cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Презентация 5 класс сказуемое – Презентация по русскому языку «Сказуемое» (5 класс)

Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему: Презентация по русскому языку в 5 классе на тему: «Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое.»

Слайд 1

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ№6 Долгова Елена Владимировна Главные члены предложения

Слайд 2

Ст о рона, завис т ливый, м о ро з , уд и вительный, здра в ствуйте, шу б ка, ед и ница, чес т ный. Орфографическая пятиминутка

Слайд 3

страна «Синтаксис»

Слайд 4

Предложения по цели высказывания повествовательные вопросительные побудительные 1 . Жил-был поп, толоконный лоб. 4. Нужен мне работник: повар, конюх и плотник. 2 . Что ты, батька, так рано поднялся? 5 . Поживи-ка на моем подворье, окажи свое усердие и проворье . 3 . Чего ты взыскался? 6 . Поди-ка сюда, верный мой работник Балда .

Слайд 5

Б_регите в_склицательный знак! Ув_жайте его! И он вам п_дарит много уд_вительных открытий. Б е регите в о склицательный знак! Ув а жайте его! И он вам п о дарит много уд и вительных открытий.

Слайд 6

страна «Синтаксис»

Слайд 7

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

Слайд 8

Кластер Члены предложения главные второстепенные подлежащее сказуемое зависят от главных и вт. чл. отвечают на вопросы дополняют, уточняют, поясняют

Слайд 9

Найдите ответы на вопросы: Какие члены предложения образуют грамматическую основу? Что такое подлежащее? На какие вопросы отвечает подлежащее? Какими частями речи чаще всего выражается подлежащее?

Слайд 10

Работа с учебником. Откройте страницу 75

Слайд 11

Физкультминутка «Фруктовая зарядка» Повторяй за нами!

Слайд 16

Расставь предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Это была белка. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверек. Как она очутилась в городе? В городе Орле рабочие пилили толстые бревна на доски . В городе Орле рабочие пилили толстые бревна на доски . Вдруг на одном бревне появился рыжий зверек. Это была белка. Как она очутилась в городе?

Слайд 18

Главные члены предложения. Сказуемое.

Слайд 19

Найдите ответы на вопросы: Какие члены предложения образуют грамматическую основу? Что такое сказуемое? На какие вопросы отвечает сказуемое? Какими частями речи чаще всего выражается сказуемое?

Слайд 20

Работа с учебником. Откройте страницу 77

Слайд 21

Всем: «Спасибо за урок !»

nsportal.ru

Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему: Урок по русскому языку 5 класс » Тире между подлежащим и сказуемым»

 Конспект урока «Тире между подлежащим и сказуемым» (5-й класс)

Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым.

Технологии: игровая; компьютерная; личностно-ориентированная;

Цели урока:

  • повторить знания учащихся по синтаксису и пунктуации; закрепление сведений о грамматической основе предложения и способах их выражения;
  • выяснить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; воспитание бережного отношения к слову.
  • формирование умения и навыка правильной постановки тире между главными членами предложения; отработка навыка.

Оборудование: учебник для 5 кл./ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2013; интерактивная доска;

Ход урока

1. Организационный момент. (. 1 слайд)

2. Повторение изученного по синтаксису. (2, 3, 4, 5 слайд)

Разминка.

— Вспомните, что изучает синтаксис.

— Что такое словосочетание?

— Назовите виды словосочетаний?

— Как грамматически связываются словосочетания?

1. Игра «Третий лишний.» ( 4, 5,6,7  слайд) + Словарная работа

Выпишите слова, которые в данных строках являются лишними. Вставьте пропущенные буквы. Один человек работает на интерактивной доске.

а) пришла з .ма, х . лодная з. ма, пришла рано;

б) в . селые с . нички, с . нички и поп . лзни, кл . вали корм;

в) возле дер . ва; прол . тела мимо; х . лодный вет . р;

г) вес . ло играть, бегать и прыгать, в . селый д . нек.

2) Найдите соответствия. ( слайд)

1. Ветка ели

А) существительное + прилагательное

2 Сидел на ели

Б) существительное + существительное

3 Резкого ветра

В) глагол + существительное

2 группы карточек со словами.  Нужно составить 2 предложения. Работают две команды: желтые и зеленые.

На желтых карточках: не, На, ленись, уроке

На зеленых карточках: мы, предложении, о, знаем, Что

На красных карточках: знаки препинания.

Учащиеся строятся в соответствии с порядком слов в предложениях.

  1. Определите, какое предложение по цели высказывания?

По интонации?

Назовите грамматическую основу.

  1. Какое предложение по цели высказывания?

По интонации?

-Что вы знаете о предложении?  (Ответы учащихся.)

-Какой частью речи может быть выражено подлежащее? Сказуемое?

— Сегодня предстоит узнать новое о сказуемом.

— Какой раздел науки о языке изучает систему знаков и правила их постановки?

— Какую роль выполняют знаки препинания?

3) Прочитайте, пожалуйста, стихотворение. ( 11слайд)

— Что в этом стихотворении не так? Почему его чтение вызывает смех?

В реке там рыба на бугре
Мычит корова в конуре
Собака лает на заборе
Поет синичка в коридоре
Играют дети на стене
Висит картина на окне
Узоры инея в печурке
Горят дрова в руках 
Нарядная там кукла в клетке
Ручной щегол поет салфетки
Там на столе лежат коньки
К зиме готовят там очки
Лежат для бабушки тетрадки
Всегда содержатся в порядке.

А.Арсирий

Расставьте точки (выполняют на доске при помощи фломастера).

Прочитайте полученный текст.

* Точка — важный знак препинания. Константин Паустовский писал: “Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться”.

Тест слайд 12

3. Объяснение новой темы.

Наблюдение над синтаксической ролью имени существительного.

-Выпишите грамматические основы. Укажите, чем выражено подлежащее и сказуемое.

Слайд 15

1.Дуб сломал ураган.

2. Этот край очень скромен.

3. Первые листики зелёные.

4. Рысь – опасный хищник.

— Чем выражено подлежащее и сказуемое в последнем предложении?

-В форме какого падежа употреблено подлежащее? Сказуемое?

1) Наблюдение над предложениями (18 слайд)

— Прочитайте данные предложения. Найдите грамматические основы. Чем выражены они? В каком падеже данные слова?

Знание – высшее богатство.

Книга – лучший дар дружбы.

Узда для языка – голова.

Длинный язык – это лестница, по которой в дом входит несчастье.

-Какой вывод можно сделать?

* Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в форме именительного падежа, то между ними ставится тире.

2) Чтение теоретического материала (учебник с. 79).

Физкультминутка.

4. Закрепление. Работа с учебником. Упр. 170.

Один работает у доски.

Словарная работа. ВЕТЕРИНАР   Подобрать однокоренные слова. ( ветеринария, ветеринарка, ветеринарный, ветеринарить) Составить словосочетания, предложения с этим словом. (  записать в тетрадь)

5. Обобщение. Слайд 19

6. Домашнее задание. Упражнение 171

7. Выставление оценок за урок. 

8. Рефлексия.

-Какую роль может выполнять имя существительное в именительном падеже в предложении?

nsportal.ru

Презентация по русскому языку на тему «Сказуемое» (5 класс)

Цели: ознакомить учащихся со способом выражения сказуемого; учить находить грамматическую основу предложения, где сказуемое выражено глаголом, существительным, прилагательным в полной или краткой форме.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Словарно-орфографическая работа.

III. Наблюдение над способами выражения сказуемого.

1. Выполнение упражнения 159 с комментированием.

2. Выполнение упражнения 161.

В о п р о с ы:

1) На какие вопросы отвечает сказуемое?

2) Сколько способов выражения сказуемого вы знаете?

3) Какими частями речи может быть выражено сказуемое?

IV. Повторение теоретического материала, с. 68.

V. Выборочный диктант.

Учитель диктует предложения, учащиеся записывают грамматические основы предложений.

1. Луг и сад покрывает первый снег. 2. Дуб – теплолюбивое и светолюбивое дерево. (По И. Соколову-Микитову.) 3. Очень красив у сороки хвост. (По Г. Скребицкому.)

VI. Подумайте, какой из этих текстов написан в научном стиле, какой – в художественном? Найдите предложения, грамматические основы которых соответствуют схемам:

1) Лисица водит?ся почти на всей территории страны. Пушистая шубка предохраняет лисицу от самых трескучих морозов.

И все-таки зима – самое тяжелое время для лисицы. (По А. Клыкову.)

2) У кумушки-лисы зубушки острые, рыльце тоненькое, шубка тепленькая. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая.

хонько, к земле пригибает?ся, будто кланяет?ся; свой пушистый хвост носит бережно; смотрит ласково, улыбает?ся, зубки белые показывает.Ходит лиса ти (По К. Ушинскому.)

VII. Выполнение упражнения 165 с последующей взаимопроверкой.

Домашнее задание: упражнение 163.

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Урок в 5 классе по теме «Сказуемое»

Этапы  урока

Ход урока

УУД

1.

Организацион-ный  момент. Мотивация.

Слайд 1.

Учитель.

Кости – основа человеческого тела, дом ставят на фундаменте – крепкой, не размываемой подземными водами основе, а предложение … .

— Закончите мою мысль! (тоже строится на фундаменте – грамматической основе).

Одну из частей фундамента – подлежащее — мы уже основательно разобрали на прошлом уроке. 

Личностные: интерес к изучению русского языка.

Коммуникатив-ные: формулировать собственное мнение.

2.

Повторение

Слайд 2.

Запишите, что такое подлежащее на карточках с деформированным правилом.

Подлежащее – это________, который обозначает________. Подлежащее отвечает на вопросы______?______? И чаще всего выражается___________ или _______________ в форме именительного падежа.

Проверьте себя по учебнику – стр. 76.  Оцените себя.

Регулятивные: контроль знаний, самооценка.

3.

Пробное действие

Слайд 3.

Учитель:

— Прослушаем лингвистическую сказку о подлежащем и сказуемом (приложение 1).

— Что вы узнали нового о подлежащем и сказуемом?

— Выделим главные члены в предложениях  из сказки.

Была зима. На улице холодно.

-Чем необычно второе предложение?

— Чем выражено сказуемое?

Познавательные: извлечение из текста необходимой информации, осознание и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия.

4.

Формули-рование цели и постановка проблемного вопроса урока.

Учитель:

— Сформулируйте вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы на нашем занятии.

— Как нам добыть новые знания?  (Мы будем исследовать языковой материал).

— Какова цель нашей деятельности? (найти сказуемые, определить, чем они выражены)

Познавательные: постановка и формулирование проблемы, целеполагание.

Коммуникативные: слушать и слышать  других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

5.

Открытие нового знания.

Слайд 4,5.

Дано (карточки):

  1. Определение сказуемого:

     Сказуемое – главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.

     Сказуемое отвечает на вопросы что делает предмет? Каков (какой) предмет? Что такое предмет? Кто такой?

  1. Предложения :
  1. Гроза постепенно удалялась.
  2. Этот край очень скромен.
  3. Птицы – наши друзья.
  4. Первые листики зелёные.
  5. Люблю я пышное природы увяданье.
  6. Скинуло кафтан зелёный лето.
  7. Утро свежо.

— Как будем находить сказуемые? – Предлагаю создать алгоритм. Перед вами конверт с описанием действий. Задача: расположить  пункты в нужном порядке (работа в парах).

— Представьте свои  алгоритмы.

(приложение 2)

Регулятивные: искать пути решения проблемы.

Коммуникативные: слушать и слышать  других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Познавательные: извлечение из текста необходимой информации , умение строить высказывание.

6.

Решение учебной задачи

Слайд 6.

     Работа в парах: сравните предложения и сделайте вывод, какой частью речи может быть выражено сказуемое, на какие вопросы оно отвечает.

  1. Гроза постепенно удалялась.
  2. Этот край очень скромен.
  3. Птицы – наши друзья.
  4. Первые листики зелёные.
  5. Люблю я пышное природы увяданье.
  6. Скинуло кафтан зелёный лето.
  7. Утро свежо.

-Представим результаты деятельности.

— Какими  частями  речи выражены сказуемые  в данных предложениях?

— Проверим себя, прочитав  правило на стр.77

Коммуникатив-ные: планирование учебного сотрудничества.

Познавательные: выполнение действий по алгоритму.

Личностные: осознание ответственности за общее дело.

7.

Физминутка

Потрудились – отдохнём!

Станем – глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

8.

Первичное закрепление знания

Слайд 7-8

Предлагаю  выполнить упр. 167 (по заданию, самостоятельно,  с последующей самопроверкой)

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка

9.

Контроль усвоения материала

Слайд 9.

Проведём  тестирование «Верно — неверно»:

1.Сказуемое обозначает о ком или о чём говорится в предложении.

2.Сказуемое отвечает на вопрос кто он такой? Что это такое?

3.Краткое прилагательное всегда сказуемое.

4.Подлежащее обозначает, что говорится о предмете.

5. В предложении Ёж колючий слово «колючий» является сказуемым.

Ключ: -++-+

Проводят самоанализ и взаимопроверку

10.

Итог урока

Учитель подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке.

Регулятивные: соотносить цели и результаты своей деятельности.

Личностные: самоопределение, нравственно- эстетическое оценивание.

11.

Рефлексия

Слайд 10.

Ребята продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

2.Мы узнали…

3.Научились …

4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …

5.Трудным для меня стало…

Познавательные: рефлексия деятельности.

Личностные: самоопределение, самооценка.

8.

Домашнее задание.

Слайд 11.

Выучить правило на стр.77

1.Упр.167 (базовый уровень)

2. Составить предложения, в которых сказуемое выражено разными частями речи (повышенный уровень).

Личностные: самоопределение

nsportal.ru

Конспект урока русского языка с презентацией «Тире между подлежащим и сказуемым» (5 класс)

Евсейчик Инна Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Стахановской СОШ № 32 (Луганская область)

Конспект урока русского языка

Класс 5.

Тема урока «Тире между подлежащим и сказуемым».

Цель урока: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся по усвоению темы «Тире между подлежащим и сказуемым» и использованию полученных знаний в практической деятельности.

Задачи:

обучающая :

— формировать лингвистическую компетенцию: умение и навыки ставить тире между подлежащим и сказуемым, интонационно правильно произносить предложения, в которых между подлежащим и сказуемым употребляется тире;

— формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное использование в речи предложений, в которых подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже;

развивающая:

— развивать творческие способности учащихся;

— развивать навыки точного определения подлежащего и сказуемого и правильного использования тире между ними на письме;

воспитательная:

— формировать интерес к чтению;

— способствовать повышению престижа чтения.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Оборудование: учебник русского языка для 5-ого класса, рабочие тетради, компьютер, проектор, карточки взаимотренажа, карточки для индивидуальной работы, презентация (слайд 1 – титульный).


Ход урока
1 этап. Организационный.

Цель этапа: психологическая готовность класса к уроку, организация внимания всех учащихся.

Деятельность

учеников

Хроно-метраж

Организует внимание, доброжелательный настрой учеников, приглашает к сотрудничеству.

-Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

Вы друг к другу повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Посмотрите: всё ль в порядке?

Ручки, книжки и тетрадки.

Все ли правильно сидят?

И внимательноль глядят?

Верю: хочет каждый знать урок

Только на «отлично», назубок. (Слайд 2)

Откройте, пожалуйста, тетради, отступите две строки от предыдущей работы и запишите:

Дата

Классная работа

— А эпиграфом нашего урока станут слова народной пословицы: (Слайд 3)

Книга – маленькое окошко,

через него весь мир видно.

-Как вы понимаете эти слова народной мудрости?

Ребята внутренне организуются, настраиваются на работу. Делают начальную

запись в тетради.

Слушают учителя. Объясняют смысл пословицы.

3 минуты

2 этап. Актуализация опорных знаний.

Цель этапа: установить правильность выполнения домашнего задания, выявить пробелы и откорректировать их, проверить знание орфограмм («Безударные гласные», «Сомнительные согласные») и навыки написания слов с данными орфограммами.

Деятельность

учеников

Хроно-метраж

2.1. Организует работу в парах с карточками взаимотренажа.

(См. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

2.2. Предлагает закрепить изученное на предыдущем уроке, выполнив задание.

(Слайд 4)

Задание. Списать, вставив пропущенные буквы. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое, определить, чем они выражены. Охарактеризовать предложения по наличию главных членов предложения.

Книга… Она открывает нам ..кно в новый неизведанный мир. Этот мир з..вёт нас в свои бескрайние пр..сторы. Важна любая книга.

Книга – это надёжный дру.. . С любым в..просом обратишься к ней. В..лика роль книги в ж..зни ч..ловека!

2.1. Работают в парах (проверяют домашнее задание у соседа по парте, используя карточку взаимотренажа)

2.2. Списывают и выполняют всё задание. Устно объясняют орфограммы в словах.

Проверяют правильность выполнения задания (текст на экране) (Слайд 5)

3

минуты

8 минут

Физкультминутка (2 минуты. См. ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

3 этап. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

Цель этапа: мотивировать учащихся на изучение нового материала, чётко определить цель урока.

Деятельность

учеников

Хроно-метраж

— Вы уже многое знаете о предложении. Можете правильно поставить знаки препинания в конце предложения. А какой знак препинания встретился в одном из предложений записанного текста?

-Познакомьтесь: (Слайд 6)

Я не черточка, не минус,
Я прошу, не путай ты нас.
Все меня «тире» зовут, 
Нужно — буду тут как тут.

— А знаете ли вы, почему стоит тире в этом предложении?

Давайте сформулируем цель нашего урока.

— Запишите в тетради тему урока(Слайд 7)

Тире между подлежащим и сказуемым

Слушают учителя, находят в тексте предложение с тире, читают стихотворение (на экране)

Ставят цель урока. Записывают тему в тетради.

2 минуты

4 этап. Изучение нового материала.

Цель этапа: правильное и осознанное усвоение содержания учебного материала, развитие познавательной активности, сформирование навыка постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Деятельность

учеников

Хроно-метраж

4.1.Лингвистическое наблюдение (Слайд 8)

1) Книга – ключ к знанию.

2) Чтение – вот лучшее учение.

3) Книги читать – скуки не знать.

4) Знание – это высшее богатство.

-Прочитайте предложения. Назовите в них подлежащее и сказуемое.

— Словами какой части речи выражены подлежащее и сказуемое в этих предложениях?

— В каком падеже стоит имя существительное? В какой форме стоит глагол?

— Перед каким словом стоит тире во втором и четвёртом предложении? Сделайте вывод.

4.2. Работа с теоретическим материалом учебника (указать детям страницу).

— Сравните его с выводом, который мы сделали в результате наблюдения.

4.3. Составление схем (Слайд 9) и определение порядка действий.

Имя сущ. в И. п.имя сущ. в И. п.

Имя сущ. в И. п. – это (вот) имя сущ. в И. п.

Глагол глагол .

— Так как же необходимо действовать, чтобы понять, нужно ли ставить тире между подлежащим и сказуемым?

Наблюдают над предложениями. Отвечают на вопросы. Делают выводы.

Читают материал в учебнике.

Коллективно составляют схемы.

Отвечают на поставленный вопрос:

1.Найти ГО.

2.Выяснить, какой частью речи выражены.

3.Обратить внимание, нет ли между подлежа-щим и сказуемым слов ВОТ, ЭТО,

7 минут

Физкультминутка (2 минуты. См. ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

5 этап. Закрепление учебного материала.

Цель этапа: закрепить усвоение изученного теоретического материала путём практического применения.

Деятельность

учеников

Хроно-метраж

5.1. Слово учителя. (Слайд 10)

На практике проверить можно точно,

кто мог теорию усвоить прочно.

(Предлагает выполнить задания на формирование практических навыков.)

Дифференцированная работа. (Слайд 11)

1 уровень – выполнить упражнение из учебника

(по выбору учителя).

2 уровень – списать предложения, поставив, где необходимо, тире между подлежащим и сказуемым.

Книга источник знаний. Перо острее меча.

С книгою жить век не тужить. Хорошая

книга первый друг человека. Хорошая книга

ярче звёздочки светит. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

3 уровень – задание «Я корректор» (При наборе текста для печати были перепутаны все слова в предложении. Восстановить предложения.)

1)богатств, это, Библиотеки, человеческого, всех, духа, сокровищницы.

2)книга, удача, Вовремя, огромная, прочитанная.(См. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Учитель проверяет правильность выполнения заданий 1 уровня.

5.2. Индивидуальная работа (с карточками).

Карточка № 1.

Поставить, где необходимо тире. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

  Книга

Книга учитель, книга наставник.

Книга бли..кий товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если выпустишь книгу из рук.

Книга с..ветчик, книга разве..чик,

Книга активный б..рец и боец.

Книга нетленная память и вечность,

Спутник планеты Земли, наконец.

Книга не просто красивая мебель,

Не приложенье дубовых шкафов,

Книга в..лшебник, умеющий небыль

В быль превращать и в основу основ.

Карточка № 2.

По картинкам придумать предложения, в которых есть тире между подлежащим и сказуемым. Подчеркнуть главные члены.

(См. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Учитель проверяет выполненные задания.

(Примеры предложений:

Баба Яга – это сказочный персонаж. Воздушные шары – украшение любого праздника. Ландыши – весенние цветы. Золотая осень – прекрасное время года. Корабль – морской вид транспорта.)

5.3. Цифровой диктант (для всех учеников)

(записать цифры только тех предложений, в которых необходимо поставить тире между подлежащим и сказуемым).

1)Милее книги в мире друга нет.

2)Дом без книги – день без солнца.

3) Книги – корабли мысли.

4) Испокон века книга растит человека.

5) Букварь – к мудрости ступенька.

6) Чтение делает человека знающим.

7) Учить – ум точить.

Слушают учителя.

Выбирают задание для выполнения (самостоятельно или по рекомендации учителя). Самостоятельно выполняют задание. Ученики, выполнявшие задания 3 и 4 уровня проверяют правильность самостоятельно (Слайд 12)

Двое учеников работают с карточками, остальные слушают учителя.

Записывают номера предложений с тире между подлежащим и сказуемым. Проверяют с ответами на экране.

(Слайд 13)

10 минут

3 минуты

6 этап. Рефлексия.

Цель этапа: осознание значимости учебной деятельности и ситуации успеха.

Деятельность

учеников

Хроно- метраж

Слово учителя. Сегодня мы с вами совершили плавание по морю знаний. И сейчас вам предстоит выбрать, на каком корабле вы отправитесь выполнять домашнее задание. Выбранный вами корабль скажет о том, насколько вы уверены в полученных на уроке знаниях и с каким настроением вы покидаете урок. (Слайд 14)

Выбирают корабль на экране и объясняют свой выбор. Учитель оценивает учащихся, комментируя оценку за урок.

2 минуты

7 этап. Домашнее задание.

Цель этапа: выбор задание, настрой на успешное выполнение домашнего задания.

Деятельность

учеников

Хроно-

метраж

Предлагает дифференцированное домашнее задание. (Слайд 15)

1) Выписать из художественных произведений предложения, в которых есть тире между подлежащим и сказуемым.

2) Найти пословицы о знаниях, о науке, в которых есть тире между подлежащим и сказуемым.

3) Выполнить упражнение из учебника (по рекомендации учителя.

— Спасибо за урок! (Слайд 16)

Слушают учителя. Записывают домашнее задание в дневник.

3 минуты

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Карточка взаимотренажа

На самом деле, малыш, всё на земле чудесно. И даже ноябрь!

Ты ещё многое узнаешь. Как интересно идти под дождём поздней осенью! Как тогда пахнет, какие мокрые стволы у деревьев. Вот хлопотливо перелетают с куста на куст птицы, оставшиеся у нас зимовать.

Мы сделаем кормушку у тебя под окном. Прилетят к тебе зимой разные синички, поползни, дятлы

__________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Задание «Я корректор»

1.При наборе текста для печати были перепутаны все слова в предложении. Восстановить предложения. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое. Если необходимо, поставить тире.

1)богатств, это, Библиотеки, человеческого, всех, духа, сокровищницы.

2)книга, удача, Вовремя, огромная, прочитанная.

2. Списать предложения, поставив, где необходимо, тире между подлежащим и сказуемым.

Книга источник знаний. Перо острее меча. С книгою жить век не тужить. Хорошая книга первый друг человека. Хорошая книга ярче звёздочки светит.

_________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Индивидуальные карточки

Карточка № 1.

Поставить, где необходимо тире. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

  Книга

Книга учитель, книга наставник.

Книга бли..кий товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если выпустишь книгу из рук.

Книга с..ветчик, книга разве..чик,

Книга активный б..рец и боец.

Книга нетленная память и вечность,

Спутник планеты Земли, наконец.

Книга не просто красивая мебель,

Не приложенье дубовых шкафов,

Книга в..лшебник, умеющий небыль

В быль превращать и в основу основ.

__________________________________________________________________

Карточка № 2.

По картинкам придумать предложения, в которых есть тире между подлежащим и сказуемым.

__________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Физкультминутки

1.Вы, ребята, все устали?

Ну тогда тихонько встали.

Покажите мне ладошки (вытянуть руки вперёд, ладонями кверху),

Покрутите кисть немножко (круговые движения кистями рук),

Вверх теперь вы потянитесь (поднимают руки вверх и тянутся за ними),

Дружно пальцам улыбнитесь (смотрят на пальцы рук, которыми шевелят).

А потом шагаем важно (ходьба на месте),

Ведь учиться нам не страшно (садятся на место). – Повторить 2 раза.

2. Мы учебник у руки брали (согнуть руки к плечам),

Книги дружно открывали (руки в стороны),

Все задания читали (повороты головой вправо-влево)

И страницы в ней листали (круговые вращения руками).

Интересная работа (приседания).

Закрепить нам всё охота (сесть на место).

infourok.ru

Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме: Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым

Слайд 1

Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым 5 класс

Слайд 2

Определить предложения по цели высказывания. Выделить грамматические основы.

Слайд 3

У меня вопросов много. Каждый день несет вопрос: Сколько лап у осьминога? Ест ли рыбу утконос? Почему для кенгуренка Лучше места не нашлось? Где живут три поросенка? И откуда родом лось? Почему грибы опята Возле пней всегда растут? Жизнь вопросами богата. И они, как пламя, жгут.

Слайд 4

Списать предложения, подчеркнуть подлежащее и сказуемое Холодная луна поднялась над землей. Она медленно поплыла своим вековечным путем. Ночной туман уже лег на сырую тропу.

Слайд 5

Подумай! Ответь! На какие вопросы отвечает подлежащее? Чем выражены подлежащие в предложении? На какие вопросы отвечает сказуемое? Какой частью речи оно выражено?

Слайд 6

Делаем выводы! Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? Оно может быть выражено именем существительным, местоимением, синтаксически цельным словосочетанием. Подлежащее связано со сказуемым. Сказуемое – главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего. Отвечает на вопросы что делает предмет? какой (каков) предмет? что такое предмет? кто такой? Обычно выражается глаголом, может быть выражено именем существительными прилагательным

Слайд 7

Записать текст. Обратить внимание, чем выражены подлежащее и сказуемое Осень – месяц грусти нежной, Сад мой – сказочный чертог. Листопад пришел неспешно, Медью выстлав мой порог . ( Чертог – (устар.) – пышное, великолепное помещение или здание, дворец)

Слайд 8

Внимание! Вывод! Сказуемое может быть выражено именем существительным в именительном падеже – и тогда между подлежащим и сказуемым ставится тире. Сказуемое может быть также выражено другими частями речи

Слайд 9

Работаем самостоятельно! А потом – в парах! Стр.69, упр. 166, 167

Слайд 10

Списать поговорки, подчеркнуть подлежащее и сказуемое, поставить, где надо, тире. Грамота второй язык. Чужая душа потемки. Молчание знак согласия. Тетрадь зеркало ученика.

Слайд 11

Словарно-орфографическая работа. Пользуемся словарем учебника! Объясните ( письменно) значение слов аршин, пороша, циновка.

Слайд 12

Домашнее задание § 33, 34, упр. 169

Слайд 13

Рефлексия Продолжи фразу: Подлежащее – это…. Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если …. Мне больше всего удалось…. Сегодня на уроке я научился …. Мне было трудно…. Я понял, что….

nsportal.ru

Конспект урока по теме «Сказуемое» в 5 классе

Тема: Главные члены предложения. Сказуемое. Класс: 5

Цель урока: повторить сведения о сказуемом, известные учащимся из начальной школы; познакомить со способами выражения сказуемого; уметь определять способы выражения сказуемого, находить главные члены предложения.

Планируемые результаты:

Предметные: знать, что такое сказуемое, уметь находить главные члены предложения, определять способы их выражения

Личностные: формировать интерес к русскому языку, давать адекватную самооценку учебной деятельности, осознавать границы собственного знания и незнания.

Метапредметные:

Познавательные УУД :развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ; делать выводы, устанавливать закономерности.

Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений, определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, искать пути решения проблемы, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме.

Коммуникативные УУД: уметь работать индивидуально и в паре, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы: индивидуальная, работа в парах, коллективная

Ход урока.

  1. Приветствие. Записи в тетради числа и классной работы.

  2. 2. Беседа — введение в тему:

– С каким разделом науки о языке мы познакомились в 5 классе? (синтаксис)

— А что изучает синтаксис? ( Словосочетания, предложения, текст и правила их построения)

— О чём мы говорили с вами на предыдущем уроке? ( о подлежащем)

— Запишите, что такое подлежащее на карточках с деформированным текстом.

Подлежащее – это________ , который называет того, кто_________________________________________________ . Подлежащее отвечает на вопросы______?______? И чаще всего выражается___________ или _______________ в форме именительного падежа.

Поменяйтесь, пожалуйста в парах, оцените правильность определения.

  1. Новый материал. На доске написаны вопросы: КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? Ответьте на вопросы, чтобы получилось предложение. ( Например, Я читаю. Мама готовит) Что у нас получилось? О подлежащем мы подробно поговорили на прошлом уроке. О чём же нам предстоит узнать сегодня? ( о сказуемом)

  2. На какие вопросы на предстоит сегодня получить ответы:

— Что обозначат сказуемое?

На какие вопросы отвечает?

Чем выражено? (вопросы записаны на доске)

Готовы приступить к работе?

  1. Исследуем предложения:

Ночь наступила тихо и незаметно. Ночь тихая и спокойная. сегодня. Ночь – самое тихое время суток. Ночь темна.

1 – находим подлежащее, ставим от него вопрос.

Сделаем вывод.

Работаем с таблицей.

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ СКАЗУЕМОГО

Глагол

(что делает

предмет?)

Имя прилагательное

(Каков предмет?)

Имя существительное

(Что такое предмет?

Кто такой предмет?)

Найти в предложениях грамматические основы и, распределив их по смыслу, вписать в таблицу.

Жгуч мороз трескучий. Воздух легок и чист, и замерзла река. Нежна апрельская прохлада. Май — пора быстрых перемен. Ночь царит над землёй. Звонит весенняя капель.

Наблюдаем дальше . Работа в парах: сравните предложения и сделайте вывод, какой частью речи может быть выражено сказуемое, на какие вопросы оно отвечает.

  1. Гроза постепенно удалялась.

  2. Этот край очень скромен.

  3. Птицы – наши друзья.

  4. Первые листики зелёные.

  5. Люблю я пышное природы увяданье.

  6. Скинуло кафтан зелёный лето.

  7. Утро свежо.

  1. Впишите свои наблюдения в таблицу. Проверим на стр. 77, прочитав правило.

  2. Тренировочные упражнения.

  3. А) Среди предложений найти такие, в которых сказуемое выражено глаголом, записать их номера.

1) Зорче всматривался я в вечернюю мглу. 2) Дневной жар сменялся вечерней прохладой. 3) Небо высокое и чистое. 4) Ландыш свеж и пахуч. 5) В тишине я услышал легкий треск сучьев.

Б) Прочитать предложения. Выписать в тетрадь номера тех из них, в которых сказуемое выражено прилагательным.

1) Небо безоблачное. 2) Воздух чист. 3) Зверь встал на задние лапы. 4) Из-за верхушек соснового леса поднималось солнце. 5) Снегирь — пухлая красногрудая птичка. 6) Радостна, шумна и душна весна. 7) Речная долина походила на сад.

  1. Исправим предложения. Для первого ряда: Наша школа просторная и светла.

Для второго ряда: В полдень зной становится нестерпимый.

Для третьего ряда: Купание полезное для здоровья.

  1. Самостоятельная работа. Запишите, выделите грамматическую основу. Определите, чем выражены главные члены предложения.

Мы приближались к лугам. Тайга редела. Леса сплошь хвойные. В одном месте на просеке выдался бугорочек с черничником. Вкусна черника.

  1. Рефлексия.

Закончите фразу:

Сегодня на уроке я узнал, что…

Мне было (интересно, сложно…)

  1. Дома – составить предложения со сказуемыми, выраженными разными способами.

Рабочие материалы к теме «Сказуемое»

  1. Подлежащее – это________ ,который называет того, кто _________________________________________________ . Подлежащее отвечает на вопросы ______? ______? И чаще всего выражается___________ или _______________ в форме именительного падежа.

  1. Работаем с таблицей. СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ СКАЗУЕМОГО

Глагол

(что делает

предмет?)

Имя прилагательное

(Каков предмет?)

Имя существительное

(Что такое предмет?

Кто такой предмет?)

Найти в предложениях грамматические основы и, распределив их по смыслу, вписать в таблицу.

Жгуч мороз трескучий. Воздух легок и чист, и замерзла река. Нежна апрельская прохлада. Май — пора быстрых перемен. Ночь царит над землёй. Звонит весенняя капель.

3. Работа в парах: сравните предложения и сделайте вывод, какой частью речи может быть выражено сказуемое, на какие вопросы оно отвечает.

1) Гроза постепенно удалялась. 2) Этот край очень скромен.

3) Птицы – наши друзья. 4)Первые листики зелёные.

5)Люблю я пышное природы увяданье. 6) Скинуло кафтан зелёный лето.

7) Утро свежо.

4. Тренировочные упражнения.

А) Среди предложений найти такие, в которых сказуемое выражено глаголом, записать их номера.

1) Зорче всматривался я в вечернюю мглу. 2) Дневной жар сменялся вечерней прохладой. 3) Небо высокое и чистое. 4) Ландыш свеж и пахуч. 5) В тишине я услышал легкий треск сучьев.

Б) Прочитать предложения. Выписать в тетрадь номера тех из них, в которых сказуемое выражено прилагательным.

1) Небо безоблачное. 2) Воздух чист. 3) Зверь встал на задние лапы. 4) Из-за верхушек соснового леса поднималось солнце. 5) Снегирь — пухлая красногрудая птичка. 6) Радостна, шумна и душна весна. 7) Речная долина походила на сад.

  1. Исправляем ошибки.

Для первого ряда: Наша школа просторная и светла.

Для второго ряда: В полдень зной становится нестерпимый.

Для третьего ряда: Купание полезное для здоровья.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *