cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Презентация литература древней руси 5 класс: Презентация «Древнерусская литература» | Презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему:

«Древнерусская литература. Летописи» (5 класс)

Похожие презентации:

Первая Мировая война (1914-1918)

Россия в системе международных отношений в XVII веке

Гражданская война́ в России (1917- 1922)

Февральская революция 1917 года

Первая русская революция 1905-1907 гг

Русская культура во второй половине XIX века

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России

Смута (Смутное время) 1598 – 1613 гг

Индия в XVIII веке (8 класс)

История бренда BMW

Да ведают потомки православных
земли родной минувшую судьбу…
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
на тему
«ДРЕВНЕРУССКАЯ
ЛИТЕРАТУРА. Летописи»
5 класс
988 год –
принятие
Христианства
на Руси

необходимость в
распространении
книг
Князь киевский
Владимир
Святославович
Ещё одно последнее сказаньеИ летопись окончена моя…
Исполнен долг, завещанный от бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем господь меня поставил

И книжному искусству вразумил.
Когда – нибудь монах трудолюбивый
Найдёт мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампадуИ, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет.
Жанры древнерусской литературы
Летопись — (или летописа́ние) —
исторический жанр, представляющий
собой погодовую, более или менее
подробную запись исторических
событий. Запись событий каждого года в
летописях обычно начинается словами:
«В лѣто …» (то есть «в году …»), отсюда
название — летопись.
Виды повествования в
летописи:
1. Годовая запись (краткое сообщение о событии,
без описания)
2. Летописная повесть (подробный рассказ о
событии)
3. Некрологическая характеристика (описание
смерти князя и похвала ему)
Другие жанры древнерусской литературы
1. Хождение – жанр, в котором описывались
всякого рода путешествия в иные земли и
приключения («Хождение за три моря Афанасия
Никитина).
2. Житие – описание жизни святого. Герой жития в
своей жизни следует наставлениям Христа и,
проходя через множество испытаний, становится
святым.
3. Поучение – жанр, в котором излагались правила
жизни, которые автор хотел донести до
читателя: он поучал его.
4. Послания
5. Сочинения ораторского жанра
Рукописная книга – это рукопись в виде отдельных тетрадок, сшитых вместе и
переплетенных. Тетрадь пришивалась к ремням, которые прикреплялись к деревянным
доскам-переплетам. Доски снаружи обтягивались кожей или какой-нибудь тканью.
Корешок переплета в Древней Руси делался плоским или округлым. К переплетам
прикреплялись кожаные завязки или застежки.
Кирилл и Мефодий переводят церковные книги на славянский язык.
Радзивилловская летопись.
Писали на пергаменте. Делали деревянные переплеты,
обтянутые кожей. Книги стоили очень дорого.
Хранились в монастырях
Летописание началось на Руси в 11 веке. Первым
летописцем был монах Киево-Печерской Лавры
Никон, которого называли Великим. Жизнь его
была полна бурных событий, он активно включался
в политическую борьбу против тех киевских
князей, которые свои интересы ставили выше
общероссийских.
В конце жизни Никон стал игуменом КиевоПечерского монастыря. Тогда-то, видимо, он и
трудился над летописью.
«Повесть временных лет»
(также называемая «Первоначальная летопись«)
В начале 12 века монах Нестор составил
«Повесть временных лет» – одно из
замечательных произведений русской
литературы. До нас дошла эта повесть,
переписанная и отчасти переработанная
монахом Выдубецкого монастыря
Сильвестром. Эта «Повесть…» – плод
творчества нескольких поколений
летописцев, так как при переписывании
летописей последователи неизбежно вносили
какие-то добавления, поправки, иногда
ошибались или добавляли новые сведения.
М.М.Антокольский
Мотивы «Повести…»:
«Се Повесть временных лет, откуда
есть пошла Русская земля, кто в Киеве
начал первый княжити, и откуда
Русская земля стала есть…»
•Сведения о происхождении
славян
•Описание территории
Русской земли, о населявших
её в древности племенах и
их обычаях
•Рассказ об основании Киева
и первых русских князьях.
•Повествование о принятии
Христианства на Руси.
•Рассказ о коварстве
Святополка (сына Владимира)
и о мудром княжении
Ярослава Мудрого.
Речь грека-философа перед князем
Владимиром.
Миниатюра из Радзивилловской летописи
Поход русских князей на половцев. Миниатюра
Радзивилловской летописи 15 век.
Рукописная страница книги
Засуха 1092 года. Миниатюра
Радзивиловской летописи. XV век
Язык «Повести временных лет» широко отражает устную
разговорную речь своего времени. Прямая речь
исторических лиц занимает существенное место в
летописи. При этом летописец почти никогда не прибегает к
вымышленным речам, — он всегда точен и строго
фактографичен в передаче высказываний своих героев.
В летописи широко представлена специальная
терминология: военная, охотничья, юридическая,
церковная.
Часто летописец использует народные пословицы и
поговорки. Язык «Повести временных лет» свидетельствует
о необычайно высоком уровне развития культуры устной и
письменной речи в XI – XII вв.
Освящение Десятинной церкви.
Миниатюра из Радзивиловской летописи
Осада Корсуня (Херсонеса) войском князя
Владимира.
Русский флот. Миниатюра
Радзивилловской летописи.
Аскольд и Дир просят разрешение у кн. Рюрика
отправиться в Константинополь.

English     Русский Правила

Литература Древней Руси — презентация онлайн

Похожие презентации:

Первая Мировая война (1914-1918)

Россия в системе международных отношений в XVII веке

Гражданская война́ в России (1917- 1922)

Февральская революция 1917 года

Первая русская революция 1905-1907 гг

Русская культура во второй половине XIX века

Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России

Смута (Смутное время) 1598 – 1613 гг

Индия в XVIII веке (8 класс)

История бренда BMW

Литература Древней Руси
Древняя русская литература наполняет
нас гордостью за наших далёких
предшественников, учит нас
с уважением относиться к их труду,
борьбе, к их заботе о благе родины.


Д.С. Лихачёв
Период
1 период
XI век — I треть XII века
2 период
II треть XII — I треть
XIII века
3 период
II треть XIII — конец
XIV века
4 период
Конец XIV—XV век
5 период
Конец XV—XVI век 6.
XVII век
6 период
XVII век
Краткая
характеристика
Основные
произведения

3. Литература Древней Руси

В литературе Древней Руси
отразились различные периоды
становления Российского
государства с 11 по 18 век.
В произведениях содержится
бесценный исторический материал:
мы узнаём о событиях,
происходивших в прошлом,
о выдающихся государственных
деятелях, у нас возникает живое
представление о простых людях
самых разных сословий,
живших в ту далёкую эпоху.
В 988 году Русь принимает
христианство
Значение крещения Руси
Сплочение
общества
Укрепление
власти
Киевского князя
Улучшение
международного
положения
Крещение
Руси 988 год
Возникновение
Русской
православной
церкви
Смягчение
нравов
Появление
письменности,
живописи,
каменного
строительства

6.

Особенности древнерусской литературыДревнерусская литература возникла в 12 веке после принятия
христианства как литература духовная, религиозная.
Она носила исключительно исторический характер, не
допускала вымысла и строго следовала факту.
Автор прославлял извечно ценные качества: благочестие,
смелость, милосердие, справедливость.
Древнерусская литература должна была соблюдать этикет –
этикет миропорядка (как должен совершаться ход событий),
этикет поведения (как должен вести себя герой), этикет
словесный
(какими
словами
должен
описывать
совершающееся писатель), т.е. всё создавалось по канону –
определённым правилам и образцам.
Авторское начало в древнерусской литературе приглушено.
Имена
многих
авторов
древнерусских
памятников
сегодня не известны, потому что авторы тех лет сами не
указывали своего имени.

7. Жанры древнерусской литературы

Жанр – исторически сложившийся тип
литературного произведения, на основе которого
создаются тексты конкретных литературных
произведений.
Жанры литературы Древней Руси
существенно отличаются от современной.
первичные
объединяющие
Первичные жанры
• житие
• слово
• поучение
• повесть
Объединяющие жанры
• летопись
• хронограф
• четьи-минеи
• патерик
• апокриф
ЖИТИЕ
это самый распространённый жанр
древнерусской литературы.
Житие создавали люди, которые непосредственно
общались с человеком или могли достоверно
свидетельствовать о его жизни. Житие создавалось
всегда после смерти человека, которого вскоре
причисляли к лику
святых.
Оно
выполняло
огромную воспитательную функцию, потому что житие
святого воспринимали как пример праведной жизни.

ПОУЧЕНИЕ – разновидность жанра
древнерусского красноречия.
В поучениях древнерусские летописцы пытались
представить модель поведения для любого
древнерусского человека: и для князя,
и для простолюдина.
Самым ярким образцом этого жанра является
«Поучение Владимира Мономаха».
В своем поучении Владимир Мономах
дает советы о том, как следует вести свою
жизнь, как необходимо искать спасения
души в затворничестве, служить Богу,
помогая нуждающимся.
СЛОВО – разновидность жанра древнерусского
красноречия; это поучение и послание к потомкам.
Примером служит «Слово о полку Игореве»,
рассказывающем о военном походе князя Игоря
на половцев в 1185 году.
Исследователи предполагают, что автором «Слова
о полку Игореве» был один из участников этого похода.
Другим примером этого жанра может служить «Слово
о погибели Русской земли», которое создавалось сразу
после того, как на Русь пришли монголо-татары.
ПОВЕСТЬ (воинская или историческая) – это
древнерусское произведение, повествующее
о деяниях князей-воинов, их борьбе с внешними
врагами, о воинских подвигах и княжеских
междоусобицах.
Примерами воинских повестей являются
«Повесть о битве на реке Калке»,
«Повесть о разорении Рязани ханом Батыем»,
«Повесть о житие Александра Невского».

ЛЕТОПИСИ – это исторические
повествования, которые велись по годам;
самый древний жанр древнерусской
литературы.
В Древней Руси летопись играла очень важную роль,
т.к. не только сообщала об исторических событиях
прошлого, но и говорила о том, как необходимо
поступать в определённых ситуациях.
Древнейшей летописью является
«Повесть временных лет». Летопись
рассказывает о происхождении русских,
о генеалогии рода киевских князей
и о возникновении древнерусского
государства.
Хронограф – это тексты, содержащие
описание событий, происходящих
в 15-16 веках.
Четьи-минеи– собрание произведений
о святых людях.
Патерик – сборник коротких рассказов о жизни
святых отцов; собрание их избранных изречений.
Апокриф (древнегреч. «сокровенный, тайный») –
это произведение религиозно-легендарного
характера. Апокрифы получили особое
распространение в 13-14 веках, но церковь не
признавала этот жанр и не признаёт
до настоящего времени.

English     Русский Правила

Киевская Русь | историческое государство, Европа

Киевская Русь в XI веке

Все СМИ

Похожие места:
Киев

Просмотреть весь связанный контент →

Киевская Русь , первое восточнославянское государство. Он достиг своего пика в начале-середине 11 века.

Следите за археологами, которые ищут доказательства, подтверждающие норманнскую теорию происхождения викингов

Посмотреть все видео к этой статье

Как происхождение Киевского государства, так и название Русь, которое стало применяться к нему, остаются предметом дискуссий среди историков. Согласно традиционному сообщению, представленному в Русской летописи , он был основан варягом Олегом, правителем Новгорода примерно с 879 года. В 882 году он захватил Смоленск и Киев, а последний город, благодаря своему стратегическому положению на Днепре. Река, ставшая столицей Киевской Руси. Расширяя свое правление, Олег объединил местные славянские и финские племена, разбил хазар, а в 911, заключил торговые соглашения с Константинополем.

More From Britannica

Украина: Киевская (Киевская) Русь

Преемник Олега, Игорь, считается основателем династии Рюриковичей, но он был менее способным правителем, чем Олег, и в договоре, заключенном им с Константинополем в 945 г., были условия менее благоприятные, чем те, которые были получены в 945 г. 911. В своих трудах византийский император Константин VII Багрянородный описал торговую практику Киевской Руси того времени. Зимой киевские князья совершали обходы по окрестным племенам для сбора дани, состоявшей из мехов, денег и рабов. С наступлением весны они погрузили свои товары в небольшие лодки и двинули их вниз по Днепру в составе конвоя, чтобы предотвратить нападения кочевых степных племен. Их конечным пунктом назначения был Константинополь, где их права на торговлю были строго определены договором. Сын Игоря Святослав последним из киевских князей придерживался скандинавских традиций, а с восхождением на престол Владимира I (Владимира) в 9 г.80 г. линия Рюриковичей была основательно славянизирована. Однако она все еще сохраняла связи с другими частями Европы и управляла обширной территорией, простиравшейся от северных озер до степей и от тогда еще неопределенной польской границы до Волги и Кавказа.

Правление Владимира ознаменовало начало золотого века Киевской Руси, но блеск этой эпохи покоился на зыбкой основе, так как связь между государством и подвластными ему народами оставалась рыхлой. Единственным звеном, объединявшим покоренные племена, была власть великого князя Киевского. Люди платили дань княжеским сборщикам налогов, но в остальном они были почти полностью предоставлены сами себе и, таким образом, смогли сохранить свои традиционные структуры и привычки. Одним из событий огромной важности во время царствования Владимира было принятие им православной веры в 9 г.88. Обращение было рождено договором с византийским императором Василием II, который обещал руку своей сестры в обмен на военную помощь и принятие христианства Киевским государством. После подавления традиционных религиозных обрядов в Киеве и Новгороде византийский обряд распространился по всему Владимирскому владению. Хотя религия пришла из Константинополя, служба велась на народном языке, так как Библия была переведена на старославянский язык миссионерами святыми Кириллом и Мефодием в 9 в.век.

Период братоубийственной неопределенности последовал за смертью Владимира в 1015 году, когда старший выживший сын Владимира, Святополк Окаянный, убил трех других своих братьев и захватил власть в Киеве. Его оставшийся брат — Ярослав, наместник Новгорода, — при активной поддержке новгородцев и помощи варяжских наемников разбил Святополка и стал великим князем Киевским в 1019 году. При Ярославе Киев стал главой Восточной Европы. политический и культурный центр. Ярослав украсил свою столицу Софийским собором, церковью в византийском стиле, которая стоит до сих пор, и способствовал росту монастыря на Печерске при Антонии Киевском. Ярослав также собирал книги и переводил их. В попытке предотвратить семейное кровопролитие, которое предшествовало его собственному приходу к власти, Ярослав ввел порядок престолонаследия, который отдавал предпочтение старшинству, но считал, что территория Киевской Руси в целом принадлежит семье. Этот указ не имел длительного действия, и после смерти Ярослава в 1054 году его сыновья разделили империю на враждующие фракции. Титул великого князя киевского утратил свое значение, а монгольское завоевание 13 века окончательно положило конец могуществу Киева. Остатки Киевского государства сохранились в западных княжествах Галиции и Волыни, но к 14 веку эти территории были поглощены Польшей и Литвой соответственно.

Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Майклом Рэем.

Сказки и пятилетка: выставка русской детской литературы

Красноармейская азбука (Азбука красноармеица 1921), с. 28

Сразу же после русской революции 1917 года детская литература и образование стали предметом серьезного беспокойства и споров в России. Проект влияния на молодое поколение стал важнейшей составляющей создания нового общества. По часто цитируемому слову Леонарда Кормчего, детская литература была «забытым оружием», которое следовало пустить в ход в революционной борьбе против буржуазии (19).18). Надежда Крупская (жена Ленина, имевшая большое влияние до и после его смерти, занимавшая пост заместителя министра просвещения) также отзывалась о детской литературе как об «одном из сильнейших орудий социалистического воспитания нового поколения» (цит. в Балина 2008b, 4).

Однако, как указывает Балина, эти споры о роли детской литературы в обществе не были новыми: такие дискуссии можно проследить до начала XIX века, когда «педагогические заслуги» часто считались более важными, чем «художественные ценности». » На самом деле, утверждает она, «идеологическая повестка, навязанная советской литературе, вряд ли была продуктом советской пропагандистской системы», поскольку такие критики, как Виссарион Белинский (1811–1848) и Николай Добролюбов (1836–61), рассматривали понятие идеиность ‘ («идеологическое содержание») как неотъемлемая составляющая литературы, иногда «первостепенная ее ценность» (2008б, 3–4).

Тем не менее, в первые годы существования Советского Союза в центре внимания оказались дети: «Детство функционировало как средство воображения революционных преобразований», а большевики рассматривали детей «зачаточными» коллективистами,… смелыми строителями революционное будущее». В 1918 году сам Ленин провозгласил: «Обязательно исключить из нашего образования обилие мертвых знаний, которые давала старая школа», а образование на раннем этапе рассматривалось как средство пропаганды идей «коллективизма, интернационализма и классового солидарность» (Киршенбаум 2000, 1–2; Балина 2008б, 5).

Сразу после революции, в период Гражданской войны и «военного коммунизма» российское общество в целом испытало большие лишения. В это время издательская индустрия вошла в период глубокого упадка. Однако к 1921 году ситуация начала заметно меняться: «Отказ от экономических и политических ограничений «военного коммунизма» 1918–1921 годов превратил детскую литературу в быстрорастущий раздел издательской индустрии» (Oushakine 2016, 164). Наркомат просвещения во главе с влиятельным деятелем Анатолием Луначарским в 1919 году учредил «Институт детского чтения».21, а советская детская книга стала ареной, где читателей можно было четко формировать и направлять к новому набору идеалов (Lemmens & Stommels 2009, 83–84; Maguire 1968, 5–7; Fitzgerald 1970; Sokol 1987–88, 8). ).


Прогулка (Гулайем ), с. 9

К 1924 г. Коммунистическая партия заявила, что одной из ее главных новых целей является «создание детской литературы под строгим контролем и надзором партии с целью воспитания более сильного чувства классового сознания, интернациональной солидарности, и любовь к работе» (цитируется по Hellman 2013, 304). Однако в 19В 20-х годах существовало маловероятное расхождение между акцентом партии на идеологически правильных темах и одновременным допущением формальных экспериментов (Балина 2008b, 8–9), что по иронии судьбы привело к возникновению золотого века авангардного дизайна детских книг.

В то же время в эту эпоху роль иллюстратора стала особенно важной. Как отмечает Ушакин, создатели новой советской литературы отреагировали как минимум на два фактора: появление нового «массового читателя» с разнообразными способностями к пониманию и идеологические интересы эпохи, делавшие упор на полезную и реалистическую литературу. Следовательно, по содержанию новая литература должна была быть конкретной и информативной, а по форме она делала упор на «графический язык», в котором на первый план выдвигались изобразительные элементы, а не текстовые, рассчитанные на неграмотного или полуграмотного читателя. Это одна из причин, по которой иллюстраторы взяли на себя более важную роль: «Книжный художник все чаще воспринимался как «самостоятельный автор, а не просто иллюстратор». На обложках многих книг и писатель, и художник указаны как равноправные участники» (Oushakine 2016, 172–73, 19).0; Покровская 1929, цит. по Ошакину).

Хваленые опыты авангардного искусства, хорошо известные на Западе в виде конструктивистской и супрематической живописи и дизайна и предназначенные для взрослой аудитории, таким образом, расцвели и в советской детской книжке-картинке 1920-х годов, как мы см.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *