cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Осенние явления в жизни растений 5 класс биология – Урок по биологии для 5 класса «Осенние явления в жизни растений»

Урок по биологии для 5 класса «Осенние явления в жизни растений»

Урок по биологии для 5 класса «Осенние явления в жизни растений»

Задачи урока:

  • сформировать знания об изменениях, происходящих в растениях в осенний период;

  • научить наблюдать за природными объектами, фиксировать результаты наблюдений.

Планируемые результаты:

  • формирование мотивации к познавательной деятельности, самообразованию;

  • становление экологического сознания;

  • развитие экологической культуры,;

  • развитие творческих способностей;

  • учить наблюдать, описывать и объяснять осенние явления в жизни растений.

Задание к уроку

  1. Нарисовать и раскрасить осенние растения.

  2. Принести плоды рябина, боярышника, каштана, дуба и др. растений, гербарий осенних листьев.

  3. Подготовить пословицы, поговорки, стихи и рассказы о растениях осенью.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Наблюдать за природой интересно во все времена года. Не только летом и осенью, но и зимой, и весной происходит много необычного и интересного. Нужно только уметь увидеть это. Сегодня на уроке мы познакомимся с осенними явлениями в жизни растений.

В начале урока мы совершим с Вами виртуальную экскурсию в осенний лес. Затем мы прослушаем стихи, рассказы, пословицы и поговорки, которые Вы подготовили к уроку.

Просмотр фильма «Осень в лесу»(СССР).

Задание учащимся перед просмотром:

  1. записать названия растений, которые можно встретить в лесу;

  2. записать изменения, которые происходят с растениями осенью. Самостоятельная работа в тетрадях во время просмотра фильма. Обсуждение увиденного.

Выступления учащихся:

По Д.Зуеву.

Завершается лето. Чисто светло-голубое небо. Падает лист. В парках и на бульварах стелется желтая дорожка. А листва все ярче румянится. Ярки деревья. Тихи задумчивые сентябрьские дни. На зелени хвои переливаются клены. Красивы оранжевые и золотистые березовые рощи. Под ногами шуршат ковры листопада.

Среди мелкорослых сосенок на моховых кочках созревает последняя ягода сентября – клюква.

Цветы сентября окрашены в желтые тона. Много еще трав в цвету.

Лес поблек, А как еще великолепна цветистая вянущая листва!

Зарумянилась красавица рябина. Под цвет ягод покраснел шиповник. А крушина стала как лимон.

И.Бунин

Лес, точно терм расписной, лиловый, золотой багряный,

Веселой пестрою стеной стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют, а между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной.

А.С.Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природе увяданье, в багрец и золото одетые леса…

Пословицы

У дуба и осины самый поздний листопад.

Если в осень лист с березы опадает нечисто – жди суровой зимы.

Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.

Вопросы учителя (фронтальная беседа):

  1. Когда у деревьев начинают желтеть листья?

  2. Когда листья начинают опадать?

  3. Почему осенью листья желтеют?

Выступления учащихся:

По М.Гумилевской.

Лист зелен потому, что в нем есть зеленое красящее вещество, Оно придает листу такую окраску.

А почему осенью листья становятся желтыми, красными, фиолетовыми? Зеленое красящее вещество разрушается. А летом оно быстро, легко восстанавливается, и листья остаются свежими, зелеными. Окраска листа не меняется, так как образование красящего вещества не отстает от его разрушения.

Но вот дни убывают. Света становится все меньше и меньше. Зерна хлорофилла продолжают все так же быстро разрушаться, а новые образуются медленнее, их становится меньше, и лист бледнеет.

Но в клетках листа есть и другие красящие вещества – желтые, только летом буйная зелень их заглушает, а теперь, когда зеленое красящее вещество постепенно разрушается, они выступают ярче. Листья желтеют.

Они не только желтеют. Становятся даже багряными, В листке осенью появляется еще одно красящее вещество, оно и придает ему такую окраску. Это вещество захватывает все больше места в листке, потому что для его образования нужно, чтобы стало прохладнее и чтобы замирала жизнь растения. Все это и происходит в природе осенью.

Вот почему листья меняют свою окраску.

Осенняя раскраска деревьев значительно опережает листопад.

Выступления учащихся:

Пословицы

Лето со снопами, осень с пирогами.

Октябрь землю покрыл где листком, где снежком.

От осени к лету поворота нету.

Вопросы учителя (фронтальная беседа):

  1. Чем дерево отличается от кустарника?

  2. Чем травы отличаются от деревьев и кустарников?

Выступления учащихся:

Дуб. По Б.Тимофееву.

Дуб легко узнать даже поздней осенью или мощной зимой по его мощному стволу и толстым ветвям. На ветках расположены крупные желтые листья, которые долго остаются на дереве, иногда до самой зимы. Своими корнями дуб крепко держится в земле и хорошо противостоит ветру.

Дубы встречаются в более южных районах, чем березы. Они требуют больше тепла. Дуб хорошо себя чувствует, если окружен другими деревьями, задерживающими холодные ветры. При этом он нуждается в верхнем освещении. Лесоводы говорят: «Дуб хорошо растет в шубе (т. е. окруженный деревьями), но с открытой головой (т. е. освещенный сверху)».

Ежегодно дуб плодоносит. Плоды его – желуди – держатся на дереве до осени, а затем падают на землю. В каждом желуде находится одно крупное семя. Весной из семени вырастает новое деревце.

Дубы образуют красивые рощи – дубравы.

Рябина. По В. Михайловской.

Это ветвистое дерево растет почти повсюду в наших лесах.

Рябина любит свет. На опушках леса, солнечных полянах – везде, где рябина хорошо освещена, она вырастает в дерево и обильно плодоносит.

По И. Соколову-Микитову.

Летом на рябине начинают краснеть гроздья небольших круглых ягод. Они медленно созревают под лучами летнего солнца.

Поздней осенью листья рябины желтеют, становятся пурпурными и опадают, а оранжево-красные гроздья плодов остаются на деревьях на зиму. И если их не склевывают птицы, плоды висят до середины зимы.

Вопросы учителя (фронтальная беседа):

  1. В какое время года рябина особенно красива?

  2. Какие птицы любят ягоды рябины?

  3. Как правильно называются плоды рябины?

Выступления учащихся:

Пословицы

Осина и без ветра шумит.

Выступления учащихся:

Осина. По И. Соколову-Микитову.

Красивы высокие стройные осины, их горьковатый запах, трепетание листвы на высоких вершинах.

Особенно хорош осиновый лес в осенние ясные дни. В пурпурно-красный и желтый цвет окрашена листва. Цветным чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Там и тут видны под ними красноватые шляпки поздних грибов – подосиновиков. Еще цветут кое-где запоздалые лесные цветы. Шелестит под ногами высокий пожелтевший папоротник, и еще горче пахнет в осиновом лесу.

В дуплах старых толстых осин гнездятся ночные и дневные птицы, белки-проказницы складывают свои запасы.

Корою молодых осинок кормятся зайцы-беляки зимою. Горькою кору осин гложут лоси.

Редко можно увидеть сплошной осиновый лес. Обычно осины растут рядом с березами и темными елями.

В таких смешанных лесах особенно много грибов и лесных ягод. С дерева на дерево перелетают птицы. С шумом вспорхнет и засвистит рябчик. На моховых кочках под деревьями краснеет спелая брусника.

Выступления учащихся:

Последние ягоды. По Н.Павловой.

Поздней осенью на болотах поспевает клюква. Она растет на торфяных кочках, и ягоды лежат прямо на мху. Ягоды-то видны только издалека, а вот на чем они растут – не заметно. Только присмотревшись поближе, увидишь, что на моховой подушке протянуты тонкие, как нити, стебельки, на них – маленькие жесткие блестящие листики.

Ландыш.

Ландыш красив не только весной. Он украшает лес и осенью ,когда созревают его плоды – красивые оранжево-красные ягоды. Их поедают осенью лесные птицы.

Для человека ягоды ландыша ядовиты.

Осенний букет. По Н. Плавильщикову.

В октябре уронили пожелтевшие листья почти все деревья и кустарники. Лес стал прозрачным. Издали видны красные ягоды калины, грозди рябины.

В октябре еще цветут некоторые растения. До снега цветет мелкими пятилепестковыми белыми цветками ясколка, а рядом с ней видны тоже белые четырехлепестковые цветки ярутки. Эти цветки увидишь по краям полевой дороги. А свернешь с дороги, пойдешь по запущенному паровому полю и найдешь полевые анютины глазки, пушистые головки «котиков» — полевого клевера.

В мокрых низинках, по болотинкам иной раз увидишь и крупные желтые пятилепестковые цветы калужницы.

Их не так уж мало, осенних цветков. Среди них есть и такие, что цветут все лето. Есть также цветы, цветущие во второй раз.

Как растения готовятся к зиме. По Н. Надеждиной.

Ты идешь по осеннему лесу, и над твоей головой кружатся желтые листья, падают к твоим ногам.

Листья облетят, но на ветках останутся почки. Они зазеленеют будущей весной.

У ландыша веток нет, но ландыш надежно запрятал свой корень. В земле его не достанет мороз.

Разлетелись семена кислицы и других лесных трав.

Ф.Тютчев.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь на отдыхающее поле…

Фронтальная беседа по вопросам:

  1. Назовите древесные, кустарниковые, листопадные и вечнозеленые растения нашего края.

  2. Какие осенние явления можно наблюдать в мире растений?

  3. Как называется раздел биологии, изучающий сезонные изменения в живой природе?

  4. Что служит сигналом для начала сезонных изменений у живых организмов?

Работа учащихся в тетрадях, краткая запись ответов на вопросы.

Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя:

Полыханье листопадных красок. Красный, желтый, пятнистый ложится на землю лист. Укрывает ее теплым лоскутным одеялом. Убранные поля. Серая щетина жнивья. Пришла осень. Сколько интересного в мире растений!

Сегодня вы узнали много нового, занимательного о растениях нашего края. Это поможет вам понять, как нужно заботиться о природе, полюбить свой край, стать друзьями природе.

infourok.ru

Художественное слово на уроке биологии в 5-м классе «Осенние явления в жизни растений»

Разделы: Биология


Цель:

  1. Выявить умение учащихся наблюдать во время экскурсии в природу, научить обращать внимание на необычное, устанавливая связи между явлениями. Продолжить развитие общебиологических понятий.
  2. Научить учащихся составлять письменный отчет и красочно оформлять коллекции.

Оборудование:

  • компьютер,
  • экран,
  • проектор,
  • авторская работа-презентация,
  • коллекции прошлых лет,
  • блокноты учащихся с записями во время экскурсии,
  • раздаточный материал.

Наглядность:

  • таблица “Листопад”,
  • календарь природы “Осень”.

Общебиологические понятия:

  • ритмичность,
  • биологические циклы,
  • обмен веществ,
  • приспособленность организмов к экологическим факторам,
  • взаимосвязь организма и среды,
  • размножение и развитие.

Частные биологические понятия:

  • пигменты,
  • хлорофилл,
  • фотосинтез,
  • передвижение веществ,
  • испарение,
  • выделение,
  • листопад.
  • функции организмов, их взаимосвязь.
  • жизненные формы,
  • продолжительность жизни,
  • озимые,
  • способы распространения плодов и семян.
  • закладка почек.
  • подземные побеги.
  • покой глубокий.
  • фенология.

План урока

I. Краткая вступительная беседа.

На дворе царица-осень
Уж завершает листопад;
Ковёр листвы на землю сброшен,
Теперь он снегу будет рад.
Как преобразилось всё вокруг двора:
Кроны у деревьев, травы все сжелта,
Листья опадают, дождик моросит,
Осень золотая о себе гласит.

Учитель: Эти два четверостишья написаны вашими сверстниками, учениками прошлых лет. Пусть они не совсем совершенны, но искренни, а главное — правдивы.

А какой вы увидели осень во время экскурсии? Насколько были наблюдательными и внимательными, это выяснится в ходе урока, поскольку мы сегодня подытожим результаты экскурсии “Осенние явления в жизни растений”.

На экране вопросы к уроку (слайд №2):

  1. Почему осенью листья изменяют свою окраску?
  2. Как происходит листопад?
  3. Зачем деревья и кустарники сбрасывают листья:

а) роль листопада в жизни растения;

б) значение листопада в природе.

  1. Какие ещё явления в жизни растений можно наблюдать осенью?

А теперь вспомним, какие изменения в природе мы могли наблюдать до наступления недавних сильных заморозков, которые всё преобразили вокруг (слайд №3).

 II. На экране видеофильм, снятый во время экскурсии, сопровождаемый выдержками из стихотворений. Содержание стихов соответствует изображению на экране.

Мой школьный сад во власти красок
Лучами Осени объят,
Он душу раскрывает как бы
И щедро дарит листопад.
(Из стихотворения ученика)

Срок пришел
Краснеть кленовым лапам.
Ясень желт
И вяз при самом слабом
Вздохе ветерка
Роняет листья.
Осень, засверкав
Плащом огнистым,
В старый парк
И в лес густой вошла
И пожар
Бездымный свой зажгла.
Ясным днем
Отправлюсь в путь заветный,
А кругом
Просторы многоцветны.
Яркость позолоты
У дороги…
(Н. Уросов)

Как разгулялся ветер листопада!
Сегодня он не просто рвёт листву,
А гонит по реке барашков стадо,
Дает волнам морскую синеву.
И слышно, как река шуршит листвою,
А листья пеной бьются о песок.
И рядом с этой страшной синевою
Летучим дымом кажется лесок.
(В. Берестов)

Сколько листвы намело. Это лёгкие наших деревьев,
Опустошенные, сплющенные пузыри кислорода
(А. Тарковский)

Осень над парком тенистым. Ложится
Золото клёнов на воды пруда.
Кружатся листья. Умолкнули птицы,
В похолодевшее небо глядится
Астра, лучистая астра- звезда.

Осень. По утрам морозы.
В рощах желтый листопад.
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
В лужах лед прозрачно-синий,
На листочках белый иней.
(Е. Головин)

Потом внезапно побелеет тьма,
И всё, что раньше радовало взоры,
Согнёт, причешет, упростит зима,
Покрыв геометрическим узором.
( Беличенко)

Беседа: А что не смог увидеть объектив камеры?

(Похолодание, влияние северного ветра, сокращение долготы дня, уменьшение освещённости, заморозки)

Как эти изменения влияют на жизнь живого?

Вывод: жизнь растений зависит от условий окружающей среды.

III.Почему листья изменяют свою окраску.

Проверка домашнего задания. Какие краски осени (как живописца) вы нашли в стихах?

Работа в тетради. Ребята записывают свои примеры.

Изменение окраски листьев.

А) Листья пожелтели у … (липы, берёзы, лиственницы) (слайд №4).

Б) Листья покраснели у …(рябины, шиповника, аронии) (слайд №5).

В) Листья остались зелеными у …(ели, сирени, ивы) — в зависимости от даты про ведения экскурсии (слайд №6).

Демонстрация опыта. Учитель объясняет, что осенью от недостатка света и холода хлорофилл разрушается и зеленая окраска листьев пропадает, листья становятся желтыми. Но у некоторых растений листья с наступлением осени краснеют. Красная и фиолетовая окраска листьев зависит от особого красящего вещества – антоциана. В этом можно убедиться в результате опыта, приготовив отвар краснокочанной капусты. Профильтрованный раствор, слабо окрашенный в синий цвет, разлить в пробирки (на 1/3 их объема), в одни из них прилить кислоту (1, 2, 4, 8 капель), в другие – щелочь в том же количестве). С помощью стеклянной палочки перемешать жидкости в пробирках. В результате смешения красящего вещества краснокочанной капусты с кислотой получается красивая гамма красных расцветок, с щелочью – синих.

IV.Листопад. Как он происходит у разных растений (слайд №7).

Оно не может улететь на юг
И отменить не в силах опаданья.
Оно для листьев замыкает круг
Рожденья, шелестенья, увяданья.

Работа в тетради. Ребята записывают свои примеры.

Листопад.

А) Листопад закончился у … (липы, клена остролистного, груши).

Б) Продолжается у … (тополя, березы, яблони).

В) Листья не опадают у … (ели, сосны, клюквы).

Как происходит листопад, веткопад (у кипариса)?

Как падают листья?

Дополнение к ответам учащихся (слайд №8).

“Медленно, неохотно и в то же время торжественно падал он, цепляясь за ветки, за изветренную кожу, за отломанные сучки, братски приникая ко встречным листьям – чудилось: дрожью охвачена тайга, которой касался падающий лист, и голосами всех живых деревьев она шептала: “Прощай! Прощай!.. Скоро и мы… Скоро и мы… скоро…скоро…”

Чем ниже опускался лист, было ему падать все тягостней и тягостней; встреча с большой, почти уже охладевшей землею страшила его, и потому миг падения листа все растягивался, время как бы замедлилось на размытом далью обрыве, удерживало себя, но могильная темь земли, на которую предстояло лечь листу, погаснуть, истлеть и самому стать землею, неумолимо втягивала его желтое свечение…”

Виктор Астафьев “Падение листа”

Закон природы.

Листик серебристый, листик золотистый,
Падает, качается, словно парашют.
Медлит, опускаясь, в воздухе кружится,
Будто бы не хочет прервать он свой маршрут.
Но вот уж не кружится,
Вот уже ложится
На траву холодную
Листик золотой,
И другие листья падают с березы,
Заполняют воздух золотым дождем.
Хочешь иль не хочешь, но закон природы
Все твои желания ставит на своем.
Стихотворение ученицы 5 кл.

V.Значение листопада в жизни растения (слайд №9).

  1. Приспособленность к уменьшению испарения влаги в зимнее время.
  2. Выделение из растения вместе с листьями ненужных веществ.
  3. Защита дерева от механического повреждения под тяжестью снега.

Значение листопада в природе.

  1. Создание листовой подстилки, задерживающей влагу, тепло, способствующей зимовке многих животных, в т. ч. полезных.
  2. Участие в почвообразовании и круговороте веществ в природе (перегной – минеральные соли).
  3. Опавшие листья служат пищей для дождевых червей, бактерий и др. организмов.

Зачитывается отрывок из рассказа А. Шевченко “Безответные”.

Листопад. Сойка ли прячет желуди – прячет про зимний запас, а вырастают дубки,- иль рябчик пробежит по опавшей листве – и уже шорох. Далеко слышно, как проскачет по сухим листьям лесной заяц-беляк. Ой, как боязно косому, все чудится ему, что, беспрерывно шурша, кто-то крадется к нему.

И в толк не возьмешь, кто кого тут опасается, говорят же: “Заяц от листья, а лягушка от зайца бежит”.

Лиса тоже обходит шуршащий покров, не нравится он ей: тут даже легким шагом вмиг выдашь себя соглядатаям. И разве к настороженной шелестом дичи подкрадешься мягко и тихо?

Вот подземному зверю – есть у нас такой, речь о нем впереди, — ему листопад даже на руку: готовая подстилка для логова.

…собирая грибы, шурша опавшими листьями, я приближался к подземному городку этого когтистого зверя.

Куда это еще он направляется? Степенно, с перевальцем заковылял серовато-темной спиной. Ага, к кучам листвы! Заготовил и подгребает к себе, в логово.

Тут и случилась препотешная история. Горка листьев, которых еще не касался барсук, вдруг покатила. Опешил мой зверь: листья еще никогда от него не удирали! Торопливо догнал убегающую кучку, попридержал лапой и ткнул в нее мордой – в чем , мол, тут дело? А кучка – “фук, фук”, так сердито, да как поддаст прямо в нос барсуку. Подпрыгнул толстяк, ощетинился, шипит. Трясет мордой, трет ее лапами. А горка покатила дальше.

То был еж. Он тоже собирал подстилку для логова, набрел на готовое и поживился чужим: покатался в листьях, нанизал их на иглы и потащил…

У замечательного поэта С. Наровчатого есть стихотворение “Листопад” Я осень давно не встречал в лесу

И, удивленный, глазею в оба,
Как в тихих ладонях ветры несут
Кленовое золото высшей пробы.
Как на юру, выгорая дотла,
Спеша на тщеславье богатство выменять,
Сыплют червонцами вяз и ветла
И другие, которых не знаю по имени.

Задание: А сможете ли вы по листьям определить названия растений? (слайд №10)

Раздаточный материал: коллекции листьев с номерами, соответствующими названиям растений, которые надо вписать в клетки кроссворда. Если задание выполнено правильно, в первых вертикальных столбцах должны прочитаться слова “листопад” в “сентябре”.

Для 1 варианта: липа, ива, сирень, тополь, осина, подорожник, акация, дуб.

Для 2 варианта: смородина, ель, ноготки, терн, яблоня, береза, рябина, ежевика.

Для предлога “в” можно взять вяз или вишню.

Дополнительное задание: в каждом варианте есть одно лишнее растение, какое и почему? (в 1 варианте — подорожник, во 2 – ноготки, т. к. травянистые растения) (слайд №11)

 Какие еще изменения в жизни растений происходят осенью? (слайды №12, №13)

Закладка зимующих почек.

Завершение образования годичного кольца.

Созревание плодов и семян.

Распространение плодов и семян.

Изменения в жизни травянистых растений.

Цветение поздноцветущих растений (слайд №14).

Увядшие растения.
Снежинка пролетела.
Но что там за цветение
На грядке помертвелой?

Ах, розовые неженки,
Промокшие до нитки,
Осенние подснежники…
Прощайте, маргаритки!

Вывод по уроку.

В природе постоянно происходят сезонные изменения, которые обязательно следуют друг за другом в определенной последовательности.

Жизнь растений зависит от условий окружающей среды.

Осенью растения готовятся к зиме.

А еще мы убедились, что знания можно получать в результате наблюдений за живой природой, знакомства не только с учебником, но и с художественной литературой.

Домашнее задание.

Стр. 90 и 91 §18 учебника “Природа” Т.С.Суховой, В.И.Строганова, стр. 9-11 учебника “Окружающий мир” З.И. Тюмасевой, Е.В. Гуськовой.

Написать в тетради о пользе и вреде сжигания листьев.

25.03.2008

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

«Осенние явления в жизни растений»

Ф.И. _______________________

Класс __________

Экскурсия

Тема: Осенние явления в жизни растений

Цель: научиться проводить фенологические наблюдения в природе.

Место проведения _________________________________

Ход работы

  1. Какую среду обитания занимают организмы, обитающие на территории школы? _____________________________________________________________________________

  2. Перечислите тела неживой природы, встретившиеся во время экскурсии ____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

  1. Перечислите тела живой природы, встретившиеся во время экскурсии ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  1. Какие деревья растут на территории школы?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какие кустарники встретились во время экскурсии?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________6. Какие декоративные травянистые растения встретились во время экскурсии? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выясните, у каких растений опали почти все листья ___________________________________

________________________________________________________________________________

  1. Перечислите растения, у которых поменялась окраска листьев ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Каких животных вы встретили во время экскурсии?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие признаки, во внешнем виде растений и поведении животных, указывают на наступление осени?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Назовите причины, которые привели к осенним изменениям в жизни растений и животных _

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12.Соберите листья разных растений для гербария.

infourok.ru

Экскурсия ‘Разнообразие живых организмов’. Осенние явления в жизни растений и животных (Страницы 14,15,16,17)

Главная › 5 класс › Биология › Рабочая тетрадь по биологии С ракушкой Пасечник 5 класс

Отчёт

Место экскурсии – школьный парк.

Задача экскурсии – изучить изменения в природе осенью.

Оборудование – папки, блокноты, карандаши, полиэтиленовые мешочки, лупы.

Объекты: растения и животные парка.



Задание 1.

1) У каких деревьев и кустарников началось(лся):

а) изменение окраски листьев — клен, береза, осина;
б) листопад — липа, тополь, рябина.

2) На каких ветках кроны вначале изменяется окраска листьев?

На верхушке.

3) Каких животных или следы их пребывания вы нашли на данном участке?

Жучки, гусеницы, собаки и кошки, птицы.


Задание 2.

1) У всех ли деревьев и кустарников одного вида, растущих в разных условиях, в одинаковой степени изменилась окраска листьев и начался листопад? Данные занесите в таблицу.


2) Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени?

Животные запасаются пищей на зиму, впадают в спячку, птицы улетают в теплые края, а зимующие запасаются пищей.



Задание 3.

1) Выясните, какие растения продолжают цветение, а у каких растений созрели плоды и семена. Рассмотрите их, определите по особенностям строения способы их распространения. Данные занесите в таблицу.

2) Какие насекомые вам встретились? Отметьте их поведение осенью.

Мотыльки, мухи, комары. Большинство насекомых впадают в спячку, забираясь под кору деревьев.


Задание 4.

1) Выясните, у каких растения осенью листья опадают раньше, а у каких – позже.

Липа и тополь опадают раньше всех. Затем опадают листья кленов и рябин. До глубокой осени сохраняются листья сирени и березы, а листья некоторых дубов не опадают даже зимой.

2) Опишите приспособления встретившихся животных к определённым условиям жизни.

ЖивотноеПриспособление
ПтицаКрылья, обтикаемая форма тела
МедведьТеплый мех, жир
ЖукНебольшие размеры тела
ЧервьОбтекаемая форма тела


Среды обитания организмов — стр. 13-14Проверка знаний по теме — стр. 17-19

Сохраните или поделитесь с одноклассниками:

dourokov.ru

Ответ Экскурсия «Разнообразие живых организмов». Осенние явления в жизни растений и животных

Отчёт

Место экскурсии – школьный парк.
Задача экскурсии – изучить изменения в природе осенью.
Оборудование – папки, блокноты, карандаши, полиэтиленовые мешочки, лупы.
Объекты: растения и животные парка.

Задание 1

1) У каких деревьев и кустарников началось(лся):

а) изменение окраски листьев ;
б) листопад 

 

а) клен, берёза, осина;
б) липа, тополь, рябина.

 

2) На каких ветках кроны вначале изменяется окраска листьев?

 

 На верхушке.

 

3) Каких животных или следы их пребывания вы нашли на данном участке?

 

 Жучки, гусеницы, собаки и кошки, птицы.

 

Задание 2

1) У всех ли деревьев и кустарников одного вида, растущих в разных условиях, одинаковой степени изменилась окраска листьев и начался листопад? Данные занесите в таблицу.

 

 

2) Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени?

 

 Животные запасаются пищей на зиму, впадают в спячку, птицы улетают в теплые края, а зимующие запасаются пищей.

 

Задание 3

1) Выясните, какие растения продолжают цветение, а у каких растений созрели плоды и семена. Рассмотрите их, определите по особенностям строения способ их распространения. Данные занесите в таблицу.

 

Растение Цветения Плод Семя Распространение семян
Петунья Цветут Еще не созрел Не созрели  Человеком и животными
Бархатцы Цветут Еще не созрел Не созрели Человеком
Рябина Уже не цветут Созрел Созрели Человеком и животными
Облепиха Уже не цветут Созрел Созрели Человеком и животными
Яблоня Уже не цветут Созрел Созрели Человеком и животными

 

 

2) Какие насекомые вам встретились? Отметьте их поведение осенью.

 

 Мотыльки, мухи, комары. Большинство насекомых впадают в спячку, забираясь под кору деревьев.

 

Задание 4

1) Выясните, у каких растения осенью листья опадают раньше, а у каких – позже.

 

 Липа и тополь опадают раньше всех. Затем опадают листья кленов и рябин. До глубокой осени сохраняются листья сирени и березы, а листья некоторых дубов не опадают даже зимой.

 

2) Опишите приспособления встретившихся животных к определённым условиям жизни.

 

Животное Приспособление
Птица Крылья, обтикаемая форма тела
Медведь Теплый мех, жир
Жук Небольшие размеры тела
Червь Обтекаемая форма тела

bio-gdz.ru

Экскурсия по биологии «Осенние явления в жизни растений»

Экскурсия на тему «Осенние явления в жизни растений».

  1. Цель: познакомить обучающихся с осенними явлениями в жизни растений .Выявить умение учащихся наблюдать во время экскурсии в природу, научить обращать внимание на необычное, устанавливая связи между явлениями. Продолжить развитие общебиологических понятий.

  2. Научить учащихся составлять письменный отчет и красочно оформлять коллекции.

Задачи:

Образовательная: дать представление о сути биологических явлений (Осенняя раскраска листьев, листопад, приспособления к распространению плодов и семян)

Развивающая: развитие навыков самостоятельных наблюдений в природе, сбор материала.

Воспитательная: воспитание любви к природе, бережного отношения к ней, обратить внимания на красоту осеннего леса.

Оборудование: гербарные папки из картона 2-4шт., газетная бумага, пакеты для сбора семян, блокноты, карандаши.

План проведения экскурсии

  1. Выбор маршрута экскурсии

  2. Организация обучающихся перед экскурсией

  3. Выход на место проведения экскурсии

  4. Беседа учителя о цели экскурсии и осенних явлениях в жизни растений

  5. Работа обучающихся по сбору материала

  6. Заключительное слово учителя

  7. Подведение итогов работы

Вступительная беседа 5-7 мин.

Заинтересовать обучающихся предстоящими наблюдениями, обратить внимание на красоту осеннего леса. Вспомнить стихи об осени, картина «Золотая осень».

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

А.Пушкин

В конце августа, начале сентября появляются признаки осени. Какие? (изменяется окраска листьев на деревьях, кустарниках, созревают плоды, однолетние травянистые растения отмирают, но созревают их и семена зимуют, начинается листопад, на ветках остаются почки и они защищены от ветра, мороза, многолетние травы надземная часть погибает, зимуют подземные – корни, корневища, луковица).

У большинства деревьев, кустарников листья опадают, наиболее яркая окраска в период с 15 по 25 сентября. Желтеют березы, краснеют листья осины, красными становятся листья рябины, созревают их плоды. Около середины сентября начинается пожелтение лиственницы. Они сбрасывают хвою на зиму (приметы: сбросила лиственница хвою – установился снежный покров) среди местных кустарников листья сирени остаются зелеными до самых морозов.

Осень пора созревания плодов и семян с наступлением осени некоторые растения цветут вторично, и мы этому удивляемся!

— одуванчики, жарки, ветреница, земляника.

Задания для самостоятельной работы

  1. Рассмотреть у каких деревьев изменилась окраска листьев по сравнению с летней, и начался ли листопад?

  2. Зачем деревья и кустарники сбрасывают листья:

а) роль листопада в жизни растения;

б) значение листопада в природе.

  1. Собрать окрашенные листья для гербария (взять с веток и опавшие)

  2. Что остается на ветках после опадения? Записать наблюдения.

  3. Собрать семена, плоды деревьев, кустарников, трав. Предположить, как они распространяются.

  4. Какие растения продолжают цветение? Записать название.

Итог экскурсии

Значение листопада в жизни растения.

  1. Приспособленность к уменьшению испарения влаги в зимнее время.

  2. Выделение из растения вместе с листьями ненужных веществ.

  3. Защита дерева от механического повреждения под тяжестью снега.

Значение листопада в природе.

  1. Создание листовой подстилки, задерживающей влагу, тепло, способствующей зимовке многих животных, в т. ч. полезных.

  2. Участие в почвообразовании и круговороте веществ в природе (перегной – минеральные соли).

  3. Опавшие листья служат пищей для дождевых червей, бактерий и др. организмов.

Цветковые растения разнообразны и произрастают в разных условиях и несмотря на внешнее различие, все имеют органы: корни, стебли, листья, цветки.

Из собранного материала приготовить гербарий осенних листьев, коллекции семян, возможно, сделать аппликацию «Осенний букет», «Осень в лесу».

infourok.ru

Осенние явления в жизни древесных растений. Листопад

Разделы: Биология


Тема: Осенние явление в жизни древесных растений. Листопад.

Цель: Выяснить, как сезонные изменения погодных условий влияют на  жизнь растений осенью.

Задачи:

Обучающие:

  • Развить у учащихся понятие о древесных растениях, продолжительности их жизни.
  • Продолжить формирование понятия «приспособления растений к сезонным явлениям».

Развивающие:

  • Сформировать у кружковцев умения вести наблюдения за изменениями в жизни растений;
  • Объяснить причины этих изменений;
  • Находить черты приспособленности  растений к меняющимся погодным условиям.

Воспитательные:

  • Формировать у детей эстетическое восприятие природы и экологические навыки поведения в ней.

Подготовка к экскурсии

При подготовке к экскурсии педагог, прежде всего, знакомится с  теоретическими основами её  проведения. По проведению экскурсий, методист Райков Б.Е., дал ряд полезных советов. Они известны, как «десять заповедей экскурсионного дела»:

  • Помни, что экскурсия не прогулка, а обязательная часть учебных занятий.
  • Изучи место, куда ведёшь экскурсию, наметь тему и составь её план.
  • Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами.
  • Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.
  • Избегай длинных объяснений.
  • Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.
  • Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.
  • Умей правильно показать объекты и научи слушателей правильно смотреть их: всем должно быть видно.
  • Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.
  • Закрепи экскурсию в памяти учащихся последующей проработкой материала.

Подготовка учащихся к экскурсии:                                          

  • Они должны знать, что могут увидеть в природе, на что обратить внимание, что наблюдать.
  • Обувь должна быть удобной, одежда не яркой (чтобы не отпугивать птиц).
  • В группе желательно иметь блокноты, карандаши, папку для сбора листьев и другое в зависимости от темы экскурсии.
  • Необходимо знать правила поведения в природе, которые напоминаются педагогом на теоретических занятиях.

Время проведения экскурсии — сентябрь-октябрь.
Место проведения экскурсии – дендрарий ДЭБЦ г.Бийска, в котором насчитывается 50 видов деревьев и кустарников.

Экскурсия рассчитана на детей 4-5 классов.

Проведение экскурсии

При проведение экскурсии воспользуемся методикой Джозефа Корнелла.

Этап 1 Пробуждения энтузиазма

«Падают, падают листья
В нашем саду листопад,
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят».

Дети, представьте себя листиками разных деревьев. Что происходит с листьями осенью?

(Дети кружатся и приседают к земле ). Возьмите каждый по листику опавших с деревьев и кустарников. По виду собранных листьев дети разделяют на несколько групп, например с листьями берёзы, дуба, клёна, сирени.

Этап 2 Концентрация внимания

Сроднимся с деревом. Каждая группа подошла к своему выбранному дереву. В течение 30 секунд, закрыв глаза и прикоснувшись ладонями к коре, прислушайтесь к своим ощущениям.
Кора тёплая (холодная)? Добрая? Шершавая?

Этап 3 Приобретение опыта

Этот этап является основным для достижения учебной цели.
Каждая мини группа получает карточки – задания с одинаковыми вопросами, но объект изучения у всех разный (выбранное дерево или кустарник у всех разный). Для работы даётся 20 минут.

Карточка – задание:

1. Отметьте погодные условия.

2. Соберите листья и плоды данного дерева или кустарника.

3. Отметьте цвет листа.

4. Установите, где больше окрашенных листьев:  

— в верхней части кроны или нижней?
— в наружной или внутренней части кроны?

5. Пронаблюдайте за листопадом. Попытайтесь потянуть

— зелёный лист;
— лист, начавший менять окраску;
— лист, полностью изменивший окраску.

Сделайте вывод, ответив на вопросы:

а) какой из листьев легче всего обрывается?
б) как готовится лист растения к листопаду?

6. Зарисуйте внешний вид дерева или кустарника.

7. Сделайте мини отчёт по своему объекту наблюдения.

Через определённое время учащиеся возвращаются для обсуждения  результатов. Первой отчитывается группа, которой потребовалось меньше времени для выполнения задания. Ученики демонстрируют собранный материал, а остальные группы находят подобные экземпляры. Педагог помогает правильно назвать дерево, кустарник. Дети слушают выступающих, записывают у себя в блокнотах названия древесных растений, устно отмечаются особенности внешнего строения плодов и листьев, рассказывают о последовательности раскрашивания кроны деревьев.
Педагог обобщает главные признаки в отчётах детских групп.

1.Погодные условия.

Осень принесла прохладу, понижается температура воздуха, солнце светит, но не греет. День становится короче, осенние дожди холодные, первые заморозки.

2.

Жёлтые листья у клёна, берёзы, дуба;
Пунцово – красные — вишня, рябина, барбарис;
пурпурные — черёмуха.

Листья желтеют, становится красными, фиолетовыми, потому что зелёное красящее вещество разрушается. Летом оно быстро и легко восстанавливается, и новые листья распускаются свежими, зелёными. Окраска листа летом не меняется, так как образование красящего вещества не отстаёт от его разрушения. Но вот дни убывают, света становится всё меньше и меньше, зёрна хлорофилла продолжают всё также быстро, как и летом разрушаться, а новые образуются медленнее, их становится меньше и лист бледнеет.

3. Листопад. Вслед за переменою окраски листьев наступает листопад, имеющий первую очередь значение предохранительного средства от засыхания деревьев зимою, так как испарение воды через громадную листовую поверхность продолжалось бы, между тем всасывание её из охлаждающей почвы прекращается. Первыми теряют одежду- липа, вяз, берёза ; позже – клён боярышник ; потом – дуб, осина, ясень, черёмуха, бузина. Липа и тополь облетают снизу, у вяза, орешника, ясеня – сначала оголяются верхние ветки. Не все деревья и кустарники перекрашивают свою листву. Зелёными опадают листья ясеня, ольхи, сирени.

Вместе с листьями деревья и кустарники избавляются от вредных продуктов жизнедеятельности; например от щавелевокислого кальция. А полезные вещества – фосфор, крахмал, сахара к этому времени уже прочно заполняют кладовые – внутренние части растений.

Упавшие листья тоже приносят пользу. Разлагаясь, они обогащают почву известковыми удобрениями. Кроме того, плотный ковёр прошлогодней листвы служит хорошей преградой для дождевой и паводковой воды, не даёт ручьям размыть плодородный слой. Покрытые первым снегом опавшие листья – это ещё одно «одеяло» для тех, кто остался зимовать на поверхности почвы.

4. Сбрасывание листьев.
Независимо от перекрашивания и других изменений в пластинах листьев, у основания их, в самых тканях или клетках листа происходит подготовка к сбрасыванию. В этом месте появляется так называемый разделительный слой клеток, где и происходит лёгко отделение под влиянием лёгкого дуновения ветра и даже под собственной тяжестью. Листья опадают и в безветренную погоду.

В заключении учащимся предлагаются вопросы:

  • В какое время года происходит листопад у древесных растений и почему?
  • Какие деревья и кустарники относятся к листопадным растениям?
  • Какие деревья и кустарники относятся к вечнозелёным растениям?
  • Есть ли растения, которые на зиму не сбрасывают листья?
  • Есть ли среди хвойных листопадные растения?
  • Какое значение имеет листопад для жизни деревьев и кустарников?

Обсуждая вопросы, учащиеся делают вывод: Растения, как и животные, готовятся к зиме. Усиленный листопад начинается вслед за первыми заморозками. Разные деревья и кустарники приобретают разную осеннюю окраску. Листопад – это приспособление растений к уменьшению испарения осенью и зимой. Осень время подготовки и перехода растений к зимнему покою. Но даже и в это время к деревьям и кустарникам надо относится бережно. А сейчас мы возвращаемся домой.

Этап 4. Вдохновение, чувствительный этап.

1. Педагог предлагает всем вспомнить приметы осени:

— У дуба и осины самый поздний листопад.
— Если в осень лист с берёзы опадает нечисто – жди суровой зимы.
— Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.
— Весна да осень – на дню погод восемь.
— В октябре и лист на дереве не держится.

2. Предлагается вспомнить стихи об осени:

«Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день …»
(А. Пушкин ).

«Падают, падают листья,
В нашем саду листопад,
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят …»
(М. Красев).

«Поздняя осень,
Грачи улетели
Лес обнажился,
Поля опустели ».
(Н.А. Некрасов).

«Унылая пора! Очей очарование!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одеты леса!…»
(А. Пушкин ).

По возвращению в кабинет, предлагаем детям выразить впечатление  об экскурсии в виде творческой  работы:

— написать рассказ, сочинить стихотворение, придумать сказку, нарисовать картину – лицо  «осени» , изготовить поделки из природного материала. Это можно выполнять и в виде домашнего задания.

17.04.2010

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *