cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Предложения по цели высказывания и по интонации 5 класс – Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации

Сегодня на занятии мы узнаем, что такое предложение. Разберем, какими предложения бывают по цели высказывания и эмоциональной окраске. На примере отрывка из сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» научимся разбираться в видах предложений.

Предложение – это единица синтаксиса, которая выражает относительно законченную мысль и характеризуется интонационной завершённостью.

Функция предложения коммуникативная. Оно является единицей общения.

Прослушав отрывок из сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», обратите внимание на то, что одни предложения сообщают что-то, другие спрашивают, в третьих слышна просьба (см. урок с 00:51 по 01:36) (рис. 1).

Рис. 1. Текст прослушанного отрывка из сказки

Выделим предложения, в которых содержится вопрос (рис.2).

Рис. 2. Вопросительное предложение

Выделим предложения, в которых содержится просьба (рис. 3).

Рис. 3. Предложения с просьбой

Оставшиеся предложения из отрывка передают информацию, о чем-то сообщают.

В зависимости от цели высказывания предложения делятся на три группы: повествовательные, побудительные, вопросительные.

Основным назначением повествовательных предложений является сообщение об определенных явлениях действительности, т. е. передача информации собеседнику (рис. 4).

Рис. 4. Примеры повествовательного предложения

Вопросительные предложения нужны для выражения вопроса (рис. 5).

Рис. 5. Примеры вопросительного предложения

Назначением побудительных предложений является побуждение к действию того, к кому обращена речь (рис. 6).

Рис. 6. Пример побудительных предложений

Побудительные, повествовательные и вопросительные предложения могут эмоционально окрашиваться. Они выражают отношение или переживания человека, который говорит, и называются восклицательными (рис. 7).

Рис. 7. Примеры восклицательных предложений

Обратите внимание, как в зависимости от интонации меняются знаки препинания в конце предложения (рис. 8).

Рис. 8. Зависимость знаков препинания от интонации

Из текста необходимо выписать по одному примеру побудительного, повествовательного и вопросительного предложения (рис. 9).

Рис. 9. Текст упражнения

Пример вопросительного предложения (рис. 10).

Рис. 10. Вопросительное предложение

Пример побудительного предложения (рис. 11).

Рис. 11. Побудительное предложение

Пример повествовательного предложения (рис. 12).

Рис. 12. Повествовательное предложение

 

Заключение

На занятии мы выяснили, что по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и побудительные предложения, а по интонации – восклицательные и невосклицательные.

 

Список литературы

  1. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5 класс. В 3-х частях. – 9-е изд., перераб. – М.: 2012 Часть 1 – 182 с., Часть 2 – 167 с., Часть 3 – 63 с.
  2. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях. – М.: Просвещение, 2012.  – Часть 1 – 192 с.; Часть 2 – 176 с.
  3. Русский язык. 5 класс / Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А. – М.: 2012 – 318 с.
  4. Рыбченкова Л.М. и др. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях – М.: Просвещение, 2014. – Часть 1 – 127 с., Часть 2 – 160 с.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет портал «Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”» (Источник)
  2. Интернет портал «Школьный помощник» (Источник)
  3. Интернет портал «ЯКласс» (Источник)

 

Домашнее задание

  1. Что такое предложение, какова его функция в общении?
  2. Какие существуют виды предложений по цели высказывания?
  3. Как называют эмоционально окрашенные предложения?

interneturok.ru

Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Виды предложений по цели высказывания и интонации"

Автономная некоммерческая организация «ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В 5 КЛАССЕ

«Виды предложений по цели высказывания и интонации»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Андреева Екатерина Александровна

г. Москва

2014

Цели и задачи:

1)познакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания и интонации;

2)научить определять виды предложений по цели высказывания и интонации, верно их строить и произносить с соответствующей интонацией;

3)научить использовать разные виды предложений по цели высказывания и интонации в тексте.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Работа у доски (1-2 человека) и в тетрадях со словарными словами: будущий, следующий, блеснуть, жюри, багряный, бордовый, теннис, парашют, оранжевый, аромат, брошюра.

Записываем в словарь новые слова: салют, издалека, изредка, словосочетание.

3.Повторение изученного на предыдущем уроке. Ученики отвечают на вопрос учителя:

В каком разделе языкознания изучается предложение?

Что еще изучает синтаксис?

Что такое словосочетание?

Чем предложение отличается от словосочетания?

4.Запишите предложения под диктовку, выпишите из них словосочетания и сделайте их разбор (указать главное слово, задать вопрос от главного к зависимому, определить тип словосочетания по главному слову):

Быстрая речушка извилисто петляет в горах.

(Быстрая речушка, извилисто петляет, петляет в горах)

Уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей.

(отряхает листы, последние листы, отряхает с ветвей, с нагих ветвей, своих ветвей)

5.В предложениях, которые мы записали содержится вопрос, выражается просьба или содержится какое-либо сообщение? (содержится сообщение). Значит по цели высказывания повествовательные.

По цели высказывания предложения бывают:

Повествовательные

6.Работа в тетрадях и у доски.

Определите типы предложений по цели высказывания:

Что тебе надобно?

Дайте мне денег.

