cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Православие в традициях русского народа 5 класс конспект урока – «Православие в традициях русского народа»

«Православие в традициях русского народа»

ОДНКР 5 класс Тема: «Православие в традициях русского народа»

Цель: определить основные обычаи русского народа и выяснить, насколько они сохранились в современном мире.

задачи: — ознакомиться с русскими национальными обычаями и обрядами как важнейшим блоком в системе духовной культуры русского народа;

— получить представление об основных обычаях

— исследовать современное знание обычаев русского народа среди учеников;

— осмыслить роль и значение обычаев в жизни в наше время.

Ход урока

Предварительная организация класса (Оргмомент)

Проверка домашнего задания: творческое задание  

Актуализация опорных знаний

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с традициями и обрядами нашего народа.

Ребята, у каждого народа своя история, свои обряды, праздники, народные традиции. Сегодня мы познакомимся с некоторыми произведениями устного народного творчества, которые создавались для того, чтобы воспитывать любовь к семье, родной земле, чувство национальной гордости, умение дружить и жить в гармонии с окружающим миром.

Первое свое путешествие мы совершаем в русскую семью. На пороге дома нас встречала вся большая семья. Бабушка по такому случаю нарядилась в настоящий русский сарафан, в ярко расписной кофте, на плечах был накинут большой русский платок. Встречали нас хлебом, солью. Со словами: «Добро пожаловать!» мы прошли в избу.

В центре комнаты стоит большой стол, накрытый скатертью, на столе возвышается русский самовар, стоят блины, пирожки. Хлеб поставили на самое почетное место. Недаром существует пословица: «Хлеб на столе, так и стол престол, а хлеба ни куска, так и стол доска».

Ходить в гости, пить чай с бубликами, ватрушками, пирогами – это старинный русский обычай. Не забыт этот обычай. Зайди в любой дом, к молодым ли старым, везде тебя приветливо встретят, пригласят к столу.

На Руси обычай древний- дорог гость – так привечай

Наливай ему целебный ароматный, крепкий чай.

Долог зимний вечер. В такие вечера загадки служили подспорьем хорошему настроению. Любят в этом доме и загадки: «Что на сковороду наливают, да в четверо сгибают?»

Узнали мы и чем раньше угощали хозяева дорогих гостей. На обеденный стол ставилась большая чаша – одна на всю семью. Хозяин дома сидел за столом на почетном месте. Он первым начинал трапезу, и только после него все остальные могли начать есть. Ели деревянными ложками. Традиционной пищей были колобки – небольшие круглые хлебцы.

Ребята, в основе какой русской сказке лежат хлебцы. (Сказка Колобок)

Учитель: Ребята, на столах лежат конверты. Ваша задача прочитать, обсудить в группах и рассказать классу о данных обрядах и традициях.

1 группа-

Колядки — старинный рождественский обряд прославления праздника. В ночь с 6 на 7 января перед православным Рождеством люди обычно не спали: ходили из дома в дом, угощались, колядовали, то есть пели колядки — старинные рождественские и новогодние обрядовые песни. В царские времена даже цари ходили к своим подданным поздравиться и поколядовать. Колядование начинали дети и молодежь, которые пели песни под окнами и получали за это различное угощение. Отправляясь колядовать, богатые, как правило, переодевались — рядились в карнавальные, необычные одежды, а бедняки просто выворачивали верхнюю одежду наизнанку и надевали маски животных.

2 группа-

Крещение (19 января) Считается, что в ночь на Крещение во всех источниках вода освящается. Раньше на Крещение все, независимо от возраста, и дети, и старики, играли в особые игры, которыми и завершались Святки. Эти игры называются «Орешки» или «В жребий». Специально для игры пеклось очень много орешков. Игра создавала атмосферу изобилия: у всех без и сключения в руках было много орешков, а также настроение счастливой удачи, прибытка.

Святочные гадания. В сем всегда хочется хоть немножко заглянуть в будущее, а святки считались идеальным временем для гаданий — и люди гадали. Лай собаки указывал, с какой стороны прибудет жених, музыка скорую свадьбу, топот коня — дельную дорогу; гадали не только по случайным звукам и провоцировали их: стучали в ворота хлева, по забору и т.д.

3 группа-

Масленица. Время перехода от зимы к весне отмечено Масленой неделей.

Широко празднуется русская масленица. Масленица всегда превращалась в народное гулянье. Это катание с гор на салазках, на лошадях. На Масленицу обязательным угощением являются блины. В последний день Масленицы мастерили из соломы куклу – чучело. Одевали куклу во все старое, негодное. Лицо ее расписывали красками. А затем куклу сжигали. Это были символические проводы зимы. Пепел разбрасывали по полю, чтобы был хороший урожай.

Как отмечается Масленица

Понедельник – Встреча. На первый день масленицы русский народ справлял встречу Чистой масленицы — широкой боярыни. В старину дети с утра выходили на улицу строить снежные горы. Пекли блины.

Вторник – Заигрыши. На заигрыши с утра девицы и молодцы ходили в гости — покататься на горах, поесть блинов. Дети катались с гор во все дни масленицы – съезжали с гор на санях, на салазках, или на обледенелых рогожах.

Среда – Лакомка. На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. Этому обычаю посвящено огромное количество пословиц, поговорок, песен.

Так что была Масленица разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка: Хоть с себя все заложи, но масленицу проводи!»

Четверг – Разгул. С четверга, недаром называвшегося «широким», масленичный разгул развертывался во всю ширь. Всем миром, в качестве участников или активных, заинтересованных зрителей, выходили на кулачные бои, взятие снежного города, на конские бега, катание по улицам.

Пятница — Тещины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.

Суббота — Золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.

Воскресение — (Последний день Масленицы) — прощёное воскресенье

Пасха. Во время празднования Пасхи русские вспоминают о жизни, смерти и воскресенье Иисуса Христа.

4 группа- Рождение младенца.

Русские спешили крестить младенца, и чаще всего крещение происходило в сороковой день. Имя сейчас новорожденному стараются давать в честь Святого, именины которого приходятся на день рождения младенца. (обряд припекания)

Свадьба в России — это не просто церемония заключения брака, это обычай. Свадьбы всегда несут в себе очень много национального. Свадьбы в России заключались в определенную пору года, обычно осенью или зимой, в промежутки между большими постами. Сегодня свадьбы проводят круглый год.

Однако Обряд церковного венчания становится все более частым. Венчание — очень красивый и трогательный обряд, когда, стоя под венцом, молодые дают клятвы быть верными в горе и радости.

Закрепление.  Учитель: Какие современные традиции мы поддерживаем с давних времен?

Тест.

1. Какие народные обычаи и обряды вам известны?

2. Соблюдает ли кто – либо в вашей семье обряды, обычаи, праздники? Укажите какие

3. Знаете ли Вы рождественские обычаи?

4. Как вы думаете, соблюдаются ли в нашей местности какие – нибудь обычаи, обряды? Если да, то какие именно?

5.Какую свадьбу вы хотели бы устроить себе?

Без обрядов_________

Современный гражданский обряд_______________

Гражданский обряд с элементами народной свадьбы_______

6.Какие народные обычаи и обряды известны вам, связанные с рождением ребенка?________________

7. Какие народные обычаи ты чтишь?

8. Какие современные обычаи тебе известны?

Учитель: Объясните смысл данных пословиц.

От учтивых (вежливых) слов язык не отсохнет.

В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.

Анализ деятельности учащихся, выставление оценок.

Ответьте на вопросы:

С каким настроением вы изучали новый материал на уроке?

Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

Домашнее задание: подготовить сообщение на тему по выбору: «Традиции твоей семьи»;

«Обычаи русского народа».

infourok.ru

Конспект урока ОДНКНР 5 класс на тему: Православие в Московской Руси

ОДНКР 5 класс Тема урока: Православие в Московской Руси

Цель урока: Показать особенную роль православной церкви в жизни общества Московской Руси

Задачи:

Образовательная:

— познакомить учащихся через деятельность митрополита Алексия и монаха Сергия Радонежскогос ролью православной церкви в жизни общества Московской Руси, раскрыть причины возникновения ересей;

— обеспечить усвоение и отработку понятий (ересь, еретик, монах, монастырь).

Развивающая:

— способствовать развитию яркой эмоциональной монологической речи формированию умения излагать и аргументировать собственные суждения, обогащению активного словаря терминами данного периода.

Воспитательная:

— приобщать учащихся к ценностям национальной культуры, воспитывать уважение к обычаям и традициям.

Тип урока: Комбинированный.

Личности: Митрополит Алексий, монах Сергий Радонежский

План изучения темы:

1. Роль церкви в жизни страны.

2.Митрополит Алексий, монах Сергий Радонежский.

3.Религиозные споры, ереси.

4. Роль монастырей в истории России.

Ход урока:

1.Орг. момент (1 мин.)

2.Проверка домашнего задания— сообщения о митрополите Иларионе, святом Антонии Печерском, князе Владимире Мономахе.

На сегодняшнем уроке мы поговорим о роли Православной Церкви в Московской Руси. Именно она в трудные для страны годы способствовала сплочению народа.

Как вы думаете, какая цель нашего урока? (Узнать больше о церкви. Определить значение церкви)

Учитель: Итак, тема нашего урока: «Православие в Московской Руси».

Учитель: Какова роль церкви в жизни страны?

— Православная церковь сыграла чрезвычайно важную роль в деле единения земель Руси. В средневековье в условиях господства натурального хозяйства население разрозненных сел и деревень связывала общая вера в Иисуса Христа.

— Церковь вдохновляла население Руси на борьбу против Золотой Орды и стала верной союзницей московских князей в «собирании русских земель».

— Церковь пользовалась огромным авторитетом. Про это знали ханы Золотой Орды и активно этим пользовались. Они освободили церковь от уплаты дани, установили неприкосновенность церковных владений. Но, так же как и князья, митрополиты должны были ездить на поклон к хану, чтобы получить ярлык.

При участии священников проходила вся жизнь человека: рождение, крестины, брак, посты, праздники, смерть и похороны. У человека всегда была жива надежда, что Бог услышит молитву и избавит от недугов, несчастий, угнетения. Церковь контролировала все стороны жизни средневекового общества.

Учитель: Ребята, вы встретились с новыми терминами. Дома запишете себе в словарик слова: монах, монастырь, процесс закрепощения крестьян, найдете словарные значения этих понятий, запишете и выучите их.

Митрополит Алексий, монах Сергий Радонежский.

Учитель: В русской истории особо известны и почитаемы два выдающихся церковных деятеля — митрополит Алексий и монах Сергий Радонежский. Эти два очень непохожих человека стали участниками важнейших событий второй половины XIV в.

О жизни Сергия Радонежского мы узнали из «Жития Сергия Радонежского» — памятки древнерусской литературы, которая дошла до наших дней.

Сергий родился в далеком 1314 году в Ростове, позже семья переехала в город Радонеж.

При рождении родители дали ему имя Варфоломей. Кроме Варфоломея, в семье было еще два мальчика. Когда он подрос, его вместе с братьями отдали в церковную школу, чтобы дети учились грамоте. Однако маленький Варфоломей никак не мог научиться читать.

Это стало первым поводом для того, что маленький мальчик задумался о служении богу.

Когда Варфоломею исполнилось 17 лет, у него умерли родители. Горе привело трех братьев в монастырь, в котором они приняли монашеский постриг. Варфоломей приял новое монашеское имя Сергий.

Вместе со своими братьями они отправились жить в лес, чтобы ничто не мешало им молиться богу. Два брата Сергия, не выдержали трудностей, и уехали в скором времени в Москву. Монах – отшельник пользовался уважением и любовью людей, так как всегда помогал им мудрыми советами.

О святом человеке узнал Дмитрий Донской и поспешил к нему, чтобы узнать, чем закончиться битва с приближающимся войском монголо-татар. Монах успокоил Донского и дал ему благословение на битву.

Русские войска смогли победить захватчиков. Позже Сергий инициировал строительство монастыря. Через несколько лет монастырь стал убежищем для людей, нуждающихся в крове и пище. Слава о монахе разошлась далеко за пределы Руси.

Люди приезжали, чтобы получить благословение монаха Сергея и многие начали селиться вокруг монастыря. В скором времени поселок и монастырь, построенный преподобным Сергием, превратился в красивый город – Сергиев Посад, который сохранился и ныне.

На рубеже XIII-XIV веков Русь постоянно подвергалась грабительским набегам ордынцев, а феодальная раздробленность казалась вечной и непреодолимой. Кроме иноземных нашествий, средневековую Русь раздирали кровопролитные междоусобные войны между удельными властителями, оспаривавшими у подножия трона ханов Золотой Орды ярлык на право стать великим князем всей Руси.

Именно в это тяжелое и смутное время, примерно в 1292 году (по другим данным — в 1304), в Москве при великом князе Данииле Александровиче (1261-1303), сыне Александра Невского, в семье богатого черниговского боярина Феодора Бяконта родился мальчик. Крестным его был сын великого князя Иван I Данилович Калита. При крещении он был назван Елевферием.

С юных лет любил он Бога, и вот в 19 лет принял решение: оставить родителей, отказаться от жизни в миру, постричься в монахи. Пришел в Богоявленский монастырь в Москве и принял там постриг. И дали ему при пострижении имя Алексий. До 40-летнего возраста провел святой Алексий в посте и трудах, усердно молился и совершал монашеские подвиги. Многие дивились его усердию и ревности.

В 1357 году татарский хан Джанибек, слыша, что Бог творит чудеса по молитвам святого Алексия, обратился с просьбой к великому князю московскому прислать ему человека Божия, чтобы он помолился о царице Тайдуле, три года назад ослепшей. В противном случае грозил Джанибек войной и разорением. По просьбе великого князя он все-таки поехал к хану Джанибеку.

После продолжительных молитв Алексий окропил освященной водой царицу Тайдулу, и она тотчас прозрела.

Вскоре скончался великий князь Иван Иванович, и унаследовал власть его девятилетний сын Дмитрий Иванович (Донской). Все заботы о малолетнем князе взял на себя святитель Алексий.

Мудрость его, дипломатический талант и неустанная молитва много способствовали процветанию Московского княжества. Он был истинной опорой молодому князю Дмитрию Ивановичу. Мудрое наставничество и политика митрополита Алексия многому научили князя Дмитрия и немало способствовали дальнейшему возвышению Московского княжества и собиранию в него новых русских земель.

По мере взросления князя Алексий все чаще давал ему самостоятельно вести дела и, в конце концов, стал просто его советником. В это время святитель сделал пророчество: Дмитрий станет собирателем земель русских! Провидческий дар митрополита помог и признанию одного из великих русских святых — Сергия Радонежского. Алексий предвидел: имена великого князя Дмитрия и Сергия Радонежского будут навеки связаны единым подвигом во имя Руси! По сути, сам митрополит стал первым идейным вдохновителем в борьбе за централизацию России и свержение татаро-монгольского ига.

Православная церковь сыграла чрезвычайно важную роль в деле единения земель Руси. Церковь пользовалась огромным авторитетом и сохраняла единую организацию. Церковь вдохновляла население Руси на борьбу против Золотой Орды и помогала в «собирании земель русских».

Исцелив от слепоты жену золотоордынского хана, Алексий сумел получить поддержку татар. Он подготовил Москву для решительного столкновения с Золотой Ордой. Сергий приобрел известность в Руси как монах-отшельник. Со временем к нему присоединились другие монахи. Так возник Троицкий монастырь. За монастырскими стенами сохранялись бесценные культурные сокровища — книги, произведения искусства. Монахи выступали и как просветители, принося вместе с проповедью христианства грамотность.

Подведение итогов и домашнее задание

Домашнее задание: Тема №2, сообщения о Ниле Сорском, Иосифе Волоцком.

infourok.ru

5 класс классный час традиции русского народа

Классный час «Традиции русского народа» 5 класс

ЦЕЛЬ: систематизировать и обогатить знания детей о праздниках и традициях русского народа.
ОБОРУДОВАНИЕ: текст о празднике Рождество, фигурки ангелов из белой бумаги, различные мелкие предметы, цветной мешочек, приятная фоновая музыка, фломастеры

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА.
В жизни нашего народа, да и каждого человека присутствует большое разнообразие традиций. Традиция- это то что бережно передается из поколения в поколение. К таким традициям относятся семейные, свадебные, празднование Нового года и многие другие. Русский народ в своем большинстве православный. Поэтому особым почетом пользуются традиции отмечать праздники Рождество Христово, Крещение, Пасха, Спасы
-Ребята, а сейчас какое время идет у христиан? (святочное, и началось оно с Рождества)

— Учитель читает стихотворение Бориса Пастернака «Рождественская звезда»:
Светло. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды сметал с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.
Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба.
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на деву,
Как гостья, смотрела звезда
Рождества.

Давайте вспомним, что это за праздник и какие традиции народа с ним связаны.

1. Ученица: Праздник Рождества Христова – самый светлый и радостный день для многих людей. Именно в этот день родился у Девы Марии сын Иисус Христос. Рождество отмечалось ровно через 9 месяцев после другого праздника – Благовещения. Первый раз Рождество Христово отмечалось на Руси в 988 году. Именно в этот праздник наблюдается странное сочетание христианских и языческих обрядов.

_____________________________________________________________________________

2. Ученик: Готовились к празднику основательно, за несколько дней до Рождества все работы прекращались: считалось, что иначе год пройдет в тяжелых трудах, без отдыха. За 6 недель до начала праздника начинался строгий пост. Люди с достатком почитали за обязанность помогать бедным.

3. Ученица: В канун Рождества – Сочельник – пищу принимать не разрешалось вплоть до появления первой звезды, которая знаменуется рождением Спасителя мира. За стол садились, когда рождественская звезда всходила на небе. На столе обязательно должно было лежать немного сена или соломы. До полуночи обычно употребляли постное, «рождественскую кутью», а уж после начинался великий Мясоед.

_____________________________________________________________________________

4. Ученик: Накануне Рождества и в день праздника одевались во все новое, да еще и переодевались по несколько раз, чтобы весь год были обновы.
_____________________________________________________________________________

— Учитель: Наиболее ярким и, пожалуй, самым таинственным из всех годовых праздников на Руси били зимние Святки. Считалось, что в период от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января) по земле ходит маленький Бог, поэтому в это время люди старались совершить как можно больше добрых дел. Но существовало также и поверье, что во второй половине Святок, от кануна Нового года до конца Крещения, называемой в народе «страшной неделей», нечистая сила устраивает в последний раз свой «шабаш». Святки праздновались всеми, особенно молодежью. Ее игры, песни, колядки, посиделки, гадания создавали неповторимую атмосферу святочного веселья. Парни и девушки днем гуляли по улицам, собирались компаниями, катались на санях с колокольчиками. Во время Святок трижды в рождественский со

schoolfiles.net

План-конспект урока (5 класс) на тему: «Православные традиции и семейные ценности. Семья – малая Церковь»

Конспект урока на тему

 «Православные традиции и семейные ценности.

Семья – малая Церковь»

Урок подготовила учитель ОРКСЭ Звягина О.Н.

Цель урока: формирование у учащихся представление о христианской семье, углубление преставлений  о православных традициях и семейных ценностях.

Задачи:

Обучающая: познакомиться со смыслом обряда «Венчания», особенностями семейных традиций в православной культуре.

Развивающая: 

— развитие представлений о нравственных и духовных ценностях;

— понять, какие качества необходимы жениху и невесте для создания христианской семьи (любовь, решимость подарить себя друг другу, готовность все претерпеть ради сохранения семьи верность).

— развивать личностные качества милосердия, тактичности, участия, сорадования и сопереживания;

— развивать умение слушать и слышать членов семьи; аргументировать свою точку зрения и оценку событий при обсуждении жизненных ситуаций семейной жизни;  

— совершенствование умений в области построения связного высказывания, ответов на вопросы разных типов;

— совершенствование навыков самостоятельной и коллективной учебной деятельности, презентации образовательного результата;

— развитие интереса к изучению предмета.

Воспитывающая:

-воспитывать уважение друг к другу;

— воспитывать уважение к родителям, семье, понимание важности сохранения добрых отношений с близкими, умение видеть беды другого человека и стараться помочь.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

1.Организация деятельности.

— Здравствуйте, садитесь.

  «На части не делится солнце    лучистое

   И вечную землю нельзя поделить,

   Но искорку счастья луча золотистого

   Ты можешь, ты  в силах друзьям подарить»   (Слайд 1)

— Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Улыбнитесь друг другу, и пусть на нашем уроке царит доброе, хорошее, настроение.

2. Мотивация к уроку.

Мы продолжаем знакомиться с вами с основами православной религиозной культуры. На прошлых уроках  мы говорили о милосердии, заботе о слабых, взаимопомощи.

— А вот сегодня тему нашего урока я предлагаю вам определить самим.

2. Актуализация опорных знаний. Загадать загадки. (Слайд 2)

1. Кто на свете для ребёнка

Всех мудрее и добрее?

Руки чьи всегда в работе?

Седина в чьих волосах?

Кто, забыв дела, заботы,

Приходила к нам на днях?      (бабушка)

2. Кто в очках сидит с газетой,

Всё читает: то и это?

Кто в субботу спозаранку

Уезжает на рыбалку?

Домино кто обожает?

А политиков ругает?                (дедушка)

3. Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно, …            (папа)

4. Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голyбит
И заботится о вас,
Hе смыкая ночью глаз?           (мама) 

5.Любят маму, любят папу,

Любят бабушку и деда.

Говорят   про всё на свете.

Кто же это? Это…                   (дети)

6. Каким одним словом можно объединить всех,  о ком говорится в загадке?    (Семья)

-Как вы думаете, что значит для человека семья? (Ответы: Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.)

— Как вы думаете, в каком случае родители могут сказать о своих детях «Это моя защита и опора в старости»?

3. Знакомство с темой  урока

— Как вы думаете, о чём мы сегодня на уроке будем говорить?

— Почему слово семья состоит из 7 – Я?   

В слове семья много поучительных загадок и открытий. Это слово можно разделить на «СЕМЬ» и «Я», т.е. семеро таких же, как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом.

Ребенок читает стихотворение: Слайд 3

Когда- то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам;

— Кто деток родит мне богиня моя?

И Ева тихонько ответила «Я».

— Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: «Я».

— Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все также ответила: «Я».

Кто платье сошьет, постирает белье.

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопрос подруга моя..?

— «Я, я, я» — Ева молвила «Я».

Сказала она знаменитых семь «Я».

И так на земле появилась семья

Число «7» само по себе особенное — оно простое. Потому оно говорит нам, что семья – единое целое. Как раз в семье во всей силе должен действовать принцип – все за одного и один за всех.

Но есть ещё одна тайна у этого слова. Оно происходит от слова «семя». Как вы думаете почему?

Вновь родившаяся семья похожа на семечко, из которого вырастают новые представители человечества, как из зерна колосья. Ребята, значит у семьи давние корни.

Сегодня на уроке мы расширим наши представления о понятии «семья», увидим, что же оно в себя включает, какие категории входят в понятие «христианская семья», поговорим о взаимоотношениях в ней, о семейных традициях и ценностях.

Итак, тема нашего урока: «Семья – малая церковь».  (Слайд 4)

Звучит фрагмент песни «Родительский дом» Л.Лещенко.

4. Работа над темой урока

— Ребята, что возникает в вашем воображении, когда вы произносите слово семья (ответы детей.)

    Предложить обратиться к толковому  словарю Ожегова. (Семья — группа живущих вместе близких родственников. Семья — группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Семья – это связь поколений. (Слайд 5).

В православии Семья – это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды. Это гнездо, в котором детей готовят ко времени их самостоятельного полёта.  (Слайд 6)

В православии семью принято называть малой церковью.

Как вы думаете, почему? (Ответы)

В православии семью часто называют малой церковью, потому что в христианской семье  существует иерархия.  Как  в Церкви, главой семьи  является Бог, ему подчиняется отец семейства, отцу повинуется мать, а дети послушны своим родителям. И между всеми царит любовь.

— С чего начинается создание семьи?

Семья основана на радости и создана ради нее. Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Любить – значит всю жизнь другого человека сделать своей. А всю свою жизнь отдать другому.

Слайд 7. Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, венчались в церкви. Венчание будущих супругов совершается священником, который благословит жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. На головы жениху и невесте во время венчания возлагают венцы.

 Слайд 8.

– Что символизирует венец над молодоженами ? (Ответы)

Это знак того, что в этот день они – «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди в округе. Венец – это еще и награда за их решимость подарить себя друг другу. Но еще это и «мученический венец». Любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы все претерпеть ради сохранения семьи.

Слайд 9. Во время венчания жених и невеста обмениваются кольцами.

— Что обозначают обручальное кольцо в христианском браке?

Одевая друг другу на палец кольца, жених и невеста соглашаются быть верными друг другу до смерти в радости и в печали.

Раньше одно из колец должно было быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо своим блеском символизировало солнце, свету которого уподоблялся муж в брачном союзе; серебряное — подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь, как правило, и для жениха, и для невесты покупаются золотые кольца. 

Слайд 10.
Ну и, наконец, венчальные свечи и белые полотенца. Венчальные свечи держат в руках жених и невеста, как знамение любви, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. А белые полотенца, на которых стоят жених и невеста, символизируют чистоту брака.

Семья — это не только любовь, это  великий труд, бремя.

— Как члены семьи должны относиться друг к другу, чтобы в семье было радостно жить? (ответы)

Нужно уметь заранее замечать, что может причинить боль дорогому человеку. Послушайте притчу.

Слайд 11. Видео «Притча про воробья»

— Чему учит нас эта притча?(Ответы)

Вывод: Без постоянного взаимного прощения и терпения жизнь в семье невозможна. Искра тепла к старшим и уважения к ним должна быть всегда сохранена.

Основная цель христианского воспитания в семье – научить детей понимать, что есть добро, что значит быть добрым.

На столах у вас лежит раздаточный материал. Прочтите легенду, которая там написана.

Легенда о семье. Слайд 12.

«В давние времена жила большая и дружная семья из 100 человек, и в ней всегда царили мир, любовь и согласие. Молва о ней долетела до правителя страны. Он вызвал к себе главу семьи и спросил у него: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Тот взял бумагу и написал на ней что-то… А чтобы написали вы?

— Ответ удивил правителя: на листе было написано 100 раз слово ПОНИМАНИЕ!»

Понимание еще одна ценность, без которой счастливая жизнь в семье невозможна.

Физминутка.

Все, у кого есть семья – маршируют на месте.

Те, у кого есть бабушка — хлопните в ладоши.

У кого есть сестра помашите правой рукой,

А у кого есть брат помашите левой рукой.

Кто встречает праздники в кругу близких – присядьте на корточки.

Кто помогает дома близким – сначала

откинем голову назад, а затем опустим подбородок к груди и покачаем головой словно маятник.

Кто слушается своих родителей – свернет уши в трубочку (3 раза).

Кто любит своих близких – разведет руки в стороны и обнимет себя.

Общие дела и теплые отношения, общий труд и преодоление всех невзгод, которые встречаются на пути супругов в православии называют служением друг другу.

— А в чем состоит ваше маленькое служение в семье? (Ответы)

Слайд 13.

Ведь дети должны помогать взрослым. Дети в христианской семье рано приучаются к труду по хозяйству, старшие заботятся о младших. Каждый ребёнок, пока родители живы, остаётся ребёнком и отвечает родителям на их заботу любовью, благодарностью, почтением.

Важным служением для детей в семье является их послушание.

Рассказ учителя о Петре и Февронии.

 

Слайд 14.

Все трудности может преодолеть дружная семья. Живым примером семейной святости (любови, верности и милосердия, уважения и преданности друг другу) стали для русского народа  святые супруги Петр и Феврония Муромские – покровители семьи и брака в православной традиции.

 «…Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского

князя Юрия Владимировича. На муромский престол Петр всту-

пил в 1203 году. За несколько лет до этого он заболел прока-

зой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении

князю было открыто, что ему поможет дочь пчеловода Февро-

ния, крестьянка деревни Ласковой под Рязанью. Когда Петр

увидел Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость

и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Свя-

тая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Гордые

бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потре-

бовали, чтобы Петр отпустил ее. Но тот отказался, и супругов

изгнали из города.

Вскоре Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал вер-

нуть Петра и Февронию. Вернувшись в город, супруги просла-

вились благочестием и милосердием. Свою любовь они про-

несли через всю жизнь. Умерли в одно и то же время, и после

того, как их положили в разных местах, они чудесным образом

оказались в одном гробу — так их и похоронили…».

Слайд 15. Видео: Гимн Петре и Февронии.

Для сохранения дружной семьи очень важно, чтобы в ней были общие события, праздники, семейные традиции. Это не только дни рождения.

Когда вся семья вместе празднует Пасху, Рождество Христово люди становятся ближе и дороже друг другу.

  1. Когда отмечается День семьи?

2. Какой цветок является его символом?

Слайд 16. Совсем недавно в Росси появился новый гражданский праздник — День семьи, любви и верности. Символом этого дня стала ромашка. Этот простой, но такой красивый, к тому же родной для нас цветок символизирует чистоту, любовь, тепло и уют. Праздник приходится на 8 июля, когда Православная Церковь отмечает память святых благоверных Петра и Февронии Муромских. Раньше в этот день совершали помолвки – один из обрядов, предшествующих свадьбе, во время которого родители давали окончательное согласие на брак своих детей. Так в одном празднике нашего народа соединились народные и церковные традиции.

5. Закрепление знаний.

5.1.Работа в группах.

Предложить составить синквейн  со словом семья.  Слайд 17.

Название темы____________________________  (одно существительное)
Описание____________________________________(два прилагательных)
Действия ___________________________________________(три глагола)
Моё отношение__________________________________________(фраза)
Чувство ________________________________________________(слово)

Пример синквейна (слайд 18).      

                                       Семья.

                                       Дружная. Большая.

                                       Радуется. Живёт. Богатеет.

                                       Вся семья вместе – так и душа на месте.

                                       Это семь «Я».

Сегодня на уроке мы с вами узнали много нового. Давайте вспомним:

  • Что такое семья?

Слайд 19.

  • В православии семью очень часто называют «малой церковью».  Как вы думаете почему?

— Потому что все люди в семье ходят в церковь

— Если все в семье верующие, её называют «малая церковь»

— Потому что в христианской семье  существует иерархия.  Как  в Церкви, главой семьи  является Бог, ему подчиняется отец семейства, отцу повинуется мать, а дети послушны своим родителям. И между всеми царит любовь.

Слайд 20.

  • Что символизируют брачные венцы:

— царство

-мученичество

— награда

— вечность

-богатство

-единство любви и испытаний

6. Рефлексия.

Слайд 21

  • Какие же ценности значимы в православной семье?

Любовь Верность Доверие Понимание Прощение Терпение Уважение Доброта Забота Помощь Дружба Послушание

А сейчас создайте  свою ромашку, которая станет символом вашей семьи. Какие добродетели или ценности вы впишите  туда, чтобы семья была счастливой, решите сами.

В центре ромашки обозначьте свое настроение.

Слайд 22.

Звучит Гимн семье. Дети создают свою ромашку.

— Наше занятие подходит к концу. Вы сегодня очень дружно и хорошо работали. А как вы сами оцениваете свою работу. Покажите своими сигнальными карточками. (Белая — понравился урок, было интересно и я узнал много нового. Черная – было скучно и не интересно. Ничего нового не узнал. Карточка со знаком вопроса – было интересно, но кое-что осталось непонятным. У меня есть вопросы.)

Мне хочется закончить урок словами (слайд 23)

Берегите друг друга,

Добротой согревайте.

Берегите друг друга

Обижать не давайте

Берегите друг друга

Суету позабудьте

И в минуту досуга

Рядом вместе побудьте.

Пусть в вашем доме всегда царит теплота, уют и взаимопонимание, свято храните честь своей семьи!

nsportal.ru

«Дом и семья в Православии».

Дом и семья в Православии.

Презентация к уроку ОДНКНР в 5 классе

разработала учитель МБОУ “Шерекинская СОШ” Льговского р-на Курской обл.

Семья — это самое важное в жизни человека.

Каждая религия учит устраивать семью по определенному порядку, по правилам, закрепляющим основы религиозного учения. Есть свои традиции и в Православии.

В православной культуре к семье принято относиться как к малой Церкви. Это такое же собрание верующих, как и Церковь, только меньше, состоящее из нескольких человек.

Главное в семье, как и в Православие — это Любовь.

Настоящая любовь — это не просто симпатия, привязанность, это бескорыстное чувство.

Выбирая мужа или жену, православные христиане выбирают себе спутника по жизни, а не прислугу или раба.

Семейная жизнь православного христианина строилась на основе “Домостроя”

(свод правил и советов на каждый день).

Это книга, которая стала первой “Энциклопедией домашнего хозяйства”.

Вступление в брак в Православии называется венчание . На головы жениху и невесте возлагают венцы. Венец — это напоминание о мученическом терновом венце Христа, а ещё награда за решимость людей подарить себя друг другу. Когда молодожёнов торжественно водят по храму с венцами на головах, хор поёт мо­литву именно мученикам — людям, которые были когда-то убиты за свою верность Богу и Церкви. Ведь по-настоящему любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, должны быть готовы всё претерпеть ради сохранения семьи.

В православных семьях особое отношение к детям. Каждый ребёнок — это дар Божий. В старину в православных семьях детей очень любили, но старались не баловать, растили в строгости и трудолюбии, послушании родителям, не поощряли многословия (болтливости). Родительская любовь и ласка были неразлучны со строгостью, о чём говорит пословица: “ Которая рука по головке гладит, та и за вихор тянет”. Сами же родители своей жизнью подавали детям пример.

Детей в православных семьях крестили ещё во младенчестве. Часто водили в храм, приучая к церковным службам, причащали и учили жить по заповедям Божьим.

Дома на Руси старались строить добротными, удобными, их благоустраивали, украшали резьбой. Прежде чем вселяться в новый дом приглашали священника, чтобы он освятил жилище. В каждом доме был красный угол, название говорит само за себя, это было особенное, Божье место. Располагался угол по диагонали от печи, в нём вешались иконы, размещалась полочка для молитвенных книг. Возле красного угла ставили обеденный стол, здесь молились и кушали. Вся жизнь в доме была ориентирована на красный угол.

Покровителями семьи и образцами семейного благочестия в Православии являются Пётр и Феврония Муромские — русские православные святые, чей супружеский союз считается примером любви и верности.

Пётр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. 8 июля является Днём памяти святых, а ещё в России официально объявлен праздником — Днём семьи, любви и верности.

История святых удивительна. По легенде, за несколько лет до княжения Петр тяжело заболел, победив злого змея. От болезни никто не мог его излечить. Предание гласит, что князю во сне было открыто, будто его может исцелить дочь «древолазца» бортника, добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления.

Феврония исцелила князя, однако он не сдержал своего слова, поскольку Феврония была простолюдинкой.

Он велел передать девушке дары, а сам, позабыв об обещании жениться, укатил в Муром. Феврония же подарки не приняла, и вскоре Петр заболел еще сильнее. Но на сей раз раскаялся и сам пришел к ней просить прощения.

Она же без обид снова исцелила его — на этот раз окончательно и бесповоротно. И они поженились.

Когда Петр наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, и на двух кораблях они отплыли по Оке.

В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, начались убийства. Тогда бояре попросили князя с женой вернуться. Князь и княгиня вернулись, и Феврония в дальнейшем сумела заслужить любовь горожан.

В преклонных летах приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час —

25 июня 1228 года.

Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой над их мощами по обету Иваном Грозным в 1553 году, ныне открыто почивают в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.

Посмотрите внимательно на данную картину.

Это счастливая семья? Почему?

Как вам кажется — какие отношения в этой семье?

Семейные традиции.

Какие семейные традиции изображены на картинах?

Рефлексия:

  • сегодня я узнал…
  • мне было на уроке…
  • я понял, что…
  • я хотел бы узнать…

Домашнее задание §6

Подобрать пословицы и поговорки о семье.

При создании презентации использованы материалы:

http://ru.wikipedia.org

• http://www.pravmir.ru/pravoslavnye-tradicii-rossijskoj-semi/ • https://yandex.ru/images

http://tagilsergiya.ru/pravoslav/epel-t-deti-i-tradicii-pravoslavnoy-semi

• http://petripavel.tomsk.ru/openArticle.php?number=96

СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ!

multiurok.ru

Разработка урока ОДНКНР в 5 классе.От советской России до современности. Роль Православной церкви в годы Великой Отечественной войны

Паспорт конкурсной работы

Название конкурсной работы

От советской России до современности. Роль Православной церкви в годы Великой Отечественной войны. Урок ОДНКНР в 5 классе

Субъект Российской Федерации, муниципальное образование

Иркутская область
г.Иркутск

Ф.И.О. автора, место работы (указывается полное и сокращённое название), должность*

Прокофьева Нина Викторовна, методист по духовно-нравственному воспитанию МКУ г.Иркутска «Информационно-методический центр развития образования»

Контактные данные (почтовый адрес, мобильный телефон, е-mail)*

664078 Г.Иркутск-78,
Микрорайон Зелёный, д.16,кв.41
c.т.89021771122
е-mail [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Цель и задачи конкурсной работы
Передача и распространение опыта работы по курсу ОДНКНР;
донести данные до учащихся и педагогов о незаслуженно забытом прошлом нашей Родины.

Краткое содержание конкурсной работы
Учащиеся второй год работают по по учебнику ОДНКНР: основы религиозных культур народов России: 5 класс: /А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров, Р.М.Мухаметшин; под общей ред.чл.-корр. РАН А.Н.Сахарова.-3-е изд.- М.: ООО «Русское слово-учебник», 2014 модуль «Основы мировых религиозных культур».
Тема №4 «От советской России до современности Роль Православной церкви в годы Великой Отечественной войны» (5 класс)

О войне сама знаю многое, в моей большой семье жили 3 пожилых человека (свекор, отец и мама – участники ВОВ, свекор в 2016 году ушёл в жизнь вечную, защитник Севастополя, военный моряк, мамина мама в 1937г. сидела в тюрьме, как я узнала из официальных документов: призывала женское население к пению в церковном хоре во время работы в колхозе) которые много рассказывали о жизни до войны, во время войны и после. Много сохранившихся бумаг, наград, а ещё больше воспоминаний. Жили все в православных семьях, ходили в церкви. Они видели, как рушились храмы до войны, как жгли церковное имущество во время войны. Не потеряли веру, благодаря своим родителям; устояли. Многое знаем теперь мы: дети, внуки и правнуки.
В работе представлен материал, который вызвал интерес у детей. Это домашнее задание о старцах и Оптиной Пустыни (были приготовлены две презентации группой учащихся; изучение нового материала позволило расширить материал о гонениях верующих людей (в прошлом году, в год 355-летия Иркутска были представлены проекты «Разрушенные и исчезнувшие храмы Иркутска», подвигах нашего народа.
Дети знакомятся с презентациями, материалами, подготовленными учителем о церковнослужителях, совершивших подвиг в годы ВОВ; учатся рассуждать. Для домашней работы предоставлен выбор: составить словарь (готовится в виде слайдов), познакомиться с одним из героев в ВОВ и приготовить сообщение. Некоторые готовят сообщения из истории своего храма, который они хорошо знают..

Предполагаемые конечные результаты, перспективы развития, долгосрочный эффект
Работа имеет продолжение во внеурочной и внешкольной деятельности. Учащиеся готовят исследовательские работы, с которыми выступают на областных НПК «Кирилло-Мефодиевские чтения», готовят проекты в конкурсе «Традиционная культура России» в рамках муниципального образовательного проекта «Россия-родина моя», готовятся к Всероссийской олимпиаде «Основы православной культуры», «Наше наследие». В рамках краеведческой работы в начальной школе показывают свои презентации, видеоролики, проводят викторины. Т.о. работа будет продолжена,

schoolfiles.net

Конспект урока для 5 класса «Русские народные традиции. Народная игрушка»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 31 комбинированного вида Красносельского района
Санкт – Петербурга

Конспект урока для 5 класса
«Русские народные традиции. Народная игрушка»


Составила
воспитатель
Захарова Наталья
Владимировна.

Санкт – Петербург
2013

Встреча № 1. « Чаепитие»

Задачи:
1. Познакомить родителей друг с другом, объединить их общей темой разговора.
2. Вызвать интерес к беседе о народной игрушке (матрёшка, дымковская игрушка).
3. Создать доброжелательную обстановку для общения родителей друг с другом и с педагогом.

Участники:
Педагог и родители.

Материалы для проведения:
— Стол, накрытый нарядной скатертью.
— Самовар.
— Чашки с блюдцами по количеству человек.
— Сдоба: пряники, сушки, баранки.
— Фигурки матрёшек, фигурки с дымковской росписью на столе.

План встречи:
1. Вступительное слово педагога о русских народных традициях, о труде русского народа при изготовлении и росписи матрёшек и дымковской игрушки. Рассматривание предметов народного творчества (фигурок).
2. Рассказы родителей о том, как в их семье знакомят детей с русскими народными традициями.
3. Рассказ педагога о том, как в младшей группе мы будем знакомить детей с традициями русского народа.
4. Чаепитие.

Встреча № 2. « Лепка фигурки из глины»

Задачи:
1. Рассмотреть с родителями и детьми народные игрушки (матрёшки, дымковскую игрушку).
2. Заинтересовать детей и родителей, привлекая к совместному творчеству (лепка фигурок из глины).
3. Объяснить содержание работы по этапам и в целом.

Участники:
Дети, родители, педагог.

Материалы для проведения:
— Матрёшки.
— Дымковские фигурки (барыня, конь).
— Глина, доски, скатерти.
— Стаканчики с водой.

План встречи:
1. Рассматривание народных игрушек.
2. Показ педагогом процесса лепки фигурок с проговариванием действий.
3. Рассматривание участниками процесса результатов работы.
Дети помогают родителям в изготовлении фигурок. После окончания работы взрослые хвалят детей за старания.
Педагог приглашает детей и родителей принять участие в народных играх типа: « Бабка Ёжка», « Змея».

Встреча №3. « Роспись готовых форм»

Задачи:
1.Рассмотреть с детьми и родителями результаты труда (фигурки), созданные из глины в прошлый раз.
2. Познакомить с элементами росписи.
3.Объяснить процесс росписи готовых форм, используя показ.
4.Вызвать у детей интерес и эмоциональный отклик от процесса и результата совместного труда с родителями.

Участники:
Дети, родители, педагог.

Материалы для проведения:
— Фигурки, вылепленные на предыдущей встрече.
— Гуашь, кисточки, салфетки.
— Стаканчики с водой, скатерти.
— Образцы росписи.

План встречи:
1.Рассматривание готовых форм.
2. Рассматривание элементов росписи.
3.Объяснение педагогом процесса росписи форм (с показом и проговариванием действий).
4.Процесс росписи готовых форм гуашью.
5. Рассматривание красочных фигурок по мотивам дымковской росписи и матрёшек.
Вручение призов за участие (раскраски на тему « Дымковская игрушка»).

Список используемой литературы:
1. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н., « Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьёй», журнал « Дошкольное воспитание», № 6,1998.
2. Арнаутова Е., « Методы обогащения воспитательного опыта родителей», журнал « Дошкольное воспитание», № 9, 2002.
3. Григорьева Н., Козлова Л., « Как мы работаем с родителями», журнал « Дошкольное воспитание», № 9, 1998.

doc4web.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *