Презентация биология 5 класс экологические факторы – Презентация к уроку по биологии (5 класс) по теме: Презентация «Экологические факторы». | скачать бесплатно
Презентация — Экологические факторы 5 класс
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Экологические факторы
Слайд 2
Среда обитания –
Это компоненты живой и неживой природы, влияющие на организмы
Экологические факторы –
свойства среды обитания, оказывающие какое-либо воздействие на организм.
Слайд 3
Экологические факторы
Абиотические
Биотические
Антропогенные
Слайд 4
Абиотические факторы
Факторы неживой природы:
свет,
влажность,
температура,
осадки,
вода
Слайд 5
Как животные пустынь спасаются от жары?
Ни одно животное не может вынести длительного перегрева. Если оставить ящерицу или грызуна днем на солнцепеке, то буквально через несколько минут они погибнут от солнечного удара.
Многие из них — тушканчики, гекконы, песчаные удавчики, жуки-чернотелки — ведут ночной образ жизни. Днем, когда солнце печет немилосердно, эти животные находят себе убежище в глубоких прохладных норках.
Животные, ведущие дневную жизнь, активны лишь в ранние утренние часы, когда почва еще не раскалилась. А когда солнце поднимается выше и лучи его превращают поверхность земли в пышущую жаром сковородку, они ищут себе тенистые прохладные убежища.
Слайд 6
Тушканчик
Слайд 7
Геккон
Слайд 8
Песчаные удавчики
Слайд 9
Жук — чернотелка
Слайд 10
Биотические факторы
Факторы живой природы:
пища
место жительства
маскировка
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Антропогенные факторы
Деятельность человека:
сохранение живой природы,
вырубка лесов,
охота,
загрязнение атмосферы, водоемов, почв.
Слайд 17
Национальные парки
Слайд 18
Слайд 19
Определите, о каком экологическом факторе идет речь?
1. Ушастые ежи любят полакомиться жуками, муравьями, пауками, кузнечиками, клопами, многоножками. Также часто они поедают червей, улиток, гусениц и моллюсков. В единичных случаях могут подкрепляться жабами, ящерицами, змеями, мышевидными грызунами, яйцами птиц и птенцами.
Слайд 20
2. Верблюды,совершая переход через безводную пустыню,могут обойтись без воды 10-12 дней.
3. Солнечный свет необходим растениям для фотосинтеза.
4. Кеа — это хищные попугаи, которые охотятся на овец.
Слайд 21
Домашнее задание
Параграф 5, диск.
Тетрадь – тренажер
lusana.ru
Презентация по биологии 5 класс на тему»Экологические факторы»
Описание слайда:Автор: Как-то раз, в один из холодных ненастных летних дней , встретились маленький ежик, серая кукушка и крошечный муравей. Встретились они под ветвями старой ели, куда забрались в поисках убежища. Муравей: Ну и погодка сегодня! Льет как из ведра! Я только на пять минут из муравейника выбежал — и нате вам: все тропинки кругом водой залило, никакой возможности домой вернуться. Кукушка: Да если бы только сегодня! Третий день уже поливает! Еще один такой дождливый день, и я от голода погибну! Ёж: Что вы все одно заладили — «погода плохая», мокро вам, голодно! В жизни всякое бывает. Плохая погода — это не повод для нытья. Это еще не самая плохая штука. Потерпите немного – скоро погода наладится. Муравей: Куда уж хуже. По мне, так хуже плохой погоды ничего на свете нет! Ёж: Если хотите знать — мне-то хуже вас пришлось, да я ничего, терплю, не жалуюсь! Кукушка: А что с тобой случилось? Муравей: Расскажи, что за беда с тобой случилась, может, мы тебе поможем. Мы же все-таки твои друзья. Ёж: Обидели меня!! Шел я по своим ежиным делам по лесу, искал, чем бы поживиться. Слышу, по тропинке люди идут — грибники вроде. Идут и между собой разговаривают: «Что-то, — говорят, — грибов в лесу не стало. Ходим с самого утра, а ничего не нашли. Куда все грибы делись?» Тут я нечаянно старыми листьями зашуршал да на глаза им и попался. «Так вот куда грибы делись! Это еж противный, наверное, все грибы слопал», — закричал один из грибников и на меня палкой замахнулся. Тут уж я быстренько клубком свернулся и покатился от этого места куда подальше. И так горько и обидно стало, что решил я вообще из леса уйти куда глаза глядят. Вот какое горе у меня!. Кукушка: И верно, незаслуженно тебя, ежик, обидели. Муравей: Теперь вы послушайте и мою печальную историю. Перед самыми дождями забрел в наш лес мальчик лет десяти. Как только он в лес зашел — сразу безобразничать начал. Мухомор увидит — сшибет его палкой; ветка на пути попадется — сломает. А потом нашел старую брошенную консервную банку и давай по ней стучать-бренчать, как будто не знает, что в лесу шуметь нельзя, а то всех птиц распугаешь. Да это еще что, дальше хуже было! Решил он костер под старым дубом развести. Уж и спички из кармана достал, и веток сухих в кучу сгреб, только мы, лесные муравьи, и комары его остановили. Если бы он костер разжег, тут и до лесного пожара дело могло дойти. Но мы не побоялись этого юного поджигателя. Комары на него сверху налетели, а мы, муравьи, под рубаху да в штаны заползли и давай его кусать! Начал он от нас отбиваться, не до спичек ему стало, и про костер позабыл. Такая битва тут началась! Многих наших братьев он побил, придавил, но мы все равно не отступили — продолжали его кусать да жалить. До тех пор кусали, пока он наутек бежать из лесу не бросился. Когда бежал — ногой на наш муравейник наступил, разрушил часть нашей постройки. Теперь ремонтировать надо. Такая вот печальная история. Ну да, ничего, мы, муравьи, народ работящий. Восстановим все как было. Главное, чтобы такие безобразники к нам в лес больше не приходили. А из леса я уходить не собираюсь. Тут я родился, вырос, туг мой дом, мои друзья и родные живут. Нельзя лес без защиты оставлять! Вы как хотите, а я остаюсь и ни за что не уйду. Автор: Призадумались ежик с кукушкой, приумолкли. Пока наши друзья думали, дождик кончился, ветер приутих, из-за тучи выглянуло долгожданное солнышко. На душе у них сразу стало весело. Кукушка: Никуда мы из нашего леса не пойдем! Лес — это наш дом, нам его беречь и охранять надо! Ёж: Спасибо тебе, муравей, ты самым мудрым и рассудительным оказался. Ты хоть и маленький, но смелый.
infourok.ru
Конспект урока и презентация «Экологические факторы» 5 класс
Тема урока «Экологические факторы: биотические и антропогенные»
Цель: сформировать представление о биотических и антропогенных экологических факторах, разных формах взаимодействия между организмами: отрицательными, положительными
Планируемые результаты:
Предметные: Знание различных форм взаимоотношений между живыми организмами в природе. Умение приводить примеры форм взаимоотношений организмов. Знание правил поведения в природе и мер по ее охране
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей.
Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе.
Регулятивные УУД: развитие навыков самооценки и взаимооценки. Постановка учебной задачи на основе того, что уже усвоили, и то, что еще нужно изучить
Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией
Личностные: Осознание существования разнообразных взаимоотношений между живыми организмами природе. Понимание причин возникновения негативных последствий в природе в результате деятельности человека. Принятие правил поведения в природе
Ход урока
1.Организационный этап.
2.Актуализация знаний.
— Что вы изучали на прошлом уроке?
— Давайте проверим, как вы запомнили определения с урока. Мы вам будем называть определение, а вы должны назвать к какому фактору оно относится (задание зачитывается по рядам):
1) Факторы неживой природы, которые влияют на жизнь организмов, называются ……… (абиотические).
2) Факторы, которые связаны с деятельностью человека, называются ………. (антропогенные).
3) Факторы, которые связаны с деятельностью живых организмов и их влиянием друг на друга, называются …….. (биотические).
— Какие факторы вы уже изучили? (абиотические).
— Какие сегодня будем изучать? (биотические, антропогенные)
3.Мотивация и целеполагание.
— В природе все соединены тысячами тончайших, но очень крепких нитей – экологическими связями. И чтобы разумно воздействовать на природу, нужно как следует изучить и понять взаимодействие этих связей, иначе можно навредить всему живому.
4. Открытие новых знаний.
— Посмотрите на экран и скажите, с какими факторами мы сейчас познакомимся (на картинках изображены бабочка на цветке, хищник и жертва, паразитизм, конкуренция).
— С какими же факторами мы начнём знакомство? (с биотическими).
— На какие две группы их можно разделить? (полезные и вредные; положительные или отрицательные).
Запишите в тетрадь заголовок «Биотические факторы».
1.Взаимополезные (записать в тетрадь):
1)Отгадайте загадки:
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)
У лесной дорожки Солнышко на ножке.
Серединка золотая, а юбочка белая. (Ромашка)
Вызвать 3-х учеников, каждому дать картинку – 2 цветка и бабочка. Каждый должен объяснить свою роль в этом взаимоотношении.
— Запишите первый пример – Насекомое и цветок.2)Посмотрите на картинку на экране. Между какими организмами взаимодействие? (гриб и дерево)
В чем польза грибу? (растение создает органические вещества и делится с деревом).
В чем польза дереву? (грибы всасывают грибницей воду и минеральные соли и делятся с деревом)
— Отгадайте кроссворд, в котором ключевое слово будет название взаимовыгодного сожительства двух организмов.
1.Газ, который необходим для дыхания.2.Животное, которое питается другим
животным.
3.Водное животное, тело которого на
90 % состоит из воды.
4.Наука о живых организмах.
5.Белые нити, из которых состоит тело
гриба.
6.Среда обитания, в которой животные
имеют обтекаемую форму тела.
7.Наука о животных
К
2
5
И
Х
3
4
Г
В
7
С
И
М
Б
И
О
З
Л
Щ
Е
И
Ф
Д
О
О
Н
Д
О
Ы
Н
О
Р
И
У
Л
А
Л
О
К
З
ОЯ
О
Д
А
Г
Г
И
И
Я
Я
— Запишите второй пример – Симбиоз (гриб и дерево).
2. Полезноотрицательные (записать в тетрадь):
1)Вызвать 10 человек, раздать им буквы, ученики должны составить слово (паразитизм).
— Объясните, кому польза, а кому вред.
— Посмотрите на экран и выберите пример паразитизма (трутовик и дерево)
— Запишите в тетрадь пример – Паразитизм.
2)Вызвать 11 человек, раздать им буквы, ученики должны составить слово (хищничество).
— Объясните, кому польза, а кому вред.
— Посмотрите на экран и выберите пример хищничества (
— Запишите в тетрадь пример –
3. Взаимоотрицательные:
— Посмотрите видеофрагмент. – Что это за взаимоотношения? (конкуренция)
– Кому причиняется вред?
— За что могут конкурировать животные между собой? (за пищу, за территорию)
— Запишите в тетрадь пример – Конкуренция.
Просмотр мультфильма «Экологическая корова»
— О чем этот мультфильм? (о том, что человек загрязняет окружающую среду).
— Как называются экологические факторы, которые связаны с деятельностью человека? (антропогенные).
— Откройте стр.99 в учебнике и скажите, как человек влияет на окружающую среду.
— А знаете ли вы положительное влияние человека на природу? (заповедники, парки, мероприятия по охране природы)
5.Закрепление.
— Составить поговорку, используя шифр.
6.Домашнее задание: п.26 пересказ.
infourok.ru
Экологические факторы среды_5 класс
Экологические факторы, влияющие на живые организмы
Дополните определение:
Среда обитания — ………..
Место обитания – наиболее ……..
ЗАДАНИЕ
В три колонки написать слова согласно среде обитания: корень моркови лиса, медуза, водоросли, ель, гриб, акула, крот, медведь, пингвин, червяк, морская звезда, личинка майского жука
ОТВЕТ
- корень моркови, крот, червяк, личинка майского жука
- лиса, ель, гриб, медведь,
- водоросли, акула, медуза пингвин, морская звезда,
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
Абиотические ( Свет, вода, температура )
ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ
Биотические ( Другие живые организмы )
Антропогенные ( Влияние человека)
ЗАДАНИЕ
Распределите факторы среды в три колонки: лесной пожар, погоня за зайцем, выпавший снег, выбросы в атмосферу, поедание малины медведем, знойная жара, сброс сточных вод в реку, опыление растения, дождь
ОТВЕТ
- лесной пожар, выбросы в атмосферу, сброс сточных вод в реку
- погоня за зайцем, поедание малины медведем, опыление растения
- выпавший снег, знойная жара, дождь
Домашнее задание:
- Дополнить таблицу, начатую на уроке, указав в каждой колонке не менее 10 факторов.
- Параграф 17-18 прочитать, подготовиться к устному опросу.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
videouroki.net
Экологические факторы, влияющие на живые организмы
Цели урока: Познакомить учащихся с экологическими факторами и их влиянием на организмы.
Планируемые результаты:
Предметные:
закрепить понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы», «связи живого и неживого»;
Метапредметные:
учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи,развивать воображение учащихся;
развивать поисково-информационные умения: работать с конспектом урока.
Личностные:
формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;
прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле. Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками
Просмотр содержимого документа
«Экологические факторы, влияющие на живые организмы»
Экологические факторы, влияющие на живые организмы Урок по биологии 5 класс ФГОС Матвеева И.В. МБОУ экологический лицей №66 г.Липецк
Дополните определения
Автотрофы-
Гетеротрофы-
Симбионты-
Среда обитания — ………..
Место обитания – наиболее ……..
ЗАДАНИЕ
В четыре колонки написать слова согласно среде обитания: корень редиса; волк, карась, сосна, подберёзовик, кит, крот, гриб трутовик, дождевой червь, камбала, чесоточный клещ
ОТВЕТ
- корень редиса, крот, дождевой червь
- волк, сосна, подберёзовик, медведь
- карась, кит, камбала
- гриб-трутовик, чесоточный клещ
Работа с картинками Задание: «Укажите среды жизни изображённых организмов»
Зависит ли жизнь организмов от условий среды?
- Какие условия среды вам известны?
- От чего зависит жизнь лягушки?
- Пища
- Вода
- Температура среды
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
Абиотические- факторы
неживой природы ( Свет, вода, температура )
ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ
Биотические-факторы
живой природы
( другие живые организмы )
Антропогенные — влияние человека
Абиотические факторы среды
1.Температура
А) перелёты птиц
Б) линька
В)спячка
2.Вода
Влаголюбивые Засухоустойчивые
растения
Биотические факторы
Отношения между сибирской кедровой сосной и птицей — кедровкой, которая, питаясь семенами сосны и запасая корма, способствует самовозобновлению кедровников.
Вредные связи для одного из партнёров
- Гепард на охоте. Отношение хищник -жертва
Нейтральные отношения
Например, белки и лось в одном лесу не
контактируют друг с другом
Антропогенные факторы
1.Позитивные
2.Негативные
ЗАДАНИЕ
Распределите факторы среды в три колонки: лесной пожар, погоня за зайцем, выпавший снег, выбросы в атмосферу, поедание малины медведем, знойная жара, сброс сточных вод в реку, опыление растения
ОТВЕТ
- лесной пожар, выбросы в атмосферу, сброс сточных вод в реку
- погоня за зайцем, поедание малины медведем, опыление растения
- выпавший снег, знойная жара
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
kopilkaurokov.ru
Презентация к уроку по биологии (5 класс) на тему: Экологические факторы среды обитания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологические факторы средыЭкологические факторы среды…
Тема урока: «Класс пресмыкающиеся. Биологические и экологические особенности, среда обитания, образ жизни».урок проводится в 7 классе с использованием информационных технологий (изучение материала сопровождается презентацией). Учащиеся готовят сообщения о представителях отряда чещуйчатые (змеи, ящери…
Урок по теме: « Природное сообщество. Экологические факторы среды».Урок для учащихся 5 классов. Знакомство с экологическими факторами….
Урок НРК «Природа и экология Красноярского края» по теме «Влияние факторов среды обитания на разнообразие животных в экосистемах края.»Разраьртка урока с презентацией по НРК «Природа и экология Красноярского края»…
Рабочая программа элективного курса по биологии «Факторы среды обитания и здоровье человека» для учащихся 9 классаВ наш сложный век информатизации и ухудшения состояния окружающей среды недостаточно родиться здоровым. Здоровье создаётся и поддерживается в повседневной жизни самими людьми и средой их обитани…
Экологические факторы среды обитанияпознакомить учащихся со средой обитания и экологическими факторами: абиотическими, биотическими влиянием деятельности человека на природу….
Проверочные карточки по экологическому краеведению «Среды обитания живых организмов» (2018)Дидактический материал для занятий с обучающимися по естественнонаучным и туристско-краеведческим дополнительным общеобразовательным программам «Секреты экологического краевения», «Юные…
nsportal.ru
«Презентация по биологии на тему «Экологические факторы среды» (5 класс фгос)»
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Оценочный листФамилия, имяПроверка домашнего задания(самопроверка)Работа в группе(оценка лидера)Закрепление- тест(взаимопроверка)Оценка за урок1.2.3.4.04.04.20171 Проверка домашнего задания1 вариант2 вариант04.04.20172Живой организмСреда жизниБабочка — адмиралОкуньДождевой червьКлубеньковые бактерииСиница большаяЛилия водянаяОдноклеточное животное — симбионтРечной ракЖивой организмСреда жизниПочвенные бактерииБелка обыкновеннаяИнфузория-туфелькаАскаридаЛось обыкновенныйГриб-трутовикЛичинка майского жукаКрот обыкновенный Проверка домашнего заданияКлюч1 вариант2 вариант04.04.20173Живой организмСреда жизниБабочка — адмирал3Окунь1Дождевой червь4Клубеньковые бактерии4Синица большая3Лилия водяная1Одноклеточное животное — симбионт2Речной рак1Живой организмСреда жизниПочвенные бактерии4Белка обыкновенная3Инфузория-туфелька1Аскарида2Лось обыкновенный3Гриб-трутовик2Личинка майского жука4Крот обыкновенный4 Критерии оценки8 правильных ответов- оценка 57-6 правильных ответов — оценка 45-4 правильных ответа — оценка 3Меньше 4 правильных ответов- оценка 204.04.20174 Закончите стихотворениеНебо светло-голубое,Солнце светит золотое,Ветер листьями играет,Тучка в небе проплывает.Цветы, деревья и трава,Горы, воздух и листва,Птицы, звери и леса,Гром, туманы и роса,Человек и время года –Это факторы природы.04.04.20175
Определите тему урока04.04.20176 Экологические факторы средыТема урока04.04.20177 Цель урокавыяснить, что такое экологические факторы среды, какое влияние они оказывают на живые организмы04.04.20178План урока1. Что такое экологические факторы среды?2. На какие группы можно разделить экологические факторы?3. Какое влияние оказывают экологические факторы на живые организмы?4. Как живые организмы приспособились к действию экологических факторов?
Что такое экологические факторы?04.04.20179 Начинаем заполнять схему04.04.201710 все условия среды, воздействующие на организмФакторы неживой природыФакторы живой природыАнтропогенные факторы
Физкультминутка «Мы экологами стали»Мы экологами стали, Факторы мы изучали. Организмы и среда, Нераздельны навсегда. Будем дальше продолжатьЗнания мы получать.04.04.201711 План урока1. Что такое экологические факторы среды?2. На какие группы можно разделить экологические факторы?3. Какое влияние оказывают экологические факторы на живые организмы?4. Как живые организмы приспособились к действию экологических факторов?04.04.201712
Начинаем заполнять схему04.04.201713 все условия среды, воздействующие на организмФакторы неживой природыФакторы живой природыАнтропогенные факторыТемператураСветВлажность Хищник и добычаПаразит и хозяинСимбиозВырубан
schoolfiles.net