Местоимение урок в 5 классе – План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Урок русского языка в 5 классе по теме «Местоимение как часть речи» | скачать бесплатно
Урок: «Местоимение» 5 класс
Лагутик Л. В.
Урок русского языка. 5 класс.
Тема урока: Местоимение.
Цель урока: повторить изученное о личных местоимениях, их роли в речи, изменении.
Вступление в урок.
1. Контрольный словарный диктант.
Подчеркнуть «ошибкоопасные» места в словах.
Пахать землю, на соседнем огороде, участвовать в уборке урожая, выезжать на комбайне, в серьезной брошюре, раздаваться в вышине, соловьиная трель, налево по туристской тропе, продвигаться вперед сквозь чащу, пожалеть лисицу, о неуклюжем косолапом медведе, трусливом зайце и ловкой обезьяне, тяжелые колосья пшеницы.
2. Учитель пишет на доске новую тему, четко произнеся название – «каламбурное», содержащее для детей «ошибку». («Вместоимение».)
Учитель. По реакции некоторых ребят я вижу, что они с чем-то не согласны. С чем? (Дети отвечают, что нужно написать «Местоимение».) А вот почему я «ошиблась», вы мне сейчас скажите сами.
Изучение темы.
1. Есть веселые и жизнерадостные слова в одной песенке. Запишем их.
Каждый, кто весел, пой с нами вместе.
— Можно ли сказать, что слова песни адресованы человеку, а не птице, которая тоже умеет петь?
Назовите слова-дублеры, заменяющие существительное, прилагательное.
Каждый, т.е. человек, турист, одноклассник.
Кто, т.е. веселый, неунывающий человек.
С нами, т.е. с жизнерадостными, оптимистичными людьми, поэтами, композиторами.
— Так почему же учителем сознательно искажено привычное название местоимения?
Термин местоимение означает такие слова, которые употребляются вместо имен существительных, прилагательных, числительных и отвечают на вопросы этих частей речи: кто? что? какой? чей? сколько?
2. Шуточная викторина.
— Сколько местоимений и как они называются в фразе: я, ты, он, она – вместе дружная семья.?
— Если руки не вымыты, сколько местоимений потребуется для обозначения их признака?
— Какое местоимение отличается самомнением и всезнайством?
3. Если профессиональный писатель сочиняет сказку, ее называют литературной. Познакомьтесь со сказкой Л. Н. Толстого и выпишите из нее все местоимения в тех падежах, в которых они употреблены (выборочный диктант).
Белка и волк.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: «Пусти меня». Волк сказал: «Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все прыгаете и прыгаете». Белка сказала: «Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя».
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: «Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем».
— Проверим выписанные местоимения, задав к ним вопросы. (Кого? – ее и т.д.)
— Трудный, но интересный вопрос: как изменяются личные местоимения? (Личные – по лицам, числам и падежам).
— Найдите все падежные формы (по рядам) местоимений:
1 лицо 2 лицо 3 лицо
(Я, мне, меня, мы) (На вас, тебя, тебе) (Ее)
4. Зачем нужны местоимения? Напишем начало сказки Ю. Степанова «Вишенка». «Шифруем» текст, опуская интересные орфограммы и все знаки препинания в сложных предложениях и при прямой речи.
Р_сла у деда с бабкой вишенка в саду. Вишенка о_цвела весной и осталась на вишенк_ одна вишенка. Вот приед_т наша внучка мы и уг_стим ее вишенкой говорят дед с бабкой.— Выразительно прочитайте текст. Перечитайте со знаками препинания. Вставим по «цепочке» пропущенные орфограммы.
— Какой стилевой недостаток есть у этого текста? (Повторение одинаковых слов.) Можно ли его исправить.
5. Письменное редактирование текста. (1-е и 3-е предложения сохраняем полностью. Вариант изменения 2-го: Она отцвела весной, и на деревце осталась одна ягодка.)
— Что нам помогает избежать повторения одинаковых слов? (Синонимы, местоимения)
Итог урока. Выставление и комментирование оценок.
Мы вспомнили на уроке личные местоимения. Но слов-дублеров гораздо больше. Есть и вопросительные, и отрицательные, и притяжательные, и указательные местоимения. С ними мы познакомимся позже.
Домашнее задание.
Подготовиться к контрольной работе по теме «Повторение».
infourok.ru
Конспекты уроков по русскому языку в 5 классе по теме «Местоимение»
Урок 99
Тема урока: Местоимение.
Дата проведения: 03.02.
Цели урока: сформировать умения находить местоимения в речи, отличать их от слов других частей речи со значением количества; развивать умения анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки личных местоимений; развивать орфографическую зоркость, языковую наблюдательность; совершенствовать правописные навыки, навыки культуры речи.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: анализировать языковой материал по изучаемой теме, сопоставлять его по заданным признакам, обобщать наблюдения и делать выводы. Определять грамматические признаки местоимений. Регулятивные: составление плана и последовательности действий. Познавательные: умение структурировать знания. Коммуникативные: умение с полнотой и ясностью выражать свои мысли в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. Личностные: положительная мотивация учебной деятельности.
Оборудование для учащихся: учебник, обобщающая таблица, схема, раздаточный материал.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын.
Ход урока
Организационный момент.
Орфографический тренинг. Повторение правописания числительных.
Запишите числительные словами (§48, с. 48. Один ученик у доски. Класс проверяет работу на доске и оценивает. Правописание слова пожалуйста. Составление предложения с новым словом. Это слово выделяется запятыми (вводное).Постановка учебной задачи. Мотивация.
Анализ языкового материала упр.363. Отгадывание загадок. Вывод.
Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока (Местоимение как часть речи).
— Чем, на ваш взгляд, местоимение отличается от других частей речи? (Местоимение указывает на предмет, но не называет его).
Деятельность обучающихся по освоению новых первичных знаний и выработке новых умений.
1.Коллективное «восстановление» таблицы на доске. Заучивание личных местоимений.
2.Ознакомление с правилом на с. 50.3. Изменение местоимений по падежам.
На доске 6 схем в виде цветков ромашки. В середине каждого цветка записаны местоимения: я, мы, ты, вы, он, они. Ученики по очереди выходят к доске и записывают на лепестках местоимения в разных падежах. Проверка по материалам упр. 367.Вывод: местоимения изменяются по лицам, числам и падежам.
Первичное закрепление умений по использованию на практике новых знаний.
1.Выборочный диктант. Учитель читает текст, учащиеся выписывают личные местоимения, определяют лицо, число, падеж.
Почти каждый день на дворе играли трое мальчиков. Они были похожи друг на друга до того, что я различал их только по росту.
Однажды я влез на дерево и свистнул им. Они посмотрели на меня, стали о чем-то тихонько совещаться.
Физминутка.
2.Работа в парах. Подумай, что происходит при склонении личного местоимения я с некоторыми предлогами. (добавляется буква О, надо мной). Поставь после предлогов местоимение я в нужный падеж.
Над — ……, под -……, перед -…., в -…..,об -…..,с -…., к -…..
3. Упражнение 369. Обсуждение.
— Чем отличаются местоимения в парах? (кому? – ему; к кому? – к нему).
Дополнительно: упр. 366.
VI. Итоговая рефлексия:
Теперь Я знаю… . Я могу… . Я понял… .
VII. Домашнее задание. Выучить личные местоимения. Упр. 365.Урок 100
Тема урока: Местоимение.
Дата проведения: 06.02.
Цели урока: совершенствовать умения находить местоимения в речи, отличать их от слов других частей речи со значением количества; развивать умения анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки личных местоимений; развивать орфографическую зоркость, языковую наблюдательность; совершенствовать правописные навыки, навыки культуры речи.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки. Синтаксическую роль личных местоимений. Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Оборудование для учащихся: учебник, обобщающая таблица, схема, раздаточный материал.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын.
Ход урока
I.Организационный момент.
II.Постановка учебной задачи. Мотивация.
Анализ языкового материала. Прочитайте текст (у каждого ученика на столе распечатка). Что вам кажется странным, необычным в этом тексте? Что еще вы можете сказать о тексте? (Повторяется слово жираф). Почему нельзя оставить текст в таком виде? Можем ли мы исправить текст? Что для этого нужно сделать? (Заменить слово жираф местоимениями).
Самое высок… животное на земле — жираф. Высота жирафа почти шесть метров. У жирафа очень длинные ноги и шея. Голова у жирафа небольшая, с маленькими рожками. Окраска жирафа светло-ж..лтая, с ч..рными пятнами.
— Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока (Местоимение как часть речи). Для чего нам нужно знать эту часть речи? Запишем на доске, чему мы будем учиться на уроке — местоимение распознавать
писать
использовать в речи
— Чем, на ваш взгляд, местоимение отличается от других частей речи? (Местоимение указывает на предмет, но не называет его).
Деятельность обучающихся по совершенствованию умений и навыков.
1.Посторение морфологических признаков местоимения. Самостоятельное «восстановление» таблицы. У каждого ученика на столе распечатка. Ученики вписывают в таблицу недостающие данные. Проверка. Вопросы по таблице:
— Как изменяются местоимения? (По лицам, числам, падежам).
2. Изменение местоимений по падежам. Развивающее упражнение. Работа в парах. Вопросы:
— Прочитайте стихотворение. Что интересного вы заметили? (Выслушиваются любые варианты ответов. Дети замечают, что много раз повторяется местоимение мне, меня и т.д.). Задание: определите, во всех ли падежах стоит повторяющееся местоимение. (Дети могут потерять местоимение я в именительном падеже, т.к у него другой корень. Правильный ответ: нет падежей – винительного, творительного, предложного).
Меня еще там нет,
а мне печется хлеб,
и вот он вынут из огня,
чтоб накормить меня.
И кто-то мне газеты шлет, и кто-то мне одежду шьет,
и кто-то учит роль
и для меня волнуется,
и где-то кто-то учится,
как успокоить боль,
чтоб мне ее не знать!
И потому беру тетрадь
и, что-то напевая,
стихи я пишу тому,
кого еще не знаю.
2.Определите начальную форму и падеж местоимений:
Передо мной, из-за меня, к тебе, от них, к ней, над нами, у него, с тобой, ко мне, от нас.
(Коллективная работа. Один ученик у доски).
3. Физминутка. Лингвистическая шутка.
Вопросы — шутки.
-Какое местоимение спрятано в алфавите?(Я)
-Какие местоимения нужны, чтобы руки стали чистыми?(Вы-мы-ты)
-Какие местоимения встречаются на плохих дорогах?(Я-мы)
V. Совершенствование культуры речи: использование местоимений в правильной форме.
1. Местоимения он, она и они в косвенных падежах «надевают» букву н. Предлагаю поработать в парах. Правильно раскройте скобки. Проверка. Обсуждение.
С (он) -…….., перед (он) -……..,над (он) -………,у (она) -……,за (она) -……..,к (она) -…
VI. Первичная проверка уровня освоения новых знаний и сформированности умений их практического применения. Раздаточный материал. учащиеся работают самостоятельно.
Замените, где необходимо, существительные местоимениями. Запишите. вставьте пропущенные буквы. Определите лицо, падеж, число местоимений.
Самое высок… животное на земле — жираф. Высота жирафа почти шесть метров. У жирафа очень длинные ноги и шея. Голова у жирафа небольшая, с маленькими ро..ками. Окраска жирафа светло-ж..лтая, с ч..рными пятнами.
Дополнительно (при наличии времени): упр. 366, 369.
VII.Итоговая рефлексия:
1.Обращение к словам на доске: распознавать
писать
использовать в речи местоимение
— Выполнили ли мы задачи, которые поставили в начале урока?
2.Продолжи предложение (записано на доске).
Теперь Я знаю… . Я могу… . Я понял… .
3. Учитель комментирует устную работу учащихся на уроке. Оценки за урок будут выставлены после проверки письменных работ с учетом результатов устной работы.
VIII. Домашнее задание. Составить рассказ о местоимениях по таблице. Упр. 368. Повторить §43-48. Подготовиться к контрольной работе. Дополнительно: составить «паспорт» местоимения, используя ИКТ.
Бланк заполняет ученик в течение урока
Ф.И. ученика ______________________________________________________
Дата _________________________________
1.Восстанови таблицу. Работа в парах.
2. Определите падеж личных местоимений.
Вопрос: во всех ли падежах стоит повторяющееся местоимение?
Меня еще там нет,
а мне печется хлеб,
и вот он вынут из огня,
чтоб накормить меня.
И кто-то мне газеты шлет, и кто-то мне одежду шьет,
и кто-то учит роль
и для меня волнуется,
и где-то кто-то учится,
как успокоить боль,
чтоб мне ее не знать!
И потому беру тетрадь
и, что-то напевая,
стихи я пишу тому,
кого еще не знаю.
3.Замените, где необходимо, существительные местоимениями. Запишите, вставьте пропущенные буквы. Определите лицо, падеж, число местоимений.
Самое высок… животное на земле — жираф. Высота жирафа почти шесть метров. У жирафа очень длинные ноги и шея. Голова у жирафа небольшая, с маленькими ро..ками. Окраска жирафа светло-ж..лтая, с ч..рными пятнами.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка _______________
infourok.ru
Урок в 5 классе «Местоимения»
Урок русского языка. 5 класс.
Тема урока: Местоимение.
Цель урока: повторить изученное о личных местоимениях, их роли в речи, изменении.
Вступление в урок.
на доске слова из наших словариков. Поставьте ударение.
Что проходили на прошлых уроках? (существительное и прилагательное)
2. Учитель пишет на доске новую тему, четко произнеся название – «каламбурное», содержащее для детей «ошибку». («Вместоимение».)
Учитель. По реакции некоторых ребят я вижу, что они с чем-то не согласны. С чем? (Дети отвечают, что нужно написать «Местоимение».) А вот почему я «ошиблась», вы мне сейчас скажите сами.
Изучение темы.
1. Есть веселые и жизнерадостные слова в одной песенке. Запишем их.
Каждый, кто весел, пой с нами вместе.
— Можно ли сказать, что слова песни адресованы человеку, а не птице, которая тоже умеет петь?
Назовите слова-дублеры, заменяющие существительное, прилагательное.
Каждый, т.е. человек, турист, одноклассник.
Кто, т.е. веселый, неунывающий человек.
С нами, т.е. с жизнерадостными, оптимистичными людьми, поэтами, композиторами.
— Так почему же учителем сознательно искажено привычное название местоимения?
Термин местоимение означает такие слова, которые употребляются вместо имен существительных, прилагательных, числительных и отвечают на вопросы этих частей речи: кто? что? какой? чей? сколько?
2. Шуточная викторина.
— Сколько местоимений и как они называются в фразе: я, ты, он, она – вместе дружная семья.?
— Трудный, но интересный вопрос: как изменяются личные местоимения? (Личные – по лицам, числам и падежам).
Упр.112
3. Если профессиональный писатель сочиняет сказку, ее называют литературной. Познакомьтесь со сказкой Л. Н. Толстого и выпишите из нее все местоимения в тех падежах, в которых они употреблены (выборочный диктант). Упр.114
Белка и волк.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: «Пусти меня». Волк сказал: «Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все прыгаете и прыгаете». Белка сказала: «Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя».
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: «Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем».
— Проверим выписанные местоимения, задав к ним вопросы. (Кого? – ее и т.д.)
4. Зачем нужны местоимения? Напишем начало сказки Ю. Степанова «Вишенка». «Шифруем» текст, опуская интересные орфограммы и все знаки препинания в сложных предложениях и при прямой речи.
Р_сла у деда с бабкой вишенка в саду. Вишенка о_цвела весной и осталась на вишенк_ одна вишенка. Вот приед_т наша внучка мы и уг_стим ее вишенкой говорят дед с бабкой.
— Выразительно прочитайте текст. Перечитайте со знаками препинания. Вставим по «цепочке» пропущенные орфограммы.
— Какой стилевой недостаток есть у этого текста? (Повторение одинаковых слов.) Можно ли его исправить.
Итог урока. Выставление и комментирование оценок.
Мы вспомнили на уроке личные местоимения. Но слов-дублеров гораздо больше. Есть и вопросительные, и отрицательные, и притяжательные, и указательные местоимения. С ними мы познакомимся позже.
Домашнее задание.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Разработка урока по теме «Личные местоимения» 5 класс
Урок по теме «Личные местоимения» в 5 классе
Цель урока: актуализировать и восстановить знания о местоимении, углубить понятие о роли местоимений в речи, отрабатывать умение правильно писать местоимения.
Задачи урока:
развивать умения и формулировать определение понятий;
отрабатывать способ определения морфологических признаков местоимений;
формировать умение использовать местоимения в речи;
развивать критическое мышление;
развивать внимание учащихся;
формировать УУД;
воспитывать интерес и уважение к родному языку;
развивать коммуникативные УУД.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний
Технологии:
проблемного обучения;
критического мышления;
игровая
Форма организации деятельности учащихся:
Планируемые результаты:
Предметные
Знать: личные местоимения 1, 2, 3 лица, их морфологические признаки, правило раздельного написания личных местоимений с предлогами, их употребление.
Уметь: находить личные местоимения в тексте, определять их число и падеж, правильно писать местоимения с предлогами.
Метапредметные
Уметь извлекать информацию из разных источников, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять взаимоконтроль, адекватно оценивать свою деятельность и деятельность сверстников на уроке, совершенствовать мыслительные операции.
Личностные
Развитие познавательного интереса к предмету, понимание границы собственного знания и «незнания», формирование коммуникативных навыков, проявление положительное отношение к учебной деятельности.
Оснащение урока
Оборудование: доска, компьютер, проектор.
Материалы к уроку: презентация PowerPoint, проходной билет, карточки с личными местоимениями, карточки для проверочной работы.
План урока:
Организационный момент;
Постановка учебной цели;
Актуализация опорных знаний;
Экспресс-ответы на вопросы. Тип контроля: проверка по эталону.
Работа с орфограммами местоимений. Тип контроля: самопроверка.
Проблемный вопрос;
Работа в парах по таблице «Личные местоимения»;
Физкультминутка;
Творческая практическая деятельность. Редактирование текста.
Рефлексия. Заполнение «Записок путешественника»;
Итог урока;
Обсуждение домашнего задания.
Сценарий урока
Организационный момент
Приветствие учителя
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас!
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
Слово учителя.
— На партах у вас лежат улыбающиеся смайлики. Наклейте их на поля, если ваше настроение хорошее, если же нет – отложите в сторонку.
СЛАЙД 2
— Сегодня вы должны получить проходной билет на урок. Для каждого ряда будет загадка, отгадав которую вы получите проходной билет.
Загадки:
1 ряд. Давно живу я в мире этом
Даю названия предметам. (Существительное)
2 ряд Очень занимательное
Имя …. (ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ)
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представьте-ка себе,
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
3 ряд. Что без меня предметы?
Лишь названья,
А я приду – всё в действие придет. (ГЛАГОЛ)
— Молодцы, ребята, все отлично справились с заданием. А хорошее настроение нам будет поддерживать яркое лучистое солнышко, которое вы видите на слайде.
СЛАЙД 3
— Записываем в тетрадях число, классная работа, а для темы урока оставьте место. Сегодня мы продолжим путешествие в удивительную страну Морфологию и вспомним еще одну часть речи.
2) Постановка учебной цели.
1. Слово учителя.
— Я сейчас прочитаю вам небольшой текст, а вы отгадайте, о ком идет речь. Кто же это ОН?
«Я только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался ОН. Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, ОН тоже останавливался. Когда я шел быстрее, ОН тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошел. Я погладил ЕГО по спинке, и ОН остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, ЕГО уже не было.
— Кто же это ОН?
— Почему не угадали сначала, кто бежал? (Т.к. местоимения указывают на предмет, не называя его).
— Давайте сформулируем тему нашего урока и запишем ей в тетрадь
3) Актуализация опорных знаний
1. Слово учителя.
— Местоимение – часть речи необычная, поэтому урок у нас сегодня пройдет не совсем обычно. Мы отправляемся в путешествие по городу Местоимение.
СЛАЙД 5
— Все путешественники прежде всего узнают о городе нечто интересное. Давайте и мы проверим, готовы ли мы начать?
Экспресс-ответ СЛАЙД 6
Продолжите следующие фразы одним высказыванием:
Местоимение – это ? часть речи (самостоятельная)
Она указывает на предмет / признак / количество?
Но при этом что НЕ делает? (не называет его)
В предложении местоимения могут быть подлежащим/ определением / дополнением?
4) Формирование умений и навыков.
1) Слово учителя
— А теперь с некоторым запасом знаний мы отправляемся в путь. Наша первая остановка – «ПЕРЕКРЁСТОК ОРФОГРАММ». У вас на партах лежат листочки с названием данной станции. Вам необходимо выполнить задание: СЛАЙД 7
Остановка «Перекресток орфограмм».
Задание: раскрыть скобки
(у) меня, (к) нам, (возле) неё, (передо) мной, (с) вами
— Проверьте свою работу по образцу на слайде. СЛАЙД 8
— Итак, как пишутся личные местоимения с предлогами? (раздельно)
— Вот мы и добрались с вами до следующей станции, которая называется «МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ» СЛАЙД 9
— Ребята, посмотрите на табличку, на которой вы видите личные местоимения. Вы заметили, что они находятся не на своих местах. Их необходимо срочно рассортировать. Поработаем в парах. СЛАЙД 10
— Давайте внимательно послушаем друг друга и посмотрим, правильно ли вы выполнили задание. СЛАЙД 11
— Вспомним все морфологические признаки местоимения (род, лицо, число, падеж)
5) Физкультминутка
6) Творческая практическая деятельность
1. Слово учителя
— Вот мы и добрались до главной станции: «ДВОРЕЦ ЛИЧНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ». Давайте зайдем в него и проверим свою речевую культуру, умеем ли мы правильно использовать местоимения в речи. СЛАЙД 12.
* Мальчик снял шапку с головы и подбросил ее вверх
* Велосипед стоял около забора. Он был старый.
* На озере росло много цветов и плавали лебеди. Мы сплели из них венок.
Вывод: местоимения, хотя и немногочисленная группа слов, очень необходимы в речи. Однако нужно научиться их использовать грамотно.
7) Рефлексия
Заполнение «Записок путешественника» ( Я знал / я узнал / я хочу узнать) СЛАЙД 13
8) Итог урока. Оценивание. Домашнее задание.
— Каково ваше настроение на конец урока?
Окончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.
infourok.ru
Урок русского языка в 5 классе «Местоимение как часть речи»
Тема : «Местоимение как часть речи»
Ход урока .
Оргмомент.
— Здравствуйте, ребята, садитесь.
Сядьте ровно, улыбнитесь
И друг к другу повернитесь.
Каждый даст свою ладошку
И пожмет ее немножко.
Мы друг друга уважаем,
Никого не обижаем.
Я рада вас приветствовать сегодня на уроке , где мы с вами будем вновь открывать тайны русского языка.
А) каким вы хотите видеть наш урок? ( интересным, познавательным, запоминающимся)
Б) а теперь давайте настоимся на плодотворную работу. Я буду произносить фразу, а вы за мной ее повторяйте про себя:
— я смогу выполнить все задания;
— у меня все получится;
— я желаю успехов себе и друзьям.
В) а я желаю вам на уроке активно работать и найти путь к новому секрету русского языка.
2. Целеполагание.
1. Учитель: я хочу прочитать вам небольшой рассказ, послушайте его.
Я только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался он ( лист клена). Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шел быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошел…
Я погладил его по спинке, а он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. Очевидно, его кто-то прогнал. И мне, понимаешь, стало нехорошо, будто я предал и не уберег смешного маленького друга.
— как вы думаете, кто это ОН ?
— а почему вы не угадали, о ком написал Луговской ? какое слово вам помешало?( потому что употребляется слово ОН)
— какая это часть речи? (местоимение)
— попробуйте сформулировать тему урока ( местоимение как часть речи)
Учитель: записываем в тетради число и тему урока.
Учитель: по ключевым словам попробуйте сформулировать проблемные вопросы, на которые нам предстоит ответить:
Местоимение
Разряды местоимений
Местоимения – существительные
3.Актуализация знаний.
Учитель : вначале проведем небольшой диктант «ДА» ( +) , «НЕТ» (-)
Существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что?
Прилагательное – это часть речи , которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Чей?
Глагол – это часть речи, которая обозначает признак действия и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?
Числительное – это часть речи, которая обозначает число и является самостоятельной частью речи.
Союз – это часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения и для связи простых предложений в сложном
Предлог – это часть речи , которая отвечает на вопросы ГДЕ? КУДА? ОТКУДА и служит для связи слов в словосочетании
Союз и предлог – это самостоятельные части речи.
— самопроверка, самооценивание ( поставьте себе отметку)
— разберем неверные утверждения
4. Открытие новых знаний.
1. Учитель: сегодня мы с вами пополним копилку наших знаний еще одной частью речи – местоимением.
— какие местоимения вам известны с начальной школы?
Учитель: слово «местоимение» заимствовано из старославянского языка. В старославянском языке это слово было образовано путем слияния двух слов: «вместо» , «имени».
— скажите , вместо какого имени может употребляться местоимение?
( вместо имени существительного, имени прилагательного, имени числительного)
Учитель: русский ученый А.А.Реформатский говорил об этой части речи:
«Местоимения выделяют в особый класс слов –заменителей, которые, как «запасные игроки» на футбольном поле, или «дублеры» в театре, выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова».
Итак, первое наше открытие.
Местоимения — это часть речи, которая заменяет имена существительные, имена прилагательные, имена числительные.
2. Учитель: в русском языке много местоимений, они делятся на несколько разрядов. Сейчас мы с ними познакомимся.
3. Работа в парах. Стр. 86, прочитать теоретический материал и составить кластер «Разряды местоимений»
— проверить 2-3 кластера
Итак, второе наше открытие.
Все местоимения делятся на 9 разрядов
Учитель: сразу все разряды местоимений мы с вами заучивать не будем. С ними мы будем постепенно знакомиться в течение 5 , 6 классов
Учитель: сегодня мы познакомимся с местоимениями, которые называются местоимения – существительные.
— подумайте и выскажите свои предположения , почему они так называются?
( похожи на существительные)
— а вот чем похожи, мы сейчас узнаем.
5. Стр. 87 прочитайте теоретический материал
— что нового вы узнали, прочитав это правило?
— чем эти местоимения похожи на существительные? ( отвечают на падежные вопросы, изменяются по падежам)
— а чем отличаются от существительных? ( указывают на предмет, но не называют его)
Итак, наше третье открытие.
В русском языке существуют местоимения – существительные, которые отвечают на падежные вопросы и изменяются по падежам
6.Развитие учебно- языковых и речевых умений.
1.Прочитайте стихотворение, найдите местоимения – существительные
2. Выпишите их из текста, в скобках запишите вопрос.
Ты ( кто?)
Чего-то ( чего?)
Со мной ( с кем?)
Я ( кто?)
Тебе ( кому?)
— обратите внимание на местоимение, которое пишется через дефис,
— местоимения могут употребляться с предлогами. Как они пишутся с предлогами? ( раздельно)
— почему эти местоимения называются местоимениями – существительными?
— изменим по падежам местоимение Я
-вывод: при изменении по падежам слово может полностью меняться
7.Физкультминутка.
Мы , друзья, не знаем скуки,
Дружно вверх поднимем руки.
Вниз опустим , а затем
Вдох глубокий сделать всем.
А теперь и ты, и я –
Руки за спину – она
Распрямиться вмиг должна.
Дружно в сторону наклон,
Сбросить лень поможет он.
Вправо, влево наклонитесь
И, конечно, не ленитесь. Что же в классе есть ОНО?
Посмотрите на окно,
Смотрим прямо. А теперь
Посмотрите все на дверь.
Вы похлопайте тихонько,
И потопайте легонько.
Глубоко сейчас вдохнуть –
Выдох , без сомненья.
Помогли нам отдохнуть все местоименья.
— какие местоимения вы сейчас услышали?
8. Учитель: в русском языке местоимений всего 69, а по частоте употребления они стоят на 6 месте. Значит, в речи без них никак не обойтись. Почти во всех текстах вы можете встретить эту часть речи.
Работа с упражнением 477
Прочитайте предложения, докажите, что перед нами текст
Спишите, подчеркните местоимения-существительные как члены предложения
Проверка
Вывод: — каким членом предложения могут быть местоимения – существительные?
( подлежащим и дополнением)
9. Самостоятельная работа .
Прочитайте предложения, найдите местоимения – существительные, подчеркните их как члены предложения, укажите их падеж.
Оцените , как вы поняли эту тему.
10. Рефлексия .
Учитель: в начале урока мы ставили проблемные вопросы. Удалось нам на них ответить?
Какие открытия вы сделали для себя?
Что на урок е у вас получалось хорошо?
Какие трудности у вас возникали в процессе работы?
Над чем вам еще нужно поработать?
11. Дома : упр.
Стр. 86-87 прочитать
infourok.ru
Урок русского языка в 5 классе «Местоимение как часть речи»
5 класс 02.02.17.
Местоимение как часть речи
Цель: повторить изученное о личных местоимениях, их роли в речи, изменении; развивать логическое мышление, память, внимание; воспитывать интерес к урокам русского языка.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Орфографическая разминка.
На нижн..м этаже, крайн..ю улицу, горяч..го чая, в дремуч..м лесу.
Ёж колюч, лес дремуч, товарищ хорош, борщ горяч.
Несложный пример, не весёлый, а грустный рассказ, ничуть не трудная задача, ненастный день.
Словарная работа.
Запомни!
, пожалуйста,
Повторение.
1. Фронтальный опрос:
— На какие вопросы отвечают имена числительные?
— Что обозначают имена числительные?
— На какие разряды делятся имена числительные? Приведите примеры.
— Как изменяются количественные числительные?
— Как изменяются порядковые числительные?
2. «Запиши примеры словами»
К 4 прибавить 8, из 25 вычесть 10, от 30 отнять 11, 16 сложить с 5, 15 умножить на 13, 48 разделить на 6, 500 вычесть из 1000.
Открытие темы, целеполагание.
— Послушайте стихотворение и определите тему урока.
Мы предмет не называем,
Его признаки скрываем,
Прямого не дадим ответа,
Скажем: он, ты, мы, этот.
Велико бы было удивленье,
Если не узнали б вы …(Местоимение)
-Итак, тема нашего урока «Местоимение как часть речи». Запишите тему урока в тетради.
— Давайте определим цели, которые мы должны реализовать сегодня на уроке. (определяют цели)
— Как вы думаете, ребята, много ли местоимений в русском языке?
— Местоимений в языке немного—около 70, но они часто встречаются в нашей речи и по частоте употребления занимают 3-е место после глаголов и имён существительных. Как видим, это очень важная часть речи. Давайте же вместе попробуем раскрыть все её секреты.
Изучение новой темы
Послушайте текст (1-е предложение не читать).
Я только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клёна. Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шёл быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошёл… Я погладил его но спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне, понимаешь, стало нехорошо, будто я предал и не уберёг смешного маленького друга.
— Можно ли сказать, кто шёл и кто бежал у самой ноги человека? (Прочитать 1-е предложение.)
— Так кто же это был? Почему сразу вы не догадались?
— Являются ли слова он, я названиями предметов или только указывают на эти предметы?
— Какой частью речи они являются?
— Сделайте вывод, какая же часть речи называется местоимением.
Физкультминутка.
2. Послушайте ещё один текст, автором которого является выдающийся польский педагог, писатель Януш Корчак.
«Я вам расскажу сейчас об одном малюсеньком слове, таком умном, что просто не верится. Этакое малюсенькое словцо: кто!
Постучали в дверь, ты спрашиваешь: «Кто?» А не будь этой малышки КТО, ты должен был бы спросить: «Это Казак стучит? Или Менька? Или тётя? Или Гончар? Или продавец посуды?» А тот всё отвечал бы: «Нет, нет, нет». И ты мог бы так 3 часа подряд спрашивать и не угадал бы. Стал бы мокрый, как мышь, разозлился, не ел и не пил бы, всё только спрашивал бы. А так: «Кто там?»- и в этом коротеньком КТО сидят имена всех на свете людей. Кто — это местоимение».
— Какой вывод можно сделать о роли местоимений в нашей жизни?
— Вместо какой части речи употребляются местоимения?
— А что обозначают имена существительные?
— Такие местоимения называются личными.
3. Работа с учебником.
С. 48 , поля: местоимения 1, 2, 3 лица. Записать в тетради.
4. Игра «Подари шарик»
— Распределить местоимения, подарить шарики соответствующему лицу.
(на доске картинки трёх человечков, а столе шарики с местоимениями)
1 лицо 2 лицо 3 лицо
мне тебя им
— Попробуйте изменять местоимение Я. К какому выводу вы пришли? Как изменяются личные местоимения.
5. Работа с учебником.
Упр. 368
6. Работа с текстом
В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.
— Понравился вам текст? Что в этом тексте не так?
— А теперь попробуем заменить повторяющееся слово «ёжик» местоимением.
(запись исправленного текста)
— Сделайте вывод о том, зачем нам нужны в речи местоимения.
7. Прослушайте стихотворение
Сказали мне, что с нею вы
При них на берегу
Его ловили. Но, увы:
Я плавать — не могу!
Мы вам её, она нам их,
Вы им обратно нас.
Он с нею к нам, опять от них,
А мы с ним — к ней от вас…
Хоть мне известно, что оно
Их любит больше тех,
Всё это тайной быть должно
Для нас и вас от всех.
— Понравилось вам стихотворение? Почему?
— Какой вывод можно сделать?
Рефлексия.
— Что нового о местоимениях вы узнали на уроке?
— Прочитаем на полях с. 51 слова известного русского языковеда Александра Александровича Реформатского: «Местоимения удобны. Они, как запасные игроки на футбольном поле или дублёры в театре, выходят на поле, когда вынужденно освобождают игру другие слова». Как вы понимаете это высказывание?
— Оцените свою работу на уроке. (по рефлексивному листу)
VIII. Домашнее задание:
С. 48 (знать), упр. 365.
Инд. задания по карточкам.
multiurok.ru
Презентация к уроку «Местоимение» в 5 классе
по свеж.. лыжне
после крут.. спуска
к больш.. терпению
с хорош.. тренером
интересн.. репортажем
об опасн.. положении
успешн.. выступления
1. Какое утверждение является неверным ?
А. Имя прилагательное обозначает признак предмета.
Б. Прилагательное отвечает на вопросы Какой? Чей?
В. Прилагательное не изменяется по родам.
А. белый, синеть, широкий, тихий.
Б. жестокий, трусливый, белеть, свежесть.
В. верный, робость, надежный, густой.
Г. быстрый, вялый, пугливый, храбрый.
А. поздн..м вечером
В. осенн..м лесом
Б. тих..м вечером
Г. в дальн..м краю
1В
2Г
3Г
- В воздухе кружился желтый лист. Лист медленно летел к земле.
- Учитель познакомил школьников с интересной книгой. Книга школьникам понравилась.
Найдите речевые ошибки – повтор одного и того же слова.
Исправьте их.
Словами какой части речи вы заменили ?
http://pyat-pyat.ru
- В воздухе кружился желтый лист. Он медленно летел к земле.
- Учитель познакомил школьников с интересной книгой. Она им (всем) понравилась.
На предмет
На что указывает местоимение?
Какова их роль в тексте?
Помогают избегать повторов
- Витя пробежал деревню, поле. Наконец он вошел в лес. Лес стоял темный. Он шумел особенным ночным шумом.
Какую роль в предложении может выполнять местоимение?
Подлежащее
- Стр.51
- Какое местоимение нужно употребить, чтобы рассказать о себе?
- Какое местоимение следует использовать в разговоре с товарищем?
- Какое местоимение следует использовать в разговоре с незнакомым или старшим человеком?
- Какое местоимение употребим, рассказывая о человеке, который в разговоре не участвует?
Это личные местоимения .
Они указывают на лицо
- КТО? Я МЫ
- У КОГО? У МЕНЯ У НАС
- К КОМУ? КО МНЕ К НАМ
- НА КОГО? НА МЕНЯ НА НАС
- С КЕМ? СО МНОЙ С НАМИ
- О КОМ? ОБО МНЕ О НАС
- Местоимение — это часть …
- Местоимение отвечает на вопрос … или …
- Местоимение указывает на …
- Местоимение изменяется по …
- В предложении местоимение бывает …
- В речи местоимение помогают избежать …
- Упражнение 111 (устно)
- Как пишутся местоимения с предлогами? Почему?
- Мухтар, подойти, ко, я;
- Всё, нас, хорошо, у;
- Тебя, есть, у, книга, природе,о;
- Можно, завтра, к, придти, ты
http://pyat-pyat.ru
И.П.
он
Р.П.
Его, у н его
она
Д.П.
они
Ее, у н ее
Ему, к н ему
В.П.
его
Их, у н их
Ей, к н ей
Т.П.
П.П.
Им, с н ими
Им, к н им
ее
их
О н ем
Ей, с н ей
Ими, с н ими
О н ей
О н их
- Вася и Петя играли во дворе. К им подошла Маша. У её не было подруг. Мальчики пригласили девочку поиграть с ими. Они дали Маше мяч. На ём нарисованы игрушки. Вася и Петя были очень внимательны. Маше с ими весело.
http://pyat-pyat.ru
- Задайте вопросы друг другу по теме урока.
- Домашнее задание
- Упр. 113
- Стр. 55 Контр.вопр.
videouroki.net