Новая Гвинея (рис. 5). И географы в то время сочли его выступом неведомой южной земли.

Первым до Австралии добрался голландский мореплаватель Вильям Янсзон (Рис. 6) в 1606 году.

Рис. 6

Он обследовал территорию Австралии на протяжении 350 километров. Но он полагал, что высадился в Новой Гвинее, и до конца своих дней не узнал, что открыл новый материк.

Только после того как Джеймс Кук (Рис. 7) высадился и обследовал восточное побережье Австралии, стало ясно, что это самостоятельный материк. Его назвали Австралия, что означает «южный».

Рис. 7

Рис. 8

Русские мореплаватели Беллинсгаузен и Лазарев (Рис. 8) на своих кораблях «Восток» и «Мирный» (Рис. 9) отправились на поиски шестого материка.

Рис. 9

Это была Антарктида (Рис. 10). Их путешествие продолжалось 751 день. Из-за погодных условий морякам 9 раз не удалось подойти к берегу.  Это удалось сделать только в 1894 году норвежцам.

Рис. 10

Древнейшие карты

Ученые полагают, что картография появилась раньше, чем письменность в первобытном обществе. Об этом свидетельствует то, что у народов, не имевших письменности, были хорошо развиты картографические навыки. Одной из самых первых бумажных карт является Туринская папирусная карта (Рис. 11). Она была создана в 1160 году до н. э. специально для экспедиции, организованной Рамсесом четвертым. На ней расположен отрезок 15 км с точным описанием расположения деревень и каменоломен.

Рис. 11

Открытие Антарктиды

Один из участников этой экспедиции, астроном Симонов, писал: «Мы скитались во мраке туманов, между бесчисленного множества огромных плавающих льдин. Беспрестанно. В страхе быть раздробленными семи громадами. Хлад, снег, час

interneturok.ru

Контрольная работа по географии 5 класс » Как люди открывали Землю»

Контрольная работа №1 вариант 1

1.Кто из великих географов древности первым установил зависимость между географической широтой и продолжительностью дня и ночи?

а) Геродот б) Пифей в) Эратосфен г) Бартоломеу Диаш

2.В чем заслуга экспедиции Ф. Магеллана?

а) была открыта Австралия б) доказано единство Мирового океана

в) найден кратчайший путь в Индию г) Америка- новая часть света

3.Какой вклад внесли русские мореплаватели Ф.Ф Беллинсгаузен

и М. П. Лазарев?

а) исследовали Северный Ледовитый океан б) открыли Антарктиду

в) открыли Северную Америку г) пролив между Евразией и Сев. Америкой

4.Кто из путешественников Средневековья посетил Китай, описал

природу и жизнь местного населения?

а) Христофор Колумб б) Васко да Гама в) Бартоломеу Диаш г) Марко Поло

5.В чем заслуга экспедиции Дежнёва?

а) открыта и исследована Камчатка б) исследованы берега Антарктиды

в) Евразию и Сев. Америку разделяет пролив г) изучена Сибирь

6. Маршрут какого путешественника показан на карте?

7.Какой из материков Земли был открыт последним?

8.Установите соответствие между открытием и путешественником:

а) путешествие в Индию 1)Виллем Янсзон

б) первое кругосветное плавание 2)Христофор Колумб

в) открытие Америки 3)Афанасий Никитин

г) открытие Австралии 4)Фернан Магеллан

9.За какие заслуги Ф. Магеллан вошел в историю географических открытий? Укажите не менее 2 доводов.

Контрольная работа №1 вариант 2

1.Кто из великих географов древности измерил длину экватора и вычислил размеры земного шара?

а) Пифей б) Пифагор в) Эратосфен г) Геродот

2.В чем заключается заслуга экспедицииДжеймсаКука?

а) найден кратчайший путь в Индию б) доказана шарообразность Земли

в)единство Мирового океана г) Австралия — самостоятельный материк

3.Кто из путешественников совершил первое кругосветное плавание?

а) Христофор Колумб б) Джеймс Кук в) Фернан Магеллан г) Васко да Гама

4.Какой из материков был открыт последним?

а) Южная Америка б) Австралия в) Антарктида г) Северная Америка

5.Маршрут какого путешественника показан на карте?

6.Установите соответствие между открытием и путешественником:

а) открытие Америки 1) Афанасий Никитин

б) открытие Антарктиды 2)Христофор Колумб

в) открытие пролива между Евразией

и Сев. Америкой 3) Семен Дежнев

г) «Хождение за три моря» 4) Ф.Ф Беллинсгаузен и М. П. Лазарев

7.Кто активно осваивал и изучал север Европы, ходил в плавания по морям Северного Ледовитого океана?

а) новгородцы и поморы б) Афанасий Никитин в) Семён Дежнёв г) Ермак

8.Когда была открыта Америка?

9.Назовите не менее дух значений первого кругосветного плавания для развития географии.

infourok.ru

Конспект урока географии в 5 классе. Тема: «Как люди открывали Землю»

Тема: «Как люди открывали Землю»

Цель: познакомить учащихся с путешественниками, и их заслугами.

Задачи:

Образовательные:

— выяснить как изменялись представления людей об облике Земли;

-сформировать знания об открытии Нового Света испанскими мореплавателями;

— сформировать представления о результатах Великих географических открытий.

-установить взаимосвязи рассуждать и делать выводы;

— излагать и аргументировать свою точку зрения;

Развивающие:

-развивать умение проводить сравнение, анализ, обобщение;

— продолжить формирование умений чтения карт, где показаны основные маршруты путешественников.

-развивать коммуникативные умения и навыки.

Воспитательные:

-воспитывать географическую культуру и восприятие географических объектов через литературные произведения.

-продолжить работу по формированию научного мировоззрения.

Формирование УУД:

Личностные УУД:

— установление связи между учебной деятельностью и мотивом.

Регулятивные УУД:

-учить планировать, строить алгоритм деятельности, делать прогнозирование;

— учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы;

-учить работать по образцу, по алгоритму.

Коммуникативные УУД:

-развивать внимание учащихся;

— обучать умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ ученика;

— учить постановке вопроса.

Познавательные УУД:

  1. Работать над формированием логических умений:

— анализ синтеза;

— сравнение;

— обобщения и классификации;

— доказательства;

— выдвижение гипотез и их обоснование;

— построение цепочек рассуждения.

2. Чтение и работа с текстом.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование:

Учебник. География. 5-6 классы. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К; физическая карта полушарий; карты атласа; презентация.

Структура урока:

Мотивация к учебной деятельности– 3 мин.

Актуализация опорных знаний– 6 мин.

Выявление места и причины затруднения – 4-6 мин.

Построение проекта – 6 мин.

Реализация проекта– 10 мин.

Включение в систему знаний и повторение- 6 мин.

Рефлексия- 3 мин.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности – 3 мин.

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелай те хорошего настроения! С каким настроением вы пришли на урок географии?
II
. Актуализация опорных знаний

-Какую тему, мы изучили с Вами на прошлом уроке?(География в эпоху Средневековья)

— Я предлагаю вам на выбор несколько заданий.

1. На интерактивной доске кроссворд, в котором зашифрованы слова, ваша задача найти слово и объяснить его значение.

  1. Все остальные работают с тестом в рабочем листе.

1.А

2.А

3.А

4.А

5. ВГ

Подводим итоги.

III. Выявление места и причины затруднения

Вступительное слово учителя

В результате турецких завоеваний путь в страны Востока по суше и далее через Индийский океан в 15 веке становится опасным. Возникает необходимость поиска новых путей из Европы в Азию.

-Ребята, посмотрите на презентацию, что вы видите на слайде? (набор букв)

-А как «набор букв» связан с нашим уроком? (Зашифрована тема урока)

КРИЕОТЫТ ВГОНОО ТАВЕС и ПОЭХА КИХВЕЛИ ОГЕРАГФИСКЧЕИХ КРИЙОТЫТ (Открытие Нового света и Эпоха Великих географических открытий) запишите тему урока в рабочий лист.

А какую цель мы сегодня поставим на уроке? (ответы учащихся)

-А чтобы достичь этой цели, что нам нужно сделать? (обратить внимание учащихся на доску)

Достижение цели

(учащиеся решают, что достигать цели они будут сами, а для этого собирают нужный материал)

IV. Построение проекта

Учитель:Ребята, а у нас достаточно знаний, чтобы рассказать о данной ткани?

Учитель:а давайте наметим план действий.(на слайде учащиеся пишут план урока)

План урока

  1. Причины наступления эпохи ВГО

  2. Экспедиции Х.Колумба и А. Веспуччи

  3. Значение открытия нового света

  4. Экспедиции Д.Бартоломеу и Васко да Гамы, Фернана Магеллана и Френсиса Дрейка

  5. Значение ВГО

V. Реализация проекта

Учитель:Итак, начинаем нашу работу. Запомните, что успеха можно достичь только при условии, что активно работать будет весь класс.

Учитель: Первый пункт, который мы наметили — это причины наступления эпохи ВГО

Учитель: где мы можем найти информацию, по данному вопросу? (ответы учащихся)

Учитель: Работаем с учебником, с параграфом 6, записываем в рабочий лист.

(один учащийся выполняет задание на интерактивной доске)

Подведем итоги.

Учитель:

-Почему возникла необходимость поиска нового пути в Азию?

Переходим ко второму вопросу нашего плана-это экспедиции Х. Колумба и А. Веспуччи

(один учащийся выполняет задание на интерактивной доске)

Итак, подведем итоги.

Учитель:

-Какие открытия были совершены в ходе поисков пути в Индию?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-Переходим к третьему вопросу нашего плана-это значение открытия нового света.

Европейцы получили золото, узнали о новых культурных растениях.

— А какое значение имело открытие нового света для индейцев?

Забирали золото, убивали местных жителей, стирали с лица земли города и уничтожали храмы.

-Следующий пункт нашего плана- это экспедиции Д.Бартоломеу и Васко да Гамы, Фернана Магеллана и Френсиса Дрейка.

Работа с параграфом 7 и рабочим листом, а также с презентацией.

Д. Бартоломеу-обогнул южную оконечность Африки и в 1488 году открыл мыс Доброй Надежды.

Васко да Гама- достиг западных берегов Индии, установив, что Атлантический и Индийский океан соединены между собой.

Фернан Магеллан- совершил первое кругосветное путешествие,обогнул южную оконечность Америки. Открыл пролив (названный в его честь) и острова Огненная Земля. Пересек неведомый океан, который назвали Тихим.

Френсис Дрейк-обследовал тихоокеанские берега Южной и Северной Америки. Созданы новые карты Старого и Нового Света, именем Дрейка назван пролив соединяющий Тихий и Атлантический океаны.

Подведем итоги.

Учитель:

-Кто совершил первое кругосветное путешествие?

-В чем значение ВГО?

Подтвердилась шарообразность Земли; получены описания новых земель; появились разнообразные карты и описания.

VI. Включение в систему знаний и повторение

-Учащиеся выполняют тест в рабочем листе, а один ученик работает с интерактивной доской.

1.Г

2.Г

3.Б

4. А

Взаимопроверка. Учащиеся меняются между собой тестами и проверяют.

VII. Рефлексия

Подводим итог нашего урока

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • я понял, что…

  • теперь я могу…

  • я почувствовал, что…

  • я приобрел…

  • я научился…

  • у меня получилось …

  • я смог…

  • я попробую…

  • меня удивило…

  • урок дал мне для жизни…

  • мне захотелось…

Домашнее задание: параграф 6, 7; по желанию- составить кроссворд «Путешественники»

Учитель: Ребята, какие отметки мы сегодня поставим? Кто заслуживает по-вашему мнению «5»? «4»?

Список использованных источников:

  1. Учебник. География. 5-6 классы. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др.

  2. Поурочные разработки. География. 5-6 классы. Николина В.В.

  3. Электронное приложение к учебнику. География. 5-6 классы. (1 DVD)

infourok.ru

Открытый урок по географии в 5 классе по теме «Развитие географических знаний о Земле. Как люди открывали землю».

Урока по географии для 5класса 22.09.2017г.

Тема: Развитие географических знаний о Земле. Как люди открывали землю.

  • Цель:

  • Образовательные: познакомить учеников с изменением знаний людей о форме и природе Земли, как развивались знания человека и природе планеты, познакомить учащихся с известнейшими открытиями и путешественниками с древнейшего времени до эпоха ВГО.

  • Воспитательные: формирование мировоззренческих идей.

  • Развивающие: умение работать с картами атласа и рисунками учебника, развитие навыков конспектирования, развитие памяти, логики и интеллекта.

Оборудование: Карта полушарий, глобус, рисунок «карта Эратосфена».

Тип урока: Комбинированный.

Ход урока:

1. Орг момент.

2. Актуализация опорных знаний и учений учащихся

1)Опрос: фронтальный опрос:

-давайте вспомним, что такое география, с какого языка переводится этот термин, какие древнегреческие ученые внесли первый вклад в развитие географической науки

-Работа с карточками

2)Мотивация к учебной деятельности

Любознательность!!! С неё всё началось. Ничто не мешает нам предположить, что среди первых вопросов, которые задавал себе первобытный человек были вопросы об окружающем мире.

Любознательность порождала стремление узнать, что находится за холмом, рекой, лесом. Открывшийся мир запечатлевался в сознании человека и знания об окружающем мире, необходимые для выживания человека, передавались из поколения в поколение.

Затем появилась письменность. Люди стали записывать, зарисовывать, что видели и слышали, научились схематически изображать местность на бумаге. Так постепенно накапливались знания о Земле. Только изучив их историю, можно представить все опасности и трудности, с которыми сталкивались первооткрыватели.

Их пример вдохновляет современников на новые исследования ещё не открытых богатств Земли, на бережное отношение к тому, чем мы пользуемся каждый день.

Сегодня на уроке мы узнаем как в древности люди представляли себе форму Земли, как выглядит карта Эратосфена.

3. Изучение нового материала.

Знания о природе Земли были необходимы людям. Они познавали окружающий мир для того, чтобы собирать плоды, ловить рыбу, охотится. Первобытные люди пытались расширить обжитые территории за счёт отдалённых земель. Так они осваивали территории. Местность они изображали в виде насечек на стенах пещер, коре деревьев, костях животных. Так передавалась информация об охотничьих угодьях, ловушках последующим поколениям. Такие рисунки были найдены в Европе, Азии, Африке.

Высекая символические предметы окружающей среды человек создавал схематические чертежи местности — их считают древнейшими картами.

Чтобы отличить новые реки, горы, леса от уже известных люди давали им название, они передавались устно из поколения в поколение. Так передавался первый географический опыт.

. Знания, которые мы имеем в современное время, естественно, очень сильно отличаются от знаний людей в средневековье, и тем более, в античности и в древнее время, и, конечно же, будут сильно отличаться от знаний людей, которые будут жить в будущем.

Давайте, разделим развитие знаний человека о Земле на несколько этапов:

  • Первобытное время

  • Древний мир

  • Средневековье

  • Новое время

  • Современное время

Сегодня на уроке мы изучим некоторые из них

Далее предлагается материал для объяснения нового материала. Ученики, слушая объяснения учителя, заполняют следующую таблицу:

Путешественники

Дата и место открытия

Древний мир

Эту эпоху можно назвать точкой отсчета существования географии.
Возникли в это время  философия, астрономия, медицина, математика и разные виды искусств. Это время появления письменности, которая и открыла возможности сохранения и передачи информации. В это время возникли и мировые религии. Города в эту эпоху возникали на реках, по которым шли основные транспортные пути. Здесь могли встречаться жители разных территорий, обмениваться информацией, так происходило накопление знаний. Расширилось представление о площади мира – он оказался больше, чем представляли себе древние люди.
В эту эпоху начинаются дальние путешествия по суше и по морю.

Но, как вы думаете, представление людей о нашей планете всегда было таким, какое оно есть сейчас?


Жители Вавилона представляли мир в виде горы, на западном склоне которой расположен Вавилон. Жители Индии представляли Землю в виде половины шара, опирающегося на слонов, которые в свою очередь, стоят на огромной черепахе. Древние греки считали, что Земля имеет форму диска, который со всех сторон омывает океан. (Ученики анализируют первые страницы атласа).
В Древнем мире впервые появились специальные приборы, такие как компас (в Китае), стали составляться подробные карты, древнегреческие ученые доказали шарообразность Земли, вычислили размеры Земли.

Аристотель, Эратосфен Птолемей

Средневековье

С развитием техники и кораблестроения люди начали совершать более дальние путешествия. Они стали из морей выходить в океан. Сначала это были случайные вылазки в океан, но постепенно они стали нести научно-экономический характер. Большая часть открытий в этот период истории пришлось на Европу (из-за высокого уровня мореплавания и кораблестроения). Это было время великих путешественников и великих открытий.

Васко да Гама.

Васко да Гама родился в 1460 г. в городе Синеже, где его отец был градоначальником. Он рано приобрел опыт в мореплавании и управлении кораблем. Весной 1490 г. да Гама получил 4 корабля и экипаж 170 человек и отправился на поиски Индии вдоль берегов Африки. Через 4 месяца после выхода из Лиссабона обогнули мыс Доброй Надежды. В конце января 1498 г. эскадра вошла в устье реки Замбези. Здесь они пробыли месяц, ремонтируя корабли. Выйдя в море, они сначала шли вдоль берегов Сомали. Через некоторое время они отплыли от берегов и взяли курс на северо-восток. Через 23 дня, 22 мая корабли встали на якорь в Калькутте. Наконец-то Португалия имела свой торговый путь в Индию. Эта торговля принесла доходы и самому Гаме, который сделался одним из самых богатых вельмож Португалии.

В 1524 г. да Гама, уже 64-летний старик, вновь был вызван к королю. Ему было предложено отправиться в качестве вице-короля в Индию и восстановить там процветание португальских колоний.

Да Гама успешно совершил длинное путешествие. Но, пробыв в Индии 3 месяца, заболел и умер, оставив о себе славу выдающегося мореплавателя.

Христофор Колумб – один из самых известных мореплавателей эпохи Великих географических открытий. Он считается первооткрывателем Америки – в 1492 году Колумб достиг берегов американского континента, проплыв поперек Атлантического океана. Его открытие положило начало исследованию Центральной и Южной Америки.

1. Знаменитое открытие нового континента произошло 12 октября 1492 года. После долгого путешествия по Атлантическому океану матрос, наблюдавший со шхуны «Пинта», закричал заветное «Земля!». Колумб и его команда искали короткий путь в Азию, при котором не пришлось бы огибать всю Африку, и были уверены, что они его нашли. Это было бы очень полезным открытием, так как в то время Великий шелковый путь был перегорожен Османской империей, и Европе приходилось искать новые способы попасть в Азию. Колумб прекрасно знал, что Земля круглая и справедливо решил, что доплыть до Азии можно с другой стороны. Только в расчетах ее размеров он существенно ошибся – от нового континента до Азии оставалось еще около пятнадцати тысяч километров. Но сам мореплаватель даже не узнал, что стал первооткрывателем.

Христофору Колумбу понадобилось более семи лет, что убедить королевскую чету Испании в необходимости экспедиции. Король Фердинанд и его супруга Изабелла, а также все чиновники и сановники не могли понять, каким образом можно попасть на восток, двигаясь при этом на запад. Мореплаватель столкнулся с множеством предубеждений – например, многие считали, что он не сможет подняться на огромную водяную гору, образованную выпуклостью земного шара. Ему пришлось подбирать подходящие аргументы и всяческими способами уговаривать испанского короля, и в конце концов – в 1491 году – ему это удалось, и король одобрил экспедицию.

3. До Колумба ни один корабль не заходил так далеко в открытое море. В основном все корабли двигались вдоль береговой линии, а океана все боялись. Обычные моряки отказались принимать участие в такой рискованной экспедиции – если король не верил в шарообразную форму Земли, то неграмотные моряки и подавно считали, что Земля плоская, и они обязательно упадут к черту на рога. Поэтому Колумбу пришлось набирать команду из заключенных – они предпочитали рискнуть в страшной экспедиции, чем умереть в тюремной камере.

Неудивительно, что в те времена никто не отваживался выйти в открытый океан – судна пятнадцатого века были маленькими и неподходящими для дальних плаваний. Экспедиция Колумба двигалась на трех каравеллах – это слово является уменьшенным от испанского «карава», что означает небольшое судно на парусах. «Санта-Мария» была крупнейшим кораблем Христофора Колумба, но ее длина составляла всего около сорока метров – необычайно маленькое судно по современным меркам. А две других каравеллы, «Пинта» и «Нинья», были еще меньше – около двадцати метров, даже для тех времен очень маленькие корабли.

5. Матросы-бывшие заключенные, осознав рискованность предприятия, часто впадали в панику. Они были полны суеверий и предубеждений: видя альбатросов и водорослей, они думали, что земля близко. И Колумб не хотел их огорчать, тем более правда посеяла бы большую панику среди команды. Поэтому мореплаватель значительно уменьшал цифры, рассказывая морякам о пройденном расстоянии – так они считали себя в безопасности.

Колумб был настолько убежден, что открыл путь в Индию, что многие верили в это. Поэтому американских коренных жителей назвали индейцами

.После экспедиции Колумба индейцы впервые увидели коров, лошадей и виноград. А мореплаватель привез в Европу картофель, кукурузу и помидоры. Еще несколько последующих веков между Америкой и Европой велась сельскохозяйственная торговля, которая была известна под названием «Колумбов обмен»

Всего Христофор Колумб совершил четыре экспедиции в Америку. Во время последней он с командой попал в сложную ситуацию – у него сломались корабли, закончилась еда, а местные жители были враждебно настроены по отношению к европейцам. И Колумб решил пойти на хитрость – приближалось лунное затмение, которое можно было использовать для внушения уважения индейцам. Мореплаватель рассказал местным вождям, что белый бог может наложить страшную кару на индейцев – отнять луну. Вскоре началось затмение, и луна стала темнеть. Коренные американцы были испуганы и согласились на мир, предоставив Колумбу и его команде необходимую провизию и материалы.

Фернан Магеллан.

В марте 1518 г. перед Испанским советом встает Фернан Магеллан с очередным предложением совершить плавание к берегам Индии.

Впервые молодой дворянин из знатного, но обедневшего рода попал на Восток в 1505 г. Магеллан сражался на суше и на море. Бесстрашный не только на поле брани, но и в суждениях. В 1513 г. Магеллан обращается с предложением снарядить корабли в Индию к португальскому королю Мануэлу. Но он отверг предложение. Тогда Магеллан перебирается в Испанию и повторяет свое предложение уже испанскому королю. Его предложение было принято. 20 сентября 1519 г. он отправляется к берегам Южной Америки. Путешествие было нелегким. У берегов о. Огненная Земля вспыхнул мятеж, но был подавлен. Нашли пролив и вышли в Тихий океан (Магеллан и его команда дали название океану Тихий). Путешествие по океану было сложным: не хватало пресной воды и пищи. У Филиппинских островов 27 апреля 1521 г. в стычке с туземцами Ф. Магеллан погиб. Хуан Себастьян Элькано на корабле «Виктория» прибыл в Испанию. Так завершилось первое кругосветное путешествие.

4. Закрепление

1. Как люди представляли Землю в древности ?

2. Какое значение имела экспедиция Х. Колумба?

3. Какое значение имела экспедиция Ф. Магеллана?

5. Д.з. Прочитать параграф 2, ответить на вопросы в конце параграфа.

infourok.ru

План-конспект урока по географии (5 класс) по теме: Методическая разработка урока «Как люди открывали Землю». 5 класс.

 Методическая разработка урока по географии в 5 классе

 «Развитие географических знаний о Земле» (5 ч.)

Урок №3.  Как люди открывали Землю.

Цель:

 — выяснить, как открывались материки Австралия, Антарктида;

-раскрыть значение открытий русских путешественников и землепроходцев;

— раскрыть подвиг первооткрывателей Северного полюса.

Оборудование: физическая карта полушарий, карта «Географические открытия», портреты.

Когнитивный компонент урока: открытие материков; открытие и исследование русскими путешественниками внутренних районов материков; открытие Северного и Южного полюсов.

Деятельностный компонент урока: изучить текст §3 учебника и рисунки; определить вклад русских учёных — землепроходцев; определить вклад путешественников и исследователей в открытие Австралии, Антарктиды, Северного полюса; систематизировать информацию о путешествиях и открытиях.

Эмоционально — целостный компонент урока: оценить вклад путешественников в открытие материков и новых земель; раскрыть значимость отечественных учёных и землепрходцев в освоении новых земель. 

Работа с учебником: комментированное чтение; составление на основе текста систематизирующей таблицы.

Личностные УУД: формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной  работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий.

Предметные УУД: Показывать по картам территории древних государств.

Находить информацию (В Интернете и в тексте учебника географическую) о накоплении географических знаниях. 

Регулятивные УУД

Работа с картой.

Систематизировать информацию о путешественниках и открытиях.

Познавательные УУД:

Поиск информации по накоплению географических знаний.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельный анализ , умение слушать другого.

Тип урока: комбинированный.

Этапы урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время ( мин.)

1.

Организационный этап

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. Приветствует      учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Отметка отсутствующих.

Готовят рабочее место. Приветствуют учителя. Настраиваются на работу

1 мин.

2.

Актуализация опорных знаний учащихся.

ЭУ §3

I.Проверка знаний по контролёру к §2 ЭУ.

Выполняют тесты по ЭУ (индивидуальная работа).

3 мин.

I I. Фронтальный опрос:

1. Как складывались представления о Земле в древнем мире?

2. В чём вклад Аристотеля, Эратосфена и Птолемея в изучении Земли?

3.Оцените значение Великих географических открытий.

4.Какой вклад Ф.Магеллана в освоение Земли?

Отвечают на вопросы.

3 мин.

3 мин.

III.Вы написали эссе о Х.Колумбе. Давайте дадим оценку лучшим эссе. Что можно добавить в эти эссе из ваших работ в характеристику великого путешественника?

Слушают лучшие эссе, оценивают, делают добавления.

3.

Изучение нового материала.

Откройте текст §3 и определите, какие вопросы вы будете решать, какие задачи можно поставить для выполнения работы.

1 мин.

ЭУ §3: слайд  «Маршруты важнейших путешествий»,

Слайд  «Исследования Австралии»

Слайд «Открытие Антарктиды»

Слайд «Российские путешественники и землепроходцы»

Цель:

выяснить, когда и как была открыта Австралия.

Когда и кем была открыта Антарктида?

Какие географические объекты названы в честь открывших её русских мореплавателей?

Какой вклад русских землепроходцев в открытие земель Сибири, Дальнего Востока.

Изучают текст «Как продолжались открытия материков?». Делают по ходу чтения текста пометки карандашом: «v»                                                                                     — это мне уже известно; «+» — это новое для меня; «!» — это мне очень интересно; «?» — это не совсем понятно, надо задать вопрос учителю.

Обсуждение прочитанного.

Оценивание  вкла                                                                                                                                                                                                                              да  А.Тасмана и Д.Кука в открытие и освоение этого материка. Работа по картам.

Работа с текстом учебника, картой Антарктиды.

Работа с учебником, заполнение таблицы.

Проверка таблицы.

Сообщения учащихся о Р.Амундсене и Р. Пири.

7мин

5 мин.

7 мин.

4.

Закрепление материала.

ЭУ §3.

Контролирует выполнение работы

Сил.ученики работают на компьютере , выполняют задание «Систематизируйте информацию о географических открытиях. Самаконтроль.

Ср. и слабые  учащиеся работают с тренажёром. Самаконтроль.

7 мин.

5.

Рефлексия. Дом задание.

§3, вопросы 1 -4.зад.5 – 7 – по выбору.

Объясняет домашнее задание

Слушают объяснение, записывают домашнее задание

2 мин.

nsportal.ru

Проверочная работа по географии 5 класс «Как люди открывали землю»

Проверочная работа по теме «Как люди открывали Землю». 5 класс

1. Древние финикийцы первыми из мореплавателей

а) открыли Америку

б) обогнули Африку

в) обогнули Европу

г) открыли Азию

2. Афанасий Никитин родился в г.Твери, был купцом, посещал базары в разных городах Персии и Индии. Из записей знаменитого путешественника была составлена книга, которая называется:

а) «Путешествие в Индию»

б) «Хождение за три моря»

в) «Приключения в Китае»

3. О каких морях идет речь в книги Афанасия Никитина?

а) Черное, Каспийское, Аравийское моря

б) Карское, Белое, Охотское моря

г) Японское, Балтийское, Берингово моря

4. В 1820 г. русские мореплаватели Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П.Лазарев открыли шестой континент. Самый холодный и недоступный материк:

а) Австралия в) Антарктида

б) Африка г) Евразия

5. Этот великий мореплаватель открыл «новую часть света» – Америку. Официальной датой открытия Америки считается 12 октября 1492 г. Задача экспедиции заключалась в поиске нового пути в Индию.

О каком путешественнике идет речь?

а) Христофор Колумб

б) Афанасий Никитин

в) Алексей Чириков

6. Пролив между Евразией и Северной Америкой назван в честь:

а) Семёна Дежнева в) Алексея Чирикова

б) Афанасия Никитина г) Витуса Беринга

7. Отважный казак, открыл русский путь в Сибирь, погиб в сражении с ханом Кучумом

а) Н.П. Пржевальский

б) Ермак Тимофеевич

в) Афанасий Никитин

Ответы выделены жирным курсивом.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *