cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Первобытные люди определение история 5 класс – История 5 класс значение слов первобытные люди, орудие труда, собирательство, археолог, реконструкция.

История (5 класс) — Викиверситет

История изучает, как люди жили в прошлом. А как современные ученые могли предположить жизнь людей в прошлом? Они могли определить жизнь людей в прошлом, находя археологические раскопки.

Жизнь первобытных людей

Первобытные люди появились на земле примерно 2,5 млн. лет назад, т. к. самым древним раскопкам первобытных людей примерно столько же. Первым видом человека считается человек умелый (лат. Homo habilis). В отличии от обезьян человек умелый мог изготовлять орудия труда. Например, по археологическим раскопкам, ученые находили остроконечники, ручное рубило и др. орудия труда. Они были предназначены для охоты на животных, а также для обтачивания предметов. Человек умелый добывал огонь от удара молний, от лесных пожаров, и следил за этим огнём, пока он не потухнет, а тот, кто его взял и потушил, его прогоняли.

Затем появился человек прямоходящий (лат. Homo erectus), этот вид человека назван из-за того, что у него в отличии от человека умелого спина выпрямленная.

Первобытные собиратели и охотники

Благодаря использованию огня, изобретению лука и стрел первобытные люди разнообразили свое питание, научились защищать себя от холода и хищников. Постепенно их жизнь становилась более длительной, вследствие чего возросла численность населения планеты. Если австралопитеков 3 млн.лет назад, по оценкам ученых, насчитывалось около 1 млн., то кроманьонцев — 8 тыс. лет назад — около 5,5 млн. человек.Вооруженный луком и стрелами, копьем и ножом первобытный охотник добывал уже больше животных. Сборщик опустошал природу той местности, где проживал. Животных становилось все меньше, камень, пригодный для изготовления орудий труда, было все труднее найти. Вставала проблема выживания первобытного человека.

Наконец, тысячелетний опыт и накопленные знания об окружающем мире подсказывали выход из сложного положения. Первобытный человек начала не только брать у природы, но и восстанавливать ее богатства. Люди давно заметили, что зерна растений, которые попадали в рыхлый грунт, впоследствии прорастали. Также они пон

ru.wikiversity.org

Введение. Жизнь первобытных людей. 5 класс. История Древнего мира. — Древнейшие люди.

Комментарии преподавателя

Современный человек является результатом длительной эволюции живых существ. Этот процесс называется происхождение человека или антропогенез.

Самые отдаленные по времени предки человека, приматы, появились на территории Африки и Евразии около 90 миллионов лет назад. Они жили в тропических лесах, питались плодами и растительностью, ведя вполне комфортное существование.

Почему же наши далекие предки решили спуститься на землю и превратились в людей?

Около 30-40 миллионов лет назад завершился очередной ледниковый период. Климат был сухим и прохладным. В результате понижения температуры многие растения, составлявшие рацион наших предков, погибли. Им приходилось искать новые источники пропитания. В результате изменения климата повсеместно бурно растущие  тропические леса сменились степями. Приматам пришлось приспособиться ко всем этим изменениям.

Таким образом, причинами появления людей стали:

1.         изменение климата, вызванное ледниковым периодом;

2.         вытеснение лесов степью;

3.         сокращение растений, входивших в рацион питания.

Причины появления людей

Современный человек является результатом длительной эволюции живых существ. Этот процесс называется происхождение человека или антропогенез.

Самые отдаленные по времени предки человека, приматы, появились на территории Африки и Евразии около 90 миллионов лет назад. Они жили в тропических лесах, питались плодами и растительностью, ведя вполне комфортное существование.

Почему же наши далекие предки решили спуститься на землю и превратились в людей?

Около 30-40 миллионов лет назад завершился очередной ледниковый период. Климат был сухим и прохладным. В результате понижения температуры многие растения, составлявшие рацион наших предков, погибли. Им приходилось искать новые источники пропитания. В результате изменения климата повсеместно бурно растущие  тропические леса сменились степями. Приматам пришлось приспособиться ко всем этим изменениям.

Таким образом, причинами появления людей стали:

1.         изменение климата, вызванное ледниковым периодом;

2.         вытеснение лесов степью;

3.         сокращение растений, входивших в рацион питания.

 

Около 11,5 – 9 миллионов лет назад на территории Африки появились самые древние предки людей – дриопитеки («древесные обезьяны»). Группы этих обезьян основную жизнь проводили на деревьях, питаясь мягкими плодами. Дриопитеков отличали: невысокий рост (около 60 см), длинные руки, с помощью которых они лазили по деревьям.

 

Более 5 миллионов лет назад, когда леса стали уступать место степям, потомкам «древесных обезьян» пришлось приспосабливаться к окружающей среде. Это привело к появлению вида

австралопитеки  («южные обезьяны»).

Австралопитеки впервые были обнаружены в Юго-Западной Африке, на территории современного государства ЮАР в 1924 году. Их отличал узкий и высокий череп, что явно отличало этих древнейших людей от их предков – обезьян. По мнению ученых, австралопитеки уже перешли к поеданию животной пищи, что подтверждается, во-первых, строением зубов, похожих на зубы современного человека, а, во-вторых, найденными рядом с останками «южных обезьян» костей животных. Но самым главным отличием австралопитеков от обезьян является их способность к прямохождению.

Следующим этапом развития людей стал человек умелый (homo habilis), появившийся на Земле около 2 миллионов лет назад. Рост этих существ составляет 120-140 см. Поскольку окончательно исчезает необходимость регулярно лазить по деревьям, то руки сокращаются в длине. У

homo habilis наблюдаются зачатки интеллекта. Теперь, перед тем как отправится на охоту, люди проводили предварительную подготовку – изготавливали соответствующие орудия труда.

Они придавали камням, костям и дереву необходимую форму, позволяющую резать, скрести и копать. Со временем, умение изготавливать орудия труда, позволило людям стать высшими хищниками. Первыми орудиями можно считать острые палки и осколки костей. Рядом с останками человека умелого ученые находят камни, обколотые таким образом, чтобы можно было затачивать палки или резать мясо.

 

Около 1,5 миллионов лет назад в результате активного расселения появился новый вид людей – человек прямоходящий (homo erectus), которого так же называют «древнейшим человеком».

 

Отличительными особенностями древнейших людей являются:

1.         толстые кости черепа;

2.         сильно развитый надглазный валик;

3.         покатый лоб;

4.         массивная нижняя челюсть;

5.         крупные верхние резцы

6.         средний рост (150-180 см),

7.         прямая походка.

Древнейшие люди научились строить жилища. Для обогрева жилищ, приготовления пищи, а так же охоты на диких животных использовался огонь, который люди научились добывать самостоятельно, используя высекание при помощи двух камней, ударявшихся один о другой для получения искр, а так же способ «высверливания», когда деревянная палочка с закругленным концом вставляется в углубление и путем быстрого вращения руками находящийся в углублении сухой мох нагревался до нужной температуры.

Существует предположение, что именно древнейшие люди стали использовать речь для передачи информации. Об этом говорит факт усложнения хозяйственной деятельности людей – окончательное разделение видов деятельности. Теперь охота на диких животных становится исключительной привилегией мужчин, в то время как женщинам отводится сбор растительной пищи –

собирательство.

Около 150 тысяч лет назад появился тупиковый подвид людей – неандерталец. Их отличал невысокий, около 160 см, рост, мускулистое и коренастое тело. Лицо широкое, сильно выдвинуто вперед, над глазами, как и у древнейших людей у неандертальца был широкий лоб с надглазными валиками.

Проживали неандертальцы в основном на территории Европы, в холодных районах. Поэтому для защиты от холода им приходилось использовать одежду и обогреваемые жилища. Не редко в качестве естественных укрытий

www.kursoteka.ru

§ 2. Жизнь древних людей. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс

§ 2. Жизнь древних людей

Как появились первые люди

До сих пор нет единого мнения о том, как появился на Земле человек. Религия и наука дают на этот вопрос разные ответы. Религия учит, что первого человека создал Бог по образу и подобию своему. Верующие считают, что Бог наделил человека разумом и вдохнул в него бессмертную душу.

Как вы понимаете выражение «Бог наделил человека разумом»?

Многие ученые придерживаются другой точки зрения. Они считают, что человек произошел от живших миллионы лет назад обезьяноподобных существ. Они постепенно изменялись, их длинные руки укорачивались, а согнутые спины распрямлялись. Развивался также и мозг. Существа эти становились все умнее, они начали выделяться из животного мира. Так появились люди. Правда, эта теория не полностью подтверждена научными доказательствами.

Древнейший человек. Современный рисунок

Как выглядели древние люди

Ученые обнаружили на юго-востоке Африки останки человека, жившего более 2 миллионов лет назад. По этим останкам удалось предположить, как выглядел этот древнейший из известных нам людей. Он ходил, сильно наклонившись вперед, так что его длинные руки свешивались ниже колен. Лоб человека был низкий, покатый, а над глазами выступали мощные надбровные дуги. Мозг его был гораздо меньше, чем у современного человека, но все же больше, чем у обезьяны. Разговаривать люди еще не умели и лишь издавали отрывистые звуки. Со временем люди развивались, изменялся их облик, увеличивался объем мозга. Постепенно они осваивали членораздельную речь.

Первые орудия труда

Чтобы защищаться от хищников и добывать пропитание, древние люди научились изготавливать орудия труда. Орудия изготавливали из тех материалов, которые имелись в природе. Достаточно было несколько раз ударить камнем о камень, и в руках у первобытного (древнего) человека оказывалось грубое, но прочное орудие с заостренным концом. Ими люди вырубали из дерева крепкие дубины, обтачивали палки-копалки. Заостренный камень, дубина и палка-копалка были первыми орудиями, которые научился делать человек. Умение изготавливать орудия труда отличало древних людей от животных.

Каменные орудия труда

Со временем человек научился изготавливать более совершенные орудия труда. На смену заостренному камню пришли кремневые рубила, ножи, скребки, проколки. Рубило, привязанное сухожилиями животных к крепкой рукояти, служило в качестве топора. Ножами можно было снимать и резать шкуры. Их очищали скребками, а затем проколками проделывали по краям шкур отверстия и сшивали сухожилиями. Получалась грубая, но теплая одежда. Человек изобрел также копье с каменным наконечником. С ним было легче охотиться и обороняться от хищников.

Чем первобытные люди отличались от животных?

Древние люди возле пещеры. Современный рисунок

Как жили и чем питались древние люди

В древности люди не умели пользоваться огнем и строить жилье, чтобы укрыться от непогоды. Поэтому наши далекие предки жили в теплых краях, где ни одежда, ни жилье были не нужны. Спали они на земле, подстелив лишь охапку листвы. Укрытием от дождя служили кроны деревьев или пещеры.

Жили первобытные люди большими группами. Такие группы не были постоянными и напоминали стада животных. Поэтому сообщества древних людей историки называют человеческими стадами.

Питались люди в основном растительной пищей. Они собирали плоды, ягоды, грибы; палкой-копалкой из земли выкапывали съедобные корни растений. Такое занятие называется собирательством.

Занимались люди и охотой. Охотились в основном на старых, ослабленных или, наоборот, молодых животных, еще не умеющих быстро бегать. Охотники отбивали их от стада и, окружив, приканчивали копьями и дубинами.

Овладение огнем

В древности люди испытывали панический страх перед пламенем, однако со временем они научились пользоваться огнем. Это сыграло в жизни человека огромное значение. Жаренное на огне мясо становилось вкуснее и питательнее, дольше сохранялось. Огонь служил для обогрева. Костер, разведенный перед входом в жилище, мог отогнать любого хищника.

Огонь люди получали во время пожаров, брали от дерева, подожженного ударом молнии. Они сохраняли его и бережно поддерживали. Со временем люди научились получать огонь при помощи трения двух кусков дерева друг о друга или высекая искры ударом камня о камень.

Овладение огнем и изобретение одежды позволили человеку более широко расселяться по Земле, осваивать области с более холодным климатом.

Как изменилась жизнь первобытных людей после овладения огнем?

Жилище первобытного человека. Реконструкция

Появление человека разумного

Примерно 40 тысяч лет назад на Земле появился человек, который внешне напоминал современного. Его называют «человек разумный». Он ходил не сутулясь, был строен и имел развитый мозг.

Чем отличался человек разумный от своего более древнего предка?

Человек разумный. Реконструкция

С появлением человека разумного совершенствование орудий труда пошло быстрее. Люди научились делать их не только из камня, но и из кости. Из нее, например, делали шилья, иглы, которые облегчали изготовление одежды. Из кости вытачивали рыболовные крючки и гарпуны, что позволило добывать рыбу. В это же время люди научились делать лодки. Но самым важным изобретением стал лук со стрелами. Стрела летела дальше и поражала цель точнее, чем копье охотника. Основными занятиями древних людей оставались охота, собирательство, к которым теперь добавилась и рыбная ловля. Собирательством занимались женщины и дети, рыболовство же и охота были уделом мужчин.

Каменный наконечник стрелы и костяной гарпун для рыбной ловли

Переход от человеческого стада к родовой общине

Люди продолжали селиться многочисленными коллективами. Обитатели одного поселения постепенно осознавали, что у них общие предки и что все они – родичи. Так с появлением человека разумного на смену человеческому стаду пришла родовая община. Ее члены все делали сообща: охотились, ловили рыбу, возводили жилища. То, что было добыто совместными усилиями, принадлежало всем и делилось поровну.

Древнее изображение охоты

Территория, на которой люди жили и где добывали себе пищу, считалась собственностью родовой общины. В общей собственности находилось оружие и жилище. Всем этим люди пользовались сообща.

Подведем итоги

Более 2 миллионов лет назад на нашей планете появились первые люди, использовавшие самые простые орудия труда, сделанные в основном из камня. Главными занятиями древних людей были собирательство и охота. Со временем люди научились пользоваться огнем, шить одежду, строить жилища. С появлением человека разумного произошел переход от человеческого стада к родовой общине.

40 тысяч лет назад Появление человека разумного. «Труд – первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы должны сказать: труд создал самого человека».

Немецкий ученый Ф. Энгельс

Вопросы и задания

1. Назовите древнейшие орудия труда. Для чего служило каждое из них?

2. Составьте рассказ о жизни древних людей.

3. Когда появился человек разумный?

4. Какие изобретения и открытия были сделаны человеком разумным?

5. Когда и почему возникла родовая община?

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Параграф 1. Древнейшие люди

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка

resheba.me

Конспект урока по истории «Древнего мира», 5 класс. Урок 1 «Древнейшие люди»

Урок 1. Древнейшие люди (параграф 1, термины)

Планируемые результаты урока

1.Предметные:

  • Формулировать отличительные признаки древнейших людей и животных, древнейших людей и современных;

  • Знать основные вехи в истории древнейших людей;

  • Понимать и объяснять основные понятия темы: первобытные люди, орудия труда, человеческое стадо;

  • Понимать, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное положение по сравнению с остальным животным миром;

  • Показывать на исторической карте части света и часть света, где впервые появились древнейшие люди.

2.Метапредметные:

  • Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать свои достижения на уроке;

  • Извлекать информацию из текста и наглядных источников в соответствии с учебной задачей;

  • Развивать логическое мышление;

  • Грамотно строить свои высказывания, давая полный ответ на поставленный вопрос.

3.Личностные:

Оборудование: карта мира.

Форма урока: урок усвоения новых знаний.

1 этап: актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели урока.

Вопросы для беседы с классом:

-Что изучает история Древнего мира?

-Как вы думаете, с чего мы начнем изучать историю Древнего мира? Каким вопросам будут посвящены наши первые уроки?

Подводим учащихся к выводу: первая часть истории Древнего мира посвящена истории наших далеких предков – первобытных людей.

Слайд 2 (тема урока)

Первобытные люди – это люди, жившие до изобретения письма, до появления первых больших городов и государств. (слайд 3)

Первобытность была самым долгим периодом в истории, потому что развитие человека и человеческого общества вначале шло очень медленно и трудно.

Сегодня на уроки мы узнаем о …

Слайд 4 (план урока)

Учащимся предъявляется план урока на доске или на слайде:

  1. Происхождение человека.

  2. Облик первобытного человека.

  3. Орудия труда.

  4. Основные занятия древнейших людей: охота и собирательство.

  5. Овладение огнем.

2 этап: изучение нового материала.

Изучение новой темы можно начать с беседы:

-Какие версии происхождения человека вам известны?(слайд 5)

-Как вы думаете, а какой из этих версий придерживаются ученые – историки?

Подводим учащихся к выводу: человек – потомок обезьяны.

Учитель сообщает, что учение о постепенном развитии животного мира и о происхождении человека от обезьяны впервые разработал великий английский ученый Ч. Дарвин.

Ученые не могут точно воссоздать картину жизни наших далеких предков. Этот период таит в себе множество загадок.

Как вы думаете, почему нам так мало известно об истории первобытного общества?

-Какие из видов исторических источников позволяют историкам узнать о жизни первобытных людей?

-Как называют ученых, которые занимаются поиском и изучением вещественных источников?

Согласно научным данным первобытные люди появились на земле около 2 млн лет назад. Где же жили древнейшие люди?

— Как вы думаете, каковы причины появления первых людей? (слайд 6)

слайд 7

— Как вы думаете, почему древнейшие люди жили именно в жарких странах?

Слайд 8

— Как же выглядел первый древний человек?

Густой волосяной покров – что он давал?

Глубоко посаженные глаза

Широкие ноздри

Сильные челюсти

Слайд 9 (облик)

В своем развитии люди прошли 3 основных стадии:

Австралопитеки (южная обезьяна), его останки были найдены в Южной Америке

Они были прямоходящие, большой палец был противопоставлен, как у человека, остальным пальцам

Слайд 10 (облик)

Второй этап:

Питекантроп (обезъяна-человек), облик их больше походил на человека.

Мозг увеличился, орудия труда очень разнообразны.

Они научились делать ручное рубило, скребки, рубящие рубила с одним острым, рабочим краем.

Пользовались огнем

Слайд 11 (облик)

Третий этап:

Неандертальцы (от названия долины Неандерталь в Германии) – по своему строению напоминают современного человека. Набор каменных орудий очень разнообразен, появились остроконечники, острия.

Слайд 12

Откройте карту на странице 9, ответьте на вопросы: (карта на доске)

Где жили древнейшие люди?

Где следы их жизни не обнаружены?

Чем древние люди отличаются от людей нашего времени?

Чем древнейшие люди отличаются от обезьян?

Первый человек получил название «человек умелый». Он умел делать простейшие орудия труда, заостряя края камней.

-Что такое орудия труда?

Орудия труда – то, чем человек работает. (слайд 13,14).

Из поколения в поколение предки человека накапливали и передавали опыт, их мозг развивался. Более миллиона лет тому назад возник следующий после человека умелого вид древнейших людей — «человек прямоходящий». Он был выше ростом, имел больший объем головного мозга. Но самое главное — он умел изготовлять и совершенствовать различные орудия труда.

Работа с иллюстрациями: (стр.10-11) (слайд 15)

1.Как выглядел древнейший человек: что у него было общего с животными? чем он похож на современных людей?

2.Чем можно доказать, что на картинках изображены люди, а не животные?

Подводим учащихся к выводу: главным отличием древнейших люде от животных было умение изготавливать орудия труда.

3.Рассмотрите иллюстрации и назовите первые орудия труда древних людей.

Первые орудия труда древних людей: рубило, палка-копалка, копье.

-Как же древние люди добывали себе пищу?

Подводим учащихся к выводу: основные занятия древних людей – охота и собирательство. (слайд 16)

Древнейшие люди, как и многие животные, жили группами.

-Как вы думаете, почему?

Подводим учащихся к выводу: древний человек мог выжить только в группе.

Эти группы называют человеческими стадами. Они были столь же непрочными объединениями, как и стада животных.

Слайд 17

Человеческое стадо — древнейший коллектив людей, в котором они трудились и свои умения передавали по наследству.

— Без чего человеку было сложно прожить( без огня)

— Как можно было добыть огонь? (слайд 18)

слайд 19

Что нам дает огонь?

Пища, орудия, свет, тепло, защита

3 этап: первичное закрепление изученного материала. (слайд 20)

1. Когда появились первые древние люди? ( 2млн. назад)

2. Где появились первые люди (в восточной африки)

3.Что первобытным людям давал огонь? (Пища, орудия, свет, тепло, защита)

4 этап: информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Пересказ параграфа.(стр. 8)

Подумать от чего могли зависеть результаты охоты?

Выучить записи в тетради., термины

5 этап: рефлексия.

Продолжите предложения:

«Сегодня на уроке я узнал…»

«Сегодня на уроке мне было сложно…, потому что…»

видео ролик если будет время 10 минут

infourok.ru

Урок 2. Древнейшие люди (5 класс)

Урок 2. Древнейшие люди

Ход урока

I. Организационный момент

Информация для учителя

Поскольку в курсе истории Древнего мира учитель продолжает работу над формированием у учащихся умений грамотно и красиво говорить, то на каждом уроке целесообразно просить учащихся давать развернутые, подробные ответы по одному или двум глав­ным вопросам домашнего задания перед своими одноклассниками. Для более качественной подготовки этого задания учитель может готовить специальную карточку, в которой будет сформулирован сам вопрос и дан подробный план ответа на него. Вопрос задается всему классу, а готовиться к нему и отвечать будет кто-то один из учащихся. Озвучив задание, необходимо дать время ученику для подготовки его. Пока готовится ученик, учитель с классом органи­зует другие формы проверки домашнего задания.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Что изучает история Древнего мира?»

    1. Подготовка устного ответа по карточке № 1.

КАРТОЧКА № 1

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?»

Для этого вспомни:

  • Кого называют археологами?

  • Как работают археологи?

  • Как находят археологические памятники?

  • Что называют историческим источником?

Примерный ответ учащегося

Для того чтобы узнать, как жили люди в далеком прошлом, нужно использовать находки археологов. Археологи — это ученые, которые восста­навливают историю по вещественным памятникам. Прежде чем выехать на раскопки, они изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем они проводят разведку этой местности. После этого они начинают раскопки. Они копают лопатами, снимая тонкие слои земли. Собранный материал обрабатывают и изучают. Находки археологов — это и есть вещественные памятники истории или исторические источники.

  1. Фронтальная беседа с классом по вопросам.

Дайте определение понятию «Всемирная или Всеобщая ис­тория». (Прошлое народов всего мира с древнейших времен и до наших дней называется Всеобщей историей.)

Как называется первая часть Всемирной истории? (История Древнего мира.)

Что изучает история Древнего мира? (История Древнего мира изучает жизнь первобытных людей, цивилизации Египта, Индии, Китая Греции и Рима.)

  1. Развернутый ответ учащегося по карточке № 1, проверка вы­полнения задания № 1 в рабочих тетрадях.

    1. Переход к новой теме

Итак, мы выяснили, что с помощью археологии и других истори­ческих источников ученые получают научную информацию о жизни людей в далеком прошлом. Со знакомства с жизнью первобытных людей мы и начнем изучение истории Древнего мира.

    1. Изучение новой темы

План

      1. Облик далеких предков.

      2. Первое орудие труда.

      3. Охота и овладение огнем.

На доске: тема урока, новые слова: орудия труда, человеческое стадо, палка-копалка, рубило.

        1. Рассказ учителя.

Согласно научным данным первобытные люди появились на Земле более 2 млн лет назад. Люди произошли от обезьян (но не от тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вы­мерших обезьян, кости которых находят в земле).

        1. Работа по карте (с. 7 Вигасина или с. 15 Михайловского).

  • Где жили древнейшие люди? (В Восточной и Северо- восточной Африке, Евразии кроме ее северной части.)

  • Где следы их жизни не обнаружены? (В Америке и в Авст­ралии.)

  • Как вы думаете почему? (Люди в те далекие времена могли жить только в теплых местах с богатой и разнообразной растительностью и животным миром.)

        1. Самостоятельная работа учащихся с иллюстрациями учебника.

Задание: рассмотрите рисунки (с. 8 Вигасина или с. 13 Михай­ловского) и опишите облик древнейших людей.

        1. Беседа по вопросам.

  • Чем древние люди отличались от людей нашего времени? (Древ­нейшие люди сильно отличались от современных людей: они были покрыты шерстью, походили на обезьяну, имели грубое лицо, с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти, уходящий назад лоб. Над глазами валик, под которым скрыты глаза. Этот человек неумел еще говорить.) *

  • Чем древнейшие люди отличались от обезьян? (Умением из­готовлять примитивные орудия труда: заостренные камни и палки-копалки.)

  • Что называется орудием труда? (Орудие труда — это то, чем человек работает.)

(Это определение дается учителем и записывается на доске, детьми — в тетради.)

  • Что могли делать этими орудиями труда первобытные люди? (Расколоть орех, вырубать с помощью камня дубины, от­тачивать палки-копалки, убить какого-то мелкого зверя, защититься от нападения хищников…)

        1. Работа с текстом учебника (с. 9 Вигасина или с. 18-19 Ми­хайловского).

Задание: выяснить, как охотились древнейшие люди.

        1. Работа с новыми терминами.

Человеческое стадо — древнейший коллектив людей, в котором они трудились и свои умения передавали по наследству.

        1. Рассказ учителя.

Подумайте, как люди могли овладеть огнем? Выслушать доводы детей. Попросить детей потереть ладошки: «Что вы чувствуете? Тепло?» Что-то подобное испытал человек, когда долго тер друг о друга кусочки сухого дерева, они начинали тлеть и постепенно появлялся огонь… Но этому человек научится еще нескоро, а пока ему предстояло приручить огонь и непрерывно дежурить у костра. Если «дежурный» не справлялся, происходило страшное…

  1. Закрепление изученного материала

    1. Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 2 (с. 3).

    2. Впишите недостающие слова.

  • Древнейшие люди жили на Земле более… лет назад. (Двух миллионов лет назад.)

  • Главным отличием древнейших людей от животных было… (умение трудиться).

  • Древнейшими орудиями труда были.*. (камень, палка- копалка).

  • У древнейших людей было два главных способа добывания пищи… (собирательство, охота).

  1. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 1 Вигасина или § 1 Михайлов­ского; подготовить развернутый ответ по вопросу: «Как жили древнейшие люди?»; знать определение понятий «орудия труда» и «человеческое стадо»; подумать, что обозначает выражение «труд создал человека»?

infourok.ru

Введение. Жизнь первобытных людей. 5 класс. История Древнего мира. — Древнейшие люди.

Комментарии преподавателя

Современный человек является результатом длительной эволюции живых существ. Этот процесс называется происхождение человека или антропогенез.

Самые отдаленные по времени предки человека, приматы, появились на территории Африки и Евразии около 90 миллионов лет назад. Они жили в тропических лесах, питались плодами и растительностью, ведя вполне комфортное существование.

Почему же наши далекие предки решили спуститься на землю и превратились в людей?

Около 30-40 миллионов лет назад завершился очередной ледниковый период. Климат был сухим и прохладным. В результате понижения температуры многие растения, составлявшие рацион наших предков, погибли. Им приходилось искать новые источники пропитания. В результате изменения климата повсеместно бурно растущие  тропические леса сменились степями. Приматам пришлось приспособиться ко всем этим изменениям.

Таким образом, причинами появления людей стали:

1.         изменение климата, вызванное ледниковым периодом;

2.         вытеснение лесов степью;

3.         сокращение растений, входивших в рацион питания.

Причины появления людей

Современный человек является результатом длительной эволюции живых существ. Этот процесс называется происхождение человека или антропогенез.

Самые отдаленные по времени предки человека, приматы, появились на территории Африки и Евразии около 90 миллионов лет назад. Они жили в тропических лесах, питались плодами и растительностью, ведя вполне комфортное существование.

Почему же наши далекие предки решили спуститься на землю и превратились в людей?

Около 30-40 миллионов лет назад завершился очередной ледниковый период. Климат был сухим и прохладным. В результате понижения температуры многие растения, составлявшие рацион наших предков, погибли. Им приходилось искать новые источники пропитания. В результате изменения климата повсеместно бурно растущие  тропические леса сменились степями. Приматам пришлось приспособиться ко всем этим изменениям.

Таким образом, причинами появления людей стали:

1.         изменение климата, вызванное ледниковым периодом;

2.         вытеснение лесов степью;

3.         сокращение растений, входивших в рацион питания.

 

Около 11,5 – 9 миллионов лет назад на территории Африки появились самые древние предки людей – дриопитеки («древесные обезьяны»). Группы этих обезьян основную жизнь проводили на деревьях, питаясь мягкими плодами. Дриопитеков отличали: невысокий рост (около 60 см), длинные руки, с помощью которых они лазили по деревьям.

 

Более 5 миллионов лет назад, когда леса стали уступать место степям, потомкам «древесных обезьян» пришлось приспосабливаться к окружающей среде. Это привело к появлению вида австралопитеки  («южные обезьяны»).

Австралопитеки впервые были обнаружены в Юго-Западной Африке, на территории современного государства ЮАР в 1924 году. Их отличал узкий и высокий череп, что явно отличало этих древнейших людей от их предков – обезьян. По мнению ученых, австралопитеки уже перешли к поеданию животной пищи, что подтверждается, во-первых, строением зубов, похожих на зубы современного человека, а, во-вторых, найденными рядом с останками «южных обезьян» костей животных. Но самым главным отличием австралопитеков от обезьян является их способность к прямохождению.

Следующим этапом развития людей стал человек умелый (homo habilis), появившийся на Земле около 2 миллионов лет назад. Рост этих существ составляет 120-140 см. Поскольку окончательно исчезает необходимость регулярно лазить по деревьям, то руки сокращаются в длине. У homo habilis наблюдаются зачатки интеллекта. Теперь, перед тем как отправится на охоту, люди проводили предварительную подготовку – изготавливали соответствующие орудия труда.

Они придавали камням, костям и дереву необходимую форму, позволяющую резать, скрести и копать. Со временем, умение изготавливать орудия труда, позволило людям стать высшими хищниками. Первыми орудиями можно считать острые палки и осколки костей. Рядом с останками человека умелого ученые находят камни, обколотые таким образом, чтобы можно было затачивать палки или резать мясо.

 

Около 1,5 миллионов лет назад в результате активного расселения появился новый вид людей – человек прямоходящий (homo erectus), которого так же называют «древнейшим человеком».

 

Отличительными особенностями древнейших людей являются:

1.         толстые кости черепа;

2.         сильно развитый надглазный валик;

3.         покатый лоб;

4.         массивная нижняя челюсть;

5.         крупные верхние резцы

6.         средний рост (150-180 см),

7.         прямая походка.

Древнейшие люди научились строить жилища. Для обогрева жилищ, приготовления пищи, а так же охоты на диких животных использовался огонь, который люди научились добывать самостоятельно, используя высекание при помощи двух камней, ударявшихся один о другой для получения искр, а так же способ «высверливания», когда деревянная палочка с закругленным концом вставляется в углубление и путем быстрого вращения руками находящийся в углублении сухой мох нагревался до нужной температуры.

Существует предположение, что именно древнейшие люди стали использовать речь для передачи информации. Об этом говорит факт усложнения хозяйственной деятельности людей – окончательное разделение видов деятельности. Теперь охота на диких животных становится исключительной привилегией мужчин, в то время как женщинам отводится сбор растительной пищи – собирательство.

Около 150 тысяч лет назад появился тупиковый подвид людей – неандерталец. Их отличал невысокий, около 160 см, рост, мускулистое и коренастое тело. Лицо широкое, сильно выдвинуто вперед, над глазами, как и у древнейших людей у неандертальца был широкий лоб с надглазными валиками.

Проживали неандертальцы в основном на территории Европы, в холодных районах. Поэтому для защиты от холода им приходилось использовать одежду и обогреваемые жилища. Не редко в качестве естественных укрытий использовались пещеры. На территории России известно примерно двадцать пещер, где проживали неандертальцы – самая известная из них Мезмайская пещера на территории Краснодарского края. Там, где пещер не было, люди строили большие шалаши или хижины из палок и костей, покрытых шкурами животных. Для обогрева таких жилищ использовались очаги. Неандертальцы были умелыми охотниками. По костям, найденным на стоянках, можно судить, что охотились они в основном на крупных животных: бизонов, северных оленей, пещерных медведей, а т

www.kursoteka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *