Личные окончания глаголов урок в 5 классе ладыженская – План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: конспект урока по русскому языку в 5 классе. Тема:»Повторение. Личные окончания глаголов»
«Личные окончания глаголов» (повторение изученного в начальной школе) . 5-й класс
Разделы: Русский язык
Класс: 5
Цель: освежить в памяти учащихся знания о правописании е и и в личных окончаниях глаголов.
Знать: условия выбора буквы в безударных личных окончаниях.
Уметь: определять спряжение глагола.
ХОД УРОКА
— Как вы думаете, ребята, почему сегодня на доске появился вот этот рисунок?
— Как вы думаете о какой части речи я хотела вам сказать при помощи рисунка? (О глаголе)
— Правильно. Это дядюшка Глагол. Он делает так много и сразу, что кажется у него несколько рук и ног.
— Давайте найдём все действия, которые он выполняет (ребята называют глаголы, учитель их прикрепляет на доску с помощью магнита).
Что общего между перечисленными глаголами:
- они отвечают на один и тот же вопрос;
- употреблены в настоящем времени;
- указывают на 3-е лицо глагола.
А какие ещё морфологические признаки есть у глагола? Давайте за помощью обратимся к учебнику на стр. 29. (Учебник: Русский язык 5-й класс. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. М.: “Просвещение”, 2002.)
— Внимательно прочитайте т/м и попробуйте представить т/м в виде опорного конспекта (о/к) или таблички.
Ребята работают в группах, на выполнение задания отводится 7–9 минут. Затем каждая группа показывает свой результат на доске и пробует защитить его.
Примерный опорный конспект
После чего о/к, выполненные детьми возвращаются в группы для дальнейшего закрепления т/м (опираясь на свой о/к дети ещё раз проговаривают т/м в своей группе 2–3 минуты)
— А теперь посмотрим умеете ли вы на слух отличать глаголы от других частей речи. Для этого поиграем в игру. Я зачитаю вам небольшой рассказ, а вы, как только услышите глагол, должны подпрыгнуть на месте или хлопнуть в ладоши, или присесть и т.д. Победит тот, кто всё правильно и вовремя будет делать. (Проводится физминутка в виде игры.)
Мордик-комментатор: Мы начинаем наш репортаж. Судья вбрасывает тапок на поле. Капитан Фы хватает его и мчится к воротам соперника. Гу перепрыгивает через Жу и отнимает тапок у Фы. Зе несётся наперерез Гу и выхватывает тапок из его рук. Жу толкает Зе, тот падает, ушибается и плачет. Доктор Ры оказывает ему помощь: перевязывает коленку. Вратарь Ши волнуется. Судья назначает штрафной удар. Защитник Ца охает и пропускает тапок. Болельщики аплодируют и свистят. Счёт 1: 0 в пользу жёлтых мордиков. Игроки
Спряжения глагола
Что такое спряжение? (Изменение по лицам и числам.) Известно, что существуют 1-е и 2-е спряжения, какие глаголы относятся ко 2-му спряжению, какие к 1-му?
Основной вопрос: зачем нам все это знать?
Основной ответ: безударные личные окончания глагола (а также суффиксы причастий) зависят от того, к какому спряжению относится глагол.
Обязательно разграничить понятия “окончание глагола в неопр. форме” и “оканчивается на …”. Можно не вводить понятие “суффикс основы”, но знать, что суффикс неопределенной формы -тъ (-ти) или -чь, обязательно.
— Каких глаголов больше — 1-го или 2-го спряжения?
— По какой форме определяется спряжение глагола?
— Как рассуждаем? (Если не второго, то первого спряжения.)
Считалочка-помогалочка. Способ этот очень прост – посмотри скорей на “хвост”.
— Работа с учебником, § 18, таблица окончаний глаголов.
Подсказка. Можно над вторым спряжением (каждый в меру своих способностей) нарисовать ослика или просто написать И А, а над первым – написать слово Ед У (именно в таком виде).
Алгоритм: глагол в личной форме с безударным окончанием – глагол в неопределенной форме (“Хвост”) – правило (если не второе, то первое) –И А или ЕдУ – выбор гласной в окончании (строят – строить – все глаголы на —ить второго спр.— И А – строят).
Отрабатываем т/м по следующей схеме:
1. Определение спряжений.
Берёт вилкой, снег валит, быстро уплывут, рвёт бумагу, долго молчат, много говорят, красиво поют.
Задание. Выделите окончание, определите спряжение.
Учитель сообщит, что точнее спряжение определяется по неопределенной форме глагола.
Диктант с заданием. Выбрать из словосочетаний глаголы с ударным личным окончанием и записать их в два столбика (1-е, 2-е спряжение).
Плывут по реке, тихо шуршит, поют песню, ведут пересчет, шумит по камушкам, звенят в небе, сошьют форму, выезжают стремительно.
2. Работа в парах.
Каждый учащийся получает карточку с предложениями. Данный текст каждый по очереди диктует соседу по парте.
Задание. Запишите текст, определите спряжение глаголов. Взаимопроверка. Проверка по классу.
Карточка 1.
1. Если встан_шь на заре – крыши в белом серебре.
2. Если выйд_шь поутру, галки стынут на ветру.
Карточка 2.
1. Ветер лепесток колыш_т, в капле солнышко сквозит.
2. Вот зайчик мои живет, дыш_т, и серебрит ся, и сколъз_т.
3. Домашнее задание: упражнение 85, таблицу из упражнения 81 выучить.
27.03.2007
urok.1sept.ru
Конспект урока в 5 классе по теме «Правописание безударной гласной в личных окончаниях глагола»
1. Организационный момент
Добрый день! Поприветствуем гостей. Улыбнёмся друг другу! Садитесь.
2. Введение в тему урока, постановка учебной задачи.
Послушайте загадку.
Она нас щедро, как могла,
Водой горячей обдала
И до костей, совсем задаром,
За полчаса, прогрела паром.
Хоть сто потов согнала с нас,
Но угодила в самый раз. (Баня)
— Как вы думаете, за что люди, как и автор загадки, любят баню? (Она дарит здоровье человеку). Как обычно люди приветствуют человека, вышедшего из бани? (С легким паром!). Почему говорят такие слова? (В старые времена, когда врачей еще не было, а лечением людей занимались только знахари, все болезни лечились с помощью бани. После того, как больной человек выходил из парилки, ему всегда желали «с легким паром». Это пожелание было сродни пожеланию с днем рождения, поскольку после избавления от болезней, человек действительно словно рождался на свет заново.)
— Позже разговор о бане продолжим, а сейчас прочитайте слова, записанные на доске вслух.
В бане, с паром, жаркой, легким, парит, дарит.
— К каким частям речи относятся эти слова?
Существительные, прилагательные, глаголы.
— Разделите эти слова на группы по видам орфограмм.
(безударные окончания существительного, прилагательного, глагола)
— Как вы думаете, какое умение является самым главным для правильного выбора буквы в безударном окончании существительного, прилагательного?
Я подготовила ответы на эти вопросы, а вы найдите ответ на каждый вид орфограмм. (слайд 1)
Ставить вопрос от имени существительного и проверять по окончанию вопроса.
Определять склонение и подбирать слово с ударным окончанием того же склонения.
И слово с ударным окончанием при проверке безударного окончания существительного, и вопрос при проверке окончания прилагательного – это проверочные слова. Окончание какой части речи нельзя проверить при помощи проверочного слова? (Глагола).
— Сегодня на уроке мы будем учиться проверять слова с безударными личными окончаниями глагола, но не при помощи проверочного слова, а каким- то другим способом.
— Прочитайте название темы нашего урока в учебнике: Правописание безударных личных окончаний глагола.(с.231) «Правописание безударной гласной в личных окончаниях глаголов». (слайд 3)
— Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? (Как правильно обозначать буквами безударные гласные в окончании глаголов. Делать правильный выбор гласной буквы в личном окончании глаголов).
(слайд 4)
— Что нужно для этого знать и уметь?
Посмотрите в лист самооценки и перечислите все действия, которыми нужно будет овладеть на уроке, а потом оценить свои результаты. (Перечисляют)
(слайд 5)
-Вы изучали эту орфограмму в начальной школе. Давайте проверим, умеете ли вы определять спряжение по неопределенной форме.
3. Упражнения в определении спряжения глагола в неопр. форме.
— Определите спряжение данных глаголов. Объясните свои действия.
Кричать – перед суффиксом неопределенной формы –ТЬ суффикс –А-, значит глагол 1 спряжения. Пилить – перед суффиксом –ТЬ суффикс –И-, значит глагол 2 спряжения.
Брить – перед суффиксом неопределенной формы – ТЬ суффикс -И, значит глагол 2 спр., слышать – перед суффиксом неопределенной формы –ТЬ суффикс –А, значит глагол 1 спряжения. (слайд 7)
Почему эти глаголы относятся к исключениям? Почему глаголы-исключения нужно запоминать?
Несовпадение, брить, стелить на –ить глаголы 2 спряжения, а они относятся к 1спряжению.
-Кто помнит рифмовку, которая помогает запомнить исключения?
Ко второму же спряженью
Отнесём мы без сомненья
Все глаголы, что на –ить,
Исключая брить, стелить.
А ещё: смотреть , обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть
Гнать, дышать, держать, терпеть
И зависеть и вертеть. (слайд 8)
4. Упражнения в нахождении орфограммы.
Здесь будет файл: /data/edu/files/v1458325345.pptx (Правописание безударной гласной в личных окончаниях глаголов)
— Чтобы правильно писать орфограмму, её сначала нужно обнаружить. (увидеть или услышать). Давайте потренируемся в обнаружении орфограммы.
— Я буду называть глаголы, а вы на слух попробуйте определить, есть ли в них нужная нам орфограмма – гласная буква в безударном личном окончании глаголов.
— Все ли глаголы нам будут нужны? (только глаголы настоящего или будущего времени)
Кричит (гл. с ударным окончанием), стонет, трещала (гл. прошедшего времени), встречает, парит, говорил (гл. в прошедшем времени), поёт (глагол с ударным окончанием), тянет.
— На слайде 10 пословицы.
Пар любил – баню топил.(Любит париться, греться) Баня гладит, чистит, ладит.(Тепло гладит тело, разглаживает кожу, ладит – лад- согласие, человек после бани в согласии с собой) Пар костей не ломит.( Говорится, когда очень жарко или кто-либо слишком тепло одет, но не испытывает от этого неудобства или неприятных ощущений )В бане парок нежит, греет.(Парок ласково и нежно согревает)
Найдите глаголы с орфограммой.
— Сделаем вывод о том, как найти орфограмму. Это должен быть глагол с безударным личным окончанием настоящего или будущего времени.
— Орфограмма найдена. Как же действовать дальше?
— Чтобы правильно написать безударное окончание, нужно выполнить ряд определенных действий.
— Как называется последовательность действий, предназначенная для решения определенной задачи? (Такую последовательность называют алгоритмом.)
5. Работа над алгоритмом.
Посмотрим мультфильм «Безударные личные окончания глагола»
( при просмотре комментировать и обсуждать каждое действие)
1.Услышать безударный гласный в окончании глагола.
Чтобы понять ударный или безударный гласный, слово сначала нужно произнести, если ударный, то не нужно никакого алгоритма.
2.Определить время и число глагола. (Нам нужен глагол в наст. или буд. врем.)
(Работаем Что делают? Пил___т (на листах) Остановить мультик.
-Закрепляем наши действия по алгоритму.(слайд 11)
( Один ученик проговаривает вслух глагол парят, затем работают в парах: I в. – чистят, II в. – дарят.
Алгоритм. (у каждого)
6. Физминутка. (слайд 12)
7. Первичное закрепление. (Упражнения распечатаны каждому.)
Работа с текстом. (слайд13)
Прочитайте текст. Найдите в тексте ответы на вопросы:
Как начинают свое утро птицы, кошки и мухи?
От чего кожа защищает организм человека?
Почему нужно умываться каждый день?
Какой абзац можно выбрать для диктанта, чтобы потренироваться писать слова с нашей орфограммой? Какие ещё орфограммы встретились?
Прочитайте абзац, можно проговорить, закройте глаза и попробуйте увидеть, то что прочитали. А теперь запишем этот кусочек текста.
Секреты гигиены
Утро любого животного начинается с умывания. Птицы аккуратно чистят пёрышки, кошки тщательно вылизывают своё тело языком, даже мухи очищают лапки и крылышки. Наше утро тоже начинается с умывания. Почему мы это делаем? (Диктант и проверка друг у друга)
Наше тело покрыто кожей. Кожа защищает организм человека от жары, холода, микробов. Через кожу выделяются вредные вещества, избыточная влага. Кожа помогает организму дышать.
Через грязную и поврежденную кожу в наш организм попадают микробы. Поэтому надо умываться каждый день: утром, после прогулки, перед едой и сном. Полезно принимать душ, а раз в неделю посещать баню.
По Е.Н. Дерим-Оглу, Н.А. Фроловой
(Разговор о бане)
Баня – специально построенное помещение, в котором люди моются и парятся. Париться в бане – старинный русский обычай. Во все времена люди верили, что мытьё в бане помогает избавиться от болезней, очищает тело и душу человека. Традиция поздравлять «с лёгким паром» человека, вышедшего из бани, сохранилась до наших дней.
— Какие ещё существуют бани?
Сауна — аналог русской бани. Под сауной обычно понимают парилку с сухим паром, но на самом деле в сауне просто нет бака с водой, только горячие камни.
В переводе c финского языка — сауна это баня. В Финляндии поистине культ сауны. В этой стране имеется музей бань. Самым старым экспонатом финской бани является баня, построенная в 1764 году.
По легенде финнов, сауна зародилась тогда, когда капли дождя просочились через крышу и упали на раскалённые камни домашнего очага. И люди решили сделать то же самое, что сделал дождь, чтоб ещё раз ощутить приятный ароматный жар от камней.
В Японии большой популярностью пользуются водяные бани. Ванна такой бани устроена в деревянной бочке, которая заполняется горячей водой с температурой около 45°. Принимающий ванну по грудь погружается в нее, надев на голову шапочку, смоченную в холодной воде.
Другим видом японской бани является опилочная сухая баня. В кедровые опилки добавляют лекарственные травы, затем смесь опилок с травами нагревается до 60°. Опилки впитывают пот, одновременно выделяя ароматические и целебные вещества.
Есть турецкие бани. Пол в них подогревается горячим воздухом, затем его поливают горячей водой, в результате образовывался пар. В условиях жаркого климата стран Востока регулярное посещение турецких бань предохраняло людей от различных болезней
8. Домашнее задание (каждому даётся текст)
Прочитайте текст. Поставьте глаголы в нужную форму. Спишите. Выделите окончания глаголов. Укажите в скобках спряжение. (слайд 18)
Баня
Дикие звери тоже (любить) в баню ходить. Особенно кабаны. Но баня у них особенная – свиная. Просто лунка в земле. В ней вода. Вместо мыльной пены – жижа. Вас в такую баню силой не загнать, а кабанов только силой и (выгнать) (2л, ед.ч.).
(Ходить) кабаны в баню не за тем, за чем ходить мы. Мы в бане грязь (смывать), а кабаны нарочно грязь (намазывать). И чем больше (намазать), тем веселее (хрюкать). И после своей свиной бани они в сто раз грязнее, чем до нее. И очень рады. Теперь через толстый слой грязи ни мухи, ни комары, ни слепни их не (укусить). Щетина у них летом редкая, вот они кожу грязью и (мазать). Как мы кремом от комаров.
По Н. Сладкову
Найдите и прочитайте предложения, в которых свиная баня сравнивается с баней людей. Какие отличия описывает автор? Что объясняется в этом тексте? Какое объяснение дает автор?
9. Итог урока.
— С какой орфограммой мы сегодня работали?
Правописание безударной гласной в личных окончаниях глаголов.
— Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании?
10. Рефлексия.
Листок самоконтроля
— В листке самоконтроля под каждым пунктом ставим себе оценку. Это может быть «5», «4», «3»
— У кого все пятерки? Совсем не страшно, если не всё на пять, тема трудная, мы на следующем уроке будем работать с безударными личными окончаниями глаголов. Вам сейчас важно понять, что пока трудно сделать, чтобы поработать над этим.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме: Безударные личные окончания глаголов. Урок в 5 классе
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Безударные личные окончания глаголов»
ФИО | Ложникова Елена Филимоновна | |
Место работы | МОУ «Седановская СОШ» | |
Должность | учитель русского языка и литературы | |
Предмет | русский язык | |
Класс | 5 | |
Тема и номер урока в теме | Безударные личные окончания глаголов; третий урок по теме | |
Базовый учебник | Русский язык: учеб. для 5 класса общеобразоват. учреждений/Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А.- 35- е изд. – М.: Просвещение, 2008. |
8.Цель урока: отработка навыка выбора гласной в безударных личных окончаниях глаголов по инфинитиву.
9. Задачи:
— обучающие: знать условия выбора гласной в безударных личных окончаниях глаголов, уметь применять алгоритм рассуждения на практике;
-развивающие: развитие орфографических навыков и орфографической зоркости,
развитие интеллектуальных умений: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по теме; делать выводы;
-воспитательные: воспитание интереса к изучению родного языка.
- Тип урока: урок-практика, закрепление знаний и умений
- Формы работы учащихся: словарная работа, работа с интерактивной доской, самостоятельная работа в парах, письменная работа в тетради, работа с модулем п-типа, интерактивной таблицей.
- Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, компьютер.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
I. Организационный момент. (2 мин.)
II. Словарная работа. Повторение орфограммы «ь после шипящих у глаголов».
Убереч?ся от неприятностей, выпеч? вкусный пирог, спрячет?ся от дождя, отвлеч?ся от грустных мыслей, пробираеш?ся сквозь кусты, устраивает?ся поудобнее, удачно подстрич?ся, помоч? в беде, радостно смеёт?ся, подстереч? добычу.
(Словосочетания представлены на интерактивной доске. Уч-ся самостоятельно вставляют пропущенный Ь или доказывают его отсутствие; после этого рассказывают правило) (5 мин.)
III. Постановка темы и целеполагание урока.
Учитель сообщает тему и цели урока. (1мин.)
IV. Актуализация опорных знаний.
Уч-ся вспоминают правило определения спряжения у глаголов и выбор безударных окончаний у глаголов по инфинитиву. Вспоминают подсказки-запоминалки, данные учителем на предыдущем уроке изучения нового материала. Запоминалки: из римских цифр, обозначающих спряжение, получаем гласные буквы – I спр. – Е, II спр. – И:
3 лицо мн. числа: на помощь спешит ослик Иа из мультфильма «Винни-Пух». Во II спр. пишем гласную И, а в 3 л. мн. ч. — -ат (-ят).
Работают с интерактивной таблицей (№1). http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3b8fdf43-cb15-42ec-b29a-4eedc3ae8ffd/?from=a9edc143-9231-4bbb-abf0-0cb110d1609f&interface=themcol. (Работа с интерактивной таблицей на данном этапе урока позволяет вспомнить и систематизировать изученный ранее материал для последующей работы на уроке.) Составление алгоритма рассуждения. Алгоритм составляют уч-ся самостоятельно (работа в парах), после совместного обсуждения приходим к одному варианту.
Алгоритм рассуждения.
1.Если окончание безударное, поставь глагол в форму инфинитива, соблюдая вид глагола.
2.Обрати внимание, на что оканчивается инфинитив.
3.Определи спряжение глагола и выбери верный вариант написания гласной в личном окончании глагола. (6-7 мин.)
V. Тренировочные задания. ( 10 мин.)
1. Распредели глаголы по спряжению на две группы.
Смотреть, вертеть, ездить, хотеть, строить, слышать, вязать, видеть, шептать, писать, зависеть, дышать, клеить, колыхать, обидеть, ехать, стелить, держать, ходить, полоть, брить, бежать. (Глаголы хотеть и бежать не попадут ни в одну группу, т. к. они разноспрягаемые)
2.Распредели глаголы на две группы, вставив букву в личном окончании: Е или И.
Шага…шь, терп…шь, люб…шь, держ…шь, плач…м, бор…тся, увид…т, вызыва…шь, серд…шься, наден…т, кле…м, гре…тся, бре…т.
3. Поставь глаголы в 3 лицо мн. числа. Составь с получившимися глаголами предложения.
Молоть, побороть, бороться, колоть, расколоть, полоть.
4. Соотнеси букву в окончании глагола и глагол. Таблица представлена на интерактивной доске.
Е И | 1.Она леч…тся, она кача…тся. |
2. Ты напиш…шь, она беседу…т. | |
3. Он не расслыш…т, он обид…т. | |
4. Мы успоко…мся, ты смотр…шь. | |
5. Мы вычища…м, ты бре…шься. | |
6. Ты обижа…шься, она гон…т. | |
7.Вы завис…те, мы стро…м. | |
8.Он замеча…т, мы пиш…м. |
Ключи: Е – 2, 5, 8; И – 3, 4, 7.
VI. Работа с модулем п- типа. (№2)
http://www.fcior.edu.ru/card/449/pravopisanie-lichnyh-okonchaniy-glagolov-p1.html (Данный тип ЭОРа целесообразно провести после письменных тренировочных заданий, когда у уч-ся через процесс письма сформируется определённый навык выбора изучаемой орфограммы. Выбор модуля практической направленности соответствует типу урока.) (12 мин)
VII. Подведение итогов урока, рефлексия, домашнее задание (3 мин.)
nsportal.ru
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Урок по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»
Урок по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»
Тип урока: урок усвоения и закрепления новых знаний.
Вид деятельности: коллективная, групповая.
Цели:
• закрепить правописание личных окончаний глаголов;
• знать, что по неопределенной форме определяется спряжение глаголов только с безударными окончаниями;
• знать алгоритм определения спряжения глаголов с безударным личным окончанием;
• уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, безошибочно писать личные окончания глаголов;
• развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
• воспитывать любовь к русскому языку, стремление к совершенствованию своей речевой практики.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей.
Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя.
Познавательные: составляют сложный план текста, умеют передавать содержание в развернутом виде.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
Оборудование: РМ ( алгоритм «Спряжение глаголов» ,тест для самостоятельной работы), ИКТ.
Ход урока.
- Оргмомент. Сообщение темы урока.
— О чём мы говорили с вами на предыдущем уроке? На сегодняшнем уроке мы продолжим тренироваться в правописании безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. - Целеполагание. Продолжите фразу: «Сегодня мне нужно…»
- Синтаксическая «пятиминутка» (1 человек у доски выполняет синтаксический разбор предложения, вставляет пропущенные буквы)
Ч..ловек от лени боле_т, от труда зд..рове_т.
4. Формирование навыков правописания безударных личных окончаний глаголов.
— Наш сегодняшний урок не совсем обычный , в качестве учебного материала мы будем использовать только произведения устного народного творчества. Как вы думаете, с чем нам предстоит сегодня работать? Вспомните жанры устного народного творчества.
— Пословицы и поговорки существуют в нашем языке с незапамятных времен. Они приучают нас к краткости и простоте речи. Жизнь отбирает для них самые точные слова, шлифует силу мысли. Для нас пословица – концентрация народной мудрости.
Задание 1. Восстановить пословицы:
1 уровень – с опорой на слова для справок
2 уровень – самостоятельно
— Эти пословицы построены на противопоставлении. Скажите, какие глаголы вам надо использовать? Что такое антонимы?
Мир строит, война разрушает.
Горьким лечат, сладким калечат.
Труд кормит, а лень портит.
Смелый побеждает, а трус погибает.
Ласточка день начинает, а соловей кончает.
Дождик вымочит, а солнышко высушит.
— Каким алгоритмом пользовались при определении гласной в окончании глаголов? (если окончание безударное, спряжение определяем по суффиксу инфинитива) Дети воспроизводят на доске алгоритм действий:
- Поставлю слово в неопределённую форму.
- Посмотрю, на что оканчивается слово в неопределённой форме?
- Определю спряжение.
- Выберу нужную букву.(слайд 1)
1 спр. | 2 спр. |
Е У Ю | И А Я
|
Раздаточный материал(алгоритм)
Задание 2. Самостоятельная работа. Списать пословицы в тетрадь. Вставить окончание глаголов. Определить спряжение. С последующей взаимопроверкой
Труд не кнут, а человека подгоняет.
Трудом Родину славим, трудом ее украшаем.
И споем, и спляшем, только поле вспашем.
Упустишь время – потеряешь урожай.
Без заботы и репу не вырастишь.
Рабочие руки не знают скуки.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
— Какая тема объединяет все эти пословицы?
4. А теперь отдохнем. Физминутка
5. Работа в группах.
— Вставьте безударную гласную. Выделите окончание: (слайд 3)
1. Жела_м, смотр..шь.
2.Слыш_т , гре_шься,
3. Лета_м, вер_т.
4. Рису..т, кол..т.
5. Игра..м, барабан..т.
6. Чита..шь, бега..м.
Представитель группы выполняет у доски, используя алгоритм.
6. Обобщение (карточка с вопросами блиц — опроса на каждом столе)
— Проведите в парах блиц-опрос.
7.Самостоятельная работа.
Задания по уровням.
- Спиши, вставь пропущенные буквы, обозначь орфограмму.(слайд 4)
Ребята чита..т (?), Игорь пиш..т (?), бабушка вяж..т (?).
- Образуйте от неопределённой формы глаголы в указанных формах:
Думать (2 л, ед.ч.)
Строить (3 л, мн.ч.)
Вертеть (1л, мн.ч.)
Индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками.
— Проспрягайте глаголы, выделите окончания.
1. Купить.
2. Играть.
8.Тест
(Взаимопроверка . Правильные ответы на доске .)
9. Рефлексия. Подведение итогов.
10.Итог урока.
Домашнее задание упр. 264 стр.78
nsportal.ru
Урок русского языка по теме «Безударные личные окончания глаголов». 5-й класс
Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»
Класс: 5
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (521,7 кБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели:
образовательные:
1. Обобщение знаний учащихся по орфографии и пунктуации.
2. Закрепление умения определять спряжение глаголов.
развивающие:
1. Развитие логического мышления, культуры речи учащихся, слуховой и зрительной памяти;
2. Развитие устной и письменной речи учащихся , литературно-творческих способностей;
3. Развитие умения самостоятельной работы;
воспитательные:
Воспитание ценностного отношения к окружающему миру, уважения к живому русскому слову.
Задачи урока:
- Вспомнить о правописании букв е и и в личных окончаниях глаголов;
- Научить использовать графические условия выбора данной орфограммы;
- Закрепить умение определять спряжение глагола.
Оборудование: раздаточный материал с текстом, таблица “ Личные окончания глаголов”, интерактивная доска.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного
Вид урока: урок-практикум
ХОД УРОКА
1. Повторение пройденного материала.
(работа в тетрадях и у доски)
а) сделать транскрипцию слов: листья, решение, ясно.
б) расставить знаки препинания в предложениях, построить схемы:
1. Наступила холодная зима и снег покрыл землю.
2. Дети вышли на улицу и стали кататься на санках.
2. Морфологическая разминка.
Как вы думаете, ребята, почему сегодня на доске появился вот этот рисунок?
— О какой части речи я хотела вам сказать при помощи рисунка?
— Он делает так много и сразу, что кажется у него несколько рук и ног.
— Назовите все действия, которые глагол выполняет.
3.Уточнение приобретенных знаний, повторение и обобщение изученного.
Опорный конспект
4. Лингвистическая физминутка:
— А теперь посмотрим, умеете ли вы на слух отличать глаголы от других частей речи. Для этого поиграем в игру. Я зачитаю вам стихотворение, а вы, как только услышите глагол первого спряжения должны присесть, второго спряжения – встать и хлопнуть в ладоши.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что дела…т, расскаж…т.
Черт…т, пиш…т, иль поёт,
Вышива…т, или паш…т,
Или забива…т гол,
Вар…т, жар…т, мо…т, чист…т –
Всё расскаж…т нам глагол.
5. Практическая работа:
Спряжения глагола
— Что такое спряжение?
— Для чего нужно знать спряжение глаголов?
Как определить спряжение глаголов?
6. Задание: поставить глаголы в неопределенную форму, указать спряжение. (пльзуйтесь таблицей)
Ла…т, вид…м, стел…шь, се…т, кле…м.
Спряжение | ед. число | мн.число |
1 | е | ут , ют |
2 | и | ат, ят |
7. Практическое закрепление материала
1. Определение спряжений.
Задание 1. Запишите текст, определите части речи и укажите спряжение глаголов. (задание по вариантам)
Задание творческой группе. Слайд №12. Составьте и запишите микротекст из 5 — 6 предложений на тему: “Зима”, используя глаголы 1 и 2 спряжения и применяя эпитеты. (Репродукция картины красноярского художника А. И. Волокитина)
Вариант 1.
1. Если встан_шь на заре – крыши в белом серебре.
2. Ты увид_шь поутру, галки стынут на ветру.
Вариант 2.
1. Ветер лепесток колыш…т, в капле солнышко сквозит.
2. Как легко дыш… ся в зимний морозный день.
Резервное задание. Спишите, вставьте пропущенные буквы, сделайте графические условия выбора орфограмм, определите спряжение.
Уж та…т снег, б…гут ручьи,
В окно пове…ло в…сною…
Засвищ…т скоро с…ловьи,
И лес одене…т(ь)ся ли…ствою
8. Проверка задания творческой группы. ( зачитать 1 сочинение, проанализировать)
Весь класс сдает тетради на проверку.
9. Домашнее задание: подберите и запишите в тетрадь отрывки из стихотворений русских поэтов о зиме, подчеркните глаголы, обозначьте спряжения.
10. Подведение итогов урока
11. Оценки за урок
19.05.2014
urok.1sept.ru
Конспект урока «Правописание окончаний глаголов » 5 класс
Правописание окончаний глаголов (§ 53)
Ц е л ь: развитие умений определять тип спряжения глаголов; соотносить личные формы глагола с инфинитивом; анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки глагола, его синтаксическую роль, опираться на морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Совершенствовать навыки правильного употребления глаголов и написания их безударных окончаний, определяя спряжение.
Предполагаемые результаты:
Регулятивные УУД: Умение ставить цели; Определять степень успешности своей работы и работы коллектива
Познавательные УУД: умение определять спряжение глагола; умение правильно писать безударные личные окончания глаголов; умение извлекать информацию, предоставленную в разных формах;
Коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Ход урока:
I.Организационный момент.
II.Проверка домашнего задания.
1.Задание: Поставьте данные шлаголы в форму инфинитива: Б..регу, мж..шь,бор..мся, кол.,пил..м, надеемся, стрижет, рассказываете, увлекает, увлечет, восстанавливаемся.
2. Задание: Послушаем скороговорки, которые вы подготовили.
Молодцы! А теперь посмотрите на эти скороговорки. Проговорите.
От топота копыт пыль по полю летит
В поле Поля поле пашет
Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, не спишь»
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише»
Обратите внимание на выделенные слова: шепчет, шуршишь, шепчет, шуршать.
Впишите недостающее.
(что делает?) шепчет – (часть речи)______________________, т.к.
обозначает _____________________;
имеет морфологические признаки: __________род; ___________лицо,
____________число; ___________время;___________ спряжение
в предложении выполняет роль___________________________.
III. Работа на темой
1.Целеполагание:
Как вы думаете, какая цель сегодня стоит на нашем уроке?
Сегодня мы узнаем: (предполагаемые ответы учеников)
-Познакомимся с правописанием глагольных окончаний.
-Научимся правильно писать окончания глаголов;
-Повторим понятие спряжение;
-Повторим, на какие два типа делятся спряжения;
-Повторим, как определять спряжения
2.Актуализация ранее изученного:
На прошлом уроке мы работали над темой «Спряжение глаголов». Сегодня повторим:
Что мы называется спряжением?
Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам.
Какие типы спряжения существует?
Спряжение бывает двух типов: первого спряжения и второго спряжения.
Как определить спряжение? Какие слова-исключения относятся ко второму спряжение? Какие слова-исключения относятся к первому спряжение?
Для того, чтобы правильно определить спряжение, нужно:
1.поставить глагол в неопределенную форму (что делать? что сделать?)
2. Посмотреть на что оканчивается глагол
На –ить+ 11 искл. не на ить+ брить,
в окончании в окончании
И, ат, ят е, ут, ют Рифмованный алгоритм
Как окончанье глагола узнать?
Начальную форму глаголу придать!
Если –ить в конце услышишь –
И, ат, ят в глаголе пишешь
Не на –ить – запомни: тут
В окончанье – е, ут, ют.
Внимание! Исключения, которые склоняются так же, как и глаголы на –ить II спряжения:
Гнать, держать, дышать, зависеть,
Видеть, слышать и обидеть ненавидеть,
И еще терпеть, вертеть
Ненавидеть и смотреть.
Вы запомните друзья,
Их на Е спрягать нельзя
В каких категориях могут изменяться глаголы?
Могут изменяться:
По временам
По числам
По лицам
Какая часть слова указывает на то, что оно изменено?
На изменяемость слова указывает окончание.
Физминутка
3.Проверочная работа (цифровой диктант)
Какие буквы должны стоять на месте пропусков? На листе обозначьте ответ цифрами: 1— буква е; 2— буква и.
I вариант: вид_шь, ненавид_шь, игра_шь, стро_шь, пла_шь. (2, 2, 1, 2, 1).
II вариант: услы_шь, бре_шь, кле_шь, терп_шь, нажима_шь. (2, 1, 2, 2, 1).
Обратите внимание, какую букву вы написали в окончаниях глаголов после шипящих?
Правильно! Сделайте вывод.
Если перед нами глагол 2 лица, единственного числа, то в окончаниях после шипящих ставится «ь»
IV. Закрепление:
1.Откройте учебник на странице 64, упражнение № 397.
Упражнение выполняете письменно в парах. По 1 одному предложению.
Запишите предложения, ставя инфинитив в форму ед.ч., 2л., определить спряжение.
Найдите фразеологизм, объясните значение этого слова.
Держать слово – быть исполнительным, выполнять то, что обещал.
Развитие устной речи — роль глаголов 2-го лица единственного числа в тексте.
2.Работа в группах.
1 группа. Раскрыть скобки, выбрать правильную форму обращения. Определить тип спряжения глаголов. Объяснить правописание окончаний.(карточки)
Ольга Петровна, …(идти) на конференцию? Папа, что …(делать)? Ванька, о чем … (думать)?
2 группа. Раскрыть скобки, выбрать правильную форму обращения. Определить тип спряжения глаголов. Объяснить правописание окончаний.(карточки)
(Поспешить) – людей (насмешить) ( (Упустить) время – потеряешь урожай. Без заботы и репу не (вырастить).
3 группа. Подготовьте краткий устный ответ на вопрос «К кому надо обращаться на ты, а кому – на вы?
Как вы думаете, в каких случаях можно обращаться на «вы», а в каких на «ты».
3.Вспомните и вы пословицы.
4.Посмотрите в учебнике рубрику это интересно. Зачитайте её.
Обратите внимание на правописание слова «прийти» в фиолетовом прямоугольнике в учебнике даются формы этого слова.
V.Домашнее задание: §53, Упр. 403, стр. 65, выделить окончания, определить спряжения всех глаголов.
VII.Рефлексия
Как пишется личное окончание глаголов в форме 2л, ед.ч.?
У глаголов в форме 2 лица, единственного числа, в окончаниях после шипящих ставится «ь».
Какое явление в языкознании называется спряжением? Спряжение – это изменения глаголов по лицам и числам.
Давайте еще раз повторим глаголы исключения!
Самооценка.
Оценивание.
videouroki.net
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне | Приветствие учащихся , проверка готовности к уроку. Включение в деловой ритм. -Выберите из предложенных вырезанных тучек (синяя и голубая ) ту , которая соответствует вашему настроению. (На доске тоже магнитом закрепляется тучка того же цвета , которую выбрало большинство ребят) Предлагает учащимся задание. -Внимательно прочитайте записанные на слайде слова и разделите их на две группы: (запись в тетради) Костёр, разгорается, слышится, шёпот, молотьба, учимся. Проверка вслух -По какому признаку вы определили слова в первый столбик? (Имена существительные) -Назовите орфограммы в словах. -Назовите , к какой части речи относятся слова второй группы? (Глаголы) -Как вы это определили?Докажите. -Так чем же сегодня мы будем заниматься? | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. Фронтальная работа. Учащиеся читают слова на слайде и работают индивидуально, распределяя слова на две группы. Дают устные ответы на поставленные учителем вопросы. Выполняют задание, повторяют орфограммы. | Личностные: положительное отношение к учебной деятельности. Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение. Коммуникативные:общение и взаимодействие,планирование учебного процесса |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. | -Запишите по памяти глаголы на -ять. (Словарная работа по « Считалке на -ять» : Блеять, веять, чуять, лаять, реять, сеять, таять, чаять, кашлять, выменять, стоять — пишем строго через ять.)
| Самопроверка, у слабых учащихся – взаимопроверка с сильными учащимися. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют цель урока. (Безударные личные окончания глагола зависят от того , к какому спряжению относится глагол.) | Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие. Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений. |
3.Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений(почему возникли затруднения , чего мы ещё не знаем). | Учитель предлагает выявить условия написания гласной в окончании глагола. Вывод. Словарная работа. К диктуемым фразеологическим оборотам подобрать глагол-синоним. Вставляет палки в колёса( мешает), обведёт вокруг пальца (обманет), выбьетесь из сил (устанете), клюёте носом (засыпаете) , гладите по головке (хвалите) , сложишь голову (погибнешь), зарубит на носу (запомнит). -Какие окончания глаголов называются личными? Почему? Работа по учебнику ,упр.88-работа с таблицей личных окончаний глаголов. -Как определить спряжение глагола , если его окончание безударное? (Определяем спряжение по начальной форме глагола) | Учащиеся наблюдают, анализируют слова и строят алгоритм рассуждения. Речевое проговаривание. Запись глаголов. Обозначение орфограммы. Учащиеся в парах работают со словарём фразеологизмов. Учащиеся отвечают на вопросы, работают с учебником. | Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую,поиск информации по словарю. Регулятивные: коррекция, контроль. Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов. |
4.Включение изученного в систему знаний. Цель: построение и фиксация нового знания. | Учитель предлагает учащимся работу с текстом. Запись с комментированием. | Учащиеся выделяют орфограмму, повторяют теоретические сведения – личные окончания глаголов. Задание дифференцированное: слабые учащиеся выделяют грамматическую основу, сильные — выписывают по два словосочетания , используя слова с изучаемой орфограммой. | Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Личностные:действия оценивания усваиваемого содержания. |
Динамическая пауза (этап физической разрядки). Цель: сменить вид деятельности. | Игра «Хлопок». Учитель диктует глаголы 1 и 2 спряжения –( 1спр.- хлопок, 2спр.-два хлопка) | Учащиеся выполняют упражнение. | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
5.Этап закрепление с комментированием во внешней речи. Цель: применение нового знания в типовых заданиях. | Учитель предлагает выполнить упражнение учебника. 1)Упр.91-устное составление предложений, запись лучших в тетради. | Учащиеся выполняют упражнение, выделяют орфограммы. Речевое проговаривание. | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях. | Учитель предлагает учащимся выполнить задание . -Спишите записанные на доске глаголы, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, отметьте орфограммы-буквы и орфограммы-пробелы. (Не)навид_ш_ лень, (не)упуст_м возможность, они (не)смотр_т, (не)хоч_т_ся занимат_ся , дело (не)дела_тся ,(не)догон_шь автобус , дети (не)купа_т_ся . . | Учащиеся выполняют задание. Учащиеся повторяют правописание глаголов
| Познавательные: умение находить нужную информацию. Регулятивные: умение решать проблемы. Личностные: способность самооценки своих действий. |
7 Рефлексия. Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | Организует рефлексию, организует самооценку результатов учащихся. Учитель задаёт домашнее задание с учётом уровня подготовки обучающихся.
| Осуществляют оценку урока и самооценку , соотносят цель и результаты , степень их соответствия. Отвечают на вопросы: -Какую цель ставили? -Удалось достичь поставленной цели? -Какие получили результаты? -Что вызвало особые затруднения? -Какие ошибки вы ещё делаете при написании глаголов? -Что представляется вам лёгким и понятным в теме «Глагол»?
Поднимают тучку (синюю или голубую ), тем самым показывают своё настроение , изменилось ли оно на уроке. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других. |
Домашнее задание: Упр. Учебника 92 (стр.44) Для сильных учащихся дополнительно – выполнить все разборы; слабые-один по выбору. |
nsportal.ru