Синтаксис пунктуация 5 класс – «Синтаксис и пунктуация» 5 класс
Синтаксис и пунктуация 5 класс
Урок русского языка в 5 классе.
Тема: Повторение изученного по теме
«Синтаксис и пунктуация».
Литература:
Программа по русскому языку. Авторы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, Москва, «Просвещение», 2004 год.
Учебник Русский язык для 5 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Москва, «Просвещение», 2003 год.
Поурочные разработки по русскому языку Е.А. Влодавской к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык 5 класс», Москва, «Просвещение», 2007 год.
«Русский язык 5». Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Автор Капинос и др. «Интеллект-Центр», Москва, 2009 год.
Цели урока:
Образовательная:
Повторить и обобщить сведения по синтаксису и пунктуации;
Отработать навык постановки знаков препинания в простом и сложном предложении;
Повторить правописание гласных и согласных в корне слова.
Воспитательная:
Формирование самостоятельности, работоспособности, внимательности, способности к сотрудничеству;
Повторяя знаки препинания при диалоге, обратить внимание на «вежливые» слова на полях стр. 100 и запомнить их: здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, извините, пожалуйста.
Развивающая:
Продолжить формирование умения связывать слова в предложении по смыслу; верно расставлять знаки препинания с целью восстановления смысла текста; разграничивать знаки препинания по их функции.
Оборудование:
Использование презентации. Организация работы с учебником, сборником тестовых заданий.
Стержневая тема: систематизировать изученное по теме «Синтаксис и пунктуация».
Методы деятельности:
Репродуктивный: повторение теоретического материала по теме.
Частично-поисковый: упражнение 251, 252. Составление предложения по схемам, составление схем к каждому предложению, собирание «рассыпанных» отрывков из стихотворений С.Я. Маршака.
Продуктивный: подведение итогов, составление кластера.
Использование новейших технологий познавательной деятельности: беседа по контрольным вопросам: использование приема «Верите ли вы, что…». Составление кластера при подведении итогов.
Формы и виды контроля:
Домашнее задание: упражнение 250. Списать, графически объяснить знаки препинания, пользуясь приемом «Кластер».
Ход урока.
1. Проверка домашнего задания.
1. Укажи слово, при написании которого нужно использовать правило о правописании проверяемой безударной гласной в корне слова:
а) с_рока в) п_садка
б) в_рхушка г) к рябин_.
а) для подушк_ в) п_лет
б) г_ревать г) б_седа
а) з_морозить в) х_трец
б) м_розный г) сад_к.
2. В каком слове на месте пропуска не надо писать букву т ?
а) вкус_ный в) мес_ный
б) капус_ный г) прелес_ный.
3. В каком слове на месте пропуска надо писать букву т ?
а) прекрас_ный в) ярос_ный
б) праз_ничный г) ярос_ный.
4. В каком слове не надо писать букву т ?
а) влас_ный в) чудес_ный
б) лес_ница г) хрус_ нула.
2. Беседа по контрольным вопросам. Использую прием «Верите ли вы, что…».
Верите ли вы, что синтаксис – это раздел науки, в котором изучается словосочетание и предложение? (правильная информация)
Верите ли вы, что грамматическую основу составляют дополнение и сказуемое? (неправильная информация)
Верите ли вы, что предложение распространяют определение и обстоятельство? (частично правильная информация)
Верите ли вы, что предложения делятся по наличию главных и второстепенных членов, цели высказывания и интонации? (правильная информация)
Приведите примеры.
1) Накрапывает мелкий дождик. – предложение с двумя главными
членами, распространенное.
2) Светает. – предложение с одним главным членом,
нераспространенное.
3) Самая большая ценность народа – его язык. (Д. Лихачев) –
повествовательное, невосклицательное.
4) Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь идете? – вопросительное.
5. Как вы думаете, для чего нужна пунктуация? (открывающий вопрос).
6. Так ли я вас поняла, что знаки препинания по роли в предложении
делятся на группы? (вопрос на выявление информации).
7. Почему вы так думаете? (вопрос на обоснование).
8. Что было бы, если бы не было этого четкого разделения?
(вопрос гипотетический).
9. Верите ли вы, что существуют опознавательные признаки постановки (употребления) изученных знаков препинания? (наводящий вопрос).
Примеры.
1) запятая между однородными членами предложения является знаком разделения этих однородных членов.
Опознавательный признак постановки запятой при бессоюзии – перечислительная интонация, при союзной связи – союз.
Кот увидел Каштанку, вскочил, вытянул спину, задрал хвост, взъерошил шерсть.
2) Обращения выделяются запятой. Это знаки выделения.
Опознавательный признак обращения – звательная интонация.
Ножки, ноженьки, а вы что делали?
3)
Вечер. Стемнело внезапно.
3. Тренировочные предложения.
— Упр. 251. Составьте предложения по схемам.
1)_______ . Наступила зима.
2) _______ _ _ _ _ . Я любуюсь снегом.
3) _ _ _ . Весело кружатся пушистые
снежинки.
4) _ _ _ _ и _ _ _ _. Дети катаются на санках и
лыжах.
— Упр. 252. Составьте предложения по схемам.
1) [ ] , и [ ]. В ярком золоте день утопает, и руч ьи по оврагам
шумят.
2) «П?» — а. «Бабушка, если бы к нам в гости пришел заяц, что бы
ты ему дала?» — спросила Юля.
3) [ О, ]! Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок.
— Прочитать предложения (распечатаны).
Составить схему к каждому предложению и начертить ее со знаками препинания:
1) Девочка с корзиной ходит по лесу и собирает грибы.
[ — — — — — — — — — и — — — — — ].
2) Незнакомец спросил: «Ты откуда?»
А: «П?»
3) Жаворонок пел, чтобы радовались птицы и звери.
[ ], (чтобы…).
4) Осенью олени перебираются к югу, где они находят много корма.
[ ], (где…).
5) Синели звезды на рассвете, и над землей редела мгла.
[ ], и [ ].
— Собрать «рассыпанные» отрывки из стихотворений С. Маршака и записать их в тетрадь. Расставить знаки препинания и обозначить однородные члены предложения.
1) Диван, собачонку, дама, маленькую, и, сдавала, багаж, картину, в, чемодан, картонку, саквояж, корзину.
Дама сдавала багаж: диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку.
2) Квасу, отправился, потом, он, буфет, билет, в, себе, и, помчался, бутылку, покупать, кассу.
Он отправился в буфет покупать себе билет и потом помчался в кассу покупать бутылку квасу.
— Составить диалог по схеме.
-П? – а. — Скажите, пожалуйста, который час? – спросил я.
-П. — Пожалуйста, шесть часов.
-П? — Извините, а я успею на ближайшую электричку?
-П, — а. — До ближайшей электрички еще двадцать минут, — ответил
прохожий.
— П. — Благодарю вас.
— Назовите основные пунктуационные правила, изученные в этом разделе.
4. Подведем итоги. Работа приема «Кластер».
5. Домашнее задание.
Упр. 250. Списать, графически объяснить знаки препинания, пользуясь приемом «Кластер».
infourok.ru
Карточки по теме «Синтаксис и пунктуация» (5 класс)
1 вариант
1. Выполните синтаксический разбор предложения
Лёгкий ветерок ласково коснулся поверхности озера.
Расставьте и объясните знаки препинания
На столе лежали письменные принадлежности ручки карандаши фломастеры.
Отпусти ты старик меня в море!
Старик ловил неводом рыбу старуха пряла свою пряжу.
Проводи нас попросили мы лесника.
К счастью всё закончилось хорошо.
Росинки как жемчужины лежали на травинках.
Грач птица весенняя.
2 вариант
Выполните синтаксический разбор предложения
Снег насыпал возле домов огромные сугробы.
Расставьте и объясните знаки препинания
В полях в лугах в лесах везде чувствуется приближение зимы.
За кустом послышался шорох и выскочил на поляну заяц.
А ну-ка песню нам пропой весёлый ветер!
Возможно Новый год мы встретим без снега.
Как грустный взгляд люблю я осень.
Осень время листопада.
Ваня шёпотом сказал Мне нужно с тобой поговорить.
Дополнительный материал
Клюква последняя ягода сентября.
Они остались в деревне потому что всю ночь лил дождь.
Друзья мои прекрасен наш союз!
По словам местных жителей в лесу водятся волки.
Уток разных пород лебедей чаек этих птиц мы видели на озере.
Погода стала прохладной и дни заметно сократились.
Лево руля приказал капитан.
Мы услышали как дождь стучит по крыше.
Может быть мои друзья на вопрос отвечу я.
Мы перебрались через большой овраг и перед нами открылась большая поляна.
Мы лечили разных птиц цаплю и синицу и скворца.
Норки хищные и прожорливые зверьки.
Пойдём скорее позвал отец.
Птицы санитары леса.
Когда солнце село за горизонт ветер утих.
Пустил стрелу Иван-царевич и полетела его стрела прямо в топкое болото.
Снег замёл всё и дороги и тропинки и просеки.
Вечером наверное пойдёт дождь.
Не трещите морозы в заповедном бору!
Учитель сказал Ребята сдайте тетради!
Зима к нашему восторгу наступила.
Жаворонок пел чтобы радовались птицы и звери.
Доброте и справедливости честности и трудолюбию многому учат нас хорошие книги.
Мороз трещит и воет вьюга.
Сорока самая болтливая птица на свете.
Русь моя люблю твои берёзы.
Вожатая объявила На этой неделе наш класс идёт на экскурсию в музей.
По словам очевидцев землетрясение началось ещё ночью сообщили в программе «Вести».
Где-то в глубине квартиры послышались шаги и дверь распахнулась.
Плот подхватывает течение и словно детский кораблик несёт дальше.
Пой баян чтоб ходила земля ходуном!
Вдруг всё вокруг стало для меня дорого и это серое небо и лесистые бугры и ели и летящий беркут.
Острый язык дарование длинный язык наказание.
Он сказал Самовар тебе барин готов.
Бричка бежит а Егорушка видит одно небо равнины поля.
Знания опекают как мать учат добру как отец.
Безусловно пчеловодство интересное занятие.
Если кузнец Вакула достанет мне царицыны черевички я выйду за него замуж сказала красавица.
По словам очевидцев землетрясение началось ещё ночью сообщили в программе «Вести».
Где-то в глубине квартиры послышались шаги и дверь распахнулась.
Плот подхватывает течение и словно детский кораблик несёт дальше.
Пой баян чтоб ходила земля ходуном!
Вдруг всё вокруг стало для меня дорого и это серое небо и лесистые бугры и ели и летящий беркут.
Острый язык дарование длинный язык наказание.
Он сказал Самовар тебе барин готов.
Бричка бежит а Егорушка видит одно небо равнины поля.
Знания опекают как мать учат добру как отец.
Безусловно пчеловодство интересное занятие.
Если кузнец Вакула достанет мне царицыны черевички я выйду за него замуж сказала красавица.
Птицы санитары леса.
Когда солнце село за горизонт ветер утих.
Пустил стрелу Иван-царевич и полетела его стрела прямо в топкое болото.
Снег замёл всё и дороги и тропинки и просеки.
Вечером наверное пойдёт дождь.
Не трещите морозы в заповедном бору!
Зима к нашему восторгу наступила!
Жаворонок пел чтобы радовались птицы и звери.
Доброте и справедливости честности и трудолюбию многому учат нас хорошие книги.
Мороз трещит и воет вьюга.
Сорока самая болтливая птица на свете.
Русь моя люблю твои берёзы!
Мы услышали как дождь стучит по крыше.
Может быть мои друзья на вопрос отвечу я .
Мы перебрались через лесной овраг и перед нами открылась большая поляна.
Мы лечили разных птиц цаплю и синицу и скворца.
Норки хищные и прожорливые зверьки.
Клюква последняя ягода сентября.
Утки разных пород лебеди чайки множество птиц сидит на воде.
Осень наступила, высохли цветы.
Они остались в деревне потому что всю ночь лил дождь.
Друзья мои прекрасен наш союз!
По словам местных жителей в лесу водятся волки.
infourok.ru
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. |
Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность) |
Девиз урока:
«Учись, смекай, активным будь! |
Включаются в учебную деятельность. |
Урок начнем с проговаривания скороговорки (которая необходима нам для развития нашей речи): «Топали да топали, – Вы начать урок готовы? – Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать! |
Коллективно читают девиз урока и проговаривают скороговорку. | ||
– А поможет в этом нам хорошее настроение! | Обучающиеся получают эмоциональный настрой. | ||
2. |
Актуализация знаний (мотивация к деятельности) |
На прошлом уроке мы с вами изучили орфограмму «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных». |
Включились в учебную деятельность. |
И сейчас мы проверим, как вы уяснили этот материал. Я предлагаю проверить с помощью игры «Хлопок». Я называю слово, если в этом слове после шипящих на конце имен существительных пишется Ь, то вы в ладоши хлопаете два раза; если после шипящих на конце имен существительных не пишется Ь, то в ладоши вы хлопаете три раза. Слова для игры «Хлопок»: Ложь Клич |
Играют в игру «Хлопок». | ||
Итак, кто подведет итог и расскажет правило «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных»? | Подводят итог, рассказывают правило «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных». (На конце имён существительных после шипящих в женском роде пишется буква Ь, в мужском роде – буква Ь не пишется). |
||
Рассмотрите на доске таблицу «Личные окончания глаголов»:
|
Рассматривают таблицу «Личные окончания глаголов». | ||
В каком столбике находятся личные окончания глаголов I спряжения, а в каком – II спряжения? | В левом столбике находятся личные окончания глаголов I спряжения, а в правом столбике – II спряжения. | ||
Ваша задача проспрягать глаголы и определить спряжение: 1 вариант – глагол «ВЕЗТИ» 2 вариант – глагол «СМОТРИТ» |
По вариантам спрягают глаголы. Один из обучающихся спрягает глагол «ВЕЗТИ»: ВЕЗУ
Глагол «ВЕЗТИ» – глагол I спряжения. Второй обучающийся спрягает – глагол «СМОТРИТ»:
Глагол «СМОТРИТ» – глагол II спряжения. |
||
3. |
Создание проблемной ситуации (включаем проблемный вопрос, создающий ситуацию для обучающихся и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия) |
СЛАЙД 2. (Приложение 1) Итак, ребята, перед нами слова, которые необходимо прочитать: С, ТЫ, УЧИТЬСЯ, ЕСЛИ, РАБОТАТЬ, ЖИЗНЬ, ПОЛЕЗНЫЙ, ОХОТНО, ДЛЯ, ОТДЫХАТЬ, ПРАВИЛЬНО, УМЕЛО, И, СДЕЛАТЬ, УВЛЕЧЕНИЕ, ЖЕ, ОНА, ИНТЕРЕСНЫЙ, СТРОИТЬ. |
Рассматривают на слайде слова и читают их один из обучающихся читает их вслух. |
Как вы думаете, для чего нам нужны сегодня эти слова? | Обучающиеся предлагают свои варианты ответов. Один из обучающихся разделил эти слова на группы по частям речи: 1 группа – ГЛАГОЛЫ: учиться, работать, отдыхать, сделать, строить; 2 группа – ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: жизнь, увлечение 3 группа – МЕСТОИМЕНИЯ: ты, она 4 группа – ПРЕДЛОГИ: с, для. 5 группа – СОЮЗЫ: если, и 6 группа – НАРЕЧИЯ: охотно, правильно, умело 7 группа – ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: интересный, полезный 8 группа – ЧАСТИЦЫ: же Другой обучающийся разделил эти слова на две группы: 1 группа – служебные части речи: Если, же, и , с 2 группа – самостоятельные части речи: Учиться, работать, отдыхать, сделать, строить; жизнь, увлечение, ты, она, охотно, правильно, умело, интересный, полезный. |
||
Молодцы, перед нами был зашифрован текст. Чтобы составить тест из слов необходимо было соединить друг с другом данные слова, изменяя, если нужно, их форму и располагая в определенном порядке. И вот что получилось: СЛАЙД 3 Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жизнь строишь правильно сделай же её интересной и полезной. |
Третий обучающийся начал составлять предложения из данных слов. | ||
Что-то затрудняет чтение текста? Чего же в нем недостает? |
Не хватает знаков препинания. | ||
СЛАЙД 4 Если ты учишься с увлечением, работаешь охотно, отдыхаешь умело,– жизнь строишь правильно. Сделай же её интересной и полезной! |
Обучающиеся читают текст с интонацией, соблюдая знаки препинания. | ||
Что же помогло связать слова в предложении? Итак, как же составляется предложение? Предложение составляется по определенным правилам. Эти правила устанавливает для нас раздел науки о языке, который называется «синтаксис» Чтобы все одинаково понимали записанную речь, существуют правила постановки знаков препинания. Совокупность этих знаков называется «пунктуация». |
Изменение форм слов, служебные слова, порядок слов, интонация. | ||
СЛАЙД 5 – знакомство с понятием «Синтаксис» и «Пунктуация». | Обучающиеся записывают в тетрадь термины и их значение: Синтаксис (от греч. syntaxis – «составление, построение, порядок») Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий способы соединения слов в словосочетания и предложения, типы предложений и их строения. Пунктуация (от лат. рunctum – «точка»). Пунктуация – это раздел науки о языке, изучающий систему знаков препинания и правила их постановки. |
||
Запомните! Изучая синтаксис, вы узнаете, как устанавливать смысловые и грамматические связи между словами, т.е. по каким правилам соединяются слова в словосочетания и предложения. Знаки препинания помогают правильно понять смысл написанного. Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация. | |||
Какие знаки препинания вы знаете? | Перечисляют знаки препинания, которые они знают. | ||
СЛАЙД 6 – ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ . – точка |
Рассматривают слайд со знаками препинания. | ||
4. |
Открытие нового знания. |
Графический диктант. Я читаю стихотворение С. Маршака «Знаки препинания», ваша задача записать только знаки препинания, о которых рассказывается в стихотворении: |
|
С. Маршак Знаки препинания (отрывок) У последней ТОЧКИ |
Обучающиеся слушают стихотворение С. Маршака, выписывают знаки препинания, о которых идет речь в стихотворении. | ||
– Сколько вы записали знаков препинания? – А их 10. Каких знаков препинания не хватает в диктанте? Допишите их. |
7 знаков препинания. «…» — ( ) |
||
СЛАЙД 7 – работа с текстом Запишите текст, раскрывая скобки и устанавливая нужные связи слов. Писатель И.С.Соколов – Микитов хорошо знал (русская природа). Он написал много рассказов² о (лес, его обитатели, цветы и травы). Наблюдал, как живут (дерево), изучал повадки (звери и птицы) в пору (весеннее цветение и осенний листопад), в (зимняя стужа) и летний зной. |
Обучающиеся списывают текст, раскрывая скобки и устанавливая нужные связи слов. | ||
Два обучающихся читают текс, объясняя свой выбор, остальные – проверяют. | |||
СЛАЙД 8 – работа со связным текстом. Марина Цв..таева ож..вила пис(?)менный стол, сравнил… с деревом весной – с его живой корой, со слезами см..лы, с игрой л..ствы. Живое дерево – сама жиз(?)нь, но и стихи о чу(?)ствах и мыслях поэта тоже жизнь. Обратите внимание на знаки препинания. Сколько предложений в тексте? Какой знак помогает нам понять, что предложение закончено? Какие еще знаки конца предложения вы знаете? |
Читают тест, отвечают на вопросы. | ||
Запишите текст, обозначая орфограммы и подчеркивая грамматические основы. | Списывают текст, обозначая орфограммы и подчеркивая грамматические основы. Два обучающихся читают текс, объясняя свой выбор, остальные – проверяют. |
||
5. |
Рефлексия. |
Что нового вы узнали на уроке? Какой раздел науки о языке изучает словосочетание и предложение? Что изучает пунктуация? Каждый обучающийся получает лист отзыва об уроке, в котором он должен ответить на вопрос, выбирая вариант ответа. |
Обучающиеся подводят итог урока, отвечают на вопросы. |
Что мне понравилось на уроке? Нужное обведите в кружок и объясните свой выбор:
|
Отвечают на вопрос в листе отзыва, объясняя свой выбор. | ||
6. |
Домашнее задание. |
Написать мини сочинение о разделах науки о языке «Синтаксис» и «Пунктуация». |
Открывают дневники, записывают домашнее задание. |
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
«Синтаксис и пунктуация»(5 класс)
ТЕМА: СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ.
ЦЕЛИ: Сформулировать понятия синтаксиса и пунктуации.
Привить любовь и уважение к родному языку.
ОБОРУДОВАНИЕ: доска, таблица с определением синтаксиса и пунктуации.
-Здравствуйте, дети! Знатоки русского языка! Я приглашаю вас на турнир!
Оружие- мел и ручка. Победит тот, кто первым назовет раздел, который мы будем изучать в течение нескольких уроков, и первым напишет это название в своей тетради и на доске.
Вам надо правильно ответить на все вопросы по повторению, чтобы отгадать тему нашего урока.
ПОВТОРЕНИЕ:
1)Первая буква в названии части речи, обозначающей предмет.
2)С какой буквы пишем название падежа, который узнаем по
вопросу КТО?
3)С какой буквы пишем название неизменяемой части речи
(один из вопросов к ней-КАК?).
4)Первая буква в названии падежа, отвечающего на вопрос КЕМ?
5)Третья буква в названии части речи, обозначающей действие.
6) Буква, стоящая последней в названии изучаемого нами предмета.
7)Первая буква в н6азвании части слова, стоящей между корнем и окончанием.
8) Эта буква-самый распространенный союз.
9) Звук, который мы слышим на конце слова ГРУЗ.
-Впишите название нового раздела :
и пунктуация.
-Сегодня мы познакомимся с новым разделом, который называется СИНТАКСИС и ПУНКТУАЦИЯ.
2.РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.
— Давайте разберемся в значении слова СИНТАКСИС.
1) Чтение параграфа 24 стр.47. (теория)
— Как переводится с греческого языка слово СИНТАКСИС? (составление,построение,порядок)
-Что изучает этот раздел науки о языке? (Словосочетание и предложение,правила их построения)
— Чему мы будем учиться, изучая этот раздел?( строить правильно словосочетания и предложения)
2) – На доске разбросаны слова пословицы. Попробуем из них составить предложение так, чтобы получилась пословица.
(птица, перо, красный, ум, а, человек)
КРАСНА ПТИЦА ПЕРОМ, А ЧЕЛОВЕК красен УМОМ.
-О чем эта пословица? (О животных судят по внешности, а о человеке — по уму)
-Получилась прекрасная пословица. В ней можно выделить словосочетания.Какие?
(Красна пером, красен умом)
-Итак, мы увидели, как слова связываются в цепочку, построили предложение, нашли словосочетания. Теперь запишите под мою диктовку начало предложения и завершите его самостоятельно:
Раздел науки о языке СИНТАКСИС изучает (словосочетание и предложение, правила их построения).
3) –Постойте-ка! В названии темы урока два слова. Что же означает второе слово?
ПУНКТУАЦИЯ!
1)Читаем параграф25стр.48(теория)
2)-Что изучает пунктуация?(знаки препинания и их постановку)
3) ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ: Я подошел к калитке с громким лаем, навстречу мне выбежал Барбос.
— Что вам не нравится в этом предложении?(дети исправляют пунктуационную ошибку)
-Ошибкоопасные места в предложении называются пунктограммами.( Это слово записано на карточке, прикрепленной к доске)
3. СЛОВО УЧИТЕЛЯ:.
— В русском языке 10 знаков препинания.Они выполняют разную роль. Знаки завершения ставятся в конце предложений.Знаки разделения ставятся внутри предложения(они разделяют слова). Знаки выделения тоже ставятся внутри предложения,но они выделяют слова.
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
1) Упр.118 стр.49.(устно)
-Для чего нужны знаки препинания?
-Читаем текст упражнения. Определите его основную мысль.(Знаки препинания необходимы для правильного чтения и понимания текста)
-Сжато изложите содержание текста.
5.ФИЗМИНУТКА
2) Графический диктант.
Читаю стихотворение С.Маршака «Знаки препинания», дети записывают только знаки препинания, о которых рассказывается в стихотворении:
С.МАРШАК
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ(отрывок)
У последней ТОЧКИ
На последней строчке .
Собралась компания
Знаков препинания
Прибежал Чудак-
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК. !
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
-Ура! Долой! Караул!Разбой!
Притащился кривоносый ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК: ?
-Кто? Кого? Откуда? Как?
Явились ЗАПЯТЫЕ, ,
Девицы завитые,
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Прискакало ДВОЕТОЧИЕ, :
Прикатило МНОГОТОЧИЕ, …
И прочие,
И прочие,
И прочие…
Заявили запятые:
-Мы- особы занятые,
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
Отозвалась с той же строчки
Тетя ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ: ;
-Если нет над вами точки,
Запятая-знак пустой!
-СКОЛЬКО ВЫ ЗАПИСАЛИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ?
-7 знаков препинания.
-А их 10.Каких знаков препинания не хватает в диктанте? Допишите их.
(«…» — ( ) ).
3) Упр.117 стр.49.(Списать первый абзац).
4)Проверка выполненного упражнения.
6. ИТОГ УРОКА: Что нового вы узнали на уроке?
Какой раздел науки о языке изучает словосочетание и предложение?
Что изучает пуктуация?
7. ДОМ.ЗАДАНИЕ: УПР.115 стр.47. Выучить определения Синтаксиса и Пунктуации
infourok.ru
Урок в 5 классе. Понятие о синтаксисе и пунктуации
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Понятие о синтаксисе и пунктуации» разработала Волкова Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Булгаковская ООШ» Тимского района Курской области.
Цель урока: сформировать понятие о синтаксисе как разделе грамматики и пунктуации как системе правил правописания предложений.
Планируемые результаты:
Предметные: знать предмет изучения синтаксиса, пунктуации, роль знаков препинания в понимании смысла предложения, названия и функции знаков препинания; уметь связывать слова в предложении по смыслу, верно расставлять знаки препинания с целью восстановления текста.
Метапредметные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цель урока, включая постановку новых целей; определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с критериями.
Личностные: формировать умение работать в паре; развивать культуру общения, чувство товарищества, умение контролировать и оценивать собственную деятельность; воспитывать любовь к русскому языку.
Тип урока: открытие новых знаний.
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Много предстоит узнать.
Постарайтесь всё понять.
— Есть вопросы по домашнему заданию?
(Собрать и раздать тетради, записать число в тетради)
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
1. Выполнить задание на дидактической карте в форме блиц – опроса и из начальных букв составить слово, которое введет на тему урока.
(на доске таблица)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
— Учитель задаёт вопрос, учащиеся отвечают и называют первую букву, учитель записывает в таблицу.
1) Часть речи, обозначающая предмет? (существительное)
2) Падеж, отвечающий на вопрос кто? (И. п.)
3) Неизменяемая часть речи? (наречие)
4) Падеж, отвечающий на вопрос кем? (Т. п.)
5) Слова, противоположные по лексическому значению? (антонимы)
6) Часть слова, в которой заключено значение всех родственных слов? (корень)
7) Морфема, стоящая между корнем и окончанием? (суффикс)
8) Самый распространённый союз? (и)
9) Звук, который мы слышим на конце слова груз? ([с])
— На доске записаны слова, в которые нужно вставить буквы, эти буквы мы занесём во вторую таблицу, получится второе ключевое слово нашего урока.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ша..ка, ч..до, де..ь, пари.., чес..ный, ч..жой, ч..с, колоде.., ж..знь, т..жело. (п, у, н, к, т, у, а, ц, и, я)
— Какие слова получились? (синтаксис и пунктуация)
— Чем мы будем заниматься на уроке?
(запись темы урока в тетради)
III. Выявление места и причины затруднения
— Вы знаете значение слов «синтаксис» и «пунктуация»?
— Почему вам трудно ответить на этот вопрос?
IV. Построение проекта выхода из затруднения
— Где можно найти значение слов «синтаксис» и «пунктуация»?
V. Реализация построенного проекта
Словарная работа (смотрим значение слов в практике)
Синтаксис – составление, сочетание, построение, порядок.
Пунктуация – точка.
— Выполнение упр. 1 из рабочей тетради
(смотрим значение слов в толковом словаре с. 632 и с. 718)
(Сказать, что синтаксис – раздел грамматики)
— Какой раздел грамматики мы изучили?
— Чтение правила, что такое пунктуация.
(в теории)
— Какой раздел науки о языке мы изучили?
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
1. Беседа о знаках препинания.
— Синтаксис и пунктуация неразрывно связаны между собой. Почему?
— А все ли знаки препинания вы знаете?
Работа в парах
— Сейчас я загадаю загадки о знаках препинания, попробуйте их отгадать.
У вас на столе листы, на которых изображены знаки препинания, помечайте галочкой те, о которых загадки.
1) Вечно думая над смыслом, изогнулся коромыслом (вопросительный знак)
2) Бурным чувством нет конца – пылкий нрав у молодца (восклицательный знак)
3) Загораживает путь – предлагает отдохнуть (запятая)
4) Ляжет палочкой на строчку, проходите по мосточку (тире)
5) Если текст вдруг незаконченный
Вместо точки стоит… (многоточие)
6) Я писал письмо Серёжке,
О делах, друзьях немножко.
Не писал я много слов,
Ну а вышло пять листов.
В конце пятого листочка
Я закончил. Ставлю … (точку)
7) Так и хочется ему
Разъяснить нам, что к чему. (двоеточие)
— Ребята, о каких знаках препинания не прозвучало загадок? (точка с запятой, скобки, кавычки)
— Запишите их в тетрадь.
2. Немного истории упр. 10 (р. т.)
Физминутка
(Встали, вышли из-за парт)
Всё дышите! Не дышите! Дышите!
Всё в порядке. Отдохните!
Вместе руки поднимите!
Превосходно, опустите!
Наклонитесь! Разогнитесь!
Встаньте прямо! Улыбнитесь!
Да. Осмотром я довольна.
Из ребят никто не болен.
Каждый весел и здоров,
И к заданиям готов.
Работа в парах
3. Работа с кадром из мультфильма «В стране невыученных уроков»
4. Беседа по кадру.
— Что здесь изображено?
— Какое выражение лица у Виктора?
— Что написано на доске? (Казнить нельзя помиловать)
— Как вы думаете, что сейчас будете делать?
— Детям предлагается помочь Виктору Перестукину поставить в нужном месте запятую, чтобы он остался жив и вернулся домой.
(Ребята ставят запятую)
— Проверка работы с объяснением.
(Отмечаем важность знаков препинания в тексте)
VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
— Выполнение упр. 181 (практика)
VIII Включение в систему знаний и повторение
— Выполнение упр. 2 (р. т.)
IX Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
— Сказать о том, как работали на уроке.
Выставление отметок.
Д/з: уч. п.13, упр. 186.
— Что нового узнали на уроке? Какие трудности у вас появились в процессе работы? Как вы их преодолевали? Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
Автор: Волкова Ирина Анатольевна
umoslovo.ru
Дидактический материал по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис и пунктуация»
Тема: Прямая речь
Карточки для взаимодиктанта
Задание: записать предложения, расставить знаки препинания
Карточка № 1
Мама сказала: «Летом мы поедем к бабушке».
«Я заблудился», — сказал Сергей.
Врач подошёл к нему и спросил: «Как вы себя чувствуете?»
Карточка № 2
«Пойдём на каток», — предложила подруга.
«Бери свою стрелу», — говорит лягушка.
Ребята поинтересовались: «Куда едет этот автобус?»
Карточка № 3
«Я заболела», — сказала Маша.
Девочка закричала : «Папа приехал!»
«Сколько тебе лет, Антипыч ?»- спрашивали мы.
Карточка № 4
«Вы здесь живёте?» — спросила я.
«Всем хорошим я обязан книгам», — писал М. Горький.
Мама сказала: «Я вернусь из командировки в субботу».
Карточка № 5
1.Федя посмотрел на небо и сказал: «Гроза будет».
2. Чук и Гек закричали: «Это письмо от папы!»
3. «Операция прошла успешно», — сообщил хирург.
Карточка № 6
«Дениска, ты можешь выступить на концерте?»- спросила Зина.
. Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно, старче?»
Ребята кричали : «Птицы прилетели!»
Карточка № 7
1.Отец сказал: «Вернусь к обеду».
2.Мама спросила: «Когда отходит последний поезд?»
3. «Ветер к утру утихнет», — уверяли нас моряки.
Карточка № 8
1.»Отец не приедет», — сказала мать.
2. «Ты уже прочитала эту книгу?»- спросила подруга.
3. Маша сказала: «Я люблю ходить в этот парк осенью».
Карточка № 9
Классный руководитель сообщил: «Завтра состоится родительское собрание».
«Соревнования состоятся через месяц», — сказал тренер.
«Как здесь красиво!»- воскликнула девочка.
Карточка № 10
Ребята сказали леснику: «Мы заблудились».
«Откуда это дым валит?»- удивились ребята.
Федя спросил: «Картошка сварилась?»
Тема: Словосочетание
Задание: записать словосочетания, указать главные и зависимые слова, составить схему
Карточка № 1
Показался на горизонте, на чудесной картине, в осеннем лесу, объяснил другу, интересную сказку, игра в снежки , срывает с деревьев ,падают в грязь, восхищаются подвигом, на широком просторе.
Карточка № 2
Проверка диктанта, серьёзный разговор, восход солнца, бежать по тропинке,
заботиться о сестрёнке , на вершине ели, у известного мастера, рассказывают сказки, ехал на лошади, приехал в субботу.
Карточка № 3
В ночной тишине, исправить ошибки, делают зарядку , пирожки с капустой ,птичьи гнёзда, гуляет по аллее, встречал брата, кисти рябины, по узкой тропинке, покрылось ковром.
Карточка № 4
Тёплого лета, съедобные грибы, с раннего утра, из соседнего города, заросли малины, раскаты грома, отправиться в поход, стремиться к знаниям, в звёздную ночь, приехал на вокзал.
Карточка № 5
Рисует красками, восхищается подвигом, красивая степь, встретился с друзьями, перед утренней зарёй, на окраине аула, свежий воздух, отвечать у доски, слушать музыку, на берегу реки.
Карточка № 6
Въехали в лес, у лесного озера, в кустах сирени, учиться в школе, вьют гнёзда, вручение медали, у глубокого оврага, белая берёза, заметили лису, ясные дни, писать письмо.
Тема: Главные и второстепенные члены предложения
Карточка № 1
1.Что называется подлежащим?
2.Найдите в предложениях главные члены предложения
1.Липа — красивое дерево.
2.Липа вынослива.
3.Летом над липой вьются пчёлы.
Карточка № 2
1.Что называется сказуемым?
2. Найдите главные члены предложения
1.Казахстан- наша Родина.
2. Книга- зеркало жизни.
3. Пословица- мудрость народа.
Карточка № 3
1.Что называется дополнением?
2.Найти дополнения в предложениях.
1.Ветер сломал дерево.
2. Птицы вьют гнёзда.
3.Приплыла к нему рыбка.
4. Лес пахнет дубом и сосной
5.Дорожки в саду усыпаны гравием.
6. Автобус привёз экскурсантов.
7. На балконе стояли мешки с яблоками.
8. Ребёнок радуется игрушкам.
9 Туман окутал землю.
Карточка № 4
1.Что называется определением?
2. Найти определения в предложениях.
1.Мы вошли в сосновый бор.
2. Сухие листья шуршат под ногами.
3.Появилсь первые, весенние цветы.
4.Осеннее солнце осветило поляну.
5.Последние птицы спрятались под крыши.
6.Тяжёлую тучу прорезали яркие молнии.
Карточка № 5
1.Что называется обстоятельством?
2.Найти в предложениях обстоятельства.
1.Вчера мы ходили в поход.
2.Домой мы вернулись вечером.
3.Он читает громко.
Карточка № 6
1.Какие предложения называются распространенными нераспространёнными?
2. Распространите второстепенными членами данные предложения.
1. Качается трава.
2. Растут деревья.
3.Шли ребята.
4.Наступила осень.
5.Птицы улетают.
Тема: Сложные предложения.
Задание: Записать предложения, дать характеристику.
Карточки для взаимодиктанта
Карточка № 1
1.В костёр дед подложил поленья, чтобы они горели всю ночь.( сложное, СПП)
2.Сверкнула молния, и ударил гром.( сложное, ССП)
Карточка № 2
1.Лес проснулся, когда взошло солнце.( сложное, СПП)
2. Глаза дела боятся, а руки делают. ( сложное, ССП)
Карточка № 3
1.Надвигалась туча, и подул сильный ветер. ( сложное, ССП)
2.Я закричал, чтобы они остановили корабль. ( сложное, СПП)
Карточка № 4
1.Подул ветерок, пошёл мелкий снег. ( сложное, БСП)
2.Птица вылетела из кустов, когда я вышел на поляну. ( сложное, СПП)
Карточка № 5
1.За лесом всходит солнце, просыпается природа. ( сложное , БСП)
2. Машины засветили фары, потому что шёл сильный снег. ( сложное, СПП)
Карточка № 6
1.
Тема: Синтаксический разбор предложений
Задание: выполнить синтаксический разбор предложений
Карточка № 1
1.От горячего света солнца быстро высыхают капельки росы.
2.Ударил первый мороз, и иней посеребрил траву.
Карточка № 2
1.Летят птицы и шлют прощальный привет родным местам.
2.Опустели поля и луга, и потянулись в небе косяки птиц.
Карточка № 3
1.Яркое солнце осветило деревья.
2.Цветут луга, шумят колосья хлеба.
Карточка № 4
1На лесной поляне росла огромная ель.
2.Труд человека кормит, а лень портит.
Карточка № 5
1.Весной ребята в теплице сажали рассаду.
2.Глаза боятся , а руки делают.
Карточка № 6
1.В тени берёз расположились грибники.
2.Пригрело солнце, и зазеленела трава.
Карточка № 7
1.Стая птиц улетела далеко за лес.
2.Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели.
Тема: Тире между подлежащим и сказуемым
Чтение — вот лучшее учение.
Книга — это источник знаний.
Осень — пора грибов.
Зима — прекрасное время года
Грачи – это друзья весны.
Снегири – гости зимние.
Пословица — всем делам помощница.
Каток- спортивное сооружение.
Моя сестра- продавец.
Лес – наше богатство
Тематическая карточка «Синтаксис»
1.Что изучает синтаксис?
2.Что такое словосочетание, чем оно отличается от слова?
3.Каково строение словосочетаний?
4.Что такое грамматическая основа предложения?
5.Какие предложения называются двусоставными, а какие односоставными?
6.Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире?
7.Что называется дополнением?
8. Что называется определением ?
9. Что называется обстоятельством ?
10.Какие предложения бывают по цели высказывания?
11.Какие предложения называются распространёнными ,нераспространёнными?
12.Что называется однородными членами предложения? Как расставляются знаки препинания в предложениях с однородными членами?
13.Что такое обобщающие слова? Какие знаки препинания ставятся между обобщающим словом и однородными членами?
14 Что называется обращением? Какими знаками препинания выделяются обращения?
15.Что называется вводными словами? Как расставляются знаки препинания?
16.Что называется сложным предложением? Какой знак препинания ставится в сложном предложении между простыми предложениями?
17Что такое прямая речь ? От чего зависит постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью?
18.Что такое диалог? Как расставляются знаки препинания в диалоге?
Выполнить синтаксический разбор предложений
Карточка № 1
Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые берёзки и дубки опустили свои листочки.Чёрная туча уходила через поля и
леса на юг.
Карточка № 2
Тропа вывела мальчика к чистому ручью. Он напился холодной воды и побежал к палатке. На земле лежали круглые часы с острой стрелкой.
infourok.ru
Конспект урока по русскому языку по теме «Синтаксис.Пунктуация» (5 класс)
Планкова Татьяна Оттовна
План-конспект урока обобщения материала в 5 классе
Дата: 19.11.2015 г.
Класс: 5
УМК: под редакцией Т.А.Ладыженской
Тема: Повторение изученного. Проверочная работа по теме «Синтаксис. Пунктуация».
Оборудование:
Раздаточный материал, маркеры.
Ход урока:
Тип урока: повторение.
Форма: дидактическая игра.
Цель: обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация» в связи с другими разделами русского языка.
Задачи:
Предметная: повторить основные понятия, изученные в разделе «Синтаксис и пунктуация»
Коммуникативная: развивать умение систематизировать изученный материал, умение сравнивать, проводить связь между другими языковыми понятиями. Развитие орфографической зоркости, логического мышления.
Личностная: воспитывать личностные качества — самоконтроль, самоанализ, мотивацию, целеустремленность. Воспитание любви к родному языку.
Планируемые результаты:
— личностные УУД:
Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
Следование в поведении моральным и этическим требованиям;
-регулятивные УУД:
Понимать и строить планируемые действия;
Проговаривать вслух последовательность производимых действий.
— коммуникативные УУД:
Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
— познавательные УУД:
Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять.
Извлекать нужную информацию.
Здоровьесберегающие компоненты урока:
1) чередование видов учебной деятельности: письмо, ответы на вопросы, чтение, сопоставление примеров, устная работа с текстом;
2) чередование видов преподавания: наглядный, словесный, практический;
3) контроль за осанкой учащихся, наличие физкультурной паузы, направленной на снятие мышечной усталости.
Предварительная работа: разделение учащихся на группы, подготовка раздаточного материала.
Ход урока .
Организационный момент. Приветствие учителя.
ДАВАЙТЕ посмотрим на ваше настроение (солнышко,туча,туча и солнышко)
2. Стадия вызова (слайд 2). Любите ли вы путешествовать? С какой целью отправляетесь в путешествие? А если вы уже были в этом месте, будет ли вам путешествие интересно?
Эпиграфом нашего урока станут слова известного французского писателя и философа Альберта Камю: «Путешествие как самая великая и серьезная наука помогает нам вновь обрести себя».
Сообщение темы и вида урока. У нас сегодня не простой урок, а урок-путешествие. А путешествовать мы будем по большой стране, которая называется ? («Синтаксис».) Началось это путешествие в октябре, и вот пришла пора прощаться с этой удивительной страной. Определите цель нашего урока.
Мотивация. Изучение синтаксиса и пунктуации не завершается на этом, и от того,
какие мы получили знания и навыки, зависит наша дальнейшая учеба, цель которой – открыть дверь в мир удивительно прекрасного русского языка.
Итак, путешествие начинается.
— У нас есть препятствие . Словарная диктовка.
На доске записаны слова с пропущенными орфограммами. Учащиеся записывают их, комментируя орфограмму (по одному человеку от каждой команды).
СинтАксис, грамМатическая основа, предлОжение, чудеСный, благОдарю, разгАдать, пожалу…ста, обЪединять, тишИна ( Проверка)
«Блиц-опрос»«Теоретическая разминка».
Вопросы командам:
Что изучает синтаксис?
Какие предложения по цели высказывания вам известны??
Какие предложения по интонации вы знаете?
Что изучает пунктуация?
Что такое грамматическая основа предложения?
Какие члены предложения называются однородными?
Что такое прямая речь?
Что такое словосочетание?
Назовите второстепенные члены предложения?
Неизвестная планета».
У каждой команды на столе рисунок с изображением пустых домиков. Чтобы поселить в домики жильцов необходимо вспомнить виды словосочетаний.
Расселите в домики словосочетания.
Удивительная картина, раздаваться в лесу, исчезать в кустах, преподавать литературу, объединиться в группы, далёкий горизонт, долина реки, приближаться к реке.
Удивительная картинаДалёкий горизонт
Долина реки
7 этап: «Грамматический калейдоскоп».
Задание выполняется по Презентации. Отвечает команда, быстрее поднявшая руку. За правильный ответ – 1 жетон.
Укажите среди данных предложений повествовательные:
— Закружилась листва золотая.
— Как хорошо бродить по осеннему лесу!
— Полюбуйся красотой осеннего леса.
Восклицательный знак нужно поставить в конце следующих предложений:
— Дубравы пышные, где ваше одеянье
— Как красиво осенью в лесу
— Наступила поздняя осень
Определением в этом предложении является слово:
Прекрасна и неповторима золотая осень!
В каком предложении нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым:
— В ноябре зима с осенью борется.
— Ноябрь зиме родной батюшка.
— Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.
В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания при однородных членах:
— Ласточки и дрозды летят в тёплые края стаями.
— Отправилась осень в поля, в луга.
— Листья задрожали, оторвались, и полетели.
8. Тест . ( Поставьте себе оценку)В клетку под номером задания впишите букву с правильным ответом.
1
2
3
4
1. Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены):
А) Отшумела листва на деревьях и стала постепенно опадать.
Б) Сад отцветал и темнел.
В) А дорога расстилается и шумит густая рожь.
Г) Лучи солнца греют лицо и руки.
2. Укажите сложное предложение, части которого связаны интонационно:
А) Рванул ветер, и в воздухе закружилась пыль.
Б) Дремлет лодочник у перевоза, обступила кругом тишина.
Г) Все живое тянется к воде, и все вода дарит жизнь.
Д) Солнце сияло и грело, но не пекло.
3. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена верно:
А) Музыка в траве приутихла.
Б) Егорушка приподнялся и посмотрел вокруг себя.
В) Летят над белым морем чайки, а даль туманная глуха.
Г) У кумушки глаза и зубы разгорелись.
4 Укажите предложение, которое начинается со слов автора (знаки препинания не расставлены):
А) Делайте, что хотите отвечал им сухо Дубровский.
Б) Ты бледна, Маша, заметил отец.
В) Нет, я поеду решительно сказала Наташа.
Г) Соседка поинтересовалась а когда у тебя начинаются каникулы?
Физкультминутка.
Учитель. Сейчас мы с вами проведем физкультминутку. Поскольку сегодня мы повторяем изученным материал из синтаксиса и пунктуации, то разминка будет связаны со знанием терминологии, которую мы используем.
Правила игры. Ученики встают со своих мест, руки на поясе. Учитель называет различные термины:приставка, грамматическая основа, основа слова, словосочетание, имя существительное, обстоятельство, запятая, части речи, предложение. Задача учащихся: если термины относятся к синтаксису и пунктуации, сделать наклон вправо, если же к другим разделам языка – влево.
9 Задание «Передай другому»
Синтаксический разбор простого предложения.
Учащиеся выполняют синтаксический разбор простого предложения, передавая в группе по кругу листок с разбором.
Взаимопроверка в группах10 задание. На доске картина. Каждой группе записать по слову с картины. Потом придумать одно предложение , чтобы все слова были в этом предложении. Предложение с прямой речью.
11 задание. . Потерялись обращения. (Устная работа. За правильный ответ один золотой команде)
Свет мой ……скажи да всю правду доложи.
Отпусти ты …. меня в море
Поклонись ….. рыбке.
Куда ты….так рано поднялся?
Скушай яблочко…….
……..ты могуч, ты гоняешь стаи туч.
Ой вы гости…… вы откуда и куда?
Ты…. всех милее, всех румяней и белее.
12 Задание. . Расшифруйте схемы предложений.
[ ], а [ ].
[ ],(когда …).
А: “П”.
“П”, — а.
[О, …]!
Составьте предложения по картине.
Подведение итогов. Рефлексия
Показываем (тучи, солнце)
Мне было интересно…
Я сегодня узнал…
Работа с листом самооценки.
Д.З.
Повторить теорию, синтаксический разбор предложения (поменяйтесь карточками по кругу), творческое задание создать Кроссворд по теме «Синтаксис и пунктуация» или написать Сказку «Как запятая друзьям помогала?»
Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку.
Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку.
Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку.
Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку.
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
Оценочный лист
Ф.И.______________________
Вид работы
Оценка
1.
Словарная диктовка .
2.
Неизвестная планета
3.
Тест
4.
Передай другому. Синтаксический разбор
5.
Схемы предложений. Составить предложения.
Моя оценка за урок :
Оценочный лист
Ф.И.______________________
Вид работы
Оценка
1.
Словарная диктовка .
2.
Неизвестная планета
3.
Тест
4.
Передай другому. Синтаксический разбор
5.
Схемы предложений. Составить предложения.
Моя оценка за урок :
Оценочный лист
Ф.И.______________________
Вид работы
Оценка
1.
Словарная диктовка .
2.
Неизвестная планета
3.
Тест
4.
Передай другому. Синтаксический разбор
5.
Схемы предложений. Составить предложения.
Моя оценка за урок :
Оценочный лист
Ф.И.______________________
Вид работы
Оценка
1.
Словарная диктовка .
2.
Неизвестная планета
3.
Тест
4.
Передай другому. Синтаксический разбор
5.
Схемы предложений. Составить предложения.
Моя оценка за урок :
infourok.ru