Презентация к уроку литературы в 5 классе царевна лягушка – Презентация по литературе «Царевна-лягушка» (5 класс)
Презентация по литературе (5 класс) по теме «Царевна-лягушка»
Выбери ответ
Эта сказка относится
- к волшебным
- к бытовым
- о животных
Как вы это определили?
эта сказка
относится
к русским народным сказкам?
2. Перескажите начало сказки, пользуясь иллюстрацией.
1. Как Иван-
царевич
вначале
отнёсся
к своей
находке?
2. Почему же
на лягушке?
Какие поручения давал царь своим невесткам? Как они справились?
Расскажите про пир во дворце.
Какой опрометчивый поступок сделал
Иван-царевич?
Почему он
так поступил?
К чему это привело?
Кто помогал Ивану-царевичу
в поисках жены?
Какие животные помогали Ивану-царевичу в поисках жены?
1
3
2
5
4
6
Как удалось Ивану-царевичу спасти Василису Премудрую?
Чем закончилась сказка? Чему она учит?
multiurok.ru
Презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме: Царевна-лягушка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Cценарий сказки для кукольного спектакля «Царевна-лягушка» на английском языкеСценарий для кукольного спектакля «Царевна-лягушка» написан на английском языке в доступной и стихотворной форме для учащихся 5-7 классов общеобразовательной школы. Можно разучить и использовать на …
Сказка «Царевна-лягушка» в 5 класседанная презентация может использоваться на уроке литературы в 5 классе…
Сценарий к спектаклю «Царевна-лягушка»Сценарий был написан мною для Театральной недели 6 класса, по сэтому сценарий был поставлен спектакль….
Презентация к уроку по русской народной сказке «Царевна-лягушка» предназначена для учеников 5 классаДанная презентация может использоваться на уроке литературы в 5 классе при изучении народных сказок. Работа составлена красочно, кроме информации о содержании сказки и ее вариантах, помещены за…
План-конспект урока литературы на тему «Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой»Конспект включает в себя план урока, беседу с учащимися по эпизодам, просмотр репродукций по данной теме, обобщающие вопросы….
План-конспект урока по литературе 5 класс. Русская народная сказка «Царевна — лягушка»Цель урока: Знакомство с жанром сказка; подробное изучение русской народной сказки «Царевна-лягушка»Задачи:- обучающие: Дать понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки …
«Царевна лягушка»Сказка «Царевна лягушка» на новый лад для учащихся 5-7 классов….
nsportal.ru
Презентация + урок литературы в 5 классе на тему «Русские народные сказки. Волшебная сказка «Царевна-лягушка» — К уроку — Русский язык и литература
Разработка урока.
Тема «Русские народные сказки, их типы. Волшебная сказка «Царевна-лягушка».
Цели: познакомить школьников с основными типами сказом, некоторыми изобразительно-выразительными средствами, встречающимися в сказках; развивать навыки работы с учебником, выразительного чтения, пересказа; способствовать воспитанию добрых чувств.
Ход урока.
Предварительное домашнее
задание: вспомнить русские народные
сказки, прочитать сказку «Царевна-лягушка».
Встреча со сказкой – это радость для
каждого человека, особенно для ребёнка.
Вы уже опытные читатели сказок и знаете
их довольно много. Какие русские народные
сказки вы вспомнили? А что нас привлекает
в сказках? Конечно же, чудеса, превращения,
волшебные сказочные предметы и сказочные
персонажи. Какие волшебные предметы
встречаются в русских народных сказках?
Какие сказочные персонажи
действуют?
Демонстрируется титульный
слайд, тему урока дети записывают в
тетрадь.
Давайте попробуем дать определить,
что такое сказка. Обратимся к учебнику
литературы, стр. 29. Внимательно прочитаем
и запишем в тетради формулировку. Кто
запомнил? Расскажите.
Демонстрируется
слайд №2.
А теперь прочитайте, что говорили о
сказке замечательные писатели А. Н.
Толстой, А. С. Пушкин.
Теперь поговорим о видах сказок. Выделяют
три вида сказок: сказки о животных,
сказки бытовые и, конечно, самые
интересные, волшебные сказки.
Демонстрируется
слайд №4, дети записывают в тетради
виды сказок и отвечают на вопрос.
Сказки о животных, в них особый смысл,
ведь звери и птицы очень похожи на
людей, поэтому помогают нам понять
человеческие характеры, взаимоотношения
людей. Давайте вспомним характеры
сказочных персонажей. Какими бывают
заяц, лиса, медведь? Приведите примеры
сказок.
Бытовые сказки совсем другие.
Они тесно связаны с реальной жизнью,
поэтому очень похожи на быль. Вымысел
сливается с реальностью. Очень часто
в таких сказках высмеивают такие
качества, как жадность, трусость,
лживость, корыстолюбие.
Волшебные
сказки поражают наше воображение.
Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч
противостоят героям, которые защищают
своих любимых, борются со злыми силами
и обязательно одолевают их.
Демонстрируются слайды с 5 по 11, дети дают ответы.
Сказки имеют особое построение. Я думаю,
что вы это замечали. Сказки часто
начинаются с какой-либо присказки.
Например, «На море на океане, на острове
Буяне стоит бык печёный, а возле него
нож точёный ». Цель присказки – привлечь
внимание слушателей, она воспринимается
как весёлая прибаутка, шутка, часто
присказка не связана по смыслу с самой
сказкой. За присказкой следует зачин,
который готовит нас к восприятию сказки,
переносит нас в сказочный мир. Зачин
связан с содержанием сказки, так как в
нём указываются время и место действия.
«Жили-были дед да баба…». Иногда в
сказках имеется концовка, которая ещё
раз возвращает нас к мысли о том, что в
сказках всегда побеждает добро. «Свадьбу
сыграли, долго пировали; и я там был,
мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не
попало».
Поговорим о некоторых языковых
особенностях сказок. В сказках бывают
постоянные эпитеты: «добрый молодец»,
«красна девица», «чисто поле»), гиперболы
(преувеличения): «две пары железных
сапог протёр», «быстрее молнии».
Найдите
в учебнике на стр. 31 определение, что
такое эпитет. Прочитайте и запишите
первую строчку до слова «предмета».
Запомните.
Демонстрируется слайд
13, записывается информация в тетрадь.
Дома вы читали сказку «Царевна-лягушка».
Понравилась она вам?
Демонстрируется
слайд 14.
Есть ли в этой сказке присказка? А зачин? Прочитайте его. С чего начинается действие?
К каким фрагментам даны
иллюстрации?
Домашнее задание: Стр. 28-31, рассказать об особенностях сказок; подробный пересказ сказки «Царевна-лягушка», охарактеризовать главных героев (устно).
ЛИТЕРАТУРА
Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу, т. III, СПб., 1869.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010.
Меркин Г. С. «Литература» 5 класс, 2009.
Русские сказки. М., 1986
pedsovet.su
Презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему: Презентация к уроку «Царевна-Лягушка»
Слайд 1
Русская народная сказка «Царевна-лягушка» (5 класс)Слайд 2
Цели: — выявление основной идеи сказки; — формирование навыка работы с иллюстрациями и лексической работы, выразительного чтения, чтения по ролям и художественного пересказа; — воспитание интереса к произведениям устного народного творчества, формирование представлений о подлинных ценностях.
Слайд 3
Подумай и ответь… — Что такое сказка? — Для чего нужны чудеса в сказках? — Какие виды сказок нам известны? — Расскажите об особом построении сказок. — Что такое эпитет, гипербола? — Какие обращения, повторы, постоянные эпитеты, гиперболы, встречающиеся в сказках, вам известны? — Назовите любимых героев русских сказок.
Слайд 4
— лытать — пытать — кручиниться — тужить — мудрёный — молвить — дивиться — снарядиться Лексическая работа — уклоняться от дела, бегать работы — (устаревшее значение слова) проверять чьи-либо качества — горевать, печалиться — горевать, тосковать, печалиться — загадочный, непонятный, замысловатый — говорить, сказывать — удивляться, поражаться чему-либо — запастись всем необходимым при отправлении куда-нибудь
Слайд 5
Подумай и ответь… — О чем эта сказка? Назовите ее героев. — Кто из героев понравился вам больше всего и почему? — Что вы знаете об этих героях? Что можете о них рассказать?
Слайд 6
Подумай и ответь… — Почему героиня в сказке превращена именно в лягушку?
Слайд 7
Композиция волшебной сказки Экспозиция Причины, которые породили завязку Сватовство, приказы царя Завязка Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу «Василиса Премудрая обернулась белой лебедью и улетела в окно» Развитие сюжета Поиск потерянного или недостающего Иван-царевич отправляется на поиски и встречается с медведем, зайцем, уткой, селезнем, щукой Кульминация Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают ее или разгадывают трудные загадки Иван-царевич убивает Кащея Развязка Преодоление потери или недостачи Иван-царевич возвращается во дворец с Василисой Прекрасной
Слайд 8
Подумай и ответь… — Почему царь избрал такой странный способ выбора невест для своих сыновей? — Где нашли невест старшие братья? — Почему Иван-царевич вначале хотел «отступиться от своей находки», «бежать»? — Почему братья смеются над Иваном-царевичем? — Почему царь не стал противиться этому браку?
Слайд 9
Первый приказ царя
Слайд 10
Подумай и ответь… — Когда в сказке впервые появляется имя царевны? Почему? — Как оценивает царь работу невесток? Почему сказка преувеличивает недостатки работы других невесток? — В чем истинная красота героини сказки? — Как царевич оценивает работу Василисы?
Слайд 11
Выразительное чтение эпизода сказки
Слайд 12
Подумай и ответь… — Почему царь трижды испытывает невесток? В чём смысл повтора?
Слайд 13
Репродукция картины В.М.Васнецова «Царевна-лягушка»
Слайд 14
Иллюстрации И.Я.Билибина к сказке «Царевна-лягушка»
Слайд 15
Подумай и ответь… — Почему Иван-царевич сжёг лягушачью кожу? — Достоин ли Иван-царевич Василисы Премудрой
Слайд 16
Подумай и ответь… — Как Василиса Премудрая отнеслась к поступку Ивана-царевича? — Почему Иван-царевич отправился на поиски Василисы Премудрой? — О чем свидетельствует гипербола «..две пары железных сапог протер, два железных хлеба сглодал…»? — Что рассказал Ивану-царевичу старичок?
Слайд 17
Кащей Бессмертный
Слайд 18
Репродукция картины В.М.Васнецова «Кащей Бессмертный»
Слайд 19
Баба Яга
Слайд 20
Подумай и ответь… — Почему только после смерти Кащея герои могут стать счастливыми? — О чем сказка «Царевна-лягушка»? — Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?
Слайд 21
Домашнее задание Индивидуальное задание: нарисовать иллюстрации к сказке, составить устные комментарии к рисункам.
nsportal.ru
Урок по литературе на тему «Царевна-лягушка»(5 класс)
Урок литературы 5 класс
Тема урока:«Царевна-лягушка» .Тема, образы,композиция, стиль волшебной сказки.
Цель:
знакомство с особенностями образно-стилистического и композиционного строя волшебной сказки;
развитие навыка выразительного чтения и композиционно-стилистического анализа произведений;
воспитание нравственных качеств: доброты, толерантности, трудолюбия, верности и честности.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация
Конкурс знатоков.
1. Какие события сказки «Царевна-лягушка» повторяются трижды?
2. Где и в чем была запрятана жизнь Кощея Бессмертного?
3. Перечислите героев сказки, которые помогли Ивану-царевичу.
4. За что наказан разлукой с Василисой Премудрой Иван-царевич?
5. Кто назовет больше сказочных формул, которые встречаются в этой сказке?
6. Назовите представителей «чужого» мира.
7. Кто и какой волшебный предмет подарил Ивану-царевичу?
III. Формирование новых понятий и способов действия.
1. Слово учителя.
— С давних времен у самых разных народов появились сказки о прекрасной девушке-царевне и юноше-богатыре. Царевну за непокорность злые силы лишают человеческого облика, позволяя принимать его только в определенное время. Царевны обладают редкой красотой, им присущи лучшие черты человеческого характера: они добры как к людям, так и к животным и растениям, поэтому вся природа, весь мир отвечают добром на добро. Красавицы покоряют не только красотой и добротой, но и умением творить чудеса. Они к тому же искусницы: умеют шить, вышивать, печь караваи, готовить вкусные блюда; прекрасно танцуют, получая удовольствие от танца и радуя других.
Кажется, они всемогущи… Но для того чтобы Василиса Премудрая смогла навсегда избавиться от лягушачьей кожи, её должен встретить Иван-царевич и почувствовать человеческую душу существа, обезображенного колдовскими чарами. Каждый из героев проходит свою часть пути навстречу друг другу. Василиса делает все, чтобы ни Иван, ни его отец не пожалели о сделанном выборе, а Иван-царевич совершает подвиги, чтобы вернуть похищенную жену. В сказке заключена великая мудрость: герой не получает счастье в подарок, но добивается его в суровой борьбе.
Исторические корни волшебной сказки: у южных славян существовал обычай выбирать невесту с помощью стрелы (символ любви – сердце, пронзенное стрелой).
IV. Применение. Формирование умений и навыков
1. Назовите признаки, по которым сказку «Царевна-лягушка» можно отнести к волшебным сказкам
— Герой – активный, наделенный привлекательной внешностью Иван-царевич.
— Она – «чудесная невеста», волшебница Василиса Премудрая.
— Герою противостоят чудовищные противники «иного царства» — Кощей Бессмертный.
— Волшебные помощники и предметы: клубочек, медведь, заяц, селезень, щука.
— Сказочный язык, особый стиль.
2. Выпишите из текста примеры стилевого своеобразия волшебной сказки.
— Зачин «В некотором царстве, в некотором государстве…
— Формула-обращение к избушке: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом»
— Пространственно-временные формы – Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли…
— Формула изменения облика невесты – Василиса Премудрая – лягушка
— Утраивание: три дня подождать, три года квакушею быть, за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, три пары сапог износить, три железных хлеба изгрызть.
3. Беседа по вопросам.
— Какой фразой начинается сказка? В каких еще сказках вы встречали такое выражение? Знаете ли вы, как называется такое начало сказки? (Зачин)
— Кто главные герои сказки? Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки?
Сказка называется «Царевна-лягушка», потому что первое и главное чудо, волшебство этой сказки — встреча Ивана-царевича с заколдованной собственным отцом Василисой Прекрасной. Разгневанный Кощей Бессмертный превратил свою дочь в лягушку, а она подобрала стрелу младшего царевича.
— Как царь предложил своим детям искать себе невест?
4. Выразительное чтение отрывка от слов «Вышли братья на широкий отцовский двор…»
— Почему, по-вашему, царь сказал Ивану-царевичу, чтобы тот брал лягушку в жены?
— Вот и стала лягушка женой Ивана-царевича. Какие задания давал царь своим невесткам?
— Как утешала Ивана-царевича лягушка?
— Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жены старших царевичей?
5. Выразительное чтение отрывка от слов «Взяла она частые решета…»
— Что особенного в этом описании? (Ритмичность)
Можно записать отрывок как белые стихи, и эта работа поможет приблизиться к представлению о ритме
— Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой.
— Сделайте ритмическую запись или произнесите ритмически описание того, как Василиса ткала ковер.
Где кольнет иглой раз –
цветок зацветет,
где кольнет другой раз –
хитрые узоры идут,
где кольнет третий —
птицы летят.
— Как царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает?
6. Выразительное чтение отрывка от слов: «На другой день, как пришло время ехать на пир…» — до слов: «Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно»
— Чем удивила Ивана-царевича лягушка, почему он взял её в жены? (говорящая)
— Как называется такое существо? (антропоморфное)
— Обратите внимание на описание свадьбы. Какие обряды совершали после свадьбы?
— Перескажите соответствующие эпизоды сказки. Подумайте, почему именно они так подробно описаны?
— Расскажите близко к тексту, что вышила царевна-лягушка на ковре, какие узоры были на хлебе, как она появляется на пиру, что делает во время пира?
Все изделия связаны с символикой плодородия. Танец на пиру – это танец плодородия. Появление на пиру Василисы – стук да гром, золоченая карета (символ солнца), кони гнедые или белые – тучи или облака, все это признаки грозы.
— Что произошло после пира? Нарушение запрета. В кого обернулась царевна? Серая утушка, лебедь – символическое обозначение облаков.
7.Уберите лишних героев
*Кощей Бессмертный
*Золушка
*Иван-Царевич
*Илья-Муромец
*Соловей-разбойник
*Василиса Прекрасная
*Дракон
*Баба-яга
*Царевна-лягушка
*Боярская дочь
*Злой король
*Принц
8.Просмотрите отрывок из мультфильма и ответьте на вопрос
«Кого пощадил Иван-Царевич»
(Медведя. волчицу. соколиху. щуку)
9.Дисскусия
Как вы думаете правильно ли поступил Иван-Царевич спалив шкурку?
10.Выполните тестовые задания
1. К какому виду сказок принадлежит сказка «Царевна – лягушка»?
а) бытовая сказка;
б) волшебная сказка; *
в) сказка о животных;
г) сказка о добре и зле.
2. Царь приказал на пиру выгнать невесток из горницы, потому что они…
а) ругались между собой;
б) смеялись над женой Ивана-царевича;
в) не смогли хорошо испечь каравай и выткать ковёр;
г) гостей забрызгали, костями-огрызками засыпали. *
3. «Утро вечера мудренее». Кто из героев сказки говорил эти слова?
а)Баба яга;
б)Иван-царевич;
в)Василиса Премудрая; *
г)царь.
4. Что должен был сделать Иван-царевич, прежде чем смог бы отыскать Василису Премудрую?
а) износить три пары железных сапог; *
б) износить три железных рубашки;
в) пройти тридцать три дремучих леса;
г) изгрызть два железных хлеба.
5. Как Иван-царевич нёс лягушку-квакушку домой?
а) завернул в салфетку;
б) завернул в платочек; *
в) положил в мешочек;
г) положил в карман.
6. Что находилось на вершине Кощеева дуба?
а) железный сундук;
б) кованый ларец; *
в) серебряная шкатулка;
г) жёлуди.
7. Как приехала Василиса Премудрая на пир к царю?
а) на такси;
б) на печке;
в) в золочёной карете; *
г) верхом на лошади.
8. Почему животные помогали Ивану-царевичу?
а) потому что он был смелым;
б) потому что он был добрым и пожалел их; *
в) потому что они его боялись;
г) так им велела Баба Яга.
9. Как Иван-царевич искал свою жену?
а) с помощью компаса;
б) ориентировался по звёздам ;
в) с помощью клубочка; *
г) с помощью волшебного зеркала.
10. Чему учит сказка «Царевна-лягушка»?
а) нужно быть трудолюбивым и добрым;
б) нужно не судить о людях по их внешнему виду;
в) нужно быть метким и ловким;
г) нужно не бояться трудностей.
11.Продолжите предложения
— «В некотором царстве,( в некотором государстве)»
-Стрела старшего брата упала на( боярский двор), среднего – на
(купеческий).-Остатки из кубка выливала в( левый рукав), косточки бросала в (правый рукав).
-Когда она махнула левым рукавом – появилось( озеро), махнула правым – по озеру (поплыли лебеди).
-За тридевять( земель), за тридевять( морей), в тридесятом( царстве), в (подсолнечном государстве).
-Ему нужно было износить три пары( железных сапог), съесть (три железных хлеба).
-Старичок дал ему( клубочек).
-Смерть на конце (иглы), игла – (в яйце), яйцо – в( утке), утка – в (зайце), заяц – в( кованом ларце), ларец – на вершине( старого дуба).
V. Домашнее задание
1. Нарисуйте героя сказки. (учащимся предлагается изобразить наиболее понравившегося героя сказки)
VI. Подведение итогов урока. Этап рефлексии
infourok.ru
Презентация к уроку по литературе 5 класс. Русская народная сказка «Царевна-лягушка»
Русская народная сказка «Царевна-лягушка»
Автор работы
учитель русского языка и литературы
Мартынова Елена Михайловна
Prezentacii.com
Где ветер шумит камышами высокими, Где солнце бывает частенько в гостях, Болото разлилось с трясиной глубокою, Смертельным неверный окажется шаг, Лягушка сидит на кувшиночном листике, С тоскою глядит на печальную даль, Где ветер шумит камышами высокими, Где солнце бывает частенько в гостях, Болото разлилось с трясиной глубокою, Смертельным неверный окажется шаг, Лягушка сидит на кувшиночном листике, С тоскою глядит на печальную даль, И верит, наивная, сказочной мистике, Ах, сказка, стать снова царевною дай… Златая корона горит, словно солнце, А дурень Иван не пускает стрелу, Не буду сидеть, видно, я у оконца, На этом болоте лягушкой помру… Как хочется снова царевной прекрасной Из топких болот, словно феникс, восстать, Ах, дурень Иван, ты не медли напрасно, Давай, бери лук, начинай же стрелять.
И верит, наивная, сказочной мистике, Ах сказка, стать снова царевною дай… Златая корона горит, словно солнце, А дурень Иван не пускает стрелу, Не буду сидеть, видно, я у оконца, На этом болоте лягушкой помру… Как хочется снова царевной прекрасной Из топких болот, словно феникс, восстать, Ах, дурень Иван, ты не медли напрасно, Давай, бери лук, начинай же стрелять
Ворота в сказочную страну
открыты.
Сказочное времечко,
Времечко желанное,
Тихо начинается
Сказка долгожданная.
Поведут тропиночки
Нас в края далекие
Через чащи темные
И моря глубокие.
Царство тридесятое
Чудесами славится,
Но со злыми чарами
Мы сумеем справиться.
Пусть чинят препятствия
Силы зла старательно,
Победит все доброе
В сказке обязательно!
Лягушка квакала в пруду:
«Куа-ква-ду! Куа-ква-ду!»
Мне надоела, взял я прут
И запустил с размаху в пруд.
Вдруг слышу: «Ква, ты не балуй!
Меня ты лучше поцелуй!
Коль поцелуешь ты меня,
Квасавицею стану я!»
Гляжу, уж предо мной она:
Огромноглаза, зелена.
Квакушку я поцеловал.
И тут же земноводным стал!
Я придушить её хотел.
Но поглядел и обомлел:
Ква сива до чего ж она!
Ква к хороша, ква к зелена!
Ну, что за ротик, что за глазки!
Рас ква зывать так прямо в с ква зке!
«Люблю тебя! — я квакнул ей:
Ты будешь суженой моей?»
« Ква нечно! — был её ответ:
У нас пре ква снейший дуэт!»
Обложку к сказке нарисовал художник И. Я. Билибин. С
этой обложкой издавались многие русские народные
сказки.
ЛЮБОПЫТНАЯ СТРАНИЧКА
Известно, что у сказки «Царевна
лягушка»24 варианта, значит, она
совершенствовалась со временем
и народом считается одной из
лучших народных сказок. Она
посвящена прославлению
творческого труда .
Попробуем восстановить события
1. Наказ царя сыновьям о сватовстве.
2. Сватовство царевичей.
3. Встреча Ивана-царевича с лягушкой.
4. Испытание невесток:
а) испечь каравай хлеба;
б) выткать ковёр за ночь;
в) приехать на царский пир.
5. Пир у царя.
6. Встреча Ивана-царевича со старичком .
7. Встречи Ивана-царевича с медведем, зайцем, селезнем, щукой.
8. Иван-царевич у Бабы-Яги.
9. Иван-царевич у Кощеева дуба.
10. Счастливое завершение сказки.
Задумал тогда Царь-батюшка женить своих сыновей…
— Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь
За что разгневался Кощей на Василису и приказал ей три года лягушкой быть ?
« Не тужи, Иван-царевич. Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее! »
Иван-царевич преподносит царю-батюшке хлеб
Взяла она белые решета, мелкие сита,
просеяла муку пшеничную, замесила
тесто белое, испекла каравай – рыхлый
да мягкий, изукрасила разными узорами
мудрёными:по бокам – города с дворцами,
садами да башнями, сверху – птицы
летучие,снизу – звери рыскучие
« Не тужи, Иван-царевич. Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее! »
Где кольнет иглой раз — цветок зацветет, где кольнет другой раз — хитрые узоры идут, где кольнет третий — птицы летят.
Танец Василисы Премудрой
Сказочные помощники
Красота – соединение истины и добра рождает премудрость в образе красоты. В.И. Даль
Вот и сказке конец…
Главные герои и сам сюжет сказки
знакомит нас с народными
нравственными заветами. А мысли,
пронизывающие текст, учат не
судить о человеке только по
внешнему виду, а оценивать его по
делам и внутренним достоинствам .
Сказка родилась с человеком, и покуда жив человек, будет жива и сказка.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
kopilkaurokov.ru
Презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме: РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Подписи к слайдам:
Великий сказочник
Ганс Христиан Андерсен
Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия. Весёлый датский сказочник встретил меня на пороге нового века. …В тот зимний вечер, о котором я рассказываю, у нас в семье украшали ёлку…
Я сел под ёлкой и раскрыл книгу. В ней было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой. Приходилось осторожно сдувать эту бумагу, чтобы рассмотреть эти картинки, липкие от краски.
Около ёлки лежала толстая книга – подарок от мамы. Это были сказки Ганса Христиана Андерсена.
Там сверкали бенгальским огнём стены снежных дворцов, дикие лебеди летали над морем, в котором отражались розовые облака, и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья.
Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на нарядную ёлку.К.Паустовский.
…Андерсен всю свою жизнь умел радоваться, хотя детство его не давало для этого никаких оснований…Родился он в 1805 году в датском городе Одензе в семье сапожника.
…Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью его семьи была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землёй, где густо разрастался лук, и несколько вазонов на окнах, в которых цвели тюльпаны.
Их запах сливался с перезвоном колоколов, стуком отцовского сапожного молотка, лихой дробью барабанщиков около казармы, свистом флейты бродячего музыканта и хриплыми песнями матросов, выводивших по каналу неуклюжие барки в соседний залив.
Во всём этом разнообразии людей, небольших событий, красок и звуков, окружавших тихого мальчика, он находил повод для того, чтобы радоваться и выдумывать всякие истории.
Над ним потешались и дразнили фантазёром…
Но Ганс Христиан Андерсен вырос и стал писателем!
Его сказкивы, надеюсь, сейчас вспомните!
Жил-был принц. И пришло ему время жениться. Он хотел взять себе в жены непременно принцессу, да не какую-нибудь, а самую настоящую…
«Принцесса на горошине»
Жила на свете одна женщина. У неё не было детей. А ей очень хотелось ребеночка. Вот пошла она к старой колдунье…
«Дюймовочка»
«В самой чашечке цветка оказался маленький человечек, такой светлый и прозрачный, словно он был из хрусталя или утренней росы. За плечами у него дрожали легкие крылышки. А на голове блестела маленькая золотая корона…»
Эльф из сказки «Дюймовочка»
«Они уже ходили в школу, на груди у каждого красовалась звезда, а сбоку гремела сабля; писали они на золотых досках алмазными грифелями и отлично умели читать – хоть по книжке, хоть наизусть – все равно. Сразу было слышно, что читают настоящие принцы!»
Одиннадцать братьев-принцев из сказки «Дикие лебеди»
«Как бы ее увидать? – спросил он. – Это никак нельзя! – сказали ему. – Она живет в огромном медном замке, за высокими стенами с башнями. Никто, кроме самого короля, не смеет ни войти туда, ни выйти оттуда, потому что королю предсказали, будто дочь его выйдет замуж за простого солдата, а короли этого не любят».
Солдат и принцесса. «Огниво»
«Славные у тебя детки! Вот только один… Этот не удался! Хорошо бы его переделать!»
Старая утка о гадком утёнке.«Гадкий утёнок»
«У нее только две ножки! Смотреть жалко! – говорили одни.- У нее нет усиков, — говорили другие.- Фи, какая у нее тонкая талия! Как она безобразна! — сказали все».
Насекомые о Дюймовочке.«Дюймовочка»
Снежная королева сказала ему:“Если ты сложишь это слово, ты будешь сам себе господин, и я подарю тебе весь свет и пару новых коньков”.
Какое словодолжен был сложить Кай?
«Ну, как вам нравится?- Премило! Премило! Чудесно! Не правда ли?- О да, это совершенно очаровательно!- Не угодно ли полюбоваться? Какие краски, какой рисунок!- О да, очень, очень мило! Даю свое высочайшее одобрение!»
О чём они говорят?
Какое слово должен был сложить Кай?
Вечность
О да, очень, очень мило! Даю свое высочайшее одобрение!»
О новом платье короля
О чём они говорят?
Ганс ХристианАндерсен (1805-1875)
создатель всемирно известных и всенародно любимых сказок
В 1956 году была учреждена международная премия имени Г.Х. Андерсена, которую часто называют «Малой нобелевской премией».
Присуждается она раз в два года. Поначалу премия Андерсена присуждалась только автору лучшей детской книги, а с 1966 года её выдают ещё и лучшему художнику-иллюстратору.
Имя Г.Х. Андерсена носит золотая медаль, которой награждаются лучшие в мире детские писатели и художники-иллюстраторы детских книг. Получить эту медаль так же почётно, как стать Нобелевским лауреатом.
За прошедшие годы лауреатами премии Андерсена стали 23 писателя и 17 художников-иллюстраторов детской книги – представители 20 стран мира.
Хотите знать, кто удостаивался премии и медали имени Г.Х.Андерсена?
Это писатели:Астрид Линдгрен (Швеция),Туве Янсон (Финляндия),Джани Родари (Италия).Художники:Татьяна Маврина (Россия) и другие.
День рождения Г.Х. Андерсена — 2 апреля — С 1967 года стал отмечаться ещё и как Международный день детской книги
2 апреля 2005 годаВесь мир отмечал 200-летие со дня рождения великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена
Кононова Мария Николаевна
Автор работы:
Учитель начальных классовШколы № 338Невского районаСанкт-Петербурга
nsportal.ru