Не стыдно ли тебе, молодому человеку, просить милостыню?

Ты можешь работать.

Где ты живешь?

Постарайся завтра поутру быть дома. Я приду к тебе.

На другой день Ваня печально сидел у постели своей больной матери.

(В.Ф.Одоевский «Столяр»).

Данные предложения произносились в определенном случае с конкретно целью. Какой? (рассказать о чем-нибудь, спросить о чем-то, побудить кого-то к действию)

Что мы учились делать? (определять, с какой целью приводились высказывания)

7.Предложения также могут произноситься с определенной эмоциональной окраской (передавать радость, восторг, удивление и т.п.) или без нее.

По интонации предложения делятся на:

Восклицательные

Определите типы предложений по цели высказывания и интонации:

Как весело было ему на душе!

А работники все смеялись над бедным Андреем.

Но где было ему продолжать учиться?

Каково было бедному Андрею!

В.Ф.Одоевский («Столяр»)

8. Рассмотрим картину А.Н.Комарова «Наводнение»

Составьте предложения (вопросительное, побудительное, повествовательное, восклицательное, невосклицательное) по содержанию данной картины.

Домашнее задание: Используя получившиеся предложения составить рассказ по картине (письменно).

Список использованной литературы:

1.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. «Русский язык 5 класс». Учебник в 2 частях. – М.: «Просвещение», 2012, Ч.1.

2.Одоевский В.Ф. «Столяр» // «Городок в табакерке. Сказки дедушки Иринея». – М.: «Детская литература», 2005.

Вопросительные

Побудительные

Сообщается о событиях

Содержится вопрос (Где? Куда? Кто? Что? Зачем? Почему?...)

Содержится побуждение (совет, просьба, приказ) к действию.

На конце предложения может быть точка, восклицательный знак, многоточие.

На конце предложения вопросительные знак.

На конце предложения может быть точка, восклицательный знак.

Мы любим читать книги.

Какую книгу ты читаешь?

Читайте хорошие книги!

Невосклицательные

Выражение сильных чувств: радости, восторга, страха…

Отсутствие выражения сильных чувств

На конце восклицательный знак

На конце точка, вопросительный знак, многоточие

doc4web.ru

Урок русского языка по теме "Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания". 5-й класс

Разделы: Русский язык


Описание материала: Предлагаю вашему вниманию план-конспект урока по русскому для учащихся 5 класса. Данный конспект будет полезен преподавателям и студентам высших педагогических учебных заведений. Конспект занятия направлен на ознакомление учеников с видами предложений по цели высказывания, на развитие умения работать с учебником и дополнительным раздаточным материалом, а также воспринимать информацию на слух.

Название работы: План-конспект урока русского языка по теме "Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания".

Цель урока: Познакомить учащихся 5 класса с видами предложений по цели высказывания, научить анализировать и синтезировать информацию текста.

Задачи урока:

Образовательная. Учить находить и правильно произносить предложения с различной целью высказывания, по интонации определять и ставить верный знак препинания в конце предложения;

Развивающая. Развитие связной речи, аналитических способностей, логического мышления, эмоциональной выразительности речи, умения отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы в защиту. Развивать умения самостоятельной работы с учебником и дополнительным материалом.

Воспитывающая. Воспитание внимательного отношения к тексту литературного произведения.

Средства обучения: учебник, интерактивная доска и проектор, раздаточный материал.

Методы обучения:

групповой.

Ход урока

Проверка домашнего задания.

Учитель: Устная проверка домашнего упражнения 395. Сбор тетрадей с Д/з.

Письменная пятиминутка.

Учитель: Запишите под диктовку несколько предложений, выделите главные члены каждого предложения:

  • Мой сад с каждым днём увядает. (А. Н. Майков)
  • Белый пар по лугам расстилается. (И.С. Никитин)
  • Молчали листья, звезды рдели. (А.А.Фет)

Постановка целей урока для учащихся. Объяснение нового материала.

Учитель: Сегодня на уроке речь у нас пойдет о видах предложений по цели высказывания.

Записываем число, кл.работа, тему урока: Интонация. Виды предложений по цели высказывания.

Наша с вами сегодня задача - научиться находить и правильно произносить предложения с различной целью высказывания, а при записи их ставить нужные знаки препинания.

Давайте посмотрим в учебник на раздел "Понаблюдайте!" Прочитайте данные здесь предложения с верной интонацией (обратите внимание на знаки препинания в конце предложений).

Несколько учащихся читают по очереди предложения.

Какой мы можем сделать вывод о роли интонации в выражении смысла предложения?

Учащиеся делают свои предположения.

Самостоятельные наблюдения на стр. 15 учебника. (Прочитайте материал и скажите, каким образом нам помогает интонация)

Учащиеся: Интонация помогает понять, какие чувства выражаются в предложении (грусть, радость, тоска, удивление и др.) Одно и то же предложение можно прочитать с разной интонацией, тогда появляется новый смысл.

Учитель: Чтобы лучше понять и усвоить эту тему выполните письменно упражнение 402 на стр.14:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Скажите, какие чувства мы выражаем, читая данный здесь текст? С помощью чего передаются эти чувства?

Учащиеся: чувства восхищения, радости, восторга. Помогают это понять интонация в речи, а на письме различные знаки препинания.

Учитель: Молодцы! Итак, значит, знак в конце предложения очень важен, т.к. он передает нам главную его цель - спросить что-либо, передать информацию или рассказать о чем-то, высказать совет, приказ. Ну а теперь давайте прочитаем теоретический материал о видах предложений по цели высказывания на стр.15 и 16.

В тетрадь записываем: повествовательные, вопросительные, побудительные.

Вопрос классу: Какая морфема объясняет нам значение слов?

Ученики: корень.

Давайте выделим корень в этих словах, подобрав однокоренные.

Повествовательные -весть-
Вопросительные -вопрос-
Побудительные -буд- (будить, побуждать)

Промежуточная рефлексия.

Учитель: Давайте вернемся к началу урока. Какие задачи мы сейчас решили? (Ученики: понять, что такое интонация и для чего она нужна, изучить виды предложений, различные по цели высказывания, ставить нужные знаки препинания, правильно произносить предложения, различные по цели высказывания).

Достигли ли мы поставленных целей?

Учитель: А сейчас прослушайте стихотворение "Зимнее утро" А.С.Пушкина и проследите по тексту, как, с какой интонацией читает текст актёр. (Прослушивание стихотворения, ученики берут текст стихотворения, который раздается заранее учителем, следят за голосом и интонацией, читая при этом текст про себя, затем делают свои предположения):

ЗИМНЕЕ УТРО

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

А теперь, ребята, найдите в этом тексте все побудительные, восклицательные и повествовательные предложения. Объясните свой выбор. (Ученики называют предложения, приводят аргументы).

Закрепление материала.

3 ученика работают у доски по очереди, остальные записываются предложения в тетрадях:

Пусть книга будет тв..им к..раблем в океан.. знаний.

Можно ли прож..ть без книг.

Книга - твой дру.. и товарищ(ь).

Перестань сейч..с же.

Мой са.. с каждым днем ув..дает.

Куда ведет эта д..рога.

Задание: Определите, какие предложения по цели высказывания (запишите в скобках). Вставьте пропущенные буквы, объяснив орфограммы.

(3 человека записывают по 2 предложения на доске, объясняют орфограммы и знаки препинания в конце предложений. Остальные - взаимопроверка и самопроверка).

Домашнее задание: Параграф 51 (чтение теории в учебнике), упр. 407 по заданию.

Общие выводы и рефлексия.

Итак, какие вы знаете предложения по цели высказывания?

Какую роль в понимании смысла предложения играет интонация?

Беседа о результатах работы (Что узнали? Чему научились? Какие трудности возникли?)

Выставление оценок за урок.

19.07.2014

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Виды предложений по цели высказывания"

Конспект урока по русскому языку в 5А классе учителя русского языка и литературы Шевчук А.П.

Тема: Виды предложений по цели высказывания.

Дата проведения: 18 октября 2017 г.

Цель: формировать навык распознавания предложений по цели высказывания и использовать их с учетом речевой ситуации.

Задачи урока через планируемые результаты:

Личностные:

  1. Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

  2. Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.

  3. формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.

Предметные:

  1. Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске: побудительные, вопросительные и повествовательные.

2. Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью.

3. Анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности повествовательных, вопросительных и побудительных предложений.

4. Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания.

Употреблять их в речевой практике.

Метапредметные:

Регулятивные:

  1. Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

  1. Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.

  2. Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре.. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.

  3. Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

1.Формировать умение работать с разными видами предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске: побудительные, вопросительные и повествовательные.

2.Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.

3.Извлекать нужную информацию.

Тип урока: Урок формирования умений и навыков.

Основные методы обучения:

  • Проблемное изложение

  • Частично-поисковый

  • Словесный

  • Самоконтроль

  • Наглядно-вербальный

  • Диалогический

  • Эвристический

  • Творческий

Ход урока.

1 этап. Организационный.

Здравствуйте, присаживайтесь.

Начинается урок,

Прозвенел уже звонок,

Будем тему изучать

И пятёрки получать!

2 этап. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята! Мне передали телеграмму, с которой мы должны будем поработать на уроке. Но я никак не могу разобраться в этом тексте. Может быть, вы мне поможете?

3 этап. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

  1. Не в…дал ли где на свете ты царевны м…лодой

  2. Не кручинься, Бог с тобой

  3. И ц…рица у …кна

Села ждать его одна)

Учитель: Что представлено на доске?

Ученик: На доске представлены предложения.

Учитель: Докажите, что это предложения.

Ученик: Это предложения, потому что они содержат высказывания о ком-либо или о чём-либо.

Учитель: Верно. А из какого произведения эти предложения? Кто автор этой сказки?

Ученик: Эти предложения взяты из произведения А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Учитель: Давайте вставим пропущенные буквы и устно объясним их написание.

Учитель: На какую орфограмму были пропущены буквы?

Ученик: Буквы были пропущены на орфограмму «Проверяемая безударная гласная в корне слова»

Учитель: Совершенно верно, теперь мне всё понятно, спасибо.

- ГОТОВИМСЯ К ВПР

- с орфограммами поработали. Теперь из предложения № 3 найдите и выпишите слово, в котором звуков больше, чем букв.

Выпишите слово, где все согласные звуки твердые.

Выделите грамматическую основу.

Учитель: Верно. Попробуем определить цель высказывания предложений, с которыми мы работали. Употребляйте глаголы.

Не видал ли?

Не кручинься

села

Ученик: Цели высказывания этих предложений:

  1. Спросить

  2. Попросить о чём-либо

  3. Сообщить

Учитель: Правильно, так как вы думаете, какова тема нашего урока?

4 этап. Целеполагание.

Ученик: Тема нашего урока – Виды предложений по цели высказывания. СЛАЙД

Учитель: Верно, запишем тему в тетрадь. А к чему мы должны будем стремиться, что нам нужно обязательно узнать на уроке?

Ученик: Нам нужно узнать, какие виды предложений по цели высказывания бывают.

Научиться различать эти предложения.

правильно ставить знаки препинания в конце разных по цели высказывания предложений.

5 этап. Выявление места и причины затруднения.

Учитель: Молодцы! Так вот мы с вами определяли цели высказывания предложений из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». А теперь попытаемся определить их вид по цели высказывания. Какие это предложения? Употребляйте прилагательные.

Ученик: 1. Вопросительное

2. Побудительное (определить не могут)

3. Повествовательное (определить не могут)

6 этап. Частично исследовательская работа. Чтение параграфа 29, стр. 70

- Итак, сделаем вывод: какие бывают предложения по цели высказывания? »

СЛАЙДЫ № 2-5

7 этап. Реализация построенного проекта

Снова вернёмся к отрывкам из сказки Пушкина. Определи виды 2 и 3 предложения по цели высказывания. И докажем, что первое – вопросительное.

Ученик: 1. Вопросительное, потому что в нём содержится вопрос.

Побудительное, потому что содержит в себе просьбу.

Повествовательное, потому что сообщает нам о чём – либо.

Чтение параграфа 29, стр. 70

СЛАЙДЫ 6-8

8 этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1. Поработаем с учебником упр. 145

Физкультминутка. А сейчас я прошу вас встать со своих мест. Немного отдохнём.

Я буду читать вам предложения. Если предложение повествовательное – вы шагаете на месте. Если предложение побудительное – вы вращаете головой.

Если предложение вопросительное – вы потягиваетесь.

  • Суди о человеке по его труду. (вращение)

  • Маленькое дело лучше большого безделья.(шаг)

  • Не за своё дело не берись, а за своим — не ленись. (Вращение)

  • Скучен день до вечера, коли делать нечего. (Шаги)

  • Как называются вышеперечисленные предложения? (Потягивание)

  • Чему учат нас с вами эти предложения? (потягивание)

2. Выразительное чтение текста упр. 146 (по заданию)

9 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

СЛАЙДЫ (9-12)

10 этап. Творческое задание. Работа в парах.

Учитель: на парте листочки с текстом отрывка из сказки А.С. Пушкина. Одно плохо, трудно читать, так как много пропущенных букв. Ваша задача: Вспомнить название сказки, вставить пропущенные буквы и определить, что это за орфограмма.

Итак, работаем в паре.. СЛАЙД 13

(учащиеся работают)

Посмотрим, что же у вас получилось. Проверка СЛАЙДЫ 14-15, 16-18

Подведение итогов. Рефлексия.

Проверим, как мы усвоили материал урока

СЛАЙДЫ 19 – 23

Поиграем в игру «Знаете ли вы сказки А.С.Пушкина?» Надо отгадать название сказки СЛАЙДЫ 24 - 28

Рефлексия

оцените свою работу смайликами

11 этап. Домашнее задание.

Запишем домашнее задание.

Параграф 29 , упр 149

12 этап. Рефлексия.

Молодцы!

Карточка к уроку :

«Помниш…, за м..ю услугу

Об..щ..лся мне, как другу,

Волю первую мою

Ты исполнить, как св..ю?

Под..ри ж ты мне д..вицу,

Шамаханскую ц..рицу.»

Крайне царь был изумлен.

«Или ты ума рехнулся?

Что ты в гол..ву з..брал?

П..пр..си ты от меня

к..зну, хоть чин б..ярский.»

infourok.ru

Урок русского языка в 5 классе на тему:"Виды предложений по цели высказывания"

МБОУ Красноярская СОШ

Технологическая карта урока

Класс

5

Предмет

Русский язык

УМК

Учебник «Русский язык» для ОУ, Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова

Ф.И.О. преподавателя

Ермакова И.Н.

Тема урока

Виды предложений по цели высказывания

Тип урока

Открытие новых знаний

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, парная.

Цели по содержанию урока

Формируемые ууд

Цель: выработать навык определения вида предложения по цели высказывания

Задачи:

- образовательная: дать новые знания по теме урока; развивать умения по определению видов предложения по цели высказывания,

- деятельностная : развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли, строить предложения, различные по цели высказывания; отвечать на вопросы; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- воспитательная: воспитывать умение анализировать, сопоставлять, воспитывать культуру речи учащихся через умение интонационно правильного воспроизведения цитатного материала из сказок А.С. Пушкина, сохранять и развивать умение сотрудничать в паре, слушать и слышать друг друга, развивать навыки критического мышления при усвоении информации.

Личностные:

Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности. Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.

Предметные:

Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске: побудительные, вопросительные, повествовательные.

Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью.

Анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности повествовательных, вопросительных и побудительных предложений.

Метапредметные:

Регулятивные: формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе; отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные: формировать умение работать с разными видами предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске: побудительные, вопросительные, повествовательные. Извлекать нужную информацию.

Методы и приёмы

Проблемное изложение, приём «тонких» и «толстых» вопросов, частично-поисковый, словесный, самоконтроль, наглядно-вербальный, диалогический, эвристический, творческий.

Технология

“Развитие критического мышления через чтение и письмо”,

Оборудование

1.Учебник «Русский язык» 5 класс. Авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.

2. Раздаточный материал

3. Презентация «Виды предложений по цели высказывания»

4. Ноутбук, мультимедийный проектор

Основные понятия

Повествовательное, вопросительное, побудительное предложение

План урока

Этапы урока

Формы работы

(деятельность учителя)

Деятельность учащихся

Формируемые ууд

1.Мотивация к деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку, создает эмоциональный настрой на урок:

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы на урок всем нам

Захотелось вновь прийти!

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К)

2.

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Выдвижение гипотез

3. Самоопределение к деятельности.

Цель: обеспечение восприятия, осмысления новой темы.

Фронтальный опрос по теме прошлого урока: какими признаками обладает предложение?

Уточняет ответы учеников

Обращает внимание на коммуникативную функцию предложения: сообщать, спрашивать или побуждать к действию

Открывает на слайде № 2 «немую» схему:

«Виды предложений по цели высказывания»



Дает подсказку:

- Здесь зашифрована тема урока и основное знание, которое вы должны усвоить на уроке. Последняя работа поможет вам выдвинуть свои гипотезы. Вспомните, что мы только что выражали с помощью предложений

Помогает сформулировать тему.

Просит уточнить цель урока

Называют основные признаки предложения и приводят примеры:

1. С помощью предложений мы выражаем мысли и чувства, мы можем рассказывать, спрашивать или о чем-то просить;

2. Все слова в предложении связаны по смыслу и грамматически;

3. В каждом предложении есть граммат. основа;

4. Каждое предложение обладает интонацией конца предложения

Придумывают предложения, содержащие сообщение, вопрос, побуждение к действию

Записывают число.

Рассматривают схему и переносят ее в тетради.

Выдвигают гипотезы: чем же мы будем заниматься на уроке?

Радуются открытию, что предложение мы используем с определенной целью.

Заполняют схему, вспоминая повествовательные, вопросительные и побудительные предложения

Определяют тему урока, записывают её в верхнюю графу таблицы:

«Виды предложений по цели высказывания» и вписывают виды предложений.

Формулируют цель: научиться определять вид предложения по цели его высказывания, правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания.

Коммуникативное умение использова-ния теоретической

информации

Мотивация к учебной деятельности(Л)

Целеполагание(Р)

Самостоятельное формулирование цели, темы(П -общеучебное)

4. Открытие новых знаний

Цель: обеспечение восприятия, осмысление новой темы.

Открытие новых знаний. Рассказ учителя о видах предложений по ЦВ

Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

     а) Если цель нашего высказывания - сообщить о чем-либо, поделиться чувствами, мыслями, то мы используем повествовательные предложения.

При чтении повествовательных предложений голос вначале повышается, затем делается небольшая пауза, в конце предложения голос понижается.

    б) Если цель высказывания - спросить о чем-либо, то мы используем вопросительные предложения.

     В вопросительных предложениях голос повышается на самом важном для смысла вопроса слове. Это слово может стоять в различных частях предложения.

Различению вопросительных предложений часто помогают такие вопросительные слова (они записаны на доске): кто? что? где? куда? откуда? сколько?, а также частицы ли, неужели, разве и др.

        в)  Если цель высказывания – побудить к чему-либо, попросить, приказать что-то сделать, то мы используем побудительные предложения.

        В русском языке есть множество способов выражения значения побуждения. Просьба, приказ, пожелания могут быть категоричными, резкими или, наоборот, мягкими, спокойными. Все эти оттенки можно передать голосом.  

Анализ объектов с целью выделения признаков (П _ логические)

Осознание своих возможностей в учении(Л)

Планирование в сотрудничестве с учителем необходимых действий(Р)

Строят небольшие монологические высказывания(К)

5. Выявление места и причины затруднения Поиск решения проблемы.

Цель: формировать у учащихся способность выстраивать логическую цепь рассуждения,доказывать, выдвигать гипотезу.

Формирование пунктуационных навыков.

Проверка понимания важности правильного определения вида предложения по цели высказывания

1.Организует самостоятельную работу по закреплению знаний.

Слайд №6

Организует проверку работы

2.Организует фронтальную работу по интонированию предложений.

Слайды №7

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Указывает объект наблюдения, контролирует выполнение работы

Выполняют задание письменно.

Разделить текст на предложения и вставить пропущенные буквы:

Помниш…, за м..ю услугу

Об..щ..лся мне, как другу,

Волю первую мою

Ты исполнить, как св..ю

Под..ри ж ты мне д..вицу,

Шамаханскую ц..рицу

Крайне царь был изумлен

Или ты ума рехнулся

Что ты в гол..ву з..брал

П..пр..си ты от меня

Хоть к..зну, хоть чин б..ярский

Осмысливают ошибки: не разделили цель высказывания и интонацию, проверяют орфограммы.

Совершают открытие, что цель высказывания не зависит от знака препинания в конце предложения. Этот знак зависит от цели высказывания и интонации предложения.(алгоритм)

Планирование (Р)

Прогнозирование(Р)

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование(П- моделирование)

Развитие умения находить в тексте предложения разные по цели высказывания

6. Применение нового знания. Первичное закреплении.

Цель: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.

Учитель устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обощение и предлагает задания для закрепления

Работа по учебнику упр.149

Контроль, оценка, коррекция(Р)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач(П- общеучебные)

Управление поведением партнера

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: контроль знаний.

Учитель организует деятельность уч-ся по применению знаний, выбрав правильный ответ в тесте.

Слайд №8

вариант №1

1. Данное предложение повествовательное.

 а) Долго ль ездили? Куда?

б) Что ж, голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы.

в) А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Обобрать его велят.

 2. Данное предложение вопросительное.

 а) Ты не лебедь ведь избавил,

Девицу в живых оставил.

б) А кого же на примете ты имеешь?

в) Полно, князь, душа моя,

Не печалься.

 3. Данное предложение побудительное.

 а) Помогите, ради бога.

 б) И царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили.

в) В свете есть такие ль дива?

вариант №2

 1. Данное предложение повествовательное.

 а) Что я, царь или дитя?

б) Пораздумай ты путем.

в) Бьется лебедь средь зыбей,

Коршун носится над ней.

 2. Данное предложение вопросительное.

 а) Белка песенки поет

И орешки все грызет.

б) Аль откажешь мне в ответе?

в) Матушка моя,

Посмотрите вы туда.

 3. Данное предложение побудительное.

 а) Смилуйся, государыня рыбка.

б) Я там был; мед, пиво пил –

И усы лишь обмочил.

в) Что ты, баба, белены объелась?

Контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи(Р)

Осуществляют совместную работу в парах(К)

8. Рефлексия деятельности

Цель: закрепление и коррекция способов действия.

Соотнесение поставленных целей с достигнутым результатом, фиксация нового знания.

Высказываниесобственногомнения.

Подведение итогов проделанной работы на уроке.

Предлагает осмыслить работу на уроке:

Предлагает решить проблему, где могут пригодиться знания и умения, полученные сегодня на уроке

Организует самооценку

учебной деятельности.

Оценивает деятельность учеников на уроке, делает замечания по уроку.

Отвечают на вопросы, обсуждают содержание урока,

Высказывают свои впечатления от урока

Высказывают свои предположения:

если использовать разные по цели высказывания предложения в сочинениях, то оно получится выразительней;

если говорить с правильной интонацией, то тебя будут лучше понимать;

если почаще использовать слова вежливости и мягкий тон в побудительных предложениях, то можно ни с кем не ссориться и т.п.

Умение выражать свои мысли(К)

Приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности(П)

Смыслообразование(Л)

Приложение

Помниш…, за м..ю услугу

Об..щ..лся мне, как другу,

Волю первую мою

Ты исполнить, как св..ю

Под..ри ж ты мне д..вицу,

Шамаханскую ц..рицу

Крайне царь был изумлен

Или ты ума рехнулся

Что ты в гол..ву з..брал

П..пр..си ты от меня

Хоть к..зну, хоть чин б..ярский

Помниш…, за м..ю услугу

Об..щ..лся мне, как другу,

Волю первую мою

Ты исполнить, как св..ю

Под..ри ж ты мне д..вицу,

Шамаханскую ц..рицу

Крайне царь был изумлен

Или ты ума рехнулся

Что ты в гол..ву з..брал

П..пр..си ты от меня

Хоть к..зну, хоть чин б..ярский

вариант №1

1. Данное предложение повествовательное.

 а) Долго ль ездили? Куда?

б) Что ж, голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы.

в) А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Обобрать его велят.

 2. Данное предложение вопросительное.

 а) Ты не лебедь ведь избавил,

Девицу в живых оставил.

б) А кого же на примете ты имеешь?

в) Полно, князь, душа моя,

Не печалься.

 3. Данное предложение побудительное.

 а) Помогите, ради бога.

 б) И царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили.

в) В свете есть такие ль дива?

вариант №2

 1. Данное предложение повествовательное.

 а) Что я, царь или дитя?

б) Пораздумай ты путем.

в) Бьется лебедь средь зыбей,

Коршун носится над ней.

 2. Данное предложение вопросительное.

 а) Белка песенки поет

И орешки все грызет.

б) Аль откажешь мне в ответе?

в) Матушка моя,

Посмотрите вы туда.

 3. Данное предложение побудительное.

 а) Смилуйся, государыня рыбка.

б) Я там был; мед, пиво пил –

И усы лишь обмочил.

в) Что ты, баба, белены объелась?

infourok.ru

Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме: Тесты для 5 класса по русскому языку по теме "Виды предложений по цели высказывания и интонации".

Тест «Виды предложений по цели высказывания и интонации»

                                                 5  класс.

1. Укажите вид предложения по цели высказывания и интонации:
Дина, иди завтракать! (Осеева В.)
1) Побудительное, невосклицательное
2) Побудительное, восклицательное
3) Вопросительное, восклицательное
4) Повествовательное, невосклицательное

2. Укажите вид предложения по цели высказывания и интонации:
В кустах громко чирикали воробьи. (Медведев В.)
1) Повествовательное, восклицательное
2) Побудительное, восклицательное
3) Вопросительное, восклицательное
4) Повествовательное, невосклицательное

3. Укажите вид предложения по цели высказывания и интонации:
И у великих людей бывают ошибки! (Коржиков В.)
1) Повествовательное, восклицательное
2) Побудительное, восклицательное
3) Вопросительное, восклицательное
4) Повествовательное, невосклицательное

4. Укажите вид предложения по цели высказывания и интонации:
И где взять время для отдыха? (Медведев В.)
1) Повествовательное, восклицательное
2) Вопросительное, невосклицательное
3) Побудительное, восклицательное
4) Вопросительное, восклицательное

5. Укажите вид предложения по цели высказывания и интонации:
Берите белые бублики и баранки. (Токмакова И.)
1) Повествовательное, невосклицательное
2) Побудительное, восклицательное
3) Побудительное, невосклицательное
4) Вопросительное, невосклицательное

6. Укажите вид предложения по цели высказывания и интонации:
Никогда в жизни я так не смеялся! (Носов Н.)
1) Побудительное, восклицательное
2) Повествовательное, восклицательное
3) Вопросительное, восклицательное
4) Повествовательное, невосклицательное

7. Укажите вид предложения по цели высказывания и интонации:
Там, кажется, пожар?! (Губарев В.)
1) Повествовательное, восклицательное
2) Вопросительное, невосклицательное
3) Побудительное, восклицательное
4) Вопросительное, восклицательное

8. Укажите вид предложения по цели высказывания и интонации:
Я подошёл к берегу речки, притаился и сразу увидел рыбака.(Чарушин Е.)
1) Повествовательное, восклицательное
2) Повествовательное, невосклицательное
3) Побудительное, восклицательное
4) Побудительное, невосклицательное

9. Укажите вид предложения по цели высказывания и интонации:
Машинисты смогут развить предельную скорость? (Коржиков В.)
1) Повествовательное, восклицательное
2) Вопросительное, невосклицательное
3) Побудительное, восклицательное
4) Вопросительное, восклицательное

10. Укажите вид предложения по цели высказывания и интонации:
Пусть говорит Баранкин! (Медведев В.)
1) Повествовательное, невосклицательное
2) Побудительное, невосклицательное
3) Вопросительное, невосклицательное
4) Побудительное, восклицательное

nsportal.ru

Урок русского языка в 5 классе по ФГОС «Виды предложений по цели высказывания»

Урок русского языка в 5 классе по ФГОС «Виды предложений по цели высказывания»

Евстигнеева Елена Васильевна,

учителя русского языка и литературы

МБОУ Рождественская СОШ

Технологическая карта урока

Цель: выработать навык определения вида предложения по цели высказывания

Задачи:

- обучающие: дать новые знания по теме урока; развивать умения по определению видов предложения по цели высказывания,

- развивающие: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли, строить предложения, различные по цели высказывания; отвечать на вопросы; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- воспитательные: воспитывать культуру речи учащихся через умение интонационно правильного воспроизведения цитатного материала из сказок А.С. Пушкина, сохранять и развивать умение сотрудничать в паре, слушать и слышать друг друга.

Методы и приёмы

Проблемное изложение, приём «тонких» и «толстых» вопросов, частично-поисковый, словесный, самоконтроль, наглядно-вербальный, диалогический, эвристический, творческий.

Технология

“Развитие критического мышления через чтение и письмо”,

Оборудование

1.Учебник «Русский язык» 5 класс. Авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.

2. Раздаточный материал

3. «Немая» схема на доске

План урока

Формы работы

(деятельность учителя)

Деятельность учащихся

Предполагаемый результат

Предметные

УУД

1.Мотивационный (орг. момент) Проверка готовности обучающихся, их настроя на урок

Подготовка к восприятию нового материала

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку, создает эмоциональный настрой на урок

Фронтальный опрос по теме прошлого урока: какими признаками обладает предложение?

Уточняет ответы учеников

Обращает внимание на коммуникативную функцию предложения: сообщать, спрашивать или побуждать к действию

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Называют основные признаки предложения и приводят примеры:

  1. С помощью предл-й мы выражаем мысли и чувства, мы можем рассказывать, спрашивать или о чем-то просить;

  2. Все слова в предложении связаны по смыслу и грамматически;

  3. В каждом предложении есть граммат. основа;

  4. Каждое предложение обладает интонацией конца предложения

Придумывают предложения, содержащие сообщение, вопрос, побуждение к действию по теме: «Пятиклассники на уроке русского языка»

Закрепление знаний о предложении

Коммуника-тивное умение использова-ния теоретичес-кой.

информации

Работа в парах

2. Ориентинро-вочный

Актуализация знаний

Выдвижение гипотез

Открывает на доске «немую» схему:

«Виды предложений по цели высказывания»






Дает подсказку:

- Здесь зашифрована тема урока и основное знание, которое вы должны усвоить на уроке. Последняя работа поможет вам выдвинуть свои гипотезы. Вспомните, что мы только что выражали с помощью предложений

Помогает сформулировать тему.

Просит уточнить цель урока

Записывают число.

Рассматривают таблицу и переносят ее в тетради.

Выдвигают гипотезы: чем же мы будем заниматься на уроке?

Заполняют таблицу, начиная со среднего ряда (сообщение, вопрос, побуждение к действию)

Радуются открытию, что предложение мы используем с определенной целью.

Заполняют второй ряд таблицы, вспоминая повествовательные, вопросительные и побудительные предложения

Определяют тему урока, записывают её в верхнюю графу таблицы:

«Виды предложений по цели высказывания».

Формулируют цель: научиться определять вид предложения по цели его высказывания, правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания

Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученные на предыдущих уроках.

Уметь систематизи-ровать свои знания

Уметь определять и формулиро-вать тему и цель урока.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

3. Исполнительский

Поиск решения проблемы.

Представле-ние результатов.

Формирова-ние пунктуацион-ных навыков.

Проверка понимания важности правильного определения вида предложения по цели высказывания

Развитие умения находить в тексте предложения разные по цели высказывания

1.Организует самостоятельную работу по закреплению знаний.

Корректирует задание: выписать только повествовательные предложения

Организует проверку работы

2.Организует фронтальную работу по интонированию предложений.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Указывает объект наблюдения, контролирует выполнение работы

3.Дает задание составить и записать три побудительных предложения, в которых дети должны попросить, посоветовать или потребовать вернуть им книгу.

- Что поможет нам смягчить требование?

Напоминает, что слово «пожалуйста» выделяется на письме в двух сторон запятыми

Выборочно проверяет задание

4.Работа с раздаточным материалом (фрагмент «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина)

Осуществляет индивидуальный контроль. Корректирует ответы.

Выполняют упражнение № 150 письменно

Осмысливают ошибки: не разделили цель высказывания и интонацию.

Дополняют работу восклицательными по интонации предложениями, содержащими сообщение.

Совершают открытие, что цель высказывания не зависит от знака препинания в конце предложения. Этот знак зависит от цели высказывания и интонации предложения.

Работают с упр. 145,146, 148 устно.

Самостоятельно делают вывод, что побудить к действию мы можем разными способами: попросить, посоветовать, потребовать и приказать, что даже в таких предложениях тон может быть мягким и спокойным.

Вспоминают слова вежливости

Выполняют творческое задание

Оценивают работу друг друга

Находят и подчеркивают повествовательные, побудительные и вопросительные предложения в отрывке.

Называют предложения и объясняют правильность выбора. Оценивают правильность определения видов предложения по цели высказывания друг друга и правильное интонирования

Уметь высказывать своё предположение на основе информации, полученной на предыдущих уроках

Уметь высказывать своё мнение по цели урока

Уметь применять данное правило на практике.

Умеют слушать друг друга

Умеют оформлять свои мысли в устной форме;

Умеют правильно интонировать предложения разных видов.

Умеют выражать своё отношение к уроку

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Научились самостоятельно применять свои знания

4. Рефлексия

Соотнесение поставленных целей с достигнутым результатом, фиксация нового знания.

Высказываниесобственное мнение Подведение итогов проделанной работе на уроке

Предлагает осмыслить работу на уроке:

Предлагает решить проблему, где могут пригодиться знания и умения, полученные сегодня на уроке

Организует самооценку

учебной деятельности.

Оценивает деятельность учеников на уроке, делает замечания по уроку.

Отвечают на вопросы, обсуждают содержание урока,

Высказывают свои впечатления от урока

Высказывают свои предположения:

если использовать разные по цели высказывания предложения в сочинениях, то оно получится выразительней;

если говорить с правильной интонацией, то тебя будут лучше понимать;

если почаще использовать слова вежливости и мягкий тон в побудительных предложениях, то можно ни с кем не ссориться и т.п.

Оценивают свои знания и работу на уроке.

Выставляют себе и друг другу оценки, обосновывают их.

Уметь правильно ставить знаки конца предложения, точно интонировать предложение.

Систематизи-ровать полученные знания.

Умение оценивать ситуацию и выбирать правильный тон.

Умение делать выводы.

5.Подведение итогов, домашнее задание

Обеспечить понимание содержания домашнего задания

Даёт комментарий к домашнему заданию п. 29, № 149

Выставляет оценки в дневник.

Записывают домашнее задание в дневнике

Понимать поставленную в д/з задачу, аккуратно оформлять работу

Ответственно относиться к выполнению домашнего задания.

Работа учащихся на уроке: учащиеся работали активно, все были включены в работу

Дифференциация и индивидуализация обучения присутствовала.

Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей.

Приложение

Раздаточный материал с отрывком из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *