Роды и жанры литературы схема 5 класс – Роды и жанры литературы. Определения.
Урок по литературе в 5 классе «Драма как род литературы»
Новый материал
1. — Итак, запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока «Драма как род литературы». Сегодня мы подробней познакомимся с драмой, дадим понятие этому роду литературы, выявим путем сравнения особенности этого рода литературы, поймем особенности чтения драмы.— Обратим внимание на доску: ДРАМА — ?
— Кто может прочитать, разъясняя эту запись? Как её можно понять?
— Действительно, по ходу урока мы постараемся убрать этот вопросительный знак и ответить на все вопросы, связанные с понятием «драма». Откроем для себя эту тайну. Сегодня на уроке мы объединим все ваши знания о драме воедино и дадим определение этому роду литературы.
2. Перед вами на партах два варианта произведения С.Я Маршака с одинаковым названием «Двенадцать месяцев».
Первая – эпическая сказка с подзаголовком – новогодняя сказка.
Вторая – драматическая сказка.
Вот на основе сравнения этих сказок мы и дадим понятие ДРАМЫ.
— Мы уже говорили об этих сказка, но что в них мы сравнивали? (Сюжет, героев)
— Сегодня у нас определенная задача: сравнить эти два одноименных произведения с целью выявления особенностей драматической сказки.
— Дома вы должны были попробовать пересказать эти сказки, хотя бы отдельные эпизоды с целью определить: что легче пересказать? А пересказ какого произведения вызывает трудности и какие? Почему? (Потому что сказка написана по ролям, т.е. для исполнения не одним человеком)
— А для чего она написана? (Для постановки на сцене)
— Т.е., где же мы смогли бы, кроме книги, увидеть эту пьесу? (В театре)
— Итак, запишем:
Драма – это произведение художественной литературы, написанное для постановки на сцене.
— Обратим внимание на то, что следует в обеих сказках после названия? (В эпической – сразу повествование, в драматической – перечень действующих лиц, т.е. АФИША)
Повествованию предшествует афиша – перечень действующих лиц.
— Обратим внимание: из чего состоит текст драмы? (Из диалогов, т.е. речи нескольких лиц; из монологов, т.е. речи одного лица)
— Обратимся опять к домашнему заданию. Вы должны были найти в тексте драматической сказки слова, заключенные в круглые скобки. А в этической сказке они есть? Что это за слова? Зачем они нужны? Их роль? (В этической сказке их нет. Там все поясняет автор. А в драматической сказке эти слова поясняют, как действовать актерам, а если читаешь, узнать, как действуют персонажи)
— Это РЕМАРКИ — слова, заключенные в круглые скобки, с помощью которых автор помогает понять, как действуют герои.
Текст драмы состоит из монологов, диалогов и ремарок.
— Продолжим исследование. Дома вы должны были посмотреть и записать как называются составные части драматической сказки (акты, действия, сцены, картины)
— А есть ли такое деление в новогодней сказке? (Нет)
Драма состоит из действий, актов, картин, сцен.
Дома вы читали драматическую сказку. Есть ли в ней описание (отдельное) внешности и характера персонажей? Откуда мы узнаем об этом? (Из реплик героев)
— А в этической сказке? (Из отдельных описаний автора) Например, стр.316 характеристика мачехи.
О внешности и характере персонажей мы узнаем из реплик героев.
В тетрадях и на доске
Ребята высказывают свои пред- положения
Вы читали об этом!
Представьте, что вы захотели прочитать эту сказку своим родным.
В тетрадях и на доске
Запись!
Запись!
Прочтите их (выбрать)
Запись!
На доске!
На доске!
В тетрадях и на доске
infourok.ru
Литературные роды и жанры
«Три главных основы чего-нибудь»
Три рода литературы:
эпос, лирика и драма.
Аристотель
Жанр — исторически сложившиеся
внутренние подразделения
в большинстве видов искусства.
Эпос – объективное отображение действительности:
Большая форма:
героическая песнь,
роман.
Малая форма:
рассказ, новелла,
очерк, притча.
Средняя форма:
повесть.
В эпических произведениях, как правило, есть сюжет, персонажи и повествователь.
Роман отображает жизнь в её полноте и многообразии; характеры
показаны в развитии.
Эпосу свойственно останавливаться на подробностях, художественных деталях.
Романы:
- любовные;
- исторические;
- фантастические;
- философские;
- психологические.
Повесть — произведение, среднее между рассказом и романом по количеству действующих лиц и событий.
Рассказ — небольшое произведение с ограниченным числом персонажей, в котором решается одна проблема и описывается одно событие.
Греческое слово «лира» обозначает музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись песни.
Лирика — отражение мыслей, чувств, переживаний.
«Великий поэт, говоря о своём «Я»,
говорит об общем – о человечестве».
В.Г. Белинский
В лирических признаниях Фета или Тютчева, Лермонтова или Есенина читатель узнаёт свои чувства, свои мысли, свои радости и страдания.
Я вас любил: любовь ещё, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим.
Элегия — печальное стихотворение, темой которого является несчастная любовь, разлука, утрата.
Ода — стихотворение, написанное в торжественном тоне.
Послание —
стихотворное письмо.
Эпиграмма — небольшое сатирическое стихотворение.
Театр
Драма — «действие»(греч.)
для исполнения на сцене.
Драматические произведения
Действия или акты
Явления
Трагедия — вид драмы, в основу сюжета которого положен конфликт, вызывающий страдания и гибель героя в финале.
Комедия — вид драмы, в котором персонажи и сюжет вызывают смех.
Драма
videouroki.net
Литературные роды и жанры
Литературные роды и жанры (теория литературоведения)
»
РОДЫ
ЛИТЕРАТУРЫ
ЭПОС
ЛИРИКА
ДРАМА
ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЙ
Литературный род – группа литературных произведений, вычленяемых по ряду единства признаков.
Лирика – род литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека.
Характерная особенность – стихотворная речь, ритмичность, отсутствие фабулы, небольшой размер.
Эпос – представляет собой связный рассказ о тех или иных событиях, максимально приближенных к объективности. Эпосу , свойственно воспроизведение действия, развёртывающегося в пространстве и времени . Специфическая черта эпоса в том, что сам автор (или рассказчик) сообщает о событиях и их подробностях как о чём-то прошедшем и вспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки действия и облика персонажей, а иногда — к рассуждениям . Эпическое повествование ведётся от лица повествователя, своего рода посредника между изображаемым и слушателем (читателем).
Драма – род литературы, отражающий жизнь в действии (поступках и переживаниях) людей. Предназначается для исполнения на сцене. Действие показывается через конфликт , лежащий в центре драматического произведения, определяющий все структурные элементы драматического действия. Драматический конфликт, отображающий конкретно-исторические и общечеловеческие противоречия, раскрывающий сущность времени, социальные отношения, воплощается в поведении и поступках героев, и, прежде всего в диалогах, монологах, репликах .
Ли́роэ́пика — один из четырех родов литературы в традиционной классификации.
В лироэпических произведениях художественный мир читатель наблюдает и оценивает со стороны как сюжетное повествование, но одновременно события и персонажи получают определенную эмоциональную оценку повествователя.
ЖАНРЫ ЭПОСА
Басня
Рассказ
Былина
Новелла
Сказка
Повесть
Миф
Роман
Легенда
Эпопея
Очерк
Эпопе́я (др.-греч. «слово, повествование» + «творю») — родовое обозначение крупных эпических и сходных с ними произведений:
- Обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях.
- Сложная, продолжительная история чего-либо, включающая ряд крупных событий.
Роман — произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе её становления и развития. По определению Белинского, роман — «эпос частной жизни» (напр. «Обломов» А. Гончарова, «Отцы и дети» И. Тургенева).
Повесть — «средний» жанр эпического рода литературы. По объёму как правило, меньше романа, но больше рассказа, новеллы. Если в романе центр тяжести лежит в целостном действии, в фактическом и психологическом движении сюжета, то в повести основная тяжесть переносится нередко на статичные компоненты произведения — положения, душевные состояния, пейзажи, описания и т.п. (напр. «Степь»).
Новелла — малый прозаический жанр, сопоставимый по объёму с рассказом (что даёт иногда повод для их отождествления — существует точка зрения на новеллу как на разновидность рассказа), но отличающийся от него острым центростремительным сюжетом, нередко парадоксальным, отсутствием описательности и композиционной строгостью (напр., рассказы А. Чехова, Н. Гоголя, «Тёмные леса» И. Бунина).
Рассказ — малая эпическая жанровая форма художественной литературы — небольшое по объёму изображённых явлений жизни, а отсюда и по объёму текста, прозаическое произведение.
Ба́сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей. Басня — один из древнейших литературных жанров.
Были́ны ( стáрины ) — героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX—XIII веках; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — «стáрина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).
Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.
Миф — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.
Леге́нда (от ср.-лат. «чтение», «читаемое», «собрание литургических отрывков для ежедневной службы») — одна из разновидностей сказочного прозаического фольклора. Письменное предание о каких-нибудь исторических событиях или личностях. В переносном смысле относится к овеянным славой, вызывающим восхищение событиям прошлого, отображенного в сказках, рассказах и т. д. Как правило, содержит дополнительный религиозный или социальный пафос.
О́черк — одна из всех разновидностей малой формы эпической литературы — рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка.
Очерковая литература затрагивает не проблемы становления характера личности в её конфликтах с устоявшейся общественной средой, как это присуще новелле (и роману), а проблемы гражданского и нравственного состояния «среды» (воплощённого обычно в отдельных личностях) — проблемы «нравоописательные»; она обладает большим познавательным разнообразием. Очерковая литература обычно сочетает особенности художественной литературы и публицистики.
Поиски истины
Элегия
Эпиграмма
Ода
Стихо-
творение
Песня
(песнь)
ЖАНРЫ
ЛИРИКИ
Сонет
Послание
Романс
1. Ода – жанр воспевающий, торжественное лирическое стихотворения, воспевающее героический подвиг. Восходит к традициям классицизма. Например ода «Вольность».
2. Элегия – жанр романтической поэзии, стихотворение, пронизанное печалью, грустным раздумьем о жизни, судьбе, своей мечте. Например « Погасло дневное светило…».
3. Послание – обращение к другому лицу. Жанр, несвязанный с определенной традицией. У Пушкина в основе посланий лежит соединение начала личного с началом общественным, гражданским. По своей проблематике шире, чем конкретная жизненная ситуация. Например « К Чаадаеву».
4. Эпиграмма – сатирическое стихотворение, адресованное определенному лицу. Например «на Воронцова».
5. Песня – Жанр восходит к традициям устного народного творчества. Например «песня Западных славян».
6. Романс – например « Я здесь, Инезилья…».
7. Сонет – например « Суровый Дант не презирал совета…».
ДРАМАТИЧЕСКИЕ
ЖАНРЫ
ДРАМА
КОМЕДИЯ
ТРАГЕДИЯ
Дра́ма (др.-греч. — деяние, действие) — один из трёх родов литературы, наряду с эпосом и лирикой, принадлежит одновременно двум видам искусства: литературе и театру. Предназначенная для игры на сцене, драма от эпоса и лирики формально отличается тем, что текст в ней представлен в виде реплик персонажей и авторских ремарок и, как правило, разбит на действия и явления. К драме так или иначе относится любое литературное произведение, построенное в диалогической форме, в том числе комедия, трагедия, драма (как жанр), фарс, водевиль и т. д.
Коме́дия (др.-греч. «песня») — жанр художественного произведения,характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей.
Траге́дия (др.-греч. буквально — «песня козла») — жанр художественного произведения, основанный на развитии событий, приводящим к катастрофическому для персонажей исходу, часто исполненный патетики; вид драмы, противоположный комедии.
ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЕ
БАЛЛАДА
ПОЭМА
Балла́да — лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку.
Поэ́ма (др.-греч. ποίημα) — поэтический жанр. Большое эпическое стихотворное произведение, принадлежащее определенному автору, большая стихотворная повествовательная форма. Может быть героической, романтической, критической, сатирической и т. п.
multiurok.ru
Проект (литература, 5 класс) по теме: урок литературы «Роды и жанры литературы. Стихотворение М.В.Ломоносова «Случились вместе два астронома в пиру…»
Слайд 1
Роды и жанры литературы. Из литературы Х V 111. М.В.Ломоносов «случились два астронома в пиру…» Урок литературы в 5 классе Учитель МОУ Южно-Степная СОШ Верткая С.А.Слайд 2
« Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и Божьей воле Стал разумен и велик.» Н.А.Некрасов «Школьник ».
Слайд 3
Цели урока: д ать начальное представление о родах и жанрах литературы; п ознакомить учащихся с основными сведениями из биографии М.В.Ломоносова; р азвивать мышление,выразительность речи; в оспитывать культуру работы в группе, интерес к литературе.
Слайд 4
План проведения 1.Проверка уровня начитанности детей 2. Знакомство с теорией литературы 3.Произведения литературы Х V 111 века. Творчество М.В.Ломоносова и его биография. 4.Работа над стихотворением «Случились вместе два Астронома в пиру…». 5.Тест. 6. Творческое домашнее задание.
Слайд 5
Беседа с учащимися «Ребята! Вы любите читать? Какие произведения вы прочитали самостоятельно? С какими познакомились на уроках литературы? Откуда эти произведения? ( учащиеся называют самостоятельно прочитанные произведения, произведения, изученные на уроках литературы. Называют разделы: УНТ, древнерусская литература)
Слайд 6
Знакомство с теорией литературы С сегодняшнего урока вы начнете изучать и обсуждать произведения русской литературы Х V 111, Х1Х, ХХ веков. Очень важно запомнить, что все произведения делятся на 3 большие группы, которые называются роды литературы: эпос, лирика, драма. Если образовать от этих слов-терминов определения, то получится, что мы знаем произведения эпические, лирические и драматические ( схема на доске ). Роды литературы эпос лирика драма рассказ стихотворения пьесы повесть сценки каждый год ваши знания о жанрах будут расширяться, таблица будет пополняться новыми терминами.
Слайд 7
Литература Х V 111 века. М.В.Ломоносов . Биография и творчество. 1.Самостоятельная работа учащихся с биографическими данными Ломоносова. Откройте учебники на стр.____ . Посмотрите на портрет ученого. Прочитайте на стр.___ факты из его биографии. 2 .Беседа по вопросам. Сколько было лет Ломоносову, когда он начал учиться ? Что сказал А.С.Пушкин о Ломоносове? ( Ломоносов был «первым нашим университетом») Дополнения учителя об открытиях Ломоносова в разных областях наук.
Слайд 8
Работа над стихотворением «Случились вместе два Астронома в пиру…» На сегодняшнем уроке вы познакомитесь со стихотворением великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру …» Чтение стихотворения учителем. Анализ прочитанного.
Слайд 9
1. Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются? Мы можем предположить, что так Ломоносов мог изобразить нам беседу между собой последователей Коперника и Птолемея . 2. В чем противоположность взглядов ученых? 3.К кому обращается хозяин дома, в котором встретились ученые, за разрешением спора? 4. Как повар решает этот спор ? 5. В чем проявилось содружество наук (филологии, астрономии) и быта в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру…»? . 6.Что напоминает вам это стихотворение?
Слайд 10
словарная работа Случились вместе — встретились вместе . Спорили … в жару — жарко, горячо спорили . Круг Солнца ходит — вокруг Солнца ходит . Как ты о сем сомненье рассуждаешь? — Как ты рассуждаешь, что ты думаешь об этом спорном вопросе? Такова (прил.) — такого. Жаркова ( сущ.) — жаркóго ( жаркóе — жареное кушанье, обычно мясное).
Слайд 11
Русские писатели и поэты (Н.М.Карамзин, Н.А.Некрасов) о М.В. Ломоносове. Чтение эпиграфа к уроку. Чтение эпиграфа из учебника. Чтение сонета « Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и Божьей воле Стал разумен и велик.» Н.А.Некрасов «Школьник».
Слайд 12
В соседстве двух морей, на родине метели, Вблизи бродящих льдов и стужи он рожден; Снегами полюса он встречен у купели И пышным севера сияньем озарен. Покинув дом отца, в стране чужой, далеко, Как хлеба, он искал познаний и наук. Он в тайны естества сошел умом глубоко И первый вырвал нам из лиры стройный звук. Законник языка! ты стоишь поздней славы. Ты первый красоту и дух его постиг, Ты дал ему права, законы и уставы, Хаос его стихий ты жизнию проник, И, прелестью его украсив величавой, Ты к силе творческой вдруг вызвал свой язык! С. И. СТРОМИЛОВ ЛОМОНОСОВ Сонет
Слайд 14
Тест 1. В каком году родился М.В.Ломоносов А) в 1786 Б) в 1711 В) в 1812 2.О чем спорили Коперник и Птоломей в стихотворении М.В.Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…»? А). о хлебе насущном Б) о движении планет В) о природе 3.Кто разрешил спор двух ученых в стихотворении М.В.Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…»? А) хозяин Б) повар В) присутствующие
Слайд 15
Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихотворения М. В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…» Нарисовать рисунок
nsportal.ru
Роды и жанры литературы
Министерство образования Забайкальского края МОУ Альбитуйская ООШ
Урок литературы
«Роды и жанры литературы»
Автор: Коновалова И.Ю.,
учитель литературы
МОУ Альбитуйская ООШ
Вперед, в новый мир , узнаем интересное.
Окно для путешествия открыто.
Нам будет помогать книжонок Проша
Литературия
Эпос
Лирика
Литературия
Драма
Литературия
Самый старый волшебник из Родов – это
(от греч. Epos, повествование). Для него главное – рассказ о , судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего, повествование о различных явлениях жизни, людях, их судьбах, характерах, поступках и т.
Эпос
событиях
Лирика
Второй брат Род – (от названия муз. инструмента) переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; становится главным событием . В лирике жизнь отражена в переживаниях поэта (или лирического героя): о ней не повествуется, а создается образ-переживание.
чувство
Третий Род – (греч. — действие) изображение событий и отношений между героями (особый способ записи текста), отражающий жизнь в действиях, совершающихся в настоящем.
Драма
на сцене
Каждый род имеет свои жанры
Жанр (от франц. genre — род, вид) — исторически складывающийся и развивающийся тип художественного произведения.
Сказка
Трагедия
Стихотворение
Комедия
Элегия
Былина
Сонет
Драма
Загадка
Песня
Водевиль
Пословица
Гимн
Поговорка
Ода
Скороговорка
Романс
Частушка
Рассказ
Повесть
Басня
Жанры эпоса
Рассказ — малая форма повествовательной литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека. Рассказ – маленький объем – один эпизод – одно событие в жизни героя
Сказка — повествовательное произведение о вымышленных событиях, с участием волшебных, фантастических сил
РОМАН — большое эпическое произведение, в котором всесторонне изображается жизнь людей в определенный период времени или в течение целой человеческой жизни
Стихотворение — лирическое произведение сравнительно небольшого размера, выражающее человеческие переживания, вызванные теми или иными жизненными обстоятельствами
Элегия — жанр лирической поэзии, в котором грустные мысли, чувства и размышления поэта облечены в стихотворную форму
Романс — небольшое напевное лирическое стихотворение, в котором находят отражение переживания, настроения, чувства лирического героя; может быть наложено на музыку
Драма — литературное произведение, которая изображает серьезный конфликт, борьбу между действующими лицами
Проверка
Распределите жанры
по отношению к каждому роду
Эпос
Драма
Лирика
Былина
Сказка
Комедия
Сонет
Ода
Рассказ
Песня
Загадка
Элегия
Трагедия
Драма
Повесть
Пословица
Для проверки
нажмите на изображение рода
Эпос
Драма
Лирика
Былина
Сказка
Комедия
Сонет
Ода
Рассказ
Загадка
Элегия
Трагедия
Драма
Повесть
Пословица
Ребята, вот и завершилось наше путешествие!
Надеюсь, вы запомнили роды и жанры литературы?
Желаю успехов в изучении литературы!
Ваш книжонок Проша.
Источники, использованные в презентации:
1. https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&c
2. https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd
3. https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=imag
4. http:// www.ug.ru/uploads/image s/method_article/113/large
5. https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=imag
6. http:// i.ytimg.com/vi/MRvGe2RNEUk/h qdefault.jpg
7. http:// i.livelib.ru/boocover/1000455016/l/9790/Ak ula.jpg
8. https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source
9. https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&
10. https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&sou
11. https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&c
12. https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=
13. https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&
14. https://www.google.r u/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&uact
15. https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&
16. https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&
multiurok.ru
Роды и жанры литературы
(от фр. genre – род, вид) – форма, в которой проявляются основные роды литературы, т.е. эпос, лирика, драма, в их разновидности. Например, в эпосе – былина, сказка, роман, повесть и т.д., в драме – комедия, драма, трагедия и т.д., в лирике – послание, элегия, эпиграмма, песня…Басня – краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера. Басня – жанр иносказательный, поэтому за рассказом о вымышленных персонажах (чаще всего о зверях) скрываются нравственные и общественные проблемы. См. страницу «Басня: история и особенности жанра». (вернуться)
Былина (стáрина) – древнерусская, позже русская народная эпическая песня о героических событиях или примечательных эпизодах национальной истории XI–XVI веков. См. былину «Добрыня и Змей». (вернуться)
Легенда (от ср.-лат. legenda «чтение», «читаемое») – одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Письменное предание о каких-нибудь исторических событиях или личностях. (вернуться)
Новелла (итал. novella, букв. – новость) – малый прозаический жанр, сопоставимый по объему с рассказом (что дает иногда повод для их отождествления: существует точка зрения на Н. как разновидность рассказа), но отличающийся от него острым центростремительным сюжетом, нередко парадоксальным, отсутствием описательности и композиционной строгостью. Поэтизируя случай, Н. предельно обнажает ядро сюжета – центральную перипетию, сводит жизненный материал в фокус одного события. В русской литературе новеллы написаны Чеховым А.П., Буниным И.А. и др. (вернуться)
Очерк – одна из разновидностей малой формы эпической литературы – рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. К такому жанру прибегали В. Тендряков, В. Песков, Е. Радов, Ф. Абрамов, Е. Дорош и другие. (вернуться)
Повесть – произведение эпической прозы, тяготеющее к последовательному изложению сюжета, ограниченное минимумом сюжетных линий. См., например, повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». (вернуться)
Рассказ – небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера. См., например, рассказ Л.Андреева «Баргамот и Гараська». (вернуться)
Роман – эпическое повествование с элементами диалога, иногда и с включением драмы или литературных отступлений, сосредоточенное на истории отдельной личности в общественной среде. См., например, роман И.А.Гончарова «Обломов». (вернуться)
Сказка – один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом. См., например, сказку Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди». (вернуться)
Эпопея – обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях. (вернуться)
Гимн (от греч. – хвала, восхваление) – торжественная песнь в честь богов, победителей, героев, позднее – в честь каких-нибудь событий. Обычно гимн строится как обращение к восхваляемому субъекту или объекту, где дается его описание, а также прославление подвигов; завершается в основном молитвой, заклинанием, пожеланием. Широко распространены также гимны-пародии (например, «Гимн обеду», «Гимн судье», «Гимн ученому» В.В. Маяковского). (вернуться)
Инвектива (от лат. – нападки, бранная речь) – резкое обличение, сатирическое осмеяние, устное или письменное, личное или общественное по своему характеру, обращенное к кому-либо. Инвективой является стихотворение М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта» (1837). (вернуться)
literatura5.narod.ru
Урок-проект «Роды и жанры художественной литературы»
Роды и жанры художественной литературы.
Урок-проект.
Цель урока: расширить представление учащихся о родах и жанрах художественной литературы, развивать коммуникативные навыки учащихся, умение выражать свою точку зрения, развивать творческие способности учащихся.
Организация работы: класс разделен на 4 групп: «Лирика», «Драма», «Эпос», «Лиро-эпика». Все последующие задания (поиск информации) группы выполняют в соответствии с тем родом, название которого носит их группа. После выполнения задания (продукт) – этап презентации.
1 этап. Теоретический. ПОИСК ИНФОРМАЦИИ.
Лекция учителя. Вся информация конспектируется в тетради учащимися. (материал взят с сайтаhttp://www.yaklass.ru/material )
«Одним из основоположников русского литературоведения был В.Г.Белинский. И хотя еще в античности были сделаны серьезные шаги в разработке понятия литературного рода (Аристотель), именно Белинскому принадлежит научно обоснованная теория трех литературных родов, с которой вы можете подробно познакомиться, прочитав статью Белинского «Разделение поэзии на роды и виды».
Различают три рода художественной литературы: эпический (от греч. Epos, повествование), лирический (лирой назывался музыкальный инструмент, в сопровождении которого исполнялись нараспев стихи) и драматический (от греч. Drama, действие).
Представляя читателю тот или иной предмет (имеется в виду предмет разговора), автор выбирает к нему разные подходы:
Первый подход: можно подробно рассказать о предмете, о событиях, с ним связанных, об обстоятельствах существования этого предмета и и.т.; при этом позиция автора будет в той или иной степени отстраненной, автор выступит в роли своеобразного хрониста, рассказчика или выберет рассказчиком кого-нибудь из персонажей; главным в таком произведении станет именно рассказ, повествование о предмете, ведущим типом речи будет именно повествование; такой род литературы и именуется эпическим;
Второй подход: можно поведать не столько о событиях, сколько о том впечатлении, которое они произвели на автора, о тех чувствах, которые они вызвали; изображение внутреннего мира, переживаний, впечатлений и будет относиться к лирическому роду литературы; именно переживание становится главным событием лирики;
Третий подход: можно изобразить предмет в действии, показать его на сцене; представить читателю и зрителю его в окружении других явлений; такой род литературы является драматическим; в драме непосредственно голос автора будет реже всего звучать — в ремарках, то есть авторских пояснениях к действию и репликам героев.
Рассмотрите таблицу и постарайтесь запомнить ее содержание: Роды художественной литературы
ЭПОС
ДРАМА
ЛИРИКА
(греч. — повествование)
рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего (даже чувства показаны со стороны их внешнего проявления). Автор может прямо выразить свое отношение к происходящему.
(греч. — действие)
изображение событий и отношений между героями на сцене(особый способ записи текста). Прямое выражение авторской точки зрения в тексте содержится в ремарках.
(от названия муз. инструмента)
переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием.
2 этап. ПОИСК ИНФОРМАЦИИ
Задание 1. Каждая из групп должна выбрать из списка по три основных свойства рода и попробовать записать определение рода.
На слайде: 1. Объективность (отображает сторонний по отношению к автору мир),
2. Субъективность (внутренний мир самого автора)
3. Наличие сюжета.
4 Отсутствие сюжета
5. Герой.
6. Лирический герой.
Задание 2 Каждый род литературы в свою очередь включает ряд жанров.
ЖАНР — это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы. К таким группам относятся романы, повести, поэмы, элегии, рассказы, фельетоны, комедии и т.д
Распределите из списка жанры в зависимости от рода: рассказ, элегия, повесть, лирическое стихотворение, эпиграмма, комедия, ода, роман, драма, водевиль, мелодрама.
Задание 3. Найдите признаки рода в отрывках художественных произведений.
Для группы «Лирика»: найти признаки рода в стихотворении.
Для группы «Драма»: найти признаки рода в отрывке из трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта»
Для группы «Лиро-эпика»: Найти признаки рода в басне И.А. Крылова.
Для группы «Эпос»: найти признаки рода в отрывке из рассказа А.П. Чехова.
3 этап. СОЗДАНИЕ ПРОДУКТА
4 этап ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОДУКТА.
Задание 4 Для группы «Лирика»: сочините стихотворение, используя предложенные рифмы (увядает – цвет- отлетает-след-рожденья-лет-наслажденья-нет)
Получившиеся варианты:
Плехова Лилия.
Увядает цвет рябины,
Отлетает листьев след,
Осени пора рожденья
Так уж много тысяч лет.
В перерывах настроенья
Ищем в жизни наслажденья,
А его все нет.
Жуков Николай:
Увядает
даже вечный цвет,
Отметает
свой глубокий след,
Будет новое рожденье
Лет
Наслажденья никакого
Нет
Для группы «Лиро-эпика»: сочините былину.
Получившиеся варианты:
Как во славном граде Протвине
Жил да был богатырь Лев Иванович.
Да любил тот Лев езду быструю,
Езду быструю на добром коне.
И был тот конь металлический
Да с двумя колесами и рулем.
Выходил удалой Лев на широкий двор,
Надевал доспехи богатырские
Да садился он на добра коня.
Выезжал богатырь в поле чистое,
В поле чистое разгулятися,
Свои косточки поразмяти.
Для группы «Драма»: напишите небольшую сценку, в которой могли бы быть такие авторские ремарки: «Баран выразил общее недоумение.. Заяц выразил общее опасение… Потом встал Лев и выразил общее мнение…»
Получившиеся варианты:
Баран выразил общее недоумение:
-Почему у нас стригут шерсть?
Заяц выразил общее опасение:
— На нас охотятся!
Потом встал Лев и выразил общее мнение:
— Люди опасны для нашего рода!
Для группы «Эпос»: попробуйте сочинить продолжение к рассказу Чехова, с началом которого вам сегодня пришлось познакомиться. Помните, что новеллы отличаются от рассказа неожиданным поворотом события и такой же концовкой.
.
infourok.ru