cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Первые цари и грамотеи 5 класс: Презентация на тему «Первые цари и грамотеи» по истории для 5 класса

Содержание

Trojden | Первые цари и грамотеи: Данилов Д. Д.

ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ УРОКА

— Ну вот, Антошка, — сказал Источниковед, — мы и добрались с тобой до окончания эпохи Первобытного мира и начала эпохи Древнего мира.

— Здорово! — воскликнул Антошка. — Расскажите мне, как люди тогда отмечали это событие. Наверное, торжественнее и веселее, чем мы — Новый год!

— Что ты! Никто в те времена и не подозревал, что живёт на рубеже двух исторических эпох!

Сравни высказывания Антошки и Источниковеда. В чём противоречие, какой возникает вопрос? Сравни его с авторским (с. 278).

ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ

• Объясни значение слов: общество, родовая община, племя, соседская община, религия. (Словарь)

• Перечисли, какие изобретения и как изменили жизнь людей около 10-8 тыс. лет назад, 7-5 тыс. лет назад. (§ 4-5)

РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

1. Новая жизнь и новая мудрость.

• На твой взгляд, перемены, произошедшие в хозяйстве, общественном делении и культуре около 5 тыс.

лет назад, принесли людям добро или зло? Вспомни порядок продуктивного чтения (с. 9). • Сделай вывод: почему это время — начало новой эпохи?

На рубеже IV—III тысячелетий до новой эры по Земле расселялись самые разные первобытные племена охотников, скотоводов и земледельцев. Некоторые из них уже сотни лет осваивали долины великих рек — Нила, Тигра и Евфрата. Речные разливы каждый год приносили сюда плодородный перегнивший ил, однако когда вода уходила — земля быстро превращалась в выжженную пустыню или болота. В О Со временем люди научились копать большие каналы от реки, строить дамбы-плотины и в жаркие месяцы подавать воду на поля — орошать их. П Орошаемое земледелие на плодородном речном иле стало давать невиданные урожаи: вместо обычных 2—3 зёрен на одно посеянное — более 30 зёрен! Тогда на территориях современных Египта или Ирака мы могли бы увидеть примерно такую картину.

Вдоль реки тянутся поля, прорезанные каналами с плотинами и бассейнами, образующими единую оросительную систему.

Она создана совместным трудом нескольких соседских общин, которые поклоняются богу плодородия этой местности. Все возделанные земли — их общая собственность, которая раздаётся для обработки отдельным семьям. На своих быках, орудиях, кувшинах с зерном разные семьи ставили особые знаки владения — это их частная собственность. В Её можно продавать, дарить, наследовать. П Большинство семей из маленьких деревушек перебрались в центр полей и каналов, где сложилось большое поселение. Этот посёлок состоит уже не из одинаковых хижин равноправных общинников. В Над ним возвышаются крыши домов знаменитых, знатных людей. П В Их отцы и деды — выборные старейшины — издревле распределяли общинные земли, руководили рытьём каналов, помогали голодающим. Все их знали и уважали. Теперь их потомки — особый слой общества ~ знать. П В их домах убирают, готовят, кормят скот рабы. В О Это военнопленные, а позднее — свои же соплеменники, которые не смогли вернуть долг и потеряли свободу, стали собственностью хозяина.
П В почтительном отдалении от знатных домов живут прочие общинники: В земледельцы, которые пашут и сеют; ремесленники, которые обменивают свои изделия на продукты; воины-дружинники, чья профессия — защищать своё поселение и держать в страхе соседей. П Отдельно стоит дом вождя. В О Под его предводительством воины покорили многие соседние племена. Теперь здесь собирается совет знати могучего союза. П Недавно, чтобы защититься от нападений, вокруг поселения возведена высокая ограда. Поэтому такие поселения — центры власти, хозяйства и религии ближайшей округи — называют городами. П Над городом к небу поднимаются стены храмов — домов богов-покровителей общины. Здесь на алтарях (столах) перед статуями богов Солнца, Плодородия, Воды люди сжигают жертвы — зерно и животных, чтобы могучие силы природы помогли им вырастить новый урожай. Всю общину перед богами представляют жрецы — наследники колдунов. В О Они одни умеют по солнцу и звёздам составить календарь и правильно высчитать время начала пахоты.
П Они одни знают все древние мифы о том, как боги и предки-герои подарили людям первый плуг и первый колосок. П Жрецы умеют рассчитать, где прорыть канал, сколько зерна оставить при храме для жертв, обмена с соседями и про запас на голодный год. П Чтобы запомнить и передать эти знания, уже недостаточно первобытных рисунков. В О На их основе жрецы придумали сотни постоянных знаков, которыми записывают целые слова или их основные слоги. П К рубежу IV-III тысячелетий в некоторых земледельческих обществах произошло разделение на общественные слои, возникло неравенство, появились города и письменность.

Город-государство на Евфрате — начало III тысячелетия до н. э.

• Сравни занятия и условия жизни первых горожан и первобытных земледельцев (с. 39) и пастухов-скотоводов (с. 41).

Жертвоприношение в храме. Худ. М. Горелик

Рисунчатое письмо на слоновой кости. Конец IV тыс. до н.э.

2. Новая власть.

• Объясни название текста (найди новые черты в управлении некоторых обществ на рубеже IV—III тысячелетий до новой эры).

• Сделай вывод: почему это время — начало новой эпохи?

В городах, выросших по берегам великих рек, бок о бок жили представители многих родов. Всё чаще вспыхивали споры о том, где проходят границы между полями, кто возьмёт в жёны первую красавицу и прочее. Ранее их решали родовые старейшины, но к кому идти, если спор произошёл между представителями разных родов?

Люди всё чаще обращались за решением споров к вождю союза племён. Он и его воины-дружинники стали судить жителей города, силой заставляли подчиняться себе. При этом люди считали, что вождь обладает особой тайной силой слова. Его приказы беспрекословно исполнялись, а власть стала передаваться по наследству. Так у города появился правитель — царь. Он и его советники придумывали новые правила для решения споров, защищая свою власть и собственность жителей. Эти правила записывали; так появились законы. За их соблюдением следили чиновники, назначенные царём, и воины, служившие ему. Чтобы кормить их и слуг царского дворца, с жителей подвластных земель стали собирать уже не случайные дары, а постоянные, точно установленные налоги ~ продуктами, вещами, деньгами. Так сложились первые государства.

Жезл и топорик — символы власти

Ступени развития человечества

СРАВНИВАЕМ СВОЙ ВЫВОД С АВТОРСКИМ

На рубеже IV—III тысячелетий до новой эры земледельцы долин великих рек изобрели письменность, создали города-государства — поднялись со ступени первобытного общества на ступень цивилизации.

Ключевые слова: государство, первобытное общество, цивилизация (как ступень развития общества).

ПРИМЕНЯЕМ ЗНАНИЯ

• В своей тетради заполни таблицу по сравнению двух ступеней развития человечества.

 

Первобытное общество

Цивилизация

Какими были поселения, хозяйство?

  

На какие группы разделены жители?

  

Кто управляет обществом?

  

Как передаются важнейшие знания?

  

• Сделай электронную презентацию, в которой фотографии иллюстрировали бы, на какой ступени развития находится современное общество.

• Попробуйте описать спор между правителем одного из первых государств и вождём племени свободных охотников о том, чьё управление лучше.

Общий взгляд на первобытную историю

(материал для урока-обобщения)

По таблице на с. 16 проверь, помнишь ли ты обязательные факты и понятия, готов ли применять эти знания в проверочной работе.

1. • Если принять, что одно поколение сменяется за 15 лет, подсчитай, сколько лет и смен поколений потребовалось:

— природе, чтобы обезьяноподобные животные развились в «человека разумного»?

— «человеку разумному», чтобы от присваивания даров природы перейти к производству продуктов?

— первым земледельцам, чтобы преобразовать посёлки родовых общин в города-государства?

2. • Сделай вывод: заметен ли прогресс (развитие от простого к сложному) в истории человечества?



Предыдущая

Страница

Следующая

Страница