Поурочные разработки по однк 5 класс виноградова – Разработка урока ОДНКНР в 5 классе по теме «Люди труда» и презентация к уроку
Разработка урока ОДНКНР в 5 классе по теме «Люди труда» и презентация к уроку
МБОУ «Жабская основная общеобразовательная школа
Ровеньского района Белгородской области»
Разработка урока учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе по теме:
«Люди труда»
Автор: Крайнюченко Юлия Анатольевна,
учитель православной культуры
Жабское, 2018 год
Технологическая карта урока учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Тема урока: Люди труда.
Класс: 5
Место урока в программном материале: урок № 11, вторая учебная четверть.
Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый, исследовательский
Тип урока: изучению нового материала.
Цели:
Предметные: формирование у обучающихся новых знаний о людях труда в различных профессиях и исторических эпохах, внёсших значимый вклад в развитие России, в том числе о тружениках родного села.
Метапредметные: развитие умения самостоятельно формулировать цели учебного процесса; работать с текстом учебника, проводить учебное исследование; выделять существенную информацию, взаимодействовать с учителем и одноклассниками во время беседы
Личностные: воспитание уважительного отношения к людям труда и их деятельности, трудолюбия и ответственности за порученное дело.
Формируемые УУД:
Личностные – прививать учебно-познавательный интерес к новому материалу, проводить самоанализ и самоконтроль результата, признавать значимость созидательного труда, в том числе учебного.
Регулятивные – определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценивать своё задание.
Познавательные – уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные — уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация
Основные понятия: самоотверженный труд, колхозник, Нобелевская премия
Ход урока
— Подготовка учащихся к работе на уроке,— обеспечить благоприятную обстановку для работы на учебном занятии;
— психологически подготовить уч-ся к общению на учебном занятии.
Всем нам хочется учиться,
Будьте же внимательны,
И во всём старательны!
Желаю вам, ребята, сделать для себя на уроке много новых и приятных открытий
Готовятся к уроку
Приветствуют учителя
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем
Личностные: ответственное отношение к учёбному занятию
2
Этап актуализации опорных знаний
Фронтальная беседа: на прошлом уроке мы говорили об отношении людей разных религий к труду. К чему призывают разные религии человека? Какая известная пословица о труде зародилась в Библии? Какая религия призывает человека всегда завершать начатое дело? Каму принадлежат слова: «Самая вкусная еда та, которую человек добывает трудом»?
Ответ учащихся: они призывают человека добросовестно трудиться
В Библии есть пословица: «Кто не работает, тот не ест»
Начатое дело призывает всегда завершать буддизм.
Эти слова принадлежат пророку ислама Мухаммаду
Коммуникативные: умение управлять своей деятельностью; умение использовать монологическую речь, проводить взаимодополнение ответов.
Регулятивные: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы
Личностные: умение вести диалог на основе взаимного уважения и равноправных отношений
3
Этап подготовки уч-ся к работе на основном этапе
Определение темы урока
обучающимися совместно с учителем: какие прилагательные можно подобрать к словосочетанию «мастер своего дела»?
Назовите общее для всех прилагательное.
— Поглядите на иллюстрации и скажите, о ком пойдет речь на уроке?
— что мы сможем узнать на уроке?
— чем эта тема важна для всех нас?
Отвечают на вопросы, формулируют тему, цели, задачи урока (прием «Корзина идей»):
— профессиональный
— ответственный
— старательный
-усердный
Трудолюбивый.
О людях труда.
О том, как они трудились, чем прославились, какую пользу принесли стране.
Эти люди показывают пример трудолюбия для всех нас.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем; адекватно использовать речь для планирования своей деятельности
Регулятивные: постановка учебной задачи
4
Этап изучения новых знаний и способов деятельности.
Первичная проверка понимания
Труд – самая главная человеческая ценность, потому что все, что мы имеем, получено благодаря труду. Все народы нашей страны, во все исторические эпохи трудились на благо нашей Родины, совершали славные трудовые подвиги. Сегодня мы поговорим о таких людях – тружениках в разных сферах деятельности.
1. Работа 3 групп: каждая группа получает карточки с заданиями и вопросами к текстам. Ученики самостоятельно ищут ответы на вопросы задания в учебнике.
2. Каждая группа представляет свои ответы на задания.
1 группа: «Исследователи и путешественники России: Харитон Лаптев, бурятский ученый Гомбожаб Цыбиков»
Вопросы 1 группе:
— можно ли охарактеризовать жизнь братьев Лаптевых словами: «Любовь к Родине проявляется не только в ратном подвиге, но и в упорном труде»?
— что для развития востоковедения в России сделал исследователь, путешественники ученый Гомбожаб Цыбиков?
2 группа: «Ученые России – К.Э. Циолковский, П.Л.Капица и Н.И.Семенов»
Вопросы 2 группе:
— какие качества характера помогли К.Э.Циолковскому стать великим ученым? Что открыл великий ученый?
— в какой области науки работали П.Л.Капица и Н.И.Семенов? Как был оценен их труд не только в России, но и в мировой науке? Что такое Нобелевская премия?
3 группа: «Труд колхозника – Родине: о нравственном поступке колхозника Ферапонта Петровича Головатого»
Вопросы 3 группе:
— какой поступок в годы Великой Отечественной войны совершил колхозник Ф.П.Головатый?
— для чего трудился колхозник Ф.П.Головатый?
Словарная работа: Нобелевская премия, колхозник (приложение 1)
Физкультминутка
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Исследование текста учебника и поиск ответов на вопросы, обсуждение. Члены групп задают вопросы друг другу в ходе выступления.
Выступление представителей групп с ответами за задания.
Личностные: самостоятельная работа, диалог с одноклассниками
Познавательные: анализ, сравнение, давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главную мысль текста
Регулятивные: прилагать волевые усилия на пути достижения целей; умение самостоятельно контролировать своё время
Коммуникативные: умение выражать свои мысли; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; аргументировать свою точку зрения; строить высказывание; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; планировать общие способы работы
5
Этап закрепления новых знаний и способов действий
1 задание: вставьте слова в предложения
1) Исследователями северных морей России стали братья ______.В их честь одно из ____ названо именем братьев ____.
2) 888 дней на Тибете провел русский путешественник и исследователь _____. Русское географическое общество наградило его премией имени Пржевальского и ______ _____.
3) К.Э.Циолковский является основателем науки _____. Он разработал проект нового летательного аппарата — ______.
4) Петр Капица и Николай Семенов – русские ученые за открытия в науке ________ были награждены ____ ______ — премией шведской академии наук.
5) В годы Великой Отечественной войны колхозник Саратовской области ______ на средства, скопленные от сельскохозяйственной продукции, подарил Красной армии ______.
2 задание: собери пословицу: группы получают пословицы о труде, которые нужно собрать воедино:
Муравей не велик, а горы копает.
Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Где хотенье, там и уменье.
Без дела жить — только небо коптить.
Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
Терпенье и труд все перетрут.
Выполняют задания учащиеся 3 групп, которые отвечают на вопросы и задания, составленные на основе нового материала
Коммуникативные: умение выражать свои мысли; умение работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, строить продуктивное взаимодействие
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера
6
Этап подведения итогов урока
Самоотверженный труд многих наших соотечественников служит для нас примером. Такой труд говорит о любви к Родине, своему народу. И сегодня есть немало таких трудолюбивых людей, которые живут рядом с нами. Среди передовиков нашего сельского хозяйства доярка Египко Ольга Петровна, комбайнер Шенкаренко Сергей Иванович, шофер Дутов Сергей Иванович. Все они – достойные труженики нашего села и граждане России. Мы гордимся их трудом и берем с них пример
Какими качествами они обладают?
Составьте синквейн со словом «труд»
Ответ на вопрос: трудолюбие, упорство, терпение, целеустремленность, настойчивость, старательность.
Составляют синквейн:
Труд
Самоотверженный, честный
Созидает, создает, помогает
Труд приносит пользу стране и людям.
Дело.
Коммуникативные: способность слушать и анализировать информацию, подводить итоги работы
7
Этап информации о домашнем задании
Ваши родители тоже много работают. Домашнее задание: составить рассказ о труде своих родителей. А чем вы им помогаете? Является ли трудом ваша учеба?(ответьте на вопросы)
Фиксируют информацию
Регулятивные: формирование умения у обучающихся запоминать информацию
8
Этап рефлексии
Завершите предложения:
— На уроке я узнал …
— На уроке я справился с….
— Теперь я тоже умею…
Выражают свое отношение к работе на уроке
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, осознавать важность полученных знаний
Приложение
Нобелевская премия – одна из самых престижных международных наград, вручаемая ежегодно за достижения в области науки и вклад в дело мира во всем мире.
Она присуждается уже более ста лет по завещанию шведского ученого Альфреда Нобеля, выделившего на эти цели часть своего капитала, и потому носит его имя.
По завещанию Альфреда Нобеля премия должна была вручаться в пяти номинациях:
Позднее, по предложению Шведского банка, с 1969 года начала вручаться ещё и Нобелевская премия по экономике.
Колхоз, коллективное хозяйство — форма хозяйствования на селе в Советском Союзе, при которой все средства (земля, оборудование, скот, семена и т. д.) находились в общем управлении колхозников – тружеников колхозов.
Литература
1. Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ — М: Вентана-Граф, 2015 – 160 с.: ил.
2. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/975671
infourok.ru
Методическая разработка урока по ОДНКНР 5 класс
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Методическая разработка урока
на тему:
«Бережное отношение к природе»
Подготовила
Учитель ОДНКНР
МОУ лицей 7 г.о. Электросталь
Костерина Юлия Алексеевна
Пояснительная записка
В проекте Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и др. ценностей.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Предметная область Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР) в соответствии с вводимым федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с 1 сентября 2015 года должна обеспечить в том числе знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
2017 год объявлен годом экологии и это не случайно. Влияние человека на природу увеличивается с ростом технической прогресса. Влияние это должно быть благоприятным. Все населяющие землю организмы, взаимодействуют между собой и окружающей средой. Нарушение этих взаимосвязей носит большой ущерб. На сегодняшний день экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают всё человечество. Они несут угрозу жизни и человеческой цивилизации. Самая волнующая проблема – это загрязнение окружающей среды. А это губительно сказывается на растениях, животных, на здоровье людей.
Главная задача педагогов научить детей охранять природу, т.к. каждый человек должен понимать свою ответственность за состояние родной земли.
Воспитание защитников природы требует освоение детьми под руководством взрослых определенной суммы знаний (об условиях, необходимых для жизни и развития живых организмов, о взаимоотношениях и взаимозависимости между природой и жизнью человека), формирования правильного отношения к природе. И не случайно в программе предметной области ОДНКНР есть урок, посвященный теме бережного отношения к природе.
Тема. НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО НАРОДА.
Урок Бережное отношение к природе
Цель. Расширять и углублять знания обучающихся о природе, воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи.
Формировать представления о роли природы в жизни человека на протяжении всего развития человечества с древних времен до наших дней.
Обучать ведению учебного диалога в раскрытии значения бережного отношения к природе;
Воспитывать уважительное отношение к природе.
Организовать совместную деятельность детей по определению природы как общечеловеческой ценности;
Обучать приемам рефлексии собственных впечатлений и чувств.
Виды деятельности: рассказ учителя, эвристическая беседа, работа в группе.
Основные понятия: природа, заповедник, Красная и Чёрная книги, загрязнение окружающей среды, бережное отношение к природе.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс / Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенко, А.В.Поляков/ Вентана — Граф, 2012, раздаточный материал
На каждом этапе урока будут формироваться или развиваться УУД.
Предметные. Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.
Личностные . Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.
Метапредметные
Регулятивные: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.
Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные действия: организовывать работу в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.
Ход урока
I.Организационный этап (1-2 мин).
1.Приветствие учителя. Здравствуйте ребята. Рада вас видеть. Как настроение?
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.(2 мин)
Мы совершим с вами сегодня увлекательное путешествие во времени. Во время путешествия нам как настоящим исследователям понадобится делать записи. В свой дневник путешественника вы можете записывать самое интересное, что больше всего вас удивило, заинтересовало, о чём вы раньше не знали или то, что вы уже знаете, но вас это интересует. Приготовьте, пожалуйста, всё необходимое. Вы готовы? Тогда отправляемся. (Дневник путешественника — Приложение 1)
В основе «Дневника путешественника» используется прием 3-Х-У. Графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.
Формирует:
умение определять уровень собственных знаний;
умение анализировать информацию;
умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.
На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания.
Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. Работа с использованием стратегии «Инсерт» помогает осветить неточное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, выявить новую для них информацию, увязать новую информацию с известной.
Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. После обсуждения текста (фильма и т.п.) учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».
II. Этап актуализации знаний (5 мин).
Учитель: Ребята посмотрите пожалуйста на картинку. Как вы думаете куда мы отправимся и о чем будем сегодня говорить? (Обучающиеся делают предположения. Учитель может задавать наводящие вопросы, чтобы подвести к теме урока. Почему земной шар находится в человеческих руках? Ученики формулируют тему урока)
III Этап открытий новых знаний (20 мин).
Учитель: Посмотрите, пожалуйста, куда это мы с вами попали? (Слайд 3). (ответы обучающихся: В гости к древним славянам.)
Выходит один ученик и рассказывает об «именинах Земли» у древних славян (Приложение 2.1) Этот этап требует опережающего задания.
Учитель: Понравилось вам в гостях у древних славян? Скажем спасибо хозяевам и отправляемся дальше.
Учитель: Поезд остановился. Кругом снег. Где это мы? (Слайд 4). (ответы обучающихся: В гости к северным народам.)
Выходит один ученик и рассказывает о традициях северного народа саамы. (Приложение 2.2). Этот этап требует опережающего задания.
Учитель: Спасибо за интересный рассказ. Но наш поезд не ждёт и нам пора отправляться дальше.
Учитель: Посмотрите, пожалуйста, где мы с вами оказались? Чем заняты эти люди? (слайд 5) (ответы обучающихся: Охота)
Выходит один ученик и рассказывает об охоте у народов коми, якутов, эвенков. (Приложение 2.3). Этот этап требует опережающего задания.
Выходит один ученик и рассказывает о культе медведя у народов Севера (слайд 6) (Приложение 2.4). Этот этап требует опережающего задания.
Учитель: Понравился вам рассказ? Что самое интересное вы узнали из рассказов представителей народов, где мы с вами побывали? Что вы записали в ваш дневник путешественника? (ответы обучающихся)
Учитель: В древности наши предки верили в то, что каждое явление, каждый предмет природы имеет душу. Поэтому человек почитал природу, с благоговением относился к ней. Сейчас открыты многие тайны природы. Учёные доказали, что относится к ней бережно и рационально обязан каждый человек, ведь от этого зависит жизнь будущих поколений.
Учитель: Наш поезд не ждёт и нам пора отправляться дальше.
Посмотрите ребята, где мы с вами оказались и что вы можете сказать об этих людях? (слайд 7-8) (ответы обучающихся)
Учитель: Внимание. Следующая остановка. Ребята, посмотрите, что это такое? (показывает слайд с озером Байкал (слайд 9)) (ответы обучающихся)
Правильно ребята, это жемчужина не только России, но и всей планеты Озеро Байкал.
Выходит ученик и рассказывает об озере Байкал и Баргузинском заповеднике. (Приложение 3 рассказ ученика и презентация). Этот этап требует опережающего задания.
Учитель: Ребята, а зачем нам нужны заповедники? (ответы обучающихся)
Интересен тот факт, что Баргузинский заповедник и местный православный приход Владимирского образа Божией Матери связывает давняя дружба. Здесь работает православная экологическая воскресная школа. Деятели церкви помогают воспитывать у детей доброе отношение к природе.(слайд 10)
Вы слышали о Красной книге. А что такое Черная книга? Какие объекты туда попадают? (ответы обучающихся) (слайд 11)
Какой вред может нанести человек природе? (ответы учащихся)
Учитель: Устали? а теперь у нас физкультминутка. (Ученики слушают стихотворение и выполняют движения (слайд 12)
Учитель: Отправляемся дальше. Стоп!!! Поезд дальше не может идти. Посмотрите, что можно сказать об отношении человека к природе по этой фотографии? Что нужно сделать, чтобы наше путешествие продолжилось? (слайд 13-14)
Учитель: Ребята, посмотрите, что это за цифры. Как вы думаете, что они обозначают? (ответы обучающихся) Брошенный в лесу пластиковый стакан полностью распадается за 100 лет, пластиковая карта за 1000 лет, стеклянная бутылка за 4000 лет! (слайд 15)
IV. Этап применения новых знаний (10 мин)
Учитель: Ребята, давайте разделимся на группы. Перед каждой из групп лежит листочек, на котором я вам предлагаю придумать название вашей команде защитников природы, нарисовать логотип и составить небольшой план: Что мы можем сделать для охраны природы? (работа в группах)
Каждая группа представляет свой план.
V. Домашнее задание (на выбор по желанию) (2 мин).
Подобрать пословицы о природе, о бережном отношении к ней.
Нарисовать рисунок «Мое отношение к природе»
VI. Подведение итогов. Рефлексия ( 5 мин).
Сегодня на уроке вы узнали, что бережное отношение к природе всегда считалось общечеловеческой ценностью. Каждый человек с раннего детства должен соблюдать правила общения с природой, сохранять в чистоте и порядке города и сёла нашей страны. По тому как общество относится к природе, оценивается уровень его культуры.
Скажите, что нового и интересного вы узнали во время нашего путешествия?
Каким оно для вас было? Назовите одно слово. Только одно слово, постарайтесь не называть, то что для вас уже говорили. (Ученики предлагают варианты: удивительное, интересное, скучное, весёлое, познавательное…)
А закончить наше с вами путешествие я бы хотела строчками из стихотворения Александра Кардакова (слайд 16 ):
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм.
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь!
Она нам не жалеет ничего
Даря свои бесценные дары,
И требует взамен лишь одного:
Чтоб люди были к ней добры.
Учитель: Вы отлично поработали! Спасибо за уроки за ваше внимание!
Приложение 1
Дневник путешествия
Приложение 2
1. Мы – древние славяне справляем «именины Земли». В этот день землю нельзя было беспокоить: пахать, вскапывать. Люди ласково касаются её ладонью, вынимают небольшой кусочек дёрна, кладут его на голову, благодарят кормилицу Мать Сыру-Землю. Заканчивая жатву, жнецы оставляют в поле «бороду» — несжатый участок колосьев. Их заплетают, украшают цветами. Так крестьянин старается возродить силу Земли, которую та отдала на выращивание урожая.
2. У нас, северного народа –саамов- существует такое поверье. Земля- живое существо. Деревья и травы – её волосы. Зелёный дёрн, тундровые мхи- её кожа. Нельзя делать больно земле, нельзя её ранить. Не заживает рана, которую человек наносит Земле.
3. Главное занятие наших народов (якутов, эвенков, коми) всегда была охота. Иначе на Севере не проживёшь. Конечно, это опасный промысел, сопряжен с риском. Ведь у каждого зверя есть свой дух, от которого зависит, кто победит-зверь или охотник. Добрым либо злым становится дух животного в зависимости от поведения охотника. Охотник должен обязательно соблюдать правила: не проявлять жестокости к зверю, не трогать детёнышей животных. Если человек не соблюдает правила охоты, дух животного его наказывает и оставляет без охоты.
4. У нас народов Севера существует культ медведя. Мы храним старинные амулеты-фигурки медведя. Считается, что они защищают семейный очаг и являются символом удачной охоты. Самый торжественный праздник- медвежий праздник: песни, пляски, игры и соревнования. На празднике мы показываем различные сценки, которые высмеивают человеческие пороки.
Приложение 3
Рассказ ученика о Баргузинском заповеднике
Баргузинский государственный заповедник – старейший заповедник в России, находится в Бурятии, на территории Северо-Байкальского района.
Заповедник был создан 11 января 1917 года для сохранения популяции соболя и носил название «Баргузинский соболиный заповедник». В период основания в заповеднике насчитывалось не более 30 соболей.
Территория Баргузинского заповедника охватывает более 374 тысяч гектаров. Из них 15 тысяч принадлежит водам знаменитого озера Байкал. Заповедник располагается на поверхности Баргузинского хребта и имеет на своей территории множество рек, озер, заливов, мысов.
Байкал – это озеро, которое является самым глубоким на планете и самым большим среди пресноводных озер. Данное озеро находится в списке мирового наследия ЮНЕСКО.
Флора Баргузинского государственного заповедника, также как и озера Байкал, характеризуется уникальными красивейшими видами растений. Территория заповедника покрыта лиственными лесами, лугами, болотистой местностью, а также таежными лесами. Здесь можно встретить такие виды деревьев, как кедр, ель, сосна, лиственница, пихта, кедровый стланик.
Животные в заповеднике преимущественно лесные, но имеется также множество видов, обитающих на горных и прибрежных территориях. На территории заповедника проживает огромная популяция соболей, белок, бурундуков, лесных мышей, ласок, зайцев, росомах.
Среди крупных млекопитающих, обитающих в Баргузинском государственном заповеднике, можно выделить благородных оленей, волков, лисиц, бурых медведей.
Разнообразие в животный мир заповедника вносят разнообразные птицы. Из них имеется два вида, внесенных в Красную книгу – это орлан белохвост и черный аист.
Баргузинский государственный заповедник, презентация которого подробно представлена во многих произведениях литературы, является одним из красивейших мест в России и на планете. Эта территория обладает настоящей естественной красотой и чистейшим воздухом.
Приложение 4
НазваниеЛоготип
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Литература:
Программа:
комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М.: Вентана-Граф, 2013
Учебник Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений / Н.Ф.Виноградова, В.И.
Интернет ресурсы:
http://krasotyrossii.ru/баргузинский-заповедник/
http://allforchildren.ru/poetry/ml032.php
http://www.stihi.ru/2011/04/07/2432
infourok.ru
Разработка занятия по факультативу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе по теме: «Твой духовный мир»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная
казачья школа, с. Знаменка » Нерчинский район, Забайкальский край
Разработка занятия по факультативу
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
в 5 классе по теме:
«Твой духовный мир» Урок 1
по программе: Н.Ф.Виноградовой, В.И. Власенко,
А.В. Полякова
Составила: учитель музыки и искусства:
Трушина Светлана Юрьевна
Тема: «Твой духовный мир». Урок 1
Цель урока
— формирование представления о том, что человеческие ценности родились,
хранятся и передаются из поколения к поколению через культурные,
духовные традиции, общенациональные и межнациональные отношения.
Задачи урока:
— способствовать осознанию того, что человеческое общество и конкретный
человек могут благополучно существовать и развиваться, если есть стремление
к нравственному совершенствованию и готовность к духовному развитию.
— создать условия для становления ценностных ориентаций,
чувства любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их
культуре и традициям.
Ход занятия
Организационный момент
Повторение темы прошлого урока- «Хранить память предков»
Ответим на вопрос: «Что значит „человек беспамятный“?» Объясним слова автора «Без памяти нет совести».
Актуализация знаний.
— Повторим понятия, которые будут для нас сегодня важны. В этом нам поможет игра «Твой номер».
(на слайде пронумерованный список понятий)
1. Добро.
2. Зло.
3. Духовность.
4. Бездуховность.
5. Нравственность.
6. Безнравственность.
Задание:
Каждый учащийся получает номер от 1 до 6. Когда учитель называет номер, встают все учащиеся с этим номером и формулируют соответствующее понятие, дополняя друг друга и помогая друг другу.
– Есть ли среди данных понятий противоположные по значению?
– Попробуем сопоставить понятия в каждой паре.
– Можно ли утверждать, что все эти качества являются общими для всех людей? (учитель не даёт комментариев и оценок)
Целеполагание. Формулирование темы урока.
У каждого из нас есть свои интересы, симпатии, увлечения, свои разочарования и радости. В процессе жизни мы приобретаем собственные убеждения и взгляды — на мир, на людей и на самих себя. Всё это составляет наш внутренний, духовный мир.
Духовность человека в немалой степени зависит от его образованности, нравственных качеств. Она проявляется в высоких чувствах доброты, любви, веры, справедливости, в чувстве собственного достоинства и в уважении к достоинству других. Духовное богатство человека не даётся ему при рождении. Каждый из нас способен сам творить и создавать свой духовный мир.
— О чём пойдёт речь на уроке? Какую цель поставим?
4. Постановка проблемных вопросов. Поиск решения проблемных ситуаций.
Что вы вкладываете в понятие «Духовный мир»?
Корзина идей: интересы, культура, знания, взгляды, нравственность,
религиозность, душевность, божественный, возвышенный и др.
— Говорят, что у человека, кроме сердца, есть душа. С каким предметом у вас ассоциируется душа человека, духовный мир.
(Слайд)- чаша, сосуд, кувшин
(Слайд)
Посмотрите на фотографию. Скажите, у кого, по-вашему, духовный мир более развит? (младенец, старец)
Значит, какой вывод мы можем сделать? (духовный мир не развит с рождения)
— Как телу для поддержания здоровья нужна пища, так и душе необходима духовная пища. Как телу для поддержания здоровья нужна пища, так и душе необходима духовная пища –это правда, красота, добрые дела, хорошие мысли
-О душе можно услышать такие слова: «светлая душа», «добрая душа» или, наоборот, –«черствая душа», «мелкая душонка». Как вы понимаете эти выражения. Приведите пример.
— Мудрые люди знают, что лучше пожертвовать удовольствием, выгодой, успехом, чем обеднить душу. Какой-то голос внутри нас говорит, поступили мы хорошо или плохо. Он стыдит нас, когда мы делаем что-то некрасивое, плохо себя ведем, огорчаем близких. Это голос совести, нашего духовного сторожа.
— В народе говорят: «Не хлебом единым жив человек»
– Как вы понимаете эти слова?
— Да, слово «хлеб» здесь употребляется в переносном смысле, под ним
подразумевается материальные блага. Духовно богатый человек добр и
красив, знает и любит искусство, природу, культуру своего народа, уважает язык и обычаи других народов.
5. Выполнение продуктивных заданий по теме
А) .ТЕСТ — Практическая часть
— Распределите в две колонки то, что вы считаете духовными и материальными ценностями
(Слайд) Деньги, здоровье , семья , занятия творчеством, природа, знания, дружба, дача, развлечения, отдых , спорт , автомобиль
Б) .- Представьте , что у вас есть два часа свободного времени. Как вы им распорядитесь? Сколько времени потратите?
(Слайд)
На просмотр телевизора ________
Игру на компьютере________
Чтение книги_________
Разговор по телефону _________
Прогулку и игры с друзьями _________
— Проанализируйте полученные результаты: сколько времени вы отдаете чтению книг?
-Что нужно изменить в организации своего свободного времени, чтобы стать более образованным человеком?
В) Кого из известных нам литературных героев можно назвать
человеком духовным?
(Слайд)
— Кто из них совсем не подходит под это определение? Объясним почему.
— Какие занятия человека формируют круг его знаний, его культуру?
— Оценим следующий факт: в последнее время число читателей библиотек
снизилось, школьники больше увлекаются «сидением» в Интернете и компьютерными играми.
Выскажем свое мнение: может ли Интернет заменить книги и чтение?
Г) . Объясни смысл пословиц. (Слайд)
Хлеб питает тело, а книга питает разум.
Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.
Ум без книги, как птица без крыльев.
Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт.
Неграмотный как слепой, а книга глаза открывает.
Книги читать — скуки не знать.
Много прочёл, да мало учёл.
Кто работает без книг, решетом воду черпает.
Объясните смысл пословиц и поговорок.
Как вы оцените роль книги и чтения на духовное развитие человека?
Д) Ученикам раздаются карточки . «Как ты пополняешь свои знания?» Нужное подчеркнуть .
Беседую с родителями и друзьями
Читаю книги и журналы
Посещаю музеи и выставки
Пользуюсь Интернетом
Посещаю библиотеку
6. Подведение итога урока (физкультминутка) (Слайд)
Ученики встают, если отвечают на вопрос «да», если ответ- «нет» хлопки в ладоши
Россия – многонациональное государство.
Человек обязан исповедовать какую-либо религию.
Во все времена великими ценностями культуры признавались любовь, милосердие, справедливость, совестливость.
Неотъемлемой частью духовно-нравственной культуры является религия.
Традиционные религии России не способствуют укреплению нравственности.
Чтобы сохранить единство, надо учиться понимать друг друга, терпимо относиться к представителям разных национальностей, религий и культур.
Твои нравственные качества
Обсудим вместе. Рассмотрим схему. Расскажем, какие нравственные качества мы считаем самыми важными. Дополним схему (составление кластера)
7. Домашнее задание
Дополнить фразы (письменно в тетрадях)
Я мечтаю увидеть и полюбоваться…
Я знаю, что красота души –это…
Самое главное в человеке доброта, потому что…
Духовное важнее материального, потому что…
Источники:
Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. методические рекомендации / Н.Ф. Виноградова. — М. : Вентана-Граф, 2016
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Урок по ОДНК НР «Семья и семейные ценности» (5 класс)
Тема урока: «Семья и семейные ценности».
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Семья и семейные ценности».
Задачи:
— формировать умения соизмерять свои потребности с потребностями окружающих; отказываться от материальных благ, ради здоровья, комфорта родных людей;
— воспитывать духовные потребности: любовь и уважение к окружающим; этические; познавательные;
— помочь ребенку оценить свое место в семье.
Познавательные УУД:
-уметь найти (услышать) подтекстовую информацию; уметь работать с информацией, анализировать, обобщать;
-определять цель – проблему; выдвигать версии; работать с понятием; использовать полученную информацию для решения учебных и жизненных задач;
— понимание значения нравственности в жизни человека и общества.
Личностные УУД:
-уметь оценивать ситуации и поступки; оценивать поступки на основе общечеловеческих ценностей; аргументировано оценивать нравственные ценности;
— уметь аргументировать свою точку зрения, вести диалог, участвовать в дискуссии; ценностно-смысловая ориентация.
КоммуникативныеУУД:
-овладение навыками проектной деятельности, умениями слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
-развитие навыков рефлексии;
-организовать работу в группе;
-следовать морально-этическим и психологическим правилам общения.
Регулятивные УУД:
-развитие саморегуляции;
-формировать действия оценивания.
Оборудование: видеопроектор, презентация, кувшин или прозрачная чаша, камни, песок, фасоль, вода и соль, ручки, листы бумаги, скотч, раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент. Включение в деятельность.
-Добрый день ребята!
2. Актуализация знаний.
-Сегодня нашу с вами встречу я хочу начать с небольшой притчи, которая называется «Кувшин»
-Мне понадобится помощник (один из учащихся класса).
«Знаменитый китайский профессор из известного китайского университета сидел перед новой группой студентов. Прямо перед ним стоял большой стеклянный кувшин, полупрозрачный, легкого зеленоватого оттенка.
Профессор смотрел на студентов, не произнося ни слова. Затем он наклонился вправо. У его правой ноги лежала кучка камней, каждый из которых мог поместиться в кулак. Он взял один из камешков и очень осторожно опустил его в кувшин через узкое горлышко. Потом взял следующий и повторил эту процедуру. Он проделывал это до тех пор, пока камни не поднялись до самого горлышка и не заполнили весь кувшин.
Он повернулся к группе и сказал:
— Скажите мне, этот кувшин полон?
Группа согласно зашелестела. Кувшин, без сомнения, был наполнен.
(В это время учащийся заполняет чашу – камнями).
-Ребята, а вы согласны с мнением группы?
Профессор ничего не сказал и обернулся в левую сторону. Около его левой ноги была насыпана горка мелкой гальки. Он набрал полную горсть и стал аккуратно засыпать гальку через горлышко кувшина. Горсть за горстью, он сыпал гальку в кувшин, а она просыпалась сквозь щелки между камнями, пока не дошла до самого верха, и уже невозможно было насыпать даже малую толику.
— Скажите мне, полон ли кувшин сейчас?
Группа пробормотала, что все выглядит так, как если бы на этот раз кувшин действительно был полон; возможно, полон, наверное.
(Учащийся заполняет чашу, вместо гальки – фасоль)
Профессор ничего не сказал и снова повернулся к правой стороне. Около его ноги была насыпана горка крупного сухого песка. Он набрал горсть песка и начал аккуратно сыпать его через горлышко кувшина. Песок просыпался сквозь камни и гальку, а профессор горсть за горстью сыпал его в кувшин, пока песок не достиг горлышка и стало ясно, что больше насыпать невозможно.
Он повернулся к группе студентов и спросил:
— Кто-нибудь может сказать мне, полон ли сейчас кувшин?
Ответом была тишина.
(Учащийся заполняет чашу песком)
Профессор снова ничего не сказал и обернулся влево. Около его левой ноги стоял графин с водой. Он взял его в руки и начал осторожно лить воду через горлышко кувшина. Вода стекала на дно, минуя камни, гальку и песок, заполняя свободное пространство, пока не поднялась до самого горлышка.
Он повернулся к группе и спросил:
— Скажите мне, полон ли сейчас кувшин?
(Учащийся заполняет чашу водой)
В аудитории было тихо. Профессор снова обернулся вправо. На небольшом кусочке голубой бумаги была насыпана небольшая горочка великолепной мелкой соли. Он взял щепотку соли и бережно всыпал ее через узкое горлышко кувшина, и она растворилась в воде. Щепотку за щепоткой он всыпал соль в воду, она растворялась, проникая через камни, гальку и песок, пока не стало ясно, что соль больше не может растворяться в воде, так как та перенасыщена ею.
И снова профессор повернулся к группе и спросил:
— Скажите мне, а сейчас кувшин полон?
(Учитель демонстрирует заполнение чаши солью)
Один очень милый студент встал и сказал:
— Нет, профессор, он еще не полон.
— А-аа! – протянул профессор. – Но он полон. Я хотел, чтобы Вы осознали, что кувшин — это наша жизнь. Камни — самая главная составляющая жизни каждого: дети, семья, друзья, здоровье. Это то, что если даже у вас не будет всего остального, оно наполнит вашу жизнь. Галька — это вещи, которые иметь приятно, но это не самое важное: дом, работа, машина, ценности и пр. Песок символизирует мелочи, которых полно в жизни любого человека.
Если сначала кувшин наполнить песком, не останется места для гальки и тем более камней. Так же и в жизни: если тратить время на пустяки, не останется времени на самое главное…»
— А что самое главное в нашей жизни? Что вы цените, любите, без кого не можете обходиться?
Конечно без своей семьи, без своих родителей, родных.
3. Постановка учебной задачи
— Сегодня мы с Вами проведем заключительный урок на тему «Семья и семейные ценности». Работать сегодня будем в группах. У вас есть капитаны, и именно они будут сегодня озвучивать ваши ответы.
— Я назову сейчас слово, а ваша задача подобрать как можно больше существительных, которые у вас ассоциируются с этим словом. На столах у вас лежат солнечные лучики. На них и напишите ваши слова- ассоциации. 2-3 лучика от каждой команды.
-Предлагается слово «СЕМЬЯ»
(Вывешиваю круг солнышка со словом «семья», группы учащихся приводят свои слова-ассоциации с этим словом)
4. Погружение в проектную деятельность.
—Так что же такое семья? Об этом нам расскажет Кирилл
Чтец: Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
— Семья важна для каждого человека. Как это прекрасно- чувствовать каждый день любовь, заботу родных и близких людей! Как здорово осознавать, что ты кому-то нужен! Для преодоления одиночества люди создают семьи. Испокон веков семья помогала появиться человеку на свет, вырасти и жить. На протяжении всей истории человечества вне семьи невозможно не только нормальное существование, но и физическое выживание.
-Ребята, а современная семья – это кто? Ведь семья тоже может включать в себя много людей.
Давайте посмотрим на экран и попробуем заполнить таблицу.
Сидит на дороге ребенок и плачет: «Есть у меня папа и мама, да только я им не сын». Жаль малютку. Кто это?
Дочка
Сколько у матери детей, что ей пришлось купить 8 рукавичек?
4
-Это мама, папа, братья, сестры. Самые близкие и родные люди. Бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. А еще есть тети и дяди. А кто-то имеет племянников и племянниц.
— А как можно одним словом назвать всех этих людей, всех кто живет рядом с нами, всех кто является нам близким человеком?
— Правильно – родственники. А теперь назовите слова, образованные от корня «род».
(родня, родичи, родина, родник, рождать, недород, урожай, народ, родственник, родители, родословец, родовой, родимый, родоначальник, родословная).
Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Так что же такое родословная?
Родословная – это родословие, перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства. В Башкирии традиция составлять родословные существует уже давно. Среди башкир трудно было найти человека, который не относился бы с почтением к своему роду, отцу, старшему брату.
— Со своей родословной познакомит нас Шишко Полина
— Конечно, ко всем родственникам нужно относиться с уважением. Ведь это ваши родные люди, ваша семья. Человека без семьи трудно считать вполне счастливым.
-Семья есть у каждого человека. Семья может быть большой и маленькой, богатой или не очень. Но мы знаем, что членов семьи объединяет забота друг о друге, любовь, нежность и ещё, что -то очень и очень важное:
— Об этом с нами поделится Фатхинурова Настя, представив свой проект «Моя семья- моя святыня». Кузнецов Вова познакомит нас со своим проектом «Моя семья».
— А что мы можем назвать семейными традициями?
-Семейные традиции – это регулярно повторяющиеся действия членов семьи, направленные на сплочение внутрисемейных связей и укрепление семьи как главной основы общества. Каждая семья индивидуальна и имеет свою историю. Семейные обычаи позволяют всем членам почувствовать свою значимость, уделить время и внимание родным, проявить к ним уважение и любовь. При упоминании словосочетания «семейные традиции» мы сразу представляем близких и родных нам людей; домашний уют родительского дома, что-то такое, что присуще только нашей семье. Вот именно это «что-то» и можно назвать «семейной традицией». Эти события, имеют для нас большое значение и мы пытаемся их запечатлеть, сберечь и сохранить в своей памяти.
— Ковригина Софья со своим проектом «Семейный альбом»
— Главная цель любой семьи – воспитание и развитие детей. Выполнять эту задачу семья сможет тогда, когда она основана на духовных ценностях, на том что будет связывать всех членов семьи, общность жизненных целей и принципов родителей и детей.
— А что Вы понимаете под словом «ЦЕННОСТИ»?
-Давайте вспомним определение, взятое в словаре Ожегова:
-то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл;
-значимость, польза, полезность
— Так что важнее всего в семье? Что будет являться фундаментом, основой семьи?
5. Закрепление
-Я вам предлагаю выбрать понятия, которые являются фундаментом в семейных отношениях и построить «Дом счастья».
Перед вами, на доске кирпичики. Я вам буду называть особенности кирпичика, а вы строить дом.
— Начнем закладывать дом с кирпичика №1: это-то, что перешло от одного поколения к другому. «Традиции». Каждая семья создает свои традиции, однако молодая семья строится уже, имея опыт родителей.
-Следующий кирпичик № 2: оно начинается с общения, задушевных бесед, помощи друг другу. «Сотрудничество».
— Обязательное условие в нашем доме кирпичик № 3: личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, общих интересах и увлечениях. «Дружба». Дружба воодушевляет и окрыляет, дает каждому почувствовать себя счастливым.
— Без следующего кирпичика никак нельзя №4: это деятельность, направленная на развитие человека, без него невозможно стать настоящим человеком. «Труд».
— Оно одно из важнейших жизненных ценностей №5. «Все в твоих руках» — утверждал один мудрец. Каждый сам выбирает тот образ жизни, который обеспечит ему «Здоровье».
— Следующий необходимый нашему дому кирпичик №6: человеку важно, чтобы у него благоприятно складывались взаимоотношения с членами семьи. Стремление и умение понимать друг друга составляет основу климата любой семьи. Для полного счастья нашему дому нужно «Понимание». «Счастье – это когда тебя понимают».
— Очень важен для нашего дома кирпичик №7: внимание к другому человеку, к его переживаниям – ведущее требование взаимоотношений между людьми и будущими членами семьи. «Уважение».
— Благополучие и счастье семьи в нашем доме невозможны без кирпичика №8: это возможность понимать друг друга с полуслова, с полувзгляда, значит жить дружно и счастливо. «Любовь».
— Этот кирпичик нам просто необходим №9: способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте – сопереживание
— В любой большой семье невозможно выстроить теплые отношения без этого кирпичика №10: умение уступать друг другу – «компромисс»
— А этот кирпичик лежит в основе всех отношений внутри дома №11: преданность друг другу – «верность»
— Этот кирпичик нам тоже необходим №12: прислушиваться друг к другу – «умение слушать слышать друг друга».
— Строительство любого дома всегда заканчивается возведением крыши. Наша крыша называется «Дом счастья».
Вот мы и построили дом. Так что же это за дом, расскажет нам Хуснуллин Рамазан.
Чтец: Дом, как известно всем давно –
Это не стены, не окна,
Это не стулья со столом
Это не дом.
Дом – это то, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь
Яростным, добрым, нежным, злым
Еле живым
Дом это тот, где вас поймут,
тот, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом –
Это твой дом.
— Семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Семья может дать нам стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах.
6. Рефлексия
— Ребята, а наш класс можно назвать семьей?
-В какой-то степени можно. Мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием. Я надеюсь, что ваш класс станет дружной семьей и, как в хорошей семье, в нем будут царить уважение и взаимопонимание.
7. Итог урока.
— Вспомните, с чего началась наша встреча – притча о кувшине…
У каждого из нас есть семья. Полная или неполная, обеспеченная или не очень, в отдельной квартире или нет — это все на втором плане. Главное — что она у вас есть. Цените и берегите её, потому что именно она нужна вам для душевного комфорта. Эта ваша крепость от бурь и невзгод, которая все защитит, поймет и поддержит. Ещё раз обратите внимание на доску – на эту замечательную композицию – дом, солнце и трава. Я хочу, чтоб в Ваших семьях было также мило и тепло, как на этой композиции.
Берегите свои семейные ценности, родословные, храните их, чтобы они смогли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются той «изюминкой», которая отличает все семьи друг от друга.
infourok.ru
Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. Рабочая тетрадь, Н. Ф. Виноградова
Автор: Н. Ф. Виноградова
Доступно в форматах: EPUB | PDF | FB2
Страниц: 96
Год издания: 2017
Язык: Русский
Основные цели заданий, представленных в рабочей тетради: формирование у учащихся умений применять полученные на уроках знания, развитие жизненно важных ценностных ориентиров, становление качеств личности, обеспечивающих успешную социализацию в обществе в условиях многонациональной российской культуры. В процессе выполнения практических и творческих заданий у пятиклассников сформируются представления о нравственных ценностях общества, а также универсальные учебные действия, позволяющие им решать познавательные, коммуникативные и рефлексивные задачи. Специальное внимание уделяется самоконтролю и самооценке.Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
Отзывы
Полина, Мариуполь, 18.09.2017Мне для курсового потребовалась книга «Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. Рабочая тетрадь». На других сайтах везде одна реклама и ни одной нормальной ссылки. А тут сразу скачала. Очень выручили! спасибо за хорошую литературу сайту)))) Виталий, Владивосток, 08.08.2017
Замечательные книги замечательных авторов. Сайт – кладезь полезностей на просторах интернета.
Те, кто смотрел эту страницу, также интересовались:
Часто задаваемые вопросы
1. Какой формат книги выбрать: PDF, EPUB или FB2?
Тут все зависит от ваших личных предпочтений. На сегодняшний день, каждый из этих типов книг можно открыть как
на компьютере, так и на смартфоне или планшете. Все скачанные с нашего сайта книги будут одинаково открываться
и выглядеть в любом из этих форматов. Если не знаете что выбрать, то для чтения на компьютере выбирайте PDF,
а для смартфона — EPUB.
2. Можно ли книги с вашего сайта читать на смартфоне?
Да. Как для iOS, так и для Android есть много удобных программ для чтения книг.
3. В какой программе открыть файл PDF?
Для открытия файла PDF Вы можете воспользоваться бесплатной программой Acrobat Reader. Она доступна для скачивания на сайте adobe.com
corvusbook.xyz
Методическая разработка урока по ОДНК народов России на тему №Научиться быть счастливым» (5 класс)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОДНКнР
Макарова Ирина Викторовна,
учитель русского языка и литературы.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 12»,
г. Железногорск, Курская область
Технологическая карта урока
Тема урокаНаучиться быть счастливым…
Тип урока
Урок по изучению нового учебного материала
Форма организации урока
Урок-исследование
Цель урока
Научиться быть добрым, справедливым, милосердным, доброжелательным по отношению к окружающим; научиться ценить то, что есть и определить для себя, что есть счастье.
Образовательные результаты
Личностные:
Создавать условия для осознания своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувства привязанности и любви к малой Родине, гордости за своё Отечество;
Научить понимать роль человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
Стремиться к развитию интеллектуальных, нравственных и эстетических потребностей.
Метапредметные
Познавательные УУД:
Давать определение понятиям, обобщать их;
Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи;
Понимать, обобщать и интерпретировать информацию, представленную в рисунках, таблицах;
Регулятивные УУД:
Анализировать информацию, представленную в разных формах, формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов;
Преобразовывать практическую задачу в познавательную;
Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности;
Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.
Коммуникативные УУД:
Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками.
Устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы.
Строить понятные для собеседника речевые высказывания, уметь слушать его, адекватно и
осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической контекстной речью, вести диалог.
Предметные:
Давать определение изученным понятиям: духовно-нравственная культура, счастье, любовь, вера, гордость;
Уметь формулировать цель урока, составлять индивидуальный плана действий, подводить итог урока, анализировать индивидуальные достижения;
Делать выводы и умозаключения из наблюдений;
Уметь использовать возможности ИКТ и Интернет-ресурсов для исследовательской работы и представления результатов;
Основные понятия
Духовно-нравственная культура, счастье, любовь, вера
Тема и номер урока в теме
Тема 1. Научиться быть счастливым…, 7 урок
Технология
Исследовательского обучения, Проблемно-диалогического обучения, ИКТ-технологии
Форма организации работы
Фронтальная, индивидуальная, групповая
Метод обучения
Частично-поисковый, исследовательский, объяснительно-иллюстративный
Межпредметные связи
Литература (Стихи и высказывания известных писателей, учёных)
Краеведение (Сообщения о православных храмах Курской области)
Виды используемых ИКТ, интернет-ресурсы
Презентация; мультимедийный проектор, ноутбук
https://www.youtube.com
Материалы и оборудование
Иллюстрации храмов Курского края; карточки с цитатами известных личностей.
Список используемой литературы
1. Виноградова Н.Ф., Власенков В.И., Поляков А.В., Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ». 2015.-160с.: ил.
2. Виноградова Н.Ф. «ОДНКн.Р. Методич.пособие для учителя». Издат.ц. «ВЕНТАНА-ГРАФ» 2015-64 с.
3. Сахаров А.Н., Кочегаров К.А., Мухаметшин Р.М. /под ред. Сахарова А.Н./ Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. 5 класс. Издат. «Русское слово» 2012 – 96 с.
4. «Женский православный календарь 2007». Издат. «Благо», 2006 г. – 384
ЭТАПЫ УРОКА
Деятельность учителяДеятельность обучающихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Ожидаемые действия
Формируемые способы деятельности
Ожидаемые действия
Формируемые способы деятельности
Ожидаемые действия
Формируемые способы деятельности
I. Организационный (1 мин)
Приветствие обучающихся.
Взаимодействуют с учителем.
Способность
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами и учителем.
Готовятся к началу урока.
Способность
регулировать и прогнозировать свою деятельность на уроке.
II. Мотивационно — ориентировочный (7 мин)
1.Мотивация обучающихся на эффективную работу.
Зачитывает рассказ Е.Потехиной: «Мне подарил знакомый волшебник зёрнышко счастья. Я посадила его в горшок, и оно выросло маленькое и хрупкое. Но никто его не видит. Все смеются и говорят, что там ничего нет. А я поливаю его и укрываю от холода. Я радуюсь его зелёным листочкам.
Ну и пусть не видят. Я-то знаю, что оно вот-вот зацветёт.»
Задаёт вопросы:
«О чём идёт речь в этом рассказе?
Почему никто не видит этого маленького росточка?
В чём заключается смысл последних строк?»
2.Актуализация опорных знаний.
Побуждает учащихся самостоятельно сформулировать тему урока и цель урока.
3.Проводит физминутку
(https://youtu.be/
abd1NWTWfEs)
1. Рассказывают о том, что каждый способен взрастить своё счастье. Объясняют, что окружающие не способны увидеть этого маленького росточка, потому что каждый видит счастье по-разному. Последние строки имеют большой смысл: чтобы быть счастливым, надо верить…
2.Формулируют тему: «Что такое счастье? Какого человека можно назвать счастливым?».
Сравнивают и уточняют свою формулировку.
Умения правильно анализировать текст, формулировать ответы.
2.Умения самостоятельно выделять и формулировать главную мысль.
Взаимодействуют с учителем и одноклассниками.
Умения владеть монологической и диалогической формами речи, слушать и вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем.
Контролируют и корректируют ответы.
Умения дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.
III. Операционно — исполнительный (25 мин)
1. Предлагает заполонить схему «Когда человек чувствует себя счастливым?» (приложение №1). Обращает внимание учеников на стрелку без готового ответа, задавая вопрос: «Может ли быть человек счастливым, не принося пользу обществу и не заботясь об окружающих?».
2. Задаёт вопрос: «Как человек может стать счастливым?», показывает примеры на слайдах (приложение №3), предлагает сравнить и дополнить схему.
3. Чтобы помочь разобраться в этом вопросе, предлагает послушать сообщения учащихся о православных монастырях и храмах Курского края, приготовленные дома.
4. Выслушав выступающих, подводит детей к выводу, что нам есть чем гордиться, ведь мы живём в таком интересном и богатом историческими событиями крае, который почитает православные традиции…И это приносит нам счастье.
5. Задаёт вопрос: «Только ли любовь к Родине делает человека счастливым?». Чтобы разобраться, предлагает порассуждать над значением выражения Иоанна Кронштадтского: «Какое имя Богу нашему? -Любовь, Благость, Человеколюбие, Щедроты. Когда молишься, зри сердечными очами, что перед тобой стоит Любовь и Благость, что тебе внимает Человеколюбец…».
6. Задаёт вопрос: «Благодаря чему возможна любовь к Богу?».
7. Объясняет: «Потерявший Веру становится несчастным. Человек тяжело воспринимает окружающий его мир…Всё становится враждебным, и он может попасть в беду, потеряв духовный путь…». Зачитывает стихотворение Ф.Тютчева (приложение №6)
1. Рассуждают по данному вопросу, приходят к выводу, что человек счастливым может быть тогда, когда способен приносить пользу другим людям(приложение №2).
2. Приводят примеры из жизни, но затрудняются дополнить недостающий ответ.
3. Выступают с докладами. (приложение № 4)
4. Делают вывод: «Чтобы стать счастливым – нужно любить свою Родину, Отечество». (приложение №5)
5. Делают вывод, что любовь – это Бог. Если есть любовь в сердце, в душе, то ты счастлив.
6. Отвечают, что для этого необходима Вера.
7. Делают вывод, что счастье, любовь и вера – понятия неразделимые.
Умения
самостоятельно работать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, решать проблемы, формировать понятия, делать обобщения, выводы.
Взаимодействуют с учителем и товарищами в группе, обращение к учителю за помощью, сотрудничество в группе, слушают ответы товарищей, задают вопросы, высказывают своё мнение.
Умение слушать и вступать в диалог, учёт позиций других людей, постановка вопросов и активное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической нормами речи, адекватно использовать письменную речь, устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы.
Мобилизация сил,
определение и понимание учебной задачи, распределение времени, контроль правильности ответов.
Планирование учебной деятельности и работа по плану, контроль и оценка своей деятельности и деятельности одноклассников.
IV. Рефлексивно — оценочный (5 мин)
Предлагает ответить на вопросы. Выставление отметок.
Предложение детям дать оценку урока и своей деятельности на уроке, просит продолжить предложения:
Сегодня на уроке:
Я узнал…..
Я научился….
Я хотел бы узнать …
Самым интересным было … и т. д.
Отвечают на вопросы Оценивают свою работу.
Умения извлекать необходимую информацию, умение строить речевое высказывание, анализировать свою деятельность.
Участие в обсуждении в фронтальном режиме.
Слушают товарищей, высказываются сами.
Умения продуктивного взаимодействия и сотрудничества с учителем и одноклассниками.
Умения слушать выражать свои мысли.
Контроль правильности ответов обучающихся, самоконтроль понимания вопросов. Самооценка своей деятельности на уроке.
Умения слушать, уточнять и дополнять ответы. Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля. Умение оценивать качество и уровень усвоения материала. Понимание ценности и значимости выполненной работы.
V. Домашнее задание (3 мин)
Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания 1. Записать в тетради высказывания известных людей, раскрывающие понятия «счастье»,«любовь», «вера», «гордость».
2. Продолжаем готовить сообщения о православных храмах города Курска.
Воспринимают информацию, выбирают уровень задания, уточняют информацию, фиксируют информацию в дневнике.
Извлечение необходимой информации.
Слушают учителя, задают вопросы на уточнение.
Продуктивное взаимодействие и сотрудничество с учителем.
Осуществляют выбор задания.
Осуществление выбора задания, прогнозирование и предвосхищение результата и уровня усвоения.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 5
Приложение 6
Наш век
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры — но о ней не просит…
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня! — Я верю, боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..»
Автор: Ф. И. Тютчев
infourok.ru
Конспект урока по ОДНКНР в 5 классе. Тема «Плод добрых трудов славен»
28.11.16 год. Конспект урока по ОДКНР. 5 класс. (12 урок)
Тема: «Плод добрых трудов славен»
Цель: закрепить представление о труде как основополагающем задании Бога человеку творчески возделывать и преображать окружающий мир.
Планируемые результаты:
Личностные: определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.
Метапредметные: анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.
Предметные: организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.
Задачи:
Обучающая: познакомиться с тем, как Библия повествует о труде Бога и человека;
Развивающая: осознать, что в христианстве труд воспринимается как Божий дар человеку: что труд дан человеку Богом для того, чтобы изменяя мир, человек менял самого себя
Воспитывающая: усвоить, что не всякий труд облагораживает мир и человека.
Ключевые понятия урока: райский сад, мудрость, трудиться в поте лица.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, выборочное чтение, самостоятельная работа с учебником, как источником информации, творческая работа, устный рассказ на тему.
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: «труд»!
В.Брюсов
Ход урока
1 Организационный момент.
Выходя поутру из ворот,
Понимаешь, у каждого в жизни,
Предостаточно бед и забот…
Разве любы нам хмурые лица,
Или чья- то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться,
И ответную искру зажечь.
— Давайте мы тоже улыбнемся друг другу, чтобы искорки доброты загорелись в каждом из нас
2.Актуализация знаний.
-На прошлом уроке мы говорили с вами о защитниках Отечества
Блиц-опрос
-Какая война называется справедливой? (оборонительная)
-Чьи это слова: «Всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Иисусу Христу-цитата из Евангелия)
-В каком году французский император Наполеон привел свою армию в Россию? (1812)
-Справедливой ли была Отечественная война 1812 года для России?
-Какое событие произошло в 1380 году? (Куликовская битва)
-Какой князь возглавил русские полки и дал отпор монголо-татарам в 1380 году? (Дмитрий Иванович Донской)
-Каких монахов благословил Сергий Радонежский на битву с врагом?
-Почему князя Дмитрия Ивановича прозвали Донским? (за победу на -Куликовом поле)
-Почему воин-христианин не боится смерти? (верит в бессмертие души)
3 Целеполагание
Рабочая тетрадь Задание 2.
— Прочитай стихотворение поэта Николая Заболоцкого.
Не позволяй душе лениться!
Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Гони ее от дома к дому, Тащи с этапа на этап, По пустырю, по бурелому Через сугроб, через ухаб! Не разрешай ей спать в постели При свете утренней звезды, Держи лентяйку в черном теле И не снимай с нее узды! | Коль дать ей вздумаешь поблажку, Освобождая от работ, Она последнюю рубашку С тебя без жалости сорвет. А ты хватай ее за плечи, Учи и мучай дотемна, Чтоб жить с тобой по-человечьи Училась заново она. Она рабыня и царица, Она работница и дочь, Она обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! |
— Как вы понимаете выражение « Душа обязана трудиться»? О каком труде идет речь?
— А какой еще бывает труд? (Физический)
— Предположите, какова будет тема нашего урока.
4 Работа с учебником
-Прочитайте название темы урока в учебнике. С 92
— Прочитайте вопросы из рубрики «Вы узнаете»
5 Работа над новым материалом
Работа в парах по карточкам:
1 Почитайте текст на с 92 2 Ответьте на вопросы: — Какие заповеди получили первые люди от Творца? Расскажите об этом товарищу по парте . — Что такое пост? Обсудите в паре, можно ли это слово сопоставить с военным термином, связанным с охраной какого-либо объекта? Какой «объект» в этом случае охраняется? (Пост – это ведь еще внутренняя сосредоточенность, готовность дать отпор врагу – собственным грехам и страстям). |
6. Проверка понимания прочитанного текста
— Выборочное чтение
-Могли ли первые люди вкушать плоды с древа познания?
— Что должен был сделать человек, прежде, чем вкусить плоды?
-Какой путь он предпочел? Как вы думаете, почему? (Потому, что он предпочел более легкий путь)
— Послушайте стихотворение:
«Завтра! Завтра! Не сегодня!» —
Так ленивцы говорят. –
«Завтра всё я сделать рад.
Хоть в день праздника Господня!
А сегодня отдохну,
Завтра свой урок начну.
Завтра не хочу лениться!
Завтра – надо потрудиться!
Б.Фёдоров.
— Что вы можете сказать о герое этого стихотворения? ( Таких людей называют лентяями)
— О труде люди придумали немало пословиц. Прочитайте пословицы. На какие две группы вы бы их поделили? Почему? Одни пословицы говорят о пользе труда, другие пословицы придумали лентяи)
Больше дела — меньше слов
От работы не будешь богат, а будешь горбат.
Глазам страшно, а руки делают.
Работа не волк, в лес не убежит
Торопливый, дважды одно дело делает.
Без труда нет плода.
Муравей невелик, а горы копает.
Кто ленив с сохой, тому все год плохой.
-Разделите пословицы на группы. Пословицами какой группы вы будете пользоваться в своей жизни?
7. Физминутка.
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
8 Продолжение работы над новым материалом.
— Итак, по рассказу Библии, самые первые грехи в истории человечества – это лень и гордыня. Человек решил стать «как бог», но без Бога и безо всякого труда. Такой странный замысел попробовали реализовать первые люди. И это кончилось бедой. Именно с этой поры люди перестали видеть Бога и утратили свое бессмертие.
Но Бог не оставил людей. Он обещал им послать Спасителя (Христа). И еще Он ввел в нашу жизнь необходимость повседневного труда – уже «в поте лица своего».
— Совсем рядом с нашими Сухиничами есть монастырь, в котором жила и закончила свой земной путь матушка Сепфора. Она много работала днем, а ночью так мало спала, что «и лапотков порой не снимала».
— На прошлом уроке мы говорили о Сергии Радонежском. Посмотрите на иллюстрацию. Прочитайте ее название. Эти люди работали «в поте лица своего». Как вы понимаете это выражение?
— Ваши родители тоже много трудятся. Когда мы работали над проектом «Профессии наших родителей», мы узнали, где они трудятся. Заканчивается их рабочий день, когда они приходят домой? Чем им приходится заниматься?
— Какую помощь вы можете им оказать?
Как бы жизнь не летела-
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело-
Тем живём на земле.
А. Лесных
9 Работа с учебником
— Может ли труд быть вреден?
— Прочитайте второй абзац на с 93
— Определите, какой труд вреден для человека?
— Комментированное чтение учебника стр.93 .
— Коллективное обсуждение проблемы.
Составим два синквейна, в которых отобразим основные качества полезного и вредного людям труда. Пользуйтесь текстом учебника.
Работу выполним, разделившись на две группы.
(Примерные синквейны)
Труд Честный, усердный Созидает, славит Бога, закаляет Приносит пользу людям Лекарство от лени | Труд Низкий, бесчестный Обогащает, не приближает к Богу, вредит Приносит боль и вред людям Разрушает душу |
10 Закрепление
-Какие заповеди получили первые люди от Творца?
-Что такое пост?
-В чем грех первых людей?
-Почему человек должен трудиться?
— Каким бывает труд?
—Какой труд важнее?
— Всякий ли способ зарабатывания денег хорош для христиан?
— Обязательно ли надо помогать ближним?
11 Домашнее задание. Задание 1 в тетради
Подумать, что значит выражение «работать на совесть»?
12 Рефлексия.
Продолжите фразу:
— Теперь я знаю …
— Теперь я умею …
— Теперь я буду …
— Теперь я не буду …
multiurok.ru