cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Стили текста русский язык 5 класс – Какие бывают стили текста? | какиебывают.рф

Какие бывают стили текста? | какиебывают.рф

Стиль текста – это оформление и предназначение речи.

В русском языке выделяют 5 стилей текста:

  1. научный
  2. деловой
  3. публицистический
  4. художественный
  5. разговорный

Каждый стиль имеет свои каноны и особенности и, соответственно, сферу использования.

Научный стиль текста

С научным стилем можно познакомиться, читая статьи, в которых описываются явления, выявляются закономерности, делаются открытия. Это стиль научных конференций и семинаров, монографий и диссертаций. Для него характерно использование точной терминологии, логичное изложение фактов и выводов, которые вытекают из результатов исследований, использование безличных местоимений. Научный стиль также используется в учебниках.

Деловой стиль текста

Деловой стиль применяется для информирования. Наиболее часто применяется в сфере законодательства, административно-правовой деятельности. Это стиль официальных документов: законов, приказов, постановлений, протоколов. Каждый из перечисленных документов составляется по определенному и общепринятому клише. Простой обыватель в своей жизни также не единожды применяет этот стиль при составлении заявлений, характеристик, при подаче справок. Для этого стиля характерен прямой порядок слов, строгое следование установленному клише.

Эти два стиля эмоционально не окрашены. Характеризуются точностью и сухостью.

Публицистический стиль текста

Публицистический стиль ‒ это язык средств массовой информации. Им пользуются при создании репортажа, интервью. Этому стилю присущи логичность, эмоциональность и призывность. Его цель ‒ донести информацию, вызвать интерес к существующей проблеме, повлиять на отношение людей к насущным проблемам общества. Опосредованно публицистический стиль участвует в формировании мировоззрения большого числа людей, народа.

Разговорный стиль текста

Предназначение разговорного стиля ‒ непосредственно общение. Им пользуются для обсуждения насущных нужд, делятся своими чувствами, мыслями в неофициальной обстановке. Для него характерна эмоциональность. В нем часто присутствует разговорная и простонародная лексика. Причем в каждом регионе существует своя типичная народная речь, называемая диалектами.

Художественный стиль текста

Художественный стиль воздействует на нас через литературу. Это стиль художественных произведений. Для него характерны и богатство лексики, и ее эмоциональность, использование различных художественных приемов для усиления восприятия и воображения читателей (аллегорических образов, метафор, гипербол и т. д.). Этот стиль легок для восприятия, часто присутствуют отступления от норм речи, используются иностранные, устаревшие слова. При чтении текстов художественного стиля создается впечатление о постоянном присутствии автора, его переживаниях о судьбе героев произведения.

xn--80aacenrmb1f7d9a.xn--p1ai

Примеры стилей речи. Примеры стилей текста

Каждый раз, когда Вы пишете текст или просто общаетесь с другими людьми, Вы выбираете тот стиль речи, который наиболее актуален для данного момента. Всего существует пять стилей, однако от правильности выбора каждого из них целиком зависит успех Вашего диалога, как с собеседником, так и с читателем. Для читателя стиль Вашего изложения имеет даже большее значение, поскольку при чтении у человека отсутствует невербальная информация о Вас, такая как мимика, жесты, частота дыхания, взгляд и т.д. Итак, сегодня мы с Вами рассмотрим, какие стили текста существуют, какие особенности имеют и, само собой, мы рассмотрим примеры этих стилей.

Пять основных стилей речи

Итак, как уже сказано выше, любой текст, который Вы создаете, может быть отнесен к одному из пяти стилей речи. Вот они:

  • Научный стиль
  • Публицистический стиль
  • Художественный стиль
  • Официально-деловой стиль
  • Разговорный стиль

Обратите внимание: различные виды текста, как правило, относятся к различным стилям, хотя могут описывать один и тот же объект. Давайте рассмотрим на примере. Предположим, Вам нужно написать текст о стиральной машине. Каким образом Вы можете его написать:

  1. Вы пишете обзор с основными характеристиками (научный стиль)
  2. Вы пишете продающий текст (разговорный стиль)
  3. Вы пишете seo-статью для блога (публицистический стиль)
  4. Вы пишете гипнотический текст (художественный стиль)
  5. Вы пишете коммерческое предложение (официально-деловой стиль)

Впрочем, для большей объективности, зацикливатся сегодня на стиральной машине мы не будем, а просто рассмотрим все пять стилей речи с различными примерами.

[direct]
1. Научный стиль речи

Научный стиль характеризуется жесткими требованиями к написанию, которые более подробно описаны в статье «Пример научного текста. Научный стиль: советы и рекомендации». В этой статье пример научного стиля будет более сжатым, но если Вас интересует развернутый вариант, то его можно найти на этой странице.

Научный стиль используется среди ученых, а также в среде образования. Отличительная особенность научного стиля заключается в его объективности и всестороннем подходе к рассматриваемому вопросу. Тезисы, гипотезы, аксиомы, выводы, монотонная окраска и закономерности – вот что характеризует научный стиль.

Пример научного стиля речи

Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В. Исследования также показали, что объект необратимо изменяет свою молекулярную структуру под воздействием температуры свыше 300 К. При механическом воздействии на объект с силой до 1000 Н видимых изменений в структуре не наблюдается.

2. Публицистический стиль речи

В отличие от научного стиля, публицистический стиль более противоречивый и неоднозначный. Главная его особенность: он используется для «промывки мозгов» в СМИ, а, следовательно, изначально необъективен и содержит оценку автора происходящих событий, явлений или объектов. Публицистический стиль широко используется для манипулирования. Рассмотрим на примерах.

Допустим, в деревне Эксперименталово местный житель дядя Ваня провел ряд испытаний нового химического препарата на курице, в результате чего она стала нести золотые яйца. А теперь давайте посмотрим, как эту информацию может донести до нас публицистический стиль:

Пример публицистического стиля речи №1

Невероятное открытие! Житель глухой деревни Эксперименталово изобрел новый препарат, заставляющий куриц нести золотые яйца! Тайна, над которой не одно столетие бились величайшие алхимики мира, наконец, раскрыта нашим соотечественником! Пока от изобретателя никаких комментариев не поступало, он, в данный момент, находится в сильном запое, однако можно однозначно сказать, что открытия таких патриотов, однозначно, стабилизируют экономику нашей страны и укрепят ее позиции на мировой арене как лидера в области добычи золота и производстве золотых изделий на десятки лет вперед.

[direct]

Пример публицистического стиля речи №2

Акт беспрецедентной жестокости и бесчеловечного отношения к животным проявил житель деревни Эксперименталово, который в своих корыстных целях с особым цинизмом использовал несчастных куриц для создания своего «философского камня». Золото было получено, однако это живодера не остановило, и он, как абсолютно аморальный тип, ушел в глубочайший запой, даже не пытаясь помочь бедным созданиям, ставшим жертвой его вопиющих экспериментов. Сложно сказать, чем чревато такое открытие, однако, учитывая тенденции в поведении «ученого», можно сделать вывод, что он явно замышляет захват власти над миром.

3. Художественный стиль речи

Когда Вы переутомлены сухостью научного стиля или двуличностью публицистического, когда Вам хочется вдохнуть легкости чего-то прекрасного, яркого и насыщенного, переполненного образами и незабываемой гаммой эмоциональных оттенков, то к Вам на помощь приходит художественный стиль.

Итак, художественный стиль – это «акварель» для писателя. Для него характерны образы, краски, эмоции и чувственность.

Пример художественного стиля речи

Сидорович плохо спал ночью, то и дело, просыпаясь под раскаты грома и сверкание молний. Это была одна из тех ужасных ночей, когда хочется закутаться под одеяло, высунув нос для притока воздуха, и представлять что ты в шалаше в дикой степи за сотни километров до ближайшего города.

Вдруг откуда ни возьмись Сидоровичу по уху проехалась ладонь спавшей рядом жены:

– Спи уже, путешественник хренов, – простонала она, сонно причмокивая языком.

Сидорович обиженно отвернулся, надувшись. Он думал о Тайге…

[direct]
4. Официально-деловой стиль речи

Официально-деловой стиль – это стиль всех деловых документов: писем, жалоб, заявлений, нормативных актов и так далее. Как и для научного стиля, для него характерны жесткие правила, подробнее о которых можно прочитать в статье «Официально-деловой стиль. Примеры и принципы создания деловых текстов».

Основные характеристики делового стиля – это точность, педантичность к деталям, императивность. Этот стиль делает главный акцент на передачи информации, не допускает двойственности толкований и, в отличие от научного стиля, может содержать местоимения первого и второго лица.

Пример делового стиля речи

Я, Иванов Иван Иванович, выражаю свои искреннюю благодарность сотрудникам компании ООО «Пример», в частности, Сидорову С.С. и Пупкову В.В. за высокий уровень качества обслуживания и оперативное урегулирование всех спорных моментов прямо на месте и прошу поощрить их в соответствием с условиями коллективного договора ООО «Пример».

5. Разговорный стиль речи

Разговорный стиль наиболее характерен для современного Интернета. С массовым появлением блогов, он стал доминирующим в Сети и оставляет свой отпечаток не только в веб-публицистике, но также в продающих текстах, слоганах и т.д.

Разговорный стиль, по сути, стирает границы между автором и читателем. Для него характерна естественность, раскованность, эмоциональность, своя специфическая лексика и подстройка под получателя информации.

Пример разговорного стиля речи №1

Ёо, чувак! Если ты читаешь этот текст, то врубаешься в тему. Энергия, драйв и скорость – вот что определяет мою жизнь. Я люблю экстрим, люблю острые ощущения, люблю, когда адреналин зашкаливает и сносит башку. Я без этого не могу, чувак, и знаю, что ты меня понимаешь. Мне глубоко по-барабану: скейтборд или паркур, ролики или байк, до тех пор, пока мне есть чему бросить вызов. И это круто!

[direct]

Пример разговорного стиля речи №2

Вы когда нибудь задумывалить о том, что было бы, если бы Земля поменялась местами с Юпитером? Я серьезно! Возникли бы Новые Васюки на его кольцах? Конечно нет! Они же из газа! Неужели вы хоть на минуту купились на такую откровенную чушь? В жизни не поверю! А если бы луна упала в Тихий Океан, на сколько бы поднялся его уровень? Вы, наверное, думаете, что я – редкий зануда, но, если я не задам эти вопросы, то кто?

Выводы

Итак, сегодня мы рассмотрели примеры стилей речи во всем их, пусть не богатом, но разнообразии. Для различных ситуаций оптимальными будут различные направления, но, главное, на что стоит обратить внимание при создании текста – язык Вашей аудитории и удобный для нее стиль. Акцент на этих двух параметрах позволяет Вашим текстам читаться на одном дыхании, а, следовательно, повышает Ваши шансы на успешное выполнение поставленной перед текстом задачи.

shard-copywriting.ru

5 стилей текста, и их основных характеристики

Публицистический стиль

Чаще всего используют в материалах средств массовой информации для того, чтобы проинформировать людей о каком-либо событии.

К нему постоянно в своей работе обращаются журналисты, например, при написании репортажа, заметки, статьи или корреспонденции. Довольно-таки часто прибегают и ораторы, так как главной их целью является контакт с аудиторией, чего легче добиться, используя этот стиль разговора.

Главной особенностью является то, что он рассчитан на широкий круг аудитории, то есть используется доступная лексика, речевые обороты и средства выражения языка.

Основными чертами есть его экспрессивная окраска, оценочные суждения, логичность, точность.

Для текстов характерно использование нейтральной лексики, фразеологизмов, слов с эмоциональной окраской, речевых оборотов, повторов.

Можно использовать при написании текстов с достаточно разной тематикой: политика, образование, экономика, культура.

Публицистический стиль ставит перед собой две функции:

  • Проинформировать людей свежими новостями;
  • Повлиять на их мнение, что касается какой-нибудь актуальной проблемы.

evrikak.ru

Конспект урока по теме «Стили речи» (5 класс)

Конспекта урока русского языка

Тема: Урок развития речи. Стили речи: разговорный, научный, официально-деловой стиль речи.

Цель: создать условия для знакомства со стилями речи, подробно рассмотреть официально-деловой стиль речи;

Задачи:

образовательная: закрепить понятие «стили речи»; • познакомить с понятием «официально-деловой стиль речи» • научить работать с текстами разных стилей речи.;

развивающая: сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки.

воспитательная: воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение

Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы

Форма урока: урок-заполнение таблицы

Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, рефлексия.

Термины и понятия: официально-деловой стиль

Оборудование: раздаточные карточки

Этапы урока

Ход урока

(деятельность учителя и учащихся)

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний

Организационный момент.

— Добрый день, мои друзья!

Перед вами снова я.

Очень рада видеть всех.

Ждет сегодня вас успех.

А еще скажу я вам:

Улыбнитесь всем друзьям.

Соберитесь, подтянитесь

И тихонечко садитесь.

Мотивация к началу урока.

Поэтическая минутка. Послушайте стихотворение  и определите, в чём заключается его основная тема?

Нужно ясно понимать,
Что задача не простая.
Мысль словами выражать —
Суть стилистики такая.
Диссертация, беседа,
Речь, статья или роман?
Заявление на соседа,
Что устроил балаган.
В языке во всём система.
Не к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила дилемма, —
Нужно стили речи знать!

Сформулируйте теперь тему урока.

Запишите в тетради дату, тему.

Познавательные УУД:

Научатся – обобщать, анализировать увиденное на рисунках; строить сообщения в устной форме, формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД:

Научатся – формулировать собственное мнение и позицию; воспринимать другое мнение и позицию, формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение работать в паре.

Личностные УУД:

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Регулятивные УУД: умение осуществлять экспериментальную деятельность по трансформации текстов

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

  1. Словарная работа.

Ребята, а слово стиль однозначное или многозначное ?

Я просила к этому уроку поработать вас с толковым словарём и этимологическим.

Что вы узнали об истории этого слова?

Слово стиль происходит от греческого stilos и означает «палочка». В древности и в средние века писали стержнем из дерева, кости, металла.

Один конец стержня был заострен, им и писали на сырых глиняных плитках, бересте, на вощеных дощечках; другой — -в виде лопаточки, им , повернув стержень- «стиль»,стирали написанное. Таким образом, автор совершенствовал свое сочинение. Отсюда выражение «часто перевертывай стиль», т.е. исправляй, перерабатывай свое произведение.

Что можете рассказать о лексическом значении слова?


В словаре С.И. Ожегова дается такое толкование слова стиль:

1) Характерный вид, разновидность чего-нибудь, выражающаяся в каких-нибудь особенных признаках, свойствах художественного оформления. Например: русский национальный стиль. Стиль одежды. Архитектурный стиль.

2) Метод, совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности, поведения. Например: стиль в работе. Стиль плавания. Этот поступок совершенно в его стиле(он всегда так поступает).

3) Совокупность приемов использования средств языка для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики. Например: стиль художественной литературы. Научный стиль.

2. Постановка учебной задачи

Какое определение подходит для нашего урока?

Стили речи — это приемы и средства языка для выражения мыслей в зависимости от цели высказывания.

А что такое цель высказывания?

-разговор друзей

-объяснение нового материала

-ответ на уроке

-пересказ художественного произведения

-написание сочинения или изложения

-написание заявления…

Вывод: для каждой цели высказывания существуют разные стили речи.

2. Постановка учебной задачи

— В зависимости от устной или письменной речевой ситуации мы можем разделить стили речи на два основных стиля. Каких? (Разговорный и книжный)

Вы видите схему «Стили речи», которую мы будем заполнять на протяжении всего урока.

Название стиля речи

Где употребляется данный стиль

С какой целью употребляется данный стиль речи

Особые слова, которые присущи только этому стилю речи

Разговорный стиль

в жизни

люди делятся своими мыслями и чувствами

разговорная лексика, эмоциональная речь

Научный

В науке, в школе

научные статьи, тексты в учебниках

Термины, определения

Официально-деловой

Используется в документах, объявлениях, заявлениях, рекламе

Общение граждан с учреждениями

Слова в прямом значений

  1. Работа с текстами (читает учитель)

Разговорный стиль

Поделиться впечатленьем
Если с другом захочу,
То ему, без промедленья,
По мобиле позвоню:
«Ну, привет!..Я тут скучаю.
Приходи-ка на чаёк!
Поболтать с тобой мечтаю.
Дивный нынче вечерок!
Нет, не болен,- просто скука!
Если хочешь, то хандра!
Мне молчать — ох, это мука!
Сплетен хватит до утра!»

Определите стиль речи (разговорный стиль).

Где употребляется данный стиль?

С какой целью употребляется данный стиль речи?

Особые слова, которые присущи только этому стилю речи…

Заполняют таблицу. Учитель: Разговорный стиль используется в повседневной жизни: люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам. Например, это может быть телефонный звонок, дружеская беседа, письма. В непринуждённой обстановке мы используем разговорную и просторечную лексику (чаёк, поболтать, мобила). Для этого стиля характерны эмоциональность, образность («Сплетен хватит до утра!» — это гипербола).

В основном разговорный стиль – это устная речь, но мы можем общаться при помощи писем, в современном мире мы всё чаще посылаем электронные письма, но любое письмо должно быть грамотно написано.

Пришло письмишко мне.

Гляжу — из лагеря, от Мишки.

«ЗДЕСЬ ЧЮДНЫЙ ЛУК И Я ЛИЖУ», —

написано в письмишке.

«Лук лижет?! Что за чудеса?

Наверно, шутит, плут…»

Читаю дальше:

«ЗДЕСЬ ЛИСА,

КРАСИВЫЙ ДЛИННЫЙ ПРУТ.

НА ДНЯХ В ЛЕСУ НАШЕЛ Я ГРУСТЬ

И ОЧЕНЬ БЫЛ ДОВОЛЕН…»

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

мой друг серьезно болен.

Вернется — надо полечить:

заставить правила учить

Почему автор стихотворения Шибаев назвал стихотворение «Грустные вести», а письмо «письмишко». Найдите слова с ошибками, запишите правильно эти слова, объясните.

Чудный, луг, лежу, леса, пруд, груздь

  1. Научный стиль

Стиль логичный, объективный,
В нём – прямое слов значенье.
Применять нам эффективно
В описании явленья.

Можем мы всегда узнать
Стиль сухой, немного скучный.
«Термин!» — стоит лишь сказать, —
Перед нами стиль -..

 Ученики: Научный! Заполняют таблицу

Запишите предложение.

Стиль – это сложившаяся система речевых средств.

— Может ли это предложение использоваться в научном тексте?

(в учебнике по русскому языку)

— Назовите слова, которые относятся к научным терминам.

— Выполните синтаксический разбор предложения.

Официально – деловой стиль.

Документ в законную силу вступает.

В установленном порядке оформлен кредит.
Банк гарантию предоставляет.
Приговор обжалованию не подлежит.

Выпишите из данных предложений 2 любых словосочетания и разберите их.

Занесем этот стиль и в ваши опорные схемы.

Учитель: Для этого стиля характерны полные наименование государственных учреждений, имен людей, точное обозначение дат, употребление слов только в их прямом значении, ребята, а где мы можем встретить такой стиль?

Учащиеся: В организации, деловое письмо, справка.

Учитель: А для чего нам нужен такой стиль? (Точная передача информации)

Объявление

25 ноября в 14.00 на площади возле школы состоится собрание участников спортивной олимпиады.

 Явка обязательна!

 

15 ноября 2015 год                                                         Учитель физкультуры

2.Физкультминутка

ΙΙΙ. Применение знаний

  Эксперимент!

  1. Мы попробуем перевести разговорный стиль в официально-деловой (работа в парах)

Вам будет дана речевая ситуация, некий набор информации, который вам предстоит преобразовать в Объявление. Обсуждаем в паре, записываем, проверяем друг у друга, зачитываем классу.

Слышь, прикинь, завтра у нас в школе клевое мероприятие будет!

 — Да? А где?

 — Вроде в актовом зале, праздник какой-то, пойдешь?

 — Не знаю, а во сколько?

 — Вроде в три дня. Так мне наша классная сказала.

2 Сказка о курочке Рябе – реклама. ( пишут все)

Внимание! Только на этой неделе! Каждому деду с бабкой по яйцу! Да не золотому, а простому, чтобы жить-поживать да курочку Рябу беречь.

 

Проверка

ΙV. Домашнее задание

Подобрать небольшие тексты разных стилей, оформить на альбомном листе.

V. Итоги урока.

Рефлексия

Молодцы, ребята! Итак, наша схема «Стили речи» заполнена! Давайте подведем итог нашему уроку:

 — Почему так важно знать стили речи и уметь их правильно использовать?

Учащиеся: для того, чтобы правильно действовать в любой речевой ситуации, уметь передать информацию, написать сочинение и т.д.

 — Что нового вы сегодня узнали?

Учащиеся: Новый стиль – официально-деловой, его характерные признаки.

Учитель: Молодцы, ребята. Вы отлично поработали.

Предлагаю вам оценить свою работу.

Регулятивные УУД:

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Название стиля речи

Где употребляется данный стиль

С какой целью употребляется данный стиль речи

Особые слова, которые присущи только этому стилю речи

Разговорный стиль

Научный

Официально-деловой

Название стиля речи

Где употребляется данный стиль

С какой целью употребляется данный стиль речи

Особые слова, которые присущи только этому стилю речи

Разговорный стиль

Научный

Официально-деловой

Лист Успеха

Этапы работы

Моя самооценка

1. Устная работа на уроке (ответы на вопросы)

2. Заполнение таблицы «Стили речи»

3.Творческая работа

Итого:

Лист Успеха

Этапы работы

Моя самооценка

1. Устная работа на уроке (ответы на вопросы)

2. Заполнение таблицы «Стили речи»

3.Творческая работа

Итого:

Двадцать четвёртое ноября

Классная работа

_____________________________________________

  1. Разбор словосочетаний

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Название стиля речи

Где употребляется данный стиль

С какой целью употребляется данный стиль речи

Особые слова, которые присущи только этому стилю речи

Разговорный стиль

Научный

Официально-деловой

Орфографическая работа

________________________________________________________________

  1. Синтаксический разбор предложения

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Творческая работа

Объявление

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Реклама

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

infourok.ru

Урок русского языка на тему «Стили речи» (5 класс)

Урок развития речи № 3 на тему «Стили речи»

Речь – образ души.

Пубилий Сир

Дата урока:

Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы

Форма урока: урок-заполнение таблицы

Цели:

1. Закрепить понятие «стили речи»; • познакомить с понятием «официально-деловой стиль речи» • научить работать с текстами разных стилей речи;

2. Формировать умение находить характерные для каждого стиля признаки.

3. Воспитывать культуру умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение

Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, рефлексия.

Оборудование: раздаточные карточки, ноутбук, словари.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Слово учителя:

— Добрый день, уважаемые ребята! Я рада Вас приветствовать на уроке русского языка, уверена, что сегодня каждый из Вас результативно и продуктивно будет работать на уроке! (Запись в тетрадях, определение цели и задач) – 3 минуты

II. Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний.Стадия вызова

1.«Солнышко ассоциаций» (1 сущ., 2 прил., 3 глаг., 1 предложение) – 2 минуты


2. Словарная работа — Орфоэпическая работа

Разговор, учебник, публицистика, объявление, заявление, научный

III. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений – Стадия осмысления

1. Слово учителя

— Слово «стиль» происходит от греческого stilos и означает «палочка». В древности и в средние века писали стержнем из дерева, кости, металла. Один конец стержня был заострен, им и писали на сырых глиняных плитках, бересте, на вощеных дощечках; другой — -в виде лопаточки, им, повернув стержень — «стиль»,стирали написанное. Таким образом, автор совершенствовал свое сочинение. Отсюда выражение «часто перевертывай стиль», т.е. исправляй, перерабатывай свое произведение. Что можете рассказать о лексическом значении слова?
В словаре С.И. Ожегова дается такое толкование слова стиль:

1) Характерный вид, разновидность чего-нибудь, выражающаяся в каких-нибудь особенных признаках, свойствах художественного оформления. Например: русский национальный стиль. Стиль одежды. Архитектурный стиль.

