Местоимения 5 класс урок – План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Урок русского языка в 5 классе по теме «Местоимение как часть речи» | скачать бесплатно
Урок на тему «Местоимения» 5 класс
Местоимение. 5 класс
Цель:
актуализация знаний о местоимении как части речи
Задачи:
-повторить морфологические признаки местоимения;
-совершенствовать умение находить местоимение и использовать его в речи;
— упрочить орфографические навыки учащихся.
Оборудование урока: интерактивная доска, карточки, учебник
Формирование УУД:
Коммуникативные:
развитие основных видов речевой деятельности;
умение работать в группе;
умение слушать и высказывать мнение.
Регулятивные:
анализ явлений и их сопоставление в форме эксперимента.
синтез знаний.
построение сообщения в устной форме.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться определять местоимения, указывающие на лицо, правильно использовать их в речи;
Личностные: формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к исследовательской деятельности;
Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства
для выражения мыслей и чувств; соблюдение на практике изученных орфографических и пунктуационных правил; извлечение информации научного и познавательного характера из учебных текстов; умение работать
индивидуально и в группе, вести диалог со сверстниками и с преподавателем; высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Ход урока
Организационный момент: Добрый день, ребята. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте покажем, как мы хорошо можем работать
Лексическая работа. Правильно прочитать слова:
Что, кого, магазин, портфель, километров, шоссе, яичница, алфавит, квартал (слайд2)
Объяснение нового материала
3.1.Перед вами стихотворение – загадка
Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится словам другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать.
-о какой части речи идет речь? (местоимение) (слайд 3)
3.2 Тема урока «Местоимение»
Отвечаем на вопросы:
— какое местоимение вы будете употреблять, рассказывая о себе (я)
— какое местоимение вы употребите, разговаривая с товарищем (ты)
— а какое местоимение вы будете употреблять в беседе о товарище (он)
3.3. Все что мы сегодня повторим и узнаем нового о местоимении, будем заносить в таблицу (слайд 5)
Морфологические признакиСинтаксическая роль в предлож
пост
непост
3.4. Перед вами предложение. Прочитайте его внимательно.
Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней (слайд 6)
— Понятен ли вам смысл этого предложения?
— От кого узнал?
— Какая погода?
— Через сколько дней она установится?
— Замените местоимения теми частями речи, на которые они указывают, запишите это предложение, местоимения занесите в таблицу
(Слава узнал от синоптиков, что хорошая погода установится через шесть дней) (слайд 7)
— Составить схему предложения
— Какова роль местоимения что?
3.5 Мы уже можем сделать вывод, что же такое местоимение
Местоимение – часть речи, которая указывает на предмет, не называя его, отвечает на вопросы кто? что?, имеет категории рода, числа, падежа и лица, изменяется по числам, падежам и в единственном числе по родам, может быть обстоятельством, дополнением и подлежащим ,а также соединяет простые предложения в составе сложного.(слайд 8)
4 Закрепление. В данных предложения замените повторяющиеся слова местоимениями: (устно)
1.В воздухе кружился желтый лист. Лист медленно ложился на землю 2.Ребята отправляются в поход по родному краю. Ребята соберут много интересных материалов. 3.Внизу ласково плескалось море. Море манило к себе (слайд 9)
5.Работаем с карточками. Вставляем нужные местоимения на месте пропуска
1.На опушке молодого леса есть пруд. 2.…..бьет подземный ключ.3….. в болотах и вязких трясинах рождается Волга 4. Отсюда …… направляется в далекий путь 5. …… поэты и художники прославляют красоту родной реки (слайд 10)
-разбираем 5 предложение синтаксически
-сколько звуков в слове – рождается
— объяснить орфограмму в слове — вязких
6.Работа с учебником упр. 112
Читаем задание. Выполняем первое предложение у доски. Второе предложение выполняем самостоятельно.
7 Подводим итоги.
— с какой часть речи мы сегодня познакомились
— назовите, какие местоимения вы запомнили
— как они изменяются
— какую роль они играют в предложении
-какую оценку вы бы поставили себе за урок
Д/З п. 22 продолжить упр. по образцу 112
infourok.ru
Урок русского языка в 5 классе «Местоимение как часть речи»
5 класс 02.02.17.
Местоимение как часть речи
Цель: повторить изученное о личных местоимениях, их роли в речи, изменении; развивать логическое мышление, память, внимание; воспитывать интерес к урокам русского языка.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Орфографическая разминка.
На нижн..м этаже, крайн..ю улицу, горяч..го чая, в дремуч..м лесу.
Ёж колюч, лес дремуч, товарищ хорош, борщ горяч.
Несложный пример, не весёлый, а грустный рассказ, ничуть не трудная задача, ненастный день.
Словарная работа.
Запомни!
, пожалуйста,
Повторение.
1. Фронтальный опрос:
— На какие вопросы отвечают имена числительные?
— Что обозначают имена числительные?
— На какие разряды делятся имена числительные? Приведите примеры.
— Как изменяются количественные числительные?
— Как изменяются порядковые числительные?
2. «Запиши примеры словами»
К 4 прибавить 8, из 25 вычесть 10, от 30 отнять 11, 16 сложить с 5, 15 умножить на 13, 48 разделить на 6, 500 вычесть из 1000.
Открытие темы, целеполагание.
— Послушайте стихотворение и определите тему урока.
Мы предмет не называем,
Его признаки скрываем,
Прямого не дадим ответа,
Скажем: он, ты, мы, этот.
Велико бы было удивленье,
Если не узнали б вы …(Местоимение)
-Итак, тема нашего урока «Местоимение как часть речи». Запишите тему урока в тетради.
— Давайте определим цели, которые мы должны реализовать сегодня на уроке. (определяют цели)
— Как вы думаете, ребята, много ли местоимений в русском языке?
— Местоимений в языке немного—около 70, но они часто встречаются в нашей речи и по частоте употребления занимают 3-е место после глаголов и имён существительных. Как видим, это очень важная часть речи. Давайте же вместе попробуем раскрыть все её секреты.
Изучение новой темы
Послушайте текст (1-е предложение не читать).
Я только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клёна. Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шёл быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошёл… Я погладил его но спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне, понимаешь, стало нехорошо, будто я предал и не уберёг смешного маленького друга.
— Можно ли сказать, кто шёл и кто бежал у самой ноги человека? (Прочитать 1-е предложение.)
— Так кто же это был? Почему сразу вы не догадались?
— Являются ли слова он, я названиями предметов или только указывают на эти предметы?
— Какой частью речи они являются?
— Сделайте вывод, какая же часть речи называется местоимением.
Физкультминутка.
2. Послушайте ещё один текст, автором которого является выдающийся польский педагог, писатель Януш Корчак.
«Я вам расскажу сейчас об одном малюсеньком слове, таком умном, что просто не верится. Этакое малюсенькое словцо: кто!
Постучали в дверь, ты спрашиваешь: «Кто?» А не будь этой малышки КТО, ты должен был бы спросить: «Это Казак стучит? Или Менька? Или тётя? Или Гончар? Или продавец посуды?» А тот всё отвечал бы: «Нет, нет, нет». И ты мог бы так 3 часа подряд спрашивать и не угадал бы. Стал бы мокрый, как мышь, разозлился, не ел и не пил бы, всё только спрашивал бы. А так: «Кто там?»- и в этом коротеньком КТО сидят имена всех на свете людей. Кто — это местоимение».
— Какой вывод можно сделать о роли местоимений в нашей жизни?
— Вместо какой части речи употребляются местоимения?
— А что обозначают имена существительные?
— Такие местоимения называются личными.
3. Работа с учебником.
С. 48 , поля: местоимения 1, 2, 3 лица. Записать в тетради.
4. Игра «Подари шарик»
— Распределить местоимения, подарить шарики соответствующему лицу.
(на доске картинки трёх человечков, а столе шарики с местоимениями)
1 лицо 2 лицо 3 лицо
мне тебя им
— Попробуйте изменять местоимение Я. К какому выводу вы пришли? Как изменяются личные местоимения.
5. Работа с учебником.
Упр. 368
6. Работа с текстом
В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.
— Понравился вам текст? Что в этом тексте не так?
— А теперь попробуем заменить повторяющееся слово «ёжик» местоимением.
(запись исправленного текста)
— Сделайте вывод о том, зачем нам нужны в речи местоимения.
7. Прослушайте стихотворение
Сказали мне, что с нею вы
При них на берегу
Его ловили. Но, увы:
Я плавать — не могу!
Мы вам её, она нам их,
Вы им обратно нас.
Он с нею к нам, опять от них,
А мы с ним — к ней от вас…
Хоть мне известно, что оно
Их любит больше тех,
Всё это тайной быть должно
Для нас и вас от всех.
— Понравилось вам стихотворение? Почему?
— Какой вывод можно сделать?
Рефлексия.
— Что нового о местоимениях вы узнали на уроке?
— Прочитаем на полях с. 51 слова известного русского языковеда Александра Александровича Реформатского: «Местоимения удобны. Они, как запасные игроки на футбольном поле или дублёры в театре, выходят на поле, когда вынужденно освобождают игру другие слова». Как вы понимаете это высказывание?
— Оцените свою работу на уроке. (по рефлексивному листу)
VIII. Домашнее задание:
С. 48 (знать), упр. 365.
Инд. задания по карточкам.
multiurok.ru
Повторение и обобщение по русскому языку в 5-м классе на тему «Местоимение как часть речи»
Разделы: Русский язык
Цель урока: обобщить знания о местоимении как части речи.
Задачи урока: формировать умение выделять существенные признаки и свойства; развивать память, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь; формировать положительную мотивацию к обучению.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Фронтальный опрос.
— Назовите известные вам части речи?
— Приведите примеры.
– Местоимение – самостоятельная часть речи?
– Называет лицо, предмет, явление?
– Указывает на лицо, предмет, явление?
– На какие вопросы отвечает?
– Бывают местоимения множественного числа?
– Местоимения употребляются с предлогами?
– Как пишутся местоимения с предлогами ?
– Местоимения 2-го лица изменяются по родам?
– Буква н после предлогов пишется у местоимений первого лица?
Обобщение изученного о местоимениях.
1) Работа на доске.
Задание: Записать словосочетания, подчеркнуть местоимения, на что они указывают, указать падеж местоимений.
Поздравляю тебя, встречаю его, дарю ей, позвоню вам, горжусь ею, приношу ему, напишу им, доволен тобой, отвечают тебе.
Ответ:
- Поздравляю тебя – Р.п.
- встречаю его – Р.п.
- дарю ей – Д.п.
- позвоню вам – Д.п.
- горжусь ею – Т.п.
- приношу ему – Д.п.
- напишу им – Д.п.
- доволен тобой – Т.п.
- отвечают тебе – Д.п.
Местоимения указывают на предметы, но не называют их.
2) Выборочный диктант.
Выписать местоимения, указать число, лицо.
Я буду кататься с горки. Ты будешь кататься на коньках. Он пойдёт на лыжах. Мы будем кататься с горки. Вы будете кататься на коньках. Они пойдут на лыжах.
Ответ:
- Я – ед.ч. 1 лицо
- Ты – ед. ч. 2 лицо
- Он – ед. ч. 3 лицо
- Мы – мн. ч. 1лицо
- Вы – мн. ч. 2 лицо
- Они – мн. ч. 3 лицо
3) Синтаксический разбор предложения.
Караваны птиц надо мною летят.
Задание:
— Чем выражены главные члены?
-Чем выражено дополнение надо мною? Поставьте вопросы.
– Как пишется предлог с местоимением?
– Определить лицо и число местоимения.
4) Упражнение на замену.
Задание: заменить местоимение 3 лица мн. числа местоимением 1 лица ед. числа по образцу:
не сомневаешься в них – не сомневаешься во мне.
Обратишься к ним, встретишься с ним, заботишься о них.
Ответ: Обратишься ко мне, встретишься со мною, заботишься обо мне.
5) Творческий диктант.
Составить небольшой текст, используя эти слова.
За ягодами.
Полянка, земляника, трава, ягоды, кусты, серая спинка, ушки, заяц, волк, тишина, опушка леса.
6) Выборочный диктант.
Из четверостиший, которые рассказывает учитель, надо выписать местоимения, объяснить, на что они указывают.
Воробей, чего ты ждёшь?
Крошек хлебных не клюёшь?
Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки.
С одуванчиком, друзья,
Не поймёшь, в чём дело…
Жёлтый венчик помню я
А теперь он белый.
Ответ: ты, я, я, он
7) Задание “Хитрые вопросы”.
- Какие три местоимения самые чистые? (Вы-мы-ты).
- Какие два местоимения мешают ездить по дорогам? (Я-мы).
- Какое местоимение требует чистоты? (Мой).
- Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? (Я: “ячество” - признак нескромности , я – последняя буква алфавита).
8) Спишите, ставя местоимения в нужном падеже.
3. Для (я) дороже всего в лес, когда в лесу ещё сумрачно, и тихо, и нетронуто, и под первой же елью ждёт (ты) твой первый гриб.
Ответ: мне, меня, ей, неё, нас, в нём, меня, тебя
9) Подведение итогов.
Какое местоимение вы употребите, когда будете рассказывать что-нибудь о себе?
— Какое местоимение вы употребите в разговоре с товарищем?
— А какое в беседе о товарище, который не участвует в разговоре?
10) Домашнее задание:
- Параграф 22, упражнение № 114.
- Прочитайте текст, пользуясь приёмами изучающего чтения. Перескажите сказку. Выпишите местоимения, укажите их лицо, падеж и число.
28.01.2015
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Урок-путешествие в 5 классе «В стране местоимений-существительных»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 п.г.т.Актюбинский»
Азнакаевского муниципального района
Урок-путешествие в 5 А, Б классах
«В стране местоимений-существительных»
Учитель: Шакирова Э.Ф.
2015 г.
Тема: «В стране местоимений-существительных» (5 класс)
Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении данной темы; подготовить учащихся к контрольному диктанту.
Задачи:
— развивать орфографическую зоркость;
— организовать эффективную работу в группах;
— вызвать интерес к русскому языку как к предмету.
Ход урока:
— Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей:
Если хочешь ты учиться,
Сперва надо подружиться.
Руку другу протянуть.
Улыбнуться не забудь!
Раз ладошка, два ладошка –
Вот и поздоровались!
— Ребята, скажите, пожалуйста, что изучает морфология? (части речи)
— А на какие две группы делятся части речи? (самостоятельные и служебные)
— Какие самостоятельные части речи вы знаете?
— Какие части речи являются служебными?
— Замечательно! А теперь вам нужно будет выполнить лингвистические задачи, чтобы определить тему урока.
— Откройте, пожалуйста, тетради, запишите сегодняшнее число, «Классная работа» и с красной строки запишите ответы на вопросы:
1. Первая часть разгадываемого слова – это неодушевленное существительное среднего рода, 2 склонения, которое обозначает «пространство» (место)
2. Вторая часть – корень самого короткого разносклоняемого существительного на -мя (имя)
3. Далее идет суффикс, который прибавляется к корню разносклоняемых существительных на -мя в косвенных падежах, кроме В.п., ед.ч. (-ен-)
4. Затем прибавляется союз, который чаще всего разделяет однородные члены предложения или две части в ССП (и)
5. И завершает это слово гласная, которая пишется в окончаниях существительных 1 склонения в Д.п. и П.п. (-е)
— Какое слово получилось? (местоимение)
— Большинство вопросов, заданных мною, к какой части речи относились? (к существительному)
— Как вы думаете почему? (потому что местоимения заменяют существительное)
— Как такие местоимения называются? (местоимения-существительные)
— Какие еще части речи может заменять местоимение? (прилагательное)
— Замечательно! Знаете ли вы, откуда местоимение получило такое название? Послушайте, пожалуйста, сказку.
СКАЗКА: В далекие времена в одном царстве-государстве жили добрые и веселые люди. Они трудились не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалеку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, чтобы они перестали работать, веселиться и радоваться жизни, и, наконец, придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:
— Пусть эти счастливчики забудут свои имена; пусть дети забудут имена родителей, а родители имена детей; пусть они забудут названия всего, что их окружает!
Злая колдунья отбросила посох и, со злорадством потирая руки, сказала:
— Вот теперь они, не понимая друг друга. Обязательно рассорятся. Придет конец их счастью и радости!
И в царстве наступил беспорядок… Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Еще ничего не понимая, они пытались объяснить случившееся, но у них ничего не получалось.
Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих детей, близких, названия всего этого, что их окружало. Как вернуть свои имена, как узнать названия предметов и вещей, они не знают. И от этого очень страдали.
Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди, удрученные бедой, бросились ему навстречу и, поведав о своем горе, попросили помочь вернуть им былую жизнь, полную радости и веселья.
— Хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу, — пообещал мудрец.
— А пока я даю вам слова вместо названий и имен, которые отобрала злая колдунья. Эти слова будут только указывать на лица или предметы. Используя их, вы сможете разговаривать между собой, понимать друг друга. Например, каждый из вас о себе будет говорить Я; если вас будет много, скажете МЫ, обращаясь к кому-либо, говорите – ТЫ, а к нескольким людям – ВЫ. Рассказывая о ком-то или о чем-то, говорите ОН, ОНА, ОНО; если их много – ОНИ. А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами.
Мудрец долго искал пещеру лютой ведьмы и, наконец, добрался до ее жилища. Он попросил ведьму вернуть жителям царства их имена. Колдунья согласилась, но с условием, что он отгадает ее хитрые загадки. Она, конечно же, была уверена, что никто никогда не сможет разгадать их. Но он разгадал.
— Давайте и мы, ребята попробуем отгадать их вместе с мудрецом! Для этого мы применим ОБУЧАЮЩУЮСТРУКТУРУ – MixPairShare
— Встаньте, задвиньте стулья. Я включу музыку, вы будете танцевать, свободно передвигаться по классу. Когда музыка остановиться, вы должны будете образовать пару с ближайшим к вам учеником и «дать пять», затем я задам вопрос, дам время на размышление и обсуждение в паре, и ответит тот, чей признак я назову. Понятно? Каждый раз пару нужно образовывать с новым человеком. Договорились? Замечательно.И не забудьте поблагодарить друг друга.
Загадки:
1. В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я) Думаем. Обсуждаем.
— Отвечает тот, у кого есть шнурки.
2. Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? (Я – Мы).
— Отвечает тот, у кого зеленые глаза.
3. Сколько личных местоимений в слове семья (Семь-Я).
— Отвечает тот, у кого есть розовый цвет в одежде.
4. Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает судну удержаться на месте. (Якорь).
— Отвечает тот, кто завершает строй на уроке физкультуры.
5. Первый слог — личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (Ты-ква).
— Отвечает тот, у кого есть братишка.
— Замечательно! Мы тоже отгадали загадки колдуньи. Присаживаемся на места.
Так что пришлось ведьме возвращать имена жителям доброго царства. Все стало на свои места, но людям так понравились слова, которые подарил им мудрец, что с ними было жаль расставаться. И люди оставили их себе, чтобы тоже употреблять в речи. Так как эти слова были даны вместо имен и названий предметов, то их так и назвали «вместоимения», то есть «вместо имени», но затем буква «В» затерялась, и слова стали называться местоимениями.
Вывод: Ребята, так какие же слова заменяют местоимения? А для чего они нужны?
— Отлично! Какие местоимения по разряду мы повторили? (Личные)
— А почему они так называются? Какова их функция? (указывают на лицо)
— Таким образом, мы оказались в стране местоимений-существительных. Какие еще разряды местоимений-существительных вы знаете? (возвратное, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные).
— Вы сидите за столом, образуя команду. Каждая группа – это островок, который соответствует названиям разрядов местоимений-существительных (5 А – 6 групп, 5 Б – 5 групп, без личных местоимений).
ОБУЧАЮЩАЯ СТРУКТУРА – QUIZ— QUIZ—TRADE
— Ваша задача: составить вопросы по вашему местоимению, записать его на листочке, ответить и загнуть ответ так, чтобы никто его не видел.
— Готовы? Теперь встаньте, задвиньте стулья и найдите себе партнера с другой группы. Задайте друг другу вопросы и обменяйтесь ими. Каждый раз пару нужно образовывать с новым партнером. Задача ясна?
— Проверим, насколько хорошо вы ознакомили друг друга со своим островком. Решим небольшой кроссворд, где, возможно, могут встретиться и ваши вопросы.
3
1
2
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Вопросы по горизонтали:
1. Начальная форма местоимения НАС (мы)
2. Местоимение, которое указывает на неопределенный предмет и не изменяется ни по родам, ни по числам, ни по падежам (нечто)
4. Местоимение-существительное – «близкий родственник» суффикса -СЯ у глаголов (себя)
5. Разряд местоимения в предложении: «А что будешь делать, когда вырастешь?» (вопросительное)
6. Непостоянный морфологический признак личных местоимений, который определяется в 3 лице ед.ч. (род)
7. Пропущенный суффикс в предложении: «-то, -либо, … – черточку не позабудь!» (
-нибудь)
8. Личное местоимение-существительное 1 лица ед.ч. в Р.п. (меня)
9. Опознавательный признак орфограммы-пробела в неопределенных местоимениях (предлог)
10. Разряд местоимения-существительного, которое изменяется по падежам, но не имеет формы И.п. (возвратное)
11. Какую функцию выполняет личное местоимение в данном предложении: «Кто расскажет МНЕ о спектакле?» (дополнение)
12. От чего зависит написание НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях-существительных? (ударение)
Вопросы по вертикали:
3. Вопросительное местоимение, от которого образовано отрицательное, выражающее отсутствие лица и имеющее форму И.п. (кто)
— Какое слово получилось посередине? (местоимение)
— Значит все ответы, найденные нами, правильные.
— Таким образом, мы провели обобщающий урок по теме «Местоимения-существительные» и вспомнили особенности местоимений, относящихся к разным разрядам.
— Теперь возьмите, пожалуйста, оценочные листы, оцените свою работу на каждом этапе урока, а внизу напишите, что вам больше всего понравилось, а что не понравилось.
— Сдайте мне оценочные листы, откройте дневники и запишите домашнее задание: упражнение 523; подготовиться к контрольной работе по теме «Местоимения-существительные»
infourok.ru
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Местоимения. Личные местоимения»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лотаковская основная общеобразовательная школа
Красногорского района Брянской области
Технологическая карта
урока русского языка в 5 классе
по теме «Местоимения. Личные местоимения»
Автор:
учитель русского языка и литературы
МБОУ Лотаковской ООШ
Ушакова Елена Николаевна
Технологическая карта урока.
Учебный предмет: русский язык
Класс: 5
Автор УМК: Рыбченкова Л.М. и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2015.
Тема урока: Местоимение как часть речи. Личные местоимения.
Урок «открытия» нового знания.
Цели урока
Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников,
развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.
Содержательные: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.
1.Мотивация к деятельностиЦель этапа: включение учащихся
в деятельность.
2.Актуализация и пробное учебное действие
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
3.Постановка учебной задачи
Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).
4.Выявление места и причины затруднения
Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе — выбора способа и средств их реализации
5.Этап построения проекта выхода из затруднения.
6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи
Физкультминутка.
Цель:снять эмоциональную усталость, предупредить утомление.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи
8. Этап включения в систему знаний и повторения.
Цель: закрепить полученные знания
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности
Домашнее задание.
Проверка готовности рабочих мест к началу урока. На столах у ребят лежат три смайлика. Ребята выбирают из предложенных рисунков тот, который соответствует твоему настроению. А теперь пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы!
Читаю стихотворение
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть осень прохладой в окна дышит.
Нам будет здесь уютно,
Ведь наш класс друг дуга любит,
Чувствует и слышит.
— В своем обращении к вам, я выделила интонацией несколько слов, Назовите их.
— Какой частью речи являются данные слова?
— Какой теме будет посвящен наш урок?
— Сообщение темы и цели урока
Запись даты и темы урока
— Изучать местоимение мы будем по следующему плану:
1. Общее грамматическое значение, вопросы.
2. Морфологические признаки.
3. Синтаксическая функция.
4. Роль и употребление в речи.
Создает проблемную ситуацию
Работа с предложением.
Он пришел два дня назад.
— Понятен ли вам смысл этого предложения?
— Кто или что он такой?
Самостоятельная работа в парах. Упр.363
Задача. Определите морфологические признаки личных местоимений в данном упр..
Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости.
— Какие морфологические признаки имеет местоимение?
… Местоимения выделяют в особый класс слов-заменителей, которые, как “запасные игроки” на футбольном поле или “дублеры” в театре, выходят на поле, когда вынужденно “освобождают игру” знаменательные слова.
(А.А.Реформатский.)
Как называет местоимение Реформатский? Почему?
Работа с учебником
-упр.364
Упр.365
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР С.51
— К какому выводу пришли?
Упражнения для снятия эмоционального напряжения и физической усталости.
Выполнять учебное задание, используя алгоритм
— 368
— Прочитайте задание, совпадает ли оно с вашим?
— Какие действия вы будете совершать, выполняя задание?
( + — справился хорошо
+- — думаю, что допустил ошибки
— — мне трудно, я пока не справился.)
-О какой части речи мы сегодня говорили на уроке?
Какие задачи, поставленные в начале урока нам удалось решить?
— Довольны ли вы своей работой на уроке?
Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению.
Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе.
Называют слова: каждого, из вас, нам, наш
слова являются местоимениями
— наш урок будет посвящен местоимению
— работают в тетрадях, записывают дату и тему урока
Записывают предложение в тетрадь.
Отвечают на поставленные вопросы.
Смысл данного предложения не понятен, т.к. затруднительно ответить на поставленный вопрос.
Читают предложение.
Теплый апрель пришел два дня назад.
Отвечают. Вместо, существительного апрель.
Записывают высказывание в тетради.
Отвечают. Почти не имеют особых морфологических признаков. Их морфологические признаки зависят от того, какую часть речи они замещают.
Местоимение не называет предмет, а лишь замещает его.
Записывают в тетрадь.
Выполняют упражнения
Личные
Они указывают на лицо.
Работают в группах, выполняют задание.
Правильность выполнения задания проверяют по эталону.
Отвечают.
1. Прочитаю предложение
2. Спишу в тетрадь.
3. Выделю грамматическую основу.
4. Задам вопрос от грамматической основы к второстепенным членам предложения.
5. Определю, каким членом предложения оно является.
Подчеркну.
Второстепенные члены украшают, дополняют подлежащее или второстепенный член, выраженный именем существительным.
Учащиеся отвечают.
Задают возникшие вопросы.
Личностные — настрой на позитивное начало урока
Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Регулятивные – планирование урока
Познавательные – анализ объектов с целью выделения признаков
Регулятивные – расположение материала, полученного в ходе наблюдения, в схему, предложенную для анализа.
Познавательные – умение сопоставлять, выявлять сходства и различия.
Коммуникативные – полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения.
Личностные – умение применять сопоставительный анализ при работе
Регулятивные – выделение следствия из предложенной для чтения и осмысления информации
Познавательные – понимание и осмысление прочитанной информации.
Коммуникативные – умение отвечать на поставленные вопросы, ясно и полно выражать свои мысли.
Личностные – осознание необходимости пополнения своих знаний и совершенствование своей речи.
Познавательные – внесение дополнений в работы, их корректировка.
Коммуникативные – обогащение речи, работа над грамматической и лексической сочетаемостью слов, исправление речевых ошибок.
Регулятивные – контроль,оценка,коррекция.
Личностные – формирование критического мышления.
Регулятивные – понимание цели этого этапа работы.
Коммуникативные – умение сотрудничать.
Познавательные – умение использовать учебную задачу, используя алгоритм.
Регулятивные – понимание цели того этапа работы.
Познавательные – умение отвечать на поставленные вопросы.
Личностные – умение полно и ясно выражать свои мысли, соотносить их с мнениями других
Познавательные – умение анализировать информацию.
Регулятивные – умение применять полученные знания на практике.
Личностные; формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении
Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности
infourok.ru
1.Мотивация к деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность. 2.Актуализация и пробное учебное действие Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. Закрепление изученного Словарная работа 3.Постановка учебной задачи Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). Проблемная ситуация 4.Актуализация знаний 5.Обобщение и систематизация знаний Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи Физкультминутка. Цель:снять эмоциональную усталость, предупредить утомление. 6. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности Домашнее задание. | Проверка готовности рабочих мест к началу урока. -Здравствуйте, ребята, садитесь . Желаю всем хорошего настроения и успешной работы! Сегодня на уроке вы сами будете себя оценивать Листы оценки у вас на столах, напишите фамилии Читаю стихотворение Я рада видеть каждого из вас, И пусть осень прохладой в окна дышит. Нам будет здесь уютно, Ведь наш класс друг друга любит, Чувствует и слышит. — В своем обращении к вам, я выделила интонацией несколько слов, Назовите их. — Какой частью речи являются данные слова? — Какой теме будет посвящен наш урок?(слайд) —Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока -Запишите дату и тему урока Вспомним правописание некоторых видов орфограмм. К сить, л сной, ктябрь, м лина, ни кий,вкус ный, чесный,хо ей, б ске.бол,параш т,под ем, руж е,из(под) куста, из(за) гор, (в) лесу, (в)лететь. Взаимопроверка (слайд) Оцените себя Вспомните, что такое местоимение, составьте схему, кластер (Работаем в парах)схема на доске Расскажите по схеме Будем повторять тему, по вашим составленным схемам Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался он тоже останавливался. Когда я шел быстрее он тоже бежал быстрее. Он (не) отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию (не) пошел… Я погладил его по рыжей спинке и он остался ждать меня у дверей. (Луговской). Вопрос: Кто же это «он»?Вопрос: Почему вы по-разному отвечаете? Почему вы не поняли о ком идет речь? .Местоимение — часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его. Переходим к следующему пункту нашей схемы -Какие разряды местоимений вы изучали в 4 классе Назовите их, почему они так называются — Какие морфологические признаки имеет местоимения? Схема на доске Работаем в группах ( один рассказывает) Подготовить рассказ о морфологических признаках местоимений 1гр-про изменение по падежа, 4гр-просклонять ОН 2гр про род и число 5 гр.- определить лицо 3гр- про лицо местоимений 6 гр- падеж А сейчас проверим, сможете ли вы определить эти признаки Работа супр113 (слайд-проверка) Оцените себя Гимнастика под песню «Родина моя»(Я, ты, он, она…..)Упражнения для снятия эмоционального напряжения и физической усталости. Роль местоимений в предложении Составьте предложения со словосочетаниями Прочитал книгу, подарили мне, наш край Подчеркните, каким членом предложения являются местоимения — Каким членом предложения может быть местоимение? Оцените себя — Роль местоимений в речи (редактирование текста) Над рекой кружит чайка. Чайка любит лакомиться рыбой В небо поднялись журавли. Журавли громко курлычут. Удачно ли построены предложения? Что можно изменить? (Вместо повторяющихся слов использовать местоимения) Для чего же мы используем в речи местоимения? О какой части речи мы сегодня говорили на уроке? Какие цели, поставленные в начале урока нам удалось решить? — Довольны ли вы своей работой на уроке? Оцените себя ,выставьте средний балл в оценочных листах Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению. – Мне очень понравилось с вами работать, ребята. Вы были активны, внимательны, старались и помогали мне. Вы себя оценивали, а проверив тетради, я вас оценю. Самое главное вы работали дружно. Мне бы хотелось, что бы в нашей жизни чаще звучало слово МЫ Урок окончен. | Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе. Называют слова: каждого, из вас, нам, наш слова являются местоимениями — наш урок будет посвящен местоимению — работают в тетрадях, записывают дату и тему урока Записывают в тетрадь 1.Общее грамматическое значение, 2. Личные местоимения 2. Морфологические признаки. 3. Синтаксическая роль 4. Роль и употребление в речи. Ответ: кленовый листок Слово «он» не называет предмета Местоимение не называет предмет, признак, количество, а только указывает на него. Личные, т.к. указывают на лицо Число, род, падеж, лицо Составляют предложения Записывают в тетрадь. Местоимение в предложении может быть подлежащим, определением, дополнением, сказуемым. Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов, средство связи предложений в тексте Дети озвучивают целостный образ местоимения .Домашнее задание (на выбор):– упр 114 по заданию Или Составить текст-описание (4-5 предложений) про снегиря используя местоимения. | Личностные — настрой на позитивное начало урока Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные – планирование урока Познавательные – анализ объектов с целью выделения признаков Регулятивные – расположение материала, полученного в ходе наблюдения, в схему, предложенную для анализа. Познавательные – умение сопоставлять, выявлять сходства и различия. Коммуникативные – полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения. Личностные – умение применять сопоставительный анализ при работе Регулятивные – выделение следствия из предложенной для чтения и осмысления информации Познавательные – понимание и осмысление прочитанной информации. Коммуникативные – умение отвечать на поставленные вопросы, ясно и полно выражать свои мысли. Личностные – осознание необходимости пополнения своих знаний и совершенствование своей речи. Познавательные – внесение дополнений в работы, их корректировка. Коммуникативные – обогащение речи, работа над грамматической и лексической сочетаемостью слов, исправление речевых ошибок. Регулятивные – контроль,оценка,коррекция. Личностные – формирование критического мышления. |
doc4web.ru
1. Организационная часть | Приветствует учащихся. Сообщает правила приветствия друг друга «по плечу», «по лицу» У вас на столах лежат квадратики зеленого, желтого и красного цветов. | Встают со своих мест приветствуют учителя. Приветствуют партнера по плечу, по лицу | 1 мин | 2. Основная часть | Тема урока: «Личные местоимения» Перед началом урока дает инструктаж: «на столах у вас комплект заданий. Вы берете то задание, цвет которого я назову. Работаете по структурам».У каждого из вас есть лист самооценки, давайте подпишем его, вы сами выставляете себе баллы за то или иное задание, в соответствии с рекомендациями» А сейчас давайте откроем тетради и запишем число и «Классная работа» Прежде чем приступить к теме сегодняшнего урока, я хочу загадать вам загадку: Я заменить могу другие части речи, Взвалив обязанности их себе на плечи. Когда приходится слова другие замещать, На их значение мне надо указать. Ну ребята, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке? Молодцы! А что такое местоимение? Местоимение делятся на разряды, назовите мне их. Сегодня мы будем говорить про «отЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ» Про какие? Давайте запишем тему сегодняшнего урока «Личные местоимения» Какие местоимения относятся к личным? Ссылка на медиаресурс САЙТ «LearnihgApps» Давайте заполним таблицу, определим место для каждого местоимения
СТРУКТУРА «ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН» Молодцы! С этой работой вы справились! А сейчас я хочу, чтобы вы немного поразмышляли и поисследовали. У вас на столах лежат карточки зеленого цвета, подумайте в чем особенность, записанных на них слов У вас 1 минута, поторопитесь! А теперь попробуйте сделать вывод: в чем же особенность выделенных слов, поделитесь мнением со своей командой, начинает участник №1. На каждого участника по 30 секунд времени. Учитель называет номер стола и участника, слушает выводы. На слайде появляются особенности изменения личных местоимений Давайте вложим схему в тетрадь Теоретические знания всегда нужно подкреплять практикой! На доске записан текст, давайте найдем в нем все личные местоимения Что-то мне стало скучно. Наверно, я уже по вам скучаю, или по вас скучаю? Ребята, а как правильно говорить? Скучаю по вам или по вас? Грущу, тоскую по вам или по вас? А в решении нашего спора нам поможет замечательный поэт, писатель, публицист – Пушкин! Он писал: «Родная, я грущу по ВАС»,- А подписался просто АС. РЕФЛЕКСИЯ На доске записаны начала предложений, закончите их:
А пока вы думаете, заполните свои листы самооценки Подведение итогов. Выставление баллов. | Слушают инструкцию Записывают число в тетрадь . Дети отгадывают «Местоимение» Отвечают на вопросы, называют разряды местоимений. «Про личные» Слушают учителя, записывают тему урока Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они Один ученик выходит в доске и распределяет местоимения в таблице, Остальные записывают в тетради Берут листочки в руки, выделяют особенности Обсуждают правило, аргументируют свое мнение. Ребята отвечают на вопросы. Вкладывают в тетрадь Находят местоимения в тексте Ученики высказывают свою точку зрения Слушают, запоминают Обсуждение Заполняют листы самооценки | 1 минута 1 минута 30 секунд 1 минуты 1 минута 30 секунд 2 минуты 1 минута 2 минуты 2 минуты 1 минута 1 минута 1 минута 2 минуты 1 минута | 3. Подведение итогов урока. | Запишите Д/З: упр.483 Чир на выбор учащихся. | Слушают. Записывают д\з Повторяют за учителем. | 2 минуты 30 секунд | РЕЗЕРВ На слайде написаны группы слов, надо найти «ЛИШНИЙ» | Устно находят лишнее |
nsportal.ru