cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Однкнр 5 класс рабочая программа – Рабочая программа (5 класс) на тему: Рабочая программа комплексного курса ОДНКНР

Рабочая программа ФГОС ОДНКНР 5 класс

Муниципальное образование город Сочи

Муниципальное общеобразовательное бюджетгное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 20

город Сочи

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №1

от 25 августа 2015 года

Председатель педсовета

________Т.Д.Богосян

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по основам духовно-нравственной культуры народов России

Уровень образования (класс) основное общее 5 класс

Количество часов: 35

Учитель : Варданян Нарине Агасиевна

Программа разработана на основе авторской программы «Основы религиозных культур народов России». 5 класс, А.Н.Сахарова, К. А. Кочегарова, Р.М. Мухаметшина.- Москва.- Русское слово. — 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса (далее Рабочая) программа разработана на основе примерной программы федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. 5 класс», соответствующей федеральному государственному стандарту основного общего образования. – под ред. А.Н. Сахарова, К. А. Кочегарова, Р.М. Мухаметшина.- Москва.- Русское слово. — 2012

Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплекс: учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. 5 класс, А.Н.Сахарова, К. А. Кочегарова, Р.М. Мухаметшина.- Москва.- Русское слово. — 2014

Цель модуля:

— сохранение преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Курс «Основы религиозных культур народов России» является одним из модулей

в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания о религиозных культурах России, полученные в начальной школе.

В курсе четко проводится мысль о необходимости уважения к собственной культуре и традициям, необходимости понять и принять морально-нравственные ценности, веками составляющие духовную основу российской цивилизации. Подобный подход способствует формированию таких личностных универсальных учебных действий (УУД), как основы гражданской идентичности, основы социальных компетенций, а также реализации соответствующих личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Задачи модуля:

— знакомство учащихся с историей и нравственной традицией российских религий,

— уважение к собственной культуре и традициям, необходимость понять и принять морально-нравственные ценности, веками составлявшие духовную основу российской цивилизации.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с  Базисным учебным планом в начальных классах на учебный предмет ««Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России» отводится 35 часов, что в полном объеме соответствует программе основного общего образования.

Формы организации урока: совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в группах и самостоятельная работа детей.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

— воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

— осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

— формирование нравственных чувств и нравственного поведения, ответственного отношения к собственным поступкам;

— формирование целостного мировоззрения;

— формирование сознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

Предметные результаты:

— воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

— знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

— формирование представлений об основах культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

— понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

— формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Метапредметные результаты:

— умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

— умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и

познавательной деятельности;

— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

— умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Крещение Руси и дохристианские традиции русского народа. Киев – центр православия в Древней Руси. Киево-Печерская лавра.

Владимир Мономах – православный христианин. «Поучение» и его христианский нравственный идеал.

Нашествие на Русь монголов, разорение Киева и его православных святынь. Православная церковь – оплот единства русских земель.

Митрополит Алексий и его заветы православным. Отношение христианина к богатству.

Учреждение в России патриаршества. Гражданский и христианский подвиг патриарха Гермогена.

Ликвидация патриаршества при Петре 1. Охранение роли христианства в духовном просвещении народа. Старцы. Амвросий Оптинский и его заветы православным христианам. Заповедь «не судимы и не судимы будете».

Революция и гонения на Церковь. Восстановление патриаршества. Св. епископ Лука и его духовный подвиг. Патриотизм – обязательное качество православного христианина.

Крах коммунистической системы и прекращение гонения на Церковь. Русская Прав Церковь в современной России. Ее участие в общественной жизни и проповедь христианской нравственности. Русская Прав Церковь за границей и ее воссоединение с РПЦ. Патриарх Кирилл о важности сохранения идеалов добра и справедливости.

Православие в повседневной жизни рус человека. Крещение и крестные родители. Именины. Обряд отпевания. Христианские праздники. Преображение Господне.

Православная вера – основа культуры и гражданской самоидентификации в древности. Афанасий Никитин – верность другу и дружбе в православии. Милосердие.

Почитание дома у православных. Красный угол и забота о нем. Почитание брака и семьи. Любовь к детям и почитание родителей.

Св. Петр и Феврония – образец супружеской верности.

Проникновение ислама в Россию. Появление ислама в Среднем Поволжье. Веротерпимость в Золотой Орде.

Вхождение мусульманских народов в состав России. Терпимость рус правительства по отношению к исламу. Появление в России мусульманских организаций и медресе. Союз мусульман. Борьба с исламом в СССР.

Мусульманские народы России. Возрождение ислама в нашей стране после 1991 года.

Роль ислама в развитии благотворительности, в пропаганде здорового образа жизни.

Семья. Домашняя школа мусульманина. Почитание родителей в исламе. Уважение к матери. Роль отца. Отношения братьев и сестер.

Появление иудейских общин в Древней Руси. Расселение иудеев на западных землях Российской Империи.

Ограничение иудеев в правах, постепенное ослабление этих ограничений. Московская хоральная синагога.

Революция 1917года и отмена ограничений для иудеев. Репрессии против них в СССР. Трагедия Холокоста.

Возрождение иудаизма после 1991 года.

Роль иудаизма в сохранении культуры и традиций еврейского народа. Почитание семьи. Отношение иудеев к браку и семье. Любовь к детям и почитание родителей.

Тибетский буддизм (школа гэлуг) – направление махаяны. Лама в тибетском буддизме. Далай-лама – духовный лидер буддистов Тибета.

Распространение тибетского буддизма в России. Принятие буддизма калмыками. Хорул . Буддизм в Бурятии. Даган. Дацан.

Революция 1917 года и реформы рос буддистов. Гонения на буддизм в СССР.

Современные буддийские организации в России.

Роль буддизма в сохранении и развитии культурных традиций коренных народов России. Буддизм и семья. Роль лам у буддистских народов России.

Роль традиционных религий России в утверждении в нашей стране идеалов добросердечия, справедливости, правды, мира и согласия, любви к ближнему…

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

час

Виды учебной деятельности

Введение в тему

1

Введение

1

Знать особенности , основы вероучения и истории возникновения традиционных религий России. Понимать важность их наследия.

Православие в истории и культуре Росси

2

Православие в Древней Руси

1

Иметь представление об основных событиях крещения Руси и утверждения христианства в нашей стране. Влияние Византии на рус религ культуру

3

«Поучение» Владимира Мономаха

1

Объяснять смысл слова «поучение». Понимать и принимать идеалы и ценности, заложенные в «Поучении»

4

Православная Церковь и нашествие монголов

1

Знать осн события истории православия на Руси в период монг нашествия и после него. Понимать важность роли Церкви и прав веры в поддержании единства рус земель

5

Православная Церковь в Московской Руси

1

Понимать и принимать идеалы и ценности: любовь к ближнему, справедливость, трезвость и др. объяснять смысл понятий «уния, автокефлия, нестяжание».

6

Православие в Российском царстве

1

Знать основные события истории Прав во времена Рос царства. Объяснять смысл понятия «печалование». Иметь представление о патриот позиции Церкви в период смутного времени

7

Заветы оптинских старцев

1

Знать основные события истории Прав во времена Рос империи. Объяснять смысл понятия «старец». Понимать и принимать заветы оптинских старцев: не унывать, не осуждать, любить

8

Православие в Советской России

1

Знать основные события истории Прав во времена 20-21 вв. Объяснять смысл понятия «гонения». Иметь представления о дух стойкости православных во времена гонений (епископ Лука) и патриот позиции Церкви в годы ВОв

9

Православие в современной России

1

Характеризовать роль Прав Церкви в совр России. Понимать и принимать ценности и идеалы: сц справедливость, нестяжание, добро и др

10

Православие в традициях русского народа

1

Понимать важность традиций и обрядов, определявших жизнь от рождения до смерти. Объяснять понятия»крестины, восприемники, именины». Приводить пословицы и поговорки религ характера

11

Православие и традиционные ценности русского народа

1

Понимать тесную связь Православия и любви к родине для жителя России. Понимать и принимать прав ценности дружбы, верност долгу, милосердия

12

Дом и семья в православии

1

Понимать значение в жизни прав человека традиций, связанных с домом и семьей. Объяснять понятия «красный угол, мясоед»

13

Святые Петр и Феврония

1

Знать сюжет жития Петра и Февронии. Объяснять значение всероссийского дня любви, семьи и верности

14-15

Экскурсия в православный храм

1

Ислам в истории и культуре России

16

Древняя история ислама на территории России

1

Знать осн события, связанные с историей ислама в России с древности до современности. Иметь представление о веротерпимости в ислам гос-вах. Объяснять понятие «верховнй сеид»

17

Мусульмане в России

1

Иметь представл о терпимости рус правительства по отнош к мусульманам после их вхождения в состав России. Объяснять понятие «медресе»

18

Ислам в современной России

1

Иметь представление о совр этапе развития мусульманства в нашей стране, мусульм религ образовании и мусульм организациях. Объяснять понятие «имам»

19

Мусульманские ценности и идеалы

1

Понимать важность в жизни мусульман ценности милосердия, мира и согласия, здорового образа жизни и др

20

Дом и семья в исламе

1

Понимать важность ценности семьи, уважения к старшим. Приводить примеры

21

Дом и семья в исламе

1

Иудаизм в истории и культуре России

22

Появление и развитие иудаизма в России

1

Знать осн события, связанные с историей иудаизма в России. Объяснять понятия «кагал хедер ешива»

23

Иудаизм в Российской империи

1

Знать осн события

24

Иудаизм в СССР

1

Знать осн события. Осознавать масштаб трагедии холокоста и значение патриот позиции евр народа в годы Вов

25

Иудаизм в современной России

1

Знать осн события. Понимать важную роль иуд общины в проповеди идеалов и ценностей милосердия, любви к ближнему, взаимной терпимости разных народов и культур

26

Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа

1

Иметь представление об особ иуд культуры. Понимать важность семейных ценностей.

27

Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа

1

Буддизм в истории и культуре России

28

Тибетский буддизм

1

Характеризовать особенности тибет буддизма. Объяснять смысл понятия «лама, далай-лама».

29

Распространение буддизма среди народов России

1

Знать осн события. Объяснять смысл понятий «хурул, даган, дацан, хурэ». Понимать важность ценностей патриотизма (Агван Доржиев), идеалов добра и справедливости

30

Буддизм в СССР

1

Знать осн события. Иметь представление о патриот позиции рос буддистов в годы ВОв.

31

Буддизм в современной России

1

Понимать важность милосердия, любви к ближнему, которые утверждаются совр рос буддистами

32

Буддизм в культуре и традициях народов России

1

Иметь представление о буд традициях народов России, связанных с домом и семьей. Понимать важность буд культ традиций народов России. Объяснять смысл понятия «цам»

33

Буддизм в культуре и традициях народов России

1

Повторение

34-35

Повторительно-обобщающий урок по курсу

1

Понимать и принимать морально-нрав ценности традиц религий нашей страны

Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности:

Планирование составлено на основе Программы К.А. Кочегарова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России: 5 класс. – М.: Русское слово, 2012».

Учебник: «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России: 5 класс. – М.: Русское слово, 2012».А.М. Сахаров, К.А. Кочегаров, — М.: Русское слово, 2012

Полезные сайты

Сайт издательства Вентана-Граф -http://www.vgf.ru/

Сайт «Основы религиозных культур и светской этики» — http://orkce.apkpro.ru

Сайт Министерства образования и науки РФ — http://www.mon.gov.ru

Федеральный портал «Российское образование» — http://www.edu.ru

Российский образовательный портал — http://www.school.edu.ru

Официальный сайт Московской Патриархии Русской Православной Церкви -www.patriarchia.ru

Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования — http://www.ndce.edu.ru

Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» -http://www.ict.edu.ru

Российский портал открытого образования — http://www.opennet.edu.ru

Материально-техническое обеспечение

Компьютер.

Мультимедийный проектор.

Экран, проектор.

Планируемые результаты обучения

К концу обучения учащиеся научатся:

· Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.

· Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

· Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

· Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

· Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.

· Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

· Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.

К концу обучения учащиеся смогут научиться:

· Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.

· Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

· Работать с историческими источниками и документами.

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания заместитель директора по УВР

методического объединения __________ ________________

учителей ___________________

_________________ _______________ 2015 года

infourok.ru

Рабочая программа кружка ОДНКНР (5 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Гимназия №26»

«Принято»

Педагогическим советом

протокол от г.№

Введено приказом от г.№

Директор МБОУ «Гимназия №26»

_______________(ФИО)

Рабочая программа

кружка «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

для 5 классов ( 1 час в неделю, 34 часа в год )

Составитель: Яковлева Г.С. (педагог-психолог, первой квалификационной категории)

г. Набережные Челны

2016 г

Планируемые результаты освоения программы

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

1.Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Основы религиозных культур народов России.

2.Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Основы светской этики

  • Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

  • Знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении;

  • Формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

  • Формирование представлений об основах светской этики;

  • Понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • Умение оценивать правильность выполнения задач, собственные возможности ее решения;

  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности;

  • Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность со взрослым и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду;

  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • Формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;

  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;

  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми достигать в нем взаимопонимания.

Содержание кружка

Название раздела

Краткое содержание

Количес

тво часов

1.Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Основы религиозных культур народов России

Введение. Знакомство с детьми и с содержанием кружка.

Православие. Православие в Древней Руси. «Поучение» Владимира Мономаха. Православная церковь в Московской Руси. Православие в Российском царстве. Заветы оптинских старцев. Православие в Советской России. Православие в современной России. Православие в традициях русского народа. Дом и семья в православии. Святые Петр и Феврония.

Ислам. Появление ислама на территории России. Древняя история ислама на территории России. Мусульмане в России. Ислам при царях и императорах России. Ислам в Советском Союзе. Ислам в современной России. Нормы морали в исламе. Мусульманские ценности и идеалы. Дом и семья в исламе.

Иудаизм. Появление и развитие иудаизма в России. Иудаизм в Российской империи. Иудаизм в СССР. Иудаизм в современной России. Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа. Буддизм. Тибетский буддизм. Распространение буддизма среди народов России. Буддизм в СССР. Буддизм в современной России.

Буддизм в культуре и традициях народов России.

Повторение по основам духовно-нравственной культуры народов России. Основам религиозных культур народов России

18

2.Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Основы светской этики

Гражданин России. Понятие Родины. Российская Федерация. Важнейшие положения Конституции РФ. Права и обязанности граждан. Государственное устройство.

Порядочность. Порядочность: честность, надёжность, соблюдение норм морали. Достоинство и благородство

Способность ученика оценивать свои поступки, осознавать свои обязанности, оценивать их выполнение, контролировать себя. Ответственность за свои дела. Правила взаимоотношений учеников класса, школы. Важнейшие качества личности: порядочность, совесть, доверие.

Совесть. Убеждённость в честности и порядочности товарища, вера в искренность и добросовестность его поступков. Откровенность.

Доверие и доверчивость. Догверие-важнейшее качество личности. Понятие доверия. Возникновение доверительных отношений. Доверие и доверчивость. Самодоверие. Советы в сложной жизненной ситуации.

Милосердие и сострадание. Милосердие: готовность помочь родным и посторонним людям, проявление сострадания, сердечного участия. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, понимание, бескорыстие, справедливость. Отношения в классном коллективе. Стремление прийти на помощь людям. Проявление милосердия в классе, школе.

Правда и ложь. Правда – то, что соответствует действительности. Ложь – намеренное искажение действительности. Хитрость. Отличие понятий «неправда» и «ложь». Полуправда, святая лож

Воспитание положительных качеств личности.

Традиции воспитания. Традиции, нормы поведения, обычаи, ценности, передаваемые из поколения в поколение. Сословия: дворяне, крестьяне, купцы, мещане, казаки. Общее и отличие в воспитании детей разных сословий. Воспитание в труде и вере, уважение и помощь родителям, старшим. Выполнение традиций предков.

Честь и достоинство. Развитие представлений о чести и достоинстве людей в разные эпохи: средневековые рыцари, дворяне. Умение отвечать за свои слова и дела. Дворянский кодекс чести. Общественное признание человека, его заслуг. Достоинство человека: доблесть, искренность и честность, скромность и простота, благородство души, чистая совесть. Честь и достоинство, патриотизм современного молодого человека, ученика.

Терпимость и терпение. Значение слов «терпимость» («толерантность») и «терпение». Способность человека уважительно относится к людям другой национальности, культуры, религии. Способность воспринимать другого как равного себе. Уникальность – важнейшее свойство личности. Качества личности: взаимоуважение и взаимопонимание, ответственность и доброжелательность, коммуникабельность и терпимость.

Мужество. Значение слова «мужество». Способность и убеждение смело идти навстречу опасности. Стойкость в борьбе, духовная крепость, доблесть, храбрость, отвага и смелость в опасных ситуациях. Проявление мужества в мирное время. Умение быть самим собой, идти своим путём. Вечные ценности и добродетели: честь, честность, достоинство, благородство, доброта, дружба. Тренировка мужества. Героизм – высшее проявление мужества.

Равнодушие и жестокость. Слово «равнодушие» и его синонимы. Умение прийти на помощь нуждающимся. Жестокость: насилие одной личности над другой. Связь насилия с отрицательными явлениями нашего общества. Проявление жестокости по отношению к животным, сверстникам. Цена человеческой жизни, её неповторимость, умение беречь себя, своих родных и близких.

Самовоспитание. Воспитание воли. Ближайшие и отдалённые цели развития личности. Пути самообразования. Преодоление трудностей, самооценка.

Учись учиться. Учение и воспитание как составные части образования. Умение применять знания, правильно действовать в конкретной ситуации. Нравственность и её нормы. Приёмы учения. Алгоритм подготовки урока, ответа у доски. Сочетание труда умственного и физического. Приёмы запоминания. Распорядок дня ученика.

Речевой этикет. Средства речи и правила их использования в различных ситуациях. Правила общения, беседы. Умение начать и поддержать беседу. Особенности речи русского языка. Этикет речи. Правила разговора по телефону. Устав – основной документ учебного заведения.

Мои права и обязанности. Отражение норм права и морали в школьном Уставе. Ответственность ученика за свои поступки. Работа комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Итоговое повторение по основам духовно-нравственной культуры народов России. Основам светской этики.

16

Календарно-тематическое планирование по кружковой деятельности 5 класса

УМК: Основы религиозных культур народов России, учебник для общеобразовательных учреждений 5 класс Сахаров А.Н., Кочегаров К.А., Р.М. Мухаметшин / Под ред. Сахарова А.Н. – М. «Русское слово» 2012год; Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы светской этики, учебник для общеобразовательных учреждений М.Т. Студеникин , 5 класс — М.: «Русское слово» 2012год.

Назва

ние разде

лов

Тема

Количест

во часов

Основные формы организа

ции занятий

Основные виды деятельности обучающихся

Дата проведения

план

факт

1

Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Основы религиозных культур народов России

18

1

Введение

1

Групповая работа

Знакомство с учащимися. Беседа о кружке.

Православие

5

2

Православие в Древней Руси.

1

Групповая работа

Беседа о «поучениях» Владимира Мономаха.

3

Православие в Российском царстве.

1

Работа в парах

Рассказ о заветах оптинских старцев.

4

Православие в Советской России.

1

Работа в парах

Работа с текстом, анализ прочитанного.

5

Православие в современной России.

1

Групповая

Диспут о том, что менялось и что сохранялось в православии со времен Древней Руси до современной России.

6

Дом и семья в православии.

1

Индивиду

альная работа

Показ презентации учащимися, обсуждения семейных устоев.

Ислам

5

7

Появление ислама на территории России.

1

Групповая работа

Беседа об истории появления ислама.

8

Мусульмане в России.

1

Работа в парах

Рассказ о нормах морали у мусульман.

9

Ислам в Советском Союзе.

1

Работа в парах

Работа с текстом, анализ прочитанного.

10

Ислам в современной России.

1

Групповая

Диспут о том, что менялось и что сохранялось со времени появления ислама до ислама в современной России.

11

Дом и семья в исламе.

1

Работа в малых группах

Показ презентации учащимися, обсуждения семейных устоев, ценностей.

Иудаизм

3

12

Появление и развитие иудаизма в России.

1

Групповая работа

Беседа об истории появления иудаизма.

13

Иудаизм в СССР.

1

Работа в парах

Работа с текстом, анализ прочитанного.

14

Иудаизм в современной России.

1

Работа в малых группах

Диспут о том, что менялось и что сохранялось со времени появления иудаизма до иудаизма в современной России.

Буддизм

3

15

Буддизм в СССР.

1

Работа в парах

Работа с текстом, анализ прочитанного.

16

Буддизм в современной России.

1

Работа в малых группах

Диспут о том, что менялось и что сохранялось со времени появления буддизма в СССР до буддизма в современной России.

17

Буддизм в культуре и традициях народов России.

1

Индивиду

альная работа

Показ презентации учащимися, обсуждения.

18

Повторение

1

Индивид. работа

Сообщения, презентации.

2

Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Основы светской этики

16

19

Гражданин России

1

Групповая работа

Беседа о главных символах РФ и РТ

20

Порядочность

1

Работа в парах

Составление портрета порядочного человека.

21

Совесть

1

Индивид. работа

Работа с текстом, анализ прочитанного.

22

Доверие и доверчивость

1

Групповая

Круглый стол по сопоставлению понятий.

23

Милосердие и сострадание

1

Групповая работа

Беседа о качествах настоящего друга и их проявлении в повседневных отношениях.

24

Правда и ложь

1

Работа в малых группах

Дискуссия об отличие понятий «неправда» и «ложь».

25

Традиции воспитания

1

Работа в парах

Составление рассказов о традициях воспитания.

26

Честь и достоинство

1

Индивид. работа

Работа с текстом, рассказ.

27

Терпимость и терпение

1

Индивид. работа

Сопоставление понятий.

28

Мужество

1

Индивид. работа

Рассказы о проявлениях мужества.

29

Равнодушие и жестокость

1

Групповая

Беседа об умении прийти на помощь нуждающимся.

30

Самовоспитание

1

Индивид. работа

Составление плана самовоспитания.

31

Учись учиться

1

Групповая

Составление алгоритма успешного обучения

32

Речевой этикет

1

Фронтальная работа

Беседа о правилах общения.

33

Мои права и обязанности

1

Фронталь

ная работа

Дискуссия о правах и обязанностях ученика.

34

Итоговое повторение

1

Индивид. работа

Сообщения, презентации

infourok.ru

Рабочая программа и КТП по ФГОС по ОДНКНР -5 класс

Муниципальное образование город Сочи

Муниципальное общеобразовательное бюджетгное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 20

город Сочи

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №1

от 25 августа 2015 года

Председатель педсовета

________Т.Д.Богосян

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по основам духовно-нравственной культуры народов России

Уровень образования (класс) основное общее 5 класс

Количество часов: 35

Учитель : Варданян Нарине Агасиевна

Программа разработана на основе авторской программы «Основы религиозных культур народов России». 5 класс, А.Н.Сахарова, К. А. Кочегарова, Р.М. Мухаметшина.- Москва.- Русское слово. — 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса (далее Рабочая) программа разработана на основе примерной программы федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. 5 класс», соответствующей федеральному государственному стандарту основного общего образования. – под ред. А.Н. Сахарова, К. А. Кочегарова, Р.М. Мухаметшина.- Москва.- Русское слово. — 2012

Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплекс: учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. 5 класс, А.Н.Сахарова, К. А. Кочегарова, Р.М. Мухаметшина.- Москва.- Русское слово. — 2014

Цель модуля:

— сохранение преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Курс «Основы религиозных культур народов России» является одним из модулей

в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания о религиозных культурах России, полученные в начальной школе.

В курсе четко проводится мысль о необходимости уважения к собственной культуре и традициям, необходимости понять и принять морально-нравственные ценности, веками составляющие духовную основу российской цивилизации. Подобный подход способствует формированию таких личностных универсальных учебных действий (УУД), как основы гражданской идентичности, основы социальных компетенций, а также реализации соответствующих личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Задачи модуля:

— знакомство учащихся с историей и нравственной традицией российских религий,

— уважение к собственной культуре и традициям, необходимость понять и принять морально-нравственные ценности, веками составлявшие духовную основу российской цивилизации.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с  Базисным учебным планом в начальных классах на учебный предмет ««Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России» отводится 35 часов, что в полном объеме соответствует программе основного общего образования.

Формы организации урока: совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в группах и самостоятельная работа детей.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

— воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

— осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

— формирование нравственных чувств и нравственного поведения, ответственного отношения к собственным поступкам;

— формирование целостного мировоззрения;

— формирование сознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

Предметные результаты:

— воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

— знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

— формирование представлений об основах культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

— понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

— формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Метапредметные результаты:

— умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

— умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и

познавательной деятельности;

— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

— умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Крещение Руси и дохристианские традиции русского народа. Киев – центр православия в Древней Руси. Киево-Печерская лавра.

Владимир Мономах – православный христианин. «Поучение» и его христианский нравственный идеал.

Нашествие на Русь монголов, разорение Киева и его православных святынь. Православная церковь – оплот единства русских земель.

Митрополит Алексий и его заветы православным. Отношение христианина к богатству.

Учреждение в России патриаршества. Гражданский и христианский подвиг патриарха Гермогена.

Ликвидация патриаршества при Петре 1. Охранение роли христианства в духовном просвещении народа. Старцы. Амвросий Оптинский и его заветы православным христианам. Заповедь «не судимы и не судимы будете».

Революция и гонения на Церковь. Восстановление патриаршества. Св. епископ Лука и его духовный подвиг. Патриотизм – обязательное качество православного христианина.

Крах коммунистической системы и прекращение гонения на Церковь. Русская Прав Церковь в современной России. Ее участие в общественной жизни и проповедь христианской нравственности. Русская Прав Церковь за границей и ее воссоединение с РПЦ. Патриарх Кирилл о важности сохранения идеалов добра и справедливости.

Православие в повседневной жизни рус человека. Крещение и крестные родители. Именины. Обряд отпевания. Христианские праздники. Преображение Господне.

Православная вера – основа культуры и гражданской самоидентификации в древности. Афанасий Никитин – верность другу и дружбе в православии. Милосердие.

Почитание дома у православных. Красный угол и забота о нем. Почитание брака и семьи. Любовь к детям и почитание родителей.

Св. Петр и Феврония – образец супружеской верности.

Проникновение ислама в Россию. Появление ислама в Среднем Поволжье. Веротерпимость в Золотой Орде.

Вхождение мусульманских народов в состав России. Терпимость рус правительства по отношению к исламу. Появление в России мусульманских организаций и медресе. Союз мусульман. Борьба с исламом в СССР.

Мусульманские народы России. Возрождение ислама в нашей стране после 1991 года.

Роль ислама в развитии благотворительности, в пропаганде здорового образа жизни.

Семья. Домашняя школа мусульманина. Почитание родителей в исламе. Уважение к матери. Роль отца. Отношения братьев и сестер.

Появление иудейских общин в Древней Руси. Расселение иудеев на западных землях Российской Империи.

Ограничение иудеев в правах, постепенное ослабление этих ограничений. Московская хоральная синагога.

Революция 1917года и отмена ограничений для иудеев. Репрессии против них в СССР. Трагедия Холокоста.

Возрождение иудаизма после 1991 года.

Роль иудаизма в сохранении культуры и традиций еврейского народа. Почитание семьи. Отношение иудеев к браку и семье. Любовь к детям и почитание родителей.

Тибетский буддизм (школа гэлуг) – направление махаяны. Лама в тибетском буддизме. Далай-лама – духовный лидер буддистов Тибета.

Распространение тибетского буддизма в России. Принятие буддизма калмыками. Хорул . Буддизм в Бурятии. Даган. Дацан.

Революция 1917 года и реформы рос буддистов. Гонения на буддизм в СССР.

Современные буддийские организации в России.

Роль буддизма в сохранении и развитии культурных традиций коренных народов России. Буддизм и семья. Роль лам у буддистских народов России.

Роль традиционных религий России в утверждении в нашей стране идеалов добросердечия, справедливости, правды, мира и согласия, любви к ближнему…

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

час

Виды учебной деятельности

Введение в тему

1

Введение

1

Знать особенности , основы вероучения и истории возникновения традиционных религий России. Понимать важность их наследия.

Православие в истории и культуре Росси

2

Православие в Древней Руси

1

Иметь представление об основных событиях крещения Руси и утверждения христианства в нашей стране. Влияние Византии на рус религ культуру

3

«Поучение» Владимира Мономаха

1

Объяснять смысл слова «поучение». Понимать и принимать идеалы и ценности, заложенные в «Поучении»

4

Православная Церковь и нашествие монголов

1

Знать осн события истории православия на Руси в период монг нашествия и после него. Понимать важность роли Церкви и прав веры в поддержании единства рус земель

5

Православная Церковь в Московской Руси

1

Понимать и принимать идеалы и ценности: любовь к ближнему, справедливость, трезвость и др. объяснять смысл понятий «уния, автокефлия, нестяжание».

6

Православие в Российском царстве

1

Знать основные события истории Прав во времена Рос царства. Объяснять смысл понятия «печалование». Иметь представление о патриот позиции Церкви в период смутного времени

7

Заветы оптинских старцев

1

Знать основные события истории Прав во времена Рос империи. Объяснять смысл понятия «старец». Понимать и принимать заветы оптинских старцев: не унывать, не осуждать, любить

8

Православие в Советской России

1

Знать основные события истории Прав во времена 20-21 вв. Объяснять смысл понятия «гонения». Иметь представления о дух стойкости православных во времена гонений (епископ Лука) и патриот позиции Церкви в годы ВОв

9

Православие в современной России

1

Характеризовать роль Прав Церкви в совр России. Понимать и принимать ценности и идеалы: сц справедливость, нестяжание, добро и др

10

Православие в традициях русского народа

1

Понимать важность традиций и обрядов, определявших жизнь от рождения до смерти. Объяснять понятия»крестины, восприемники, именины». Приводить пословицы и поговорки религ характера

11

Православие и традиционные ценности русского народа

1

Понимать тесную связь Православия и любви к родине для жителя России. Понимать и принимать прав ценности дружбы, верност долгу, милосердия

12

Дом и семья в православии

1

Понимать значение в жизни прав человека традиций, связанных с домом и семьей. Объяснять понятия «красный угол, мясоед»

13

Святые Петр и Феврония

1

Знать сюжет жития Петра и Февронии. Объяснять значение всероссийского дня любви, семьи и верности

14-15

Экскурсия в православный храм

1

Ислам в истории и культуре России

16

Древняя история ислама на территории России

1

Знать осн события, связанные с историей ислама в России с древности до современности. Иметь представление о веротерпимости в ислам гос-вах. Объяснять понятие «верховнй сеид»

17

Мусульмане в России

1

Иметь представл о терпимости рус правительства по отнош к мусульманам после их вхождения в состав России. Объяснять понятие «медресе»

18

Ислам в современной России

1

Иметь представление о совр этапе развития мусульманства в нашей стране, мусульм религ образовании и мусульм организациях. Объяснять понятие «имам»

19

Мусульманские ценности и идеалы

1

Понимать важность в жизни мусульман ценности милосердия, мира и согласия, здорового образа жизни и др

20

Дом и семья в исламе

1

Понимать важность ценности семьи, уважения к старшим. Приводить примеры

21

Дом и семья в исламе

1

Иудаизм в истории и культуре России

22

Появление и развитие иудаизма в России

1

Знать осн события, связанные с историей иудаизма в России. Объяснять понятия «кагал хедер ешива»

23

Иудаизм в Российской империи

1

Знать осн события

24

Иудаизм в СССР

1

Знать осн события. Осознавать масштаб трагедии холокоста и значение патриот позиции евр народа в годы Вов

25

Иудаизм в современной России

1

Знать осн события. Понимать важную роль иуд общины в проповеди идеалов и ценностей милосердия, любви к ближнему, взаимной терпимости разных народов и культур

26

Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа

1

Иметь представление об особ иуд культуры. Понимать важность семейных ценностей.

27

Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа

1

Буддизм в истории и культуре России

28

Тибетский буддизм

1

Характеризовать особенности тибет буддизма. Объяснять смысл понятия «лама, далай-лама».

29

Распространение буддизма среди народов России

1

Знать осн события. Объяснять смысл понятий «хурул, даган, дацан, хурэ». Понимать важность ценностей патриотизма (Агван Доржиев), идеалов добра и справедливости

30

Буддизм в СССР

1

Знать осн события. Иметь представление о патриот позиции рос буддистов в годы ВОв.

31

Буддизм в современной России

1

Понимать важность милосердия, любви к ближнему, которые утверждаются совр рос буддистами

32

Буддизм в культуре и традициях народов России

1

Иметь представление о буд традициях народов России, связанных с домом и семьей. Понимать важность буд культ традиций народов России. Объяснять смысл понятия «цам»

33

Буддизм в культуре и традициях народов России

1

Повторение

34-35

Повторительно-обобщающий урок по курсу

1

Понимать и принимать морально-нрав ценности традиц религий нашей страны

Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности:

Планирование составлено на основе Программы К.А. Кочегарова «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России: 5 класс. – М.: Русское слово, 2012».

Учебник: «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России: 5 класс. – М.: Русское слово, 2012».А.М. Сахаров, К.А. Кочегаров, — М.: Русское слово, 2012

Полезные сайты

Сайт издательства Вентана-Граф -http://www.vgf.ru/

Сайт «Основы религиозных культур и светской этики» — http://orkce.apkpro.ru

Сайт Министерства образования и науки РФ — http://www.mon.gov.ru

Федеральный портал «Российское образование» — http://www.edu.ru

Российский образовательный портал — http://www.school.edu.ru

Официальный сайт Московской Патриархии Русской Православной Церкви -www.patriarchia.ru

Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования — http://www.ndce.edu.ru

Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» -http://www.ict.edu.ru

Российский портал открытого образования — http://www.opennet.edu.ru

Материально-техническое обеспечение

Компьютер.

Мультимедийный проектор.

Экран, проектор.

Планируемые результаты обучения

К концу обучения учащиеся научатся:

· Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.

· Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

· Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

· Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

· Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.

· Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

· Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.

К концу обучения учащиеся смогут научиться:

· Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.

· Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

· Работать с историческими источниками и документами.

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания заместитель директора по УВР

методического объединения __________ ________________

учителей ___________________

_________________ _______________ 2015 года

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *