cart-icon Товаров: 0 Сумма: 0 руб.
г. Нижний Тагил
ул. Карла Маркса, 44
8 (902) 500-55-04

Конспект урока по обж по фгос 5 класс – План-конспект урока по ОБЖ (5 класс) на тему: Технологическая карта урока по ФГОС по предмету ОБЖ. 5 класс. Урок 10 «Пожарная безопасность». | скачать бесплатно

Конспект уроко 5 класс ФГОС

  1. Этапы урока

  1. Действия учителя

  1. Действия учащихся

  1. УУД

  1. 1. Организационно-мотивационный этап урока

  1. — Здравствуйте, ребята!

  1. Мы уже с вами знаем о том, что природные явления неизбежны, так как они связаны с естественными процессами, происходящими на Земле. Однако не каждое природное явление и не во всех случаях приводит к трагическим последствиям – определенная роль в этом принадлежит и человеку. Поэтому знание причин и возможных последствий природных явлений необходимо для того, чтобы заблаговременно принять профилактические меры и снизить ущерб.

  1. Учитель загадывает детям загадки-подсказки:

  2. 1.Он гремит и всех пугает, часто с молнией бывает?

  3. 2. Сильный проливной дождь с большими каплями?

  4. 3. Видит каждый из ребят электрический разряд. Он гремит и всех пугает. Часто с ливнями бывает!

  5. 4. И весной, и даже летом падают они с секретом. И не снег и не дождь, а больно. Могут дел натворить.

  6. Всё в городе порешетить!

  7. 5.Ветер в городе у нас бывает, что деревья ломает и крыши срывает!

  8. 6. Быстрое смещение или отделение массы горных пород на крутом склоне?

  9. Вы услышали подсказки, как вы думаете, о чем сегодня на нашем уроке будет идти речь?

  10. Правильно! О чрезвычайных ситуациях природного характера.

  11. Тема урока: Чрезвычайные ситуации природного характера.

  12. Цель урока: сформировать представление о чрезвычайных ситуациях природного характера, причинах их возникновения, распространения, методах изучения, правилах безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях.

  1. Дежурный называет отсутствующих на уроке.

  2. Ученики отгадывают загадки, с помощью которых определяют тему урока:

  3. -гром.

  4. — ливень.

  5. — молния.

  6. -град.

  7. — ураган.

  8. -оползень, обвал

  9. Определяют тему и цель урока.

  1. Метапредметные результаты:

  2. Регулятивные УУД:

  3. — определять цель учебной деятельности

  4. — определять степень успешности выполнения работы

  5. Познавательные УУД:

  6. — выдвигать предположения

  7. — систематизировать информацию до её изучения

  8. Коммуникативные УУД:

  9. — слушать и понимать речь других;

  10. — уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

  11. — формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

  12. ЛичностныеУУД:

  13. -осознание ценности знаний о безопасности жизнедеятельности, как важнейшего компонента научной картины мира.

  14. Предметные УУД:

  15. — актуализация и систематизация знаний о чрезвычайных ситуациях природного характера.

  1. 2.Процессуально-содержательный этап урока

  1. Ребята запишите в тетради тему урока: «Чрезвычайные ситуации природного характера»

  2. — Что уже вам известно о чрезвычайных ситуациях природного характера?

  3. — На какие вопросы вы бы хотели получить ответы?

  4. Учитель заранее пишет на доске виды ЧС природного характера.

  5. Чтобы ответить на ваши вопросы предлагаювам разделиться на четыре команды.Каждая команда выбирает себе одну чрезвычайную ситуацию, получает карточку с заданием и ссылкой на интернет ресурс (приложение №1).

  6. Используя мобильный компьютерный класс, команда, выполняя задания, должна подготовить мини-проект — памятку о правилах поведения при возникновении данной чрезвычайной ситуации. При этом, отмечает, как нужно действовать и чего делать нельзя. После того как команды будут готовы, они представят свои результаты вниманию других команд.

  7. По итогам работы в команде, каждый будет ученик оценен.

  8. Физкультминутка:

  9. Вот помощники мои,
    Их как хочешь поверни.
    Раз, два, три, четыре, пять.
    Постучали, повернули
    И работать захотели.
    Тихо все на место сели.

  1. Учащиеся пытаются сформулировать задачи урока.

  2. Отвечают на вопросы.

  3. Учащимся предложен просмотр видеоролика.

  4. Учащиеся просматривают свой видеофрагмент и выполняют задание.

  5. При обсуждении результатов работы в группах, ребята делятся с учителем собственным опытом (встречались ли они когда-либо с этими чрезвычайными явлениями, обсуждаем эмоции, которые они помнят при встрече с этими явлениями (неприятно, страшно, опасно, весело, трагично и т.д.))

  6. Учащиеся делают выводы, что с этими чрезвычайными природными явлениями нам очень часто приходиться встречаться и эти встречи не всегда могут для них закончиться положительно, т.к. сила природы очень велика.

  1. Метапредметные результаты:

  2. Регулятивные УУД:

  3. выдвигать версии;

  4. — выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

  5. — оценивать степень достижения цели в учебных ситуациях.

  6. Познавательные УУД:

  7. находить достоверную информацию

  8. — владеть смысловым чтением;

  9. — соотносить новую информацию с имеющимися представлениями;

  10. — анализировать и обобщать;

  11. — делать выводы;

  12. — представлять информацию в виде текста.

  13. Коммуникативные УУД:

  14. — уметь слушать, слышать и понимать партнёра;

  15. — различать в речи другого доказательства, факты;

  16. — организовывать и согласовывать работу в паре, группе;

  17. — уметь правильно выражать свои мысли в речи;

  18. — управлять поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера.

  19. ЛичностныеУУД:

  20. осознавать свои интересы, цели;

  21. — осознавать свои эмоции:

  22. — осознавать новые социальные роли и правила.

  23. Предметные УУД:

  24. — знать понятия по теме;

  25. — знать причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, их последствия и районы распространения;

  26. — знать правила безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях природного характера.

  1. 3. Этап закрепления первичной проверки

  1. Актуализация полученных знаний

  2. Продолжаем работать в группах и за компьютерами

  3. — Ученики должны назвать районы нашей страны, где эти чрезвычайные ситуации природного характера происходят наиболее часто?

  4. — Ученики отвечают на вопросы, встречаются ли эти чрезвычайные ситуации природного характера в нашем регионе? Как часто?

  5. Учитель показывает на физической карте России, где могут происходить ЧС природного характера.

  1. Поиск информации в интернете, в учебнике.

  2. Ученики отвечают на заданные вопросы, используя:

  3. 1.Известные им факты из жизни (ответы учеников, яркие примеры из их собственной жизни, прочитанные истории из художественной и публицистической литературы).

  4. 2.Используя интернет и учебник.

  1. 4. Рефлексия

  1. Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?

  1. Оценивают свою работу. Отмечают

  2. успешные ответы, интересные вопросы одноклассников.

  1. Метапредметные результаты:

  2. Познавательные УУД:

  3. — контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

  4. — выстраивание логической цепочки рассуждения;

  5. — рефлексия способов и условий действий.

  6. Коммуникативные УУД:

  7. — уметь устно выражать свои мысли, идеи.

  8. ЛичностныеУУД:

  9. — устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

  10. — адекватное понимание причин успеха неуспеха в учебной деятельности.

  11. Предметные результаты:

  12. — углубить знания о чрезвычайных ситуациях природного характера;

  13. — объяснять значение понятий: «землетрясение», «наводнение», «ураган, буря», «смерч», «оползень, обвал, сель»;

  14. — находить на карте главные места сейсмической опасности;

  15. — описывать последствия ЧС природного характера разной силы.

  1. 5. Домашнее задания

  1. 1. П. 4.1. стр. 76- 83

  2. 2. Подготовить презентацию о ЧС природного характера в Кемеровской области и в нашем городе. Используя Интернет-ресурсы и информацию в СМИ (по желанию).

  1. Записывают домашнее задание в дневник.

kopilkaurokov.ru

План-конспект урока по ОБЖ 5 класс (ФГОС)

План-конспект урока по ОБЖ 5 класс (ФГОС)

Тема: Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения.

Цель урока: Сформировать представление учащихся об экстремизме и терроризме, их сущности и причинах возникновения.

Задачи урока:

  • Рассмотреть виды опасных ситуаций социального характера;

  • Уточнить пути обеспечения личной безопасности;

Ход урока

  1. В обществе всегда были люди, которые преступали черту закона. На каком-то этапе их было больше, на другом меньше. Это, прежде всего, зависело от структуры социума, его развития, культуры, от работы правоохранительных органов, органов безопасности. В современном обществе также происходят случаи нарушения закона в отношении граждан. Это создание опасных ситуаций в нашем обществе. Опасные ситуации социального характера — это криминогенные ситуации, которые имеют место в повседневной жизни и быту: бандитизм, мошенничество, воровство, хулиганство, вымогательство, насилие, пьянство и так далее.

Рассмотрим подробнее виды опасных ситуаций социального характера:

  • бандитизм – это действия людей, как взрослых, так и подростков, которые нарушают законы, нормы морали, существующие в обществе, занимаются разбоями, грабежами чужого имущества;

  • мошенничество — это преступники, причем тоже не только взрослые, но и дети подросткового возраста, которые занимаются хищением имущества с помощью обмана;

  • воровство — это преступление, которые совершают преступники, занимаясь воровством, тайно присваивая себе чужие вещи. Это могут быть взрослые, а могут быть и подростки.

Хулиганство — это когда люди грубо нарушают общественный порядок

  • силу каких-либо причин: состояние опьянения, озлобленности, мести и т.п.. Насильник — это преступник, который умышленно причиняет вред людям. Опасным для общества может быть пьяный человек.

Чтобы обеспечить свою безопасность от негативного влияния действий любого преступника, необходимо выработать у себя умение распознавать людей, которые могут угрожать вашей безопасности: надо постараться избежать или отказаться от общения, а также применять правила обеспечения личной безопасности.

  1. Существуют общие правила личной безопасности — правила поведения в различных местах и ситуациях, позволяющие уменьшить вероятность возникновения опасной ситуации при общении с незнакомыми людьми:

  • не принимайте подарки и угощения от незнакомых людей;

  • не принимайте подарки и угощения от незнакомых людей;

  • не входите с чужим человеком в лифт;

  • не ходите в отдаленные и безлюдные места;

  • научитесь быть наблюдательными.

  1. Другие отрицательные антиобщественные явления, о которых мы с вами постоянно слышим по радио и видим репортажи по телевидению, которые тоже могут возникнуть в повседневной жизни:

Сначала поговорим об экстремизме

Когда в обществе возникают разногласия между правительством и гражданами по каким либо вопросам. В таких случаях граждане могут выразить свой протест, недовольство против определенного решения власти. Они имеют законное право на выражение своего мнения, согласно Конституции Российской Федерации

Причиной возникновения экстремистских проявлений и действий может стать социальная несправедливость, снижение уровня жизни граждан, снижение уровня защищенности от внутренних и внешних угроз. Проводятся массовые, разрешенные демонстрации протеста. Но когда демонстрация, под влиянием отдельных экстремистских представителей или групп, сопровождается призывами к насилию, перерастает в хулиганские действия и беспорядки, нападения на граждан — это уже противоправные действия, которые по степени общественной опасности могут быть квалифицированы как криминальные, преступные. Отсюда: экстремизм — это приверженность отдельных людей, групп к крайним взглядам и поступкам, которые направлены против законных политических прав и свобод граждан.

  1. Терроризм относится к числу общемировых социальных проблем и является жестокой, труднопредсказуемой чрезвычайной ситуацией социального характера, потому что он относится к обществу, связан с жизнью и отношениями людей в обществе.(слайд №9). Терроризм может проявляться в разных формах: это угрозы по телефону, взятие заложников (1 сентября 2004 года в Беслане — это северная Осетия, была захвачена школа №1. В заложники взяты 1128 человек: дети, родители, сотрудники школы. Три дня террористы удерживали их в здании школы, отказывая им в самом необходимом. В результате террористического акта погибли 334 человека — среди них были и дети), взрывы в кинотеатрах, подземных переходах, особенно в часы пик.(8 августа 2000 года в Москве совершен террористический акт в подземном переходе под Пушкинской площадью. В результате погибли 13 человек, около 60 человек получили осколочные ранения.). Терроризм несет горе, слезы, материальный ущерб, разрушения, человеческие жертвы. Терроризм во всех его проявлениях и формах представляет собой одну из самых серьезных угроз миру и безопасности. Терроризм – это преступление против человечества. Его название произошло от латинского слова “террор”, которое означает — страх, ужас. Может проявляться в различных видах:

  • использующий религиозные мотивы, который проявляется в крайней нетерпимости и насилии между людьми различного вероисповедания; криминальный, который осуществляется криминальными элементами;

  • националистический терроризм — основывается на межнациональных конфликтах; технологический терроризм- заключается в применении или угрозе применения ядерного, химического или биологического оружия.

“Терроризм — это идеология насилия и практика воздействия на принятие решений органами власти, связанные с устрашением населения и иными формами противоправных насильственных действий”

Ежегодно в день совершения террористического акта приходят люди на место трагедии с букетами красных гвоздик, чтобы почтить память погибших от рук террористов.

  1. Решение кроссворда.

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

 

 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

1 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

2 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

3

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

4 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

5 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

6

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

7

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

8

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

По горизонтали:

3. Чем являются любые акты терроризма?   

4. Чрезвычайно опасное для общества явление.  

6. Массовое разрешённое мероприятие (городское).   

7. Такой терроризм заключается в применении или угрозе применения ядерного, биологического или химического оружия…  

8. Такой терроризм осуществляется уголовными элементами или криминальными группами.  

По вертикали:

1. Это приверженность отдельных людей или групп к крайним взглядам и поступкам, которые являются угрозой для гражданского мира.   

2. Название это произошло от латинского слова, которое означает «страх, ужас».   

5. Какой терроризм имеет целью завоевание политической власти в стране?  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

1Э

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

 К

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

 С

  

  

  

2Т

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

3П

 Р

 Е

 С

 Т

 У

 П

 Л

 Е

 Н

 И

 Е

 М

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

 Р

  

  

  

 Р

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

4Т

 Е

 Р

 Р

 О

 Р

 И

 З

 М

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

 М

  

  

  

 О

  

  

  

5П

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

 И

  

  

  

 Р

  

  

  

 О

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

 З

  

  

  

  

  

  

  

 Л

  

  

  

  

  

  

  

  

  

6Д

 Е

 М

 О

 Н

 С

 Т

 Р

 А

 Ц

 И

 Я

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

 Т

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

 И

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

 Ч

  

  

  

  

  

  

  

  

  

7Т

 Е

 Х

 Н

 О

 Л

 О

 Г

 И

 Ч

 Е

 С

 К

 И

 Й

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

 С

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

 К

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

8К

 Р

 И

 М

 И

 Н

 А

 Л

 Ь

 Н

 Ы

 Й

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

 Й

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  1. Рефлексия

    1. Почему в современном обществе появление социально опасных ситуаций неизбежно?

    2. Что нового вы сегодня узнали на уроке?

    3. В чем заключается причина возникновения экстремизма и терроризма?

infourok.ru

КОНСПЕКТ УРОКА ОБЖ 5 класс

КОНСПЕКТ УРОКА

Класс: 5

Тема: Чрезвычайные ситуации природного характера.

Цель урока: познакомить обучаемых с природным явле­ниями – землетрясением, наводнением, ураганом, бурями, смерчами, оползнями, селями, обвалами; причинами их возникновения землетрясения и порядок оценки их интенсивности.

Задачи урока:

образовательная: расширить знания учащихся об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера;

развивающая: сформировать у учащихся мнение об опасности в чрезвычайных ситуациях природного характера;

воспитательная: продолжить работу по развитию у учащихся навыков безопасного поведения.

Оснащение урока (оборудование)

1. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников.

2. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-6 кл. ФГОС: поурочные разработки / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. – М.: Просвещение, 2012.

3. Конспект урока.

4. Презентация «Чрезвычайные ситуации природного характера».

5. Сообщения учащихся по темам «Землетрясения», «Наводнения», «Ураганы», «Оползни», «Смерчи», «Оползни», «Сели», «Обвалы».

6. Ноутбук и мультимедиапроектор

ХОД УРОКА

Время

урока

Этапы

урока

Содержание (основные понятия, вопросы и задания)

Методы, приемы и формы работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

10.00

I. Организа-ционный момент

(2 мин)

(Проверка наличия и готовности ребят к уроку)

— Здравствуйте, ребята!

Мы уже с вами знаем о том, что природные явления неизбежны, так как они связаны с естественными процессами, происходящими на Земле. Однако не каждое природное явление и не во всех случаях приводит к трагическим последствиям – определенная роль в этом принадлежит и человеку. Поэтому знание причин и возможных последствий природных явлений необходимо для того, чтобы заблаговременно принять профилактические меры и снизить ущерб.

Дежурный отчитывается по готовности и наличию учащихся.

Настрой учащихся на работу

10.02

II. Актуализация знаний

(2 мин)

Ответьте, как вы думаете

— Что такое опасное природное явление?

— Что такое стихийное бедствие?

— В чем разница между понятиями стихийное бедствие и ЧС природного характера?

В течение урока вы подумаете и дадите ответы на эти вопросы

Учащиеся 1 ряда отвечают на 1 вопрос

Учащиеся 2 ряда отвечают на 2 вопрос

Учащиеся 3 ряда отвечают на 3 вопрос

Устный опрос

10.04

III. Изучение нового материала

(28 мин)

План урока:

  1. Землетрясение

  2. Наводнение

  3. Ураганы, бури, смерчи

  4. Оползни, сели, обвалы.

— Запишите в тетрадь тему сегодняшнего урока «Чрезвычайные ситуации природного характера».

Слайд 3. Как вы считаете, что такое землетрясение?

— Запишем в тетрадь это определение.

Слайд 4-7. Землетрясения известны людям с древних времен и многие считали, что это явление – наказание от богов. Что вам известно из истории землетрясений? (Сообщение)

слайда 8

— Землетрясения происходят не во всех частях мира. Они бывают только в определенных районах, которые называют сейсмическими поясами.

Слайды 9-10.

— Последствия любого землетрясения зависят от его силы.

Сила (интенсивность) землетрясения определяется по внешним его проявлениям и измеряется по школе Меркалли в баллах (от 1 до 12)

Переходим к наводнениям

Слайд 11. Как вы считаете, что такое наводнение? Слышали ли где происходили крупные наводнения?

— Запишем в тетрадь это определение.

Слайд 12-14. Кто приготовил сообщение по наводнениям. Прошу выступить.

Слайд 15. Обратимся к карте. Наиболее велика вероятность наводнений в бассейнах рек Амур, Уссури, Зея, Бурея, рек Сибири, рек Северного Кавказа

Знакомятся с темой и вопросами урока

Отвечают.

Записывают в тетрадь определение Выступления учащихся с сообщениями о землетрясениях сопровождаются показом

Смотрят «Карты сейсмически опасных районов».

Отвечают.

Записывают в тетрадь определение Выступления учащихся с сообщениями о наводнениях сопровождаются показом

«Карта России».

Показ презентации, объяснение учителя,

Выступления учащихся

10.20

IV. Физкульт-минутка

(2 мин)

На презентации зарядка для глаз и на движения рук, повороты головы

Выполняют упражнения для снятия усталости

Ураганы

Слайд 16. Как вы считаете, что такое ураган?

— Запишем в тетрадь это определение.

Сообщение учащихся

Буря

Слайд 17. Как вы считаете, что такое буря?

— Запишем в тетрадь это определение.

Сообщение учащихся

Смерч

Слайд 18. Как вы считаете, что такое смерч?

— Запишем в тетрадь это определение.

Сообщение учащихся

Слайд 19.

Наиболее часто ураганы, бури и смерчи случаются в районах Поволжья, Сибири, Урала, Черноморского побережья, Сахалина, Камчатки, в Приморском и Хабаровском краях, Московской, Ярославской и Ивановской областях

Оползни

Слайд 20-21. Как вы считаете, что такое оползни?

— Запишем в тетрадь это определение.

Сообщение учащихся

Сели

Слайд 22-23. Как вы считаете, что такое сели?

— Запишем в тетрадь это определение.

Сообщение учащихся

Обвалы

Слайд 24-25. Как вы считаете, что такое обвалы?

— Запишем в тетрадь это определение.

Сообщение учащихся

Записывают в тетрадь определение Выступления учащихся с сообщениями о наводнениях сопровождаются показом

Записывают в тетрадь определение Выступления учащихся с сообщениями о наводнениях сопровождаются показом

Записывают в тетрадь определение Выступления учащихся с сообщениями о наводнениях сопровождаются показом

Карта Росии

Записывают в тетрадь определение Выступления учащихся с сообщениями о наводнениях сопровождаются показом

Записывают в тетрадь определение Выступления учащихся с сообщениями о наводнениях сопровождаются показом

Записывают в тетрадь определение Выступления учащихся с сообщениями о наводнениях сопровождаются показом

Показ презентации, объяснение учителя,

Выступления учащихся

10.33

V. Закрепление изученного материала

(10 мин)

Презентация с вопросами

(выдать карточки на которых необходимо установить соответствие) Проверка и выставление оценок

Отвечают на вопросы на карточках

Работа с карточками.

Письменные ответы.

10.43

VI. Итог урока (2 мин)

В заключение урока целесообразно сделать следующий вывод: однозначных рекомендаций, приемлемых для всех случаев возникновения чрезвычайных ситуаций, нет. Все они носят общий характер и учитывают наиболее часто повторяющиеся ситуации. Однако, хорошо зная эти рекомендации, каждый человек сможет быстро оценить складывающуюся обстановку, свои возможности и выбрать наиболее рациональный способ поведения для обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих.

Слушают и делают свой вывод

Выступление учителя и учащихся

10.44

VII. Рефлексия

(3 мин)

— В завершении нашего урока прошу ответить на вопросы анкеты:

— В классе есть желающие высказать свое мнение?

— Спасибо за урок! Все свободны.

Отвечают

Самооценка и взаимооценка

10.45

VIII. Домашнее задание

(1 мин)

§ 2.1, 2.2, 2.3 учебника.

Ответить на вопрос: Возможно ли в нашей местности землетрясение, и какой силы.

Записывают в дневники домашнее задание.

infourok.ru

«Здоровый образ жизни». ФГОС. (5 класс).

Конструкт урока ОБЖ

  1. Тема урока: «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

  2. Цель урока: организовать деятельность учащихся по формированию понятия «здоровый образ жизни и  его составляющие»,

  3. Задачи:

  • получить представление необходимости укрепления своего здоровья

  • способствовать развитию навыков здорового образа жизни

  • побудить учащихся к размышлению о состоянии своего здоровья.

  • изучить составляющие здорового образа жизни и их роль в сохранении здоровья человека

  1. 5 класс

  2. Учебник Фролов Основы безопасности жизнедеятельности

  3. Тип урока:. Урок общеметодологической направленности.

Урок усвоения новых знаний

  1. Оборудование: проектор, экран, презентация Microsoft Power Point

  2. Предполагаемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

Умение ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

Инициатива, находчивость, активность при работе в группе.

Умение контролировать процесс и результат учебной деятельности.

Умение самостоятельно ставить цели,

иметь представление об актуальности здорового образа жизни в современном обществе

Теоретическое представление о здоровом образе жизни и его составляющих

Применение изученных понятий в повседневной жизни.

Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни

  1. Структура и ход урока

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые

УУД

1.

Самоопределение к учебной деятельности

2

Приветствует обучающихся, настраивает на работу, проверяет их готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Личностные: самоопределение

2.

Актуализация знаний

4

Эпиграфом нашего  урока являются слова: «Человек – украшение мира».

Вопросы: Как вы считаете, какое отношение имеют это высказывания к теме нашего урока?

Как связаны понятия: «Человек – здоровье – красота»?

Высказывают свое мнение на поставленный вопрос, записывают дату и тему урока в тетрадь.

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: способность к волевому усилию.

Познавательные: умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы, анализ, сравнение.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

3.

Изучение нового материала

15

Предлагается ответить на следующие вопросы:

· Чего вы в первую очередь желаете себе?

· Чего вы в первую очередь желаете своим близким?

· Чего вы никогда не пожелаете своим врагам?

( ЗДОРОВЬЕ)

 Что же такое здоровье? Здоровье — плод воздействия разнообразных факто­ров на уникальную систему природы «человек». Каждый человек должен уметь управлять своим здоровьем с учетом риска заболева­ний и особенностей психологического, физиологического факторов.

Для самостоятельного управления здоровьем каждому необхо­димо уметь создать комфорт души и тела, что достигается опреде­ленным образом жизни, отношением к средствам оздоровления и исцеления от недугов.

Какое определение вы дадите понятию «здоровье»?

Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний или физических дефектов.

Рассмотрим основные компоненты здоровья: нравственное, социальное, физическое.

Скажите, насколько тесно взаимосвязаны компоненты здоро­вья? (Компоненты здоровья тесно взаимосвязаны: если человек здоров физически, но испытывает психологический дискомфорт, он не может чувствовать себя отлично.)

От чего зависит здоровье человека? (Здоровье человека зависит от образа жизни, поведения, образа мыслей.)

Согласитесь ли вы с таким мнением: какова деятельность чело­века, таков и он сам, его природа и его болезни? Докажите свой ответ примерами.

Здоровье — главный дар, данный нам нашими предками и не­расточительно расходуемый нами — ими последователями. Как распорядиться этим бесценным (действительно бесценным — ведь нам он достаётся совершенно бесплатно) даром? Очень важно как можно раньше прийти к выводу и пониманию необходимости со­хранения и умножения своего здоровья, а для этого надо очень ма­ло. Учёные определяют такое стремление как движение в два шага.

1-й шаг — состоит в выборе жизненных установок, определении своих целей в жизни.

2-й шаг — это выбор путей для реализации тех жизненных уста­новок и целей, которые, вы для себя определили в первом случае.

Сложно это? — Да, очень сложно.

Возможно, выполнить это? — Да, возможно.

Надо только запомнить; что главное условие здорового образа жизни — личная заинтересованность человека. Необходимо понять, что ничего в жизни даром не дается. Что результат будет тем луч­ше и выше, чем раньше вы начнёте работать над собой.

Человек — это не просто высокоорганизованная биологическая система, а организм, живущий в определенных общественных ус­ловиях, которые отражаются на физическом и психологическом самочувствии и определяют его нравственные устои.

Образ жизни — показатель, как условия жизнедеятельности че­ловек реализует для своего здоровья. Здоровье человека в 60% зависит от образа жизни, в 20% — от окружающей среды, в 8% — от наследственности.

От рождения человек обладает определенными резервами здо­ровья, а длительность их использования зависит от самого человека (условий поведения, стиля, образа жизни).

При оценке здоровья используют 4 основных критерия:

1 — наличие или отсутствие хронических заболеваний;2 — уровень достигнутого физического и нервно-психического развития;3 — состояние основных систем организма — дыхательной, сер­дечно-сосудистой, выделительной, нервной и т. д.;4 — степень сопротивляемости организма внешним воздейст­виям.

Существует комплекс факторов, определяющих; как здоровье отдельного человека, так и общества в целом.

Какие это факторы на ваш взгляд?

(Социально-экономические, определяемые уровнем развития общества: производство, образо­вание, медицина, характер питания, население, досуг и др.)

Почему в странах с разным уровнем социально-экономического развития показатели здоровья различаются?

Как факторы природной среды (климат местности, раститель­ный и животный мир, космос, уровень солнечной активности) влияют на состояние здоровья? (Влияние этих факторов состоит в распространении определенных заболеваний в определенных гео­графических зонах — рак кожи в зонах с высокой солнечной радиа­цией, зоб (щитовидная железа) — в районах с недостаточным со­держанием йода в воде и т. д.)

С чем связано влияние биологических и психологических фак­торов? (С наследственностью, темпераментом и поведением че­ловека, его телосложением, психологическим складом личности, то есть с тем, что характеризует врожденные свойства и инди­видуальность человека.)

Совершенно верно. Эти факторы определяют условия жизни человека, сказывающиеся на его здоровье.

3.Компоненты здорового образа жизни и их характеристика.

Основными компонентами здорового образа жизни являются:

— достаточная двигательная активность, обеспечивающая су­точную потребность организма в движениях; закаливание, способствующее повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и забо­леваниям;

— рациональное питание, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ (белков, жиров, углеводов), витаминов и микроэлементов;

— соблюдение режима дня с учетом динамики индивидуальных биологических ритмов, гигиена умственного труда;

— личная гигиена;

— грамотное экологическое поведение;

— психогигиена, направленная на формирование умения управ­лять своими эмоциями и профилактику неврастенических состояний

— сексуальное воспитание, профилактика заболеваний, пере­дающихся половым путем;

— отказа от вредных привычек – курения, употребления алкоголя и наркотиков;

— безопасное поведение дома, на улице и в школе, обеспечи­вающее предупреждение травм и отравлений.

Отвечают на вопросы, формулируют вывод, приводят примеры,

делают соответствующие записи в тетради.

Отвечают на вопросы, формулируют вывод, приводят примеры,

делают соответствующие записи в тетради

Отвечают на вопросы, формулируют вывод, приводят примеры,

делают соответствующие записи в тетради

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, поиск и выделение необходимой информации, выполнение действий по алгоритму.

Коммуникативные: построение речевых высказываний, аргументирование своего мнения.

4.

Физпауза

1

Организует физпаузу (гимнастика для глаз)

Повторяют действия за учителем

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем.

5

Первичная проверка понимания

5

Вопросы и задания:

— Что может повлиять на здоровье человека?

— Приведите примеры влияния на здоровье разных социально-экономических факторов.

-Проанализируйте, как социально-экономические факторы влияют на здоровье членов вашей семьи.

-Приведите примеры, как природные, биологические, психо­логические факторы влияют на здоровье.

-Как объясните выражение: «Хочешь иметь у себя здоровье — здоровайся со всеми»?

Отвечают на вопросы, формулируют вывод, приводят примеры.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, поиск и выделение необходимой информации, выполнение действий по алгоритму.

Коммуникативные: построение речевых высказываний, аргументирование своего мнения.

6.

Первичное закрепление

8

Организует работу в группах.

Наблюдает, консультирует, осуществляет коррекцию деятельности обучающихся. Рекомендации по здоровому образу жизни. Учитель предлагает учащимся самостоятельно сформулировать рекомендации и советы по здоровому образу жизни.

                          

Выполняют работу в группах.

ПРИМЕРНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

  • Познай самого себя

  • Содержи свое тело в чистоте.

  • Правильно и сбалансировано питайся

  • Выбирай друзей правильно

  • Содержи свой мир в чистоте.

  • Научись говорить «нет»..

  • Проводи иммунизацию, профилактику заболеваний

  • Если ты чувствуешь себя больным, обратись к врачу, роди­телям.

Личностные: осознание ответственности за общее дело.

Регулятивные: волевая саморегуляция

Познавательные: анализ, синтез, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: умение сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации

7

Рефлексия

5

Организует беседу, связывая результаты урока с его целью.  Учитель: Какое значение для здоровья человека имеет здоро­вый образ жизни? (Здоровый образ жизни является универсальным средством профилактики заболеваний, укрепления и сохранения здоровья.)

От чего зависит состояние здоровья человека? (Состояние здо­ровья зависит от психологического климата в семье, в школе; со­блюдения режима дня, учебы и отдыха; рационального питания, отношения к табаку, алкоголю, наркотикам; соблюдения правил личной гигиены и др.)

Какие выводы можете сделать по теме сегодняшнего урока? (Практика показывает, что у многих людей, в особенности у мо­лодежи, размылось, утратило ценность и цельность представле­ние о здоровье. В сознании же многих людей оно накрепко связано именно с лечением.)

Но ведь лечить можно бесконечно, здоровья это не прибавит!

Между тем здоровье человека, в первую очередь, зависит, пре­жде всего, от условий и образа жизни. Необходимо выработать в себе привычку проявлять элементарную заботу о сохранении здо­ровья, об укреплении и создании его резервов.

Сберечь и увеличить резервы физического и психического здо­ровья людей — означает, без всякого преувеличения, приумножить потенциал могущества страны.Учитель отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

Учитель диктует и комментирует домашнее задание.

Высказываются о результатах своей деятельности на уроке, отвечают на вопросы позволяющие обобщить пройденный материал, говорят о своих впечатлениях и своем эмоциональном состоянии.

Записывают домашнее задание в дневник.

Личностные: адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.

Регулятивные: самооценка

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения.

Список использованной литературы:

1. Закон РФ «Об образовании»

2.Латчук В. Н.,  Марков В. В., Миронов С. К,  Вангородский С. Н. Основы безопасности жизнедеятельности

Использованные Интернет ресурсы:

1. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588

2.. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2659

infourok.ru

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЖ. 5 КЛАСС.

Урок № 1.

Город как среда обитания

Класс: 5

Тема: Город как среда обитания

Продолжение учебного занятия: 40 минут

Тип учебного занятия: Лекция

Цели и задачи учебного занятия:

  • Обучающая: Получить представление об основных источниках опасности в городе.

  • Развивающая: Развивать аналитические навыки.

  • Воспитывающая: Формировать чувство ответственности за безопасную жизнь в городе.

Оборудование: класс и мультимедийный проектор, стационарный компьютер.

Дидактические материалы: мультимедийная презентация «Город как среда обитания», учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-х классов общеобразовательных школ под общей редакцией В.В. Полякова – Дрофа, 2012

Ход учебного занятия

I этап учебного занятия: приветствие

Цель

Задачи

Длительность

Настроить на восприятие нового материала

5 минут

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Обращение учителя к ученикам: Здравствуйте! Садитесь. Сегодня у нас с вами первый урок по новому для вас предмету «Основы безопасности жизнедеятельности.

Мы научимся: распознавать опасности и предвидеть их последствия; избегать опасностей и грамотно действовать, если избежать опасной ситуации невозможно; а главное – самим не создавать опасных ситуаций

Счастливого вам пути к познанию мира, себя в нем, к здоровью и здоровому образу жизни!!!

Приветствуют учителя

Слушают учителя

II этап учебного занятия: определение темы и постановка цели урока («мозговой штурм»)

Цель

Задачи

Длительность

В игровой форме определить тему урока.

Поставить перед учащимися цель урока

Сориентировать и настроить учащихся на работу в течение всего урока

3 минуты

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Для того, чтобы вы поняли о чем пойдет сегодня речь, отгадайте небольшой кроссворд

Не живая, а идет;

Неподвижна, а ведет. (Дорога)

Стою я с краю улицы

В длинном сапоге –

Чучело трехглазое

На одной ноге. (Светофор)

На проезжей части,

Неизвестной масти.

Всяк ногами ее топчет,

А она молчит не ропщет. (Зебра)

На двух колесах я качу,

Двумя педалями кручу,

За руль держусь, гляжу вперед.

И вижу – скоро… (Поворот)

Чего ни в комнате,

ни на улице не увидишь? (Воздух)

Слушают учителя

Отгадывают кроссворд

Слушают учителя

Отгадывают кроссворд

Итак! Сегодня, как вы уже догадались, мы поговорим о городе, так как город – место жительства для большинства из нас, наша малая Родина, которую мы с вами должны беречь и сохранять.

Дети записывают в тетрадях тему урока

III этап учебного занятия: изучение нового материала

Цель

Задачи

Длительность

Ознакомить учащихся с источниками и зонами опасности современного города

Научить предвидеть и объяснять причины опасностей

Воспитать серьезное отношение к великому богатству каждого – жизни и здоровью

27 минут

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Учитель читает стихи С.В.Михалкова:

Где ты живешь? Где построен твой дом?

И хорошо ли ты с домом знаком?

Ты нам ответишь: «Живу я в квартире, номер ее 324.

Дом – на Садовой, рядом кино.

Все что кругом мне знакомо давно».

— Дом на Садовой? Этого мало,

Город нам свой назови для начала.

Город назвал – расскажи, что кругом:

Все, что кругом – это тоже твой дом.

— Город стоит на на широкой реке,

А за рекой виден лес вдалеке.

Тянутся к лесу сады и поля.

Очень красивая наша Земля!

— Ну, а страна где? Сумеешь ответить?

— Как и все страны – на нашей планете.

Понял, дружище? Вот он какой –

Самый, прекрасный, большой-прибольшой

Мир, где учиться тебе и расти.

Строить, бороться, искать и найти.

Слова учителя: Наш общий дом – это планета Земля. Если посмотреть внимательно на карту можно увидеть множество крупных городов, разбросанных по всей планете. Сейчас крупные города называют мегаполисами.

А знаете ли вы когда появились первые города?

Первое упоминание о городах относится к 4-3 тысячелетиям до нашей эры. Это Вавилон, Мемфис и Фивы в Египте, Спарта и Афины в Греции. Первое упоминание о городах относится к 4-3 тысячелетиям до нашей эры. Это Вавилон, Мемфис и Фивы в Египте, Спарта и Афины в Греции

Так что же такое — город? Как вы думаете?

Город – это населенный пункт, жители которого, как правило, не занимаются сельским хозяйством.

Как вы думаете, что привлекает современного человека в городской жизни?

  • В городах для удобства человека к жилым домам подводятся вода, газ, электричество;

  • В городах существует целая сеть торговых организаций;

  • Городской транспорт обеспечивает передвижение людей в необходимые для них районы;

  • Создана система учебных заведений различного уровня;

  • Население обслуживают медицинские учреждения;

  • Действует система культурных, научных и спортивных учреждений;

  • Созданы службы для обеспечения безопасности населения.

Сейчас мы с вами заполним таблицу (Раздаточный материал) «Жизнеобеспеченность человека в городе и на селе» и попытаемся сделать вывод — кто больше всего зависит от слаженности работы всех систем жизнеобеспечения городской житель или сельский?

Слова учителя: Так какой вывод мы можем сделать?

Город создает благоприятные условия для жизни и жизнедеятельности человека, но многофункциональные системы жизнеобеспечения несут в себе определенную опасность для городского жителя и требуют от него особенного поведения, обеспечивающего его безопасность

Чтобы система работа слажено, существуют определенные правила поведения для всего населения города. Нарушение этих правил несет за собой возникновение опасных ситуаций для жизни и здоровья человека. (работа с презентацией)

Давайте разберемся, с какими опасностями чаще всего встречаются горожане.

1. Ситуации, связанные с нарушением правил дорожного движения

2. Ситуации, связанные с нарушением правил пожарной безопасности

3. Ситуации, связанные с нарушением мер общественной безопасности и общественного порядка

4. Ситуации, связанные с нарушением правил пользования различными бытовыми приборами, газом и электричеством

5. Ситуации, связанные с различными природными явлениями

Слова учителя: Вспомнив о некоторых основных опасностях в городе, какой вывод мы можем с вами сделать?

Вывод: Постоянное соблюдение правил безопасности жизнеобеспечения при использовании всех благ обеспечивают безопасность человека в городе

Давайте попытаемся найти на рисунке десять признаков опасных ситуаций в городе. Какие, по-вашему, меры предосторожности следует принять, в каждом конкретном случае, чтобы люди не попали в беду?

Слушают учителя

Дети пытаются ответить на поставленный вопрос

Дети пытаются ответить на поставленный вопрос

Дети пытаются ответить на поставленный вопрос

Дети слушают учителя

Дети заполняют таблицу

Дети пытаются сформулировать ответ на поставленный вопрос учителя

Дети называют опасные ситуации в городе

Дети пытаются сформулировать ответ на поставленный вопрос

Дети пытаются сформулировать ответ на поставленный вопрос

IV этап учебного занятия: заключительный. подведение итогов

Цель

Задачи

Длительность

Подвести итог занятия, закрепить усвоенные знания, выставить оценки за ответы с места.

Поставить задачи на следующий урок.

Дать домашнее задание.

5 минут

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Слова учителя: Для жизнестойкости в городской среде человек должен быть подготовлен к вероятным экстремальным ситуациям, уметь предвидеть и предотвратить их, знать источники и зоны повышенной опасности Знание и учет зон повышенной опасности позволяет прогнозировать развитие возможных экстремальных ситуаций, предусмотреть соответствующие правила поведения и обеспечения своей безопасности. Знание особенности городской среды, умение строить свое поведение в соответствии с обстоятельствами должны стать достоянием каждого из вас. Закончим урок Правилами, сформулированными Яцеком Палкевичем: предвидеть опасность, по возможности избегать ее и при необходимости – действовать.

Ну, а теперь домашнее задание: Прочитать первый параграф вашего учебника страницы 4-10.

  1. Завести новую тетрадь под названием «Мой дневник безопасности» .

Слова учителя: Впереди у нас с вами еще много встреч. Берегите себя!

Слушают учителя, после чего записывают домашнее задание.

Дети записывают домашнее задание в тетрадь и прощаются с учителем

infourok.ru

Вводный урок по ОБЖ, 5 класс

Опасностей вокруг нас хватает.

Наша задача: знать, уметь избегать и правильно действовать при их возникновении.

А можете ли вы предположить, какие темы изучает предмет ОБЖ?

А вот сейчас вы и узнаете темы, которые вы будете изучать! Но для этого вам нужно будет отгадать загадки. И по загадкам определите тему.

Шипит и злиться,

Воды боится.

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает. (огонь)

Вот так мошка –

Осиновая ножка!

На стог села –

Все сено съела. (спичка)

О чем мы будем говорить?! пожар

Тема: Пожарная безопасность

Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь.

Я машинам помогаю

И тебе хочу помочь. (светофор)

Не живая, а идет;

Неподвижна, а ведет. (дорога)

О чем здесь пойдет речь!?

Тема: Правила дорожного движения

Зимнее стекло

Весной потекло. (лед)

Два брата родных:

Одного всякий видит,

Да не слышит,

Другого все слышат,

Да не видят. (молния, гром)

О чем здесь речь!?

Тема: Погодные явления. ЧС природного характера

Сейчас очень много создают для вас обучающие серии мультфильмов, программы, которые учат вести себя правильно.

А можете ли вы назвать эти мультфильмы?

— «Азбука безопасности»; смешарики

— «У Лукоморья»;

— «Аркадий Паровозов»;

— «Спасик и его друзья»;

— «Уроки тетушки Совы»

Чтобы всегда быть готовым к встрече с любыми трудностями и делать как можно меньше ошибок, существуют правила ОБЖ.

Как вы думаете, какие это правила?

Вашему вниманию предлагаются Главные правила ОБЖ!

Правило 1.

Изучай виды и причины опасностей.

Правило 2.

Учись предвидеть опасные ситуации.

Правило 3.

Не допускай опасных ситуаций, избегай их.

Правило 4.

Не пугайся и не паникуй в сложных ситуациях.

Правило 5.

Столкнувшись с опасностью, действуй обдуманно и решительно.

Правило 6.

Обращайся за советом к родителям и специалистам.

Правило 7.

Выбирай самый безопасный способ действия.

Правило 8.

В трудной ситуации борись за себя.

А вот на последнее правило я хотела бы вам прочитать притчу «Две лягушки и горшок молока».

Однажды две лягушки свалились в горшок с молоком и стали тонуть. Тонуть им, конечно, не хотелось, тогда они стали барахтаться что есть мочи. Но у этого глиняного горшка были очень высокие скользкие стенки и лягушкам оттуда никак не выбраться.

Одна из лягушек поплавала немного, побарахталась и думает: «Все равно мне отсюда не выбраться. Зачем же я буду напрасно барахтаться? Только мучиться зря, лучше сразу утонуть».

Подумала она так, перестала барахтаться – и утонула.

А вторая думает: «Нет, утонуть я всегда успею. Это от меня не уйдет. А лучше я еще побарахтаюсь, еще поплаваю. Может быть, что-нибудь и выйдет».

Но только все зря. Как ни плавай – все бесполезно. Горшок маленький, стенки скользкие – никаких шансов.

Но все-таки она не сдается, не унывает. «Ничего, — думает, — пока силы есть, буду стараться. Я ведь еще живая, значит, надо жить. А там – что будет!».

И вот из последних сил борется храбрая лягушка со своей лягушачьей смертью. Уж вот она и сознание стала терять, захлебываться. Уж вот ее ко дну тянет. А она и тут не сдается и продолжает лапками работать. Дрыгает лапками и думает: «Нет! Я так просто не сдамся!».

И вдруг чувствует, что под ногами у нее уже не молоко, а что-то твердое, что-то такое крепкое, надежное, вроде земли. Удивилась лягушка, посмотрела и видит: никакого молока в горшке уже нет, а стоит она, лягушка, на комке масла.

«Что такое? – думает лягушка. – Откуда взялось здесь масло?».

Удивилась она, а потом догадалась: ведь это она сама лапками своими из молока твердое масло сбила.

«Ну вот, — думает лягушка, — значит, я хорошо сделала, что сразу не утонула».

Подумала она так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к себе домой.

Как вы думаете, в чем смысл данной притчи?!

Мораль:

Никогда не сдавайся и не опускай руки! Какими бы ни были обстоятельства, выход всегда есть и иногда очень неожиданный. Побеждает тот, кто не сдается.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Конспект урока по ОБЖ в 5 классе на тему «Питаемся правильно»

Конспект урока ОБЖ в 5 классе на тему

«Питаемся правильно»

Цель: познакомить учащихся с основами рационального питания, раскрыть

значение питания для здоровья человека.

Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с основами рационального

питания, исследовать питание с точки зрения рациональности,

сбалансированности по составу белков, жиров и углеводов.

Развивающая: развитие логического мышления и умения анализировать

рацион питания, развитие умения обобщать материал по данному вопросу,

делать выводы, развитие умения работать с литературой.

Воспитательная: формирование позитивного отношения к собственному здоровью.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Техническое  оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор.

Формирование УУД:

Личностные:

  • Формирование понимания ценности здорового образа жизни

  • Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;

  • Определять свое место, степень участия, активности на уроке.

Метапредметные:

  • Извлекать информацию из учебного текста;

  • Получать новую информацию на основе анализа иллюстративной информации;

  • Умение сравнивать, делать выводы;

  • Организовывать самостоятельную деятельность в парах, группах;

Предметные:

  • Формирование убеждения в необходимости вести здоровый образ жизни;

  • Знание и умение применять правила питания в жизни.

Ход урока

  1. Самоопределение к деятельности

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Проверим, всё ли на партах в порядке: готовы ли к работе ручки, тетрадки?

Настраиваемся на рабочий лад.

  1. Актуализация знаний

Учитель:

— Мы говорим друг другу: «Здравствуйте, доброго вам здоровья. Здравствуйте! Здравие! Здорово! Здоровье!

— Какой смысл мы вкладываем в эти слова?

Ответы: (желаем здоровья всем и каждому).

-Так что же такое здоровье? Здоровый образ жизни?

— Какого человека можно назвать здоровым? Давайте попробуем составить образ здорового человека.

Ответы детей:

(редко болеет; долго живёт; счастливый; закалённый; трудолюбивый; отзывчивый; добрый; питается здоровой пищей; красивый; весёлый; крепкий; стройный; подтянутый; ловкий; любит физкультуру; принимает витамины; соблюдает правила дорожного движения; делает зарядку; не курит, не пьёт; редко смотрит телевизор, не ест много сладкого; не сидит долго за компьютером; соблюдает режим дня; ест лук, чеснок, мёд).

Учитель:    Вот мы и составили вместе образ здорового человека. А как же сохранить здоровье? 

ПРИТЧА.

Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

Так вот — в наших руках наше здоровье.

Учитель:

— Здоровье — самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только один организм, и если мы с легкостью можем заменить испортившуюся вещь, то заменить свой заболевший организм человек не в силах.

Мы должны бережно относиться к своему здоровью, постоянно заботиться, чтобы на долгие годы оставаться здоровыми.

— А какие составляющие здорового образа жизни вы знаете?

— Что подразумевает здоровый образ жизни?

Ответы:

Здоровый образ жизни. Его составляющие:
  • физическая активность

  • правильное питание

  • отказ от вредных привычек

  • режим дня

  • полноценный сон

  • личная гигиена

  • закаливание

  • позитивный эмоциональный фон

  1. Активизация учебной деятельности.

АНКЕТА «ПРАВИЛЬНО ЛИ ВЫ ПИТАЕТЕСЬ?»

Здоровый образ жизни – это не только зарядка, закаливание, занятия спортом, а еще питание, потому что «мы – это то, что мы едим». Эта поговорка кратко отражает суть проблемы. Проблемы излишнего веса, нервных заболеваний, различных кожных высыпаний, заболеваний желудочно-кишечного тракта возникает только у тех, кто питается неправильно.

Попробуйте узнать о себе больше.

  1. Употребляете ли вы в пищу свеклу, морковь, капусту?

А) всегда, круглый год – 5 баллов

Б) иногда, когда заставляют – 2 балла

В) никогда – 0 баллов.

2. Сколько раз в день вы едите?

А) 4-6 раз – 5 баллов

Б) 3 раза – 3 балла

В) 2 раза – 0 баллов

Г) 8-7 раз, сколько захочу – 0 баллов.

3. Вы употребляете в пищу овощи и фрукты?

А) ежедневно, несколько раз – 5 баллов

Б) 2-3 раза в неделю – 3 балла

В) очень редко – 1 балл

Г) никогда – 0 баллов.

4. Когда и что вы едите на ночь?

А) мясо с гарниром в 9 часов – 1 балл

Б) кашу молочную в 9 часов – 2 балла

В) стакан кефира или молока в 9 часов – 5 баллов

Г) ем, когда захочу и что захочу, до 11 часов – 0 баллов.

5. Употребляете ли вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп?

А) иногда петрушку и укроп в супе, салате – 1 балл

Б) лук и чеснок не ем никогда – 0 баллов

В) все это употребляю ежедневно в небольшом количестве – 5 баллов

Г) ем иногда, или когда заставляют – 2 балла.

Подсчитывается количество баллов.

  • Если вы набрали 13-15 баллов, то вы достаточно употребляете в пищу овощей и фруктов, у вас правильный режим питания.

  • Если вы набрали 9 – 12 баллов, то это означает, что вы не занимаетесь своим здоровьем, едите, когда и что придется. Но у вас дома об этом заботится кто-то другой, так что вы достаточно правильно питаетесь.

  • 0 – 9 баллов. Вам нужно задуматься о своем питании, как о режиме, так и о рационе. Чем быстрее вы этим займетесь, тем лучше будет ваше здоровье.

Отгадывание загадок

— Ребята, давайте отгадаем вкусные загадки? И среди ответов выберем только полезные продукты.

Все мы — сыновья картошки,

Но для нас не надо ложки.

Мы хрустим, хрустим, хрустим,

Угостить ребят хотим. (Чипсы)

 

В кухне целый вечер скрежет —

Это мама свеклу режет,

И морковку, и картошку,

И огурчиков немножко.

Майонезом все зальет —

То-то будет вкусно!

И готова в Новый год

Славная закуска. (Салат, винегрет)

 

И уха он, и бульон,

Щи, рассольник — тоже он.

Он гороховый, капустный

И, конечно, очень вкусный. (Суп)

 

Я готовлюсь на кострах,

Иногда в глуши лесной.

Жарюсь там на шампурах,

Вкусный, сочный и мясной. (Шашлык)

Прицепились к паровозу

Вкусные вагончики.

Каждый ароматен, розов,

Сочные батончики.

Все мясные, в толстой шкурке,

И вчера достались Мурке. (Сосиски, сардельки)

 

Терпкой горечью приправит

Шашлыки на ужин.

И здоровье тем поправит,

Кто лежит простужен.

Хоть спина огнем горит,

Вылечит она бронхит. (Горчица)

 

Вот ромашка в сковородке,

Только это не цветок.

Желтый круг у ней в середке

Называется желток.

А белок идет вокруг.

Ну-ка съешь ее, мой друг! (Яичница)

 

Мы на хлеб его намажем

И добавим к разным кашам.

Им мы каши не испортим —

Поговорка вторит всем.

Коль его добавим в тортик,

То получим сдобный крем. (Масло)

Бабушка достанет банку

С гречкой, рисом или манкой.

Вскипятит потом бабуля

С молоком крупу в кастрюле.

Ешьте, ешьте утром, дети,

Лучшую еду на свете! (Каша)

 

Бабушка наварит внукам

Суп с морковкой, свеклой, луком.

Внуки скушают прекрасно

Со сметаной супчик красный. (Борщ)

 

Масло я на хлеб кладу

И дырявую еду.

Чем в ней больше круглых дыр,

Тем богаче будет пир.

Вот кусочек — красота –

Желтый, твердый, нежный.

Это мышкина мечта!

И моя, конечно. (Сыр)

 

Мы порой как будто ушки,

Бантики, рожки, ракушки.

Любят взрослые и дети

И колечки, и спагетти.

А добавь в нас тертый сыр –

Будет настоящий пир. (Макароны)

Он на грядке у бабули

Рос зелененьким в июле.

В Новый год его бы надо

Нам достать из маринада. (Огурчик)

 

В крупных шишках нас найдете

На сосне сибирской.

Нас пощелкайте — нальетесь

Силой богатырской!

(Кедровые орехи)

 

Он ржаной бывает, минский,

дарницкий и бородинский.

В булочной его ищи.

С ним так вкусно есть борщи! (Черный хлеб)

 

Он батоном иль буханкой

Нас накормит спозаранку.

С ним и тост, и бутерброд

Так и просятся к нам в рот.

(Белый хлеб)

 

В последнее время на полках магазинов в России мы всё чаще видим продукты  иностранного происхождения, кока-кола, йогурты, гамбургеры, чисбургеры, хот-доги, пицца, шаурма, сэндвичи. Так называемый фастфуд, что в переводе с английского обозначает блюдо быстрого приготовления.

Теперь и в нашей стране появились целые сети производств по приготовлению быстрой пищи. Да, эти продукты вкусные, имеют аппетитный вид, ароматный запах, но употребление их в пищу может привести к необратимым последствиям. Внимание на экран.

Просмотр видеоролика: Вся правда о фастфуде, 2 мин.

Обсуждение вопросов:

Как готовится еда в уличных условиях? Кто её готовит? Чем грозит применение такой пищи?

  1. Постановка учебной задачи

Ребята, давайте попробуем сформулировать тему урока. Выполнив задание, вы узнаете полезный совет.

КОНКУРС «ЧАСТОКОЛ»

Разбери частокол, начиная с самой высокой буквы до самой маленькой и прочитай полезный совет.

и о п а ля вт нр п а и с й ь

Питайся правильно.

Ответы детей.

— Речь на нашем уроке пойдёт о правильном (рациональном) питании.

— А теперь давайте поставим цели урока (ставят цели)

А что бы вы хотели узнать на уроке?

Проблема: Как нужно питаться, чтобы прожить долго и счастливо?

Проблемный вопрос: Какие питательные вещества необходимы организму для полноценного развития?

5. Работа с учебником, с.16.

— Обсудим вместе и ответим на вопрос «Что такое правильное (рациональное питание)? Сверим свои ответы с текстом.

6.Работа в группах.

Каждая группа рассказывает об одном из золотых правил питания.

1 группа рассказывает об умеренности в еде.

2 группа рассказывает о сбалансированном питании.

Жиры входят в состав клеток и тканей организма. Представляют собой источник энергии, входят в продукты: шоколад, масло, орехи, сало.

Белки служат материалом для построения клеток и тканей организма. Источники белка: мясо, рыба, яйца, хлеб, картофель, фасоль, горох, молоко.

Сообщение ученицы о витаминах.

Учитель.

— Кроме белков, жиров и углеводов организму человека необходимы минеральные вещества и вода.

Минеральные вещества – служат структурными компонентами зубов, мышц, клеток крови и костей. Минеральные вещества организм получает с пищей.

Вода — один из наиболее важных компонентов человеческого организма, составляющий 2/3 его массы. Суточная норма потребления жидкости около 2 литров.

3 группа рассказывает о разнообразии питания.

4 группа рассказывает о соблюдении режима питания.

Учитель.

— Да, ребята, здоровое питание — это ограничение жиров, соли, значительное увеличение в рационе фруктов и овощей, круп, изделий из муки грубого помола, а источником белков должны служить бобовые, нежирные молочные продукты, рыба, постное мясо. Оно необходимо для нормального роста и развития организма.

А принципами рационального питания являются:

  • умеренность

  • сбалансированность

  • четырёхразовое питание

  • разнообразие

  • биологическая полноценность

7. Самостоятельная работа. Работа со схемой на с.17.

Ответ на вопрос : «Какие бывают углеводы?»

8.Супер физкульминутка с использованием видео

(http:// videouroki.net).

9. Работа с рабочей тетрадью для школьников «Разговор о правильном питании»

Учитель.

— Какие продукты можно и нужно есть каждый день?

— Какие продукты можно есть каждый день в небольших количествах или не каждый день?

— Какие продукты не следует есть часто?

10. Просмотр видеоролика «Что такое рациональное и здоровое питание?». Рассказывают Марьяна Вохидова, корреспондент видеожурнала «Говорит эксперт», и физиолог Мария Бутузова, специалист по питанию оздоровительным программам консультативно-образовательного центра «Путь к здоровью»

1-й вопрос

–Какую функцию выполняют в организме углеводы?

Для работы всех органов нужна энергия. Самым лёгким источником энергии являются углеводы. Они могут откладываться до 600 г в печени и мышцах. Этого запаса хватает на сутки.

2-й вопрос

– Назовите продукты, богатые углеводами.

Углеводов много в таких продуктах, как картофель, изюм, шоколад, мёд, гречневая и овсяная крупы, мучные и макаронные изделия.

3-й вопрос

«Какую функцию выполняют белки в организме? Перечислите белковые продукты?»

Поскольку клетки тела постоянно обновляются — строятся и перестраиваются, — они нуждаются в строительном материале. Основными

« кирпичиками» служат аминокислоты, которые получены в результате расщепления белков. Для « строительных работ» растущему организму в сутки необходимо около 100 г белка (для сравнения: в одном курином яйце содержится 13 г белка), Продукты, богатые белками — это мясо, рыба, творог, яйца, горох, фасоль, хлеб, орех.

4-й вопрос

— « Какова функция жиров в организме?»

Жиры, как и углеводы. Являются источником энергии. Но жиры расходуются тогда, когда человеку требуются.

5-й вопрос

–Объясните такой факт. Почему нормальное развитие человека невозможно без витаминов?

Известно около 30 витаминов. Каждый витамин выполняет в организме определённую задачу. В организме большинство витаминов не вырабатывается, они попадают туда только вместе с пищей.

Недостаток витаминов вызывает нарушения обмена веществ. Много витаминов содержится в овощах. Всем нам необходимо съедать хотя бы два вида овощей в день. Один должен снабжать нас витамином А, другой – витамином С. Витамин А улучшает зрение, способствует образованию здоровой кожной ткани, росту организма и помогает бороться с инфекциями, он укрепляет дёсны, зубы и кости. Если вы едете жёлтый или оранжевый овощ, он богат витамином А. Этот витамин содержится также в печени, яйцах, сливочном масле, молоке.

Витамином С насытят нас капуста, зеленый перец, цветная капуста, апельсины, зеленый лук, шиповник, абрикос, клюква.

11. Самостоятельная работа и самоповторение

В вашем возрасте, для того, чтобы в достаточном количестве получать все необходимые питательные вещества, необходимо питаться 4 раза в день: завтрак, обед, ужин, полдник. (спросить у ребят)

Завтрак – 25 % , обед 50%, полдник – 10 % и ужин – 15 % от общего количества приема пищи.

А какие правила питания вы знаете?

Цветок рационального питания (работа в парах)

  1. Подумайте, какие правила рационального питания вы знаете.

  2. На лепестке цветка напишите эти правила.

  3. Прикрепите лепесток на доску (по команде учителя) и защитите свои правила.

Дети вывешивают лепестки на доску, проговаривая о правилах питания.

Рекомендации:

  • В питании всё должно быть в меру;

  • Пища должна быть разнообразной;

  • Еда должна быть тёплой;

  • Тщательно пережёвывать пищу;

  • Есть овощи и фрукты;

  • Есть 3—4 раза в день;

  • Не есть перед сном;

  • Не есть копчёного, жареного и острого;

  • Не есть всухомятку;

  • Меньше есть сладостей;

  • Не перекусывать чипсами, сухариками и т. п.

Обобщение

В вашем возрасте, для того чтобы в достаточном количестве получать все необходимые питательные вещества, необходимо питаться 4 раза в день: завтрак, второй завтрак, обед и ужин. Конечно, ваше питание зависит от семейных традиций, но многое определяете и лично вы. Старайтесь употреблять в пищу больше свежих овощей и фруктов, не злоупотребляйте сладостями. Для того чтобы пища, которую вы потребляете, шла на пользу, необходимо соблюдать ряд общепринятых правил.

Первое из них – относиться к еде с уважением и ответственностью. Во время приёма пищи не следует смотреть телевизор или слушать радио.

Каждый кусок желательно пережёвывать очень тщательно, делая не менее 30 жевательных движений. Самые тонкие ароматы пища выделяет вследствие длительного пережёвывания. Чем тщательнее пища пережёвывается, чем дольше слюна воздействует на пищу, тем лучше желудок будет подготовлен к перевариванию.

Не следует садиться за стол возбуждённым или усталым.

Следующее правило – питаться по возможности разнообразно и не переедать. Человек должен есть достаточно и не страдать от голода, но помнить, что переесть гораздо опаснее, чем недоесть. Воду и соки лучше пить за 15-20 мин до еды. Если во время еды и после неё пить, то пищевые соки разбавляются, пищеварение замедляется.

12.Рефлексия «Всё в твоих руках»

Педагог:

На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец — это какая — то позиция, по которой надо высказать своё мнение, закрасив пальчик в соответствующие цвета.

Большой — красным — для меня тема была интересной и важной.

Указательный — жёлтым — узнал много нового.

Средний — зелёным — я постараюсь выполнять все советы, чтобы быть здоровым

Безымянный – синим – мне было неинтересно, эта тема для меня не важная.

Мизинец – фиолетовым – обязательно расскажу родителям, как беречь здоровье.

(Дети работают самостоятельно).

13.Подведение итогов.

Педагог:  Вот и подошло к концу наше путешествие. Продолжительность жизни измеряется годами, а её качество – здоровьем. Быть здоровым – желание любого человека. Это желание исполнится, если человек будет соблюдать все правила, о которых мы рассказали. Желаю вам счастья, отличных отметок,  крепкого здоровья, бодрости и хорошего настроения. Будет здоровье и всё в жизни сложится просто замечательно!

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *