Однкнр 5 класс рабочая программа – Рабочая программа (5 класс) на тему: Рабочая программа комплексного курса ОДНКНР
Рабочая программа ФГОС ОДНКНР 5 класс
Муниципальное образование город Сочи
Муниципальное общеобразовательное бюджетгное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 20
город Сочи
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от 25 августа 2015 года
Председатель педсовета
________Т.Д.Богосян
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам духовно-нравственной культуры народов России
Уровень образования (класс) основное общее 5 класс
Количество часов: 35
Учитель : Варданян Нарине Агасиевна
Программа разработана на основе авторской программы «Основы религиозных культур народов России». 5 класс, А.Н.Сахарова, К. А. Кочегарова, Р.М. Мухаметшина.- Москва.- Русское слово. — 2014
Рабочая программа по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса (далее Рабочая) программа разработана на основе примерной программы федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. 5 класс», соответствующей федеральному государственному стандарту основного общего образования. – под ред. А.Н. Сахарова, К. А. Кочегарова, Р.М. Мухаметшина.- Москва.- Русское слово. — 2012
Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплекс: учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. 5 класс, А.Н.Сахарова, К. А. Кочегарова, Р.М. Мухаметшина.- Москва.- Русское слово. — 2014
Цель модуля:
— сохранение преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс «Основы религиозных культур народов России» является одним из модулей
в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания о религиозных культурах России, полученные в начальной школе.
В курсе четко проводится мысль о необходимости уважения к собственной культуре и традициям, необходимости понять и принять морально-нравственные ценности, веками составляющие духовную основу российской цивилизации. Подобный подход способствует формированию таких личностных универсальных учебных действий (УУД), как основы гражданской идентичности, основы социальных компетенций, а также реализации соответствующих личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Задачи модуля:
— знакомство учащихся с историей и нравственной традицией российских религий,
— уважение к собственной культуре и традициям, необходимость понять и принять морально-нравственные ценности, веками составлявшие духовную основу российской цивилизации.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Базисным учебным планом в начальных классах на учебный предмет ««Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России» отводится 35 часов, что в полном объеме соответствует программе основного общего образования.
Формы организации урока: совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в группах и самостоятельная работа детей.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
— воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
— осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
— формирование нравственных чувств и нравственного поведения, ответственного отношения к собственным поступкам;
— формирование целостного мировоззрения;
— формирование сознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.
Предметные результаты:
— воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
— знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
— формирование представлений об основах культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
— понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
— формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Метапредметные результаты:
— умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
— умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
— умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Крещение Руси и дохристианские традиции русского народа. Киев – центр православия в Древней Руси. Киево-Печерская лавра.
Владимир Мономах – православный христианин. «Поучение» и его христианский нравственный идеал.
Нашествие на Русь монголов, разорение Киева и его православных святынь. Православная церковь – оплот единства русских земель.
Митрополит Алексий и его заветы православным. Отношение христианина к богатству.
Учреждение в России патриаршества. Гражданский и христианский подвиг патриарха Гермогена.
Ликвидация патриаршества при Петре 1. Охранение роли христианства в духовном просвещении народа. Старцы. Амвросий Оптинский и его заветы православным христианам. Заповедь «не судимы и не судимы будете».
Революция и гонения на Церковь. Восстановление патриаршества. Св. епископ Лука и его духовный подвиг. Патриотизм – обязательное качество православного христианина.
Крах коммунистической системы и прекращение гонения на Церковь. Русская Прав Церковь в современной России. Ее участие в общественной жизни и проповедь христианской нравственности. Русская Прав Церковь за границей и ее воссоединение с РПЦ. Патриарх Кирилл о важности сохранения идеалов добра и справедливости.
Православие в повседневной жизни рус человека. Крещение и крестные родители. Именины. Обряд отпевания. Христианские праздники. Преображение Господне.
Православная вера – основа культуры и гражданской самоидентификации в древности. Афанасий Никитин – верность другу и дружбе в православии. Милосердие.
Почитание дома у православных. Красный угол и забота о нем. Почитание брака и семьи. Любовь к детям и почитание родителей.
Св. Петр и Феврония – образец супружеской верности.
Проникновение ислама в Россию. Появление ислама в Среднем Поволжье. Веротерпимость в Золотой Орде.
Вхождение мусульманских народов в состав России. Терпимость рус правительства по отношению к исламу. Появление в России мусульманских организаций и медресе. Союз мусульман. Борьба с исламом в СССР.
Мусульманские народы России. Возрождение ислама в нашей стране после 1991 года.
Роль ислама в развитии благотворительности, в пропаганде здорового образа жизни.
Семья. Домашняя школа мусульманина. Почитание родителей в исламе. Уважение к матери. Роль отца. Отношения братьев и сестер.
Появление иудейских общин в Древней Руси. Расселение иудеев на западных землях Российской Империи.
Ограничение иудеев в правах, постепенное ослабление этих ограничений. Московская хоральная синагога.
Революция 1917года и отмена ограничений для иудеев. Репрессии против них в СССР. Трагедия Холокоста.
Возрождение иудаизма после 1991 года.
Роль иудаизма в сохранении культуры и традиций еврейского народа. Почитание семьи. Отношение иудеев к браку и семье. Любовь к детям и почитание родителей.
Тибетский буддизм (школа гэлуг) – направление махаяны. Лама в тибетском буддизме. Далай-лама – духовный лидер буддистов Тибета.
Распространение тибетского буддизма в России. Принятие буддизма калмыками. Хорул . Буддизм в Бурятии. Даган. Дацан.
Революция 1917 года и реформы рос буддистов. Гонения на буддизм в СССР.
Современные буддийские организации в России.
Роль буддизма в сохранении и развитии культурных традиций коренных народов России. Буддизм и семья. Роль лам у буддистских народов России.
Роль традиционных религий России в утверждении в нашей стране идеалов добросердечия, справедливости, правды, мира и согласия, любви к ближнему…
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержание
(разделы, темы)
Кол-во
час
Виды учебной деятельности
Введение в тему
1
Введение
1
Знать особенности , основы вероучения и истории возникновения традиционных религий России. Понимать важность их наследия.
Православие в истории и культуре Росси
2
Православие в Древней Руси
1
Иметь представление об основных событиях крещения Руси и утверждения христианства в нашей стране. Влияние Византии на рус религ культуру
3
«Поучение» Владимира Мономаха
1
Объяснять смысл слова «поучение». Понимать и принимать идеалы и ценности, заложенные в «Поучении»
4
Православная Церковь и нашествие монголов
1
Знать осн события истории православия на Руси в период монг нашествия и после него. Понимать важность роли Церкви и прав веры в поддержании единства рус земель
5
Православная Церковь в Московской Руси
1
Понимать и принимать идеалы и ценности: любовь к ближнему, справедливость, трезвость и др. объяснять смысл понятий «уния, автокефлия, нестяжание».
6
Православие в Российском царстве
1
Знать основные события истории Прав во времена Рос царства. Объяснять смысл понятия «печалование». Иметь представление о патриот позиции Церкви в период смутного времени
7
Заветы оптинских старцев
1
Знать основные события истории Прав во времена Рос империи. Объяснять смысл понятия «старец». Понимать и принимать заветы оптинских старцев: не унывать, не осуждать, любить
8
Православие в Советской России
1
Знать основные события истории Прав во времена 20-21 вв. Объяснять смысл понятия «гонения». Иметь представления о дух стойкости православных во времена гонений (епископ Лука) и патриот позиции Церкви в годы ВОв
9
Православие в современной России
1
Характеризовать роль Прав Церкви в совр России. Понимать и принимать ценности и идеалы: сц справедливость, нестяжание, добро и др
10
Православие в традициях русского народа
1
Понимать важность традиций и обрядов, определявших жизнь от рождения до смерти. Объяснять понятия»крестины, восприемники, именины». Приводить пословицы и поговорки религ характера
11
Православие и традиционные ценности русского народа
1
Понимать тесную связь Православия и любви к родине для жителя России. Понимать и принимать прав ценности дружбы, верност долгу, милосердия
12
Дом и семья в православии
1
Понимать значение в жизни прав человека традиций, связанных с домом и семьей. Объяснять понятия «красный угол, мясоед»
13
Святые Петр и Феврония
1
Знать сюжет жития Петра и Февронии. Объяснять значение всероссийского дня любви, семьи и верности
14-15
Экскурсия в православный храм
1
Ислам в истории и культуре России
16
Древняя история ислама на территории России
1
Знать осн события, связанные с историей ислама в России с древности до современности. Иметь представление о веротерпимости в ислам гос-вах. Объяснять понятие «верховнй сеид»
17
Мусульмане в России
1
Иметь представл о терпимости рус правительства по отнош к мусульманам после их вхождения в состав России. Объяснять понятие «медресе»
18
Ислам в современной России
1
Иметь представление о совр этапе развития мусульманства в нашей стране, мусульм религ образовании и мусульм организациях. Объяснять понятие «имам»
19
Мусульманские ценности и идеалы
1
Понимать важность в жизни мусульман ценности милосердия, мира и согласия, здорового образа жизни и др
20
Дом и семья в исламе
1
Понимать важность ценности семьи, уважения к старшим. Приводить примеры
21
Дом и семья в исламе
1
Иудаизм в истории и культуре России
22
Появление и развитие иудаизма в России
1
Знать осн события, связанные с историей иудаизма в России. Объяснять понятия «кагал хедер ешива»
23
Иудаизм в Российской империи
1
Знать осн события
24
Иудаизм в СССР
1
Знать осн события. Осознавать масштаб трагедии холокоста и значение патриот позиции евр народа в годы Вов
25
Иудаизм в современной России
1
Знать осн события. Понимать важную роль иуд общины в проповеди идеалов и ценностей милосердия, любви к ближнему, взаимной терпимости разных народов и культур
26
Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа
1
Иметь представление об особ иуд культуры. Понимать важность семейных ценностей.
27
Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа
1
Буддизм в истории и культуре России
28
Тибетский буддизм
1
Характеризовать особенности тибет буддизма. Объяснять смысл понятия «лама, далай-лама».
29
Распространение буддизма среди народов России
1
Знать осн события. Объяснять смысл понятий «хурул, даган, дацан, хурэ». Понимать важность ценностей патриотизма (Агван Доржиев), идеалов добра и справедливости
30
Буддизм в СССР
1
Знать осн события. Иметь представление о патриот позиции рос буддистов в годы ВОв.
31
Буддизм в современной России
1
Понимать важность милосердия, любви к ближнему, которые утверждаются совр рос буддистами
32
Буддизм в культуре и традициях народов России
1
Иметь представление о буд традициях народов России, связанных с домом и семьей. Понимать важность буд культ традиций народов России. Объяснять смысл понятия «цам»
33
Буддизм в культуре и традициях народов России
1
Повторение
34-35
Повторительно-обобщающий урок по курсу
1
Понимать и принимать морально-нрав ценности традиц религий нашей страны
Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности:
Планирование составлено на основе Программы К.А. Кочегарова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России: 5 класс. – М.: Русское слово, 2012».
Учебник: «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России: 5 класс. – М.: Русское слово, 2012».А.М. Сахаров, К.А. Кочегаров, — М.: Русское слово, 2012
Полезные сайты
Сайт издательства Вентана-Граф -http://www.vgf.ru/
Сайт «Основы религиозных культур и светской этики» — http://orkce.apkpro.ru
Сайт Министерства образования и науки РФ — http://www.mon.gov.ru
Федеральный портал «Российское образование» — http://www.edu.ru
Российский образовательный портал — http://www.school.edu.ru
Официальный сайт Московской Патриархии Русской Православной Церкви -www.patriarchia.ru
Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования — http://www.ndce.edu.ru
Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» -http://www.ict.edu.ru
Российский портал открытого образования — http://www.opennet.edu.ru
Материально-техническое обеспечение
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран, проектор.
Планируемые результаты обучения
К концу обучения учащиеся научатся:
· Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
· Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
· Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
· Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
· Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.
· Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
· Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
· Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
· Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
· Работать с историческими источниками и документами.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания заместитель директора по УВР
методического объединения __________ ________________
учителей ___________________
_________________ _______________ 2015 года
infourok.ru
Рабочая программа кружка ОДНКНР (5 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Гимназия №26»
«Принято»
Педагогическим советом
протокол от г.№
Введено приказом от г.№
Директор МБОУ «Гимназия №26»
_______________(ФИО)
Рабочая программа
кружка «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
для 5 классов ( 1 час в неделю, 34 часа в год )
Составитель: Яковлева Г.С. (педагог-психолог, первой квалификационной категории)
г. Набережные Челны
2016 г
Планируемые результаты освоения программы
Название разделаПредметные результаты
Метапредметные результаты
Личностные результаты
1.Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Основы религиозных культур народов России.
2.Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Основы светской этики
Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
Знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении;
Формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Формирование представлений об основах светской этики;
Понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Умение оценивать правильность выполнения задач, собственные возможности ее решения;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности;
Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность со взрослым и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду;
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми достигать в нем взаимопонимания.
Содержание кружка
Название разделаКраткое содержание
Количес
тво часов
1.Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Основы религиозных культур народов России
Введение. Знакомство с детьми и с содержанием кружка.
Православие. Православие в Древней Руси. «Поучение» Владимира Мономаха. Православная церковь в Московской Руси. Православие в Российском царстве. Заветы оптинских старцев. Православие в Советской России. Православие в современной России. Православие в традициях русского народа. Дом и семья в православии. Святые Петр и Феврония.
Ислам. Появление ислама на территории России. Древняя история ислама на территории России. Мусульмане в России. Ислам при царях и императорах России. Ислам в Советском Союзе. Ислам в современной России. Нормы морали в исламе. Мусульманские ценности и идеалы. Дом и семья в исламе.
Иудаизм. Появление и развитие иудаизма в России. Иудаизм в Российской империи. Иудаизм в СССР. Иудаизм в современной России. Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа. Буддизм. Тибетский буддизм. Распространение буддизма среди народов России. Буддизм в СССР. Буддизм в современной России.
Буддизм в культуре и традициях народов России.
Повторение по основам духовно-нравственной культуры народов России. Основам религиозных культур народов России
18
2.Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Основы светской этики
Гражданин России. Понятие Родины. Российская Федерация. Важнейшие положения Конституции РФ. Права и обязанности граждан. Государственное устройство.
Порядочность. Порядочность: честность, надёжность, соблюдение норм морали. Достоинство и благородство
Способность ученика оценивать свои поступки, осознавать свои обязанности, оценивать их выполнение, контролировать себя. Ответственность за свои дела. Правила взаимоотношений учеников класса, школы. Важнейшие качества личности: порядочность, совесть, доверие.
Совесть. Убеждённость в честности и порядочности товарища, вера в искренность и добросовестность его поступков. Откровенность.
Доверие и доверчивость. Догверие-важнейшее качество личности. Понятие доверия. Возникновение доверительных отношений. Доверие и доверчивость. Самодоверие. Советы в сложной жизненной ситуации.
Милосердие и сострадание. Милосердие: готовность помочь родным и посторонним людям, проявление сострадания, сердечного участия. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, понимание, бескорыстие, справедливость. Отношения в классном коллективе. Стремление прийти на помощь людям. Проявление милосердия в классе, школе.
Правда и ложь. Правда – то, что соответствует действительности. Ложь – намеренное искажение действительности. Хитрость. Отличие понятий «неправда» и «ложь». Полуправда, святая лож
Воспитание положительных качеств личности.
Традиции воспитания. Традиции, нормы поведения, обычаи, ценности, передаваемые из поколения в поколение. Сословия: дворяне, крестьяне, купцы, мещане, казаки. Общее и отличие в воспитании детей разных сословий. Воспитание в труде и вере, уважение и помощь родителям, старшим. Выполнение традиций предков.
Честь и достоинство. Развитие представлений о чести и достоинстве людей в разные эпохи: средневековые рыцари, дворяне. Умение отвечать за свои слова и дела. Дворянский кодекс чести. Общественное признание человека, его заслуг. Достоинство человека: доблесть, искренность и честность, скромность и простота, благородство души, чистая совесть. Честь и достоинство, патриотизм современного молодого человека, ученика.
Терпимость и терпение. Значение слов «терпимость» («толерантность») и «терпение». Способность человека уважительно относится к людям другой национальности, культуры, религии. Способность воспринимать другого как равного себе. Уникальность – важнейшее свойство личности. Качества личности: взаимоуважение и взаимопонимание, ответственность и доброжелательность, коммуникабельность и терпимость.
Мужество. Значение слова «мужество». Способность и убеждение смело идти навстречу опасности. Стойкость в борьбе, духовная крепость, доблесть, храбрость, отвага и смелость в опасных ситуациях. Проявление мужества в мирное время. Умение быть самим собой, идти своим путём. Вечные ценности и добродетели: честь, честность, достоинство, благородство, доброта, дружба. Тренировка мужества. Героизм – высшее проявление мужества.
Равнодушие и жестокость. Слово «равнодушие» и его синонимы. Умение прийти на помощь нуждающимся. Жестокость: насилие одной личности над другой. Связь насилия с отрицательными явлениями нашего общества. Проявление жестокости по отношению к животным, сверстникам. Цена человеческой жизни, её неповторимость, умение беречь себя, своих родных и близких.
Самовоспитание. Воспитание воли. Ближайшие и отдалённые цели развития личности. Пути самообразования. Преодоление трудностей, самооценка.
Учись учиться. Учение и воспитание как составные части образования. Умение применять знания, правильно действовать в конкретной ситуации. Нравственность и её нормы. Приёмы учения. Алгоритм подготовки урока, ответа у доски. Сочетание труда умственного и физического. Приёмы запоминания. Распорядок дня ученика.
Речевой этикет. Средства речи и правила их использования в различных ситуациях. Правила общения, беседы. Умение начать и поддержать беседу. Особенности речи русского языка. Этикет речи. Правила разговора по телефону. Устав – основной документ учебного заведения.
Мои права и обязанности. Отражение норм права и морали в школьном Уставе. Ответственность ученика за свои поступки. Работа комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Итоговое повторение по основам духовно-нравственной культуры народов России. Основам светской этики.
16
Календарно-тематическое планирование по кружковой деятельности 5 класса
УМК: Основы религиозных культур народов России, учебник для общеобразовательных учреждений 5 класс Сахаров А.Н., Кочегаров К.А., Р.М. Мухаметшин / Под ред. Сахарова А.Н. – М. «Русское слово» 2012год; Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы светской этики, учебник для общеобразовательных учреждений М.Т. Студеникин , 5 класс — М.: «Русское слово» 2012год.
Название разде
лов
Тема
Количест
во часов
Основные формы организа
ции занятий
Основные виды деятельности обучающихся
Дата проведения
план
факт
1
Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Основы религиозных культур народов России
18
1
Введение
1
Групповая работа
Знакомство с учащимися. Беседа о кружке.
Православие
5
2
Православие в Древней Руси.
1
Групповая работа
Беседа о «поучениях» Владимира Мономаха.
3
Православие в Российском царстве.
1
Работа в парах
Рассказ о заветах оптинских старцев.
4
Православие в Советской России.
1
Работа в парах
Работа с текстом, анализ прочитанного.
5
Православие в современной России.
1
Групповая
Диспут о том, что менялось и что сохранялось в православии со времен Древней Руси до современной России.
6
Дом и семья в православии.
1
Индивиду
альная работа
Показ презентации учащимися, обсуждения семейных устоев.
Ислам
5
7
Появление ислама на территории России.
1
Групповая работа
Беседа об истории появления ислама.
8
Мусульмане в России.
1
Работа в парах
Рассказ о нормах морали у мусульман.
9
Ислам в Советском Союзе.
1
Работа в парах
Работа с текстом, анализ прочитанного.
10
Ислам в современной России.
1
Групповая
Диспут о том, что менялось и что сохранялось со времени появления ислама до ислама в современной России.
11
Дом и семья в исламе.
1
Работа в малых группах
Показ презентации учащимися, обсуждения семейных устоев, ценностей.
Иудаизм
3
12
Появление и развитие иудаизма в России.
1
Групповая работа
Беседа об истории появления иудаизма.
13
Иудаизм в СССР.
1
Работа в парах
Работа с текстом, анализ прочитанного.
14
Иудаизм в современной России.
1
Работа в малых группах
Диспут о том, что менялось и что сохранялось со времени появления иудаизма до иудаизма в современной России.
Буддизм
3
15
Буддизм в СССР.
1
Работа в парах
Работа с текстом, анализ прочитанного.
16
Буддизм в современной России.
1
Работа в малых группах
Диспут о том, что менялось и что сохранялось со времени появления буддизма в СССР до буддизма в современной России.
17
Буддизм в культуре и традициях народов России.
1
Индивиду
альная работа
Показ презентации учащимися, обсуждения.
18
Повторение
1
Индивид. работа
Сообщения, презентации.
2
Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Основы светской этики
16
19
Гражданин России
1
Групповая работа
Беседа о главных символах РФ и РТ
20
Порядочность
1
Работа в парах
Составление портрета порядочного человека.
21
Совесть
1
Индивид. работа
Работа с текстом, анализ прочитанного.
22
Доверие и доверчивость
1
Групповая
Круглый стол по сопоставлению понятий.
23
Милосердие и сострадание
1
Групповая работа
Беседа о качествах настоящего друга и их проявлении в повседневных отношениях.
24
Правда и ложь
1
Работа в малых группах
Дискуссия об отличие понятий «неправда» и «ложь».
25
Традиции воспитания
1
Работа в парах
Составление рассказов о традициях воспитания.
26
Честь и достоинство
1
Индивид. работа
Работа с текстом, рассказ.
27
Терпимость и терпение
1
Индивид. работа
Сопоставление понятий.
28
Мужество
1
Индивид. работа
Рассказы о проявлениях мужества.
29
Равнодушие и жестокость
1
Групповая
Беседа об умении прийти на помощь нуждающимся.
30
Самовоспитание
1
Индивид. работа
Составление плана самовоспитания.
31
Учись учиться
1
Групповая
Составление алгоритма успешного обучения
32
Речевой этикет
1
Фронтальная работа
Беседа о правилах общения.
33
Мои права и обязанности
1
Фронталь
ная работа
Дискуссия о правах и обязанностях ученика.
34
Итоговое повторение
1
Индивид. работа
Сообщения, презентации
infourok.ru
Рабочая программа и КТП по ФГОС по ОДНКНР -5 класс
Муниципальное образование город Сочи
Муниципальное общеобразовательное бюджетгное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 20
город Сочи
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от 25 августа 2015 года
Председатель педсовета
________Т.Д.Богосян
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам духовно-нравственной культуры народов России
Уровень образования (класс) основное общее 5 класс
Количество часов: 35
Учитель : Варданян Нарине Агасиевна
Программа разработана на основе авторской программы «Основы религиозных культур народов России». 5 класс, А.Н.Сахарова, К. А. Кочегарова, Р.М. Мухаметшина.- Москва.- Русское слово. — 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса (далее Рабочая) программа разработана на основе примерной программы федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. 5 класс», соответствующей федеральному государственному стандарту основного общего образования. – под ред. А.Н. Сахарова, К. А. Кочегарова, Р.М. Мухаметшина.- Москва.- Русское слово. — 2012
Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплекс: учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. 5 класс, А.Н.Сахарова, К. А. Кочегарова, Р.М. Мухаметшина.- Москва.- Русское слово. — 2014
Цель модуля:
— сохранение преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс «Основы религиозных культур народов России» является одним из модулей
в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания о религиозных культурах России, полученные в начальной школе.
В курсе четко проводится мысль о необходимости уважения к собственной культуре и традициям, необходимости понять и принять морально-нравственные ценности, веками составляющие духовную основу российской цивилизации. Подобный подход способствует формированию таких личностных универсальных учебных действий (УУД), как основы гражданской идентичности, основы социальных компетенций, а также реализации соответствующих личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Задачи модуля:
— знакомство учащихся с историей и нравственной традицией российских религий,
— уважение к собственной культуре и традициям, необходимость понять и принять морально-нравственные ценности, веками составлявшие духовную основу российской цивилизации.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Базисным учебным планом в начальных классах на учебный предмет ««Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России» отводится 35 часов, что в полном объеме соответствует программе основного общего образования.
Формы организации урока: совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в группах и самостоятельная работа детей.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
— воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
— осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
— формирование нравственных чувств и нравственного поведения, ответственного отношения к собственным поступкам;
— формирование целостного мировоззрения;
— формирование сознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.
Предметные результаты:
— воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
— знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
— формирование представлений об основах культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
— понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
— формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Метапредметные результаты:
— умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
— умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
— умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Крещение Руси и дохристианские традиции русского народа. Киев – центр православия в Древней Руси. Киево-Печерская лавра.
Владимир Мономах – православный христианин. «Поучение» и его христианский нравственный идеал.
Нашествие на Русь монголов, разорение Киева и его православных святынь. Православная церковь – оплот единства русских земель.
Митрополит Алексий и его заветы православным. Отношение христианина к богатству.
Учреждение в России патриаршества. Гражданский и христианский подвиг патриарха Гермогена.
Ликвидация патриаршества при Петре 1. Охранение роли христианства в духовном просвещении народа. Старцы. Амвросий Оптинский и его заветы православным христианам. Заповедь «не судимы и не судимы будете».
Революция и гонения на Церковь. Восстановление патриаршества. Св. епископ Лука и его духовный подвиг. Патриотизм – обязательное качество православного христианина.
Крах коммунистической системы и прекращение гонения на Церковь. Русская Прав Церковь в современной России. Ее участие в общественной жизни и проповедь христианской нравственности. Русская Прав Церковь за границей и ее воссоединение с РПЦ. Патриарх Кирилл о важности сохранения идеалов добра и справедливости.
Православие в повседневной жизни рус человека. Крещение и крестные родители. Именины. Обряд отпевания. Христианские праздники. Преображение Господне.
Православная вера – основа культуры и гражданской самоидентификации в древности. Афанасий Никитин – верность другу и дружбе в православии. Милосердие.
Почитание дома у православных. Красный угол и забота о нем. Почитание брака и семьи. Любовь к детям и почитание родителей.
Св. Петр и Феврония – образец супружеской верности.
Проникновение ислама в Россию. Появление ислама в Среднем Поволжье. Веротерпимость в Золотой Орде.
Вхождение мусульманских народов в состав России. Терпимость рус правительства по отношению к исламу. Появление в России мусульманских организаций и медресе. Союз мусульман. Борьба с исламом в СССР.
Мусульманские народы России. Возрождение ислама в нашей стране после 1991 года.
Роль ислама в развитии благотворительности, в пропаганде здорового образа жизни.
Семья. Домашняя школа мусульманина. Почитание родителей в исламе. Уважение к матери. Роль отца. Отношения братьев и сестер.
Появление иудейских общин в Древней Руси. Расселение иудеев на западных землях Российской Империи.
Ограничение иудеев в правах, постепенное ослабление этих ограничений. Московская хоральная синагога.
Революция 1917года и отмена ограничений для иудеев. Репрессии против них в СССР. Трагедия Холокоста.
Возрождение иудаизма после 1991 года.
Роль иудаизма в сохранении культуры и традиций еврейского народа. Почитание семьи. Отношение иудеев к браку и семье. Любовь к детям и почитание родителей.
Тибетский буддизм (школа гэлуг) – направление махаяны. Лама в тибетском буддизме. Далай-лама – духовный лидер буддистов Тибета.
Распространение тибетского буддизма в России. Принятие буддизма калмыками. Хорул . Буддизм в Бурятии. Даган. Дацан.
Революция 1917 года и реформы рос буддистов. Гонения на буддизм в СССР.
Современные буддийские организации в России.
Роль буддизма в сохранении и развитии культурных традиций коренных народов России. Буддизм и семья. Роль лам у буддистских народов России.
Роль традиционных религий России в утверждении в нашей стране идеалов добросердечия, справедливости, правды, мира и согласия, любви к ближнему…
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержание
(разделы, темы)
Кол-во
час
Виды учебной деятельности
Введение в тему
1
Введение
1
Знать особенности , основы вероучения и истории возникновения традиционных религий России. Понимать важность их наследия.
Православие в истории и культуре Росси
2
Православие в Древней Руси
1
Иметь представление об основных событиях крещения Руси и утверждения христианства в нашей стране. Влияние Византии на рус религ культуру
3
«Поучение» Владимира Мономаха
1
Объяснять смысл слова «поучение». Понимать и принимать идеалы и ценности, заложенные в «Поучении»
4
Православная Церковь и нашествие монголов
1
Знать осн события истории православия на Руси в период монг нашествия и после него. Понимать важность роли Церкви и прав веры в поддержании единства рус земель
5
Православная Церковь в Московской Руси
1
Понимать и принимать идеалы и ценности: любовь к ближнему, справедливость, трезвость и др. объяснять смысл понятий «уния, автокефлия, нестяжание».
6
Православие в Российском царстве
1
Знать основные события истории Прав во времена Рос царства. Объяснять смысл понятия «печалование». Иметь представление о патриот позиции Церкви в период смутного времени
7
Заветы оптинских старцев
1
Знать основные события истории Прав во времена Рос империи. Объяснять смысл понятия «старец». Понимать и принимать заветы оптинских старцев: не унывать, не осуждать, любить
8
Православие в Советской России
1
Знать основные события истории Прав во времена 20-21 вв. Объяснять смысл понятия «гонения». Иметь представления о дух стойкости православных во времена гонений (епископ Лука) и патриот позиции Церкви в годы ВОв
9
Православие в современной России
1
Характеризовать роль Прав Церкви в совр России. Понимать и принимать ценности и идеалы: сц справедливость, нестяжание, добро и др
10
Православие в традициях русского народа
1
Понимать важность традиций и обрядов, определявших жизнь от рождения до смерти. Объяснять понятия»крестины, восприемники, именины». Приводить пословицы и поговорки религ характера
11
Православие и традиционные ценности русского народа
1
Понимать тесную связь Православия и любви к родине для жителя России. Понимать и принимать прав ценности дружбы, верност долгу, милосердия
12
Дом и семья в православии
1
Понимать значение в жизни прав человека традиций, связанных с домом и семьей. Объяснять понятия «красный угол, мясоед»
13
Святые Петр и Феврония
1
Знать сюжет жития Петра и Февронии. Объяснять значение всероссийского дня любви, семьи и верности
14-15
Экскурсия в православный храм
1
Ислам в истории и культуре России
16
Древняя история ислама на территории России
1
Знать осн события, связанные с историей ислама в России с древности до современности. Иметь представление о веротерпимости в ислам гос-вах. Объяснять понятие «верховнй сеид»
17
Мусульмане в России
1
Иметь представл о терпимости рус правительства по отнош к мусульманам после их вхождения в состав России. Объяснять понятие «медресе»
18
Ислам в современной России
1
Иметь представление о совр этапе развития мусульманства в нашей стране, мусульм религ образовании и мусульм организациях. Объяснять понятие «имам»
19
Мусульманские ценности и идеалы
1
Понимать важность в жизни мусульман ценности милосердия, мира и согласия, здорового образа жизни и др
20
Дом и семья в исламе
1
Понимать важность ценности семьи, уважения к старшим. Приводить примеры
21
Дом и семья в исламе
1
Иудаизм в истории и культуре России
22
Появление и развитие иудаизма в России
1
Знать осн события, связанные с историей иудаизма в России. Объяснять понятия «кагал хедер ешива»
23
Иудаизм в Российской империи
1
Знать осн события
24
Иудаизм в СССР
1
Знать осн события. Осознавать масштаб трагедии холокоста и значение патриот позиции евр народа в годы Вов
25
Иудаизм в современной России
1
Знать осн события. Понимать важную роль иуд общины в проповеди идеалов и ценностей милосердия, любви к ближнему, взаимной терпимости разных народов и культур
26
Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа
1
Иметь представление об особ иуд культуры. Понимать важность семейных ценностей.
27
Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа
1
Буддизм в истории и культуре России
28
Тибетский буддизм
1
Характеризовать особенности тибет буддизма. Объяснять смысл понятия «лама, далай-лама».
29
Распространение буддизма среди народов России
1
Знать осн события. Объяснять смысл понятий «хурул, даган, дацан, хурэ». Понимать важность ценностей патриотизма (Агван Доржиев), идеалов добра и справедливости
30
Буддизм в СССР
1
Знать осн события. Иметь представление о патриот позиции рос буддистов в годы ВОв.
31
Буддизм в современной России
1
Понимать важность милосердия, любви к ближнему, которые утверждаются совр рос буддистами
32
Буддизм в культуре и традициях народов России
1
Иметь представление о буд традициях народов России, связанных с домом и семьей. Понимать важность буд культ традиций народов России. Объяснять смысл понятия «цам»
33
Буддизм в культуре и традициях народов России
1
Повторение
34-35
Повторительно-обобщающий урок по курсу
1
Понимать и принимать морально-нрав ценности традиц религий нашей страны
Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности:
Планирование составлено на основе Программы К.А. Кочегарова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России: 5 класс. – М.: Русское слово, 2012».
Учебник: «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России: 5 класс. – М.: Русское слово, 2012».А.М. Сахаров, К.А. Кочегаров, — М.: Русское слово, 2012
Полезные сайты
Сайт издательства Вентана-Граф -http://www.vgf.ru/
Сайт «Основы религиозных культур и светской этики» — http://orkce.apkpro.ru
Сайт Министерства образования и науки РФ — http://www.mon.gov.ru
Федеральный портал «Российское образование» — http://www.edu.ru
Российский образовательный портал — http://www.school.edu.ru
Официальный сайт Московской Патриархии Русской Православной Церкви -www.patriarchia.ru
Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования — http://www.ndce.edu.ru
Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» -http://www.ict.edu.ru
Российский портал открытого образования — http://www.opennet.edu.ru
Материально-техническое обеспечение
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран, проектор.
Планируемые результаты обучения
К концу обучения учащиеся научатся:
· Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.
· Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
· Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
· Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
· Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.
· Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
· Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
· Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
· Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
· Работать с историческими источниками и документами.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания заместитель директора по УВР
методического объединения __________ ________________
учителей ___________________
_________________ _______________ 2015 года
infourok.ru