cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Проект по истории 5 класс на тему первобытные люди – Презентация по Истории Древнего мира, 5 класс, на тему «Древнейшие люди»

Содержание

Проект по истории 5 класс

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………..5

  1. Древнейшие люди………………………………………………………5

    1. Наши далекие предки…………………………………………………..5

    2. Орудия труда……………………………………………………………5

    3. Древнейшие люди добывали пищу собирательством и охотой…….6

  2. Родовые общины охотников и собирателей…………………………..7

    1. Первобытные люди постепенно расселились по холодным странам Европы и Азии………………………………………………………….7

    2. Охота стала важнейшим занятием…………………………………….7

    3. Родовые общины…………………………………………………….…8

    4. Лук и стрелы……………………………………………………………8

    5. Первобытные охотники……………………..…………………………8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………15

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

проекта «Открытия и изобретения древних охотников» состоит в том, что современный человек и в наши дни пользуется открытиями и изобретениями древних охотников. В начале времен охота и человек неразделимы. Она имеет настолько большое влияние на человечество, что значение ее трудно переоценить. Именно благодаря охоте человек стал человеком. В палеоантропологии существует гипотеза охоты, согласно которой австралопитек превратился в вид Homo Sapiens, именно тогда, когда начал изготавливать первое каменное оружие и научился обходиться с огнем. Для первобытного человека – охота далеко не развлечение, это единственный способ выжить, защититься от хищников, главнейший источник пропитания. Это также часть мировоззрения, так как охота была также частью обрядов и ритуалов. При изучении темы по истории в 5 классе «Жизнь первобытных людей» учитель – предметник использует в основном наглядные материалы в форме презентаций, рисунков, картинок с изображениями изобретений и открытий древних охотников, но ввиду отсутствия в школе абсолютно не используются наглядные пособия изобретений древних охотников, что является
проблемой
для более эффективного изучении интересных тем по истории. Поэтому цели проекта поставлены следующие:

  • рассказать об открытиях и изобретениях древних охотников;

  • продемонстрировать некоторые виды орудий труда, изобретений для охоты, используемые древним человеком. Для достижения целей разработаны задачи:

  • изучить литературу о древнейших орудиях труда, изобретениях древних охотников;

  • выяснить, какую роль занимали древнейшие орудия труда, изобретения и открытия древних охотников в жизни первобытных людей;

  • изготовить наглядные пособия некоторых изобретений, орудий труда.

При разработке проекта использовался метод анализа источников информации с использованием логических приемов, как анализа, так и синтеза.

Таким образом, на защиту выносится проектно – творческая работа «Открытия и изобретения древних охотников». Впервые в ходе реализации проекта поставлена такая задача, как изготовление наглядных пособий изобретений и орудий труда древнего человека, что подтверждает его новизну. Практическая значимость проектно – творческой работы «Открытия и изобретения древних охотников» заключается в использовании изготовленных в ходе реализации проекта наглядных пособий для демонстрации на уроках истории при изучении темы «Жизнь первобытных людей».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА I. ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ

1.1 Наши далекие предки

Древнейшие люди жили в жарких странах, где не бывает морозов и холодных зим. В Восточной Африке археологи находят при раскопках кости людей, живших более двух миллионов лет назад. По этим находкам можно восстановить образ самых далёких предков. Древнейший человек очень напоминал обезьяну. У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, тяжёлая нижняя челюсть без подбородка, уходящий назад лоб. Над бровями находился валик, под которыми глаза скрывались, как под навесом. Походка у людей была еще не вполне прямая, прыгающая; длинные руки свисали ниже колен. Люди еще не умели разговаривать. Подобно животным, криками устрашали они хищников, звали на помощь, предупреждали об опасности. Жили люди не в одиночку, а группами.

1.2 Орудия труда

Если бы мы могли понаблюдать за древнейшими людьми, то, возможно, увидели такую картину. Люди подошли к речушке, они разыскивают на мелководье камни. Берут не каждый. Один отбросят – не годится. Другой поднимут – этот подходящий!

Человек брал в руки гальку – гладкий округлый камень. Ударами другого камня он раскалывал гальку так, чтобы её края стали острыми, как нож. Получалось грубое орудие труда. Даже самые умные животные не способны его придумать. Только люди умели заострять камни, чтобы с их помощью вырубать дубины, обтачивать палки копалки или выполнять другую работу.

Умение изготавливать орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных.

Древнейшие люди добывали пищу собирательством и охотой.

Целыми днями все они, от мала до велика, занимались собирательством: искали съедобные коренья и улиток, дикорастущие плоды и ягоды, яйца птиц. Как люди охотились? Может быть так…

Представим себе: большое стадо зебр мирно щиплет траву. Люди вспугнули стадо, которое спасается бегством. Как ветер мчатся зебры: конечно. Их не догнать! Но в стаде есть больные, есть очень старые и совсем еще молодые животные. Они не поспевают за остальными и отстают. Если охотникам удается отрезать от стада зебру, они оглушают её дубинами и оглушают.

1.3 Овладение огнем

Разные опасности подстерегали человека. Одной из самых страшных был огонь. Представим себе: молнией зажгло кустарники и траву, все кругом заполыхало. Подальше от пожара улетают птицы, спасаются бегством и звери, и люди.

Как человек овладел огнем? Этого никто не знает. Может быть, однажды, превозмогая страх, смельчаки приблизились к огню. Это могло быть зажженное в грозу дерево или горящая лава из вулкана. Тогда и было сделано великое открытие: сунешь ветку в пламя – получишь огонь!

На стоянках людей запылали костры. Мясо, испеченное на углях, оказалось вкуснее и питательнее сырого. Яркий огонь обогревал холодной ночью, разгонял мрак, отпугивал диких зверей. Долгое время люди не умели добывать огонь: днём и ночью они поддерживали костры на своих стоянках.

Нашим далеким предкам предстоял еще долгий путь развития, прежде чем стать такими, как современные люди.

ГЛАВА II. РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ

2.1 Первобытные люди постепенно расселялись по холодным странам Европы и Азии

Прошли сотни тысяч лет. Менялся облик человека, увеличивался его мозг. Возникла речь. Более полумиллиона лет назад они появились на юге нынешней России.

Наши предки сумели выжить морозными зимами, так как они пользовались огнем и научились добывать его. Они изобрели новые орудия труда, у них появилась одежда и жилища.

Одежду шили из звериных шкур. Жилищами становились пещеры, служившие убежищем от хищников, холодного ветра, дождя и снега. В той местности, где не было пещер, люди рыли землянки и строили шалаши из веток деревьев, костей и шкур крупных животных.

2.2 Охота стала важнейшим занятием

Главным охотничьим орудием долгое время было копьё, сделанное целиком из дерева. Первобытные люди выбирали длинные и прочные палки, заостряли их каменными рубилами. А затем для придания большей твердости обжигали на огне. Потом появилось новое изобретение – острый каменный наконечник, его привязывали к древку копья волокнами растений или кожаным ремешком. Такое составное, из дерева и камня, копьё стало грозным и надёжным в борьбе со зверями.

Действуя слаженно и дружно, десятки мужчин гнали стадо диких животных к крутому обрыву, в болото или глубокий овраг, откуда им трудно было выбраться.

Люди охотились на диких коз, лошадей, оленей, бизонов, а также на зверей, которых ныне уже нет на Земле, — на шерстистых носорогов и пещерных медведей. Самой желанной добычей был мамонт – огромный слон с длинной желтовато – бурой шерстью и сильно изогнутыми бивнями.

2.3 Родовые общины

Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как и люди нашего времени. Ученые называют его человеком разумным. В это время человеческие коллективы стали более сплоченными. «Люди разумные» жили родовыми общинами. В таких общинах родственные связи являлись главными, основными. Все близкие и дальние родственники считались сородичами. Люди тогда рассуждали так: это мой сородич – значит он свой, ему надо помогать всегда и во всем. Если чужой обидит человека из нашего рода, нанесет ему увечье или убьет его, то весь наш род будет мстить обидчику и его роду.

Общими у рода были жилища, запасы пищи и дров, очаг, где горел огонь. Сородичи – мужчины сообща охотились на зверей. Женщины занимались собирательством, готовили пищу и заботились о детях. При раскопках археологи находят фигурки женщин, которых первобытные люди почитали как прародительниц и хранительниц домашнего очага.

Предки всех населяющих Землю народов жили некогда родовыми общинами.

2.4 Лук и стрелы

Многие тысячи лет охота на крупных животных доставляла людям мясо, шкуры и кости. Но для охоты на мелких и быстробегающих животных нужно было создать оружие, которым можно поразить цель на большом расстоянии. Люди заметили, что согнутое деревце распрямляется с силой. Это свойство деревьев помогло сделать величайшее открытие – охотничий лук и стрелы. Метких охотник издалека, с расстояния сотен шагов, поражал животное стрелами. Более успешной стала и охота на птиц. Для охоты на крупную рыбу люди изобрели костяной гарпун.

2.5 Первобытные охотники

Кроме дичи единственной едой первобытных людей были ягоды, корни папоротника и орехи, плоды дикой яблони, вишни и сливы. Да и пчелы отдавали свои запасы в жадные руки дикарей, которые разрывали соты и пожирали их, не теряя времени на то, чтобы выжать мед. Еще в пищу шли улитки, моллюски, личинки, жуки и жирные гусеницы. Но все же самой большой радостью для племени был мертвый слон, бегемот или, скажем, носорог; тогда племя садилось вокруг и обгладывало скелет. Но это изобилие продолжалось недолго; наступали суровые времена с морозом, и племени приходилось отправляться в дальние края в поисках пищи. Люди тощали и дичали, словно волки. Голод заставлял их нападать на живую добычу, и в схватке с диким зверем одни погибали, а другие выживали. Трапеза членов племени, оставшихся в живых, едва ли представляла собой приятное зрелище; они разрывали зверя на части и поедали его сырым.

Добычей первых охотников были крупные животные — слоны, антилопы, бизоны и мамонты.

Можно представить себе какой силой, ловкостью, находчивостью должны были обладать первые люди, чтобы сразиться с такими противниками, орудуя всего лишь камнем или дубиной. Охотиться в одиночку было невозможно, использовались коллективные облавы, или загоны с большим количеством участников, также загоняли зверей на обрывы, откуда они срывались и разбивались.

Коллектив первобытных охотников применял самую настоящую охотничью хитрость. Спасаясь от преследования, охотники бежали не по прямой, а по очень широкой дуге. И если бежать вдоль прямой, замыкающей оба конца дуги, то, даже не обладая навыками быстрого бега, можно догнать лошадь или антилопу. Использовали они и тактику непрерывной погони, когда даже самое выносливое животное сдаётся перед долгим непрерывным натиском двуного зверя, неустанно преследующего его.

Со временем охота и орудия добычи совершенствовались. В среднем палеолите (40-100 тыс. лет назад) охотник применял уже поистине смертоносное изобретение, которое способствовало сильному обеднению животного мира. Речь идёт о деревянном копье. Копьё это не просто заострённая с одного конца и гладко обструганная палка. Копьё в руках умелого охотника страшное оружие. Уже в наши дни археологи при помощи примитивных орудий тех времён создали, так называемую, реплику копья. И что же оказалось? «Берёзовыми и буковыми копьями экспериментаторы пробили насквозь деревянную доску толщиной 10 мм и три слоя кожи оленя». А если наконечник копья обжечь на костре? Ведь охотник того времени уже не просто знал огонь, но и использовал его в практических целях.

Древний добытчик был не только умным, но и коварным. Подкрасться сзади к австралопитеку, и оглушить его дубиной или камнем, незаметно подкрасться к стаду спящих обезьян, и перебить его было его любимым занятием в Восточной Африке. Если в Юго-Восточной Африке добытчик охотился на антилоп и диких лошадей, то на просторах Евразии ему противостоял ископаемый слон (Elephas antiquus). Размеры древнего колосса были поистине впечатляющи вес до 2 тонн, рост достигал 4м. К тому же у него были огромные чуть ли не 2 м длинной бивни. Тут уже не помогало даже самое острое копьё. Но у охотника уже было оружие по страшнее копья — огонь. В испанском нагорье Гвадаррама, на стоянке в Амброне и Торральбо археологи нашли множество костей ископаемых слонов, обломок деревянного копья, множество каменных орудий и обгоревшие поленья перемешанные с землёй. Расположение костей убитых животных, остатки орудий, позволяют реконструировать события, произошедшие около 400 000 лет назад.

Раннее, раннее утро. Промозглый ветерок, дующий с вершины холма, насквозь продувает горстку древних людей. На некоторых накинуты шкуры убитых животных, других защищают только густые волосы, покрывающие их тело. Охотники изрядно замёрзли, мышцы одеревенели от холода, но они терпеливо ждут. Скоро здесь должны пройти по своей излюбленной тропе гигантские слоны. Они, если повезёт, будут хорошей пищей для детей и женщин, оставшихся в лагере. Внизу простиралось обширное болото, которое и собирались использовать древние люди в своих целях. В руках некоторых из них зажаты тлеющие головешки.

Люди старательно закрывают их от ветра. Трубный рёв прорезает долину и появляется стадо древних слонов. Ещё ниже пригнувшись к сырой от утренней росы траве, люди терпеливо ждут. Вот прошёл вожак стада старый, с умными маленькими глазками, весь покрытый шрамами, свидетельством боевых побед. Прошли самки, но люди их не трогают. Наконец три взрослых самца, две слонихи и два слонёнка поравнялись с охотниками. Пора, и по сигналу вожака несколько рослых охотников с громкими криками и копьями наперевес устремились навстречу им. Крик древних слонов не пугает, их не устрашит даже рык пещерного льва. Но огонь, он своими острыми, жёлтыми когтями ранит сильнее пещерного льва. Удача в тот день благоприятствовала древним охотникам, ветер дул в сторону болота. Удушливый ядовитый дым забивал мамонтам ноздри, огонь больно ранил своими жёлтыми когтями. И в панике древние слоны побежали в сторону болота, надеясь найти там спасение от острых когтей огня. Но нашли там свою смерть. Отвратительно чавкая, болото медленно засасывало свои жертвы. А лёгким охотникам болото нипочём. С весёлыми гортанными криками они окружили завязших в трясине слонов и принялись добивать их. Прочна шкура древнего слона, её не прокусить даже пещерному льву или пещерному медведю, но против каменного орудия или копья, чьё остриё закалено на огне, она не устоит. Под градом ударов орудий и копий она лопнула, и обнажились розовые бугры мышц. Издавая, последние громкие крики древние слоны отчаянно отбиваются могучими хоботами единственным оружием, которое они могут применить. Вот один из охотников, глухо охнув, схватился за спину, другому охотнику слон переломал хоботом ноги. Но остальные осторожны и увёртливы. Силы древних слонов ослабевают в неравной борьбе. Наконец, и последний слон убит и упал на бок. С громкими весёлыми криками охотники приступили к разделке ещё трепещущих слонов.

Предполагают, что хищнический характер охоты в это время является одной из причин сокращения численности, а затем и исчезновения таких видов животных как волосатый носорог, мамонт и др.

В верхнем палеолите (10-40 тыс. лет назад) происходило дальнейшее совершенствование орудий и способов охоты.

Например, настоящим произведением искусства этого периода являлась копьеметалка. При всех своих достоинствах копье как оружие дистанционного боя имело один существенный недостаток. Метнув его, человек оказывался безоружным до тех пор, пока не удавалось поднять брошенный снаряд. Поэтому древний «конструктор» оружия пытался добиться того, чтобы копье летело всё быстрее и дальше — и метко разило врага. Важным шагом в этом направлении стало изобретение именно копьеметалок. Эти несложные приспособления увеличивали зону эффективного поражения копьем до 80 метров. Американские индейцы называли их атлатлами, австралийские аборигены — воммарами. Они представляли собой палки или дощечки с крючком на одном конце, в который упирался тыльный обрез копья или дротика, в то время как другой оставался в ладони. В момент броска копьеметалка как бы увеличивала длину руки (т. е. рычага) Соответственно, возрастали и резкость, и мощь удара. В эпоху палеолита копьеметалки, были распространены практически повсеместно.

В это же время в добыче появляются мелкие животные (песцы, зайцы), в костных остатках все же преобладают кости лошади, мамонта, оленя, бурого медведя, но редко — кости шерстистого носорога, тура, бизона, пещерного льва. В это время появляются гарпуны с наконечниками из кости с одним и двумя зубцами, что позволяло добывать и мелких животных зайца, песца, сурка, белую куропатку и др., мелкие животные приобретают хозяйственное значение. В конце этого периода (10-15 тыс. лет назад) для крупных травоядных животных условия ухудшаются, численность их снижается, а некоторые виды исчезают. Основными видами охотничьих животных становятся куланы, лоси, косули, кабаны и др. Из более мелких -зайцы, бобры и др., орудия охоты совершенствуются. Появляются лук, стрелы, самоловы, что явилось огромным завоеванием людей, это резко повысило производительность труда. Появилась возможность создания запасов мяса (сушеного, вяленого). Это позволило определенной части людей заниматься скотоводством, земледелием или изготовлением орудий труда. Отлов диких зверей с помощью ям и их передержкой (молодняка) привели к последующему одомашниванию животных, скотоводству.

И только в это время, спустя тысячи лет охота постепенно приобретает второстепенное значение и становится более развлечением, интересным и опасным времяпровождением, нежели единственным источником выживания. Но за это время охота успела срастись с мужским естеством и сохранить свое значение и притягательность до сегодняшнего дня.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая проектно – творческую работу, подведем краткие итоги, сделаем выводы. Поставленные нами цели в начале работы над проектом были успешно выполнены. В ходе сегодняшней защиты мы рассказали об открытиях и изобретениях, позволивших древним людям выжить в те далёкие времена. Продемонстрировали в ходе показа презентации и наглядно некоторые виды орудий труда, изобретений для охоты, используемые древним человеком в форме наглядных пособий для изучения истории Древнего мира в 5 классе.

Для достижения поставленных целей выполнили ряд задач — изучили литературу о древнейших орудиях труда, изобретениях древних охотников, выяснили, какую роль занимали древнейшие орудия труда, изобретения и открытия древних охотников в жизни первобытных людей, изготовили наглядные пособия некоторых изобретений, орудий труда. Таким образом, в ходе нашего исследования мы установили, что благодаря появившимся изобретениям человек совершил прогресс в развитии и стал повелителем природы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Яndex-энциклопедии. http://encycl.yandex.ru

  2. Рубрикон. http://www.rubricon.ru/

  3. Мегаэнциклопедия MEGABOOK.RU. http://www.megabook.ru/

  4. Lib.ru Библиотека Максима Мошкова

  5. http://www.rsnet.ru – Официальная Россия (сервер органов государственной власти РФ)

  6. http://www.president.kremlin.ru/ — Президент РФ

  7. http://www.ant-m.ucoz.ru/ — «Виртуальный кабинет истории и обществознания»

  8. http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — Обществознание

  9. http://www.hpo.org – Права человека в России

  10. http://www.chelt.ru – журнал «Человек и труд»

  11. http://www.fw.ru – Фонд «Мир семьи»

infourok.ru

Проектная работа Ванюковой Анастасии 5 класс «Открытия и изобретения первобытных людей»

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа Ванюковой Анастасии 5 класс «Открытия и изобретения первобытных людей»»

Изобретения и открытия первобытных людей

Выполнила: ученица 5 а класса Ванюкова Анастасия Руководитель проекта: Елисова З.Ю.

Цель:

  • Узнать какие изобретения и открытия были у первобытных людей.

Задачи:

  • Изучить какие были открытия и изобретения у первобытных людей.
  • Выяснить какие изобретения дошли до нашего времени.

Открытия первобытных людей

  • Первым и наиболее важным открытием первобытного человека стал огонь

С помощью огня человек обезопасил себя от диких животных

  • С открытием огня жизнь первобытного человека изменилась. С помощью огня люди стали отапливать жилища и готовить пищу.

Но с открытием огня человек не остановился в своем развитии, чтобы облегчить жизнь себе человек изобретает палку-копалку

Па́лка-копа́лка — одно из первых орудий ( инструментов ), которое использовал  человек , предназначена для разрыхления почвы, копания [1] [2] . Изготовлялась из камня или дерева, имела заостренный конец

  • С помощью этого инструмента люди стали подкапывать корешки и плоды

Еще одно изобретение первобытного человека рубило

Рубило было универсальным орудием и могло применяться в самых разных случаях, заменяя  нож топор кирку . Но оно было не единственным в арсенале древних людей.

Для охоты человек изобрел гарпун, лук и стрелы, копье.

Гарпун м. бросковое  копьё острога , для боя морского зверя;  спица , носок, кутило; пускается швырком, на хвосте, оборе или тросе (Даль В. И.  Толковый словарь живого великорусского языка ). Предположительно, впервые гарпун начали использовать в  эпоху мезолита , однако, в  Катанде  (Конго) костяные гарпуны с зазубринами изготовливались 75 — 174 тыс. лет назад

Лук —  оружие , предназначенное для стрельбы  стрелами .

Копьё — метательное, колющее или колюще-рубящее древковое  холодное оружие . Длина копья составляла от 3 до 4 метров .

Викторина:

  • В древности оно выглядело как простая палка, а как сейчас?

Эти изобретения не потерялись со временем, а видоизменились и дошли до нашего времени

  • Гарпун, лук и стрелы, копье все это оружие для охоты. Что произошло с ним сейчас
  • Предок этого орудия был овальным, каменным, заостренным

Вывод:

  • Многие изобретения первобытных людей дошли до нашего времени. И мы ими пользуемся в быту, сельском хозяйстве. Открытия и изобретения первобытных людей вывели человека на новый виток развития и заложили основу культуры.
  • Спасибо за внимание!

multiurok.ru

Как жили древние люди (доклад, 5 класс)

Самые первые люди появились на земле около двух миллионов лет назад. Благодаря ученым-археологам, теперь можно многое узнать об их жизни: как они  охотились, как спасались от холода, какие у них были инструменты.

В давние времена первобытным людям было трудно справляться с проблемами в одиночку, и они собирались небольшими группами. Это были какбы небольшие семьи, которые вместе охотились, защищались от диких зверей, готовили пищу. В каждой такой группе у людей были свои обязанности и права, вместе решали спорные вопросы, и добыча делилась на всех поровну.

Первобытные люди очень сильно зависели от природы и от погоды, ведь если была засуха – значит, не было съедобных трав и ягод, а если были пожары – то не было охоты, ведь звери убегали далеко от бушующего пламени.

В древние времена у людей еще не было ножей, топоров,  ложек и вилок. Они научились затачивать камень, чтоб он был острым. Им потом разделывали добычу. А добывали пропитание заостренной палкой, с которой ходили на охоту и выкапывали полезные и вкусные корешки.

С такими примитивными орудиями труда невозможно было построить дом или выкопать землянку, поэтому первобытные люди старались устраивать свои жилища в уже существующих пещерах и ущельях. Старались находить такие жилища поближе к воде, чтоб охотиться на животных во время водопоя.

Долгое время люди боялись огня, они видели, какие разрушения несли за собой лесные пожары, когда люди и звери в панике убегали, чтоб спастись, ведь они ничего не могли поделать с этой разрушительной силой.

Но пришло время, когда первобытные люди начали понимать, что немного огня создает тепло в пещере, а еда, приготовленная на огне – намного вкуснее. Тогда они начали «приручать» огонь, постоянно подпитывая его хворостом и более крупными дровами. Древние люди тщательно следили за огнем, даже назначались дежурные, ответственные за то, чтобы огонь не погас. Ученые могут назвать много мест, на которых костры горели, не переставая, много сотен лет.

Но время шло, древние люди развивались, и, в конце концов, поняли, что огонь можно не приносить домой, а создавать его самим. Они были наблюдательны, и поняли, что если долго тереть друг об дружку два сухих куска дерева, то деревяшки начнут тлеть. Теперь, зная это, первобытные люди, перебираясь на новое место, могли разжечь костер уже в пещере, а не нести его с собой.

Несмотря на трудную и опасную жизнь первобытных людей, они развивались и приобретали навыки для охоты,  жизни в обществе, воспитания своих детей.  Вот так, постепенно совершенствуясь, древний человек начал приручать природные силы.

dokladiki.ru

Презентация на тему Первобытные люди (5 класс)

Презентацию на тему Первобытные люди (5 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : История. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 12 слайдов.

скачать презентацию

Слайды презентации

Слайд 1

Презентация на тему: «Первобытные люди» по предмету «История Древнего мира»

Выполнила: ученица 5 «Э» класса Ефимова Елизавета Санкт-Петербург 2011 г.

ГОУ школа № 337 Невского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Так выглядел человек, живший около миллиона лет назад.

Слайд 3

Древние люди жили общинами. Главным занятием было собирательство.

Слайд 4

Охота была так же важнейшим занятием первобытных людей.

Слайд 5

До того как первобытные люди научились добывать и поддерживать огонь, они ели мясо сырым.

Слайд 6

Древние люди умели изготовлять орудия труда, именно это отличало их от животных.

Слайд 7

Так выглядели орудия труда.

Слайд 8

А позднее так.

Слайд 9

В первобытные времена люди жили в пещерах.

Слайд 10

Ещё одно из занятий древних людей было рисование и выбивание изображений на стенах в пещерах.

Слайд 11

А так они посылали друг другу сообщения 

Слайд 12

Спасибо за внимание !

Список похожих презентаций

prezentacii.org

Жизнь древних людей. История древнего человека

Как появился человек? Общепринятого мнения на этот счет нет до сих пор. Наука и религия могут дать разные ответы. Последняя учит тому, что первый человек был создан Богом. Верующие считают, что таким образом люди были наделены бессмертной душой и разумом.

Особенности научной точки зрения

Большинство ученых придерживается мнения о том, что человек происходит от обезьяноподобных существ. Последние менялись в процессе эволюции. Их спины распрямились, длинные руки укоротились. Мозг продолжал развиваться. Благодаря этому данные существа становились умнее. Их выделение из животного мира было неизбежным. Так появились первые древние люди. Стоит отметить, что вышеописанная теория подтверждена научными доказательствами не полностью. Тем не менее еще в школе начинают изучать, как жили древние люди (5 класс школьной программы дает краткие сведения о той эпохе).

Особенности внешнего облика

История древнего человека начинается около двух миллионов лет назад. Самые ранние останки были обнаружены учеными в Африке. Благодаря этому появилась возможность установить то, как он выглядел. Этот человек мог ходить, только сильно наклонившись вперед. Он имел настолько длинные руки, что они свешивались даже ниже колен. При этом его лоб был покатым и низким. Мощные надбровные дуги выступали над глазами. Размер его мозга был меньше, чем у современного человека. Однако если проводить сравнение с обезьяньим, он был крупнее. Этот человек еще не научился разговаривать. Он был способен издавать только отрывистые звуки. Люди продолжали развиваться со временем. Объем их мозга увеличился. Изменился и внешний облик. Постепенно они начали осваивать речь.

Особенности первых инструментов

Жизнь древних людей была полна опасностей. Им была необходима добыча пропитания и защита от различных хищников. Для этого нужны были специальные приспособления. Так появились первые орудия древних людей. Они изготавливались из подручных материалов, имеющихся в природе. Нескольких ударов камнями между собой было достаточно для того, чтобы появилось грубое, но прочное приспособление, имеющее заостренный конец. С помощью него обтачивались палки-копалки и вырубались дубины. Первые орудия древних людей были представлены именно ими, а также заостренными камнями. Благодаря умению изготавливать их человек отличался от животных. Труд древних людей можно назвать кропотливым и тяжелым.

Основные занятия

Жизнь древних людей, в частности неандертальцев, проходила в пещерах. В ледниковую эпоху они защищали человека от холода. Рядом с останками неандертальцев ученым часто удавалось обнаружить кости пещерных гиен, львов и медведей. Это означает, что человеку приходилось бороться с хищными животными за жилище. Останки других зверей, таких крупных как носорог или мамонт, позволяют сделать вывод о том, что жизнь древних людей была тесно связана с интенсивной охотой. Во времена Мустье она особенно развилась. История древнего человека свидетельствует о том, что в значительной мере пища добывалась путем охоты на мелких животных, а также собирания плодов и корней.

Особенности охотничьего процесса

Неандертальцы из мустьерской эпохи отправлялись на охоту не только на открытых территориях. Также для этих целей они посещали леса. Там они преследовали, в основном, животных средних размеров. Жизнь древних людей заставляла их объединяться. Очень часто они нападали сообща на крупных зверей. Иногда это были больные и беззащитные животные, попавшие в болото или яму. Неандертальцы не брезговали поеданием их трупов. Весь процесс разделки животного делился на несколько этапов. Убив его, неандертальцы с помощью каменных орудий разрезали кожу. Также путем их использования снималось мясо. Длинные кости разбивались. Далее извлекался питательный костный мозг, а из черепа – головной. Мясо употреблялось в сыром виде. Также его могли предварительно пожарить на костре. Скорее всего, шкуры убитых животных использовались для того, чтобы укрыть тело.

Дальнейшее развитие

В эпоху Мустье ведение и техника хозяйства существенно усложнились. Разделение труда продолжалось. Наиболее опытные охотники становились руководящими в первобытном стаде. Стоит отметить, что европейские неандертальцы были вполне приспособлены к условиям среды, даже достаточно тяжелым. Однако продолжительность их жизни существенно снижалась из-за трудностей борьбы и разных болезней.

Особенности каменных приспособлений

Существование первобытного человека было наполнено опасностями и лишениями. Что касается каменных инструментов неандертальцев, то они уже отличались большим разнообразием. Кроме того, улучшился процесс их обработки по сравнению с предшествующими эпохами. Ручные рубила, относящиеся к шелльской культуре, изготавливались благодаря оббивке каменного ядрища с определенным расчетом. Так, один конец должен был стать режущим, колющим и ударным инструментом. В то же время другой делался таким, чтобы его было удобно держать в руке, сжатой в кулак. Эпоха Шелль также характеризуется другими формами орудий, помимо ручного рубила. Культура Ашель отличается более симметричными инструментами. Они имеют оббивку по всей поверхности. Таким образом, целесообразно сделать вывод о том, что именно тогда возникли приемы новой техники. Также встречаются орудия, которые изготовлены из осколков, сбитых с ядрищ. Что касается эпохи Мустье, то для нее наиболее типичными являются остроконечники и скребла. Они вырабатывались не из кремневого ядрища, а из отщепов. В эпоху Мустье техника изготовления орудий сильно изменилась. Об этом свидетельствует выделка приспособлений, найденных в европейских месторождениях. Если проводить сравнение с ашельской формой, то произошло изменение величины древних орудий. Это дает возможность более точно судить о способах их употребления. В некоторых случаях орудия удается найти в больших количествах. Обычно они находятся рядом с остатками кострищ и разбитыми костями животных. Древние орудия людей, а также некоторые другие элементы, связанные с их деятельностью, предоставляют возможность сделать важные выводы об образе жизни человека того времени. То же самое относится к уровню экономического и общественного развития.

Особенности организации труда

Конечно же, работать приходилось не только мужчинам, но и женщинам. Однако очевидно, что форма их трудового участия была другой. Здесь целесообразно учесть анатомо-физиологические особенности, присущие женщинам. Они не могли принимать участие в охоте на крупных животных, так как она требовала быстрой и долгой погони. Кроме того, женщинам труднее было бороться с опасными зверями, а также метать камни. Таким образом, возникла острая необходимость в разделении труда. Причем этого требовала не только охота, но и многие другие особенности жизни древних людей. Происходило усложнение общественных взаимоотношений, а также коллективных действий.

fb.ru

Проект на тему: «Первобытные люди»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Коржевская средняя школа

Проект на тему:

«Первобытные люди»

Автор: Сучилина Анастасия

5 класс

Руководитель: Маськова Ю.Н.,

учитель истории и обществознания

Телефон школы: 88424177555

2016 — 2017 уч.год

Оглавление

  1. Введение.

II.Основной ресурс

  1. Кто такие первобытные люди.

  2. Как жили первобытные люди.

III. Заключение.

IV .Список используемой литературы.

Введение.

Тема  Первобытные люди.

Эта тема привлекла меня своей актуальностью т.к. меня очень заинтересовала тема «Первобытные люди» и мне захотелось узнать о них больше, так же мне захотелось узнать, как жили первобытные люди.

Цель: узнать, кто такие первобытные люди и чем они занимались.

Задачи:

    1. Прочитать книги по данной теме;

    2. Просмотреть ресурсы по данной теме.

Гипотеза: древние люди за короткий срок научились: изготавливать орудия труда, шить одежду, добывать еду, научились рисовать.

Предмет    работы   —   основные этапы развития первобытных людей.

Практическая значимость данного исследования заключается в использовании данного материала на классных часах, дополнительной информации на уроках истории средних веков.

Методы исследования: 

  • Поиск достоверных источников информации с помощью документов, книг, использование компьютерных технологий;

Этапы проведения проекта:

  1. Подготовительный: — выбор темы и её конкретизация (актуальность — определение целей и формулировка задач).

  2. Поисково-исследовательский: — обращение к родителям с просьбой включиться в работу проекта; — коррекция сроков и графиков — проведение поисково-исследовательской деятельности.

  3. Трансляционно — оформительный: — работа над презентацией — оформление проекта — предзащита проекта

  4. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений: — написание сценария защиты проекта — подготовка к публикации проекта.

  5. Заключительный:  защита проекта.

Глава 1. Кто такие первобытные люди.

В 1856 г. немецкие шахтеры обнаружили в известняковом карьере в долине Неяндерталь старый скелет. Его череп очень походил на обезьяний, а кости ног были крепкими и слегка искривленными. Одно время ученые даже думали, что скелет принадлежал солдату, погибшему на войне, которая шла в этих местах 50 лет назад. Позднее исследователи установили, что в их руках находиться скелет неандертальца, представителя одного из видов первобытных людей вымершего 50 000 лет назад!

С тех пор было обнаружено множество древних останков доисторических людей. Установлено, что люди и современные обезьяны имели общего предка. Предположительно, им был египтолопитек, который жил 35 миллионов лет назад на территории современного Египта.

Тридцать миллионов лет спустя 1-е человекообразные обезьяны уже лазили по деревьям в Восточной Африке. От них произошли современные шимпанзе и гориллы, а также давно вымершие австралопитеки. Скелет австралопитека был найден в Африке 1974 г.

Глава 2. Как жили первобытные люди.

Самые ранние письменные свидетельства о жизни наших предков были сделаны около 5,5 тыс.лет тому назад. О том, как жили люди до этого времени, нам рассказывают сохранившие фрагменты посуды, оружия, строений. Но история человека насчитывает миллионы лет и начало восходит к тому периоду, когда человека насчитывает миллионы лет и начало ее восходит к тому периоду, когда человекообразные обезьяны научились ходить в вертикальном положении.

Ученые по крупицам воссоздают образ жизни древних людей. Они изучают остатки их скелетов, чтобы иметь представление о развитии человека. Исследования показывают, как с течением времени люди научились охотиться, пользоваться орудиями труда, вести совместную жизнь и строить жилища. Появление речи стало важнейшим этапом в эволюции человека.

Около ста лет тому назад климат во всех частях земного шара был намного холоднее, чем сейчас. Этот период называется ледниковым. Он окончился приблизительно 10 тыс.лет назад. Обширные территории Европы, Азии и Северной Америки были покрыты льдом. Чтобы выжить в это суровое время, люди должны были объединяться. Это помогало им охотиться на гигантских животных, мамонтов. Для охоты они использовали деревянные копья с каменными наконечниками. Свои жилища люди устраивали в пещерах или делали подобие шалашей из веток и шкур животных.

Люди начали рисовать на стенах пещер во время ледникового периода. Они делали это при свете костров, а в качестве красок использовали порошки из толченых камней или высушенных растений. Возможно, рисунки, которые они делали, предназначались не только для украшения пещер. Изображения бизона , оленя и мамонта символизировали животных, без которых человек не мог существовать. Настенная живопись могла служить своеобразным приношением богам, дабы те благоприятствовали охоте. Подобного рода наскальная живопись была обнаружена в разных странах мира, включая Южную Америку и Австралию.

Ледниковый период сменился потеплением. Люди обнаружили, что можно собирать семена растений и высаживать их на полях. Некоторые растения давали зерно. Его перемалывали в муку, чтобы затем выпекать хлеб. Первые земледельцы жили в деревнях рядом со своими полями. Они также приручали диких травоядных животных. Рогатый скот и свиньи давали людям молоко и мясо.

Заключение.

Люди произошли от человекоподобных обезьян. У человека и шимпанзе общий предок. Первыми человекоподобными животными, которые выпрямились и стали ходить на двух ногах.

Список используемой литературы.

  1. Поиск информации – книга – золотая книга знаний.

kopilkaurokov.ru

Конспект урока по истории 5 класс тема «Открытия и изобретения». Проект по истории 5 класс на тему изобретения и открытия первобытных людей



Конспект урока по истории 5 класс тема «Открытия и изобретения»

Предмет: история.

Класс: 5.

Тип занятия: изучение нового материала.

Тема занятия: Открытия и изобретения древних охотников (1 час).

Цель занятия: сформировать умение анализировать связь особенностей климата и элементов быта.

Задачи занятия:

образовательные: рассказать о расселении людей на Земле, условиях жизни, основных занятиях и орудийной деятельности при резком изменении климата на планете.

развивающие: сформировать умение сопоставлять внешний вид орудий труда, их функции и причины появления.

воспитательные: сформировать представление о том, что человек достиг многого благодаря размышлениям, действиям, желанию бороться за существование и изобретениям.

Структура занятия:

1. Создание рабочей атмосферы.

2. Проверка посещаемости.

Проверка д\з

4 мин

Устный опрос:

1. Как вы думаете, легкой или тяжелой была жизнь древних людей и почему?

2. Чем древнейшие люди отличались от животных?

3. Назовите главные занятия древнейших людей.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Мотивация, актуализация знаний

4 мин

1 слайд

Вопрос для обсуждения.

Согласны ли вы с утверждением: «Борьба за существование научила людей всему»?

Обсудить с классом, чему именно научила людей борьба за существование, и что произошло, если бы человек не боролся за жизнь.

Целеполагание

2 мин

Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

2 слайд

Об изобретениях древнего человека.

Запись в тетрадь темы занятия:

Открытия и изобретения древних охотников.

Изучение нового материала

25 мин

Берингия,

Каменный век,

Ледниковый период,

Скребло,

Гарпун,

Каменный нож,

Каменные иглы,

Наконечник стрелы,

Лук и стрелы,

Бумеранг.

1. Человек осваивает планету.

3 слайд

На карте обозначены пути расселение первобытного человека на Земле и примерные даты этого расселения. Необходимо вкратце обсудить даты и пути.

Вопросы классу:

1. Что побуждало людей осваивать новые земли?

2. Опишите направления освоения новых земель.

3. Какие трудности древние люди вынуждены были преодолевать на своем пути?

4. Как человек преодолел Берингию?

2. Значение охоты в жизни людей.

Вопросы классу:

1. Что было более важным в жизни людей: охота или собирательство, и почему?

2. На каких животных проще охотиться: на мелких или крупных, и почему?

4 слайд

1. Каким образом древние люди охотились на животных?

2. Что еще можно использовать на охоте?

3. Орудия каменного века.

Как охоту сделать более успешной?

5 слайд

Давайте разберемся с представленными орудиями труда:

1. Найдите на слайде обычный камень. Как вы поняли, что это он? Как можно использовать обычный камень?

2. Для чего использовали остальные орудия труда?

3. Из каких материалов преимущественно сделаны орудия труда?

6 слайд

Так как орудия труда древнего человека преимущественно были сделаны из камня, период, длящийся до 4 тыс. до н.э., носит название каменный век.

4. Великое оледенение.

7 слайд

Около 110 тыс. лет назад началось последнее на данный момент оледенение, которое закончилось в 10 тыс. до н.э.

1. Как наступление ледникового периода могло повлиять на изменения флоры и фауны?

8 слайд

Появились новые виды животных: мамонты, шерстистые носороги, саблезубые тигры, пещерные медведи.

infourok.ru

Итоговый проект по истории 5 класса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОМБАЙНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ ВОИНА – АФГАНЦА АЛЕКСЕЯ ДЕМЯНИКА

Административная

контрольная работа

по истории в 5 классе за курс

«История Древнего мира»

2015 – 2016 учебный год

Информационно-творческие проекты.

Соберите с помощью дополнительной литературы и интернет-ресурсов информацию по одной из выбранных вами тем:

  1. Изобретения и открытия первобытных людей. Какую роль сыграли эти открытия и изобретения в жизни первобытных людей? Продолжают ли они использоваться в наши дни?

  2. Древнейшие виды письменности. Когда, где и почему возникло письмо? Чем древнейшее письмо отличалось от нашего письма? Каково происхождение нашей азбуки?

  3. Индия – родина многих басен и сказок о животных. Познакомьтесь с ними. Какие вам больше всего понравились? Чем? С какими верованиями связано то, что в древней литературе индийцев действующими лицами часто являются животные?

  4. Древняя культура Китая. Какими достижениями древней культуры Китая вправе гордиться ныне живущие китайцы?

  5. Религии мира. Приверженцы каких древних религий почитали многих богов? Каким религиям свойственно единобожие (почитание единственного бога)? Не забудьте, что одна из таких религий возникла позже остальных, в ту историческую эпоху, которую называют средними веками.

  6. Мудрецы древности о правилах поведения. Что общего в этих правилах? Чем ценны для людей нашего времени наставления библейских мудрецов, Будды, Конфуция, Сократа? Чем – поучения Иисуса Христа?

  7. Устройство древних государств. Чем отличалось управление в Афинах при Перикле и в римской республике от управления в Древнем Египте, Персии, Китае?

  8. Патриотизм греков в войнах с персами. Почему демократия воспитывала любовь к своему отечеству? Какие сражения с персами и почему могут служить примером патриотизма греков?

  9. Зрелища, возникшие в древности. Какие из них любимы и в наши дни? Какие зрелища по требованию христиан были запрещены? Почему?

  10. Знаменитые сооружения и постройки древности. Как они выглядели? Где и с какими целями были созданы? Какие из них сохранились до наших дней?

Результаты проекта оформите в виде презентации или подготовьте подробно

greecehist.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *