Пиломатериалы и древесные материалы 5 класс презентация – Презентация к уроку по технологии (5 класс) на тему: Пиломатериалы и древесные материалы.
Презентация к уроку по технологии (5 класс) на тему: Пиломатериалы и древесные материалы.
Слайд 1
Пиломатериалы и древесные материалы 5 класс Учитель технологии Субботин Н.А.Слайд 2
Подготовка лесоматериалов к распиловке Подготовка может включать: очистку лесоматериалов от кроны и окорку; транспортировку к лесопильной раме; первичную сушку лесоматериалов
Слайд 3
Получение пиломатериалов Пиломатериалы получают на лесопильных рамах
Слайд 4
Получение пиломатериалов Пиломатериалы получают на ленточнопильных станках
Слайд 5
Пиломатериалы — это стволы деревьев распиленные вдоль на части.
Слайд 6
Распиловка древесины
Слайд 7
Пластина – бревно распиленное вдоль пополам
Слайд 8
Четвертина – бревно распиленное вдоль на четыре части
Слайд 9
Брус двухкантный — бревно опиленное с двух сторон 100
Слайд 10
пиломатериал , имеющий внутреннюю пропиленную, а наружную непропиленную пласть . Горбыль(обапол ) —
Слайд 11
100 100 Брус четырёхкантный — п иломатериал опиленный с четырёх сторон толщиной и шириной более 100мм.
Слайд 12
Бруски- пиломатериал толщиной менее 100мм. и шириной менее двойной толщины
Слайд 13
Доски – пиломатериал толщиной до 100мм. и шириной более двойной толщины
Слайд 14
Пиломатериалы
Слайд 15
Доска необрезная- пиломатериал кромки которого сохранили природное состояние
Слайд 16
Элементы пиломатериалов Пласть Торец Кромка Рёбра
Слайд 17
Элементы пиломатериалов Пласть –широкая плоскость пиломатериала Кромка – узкая плоскость пиломатериала Торец – поперечная(торцевая) плоскость пиломатериала Ребро – линия пересечения двух плоскостей
Слайд 18
Фанера ДСП ДВП Древесные материалы ОСП
Слайд 19
Фанера – материал получаемый путём наклеивания друг на друга трёх(или более) тонких листов древесины – шпона .
Слайд 20
Шпон — древесный материал, получаемый путём срезания (лущения)слоя древесины острым ножом при вращении бревна
Слайд 21
Отходы от производства пиломатериалов Отходы производства — опилки и стружку применяют для получения плит: древесноволокнистых(ДВП) древесностружечных (ДСП ) о риентированно стружечная плита(ОСП)
Слайд 22
ОСП- ориентированно — стружечная плита англ. oriented strand board ,OSB ) Стружка в слоях плиты имеет ориентацию: в наружных продольную, во внутренних — поперечную.
Слайд 23
ДСП – древесностружечные плиты Получают путём прессования и склеивания измельчённой древесины
Слайд 24
ДВП – древесноволокнистые плиты Прессуют в виде листов из пропаренной и измельчённой древесной массы
Слайд 25
Домашнее задание § 3 читать, ответить на вопросы
nsportal.ru
Пиломатериалы и листовые древесные материалы.
проведения занятия с 5 классами
Тема 40-41: Пиломатериалы и листовые древесные материалы.
Цели занятия:
а) учебные:
Ø познакомить учащихся с пиломатериалами используемые в деревообрабатывающей промышленности;
Ø практическая работа с изготовлением совка и керна;
б) воспитательные:
Ø способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету.
Используемые дидактические материалы и ТСО:
1. Учебники, плакаты
2. Материалы для контроля знаний
Домашнее задание: § 3, страница 11-14
Контрольное задание: 1. Какие виды пиломатериалов вы знаете? 2. Назовите основные элементы пиломатериалов. 3. Что такое шпон? 4. Из чего и как изготавливают фанеру? ДСП? ДВП? 5. Чем древесные материалы отличаются от древесины? 6. Какие они имеют преимущества, недостатки?
I. Вводная часть 7 мин.
Принимаю доклад дежурного по классу, проверяю наличие учеников, их внешний вид и готовность к занятию (оформляю классный журнал). Довожу тему, учебные цели и вопросы занятия. Довожу перечень навыков, формируемых в ходе занятия:
— организованность на начало работы;
— организация рабочего места;
— соблюдение правил и мер безопасности на рабочем месте;
Провожу контрольный опрос: Общие требования безопасности.Требования безопасности перед началом работы.Требования безопасности во время работы.Требования безопасности в аварийных ситуациях.Требования безопасности по окончании работы. 1. Из каких частей состоит дерево? 2. Какие породы деревьев вы знаете? 3. Где применяется древесина? 4. Что показывают годичные кольца 5. Что называют текстурой древесины?
II. Основная часть 80 мин.
1. Пиломатериалы и древесные материалы
При продольной распиловке стволов деревьев на лесопильных рампах получают различные пиломатериалы (рис. 11): брусья, бруски, доски, пластины, четвертины и горбыли.
Брус — пиломатериал толщиной и шириной более 100 мм. Если брус опилен с двух сторон, то его называют двухкантным, а если с четырех сторон, то четырехкантным.
Бруски — пиломатериал толщиной менее 100 мм и шириной менее двойной толщины.
Доски — пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины.
Пластины получают при продольном распиливании бревна пополам, а четвертины — на четыре части.
Горбылем, или обаполом, называют выпиленную боковую часть бревна.
Пиломатериалы имеют следующие элементы: пласти, кромки, ребра и торцы.
Пластью называют широкую плоскость пиломатериала, а кромкой — узкую плоскость.
Ребром является линия пересечения этих двух плоскостей.
Торец — поперечная (торцовая) плоскость пиломатериала.
В качестве конструкционного материала широко применяют фанеру. Фанеру получают путем наклеивания друг на друга трех (или более) тонких листов древесины — шпона. «Шпон» в переводе с немецкого — «щепка» (стружка). Шпон срезают (лущат) острым ножом специального лущильного станка при вращении бревна длиной около 2,0 м (рис. 12). При этом бревно, как рулон, раскатывается в ленту шпона.
Ленту шпона разрезают на квадратные листы, которые высушивают в сушилках, намазывают клеем и укладывают друг на друга так, чтобы направление волокон в них было перпендикулярно друг другу (рис. 13). Листы склеивают под прессом. Так получают фанеру толщиной от 2 до 20 мм.
Фанера прочнее древесины, почти не рассыхается и не растрескивается, хорошо гнется и обрабатывается. Применяют фанеру в строительстве, изготовлении мебели, машиностроении и же самолетостроении.
Лущеный шпон используют для изготовления гнутоклееной древесины, из которой делают мебель, спортивный инвентарь и другие изделия.
Древесностружечные плиты (ДСП) получают путем прессовании и склеивания измельченной древесины в виде стружек, опилок, древесной пыли. Для производства древесностружечных плит используют в основном древесные отходы и даже кору.
Плиты изготавливают толщиной около 10…26 мм. Они прочны, почти не коробятся, хорошо обрабатываются режущими инструментами. Из них изготавливают мебель, двери, перегородки, стены, пилы. Однако с течением времени они выделяют вредные для здоровья вещества, поэтому их нежелательно применять в жилых помещениях.
Древесноволокнистые плиты (ДВП) прессуют в виде листов из пропаренной и измельченной до отдельных волокон древесной массы. Они имеют приятный серый цвет, ровные поверхности, тупя, как и фанера. Применяют для внутренней отделки помещений: облицовывания стен, потолков, полов, в производстве мебели, дверей.
Недостатком фанеры, древесностружечных и древесноволокнистых плит является то, что они боятся сырости. Под действием воды и влаги фанера расслаивается, а плиты разбухают, теряют прочность и рассыпаются.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Изучение образцов пиломатериалов и древесных материалов
1.Рассмотрите образцы пиломатериалов и определите их вид (бруски, доски, горбыль и др.). Определите породы древесины.
2.Найдите в образцах пиломатериалов пласть, кромку, ребро, торец.
3.Рассмотрите образцы фанеры, ДСП и ДВП, измерьте их толщину. Сосчитайте количество слоев в образцах фанеры.
4.Проверьте, легко ли обрабатываются образцы каким-либо инструментом (напильником, ножовкой и др.).
Лексика: Пиломатериалы (брус, доска, брусок, горбыль), элементы пиломатериалов (пласт, ребро, кромка, торец), шпон, древесные материалы (фанера, ДСП и ДВП).
Подвожу итоги учебного вопроса.
III. Заключительная часть 3 мин.
Напоминаю тему и учебные цели занятия, делаю выводы об их достижении. Оцениваю навыки дежурного по учебной группе, довожу оценки за контрольный опрос. Даю задание на подготовку, заполняю классный журнал. Заканчиваю занятие.
учитель И. Назаренко
infourok.ru
Презентация к уроку технологии «Древесина — природный конструкционный материал» для учащихся 5 класса
Автор:
Созыкина Татьяна Николаевна
учитель технологии
МБОУ СОШ №8
р.п. Шолоховский
Ростовская область
Цель урока:
- Выяснить, почему древесину называют конструкционным материалом.
- Изучить породы древесины и области её применения.
- Рассмотреть способы получения лесоматериалов.
- Познакомиться с видами пиломатериалов и древесных материалов.
- Составить терминологический словарик.
Человечество давно научилось использовать природные материалы, наиболее доступным и красивым из которых является древесина. Древесина прекрасна сама по себе. Ее теплый блеск, рисунок, цвет и аромат неповторимы. Она как живая.
Попав в руки истинного мастера, она обретает душу, оживает.
Из древесины люди делали жилища, мосты, крепостные сооружения, орудия труда, мебель, посуду, игрушки, музыкальные инструменты, хитроумные и вполне надежные дверные замки, колокольчики и даже часы.
Из дерева строилась Великая Русь.
Лес – это национальное богатство нашей родины. По размерам лесных площадей, по запасам древесины Россия занимает первое место в мире .
Но лес — это не только промышленное сырье, из которого производят мебель, бумагу, ткани, строительные материалы и многое другое. Он защищает почву от вредной ветровой эрозии, повышает плодородие полей, смягчает климат, предохраняет реки от высыхания, очищает атмосферу.
Что же мы выяснили?
Из древесины производят:
- Что мы ещё выяснили?
- Древесина является одним из самых часто применяемых строительных материалов. Это связано с её экологичностью, прочностью и легкостью обработки.
Каких только деревьев не произрастает на территории нашего государства.
Богаты наши леса не только количеством древесины, но и различными её видами, то есть породами.
- На какие две группы пород делится вся древесина?
- ОСИНА
- ДУБ
- ОЛЬХА
- ЛИПА
- БЕРЕЗА
- СОСНА
- ЕЛЬ
- КЕДР
- ПИХТА
- ЛИСТВЕННИЦА
Разнообразие пород древесины позволили применять её для самых различных работ.
ЛИПА — дерево, во всех славянских традициях почитаемое как святое. Светлая местами белая с нежно – розовым оттенком, древесина липы однородная и мягкая, обладает малой плотностью и весом. Липа очень легка в обработке, имеет мало сучков. Липа считается «живой» древесиной и обладает лечебными свойствами. Липа широко используется для обшивки бань. Применяется для изготовления чертежных досок, изделий с художественной резьбой.
ДУБ – твердая лиственная порода; коричневато – серого цвета. Древесина дуба прочная, стойкая против гниения, хорошо гнется, имеет красивую текстуру и находит многообразное применение: для изготовления мебели, паркета, конструкции мостов, вагонов.
БЕРЕЗА – древесина белая с буроватым оттенком, твердая. Применяется для изготовления фанеры, спортивного инвентаря, посуды, мебели.
СОСНА – мягкая, пропитана смолистыми веществами светло-красного цвета с желтизной; применяется для изготовления окон, дверей, мебели, полов и другого оборудования.
ЛИСТВЕННИЦА — это дерево, которое представляет чрезвычайно ценный пиломатериал. По своим природным качествам лиственница не уступает дубу, превосходя его в прочности. Особый состав смолы предотвращает атаки насекомых-древоточцев. Извечный враг любой древесины – вода, для лиственницы наоборот союзник: в ней благородное дерево становится только «железней». Древесина желтоватая. Применяется для изготовления паркета, мебели. Паркет Останкинского дворца графов Шереметьевых доказывает, что древесина лиственницы может служить долгие годы.
КЕДР – древесина красноватая, прочная и вместе с тем мягкая и довольно гибкая, благодаря чему легко обрабатывается. Она высоко ценится и имеет большую популярность в мебельной промышленности. Используется для изготовления высококачественной красивой мебели. Древесина кедра обладает хорошими резонансными свойствами и применяется для изготовления музыкальных инструментов.
- Что же мы выяснили:
- Каждая порода древесины имеет свои признаки: запах, цвет, твердость и разную сферу применения.
Дерево — это целая «конструкция», рожденная природой. Оно состоит из определенных частей: ствола, корней, листьев или хвои — кроны. Ствол дерева имеет более толстую часть у основания ( комлевую) и более тонкую вершинную .
КОРА
Сверху ствол покрыт корой. Кора является «одеждой» для дерева и состоит из наружного пробкового слоя и внутреннего — лубяного . Пробковый слой коры является отмершим. Лубяной слой служит проводником соков, питающих дерево.
Основная внутренняя часть ствола состоит из древесины.
А «наращивает» древо в толщину камбий – тонкий слой живых клеток. Он лежит между корой и древесиной и простому глазу на виден. В свою очередь, древесина состоит из множества слоёв, которые на разрезе видны как годичные кольца .
ДРЕВЕСИНА
ГОДИЧНЫЕ КОЛЬЦА
ГОДИЧНЫЕ КОЛЬЦА
По числу годичных колец определяют возраст дерева. — Посмотрите на фотографию. Найдите самые молодые, самые старые деревья. Определите деревья средних лет. Обоснуйте своё предположение.
Рыхлый и мягкий центр дерева называют – сердцевиной.
От сердцевины к коре в виде линий простираются сердцевидные лучи.
Они имеют различную окраску и служат для проведения воды, воздуха и питательных веществ внутрь дерева.
СЕРДЦЕВИНА
СЕРДЦЕВИДНЫЕ
ЛУЧИ
- Что же мы запомнили:
Дерево состоит из ствола, корней и кроны. Древесина имеет своё строение: кору, годичные кольца, сердцевину, сердцевидные лучи.
Сердцевидные лучи и годичные кольца создают рисунок (текстуру) древесины.
ТЕКСТУРА – рисунок на поверхности древесины образованный в результате перерезания годичных колец.
По текстуре очень легко определить породу дерева. У хвойных пород деревьев годичные кольца на разрезе более заметны, чем у лиственных.
– Определите, какая порода на какой фотографии представлена?
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ:
Древесина, крона, ствол, корни, комлевая часть, вершинная чась,кора, годичные кольца, камбий, сердцевина, сердцевидные лучи, текстура.
Вырубкой и охраной леса занимается лесная промышленность.
ЛЕСХОЗЫ И ЛЕСНИЧЕСТВА :
- организуют и осуществляют рубку леса.
- занимаются вывозкой леса.
- разделкой по сортам.
- отгрузкой леса.
- отпускают его заготовителям.
- производят новые посадки.
- выращивают молодые саженцы.
- охраняют лес от пожаров.
Переработкой леса, производством лесоматериалов и пиломатериалов занимается деревообрабатывающая промышленность.
- Лесоматериалы – это материалы из спиленных деревьев после очистки от ветвей и разделения поперёк ствола на части требуемой длины.
- Хлыст — это спиленный и очищенный от ветвей и сучьев ствол дерева.
- Бревно – это часть ствола дерева заданной длины, полученная его поперечным делением.
- Кряж – это отрезок бревна, предназначенный для выработки специальных видов продукции (фанеры, лыж и др.)
- Чурак – это отрезок кряжа, длина которых соответствует размерам, необходимым для обработки на станках.
- Что же мы узнали:
Пиломатериалы – это материалы полученные при продольной распиловке ствола дерева.
Сначала бревно очищают от коры. Эту операцию выполняют специальные деревообрабатывающие станки.
Пиление бревен производят на лесопильных рамах. Там и получают всевозможные виды пиломатериалов .
- Лесопильная рама – машина для продольной распиловки бревен пилами, укрепленными в так называемой пильной рамке, совершающей вертикально-поступательные движения.
Спереди и сзади лесопильной рамы закреплены приводные, вращающиеся вальцы, подающие бревна.
Каждая рамная пила в бревне пропиливает паз (щель) шириной 5…7 мм, называемый пропилом.
Пиломатериалы являются весьма дорогостоящим продуктом деревообработки, так как при переработке выход продукции составляет лишь 65%,
а остальные – 35% — отходы в виде горбыля (14%), опилок (12%), обрезок, мелочи (9%).
По форме и размерам поперечного сечения пиломатериалы делятся на виды. Пластина — бревно большого диаметра (более 22 см.), распиленное в длину по оси. Получается пластина от продольного распиливания бревна на две половины.
Четвертина — распил бревна по двум взаимно перпендикулярным диаметрам на 4 части.
Основными пиломатериалами, получаемыми на лесопильной раме, являются брусья и доски.
Брус — пиломатериал толщиной 100 мм и более, имеющий в сечении квадрат. Брусок – имеет толщину до 100 мм и др.
Доска — пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины. Доски бывают обрезные и необрезные. Доска необрезная получается при распиловке бревен сразу на доски, минуя промежуточную стадию бруса. В нашей стране распиловку бревен на доски начали производить свыше 250 лет тому назад.
Горбыль. Получается, как побочный продукт при распиловке бревен на брус или при распиловке бревен сразу на доски (в этом случае к горбылю относят саму внешнюю доску, одна сторона которой частично не плоская).
Хранят пиломатериалы в штабелях в уложенном виде. Штабель — в переводе с немецкого — «склад». Сушат пиломатериалы естественным путем – под открытым небом и в сушильных камерах.
- Что же мы запомнили:
В целях экономии древесины все большее распространение получают материалы изготовленные из отходов: коры, стружки, древесной пыли, оставшихся после распиловки бревен.
Древесно-стружечная плита (ДСП) — листовой материал, изготовленный путем горячего прессования древесных частиц, смешанных со связующим веществом. В качестве связующего вещества применяют смолы.
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ДСП: — почти не коробятся; — хорошо обрабатываются. Древесностружечные плиты применяются в мебельном производстве, в строительстве, радиопромышленности.
По прочности ДСП приближается к древесине хвойных пород.
Древесно-волокнистая плита (ДВП) — листовой материал, изготовленный путем горячего прессования из древесной массы измельченной до волокон с добавлением связующих добавок.
ВЫДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ДВП: — приятный серый цвет; — ровная гладкая поверхность, — хорошо гнется. П рименяются древесно-волокнистые плиты при облицовке стен и потолков, производстве мебели, дверей.
- Что же мы интересного услышали :
Шпон — древесный материал в виде тонких листов древесины, срезанных с брусьев. Термин «шпон» происходит от немецкого «щепка» .
Из шпона делают фанеру. ФАНЕРА – слоистый древесный материал из склеенных между собой листов шпона с взаимно перпендикулярным расположением волокон древесины каждого листа. Фанера бывает трехслойная, пятислойная и многослойная. Её толщина от 2 до 20мм.
ОСНОВНЫМИ СВОЙСТВАМИ ФАНЕРЫ ЯВЛЯЮТСЯ: — прочнее древесины; — не рассыпается; — не растрескивается; — хорошо гнется; — хорошо обрабатывается. Область применения фанеры очень широка. Её используют в строительстве, при изготовлении мебели, в машиностроении и даже в авиации.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ:
лесоматериалы, пиломатериалы, хлыст, бревно, кряж, чурак, лесопильная рама, пропил, пластина, четвертина, доска (обрезная, необрезная), горбыль, брус, брусок, штабель, ДСП, ДВП, шпон, фанера.
kopilkaurokov.ru
Методическая разработка урока технологии в 5 классе по теме: Древесина
МБОУ Знаменская СОШ №1, Минусинского района
Методическая разработка урока технологии
в 5 классе по теме:
Древесина — природный конструкционный материал.
Пиломатериалы и древесные материалы.
Выполнил: Витютнев Николай Анатольевич, учитель технологии, http://nsportal.ru/vityutnev-nikolay-anatolevich
Проверил: Диденко Людмила Анатольевна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и управления образованием ИДОиПК КГПУ им. В.П.Астафьева
Март 2015 г.
Технологическая карта урока технологии в 5 классе.
Тема урока: Древесина — природный конструкционный материал. Пиломатериалы и древесные материалы.
Цель урока: Ознакомить учащихся с древесиной как конструкционным материалом, с видами пиломатериалов и древесных материалов; научить определять по внешнему виду образцов древесные породы; воспитывать бережное отношение к дереву и древесине.
Задачи урока:
1. Создать благоприятные условия для «открытия» новых знаний о древесине, пиломатериалах и древесных материалах;
2. Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, экологического сознания;
3. Научить определять породу древесины и вид пиломатериала.
Ожидаемые результаты:
1. Обучающие будут иметь представление о древесине, пиломатериалах и древесных материалах;
2. Учащиеся будут иметь представление о бережном отношении к природе;
3. Учащиеся научаться определять породу древесины и вид пиломатериала.
Инструменты и оборудование: таблицы: «Строение древесины», «Пиломатериалы», «Изготовление шпона»; коллекция образцов древесных пород; комплект древесных пиломатериалов, шпона, фанеры, ДВП, ДСП; измерительные линейки.
Оформление доски: тема урока, план беседы, новые слова: древесина, крона, ствол, луб, камбий, радиальный разрез, тангенциальный разрез, брус, бруски, доски обрезные и необрезные, горбыль, пластина, четвертина, торец, шпон. Домашнее задание.
Время(мин.)
Методы, приёмы, формы работы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Организационный этап
3 мин.
Приветствие учителя.
Контроль посещаемости
«Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне — и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь (китайская пословица)
Готовность к уроку; наличие рабочей тетради, учебника, дневника, других необходимых принадлежностей.
2
Этап проверки домашнего задания
7 мин.
7 мин.
Устный опрос учащихся по карточкам
Тестирование.
Карточка 1
1. Прочитай вопрос и подготовь ответ на него:
-Что изучает дисциплина технология?
2. Для этого вспомни:
* значение термина технология;
*какие технологии использует человек.
3. Сделай вывод.
Проведение фронтального опроса по теме «Приёмы безопасной работы на верстаке».
Тест 1.
1. Как называется профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины?
1) столяр;
2) распиловщик;
З) токарь.
2. Чем оборудуется рабочее место для обработки древесины?
1) столярный верстак;
2) лакокрасочные материалы;
3) кресло;
4) заготовка.
3. Что не применяется для закрепления заготовок на верстаке?
1) боковой зажим;
2) клин;
3) лоток;
4) поворотные пальцы.
4. Для каких целей служит передний и задний зажим?
1) для закрепления заготовок;
2) для удобной фиксации чертежей и эскизов;
3) для закрепления инструмента.
5. В предмете «Технология» изучаются:
1) технология производства автомобилей;
2) технология создания медицинских инструментов;
3) технологии преобразования материалов, энергии, информации,
4) технологии создания самолётов и космических аппаратов.
Примерный ответ учащегося.
Технология это совокупность приёмов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, или изделий осуществляемых в процессе производства продукции. Технологией называют также определённую последовательность действий, обеспечивающих изготовление какой-либо продукции заданного качества. Каждый вид деятельности имеет свои технологии. Человек использует в своей жизни множество технологий. Например: технология общения, технология ухода за жильём, технологии обработки древесины и металла, технологии ремонтно-строительных работ, информационные технологии. Изучение предмета технологии позволит овладеть обработкой древесины и металла. Познакомит с элементами культуры дома и выполнением творческого проекта.
Работа с тестом «Приёмы безопасной работы на верстаке».
3
Подготовка учащихся к работе на этапе объяснения нового материала
3 мин.
Вводный инструктаж по правилам техники безопасности на уроке в школьной мастерской.
Беседа с классом
Древесина — один из важнейших и широко распространенный в природе материал. Лёгкость обработки и разнообразие пород позволили применять древесину для самых различных работ.
— Какие изделия из древесины вы знаете?
К каждому изделию из древесины предъявляются свои требования. Чтобы правильно определить, какую древесину необходимо использовать для изделия, нужно знать особенности каждой породы.
План.
1. Строение древесины.
2. Основные разрезы ствола.
3. Породы древесины и их текстура.
4. Виды пиломатериалов.
5.Основные виды древесных материалов.
Ответы на вопрос и беседа с учителем.
4
Этап усвоения новых знаний и способов действий
7 мин.
3 мин.
3 мин.
3 мин.
Рассказ учителя.
Демонстрация комплекта древесных пиломатериалов
Изучение схемы лущения шпона
Изучение схемы склеивания фанеры.
Дерево состоит из ствола, корня, сучьев, листьев или хвои (рисунок в учебнике). Ствол дерева имеет более толстую (комлевую) часть у основания и более тонкую – вершинную. Сверху ствол покрыт корой. Кора является «одеждой» для дерева и состоит из наружного пробкового слоя и внутреннего — лубяного. Пробковый слой коры является отмершим. Лубяной слой служит проводником соков, питающих дерево. Основная внутренняя часть ствола дерева состоит из древесины. В свою очередь, древесина ствола состоит из множества слоёв, которые на разрезе видны как годичные кольца. По числу годичных колец определяют возраст дерева.
Рыхлый и мягкий центр дерева называют сердцевиной. От сердцевины к коре в виде светлых блестящих линий простираются сердцевинные лучи. Они имеют различную окраску и служат для проведения воды, воздуха и питательных веществ внутрь дерева. Сердцевинные лучи создают рисунок (текстуру) древесины.
Камбий – тонкий слой живых клеток, расположенный между корой и древесиной. Только из камбия происходит образование новых клеток.
Древесина как природный конструкционный пиломатериал получается из стволов деревьев при распиливании вдоль волокон. Пиление происходит на лесопильных рамах.
Виды пиломатериалов: брус, бруски, доски обрезные и необрезные, горбыль, пластина, четвертина.
Виды материалов: шпон, фанера, ДВП, ДСП
Шпон срезают острым ножом специального лущильного станка при вращении бревна. При этом бревно раскатывается в ленту шпона.
Листы шпона смазываются клеем и укладываются друг на друга так, чтобы направление волокон у них было перпендикулярно друг другу.
Работа с рисунками в учебнике и таблицей «Строение древесины».
Работа с учебником и с комплектом древесных материалов
Самостоятельная работа с текстом учебника.
5
Физкультминутка
4 мин.
Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук
И. п. — стоя, руки на поясе. 1 — правую руку вперед, левую вверх; 2 — переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Затем повторить еще 3-4 раза. Темп средний.
И. п. — стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 — свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3-4 — локти назад, прогнуться. Повторить 5-6 раз, затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный.
6
Этап закрепления новых знаний и способов действий
9 мин.
Беседа по закреплению новых знаний.
— На какие две группы пород делится вся древесина? (Лиственные и хвойные)
-Приведите пример лиственных пород. (Берёза, осина, дуб).
-Приведите примеры хвойных пород. (Сосна, ель, кедр, пихта).
-По каким признакам различают породы древесины? (Текстура, запах, твёрдость, цвет).
— Что называют текстурой древесины? (Рисунок на поверхности, образованный в результате перерезания годичных колец и волокон)
Как получают ДСП? (Путём прессования и склеивания древесины в виде стружки, опилок, древесной пыли).
Что можно изготовить из ДСП? (Мебель, двери, перегородки, стены и т.д.).
Как получают ДВП? (Прессованием из пропаренной и измельченной до отдельных волокон древесины).
Где применяется ДВП? (Для внутренней отделки помещений, производства мебели и дверей).
Учащиеся беседуют с учителем и отвечают на вопросы.
7
Этап применения знаний и способов действий
14мин.
Лабораторная работа
Цели работы:
1. Ознакомить учащихся с внешним видом наиболее распространённых пород древесины, образцов пиломатериалов, фанеры, ДСП, ДВП.
2.Научить школьников по внешнему виду образцов определять породу древесины и вид пиломатериала.
Текущий инструктаж по технике безопасности
Учитель раздаёт учащимся образцы различных пород древесины, комплекты пиломатериалов, образцы фанеры, листы ДВП и ДСП.
Порядок выполнения работы.
Задание 1.
Заполнить таблицу по результатам изучения образцов древесины (№ образца, текстура, порода, область применения).
Задание 2.
Заполнить таблицу по результатам изучения образцов пиломатериалов (№ образца, толщина/ширина образца, вид пиломатериала, область применения).
Выполнение лабораторной работы
8
Этап обобщения и систематизации знаний
7мин.
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите хвойные и лиственные породы древесины.
2. Назовите достоинства и недостатки древесины.
3. Из какого материала изготовляют фанеру?
4. Выполните рисунок доски и укажите основные элементы пиломатериалов.
Ответы на вопросы и выполнение задания.
9
Физкультминутка
3 мин.
Проводит физкультминутку под музыку:
— пилят воображаемую доску
— колют дрова
— заколачивают гвозди
— работают коловоротом
10
Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий
5мин.
Карточки с вопросами по закреплению полученных знаний
Вопросы:
1. Из каких частей состоит дерево?
2.Что показывают годичные кольца?
3.В сказках и рассказах русских писателей встречаем слова «береста» и «лыко». Что они означают? Какие изделия изготавливают из бересты и лыка?
4. Что такое шпон?
5.Какие недостатки имеют древесные материалы?
Самостоятельная работа по карточкам в парах.
1. Ствол, корень, ветки и листья.
2.Возраст дерева.
3. Береста — пробковый слой, кора дерева. Из неё изготавливают корзины, туески, короба. Лыко – лубяной слой, луб. Из лыка плетут мочалки, плетут лапти и т. д.
4.Тонкий листовой материал, полученный лущением.
5. Боятся сырости, под действием воды фанера расслаивается, а плиты разбухают, теряют прочность и рассыпаются.
11
Этап информирования учащихся о домашнем задании
4мин.
Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.
Подготовить устный развёрнутый ответ на вопросы:
Строение древесины и её породы.
Основные виды пиломатериалов и древесных материалов.
12
Этап подведения итогов занятия
4 мин.
Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал и дневники.
13
Этап рефлексии
4 мин.
Карточки разного цвета в форме листьев дерева.
Карточка красная — я всё понял, урок понравился.
Зелёная карточка – не запомнил некоторые новые слова и понятия, но урок понравился.
Синяя карточка – плохо понял объяснение учителя, урок не понравился.
Закрепление карточек- листочков на рисунке дерева.
СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я:
УЗНАЛ……….
НАУЧИЛСЯ………..
ЗАТРУДНЯЮСЬ…….
МНЕ ПРИГОДИТЬСЯ ЭТО……
infourok.ru
Урок по технологии для 5 класса «Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы» (5 класс)
Структурно-логическая схема учебного материала
Тема урока: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы.
Конспект урока по технологии 5 класс.
Учитель: Кондина С.Л.
Учебник (УМК): Тищенко А.Т.. «Технология. Индустриальные технологии» учебник для общеобразовательных организаций/А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко.- М.: «Вентана-Граф», 2015.
Тема урока: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы.
Цели урока:
способствовать формированию и развитию знаний о материалах изделий;
способствовать развитию определения материалов
ознакомить с видами древесины, пиломатериалов, древесных материалов.
способствовать развитию речи учащихся;
учить анализировать свою работу, выделять главное
учить сравнивать свою работу с работой друзей по классу:
способствовать овладению всеми видами памяти;
способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету «Технология».
ознакомить с современной технологией производства изделий из древесины;
проинформировать о профессии столяр;
Методическое оснащение урока:
Материально – техническая база:
кабинет технологии
инструменты, приспособления
образцы различных видов древесины
компьютер
проектор
Дидактическое обеспечение:
учебник §14: Н.В.Синица, В.Д.Симоненко «Технологии ведения дома» 5 класс Москва: «Вентана-Граф», 2012
рабочая тетрадь: Е.А.Викторов, Рабочая тетрадь 5 класс Саратов: «Лицей», 1999
интернет: мультимедийные приложения
учебно-техническая документация:
тесты ( 2 варианта)
таблицы
информационные карты
Методы обучения : рассказ, беседа, опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с мультимедийными средствами, самостоятельные работы
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-исследование
Основные термины и понятия: столяр, текстура, пиломатериалы(доски, брусья, бруски, горбыль), древесные материалы(ДВП,ДСП, шпон, фанера).
Этап урока, время этапаЗадачи этапа
Методы, приемы обучения
Формы учебного взаимодей-ствия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД и предметные действия
Мотивационно-целевой этап
Орг.
момент.
Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке.
фронтальная
Приветствует учеников.
Проверяет готовность к уроку, выдает индивидуальные задания, выставляет различные образцы изделий.
Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.
Личностные: самоорганизация.
Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.
Актули-
зация знаний
Целеполага-ние и постановка задач.
Беседа по уточнению и конкрети-зации знаний из личного жизненного опыта.
Фронтальная и групповая
Предлагает ответить на вопросы:
Как вы считаете, что объединяет все эти предметы? О чем мы будем говорить сегодня?
А чем отличаются предметы?
Подводит учащихся к цели занятия: «познакомиться с различными видами древесины» и ставит задачи:
1.Ознакомиться с различными породами древесины и их свойствами ;
2. Научиться их различать;
3. Познакомиться с видами пиломатераилов и древесных материалов.
Отвечают на вводные вопросы и формулируют вывод.
Рассматривают образцы изделий, обсуждают, выявляют общие и отличительные признаки.
Личностные:
осознание своих возможностей.
Регулятивные:
умение регулировать свои действия,
взаимодействовать в группе.
Познавательные:
Умение анализировать, выделять общие и отличительные признаки; умение осознанно строить речевое высказывание.
Поисково-исследова-
тельский этап
Выделить свойства пород дерева, виды пиломатериалов, древесных материалов.
Анализ и обсуждение вариантов . Сравнение различных пород и видов.
групповая
Дает задания : 1 группа: выявить свойства у различных образцов пород дерева.
2 группа: Предлагается ответить на вопрос: как можно распилить бревно, чтобы все части были использованы. Дается картинка изделий, где использованы все виды пиломатериалов.
3 группа: Даются для исследования изделия из различных видов древесных материалов. Надо определить из каких частей древесины изготовлены. Контролирует деятельность, консультирует учащихся , корректирует действия.
Анализируют, сравнивают, выделяют главное и объясняют свой выбор.
Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.
Регулятивные:
умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.
Познавательные: умение рационально использовать информацию; оценивать свойства материалов.
Усвоение знаний и закрепление знаний
Умение ана-лизировать полученную информацию и применять на практике.
умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе.
Рассказ, беседа
фронтально.
Дает первоначальные знания о профессии столяр, о строении древесины, о породах дерева, видов пиломатериалов и древесных материалов.
Демонстрирует это на таблицах, видеоматериалах.
Проверяют и определяют свои ошибки, схематично записывают в тетради основные виды.
Личностные: умение проявлять познавательную активность;
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности.
Регулятивные:
умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.
Познавательные: умение выделять необходимую информацию;
Рефлексивно-оценочный этап
Умение построить алгоритм действия (технологическая цепочка)
умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе.
Фронталь-ная
Комментирует и объясняет допущенные ошибки, демонстрируя работы учеников. Сравнивает качество работы групп.
Предлагает ответить на вопросы:
Зачем знание свойств пород дерева?
Где его можно применить?
Где могут применяться различные виды пиломатериалов и древесных материалов?
Подводит учащихся к выводу о необходимости знаний о свойствах и видах древесины при выборе материала и изготовлении изделий.
Фиксирует оценки учащихся.
Задает домашнее задание заполнить таблицу в рабочей тетради.
Сравнивают работы, оценивают свою работу и работы членов группы, отвечают на вопросы учителя.
Делают вывод о необходимости различать породы древесины, виды пиломатериалов и древесных материалов..
Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).
Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.
Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки.
infourok.ru
Презентация технический труд 5 класс «Древесина .пиломатериалы и древесные материалы»
Просмотр содержимого документа
«Презентация технический труд 5 класс «Древесина .пиломатериалы и древесные материалы»»
презентация Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы .
Урок « Технология 5 класс »
Преподаватель Байда Сергей Геннадьевич
Цель урока —
- Изучить с учащимися породы древесины, ее структуру и области ее применения.
- Изучить с учащимися профили различных пиломатериалов , способ изготовления и область применения.
План урока:
1. Знакомство с понятиями
2. Практическая работа
3. Выводы
4. Рефлексия
Знакомство с понятиями
- Древесина – это природный конструкционный материал.
- Древесная порода-это вид многолетнего древесного растения( лиственные и хвойные леса).
- Текстура-рисунок на продольном срезе древесины.
- Породы различают по цвету, текстуре, запаху и твердости .
Древесина различных пород деревьев
Высокорослые и карликовые деревья
Заготовка древесины
Деловая и дровяная древесина
Лесопильные рама — это машина для продольной распиловки бревен ленточными пилами.
Лущильный станок служит для получения тонкой поперечной стружки.
Использование шпона
Изготовление фанеры
Многослойная и ламинированная фанера
ПИЛОМАТЕРИАЛЫ ИМЕЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. Рассмотри образцы различных пород древесины.
2. Обозначь каждый образец мелом.
3. Сравни текстуру каждого образца древесины с текстурой
разных пород древесины, изображенных на рисунке 24 учебника.
4. Объясни, в чем сходство и отличие образцов (размещение
ширина годовых колец, цвет древесины, запах, другие признаки).
5. По вышеупомянутым свойствам и рисунку соответствующей
текстуры, изображенному в учебнике, определи породу древесины.
6. Заполни таблицу по следующему образцу:
№ образца. Группа древесины. Порода древесины
Тестовые задания
К хвойным породам принадлежат
1.береза
2. дуб
3.сосна
4. ель
К пиломатериалам принадлежат
1.хлыст
2.доска
3.брус
4. все вышеупомянутые
К лиственным породам принадлежат
1. клен
2. осина
3. ель
4. сосна
Как называется естественный рисунок?
1. структура
2. текстура
3. фурнитура
4. сердцевина
Выводы:
- Древесина действительно прекрасный конструкционный материал без которого нам не обойтись в повседневной жизни и мебель и кухонная посуда, применяется в декоративно прикладном творчестве, вагоностроении, кораблестроении и т д.
- 2.Единственным недостатком является то, что она боятся влаги, под ее воздействием фанера расслаивается, плиты разбухают, а пиломатериал коробится.
- 3.Но все эти недостатки с лихвой перекрываются, когда сидишь за красивым столом из красного дерева, в экологически чистом доме построенном своими руками и ешь щи деревянной ложкой.
Спасибо за внимание!
multiurok.ru
Пиломатериалы и древесные материалы — презентация, доклад, проект
Обратная связь
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: [email protected]
Мы в социальных сетях
Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам
ВКонтакте >
Что такое Myslide.ru?
Myslide.ru — это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.
Для правообладателей >
myslide.ru