Слово как часть речи урок 5 класс: Урок по русскому языку на тему «Слово как часть речи» (5 класс)
Урок русского языка «Части речи в русском языке»; 5 класс — К уроку — Русский язык и литература
Урок русского языка в 5Б классе
Тема: «Части речи в русском языке»
Учитель русского языка и литературы Пирожкова Тамара Владимировна МАОУ СОШ №1 г. Кунгур, Пермский край
Цели:
развитие мотивации к учению, формирование взгляда на учение как на ценность;
формирование умений создать зрительный образ учебного материала, приёмов сопоставления и выделения общего признака, умений видеть логические связи между языковыми явлениями; развитие коммуникативных навыков; совершенствование орфографической зоркости;
обобщение известной информации о частях речи; выработка умения различать части речи по общим грамматическим, морфологическим признакам, синтаксической роли.
Оборудование : презентация, раздаточный материал, тетради-справочники.
I.Приветствие. Оргмомент.
Ребята, совсем скоро наступит зима. «Зимы ждала, ждала природа, снег выпал только в январе», — так писал А.С. Пушкин о наступление зимы в романе «Евгений Онегин». У меня для вас есть предложение написать заметку о наступлении зимы для школьного уголка. Какие знания вам пригодятся? ( Определение темы, идеи текста, знание орфограмм).
II.Словарная работа.
1) тиш., глуш., камыш., еж.
2) пахуч., свеж., хорош., скрипуч.
3) береч., смотриш., любуеш.ся. спряч.те
— Что мы должны сделать, чтобы правильно написать слова? ( определить часть речи, применить правило)
— Какой орфограммой объединены слова? ( ь после шипящих)
— По какому принципу слова разделены на группы? ( по частям речи)
-Для чего нужно знать какой части речи принадлежит слово? ( чтобы правильно написать)
— Определите, какой части речи принадлежат слова каждой группы, напишите и приготовьтесь к проверке. ( Уч-ся записывают слова, затем проверяем)
— Каких частей речи нет в словарной работе?
— Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие , предлог, союз, частица. Какой темой связаны эти понятия? ( Части речи)
— В каком разделе науки о языке изучаются части речи? ( Морфология)
Морфология входит в большой раздел лингвистики – грамматику.
III. Сообщение темы урока.
Тема нашего урока «Части речи в русском языке».
— Какую цель мы поставим?
III. Работа по теме.
1.Чтение правила с. 106- 107( Беглое чтение)
2. Повторное чтение. (Вслух)
— Дайте определение самостоятельным частям речи.
— Дайте определение служебным частям речи.
— Какие части речи выделяются в отдельную группу? ( Междометия и звукоподражания)
3. Работа с таблицей.
Для каждого из вас я заготовила таблицу, но в ней не заполнена графа «Примеры».
Обсудите в парах в какую колонку мы должны поместить 1 и 2 запись на доске. Приведите аргументы.
Дополните таблицу примерами, вклейте таблицу в тетрадь – справочник.
Признаки частей речи | Самостоятельные части речи | Служебные части речи |
Общее грамматическое значение | Обозначают предметы, действия, признаки , количества | Не обозначают предметы, действия, признаки, количество |
Морфологические признаки | Изменяются(кроме наречия): склоняются или спрягаются | Не изменяются |
Синтаксическая роль | Члены предложения | Не являются членами предложения. Служат для связи слов или предложений, выражают оттенки значений. |
Примеры |
Примеры на доске.
Мелькает, вьётся первый снег. и; а; но
в; на; об
не; бы
Проверка задания.
— Какие будут дополнения?
4.Работа со схемой в учебнике на с.101.
— Чем различается таблица и схема?
Рассмотрите схему.
— Используя данную схему, расскажите о самостоятельных частях речи.
— Используя данную схему, расскажите о служебных частях речи.
— Какие части речи выделены в особую группу.
— Прочитайте схему самостоятельно.
5. Решение проблемной лингвистической задачи.
Одно из заданий конкурса «Русский медвежонок» звучит так: «Какой частью речи может быть слово золотой?» ( прилагательным и существительным)
Действительно:
Буратино получил золотой.
Тортила держит в лапах золотой ключик.
— Как вы определили?
— Что нужно учитывать, чтобы определить часть речи?
Давайте познакомимся с правилом на с.102 ( прочитайте бегло, перечислите признаки, которые мы должны учитывать при определении части речи)
А вы приведите свои примеры, запишите в тетрадь. ( Проверить несколько работ)
6. Работа с текстом ( текст напечатан на листочках).
Списать текст, вставить пропущенные орфограммы.
Берёзкам зябко.
Всю ноч.. бушевал сильный ветер и слышно было в доме, как в..да капала. И утром (не) приш..л м..роз: то со..нце выгл.нет, то сомкнут..ся тучи и тряхнёт крупой, как из мешка. И так быстро мчат..ся облака, и так зябко белым берё..кам, так они качают..ся!
М. Пришвин
( Проверяем слова с пропущенными орфограммами по цепочке)
Выпишите из текста следующие части речи по 2 примера:
Имена существительные: ночь, ветер.
Имена прилагательные: сильный , белым.
Глаголы: бушевал, мчатся.
Предлоги: в , из.
Итог урока.
— Чем полезен сегодня урок?
— Что нужно знать, чтобы определить часть речи?
Д/з: 1) научиться рассказывать о частях речи по схеме на с.101
2) упр.261
План-конспект урока «Морфемика» 5 класс
Без знаний морфем и морфемного строя языка школьники не смогут грамотно писать. Проработать тему с учениками 5 класса поможет наш план-конспект урока по русскому языку «Морфемика. Понятие о морфеме».
Содержание:- Цель урока
- Ожидаемые результаты
- Разминка
- Повторение
- Целеполагание
- Актуализация знаний
- Применение знаний в новой ситуации
- Итог урока
- Домашнее задание
- Рефлексия
- познакомить учеников с разделом науки о языке, изучающим морфемы;
- повторить ранее изученное о частях слова;
- совершенствовать умение школьников находить составные части слов;
- научить ребят проводить морфемный разбор слова;
- воспитывать культуру общения, сотрудничества, ответственность за результаты коллективного труда;
- учить школьников критично относиться к собственному мнению.
- осознавать значимость выделения морфем в слове для грамотного письма;
- иметь ценностное отношение к совместной познавательной деятельности;
- желать приобретать новые знания и умения;
- уметь проводить самооценку и взаимооценку деятельности.
- уметь устанавливать преемственные связи прежних и новых знаний и применять их в новых ситуациях;
- реализовывать различные способы действия;
- соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;
- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
- систематизировать знания о частях слова;
- овладеть порядком морфемного разбора;
- уметь применять алгоритм обозначения морфем;
- познакомиться со значением некоторых морфем.
Другие статьи Skyteach по русскому языку:
РазминкаУгадайте, какое слово спряталось.
- У него приставка, как у слова переждать.
- У него корень, как у слова раздумье.
- У него два суффикса: первый, — как у слова брать, второй — суффикс, образующий прошедшее время глагола.
- Окончание, как у слова сын.
Как называются разделы науки о языке:
- Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. (Фонетика)
- Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения. (Синтаксис)
- Раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав языка. (Лексика)
Обозначьте на доске условные обозначения морфем.
Ответьте на вопросы:
- Что это за обозначения? (Части слова)
- Приставка, корень, суффикс, окончание имеют общее название. Какое? (Морфемы)
- Знаете ли вы, какой раздел науки о языке их изучает? (Морфемика)
- Какие задачи мы поставим на урок?
Друзья! Задача наша такова —
Откроем, как построены слова,
Какие их морфемы составляют,
Какую роль в словах они играют.
(П. Чесноков)
Сформулируйте тему урока, запишите её в тетрадь. (Морфема. Морфемика)
Актуализация знанийЧасть 1. Работа со стихотворениемПрочитайте стихотворение и вставьте пропущенные слова-термины, называющие значимые части слова.
А теперь обобщите рассмотренный материал. (Части слова: приставка, корень, суффикс, окончание — имеют общее название – морфемы. Морфемы изучаются в разделе науки о языке, который называется морфемика).
Часть 2. Фронтальная беседа по вопросам- Что такое морфема?
- Для чего служат приставки и суффикс?
- Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов?
- Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова.
Приставка, корень, суффикс, окончание, основа слова, морфема, морфемный разбор.
Часть 4. Задания по картинкеВопросы по картинке:
- Что там, на дереве, вместо флага?
- Почему эта морфема в образе птицы? Какая ещё морфема летает над островом и почему?
- Чем занимается эта морфема? Почему ей нравится этот вид спорта?
- Какие морфемы ссорятся? Почему?
- Какие ещё морфемы похожи друг на друга? Чем это объяснить?
- Почему одна из морфем в очках? Как это связано с её значением?
- Почему эти морфемы не гуляют по острову сами по себе? (Они составили слова).
А теперь вы сами соберите слова из морфем: рас-, -сказ-, -чик; лет-, -е-, -ть; матрос-, -ск-, -ий; улыб-, -а-, -ешь-, -ся; о-, -добр-, -и-, -тель-, -н-, -о. Из них надо собрать пять слов (рассказчик, лететь, матросский, улыбаешься, одобрительно) и разобрать их по составу.
Прокомментируйте особенности написания каждого слова: двойные согласные на стыке морфем, написание приставки рас-, окончания -ешь, суффикса наречий -о и т. д.
Задание 2Прочитаем в учебнике о порядке морфемного разбора. Теперь необходимо составить алгоритм действий при выполнении морфемного разбора.
Задание 3Разберите слова по составу. Выделяя приставки и суффиксы, объясняйте значение морфемы: небольшого, въедет, гвоздиком, рубашонка, парашютный, маршрутчик, мечтательный.
Докажите, что данные слова однокоренные, выделите корень: вижу — увидеть, видно, предвидеть, предвидеть.
Сделайте вывод, ответив на вопрос: «Какие морфемы в слове являются значимыми?» (Корень, приставка, суффикс)
Физминутка
Задание 4Чтобы узнать, какое значение морфема придаёт слову, выполните задания.
- Вспомните и запишите слова с суффиксом –онок-. (Волчонок, зайчонок, барсучонок, лягушонок, галчонок, бельчонок, медвежонок и т. д.)
- Прочитайте слова и объедините их попарно. Добавьте ещё по одному-два слова по этим же признакам.
Прибежал, рыбка, колосок, огородник, волосок, колхозник, шубка, прицепил.
- Рыбка, шубка — это имена существительные. У них одинаковый суффикс –к-.
- Колосок, волосок — это тоже имена существительные. В словах одинаковая морфема суффикс –ок-.
- Огородник, колхозник — это имена существительные. В словах одинаковая морфема суффикс –ник-. Он обозначает род деятельности человека.
За одну минуту составьте как можно больше слов с корнем -вод— при помощи приставок и суффиксов. У кого слов больше, тот и победил.
Итог урока- Что нового узнали сегодня на уроке? С какими терминами познакомились?
- Скажите, что такое морфемы и что такое морфемика.
- Какие значения придают слову морфемы?
Найдите ответы на вопросы:
- Почему оба разбора слова розовый верны:
а) роз-ов-ый; б) розов-ый?
- Почему оба разбора слова бабка верны:
а) баб-к-а; б) бабк-а?
- Как в нашем языке появились слова окно, весна, волна? Связано ли их появление со словами око, светить, валить (с ног)?
- Найдите корень в слове вспоминать:
а) -мин-; б) -помин-; в) -м-.
- Как связаны слова создать и здание со словом глина?
Отгадайте загадку:
Корень мой находится в ЦЕНЕ.
В ОЧЕРКЕ найди приставку мне.
Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречаем,
Вся же — в дневнике я и в журнале.
(О-цен-к-а)
Оцените свою работу на уроке, ответив на вопросы:
- Что вы делали на уроке?
- Что нового узнали?
- Что было интересным, неинтересным, сложным, легко выполнимым?
- Проанализировав сегодня работу на уроке, подумайте: что ещё вам надо повторить, подучить, над чем ещё следует поработать?
частей речи 1 — отряд Кэмпбелла 5-го класса
Учащиеся будут изучать части речи в стандартном американском английском языке.
Прежде чем мы начнем, посмотрите эти видеоролики, чтобы познакомиться с различными частями речи:
ВСЕ О СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:
Существительное называет человека, место, предмет или идею.
** Примеры:
- Человек (Джейкоб, студент, девушка, миссис Кэмпбелл)
- Место (Вифлеем, Пенсильвания, школа, парк)
- Вещь ( компьютер, дерево, почва, слон, Xbox )
- Идея (счастье, гнев, гордость, ответственность)
ТИПЫ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ , место, вещь или идея. Эти существительные написаны с заглавной буквы , а не .
Примеры: здание, радость, ребенок
Имена собственные: Назовите конкретного человека, место, предмет или идею. Эти существительные всегда пишутся с большой буквы.
Примеры: Эмпайр Стейт Билдинг, День труда, Филадельфия Иглз
Абстрактные существительные: Назовите идею, чувство, эмоцию или качество.
Примеры: страх, доброта, красота
Собирательные существительные: существительные, имеющие форму единственного числа, но обозначающие группу людей, животных или вещей.
Примеры: Люди, экипаж, аудитория, комитет
Примеры животных -> стадо, стадо, помет
Примеры вещей -> коллекция, связка, набор
Существительные в единственном числе: Назовите одного человека, место, вещь или идею .
Примеры: книга, куст, пианино, лист, вол
Существительные во множественном числе: Назовите более одного человека, место, вещь или идею.
Примеры: книги, кусты, пианино, листья, волы
Думаете, вы знаете существительные? Проверьте себя, приняв участие в викторине!
Викторина по существительным
ВСЕ О ГЛАГЛАХ:
Глагол — это слово, описывающее действие или состояние бытия. Это главное слово в сказуемом предложении.
ТИПЫ ГЛАГОЛОВ * ОПИСАНИЯ * ПРИМЕРЫ
Глаголы действия: Слова, описывающие физическое или умственное действие. Связь с существительным или прилагательным в сказуемом предложения. Примеры:
- Девушка указала на правильную букву.
- Учитель выслушал ответ ученика.
Глаголы-связки: Слова, говорящие о том, что что-то есть, было или будет. Они не показывают действие, они выражают состояние бытия.
Примеры:
- Я буду лидером своей команды.
- Она – это – ученик моего класса.
- Еда пахнет забавно.
Вспомогательные глаголы: Ставить перед основным глаголом. Помогите изложить действие или показать время. Главный глагол может иметь от одного до трех вспомогательных глаголов. Вспомогательные глаголы: <я> есть, есть, быть, быть, был, может, мог, делал, делал, делает, имел, имеет, имеет, есть, может, может, должен, должен, следует, был, были, будет, будет.
Примеры:
- Джанет была , улыбаясь своему новому котенку.
- Джеймс имеет тест в понедельник.
- Я должен был завершить свой проект.
Глаголы в единственном числе: Используются, когда подлежащее в предложении стоит в единственном числе.
Примеры:
- Саманта любит писать стихи. (Саманта и нравится в единственном числе.)
Глаголы во множественном числе: Используются, когда подлежащее в предложении стоит во множественном числе.
Примеры:
- Некоторые собаки едят костей. (Собаки и есть во множественном числе.)
Активные глаголы: Глаголы активны, если подлежащее в предложении выполняет действие.
Примеры:
- Джек бежал по улице. (Субъект Джек выполняет действие.)
Пассивные глаголы: Глаголы являются пассивными, если субъект не выполняет действия.
Примеры:
- Проект был сделан Эммой. (Предметный проект не выполняет действие.)
Обычные глаголы: Оканчиваются на ed при указании прошедшего действия или при использовании вспомогательного глагола. Большинство глаголов в английском языке являются правильными.
Примеры:
- Я готовлю .
- Я приготовила вчера.
- Я приготовил .
Неправильные глаголы: Не оканчивайтесь на ed при указании прошедшего действия или при использовании вспомогательного глагола.
Примеры:
- Я пишу .
- Я написал вчера.
- Я написал .
А теперь попробуйте эту игру с глаголами:
Думаете, вы знаете свои части речи? Отправляйтесь на поиски, чтобы доказать, что у вас есть все необходимое, чтобы спасти Королевство Грамматики!
Викторина по глаголам
ВСЕ О ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ:
Прилагательное – это слово, описывающее существительное или местоимение.
** Прилагательное обычно отвечает на один из трех вопросов: Какой? Сколько? или Какой?
ТИПЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ * ОПИСАНИЯ * ПРИМЕРЫ
Указательные прилагательные: Укажите на существительное. Всегда отвечайте на вопрос «Какой?»
Указательные прилагательные: этот, тот, эти, и те.
Пример:
- Это платье — мое любимое.
Собственное Прилагательные: Состоит из имен собственных и всегда пишется с заглавной буквы .
Пример:
- Лиза любит китайскую еду. (от имени собственного Китай)
Положительный Прилагательные: Опишите существительное, не сравнивая его ни с чем и ни с кем другим.
Пример:
- Наш дом большой .
Сравнительный Прилагательные: Сравните двух людей, места, вещи или идеи.
Пример:
- Наш дом больше квартиры Джима.
Превосходная степень Прилагательные: Сравните трех или более людей, мест, вещей или идей.
Пример:
- Наш дом самый большой дом в квартале.
Теперь попробуйте эту игру с прилагательными:
Проверьте свои знания прилагательных в этой веселой игре «Дневник черепахи»!
Прилагательное Викторина
ВСЕ О НАРЕЧИЯХ:
Наречие – это слово, описывающее глагол, прилагательное или другое наречие.
ТИПЫ НАРЕЧИЙ * ОПИСАНИЯ * ПРИМЕРЫ
* Отвечает на один из трех вопросов: как? когда? или где е?
- Балерина танцует изящно . (Как она танцует? Грациозно.)
- Балерина танцует где угодно . (Где она танцует? Где угодно.)
- Балерина танцует ежедневно . (Когда она танцует? Ежедневно.)
* Обычно отвечает на вопрос как ?
- Мой папа очень высокий. (Какого роста? Чрезвычайно.)
* Описывает другое наречие. Обычно отвечает на вопросы как ?
- Моя собака бежала чрезвычайно быстро. (Как быстро? Чрезвычайно быстро.)
Положительные наречия: Не сравнивайте.
Примеры:
- Анна бежит быстро .
- Фил поет громко .
Наречия сравнения: Образовано путем добавления er к односложным наречиям. Используйте больше или меньше перед большинством наречий, состоящих более чем из одного слога.
Примеры:
- Энн бегает быстро, но Билл бегает на быстрее .
- Фил поет громко, но Мэг поет на громче .
Наречия в превосходной степени: Образовано добавлением est к односложным наречиям. Используйте наиболее или наименее перед большинством наречий, состоящих более чем из одного слога.
Примеры:
- Билл бегает быстрее Энн, но Рита быстрее всех .
- Мэг поет громче, чем Фил, но Гай поет громче всех .
Теперь попробуйте эту игру с наречиями:
Думаете, вы можете определить наречие?
Викторина по наречиям
Теперь вы готовы перейти ко второй части частей речи! Удачи!
- CCSS. ELA-Literacy.L.3 Продемонстрировать владение условностями стандартной английской грамматики и ее употреблением в письменной или устной речи.
- CCSS.ELA-Literacy.L.3.1a Объясните функцию существительных, местоимений, глаголов, прилагательных и наречий в целом и их функции в конкретных предложениях.
- CCSS.ELA-Literacy.L.3.1b Создавайте и используйте правильные и неправильные существительные во множественном числе.
- CCSS.ELA-Literacy.L.3.1c Используйте абстрактные существительные (например, детство ).
- CCSS.ELA-Literacy.L.3.1d Формируйте и используйте правильные и неправильные глаголы.
Занятия по частям речи для 4 и 5 классов
| Оставить комментарий | Рубрики: Письмо и грамматика
Понимание частей речи — это навык, полезный для учащихся во многих отношениях. Поиск действий с частями речи для ваших учеников может быть сложной задачей, особенно если вы ищете увлекательные занятия, которые будут поддерживать их интерес во время обучения!
В этом посте я расскажу о моих любимых упражнениях на части речи для 4-х и 5-х классов. В этом посте я немного расскажу о бесплатных программах и ссылках на публикации о каждой из них, чтобы вы могли узнать больше о каждой из них и загрузить те, которые вы хотите использовать со своими учениками.
Плакаты с частями речи
Помогите учащимся усвоить и повторить различные части речи, разместив эти плакаты на досках объявлений и добавив их к справочным инструментам в вашей комнате. Плакаты включают обзор существительных, глаголов, прилагательных, наречий, местоимений, предлогов, союзов и междометий, а также отдельные плакаты для каждой из этих частей речи. Щелкните здесь, чтобы узнать больше о том, как использовать их в классе, или загрузить плакаты прямо сейчас.
Карточки с заданиями «Снова в школу»
Учащимся может быть сложно освоить части речи, но этот набор карточек с заданиями «Снова в школу» в распечатанном И цифровом форматах предоставит им много практики в увлекательной и увлекательной форме. способ. На каждой карточке с заданием есть предложение, позволяющее учащимся определить определенную часть речи. Все они связаны с темой «снова в школу», что делает их отличным занятием, чтобы начать учебный год или посмотреть, что ученики знают в начале года! Нажмите здесь, чтобы узнать больше и получить карточки с заданиями прямо сейчас.
Доски для выбора частей речи
Хотите, чтобы ваши ученики по-настоящему поняли четыре основные части речи, прежде чем углубляться в более сложные? Эти упражнения со свободными частями речи дают вашим учащимся выбор того, как они хотели бы практиковаться, когда они повторяют существительные, глаголы, прилагательные и наречия. Предоставление студентам вариантов, когда дело доходит до их практики, может помочь повысить вовлеченность. Нажмите здесь, чтобы ознакомиться с платами выбора и загрузить их прямо сейчас.
Повторение частей речи с Jenga
Ищете еще более увлекательный способ практиковать эти части речи? Превратите повторение частей речи учащимися в игру, играя в Дженгу, пока они тренируются. Включены инструкции и бесплатные распечатки, чтобы превратить эту популярную игру в отличный инструмент обучения! Нажмите здесь, чтобы прочитать больше и загрузить печатные формы.
Печатные и цифровые задания на части речи
Помогите учащимся лучше понять части речи с помощью этого бесплатного набора карточек с заданиями. Эти карточки с заданиями помогают учащимся не только определить части речи в предложении, но и позволяют им копнуть немного глубже, защищая свои ответы и определяя, как они усиливают другие слова в предложении. Они доступны в печатной и цифровой версиях, чтобы удовлетворить потребности ваших студентов! Нажмите здесь, чтобы узнать больше и получить бесплатный набор карточек с заданиями прямо сейчас.
Ищете дополнительные упражнения по грамматике для 4–5 классов?
Если вы ищете еще более увлекательные упражнения и ресурсы по грамматике, ознакомьтесь с моими рекомендациями ниже.
Если вам нужны карточки с заданиями по грамматике (с цифровыми действиями), ознакомьтесь с этими комплектами грамматики для вашего класса! Каждый комплект включает в себя более 20 наборов карточек с заданиями/заданиями.