cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы претича конспект урока 5 класс: Методическая разработка: конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Древнерусская литература. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания». | План-конспект урока по литературе (5 класс) по теме:

Методическая разработка: конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Древнерусская литература. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания». | План-конспект урока по литературе (5 класс) по теме:

Открытый урок литературы в 5  классе

с применением

технологии развития критического мышления

через чтение и письмо

Тема: «Древнерусская литература.

 «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Герои летописного сказания».

Тема: «Древнерусская литература. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания».

Класс: 5

Предмет: литература

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2011 г

Название раздела, темы: Из древнерусской литературы. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Тема мероприятия: Древнерусская литература. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания.

Цели урока: знакомство обучающихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере летописного сказания «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Задачи:

  • познакомить учащихся с летописным рассказом с помощью приёма «чтение с остановками»;
  • Показать патриотизм героев летописи:
  • Прививать любовь к родному языку и родной истории;
  • Привитие навыков работы с текстом
  • стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся с помощью приемов: составление рассказа с помощью ключевых слов, «двухчастный дневник», «вставь пропущенные слова», синквейн, кластер;
  • способствовать развитию  личных достижений учащихся через творческую активность.

развивать навыки монологической речи; продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; развивать навыки самостоятельной работы; повысить мотивацию к познанию, формирующую интерес обучающихся, что значительно способствует самообразованию и повышению уровня обученности; развивать творческие способности и образное мышление

  • воспитывать бережное, уважительное отношение к книге; способствовать формированию эстетической восприимчивости обучающихся; воспитывать патриотизм, интерес к истории своей страны; формировать интерес к литературе.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с содержанием летописного сказания как с особым литературным жанром, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие  моральной готовности противостоять Злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать. На примере отношения героев сказания к Родине прививать у детей чувство патриотизма.

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник,  раздаточный материал.

Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.

Межпредметные связи:  история, география, живопись.

               Ресурсы сети Интернет:

  1. Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе (http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/3.html)
  2. Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 5 класс. Методические советы (http://www.prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_5kl_Metod/2.html#3)
  3. Издательство «1 сентября» http://festival. 1september.ru
  4. Ершова Н.О. «Подвиг отрока киевлянина» http://www.proshkolu.ru

Тип урока: урок формирования новых знаний, умений и навыков.

Педагогические технологии: технология развития критического мышления

ХОД УРОКА:

1 стадия «Вызов»

  1. Эмоциональный настрой на урок

— Здравствуйте, отроковицы! Здравствуйте, отроки, из коих в будущем вырастут достойные мужи!

В лето 2013 на Русской земле, не в Киеве, где течёт могучий Днепр и Лыбедь, не в Переяславце на Дунае, а в селе Шушкодом начинается наш урок. И не зайдут к нам княгиня Ольга, князь Святослав, воевода Претич. Не потревожат нас никакие печенеги. Надеюсь, ни один отрок не будет изнемогать, тужить и сокрушаться. А выступим мы в роли сторожей, сядем в ладью знаний и отправимся в путешествие…

Как вы думаете, в какую литературу? (древнерусскую)

-Почему вы так решили? (устаревшие слова в приветствии, оборот «в лето»)  Слайд 1

— Какие произведения так начинались? (Летопись)

— Что известно по этой теме? Составим кластер

  1. Приём «составление кластера»

Летопись

«Повесть временных лет», Нестор, летописец, запись по годам, исторические события т. д.

-Какие ключевые слова встретились в моём приветствии?

  1. Работа с незнакомыми словами (ключевыми)

СЛАЙДЫ

печенеги — тюркоязычный народ, пришедший на Русь  с юго-востока, из южных степей, кочевники, хорошие воины

отрок – мальчик-подросток   в возрасте 9—15 лет. В Древней Руси словом отрок называли также княжеских слуг

муж – взрослый мужчина, воин, богатый и знатный человек

дружина — отряд воинов на службе у князя.

воевода – начальник войска, дружины

сторожа – передовые, разведывательные отряды

ладья – лодка

затворяться – закрываться

тужить-  горевать

сокрушался — сильно печалился

     Лыбедь – название реки, которая впадает в Днепр

Претич – воевода Святослава

Ольга – княгиня, мать Святослава

Святослав — великий князь киевский. В 967 г. он отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси.

4. Приём «Ключевые слова»

Используя ключевые слова, которые вы видите на слайде, попробуйте составить рассказ-предположение

Эти слова и эти герои встретятся в отрывке из «Повести временных лет». Попробуйте угадать события и факты, о которых пойдёт речь.

-Что бы вам хотелось узнать сегодня на уроке (целеполагание)

2 стадия «Осмысление»

  1. Приём «Чтение с остановками». (Аудиозапись)

1 остановка, заканчивая словами «Изнемогали люди от голода и жажды»

-Когда происходят события?

-Где был Святослав?

-Кто остался в Киеве?

-Почему нельзя было выйти из города?

-Почему люди изнемогали?

-Как вы думаете, что произойдёт дальше?

2 остановка, заканчивая словами «… но не могли ему ничего сделать»

-Почему люди той стороны Днепра не могли прийти на помощь?

(Киев в те времена был обнесен крепостной стеной с воротами и располагался на высоком холме над Днепром, там, где в Днепр впадает небольшая речка Лыбедь. Печенеги окружили город, но на том берегу собрались русские люди — «люди той стороны Днепра», и они могли бы помочь осажденным.)
-Что хотели передать киевляне на ту сторону?

-Почему отроку удалось обмануть печенегов?

-Как бы вы поступили на месте юноши?

-Как вы думаете, что произойдёт дальше?

3 остановка, заканчивая словами «… погубит нас Святослав»

-Куда привезли отрока?

-Что он сказал?

-Что на это ответил Претич?

-Как бы вы поступили на месте воеводы?

-Как будут развиваться события дальше?

4 остановка, заканчивая словами «И отступили печенеги от города»

-Почему печенеги побежали от города?

-О чём спросил печенежский князь?

-Как обманул воевода печенегов?

-Чем окончился их разговор?

— Как вы думаете, чем закончится рассказ?

Чтение до конца

-Как вы понимаете слова киевлян?

-Почему Святослав сразу же поехал в Киев?

-Что бы случилось, если бы князь не захотел вернуться?

-Как бы вы поступили на месте князя?

  1. Приём «Двухчастный дневник»

Я  предлагаю вам приступить к вдумчивому размышлению над прочитанными страницами

1 группа

В левой части дневника записаны цитаты из текста, справа нужно их прокомментировать

Цитата

Комментарий

«В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю»

«И стали тужить люди в городе»

«Видя это, печенеги устремились за ним, стреляли в него из луков…»

«И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили»

«Князь же печенежский сказал Претичу: «Будь мне другом»

«Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул»

Святослав … сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов

2 группа

Подберите из текста нужные цитаты, которые отражают данный комментарий

Цитата

Комментарий

В 968 году печенеги впервые напали на Русь

Люди в осаждённом Киеве стали печалиться

Отрок киевлянин  сильно рисковал

Воевода Претич с дружиной смело поехал к городу, не испугавшись печенегов

Князь печенегов решил заключить мир

Киевляне осудили князя Святослава

Святослав испытывал чувство вины

  1. Приём «Вставь пропущенные слова» (Задания для 3 группы)

Учащимся предлагается готовый  текст по анализу изучаемого художественного произведения, но некоторые слова (фразы) в данном тексте пропущены,  и учащийся должен вставить их.

«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича» — это отрывок из ________________________________________________________________

События летописного сказания происходят ___________. Святослав был в

 ________________________,а Ольга с внуками________________________.

Герои прочитанного летописного рассказа в большинстве своем занимают в обществе высокое положение: Претич — _____________, он заключает мир с _______________князем; Святослав — ____________, княгиня Ольга — его______.

Отрок киевлянин совершает подвиг. Он прошёл через стан противников, говоря ____________________. Если бы печенеги додумались, что он ___________ , они бы ____________ его.

Хитрость ________________ Претича заключалась в том, что он не признался_____________ князю в том, что Святослав далеко от_______________________, а произнёс, будто он возглавляет передовой отряд, а __________ идёт следом.

Летописец не одобряет Святослава. Это заключается в словах киевлян:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Последними словами летописец подчёркивает, что самое важное – это _________.

Афиширование наработанных результатов.

Физкультминутка

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И – направо! И еще

Через левое плечо!

Буквой «л» расставим ноги.

Точно в танце — руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

Вот мы руки развели,        

( Руки разводим в стороны)

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились

Ниже дети, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь!        

( Наклоны вперед)

  1. Рефлексия

Рассмотрите, пожалуйста, репродукцию картины художника Александра Иванова «Подвиг молодого киевлянина». (Слайд)

Подумайте, таким ли вы себе его представляли. Попробуйте описать её дома, используя приём «Вставь пропущенные слова»

Художник ___________________не стремится к исторической достоверности костюмов и пейзажа. Для него важнее показать патриотический порыв_________, спасающего свою _______________от врагов.
      Мы видим_________, который, перебежав через стан врагов, на берегу ________скинул с себя_________ и торопится броситься в воду, чтобы переплыть __________. За фигурой юноши мы видим  ___________ с развевающимися _________и гривой, над ним на фоне грозно темнеющего вечернего ________ распластались кажущиеся черными ветви _______. Правее коня мы угадываем бледные силуэты ___________ всадников, скачущих, чтобы догнать героя. За ними — контур крепостных стен осажденного печенегами ____________.
      В нижнем левом углу мы видим полоску _________, окаймленную травой. На берегу, опершись рукой о речное песчаное дно, лежит русский _________ в кольчуге, в груди его торчит оперенная _________. Другую __________, уже вынутую из раны, он держит в правой _________. Лицо его выражает страдание и _____________________, что юноша спасет родную ______________, за которую воин пролил свою ____________. Левая рука его ________________, словно своим жестом он хочет благословить _________, но сил ему не хватает. Серебристая________________, на которую отбрасывает отсвет плащ юноши, алый ремень и алые же элементы одежды связывают образы _________ и раненого ___________ в одно _____________.
      Главный герой картины, киевский___________, изображен___________. В правой руке у него ____________, он придерживает алый развевающийся _____________, благодаря которому передается стремительность движения юноши. В лице его сосредоточенность, стремление, но не ____________. Он хочет добраться до русского ________________, но не желание остаться в живых движет им: его задача — передать воинам важную ____________. Тело его освещено светом _________________, которая занимается слева, за _______________, где стоят войска русского воеводы _________________.
      С помощью картины _________________________ рассказывает нам, как через тревогу, страх и темноту человек стремится к _____________________, к победе над __________________.

На слайде слова Д.С.Лихачёва: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси. Прошлое должно служить современности» (Слайд)

Как вы понимаете слова Д. С. Лихачева: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери — Древней Руси»?
      Мы должны быть благодарными сыновьям Древней Руси за то, что они в тяжелой борьбе с захватчиками отстояли независимость нашей земли, подавая нам пример внутренней силы и душевной стойкости. Наша признательность может выражаться в бережном отношении к памятникам русской старины, во вдумчивом и внимательном изучении истории и в заботе о красоте и процветании нашей современной России. Наша страна — это наше наследство, и мы должны заботиться о ней и потом передать нашим детям.
      Может ли повествование об отроке-киевлянине «служить современности»?
      Повествование о подвиге отрока-киевлянина может служить современности, являя пример мужества и самоотверженности ради спасения родной земли.

Приём «Синквейн»

-Составьте, пожалуйста, синквейн по теме нашего урока (задание по группам)

Подвиг

Отважный, смелый

Спасает, рискует, стремится

Поступок ради спасения Родины

Смелость

Воевода

Хитрый, смелый

Обманывает, спасает, решается

Умеет принимать важные решения

Смельчак (богатырь, начальник)

Урок

Интересный, увлекательный

Учит, знакомит, воспитывает

Главное – любовь к Родине

Знания

(Слайд)

Урок окончен.

Конспект урока литературы в 5 классе на тему «Подвиг отрока-киевлянина и воеводы Претича»

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

«ПОДВИГ ОТРОКА-КИЕВЛЯНИНА И ХИТРОСТЬ ВОЕВОДЫ ПРЕТИЧА»

Цели урока: 1. Древнерусская литература — что это такое? Дать понятие древнерусской литературы.

2. Знакомство с созданием и основной мыслью повести «Подвиг отрока…»;

3. Развитие умения формулировать тему произведения,

4. Научить делать выводы по прочитанному; обучать составлению цитатного плана.

Наглядность: Иллюстрации по теме урока

Ход урока

I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

В Х веке на Русь приходит новая вера – христианство. (Из предыдущих уроков  учащиеся  помнят, что до этого времени (988 г. н. э.) существовало язычество.) В связи с этим возникает необходимость в широком насаждении веры, и книги могут помочь в этом.

Прежде  всего  князь  Владимир приглашает в Россию ученых-филологов из Болгарии – братьев Кирилла и Мефодия. Они создают новую азбуку, которая и теперь используется нами и называется «кириллицей». С ее помощью письмо стало проще, доступнее. Старославянская письменность угасает.

С появлением новой, более легкой письменности, растет количество образованных людей.

Так, книга сыграла громадную роль в насаждении, а затем укреплении христианства на Руси. Сначала все книги были переводными, привозили их из Византии, Болгарии. Но уже в XI в. появляются сочинения древнерусских  писателей,  например, «Слово о Законе и Благодати» Илариона, летописи (жанр, свойственный только Руси), «Повесть временных лет» – XII в., различные «Жития…»

Заканчивается период древнерусской литературы в XVII в.

«Повесть временных лет» – первый памятник литературы, дошедший до наших дней. Что значит «временных»? Минувших, давно прошедших. В это произведение включены легенды, предания. В них нашли отражение такие темы, как национально-патриотическая, борьбы княжеств за объединение и другие.

Повесть «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича», вошедший в «Повесть временных лет», повествует о событиях, произошедших «В лето 6476 г.» (968 г.), о захвате русских земель печенегами.

II. Знакомство со статьей «Из древнерусской литературы» (учебник, с. 45).

III. Работа над вопросами и заданиями учебника, данными после статьи.

IV. Чтение повести учащимися, умеющими хорошо и выразительно читать.

Параллельно с освоением текста ведется словарная работа с выписыванием на доску трудных слов.

V. БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:

1. Какой подвиг совершил отрок-киевлянин?

2. В чем заключалась хитрость воеводы Претича?

3. Что помогло отроку справиться с заданием воеводы?

4. Какие черты характера вы увидели в отроке? (Смелость, бесстрашие, ум, желание защитить свой город.)

5. Какая тема пронизывает это произведение? (Любовь к Родине – вот основная  тема  повести.  Все  герои  сплотились,  все  преследуют  одну цель – прогнать врага с родной земли. Не имея возможности победить врага силой, жители применили такое оружие, как хитрость, после чего их действия увенчались успехом. )

VI. СОСТАВЛЕНИЕ ЦИТАТНОГО ПЛАНА.

План (примерный)

1. «Пришли… печенеги на Русскую землю, а Святослав был… в Переяславце…»

2. «…затворилась Ольга в Киеве со внуками…»

3. «Осадили печенеги город…»

4. «Стали тужить люди… искать, кто бы мог перейти на ту сторону…»

5. «Вышел отрок с уздечкой».

6. «Сообщил о беде дружине».

7. «Дружина приблизилась к городу. Печенеги подумали, что пришел сам князь, и побежали от города».

8. Хитрость Претича.

9. «И подали они друг другу руки…» (Претич и печенежский князь.)

10. «…послали киевляне к Святославу…»

11. «Святослав… сел на коня и пришел в Киев с дружиною… прогнал печенегов… и был мир…»

VII. Пересказ повести по плану.

VIII.

Наблюдение над языком повествования.

Разбор вопроса 2 (учебник, с. 49).

IX. РАБОТА НАД РЕПРОДУКЦИЕЙ КАРТИНЫ ХУДОЖНИКА А. ИВАНОВА «ПОДВИГ МОЛОДОГО КИЕВЛЯНИНА».

Учащиеся отмечают, что изобразил художник на ближнем и дальнем плане картины; какие чувства отразились на лице юноши; почему он так стремителен; высказывают мнение о картине (нравится или не нравится).

X. ОБОБЩЕНИЕ.

Чтение отрывка из книги «Земля родная» Д. С. Лихачева – «Прошлое должно служить современности!»

Домашнее задание: на усмотрение учителя.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»

Спрашивается, почему поступок юноши можно назвать подвигом. Народная

Древнерусская литература

«Подвиг отрока-киевского и хитрость воеводы Претича»

При подведении итогов работы учителю важно еще раз повторить то, что древнерусское литературы, что для нее характерно, насколько хорошо учащиеся справились с заданиями — пересказать, составить план, провести словарную работу, т. е. составить словарь. Как правильно они поняли, в чем состоял подвиг юноши из Киева, хитрость воеводы Претича, в чем смысл сказанного…

1 Коллективно смотрим и обсуждаем с помощью словаря значение слов «этикет», «деликатность».

Данилов А. А. Литература России XIX века. 5 класс: учебник. для общеобразовательных учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — 10-е изд. — М.: Просвещение, 2009. — 287 с., Л. ил., карт.

Планы уроков литературы для 5 класса скачать, учебники и книги бесплатно, развитие уроков литературы онлайн

Содержание урока

конспект урока опорная рамка презентация урока ускоренные методы интерактивные технологии практика задания и упражнения самопроверка мастер-классы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания вопросы для обсуждения риторические вопросы от учащихся иллюстрации

аудио, видеоклипы и мультимедиа фото, картинки графика, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения

рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалок учебники основной и дополнительный словарь терминов прочее

Улучшение учебников и уроков

исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы нововведений на уроке замена устаревших знаний новыми

Только для учителей

идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации дискуссионные программы интегрированные уроки

Гудзик Юлия Сергеевна
Конспект урока «Подвиг юноши-киевлянки и хитрость воеводы Претича». Герои летописи

Субъект : Подвиг юноши из Киева и хитрость воеводы Претича ». Герои хроники .

Цель : показать героическое и духовно-нравственное содержание произведений древнерусской литературы Например летописный рассказ «».

Планируемые результаты.

Предмет Метапредмет

Во время занятий.

1. Орг. момент

2. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

Расскажите о происхождении древнерусской литературы, жанрах, «Повести временных лет»

.

(см. методику Еремина стр. 74-75)

В каком году произошло крещение Руси.? (998 — крещение Руси)

Древнерусская литература возникла в XI (11) век.

Что хроника ? ( хроника — описание событий по году (В лето 997 )

3. Работа по теме урок .

Все ли слова в названии работы понятны? Какое слово непонятно?

( lad — Это ребенок от 7 до 15 лет)

Что такое feat ? (Доблестный, подвиг , важный поступок, совершенный в тяжелых условиях. ) Знаете ли вы хоть одного человека, совершившего подвиг ?

Как вы думаете, о чем эта работа?

У нас есть отрывок из летописи , которую принято называть «Повесть временных лет» . Помните что такое

хроника ? Или, может быть, кто-то знает имя монаха- летописец ?

Чтение или прослушивание фонографа рассказ « Подвиг юноши Киевской и хитрость воеводы Претича ».

4. Беседа по содержанию рассказ :

Чтение первого отрывка.

В летний 6476 (968) . Впервые на русскую землю пришли печенеги, и Святослав был тогда в Переяславце, а Ольга заперлась с внуками в городе Киеве. И печенеги силой осадили город великий : их было бесчисленное множество по всему городу, и невозможно было ни покинуть город, ни отправить сообщение. Нельзя было взять коня напиться : печенеги стояли на Лыбеди. Люди изнемогали от голода и жажды.

Что означает выражение лето 6476 с какого момента велось летоисчисление в древней Руси (от сотворения мира) .

Кто такие печенеги? Святослав? (СВЯТОСЛАВ?-972 г., великий князь Киевский, был исключительно активным князем. Начиная с 964 г. совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы. Он освободил вятичей от власти хазар, г. воевал в Волжской Булгарии г., разгромил в 965 г. Хазарский каганат, что способствовало укреплению внешнеполитических позиций России. В 967 г. он отправился в поход на Болгарию, чтобы в г. отвоевать у нее г. земли на Дунае. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси.

В это время земли, на которых жили разгромленные Святославом хазары, заняли новые кочевники — печенеги. Когда Святослав со свитой находился в Переяславце, вдали от родного Киева, печенеги впервые напали на стольный град, о чем сообщает нам летописный отрывок .)

Чем знаменита княгиня Ольга?

Столицей какой страны сегодня является Киев?

Что такое Лыбидь? (Речка, впадающая в Днепр. )

2. Чтение 2-го отрывка.

А люди с той стороны Днепра собрались в лодки и встали на другую сторону. И нельзя было ни одному из них войти в Киев, ни из Киева к ним. И люди стали горевать в городе и сказал :

Есть ли кто может переправиться на другую сторону и сказать им : если вы утром не подойдете к городу, мы сдадимся печенегам .

И один мальчик сказал :

Я позвоню.

И ответили ему :

Что означает слово горевать (оплакивать) .

В этом отрывке все понятно? Кому отрок должен передать сообщение от киевлян?

3. Чтение третьего отрывка.

Он вышел из города, держа в руках уздечку, и побежал через стан печенегов, спрашивая их :

Кто-нибудь видел лошадь?

Ибо он знал печенежский язык, и они приняли его за свой. А когда приблизился к реке, то, скинув с себя одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев это, печенеги бросились за ним, стреляли в него, но сделать ему ничего не могли.

На том берегу увидели это, подъехали к нему на лодке, посадили в лодку и привезли в отряд. И сказал им хлопец :

Если завтра не подойти к городу, то люди сдадутся печенегам.

Губернатор сказал им , по имени Pretich :

Завтра мы поедем на лодках и, захватив принцессу и принцев, рванем в эту сторону. Если мы этого не сделаем, то Святослав нас погубит.

Вы все поняли из этого отрывка?

Какие слова вам трудно объяснить? (Ладья — большая лодка, гребная или парусная. Воевода — предводитель древнерусского войска, княжичи — дети князя.)

Почему подвиг отрока назван в летописях подвигом ? Чем рисковал парень ?

4. Чтение четвертого отрывка.

На следующее утро, ближе к рассвету, они сели в лодки и громко затрубили, и люди в городе закричали. Печенеги подумали, что пришел сам князь, и бежали из города. И вышла Ольга с внуками и людьми на лодки. Печенежский князь, увидев это, вернулся один к губернатор Претич и спросил :

Кто пришел?

И он ответил ему :

Люди с той стороны Днепра.

Печенежский князь снова спросил :

Ты не князь?

Претич ответил :

Я его муж, я пришел в сторожах, а за мной полк (армия) с собой князь : их бесчисленное множество.

Итак, он сказал , чтобы пригрозить им. Князь печенегов сказал Претич :

Будь моим другом.

Он ответил :

Я так и сделаю.

И пожали друг другу руки, и дал печенежский князь Претич коня , саблю, стрелы. Он дал ему кольчугу, щит и меч. И печенеги отступили от города.

Почему печенеги убежали из города?

Почему печенежский князь предложил Претич дружбу ?

Какой хитрый претич ? Какой смысл обмениваться подарками?

5. Чтение последнего отрывка.

И киевляне послали к Святославу с словами :

Ты, князь, чужую землю ищешь и о ней заботишься, а свою оставил. И нас чуть не взяли печенеги, и твою мать, и твоих детей. Если ты не придешь и не защитишь нас, они нас возьмут. Не жалеете ли вы своего отечества, или свою старую мать, или своих детей?

Услышав это, Святослав быстро сел на коня и со свитой приехал в Киев. Он целовал мать и детей и оплакивал случившееся с ними от печенегов. И собрал он воинов, и погнал печенегов в поле, и был мир.

Что такое отсрочка? (Владение, унаследованное от отца.)

Отряд? (Отряд воинов на службе у князя.)

Что значит быть разбитым? (Чтобы очень грустить.)

В чем обвиняют киевляне князя Святослава?

Что сделал принц?

III. отражение. Выбор (письменный ответ на вопрос) .

1. Почему поступок хлопца можно назвать подвигом ?

2. Как вы думаете, согласившись на дружбу с печенежским ханом, хитрый Претич или был искренним ?

3. Как вы оцениваете поступок князя Святослава (вернулся и прогнал печенегов) .

Общий вопрос : какое слово (событие) на ваш взгляд самое главное в прохождении.

Учащиеся читают отрывок по абзацам, отмечая в каждом абзаце незнакомые и редкие слова, выписывая их и объясняя. Можно научиться работать с толковым словарем.

Связанные публикации:

Конспект занятия «Его подвиг не забыт» «Его подвиг не забыт» Ардинцев Яков Спиридоныч Задачи: 1. Познакомить детей с героями, рассказать, почему мы их помним. 2. Закрепите.

Конспект НОД для детей группы подготовки к школе. Тема: «Пионеры – герои Великой Отечественной войны» Цель: познакомить детей с событиями.

Конспект урока алгебры. Класс: 10 профиль Тема: Показательная функция, ее свойства и график Сценарий урока «Человеческий разум только понимает обобщение, когда сам делал или проверял». Л. Толстой Учитель: Егорова Н.М.

Конспект занятия по литературному чтению для 4 класса «Б. С. Житков «Как я ловил человечков» Дата 03.02.2010 Тема: литературное чтение Урок № 4 Тема урока: Б. С. Житков. «Как я ловил человечков» Цели урока: — образовательные:.

Повесть временных лет — это летопись, которая знакомит нас с подвигом киевской отроки, а именно об этом пересказе нам нужно написать сочинение. Чтобы писать, мы читали Летопись Повести временных лет и узнали о подвиге киевского отрока, при этом узнали не только о подвиге киевского отрока, но и о проделках воеводы.

Подвиг юноши киевлянина и хитрость воеводы

Подвиг юноши из Киева и хитрость воеводы уносит нас в глубокую древность в 968 год, во времена когда правил Святослав, а печенеги первые напал на русскую землю.
В то древнее время Святослав, князь киевский, часто совершал походы, и вот был он в походе в Пареяславце, далеко от Киева. А в это время под Киевом собрались печенеги. Принцесса закрыла ворота города, но люди голодали и нужно было что-то делать. Вот где древнерусская литература рассказывает о подвиге мальчика из Киева.

Какой подвиг совершил мальчик из Киева? В чем был подвиг киевлянина?
Парень из Киева — единственный мужественный человек, который вызвался покинуть город, пройти через печенегов и позвать на помощь. И ему это удалось. Так как он знал язык печенегов, то они приняли его за своего, а когда разобрались, отрок уже плыл по реке и стрелы печенегов не долетали до него.

Далее узнаем о хитрости губернатора Претича. Она заключалась в том, что воевода затрубил, пришел к печенегам и сказал, что это только часть войска Святослава, сам князь идет с большим войском сзади. Печенеги испугались и отступили. «Повесть временных лет», знакомящая с подвигом юноши-киевлянина и хитростью воеводы, заканчивается тем, что князь все-таки возвращается в Киев и гонит печенегов в степи. Но здесь мы видим, что автор рассказа не поддерживает Святослава, осуждает его, и это подтверждается словами рассказа, где автор говорит, что князь ищет чужие земли, а свои земли не защищает.

Юноша и воевода изображены мужественными, отважными героями, сумевшими отстоять город в отсутствие принца, хотя им пришлось применить хитрость и притворство.

Сочинение на тему: осенние зарисовки Сочинение на тему: НЕ ЛЮБИТЬ, ЗНАЧИТ НЕ ЖИТЬ Сочинение на тему: Белоствольная красавица Сочинение на тему: как я понимаю патриотизм (сочинение-размышление на актуальную тему) Сочинение на тему: дворянство

В 968 году впервые на Русь пришли кочевники-печенеги. Киевский князь Святослав воевал с Византией и был далеко от дома. Недалеко от города находился лишь небольшой отряд воеводы Претича.

Юноша из Киева совершил следующий подвиг: вышел из города и прошел через стан врагов, говоря на печенегском языке. Если бы враги догадались, что он из Киева, они бы схватили и убили его.

Хитрость воеводы Претича заключалась в том, что он не признался печенежскому князю, что Святослав далеко от Киева, а сказал ему, что он, воевода, ведет авангард, а за ним следует русский князь с бесчисленным войском. Печенежский князь испугался, попросил мира и отступил из города.

История заканчивается тем, что Святослав возвращается из чужой земли и гонит в поле печенегов. В последних словах летописец подчеркивает, что самое главное для человека – это покой.

Летописец уважает подвиг Юноша, сумевший пройти неприятельский стан и переплыть Днепр под стрелами, с пониманием относится к вынужденной хитрости Претича и не одобряет Святослава. Это неодобрение выражается в словах киевлян: «Ты, князь, чужую землю ищешь и о ней заботишься, а свою оставил». Смуты и голода могло и не быть, если бы Святослав был не в Переяславце на Дунае, а в родной земле.

Герои прочитанного летописного рассказа в основном занимают высокое положение: Претич — воевода, заключает мир с печенежским князем; Святослав — русский князь, княгиня Ольга — его мать. Только парень не занимает высокого положения, но его по праву можно назвать выдающимся храбрецом.

История подвига мальчика-киевлянина может служить современности, показывая пример мужества и самоотверженности ради спасения. Родина.

В «Повесть временных лет» вошли также народные предания — рассказ о молодом кожемяке (до 992) и рассказ о белгородском киселе (под 997). В «Повести о Кожемяке» ремесленник-кожемяк посрамляет дружину князя и спасает Русь от набега печенегов. Он совершил подвиг, которого не мог совершить ни один из дружинников князя Владимира, — победил могучего печенежского воина. «Повесть о белгородском киселе» — рассказ об обмане печенегов хитростью, когда они осаждали Белгород и в городе был сильный голод. Тогда по совету мудрого старца в колодец были спущены остатки киселя и меда, а после этого эти колодцы были показаны печенегам. Печенеги решили, что никогда не уморят город голодом и ушли обратно в степи.

Герои этих легенд не князья, а простые русские люди, которые по своей личной инициативе освобождают родную землю от врагов.

Как бесплатно скачать эссе? . И ссылку на это эссе; Про «Подвиг юноши-киевлянина и хитрость воеводы Претича» уже в ваших закладках.

Дополнительные сочинения по теме


    Талантливейшее произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» написано на рубеже XII-XIII веков, незадолго до опустошительного нашествия на Русь татаро- монгольские орды. Раздробленная страна, терзаемая княжескими усобицами, была легкой добычей воинственных кочевников: Брат сказал брату: «Это мое, и то мое». И начали князья говорить о малом «этом великом» И ковать крамолу на себя. Князь Игорь Святославич Новгород-Северский сломя голову бросился в дальний поход на половцев: …Мужеством храброе сердце обострил, Славным воинским духом воспылал И
    23 апреля 1185 года, во вторник, Игорь Святославич Новгород-Северский, сын его Владимир Путивль, племянник князь Святослав Ольгович Рыльский, вместе с присланными от Ярослава Всеволодовича Черниговского во главе с Олстином Алексичем Ковуевыми дружинами выступили в дальний степной поход против половцев без сговора с киевским князем Святославом. Итоги этой кампании были плачевны для России. Впервые в истории борьбы с половцами русским князьям — Игорю и брату его Всеволоду было
    Главный герой «Слова о полку Игореве» — князь Новгород-Северский Игорь Святославович. Он изображен смелым и мужественным, но в то же время безрассудным. Игорь идет в поход на половцев, «не сдерживая юности», без сговора с другими князьями, со своим небольшим войском. Он любит свою страну, но главная цель его похода — стремление к личной славе. Поэтому он не хочет возвращаться, считая зазорным, когда на его пути появляется дурное предзнаменование — солнечная
    Идеал автора — мужественный и сильный князь, способный победить врагов и отстоять русскую землю. Д. С. Лихачева «Слово о полку Игореве», несмотря на небольшой объем, произведение густонаселенное. Старые русские князья, их доблестные воины, женщины, в том числе незабвенная Ярославна, старики, дети — с одной стороны, а с другой — половецкие богатыри, хан Кончак, осторожный Гза и другие. И все это живая Киевская Русь, которая трудится, борется, страдает, скорбит, радуется, размышляет о жизни, восхваляет героев.
    г. Игорь Святославович Новгород-Северский, его сын — Владимир Путивль, племянник — князь Святослав Олегович Рыльский, вместе с отрядом, присланным от Ярослава Всеволодовича Чернигова, выступили в поход на половцев, не договорившись с киевским князем Святославом. У реки Оскол Игорь ждал своего брата Всеволода. Собрав всю свою дружину, князь Игорь пошел дальше. Застать половцев врасплох не удалось. Они уже были вооружены и готовы к бою. Игорь сказал своим солдатам, что стыдно возвращаться поздно и стыдно
    Один из памятников древнерусской литературы «Повесть временных лет» охватывает период русской истории с начала IX века до 1097 года. Первые слова этого произведения: «Вот рассказы временных лет, где от кого произошла русская земля, кто первый княжил в Киеве, и как возникла русская земля». «Повесть…» представляет собой обширную летопись, повествующую о возникновении и становлении Русского государства. Район, где жили славянские племена, занимал очень выгодное географическое положение. По протекающим здесь рекам можно было добраться до Рима,
    «Слово об отъезде Игоря» Литературный диктант I вариант 1. Кто «розтикався мыслю по дереву, типа кто хочет сочинить песню?» 2. Являюсь ли я какого-то первого старого князя, жившего до Игоря, угадывающего поэта? 3. Куда князь Игорь поставил свои полки? 4. Чей внук был настоящий Боян? 7. Что кричали наверху дерево, если Игорь сломался у его ног, принося несчастье?8. Каков итог

Занятие 10 СТАРОРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.»ПОВЕД КИЕВСКОГО ЛИКА И ХРУСТ ВОЕВОДА ПРЕТИЧА»

05.05.2015 14931 0

Цели: дать представление о древнерусской литературе; познакомить с созданием и основной идеей рассказа «Подвиг отрока…»; развивать умение формулировать тему произведения, делать выводы из прочитанного; научить составлять котировочный план.

Во время занятий

I. Вступительное слово преподавателя.

В десятом веке на Русь пришла новая вера — христианство. (Учащиеся помнят из предыдущих уроков, что до этого времени (988 г. н.э.) существовало язычества.) В связи с этим необходимо широкое насаждение веры, и в этом могут помочь книги.

В первую очередь князь Владимир приглашает в Россию филологов из Болгарии, братьев Кирилла и Мефодия. Они создают новый алфавит, который сейчас используется у нас и называется «кириллица». Писать стало проще и доступнее. Старославянская письменность исчезает.

С появлением новой, более легкой письменности растет число образованных людей.

Таким образом, книга сыграла огромную роль в насаждении, а затем и укреплении христианства на Руси. Сначала все книги были переведены, их привозили из Византии, Болгарии. Но уже в XI в. появляются произведения древнерусских писателей, например, Илариона «Слово о законе и благодати», летописи (жанр, свойственный только России), «Повесть временных лет» — XII век, различные «Жития…»

Период древнерусской литературы заканчивается в 17 веке.

«Повесть временных лет» — первое литературное произведение, дошедшее до наших дней. Что значит «временный»? Прошлое, давно прошло. Легенды и легенды включены в это произведение. В них отражены такие темы, как национально-патриотическая, борьба княжеств за объединение и другие.

Рассказ «Подвиг юноши из Киева и хитрость воеводы Претича», вошедший в «Повести временных лет», повествует о событиях, происходивших «Летом 6476 года» (968), о захвате русских земель печенегами.

II. Знакомство со статьей «Из древнерусской словесности» (учебник, стр. 45).

III. Работайте над вопросами и заданиями учебника, данными после статьи.

IV. Чтение рассказа учащимися, умеющими хорошо и выразительно читать.

Параллельно с освоением текста, работа со словарным запасом, запись трудных слов на доске.

V. Беседа по вопросам:

1. Какой подвиг совершил мальчик из Киева?

2. В чем была хитрость губернатора Претича?

3. Что помогло мальчику справиться с заданием губернатора?

4. Какие черты характера вы увидели в мальчике? (Мужество, бесстрашие, ум, желание защитить свой город.)

5. Какая тема пронизывает это произведение? (Любовь к Родине — главная тема рассказа. Все герои сплотились, каждый преследует одну цель — изгнать врага с родной земли. Не имея возможности победить врага силой, жители использовали такое оружие, как хитрость, после чего их действия увенчались успехом. )

VI. Составление плана цитирования.

План (ориентировочный)

1. «Печенеги пришли на Русскую землю, и Святослав был… в Переяславце…»

2. «…Ольга замкнулась в Киеве с внуками.. .»

3. «Печенеги осадили город…»

4. «Начали горевать люди… искать того, кто мог бы уйти на ту сторону…»

5.» Вышел мальчик с уздечкой».

6. «Я сообщил о беде отряду».

7. «Отряд подошел к городу. Печенеги подумали, что пришел сам князь, и бежали из города.

8. Хитрый претич.

9. «И подали друг другу руки…» (Претич и печенежский князь.)

10. «…киевляне послали к Святославу…»

11. «Святослав.. .. сели на коня и пришли с дружиной в Киев… погнали печенегов… и был мир…»

VII. Пересказ рассказа по плану.

VIII. Наблюдение за языком повествования.

Разбор вопроса 2 (учебник, стр. 49).

IX. Работа над репродукцией картины художника А. Иванова «Подвиг юного киевлянина».

Учащиеся отмечают, что художник изобразил на переднем и заднем плане картины; какие чувства отразились на лице юноши; почему он такой быстрый; выразить мнение о картине (нравится или не нравится).

X. Обобщение.

Чтение отрывка из книги Д. С. Лихачева «Родной край» — «Прошлое должно служить настоящему!»

Домашнее задание: на усмотрение учителя.

Цитаты из рассказа о подвиге киевской молодежи. Профессор Знаев

В 968 году впервые на Русь пришли кочевники-печенеги. Киевский князь Святослав воевал с Византией и находился далеко от дома. Недалеко от города находился лишь небольшой отряд воеводы Претича.

Юноша из Киева совершил следующий подвиг: вышел из города и прошел через стан врагов, говоря на печенегском языке. Если бы враги догадались, что он из Киева, они бы схватили и убили его.

Хитрость воеводы Претича заключалась в том, что он не признался печенежскому князю, что Святослав далеко от Киева, а сказал ему, что он, воевода, ведет авангард, а за ним следует русский князь с бесчисленным войском. Печенежский князь испугался, попросил мира и отступил из города.

История заканчивается тем, что Святослав возвращается из чужой земли и гонит в поле печенегов. В последних словах летописец подчеркивает, что самое главное для человека – это покой.

Летописец уважает богатырский подвиг Юноша, сумевший пройти сквозь неприятельский стан и переплыть Днепр под стрелами, с пониманием относится к вынужденной хитрости Претича и не одобряет Святослава. Это неодобрение выражается в словах киевлян: «Ты, князь, чужую землю ищешь и о ней заботишься, а свою оставил». Смуты и голода могло и не быть, если бы Святослав был не в Переяславце на Дунае, а в родной земле.

Герои прочитанного летописного рассказа в основном занимают высокое положение: Претич — воевода, заключает мир с печенежским князем; Святослав — русский князь, княгиня Ольга — его мать. Только парень не занимает высокого положения, но его по праву можно назвать выдающимся храбрецом.

История подвига мальчика-киевлянина может служить современности, показывая пример мужества и самоотверженности во имя спасения родной земли.

В «Повесть временных лет» вошли также народные предания — рассказ о молодом кожемяке (до 992) и рассказ о белгородском киселе (под 997). В «Сказке о Кожемяке» кожевник посрамляет княжескую дружину и спасает Русь от набега печенегов. Он совершил подвиг, которого не удавалось совершить никому из дружинников князя Владимира, — победил могучего богатыря-печенега. «Повесть о белгородском киселе» — рассказ об обмане печенегов хитростью, когда они осаждали Белгород и в городе был сильный голод. Тогда по совету мудрого старца в колодец были спущены остатки киселя и меда, а после этого эти колодцы были показаны печенегам. Печенеги решили, что никогда не уморят город голодом и ушли обратно в степи.

Герои этих легенд не князья, а простые русские люди, которые по своей личной инициативе освобождают родную землю от врагов.

Как бесплатно скачать эссе? . И ссылку на это эссе; Про «Подвиг юноши-киевлянина и хитрость воеводы Претича» уже в ваших закладках.

Дополнительные сочинения по теме


    Талантливейшее произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» написано на рубеже XII-XIII веков, незадолго до опустошительного нашествия на Русь татаро- монгольские орды. Раздробленная страна, терзаемая княжескими усобицами, была легкой добычей воинственных кочевников: Брат сказал брату: «Это мое, и то мое». И начали князья говорить о малом «этом великом» И ковать крамолу на себя. Князь Игорь Святославич Новгород-Северский сломя голову бросился в долгий поход на половцев: …Мужеством храброе сердце свое заточил, Славным воинским духом воспылал И
    23 апреля 1185 года, во вторник, Игорь Святославич Новгород-Северский, сын его Владимир Путивль, племянник князь Святослав Ольгович Рыльский, вместе с присланными от Ярослава Всеволодовича Черниговского во главе с Олстином Алексичем Ковуевыми дружинами выступили в дальний степной поход против половцев без сговора с киевским князем Святославом. Итоги этой кампании были плачевны для России. Впервые в истории борьбы с половцами русским князьям — Игорю и брату его Всеволоду было
    Главный герой «Слова о полку Игореве» — князь Новгород-Северский Игорь Святославович. Он изображен смелым и мужественным, но в то же время безрассудным. Игорь идет в поход на половцев, «не сдерживая юности своей», без сговора с другими князьями, со своим небольшим войском. Он любит свою страну, но главная цель его похода — стремление к личной славе. Поэтому он не хочет возвращаться, считая зазорным, когда на его пути появляется дурное предзнаменование — солнечная
    Идеал автора — мужественный и сильный князь, способный победить врагов и отстоять русскую землю. Д. С. Лихачева «Слово о полку Игореве», несмотря на небольшой объем, произведение густонаселенное. Старые русские князья, их доблестные воины, женщины, в том числе незабвенная Ярославна, старики, дети — с одной стороны, а с другой — половецкие богатыри, хан Кончак, осторожный Гза и другие. И все это живая Киевская Русь, которая трудится, борется, страдает, скорбит, радуется, размышляет о жизни, восхваляет героев.
    г. Игорь Святославович Новгород-Северский, его сын — Владимир Путивль, племянник — князь Святослав Олегович Рыльский, вместе с отрядом, присланным от Ярослава Всеволодовича Чернигова, выступили в поход на половцев, не договорившись с киевским князем Святославом. У реки Оскол Игорь ждал своего брата Всеволода. Собрав всю свою дружину, князь Игорь пошел дальше. Застать половцев врасплох не удалось. Они уже были вооружены и готовы к бою. Игорь сказал своим солдатам, что стыдно возвращаться поздно и стыдно
    Один из памятников древнерусской литературы «Повесть временных лет» охватывает период русской истории с начала IX века до 1097 года. Первые слова этого произведения: «Вот рассказы временных лет, где от кого произошла русская земля, кто первый княжил в Киеве, и как возникла русская земля». «Повесть…» представляет собой обширную летопись, повествующую о возникновении и становлении Русского государства. Район, где жили славянские племена, занимал очень выгодное географическое положение. По протекающим здесь рекам можно было добраться до Рима,
    «Слово об отъезде Игоря» Литературный диктант I вариант 1. Кто «розтикався мыслю по дереву, типа кто хочет сочинить песню?» 2. Являюсь ли я какого-то первого старого князя, жившего до Игоря, угадывающего поэта? 3. Куда князь Игорь поставил свои полки? 4. Чей внук был настоящий Боян? 7. Что кричали наверху дерево, если Игорь сломался у его ног, принося несчастье?8.Какой результат

Повесть временных лет-летопись, которая знакомит нас с подвигом юноши Киева, а именно нам нужно написать сочинение об этом пересказе.Чтобы написать,прочитали летопись Повести временных лет и узнали о подвиге киевского отрока,при этом узнали не только о подвиге киевского отрока,но и о проделках воеводы.

Подвиг юноши киевлянина и хитрость воеводы

Подвиг юноши из Киева и хитрость воеводы уносит нас в глубокую древность в 968 год, во времена когда правил Святослав, а печенеги первые напал на русскую землю.
В то древнее время Святослав, князь киевский, часто совершал походы, и вот был он в походе в Пареяславце, далеко от Киева. А в это время под Киевом собрались печенеги. Принцесса закрыла ворота города, но люди голодали и нужно было что-то делать. Вот древнерусская литература и повествует о подвиге киевлянина.

Какой подвиг совершил мальчик из Киева? В чем был подвиг киевлянина?
Парень из Киева — единственный мужественный человек, который вызвался покинуть город, пройти через печенегов и позвать на помощь. И ему это удалось. Так как он знал язык печенегов, то они приняли его за своего, а когда разобрались, отрок уже плыл по реке и стрелы печенегов не долетали до него.

Далее узнаем о хитрости губернатора Претича. Она заключалась в том, что воевода затрубил, пришел к печенегам и сказал, что это только часть войска Святослава, сам князь идет с большим войском сзади. Печенеги испугались и отступили. «Повесть временных лет», знакомящая с подвигом юноши-киевлянина и хитростью воеводы, заканчивается тем, что князь все-таки возвращается в Киев и гонит печенегов в степи. Но здесь мы видим, что автор рассказа не поддерживает Святослава, осуждает его, и это подтверждается словами рассказа, где автор говорит, что князь ищет чужие земли, а свои земли не защищает.

Юноша и воевода изображены мужественными, отважными героями, сумевшими отстоять город в отсутствие принца, хотя им пришлось применить хитрость и притворство.

Сочинение на тему: осенние зарисовки Сочинение на тему: НЕ ЛЮБИТЬ, ЗНАЧИТ НЕ ЖИТЬ Сочинение на тему: Белоствольная красавица Сочинение на тему: как я понимаю патриотизм (сочинение-размышление на актуальную тему) Сочинение на тему: дворянство

В 968 году впервые на Русь пришли кочевники-печенеги. Киевский князь Святослав воевал с Византией и был далеко от дома. Недалеко от города находился лишь небольшой отряд воеводы Претича.

Юноша из Киева совершил следующий подвиг: вышел из города и прошел через стан врагов, говоря на печенегском языке. Если бы враги догадались, что он из Киева, они бы схватили и убили его.

Хитрость воеводы Претича заключалась в том, что он не признался печенежскому князю, что Святослав далеко от Киева, а сказал ему, что он, воевода, ведет передовой отряд, а за ним следует русский князь с бесчисленным войском. Печенежский князь испугался, попросил мира и отступил из города.

История заканчивается тем, что Святослав возвращается из чужой земли и гонит в поле печенегов. Последними словами летописец подчеркивает, что важнее всего для человека покой.

Летописец с уважением относится к героическому подвигу отрока, сумевшего под стрелами пройти стан неприятельский и перейти Днепр, с пониманием относится к вынужденной хитрости Претича и не одобряет Святослава. Это неодобрение выражается в словах киевлян: «Ты, князь, чужую землю ищешь и о ней заботишься, а свою оставил». Смуты и голода могло и не быть, если бы Святослав был не в Переяславце на Дунае, а в родной земле.

Герои прочитанного летописного рассказа по большей части занимают высокое положение: Претич — воевода, заключает мир с печенежским князем; Святослав — русский князь, княгиня Ольга — его мать. Только парень не занимает высокого положения, но его по праву можно назвать выдающимся храбрецом.

История подвига мальчика-киевлянина может служить современности, показывая пример мужества и самоотверженности во имя спасения родной земли. материал с сайта

В «Повесть временных лет» вошли также народные предания — рассказ о молодом кожемяке (под 992 г. ) и рассказ о белгородском киселе (под 997 г.). В «Сказки кожаного человека» ремесленник-кожемяка посрамляет княжескую дружину и спасает Русь от набега печенегов. Он совершил подвиг, которого не удавалось совершить никому из дружинников князя Владимира, — победил могучего богатыря-печенега. «Сказание о Белгородском Киселе» — история обмана хитростью печенегов, когда они осадили Белгород и в городе был сильный голод. Тогда по совету мудрого старца в колодец были спущены остатки киселя и меда, а после этого эти колодцы были показаны печенегам. Печенеги решили, что никогда не уморят город голодом и ушли обратно в степи.

Герои этих легенд не князья, а простые русские люди, которые по своей личной инициативе освобождают родную землю от врагов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

А люди с той стороны Днепра собрались в лодки, а встали на другую сторону. И нельзя было ни одному из них войти в Киев, ни из Киева к ним. И загрустили люди в городе и сказали:

Есть ли кто-нибудь, кто мог бы перейти на ту сторону и сказать им: если вы утром не подойдете к городу, мы сдадимся печенегам?

И один мальчик сказал:

Я пройду.

А они ему в ответ:

Он вышел из города с уздечкой и побежал через стан печенегов, спрашивая их:

Кто-нибудь видел лошадь?

Ибо он умел говорить по-печенежски, и они приняли его за своего. А когда приблизился к реке, то, скинув с себя одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев это, печенеги бросились за ним, стреляли в него из луков, но сделать ему ничего не могли.

На том берегу увидели это, подъехали к нему на лодке и посадили в лодку, и привезли в отряд. И сказал им:

Если вы завтра не подойдете к городу, то люди сдадутся печенегам.

А их воевода по имени Претич сказал:

Поедем завтра на лодках и, захватив царевну и принцев, умчим в эту сторону. Если мы этого не сделаем, Святослав нас погубит.

«Подвиг юного киевлянина». Капюшон. А. Иванова

Утром, ближе к рассвету, они сели на лодки и громко затрубили, и люди в городе закричали. Печенеги подумали, что пришел сам князь, и бежали из города. И вышла Ольга с внуками и с людьми на лодки. Печенежский князь, видя это, вернулся один к воеводе Претичу и спросил:

Кто это? А он ему в ответ:

Люди с той стороны Днепра. Печенежский князь переспросил:

Разве ты не принц? Претич ответил:

Я его муж, и я пришел сторожем 1 , а за мной идет полк с самим князем: их бесчисленное множество.

Так он сказал пригрозить им. Князь печенегов сказал Претичу:

Будь мне другом. Он ответил:

Я так и сделаю.

И дали друг другу руки, и печенежский князь Претич дал коня, саблю, стрелы. Он дал ему кольчугу, щит, меч. И печенеги отступили от города.

И киевляне послали к Святославу со словами:

Ты, князь, чужую землю ищешь и береги, а свою оставил. И нас чуть не взяли печенеги, и твою мать, и твоих детей. Если ты не придешь и не защитишь нас, они нас возьмут. Не жалко тебе отечества, ни старухи-матери, ни детей.

Услышав это, Святослав быстро сел на коня и со свитой приехал в Киев. Он целовал мать и детей и оплакивал случившееся с ними от печенегов. И собрал воинов, и погнал печенегов в поле 2, и был мир.

1 Сторожевые — передовые, разведывательные отряды.
2 Поле — степь южнее Киева.

II. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Комментарий к прочтению

Прежде чем приступить к чтению, вам нужно сделать небольшую вводную работу.

Андрей Иванович Иванов жил в 1776-1848 гг., т.е. в конце XVIII — начале XIX в. В это время в искусстве России царили принципы классицизма, обратившегося к наследию Древней Греции и Древнего Рима как к норме и идеальный образец. Одним из главных отличий русского классицизма было стремление художников отобразить в искусстве идеи гражданственности и патриотизма (любви к Родине).

Картина А. И. Иванова «Подвиг юного киевлянина» создана около 1810 г. (через два года после ее создания Отечественная война 1812 г. с Наполеоном). Художник берет сюжет из русской летописи, который перекликается с одним из сюжетов истории Древнего Рима, о том, как молодой римлянин подобным образом спас город от нашествия галлов.

Художник не стремится к исторической достоверности костюмов и пейзажа. Ему важнее показать патриотический порыв юноши, спасающего Родину от врагов.

Мы видим юношу, который, перейдя лагерь врагов, разделся на берегу реки и спешит броситься в воду, чтобы переплыть реку. За фигурой юноши мы видим вороного коня с развевающимися хвостом и гривой, над ним на фоне грозно темнеющего вечернего неба раскинулись кажущиеся черными ветви дерева. Справа от коня угадываем бледные силуэты вражеских всадников, скачущих догнать героя. За ними — контур крепостных стен осажденного печенегами Киева.

Дети учатся работать со сносками.

Мы не знаем точных дат жизни астронома Птолемея. Он родился около 90 г., умер около 160 г. н.э. Птолемей жил в Древней Греции. Он разработал математическую теорию движения планет вокруг Земли (геоцентрическая система).

Коперник родился более чем через тысячу триста лет после смерти Птолемея, поэтому они не могли толком встретиться на пиру. Польский астроном объяснил, как планетам (включая Землю) исполняется 9 лет0011 вокруг Солнца (гелиоцентрическая система).

Как вы думаете, почему в поэме Ломоносова встречаются Коперник и Птолемей? Где они встречаются?

Можно предположить, что таким образом Ломоносов мог изобразить для нас разговор между последователями Коперника и Птолемея.

Что противоречит взглядам ученых?

К кому обращается хозяин дома, в котором встретились ученые, для разрешения спора? Как повар решает этот спор?

Коперник и Птолемей спорили об устройстве мира. Коперник утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца. Птолемей считал, что Солнце и все другие планеты вращаются вокруг Земли.

Хозяин дома, в котором происходит застолье, обращается с вопросом к ухмыляющейся кухарке. Повар разрешает спор, говоря, что Коперник прав. Сравнивая Солнце с очагом, а Землю с мясом, которое нужно пожарить, повар усмехнулся: всякий жаркое вокруг очага будет вращать, а не наоборот.

В годы жизни Ломоносова идея геоцентрической системы была давно отвергнута учеными: все уже понимали, что не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Почему Ломоносов снова поднимает эту тему? Какова идея этой басни?

Ломоносов хотел подтвердить своим трудом, что законы мироздания одинаковы и в большом, и в малом, что, внимательно наблюдая за окружающей средой, можно найти подтверждение великим научным открытиям.

Как содружество наук (филологии, астрономии) и быта проявилось в стихотворении «Случились вдвоем на пиру два астронома…»? (2-й вопрос, стр. 53.)

Содружество филологии, астрономии и быта проявилось в том, что Ломоносову удалось написать поэму (филология) о двух ученых (астрономия), приведя пример из быта как доказательство основной мысли стихотворения.

Давайте еще раз прочитаем стихотворение, предложите учащимся прочитать его выразительно.

IV. «Красота, великолепие, сила и богатство русского языка…» (Ломоносов М. В.)

Прочитаем высказывание Ломоносова (2-е задание, стр. 54) :

«Красота, великолепие, сила и богатство русского языка совершенно ясно видны из книг, написанных в прошлые века, когда наши предки не знали никаких правила для сочинений, но вряд ли они даже думали, что они существуют или могут быть».

Как вы понимаете это утверждение?

Язык старинных русских книг красив, богат, великолепен и силен. Во времена Ломоносова уже существовали специальные правила, которые указывали, как составлять книги. В старину русские люди не только не знали таких правил, но и не думали, что они вообще могут существовать. Считалось, что вдохновение и мастерство писателя — от Бога. Однако в самом языке есть определенные законы, и если писатель чувствует и соблюдает их, то проявляется сила, богатство и красота языка.

Переходим ко второй части вопроса: подготовить устное высказывание-рассуждение на заданную тему.

Подготовить выразительное чтение басни М. В. Ломоносова «Случились вместе на пиру два Астронома…» (или выразительное чтение высказывания Ломоносова «Красота, величие, сила и богатство…»).

Подготовить небольшое письменное рассуждение-рассуждение: «Красота, сила, богатство устная речь зависит от каждого…»
Индивидуальное задание

Подготовьте выразительное чтение басен Эзопа и Лафонтена.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Крылов Иван Андреевич

5 часов
Урок 14 Виды и жанры литературы. Басня, аллегория, эзопов язык. Истоки жанра басни (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века). И. А. Крылов: детство, начало литературной деятельности
I. Проверка домашнего задания

После короткой артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение басни Ломоносова «Случились вдвоем на пиру два Астронома…», выразительное чтение высказывания Ломоносова «Красота, великолепие, сила и богатство. ..» и подготовленные высказывания-рассуждения на заданную тему.

II. Роды и жанры литературы

Чтение статьи теоретического учебника (стр. 53) , сделать пометки в блокноте, например:

Какие жанры мы уже изучали? К какому роду литературы они относятся?

III. Басня, аллегория, эзопов язык. Истоки жанра басни (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века)

Активизируем знания, которые есть у детей к 5 классу.

Что ты знаешь о баснях? Какие басни вы прочитали?

Как правило, дети уже знают, в чем мораль басни, они читают басни И. А. Крылова «Ворона и лисица», «Свинья под дубом», «Мартышка и очки», «Четверка». », «Человек и медведь» и некоторые другие. Приглашаем тех, кто повторил басни, прочитать их наизусть.

Басня — это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий аллегорический, аллегорический смысл.

Аллегория — аллегорическое изображение предмета, явления с целью наглядно показать его основные черты.

Вот примеры аллегории: волк — злой человек, лиса — хитрый человек (эту серию продолжают учащиеся).

В чем мораль басни?

Мораль басни — начальные или заключительные строки басни с нравоучительным завершением.
слово учителя

Учитель скажет вам, что басня — очень древний литературный жанр. Один из самых известных баснописцев — Эзоп — жил в Древней Греции в VI веке до нашей эры. Он сочинил множество басен, которые впоследствии были переведены и обработаны многими баснописцами. Басни Эзопа не были поэтическими.

Подготовленные ученики читают басни Эзопа 1.
ЭЗОП

ВОРОН И ЛИСИЦА

Ворон взял кусок мяса и сел на дерево. Лиса увидела, и ей захотелось получить это мясо. Она стала перед вороном и стала его хвалить: он уже велик и красив, и мог бы стать лучше других царем над птицами, и стал бы, конечно, если бы у него был еще и голос. Ворон хотел показать ей, что у него тоже есть голос: он выпустил мясо и громко каркнул. А лиса подбежала, схватила мясо и говорит: «Ах, ворон, если бы у тебя еще и разум был в голове, то и царствовать бы тебе больше ничего не надо было». Басня уместна против глупого человека.
ЛИСА И ВИНОГРАД

Голодная лиса увидела лиану с висящими гроздьями и хотела добраться до них, но не смогла; и, отойдя, сказала себе: «Они еще зеленые!»

Так и у людей, другие не могут добиться успеха из-за того, что нет сил, а винят в этом обстоятельства.
БЫК И ОСЬ

Волы тянули телегу, а ось скрипела; они обернулись и сказали ей: «Ах ты! Мы несем всю тяжесть, а ты стонешь?

Так и с одними людьми: другие работают, а делают вид, что устали.
ЛИСА И СОБАКИ

Лиса пристала к стаду овец, схватила одного из ягнят и сделала вид, что ласкает его. «Что делаешь?» — спросила ее собака. «Я кормлю его и играю с ним», — ответила лиса. Тогда пес сказал: «А коли так, то отпусти ягненка, а то я буду тебя ласкать по-собачьи!»

В басне говорится о легкомысленном, глупом и вороватом человеке.
Теперь мы говорим о языке басен, о языке притч: Эзопов язык . Кратко напишите из тетрадей:

Язык Эзопа — язык притч.
В XVIII в. во Франции при дворе короля Людовика XIV жил писатель Жан де Лафонтен. Он понял, что басни, написанные Эзопом 23 века назад, продолжают оставаться важными, актуальными для людей, и тоже начал сочинять и перерабатывать басни. Басни Лафонтена написаны стихом 1.

ВОРОН И ЛИСА

Дядя Ворон, сидящий на дереве,

Он держал сыр в клюве.

Дядя лис, привлеченный запахом,

Я ему так говорил:

«Добрый день, благородный ворон!

Какой у тебя вид! Какая красота! Тогда ты Феникс наших дубовых лесов!

Ворону показалось мало.

Он открыл клюв и выронил сыр.

Лиса подняла его и сказала: «Сэр, льстец

Он питается теми, кто его слушает —

Вот вам урок, а урок стоит сыра.»

И сконфуженный ворон поклялся (но поздно!)

Что другого ему не надо урок.

ЛИСА И ВИНОГРАД

Лисица гасконская, а может норманнская лисица

(Говорят разное)

Умирающий от голода, вдруг увидел над беседкой !

Наш друг с удовольствием бы их съел,

Да, я не мог до него дозвониться.

И он сказал: «Он зеленый —

Пусть пируют со всякой сволочью!

Ну, разве это не лучше, чем праздно жаловаться?
СОКРАТ СКАЗАЛ

Сократ когда-то построил дом по-своему:

Другому комнаты показались

Правильно, плохо для такого хозяина,

Еще один ругал внешний вид но все

Говорили, что дом запредельно мал:

«Это дом? Некуда свернуть!» —

«О, если бы у меня было столько верных друзей,

, чтобы наполнить!» Сократ сказал. сам друг, но дурак, который в это верит:

Сойти за друга — нет ничего проще

Быть другом не меньше
В России писатели 18-19 веков тоже писали басни Пишут басни и поэты нашего времени.Но самым известным русским баснописцем был Иван Андреевич Крылов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *