Окружающий мир осень 2 класс – Презентация по окружающему миру для 2 класса «В гости к осени»
Презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) на тему: Окружающий мир «В гости к осени»
Слайд 1
Презентацию подготовила Нуржанова Наталия Викторовна учитель начальных классов ФГОУ- СОШ №21 МО РФСлайд 2
Солнце скрыто за тучами. Идёт мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только ели да сосны радуются своему зелёному наряду. Какое это время года?
Слайд 3
Назови объекты неживой природы. небо облака осадки ветер солнце вода в водоёмах Сравни погоду летом и осенью. летом осенью
Слайд 4
Какие осенние явления не относятся к неживой природе? листопад ледостав похолодание заморозки туман увядание трав иней отлёт птиц исчезновение насекомых
Слайд 5
Назовите главный признак осени. последняя гроза затяжные дожди первые заморозки появление инея густые туманы первый снег ледостав похолодание
Слайд 6
растения грибы рыбы птицы насекомые звери бактерии человек Осенние изменения в живой природе Вспомните и назовите объекты живой природы
Слайд 7
Какие изменения происходят осенью в жизни деревьев и кустарников?
Слайд 8
Листопад С приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску и начали опадать. С понижением температуры воздуха, изменение окраски листьев идёт всё интенсивнее. Быстрее идёт и листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.
Слайд 9
Почему в природе происходит листопад? С наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлаждённую воду корни растений не всасывают. Кроме того оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.
Слайд 10
Какие изменения происходят осенью в жизни насекомых? У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии с изменениями в окружающей среде. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, а другие зимуют в стадии личинок
Слайд 11
Жизнь птиц осенью Чем питаются птицы?
Слайд 12
Питание птиц осенью Птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом служат насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян.
Слайд 13
ОСЕНЬ ПОХОЛОДАНИЕ исчезают насекомые увядают травы замерзают водоёмы УЛЕТАЮТ ПТИЦЫ
Слайд 14
Какие птицы называются перелётными ?
Слайд 15
Птицы, совершающие осенние перелёты из наших мест в тёплые страны и весенние возвращения называются перелётными ласточки стрижи кукушки Птицы, постоянно живущие в нашей местности, называются осёдлыми голуби
Слайд 18
http://ru.desktopvenue.com/get/25189/6/ http://do.gendocs.ru/docs/index-12736.html http://www.kartinkijane.ru/download/34473/2560×1600/ http://www.dietaonline.ru/community/post.php?topic_id=33831&page=127 http://ru.best-wallpaper.net/Maple-leaves-autumn-season_1680x1050.html http://iunsidiong.ucoz.ru/news/detskie_stikhi_pro_osen/2013-10-11-23 http://skachatkartinki.ru/skachat.php?id=18478&num=3 http://nnm.me/blogs/victor2589/susan_bourdet_birds/ http://www.photoline.ru/photo/1205233109?rzd=new http://kotomatrix.ru/user/KOTAL/abyss/ http://belosnezhka.com/post135219879/ http://mama.tomsk.ru/forums/viewtopic.php?f=90&t=505545&p=12314564&sid…
nsportal.ru
Конспект по окружающему миру на тему «В гости к осени»(2 класс)
ГАПОУ НСО
«Черепановский педагогический техникум»
Дата: 28.09.2016г.
Урок: Окружающий мир
МОУ СОШ №3
Класс: 2 «В»
Учитель: Шелест Лариса Валерьевна________________
Методист: Иванова Елена Викторовна _______________
Студенка: Касьянова Анна Александровна
Тема: «В гости к осени. Сезонные изменения в живой и неживой природе.»
Цель урока: дать учащимся представление о характерных признаках осени в живой и неживой природе.
УУД:
Личностные: учащиеся осознают ценность природы для жизни человека и для себя лично;
Познавательные: научатся наблюдать и рассказывать об осенних изменениях в неживой и живой природе;
Коммуникативные: развивать коммуникативные умения, умения слушать, доброжелательное отношение друг к другу.
Ресурсы: мультимедиа проектор, интерактивная доска, презентация.
2016 г.
Ход урока
I.Орг. моментПриветствие
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнем
Урок окружающего мира начнем.
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анна Александровна. Сегодня я проведу урок окружающего мира.
Приветствуют учителя, садятся.
II.Актуализация знаний
«Солнце скрыто за тучами. Идет мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только ели да сосны радуются своему зеленому наряду.»
-Определите, какое это время года?
Cлайд№1
-Предположите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Мы сегодня отправимся в гости к осени. И тема нашего урока так и называется : в гости к осени. Сезонные изменения в живой и неживой природе.
-Как вы думаете, о чем мы сегодня узнаем?
Узнаем об осенних явлениях в неживой и живой природе. Будем учиться рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края.
-Осень.
Дети высказывают свое предположение.
Дети высказывают свое предположение.
III.Организация познавательной деятельности
Физминутка.
-Назовите объекты, относящиеся к неживой природе.
Слайд №2
-А теперь давайте вспомним каким было лето?
-Давайте сравним две картинки лето и осень. Какие изменения произошли? Слайд№3
Вывод: -летом небо голубое, лишь кое где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.
-летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.
— летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.
-Сейчас мы прочитаем текст на странице 36 и сделаем выводы , какие изменения в неживой природе произошли с приходом осени?
Читают текст.
— какие осенние явления происходят в неживой природе?
-А теперь рассмотрим изменения, которые происходят осенью в живой природе.
-А как меняется жизнь растений?
Больше всего осенью меняется лес. Листья на деревьях и кустарниках меняют свою окраску, а затем начинают опадать.
-Как вы думаете, почему в природе происходит листопад?
Познавательный ролик.
-А какие деревья не сбрасывают листву?
Слайд №4
Видеоролик
Я привстану на носочки,
Хорошенько потянусь.
Раз – наклон, два – наклон,
Словно буква “О” свернусь.
И попрыгаю немножко,
И руками покручу,
Постою на правой ножке
И головкой поверчу…
И работою займусь!
-В осеннем лесу уже не услышим веселого беззаботного пения птиц, как вы думаете почему?
Как называют таких птиц?
-Каких перелетных птиц вы знаете?
Слайд№5
-Чтобы ответить на вопрос, почему птицы улетают на юг, давайте прочитаем текст в учебнике на странице 38.
Чтение текста учащимися
—Какова же основная причина, почему птицы улетают на юг?
Ребята, перелетные птицы преодолевают большие расстояния, летят иногда без отдыха целый день или ночь и очень устают. Много птиц гибнет во время перелета. Поэтому не надо пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поиска пищи или отдыхающую на деревьях.
-А все ли птицы улетают на юг?
-Назовите, которые остаются.
-А какие птицы прилетают к нам?
Слайд №6
-А как вы думаете, чем питаются зимующие птицы?
-А как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?
-Как вы думаете, меняется ли жизнь животных осенью?
-И как же меняется?
-Я буду вам рассказывать о жизни зверей осенью, о том ,как они готовятся к зиме. А ваша задача отгадать, о каком звере идет речь.
Осенью у нас забот немало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос – сладкий медок. Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир – это запас пищи на всю зиму. (Медведь)
Слайд№7
А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле, не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то никакая хитрость не спасет от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу – мышей-полевок – находим мы без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набреду на зайчонка. (Лиса)
Слайд№8
Я очень интересный зверь. Только я умею строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом все это сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Так я запасаю себе на зиму «продукты». Замерзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев. (Бобер)
Слайд №9
Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть не просто. Тело мое покрыто серебристо-серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – черная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир – готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. Очень много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам жира накоплю столько, что можно, и спать ложиться на всю зиму!
Слайд№10
Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И все-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые», вижу ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой с их стеблей. (Заяц)
Слайд№11
Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемах.
Похолодание, появление инея, заморозки, затяжные дожди, первый снег, туманы и ледостав.
Меняется окрас листьев, желтеет трава, отцветают цветы.
Мнение учащихся.
Хвойные
встать на носочки, потянуться
выполнить 2 наклона вперёд
достать руками носки ног (2-3 раза)
прыжки на двух ногах 3-4 раза
выполнить вращение руками 3-4 раза
стойка на правой ноге (2-3 сек.)
наклоны головы вправо-влево (4-6 раз)
сесть на место
Потому что многие птицы стаями улетают на юг.
Перелетные.
Цапля, стриж, ласточки, грач, утка-кряква, журавли
Меньше становится корма. Насекомые исчезают, травянистые растения увядают.
Нет.
Вороны, воробьи, синицы.
Снегири и свиристели.
Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений, отыскивают спрятавшихся насекомых.
Кормушки.
Да
Мнение учащихся.
Отгадывают загадки и отвечают на вопрос.
IV. Соотнесение цели и результата
Ребята, на слайде представлены два задания. Кто нам прочитает первое задание.
-Нашли ошибку?
-Почему «листопад» является ошибкой в данном утверждении.
Слайд№12
-Кто нам прочитает второе задание?
Слайд№13
Ответы и рассуждение учащихся.
V.Подведение итогов урока
-О каких изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?
-Какие изменения происходят в живой природе с приходом осени?
VIДомашнее задание
Стр. 36-37 прочитать, ответить на вопросы (устно)
Учащиеся записывают в дневник.
infourok.ru
Окружающий мир 2 класс тема «В гости к осени»
Отдел образования администрации Тальменского района Алтайского края
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Язовская основная общеобразовательная школа
Проект урока
Ознакомление с окружающим миром
Тема: В гости к осени.
2 класс
Технология: Личностно-ориентированное обучение
Учебник: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас — в 2 ч.М.«Просвещение» 2004
Программа: А. А. Плешакова «Окружающий мир»
Учитель начальных классов:
Коржова Светлана Николаевна
Язово 2010 г.
Пояснительная записка
Данный урок изучения нового материала проводится на основе знаний, полученных после урока-экскурсии ( на котором учащиеся познакомились с общим понятием о погоде, какая бывает погода, как измеряют погоду).
На уроке учащиеся узнают о характерных признаках осени в неживой природе, расширяют знания о жизни растений, насекомых, птиц, зверей.
Для более рационального использования времени и для того, чтобы проследить связь осенних изменений в неживой и живой природе используется план изучения темы, по которому можно проследить в дальнейшем изменения в природе зимой, весной и летом.
Для эффективного изучения материала на уроке используется:
— различная наглядность: картины осени,
— карточки с заданиями,
— игрушки зверей,
— листья деревьев и кустарников, травы, семена растений (собранных на экскурсии)
— учебник
-тетрадь.
В ходе урока меняются методы и формы работы. Задания выполняются в группах, индивидуально, проводится беседа, даётся творческое задание.
Для того, чтобы привлечь внимание детей к познанию окружающего мира, на уроке используется занимательный материал: загадки, кроссворд, стихотворение, пословицы и поговорки об осени.
Ценность данного урока состоит в том, что учащиеся с помощью учителя и на основе изученного материала, собственных наблюдений учатся анализировать , сравнивать изменения в природе, делать выводы.
На уроке развивается речь учащихся, память, внимание, интерес к изучению окружающего мира, воспитывается любовь к родной природе.
Цели урока: создание условий для:
— формирования представлений о характерных признаках осени в живой и неживой природе, обогащения знаний детей об осенних изменениях в жизни растений, насекомых, птиц и зверей, установления связи между живой и неживой природы
— активизации познавательной деятельности учащихся, развития наблюдательности , внимания;
— воспитания любви к родной природе.
Цели ученика:
-определить характерные признаки осени в неживой природе;
— узнать какие изменения происходят в живой природе ( в жизни растений, насекомых, птиц, животных) и почему.
Оборудование:
Картины с изображением природы осенью и летом.
Травы, семена растений, листья деревьев и кустарников.
Карточки с заданиями, со словами.
Игрушки-звери (лиса, ёж, медведь, заяц, белка)
Учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешаков. издательство «Просвещение», 2005г
Тетрадь «Мир вокруг нас» проверим себя 2 класс.
Журналы «Мурзилка»
Структура урока.
Организационный этап – 1 мин.
Проверка д/з по теме «Погода. Термометр».- 7 мин.
— самостоятельная работа в тетради – 5 мин.
— работа с карточками — 1 мин.
— рассказ о погоде – 1 мин.
3. Сообщение темы – 1 мин.
4. Целеполагание – 2 мин.
5. Изучение нового материала – 22 мин
— работа в парах – 4 мин;
— индивидуальное задание – 5 мин;
— работа творческих групп – 4 мин;
— отгадывание загадок – 4 мин;
— рассказы о животных – 5 мин.
6. Итог урока — 6 мин.
— отгадывание кроссворда — 3 мин;
— пословицы и поговорки – 3 мин.
7. Д/з — 1 мин.
Учитель обращается к детям.— Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу успехов в работе.
Учащиеся приветствуют друг друга, желают друг другу успеха.
Обеспечение мотивационной готовности и положительного настроя к работе на уроке
2.Проверка д/з
-Какое д/ з было задано на предыдущем уроке?
— Что нового вы узнали о погоде?
Откройте тетради стр. 4, выполните самостоятельно задание № 1, 2 и стр. 5 № 1
Выберите карточки с заданием.
Кто расскажет, какая погода сегодня?
Узнали, что такое погода и как её измеряют.
Выполняют самостоятельную работу на оценку.
Вытягивают по очереди карточку и выполняют задание. (Приложение № 1)
Один ученик отвечает на вопросы по карточке. (Приложение № 2)
Создание условий для проверки знаний и умений учащихся по изученной теме
3.Сообщение темы урока.
— Послушайте стихотворение. Определите, о каком времени года идёт речь?
Листопад
Игорь Мазнин
Ушло тепло. Пропали птицы.
У леса – ветер в голове…
И вот его цветной листве
На ветках
Больше
Не сидится.
И вот,
Который день подряд
Шум, шелест, шорох –
Листопад…
( Показать рисунок из журнала «Мурзилка» № 10. 2004г)
— Какие слова из стихотворения вам помогли это определить?
-Да , мы будем говорить об осени.
Речь идёт об осени
Ушло тепло, пропали птицы, цветная листва на деревьях, листопад
Стихотворение и вопросы побуждают детей к определению темы урока.
4.Целеполагание
— Работа предстоит большая. Я предлагаю вам построить её по следующему плану. (план записать на доске)
1. Изменения в неживой природе.
2. Изменения в живой природе:
— растения
— насекомые
— птицы
— звери
— Какую цель на урок вы можете поставить себе? На какие вопросы нам нужно ответить в ходе урока?
Дети проговаривают свои цели на урок. Задают сами себе вопросы. (вопросы можно записать на доске).
— Какие изменения происходят в неживой и живой природе?
— Куда исчезают насекомые и почему?
— Как готовятся к зиме птицы и звери?
План и вопросы побуждают детей к определению целей урока
и создают условия последовательного изучения нового материала.
5.Изучение нового материала
1. Я предлагаю вам вспомнить погоду летом (опираясь на слова, записанные на карточке, и иллюстрации учебника стр. 24-25) и сразу же, путём сравнения, определить осенние изменения в неживой природе.
— Сейчас немного отдохнём. Вспомним нашу экскурсию в лес.
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем–
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
2.- На экскурсии мы собрали букет из листьев и трав, семена растений. Давайте вспомним их названия и расскажем, какие изменения произошли в жизни растений и почему.
3.- Составить рассказ о насекомых, ответив на вопросы.
4.– С наступлением холодов на улице исчезают насекомые. Кто всё лето ими питался?
Следующий пункт плана – изменения в жизни птиц. Отгадайте загадки, разделите отгадки на две группы.
— Что за весенняя чёрная птица
Любит за плугом ходить и
кормиться?
— Трещала с самого утра:
«Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит … .
— Угадайте, что за птичка –
Тёмненькая невеличка
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
— В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд – приятель!»
И ставит подпись … .
5. – Посмотрите, какие звери пришли к нам в гости. Расскажите, как они приготовились к зиме.
— работают с учебником и
карточкой (Приложение № 3)
Читают вывод в учебнике стр. 27.
На доске вывешиваются слова: ПОХОЛОДАЛО, ИНЕЙ, ЗАМОРОЗКИ, ТУМАНЫ, ЛЕДОСТАВ.
Учащиеся выполняют движения.
— Каждый ученик выбирает лист, траву или семена растения и рассказывает о них.
Обращается внимание детей на хвойные деревья.
По вопросам карточки (Приложение № 4)
Составляют рассказ о насекомых.
Птицы.
Отгадывают загадки и делят на две группы – перелётные и зимующие, рассказывают об изменениях в их жизни.
Рассказы учащихся о жизни зверей.
Работа выполняется в парах — одна пара работает по учебнику, другая по карточке.
Работа в парах способствует формированию умения сотрудничать.
Физкультминутка позволяет снять усталость и активизировать внимание детей
Выбор учащимися растений обеспечивает дифференцированный подход: каждый выбирает для себя растение или смена (по желанию) несколько или одно.
Развитие речи учащихся.
Отгадывание загадок дает возможность активизировать внимание и развивать наблюдательность, повышает интерес к работе.
Создание ситуации, позволяющей каждому ученику проявить инициативу и желание рассказать свой рассказ, развитие устной речи.
6.Итог урока
А теперь давайте попробуем ответить на вопросы, которые мы задавали себе в начале урока, с помощью кроссворда.
Ключевое слово получилось «золотая». В народе осень называют «золотой». А какие приметы осени вам знакомы? (пословицы, поговорки)
Отгадывание кроссворда. (Приложение №5)
Называют основные изменения в природе.
Дети называют знакомые приметы, пословицы и поговорки. Дополнительно читают их в уголке природы.
Использование занимательного материала позволяет прививать интерес к познанию окружающего мира.
7.Д/з
Учебник стр. 26-29,
по выбору ( творческое) — подобрать или сочинить стихи об осени, нарисовать рисунок на тему «Осень в природе»
Учащимся выставляются оценки за д/з.
Изученный материал будет проверен и оценен на следующем уроке.
Задание творческого характера способствует развитию творческих способностей учащихся.
Приложение № 1.
Прочитайте разными способами. В какое время года бывает эта температура?
+ 7º , — 25º — 2º , + 30º
— 1º, + 15º — 10º, 0º
Приложение № 2.
Какая сегодня погода?
Ясно, облачно, пасмурно.
Осадки.
Ветер – сильный, слабый, порывистый, тёплый, холодный, безветренная.
Температура воздуха
Приложение № 3.
Сравни погоду летом и осенью определи осенние изменения.
— небо голубое, лишь кое-где небольшие облака;
— небо затянуто облаками, кажется низким;
— дожди затяжные, холодные;
— дожди кратковременные, тёплые, часто бывают грозы;
— погода тёплая, много ясных дней;
— температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или
пасмурно.
Приложение № 4.
Ответь на вопросы:
Видели ли вы летом насекомых? Каких?
Много ли их было летом?
Больше или меньше их стало с приходом осени?
В какую погоду их становится меньше?
Где они прячутся?
Приложение № 5.
Какого цвета осень?
На улицах холодает.
Ледок лужи прикрывает.
Иней покрывает землю и траву –
Это лёгкий морозец
Пришел ко двору.
Как народ такое явление называет?
Это кто такой садовник?
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл траву и кусты.
А как сумерки настали
Нам по радио сказали,
Что и завтра он пройдёт
И польёт наш огород.
Это что за чудеса?
Не разверглись небеса —
Дождь идёт такой прекрасный.
Он лилово-жёлто-красный!
Это осени явление, ты подумай и скажи.
Понижение температуры осенью.
Это особа летом покрыта зелёной хвоёй, а осенью меняет наряд на жёлтый и постепенно сбрасывает его.
В конце осени реки, озёра, пруды покрываются льдом. Это явление называется … .
Название второго месяца осени.
Ответы 1. Заморозки. 2. Дождь. 3 Листопад. 4. Похолодание. 5. Лиственница.
Ледостав. 7. Октябрь.
КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО — ЗОЛОТАЯ.
infourok.ru
Конспект по окружающему миру на тему «В гости к осени» (2 класс)
В гости к осени.
Цель: дать представление о характерных признаках осени в неживой природе; расширить знания об осенних изменениях в жизни растений, насекомых и птиц.
Тип урока: урок развития умений и навыков
Планируемые результаты:
Предметные: -научится рассказывать о характерных признаках осени в неживой природе;
— показывать связь между ними.
— получат возможность научиться осознавать ценность природы.
Метапредметные: Регулятивные УУД:-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные УУД:научатся наблюдать изменения в природе и рассказывать о них.
Коммуникативные УУД:строить понятные для партнёра высказывания.
Личностные: — учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
-Ребята, давайте вспомним, какой раздел учебника «Окружающий мир» мы начали изучать несколько уроков назад?
(раздел «Природа»)
— Что нового вы узнали из раздела «Природа»?
— А теперь проверим, как хорошо вы усвоили пройденный материал?
Поиграем в игру «Собери картинку».
-Вы должны из квадратов собрать изображение и ответить, какое явление природы на картинке, и к какому времени года это явление относится.
Молодцы!
3. Работа по теме урока.
— Ребята, давайте посмотрим в окно. Какое сейчас время года?
— А как вы догадались?
— Вспомните, какой была погода летом?
-Отличается погода летом и осень? (да)
— Чем?
Молодцы, наблюдательные.
— А кто-нибудь из вас знает стихи об осени?
— Вы наблюдательные, догадливые, так может, вы скажете тему нашего сегодняшнего урока?
(В гости к осени)
Сейчас мы посмотрим, верны ли ваши наблюдения и догадки о признаках осени.
4. Презентация.
-Ребята, назовите осенние месяцы.
Молодцы.
— Идем в гости к сентябрю.
-Ребята, кто — нибудь из вас знает пословицы или поговорки о сентябре.
— Переходим к следующему месяцу – октябрю.
— Пословицы об октябре вы знаете?
— Итак, мы в гостях у последнего осеннего месяца – в гостя у ноября.
-Интересно, а о ноябре вы пословицы знаете?
Ну что же. Ребята, верны ли ваши догадки о признаках осени?
Тогда давайте вспомним их.
Молодцы! Правильно назвали признаки осени.
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Буратино потянулся,
раз нагнулся, два нагнулся
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел,
чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать.
6.Продолжение работы по теме урока.
— Сейчас задание для каждой группы. Перед вами иллюстрации картин известных художников И.Левитана, К.Коровина и А.Киселева. Ваша задача определить и назвать признаки осени присутствующие на иллюстрациях.
Молодцы, справились с заданием!
Ребята, давайте вспомним тему нашего урока (В гости к осени).
А кто же в гости ходит без подарков? (Никто)
Вы тоже приготовили подарки осени? (Да)
Тогда покажите их и немного расскажите о них.
Молодцы!
7. Рефлексия.
—Что понравилось сегодня на уроке?
— Что нового вы узнали на уроке?
8. Домашнее задание.
Нарисовать рисунок на тему «Осень».
Сегодня на уроке все постарались и работали очень хорошо, отметки за урок.
Урок окончен. До свидания!
infourok.ru
Контрольная работа по теме «Осень» 2 класс по окружающему миру
Контрольная работа по теме «Осень» 2 класс
Фамилия, имя __________________________
Рядом с правильным ответом ставь знак «+»
В каком ответе осенние месяцы перечислены в правильном порядке?
а) Сентябрь, ноябрь, октябрь
б) Сентябрь, октябрь, ноябрь.
2. Укажи (подчеркни) основные признаки осени:
а) цветение растений
б) листопад
в) отлёт перелётных птиц
г) похолодание
3. Укажи день осеннего равноденствия.
а) 23 сентября
б) 21 октября
4. Что происходит с травянистыми растениями осенью?
а) цветут;
б) растут;
в) увядают.
5.У каких деревьев изменился вид с приходом осени?
а) берёза;
б) сосна;
в) клён;
г) липа.
6.Из каких частей состоит гриб?
а) ствол; в) ветви; д) корень
б) ножка; г) шляпка; е) грибница
7. Сколько ног у паука?
а) 6 ног б) 8 ног в) 10 ног
8.Отметь «+» особенности строения животных.
- 9. Какие действия человека вредят природе?
а) вырубка лесов б) посадка деревьев
в) сбор грибов г) подкормка птиц зимой
Проверочная работа по теме «Осень» Ф.И. ________________________________
1. Разбей данные объекты на две группы. Дай название группам.
Рябина, клён, шиповник, осина, малина, орешник
2. Главное осеннее явление в жизни деревьев и кустарников, которое является подготовкой к суровому времени года – зиме _______________________________
3. Укажи (подчеркни) основные признаки осени:
Сбор урожая, снегопад, отлёт птиц, листопад, распускание почек,
похолодание, мороз.
4. Выбери (подчеркни) правильное утверждение.
а) все растения осенью сбрасывают листву,
б) все хвойные растения осенью не сбрасывают листву,
в) лиственные растения сбрасывают листву осенью.
5. Выбери (подчеркни) названия перелётных птиц:
Грач, воробей, ворона, ласточка, скворец, синица, кукушка.
6. Выбери (подчеркни) названия съедобных грибов:
Подосиновик, груздь, мухомор, шампиньон, желчный гриб, лисичка,
бледная поганка.
7. Выбери верное утверждение. Части гриба – это:
а) корень, ствол и крона,
б) шляпка, ножка, грибница,
в) корень, стебель, зонтик.
8. Выбери верное утверждение. Куда исчезают насекомые осенью?
а) улетают в тёплые края,
б) впадают в спячку,
в) впадают в оцепенение.
9. Выбери верные утверждения. Гриб – это живой организм, потому что:
а) растёт,
б) его используют в пищу,
в) питается,
г) дышит.
10.*Напиши, как разные звери готовятся к зиме:
Медведь ______________________________________________________________
Заяц __________________________________________________________________
Белка _________________________________________________________________
infourok.ru
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме « Неживая природа осенью»
МБОУ « Софринская СОШ №2»
Пушкинского муниципального района
Московской области
Конспект урока
по окружающему миру во 2 классе
по теме « Неживая природа осенью»
Подготовила:
Учитель начальных классов
Маркова Виктория Александровна
2015 год
Цель урока: Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой природе. Показать связь между живой и неживой природой. Развивать устную речь, память, мышление, воображение. Развивать умение наблюдать и рассказывать об осенних изменениях в живой и неживой природе. Воспитывать осознание ценности природы для жизни человека и для себя лично.
Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока.
Личностные: формируем желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
Познавательные: формируем умение самостоятельно находить необходимую информацию из иллюстраций, текста; умение представлять информацию в виде таблицы; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные: формируем умение поставить учебную цель, задачу урока на основе того, что уже известно, и усвоено; умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные: формируем умение делать выводы в результате совместной работы, слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Формы работы на уроке: групповая, коллективная, парная.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация в программе Power Point, учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь к учебнику, карточки с заданиями для групповой работы и для работы в парах.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент.
Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, жёлтыми листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.
II. Мотивация учебной деятельности.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
– Ребята, какому времени года посвящены эти строки? (Осени)
– Почему вы так решили?
– Какова, по-вашему, будет тема сегодняшнего урока? На какие вопросы мы можем ответить сегодня?
– Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о том, какие изменения происходят в неживой природе с приходом осени.
III. Работа по теме урока.
1. Актуализация знаний.
– Назовите предметы, относящиеся к неживой природе. По мере того, как дети называют, на доске появляется надпись:
облака
осадки
небо
ветер
солнце
вода в водоемах
– Вспомните погоду летом (дети опираются на слова, записанные на доске) Как она изменилась с приходом осени?
Делаются выводы:
А. Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.
Б. Летом дожди кратковременные, тёплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.
В. Летом погода тёплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.
2. Работа с демонстрационным материалом.
Презентация «Неживая природа осенью».
После просмотра презентации делаются выводы по материалам презентации.
– О каких осенних явлениях неживой природы вы узнали по материалу, который мы просмотрели?
1. СОЛНЦЕ
2. НЕБО
— Приглядитесь внимательно к небу. Каким оно бывает ранней и поздней осенью? (Летом и ранней осенью бывают кучевые облака, а осенью – чаще тучи).
3. ДОЖДИ
— Почему говорят, что «осень плачет»? (Идут дожди)
— Но ведь дожди идут и в другое время года. А так говорят только про осень. (Ответы детей)
4. ТУМАН
— Мы попрощались с последней капелькой.
— Как вы думаете, как капля связана со словами «дождь» и «туман»? (эти явления состоят из воды)
— Наблюдали ли вы туман? Какой он?
5. ЗАМОРОЗКИ
— Осень всегда вдохновляла и вдохновляет художников и поэтов. Послушайте отрывок из стихотворения О. Высоцкой «Осеннее утро»
Желтый клен глядится в озеро,
Просыпаясь на заре.
За ночь землю подморозило,
Весь орешник в серебре.
— Какие бы вы взяли краски, чтобы нарисовать рисунок к этому стихотворению? (Желтую, голубую, серебристую)
— А что бы нарисовали серебристой краской? (Иней)
— Какое явление природы описывается в стихотворении? (Заморозок)
— Иней не стоек. Только выглянет солнце. Он мигом растает.
6. ВЕТЕР
Летом ветер тёплый, слабый. Осенью дует холодный, порывистый ветер.
7. ЛЕДОСТАВ
— Часто осенью идет крупный мокрый снег. Хлопья его падают на остывшую воду реки и не тают. Так и плывут по течению, слипаясь в большие рыхлые комья льда. Через день-другой они смёрзнутся в льдины. Теперь можно полюбоваться осенним ледоходом. Постепенно льдины становятся всё крупнее, толще. Сильный мороз предзимья схватывает, соединяет их. Льдины смыкаются с берегами, движение прекращается: лёд встал. Замёрзла река, кончился ледостав. А с ним кончилась осень.
— Дети, почему мы так подробно говорим об изменениях в неживой природе? (Изменения в неживой природе влияют на живую природу.)
— Приведите примеры.
IV. Физкультминутка.
Игра «Мы листики осенние». Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снов набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил
И на землю опустил.
Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по классу, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся
3. Работа в парах. Работа с иллюстрациями на сравнение.
– На каком рисунке показана ранняя осень, а на каком – поздняя? Объясни, почему так думаешь.
4. Групповая работа.
Дети должны ознакомиться с поговорками и пословицами про осень и выбрать:
1-я группа – о ранней осени;
2-я группа – о поздней осени.
Поговорки и пословицы про осень. (раздаются на листочках):
Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.
Осень — время собирать урожай.
Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.
Сентябрь — пора золотой осени.
Сентябрь — отлётная пора.
В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.
Октябрь землю покроет, где листком, где снежком.
Холоденек октябрь-батюшка, а ноябрь и его перехолодил.
Октябрь месяц первых снегов, первых холодов.
К октябрю березы оголяются.
Ноябрь — бездорожник: то снег, то грязь, то грязь, то снег — ни колесу, ни полозу нет ходу.
В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать.
В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.
В ноябре зима с осенью борется.
5. Подведение итогов групповой работы.
VI. Самооценка детьми собственной деятельности на уроке.
Учитель предлагает детям оценить свою работу на уроке при помощи листьев трёх цветов: зелёный — всё получилось, всё запомнил; желтый — были трудные задания, не всё получалось; красный — я ничего не понял, мне нужна помощь.
Оценивают собственную деятельность и результативность работы на уроке при помощи разноцветных листочков (поднимают листочки).
VII. Итог
— О чем новом вы узнали сегодня на уроке?
— Что запомнили?
— О чем задумались?
— Что еще хотели бы узнать по этой теме?.
VIII. Домашнее задание:
1. Выполнить рисунок на тему «Осень в моем родном крае»;
2. Подготовить загадки про осень для соседа по парте.
infourok.ru
Конспект урока по окружающему миру 2 класс » В гости к Осени».
Урок по окружающему миру
во 2 классе
Тема: «В гости к осени. Живая и неживая природа осенью».
Подготовила учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1 Г. Зубцова
Андреева Светлана Александровна.
Цель урока: 1. Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой и живой природе.
Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока.
Личностные: формируем желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
Познавательные: формируем умение самостоятельно находить необходимую информацию из иллюстраций, текста; умение представлять информацию в виде таблицы; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные: формируем умение поставить учебную цель, задачу урока на основе того, что уже известно, и усвоено; умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные: формируем умение делать выводы в результате совместной работы, слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Формы работы на уроке: групповая, коллективная, парная.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация в программе Power Point ,учебник «Окружающий мир» А.А.Плешакова 2 класс, рабочая тетрадь к учебнику , карточки с заданиями для групповой работы и для работы в парах.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, жёлтыми листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.
Актуализация знаний
-Учитель читает стихотворение А.С. Пушкина
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван тянулся к югу:
Приближалась довольно поздняя пора;
Стоял ноябрь уж у двора. (Слайд №2)
-О чём говорится в стихотворении А.С. Пушкина? (Об осени)
-Давайте проверим, помните ли вы названия осенних месяцев.
Я читаю пословицу, а вы определяете, о каком месяце идёт речь.
1. КРАСНО ЛЕТО ПРОВОЖАЕТ, ОСЕНЬ ЗОЛОТУЮ ВСТРЕЧАЕТ (слайд №3)
2. ЗЕМЛЮ ПОКРОЕТ, ГДЕ ЛИСТОМ, ГДЕ СНЕЖКОМ.
3. В ОСЕННЕЕ НЕНАСТЬЕ СЕМЬ ПОГОД ВО ДВОРЕ: СЕЕТ, ВЕЕТ, КРУТИТ, МУТИТ, РВЕТ, СВЕРХУ ЛЬЕТ И СНИЗУ МЕТЕТ.
III. Формулирование темы и целей урока
– Попробуйте определить, о чём пойдет речь на уроке? (Предположение учащихся.)
-Тема нашего урока называется «В гости к Осени» (открывается (слайд №4)) А точнее сказать она к нам сама пришла в наши края! Сегодня она заглянула к нам в класс и оставила корзину с разноцветными листьями, которые я разложила вам на парты. ( У каждого ученика лежат по 3 листочка: красный, жёлтый и зелёный для самооценки.)
-Прочитайте целевые установки в рубрике «Что узнаем, чему научимся»
Дети читают учебник на с.36.
IV. Изменение в природе.
— Итак, сегодня мы поговорим об изменениях, которые происходят осенью в неживой и живой природе.
— Как вы думаете, где сначала происходят изменения: в неживой или живой природе? ( В неживой)
1. Осенние изменения в неживой природе
– Ребята, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемах и т. д.) Далее учитель предлагает вспомнить погоду летом и сразу же, путем исследования, определить осенние изменения. ( Заполнение таблицы в парах, проверка по слайду№5)
КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ ПОГОДА ОСЕНЬЮ? | ||
лето | осень | |
ОБЛАЧНОСТЬ | Небо чистое, лишь кое-где небольшая облачность. | Небо затянуто облаками. Оно кажется низким |
ВЕТЕР | Теплый, не порывистый. | Холодный, порывистый |
ОСАДКИ | Дожди кратковременны, теплые, часто бывают грозы. | Дожди затяжные, холодные, мокрый снег |
ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА | Тепло, много ясных дней, солнце высоко | Температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно, пасмурно. |
Делаются выводы:
а) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.
б) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.
в) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно). ( Слайд №6)
Работа по учебнику с.36-37
Делается вывод: Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления в неживой природе. ( Слайд №7)
V.Физкультминутка
Мы листочки осенние,
Дети выходят из-за парт.
На веточках мы сидим.
Приседают на корточки.
Дунул ветер — полетели,
Встают на носки, резко подняв руки вверх.
Мы летели, мы летели
Плавные махи руками с продвижением вперед, присесть, опустить руки на землю
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
Встают, взмахнув руками, кружатся на месте.
И за парту тихо сели.
2. Осенние изменения в живой природе
2. -Что изменилось осенью в жизни растений и животных вы сможете ответить сами, поработав в группе. Во время обсуждения звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь»
1 группа — растения
2 группа — птицы
3 группа — звери
Ответив на вопросы, вы расскажите об осенних изменениях в живой природе.
1 группа:
— Определите, как выглядят растения осенью, поставьте +, если можно ответить «да».
Лиственные деревья сохраняют листву? | |
Хвойные деревья сохраняют иголки? | |
Травы зеленые? |
2 группа:
— Рассмотрите рисунок в учебнике на с.38 и ответьте на вопросы:
— Как называются такие птицы? (перелётные)
— Каких ещё перелётных птиц вы знаете?
— Почему птицы улетают на юг? Чем питаются птицы? (Насекомыми и семенами)
. Все ли птицы улетают осенью в тёплые края? Какие остаются и как они себя ведут.
—Назовите птицу. ( Картинка птицы)
-К какой группе птиц ее можно отнести?
-Подумайте, нуждаются ли птицы в нашей помощи?
3 группа:
Медведь не делают запасы
Белка меняет цвет шерсти
Заяц ложится в спячку
Лиса делает запасы
Выступления от групп. Обобщение ответов (слайд №8)
1группа:
Лиственные деревья сбрасывают листву, травы отмирают, хвойные деревья остаются зелеными
2группа
С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно плодов и семян. Поэтому птицы улетают в тёплые края — туда, где есть корм.
Оседлые птицы остаются зимовать.
3 группа
Медведь не делают запасы
Белка меняет цвет шерсти
Заяц ложится в спячку
Лиса делает запасы
VI. Рефлексия.
— Какие изменения происходят природе с приходом осени? (слайд №9)
Солнышко поднимается невысоко, плохо греет.
Чаще идут дожди.
Похолодало.
Улетают на юг птицы.
Звери готовятся к зиме.
Желтеют и краснеют листья.
Листопад.
VII. Самооценка детьми собственной деятельности на уроке.
Учитель предлагает детям оценить свою работу на уроке при помощи листьев трёх цветов: зелёный — всё получилось, всё запомнил; желтый — были трудные задания, не всё получалось; красный — я ничего не понял, мне нужна помощь.
Оценивают собственную деятельность и результативность работы на уроке при помощи разноцветных листочков (поднимают листочки).
-Заканчивается наш урок, и наше сегодняшнее путешествие в гости к Осени.
— Оно вам понравилось?
-Ребята! А мне понравилась ваша работа на уроке!
-Вы отвечали дружно и активно, поэтому работа получилась успешной! Молодцы!
VIII. Домашнее задание
Учебник – с.36-39
Рабочая тетрадь с. 28-29 задание № 3; № 4
Закончить урок можно стихотворением
Осень
Константин Бальмонт.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья
kopilkaurokov.ru