Разработка урока по русскому языку в 5 классе по фгос ладыженская: Разработки и конспекты уроков по русскому языку для 5-го класса – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)
Конспект урока в 5 классе по ФГОС | Учебно-методический материал по русскому языку (5 класс):
МБОУ СОШ №1 р.п.ЕКАТЕРИНОВКА
Сценарий урока по русскому языку в 5 классе.
(В соответствии с требованиями ФГОС)
Учебник «Русский язык.5 класс. В двух частях» Изд.«Просвещение». Москва. 2012 год. Авторы:
Т.А.Ладыженская , М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская.
Научный редактор Н.М.Шанский
Учитель Малышева Елена Владимировна
Урок « открытия нового знания» по теме : «Диалог»
Цели урока: а) деятельностная : формирование у учащихся умения
правильно ставить знаки
препинания при диалоге ;
б) содержательная: расширение понятийной базы
составления и ведения диалога.
Планируемые результаты: учащиеся научатся отличать диалог
от других типов речи; выполнять
творческие задания; сотрудничать с
одноклассниками при выполнении
учебной задачи.
Ход урока.
1.Мотивация.(Организационный момент)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Добрые пожелания детям и проговаривание вслух девиза
«С малой удачи начинается большой успех» ТСО
Запись числа и классной работы в тетрадь..
Настрой детей на урок и проговаривание с ними плана урока: ТСО
А) потренируемся в правильном написании слов
Б) составим словосочетания
В) составим предложение с любым словосочетанием
Г) обратимся к текстам для сравнения
2. Актуализация знаний.
Цель этапа: повторение изученного материала для открытия нового знания.
1.Лингвистическая разминка :
Просьба, спортсмен, брошюра,
Прекрасный, радостный. Оцените результат + +
2. Составьте словосочетания с данными словами:
(Просьба друга, ловкий спортсмен, брошюра на столе, прекрасный день, радостная встреча) Оцените результат + +
3. Составьте предложение с одним из словосочетаний. Оцените результат + +
Обратимся к данному на экране или к раздаточному материалу: ТСО
Прочитайте про себя , а затем вслух выразительно
Осень.
Наступила золотая осень. Дует резкий ветер. Кружатся в воздухе, летят разноцветные листья . Я люблю наблюдать листопад. На дорожке под ногами шуршит опавшая листва.
— Это текст? Докажите. (Есть заголовок, связь по смыслу)
— Сколько предложений в тексте?(5)
—Какие знаки препинания стоят в конце предложения?
—А какие ещё знаки могут быть в конце предложения? А от чего это зависит ? (От интонации) Оцените результат + +
3. Самоопределение к деятельности.
Цель этапа: выявление затруднений и их обсуждение
( Перед учащимися два текста для сопоставления ).
Посмотрите внимательно на эти два текста и быстро определите их резкое отличие (Тире 4 раза) Оцените результат + +
Прочитайте выразительно.( Участвуют в чтении два человека)
В лагере.
— Ребята! Что тут происходит?
—У нас сегодня соревнование за чистоту в спальне!
—Почему же вы так кричите?
—По тишине мы вчера соревновались!
—Что же необычного вы заметили в записи этого текста?
(В начале каждой строки стоит тире.)
—А как вы думаете , почему этот текст записан в такой форме?
Обратимся к видеофрагменту х. фильма по роману А.С.Пушкина « Дубровский» , который также вам поможет определить тему урока. ТСО
—Этот текст—диалог. Назовите тему урока.
Запись учителем на доске и уч-ся в тетради.
—Запишите: ДИАЛОГ—диа—«два»
логос—«слово»(греч)
4. Постановка учебной задачи
Чего же мы с вами ещё не знаем и чему нам надо научиться?
(Ставить тире при диалоге)
5. «Открытие нового знания»
(Новое знание учащиеся получают в результате самостоятельного исследования)
Работа по учебнику: Работая с текстами , обращайте внимание на постановку тире
Страница 116- а)материал для самостоятельных наблюдений (Участвуют в чтении 5 человек) ТИРЕ!
117- б) чтение определения( реплика)
Сделайте вывод : когда ставится тире? (Перед репликой)
в) «В магазине» (Участвуют в чтении 8 человек) ТИРЕ!
Вопрос: при чтении данных текстов вы слышите только разговор или наблюдаете какое-то движение?
6. Первичное закрепление
Проговаривание нового знания :правило ( диалог)
в) упр. №251 (соревнование)
г) упр.№252 тренировочное ( работа в парах) ТИРЕ !
Оцените выразительное чтение друг друга!
5.Физкультминутка.
Для начала мы с тобой
Крутим только головой.
Корпусом вращаем тоже-
Это мы, конечно, можем
Напоследок потянулись,
Вверх и в стороны прогнулись.
От разминки раскраснелись
И за парты снова сели.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой.
Цель этапа: учащийся делает вывод , что он может.
Упр.№ 253 Проверь себя.(Карандашом вписать в пропуски подходящие по смыслу слова)
7. Рефлексия.
Цель этапа : осознание учащимися своей учебной деятельности.
Оцените свою работу по данному началу: выберите любые понравившиеся вам начала предложений и продолжите их :
— Сегодня я узнал…
— Я выполнял задания и запомнил…
— Я научился…
— У меня получилось…
— Теперь я могу…
8. Подведение итогов урока.
Цель этапа: самооценка результатов
—Какие задания вам больше всего понравилось выполнять?
—Что вы запомнили сегодня на уроке? (Тире, реплика при диалоге)
9 .Домашнее задание: Творческое задание : составить диалог из 6-8 реплик на тему школьной жизни.
«Повторение изученного в начальной школе по теме « Имя существительное»
Конспект урока по русскому языку в 5 классе ( по ФГОС) на тему : «Повторение изученного в начальной школе по теме « Имя существительное»
Автор: О.В.Фунтикова
Русский язык
Тема, класс: |
Имя существительное . Повторение. 5 класс |
|
Тип: |
Урок повторения изученного ранее. |
|
Характеристика класса |
Общеобразовательный класс со средним или выше среднего показателем качества знаний |
|
Программа: |
Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А.Тростенцовой и других. 5-9 классы, 2010. |
|
Учебник: |
Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Автоы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2011- 317с. |
|
Раздел: |
Морфология. Орфография. |
|
Количество часов: 204 учебных часа в год, 6 учебных часов в неделю |
||
Методы: |
проблемно-поисковый, исследовательский |
|
Формы работы: |
самостоятельная, работа в парах и группах, фронтальная работа, творческая работа, игра. |
|
Тема:
«Повторение изученного в начальной школе
по теме «Имя существительное»
- Цели:
Обучающие:
$1· систематизировать знаний обучающихся об имени существительном;
$1· повторить орфограмм, связанных с правописанием имён существительных.
Развивающие:
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка;
- расширять кругозор обучающихся;
- воспитывать эстетический вкус.
Задачи урока через планируемые результаты:
Личностные:
$1· создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;
$1· создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;
$1· формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.
$1·
Предметные:
- знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль имён существительных;
- умение находить существительные в тексте, разбирать их.
Метапредметные:
Регулятивные:
- формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;
- учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом;
- уметь оценивать свою работу.
Коммуникативные:
- развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
- сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать;
- формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
- формировать умение работать с текстом, выполняя учебно- познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации;
- понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач;
- извлекать нужную информацию.
Тип урока: урок повторения.
Основные методы обучения:
Частично-поисковый
Словесный
Самоконтроль
Наглядно-вербальный
Оборудование:
Учебник «Русский язык. 5 класс» под ред. Баранова М. Т., Ладыженской Т. А. ;
мультимедийный проектор;
компьютер;
раздаточный материал.
Ход урока.
1 этап. Организационный. Мотивирование к учебной деятельности.
Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок, проложить невидимую нить понимания, единой устремленности понимания в сотрудничестве.
Учитель просит детей повернуться лицом друг к другу , взяться за руки, посмотреть друг другу в глаза и улыбнуться.
Учитель: Давайте постараемся сохранить благоприятную атмосферуна уроке, будем очень внимательны, бережны и друг к другу, и к словам, которые будем произносить.
2 этап. Актуализация знаний. Формулирование темы.
Учитель: Ребята! На доске записаны слова. Ваша задача заключается в следующем: найти четвёртое слово, которое относится к третьему, как второе к первому.
Телефон/ ухо = кино/ … ( глаза)
Двор/ ворота = дом/ … ( дверь)
День/ свет = ночь/ … ( тьма)
Весна/ осень = рассвет/ …(закат)
Человек /платье = дерево/ …(листва)
Дружба/ любовь = вражда/ …( ненависть)
Учитель: Найдите среди записанных слов антонимы. Выпишите их в тетрадь.
( День – ночь , свет – тьма , рассвет – закат , весна – осень , дружба – вражда , любовь – ненависть ).
Учитель: Что объединяет все эти слова?
( Обозначают предмет, отвечают на вопрос ЧТО?)
Учитель: Вспомните, как называется эта часть речи.
( Имя существительное).
Учитель: Помогите мне сформулировать тему.
Ученики формулируют тему. Тему записываем на доске и в тетрадях.
«Имя существительное. Повторение изученного в начальных классах»
Учитель: Вспомните, что вы, ребята, знаете об имени существительном.
Попробуем вместе сформулировать цель урока, достижение которой поможет нам справиться с поставленной задачей.
3 этап. Целеполагание и мотивация
Сформулируйте цели, которые вы ставите перед собой на этом уроке. Цели запишите. Давайте озвучим цели и разместим их на «дереве целей».
Дети предлагают цели:
— вспомнить, что такое имя существительное;
— какие морфологические признаки свойственны этой части речи?
— как изменяются имена существительные?
— каким членом предложения может быть?
Ученики размещают на «дереве целей» жёлтые осенние листочки, которые символизируют цель урока.
4 этап. Реализация. Первичное усвоение новых знаний.
Получение новой информации происходит из
материала параграфа 20.
Учитель: Ребята! Я предлагаю вам внимательно прочитать параграф. На доске записаны значки . Попробуйте их расставить рядом с теоретическим материалом в ваших учебниках.
V- знал(а)
+ — новое для меня
— — думал(а) иначе
? – осталось непонятным
Работа с текстом после прочтения:
$11. Что вы знали по этой теме? (каждый ученик проговаривает, что он знал по данной теме)
$12. Какая информация была новой? +
$13. А о чём вы думали иначе?
$14. Что осталось непонятным?
5 этап. Первичная проверка понимания.
6 этап. Первичное закрепление.
1)Учитель: На экране вы видите слова, которые вам необходимо распределить на три группы. Какие? ( в соответствии с принадлежностью к определённому роду). Класс работает в тетрадях самостоятельно, трое обучающихся – у доски.
Лошадь, круиз, колено, пароход, весна, полено, стужа, пароль, ожерелье, подливка, мышь, окно, школа, трость, пение, юноша, доченька, дочь.
Дополнительное задание: записать транскрипцию выделенных слов.
2) Словарный диктант .
Учитель:
Луч (солнечный), речь (устная), вещь (новая), карандаш (цветной), рысь ( хищная) , ночь ( тёмная), шалаш ( большой), ключ ( железный).
Учитель: Ребята, с какой орфограммой мы столкнулись?
( Ь после шипящих на конце существительных).
3) Работа с упр. 91. Дети выполняют его в паре: один выписывает 3 существительных во множественном числе, другой – в единственном. Затем осуществляется взаимопроверка.
Тем временем 1 учащийся работает с карточкой.
От данных существительных образовать форму множественного числа: абажур, параш…т, пл…нета, спор…смен, мастер, деталь, п…мидор, скр…пач.
Учитель: Посмотрите на экран. Что изображено на картинках? Чем необычны названные вами существительные?
( Очки, ворота, дрова; лапша, горох)
( Одни имеют только форму множественного числа, другие – только единственного)
Учитель: Что вы вспомнили, выполняя эту работу?
( Существительные изменяются по числам).
Физкультминутка.
4)Учитель: 1 учащийся пишет на доске все падежи, 2 – вопросы к ним, 3 – примеры.
Учитель: А теперь посмотрите на тексты, напечатанные на листиках, лежащих на ваших столах. Укажите падежи имён существительных.
Давайте проверим, верно ли вы выполнили задание. ( На экран выводятся предложения, дети проверяют себя).
Предложения:
и.п т.п.
1) Белая берёза под моим окном
т.п. т.п.
Принакрылась снегом, точно серебром.
п.п. п.п.
2) Идём во тьме и в тишине.
т.п. и.п.
3)Под ногами хрустит снег.
и..п. п.п. т.п.
4)Холодный месяц на сосне корабликом стоит.
5) Учитель: Ребята, а почему у каждого падежа 2 вопроса?
Да, существительные бывают одушевлёнными и неодушевленными.
На дом вы получали задание нарисовать различные предметы. Они перед вами. Какие из существительных, называющих эти предметы, одушевлённые, а какие неодушевлёнными?
( Собака, стол, рак, ручка, цветок, дом, дерево, лошадь).
Устная работа.
Учитель: Превратите неодушевлённые существительные в одушевлённые:
Труба ( трубач), помощь, камень, баян, вклад, Москва, журнал.
Учитель: Какая морфема помогла нам совершить данные превращения?
( Суффикс).
6) Учитель: Идём, ребята, дальше! На экране слова, записанные в два столбика. Необходимо стрелочками соединить синонимы. Один обучающийся работает с интерактивной доской, дети – в тетрадях.
Профессия холод
Слабость2 специальность
Стужа тоска
Скука бессилие2
Манеж автор
Учитель: Сделайте соответствующие разборы.
7) Учитель: И снова, ребятки, посмотрите на ваши парты. На них лежат ещё одни листочки с текстом. Вставьте пропущенные буквы в окончаниях существительных. Какое правило нам необходимо вспомнить? Какие слова-помощники мы знаем? ( 1 скл. –земля, стена; 2 скл. –конь, окно; 3 скл. –глушь ). Это, дети, самостоятельная работа. Выполнив, листочки сдайте.
Где очки у тёт… Вал…?
У неё очки пропали!
Ищет бедная старушка на подушк…,
На кадушк…, в духовк…, в кладовк…,
В старом лукошк…, в миск… у кошк… .
Искала и в беседк…, спросила у соседк… .
А они на самом деле
У неё на лбу сидели!
7 этап. Домашнее задание.
Дифференцированное задание :
Параграф 20
№1Упражнение №96 или 89.
№2 Составить небольшой рассказ об отдыхе на море( на пруду), используя максимальное количество имён существительных.
8 этап. Рефлексия.
Каждый ученик индивидуально работает с листом рефлексии, где он формулировал цель, если цель достигли, то ставим +, если нет — ставим -, если остались вопросы- ставим ?
Те ученики, которые цели формулировали у «дерева целей», выходят и рассказывают, что они узнали по данному вопросу, который они формулировали как цель. Снимаем «листочек-цель» с дерева.
Задача учителя: осуществить рефлексию учащимися собственной деятельности и провести необходимую коррекцию.
В конце урока ученики заполняют индивидуальный рефлексивный лист и сдают его учителю.
Способ реализации:
Формулировка цели урока |
+ |
— |
|
1. 2 3 |
1.Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов) 2.Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла) 3.Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла) 4.Я ничего не понял. (2 балла) |
Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка для 5-классников при изучении лексики на примере темы «Омонимы» — Васильева
Полный текст
- Реферат
- Об авторах
- Ссылки
- Статистика
Реферат
Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки методических основ проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка в школе. Статья направлена на: 1) обоснование введения проектно-исследовательской деятельности в аудиторную работу при изучении раздела «Лексика» в 5-х классах путем апробации данной автором методики изучения темы «Омонимы»; 2) оценивание развития общеучебных умений (сравнения, определения терминов, аргументации) на материале темы «Омонимы»; 3) оценка знаний русской лексики учащихся контрольных и экспериментальных классов, сравнение результатов; 4) уточнение термина «проектно-исследовательская деятельность» в аспекте целей изучения русского языка в средней школе. Теоретическая актуальность статьи заключается в обосновании выделения проектно-исследовательской деятельности как особого отдельного вида учебной деятельности, уточнении термина «проектно-исследовательская деятельность» на уроках русского языка в средней школе, конкретизации общеучебных умений (сравнение, дача определений к терминам, аргументируя точку зрения), необходимые для проведения проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка, давая характеристику уровням их развития на примере изучения темы «Омонимы» в 5-х классах. Практическая значимость статьи заключается в предоставлении разработанной и апробированной программы, включающей работу школьников по исследовательскому проекту «Портрет слова» в 5 классе при изучении раздела «Лексис». В данной статье рассматриваются возможности изучения лексики на уроках русского языка с помощью проектно-исследовательской деятельности. Под проектно-исследовательской деятельностью на уроках русского языка понимается самостоятельная познавательная деятельность учащихся, направленная на изучение русского языка, развитие языковых знаний и умений и формирование общеучебных способностей. Для этого вида деятельности характерно наличие проектной идеи, она планируется как процесс достижения проектной идеи посредством последовательных исследовательских операций. Автор предлагает программу изучения темы «Омонимы» в рамках проекта «Портрет слова», обсуждаются результаты, достигнутые в ходе экспериментального обучения. Данные, полученные в ходе экспериментального обучения, позволяют сделать вывод о том, что проектно-исследовательская деятельность может быть эффективно интегрирована в классно-урочную систему изучения лексики на уроках русского языка в 5-м классе: она способствует формированию знаний и умений по теме и общеучебных навыков. сравнения, определения терминов и аргументации точки зрения. Направления перспективных исследований заключаются в разработке методики организации проектно-исследовательской деятельности на занятиях по русскому языку как на уроках, так и во внеурочной деятельности на материале тем «Морфология», «Синтаксис», «Фонетика» и др.
Ключевые слова
проект, проектно-исследовательская деятельность, урок русского языка, лексика, омоним, общеучебные навыки, 5-классники
Об авторах
Васильева Маргарита Ивановна
Ивановский государственный университет
Автор для переписки.
Email: [email protected]
Аспирант кафедры русского языка и методики обучения Филологический факультет
Российская Федерация, 153025, г. Иваново, ул. Ермака, 39
Ссылки
Copyright (c) 2019 Васильева М.И.
Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License.
Урок дня: «Как развивался украинский кризис и куда он мог зайти»
Планы уроков|Урок дня: «Как развивался украинский кризис и куда он мог зайти»
Реклама
Продолжить чтение основного сюжета
Текущие события
На этом уроке учащиеся узнают о разворачивающемся конфликте между Россией и Украиной и обсудят, что поставлено на карту для остального мира.
Украинский солдат патрулирует линию фронта в декабре. Напряженность в отношениях между Украиной и Россией нарастает с 2014 года. Кредит… Брендан Хоффман для The New York Times
В последние недели напряженность в отношениях между Россией и Западом усилилась, поскольку президент Владимир Путин мобилизовал около 100 000 военнослужащих вблизи границы России с Украиной. Этот шаг сигнализирует о попытке перекроить границы Европы после холодной войны и, возможно, силой вернуть Украину в орбиту Москвы, если это необходимо.
На этом уроке вы узнаете предысторию кризиса: чего хочет г-н Путин, как реагируют Соединенные Штаты и что поставлено на карту для Европы и всего мира. Затем вы сделаете все возможное, чтобы объяснить ситуацию конкретной аудитории с помощью мини-проекта по вашему выбору: написать твит, составить презентацию, оформить одностраничник или составить концептуальную карту.
Часть 1: Понимание ключевых терминов
Прежде чем читать эту статью, ознакомьтесь с некоторыми ключевыми терминами, связанными с историей международных отношений между Россией, Украиной, США и Европой:
Советский Союз
Холодная война
Организация Североатлантического договора (НАТО)
7 Написать что вы знаете о каждом из этих терминов. Затем нажмите на ссылку и прочитайте хотя бы первый абзац записи каждого термина в Британской энциклопедии. Добавьте любую другую соответствующую информацию к вашему определению, включая то, как Россия, Украина, Соединенные Штаты и Европа вовлечены или не вовлечены.
Часть 2: Узнайте об Украине и России
Что вы знаете о двух странах, находящихся в центре этого конфликта, Украине и России? Проверьте свои знания или узнайте что-то новое с помощью наших викторин по географии ниже. Затем запишите или обсудите со своими одноклассниками, чем эти две страны похожи и чем отличаются друг от друга.
Прочтите статью , затем ответьте на следующие вопросы:
1. Как выглядит нынешний конфликт между США, Россией и Украиной? Обобщите его своими словами.
2. Каковы возможные последствия военного вторжения России в Украину?
3. Какие события 2014 и 2015 годов способствовали нынешней напряженности между Украиной и Россией?
4. Судя по статье, чего хочет г-н Путин? Как его план и текущие требования могут иметь неприятные последствия?
5. Какие действия предприняли Соединенные Штаты? Как администрация Байдена может продолжать действовать в будущем?
6. Как текущий конфликт влияет на Европу? Почему Европа больше, чем США, рискует потерять больше, если против России будут введены санкции?
7. Как вы относитесь к ситуации между Украиной и Россией? Насколько вы беспокоитесь о том, что произойдет дальше? Почему?
Используя информацию, которую вы узнали во время разминки и из рекомендуемой статьи, придумайте что-нибудь, чтобы рассказать другим о конфликте между Украиной и Россией. Вот несколько вариантов:
Напишите твит из 280 символов о том, что происходит . Используйте броский и ясный язык, чтобы сообщить о важных проблемах и игроках.
Расскажите пятикласснику о конфликте . За пять минут или меньше помогите кому-то моложе вас разобраться в конфликте. Вы можете использовать карты, фотографии или цветную бумагу и ручки для передачи информации.
Дизайн Одностраничный чтобы поделиться тем, что вы узнали, с другим студентом или взрослым в вашей жизни . Используя иллюстрации, цитаты из статей, ключевые слова и имена важных политических деятелей, создайте наглядное резюме кризиса.