2) Метод, совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности, поведения. Например: стиль в работе. Стиль плавания. Этот поступок совершенно в его стиле(он всегда так поступает).

3) Совокупность приемов использования средств языка для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики. Например: стиль художественной литературы. Научный стиль.

2. Постановка учебной задачи

— Какое определение подходит для нашего урока?

Стили речи — это приемы и средства языка для выражения мыслей в зависимости от цели высказывания.

А что такое цель высказывания?

-разговор друзей

-объяснение нового материала

-ответ на уроке

-пересказ художественного произведения

-написание сочинения или изложения

-написание заявления

Вывод: для каждой цели высказывания существуют разные стили речи.

В зависимости от устной или письменной речевой ситуации мы можем разделить стили речи на два основных стиля. Каких? (Разговорный и книжный)

3. Заполнение таблицы

Название стиля речи

Где употребляется данный стиль

С какой целью употребляется данный стиль речи

Особые слова, которые присущи только этому стилю речи

Разговорный стиль

в жизни

люди делятся своими мыслями и чувствами

разговорная лексика, эмоциональная речь

Художественный стиль

в художественной литературе

Писатели передают образность и эмоциональность произведения

Художественные приемы: метафора, эпитет, олицетворение и др.

Публицистический

В СМИ

Передача информации

Публицистическая лексика

Научный стиль

В науке, в школе

научные статьи, тексты в учебниках

Термины, определения

Официально-деловой стиль

Используется в документах, объявлениях, заявлениях, рекламе

Общение граждан с учреждениями

Слова в прямом значении

Работа с текстами (читает учитель)

Разговорный стиль

Поделиться впечатленьем
Если с другом захочу,
То ему, без промедленья,
По мобиле позвоню:
«Ну, привет!..Я тут скучаю.
Приходи-ка на чаёк!
Поболтать с тобой мечтаю.
Дивный нынче вечерок!
Нет, не болен,- просто скука!
Если хочешь, то хандра!
Мне молчать — ох, это мука!
Сплетен хватит до утра!»

Художественный стиль

«Неподвижные, как изваяния, сидели на камне охотники за сладкой клюквой.

Солнце, такое горячее и чистое, вышло против них над болотными елочками. Но

случилось на небе в это время одно облачко. Оно явилось как холодная синяя

стрелка и пересекло собой пополам восходящее солнце. В то же время вдруг

ветер рванул еще раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала».

Публицистический стиль

Взять пример из газеты «Зебра».

Научный стиль

Имя существительное — часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Официально-деловой стиль

Объявление

25 ноября в 14.00 на площади, возле школы, состоится собрание участников спортивной олимпиады. Явка обязательна!

15 ноября 2015 год Учитель физкультуры

Физминутка «Бабочка» (снижает напряжение в области глаз) — 1 минута

Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).

Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

4. Работа в парах — Проведение эксперимента

— Мы попробуем перевести разговорный стиль в официально-деловой (работа в парах)

Вам будет дана речевая ситуация, некий набор информации, который вам предстоит преобразовать в объявление. Обсуждаем в паре, записываем, проверяем друг у друга, зачитываем классу.

— Слышь, прикинь, завтра у нас в школе клевое мероприятие будет!

— Да? А где?

— Вроде в актовом зале, праздник какой-то, пойдешь?

— Не знаю, а во сколько?

— Вроде в три дня. Так мне наша классная сказала.

IV. Итог урока, выставление оценок и их комментирование – Стадия рефлексии

  • Ребята, что нового Вы сегодня узнали на уроке?

  • Почему так важно знать стили речи и уметь их правильно использовать? Ответы учащихся.

1. «Синквейн» или дополнение «Солнышка» — 5 минут

V. Домашнее задание – 1 минута

  • § 5, стр. 10-13 – прочитать;

  • Подобрать небольшие тексты разных стилей – письменно;

  • Написать статью в газету «Зебра» — по желанию.

  • «Снова в школу»

  • «Осень настала – холодно стало»

  • «Не обижайте животных!»

  • «Моя семья – мое богатство»

5

multiurok.ru

Конспект урока по русскому языку на тему «Стили речи» (5 класс)

Урок №16 Русский язык.5 класс.

Тема: «Стили речи (научный, художественный, разговорный)».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

— aктуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей.

— повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности.

— сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки.

— воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.

— воспитывать ценностное отношение к русскому языку.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективная.

Методы обучения:

  • организации учебно-познавательной деятельности: словесные, практические;

  • по уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый;

  • Методы управления управления учением: организация учебной работы учителем, самостоятельная работа учащихся;

  • методы стимулирования и мотивации к учению: метод познавательных игр;

  • методы контроля: устный, письменный.

Оборудование: техническое оснащение урока, раздаточный дидактический материал

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  • Что такое текст?

  • Что такое тема текста?

  • Что такое основная мысль?

  • Назовите сколько существует типов речи? Перечислите их?

  • Сейчас я вам зачитаю текст, а вы попробуете определить к какому типу текста он относится:

Тексты для анализа

1. Передо мной игрушка из дерева – конек. Он маленький, вместо ног колесики. Игрушка темно-коричневая, местами темно-зеленая, с ярким орнаментом. Спинка у конька похожа на волны в море или океане. А глаза черные, сверкающие.

2. Из-под обломков бревен показалась полосатая мордочка барсука. Зверек долго осматривался по сторонам, принюхивался. Убедившись наконец, что поблизости нет опасности, барсук вылез из-под бревна и суетливо забегал по полянке, словно отыскивая что-то.

3. Собака – ваша тень, ваше второе безмолвное “я”. Почему же собака- это друг человека? Собака следует за вами повсюду. Она умеет дружить, умеет быть бескорыстной, благородной. Собака по-настоящему добра и способна глубоко переживать горе. Собака – бесценный помощник.

  1. Первичное введение материала

— Сегодня мы познакомимся со стилями речи, какие стили речи есть в русском языке, и научимся различать их.

-Существует 5 стилей речи( составление схемы в тетради)

-Чтобы определить стиль, нужно ответить на 2 вопроса: Зачем и где говорим?(составление таблицы совместно в тетради)

Разговорный

Научный

Официально-

деловой

Публицистический

Цель

(зачем?)

Обмен мыслями, впечатлениями, общение

передача научной информации

Точная передача деловой

информации

воздействие на слушателей или читателей

Воздействие на мысли и чувства

Сфера применения

(где?)

Беседа в неофициальной обстановке; дружеские письма и послания

научно-популярные книги,

уроки, лекции;

деловые бумаги

средства массовой информации (телевидение,радио,газеты), в выступлениях

Художественная литература

Особен-ности

разговорные и просторечные слова; интонация, мимика, жесты

Научные термины;

конкретность, официальность

Логичность, призывность

Широкое использование изобра-зительно-выразительных средств; использование средств других стилей

  1. Мотивация запоминания и актуализация техники запоминания

Распределите слова на две группы по стилям речи:

спать почивать дрыхнуть

праздновать кутить

КНИЖНЫЙ СТИЛЬ отец батя РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ

мерси спасибо

малевать рисовать

плюхнуться упасть

погибель смерть

болеть хворать

плестись шествовать тащиться

друг друган

мальчики пацаны

-Подведём итог: Общаясь друг с другом, мы всегда должны помнить с какой целью и в каких условиях происходит общение, что мы хотим выразить в своей речи, кому она предназначена. И уже исходя из этого подбирать нужные слова, обороты речи, предложения, чтобы наша речь была максимально понятной собеседнику, подходила к данной речевой ситуации.

  1. Первичное закрепление материала под руководством учителя путем повторного повторения, частичных выводов

Задания на определение стилевой принадлежности текста(Распечатаны каждому на парту).Устно выполняется и комментируется

Текст № 1

Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между кучево-дождевыми (громовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью. (Из энциклопедического словаря). (Научный стиль)

Текст №2

Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча поднималась из-за леса. Надо мной и мне навстречу неслись длинные серые облака… Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по деревьям. Сверкнула молния, и гроза разразилась.

(По И. Тургеневу) (Художественный стиль)

Тест №3

Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами области прошла небывалой силы гроза. В некоторых населенных пунктах были повалены столбы, рекламные щиты, с корнем вырваны деревья. К счастью, никто из местных жителей не пострадал. (Из заметки в газете) (Публицистический стиль)

Текст №4

Ну и гроза прошла сегодня! Ты не поверишь, но даже я испугался. Я только сел за уроки, а тут как грянет! Ты знаешь, так бабахнуло, что в нашей квартире вся мебель задрожала. (Разговорный стиль)

Текст №5

Доводим до вашего сведения, что сегодня после полудня, над районным центром произошло стихийное бедствие. Для выявления размеров ущерба на место выехала специальная комиссия. О принятых мерах будет доложено. (Служебное донесение) (Официально-деловой стиль)

  1. Контроль результатов первичного запоминания

Пользуясь таблицей, определите стилевую принадлежность каждого текста. В чем их особенность? От чего зависит выбор того или иного стиля речи?

  Приветик! Ну как тебе? Ничего себе погодка! Жуть! Я вымок до нитки, как будто в речку свалился. Сам, конечно, виноват. Видел, как тучу несёт, думал проскочу, успею. И влип. Чуть-чуть до дома не добежал, тут и хлынуло. Ладно, в следующий раз умнее буду. __________________________________

·         Из-за леса наползала туча. Она росла, поднималась серо-синей тяжелой стеной, без просветов, без трещинки, и медленно и неотвратимо пожирало синеву неба. Вот туча краем накатилась на солнце. Её кромка на мгновение сверкнула расплавленным свинцом. Но солнце не могло растопить всю тучу и бесследно исчезло в её свинцовой утробе. Луг потемнел, будто в сумерки. Налетел вихрь, подхватил гусиные перья, закружив, унёс вверх. Первые капли дождя полоснули по лопухам кувшинок. Сразу всё вокруг зашумело, трава заходила сизыми волнами, лозняк вывернуло наизнанку. Туча прорвалась и обрушилась холодным косым ливнем._______________________________

·         Дождь – это жидкие атмосферные осадки, выпадающие из облаков при температуре воздуха около земли не ниже нуля градусов. Диаметр капель от 6-7 идо 0,5 мм. При меньшем размере осадки называются моросью. _________________________________

·         Тысячи людей эвакуированы в Словакии из-за наводнения, вызванного проливными дождями, сообщил в пятницу наш корреспондент в Словакии. По данным местных властей, жертвами стихии стали по меньшей мере четыре человека. _________________________________________________________________________

Директору Гидрометцентра

от гражданина Иванова А.П.

 

заявление.

Довожу до Вашего сведения, что из-за проливных дождей, о которых вы не сообщили своевременно, наша поездка за город была сорвана. Требую в период с 6 по 8 марта обеспечить ясную, солнечную погоду. В противном случае буду вынужден обратиться в вышестоящие инстанции.

04.03.2011

Иванов А.П.

__________________________________________

  1. Оценка результатов запоминания и применения

Какие стили речи мы с вами изучили?

Загадки в стихотворной форме о стилях речи

Художественный стиль:

— Богат словом, красотой!

Я выразительный, живой!

А потому живу в стихах и прозе я.

Поэты и писатели – семья моя!

Научный стиль:

— Я объективен и логичен,

Предельно точен и монологичен.

Терминология – моя стезя.

Там, где учебник, там и я.

Мои друзья – профессора, доценты

И их научные эксперименты.

Публицистический стиль:

— С экранов телевизора я каждый день вещаю

И в Интернет заглядывать не забываю.

Я главный в мире новостей,

Газет, журналов и других вестей

Я в мире информации помощник ваш.

Такой вот у меня специальный репортаж.

Разговорный стиль:

— Привет, ребята! Что у вас?

Да это снова пятый класс!

Вы что, пришли все на урок?

А скоро прозвенит звонок?

Уж очень хочется гулять

И просто с кем-то поболтать.

Официально-деловой стиль

— Позвольте сделать небольшое объявление!

Я, принимая во внимание все ваши заявления,

Готов любому выдать справку и составить резюме.

Поэтому в конце урока – все ко мне!

Пятерки ваши занесу я в протокол

И положу сей документ учителю на стол.

Рефлексия.

1. Достиг ли я цели, поставленной в начале урока, и на каком уровне?

2. Каковы основные результаты моей деятельности на уроке?

 3. Что было главное?

 4. Что у меня получилось лучше всего?

 5. На что мне необходимо обратить свое внимание?

Домашнее задание.

Упражнение №125,126.

infourok.ru

Урок по русскому языку в 5 классе на тему «Стили речи»

Урок по русскому языку в 5 классе на тему «Стили речи»

Цели урока:

1. Образовательные:

  • познакомить учащихся с понятием «стили речи»;

  • актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей.

2. Развивающие:

  • сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки;

  • закрепить умение определять стиль речи.

3. Воспитательные:

  • воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.

План урока:

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Повторение изученного материала о стилях речи.

  3. Частичный стилистический анализ текстов разных стилей.

  4. Выводы, обобщение.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя:

— Здравствуйте, ребята! Послушайте стихотворение о стилях речи и определите, в чём заключается его основная мысль (учитель читает стихотворение):

Нужно ясно понимать,
Что задача не простая.
Мысль словами выражать —
Суть стилистики такая.
Диссертация, беседа,
Речь, статья или роман?
Заявление на соседа,
Что устроил балаган.
В языке во всём система.
Не к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила делема, —
Нужно стили речи знать!

Ученики: Главная мысль стихотворения заключается в том, что в нашей повседневной жизни необходимо знать, к какому стилю относится какой-либо текст.

Учитель: Правильно. А как вы думаете, почему нужно уметь определять стиль речи?

Ученики: Для того, чтобы написать заявление или научную работу, нужно знать, в каком стиле его оформлять.

Учитель: Верно, у каждого стиля речи свои специфические особенности, закономерности, правила употребления, характерные черты, которые необходимо уметь определять и учитывать при работе с каким-либо текстом.

2. Повторение изученного материала о стилях речи.

Учитель: Ребята, посмотрите на доску. Вы видите схему «Стили речи», которую мы будем заполнять на протяжении всего урока.

Итак, в зависимости от цели общения (общение с кем-нибудь, сообщение чего-нибудь, воздействие на кого-нибудь), в нём выделяются две основные разновидности – разговорная речь и литературная речь (в первых двух пустых квадратах записываются эти слова).

Ребята, вспомните, какие стили речи вы знаете?

Ученики: Разговорный, научный, художественный, официально – деловой, публицистический.

Учитель: Опираясь на известный вам материал о стилях речи, определите, к какому стилю речи относится текст стихотворения, спроецированного на экран. При выполнении этого задания используйте опорную схему (у каждого ученика на столе лежит опорная схема):

  1. Сфера употребления стиля.

  2. Цель употребления стиля.

  3. Лексические особенности стиля.

  4. Характерные черты стиля.

3. Частичный стилистический анализ текстов разных стилей.

На доске появляется изображение стихотворения № 1 «Давай посплетничаем»:

Поделиться впечатленьем
Если с другом захочу,
То ему, без промедленья,
По мобиле позвоню:
«Ну, привет!..Я тут скучаю.
Приходи-ка на чаёк!
Поболтать с тобой мечтаю.
Дивный нынче вечерок!
Нет, не болен,- просто скука!
Если хочешь, то хандра!
Мне молчать — ох, это мука!
Сплетен хватит до утра!»

Ученики (читают стихотворение и отвечают на вопрос учителя): Это текст разговорного стиля!

Учитель: Верно. А как вы определили, что это текст именно разговорного стиля? По каким признакам?

Ученики: Разговорный стиль используется в повседневной жизни: люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам. Например, это может быть телефонный звонок, дружеская беседа, письма. В непринуждённой обстановке мы используем разговорную и просторечную лексику (чаёк, поболтать, мобила). Для этого стиля характерны эмоциональность, образность («Сплетен хватит до утра!» — это гипербола).

Учитель: Вы правильно охарактеризовали разговорный стиль речи. Стоит отметить, что в разговорном стиле речи мы можем использовать лексику разных стилей: художественного («Дивный нынче вечерок!» и слово «хандра»).

После того, как стиль определён, заполним пустой квадрат схемы, которая нарисована на доске. Разговорная речь представлена разговорным стилем. Значит, все остальные стили будут относиться к литературной речи.

Итак, внимание на доску!

Прочитайте стихотворение № 2, представляющее собой коллаж. Аналогичное задание– определить стиль и назвать его характерные особенности, сферу употребления:

  • «Я к вам пишу, чего же боле» (Пушкин)

  • «Ведь я — сочинитель» (Блок)!

  • «Ты знаешь, я томлюсь в неволе» (Ахматова)

  • «Твой мир – навек моя обитель» (Брюсов)

  • «Тоска по родине! Давно…» (Цветаева)

  • «Кто без тоски внимал из нас» (Тютчев)?!

  • «На сердце раздумье легло» (А.К.Толстой)

  • «Панихидный справляя пляс» (Есенин).

  • «Но тот, о ком я пою в тишине» (Некрасов)

  • «Молчанье надежд и молчанье отчаянья» (Маяковский) –

  • «Ты значил всё в моей судьбе» (Пастернак)

  • «До свиданья, друг мой, до свиданья» (Есенин)

Ученики: Это текст художественного стиля, которым пользуются писатели и поэты при написании своих произведений для достижения определенной цели — воздействия на читателя. У каждого писателя свой индивидуальный стиль, который включает разговорную, высокую лексику («томлюсь», «боле», «обитель», «внимал»), нейтральные слова. Главной особенностью этого стиля является широкое употребление тропов и фигур. Например, стих «На сердце раздумье легло» — это олицетворение, а строка «Твой мир – навек моя обитель» — это развёрнутая метафора. Этому стилю присуща также эмоциональность.

Учитель: Ребята, вы правильно отметили, что многостильность – характерная черта художественного стиля. От других стилей речи он отличается единством коммуникативной и эстетической функций.

Обратимся к стихотворению № 3. Попробуйте определить, о каком стиле речи говорится в приведенном тексте:

Стиль логичный, объективный,
В нём – прямое слов значенье.
Применять нам эффективно
В описании явленья.

Образности в стиле нет,
Тропы – не в участии.
В центре не один предмет,
А общее понятие.

Можем мы всегда узнать
Стиль сухой, немного скучный.
«Термин!» — стоит лишь сказать, —
Перед нами стиль -..

Ученики: Научный! Логичность, объективность, использование слов в прямом значении, отсутствие образности (тропов и фигур), неэмоциональность текста – это характерные черты научного стиля. Для описания общего понятия или явления используются термины.

Учитель: Ребята, в какой сфере употребляется данный стиль?

Ученики: В учебниках, словарях, научных работах и докладах.

Учитель: Кроме терминологической лексики, научный стиль обслуживают профессионализмы.

Какие слова в тексте № 5 являются профессионализмами?

Бактерии – относительно просто устроенные микроскопические одноклеточные организмы.

В зависимости от формы клетки бактерии различают шарообразные кокки, палочковидные бациллы, изогнутые в виде запятой вибрионы, спиралевидные спириллы. Очень часто бактерии образуют скопления в виде длинных изогнутых цепочек, групп и плёнок. Некоторые бактерии имеют один или несколько жгутиков. Среди бактерий есть подвижные и неподвижные формы. Подвижные передвигаются за счёт волнообразных сокращений или при помощи жгутиков.

Большинство бактерий бесцветно. Только немногие окрашены в пурпурный или зелёный цвет.

Ученики: Профессионализмами в этом являются такие слова, как бактерии, кокки, бациллы, вибрионы, спириллы, жгутик.

Учитель: Вы правильно определили в тексте профессиональные слова.

Ребята, обратимся к газетной статье (текст № 6). Подумайте, какую задачу ставит автор статьи?

Господа судьи, господа присяжные заседатели!
Вам предстоит произнести приговор.
По делу, что вынесли на суд ваш кто? – Обыватели!,
Назвав подсудимого категорично «вор!»
Однако! Подсудимый, допустим, что виноват
И заслуживает (допустим мы) наказания.
Однако! Признаем, что как-то уж слабоват
Набор улик и свидетельские показания!
Нам задача судебной власти очень даже ясна:
Справедливый суд ради блага людей!
Преступивший чрез закон отвечает сполна!
Пусть будет наказан злодей!
Однако! Перед нами другой подсудимый,
Перед нами имеющий претензию человек
Считаться лицом развитым, что явно немнимо,
Лицом, неспособным на кражу, затем на побег.
Напряжённое внимание к судебному следствию,
Пытливый взор, ум, совесть, умение
Помогут достойно отнестись к данному бедствию,
Оценить справедливо это недоразумение!

Ученики: Авторская задача состоит в том, чтобы убедить адресата в невиновности подсудимого, призвать к справедливому решению.

Учитель: Вы правильно заметили, что целью публицистического стиля является воздействие на читателя.

Какие стилевые черты вы можете проиллюстрировать на примере данной статьи?

Ученики: Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

Учитель: Верно, ребята, этот стиль также используется в официальной обстановке, на митингах и на собраниях. Для публицистического стиля характерна общественно-политическая лексика.

Тексты какого стиля используются для создания документов, в деловом общении?

Ученики: Для делового общения используется официально-деловой стиль речи.

Ребята, перед вами текст № 7:

Документ в законную силу вступает.
В установленном порядке оформлен кредит.
Банк гарантию предоставляет.
Приговор обжалованию не подлежит.

Учитель: Текст представляет собой перечень устойчивых, стандартизированных оборотов речи, которые употребляются в таких сферах, как: законодательная («Документ в законную силу вступает»), делопроизводства («Банк гарантию предоставляет»), административно-правовая («Приговор обжалованию не подлежит»).

Ребята, назовите основные черты официально-делового стиля.

Ученики: Краткость, точность, шаблонность, монотонность и сухость изложения.

4. Выводы, обобщение.

Учитель: Молодцы, ребята! Итак, кластери «Стили речи» заполнен!

Я думаю, что каждый из вас теперь чётко понимает, насколько важно знать стили речи, уметь определять их по характерным признакам.

На протяжении всего урока вы говорили о стилях речи, учитывая два блока признаков, которые лежат в основе характеристики функциональных стилей: внеязыковые признаки (экстралингвистические) и собственно языковые признаки.

Постарайтесь назвать, какие из рассмотренных признаков можно отнести к внеязыковым.

Ученики: Задача речи, обстановка, адресат.

Учитель: Наверное, вы вспомнили, что перечисленные вами внеязыковые признаки составляют понятие «речевая ситуация». Её можно изобразить схематично:

А какие признаки, по вашему мнению, составляют перечень собственно языковых примет? Ученики: Лексика, синтаксис, морфология.

Учитель: Молодцы, ребята. На уроке мы повторили изученный ранее материал о стилях речи и научились определять характерные признаки стилей на основе текстов. Полученные знания вы можете применять в разных сферах жизнедеятельности, используя приобретённые на уроке умения и навыки.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *